Дизартрия – лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии

Дизартрия

Дизартрия — нарушение речи, при котором человек неясно произносит слова, хотя общий смысл и значение произносимых слов не меняются.

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры.

Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция.

Обратите внимание

В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.

Подробности тут, тут, тут

Дизартрия бульбарная обусловлена периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.

Дизартрия корковая обусловлена поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции.

Дизартрия мозжечковая обусловлена поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
Дизартрия экстрапирамидная возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей.

Речь смазаная, невнятноя с носовым оттенком,резко нарушена просодика,интаначионно-мелодическая структура речи,её темп.

Дизартрия псевдобульбарная обусловлена центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрии.

Виды дизартрии у детей с детским церебральным параличом

Подробности тут, тут, тут, тут

Дизартрия — неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаметозное же лечение назначается психоневрологом.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия: -Лекарственные средства. -Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.

-Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. -Лечение сопутствующих заболеваний. -Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.

Подробности тут, тут

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону.

У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного).

Среди причин важное значение имеют асфиксия (удушье) и родовая травма; поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус-фактору; инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; реже — нарушения мозгового кровообращения; опухоли головного мозга; пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса); а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
Продолжение

Дизартрия — сложное речевое расстройство, характеризующееся различными нарушениями компонентов речевой деятельности.
Основные проявления дизартрии:
Речевые: 1) Нарушение голосообразования. 2) Нарушение звукопроизношения (практически всех групп звуков).

В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).

Важно

3) Страдает так называемая речевая просодика (совокупность ритмико-интонационных средств речи), включающая: тембр (глухой, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.

); силу голоса; темп; паузу; ритм; модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); логическое ударение; речевое дыхание; интонацию; эмоциональную окраску; полетность голоса; дикцию и общую мелодику речи.

Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. 4) Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

5) Нарушение грамматического строя речи.

Неречевые: 1) Нарушения двигательного аппарата. Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (по данным различных авторов, от 65 до 85%).

Нарушение артикуляции (движений мышц, обеспечивающих произношение звуков). 2) Нарушение эмоционально-волевой сферы. 3) Нарушение ряда нервно-психических функций (внимание, память, мышление). Задержка темпа психического развития.

4) Нарушение познавательной деятельности. 5) Своеобразное формирование личности.

Подробности

Стертая дизартрия — речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы: – нарушения общей моторики – нарушение мелкой моторики рук – патологические особенности в артикуляционном аппарате – нарушения звукопроизношения – нарушения интонационно-выразительной окраски речи – недостаточное общее речевое развитие

Подробности тут

Мимика – это и есть те самые движения мышц лица, с помощью которых проявляются те или иные чувства. Обычно эти движения совершаются рефлекторно, потому и являются дополнительным средством общения у людей. Но когда у ребенка дизартрическая проблема, нам придется обучать ребенка мимическим проявлениям.

Развивая мимику, мы развиваем, создаем нейронные связи от коры головного мозга к мышцам лица.

Кроме того, упражнения для развития мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают память и внимание.

С помощью этих несложных упражнений ребенок воспитает волевую саморегуляцию. Да одно то, что ребенок будет чаще улыбаться, уже достаточное условие для занятий этими упражнениями.

Подробности и перечень упражнений для развития мимики тут

Подробности тут, тут

В книге Е.Ф.Архиповой «Логопедический массаж при дизартрии» представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Впервые в логопедической практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.
Читать книгу

Физиология дизартрии 1.Речевой процесс есть круговой процесс.

2. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра. а) речедвигательный центр (включая центр Брока) производит речь, управляя речевой мускулатурой, б) центр Вернике распознает собственную речь и речь других людей (слуховой центр речи), в) ассоциативный центр создает структуру фраз и предложений Расположение центров Брока и Вернике в коре головного мозга.3. Дизартрия связана с недостаточностью двигательной речевой сферы ЦНС.

Совет

Двигательные речевые центры имеют центральное (корковое) и периферическое представительство. К первым относится корковый центр Брока, к периферическим – подкорковые двигательные центры.

Программа DART устраняет спастичность и недостаточность речедвигательных центров. Лечение включает в себя: 1. Постановка антиспастической высоты голоса, 2. Постановка тембра голоса (устранение или уменьшение невральной недостаточности). 3. Постановка чистоты голоса (устранение или уменьшение спастичности + невральной недостаточности)

Подробно о лечении дизартрии с помощью программы DART тут

Видеоурок работы с бесплатной программой для лечения дизартрии

Результат лечения смешанной формы псевдобульбарной дизартрии

Что может вызвать дизартрию у взрослого человека? Чаще всего это инсульт (нарушение кровообращения в головном мозге).

Среди прочих причин можно назвать сосудистые нарушения, воспаления и опухоли головного мозга, болезнь Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз и др.

Гораздо реже дизартрия возникает в результате травм головы, отравлений (свинцом или угарным газом) или передозировки приема лекарства. Закончат этот перечень инфекции и токсины, вызванные употреблением наркотиков и алкоголя.

Лечение дизартрии взрослых

Фитотерапия при дизартрии может расслабить сократившиеся мышцы и тонизировать расслабленные.

Применение фитотерапии способствует не только восстановлению умственной и физической работоспособности, но и устраняет нервозность, влияет на восстановление мышечного тонуса.

Как известно, дизартрия характеризуется спастичностью (повышением тонуса мышц), или паретичностью (вялостью, уменьшением силы движения) мышц речевого аппарата.

Продолжение

Источник: http://znamus.ru/page/dizartria

Что такое дизартрия: виды, особенности, причины, симптомы, лечение

Дети с нормальным психофизическим развитием начинают пытаться говорить, еще не отпраздновав первый день рождения. Вполне естественно, что речь у них поначалу не очень связная, и понять ее смысл может только мама, да и то не всегда.

Однако если имеет место не просто невыговаривание отдельных звуков, а общая нечленораздельность и невнятность произношения, когда ребенок говорит так, словно рот у него набит вязкой кашей, – это может быть признаком серьезной патологии центральной нервной системы.

В таких случаях родители и слышат диагноз «дизартрия».

Дизартрия и ее виды

Итак, дизартрия – это тяжелая форма нарушения речевой функции, когда все или определенная часть органов, участвующих в ее выполнении (губы, язык, небо) лишены природной подвижности. В результате звуки произносятся тихо, вяло и смазанно, мимика затруднена, ритм дыхания нарушен, артикуляция отсутствует, речь течет не плавно, а прерывисто, замедленно либо, напротив, ускоренно.

Важно! По статистике, сегодня такая патология возникает в среднем у каждого третьего – шестого ребенка из ста с тенденцией к увеличению этого числа. Среди нарушений функции речи заболевание стоит на втором месте после дислалии (диагноз, характеризующийся искажением и пропуском отдельных звуков).

Классификация дизартрии проводится по разным критериям – по степени выраженности симптомов, по степени понятности речи, по неврологической симптоматике, по психофизическому состоянию пациента, по локализации поражения и т. д.

Так, первый критерий позволяет выделять анартрию (тяжелая форма), выраженную и стертую дизартрию по убыванию степени поражения.

Обратите внимание

Анартрия характеризуется полным отсутствием разговорной функции, речевая мускулатура у таких больных полностью атрофирована.

При выраженной форме ребенок говорит, но малопонятно и нечленораздельно, произношение, дыхание, голос нарушены, хотя некоторые группы мышц сохраняют подвижность, в результате отдельные звуки можно четко различить.

Наконец, при стертой дизартрии у детей просто наблюдается нечеткое произношение, речь звучит как бы смазанно (стерто), «в нос».

Классификацию по второму из упомянутых выше критериев предложил в 1968 году французский невропатолог Ж. Тардье.

Она тоже определяет степень тяжести заболевания, но для нас представляет больший интерес, поскольку в ее основу положены внешние признаки, понятные любому человеку, а не только медику.

Вам будет также полезно узнать, как бороться с коклюшем у детей, для чего нужна укропная водичка детям, для чего детям назначают «Элькар», «Грудной эликсир», «Фенистал», «Ацц», «Лактазар», «Эреспал», «Инфакол», «Лактобактерин», «Боботик», «Микролакс», «Бебинос».

Ученый предложил разделять четыре степени нарушений речи в зависимости от ее понятности для окружающих:

  • первая – наличие патологии может определить только врач, окружающим кажется, что ребенок говорит понятно и связно, а возможные нарушения укладываются в обычные для детской речи мелкие огрехи;
  • вторая – окружающие видят, что нарушения речи у ребенка присутствуют, но при этом прекрасно понимают, что именно он говорит;
  • третья – ребенка понимают только члены семьи, посторонние в состоянии разобрать лишь отдельные слова;
  • четвертая (то, что в первом варианте классификации называется анартрией) – тяжелая форма, когда речь у ребенка либо отсутствует вовсе, либо совершенно непонятна никому, включая самых близких людей.
Читайте также:  Чужое мнение - как перестать слушать и не обращать внимание?

Третий критерий классификации – парафия невропатолога, поскольку в ее основе лежат конкретные неврологические синдромы, которые вызвали болезнь, например:

  • спастический парез (паралич) – состояние, характеризующееся ослабленностью движений при непроизвольном напряжении мышц;
  • ригидность – неэластичность мышц;
  • атапсия – нарушение координации речи, не связанное с мышечной слабостью.

В отличие от предыдущей квалификации, данное подразделение является глубоко научным, поэтому вряд ли родителям стоит пытаться очень сильно вникать в его суть.

Тем не менее, если вместе с диагнозом «дизартрия» звучит такая добавка, как: спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая.

Знайте, что речь идет об уточнении невропатологической картины заболевания. В зависимости от психофизического состояния пациента различают дизартрию, возникающую у детей, не имеющих соответствующих отклонений, а детей с:

  • детским церебральным параличом;
  • олигофренией;
  • гидроцефалией;
  • задержкой психического развития;
  • минимальной мозговой дисфункцей.

Наконец, в зависимости от очага локализации поражения аппарата речи выделяют пять видов дизартрии – бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Бульбарная дизартрия возникает при поражении ядер и других частей определенных черепно-мозговых нервов – лицевого, блуждающего, подъязычного, языкоглоточного, тройничного, из-за чего развивается паралич отвечающих за речевую функцию мышц.

Псевдобульбарная форма характеризуется двусторонним поражением нервных волокон кортико-бульбарного тракта. Это наиболее распространенный вид патологии. Возникает обычно вследствие перенесенного энцефалита, опухолей, отравления токсинами, родовой травмы и прочих факторов, повлекших поражение головного мозга.

Экстрапирамидная дизартрия возникает на фоне поражения подкорковых узлов и их нервных связей, в связи с чем ее еще называют подкорковой.

Соответственно, мозжечковая дизартрия объясняется повреждением мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы (надо сказать, что у детей эта формапатологиивозникает довольно редко), а корковая – поражениями коры головного мозга.

Первые симптомы

Как было сказано, первый и главный симптом дизартрии – невнятная и нечеткая речь, причем, в отличие от других форм расстройств речевого аппарата, касающаяся не отдельных звуков и слов, а именно речи в целом.

Однако у этой патологии существуют и другие, «вспомогательные» проявления.

Поскольку заболевание, как правило, имеет природу, связанную с поражением центральной нервной системы и головного мозга, оно часто сопровождается повышенным либо пониженным мышечным тонусом (спастичность, гипотония, дистония), а следовательно, у маленького пациента можно наблюдать:

  • напряженно сомкнутые губы, зажатость лицевых мышц и шеи, затрудненная артикуляция – при повышенном мышечном тонусе;
  • приоткрытый рот, вялый язык, течение слюны изо рта, речь «в нос» – при пониженном мышечном тонусе;
  • указанные выше симптомы, попеременно сменяющие друг друга в процессе речи – при мышечной дистонии.

Если говорить о проявлении дизартрии в речи, в зависимости от тяжести патологии она может характеризоваться:

  • общей «смазанностью» и отдельными дефектами;
  • замедленностью, невыразительностью, невнятностью, с искажением или пропуском отдельных звуков, в том числе гласных;
  • полностью неразборчивой.

Ребенок с подобным дефектом обычно смягчает твердые согласные, не может произвести звонкие, а шипящие и свистящие произносит сквозь зубы или «боковым» способом. Помимо речи, дизартрию можно определить и по другим функциям – дыханию, голосу, слуху, моторике и даже умственному развитию.

Так, во время разговора ребенок начинает дышать прерывисто и учащенно, прерывая и не заканчивая выдох.

Голос глухой, монотонный, тихий и слабый, как будто звучит на последнем издыхании, без каких-либо выраженных модуляций.

Слуховое восприятие звуков у таких детей также может быть нарушено. Внешне это можно установить, предложив ребенку назвать первый звук в том или ином слове либо придумать несколько слов, начинающихся с того или иного звука.

Важно

Характерной особенностью дизартрии является неразвитая моторика в пальцах: дети испытывают сложности при совершении тех или иных действий с мелкими предметами, не могут рисовать, лепить и пр.

Вследствие этого дефекта также может возникать общая тревожность, капризность и эмоциональная неустойчивость, ребенок плохо воспринимает информацию и не ориентируется в пространстве и времени. В более взрослом возрасте дети сталкиваются с трудностями при овладении письменной речью.

Дизартрия – серьезная патология. Чем раньше она будет обнаружена, тем успешнее будет лечение. Но как распознать проблему, если малыш еще совсем кроха, и до первых речевых опытов так далеко? На самом деле определенные признаки заболевания можно заметить даже у новорожденного.

Стоит забеспокоиться, если ваш малыш:

  • вместо требовательного звонкого крика издает слабое пищание, лишенное всяческой интонации;
  • плохо и вяло сосет молоко, а после начала введения в рацион твердой пищи – долго не может научиться ее жевать или жует очень вяло;
  • испытывает проблемы с глотанием – часто давится;
  • не выражает чувств с помощью мимики лица;
  • отстает в моторном развитии – позже начинает самостоятельно сидеть, ползать, ходить и, соответственно, лепетать и говорить;
  • спит с вяло открытым ртом и вытекающей из него слюной.

Подобные симптомы могут наблюдаться с различной интенсивностью: родителям не стоит ни пугаться раньше времени, ни самостоятельно ставить диагноз, ни тем более заниматься лечением. Однако, обнаружив что-то, что кажется необычным, никогда не лишне рассказать об этом педиатру – хотя бы для того, чтобы развеять опасения.

Причины появления

Несмотря на то, что дизартрия у детей изучается достаточно давно (как минимум, полтора столетия), причины, по которым возникает это заболевание, до сих пор достоверно и однозначно не выяснены. Так, долгое время такое нарушение речи объяснялось исключительно родовой травмой.

Однако последние исследования доказывают, что определенные проблемы у некоторых детей, страдающих от речевой дисфункции, возникали еще до рождения, в материнской утробе, а проблемы во время родов могут выступать как дополнительный катализатор.

Важно! Для каждого, в зависимости от очага локализации, вида дизартрии характерны свои наиболее часто встречающиеся причины.

Таким образом, причины появления заболевания условно можно разделить на перинатальные (те, которые возникли во время внутриутробного развития плода), полученные во время родов и приобретенные после рождения.<\p>

К первым относятся:

  • гипоксия плода, когда эмбрион испытывает кислородное голодание и недополучает другие вещества, необходимые для его нормального развития;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первом триместре беременности;
  • хронические патологии, имеющиеся у женщины и отразившиеся на ребенке во время вынашивания (прежде всего опасны нарушения сердечно-сосудистой и мочеполовой систем, желудочно-кишечного тракта, почечная недостаточность, а также туберкулез легких);
  • интоксикация медикаментозными препаратами, особенно принимаемыми женщиной на ранних сроках беременности;
  • полученные женщиной во время беременности травмы (причем не только физические, но и психические);
  • радиоактивное облучение в период вынашивания малыша;
  • несовпадение группы крови малыша и ребенка, а также резус-конфликт;
  • курение, употребление алкоголя и наркотических веществ беременной женщиной.

Во время родов малышу грозит:

  • асфиксия из-за обвития пуповиной или при затянувшихся родах, когда ребенок долго находится в стадии прохождения по родовым путям;
  • родовые травмы, в том числе черепно-мозговые;
  • кровоизлияние в мозг (иногда возникает при искусственном родоразрешении или слишком быстрых родах из-за резкого перепада давления).

Наконец, уже в период самостоятельной жизни ребенок может получить дизартрию в качестве осложнения таких заболеваний, как:

  • билирубиновая энцефалопатия новорожденного;
  • менингит;
  • гидроцефалит;
  • энцефалит;
  • менинго-энцефалит;
  • тяжелое отравления (в том числе химическое);
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Вызвать патологию речи могут также различные наследственные заболевания и пороки, в том числе опухоли головного мозга, нарушения мозгового кровообращения, нервные, мышечные, нервно-мышечные расстройства и др.Важно! Не вызывает сомнений, что дизартрия тесно связана с детским церебральным параличом. У этих патологий одинаковые причины, и они часто следуют «рука об руку». По статистике примерно семь из десяти детей с ДЦП имеют нарушения речи той или иной степени тяжести.

Иногда дизартрию связывают с преждевременными родами, однако, при отсутствии других патологий, такая зависимость возникает крайне редко.

Диагностика заболевания

Первоначальный диагноз «дизартрия» обычно ставит логопед, однако для окончательного «приговора» нужна квалифицированная консультация других специалистов, прежде всего невролога.

Так, задачей логопеда является оценить как саму речь (разборчивость, громкость, темп, произношение отдельных звуков и пр.

), так и сопутствующие признаки (мимику, состояние мускулатуры лица, дыхание ребенка во время речи, артикуляционные движения, которые он совершает, строение органов, участвующих в речи и т. п.).

Дополнительно специалист обращает внимание на общий уровень речи, ее грамматический строй и лексическую насыщенность, различение звуков. Детям постарше для проверки могут предложить написать текст под диктовку, списать из книги, прочесть, пересказать и прочее.

Как уже упоминалось, не все речевые расстройства охватываются понятием дизартрии, поэтому уже на данном этапе желательно отмести сходные по симптомам патологии.

Конечно, огромное значение для правильной диагностики имеет изучение анамнеза: чем болела мама во время беременности и сам малыш, когда он начал держать головку, ходить, говорить, как реагирует на игрушки и т. п. Тестов и методик, при использовании которых определяют наличие патологии, ее вид и причины возникновения, — множество, и все они в совокупности в конце концов дадут специалисту четкую картину.

При помощи инструментальных методов и исследований диагностируют не саму дизартрию, а нервную патологию, которая ее вызвала. К таким исследованиям относятся МРТ, компьютерная томография головного мозга, нейросонография, электронейрография, электроэнцефалография, электромиография, транскраниальная магнитная стимуляция и пр.

Однако подобные процедуры обычно назначают только в тяжелых случаях — для назначения правильного медикаментозного лечения основной причины речевого расстройства.

Лечение и коррекция

Как уже было сказано, дизартрия – это расстройство речи, вызванное патологией нервной системы.

Понятно, что лечить такое заболевание в домашних условиях, давая малышу сладкие пилюльки по определенному графику, не получится, поскольку прежде всего необходимо понять причину, спровоцировавшую нарушение и воздействовать непосредственно на нее. В данном случае ребенку необходима серьезная комплексная терапия, неразрывно сочетающая в себе три фактора:

  1. Специальные логопедические занятия по индивидуальной методике;.
  2. Медикаментозную терапию.
  3. Дополнительные упражнения и процедуры, среди которых самое главное – внимательное отношение родителей, их тепло, любовь и терпение.

Важно! Чем раньше начать занятия и чем серьезнее к ним относиться, тем выше вероятность того, что ребенок сможет пойти в обычную школу, а не в специализированное учреждение для детей с ограниченными возможностями.

Читайте также:  Цинизм - значение слова, определение, примеры цинизма в литературе

Логопедия

Логопедические методы лечения дизартрии, безусловно, играют первостепенную роль. К ним относится целый комплекс мероприятий, направленных на развитие у малыша:

  • мелкой моторики (с этой целью доктор разрабатывает индивидуальный комплекс упражнений для пальцев рук);
  • речевого аппарата (предполагает особые формы массажа и артикуляционной гимнастики);
  • дыхания – как обычного, так и во время разговора (используется дыхательная гимнастика);

Источник: https://agu.life/bok/465-chto-takoe-dizartriya-u-detey-i-kak-ee-lechit.html

Дизартрия – симптомы и причины дизартрии, классификация и формы дизартрии, особенности течения заболевания

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечается в произношении отдельных типов звуков.

Общее описание

Данного типа нарушение возникает по причине недостаточности иннервации речевого аппарата, которая, в свою очередь, достигается за счет поражения соответствующих отделов мозга – подкорковых и заднелобних.

У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое небо), из-за чего усложняется артикуляция (артикуляция определяется как совместно проводимая речевыми органами работа, в результате которой обеспечивается возможность произношения звуков в речи).

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т. е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения).

Совет

Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушения чтения и нарушения письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи.

При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность», что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, то замедленный, то ускоренный.

в Зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с дизартрией определены в неоднородного типа группу, причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности психопатических форм отклонений.

Следует отметить, что дизартрия, равно как и тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них интеллектом, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального развития.

в Зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая характеристика основывается на следующем делении пациентов на группы:

  • дизартрия, проявляющаяся у детей с нормальным уровнем психофизического развития;
  • дизартрия у детей при гидроцефалии;
  • проявление дизартрии у детей при олигофрении;
  • дизартрия при ДЦП;
  • проявление дизартрии у детей при ЗПР (т. е. при задержке психического развития);
  • дизартрия у детей при ММД (минимальная форма мозговой дисфункции).

Последний вариант, связанный с минимальной формой дисфункции при дизартрии у детей, проявляется достаточно часто, отмечается он в коллективах среди детей, обучающихся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях.

В этом случае к недостаточности речи добавляются также нарушение памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы, интеллектуальной деятельности, легкие формы двигательных расстройств, замедленность формирования определенных корковых функций высшего порядка.

Проявление двигательных нарушений отмечается преимущественно в рамках более поздних сроков формирования у пациентов двигательных функций, особенно таких из них как развитие самостоятельной возможности сидения, ползания, хождения, захват пальцами предметов с последующей манипуляцией ими и пр.

Обратите внимание

Нарушения эмоциональные и волевые заключаются в проявлении повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общей істощаемості, что характеризует состояние нервной системы.

В период первого года жизни отмечается неспокійність детей, им требуется постоянное внимание, также они плаксивые. Актуальными нарушение аппетита и сна, склонность к диатеза, расстройства ЖКТ, а также до отрыжки и рвоты.

Чаще всего детей характеризует повышенная метеозависимость.

В период дошкольного возраста отмечается двигательная неспокійність, склонность к повышенной раздражительности и переменчивости настроений, суетливость, дети непослушны и грубы. Усиление двигательного беспокойства происходит в ситуации, когда ребенок переутомлен, вплоть до истероидных реакций.

И хотя у детей не появляются выраженные формы парезов и параличей, моторика их преимущественно неудобна, отмечается и недостаточность ее координации. Кроме этого актуальны проблемы с неудобством в реализации навыков, касающихся самообслуживания, отставанием от сверстников по части точности и ловкости в выполнении движений.

Готовность руки относительно письма также развивается с задержкой, по этой причине длительное время отсутствовал практический интерес к ручной деятельности (лепка, рисование и др.), У них плохой почерк (школьный возраст).

Выраженный характер имеют нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, что проявляется в пониженной умственной работоспособности, пониженном внимании и в нарушениях памяти.

Дизартрия: причины

В целом дизартрия является проблемой глобального масштаба, потому как распространение ее, как мы отметили, приходится полностью на функцию речи, а не на отдельные элементы в ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение, которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая ограниченность в движении мускулатуры.

Как наиболее существенного варианта рассматривается поражения мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Чаще всего причиной этого становится перенос матерью какого-либо инфекционного заболевания в период беременности, а также серьезной формы токсикоза.

В рамках беременности кроме этого рассматриваются такие варианты воздействия, которые ведут к дизартрии, как патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот, затяжные роды.

Важно

При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и пр.

Кроме этого учитывается в качестве возможного фактора, спровоцировавшего заболевание, перенесение ребенком инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит, менингоэнцефалит и др.).

Следует отдельно отметить, что помимо связи другого типа патологиями, дизартрия может выступать и в качестве симптома детского церебрального паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом.

Относительно недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом родовой травмы, однако в рамках проведенных исследований выяснилось, что порядка в 80% случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно, развивается ДЦП внутриутробно.

На процессе родовой деятельности эта патология может отразиться, кроме того, актуальная патология родовой деятельности может спровоцировать усиление первопричины.

Классификация дизартрии

в Зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – симптоматика (речевые, психологические и неврологические проявления) имеет, соответственно, стертый облик, что нередко дает основания спутать дизартрию с таким нарушением как дислалия (данное нарушение проявляется в том, что дети, имея нормальный слух и при сохранности у них речевого аппарата , имеют проблему, связанную со звукопроизношением); отличие одного варианта от другого заключается в наличии при дизартрии очаговой формы неврологической микросимптоматики;
  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но она при этом характеризуется как малопонятная и нечленороздільна; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
  • анартрия – эта форма выраженности дизартрии сопровождается абсолютным отсутствием у ребенка возможности произносить речь.

в Зависимости от конкретной области локализации дизартрия может сопровождаться периферическим или центральным параличом. При периферическом параличе поражению подвергается, соответственно, периферический двигательный нейрон в сочетании с его связками с мышцами.

При центральном параличе поражению подвергается центральный двигательный нейрон, а также связи, существующие между ним и периферическим нейроном.

При периферическом параличе у больных снижены или полностью отсутствуют рефлексы и мышечный тонус, кроме этого актуальна атрофия мышц.

Совет

Что касается центрального паралича, то развивается он, как отмечено, за счет поражения центрального двигательного нейрона, причем поражение это возникает в рамках любого его участка (т. е. это может быть спинной мозг, ствол головного мозга, кора головного мозга (двигательная зона) ).

Периферический паралич в основном отражается на совершении непроизвольных и произвольных движений, паралич центральный – в основном лишь на произвольных движениях.

Периферический паралич сопровождается нарушением диффузного масштаба по части артикуляционной моторики, а центральный паралич определяет нарушения в тонких дифференцированных движениях.

Отличия существуют и в особенностях мышечного тонуса: центральный паралич сопровождается преобладанием повышенного мышечного тонуса (что определяется как его спастичность); периферический паралич характеризуется практическим отсутствием тонуса.

Относительно звучания при периферическом параличе определяется возведения артикуляции гласных к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных – до глухого. В таком случае рассматривается бульбарная дизартрия.

Бульбарная форма патологии нередко сочетается с появлением у пациентов расстройств глотания. Кроме того, бульбарная дизартрия также является одним из симптомов патологии – бульбарного синдрома.

Что касается центрального паралича, который определяет такую форму нарушения как псевдобульбарная дизартрия, то в его случае артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных может быть как приглушенным, так и звонким. Язык у больных становится монотонной.

Данная форма заболевания также может выступать в качестве симптома, относясь, на этот раз, к такой патологии, как псевдобульбарный синдром.

Обратите внимание

Помимо бульбарной и псевдобульбарной формы заболевания, существует корковая дизартрия, обуславливается она тем, что поражению подлежат отделы мозга, непосредственным образом связанные с функциями тех мышц, которые принимают прямое участие в процессах артикуляции. Особенность этой формы заболевания заключается в расстройстве произнесения, который касается составов, при котором, между тем, сохраняется правильная структура произносимого слова.

Следующая форма заболевания – мозжечковая дизартрия. Обуславливается она тем, что поражению подвергается мозжечок (не исключается и поражение проводящих путей). Характеризуется мозжечковая дизартрия тем, что речь при ней становится скандированной и растянутой, модуляция подлежит нарушению, меняется и громкость.

Екстрапірамідна дизартрия (или подкорковая, гиперкинетическая дизартрия) проявляется на фоне поражения, затрагивающего подкорковые узлы в сочетании с их нервными связями. В данном случае отмечается смазанность и невнятность речи, также отмечается ее носовой оттенок. Резким образом нарушена просодика речи (т. е. интонационно-выразительная ее окраски), темп речи.

Источник: https://stomatlife.ru/medicina/dizartriya-simptomy-i-prichiny-dizartrii-klassifikaciya-i-formy-dizartrii-osobennosti

Дизартрия

  • Нечленораздельность речи: человек произносит все слова или часть слов (например, те, в которых много шипящих, звонких звуков) нечетко, создается ощущение, что у человека “ каша во рту”.
  • Гнусавость: ощущение, что слова произносятся “ в нос”.
  • Нарушение плавности ритма речи — при этом слова произносятся отрывисто, с паузами между слогами.
  • Субъективное ощущение неповоротливости языка, губ и щек при разговоре.
  • Быстрая утомляемость мышц языка, глотки при разговоре.
Читайте также:  Психастения - лечение, причины, симптомы

В зависимости от локализации повреждения головного мозга и особенностей дизартрии выделяют следующие ее формы:

  • бульбарная дизартрия  развивается при поражении ядер и нервов бульбарной группы, обеспечивающих двигательную активность мышц языка, глотки, мягкого неба. Отличается от остальных форм наличием атрофии (истончения) мышц языка (при длительно существующем процессе). Голос приглушенный, затихающий, гласные и звонкие звуки лишены звонкости;
  • псевдобульбарная дизартрия  развивается при поражении проводящих путей, соединяющих кору головного мозга с ядрами бульбарной группы. Атрофий при этой форме нет. Голос глухой, осиплый, язык напряжен и отодвинут назад. Пациент осознает свой речевой дефект, но попытка исправить речь произвольно приводит к ухудшению и без того дизартричной речи (так как это еще более повышает тонус мышц языка и глотки);
  • мозжечковая дизартрия  развивается при поражении мозжечка (опухоли, кровоизлияния, травмы мозжечка). Характеризуется нарушением темпа речи, речь становится отрывистой, неверно делаются акценты в словах при разговоре. Создается ощущение, что пациент не может координировать работу мышц языка, глотки, мягкого неба, и они работают беспорядочно;
  • подкорковая дизартрия  развивается при поражении подкорковых ядер (отвечают за координацию и формирование и мышечного тонуса). Голос при этой форме напряженный, глухой, резкий;
  • корковая дизартрия  развивается при поражении коры пре- и постцентральной извилин головного мозга, характеризуется нормальным темпом и тембром голоса. Голос приглушен, иногда громкий, напряженный. Затруднено произношение звонких согласных, некоторые звуки могут опускаться из речи.

Причиной развития дизартрии может быть любое заболевание или процесс, нарушающий строение или раздражающий задние отделы лобной доли, подкорковые ганглии (находятся в глубине мозга) и мозжечок (опухоли, кровоизлияния, травмы мозжечка), а также проводящие пути, соединяющие указанные области с другими отделами головного мозга.

  • Опухоли головного мозга, в том числе мозжечка.
  • Острое (инсульт) или хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Кровоизлияние в головной мозг.
  • Хроническое нарушение мозгового кровообращения.
  • Травмы головного мозга.
  • Абсцесс (гнойник) головного мозга или мозжечка.
  • Демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина (белка, обеспечивающего быстрое проведение нервных импульсов по волокнам), например, рассеянный склероз (заболевание, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество мелких очагов демиелинизации), рассеянный энцефаломиелит (заболевание предположительно инфекционной природы, при котором в головном мозге и мозжечке образуется множество очагов демиелинизации).
  • Отравления: солями тяжелых металлов, промышленными ядами (например, при работе на вредных производствах, при бытовых отравлениях).
  • Ботулизм — заболевание, связанное с отравлением ботулотоксином, вырабатываемым бактерией Clostridium botulinum. Также проявляется нарушением дыхания, нечленораздельной речью, птозом (опущением) верхнего века, диареей (поносом) и болями в животе.
  • Боковой амиотрофический склероз — заболевание, характеризующееся постепенной гибелью тел мотонейронов спинного мозга (клеток, обеспечивающих движение мышц) и проводящих двигательных путей, а также постепенно развивающимися дизартрией и слабостью дыхательной мускулатуры.
  • Синдром Фацио-Лонде — наследственное заболевание, проявляющееся в юношеском возрасте дизартрией, нарушением глотания и постепенно прогрессирующее.
  1. Врач невролог поможет при лечении заболевания

  • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
    • как давно появились жалобы на замедленную, тихую речь, затруднения при произношении слов;
    • были ли подобные жалобы у кого-то из родственников пациента.
  • Неврологический осмотр: осмотр глотки, проверка глоточного и нижнечелюстного рефлексов, наличие атрофий (истончения) мышц языка. Также необходимо проверить наличие рефлексов рук и ног.
  • Осмотр логопедом: оценка речи, наличия нарушений темпа, тембра речи, затруднений при произношении каких-либо звуков.

  • Осмотр отоларингологом: необходимо исключить объемные процессы (опухоли, гнойники) в полости носа, потому что они тоже могут приводить к гнусавости голоса.

  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы позволяют послойно изучить строение головного мозга и выявить причину дизартрии (очаги нарушения кровообращения, опухоли, гнойники, очаги распада основного белка нервной ткани – миелина).
  • Возможна также консультация нейрохирурга.
  • Лечение основного заболевания, вызвавшего дизартрию:
    • хирургическое удаление опухоли;
    • удаление кровоизлияния (гематомы), если оно расположено достаточно поверхностно для хирургического вмешательства;
    • хирургическое удаление гнойника из полости черепа, антибактериальная терапия для скорейшего прекращения инфекционного процесса;
    • нормализация артериального (кровяного) давления и прием препаратов, улучшающих мозговой кровоток и обмен веществ (ангиопротекторы, ноотропы) при нарушениях мозгового кровообращения.
  • Занятия с логопедом: исправление имеющегося дефекта с помощью специальных упражнений.
  • Нарушение социальной и трудовой адаптации из-за речевого дефекта.
  • Контроль артериального (кровяного) давления для профилактики нарушений мозгового кровообращения.
  • Остальные причины развития дизартрии не поддаются профилактике (опухоли, травмы, кровоизлияния в головной мозг или мозжечок).
  • Использование средств защиты при контакте с отравляющими веществами на производстве.

Источник: https://lookmedbook.ru/disease/dizartriya

Дизартрия – что это такое: характеристика и лечение заболевания

Мамочкам приятно услышать первые звуки ребенка, начинающего говорить. Паника появляется, когда малыш подрастает, а речь остается невнятной. Посещение доктора не добавляет радости. Обнаруживается, что это симптомы серьезного заболевания со скрытыми последствиями. Важно знать, как проявляется дизартрия речи, чтобы начать лечение.

Нарушения произношения наблюдаются не только в малолетнем возрасте, они характерны и для взрослых.

Дизартрия – что это такое, насколько опасно и поддается ли лечению? Это заболевание – нарушение функций речевого аппарата, которое спровоцировано расстройством связи его и центральной нервной системы. Обнаруживается поражение головного мозга.

Оно вызывает иннервацию – повреждение снабжения тканей нервными окончаниями. Мышцы, которые задействованы в произношении звуков, парализованы или ослаблены. При этом происходит нарушение звучания речи, артикуляции.

Среди причин дизартрии у детей отмечаются мотивы, связанные с перинатальным периодом. Сюда относятся:

  • влияние токсикоза матери на плод;
  • травма мозга при родах;
  • легкий вид асфиксии плода;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • соматические заболевания матери;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гемолитическая болезнь новорожденного.

В старшем возрасте у ребенка это заболевание является спутником ДЦП, результатом перенесенного менингита, гнойного среднего отита, энцефалита. Среди причин у взрослых отмечают:

  • сосудистые заболевания мозга;
  • внутричерепные кровоизлияния;
  • инфекции нервной системы;
  • инсульты;
  • опухоли;
  • атеросклероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • церебральный паралич;
  • алкогольную интоксикацию;
  • слабоумие;
  • рассеянный склероз;
  • употребление наркотиков.

Для течения заболевания характерно нарушение во время речи дыхания. Оно становится прерывистым, учащенным, встречается укороченный вдох. Подмечаются симптомы, связанные с дефектами артикуляции, которые вызывают:

  • спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка;
  • амимия – ослабление лицевых мускулов;
  • арефлексия – отсутствие рефлексов;
  • гипотония – неподвижность, вялость языка;
  • смена повышенного и ослабленного тонуса;
  • парез – снижение силы мышц из-за поражения нервов;
  • атония – отсутствие нормального тонуса.

Встречаются признаки дизартрии, вызванные нарушением звукопроизношения. Среди них отмечают:

  • ОНР – общее недоразвитие речи;
  • пропускание звуков;
  • слабую силу голоса;
  • искаженность звуков;
  • неритмичное дыхание;
  • смазанность речи;
  • отсутствие мимики;
  • замедленную, невыразительную речь;
  • неустойчивый ритм;
  • медленность речи;
  • смягчение твердых звуков;
  • монотонность произношения;
  • при полном параличе – немоту.

Мамам требуется обратить внимание на особые симптомы, которыми характеризуются заболевания у детей. Это поможет своевременно начать лечение. Наблюдаются такие признаки:

  • расстройство сосания;
  • подтекание молока;
  • поперхивания, срыгивания при кормлении;
  • нарушение жевания, глотания;
  • отсутствие лепета;
  • гнусавость;
  • невнятность;
  • позднее произношение первых звуков;
  • хриплость голоса.

Классификация дизартрии

В связи с местом размещения очага поражения, различают формы дизартрии:

  • бульбарную, для нее характерен дизартрический синдром, вызванный местным параличом мышц;
  • корковую форму, спровоцированную поражением зоны, отвечающей за артикуляцию;
  • мозжечковую – дизартричное нарушение мозжечка, вызывающее растянутость речи;
  • псевдобульбарную, вызванную центральным параличом мышц, с характерной монотонностью;
  • подкорковую (экстрапирамидную), отличающуюся невнятной речью;
  • смешанную – включающую несколько видов разной степени тяжести.

Бульбарная­

Для этой модификации заболевания характерно нарушение движений, вызванное параличом мышц, часто наблюдаемое только с одной стороны. При бульбарной дизартрии выявляются:

  • гиперсаливация – повышенное слюноотделение;
  • монотонность;
  • гипокинетические симптомы – нарушение общей моторики;
  • стирание звучания гласных;
  • отсутствие звонкости;
  • проблемы с кормлением грудничков – срыгивания, поперхивания.

Стертая

Часто встречающаяся разновидность болезни вызвана микроорганическими повреждениями головного мозга. Стертую дизартрию характеризуют:

  • дрожание голоса;
  • вялость речи из-за ограниченного движения языка;
  • слюноотделение при разговоре;
  • невнятность произношения;
  • искажение звуков;
  • ускоренная речь;
  • нарушение мелкой моторики;
  • неуклюжесть;
  • плохая дикция;
  • тихий голос.

Псевдобульбарная

Спастическое поражение мышц, отвечающих за речь, вызвано нарушениями коры головного мозга. Вследствие спазмов мускулатуры, при псевдобульбарной дизартрии отмечаются:

  • проблемы с глотанием;
  • слабый сосательный эффект у младенцев;
  • подтекание молока;
  • проблемы с координацией;
  • открытый рот;
  • невнятная, тихая, замедленная речь;
  • непроизвольный плач, смех;

Источник: https://sovets.net/8908-dizartriya-chto-eto-takoe.html

Формы дизартрии

Дизартрией называется процесс нарушения звукопроизнесения в речи, обусловленный органической недостаточностью иннервации (снабжения тканей и органов нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой) речевого аппарата.

Классификация клинических форм дизартрии обусловлена различной локализацией поражения мозга. Различие форм дизартрии проявляется в специфических дефектах звукопроизношения, артикуляции, голоса. Разные формы дизартрии поддаются коррекции в разной степени.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия проявляется при воспалении или опухоли продолговатого мозга. Характерным при этом является парез или паралич мышц глотки, языка, гортани, мягкого неба. Нарушается глотание пищи, жевание затруднено.

Голос становится слабым, звонкие звуки в речи не реализуются. Все звуки приобретают выраженный носовой оттенок. Также у детей с такой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц глотки и языка, отсюда – многочисленные искажения звукопроизношения.

Речь при этом – крайне невнятная, замедленная. Лицо человека с бульбарной дизартрией амимично.

Подкорковая дизартрия

При подкорковой дизартрии наблюдается поражение подкорковых узлов головного мозга. Для подкорковой дизартрии характерны гиперкинез и нарушение мышечного тонуса.

Гиперкинез – это непроизвольные насильственные движения, которые ребенок не контролирует. Движения усиливаются во время речи.

Наличие гиперкинеза и меняющегося характера мышечного тонуса отражается на артикуляции: ребенок может правильно произносить некоторые слова и звуки и через минуту уже не в состоянии произнести ни одного звука. При этом возникает артикуляционный спазм, голос прерывается, язык напряжен.

Характерный признак подкорковой дизартрии – нарушение ритма, темпа, интонации речи.

Мозжечковая дизартрия

Характерна «рубленой» скандированной речью, иногда сопровождаемой выкриками разных звуков. Данная форма в чистом виде наблюдается довольно редко.

Корковая дизартрия

Такая форма дизартрии сложно распознается. Напоминает моторную алалию, потому что нарушается, прежде всего, произношение сложных слов. Звуки могут искажаться в речевом потоке, особенно трудны сочетания согласных.

Стертая форма

Это легкая форма дизартрии. Ее сложно диагностировать и дифференцировать от других речевых расстройств – например, дислалии. Стертая форма дизартрии может появиться в результате воздействия разных неблагоприятных факторов: токсикоза во время беременности, хронической гипоксии плода, острых и хронических заболеваний матери во время беременности и пр.

Псевдобульбарная дизартрия

Это наиболее частая форма детской дизартрии. Бывает трех степеней: легкая, средняя и тяжелая. При псевдобульбарном параличе у ребенка обычно нарушается речевая и общая моторика. Ребенок поперхивается, захлебывается, изо рта течет слюна, мускулатура лица нарушена.

Источник: https://nmedicine.net/formy-dizartrii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector