Индетерминизм и детерминизм в философии кратко

Индетерминизм

Индетерминизм – это методологическая позиция, следовательно которой, не все в мире имеет причину. Это философская категория, которая отрицает объективную причинную связь и познавательную сущность объяснения в науке. Базовые законы природы существуют благодаря принципу вероятности.

Случай есть равноправной, фундаментальной сущностью, с помощью которой можно объяснить эволюционный характер природы.

Также индетерминизм может быть, с одной стороны, натуралистическим, поскольку подтверждает самодостаточность природы, а с другой стороны, теологическим, поскольку объясняет похождение природы от Бога.

Принцип индетерминизма также имеет место в физике, он выражается в беспричинности микропроцессов, но квантовая физика отрицает такое явление, поскольку она отражает их в особенной статистической форме.

Обратите внимание

В биологии принцип индетерминизма заключается в отождествленной причинности и однозначной предсказуемости.

Поскольку вскрылась необходимость в ведении статистических методов для отражения следственно-причинных связей действительных процессов, основываясь на которых нельзя сделать однозначные и решительные предсказания.

Индетерминисты твердят о банкротстве принципа причинности, в общем.

Они опровергают развитие современного естествознания и говорят об эффективности диалектико-материалистической теории, которая признает объективность и представляет многообразие причинных связей и форм их отражения в сознаниях людей. Множество современных молодых физиков становятся сторонниками такого мировоззрения. Научный прогресс не будет возможным независимо от принципов диалектического материализма, в частности принципа причинности.

Индетерминизм также часто встречается с такими понятиями, как детерминизм и агностицизм.

Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу объективной причинности предметов, объектов и явлений, которые имеют противоположные определения относительно этого.

Агностицизм и индетерминизм, отрицают возможность в познании разных явлений под предлогом отсутствия объективных, причинно-следственных закономерностей в общественной жизни, которые присущие только природе.

Агностицизм и индетерминизм имеют похожее определение, поскольку они оба выражают идею о том, что невозможно до конца познать истинную суть познания человеком действительности.

Индетерминизм это в философии

Индетерминизм в философии это учение, которое отрицает объективную причинность и обусловленность всех явлений. Индетерминизм в истории философии бывает в различных формах, и наибольшую популярность получил в буржуазной философии, современники которой, особенно любят высмеивать идеи материалистического детерминизма в общественных науках.

Очень популярной в буржуазной философии есть концепция баденской школы. Ее представители ограничили принцип детерминизма плоскостью природных наук и откидывали его использование в науках «о духе». Их идея заключалась в существовании принципиального отрицания применимости категории причинности к историческому процессу.

Исторический материализм определяет причинную обусловленность явлений общества. Буржуазные философы ищут некие противоречия в историческом детерминизме и марксистско-ленинской идеей понимания роли трудящихся людей в истории.

Важно

Ленин отвергал все обвинения исторического материализма в фатализме, он говорил, что детерминизм предполагает фатализм и является почвой для разумного действия.

Детерминизм и индетерминизм в философии кратко определяются, как два противоположных понятия относительно обусловленности свободы человека, его выбора и вопроса ответственности человека за свои действия.

Индетерминизм рассматривает волю человека, как независимую силу, заявляет, что принципы объективной причинности не могут применяться к пояснению личностного выбора человека или его поведения, относительно детерминизма, он выказывает недовольство его направленностью на фатализм. Неопозитивизм, персонализм и прагматизм также как и индетерминизм противостояли детерминизму и ограничивали его применение только к логической сфере.

Детерминизм и индетерминизм есть философские позиции по поводу принципов взаимовлияния явлений.

Индетерминизм в философии это отрицание определенной характеристики детерминизма или отрицание объективности какого-то принципа, например, причинности. В истории философии мало последовательных индетерминистов. Они чаще отрицают объективную связь и взаимовлияние общественных процессов, бытия человека, которые обусловлены свободой в выборе.

Эту теорию выдвигает Кант, он твердит существующих в природе сильных связях, а поведение людей – это плоскость в которой есть свободный выбор и внутренний моральный закон, который определяет действия. Также подобную позицию выражал В. Виндельбанд, он четко разводит причины природных процессов и свободную волю личности, решения, выбора и оценки.

Индетерминизм и детерминизм

Все процессы и явления, имеющиеся в природе, находятся во взаимодействии и взаимовлиянии, обусловливают друг друга. Такая взаимосвязь называется по-латински «determino», что в переводе, значит, определяю.

Детерминизм и индетерминизм в философии кратко трактуются, как два понятия, которые по-разному видят объективность причинности явлений. Детерминизм – это совокупность объективных взглядов на окружающий мир через закономерную связь и обусловленность всех явлений, это противостоит индетерминизму.

Индетерминизм, напротив, отрицает объективность причинности вообще, отвергает ее тотальный характер. Те, кто поддерживает идею индетерминизма, говорят, что есть состояния и события, которые вполне могут существовать без причины, или она может не быть указанной.

Развитие квантовой физики привело к вопросу о принципах индетерминизма и детерминизма, который стал актуальным, особенно в современной науке. Выяснилось, что классические базовые принципы детерминизма не могут применяться к характеристике процессов микромира.

Совет

Были попытки в истолковании базовых законов квантовой теории через агностицизм и индетерминизм. Это выражалось в их идеях о свободе воли электрона, управлении теологическими силами над микроявлениями.

При этом механистический детерминизм отождествляли с детерминизмом общим.

Такая идея была распространена П. С. Лапласом, поэтому механистический детерминизм назывался лапласовским.

Следуя этой теории – в актуальный момент времени значения импульсов и координат имеющихся элементов во всей Вселенной, обусловливают ее состояние в любой момент.

Такая методологическая позиция имеет мистический характер и приводит к фатализму, практически смыкаясь с верой в духовное начало. При развитии науки лапласовский детерминизм начал отвергаться относительно органической природы, физики и общественной жизни.

Ученый Ф. Франк утверждал, что детерминизм не имеет научной ценности, аксиома каузальности, не включается в состав классической физики, потому что подтверждение причинности не может сводиться к отношению наблюдаемых фактов, ведь результаты исследования носят вероятный характер распределения.

Две важные категории: причина и следствие детерминизм и индетерминизм рассматривают по-разному. Детерминизм твердит о причинной обусловленности явлений и событий, а индетерминизм отрицает какую-либо объективную связь, отрицает, что причина может вызвать определенное следствие.

Причина и следствие детерминизм и индетерминизм понятия, имеющие большую связь между собой. Причиной является действие, которое побуждает появление другого явления, таким образом, следствие есть результатом действия причины.

Индетерминизм гласит о том, что причина и следствие есть априорными понятиями, продуктами субъективности, а не мира.

Обратите внимание

Детерминизм в современном определении имеет два типа объективно существующих, противоположных взаимообусловленных явлений, которые выражаются через разнообразные формы детерминации.

Первая форма такой детерминации – причинная, она решающе выступает против непричинной. Все следующие формы, которые появляются на основе причинности, имеют вид краеугольного камня детерминизма. Сама причинность – это совсем небольшая часть объективной реальной связи всех явлений в мире, это только одно из множества определений такой вселенской универсальной связи.

Принцип причинности выражается в нахождении взаимодействующих факторов и связей, обусловливающих возникновение и развитие предмета или объекта, который детерминирует все его свойства, отношения и своеобразие.

Онтологические предпосылки принципа каузальности лежат в реальном существовании связанных между собой явлений в целостную развивающуюся систему, и в процессе взаимодействия между ними при наличии определенных обстоятельств и условий, порождаются другие явления, процессы и явления, то есть это причинно-следственная связь.

Основной характеристикой причинности есть генетическая связь, именно это является основным отличием причинности от не причинности, то есть детерминизма и индетерминизма.

Гносеологические (познавательные) предпосылки причинности выражаются в том, что причина и категория следствия, которые отражают объективную обусловленность явлений, одновременно являются этапами формирования познания и логического мышления.

Следовательно, истории науки познание, на определенном этапе своего развития, переходит к необходимости понимания причинно-следственной связи и открытию причинности. Познание причин является важнейшей задачей науки. Общественно-историческая практика является общественной основой принципа причинности, она доказывает, что все связи есть причинно-следственными.

Познавая причины, которые вызывают определенные явления, люди, смогут создавать обстоятельства, чтобы задействовать причины, вызывающие полезные общественные следствия, тем самым предотвращать появление неблагоприятных следствий. Знания условий и причин, их действие и влияние дает людям возможность управлять ими и процессами, которые в следствии появляются.

Важно

Обнаружение причинно-следственных связей, их процесса и действия является сложным и трудным процессом, часто противоречивым в развитии познания, его глубины и широты.

Если рассматривать принцип причинности в общем, он методологически направляет познающего субъекта на познание по причинно-следственным связям, анализом их перекрещений и взаимодействий.

Этот принцип дает исследователю особую систему требований, которыми он, как объективными императивами, должен обязательно руководиться, чтобы узнать причину и идти прямо по определенному пути, не сбиваясь с него. Следуя принципу детерминизма, познание проходит через определенные уровни.

На первом уровне предмет исследования представляется, как своеобразная и целостная система, которая выделяется среди других подобных предметов в системе. На этом уровне изучаются все возможные доступные связи, формы и взаимообусловленности событий и явлений.

На первом месте здесь стоит задача в том, чтобы отличить непричинную детерминацию от причинной.

Для этого исследователям необходимо четко представить себе основные особенности причинно-следственной связи: порождение одного явления другим, объективность, бесконечность, всеобщность и постоянность во времени и пространстве.

Второй этап, анализ актуальной целостной системы, как определенного результата процесса развития, точнее в качестве следствия. Если причина и следствие могли совпадать, то наука потеряла бы свое предназначение.

Рассмотрение истории саморазвивающийся целостной системы, с точки зрения теории, противоположный действительному процессу развития, то есть истекает из полученных результатов процесса развития. Эти результаты, которые получает исследователь, являются следствием, исходным пунктом реализации принципа причинности. Таким образом, субъект начинает познание с обратного конца.

Субъект исходит сначала из понимания предмета исследования, как следствия, потом обратившись назад, конструирует процесс развития, который приведет его к появлению изучаемого предмета.

Познание применительно к следствию, то есть анализируются особенные пути и формы переноса во время процесса причинения объекта, вещества, структуры, энергии и информации, основательно соответствующих законов. Познавая причинность внешнюю и внутреннюю, категория взаимодействия имеет важное методологическое значение.

Совет

Отталкиваясь от понятия универсального взаимодействия, субъект приходит к реальному причинному отношению, потому что истинной является конечная причина вещей. Зная внутреннюю структуру и взаимодействие процессов можно объяснить специфику целой системы.

Применяя принцип причинности важна последовательность реализации требования связи, чтобы узнать, как система порождает себя сама во внутреннем взаимодействии своих процессов. Характер такого процесса состоит в том, что следствие исчезает в причине и потом вновь в ней возникает.

Выходит, что последовательное и целенаправленной применение принципа причинности является важнейшим условием в достижении объективной истины познания. Так как причинность является основой других форм непричинной детерминации, то познав причинное отношение, познание должно опять вернуться к началу анализа детерминационных связей.

Еще один тип детерминизма составляет отношения взаимосвязанных явлений без непосредственного причинного характера, здесь нет процесса, в котором одно событие порождается другим. Черта между индетерминизмом и детерминизмом нечеткая, часто одна точка зрения может оцениваться как индетерминистическая, так и как детерминистическая.

Отличия причинного и следственного детерминизма соответствуют отличиям причинного и следственного индетерминизма. Также принцип индетерминизма, следовательно которому, любое явление независимо от времени, в которое оно происходит, не является причинно детерминированным в определенное время имеет два разных случая.

В первом случае всякое событие имеет моменты, в которые оно еще находится без причины. Во втором случае говорится о том, что нет событий с бесконечными на протяжении всего времени последствиями. В первом случае наблюдается одна из возможных версий причинного индетерминизма, а во втором – следственного.

Особое внимание заслуживает комбинация из принципов детерминизма с определенными принципами индетерминизма.

Существование такой комбинированной позиции, которая объединяет детерминистические и индетерминистические утверждения.

Обратите внимание

Вопрос о комбинированных позициях есть причиной многих разногласий относительно различий между детерминизмом и индетерминизмом и квалификацией в том или ином убеждении.

Наиболее сильная форма детерминизма не может быть совместимой ни с одной формой индетерминизма.

Следовательно, и наоборот, наиболее сильная форма индетерминизма невозможна без противоречия каким-то утверждением о наличии причин и последствий.

Но существуют также неполные индетерминистические и детерминистические формы, которые открывают вопрос о недетерминированности и детерминированности определенных явлений в определенное время.

Такие комбинированные формы детерминизма и индетерминизма часто встречаются в истории философии. Даже Аристотель твердил об однозначности определенности прошлого и неоднозначности будущего.

Понятие детерминизма и индетерминизма есть абсолютным, понятие причинности относятся к сравнительным категориям. Абсолютные категории не могут быть определимы через сравнительные и наоборот. Следовательно, все определения детерминизма через призму причинности и причинность через понятие детерминизма не есть универсальными, область их употребления ограничена.

Читайте также:  Маразм - симптомы, причины, признаки, лечение маразма

Источник: https://psihomed.com/indeterminizm/

Индетерминизм и детерминизм – в жизни и философии

Человек привык к условностям. С самого детства он слышит о том, что нужно что-то одно, чтобы было нечто другое.

Однако философия изучает феномен причинно-следственных связей, где рассматривается вопрос, всегда ли нужны причины для наступления определенных последствий.

Это позволяет сформировать два понятия — детерминизм и индетерминизм, которые являются антонимами друг другу и противоречащими одновременно.

Откуда берется понимание, что все в этом мире предопределено? Это все исходит от взрослых людей, которые постоянно указывают на эти причинно-следственные связи:

  • «Я тебя буду любить, если ты будешь послушным».
  • «Будешь хорошо учиться, сможешь покупать себе все, что захочешь».
  • «Жизнь человека предопределена».

Многие условности и причинно-следственные связи формируют взрослые люди перед маленьким ребенком. Зачастую это все направлено на возможность им манипулировать и управлять. Хотя философы утверждают, что не все подчинено строгим законам и правилам.

К примеру:

  • Как возникла жизнь на планете? Все, что мы на сегодняшний день знаем, является всего лишь теорией, не подтвержденной практикой.
  • Почему одни виды погибают, а другие появляются?
  • Как у разных животных могут появиться дети?

На многие вопросы человек пока не получил ответы. Например, наличие мистики и сверхъестественного указывает на то, что люди пока не знают всего, что происходит в мире.

У всего есть причины, поэтому люди пытаются найти научное обоснование всему мистическому и сверхъестественному. Однако специалисты сайта психологической помощи psymedcare.

ru говорят о том, что иногда события происходят просто так.

Что такое индетерминизм?

Индетерминизм как понятие предполагает под собой необъяснимую природу происходящего. Не всегда всему есть причина. Иногда просто что-то происходит, не имея на то оснований. Те, кто верят в Бога, говорят о божественной природе происхождения (что также уже теряет свою индетерминистическую основу). Когда человек не может найти объяснений, тогда речь заходит именно об индетерминизме.

Многие науки направлены на то, чтобы выявить причины происходящих явлений. Все остальное пока относится к мистическим проявлениям. В физике есть такое понятие, как теория вероятности, когда нечто происходит просто так. Обстоятельства и мелочи сложились, что привело к необъяснимому, что считается необычным и непривычным.

Важно

Можно подобрать синонимы к понятию индетерминизм: необычное, непривычное, необъяснимое, мистическое, непонятное, новое и т. д. Противоположностью индетерминизма является детерминизм, который рассматривает происходящие явления в причинно-следственной связи. Его синонимами являются обычное, привычное, понятное, знакомое, изученное и т. д.

Полезными станут такие мировоззрения философов, которые рассматривают явления с позиции различных причин. У одного явления может быть множество причин проявления. Неудивительно, если на сегодняшний день эти причины являются не единственными. К примеру, развитие слабоумия у детей может быть следствием:

  • Неправильного течения беременности у женщины.
  • Злоупотребления вредными веществами матерью.
  • Неблагополучной социальной обстановкой и средой, в которой растет малыш.
  • Генетическими мутациями.

Возможно, эти причины являются не единственными. А те, которые уже выявлены, являются не окончательным списком.

«Я буду любить только такого», «Я буду счастлив лишь тогда, когда…», «Я сама себе буду нравиться, когда…», «Если он сделает это, тогда я обращу на него свое внимание», «Нужно быть богатым и успешным, иначе…» и т. д.

  Все это условности и границы, которые создают некие рамки, в каком случае человек будет любить, чувствовать себя красивым, счастливым, богатым и т. д. Зачем эти рамки? Будьте богатыми, независимо от количества денег. Будьте любимыми независимо от того, есть ли у вас любимый человек.

Будьте счастливыми независимо от того, свершились ли все ваши желания и мечты.

Не ставьте сами для себя границы. Будьте готовы и к хорошему, и к плохому. Чувствуйте себя сейчас такими, какими хотите чувствовать, а не тогда, когда выполнятся какие-то условия. Не замыкайте себя, не ограничивайте, не закомплексовывайте.

Будьте уже такими, какими хотите быть, даже если пока не выполнились все те условия, которые вы всегда ставили как показатели того, когда можно быть и чувствовать себя успешными и реализованными. Уже живите так, как вы хотите жить.

Учитесь жить в соответствии со своими желаниями, независимо от благоприятных и неблагоприятных обстоятельств, которые с вами случаются сейчас.

Уберите все условности и границы. Пока вы их выстраиваете, то сами же лишаете себя тех ощущений и счастья, которое хотели бы иметь. Для счастья вам нужно всего лишь быть живым. Это условие имеется. Так, почему вы несчастливы? Ах, какое-то ваше условие не выполнилось. Таким образом, уберите его и позвольте себе быть счастливыми независимо от того, соблюдается оно или нет.

Совет

Уберите границы и условности и живите так, как сами того хотите. Иначе продолжайте жить в постоянных ограничениях, выставляя себе условия, которые обязательно нужно выполнить, чтобы наконец-то жить так, как вам хочется.

Противоположностью индетерминизма является детерминизм. Синонимом является агностицизм, который также придерживается мнения, что невозможно до конца познать суть какого-то предмета, явления или человека, исходя из тех причин, которые имеются. Порой сущность просто является такой, какой есть, что невозможно изучить.

перейти наверх

Индетерминизм в философии

Философия предшествует многим наукам, поскольку человек всегда старался что-либо объяснить, понять, упорядочить. Индетерминизм появляется не сразу в истории философии.

Однако наибольшую популярность он получает в буржуазные времена, когда люди высмеивали различные материалистические объяснения.

Веру в Бога можно также назвать своеобразным направлением индетерминизма, поскольку с объективной точки зрения никакого объяснения не дается, хотя люди все поясняют божественной силой и волей.

Индетерминизм является направлением в философии, которое исключает какую-либо причинность и закономерность явлений.

Поскольку человеку всегда становится легче, когда он находит объяснения, то данное направление кажется ему неприемлемым. Наука должна объяснять все происходящие явления. А если что-то необъяснимо, тогда оно относится к категории мистического или уникального, неповторимого, отвергаемого.

Так, человек всегда хотел объяснить историю развития событий, особенно в течение большого промежутка времени. Историки могут установить причинно-следственные связи.

Однако сама история может указывать на то, что все, что лежит на поверхности, не всегда означает единственную причину происходящего. Многие явления и события происходили по непонятным причинам.

Это поясняется тем, что люди на самом деле не знают, что стало причиной, либо причины не было вообще, а случилось то, что случилось.

Обратите внимание

перейти наверх

Два главных направления в философии являются индетерминизм и детерминизм. Они являются противоположными и порой взаимоисключающими. Люди всегда пытались понять взаимовлияние явлений друг на друга, отчего и возникли подобные понятия.

Касательно человека, то эти явления непосредственно сталкиваются с такими проявлениями:

  • Ответственность.
  • Выбор.
  • Свобода.

Согласно индетерминизму, у человека есть всегда выбор. Он обладает свободой, о которой может и не знать по причине своих зависимостей или правил. При этом человек всегда несет ответственность за все, что с ним происходит. Никто за него ее взять на себя не может.

Детерминизм ограничивает свободу человека правилами, рамками, законами и пр. В такой ситуации у человека просто не остается выбора. Он волен выбирать среди представленных вариантов, а не среди всех имеющихся. Как он может за что-либо отвечать? Если человек лишен свободы и не выбирает, и лишь живет предложенными вариантами, тогда он не может взять на себя ответственность.

Таким образом:

  1. Детерминизм – это направление, которое рассматривает четкие связи, влияния, причины и прочие закономерности между явлениями, предметами, проявлениями людей.
  2. Индетерминизм – направление, отрицающее какое-либо причинное объяснение. Состояние или явление может просто существовать либо его причина может быть не указана.

Эти два направления используют два главных понятия:

  • Причина – явление, провоцирующее другое событие.
  • Следствие – второе событие, которое возникает в результате наличия причины.

Таким образом, детерминизм устанавливает связь между причиной и следствием. Они находятся в закономерной связке, которая не может разрываться. Индетерминизм рассматривает данные понятия как отдельные явления, которые могут не участвовать друг в друге, не иметь никакой связи.

Эти две категории явлений не мешают существовать друг другу. Мир остается целостным и гармоничным, несмотря на то, что в нем есть явления, которые можно объяснить, и факторы, которые остаются необъяснимыми.

перейти наверх

Итог

Каждый человек рождается без знаний, условностей и определений. Лишь по мере жизни он узнает от взрослых, что необходимы какие-то причины для получения тех последствий, которые ему нужны. В итоге он начинает задавать вполне логичные (детерминированные) вопросы:

  1. Почему трава зеленая?
  2. Почему солнце светит?
  3. Почему Земля круглая?
  4. Откуда я взялся?

И поскольку у всего есть причины, ребенок хочет их прояснить для себя. Однако философы указывают на то, что существуют явления, которые невозможно объяснить. Если родитель не может ответить на вопрос ребенка, это возмущает малыша: «Как так? У всего есть причины, а мне о них не рассказывают».

Возмущение является естественным, поскольку даже взрослый человек всегда ищет причины для того, чтобы жить, быть счастливым, ходить на работу, быть здоровым и т. д. А ведь у многих этих явлений нет причины. Человек просто живет и сталкивается с тем, что происходит, без каких-либо веских причин.

Источник: http://PsyMedCare.ru/indeterminizm-determinizm-filosofii

Детерминизм и индетерминизм в философии

Человек желает подвергать окружающий мир логическому объяснению. Чтобы все было понятным и ясным, что позволит человеку не бояться и даже предугадывать дальнейшие события, необходимо всему находить причинно-следственную связь. Это называется детерминизмом, которому противопоставляется индетерминизм в философии. Что это за понятия, рассмотрим в интернет-журнале psytheater.com.

Если человек увидит на дороге яйцо, то он естественным образом подумает, что здесь могла проходить курица либо оно выкатилось из чьей-то сумки.

Как яйцо могло оказаться на дороге, если его никто туда не прикатил или не принес? Данное объяснение является логичным, что может в свою очередь побудить человека найти решение проблемы, если оно имеется.

К примеру, поднять яйцо и поискать неподалеку его хозяйку.

Человек без логического объяснения происходящих событий просто лишен способности находить решения возникающих проблем. Это, например, можно связать с тем, что человек не знает истинной истории своего происхождения. Пока человек не знает достоверно, как он был сотворен, ему трудно ответить на другой вопрос: как ему жить, чтобы бытие было полноценным и осмысленным?

Человек без прошлого – потерянное существо. Однако философы древних времен предполагали, что не все в этом мире имеет причинность. Это называется индетерминизмом. Когда человек не знает причины возникновения того или иного явления, он прибегает к ритуалам и вере. Вот откуда взялась религия, которая основывается на слепой вере человека в то, что невозможно проверить и опровергнуть.

Когда невозможно логически объяснить, тогда выдвигаются предположения, в которые остается только верить. Так устроена психика человека, который не может жить без ответов на свои вопросы.

Что такое индетерминизм?

Рассматривая понятие индетерминизма (что это такое?), неизбежно сталкиваешься с теологией и натуралистичностью. Индетерминизм – это позиция, которая ссылается на то, что не все в мире имеет причинную связь. В природе существует случайность, которая и приводит к тем явлениям, которые трудно объяснить.

Индетерминистический подход используется при объяснении различных явлений в природе. Раньше люди не знали, как появляется ветер или почему идет дождь, поэтому они поклонялись богам, которые якобы посылают им данные явления.

Индетерминизм часто встречается в физике, объясняя многие микропроцессы отсутствием причинности.

Важно

При этом в медицине (биологии) уже не применяется данное понятие, поскольку у каждого физиологического явления есть свои причины возникновения. Причинно-следственную связь легко выявить, если знать все законы и механизмы.

Читайте также:  Полигамия в отношениях - что это такое у мужчин и женщин

Только лишь по причине отсутствия знаний человек может обозначить, что у того или иного процесса отсутствуют причины, то есть пока они не выявлены.

Индетерминизм часто встречается с такими понятиями, как:

  1. Детерминизм – это противоположное понятие индетерминизму, которое указывает на то, что у любого явления или события есть своя причина.
  2. Агностицизм – похожее понятие индетерминизму, которое утверждает, что отсутствие причинно-следственной связи не позволяет до конца понять суть того или иного явления.

перейти наверх

Индетерминизм в философии

Термин индетерминизма активно используется в философии, обозначая отсутствие причинности некоторых явлений и событий. Большую популярность получила в буржуазной философии, которая высмеивала материалистичность в общественных науках.

Одни философы рассматривают историю человечества с точки зрения естественных процессов, которые последовательно переходят одна в другую, имея при этом все основания (причины) для своего развития. Представители же противоположных школ отвергают данную идею, считая, что не все явления подвергаются логическому объяснению, находя в истории веские доказательства.

Индетерминизм и детерминизм рассматриваются в философии как два противоположных понятия, которые позволяют или отвергают существование воли человека, свободы выбора и способности нести ответственность за собственные поступки.

Что же касается воли человека, то поддержку получило направление индетерминизма, где человеческая воля представлялась как независимая единица, когда индивид предпринимает действия и делает решения на основе своего выбора. Таким образом, человек сам отвечает за последствия своих действий и не должен уповать на волю судьбы, где все события будущего предрешены.

Можно ли говорить исключительно о существовании той или иной позиции? На самом деле детерминизм и индетерминизм можно назвать взаимоисключающими, но в то же время взаимодополняющими понятиями.

Многое в мире подчиняется причинно-следственной связи. Если возникает причина, то можно предугадать последствия.

Если наблюдаются последствия, то можно предположить причины, которые им поспособствовали.

Совет

Однако индетерминизм также не исключается в тех сферах, где логика не работает. Например, в жизни, когда человек сам делает выбор, что не всегда поддается логическому объяснению.

Однако за каждым решением происходят определенные события. Здесь существует вариативность, которая определяется теми решениями и обстоятельствами, в которых человек существует.

Причинно-следственные связи существуют, но не всегда они имеют логическую подоплеку.

перейти наверх

Индетерминизм и детерминизм

Говоря кратко о детерминизме и индетерминизме, данные понятия являются противоположными друг другу. Все явления и события имеют свою обусловленность, то есть их можно определить, объяснить, предугадать в будущем. Это называется детерминизмом.

Наличие объективных взглядов на происходящее в мире, где все обусловлено причинностью, называется детерминизмом. Противоположностью ему является индетерминизм, который говорит о том, что не все явления и события подчиняются логическим причинам. Либо причин просто нет, либо они не указаны. Это так называемые случайности, совпадения и пр.

Детерминизм, несмотря на свою логичность и явность, все же опровергается различными науками и направлениями. Например, квантовая физика активно рассматривает явления, которые не поддаются научным объяснениям современных направлений. Есть атомы, которые движутся в своем порядке, не подчиняясь тем законам, которые известны человеку.

Детерминизм и индетерминизм по-разному рассматривают явления между собой:

  1. Детерминизм утверждает, что одно явление является причиной развития другого явления.
  2. Индетерминизм исключает обязательную связь между явлениями, которые могут существовать по отдельности.

Причина – это некое действие, которое провоцирует появление какого-то следствия. Соответственно, следствие – это результат действия причины.

Человек не может жить в постоянном неведении, поэтому он задается вопросами, на которые старается найти ответы.

Если ознакомиться с различными заболеваниями, которые наблюдаются в организме человека, то обязательно можно столкнуться с такими пунктами, как «причины» и «симптомы».

Причины болезней – это факторы, которые провоцируют то или иное заболевание. Симптомы – это последствия, которые развились в организме после возникновения болезни.

Человеку легче познавать мир, когда он понимает, какие причины к каким последствиям приводят. Это позволяет не только понять то, что происходило в прошлом, но и предугадать будущее. Человек, который хоть раз наблюдал, как ведет себя разъяренный тигр, в следующий раз может предположить, как животное поведет себя, если снова его начать злить.

Однако здесь не исключаются концепции индетерминизма, когда существует свобода воли живого существа. Если кто-то намеренно решит отреагировать иначе, тогда его поведение становится непредсказуемым.

перейти наверх

Итог

В философии выделяют два противоположных понятия, которые по-своему подходят к объяснению окружающего мира и его явлений. Однако наличие противоположных явлений не говорит о том, что они могут существовать в мире одновременно. Человеку свойственно делить и занимать одну сторону, отвергая вторую. Итогом такого подхода является неполное понимание всех явлений.

Чтобы более реально смотреть на мир, следует понимать, что в нем существуют доказательства как детерминизма, так и индетерминизма. Оба принципа могут сосуществовать одновременно, что является новым веянием.

Источник: http://PsyTheater.com/determinizm-i-indeterminizm-v-filosofii.html

Индетерминизм и детерминизм в философии: проблема концепции

Детерминизм в философии понимается, как идея о всеобъемлющей закономерной связи и подверженности влиянию ситуаций действительности. Объективной действительностью являются процессы, которые наблюдаются в духовном и материальном мире.

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода.

Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека.

В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность.

В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма.

Обратите внимание

С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе.

Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б.

Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Однозначный детерминизм

Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки.

Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы.

Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.

Важно

Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.

Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:

  • масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
  • течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
  • мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
  • движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.

Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике.

Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира.

Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании.

В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации.

Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Представители детерминизма и индетерминизма

Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира.

Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности.

В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.

Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.

Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.

Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/determinizm.html

Детерминизм и индетерминизм

Понятие «детерминизм» употребляется в двух основных значениях: 1) всеобщая взаимосвязь явлений; 2) учение о всеобщей зависимости явлений.

Философский индетерминизм не отрицает существование зависимостей в эмпирическом мире, но утверждает существование первичной причины, которая сама ни от чего не зависит (Бог). А.

Введенский заметил, что материалист может объяснить на основании законов науки все, кроме существования самой материи и ее законов.

– материальная (зависимость вещей от материала);

– формальная (или сущностная, поскольку у Аристотеля понятие формы и сущности совпадают);

– деятельная (зависимость вещи от субъекта, ее производящего);

– целевая (зависимость вещи от ее цели, предназначения).

В Новое время утвердился взгляд на причинно-следственную связь как взаимно-однозначную (так называемый жесткий лапласовский детерминизм).

Иными словами, определенная причина якобы способна вызвать лишь определенное единственное следствие.

Несоответствие жесткого лапласовского детерминизма реальным процессам природы и общества заставило ученых усомниться во всеобщности причинно-следственной связи.

Рассмотрим основные типы детерминистских связей.

Причина и следствие (каузальная связь). Причиной называется явление или событие, которое порождает или вызывает к жизни новое явление, называемое следствием. Причина предшествует во времена следствию.

Однако обнаружение даже устойчивой временной связи между событиями не обязательно свидетельствует о наличии причинно-следственных отношений. От понятия причины следует отличать понятие повода. Повод – событие, заставляющее причину «сработать».

Понятие повода применимо лишь в сфере человеческой деятельности.

Второй тип детерминистской связи – обратное влияние следствия на свою собственную причину. Примером такой связи может служить отношение производства и науки.

Третий тип детерминации — обусловленность: модификация каузальной связи в зависимости от условий ее осуществления. Например, протекание химических реакций может зависеть от внешних условий: температуры, давления, наличия катализатора.

Четвертый тип детерминации – телеономическая (целевая) причинность. В качестве причины выступает не реальное событие, а цель (образ желаемого  будущего).

Из определения ясно, что целевая причинность реализуется лишь в сфере сознательной деятельности субъектов.

Пятый вид – корреляция; взаимозависимость двух или более групп факторов. Изменения в одной группе влекут за собой изменения в других группах. Этим понятием обозначают порой сходство, аналогию различных явлений, когда причины такого сходства не ясны. Примером может служить сходство в формулировках закона Кулона и закона гравитационного взаимодействия.

Знание детерминистских связей является важнейшим условием успешной практической и познавательной деятельности. Современная форма детерминизма, основанная на признании не только динамических, но и статистических закономерностей, на вероятностном подходе к изучению и оценке как природных, так и социальных явлений, прочно утвердилась в современном научном мышлении.

Обратите внимание

В заключение следует подчеркнуть, что диалектика является не только учением об универсальной связи и развитии, но и методом познания, который нацеливает на то, как необходимо рассматривать предметы. Кроме того, не следует забывать, что диалектика- это система теоретических положений и при анализе конкретных предметов эти положения необходимо конкретизировать.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-teorii-filosofii/565-determinizm-i-indeterminizm

Детерминизм И Индетерминизм

(от лат. determine — определяю, in — не) — две противоположные позиции по вопросу о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Детерминизм (Д.

) утверждает оп-ределяемость одних событий или состояний другими, Индетерминизм (И.) является отрицанием Д.

Каузальная детерминация рассматривается обычно как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами или следствиями.

Многие события или состояния таковы, что в одно время является детерминированным их наличие, а в другое — отсутствие. Наступление некоторого события или состояния может быть детерминировано в одно время и не детерминировано в другое. Можно утверждать, напр.

, что выпадение дождя сегодня детерминировано, а выпадение его послезавтра — нет; можно, сверх того, заявлять, что сегодняшний дождь был детерминирован событиями, имевшими место еще неделю назад, но не был детерминирован событиями годичной давности. Вневременная детерминация может считаться с известным приближением частным случаем временной.

Выражение “детерминировано А” истолковывается при этом как означающее “во всякое время t детерминировано наступление А во всякое время t”.

В выражении “в t детерминировано, что в t имеет место событие А” время детерминации и время наступления события могут совпадать (одновременная детерминация) или различаться.

Случай, когда время детерминации предшествует времени наступления события, называется преддетерминацией; если момент детерминации расположен позднее момента, в который происходит детерминированное событие, говорят о постдетерминации.

В случае каузальной детерминации речь идет соответственно о причинной детерминации и следственной детерминации. Часто детерминированность неявно отождествляется с преддетерминацией.

Во многих контекстах — и в особенности в случае каузальной детерминации — сосредоточение внимания исключительно на определенности последующего предшествующим оправданно. Вместе с тем понятие постдетерминации (которая может быть названа также телеологической, или целевой, детерминацией) необходимо для обеспечения ясности в постановке и обсуждении целого ряда важных проблем, и прежде всего проблем, касающихся человеческой деятельности.

Важно

Можно выделить два основных типа определенности последующих событий предшествующими: каузальную детерминацию и вызревание предпосылок для последующего наступления конкретного события. Напр., в 15 в. в Зап.

Европе созрели предпосылки для модернизации и перехода от традиционного общества к индустриальному; в 17 в. появились предпосылки для создания классической механики, в 19 в. — предпосылки для формулировки развитой теории социализма, и т.п. Как говорил П.

Рикёр, прошлое воздействует на настоящее и будущее не только каузально: оно открывает определенные возможности, что, собственно, и заставляет постоянно обращаться к нему.

Формирование предпосылок вряд ли можно отождествить с каузальной детерминацией: причина с необходимостью влечет наступление следствия, в то время как предпосылки не связаны со следующим за ними событием отношением необходимости.

Аналогично выделяются два основных типа постдетерминации: телеологический (целевой) Д. и постепенное вызревание целей. Напр.

, можно сказать, что многие действия человека предопределены тем, что в конце концов он должен умереть; что к осени 1917 Россия постепенно созрела для социалистической революции, и т.п.

Судя по всему, важное для гуманитарных рассуждений понятие судьбы должно быть отнесено не к предцетерминизму, а к постдетерминизму, причем именно к случаю вызревания целей.

Каузальная детерминированность не единственный, но, по-видимому, наиболее интересный случай детерминированности. Введение представления о следственной детерминации не означает отрицания односторонней направленности (асимметрии) причинной связи, активности и производительности причин и пассивности их следствий.

Оно не ведет также с необходимостью к растворению причинности в универсальном взаимодействии и к отказу от принципа, утверждающего одностороннюю зависимость следствий от причин.

Совет

Для получения всех этих нежелательных заключений требуется вполне определенное понимание каузального постдетерминизма, предполагающее производительность следствий и возможность обратного воздействия следствий на вызвавшие их явления, в т.ч. и на явления, переставшие уже существовать.

Имеется большое число различающихся по своей силе “принципов Д.”. Удобнее всего рассмотреть их применительно к каузальной детерминации, рассуждения о которой можно распространить на детерминацию любого вида.

Согласно принципу строгого Д., всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в каждый момент времени.

Два частных случая этого принципа, касающиеся причинной и следственной детерминации, таковы: “каким бы ни было событие и в какой бы момент времени оно ни происходило, причина этого события существует во всякий предшествующий его наступлению момент” (или, короче, “причины всех событий уходят бесконечно в прошлое”); “следствия каждого события существуют в сколь угодно отдаленный момент будущего”.

Более слабой версией принципа Д. является положение: “существуют такие события, что, независимо от того, в какое время они происходят, их наличие в это время каузально детерминировано во всякое время”.

Частными случаями последнего принципа являются утверждения: “существуют события, причины которых простираются бесконечно в прошлое” и “следствия некоторых событий могут быть обнаружены в сколь угодно отдаленном будущем”.

Др. версиями принципа Д. являются утверждения: “всякое событие, когда бы оно ни происходило, каузально детерминировано в определенный момент времени” и “некоторые события каузально детерминированы в определенные моменты времени”.

Частными случаями первого утверждения являются положения: “всякое событие имеет причину в некоторый предшествующий ему момент времени” и “все события имеют следствия”. Первое из этих положений иногда именуется “принципом причинности”.

Обратите внимание

Существование многих версий принципа Д. означает, что понятие “детерминистическая позиция” является многозначным.

Граница между Д. и И. не является четкой. Нередко одна и та же т.зр. одними авторами оценивается как детерминистическая, а другими — как индетерминистическая. Если под И. понимается позиция, находящаяся в противоречии с некоторой детерминистической позицией и возможны несколько версий принципа каузального Д.

, то нужно признать, что существует несколько версий принципа каузального И. Наиболее сильная формулировка принципа Д. постулирует каузальную детерминированность всякого явления во всякое время. Соответствующая ей формулировка принципа И.

утверждает существование событий, наличие которых в определенное по меньшей мере время не является каузально детерми-нированным в то или иное время. Наиболее слабая версия принципа Д. постулирует существование событий, отдельные случаи наступления которых каузально детерминированы в некоторые моменты времени.

Связанная с ней наиболее сильная формулировка И. отрицает наличие моментов времени, в которые было бы каузально детерминировано то или иное событие.

Различию между причинным и следственным Д. соответствует различие между причинным и следственным И. Напр., принцип И.

, утверждающий, что всякое явление независимо от того, когда оно происходит, не является каузально детерминированным в некоторое время, имеет следующие два частных случая: 1) для всякого события существуют моменты времени, в которые оно еще не имеет причины; 2) нет событий с бесконечно протяженными во времени следствиями. Первый из этих случаев является одной из версий причинного И., второй — следственного.

Особый интерес представляет возможность комбинации принципов Д. с теми или иными принципами И. Существование комбинированных позиций, объединяющих детерминистические утверждения с индетерминистическими, является, по-видимому, основной причиной разногласий по поводу различения Д. и И. и последующей квалификации той или иной конкретной позиции.

Наиболее сильная версия Д. несовместима ни с одним из вариантов И. Сходным образом, наиболее сильная формулировка И. не может быть дополнена без противоречия тем или иным утверждением о существовании причин или следствий.

Но имеются неполные детерминистические и индетерминистические позиции, оставляющие открытым вопрос о детерминированности или недетерминированности некоторых явлений в отдельные периоды времени.

Важно

Примерами их могут служить следующие две: 1) некоторые события детерминированы во все моменты времени; 2) неверно, что каждое событие детерминировано во всякое предшествующее его наступлению время. Первую из них можно расширить до полной детерминистической позиции, вторую — до полной индетерминистической.

Но можно также объединить приведенные два утверждения и получить комбинированную позицию, согласно которой существуют как всегда детерминированные события, так и события, не определенные в некоторые по меньшей мере моменты, предшествующие их наступлению.

Комбинированные позиции в вопросе Д. и И. достаточно часто встречаются в истории философии. Одна из первых таких позиций обосновывалась Аристотелем, который был убежден в однозначной определенности прошлого (“прошлое не может не быть”) и неполной определенности будущего. Утверждение Аристотеля о необходимости прошлого активно отстаивалось стоиками и считалось самоочевидным в Средние века.

Обычно принципам Д. и И. и их комбинациям дается онтологическая интерпретация: они истолковываются как утверждения о структуре действительности, о реально существующих или несуществующих причинах и следствиях.

Этим же принципам может быть дана также эпистемологическая интерпретация, в которой они говорят о возможности определенных описаний действительности. Напр.

, онтологическому утверждению “причины некоторых событий не уходят бесконечно в прошлое” можно поставить в соответствие эпистемологическое утверждение “невозможна теория, позволяющая указать причину всякого события в сколь угодно отдаленном прошлом”.

Понятия Д. и И. относятся к абсолютным категориям, понятие причинности — к сравнительным категориям. В общем случае абсолютные категории не определимы через сравнительные, и наоборот. Соответственно, все определения Д. через причинность и причинности через Д. не являются универсальными: их область приложения всегда ограничена (см.: Абсолютные категории и сравнительные категории).

О Аристотель. Этика. К Никомаху. СПб., 1908; Бунге М. Причинность. М., 1962; Нвин А.А, О логическом анализе принципов детерминизма // Вопросы философии. 1969. № 10; Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971; Иван А.А.

Каузальное определение истины // Философские науки. 1978. № 4; Карпенко А.С. Фатализм и случайность будущего: логический анализ. М., 1990; Lukasiewicz J. О deter-minizmie / Z zagadnien logiki i filozofii. Pisma wybrane. Warszawa, 1961; Rescher N.

On the Logic of Chronological Propositions // Mind, 1966. fol.75. №297.

А.А. Ивин

Источник: http://www.philosophydic.ru/determinizm-i-indeterminizm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector