Гениальность и талант – что это такое, определение, признаки

Одаренность, талант, гениальность

Одаренность, талант, гениальность

Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области. Это определение позволяет установить взаимосвязь между понятиями «одаренность» и «способности

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Непременная отличительная черта одаренного ребенка заключается в оригинальности мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству — наиболее известные признаки одаренности.

В интеллектуальном и нравственном отношениях, такие дети превосходят своих одногодок, чего нельзя сказать об уровне физического и эмоционального развития — оно находится в пределах возрастной нормы. Умственная активность, так ярко характеризующая любого одаренного ребенка, имеет непосредственное отношение к развитию способностей.

Способности развиваются, вырастают из задатков при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие.

По форме проявления одаренности можно говорить о:

Обратите внимание

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»). Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.

Можно дифференцировать:

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.

Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте.

В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность, это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.

Талант – это высокий уровень развития, прежде всего специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций.

Важно

Не стоит смешивать понятия «одаренность», «талант», «гениальность». Одаренность понимается как комплекс задатков, способностей, интереса, мотивации к определенной (специфическая одаренность) или разноплановой (общая одаренность) деятельности.

Талант же понимается как творческая одаренность, а гениальность – высшая ступень развития одаренности.

Гениальный человек создает уникальные творения, которые признаются цивилизацией, в связи с этим, появление гения среди человечества является очень редким явлением.

Источник: https://infourok.ru/user/zemskova-nina-valerevna/blog/odarennost-talant-genialnost-11797.html

Талант или Гениальность?

Талантливых людей довольно много. Если у человека что-то получается лучше, чем у большинства других людей, говорят. что у него к этому талант, особенно если это что-то касается творчества. А вот гениальных людей единицы.

Это те люди, которые открывают в какой-то области что-то совершенно новое, которым потом все человечество пользуется. А сумасшедшим у нас часто называют просто человека с нестандартным мышлением.

Потому и гении и талантливые люди вполне могут в эту категорию попадать.

На поставленный вопрос, наверное, предполагалось получить однозначный ответ. Но вопрос изначально поставлен так, что однозначного ответа не получится. Это простая психологическая закономерность.К этому нужно добавить еще и сомнительность начальной посылки, из которой автор темы пытается строить размышления.

Все логические рассуждения, исходящие из ложной или сомнительной посылки, являются ложными по законам логики. Поэтому в своих рассуждениях необходимо больше внимания уделять базовым, изначальным знаниям и овладению умением непрерывного последовательного мышления. Не говоря уже о других формах мышления более высокого порядка.

Как правило, большинство людей не уделяют должного внимания именно этим отправным точкам мышления, пытаясь строить философские стены на песке, а не на прочном фундаменте.Наша речь связана с мышлением, мышление отражает состояние сознания.

Те люди, которые способны мыслить, опираясь на надежный фундамент мышления и обладающие способностями мыслить большими мерностями (большей скоростью и объемностью), и являются людьми гениальными, по нашему представлению. Поскольку их мыслительные способности кажутся обычным людям чем-то сверхобычным. Однако вполне можно считать обычным именно мышление гениев.

Но тогда мышление обычных людей требует соответствующей оценки, что не очень приемлемо для этих обычных людей.На мой взгляд талант от гениальности отличается также, как наличие способностей отличается от результата их применения.

Совет

Также, как обладание хорошим инструментом отличается от умения создавать этим инструментом качественный и востребованный результат деятельности. Но здесь разговор идет о свойствах мышления, поэтому разбираться в тонкостях этих различий необходимо, разбираясь в тонкостях мышления.

Добавьте к этому и то, что ярлык “гениальности” часто присваивается личностям, которые ценны для Социальной Системы как пример для подражания, а вовсе не как пример истинной гениальности. Также как современная христианская церковь причисляет к лику святых всех, кого ни попадя, лишь бы был известный страдалец.

Истинные качества личности при этом не учитываются и не играют никакой роли. Значок “гениальности” навешивается тем, чьи действия идут на пользу Системе, а не тем, кто помогает человечеству на пути самопознания и истинно духовного развития. Другими словами, неплохо отличать “системные заказы” от истинной гениальности. Потому что истинно гениальные люди чаще всего системе не нужны и признаются гениальными только после смерти, когда перестают быть источниками социальной нестабильности.

Действительно, вкладывать душу в свою работу, выполняя ее гораздо лучше, чем другие, одержимость любимым делом – это и есть проявления таланта. Т.е.

, кроме выполнения работы что-то еще, что-то, что говорит людям о таланте.

Но начинается все именно с применения способностей, применения способностей в деле – кто узнает о том, как я таланлива, если я ничего не буду делать?

Высшая степень творческих проявлений личности называется

гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом. О гениальности говорят, когда достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Таких людей за всю пятитысячную историю цивилизации было не более 400 человек.

Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода, но в уже определенной области знаний, за границу которой он не выходит.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам)
  2. Цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. Слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. Личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. Межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами)
  8. Талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. Предпринимательский талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант – результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время.

Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Например, ректор МГУ им М.В. Ломоносова Садовничий. Среди них есть удачливые писатели.

Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Широко распространено мнение о гениальности Альберта Эйнштейна.

Обратите внимание

Гениальность (от лат. genius — дух) — практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность определяется как врождённые необычно высокие интеллектуальные способности к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности, как наивысшая степень таланта. В отличие от большинства талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает революционных интеллектуальных результатов.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует значительный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000.

Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10000000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран.

(«Генетика гениальности», Владимир Эфроимсон)

Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/11/20/talant-ili-genialnost

Как понять, какой вам дан талант?. Статья. Поиск своего призвания. Самопознание.ру

Талант — высокий уровень способностей человека к определённой деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определённую сложную трудовую деятельность.

Читайте также:  Как заставить мужа ревновать и бояться потерять жену?

Талант — это высокий уровень развития, прежде всего, специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.

Уже в детском возрасте могут проявиться первые признаки таланта в области музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и т.д. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта в значительной мере зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека.

Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в различных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определённым видом деятельности, которая порой проявляется в страсти к выбранному делу.

Важно

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определённой личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны выделяться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен потребностью в творчестве.

Гениальность — высочайший уровень одарённости личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создаёт новую эпоху в своей области знаний.

Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Эффективный и точный метод определения талантов — изучение Натальной карты человека.

Американский психиатр Рон Лейдер описал 8 типов талантов:

  • лингвистика: интерес к рифмам, словесным играм, скороговоркам; правильно говорит, грамотно пишет, много читает, устно общается с окружающими (оратор);
  • воображение: силён в образном мышлении, восприятии цветов, форм, текстур; обладает хорошей фантазией, рисует для изображения своих мыслей и идей;
  • музыка: обладает хорошим музыкальным слухом и чувством ритма; любит слушать и создавать музыкальные композиции и петь;
  • логика: интерес к расчётам, фактам, цифрам; обладает рациональным критическим мышлением и математическим подходом к решению задач, стремится принимать правильные решения;
  • кинестетика: нравятся физические упражнения, танцы, спорт, работа руками (конструирование моделей, лепка);
  • моделирование: любит классифицировать, анализировать, систематизировать и моделировать события и явления; интуитивно понимает, как должен быть устроен мир, и какие отношения между явлениями;
  • межличностные отношения: понимает чужие чувства, желания, потребности, может видеть мир их глазами; умеет работать с людьми, находится в хороших отношениях с коллективом, эффективно взаимодействует с окружающими;
  • рефлексия: занимается самоанализом, обдумыванием собственных действий, склонен к рефлексии (внутреннему диалогу), понимает свои потребности и чувства, любит проводить время в одиночестве; независим и дисциплинирован.

Помощники в поиске таланта

Главными помощниками являются желания.

Желание — возможная цель системы, которую она может достичь или нет, приняв самостоятельное решение, удовлетворив все потребности и выполнив необходимые действия.

Они делятся на 2 основных типа:

  • иметь: для удовлетворения личных потребностей, например, купить дом, машину, яхту; попутешествовать в других странах…
  • уметь: для удовлетворения потребностей окружающей среды, например, стать доктором, писателем, юристом; организовать компанию, построить школу…

Причём желания “иметь” обычно исполняются только после исполнения желаний “уметь”.

Основным генератором желаний является наблюдение за успехом других людей. Появляются эмоции. Одни могут вызвать радость, эйфорию и даже слёзы. Другие же могут разочаровать, из-за огорчения, что человек сейчас занимается совсем не тем, чем хочет. Подобные эмоции дают сигналы, что такая деятельность соответствует его таланту.

Ещё одним хорошим помощником является личный опыт.

Он может подсказать, какие дела доставляли удовольствие и радость, чем могли заниматься долгое время без принуждения, какими методами и инструментами получалось легко пользоваться.

Для приобретения опыта нужно достигнуть целей в различных областях и определить, где легче всего получалось достичь успеха и приносить значительную пользу для окружающих.

Совокупность желаний типа “уметь” и дел, доставляющих удовольствие, называются склонностями. Они помогают определить область, в которой человек будет получать наибольшее удовлетворение от своей деятельности, и её результаты будут очень полезными для окружающего мира.

Что мешает определить или развивать талант?

  • низкая самооценка,
  • ответственность,
  • поражение.

Основными причинами возникновения таких страхов являются неуверенность и социальные стереотипы (“талант не приносит денег”, “везде нужны большие деньги и связи”, “нужно много работать”, “многие таланты нищие”). Все стереотипы созданы людьми, которые не смогли себя реализовать. Дерзайте! Всегда слушайте свой внутренний голос и верьте в свои силы.

Страхи являются помощниками в определении таланта. Когда испытываешь страх перед чем-то новым, но не опасным, то это означает, что нашёл нечто крупное, стоящее, полезное.

  1. Зависть к чужому успеху.
  2. Чужая оценка.
  3. Надежда на быстрый результат.

Что поможет справиться с препятствиями?

  1. Положительные примеры чужого успеха.
  2. Любовь к делу.
  3. Воля.
  4. Терпение.
  5. Регулярное самосовершенствие.
  6. Забота о своём психическом и физическом здоровье.
  7. Отслеживание своих результатов.

Основными помощниками для поиска таланта являются желания, эмоции, опыт и страх. Используйте их для определения своего таланта при применении описанного ниже метода.

Признаки таланта:

  • Талант органичен для нас. Мы часто его в себе не распознаем.
  • Талант — не то, что мы понимаем, а то, что мы умеем, не понимая.
  • Мы способны заниматься этой деятельностью при любой возможности.
  • Деньги в деле не на первом месте!
  • Мы набираемся сил от занятий этой деятельностью. Когда нам плохо — мы берёмся за это занятие и чувствуем себя значительно лучше. Кто-то пишет стихи, кто-то готовит еду, кто-то занимается спортом, кто-то рисует…
  • Мы готовы в это вкладывать все свои силы и использовать все ресурсы.
  • Внутри нас живёт чувство: “Когда я это делаю, я живу, я счастлив”.
  • Люди легко платят за наш талант. Мы востребованы.

Задание:Напишите ответы на вопросы. Выпишите все свои умения, способности и интересы. Что вы умеете? Чем нравится заниматься?Чем интересуетесь? Чему хотите научиться?Что любили делать в детстве?

О чём у вас спрашивают совета? Что ценят в вас окружающие?

Чтобы немного облегчить определение своего таланта, ознакомьтесь с несколькими интересными версиями, какие есть таланты.

Последствия определения таланта

  1. Появляется ясность того, что нужно делать, чем заниматься каждый день и для чего просыпаться утром.
  2. Знание таланта помогает в профессиональной ориентации человека. Зная свой талант, человек точно будет знать, чем ему заниматься, какую работу выполнять, какую должность занимать.

  3. Чтобы сделать талант востребованным и получить необходимые ресурсы на его реализацию, человек должен правильно его продавать. Нужно уметь чётко формулировать выгоды, которые может принести талант, например, конкретной компании при устройстве на работу в неё.

    Но обычно хорошие специалисты считают, что их польза и так понятна. И в этом их ошибка. Талант нужно уметь “упаковать и презентовать”, иначе с человеком просто не будут сотрудничать. Приобретя такое умение, человек сможет не только радоваться своей работе, но и получать солидные финансовые вознаграждения.

    Тогда работа превратится в высокооплачиваемое хобби.

  4. Для развития таланта необходимо приобретать опыт в соответствующих ему предметных областях. Для этого он может самостоятельно изучать литературу, посещать курсы или получить образование в этом направлении.

    Затем необходимо применить этот опыт для достижения целей, повышения личной эффективности и успешности и выполнения творческой деятельности. В конечном итоге, человек должен создать нечто грандиозное, что принесло бы большую пользу для окружающего мира.

  5. Развивая талант, человек сможет исполнить свои желания типа “уметь”, удовлетворяющие потребности окружающего мира. Затем он сможет перейти к исполнению желаний типа “иметь”, удовлетворяющие его личные потребности.

    Это сделает его ещё более счастливым и успешным и создаст комфортные условия для его жизни и дальнейшего развития.

Когда человек развивает свой талант на 100% и создаёт нечто великое для окружающего мира, его называют гением. Тогда он получает большие социальные привилегии, навсегда остаётся в истории и служит примером для будущих поколений.

Для полноценного развития человеку нужно знать не только начальную точку — талант, но и конечную — предназначение. Чтобы его узнать, изучите метод Определение предназначения.

Нередкая причина падения настроения, исчезновение ресурсного состояния — ситуация неуспеха (при этом сам человек оценивает себя неуспешным, в то время как окружение может эту ситуацию признавать как успех). Иногда, казалось бы, мелкая деталь срабатывает как спусковой крючок для принятия решения “неуспешности”… Читать дальше В переводе с греческого krisis — это решение, поворотный пункт, исход. Личностный кризис — это перелом, некое переходное состояние, которому характерны жизненные перевороты, при которых существующие или привычные средства достижения целей становятся безрезультатными.Это жизненные этапы, через которые… Читать дальше
Помните притчу о трёх каменотёсах, которые хотя и занимались, по сути, одним и тем же делом, однако первый из них нервно “долбил эти проклятые камни”, второй устало “зарабатывал на жизнь”, а третий с удовольствием “строил Божий Храм”?Что отличает между собой этих каменотёсов? Их отношение к своей… Читать дальше Вы решили изменить свою жизнь? Вы задумали осуществить свои мечты? Вы хотите стать успешным и состоятельным, жить в достатке и радости?Начните сегодня! Сформулируйте цели, к которым стремитесь и которые хотите достичь. Приступайте к делу прямо сейчас, не откладывая ни на минуту!Будьте смелее в своих… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/kak_ponyat_kakoy_vam_dan_talant/

Задатки, способности, одаренность, талант, гениальность: характеристика

Поиск Лекций

Способности имеют сложную структуру, которая зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей:

· репродуктивный (учебный)

Человек, находящийся на репродуктивном уровне, лишь обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по данному образцу. Репродуктивные способности – это, прежде всего, общие способности

· творческий

На творческом же уровне человек создает новое, оригинальное. Творческие способности – специальные, определяющие успех творчества.

· Если бы человечество было лишено возможности творить или не обладало учебными (репродуктивными) способностями, то оно было бы не в состоянии развиваться. Их взаимодействие определяет развитие человечества . Всякая творческая деятельность включает в себя репродуктивную, а репродуктивная – творческую.

Развитие той или иной способности проходит в несколько стадий:

· Задатки

· Способности

· Одаренность

· Талант

· Гениальность

Задатки – это лишь своеобразные анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Способности могут сформироваться из задатков только во время деятельности и при благоприятных условиях. Кроме того, всякий задаток многозначен, т.е. при различных условиях из него могут сформироваться различные способности.

Способность – это базовое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенной деятельности. Способности к нескольким видам деятельности присущи абсолютному большинству людей.

Одаренность – связана с развитием способностей, но одновременно с этим независима от них. Одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Совет

Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Т.е. для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенными знаниями, умениями или навыками.

Одарённость может быть специальной – то есть применимой к одному виду деятельности, и общей – к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной.

К признакам, которые говорят об одаренности, относят раннее развитие способностей или более выраженное по сравнению с другими членами этой же социальной группы.

Талант – является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.

Восемь типов таланта, интеллекта:

· вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

· цифровой (характерен для математиков, программистов);

· слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

· пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

· физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

· личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

· межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

· талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).

· О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

· Способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности.

Формирование новых способностей проходит в несколько этапов:

· Выявление задатков. Это очень важный этап, на котором необходимо выявить предпосылки к тем или иным способностям для их дальнейшего формирования. Это может быть сделано с помощью наблюдения, однако наиболее распространенным подходом к этому процессу является проведение различных тестов.

· Обеспечение благоприятной среды для развития способностей. Благоприятным условием может считаться период, когда условия для развития тех или иных способностей наиболее оптимальны. Часто этот период называют периодом особой восприимчивости.

Время их возникновения и длительность зависят от индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Задача взрослого на этом этапе предвидеть или вовремя заметить такой период и предоставить ребенку то, что необходимо ему для развития той или иной способности.

· Введение в деятельность. Как только выявлены благоприятные условия для развития той или иной способности, необходимо погрузить человека в деятельность, связанную непосредственно с этой способностью. Т.к.

способность может возникнуть и развиться только внутри деятельности.

Разнообразие видов деятельности, которыми занимается человек, способствует наиболее разностороннему и вместе с тем комплексному развитию его способностей.

Важно также учитывать некоторые требования, соблюдение которых позволит наиболее эффективно развить ту или иную способность:

· Творческий характер деятельности. Такая деятельность требует от человека сообразительности и некоторой оригинальности. Кроме того, этот подход позволит добиться полного погружения в среду, полного захвата внимания. Наиболее актуально это для детей, самые эффективные методики обучения и развития способностей на сегодняшний день основываются на творческой, часто игровой деятельности.

· Оптимальный уровень трудности. Необходимо учитывать особенности каждого индивида, его умственные способности, физические качества и некоторые индивидуальные свойства, такие как память, внимание и т.д

· Обеспечение положительного эмоционального настроя способствует формированию интереса к деятельности и увеличению ее эффективности. Положительный настрой может быть достигнут при помощи системы успехов и неудач.

В ее рамках каждая неудача обязательно должна быть подкреплена победой, таким образом в процесс деятельности вносится некоторое разнообразие, возникает азарт, который не позволяется индивиду бросить тот или иной вид деятельности.

· Должная мотивация. Стимулирующая мотивация также поддерживает интерес индивида к данной деятельности. Она превращает цель деятельности в актуальную потребность человека. В качестве подкрепления могут использоваться такие стимулы как поощрение и наказание.

Обратите внимание

Таким образом, развитие у человека способностей к различным видам деятельности во многом зависит от внешней среды.

Итак, первоначальные способности людей развиваются очень быстро, но доходят лишь до самого низкого уровня. Для того чтобы продолжить развитие некоторых способностей или сформировать новые, процесс развития надо организовать, руководить им.

Взаимосвязь способностей и возраста:

Способности развиваются на протяжении всей жизни, потому что они тесно связаны с развитием личности человека, которая не устает совершенствоваться. Однако большей частью способности раскрываются и развиваются в детстве.

Развитие способностей у детей происходит в процессе обучения и воспитания, обучения материальной и духовной культуры, техники, науки и искусства. Предпосылкой этому развитию служат врожденные задатки. Они одновременно и общие у всех людей, и совершенно свои у каждого человека. В процессе развития человека и его личности задатки превращаются в многообразные и более совершенные способности.

В развитии способностей у ребенка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению. Юные годы – исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.

В способностях детей всегда проявляется индивидуальные различия. Однако успех в чем-либо нельзя превращать в критерий одаренности, потому что у детей может быть разная мотивация. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей. А при одних и тех же способностях успехи могут быть разными.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s16175t7.html

Гениальность и талант

Есть люди, которые выделяются из оощеи массы какими-то выдающимися личными качествами. Они совершили значимые поступки и даже подвиги. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. Исследуя виды позитивного девиантного поведения, необходимо обратить внимание на следующее: во-первых, позитивных типов девиации значительно меньше, чем негативных.

Во-вторых, они менее изучены социологами. Так или иначе, но к основным видам позитивного девиантного поведения относят гениальность и героизм, а к неосновным трудоголизм, сверхинтеллигентность, пунктуальность, граничащую с педантизмом. Важно! Среди социологов нет единства в понимании позитивного девиантного поведения.

Существует мнение, что героизм и гениальность вообще нельзя относить к девиации. Подобного мнения придерживается социолог Т.И. Кандаурова и другие уважаемые ученые. Также нет единства в отношении оценки трудоголизма. В связи с этим в нашем учебнике представлена авторская точка зрения на те или иные типы человеческого поведения.

Начнем с гениальности, которая предполагает наличие таланта у человека, неких сверхспособностей, выделяющих его из общей массы. Возьмем, к примеру, гениальных поэтов, таких как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их талант есть не что иное, как просто умение красиво говорить и удачно складывать звуки в слова.

Кроме способности четко излагать свои мысли, природа позаботилась о том, чтобы их дар восхищал окружающих, доставляя удовольствие от поэзии.

Важно

Природой закладывается умение не просто говорить, а говорить красиво, не просто петь, а поражать слушателей. Большинство людей в юности пытались писать стихи, но у С.А. Есенина это получалось значительно лучше, так как именно его природа наделила талантом.

В полном соответствии с разделением единого мира на чувственный и естественный талант как понятие имеет два содержания, активно используемые как в научной литературе, так и в широкой печати, и часто неразделяемые в понятийных конструкциях при анализе данного феномена.

Первое понимание подразумевает под талантом такое уникальное природное явление, которое позволяет сделать действия человека, их результаты интересными, привлекательными для общества и т.д. К ним часто применяется понятие «произведение» как признак талантливости.

Данное понимание таланта чаще всего связывается с искусством, которое основано на эмоциональном восприятии, чувственном переживании. Последнее, в свою очередь, питается тем непонятным, но реальным ощущением удовольствия от восприятия, что и получило наименование талант.

Второе понимание: талант – это уникальное природное дарование, рождающее новые идеи, мысли, изобретения, открытия и т.д. Оно распространено среди ученых-естественников.

Так или иначе, но оба толкования таланта порождены социализацией, однако в разных формах. Они оказывают различное воздействие и на саму социализацию, осуществляя ее принципиально на другом уровне.

Существует мнение о том, что высокий интеллект — это показатель продуктивности, успешности, высокого уровня культуры, мудрости человека. Зачастую интеллект связан с одаренностью.

Так, под интеллектуальной одаренностью понимается уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е.

действии, связанном с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью инновациям и т.д. По многим параметрам их уровень является недостижимым для остальных. Поэтому одаренные люди воспринимаются как мудрые, успешные, во многом превосходящие окружающих.  

Детская одаренность

Совет

Исследуя феномен гениальности, социологи останавливают свое внимание на таком явлении как появление вундеркиндов — детей с уникальными способностями. Считается, что одаренные дети — гордость своих родителей. У них все получается очень хорошо, быстро, правильно, ими все восхищаются, они подобны взрослым, что вызывает умиление у старших поколений.

Однако судьба многих одаренных детей трагична. Дело в том, что характерной чертой вундеркиндов является одностороннее развитие. Достигнув невероятных высот, скажем, в области математики, ребенок может остаться беспомощным в других сферах жизни. Если с годами теряется и математический дар, то бывшего вундеркинда ждут многие неприятности и разочарования.

 

Противоречия гениальности

Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями. Их жизнь соткана из одобряемых и неодобря-емых девиаций, сомнений, душевных мук. Социологи обратили внимание на интересную закономерность: гениальность как разновидность позитивной девиации может уживаться в одном человеке с разного рода негативными девиантными проявлениями. Гений британской литературы Ч. Диккенс страдал от невроза навязчивых состояний — постоянно расчесывался, смотрел в зеркала и переставлял мебель. Он посещал лондонские морги, объясняя это своим желанием узнать больше о темной стороне жизни. Отец социологии О. Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды. Из наших современников следует назвать математика Г. Перельмана, отказавшегося от международной премии «Медаль Филдса». Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Причины реализации интеллектуального и творческого потенциала в противозаконных формах поведения различны. Криминалисты приводят данные, свидетельствующие о том, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Эти граждане существуют в стороне и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.) или существенно ослабили связи с ними. Такая ситуация определяет своеобразную мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации. Человек с высоким уровнем интеллекта и со способностями, превышающими среднестатистические, зачастую оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Таким людям свойственно игнорирование реальности. Они относятся к обычному миру как к чему-то малозначимому, несущественному, и поэтому не принимают никакого участия во взаимодействии с ним. Все это ведет к повышенной тревожности, депрессивности и сложностям в адаптации, вследствие чего возможно совершение преступлений или правонарушений. Люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация. Непризнанность обществом также может быть толчком к совершению преступлений и правонарушений. В результате происходит переход с позитивной девиации на негативную. В юридической практике известен ряд примеров, когда преступники обладали столь высоким интеллектом, что совершали «идеальные» убийства, не допуская при этом ни единой ошибки, так что правоохранительные органы в течение долгого времени оказывались бессильны. Ярким примером такого типа преступников можно считать американца Эдмунда Кемпера, который был серийным убийцей женщин, в том числе собственной матери. Он обладал феноменально высоким IQ: 148-153 в разные годы его жизни, тогда как считается, что IQ среднего человека близок к 100. Другой пример преступника с высоким интеллектуальным показателем — серийный убийца Роберт Модели, заключение которого продолжается по сей день. У преступника высокий уровень интеллекта, и многие полагают, что он гений. При этом Р. Модели любит классическую музыку, поэзию и вообще хорошо разбирается в искусстве. Друзья и члены семьи описывают его как доброго и высокоинтеллектуального человека. Исследователями доказано, что высоким уровнем интеллекта обладают лица, совершающие компьютерные преступления. По данным одного из таких исследований из 78% киберпреступников имеют высшее образование и 21% IQ значительно выше нормы . Высокий уровень интеллекта и образования необходим им для написания программ, взлома компьютерных кодов и т.п.

Источник: http://referatwork.ru/sociology_lections_2016/section-27.html

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей.

Задача работы заключается в рассмотрении представлений о понятии гениальность талант, способности, задатки личности человека в афоризмах и изречениях знаменитых людей, начиная с Iвека н. э. до наших дней и провести их анализ. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы.

Результатом этого исследования является подтверждение факта, что изучение личности человека продолжается, его индивидуальные характеристики и развитие уникальны.

Выводами статьи могут послужить предложения по изучению процессов и особенностей воспитания молодежи с привлечением изучения методов психологии.

Ключевые слова:характер, темперамент, способности, талант, гениальность, личность, понимание.

Всегда, кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Лев Николаевич Толстой

Человек вступает в мир как индивид, обладающий определенными физиологическими особенностями организма, в том числе и нервной системы.

Тем не менее, психика индивида складывается в результате воздействия внешней среды, социальных условий и окружающего оказывающие влияние процессы в организме и нервной системе.

Качества, которыми человек обладает от природы, составляют его биологический базис, определяющий возможности психического развития личности, а условия социальной среды, обучение, воспитание обуславливают возможности личности и их реализацию.

В чем принципиальная разница между понятиями человек и личность?

“Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, он становится ею в течении жизнедеятельности” [1, C. 167].

“Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к автономной деятельности” [1, C. 167].

“Темперамент это обусловленная свойствами нервной системы динамика поведения личности” [1, C. 169]. Темперамент условно делится на основные четыре типа: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

На основе темперамента в процессе жизнедеятельности у человека вырабатывается характер, который имеет более индивидуальные характеристики.

“Характер есть совокупность стабильных черт личности, определяющая типичные для нее способы поведения” [1, C. 170].

Обратите внимание

Характер личности всегда находит свое проявление в поступках и отношении к людям, животным, обществу, явлениям мира, к самому себе тоже. Чертами характера могут быть: скромность, эгоизм, добросовестность, жалостливость, аккуратность, пунктуальность, лживость, добросердечие, наглость и многие другие.

Стержнем характера является воля. Не случайно про человека с сильной волей принято говорить “человек с характером”, и напротив, безвольный означает “бесхарактерный”. Проявлениями воли можно считать: решительность, целеустремленность, выдержка, терпение и т. д.

Как гласит известная пословица: “Если вы способны взглянуть на себя глазами других и не впасть в бешенство, значит, вы настоящий философ” [6, С. 1]. Гениальный русский писатель, философ, мыслитель и знаменитый политический деятель XVIII, XIX веков Федор Михайлович Достоевский писал: “Если хочешь победить весь мир, победи самого себя” [6, С. 1].

Необходимо отметить, что характер — это лишь один из аспектов личности. Достаточно сильная личность способна противостоять почти любым обстоятельствам, и иногда даже собственному характеру, т. е. менять характер.

По поводу возможности изменения каких-либо черт характера личности существует и известное высказывание швейцарского психиатра, основоположника одного из направлений глубинной психологии — аналитической психологии XX века, Карла Густава Юнга: “Встреча двух личностей подобна контакту двух химических веществ: если есть хоть малейшая реакция, изменяются оба элемента” [6, С. 1].

Индивидуальные психологические особенности той или иной личности выражаются не только в темпераменте, характере, но и в ее способностях. Если темперамент и характер проявляются во всех сферах жизнедеятельности, то способности, как правило, ярко выражены в какой-либо определенной сфере деятельности.

“Способности — это психические свойства личности, благоприятствующие успешному осуществлению какой-либо деятельности” [1, C. 170].

Способности делятся на элементарные и сложные. Например, элементарные способности нужны как условия успешного выполнения отдельных видов действий таких как: глазомер, критичность мышления, зрительная память, ориентировка на местности и т. д.

А сложные способности рассматриваются как возможность успешного выполнения какой-то формы деятельности целиком и достижения высоких результатов в ней.

Важно

Например, к сложным способностям принято относить: математические, музыкальные, технические, управленческие способности и т. д.

“Способности, обеспечивающие особо успешную деятельность, называют одаренностью” [1, C. 171]. Специфика способностей человека заключается в том, что они развиваются в течение жизни, а задатки — врожденные особенности конкретного человека.

“Уровень способностей, позволяющих в некоторой сфере деятельности получать принципиально новые и оригинальные творческие результаты, — это то, что имеют в виду, говоря о таланте” [1, C. 171].

Талант всегда основан на упорстве, любознательности и многолетнем труде. Вот как отзываются о таланте человека знаменитый французский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе XIX, XX веков Роже Мартен дю Гар: “Без труда талант — это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остается” [5, C. 46].

Приблизительно такую же точку зрения на природу таланта человека имеет известный русский музыкальный и художественный критик, историк искусств, архивист, общественный деятель XIX, XX веков Владимир Васильевич Стасов, который писал: “Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование” [5, C. 45]. Великий английский поэт и драматург XV, XVI веков Уильям Шекспир отмечал также, что: “Отрицание своего дарования — всегда ручательство таланта” [8, С. 1]. Талант часто отождествляют с одаренностью человека, а иногда даже с гениальностью, как высшей степени развития талантливости человека. Однако, последнее утверждение можно счесть ошибочным.

“Гениальность — высшая степень творческой одаренности” [1, C. 171].

Гения от талантливого человека отличает не столько уровень способностей, сколько величие его деяний.

Интересна также точка зрения на природу гения русского советского писателя, классика русской литературы XX века Константина Георгиевича Паустовского, который отмечал, что: “Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций” [8, С. 1].

Важно отметить, что гения делает гением не просто его дар, но и историческая эпоха, которая порождает общественную потребность в решении задач большего масштаба и создает условия для их решения. Гений — тот, кто первым понял такие задачи и смог их решить.

Следовательно, гений — это явление не столько психологическое, сколько социокультурное [1].

Знаменитый английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики XVII, XVIII веков Сэр Исаак Ньютон полагал что: “Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении” [8, С. 1].

Совет

Когда человек живет гениально, он инициирует действия, явления, идеи, поступки, состояния, и они могут казаться беспочвенными, но при этом — свободны, подлинны, действительны, основательны.

Удивительное определение гениальности предложил в свое время великий немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель XVII, XVIII веков Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете, а именно: “гениальность — это точная фантазия” [6, С. 1].

Казалось бы, две несовместимых категории. Может ли быть совмещена и точность, и фантазия, ведь точность — это что-то определенное, а фантазия — то, что не имеет границ. Но гениальность действительно есть, и она в полной мере и точна, и фантастична [2].

Мы можем с уверенностью сказать, о том, что гениальность существует, почувствовать ее, соприкоснуться с ней, но не измерить.

Иоганн Вольфганг фон Гёте Гете верил также в творческие задатки человека, заложенные природой и написал, что: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом” [7, С. 2]. Великий французский писатель, глава и теоретик французского романтизма XVIII, XIX веков Виктор Гюго считал, что: “В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением, это — гениальность и доброта сердечная” [5, C. 45].

Резюмируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что любая личность многогранна и уникальна. Гениальность как редкое свойство личности всегда инициативна и связана с творчеством, обновлением, поиском нового.

Окружающий нас мир также можно отнести к творениям, созданным гениальным творцом, план которого постичь нам не удается. Изучение гениальности также сложно, как и изучение души человека, поскольку и в том и в другом случае есть божий промысел.

Как отмечал римский философ-стоик, поэт и государственный деятель, живший в I веке н. э. Луций Анней Сенека, Сенека Младший или Сенека:

“Душа — это Бог, нашедший приют в теле человека” [6, С. 1].

Литература:

Обратите внимание

1.                  Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. — СПб.: Издательство ДНК, 2001–536 с.

2.                  Лукьянов О. В. Готовность быть: Введение в транстемпоральную психологию. — М.: Смысл, 2009. — 231 с.

3.                  Лукьянов О. В. Проблема становления идентичности в ситуации социальных изменений. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2008. — 212 с.

4.                  Лукьянов О. В. Психологические практики и перформансная коммуникация // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография. Под ред. В. И. Кабрина. — 2007. — № 1. — С. 169–186

5.                  Тарасова Л. К. В мире афоризмов. Том 1. — Томск: Издательство Том сувенир, 1998. — 382 с.

6.                  http://www.stihi.ru/2009/06/06/4642

7.                  http://www.inpearls.ru/author/141/2

8.                  http://www.wisdoms.ru/169.html

Источник: https://moluch.ru/archive/89/18328/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector