Алалия у детей – моторная, сенсорная, симптомы, лечение

Прогноз на выздоровление с сенсорной алалией

Сенсорная алалия – нарушение, при котором возникают существенные сложности с восприятием речи других людей. Появляется она на почве органических патологий мозга, невротических состояний, отсутствия нормального контакта со своими родителями, сверстниками. Это опасное расстройство, грозящее отставанием в развитии, поэтому необходима логопедическая коррекция.

Симптомы алалии

Сенсорная алалия – это неспособность понимать речь других людей. При этом сам малыш, страдающий данным нарушением, может говорить много и быстро, четко, однако чаще всего бессвязно. Признаки сенсорной алалии у детей, нуждающиеся в лечении и коррекционной работе педагога:

  1. Речь представляет собой повторение последних фраз других людей.
  2. Непонимание взрослых, сверстников.
  3. Плохое послушание.
  4. Бессвязная речь – логорея.
  5. Отставание в развитии, трудности в общении со сверстниками, воспитателями, родителями.
  6. Гиперакузия – усиление слуха.

До некоторого возраста у детей речь не сформирована, они издают звуки, называемые гулением. По мере развития малыш учится произносить некоторые слова и составлять из них предложения. По достижении 5-7 лет он должен быть подготовлен к школе и знать простейшие принципы построения фраз.

При сенсорной алалии синтаксис нарушен, слова могут употребляться в неправильной форме, быть расставлены беспорядочно в предложениях. Присутствует замена звуков, подмена значений слов. Возникают трудности с поступлением в школу, общением со сверстниками. Успеваемость при этом страдает.

Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются замкнутостью, застенчивостью, раздражительностью, капризностью, импульсивностью. Слуховое восприятие при этом расстройстве усиливается, что может стать причиной тревожности, нервозности, плохого сна.

Причины сенсорной алалии

Механизмы сенсорной алалии связаны с поражением центров восприятия речи – области Вернике, находящейся в височной доле головного мозга. Причины повреждения:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Инфекции у матери во время беременности.
  3. Травмы плода при падении женщины в положении.
  4. Преждевременные роды либо их задержка, применение наркоза.
  5. Нейроинфекции у родившегося малыша: менингит, энцефалит, ОРВИ с осложнением на головной мозг, травмы головы.
  6. Рахит.

Недоразвитие центра Вернике возникает при осложненных родах – раннем отхождении околоплодных вод, задержке изгнания. Мозг грудного младенца страдает от гипоксии – кислородного голодания. Другие причины – нейроинфекции, приводящие к воспалению нервной ткани, замещению нейронов глиальными клетками.

Черепно-мозговые травмы в раннем детстве также могут негативно повлиять на формирование центра восприятия речи, так как непосредственно несут урон головному мозгу.

Неблагоприятный психологический климат в семье усугубляет проблемы развития. Недостаточное внимание к детям и отсутствие общения с ними дает почву для речевых нарушений.

Диагностика

Обследование ребенка с сенсорной алалией включает беседу с неврологом, логопедом, педагогом-психологом. Необходима проверка слуха и его органов (аудиометрия, отоскопия), чтобы исключить глухоту.

Для оценки функционального, морфологического состояния головного мозга следует пройти такие исследования, как магнитно-резонансная томография мозга, ЭхоЭГ, электроэнцефалограмма.

Обратите внимание

Детский логопед собирает анамнез – данные о родовом периоде, темпе психомоторного и умственного развития. Оценивается фонетика речи малыша, артикуляция.

Проводится дифференциальная диагностика с аутизмом, тугоухостью, олигофренией, задержкой речевого развития.

Лечение сенсорной алалии

При сенсорной алалии проводится как коррекционная работа с логопедом, так и медикаментозная терапия, физиолечение. Детей отправляют в специальные санатории, методические учебные центры.

В дошкольных общеобразовательных заведениях проводится коррекция речевого восприятия, разрабатывается мелкая моторика рук, письмо. Проводятся как занятия в группах, так и индивидуальные беседы.

Физиолечение включает использование лазеротерапии, электрофореза, магнитотерапии. Показана также акупунктура как с помощью токов, так и иглорефлексотерапия.

Логопедическая работа направлена на улучшение артикуляции при помощи специальных упражнений и массажа, обогащение используемого словаря, построение предложений. Письменные навыки и изучение алфавита способствуют улучшению понимания слов и фраз людей. Поэтому рекомендуется обучать таких малышей грамоте как можно раньше.

Следует помнить, что с детьми необходимо общаться максимально четкими и понятными фразами, не допускать «сюсюкания», так как это препятствует их нормальному развитию.

По назначению врача принимают медикаменты, улучшающие мозговую деятельность: Глицин, Биотредин, Глутамевит, Пантогам. Назначают витаминные комплексы: Мильгамма, Нейромультивит, Нейровитан.

Прогноз

Прогноз на выздоровление при сенсорной алалии зависит от качества проведенной логопедами и родителями работы, а также степени поражения головного мозга после травм, инфекций, гипоксии. В дошкольном и школьном возрасте у таких детей возможны проблемы с письменной, устной речью, нарушение социализации, низкая успеваемость, невротические состояния, тики.

Прогноз в целом неопределенный и зависит от степени поражения мозговых центров. Улучшение психологического климата в семье, общение с малышом повышает эффективность лечения.

Заключение

Течение заболевания и его исход зависит от тяжести органических нарушений головного мозга. Логопедическая работа, лечение в санаториях, учеба в специализированных дошкольных учреждениях повышает шансы на выздоровление и установление нормальных речевых навыков.

(1

Источник: https://golmozg.ru/deti/sensornaya-alaliya.html

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий).

Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков.

В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто.

Важно

В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма).

В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей.

При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания.

Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов.

Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя.

При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий.

Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику.

Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации.

Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Совет

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом.

Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми.

Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия).

Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок.

Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем.

Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.
Читайте также:  Педантичность - что это такое, это хорошо или плохо?

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов.

Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах.

Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией.

Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается.

Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/sensory-alalia

Алалия что это такое — симптомы у детей, причины и лечение

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша.

Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще.

Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Что это такое?

Алалия — это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи. 

Причины возникновения

К заболеванию приводят такие факторы:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Внутриутробное TORCH-инфицирование.
  3. Постоянные угрозы выкидыша.
  4. Токсикоз.
  5. Травмы во время беременности.
  6. Хроническое соматическое заболевание беременной – низкое или высокое давление, легочная, сердечная недостаточность.

Чаще всего алалия спровоцирована осложненными родами, перинатальной патологией. В некоторых ситуациях заболевание развивается в случае асфиксии новорожденного, внутричерепной травмы младенца при быстрых или скорых родах, а также при использовании разных инструментов.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Рассмотрим каждую форму подробнее. 

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с этой формой заболевания не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено.

Еще более тяжелая форма нарушения — сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение алалии у детей

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения алалии считается 4 года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  1. Проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов;
  2. Курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно — учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  3. Физиотерапию, цель которой — воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное — сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению. 

Коррекция алалии

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;
Читайте также:  Астения - лечение, симптомы, причины, признаки астении

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Профилактика

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения. Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития. Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Источник: https://medsimptom.org/alaliya-chto-eto-takoe/

Почему молчит ребенок — признаки, симптомы и лечение сенсорной и моторной алалии

Что же такое алалия у детей? Алалия у детей – это несформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга.

Эту проблему можно назвать одной из наиболее коварных, потому что распознать этот дефект не так уж и просто.

В основном родители не замечают, что с ребенком что-то не то, и уже после того как симптомы приобрели ярко выраженный характер начинается паника и малыша ведут по врачам.

Хуже всего, когда родители достаточно халатно относятся к своему чаду и не пытаются наблюдать за его здоровьем и поведением.

Чем раньше было обнаружено это заболевание, тем больше шансов у ребенка на полное выздоровление. Так, например, в возрасте около 5-7 лет лечение алалии у детей достаточно проблематичное и не всегда эффективное.

Обратите внимание

Многие люди считают, что единственным симптомом алалии является то, что дети совершенно не умеют разговаривать, но это не так.

На самом деле малыши разговаривают просто не так как их сверстники, даже малейшее отклонение в речевом развитии может указывать на данное заболевание.

Классификация алалии

Алалия не может появиться сама по себе, чаще всего она появляется из-за повреждения речевых центров мозга.

В зависимости от того какой именно центр коры головного мозга был поврежден, выделяют 3 вида алалии:

  • сенсорная;
  • моторная;
  • и сенсомоторная алалия.

Моторная алалия

Что касается моторной алалии, то в этом случае ребенок полностью понимает речь его родителей, но самостоятельно не может выражать собственные чувства или эмоции.

Это появляется из-за плохого владения языком, незнания элементарных понятий или маленького словарного запаса.

Моторная алалия имеет такие признаки:

  • задержка в формировании речи (около 5-7 лет);
  • неправильное построение предложений или словосочетаний;
  • недостаточно большой словарный запас для такого возраста;
  • плохая концентрация;
  • торможение интеллектуального развития.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия характеризуется затруднительным пониманием речи, то есть, нарушена взаимосвязь между словами и их смыслом. Хотя в этом случае сохраняется способность формировать речь.

Очень часто при сенсорной алалии нарушается работа интеллекта, потому что ребенок не может воспринимать слова, не понимает их значения. Снижается обучаемость, что приводит к задержке умственного развития.

Для сенсорной алалии характерны такие симптомы:

  • смешивание или сливание слов в одну непонятную массу;
  • эхолалия – повторение за другими людьми услышанных слов;
  • в некоторых случаях ребенка достаточно трудно заставить помолчать.

Эти два вида алалии схожи между собой тем, что в обоих случаях поражается область коры головного мозга и поэтому нарушаются речевые способности ребенка.

Но разница заключается в том, что при сенсорной алалии ребенок не понимает того, что ему говорят, а при моторной наоборот – малыш понимает, но не может этого сказать.

Сенсорно моторная алалия сочетает в себе характеристики двух видов этого расстройства речи.

Причины заболевания

Выделяют большое количество причин, которые могут вызывать это заболевание. Основными считаются следующие факторы:

  1. Возможное внутриутробное повреждение центральной нервной системы, которое возникает вследствие тяжелого протекания беременности или родов.
  2. Травмы головы, полученные ребенком в первые годы жизни, которые могли повредить речевые центры мозга.
  3. В некоторых случаях может рассматриваться фактор наследственности, то есть если были какие-то проблемы с развитием речи у родителей, то это может негативно сказаться и на самом малыше.
  4. Внутриутробные заболевания или перенесенные в раннем детстве болезни, которые могли дать осложнения на мозг.
  5. Неблагоприятные условия, в которых развивался плод или ребенок.
  6. Тяжелые заболевания, которые могли возникнуть у женщины во время беременности.
  7. Воздействие токсичных веществ.
  8. Вредные привычки у беременной женщины.

Группы риска

В основном этому заболеванию подвержены дети, которые во время родов перенесли удушье или травмы головы, а также дети, которые подвергались внутриутробным заболеваниям.

Это может быть энцефалит, менингит или другого рода болезни ЦНС.

Как распознать болезнь – симптомы и признаки

Симптомы в первую очередь зависят от вида алалии. Моторная алалия имеет характерные симптомы:

  • cлабое развитие движения рук;
  • плохая координация;
  • плохая работоспособность;
  • речь может проявляться только к 4 годам;
  • неспособность выразить свои мысли словами;
  • замена одних слов на другие;
  • неправильно построенные предложения;
  • нежелание говорить;
  • обидчивость, замкнутость, агрессивность.

У детей, страдающих сенсорной алалией, проявляются такие симптомы:

  • нарушение восприятия речи;
  • повторение за кем-то слов;
  • замкнутость;
  • изменение букв в словах;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • импульсивность, повышенная активность, но в то же время ребенок может быть замкнут или чем-то подавлен;
  • отсутствие связи между предметом и словом, которое его обозначает.

Диагностика алалии

Диагностирование проводиться чаще всего логопедом, но в некоторых случаях родители обращаются к педиатрам, психологам, неврологам или другим специалистам.

К основным методам диагностирования относят:

  • МРТ;
  • рентгенография черепа;
  • ЭЭГ;
  • аудиометрия;
  • исследование функции органов слуха.

Также проводят и диагностику устной речи ребенка. Особенно врачи обращают внимание на то, как ребенок строит предложения, на его правильное произношение и понимание слов.

Методы лечения

Лечение как моторной, так и сенсорной алалии состоит в том, чтобы скорректировать и улучшить речь малыша. Для этого могут использовать некоторые методы.

Занятия с логопедом

Лечение алалии таким способом самое распространенное и проходит в несколько этапов.

Первый этап при алалии– это занятие с врачом, а второй – самостоятельные занятия родителей с ребенком.

В ходе процедур можно добиться таких результатов:

  • развитие словарного запаса;
  • появляется связная речь;
  • появление речевой активности;
  • понимание значения слов.

Лечебные массажи направлены на улучшение работы речевых мышц.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение назначается в качестве дополнительного метода, врачи могут прописать такие препараты:

  • витамины;
  • когитум;
  • цераксон;
  • кортексин.

Также для улучшения состояния ребенка назначают электрофорез, водолечение, магнито- и лазеротерапия, но их используют в качестве вспомогательных методов лечения.

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения.

Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития.

Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Выводы

В большинстве случаев, при своевременном лечении дети выздоравливают, и со временем речь становится понятной, а по интеллектуальному развитию такой ребенок не будет отставать от своих сверстников.

Но в некоторых случаях из-за запущенной формы алалии или плохого состояния речи врачи не могут гарантировать полного избавления от этого недуга. При этом сенсорная алалия лечится гораздо быстрее, чем моторная.

Не стоит оттягивать поход к доктору или усугублять ситуацию, ведь здоровье ребенка для родителей – это самое важное в жизни.

Видео: Занятие с логопедом при моторной алалии

Занятия ребенка возрастом 3 годика с моторной алалией у логопеда. Как проходят занятия можно увидеть в ролике.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/priznaki-alalii.html

Что такое сенсомоторная алалия – Лечение и прогноз

Алалия – нервно-психическое заболевание, при котором возникает недоразвитие речи при сохраненном интеллекте и слухе. Алалия возникает при внутриутробном, интранатальном развитии или в раннем детстве в доречевом периоде. Встречается у 0,6-1 % детей дошкольного и младшего школьного возраста, мальчики болеют в два раза чаще. Различают виды нарушения:

  • сенсорная – у ребенка нет понимания речи, но способность произносить слова сохранена;
  • моторная – пациент осознает смысл сказанного, но отсутствует взаимодействие мозга и речевого аппарата;
  • сенсомоторная – смешанная, сочетание обоих типов.

При легкой степени поражения наблюдается небольшое расстройство речи, при тяжелой – полное ее отсутствие, при котором ребенок не разговаривает до 12 лет.

Что такое сенсомоторная алалия

В головном мозге человека расположены три речевых зоны – моторная, или центр Брока, сенсорная, или центр Вернике, и центр ассоциаций. Поражения трех центров вызывают расстройство осмысления, переработки и передачи устной и письменной речи:

  1. при разрушении центра Брока нарушается воспроизводство речи, управление речевой мускулатурой;
  2. патологии в центре Вернике ухудшают распознание своей и чужой речи;
  3. при расстройстве ассоциативного центра ребенок теряет способность строить фразы и предложения.

Причины сенсомоторной алалии

Причины, в результате которых речевые центры получили повреждения в ранние периоды развития мозга ребенка:

  • внутриутробные инфекции;
  • недоношенность;
  • хронические болезни сердца и легких у матери;
  • резус-конфликт;
  • гестоз, токсикоз;
  • гипертензия, гипотония будущей мамы;
  • плацентарная недостаточность;
  • быстротечные или затяжные роды;
  • родовые травмы черепа;
  • падения беременной, которые привели к травме плода;
  • инструментальное родовспоможение;
  • преэкламсия во время беременности;
  • асфиксия ребенка при родах;
  • длительная внутриутробная гипоксия;
  • курение, алкоголизм беременной.

К возникновению алалии в детском возрасте могут привести:

  1. менингит;
  2. краснуха;
  3. энцефалит;
  4. черепно-мозговая травма;
  5. гипотрофия центральной нервной системы;
  6. наследственность;
  7. операции под общей анестезией.

Усугубляют первопричины болезни:

  • рахит;
  • пневмония;
  • эндокринопатия;
  • частые ОРВИ;
  • педагогическая запущенность, недостаток общения.

При органических повреждениях головного мозга замедляется созревание нервных клеток. Снижается возбудимость нейронов, замедляются нервные процессы. Клетки мозга истощены, компенсаторные возможности для развития речи ограничены.

Читайте также:  Умиротворённость - что это такое, как её достичь

Симптомы заболевания

Признаки сенсорно-моторной алалии выявляют у ребенка при достижении им двухлетнего возраста, когда попытки произнести слова заканчиваются неудачей. Если вовремя не начать корректировку и лечение, в подростковом возрасте болезнь усугубится.

У маленьких детей проявляются следующие неврологические симптомы:

  1. неловкие, нескоординированные движения;
  2. нарушение осанки;
  3. леворукость;
  4. бегающие зрачки;
  5. подвисание века одного глаза;
  6. неузнавание предметов наощупь;
  7. неразвитость мелкой моторики;
  8. отсутствие элементарных навыков самообслуживания.

Психологические признаки алалии:

  • нарушены память, мышление, внимание;
  • нервная возбудимость;
  • гиперактивность или, наоборот, малоподвижность;
  • неумение обобщать и абстрагироваться;
  • инфантилизм, нежелание говорить, излишняя доверчивость, немотивированная агрессия;
  • быстрая утомляемость.

Возникают речевые проблемы:

  1. непонимание чужой речи;
  2. активная реакция на звуки вследствие непонимания слов;
  3. плохое произношение звуков.

Диагностировать сенсорно-моторную алалию сложно. Ее можно спутать с глухотой, аутизмом или умственной отсталостью.

Диагностика заболевания

Исследования направлены на выявление и оценку степени поражения мозга:

  • электроэнцефалография – определяют электрическую активность мозга и реакцию на раздражители;
  • эхо-энцефалография – выявляют объемные аномалии в черепе с помощью УЗИ;
  • рентгенография головы – помогает обнаружить травмы, опухоли и другие патологии мозга и костей черепа;
  • МРТ – получают детальное изображение черепной коробки в 3-хмерном формате.

Чтобы исключить тугоухость, проводят:

  1. отоскопию слуховых проходов, барабанных перепонок;
  2. аудиометрию для оценки остроты слуха.

Для точной установки диагноза проходят консультации:

  • логопеда;
  • психолога;
  • отоларинголога.

Лечение сенсомоторной алалии у детей

Терапия заболевания проводится индивидуально и включает:

  1. психиатрическую помощь;
  2. прием медикаментов;
  3. логопедические упражнения;
  4. физиотерапию.

Раннее начало лечения поможет избежать вторичной умственной отсталости, трудностей с адаптацией в обществе. Самый подходящий возраст – четыре года. В этот период у ребенка просыпается наибольший интерес к происходящему в окружающем мире.

Логопедические методы направлены на:

  • тренировку речи;
  • правильное произношение звуков и слов;
  • обучение построению фраз;
  • расширение словарного запаса.

Врач-логопед обучает родителей логопедическому массажу в домашних условиях. Он помогает расслабить лицо, язык, губы, щеки, улучшает гибкость мышц, размягчает ткани. Корректируется произношение звуков, вырабатывается правильная аритикуляция.

Медикаментозное лечение разрабатывают для каждого пациента с учетом возраста, состояния здоровья и тяжести заболевания. Оно включает в себя:

  1. витамины группы В, особенно, В12 и В15;
  2. ноотропные препараты для улучшения кровообращения мозга;
  3. антиоксиданты, антигипоксанты;
  4. тонизирующие средства;
  5. нейропептиды;
  6. седативные, при повышенной нервной возбудимости.

Физиотерапевтические процедуры, применяемые при лечении алалии:

  • электрофонофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • водолечение;
  • ДМВ – воздействие дециметровыми волнами;
  • микротоковая рефлексотерапия.

Сенсомоторная алалия – прогноз на будущее

Цель лечения – помочь пациенту справиться с недугом, научиться контролировать его симптомы. При грамотно подобранной и вовремя начатой терапии у пациента существует реальная возможность получить образование, адаптироваться в обществе и найти свое место в жизни.

Рекомендация психологов родителям – ребенку необходимы постоянная поддержка, положительный настрой и мотивация на выздоровление.

При тяжелой форме алалии можно оформить на ребенка инвалидность. Для этого проходят медико-социальную экспертизу по направлению лечащих врачей. Детям до пяти лет необходимо заключение психиатра или психоневролога.

Профилактика алалии состоит в соблюдении беременной здорового образа жизни, обязательном наблюдении в женской консультации. Ребенка с признаками задержки речи нужно показать врачу, чтобы как можно раньше начать лечение. Это предупредит развитие умственной недостаточности в будущем.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/sensomotornaya-alaliya.html

Симптомы моторной и сенсорной алалии у ребенка 3-4 лет: с чего начать занятия в домашних условиях?

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным.

Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце.

Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Важно

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать.

Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки.

Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет?

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга.

Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?).

В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно — развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия — например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/narusheniya/alaliya-u-detey-simptomyi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector