Агрессия – лечение, проявление, виды и причины агрессии

Агрессия. Причины, формы проявления и профилактика агрессии у детей, подростков и взрослых

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко.

Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Причины агрессии

Боль

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу тем большую жестокость, чем сильней вызванные у них болевые ощущения.

«Психологическая боль» – это, конечно, то же самое мы называем «фрустрацией». Боль усиливает агрессивность также и у людей.

Многие из нас могут вспомнить подобные реакции, которые у нас вызвал неожиданный и сильный ушиб или мучительная головная боль. Берковиц

сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

Жара

На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Изменение климата могут влиять на поведение.

Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара. Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни.

Обратите внимание

В жаркую погоду повышается вероятность совершения преступлений, связанных с насилием. Наибольшее количество преступлений,

связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Однако надежных доказательств того, что между температурой и агрессией существует прямая зависимость нет. Возможно, в горячие летние вечера людей тянет на улицу, где они могут подвергнуться влиянию факторов группового взаимодействия.

Атакующее поведение

Поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Теснота

Тесното-субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессочным фактором. Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Несомненно, что в компактно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений

и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

Возбуждение

Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение действительно усиливает эмоции. Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга.

На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг. Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение.

При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

Алкоголь

Стимуляторы оказывают мощное воздействие на поведение людей, совершающие преступления с применением насилия, часто находятся в этот момент под влиянием алкоголя.

Даже небольшая доза алкоголя ведет к повышению агрессивности. Тэйлор и Гаммон обнаружили, что незначительные дозы (15 г. на каждые 16 кг веса тела) сдерживают агрессию, в то время как большие дозы (50 г.

на каждые 16 кг веса тела) способствуют ее проявлению.

Формы проявления агрессии

Форм проявления агрессии достаточно много. Вот некоторые из них:

Раздражение – это переживание при недостатке ресурсов для реагирования или понимания ситуации, неясность объекта, на который агрессия направлена. Энергия и напряжение растёт, но пока не переходит в действие.
Злость – активность по удовлетворению потребности направленная на объект контакта или потребности. Это контактная энергия, направленная на уменьшение дистанции, удовлетворение потребности или укрепление границ.
Ярость – это недифференцированное агрессивное состояние в состоянии слияния, когда нет направления, контакта и контроля. Она относится к незрелым, аффективным реакциям, то есть характерна для раннего детского возраста, когда эмоции бурные, неуправляемые и обращены к кому-то сверхценному, сверхзначимому, всемогущему.
Ненависть– аффективная реакция. Основная задача заключается в разрушении, причем себя или внешний объект не так важно.
Досада – это злость, перемешанная с болью. Форма агрессии характерная для переживания утраты, для чего-то, что осталось в прошлом.

Непрямые способы выражения агрессии:

Вина – обращение агрессии на себя с передачей ответственности другому. Вина опирается на мораль (поиск правого и неправого). И тогда, если есть вина, то есть какая-то правота у кого-то другого. И тогда если он прав, пусть за все и отвечает.
Обида – блокировка агрессии, признанием важности и ценности человека, на которого агрессия направляется. В поэтичном варианте, обида – это злость остановленная любовью. В восточной философии обида – это иньский гнев, т.е. женский способ злиться.
Зависть – сложная социальная комплексная эмоция, включающая в себя злость, интерес и стыд.
Скука – блокировка осознавания агрессии, способ решения проблемы размещения агрессии путем игнорирования самого чувства, затея энергозатратная, поэтому субъективно переживается как рассеянность и упадок сил.
Депрессия – заблокированная, подавленная агрессия высокой интенсивности (ярость, ненависть, злость).

Агрессия у детей

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность.

Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля.

Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.
С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.
В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Подростковая агрессия

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.

Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии – аутоагрессия – это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

На фактор полового созревания мы повлиять не сможем никак, так что придётся принять его как есть, помните “избежать проявления подростковой агрессии в период полового созревания нельзя, но можно и нужно постараться минимизировать последствия сейчас, при этом постараться добиться этой минимизации без последствия в будущем”, иными словами бороться с агрессией у подростков с помощью Вашей агрессивного поведения нельзя однозначно, это приводит к тому, что он замыкается и начинает агрессию против себя и в дальнейшем приводит к взрослению крайне агрессивных личностей.

Важно

Второй фактор – это взросление, не готового к взрослой жизни подростка выраженных в крайне противоречивых пониманиях, с одной стороны он хочет самостоятельности, с другой он крайне боится её, не готов к ней, из за этого в его мозгу возникает огромное количество противоречий, разобраться в которых не в состоянии не только он, но даже профессиональные психологи не могут выяснить все тонкости процесса. В этот момент главное не отдалится от подростка, терпеть, терпеть и ещё раз терпеть, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как с взрослым, в том числе о серьёзных вещах.

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.

Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством в классе.

С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Профилактика агрессивного поведения детей и подростков

Особое место следует уделять формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлечение к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т.д. (младший школьный возраст).

Развитие ребенка осуществляется в деятельности. Необходимо создать возможность подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых (средний школьный возраст).

Это различные виды социально признаваемой деятельности – трудовая, спортивная, художественная, организаторская и т.д.

Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение детей. Важно признать необходимость поиска путей решения. Например, “Я вижу, это действительно важно для тебя. Когда ты успокоишься, мы вместе все обсудим. Я тебе помогу”.

Старайтесь отмечать положительные и интересные стороны своего ребенка, не концентрируйте свое внимание только на отрицательных моментах. Прислушивайтесь к чувствам детей, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков.

Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние. Для детей важно, что их чувства уважают и они естественны: злиться может любой человек. Агрессия – это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии.

Задача родителей – направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками.

Совет

Чтобы пройди трудный возраст, при этом постараться уменьшить потери, необходимо приложить максимум терпения, любви, нежности, понимания, признания прав и свобод подростка, но в тоже время не давайте ему сесть Вам на шею. Разговаривайте с ним на равных, будьте его другом, помните, если Вы сейчас отдалитесь от него, сблизится потом будет крайне трудно.

Читайте также:  Конгруэнтность это в психологии, общении, математике, физике

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5008

Вербальные и невербальные признаки агрессии у больных – Освобождение

Больные на практике могут представлять реальную опасность для медицинского и обслуживающего персонала.

  Правда агрессивные поступки совершают не только сами пациенты, кроме этого на это способны их родственники. В типичных случаях такому негативному поведению предшествует вербальное выражение угрозы расправы.

Которое наглядно демонстрирует готовность к совершению агрессии в отношении врача или медсестры.

В целом по таким проявлениям  не сложно определить будущие намерения, однако замешательство, недопонимание ситуации и не правильная реакция могут послужить провоцирующим фактором.

Раннее определение проявлений возможной агрессии  необходимое условие эффективной профилактики опасных инцидентов. Отдельно следует рассмотреть причины и признаки алкогольной агрессии, например здесь.

Также следует учитывать, что запах «алкогольного перегара» как и другие характерные признаки абстинентного синдрома резко увеличивают вероятность агрессивных проявлений.

Голосовые вербальные признаки возможной агрессии

Как правило, вербальная агрессия предшествует физической. Она имеет собственные специфические характеристики такие как:

  • Высота голоса, которая может варьировать в достаточно широком диапазоне от низких до высоких частот, часто переходя в крик. Интересно отметить, что во французском детективном романе Гранже «Мизерере», в качестве смертоносного оружия используется голос…
  • Тембр, то есть как собственно, мы произносим звуки, как интонируем (эмоционально окрашиваем) нашу речь, как расставляем акценты. Попробуйте произнести в слух вроде бы одну и ту же фразу : «ИДИ сюда » и «CЮДА , иди «, безусловно вы почувствуете разницу! В первом варианте речь идет о выполнении некого действия, а вот во-втором, скорее напоминает команду дрессировки » К ноге!» Таким образом, в речи присутствуют подчеркивание и выделение угроз, путем постановки ударения на определенные слоги, удвоение или утроение некоторых звуков, придающей речи «рычащий» или «шипящий» характер. То есть онтогенетически в нас проявляются повадки характерные для животных в момент нападения или защиты.
  • Быстрота, то есть с какой скоростью мы произносим звуки. Темп речи ускоряется, модуляция и артикуляция звуков снижается или «смазывается».
  • Мат и ругательства обычно идут по нарастающей, сначала носят персонифицировано-личностный характер, а потом переходят с обобщениям и нецензурной брани.
  • Жаргон, использование уголовных и специализированных выражений, как проявление скрытых угроз и своего негативного отношения к собеседнику.

Следующим этапом вербальная агрессия может переходить в невербальную, которая так же имеет свои характерные особенности.

Не вербальные признаки возможной агрессии

  1. Взгляд. Под этим действием мы обычно подразумеваем визуальный контакт глазами с объектом. Угрожающим, обычно считается возникновение субъективного ощущения у собеседника «пронизывающего » или » сверлящего» взгляда.

    Так же угрожающим считается взгляд из подлобья, с нахмуреванием бровей и напряжением других мимических мышц, нередко глазные щели могут быть сужены.

  2. Жесты — это движения, невербальный передающие окружающим наше состояние, его эмоциональный компонент, как правило конгруэнтно отражающие наши мы мысли и чувства.

    Одним из наиболее известных угрожающих жестов является так называемая «боксерская шея» — в этом случае движения шеи производятся от плеча к плечу, такое движение характерно для боксеров перед началом боя. К другим действиям скрытого агрессивного характера относятся: сжимание и разжимание кулаков, удары кулаком или ребром ладони по другой ладони.

  3. Есть жесты, имитирующие сексуальный контакт.

    Эдакие жесты, как похлопывание ладони по соединенным в «круг» указательным и большим пальцем другой ладони, или же «протыкание» его указательным пальцем, фрикционные движения тазом, ритмичные движение языком о внутреннею поверхность щеки, сопровождающиеся синхронными движениями руки, имитирующие орально-генитальный контакт.

  4. Также типичными жестами, несущими гипотетическую или явную сексуальную угрозу, являются показ оттопыренного среднего пальца или удар кисти по локтевому сгибу руки, сжатой в кулак, тыльная сторона ладони с оттопыренными указательным и средним пальцем (похож на обратный знак символа свободы).

Все вышеперечисленное, как правило, означает грубый отказ от выполнения требований персонала или конфликтую ситуацию между пациентами, а так же может иметь под собой сексуальную конатацию.

Настораживающее поведение

Собственно двигательное беспокойство пациента может быть расценено персоналом как трехуровневое выражение психомоторного возбуждения — легкое, среднее и выраженное.

Физиологически возбуждение может сопровождаться ускоренным дыханием, иногда с «раздуванием ноздрей» и непроизвольными жевательными движениями «игра желваками».

Нередко можно заметить некие предикторы раздражения или возбудимости пациента.

Так, к примеру, раздражительность пациента может проявляться в подрагивании (пристукивание пяткой) одной или обеих ног во время беседы с персоналом или другими пациентами.

Во время так называемой наиболее тяжелой формы психомоторного возбуждения — ажитации больной «не может найти себе место и мечется». Возникает необходимость в целях безопасности самого пациента в ограничении его активности, путем лекарств или принудительной изоляции.

Кроме того имеются нередко возникает потребность в использовании средств фиксации больного.

Характерные внешние признаки агрессивного человека

Татуировки в свою очередь являются своеобразным пиктографическим письмом, адресованным окружающим. Они например, отражают не только уголовное прошлое их носителя, употребление психоактивных веществ и алкоголя. Но могут еще и символизировать психологические и сексуальные травмы и предпочтения. И вообще субъективные ценностные ориентации в жизни.

За исключением искусственных изображений на коже насильственного характера такие как идентификационные номера в концлагерях. Или же уголовные татуировки «касты опущенных и неприкасаемых» , унижающие человеческое достоинство. Осознанно или на бессознательном уровне, человек наносит себе только то изображение, которое ему близко по духу или смысловому содержанию.

Безусловно, персоналу при физикальном осмотре стоит обратить внимание на татуированные изображения хищников, особенно с оскаленной пастью, различные сцены поединков между людьми или животными, изображения оружия, любые сцены насилия, угрожающие надписи. Такие больные нередко являются нарушителями режима, а так же в случае конфликтов могут представлять угрозу для других пациентов и персонала.

Шрамы, рубцы. Такие находки отнюдь не редки. Особенно стоит обратить внимание на любые последствия нарушения кожных покровов, не связанные с каким-либо типичным медицинским вмешательством, например, как шрам от аппендектомии или кесарева сечения.

Суицидальные и наркоманические признаки

Локализация шрамов от порезов или от прижигания сигаретами на внутренней и внешней поверхности предплечий, наружной поверхности бедер, иногда в районе живота и груди говорит о склонности к самоповреждениям на фоне личностных расстройств или употребления психоактивных веществ, как минимум алкоголя. Есть и специфические проявления тех или иных самоповреждающих действий колюще-режущего характера.

Так, например, многолетний клинический опыт показывает, что к истинной попытке вскрытия вен, относится нанесение 2-4 порезов в области запястья или в локтевом сгибе.

При чем глубина и сила пореза отличаются, первый бывает тонкий поверхностный шрам «касание птичьего пера», пациент как бы «пробует» опасное действие и прислушивается к своим ощущения, а потом совершает резкие размашистые движения, способные повредить ни только вены, но и сухожилия.

Обратите внимание

После этих действий остаются более грубые рубцы. Большое количество шрамов средней трети предплечья больше свидетельствует о патопсихологических личностных проблемах, чем о истинной попытке самоубийства. Попытки вскрыть вены вдоль хода их ветвей, а не поперек, чаще свидетельствуют о состоянии психоза в момент суицидальных действий.

Нанесение себе ранений в области шеи и живота с большей вероятностью будет говорить о психотической депрессии, чем просто о чистом аффективном состоянии, однако вначале необходимо исключить психопатоподобное поведение особенно у лиц с криминальным анамнезом.

Шрамы от инъекций тоже имеют значение, так более свежие имеют вид «кнопки» (точечное кровоизлияние и округлая припухлость вокруг), в то время как старые многочисленные пигментации у наркоманов даже носят названия «лунной или звездной дорожки». Иногда, у нас было в практике 2 случая, когда высоким воротником верхней одежды, пациент скрывал свежую «странгуляционную борозду» (после попытки самоповешения).

«Суицидальная линейка» полезный практический инструмент для оценки в динамике суицидальной активности. Пациенту предлагается самостоятельно оценить выраженность собственного стремления к смерти. Достигается это путем субъективной балльной оценки собственного состояния от 0 до 10 по мере возрастания, где нулевая отметка является полным отсутствием суицидальной активности.

В дальнейшем мы руководствуемся следующим: до 3 баллов — низкая суицидальная активность, 3-5 баллов расценивается как средняя, 5-7 баллов — высокая (возможно, пациенту следует предложить лечение в условиях стационара), выше 7 баллов требует немедленного сообщения врачу и возможных внеплановых изменений в лечении.

Источник: https://narcofree.ru/ob_etom/verbalnie-neverbalnie-priznaki-agressii-u-bolnikh

Агрессия и аутоагрессия при психических заболеваниях

Каждый человек в своей жизни встречался с агрессией. Это явление встречается довольно часто, и насчет него имеется множество мнений. Давайте разбираться, что же из них правда, а что — предрассудки.

Агрессия – одно из состояний психики человека, возникающих при стрессе. Выражается вербально (словесно), невербально (языком тела)  и физически. Причины агрессии могут быть любые – от несущественной мелочи вроде разряженного мобильника до серьезных стрессов вроде конфликтов и морального или физического насилия.

Как говорит нам врач-психиатр ПКБ №1 Татьяна Ободзинская: «Взаимосвязь агрессии и психического расстройства — это распространённое заблуждение, насильственные действия присущи статистически одинаково как больным, так и здоровым, просто страх и антипсихиатрическая наклонность необразованного общества заставляет связывать их воедино».

Агрессия подразделяется на два вида: гетероагрессия, направленная на внешний  мир, и аутоагрессия, направленная на себя. Гетероагрессия встречается довольно часто.

Обычно к ней склонны люди с эпилептоидным возбудимым типом личности – они вспыльчивые и «взрывные» по характеру, но в основном агрессия характерна для неустойчивой нервной системы. Патологические агрессоры предпочитают решать абсолютно все силой и давлением на собеседника, нежели уступать или приходить к компромиссу.

Многие считают, что агрессия характерна для шизофреников и психотиков в целом, но это далеко не так. Обычно агрессия свойственна людям с наркотической или алкогольной зависимостью и некоторыми видами психопатий, так как при психопатиях отсутствуют эмпатия и понимание моральных норм.

При шизофрении агрессия встречается довольно редко, для конкретно шизофренических расстройств более характерна аутоагрессия. Обычно состояния, при которых проявляется гетероагрессия, — это психозы с большой параноидной составляющей, психомоторным возбуждением и галлюцинациями.

Важно

Но в данных случаях агрессивное поведение – «заслуга» болезни, а не самого человека. Гетероагрессия при биполярном аффективном расстройстве (маниакально-депрессивном психозе) чаще встречается при маниакальной фазе, чем при депрессивной, где могут присутствовать идеи самообвинения и аутоагрессивные действия.

«Считается (и это ошибочно), что маниакальное состояние — это всегда хорошее настроение, которое сопровождается добродушностью и не сочетается с агрессивным поведением вовсе. Но маниакальный статус нередко имеет гневливую окраску (так и называется — гневливая мания) с аффектом злобности, раздражительности, импульсивности.

В рамках эндогенных расстройств маниакально-бредовой статус пациента нередко определяет его агрессивное поведение, — продолжает Татьяна. — Если рассматривать разные психические заболевания, то агрессивное поведение встречается чаще при «пограничных» состояниях, чем при эндогениях.

Так первично агрессивное поведение в какой-то степени бывает свойственно для расстройств личности, что не является болезнью в общепринятом смысле, особенно для антисоциального расстройства личности, так называемой социопатии.

Далее агрессивное поведение характерно для состояний с изменённым сознанием — любого сорта психозы, причем характернее агрессия для экзогенных психозов, органических, алкогольных. Неврологический или соматический фон также усугубляет эксплозивную (то есть взрывную) картину».

А вот аутоагрессия может проявляться как явно – самоповреждение и суицидальное поведение – так и скрыто, завуалированно. Самоповреждение встречается достаточно часто среди людей с психическими отклонениями, но и здоровые люди могут быть ему подвержены.

Обычно это порезы, расцарапывание кожи ногтями, выдергивание волос, ожоги сигаретами. Также встречается скрытое аутоагрессивное поведение в виде экстремальных видов спорта, катания на крышах электричек (так называемый «зацепинг»), рискованных поступков.

Спасение жизней других людей ценой своей жизни аутоагрессией не считается. Я сам склонен к аутоагрессии – самопорезы начались еще с 12 лет из-за постоянных стычек и конфликтов.

Я считаю это серьезной зависимостью и ищу помощи у специалистов, но пока бросить, к сожалению, так и не получилось.

Спутниками аутоагрессии являются заниженная самооценка, неуверенность в себе, склонность принимать все близко к сердцу. Это своеобразный «крик о помощи» — нанося себе увечья, человек пытается привлечь внимание к своей проблеме и найти выход из сложившегося положения вещей.

Фриц Реш с помощью картины объяснил, что чувствует и каким видит себя человек, страдающий от приступов аутоагрессии

У меня всплески аутоагрессии бывают достаточно часто. Обычно я беру канцелярский нож и начинаю резать левую руку — порезы бывают разной глубины, от совсем мелких до затрагивающих мышцы и кожные артерии. При виде крови и ощущении боли наступает успокоение, умиротворение, голова начинает работать более трезво.

Начал я, как уже говорил, с 12 лет — тогда я с кем-то разругался в школе, ушел куда-то подальше, неожиданно для себя схватил нож и изрезал всю левую руку — от локтя до кисти. Я был испуган и подавлен, думал, что я один такой странный, что никто этим не занимается, кроме меня.

Совет

Но позже, встретив людей с такой же проблемой, я понял, что не один, и мне стало немного легче от этого, я смог получить у этих людей помощь и поддержку, а потом обратился к специалистам. 

Этот рисунок Фриц написал в психозе, который сопровождался аутоагрессивными действиями

Источник: https://zazeradio.com/medicine/agressiya-i-autoagressiya-pri-psihicheskih-zabolevaniyah/

Агрессия – это.. Понятие агрессии, виды, причины, проявления, диагностика, лечение детей и взрослых

В ежедневных сводках постоянно мелькают события, которые происходят из-за человеческой агрессивности. В повседневной жизни любого сопровождают ссоры, конфликты, крики и так далее. В современных реалиях агрессия воспринимается как негативное явление, поэтому подвергается осуждению. Однако это никак не влияет на существование вражеских группировок.

Для того чтобы понять, как сдерживать агрессию, нужно более подробнее разобраться в причинах ее появления, а также в самом понятии.

Для того чтобы разобраться с понятием “агрессия”, необходимо проанализировать данный термин. В психологии это явление представляет собой совершение разрушающих действий, которые способны нанести вред как психологический, так и физический предметам или живым существам.

Если рассматривать анализы различных ученых, то следует заметить – агрессию называют не только специфическим поведением, но также состоянием человека.

Известный психотерапевт Зигмунд Фрейд отмечал, что данное явление представляет собой предрасположенность каждого объекта. Чем она выше, тем больше будет тенденция к проявлению агрессии.

Поэтому описываемую реакцию можно считать естественной на различного рода стрессы и провоцирующие факторы. Агрессия способна быть деструктивной, а также конструктивной.

В первом случае она является ответной, а во втором – позволяет человеку сохранить свою индивидуальность, самоутвердиться или же повысить самооценку. Помимо сказанного, агрессия – это способ снять напряжение.

Обратите внимание

Описываемое явление может быть как эмоциональным проявлением, так и показателем социального поведения. Агрессией можно назвать любое действие, которое способно каким-либо образом нанести вред. Жертвой может быть как неодушевленный предмет, так и человек (животное).

Некоторые психологи ставят агрессию на уровне с жестокостью, однако нужно понимать, что не всякое действие с описываемым явлением можно классифицировать как тяжкое. Агрессивность воспринимается как свойство личности, когда человек способен совершить какие-либо подобные действия в рамках защиты своих интересов и для того, чтобы добиться определенных результатов.

Данное явление можно рассматривать в двух вариантах: форма враждебности и характеристика адаптивности. В первом случае человек будет обижаться на всех, затевать ссоры или драки, наносить разрушающие “удары”. Во втором варианте личность пытается защитить себя, свои права и сохранить независимость.

Таким образом, агрессивность может рассматриваться как негативное явление, так и условие, позволяющее человеку развиваться и реализовываться. Любому лидеру нужно иметь хотя бы малую долю агрессии, чтобы контролировать других.

Как уже было сказано выше, проявление агрессии следует рассматривать в двух аспектах. Один из них заключается в желании причинить вред, а второй – в необходимости, что позволяет гармонически развиваться.

В научной литературе указывается то, что при отсутствии агрессивности человек может стать пассивным и, как следствие, его индивидуальность будет стираться, а существование станет невыносимым. Данное явление есть у каждого человека, однако оно имеет различный уровень и особенности.

То, насколько сильная агрессия, а также как долго она длится, полностью зависит от многих нюансов. Подобные негативные явления следует рассматривать еще со стороны факторов, которые воздействуют на человека, то есть ситуационные, психологические, физиологические и так далее.

К этому нужно добавить, что агрессия – это реакция человека на какую-либо неудовлетворенность, связанную с окружающей действительностью. Она может иметь скрытый характер либо же явный, быть прямой или непрямой, пассивной или активной, вербальной или физической.

Рассмотрим классификацию подобных действий. Выделяется 5 разных форм.

Рассмотрим более подробно виды агрессии.

  • Существует физическая. Она заключается в проявлении силы к любому живому организму.
  • Непрямая форма говорит о том, что человек ведет себя агрессивно не по отношению к причине раздраженности. Эти эмоции проявляются в сторону другого. Иногда человек в такой ситуации может выражать агрессию, хлопая дверями, постукивая по столу и так далее.
  • Словесная агрессия проявляется криками и ссорами, а также нередко люди используют брань, нецензурные слова, угрозы и прочее.
  • Негативизм характеризуется тем, что возникает агрессивное поведение к старшим по возрасту, а также по социальному положению людям. То есть, в таком случае вспышка агрессии будет проявляться только в сторону авторитета.
  • Последняя форма – это склонность человека к раздражению. То есть объект становится агрессивным даже при самой маленькой степени возбудимости: он очень вспыльчив, резок и груб.

Причины

Любая агрессия, как правило, проявляется вследствие каких-либо факторов. Именно они провоцируют человека на возникновение такой реакции. Следует рассмотреть основные причины, которые могут быть.

  • Особенности характера, темперамента.
  • Факторы поведенческого, социального, психологического типа и так далее.
  • Ненависть, которая проявляется по отношению к моральным убеждениям, а также попытка агрессивно утвердить в обществе свои идеалы.

Описание провоцирующих факторов

Для того чтобы вести борьбу с агрессией, необходимо знать, какие факторы способствуют повышению уровня такого явления. Рассмотрим их по отдельности.

  • Поведенческие. Речь идет о действиях, которые направлены на остановку развития человека. Сюда же следует отнести отсутствие стремления к саморазвитию, а также такие трудности, как вандализм или бесцельность самого существования.
  • Социальные. На человека могут влиять такие факторы, как политика, экономика самого государства. В том случае, когда в обществе проявляется какой-либо культ насилия или враждебности, а также какие-то вещи начинают резко пропагандироваться СМИ, то любой может проявлять агрессию. Следует также отметить влияние людей, которые окружают человека, а еще низкое социальное положение в самом обществе.
  • Личностные факторы. Речь идет о характере человека. Например, агрессивным будет тот, у кого повышенная тревожность, раздражительность, депрессивность, проблемы с развитием, самооценкой, с проявлением эмоций, гендерными ролями, имеются различные зависимости, трудности при общении в социуме.
  • Ситуативные. Сюда нужно отнести условия температурного и климатического типа, влияние культуры, стрессовые ситуации, ожидание какой-либо мести или же приступа агрессии со стороны другого человека.

То, как человек проявляет свою агрессивность, зависит от большого количества факторов.

Среди них нужно отметить индивидуальное развитие, возрастную категорию, опыт, нервную систему, а также воздействие вышеописанных нюансов на жизнь человека.

Особая роль при выяснении причин агрессии отводится системе воспитания и социальному окружению. В различном возрасте агрессивность может проявляться по-разному.

  • Если речь идет о малышах, то они плачут, кричат, не улыбаются, не хотят идти на контакт с родителями. Помимо этого ребенок может причинять вред младшим и животным.
  • В дошкольном возрасте проявление агрессии становится более разнообразным. Дети используют не только крик и плач, но также могут кусаться, плеваться, употребляют обидные слова и так далее. Как правило, в таком возрасте подобная реакция несет только импульсивный характер.
  • Агрессия школьников зачастую проявляется причинением вреда слабым детям. Они могут издеваться над другими, оказывать давление, насмехаться и влезать в драки.
  • В подростковом периоде агрессивность может проявляться из-за воздействия со стороны сверстников. Как правило, в таком возрасте данное явление является способом утвердиться в коллективе, а также занять особое место в обществе. Следует отметить, что часто агрессия у подростков возникает не только из-за ситуации, в которую он попал, но и также считается проявлением характера.
  • Отдельно нужно отметить появление агрессивности уже во взрослом возрасте, так как на человека будет воздействовать большее количество факторов, учитывая то, что характер уже является сформированным. Следует выделить наличие страха, который направлен на то, что общество может не принимать и не признавать, сильной раздражительности, импульсивности, подозрительности, зависимости от различных примет. Такие люди, как правило, испытывают только страх и обиду. Они не способны чувствовать вину и ответственность. Им также очень тяжело адаптироваться в новом обществе.

Условия формирования

Следует разобраться, что провоцирует агрессию у ребенка и взрослых людей. Наиболее значимыми условиями, которые формируют такое проявление, нужно выделить влияние СМИ, семейных факторов, агрессию со стороны окружающих, а также индивидуальные, возрастные и половые особенности.

Что касаемо масс-медиа, то в психологии этот фактор под вопросом. Рассмотрим условия, которые способны вызвать агрессию у ребенка или взрослого.

Почему появляются негативные эмоции? Причин тому несколько:

  • то, что пропагандируют масс-медиа, принимается человеком как проявление агрессии;
  • принятие себя как негативного героя из ролика или фильма;
  • отождествление себя как объекта, способного причинить вред какой-либо жертве;
  • показываемые ситуации выглядят слишком реалистично. Они могут существенно оказывать влияние на эмоциональную сферу человека.

Очень важно правильно провести диагностику агрессии для того, чтобы полностью ее побороть. Учитывая то, что данное явление у каждого человека развито по-разному, нужно точно изучать все особенности психотипа конкретного пациента.

Необходимо не просто наблюдать за поведением, но и также провести диагностику, состоящую из различных методик.

Важно

Они позволят не только понять всю ситуацию с субъективной стороны, но и еще объективно подтвердить результаты, которые были выявлены.

Внутреннюю агрессивность рассмотреть с медицинской точки зрения довольно сложно, так как большая часть методик направлена только на выявление внешних проявлений. На данный момент врачи используют опросник Басса-Дарки, тест Ассингера, а также некоторые другие методики. Они позволяют понять, что человек чувствует и каковы же причины агрессии. Рассмотрим отдельно каждую методику.

  • Тест Ассингера. Он необходим для того, чтобы выявить агрессию в отношениях. Благодаря ему можно разобраться, какой уровень негативных эмоций возникает у человека при разговоре с кем-то другим. Таким образом, становится понятным, легко ли ему дается общение, как он строит контакты с окружающими людьми и так далее.
  • Тест Айзенка. Благодаря ему можно проверить психическое состояние пациента. Имеется 4 шкалы. Они описывают различные состояния психики: фрустрацию, тревожность, ригидность и непосредственно агрессию.
  • Опросник Басса-Дарки. Он состоит из 8 шкал и позволяет определить то, какая агрессия у человека доминирует. Также можно понять по подсчету индекса, насколько выражена враждебность.

Нужно отметить, что эти методики не являются универсальными. Поэтому понять лишь по одному тесту, почему агрессия у человека появляется слишком часто, не получится. Диагностика должна всегда состоять из целого комплекса, что позволяет говорить про реальные результаты.

Корректировка состояния

Невозможно говорить о полном излечении от агрессивности, потому что она заболеванием не является. Данное явление – это свойство личности, которое может усиливаться или же, наоборот, подавляться. Все зависит от самосознания, саморегуляции и особенностей конкретного человека. Ученые также говорят о влиянии генетических условий на формирование агрессии.

Однако она больше зависит все-таки от навыков социального общения, а также тех факторов, которые влияют на человека ежедневно. Поэтому для лечения проявления агрессии у ребенка или взрослого важно использовать коррекционные методы. Они снижают уровень враждебности.

Следует заметить, что проявление такой эмоции не является неизбежной формой реагирования психики на различные трудности.

Уже давно доказано: если правильно работать над собой, а также создать комфортные условия для существования, то можно не только научиться контролировать подобные приступы, но и полностью прекратить их появление.

Коррекцию агрессивности может осуществлять психолог либо же психотерапевт.

К психиатру следует обращаться в том случае, если агрессия подростков или более взрослых людей дошла до критичной ситуации, когда человек способен навредить или себе, или другим живым существам.

Среди основных методов борьбы следует отметить гипноз, психодраму, психоанализ, тренинговые программы, а также аутогенную тренировку.

Очень интересным многие психологи считают тренинг, который позволяет человеку научиться общаться в социуме и приобрести определенные навыки.

Совет

На нем специалист моделирует ситуации, в которых максимально показывается, что человек может спокойно отреагировать на любой конфликт либо же проявление агрессивности со стороны других людей.

Устраиваются ролевые игры, что позволяет с максимальной безопасностью для психики человека переживать различные стрессовые ситуации. На тренинге также учат, как переносить полученные умения и навыки в свою жизнь.

Следует понимать то, что агрессия – это эмоции, которые дети часто испытывают. Главный шаг в борьбе с ней – внимание к ребенку. Если родители хорошо знают свое дитя, то они могут предотвратить внезапные вспышки.

Если речь идет о физической агрессии – ее подавить будет проще, чем вербальную. Когда ребенок начинает выражать свои эмоции какими-либо способами, его нужно отвлечь. Можно придумать какое-то интересное занятие.

Если ребенок стал причинять вред другому, то за такое его следует наказать.

Когда малыш не понимает, что ему нужно остановиться, рекомендуется максимально доступно объяснить ему ошибку и дать наказание. При этом объект вражды надо окружить вниманием и заботой. Тогда ребенок поймет, что его поведение является проигрышным и нужного результата он не добьется.

Сначала он будет проявлять больше агрессии, отказываться убирать за собой, следовать советам и так далее, однако уже через время осознает, что подобная тактика невыгодна. Важно дать понять малышу, что несет ответственность за свои поступки, в том числе и за агрессию. После того как ребенок выполнил необходимые действия, которые были сделаны в качестве наказания, он должен быть поощрен.

Игры для агрессивных малышей

Агрессия – это явление негативного характера, которое нужно вовремя купировать. Если речь идет о ребенке со слишком импульсивным и вспыльчивым характером, то следует придумать методы, помогающие ему бороться с агрессией.

Психологи рекомендуют выбирать те упражнения, которые позволят ему понять, что не обязательно издеваться над младшими, чтобы выплеснуть эмоции. Можно заниматься с ребенком при помощи игр. Хорошим вариантом будет покупка боксерской груши, выбивание подушек, бег или занятия на игровой площадке (в секции).

Ребенку можно положить в карман бумагу, которую он будет рвать при стрессе. Именно так малыш сможет ликвидировать свои негативные эмоции и перестанет проецировать их на младших.

В качестве итога необходимо подчеркнуть все, что было написано выше. Агрессией принято считать проявление характера человека, которое может быть воспринято как в позитивном свете, так и в негативном. Подобное явление позволяет лидерам сохранять авторитет. Агрессия также дает возможность контролировать людей. Благодаря ней можно утвердиться в социуме. Однако она хороша только в меру.

На данный момент в обществе негативные эмоции проявляются довольно часто. Это влияет на развитие у маленьких детей неосознанного стремления к проявлению своих чувств в агрессивной форме. Для предотвращения негативных ситуаций нужно бороться с данным явлением.

Следует обращаться к психологу. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Это связано с тем, что легче подавить агрессию только, когда она начинает проявляться, чем уже после сформировавшегося восприятия мира.

Только благодаря проведению коррекционных мер можно предотвратить различные проблемы в обществе.

Обратите внимание

Психология человека – довольно сложное понятие, и агрессия считается негативным проявлением характера. Следует бороться с ней, чтобы не конфликтовать с миром и нормально общаться с социумом.

Источник: https://www.nastroy.net/post/agressiya—eto-ponyatie-agressii-vidyi-prichinyi-proyavleniya-diagnostika-lechenie-detey-i-vzroslyih

Агрессия: что это в психологии. Причины, виды, способы борьбы

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

Что такое агрессия

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению потребностей, вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на внутренний мир, то есть самого человека (аутоагрессия).

В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, конфликта) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения).

По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, манипуляция – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в  конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите смысл и цель жизни. У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники саморегуляции.
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте обиды.
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

О других причинах агрессии и интересных фактах, в том числе дифференциации вопроса по полу, темпераменту, возрасту читайте в статье «24 интересных факта об агрессии».

Источник: https://psychologist.tips/1223-agressiya-chto-eto-v-psihologii-prichiny-vidy-sposoby-borby.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector