Десоциализация личности детей, подростков — причины, примеры

Десоциализация личности детей, подростков — причины, примеры

Десоциализация – это вполне общее понятие, которое обозначает процессы, происходящие с персоной, отбивающейся от социума. Обширность понятия десоциализации в наибольшей мере связана с разнообразием причин развития такого состояния.

Учитываю социо-общественные исследования, можно с уверенностью утверждать, что эта патология способна привести к серьезному психологическому и моральному упадку. Это связано с социальной природой человека, не зря люди – это «социальные животные».

Им просто необходимы некие социальные стимулы и при их нехватке и формируется данное расстройство.

Что такое десоциализация?

Понятие десоциализации формируется при полном отсутствии социальной значимости для субъекта, пострадавшего от чего-то. При этом человек подвергается растрате опыта социальных трансакций и нередко крушению личности.

Состояние это считается предусловием для суицидальных тенденций. При этом индивидуум полностью растеривает потенциальные возможности к самореализации во всех разрядах и сферах.

Социо – это общество, соответственно этот термин говорит о потере общественной значимости или опыта.

Обратите внимание

Это состояние у персоны формируется при потере неких субъективно значимых социальных приоритетов. Значимы в таких негативных общественных процессах не только некие социальные ориентиры. Самое опасное, что теряются некие ценности и нормы.

При этом грань психологического здоровья как бы стирается. Социальные правила, которые обычно устанавливаются еще с раннего детства, и многие, из которых являются негласными, также меркнут, что часто может приводить к психопатизациии индивидуума.

Не всегда этот отказ сознательный, но все же личностный тип и воспитание играет большую роль в таких процессах.

Первичная социализация формируется в неких малых коллективах или единицах. Сначала это семья, потом сад, класс, уличные друзья, группа.

Эта социализация происходит с самого раннего детства и зависит от обстановки, в которой взращивается индивидуум.

Первой ступеней в социализации всегда становятся родители и другие весьма близкие родственники.

Для этой первичной социализации подходят только отношения со взрослыми, они учат ребенка наследовать и подстраиваться, а также уважать и ощущать потребности окружения, выражать свои потребности.

Вторичная социализация происходит при более коллективных взаимодействиях, чаще всего при попадании индивидуума в большие коллективные группы.

Важно

Очень часто агентами в таких видах социализации выступают официальные институции. Нередко такая социализация со школы уже является не редким видом.

Процесс десоциализации редко бывает внезапным, обычно формирование такого состояния происходит постепенно. Десоциализация и ресоциализация — это взаимозаменяемые процессы, формирование которых зависит от самого индивида и от социума, в котором человек существует. Потеря социальных качеств всегда сильно влияет на социальные личностные аспекты.

Процесс десоциализации может формироваться в разное время и в разных возрастных группах. Чаще всего это происходит в этапы неких стрессовых состояний. Иногда под такое влияние попадают индивидуумы ранней возрастной группы, а часто такому состоянию подвержены и старшие возрастные группы.

Процесс десоциализации гораздо более деструктивный в том случае, когда человек подвергается ей в детском возрасте. Десоциализация и ресоциализация гораздо более чаще в комплексе возможна во взрослом возрасте, поскольку у индивидуума есть мощные нити, которые связывают его с обществом.

Данное отклонение может быть разной глубины и быть выраженным в разных сферах. Индивид не способен сразу же верно оценить свое состояние, именно поэтому запустившийся процесс весьма сложно остановить.

Причины десоциализации

Дисоциализация человека, проявляющаяся в утрате неких личностных качеств, отвечающих за удержание и конформацию человеческого опыта, может быть спровоцирована большим количеством факторов. Такие проявления всегда отражаются на неких личностных качествах и не позволяют индивиду самореализоваться.

Процесс десоциализации редко является добровольным явлением, чаще всего это происходит по каким-то значимым факторам и отбивается на человеческих сферах со всех сторон. Этот процесс мало кто желает испытать и пережить добровольно. Очень часто это происходит против воли индивидуума и является мощным ударом.

Предусловием для этого может стать изначально неполная социализация. При этом персона легко выбивается из социума из-за некоторого рода несоответствия ему.

Совет

Сильные стрессы также могут стать пусковым механизмом для запуска этого многоуровневого процесса десоциализации, который уже очень сложно обратить вспять.

Десоциализация человека, происходящая из-за смены привычной обстановки и выбывания из коллектива обычно обратима. Десоциализация и ресоциализация при таком виде часто два последовательных процесса, которые идут своим чередом.

Такое состояние может происходить при длительных болезнях, когда человек не способен вернуться к привычной деятельности по состоянию здоровья.

После такого очень тяжело привыкнуть к привычному ходу жизни.

В подростковом возрасте часто происходит десоциализация из-за подмены реальных жизненных перипетий виртуальной жизнью. Очень часто такое бывает при виртуальной зависимости и при жизни в социальных сетях. И хоть и присваивают этот вид подросткам, но возраст этот постоянно удлиняется и ведет к тому, что все более старшие личности могут подвергнутся такому виду десоциализации.

Семейное воспитание сильно влияет на развитие данного состояния. И эти процессы гораздо более глубокие, когда это заложено еще из детства. Вернуть такого индивида в социум гораздо сложнее. Неадекватное воспитание – это очень негативный фактор для нормальной адаптации ребенка, а в последующем взрослого члена общества, к социуму.

Иногда к такому может вести фактор гиперопеки в воспитании. Когда ребенку потворствуют, закрывают глаза на все его выходки и потакают, то выйдя в реальный мир, он не поймет, почему общество не делает то, что он хочет. Он не сможет смириться с тем, что он лишь один из многих, а не тот, вокруг кого крутится весь мир.

Это может сильно ранить неподготовленную детскую психику.

Такое может происходить при принадлежности к субкультурам, но только, если эта принадлежность фанатична, а сама субкультура несет совершенно неадекватные ценности и насаждает их очень стойко.

Также опасно это при состоянии человека в неких преступных группировках и пребывании в местах «не столь отдаленных». Это также приучает персону к специфическим нормам именно этого общества, которые чаще всего противоположны адекватным, заложенными законами и социумом.

Обратите внимание

Про такие виды десоциализации снято немало фильмов, когда бандит, например, пытается быть учителем и как это сказывается на том коллективе, в который он попадает, поскольку такие люди очень часто пытаются принести свой лад в нормальный коллектив.

Также данное отклонение могут спровоцировать военные действия, которые приучают к совершенно иному строю. Смерть близких, особенно при сильной привязанности, может стать серьезным фактором для десоциализации.

Большое количество психических патологий и расстройств зрелой личности и взрослого поведения также становятся фактором десоциализации.

Лечение десоциализации

Десоциализация и ресоциализация – это процессы противоположные по своей сути. Ресоциализация – это и есть процесс возвращения в социум и противодействия десоциализации. По сути все механизмы лечения основываются на ресоциализации.

Читайте также:  Межличностный конфликт - причины, типы, особенности

Пути для ресоциализации могут быть разными и зависят от степени и глубины десоциализации.

Также знаковую роль имеют причины, которые привели индивида к такому состоянию, ведь в зависимости от состояния может происходить разное лечение, приводящее к позитивному результату.

Если десоциализация происходит из-за психического заболевания, то лечение требует верных подходов, которые заключают в себе сочетание разных видов терапии. В частности, трудотерапия, социотерапия и психотерапия.

И никак не обойтись без специфического медикаментозного лечения.

Очень часто при процессах десоциализации в зависимости от причин есть смысл применять разные группы нейролептиков, которые могут быть в арсенале психиатра: Солерон, Рисперидон, Солекс, Риспаксол, Зипрекса.

При отдельных видах имеет смысл использовать антидепрессанты: Пароксетин, Сертралин, Флуоксетин, Миртазепин, Влуксен. Иногда необходимы транквилизаторы: Гидазепам, Ксанакс, Афобазол, Сибазон, Нообут и тимоизолептики. Особенно актуальны в применении: Вальпроком, Депакин, Вальпроксен, Ламотрил, Карбамазепин.

Если персона переживает некие стрессорные факторы из-за десоциализации, то имеет смысл попробовать успокоительные и снотворные: Золпидем, Золпиклон, Новопассит, Нообут, Адаптол. Иногда весьма действенными могут становится травы ромашки, валериана, пустырник, липа, мята, мелисса, лимонник.

Важно

Очень важна поддержка близких и понимание такого десоциализированного индивидуума. При таком активном лечении важно наблюдение за пациентом и применение комплексных подходов из-за важности состояния. Такие пациенты могут быть опасны из-за суицидальных тенденций, тогда имеет смысл применить седативную терапию.

Нельзя также выключать фактор здорового сбалансированного питания и активного образа жизни. Поскольку выработанный режим может отлично поспособствовать в последующем внедрении в любой график, который может быть предложен.

Для этого могут подойти специальные центры по работе с людьми, социальные работники и центры занятости.

Психотерапия также важна для процессов ресоциализации. Особенно актуально это для людей с проблемами, идущими из детства. Весьма подходящими могут становится разнообразные методики, среди которых и гештальтизм подходы. Они учат персону адекватного реагирования и позволяют адаптироваться в социуме, не принижая при этом свои чувства.

Для людей, старающихся осознать и разобраться в глубинных процессах подойдёт психотерапия, которая может поспособствовать правильному формированию отношений и глубинной работе со своей личностью.

Работа в группе отлично ресоциализирует, поскольку позволяет открыться и влиться в некий малый коллектив, что в последующем может позволить вливаться в более крупные социальные ячейки.

Трудотерапия также может сыграть роль катализатора для ресоциализации, поскольку позволяет адаптироваться и найти некий правильный паттерн, позволяющий работать и жить в социуме.

Примеры десоциализации

Десоциализация человека происходит согласно этапам, которые имеет смысл рассмотреть до разбора примеров. В целом зависимо от механизма развития десоциализации можно найти разные примеры. Ведь и при глубоких видах и при поверхностных, симптоматика может значительно отличаться.

Механизм десоциализации – это всегда отдаление от норм и устоев института общества. Это в последующем и влияет на ее формирование. Глубина десоциализации уже зависит от качеств индивидуума и от прочих особенностей.

Очень часто большое влияние играет возраст. Ведь любые навыки, в том числе и социальные, с возрастом все больше закреплены.

Совет

Если брать самые известные примеры десоциализации, то это конечно же Тарзан и Маугли. Это пример глубокой десоциализации, который в реальной жизни не обратим. В этих сказочных историях у персонажей имелась возможность вернутся в общество, но на самом деле, если ребенок в таком возрасте не формирует нужные общественные навыки, то это не обратимо.

Источник: http://psixsovet.ru/sovety/desotsializatsiya-lichnosti-detej-podrostkov-prichiny-primery.html

Нарушение социализации

Социализация личности – это процесс внедрения индивида в общественную жизнь в процессе общения с другими участниками коллектива. Этот навык идет бок о бок с человеком всю его жизнь и меняется в зависимости от окружающих факторов.

Психологи считают социально зрелой личностью человека, обладающего ответственностью за свои поступки перед обществом, способностью самостоятельно принимать социально значимые решения, имеющего развитое чувство толерантности и умение правильно вести себя в профессиональном, семейном, общественном кругах.

Пути развития антисоциализации

В силу разнообразных причин у индивида с самого начала формируется неприемлемое для общества поведение, конфликты с социумом. Человек не имеет возможности войти в круг общения и остается за «бортом».

Процесс отчуждения личности обычно идет по одному из двух сценариев:

— с антисоциальными проявлениями, опасными для общества;

— более мирная дезадаптация без противозаконных действий.

Причины отчуждения личности

У истоков формирования антисоциального поведения стоит тот же самый социум, семья и особенности воспитания индивида.

Агрессивность родителей по отношению к своему ребенку, сложное положение внутри семьи, неполные семьи, некорректное поведение взрослых, грубость педагогов способствуют развитию антисоциального отчужденного поведения подростка.

Свою лепту вносит и низкий уровень жизни семьи, алкоголизм, наркомания внутри коллектива, тяжелые заболевания родителей, неспособность их организовать уют внутри семьи.

Но бывают и более завуалированные случаи, когда подросток воспитывается в достаточно социальной семье, в доброжелательных условиях в школе, тем не менее начинает вести себя антисоциально, начинает отстраняться от общества, противопоставляет себя окружающим. Это пример косвенной десоциализации.

Обратите внимание

Если говорить о семьях, в которых воспитываются будущие преступники, нужно обратить внимание, что зачастую там правит тоталитаризм, ребенок не имеет права слова и жестко наказывается своими родителями за любые проступки.

Есть и обратная сторона медали – это семьи, в которых разрешено абсолютно все.

Если пытаться структурировать основные направления антисоциального поведения, то можно выделить основные вехи:

— многократное преувеличение, гипертрофия своего «Я»;

— отстранение от общества;

— фанатизм, то есть превозношение какой-либо идеи, ценности;

— пассивное поведение без учета своих интересов;

— суицидальные наклонности;

— противозаконные действия, склонность к преступной жизни.

Профилактика преступности 

Заниматься подростками, переступившими грань закона, нужно незамедлительно. В случаях явных противозаконных действий такого человека в дело вступает административное и уголовное право.

Для скрытых антисоциальных подростков используют различные методы перевоспитания, беседы с психологом, проводят реабилитационные меры.

Заниматься такими «отчужденными» необходимо как можно раньше, поскольку только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Как помочь подростку?

В первую очередь нужно создать благоприятные условия проживания для «чужого», организовать возможность заниматься любимым делом помимо обучения, общаться со сверстниками. Важным условием создания почвы для оздоровления такого подростка будет сближение с родителями, доверительные отношения в семье, открытость со стороны родственников.

Обязательным должно быть желание родителей помочь своему ребенку выйти из сложившейся ситуации. Можно обращаться к общечеловеческим ценностям: это потребность в любви, дружбе, общении, в самосовершенствовании.

Читайте также:  Признаки измены мужа в поведении - как узнать и определить

Работая с «отчужденным», психологи растормаживают в нем добродетели, положительные стороны его самосознания.

Важно

Сначала в беседах налаживают контакт, устанавливают дружелюбные отношения, затем, когда контакт установлен, приступают к рассмотрению сложившихся проблем и способов ее решения.

Нарушение социализации начинается с семьи, поэтому оздоровление внутрисемейных отношений – это важнейшая задача предупреждения десоциализации.

VN:F [1.9.20_1166]

Рейтинг: +3 (из 5 оценок)

Категория материала: Психология Рубрика: Семья и дети

Источник: http://stimulas.ru/motivators/narushenie-sotsializatsii.html

Понятие «социализация личности». Десоциализация и ресолциализация

Социализация личности – процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Она может проходить в двух режимах: 1) адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям; 2) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

Существует три взгляда на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного типа).

Первые ориентируют своих членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного общественного развития. Вторые стремятся к сохранению существующего положения вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении о двух этапах социализации в жизни каждого человека.

Первый этап – адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй – интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.

Исследователи также выделяют первичную социализацию – непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в первичных группах) и вторичную – социализацию во вторичных группах, происходящую как правило опосредованно (при участии формальных структур: школы, СМИ и т.д.).

Следует различать социализацию в известном значении, а также ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения, например, в связи с изменением места жительства, места работы, социального статуса) и десоциализацию (процесс утраты социальных связей, например, в связи с уходом на пенсию, тяжелой болезнью или тюремным заключением).

Т. Парсонс особое значение придавал семейной социализации индивида.

Совет

По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается: 1) по распределению власти и 2) по инструментальным (направленным на внешние отношения) и экспрессивным (ориентированным на внутренние отношения) функциям.

Распространенная в современном обществе нуклеарная семья включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и экспрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).

Обращают внимание социологи и на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация.

Ведь превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).

Превращение ребенка в личность происходит благодаря процессу социализации. В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий).

Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается.

На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Социализация включает:

  • воспитание,
  • обучение,
  • информацию (личный жизненный опыт объекта социализации).

Она может проходить в двух режимах:

  • адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям;
  • интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация − это осознанная попытка ребенка копировать модель поведения;

2) идентификация − это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина − это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

Обратите внимание

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация − это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

В процессе социализации человек усваивает не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между «Ты – Я», «Мы – Не-мы».

Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое «Сверх-Я» З. Фрейда, которое Т.

Парсонс определил как различение культуры как объекта потребления и культуры, усвоенной личностью).

Ресоциализа́ция — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.

Десоциализа́ция — утрата индивидом социальных ценностей и норм вследствие каких-либо внешних факторов. Десоциализация сопровождается отчуждением от своей группы или социума.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой социализации.

Важно

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или в детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм.

Читайте также:  Тревожность человека - причины, признаки, коррекция, лечение

Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности.

Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в концентрационные лагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и проходящие службу в армии.

Ресоциализация может быть столь же глубокой. К примеру, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разностороннюю и богатую культуру. Отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей компенсируется новым жизненным опытом. Уход в монастырь предполагает не менее радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит и в этом случае.


Источник: https://students-library.com/library/read/26317-ponatie-socializacia-licnosti-desocializacia-i-resolcializacia

Правовая социализация и десоциализация личности

Социализация — овладение личностью механизмом социальной само­регуляции, самоподчинение личности социальным требованиям, ее пере­ход от внешней детерминации (команд, приказов, инструкций) к внутрен­ней социально ориентированной самодетерминации.

При низком уровне нравственного и интеллектуального развития индивида в его поведении преобладают спонтанно возникающие вле­чения. Психические структуры такого индивида недостаточно интег­рированы, его низшие эмоции преобладают над высшими чувствами. Его социально обусловленные чувства не столь глубоки и интенсив­ны, чтобы обеспечивать устойчивый поведенческий самоконтроль.

В сложных социальных ситуациях, в условиях социально-идеоло­гической и экономической трансформации к социальной адаптации личности предъявляются повышенные требования.

Кардинальные социальные преобразования порождают новые социальные функции и соответственно — социальные роли, изменяют статус социальных групп, обостряются различия в интересах, ценностных ориентациях, нормах поведения.

Жизнедеятельность человека в этих условиях со­пряжена с усложнением его психической саморегуляции.

Правовую социализацию личности — формирование у личности потребности правоисполнительного поведения.

Для того, чтобы человек вел себя правомерно, он должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усво­ить стереотипы правоисполнительного поведения.

Совет

Правовые представления, оценки и установки образуют правосо­знание личности. Правосознание — сфера сознания человека, связан­ная с правозначимыми явлениями.

Социализация личности — фор­мирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально по­ложительного поведения.

В процессе социализации человек усваива­ет социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация — освое­ние личностью социальной действительности.

Социализация дает личности возможность функционировать в ка­честве полноправного члена общества.

Источниками социализации личности являются:

♦ опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм социально значимого поведения: отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно-восполнимы в более зрелом возрасте;

♦ социальные институты — системы воспитания, обучения и обра­зования;

♦ взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Педагогическая запущенность, невоспитанность, малокультурность, психические аномалии, ригидность (негибкость) поведения, склон­ность к аффективным реакциям — предпосылки делинквентного по­ведения.

К отклоняющимся формам поведения прибегает отклоненная соци­умом личность.

Качество и характер социализации в значительной мере опреде­ляются и социальным устройством данного общества.

Так, в условиях тоталитаризма между личным и общественным бытием человека возникают противоречия — происходит психическое раздвоение лич­ности.

Чем больше личность подвержена казенно-казарменной идео­логии, тем меньше она индивидуализирована, тем больше вовлекается в общий поток массовых устремлений — формируется авторитарно-зависимый тип личности.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/20177.html

2.4 Девиантное поведение как форма десоциализации личности

Поведение некоторых подростков и юношей характеризуется нарушением принятых в обществе правил поведения, невыполнением рекомендаций и советов. Оно отличается от того поведения ребят, которое укладывается в нормативные требования семьи, школы, общества.

Такое поведение, отклоняющееся от принятых в обществе моральных и правовых норм, называется девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Причины такого поведения могут крыться в отклонении в развитии, трудных обстоятельствах жизни, особенностях физического развития, условиях воспитания и социального окружения. [3]

Обратите внимание

Оценивая свою внешность, подросток делает выводы о своей социальной ценности. Физически развитые мальчики чувствуют себя мужественно, уверенно, могут не бороться за уважение окружающими и воспринимаются окружающими как уже взрослые.

Неуклюжие, худые, низкорослые, отстающие в развитии мальчики представляются окружающим маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они нуждаются в опеке, постоянно стараются доказать свои способности, «храбрость» и полезность окружающей группе.

Отсюда возникает постоянное эмоциональное напряжение, трудности в общении и, как следствие, девиантное поведение. [15]

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других — нарушения поведения. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышению уровня притязаний, появляется эмоциональная неустойчивость, неустойчивость настроения, упрямство, импульсивность, стремление к самостоятельности. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. [16]

Подросток очень переживает свою несостоятельность в некоторых сферах жизни. Например, он может быть хорошим спортсменом, но не может наладить отношения с противоположным полом.

Среди поведенческих нарушений петербургский детский психиатр профессор Дмитрий Николаевич Исаев выделяет следующие:

Гиперкинетическое расстройство поведения — характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, импульсивностью, безрассудностью, склонностью попадать в неприятности, `асстройством поведения, заниженной самооценкой.

Важно

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство поведения, характеризующееся сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми, изолированностью, отсутствием друзей, драчливостью, хулиганством, тяжёлыми вспышками гнева.

Социализированное расстройство поведения — отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании.

Но не стоит рассматривать девиантное поведение лишь как негативное. Девиантное поведение — отклоняющееся от нормы. Такими отклоняниями могут быть изменения внешности, которые неприемлет общество, необычное поведение на улице, поведение, свойственное не подростку, а ребёнку или, наоборот, взрослому. К такому девиантному поведению относится приверженность молодых людей к субкультурам.

Таким образом, молодые люди в период юности проходят активную социализацию, которая в данном возрастном периоде является наиболее важной. Юноши и девушки определяют свой круг знакомых, свои интересы, свой дальнейший род занятий и очень важно в это время не сбиться с верного пути, не стать рабом пагубных влечений.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/49971

Ссылка на основную публикацию