Избирательность: как свойство восприятия и качество личности

Избирательность

Избирательность – это приобретаемая или вырабатываемая способность личности к направленному восприятию. Данное качество подразумевает контроль собственного мышления, внимания, восприятия и сознания в целом, благодаря чему психика способна выделить определенный объект или событие из ряда происходящих внешних изменений.

Избирательность свойство восприятия, позволяющее выделять главное, а второстепенные моменты оставлять на периферии в размытом фоне.

Обратите внимание

Это важное качество личности для поддержания психического равновесия и общей успешности деятельности, поскольку психика довольно быстро истощается, когда перерабатывает много материала одновременно, появляется необходимость концентрации на главном и отстранении от менее насущных деталей.

Именно избирательность позволяет человеку совершать выбор относительно своего местоположения и группы лиц для общения, употребляемой пищи и направления жизненного пути – категории совершенно разные по своей сути и масштабу влияния на дальнейший ход событий, однако все они осуществляются с использованием выбора.

Что это такое

Качество личности избирательность появилось в ходе эволюции и первоначально касалось базовых витальных моментов – человек выбирал, что есть, чтобы не отравиться, где спать, чтобы не подвергаться опасности, куда переселяться, чтобы улучшить свое проживание.

Данные физиологические все еще остались в качестве примера избирательного поведения, однако к этому еще добавился рациональный контроль разума над происходящим.

Так избирательность в плане питания сводится теперь не только к инстинктивному выбору пищи без ядов, но также и к контролю количества калорий в ней или способа приготовления и его вредности.

Избирательность касается выбора места работы и жительства, а также модели построения отношений с окружающими.

Человек физически не может присутствовать везде и уделять всем внешним стимулам одинаковое внимание, именно поэтому появляется потребность выбора направления своего внимания и основного вектора энергии.

Только таким образом можно получить какие-либо ощутимые плоды, а не метаться между наиболее яркими стимулами.

Спонтанное построение своей деятельности и совершение выборов на основании первых внутренних побуждений является признаком отсутствия избирательности.

Важно

Подобное поведение может приводить к довольно плачевным последствиям, несмотря на то, что в процессе подобного следования событиям испытываются довольно яркие чувства, часто характеризуемые как ощущение наполненности жизни и максимальных эмоций.

Однако, поддавшись импульсу человек способен потерпеть материальный крах, пропустить серьезные и доверительные отношения, растратить свою жизненную энергию впустую.

Именно данное качество помогает идти к своим целям кратчайшим путем, это основа планирования своего будущего, где заранее закладываются вещи, требующие отдельного внимания.

Избирательность расписывает наши дни в угоду поставленным приоритетам, автоматически оставляя без энергии области, высасывающие энергию или мешающие реализации. Но она помогает не только идти к чему-то в будущем, а также сохраняет имеющиеся жизненные выборы.

Так человек бросивший пить не будет устраивать свой праздник в баре, девушка, решившая сохранить девственность, не поселится в притоне, а человек с арахнофобией не пойдет работать в музей энтомологии.

Все это говорит о наших выборах для поддержания той картины мира, которая нам наиболее приятна и воодушевляющая, а вот при нарушении таких выборов возможен полнейший перекос жизненных ценностей и потеря своей внутренней уникальности.

Избирательность всегда немного сложнее по своему механизму, чем простое принятие решения, строящееся на желаниях или необходимости. Данное качество позволяет просчитывать возможные последствия выбора на несколько шагов вперед, благодаря чему желания и необходимость могут меняться местами.

Так выбирается не самая приятная деятельность, способная привести к осуществлению более масштабного желания, чем получение удовольствия в настоящем. Точно также выбор может быть сделан в пользу текущего момента, когда оценка внутренних ресурсов покажет практически полное истощение и потребность в немедленном восполнении, пока не развилось депрессивное расстройство.

Совет

То есть избирательность помогает выбирать хорошее в долгосрочной перспективе и целостности организма и психики.

Тесно связано это понятие со свободой и проявлением внутренней ответственности, поскольку представляет собой момент выбора.

Любой поворот на жизненном пути подразумевает определенные последствия, идущие за этим, и тогда на первый план выходит готовность человека принять данные изменения, отвечать за свои поступки и выборы.

Свобода носит характер внутреннего смысла, ведь даже понимание, как следует поступить, не всегда приводит к действиям. Внутренний паралич, ориентация на мнение окружающих забирает у человека его личные свободные проявления своих выборов, оставляя избирательность исключительно теоретическим качеством.

Благодаря качеству избирательности можно судить о вкусе человека относительно любых моментов – от еды до предметов искусства, предпочтений общения или времяпрепровождения. Это своеобразный маркер развития личности и ее потребностей, отражение возможностей и внутренней готовности эти возможности реализовать.

Каждый раз, когда люди взаимодействуют, избирательность позволяет оценить, насколько человек близок и находится в том же кругу, не задавая лишних вопросов.

В действенном пространстве выборов человек максимально демонстрирует, на что он ориентирован – на развитие или удержание стабильности, на роскошь и потакание своим желаниям или аскетичность в угоду познанию.

Избирательность в отношениях

Избирательность в людях является ключевым моментом в построении благополучных и счастливых отношений любого уровня. Относительно интимных отношений избирательность предполагает предпочтение одного конкретного человека остальным представителям его пола.

Во многом такой вид избирательности обусловлен биологическими законами регулировки выбора партнера для дальнейшего воспроизведения потомства. Соответственно роль соматических реакций и подсознательных выборов в данном контексте значительно больше, чем при выборе работы или места жительства.

Разум при этом может контролировать определенные проявления, стратегию ухаживания или игнорирования, но первым толчком к обращению внимания всегда является биология.

Обратите внимание

К категориям, влияющим на избирательность в отношениях, относят видовые и индивидуальные. Первые предполагают традиции, заложенные в каждом представителе определенного этноса или группы людей.

Тут могут быть и определенные внешние параметры и поведенческие паттерны, считающиеся благоприятными.

Большее разнообразие вариантов дает уже индивидуальный уровень выбора, включающие особенности характерологических проявлений партнера, его внешних данных, возрастных и социальных характеристик.

Ранее избирательность в отношениях по социальному статусу была более категоричной, чем в современном мире, однако существуют правила, обойти которые не представляется возможным.

Никто сейчас не будет запрещать брак между рабочими и интеллигенцией, но трещина довольно скоро появится сама, когда люди столкнуться с разницей своих жизненных философий и предпочтений, культурной базы и образования.

Сложность избирательности отношений заключается в частом противоречии между биологическими и социальными факторами, между тем, чего хочется телу и что понимает разум.

Это могут быть варианты, когда между людьми вспыхивает яркая страсть, но им не о чем говорить, их страны воют и все знакомые, да и они сами, поразмыслив логически, осудят данную связь.

Также нередки случаи, когда на уровне разума все сходится – и возраст, и карьерные успехи, люди из одного общества, имеют много общих тем, но совершенно противны друг другу в рамках физического восприятия.

Важно

Но есть и отношения, помимо интимных, где момент избирательности так же крайне важен.

Тут имеется ввиду не только кого считать другом и сколько таких людей может быть, но также и регуляция степени близости, формата взаимодействия, уровня доверия.

Отношения строятся во всех сферах человеческого существования, и оставаться друзьями со всеми бывает невозможно не только в силу личной неприязни, но и в ракурсе конкуренции или учите сложностей взаимодействия других людей.

Те, кто способен четко фильтровать свой круг общения могут выстроить благоприятный эмоциональный фон, заручиться поддержкой и надежностью.

Люди, не умеющие держать дистанцию, впускающие в свой дом или психологическое пространство всех, кто стучит, в итоге оказываются в плохом душевном состоянии, а часто еще и обвиненными в проблемах.

Чрезмерная наивность и малое количество знакомых существенно снижают избирательность в отношениях, по мере увеличения количества друзей автоматически возникает вопрос выбора.

Мир огромен и невозможно уделить одинаковое время всему и всем, кто в нем присутствует, да это и не требуется, ведь многие персонажи и события банально не заслуживают внимания и в лучшем случае просто никак не отражаются на жизни.

Есть смысл делать выбор и идти к тем и туда, где находится удовольствие и развитие собственной личности, оставляя все остальное без чувства вины.

Совет

Это может показаться предательством в некоторых моментах, особенно если мнением человека пытаются манипулировать, но в таком случае предательство происходит даже в магазине, когда вместо яблок, вы берете груши.

Источник: https://psihomed.com/izbiratelnost/

Избирательность восприятия

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов (или одних свойств, признаков, качеств предметов) по сравнению с другими.

Ее физиологическая основа — доминирование одного очага возбуждения в коре мозга при одновременном торможении (в силу отрицательной индукции) остальных участков коры.

Это явление хорошо иллюстрируется следующим примером: человек, впервые работающий с микроскопом, обычно закрывает один глаз, однако скоро убеждается, что в этом нет необходимости, так как при внимательном смотрении в микроскоп зрительные раздражения, идущие из другого глаза, заторможены, и поэтому, даже не закрывая другого глаза, можно увидеть только то, что находится в поле зрения в микроскопе.

Избирательность восприятия определяется как объективным и, так и субъективными причинами.

К объективным причинам относятся особенности самих раздражителей (их сила, подвижность, контрастность), равно как и особенности тех внешних условий, в которых воспринимается предмет (его освещенность, удаление от нас и т. п.).

Субъективные причины — это прежде всего отношение человека к воздействующим на него предметам, зависящее от их значения для него, от его потребностей и интересов, а также прошлый опыт человека и его психическое состояние в данный момент.

Исключительно важную роль в избирательности восприятий играет то, что они всегда включены в выполнение какой-либо деятельности (производственной, научной, учебной и т. п.) и всегда поэтому подчинены задачам этой деятельности.

Один и тот же предмет может восприниматься по-разному, в зависимости от того, какую задачу человек ставит перед собой. При отсутствии же определенной задачи восприятие бывает очень неполным.

Обратите внимание

Вот почему неясными оказываются образы таких предметов, с которыми приходится хотя бы и часто встречаться, но отчетливое восприятие которых не требуется задачами деятельности.

Нередко, например, человек не может ответить на вопрос о том, какие цифры — римские или арабские — на циферблате его часов, затрудняется припомнить окраску оперения хорошо знакомых ему птиц. И, наоборот, все это ясно воспринимается, если бывает нужно для выполняемой деятельности.

Зависимость восприятия от задач деятельности можно обнаружить и в лабораторных опытах. В одном из них группе студентов предлагалось вычертить определенную геометрическую фигуру, причем циркуль давался в собранном виде.

Другой группе давался тот же циркуль, но в разобранном виде, и студенты должны были собрать его из готовых частей. После выполнения этих заданий циркуль убирался, и обеим группам, неожиданно для них, предлагалось возможно точнее изобразить циркуль, которым они только что пользовались.

Оказалось, что все студенты первой группы, пользовавшиеся циркулем в собранном виде, изображали его неточно, без указания ряда важных деталей . Студенты же второй группы, собиравшие циркуль из отдельных деталей, изображали его правильно.

Резкая разница в точности изображения одного и того же предмета определялась различием в задачах деятельности. В одном случае деятельность направлялась на вычерчивание фигуры, в другом — на сборку деталей циркуля.

Читайте также:  Обидчивость - причины, как избавиться

Большое влияние на избирательность восприятия оказывает эмоциональное отношение к тому, что воспринимается. При безразличном отношении к предмету он или вовсе не замечается, или восприятие его носит поверхностный характер; при наличии же интереса или эмоционального отношения к предмету он легко становится объектом восприятия.

Избирательность восприятия может быть как временной, так и устойчивой. Временная избирательность определяется возникающими в данный момент потребностями, задачами и целями в настоящее время выполняемой деятельности, эмоциональным состоянием в данный момент.

Важно

Устойчивая избирательность (в частности, профессиональная) складывается в результате многих лет деятельности человека в той или иной области. В последнем случае и возникают различия в восприятии одних и тех же предметов людьми разной профессии или разного возраста.

Человек, не обладающий техническими знаниями, при осмотре машины заметит гораздо меньше деталей, чем инженер-конструктор.

Взрослый иначе воспринимает картину, чем ребенок; он не только лучше понимает ее содержание и смысл, но и воспринимает в ней благодаря своим знаниям, опыту такие подробности, которые детьми не замечаются.

Существенную роль в восприятии играет, следовательно, прошлый опыт человека. Он оказывает сильнейшее влияние не только на то, что именно, но и на то, как воспринимает данный человек.

Важное значение при этом имеет не только то, что уже прочно сложилось в течение более или менее длительного времени в предшествующем опыте, но и то, что носит временный характер и вызвано лишь непосредственно предшествующими восприятию фактами.

Значительное воздействие на восприятие оказывает так называемая установка, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь показываемый предмет определенным образом, зависящим от непосредственно предшествующих восприятий. Это явление широко изучено советским психологом Узнадзе и его сотрудниками и характеризует собой одну из существеннейших особенностей восприятия — зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь вызванного предшествующими воздействиями на него.

Примером образования установки могут служить следующие опыты, методика которых (равно как и многих сходных с ними) разработана Узнадзе. Испытуемому предлагают 15—20 раз подряд воспринимать два неравных объекта (например, два разных по объему шара, которые кладутся ему в руки, или два разных .кружка из бумаги, которые он воспринимает зрительно).

После этого испытуемому предъявляются два равных объекта (два одинаковых шара, два одинаковых бумажных кружка), и он должен (так же, как и при показе неравных объектов) сказать, одинаковы ли они или нет, и если неодинаковы, то какой из них больше (или меньше).

Совет

Оказывается, что в этих случаях объекты оцениваются обычно как неравные, причем наблюдаются двоякого рода ответы: одни испытуемые оценивают предметы в соответствии с предшествующим восприятием неравных объектов (т. е.

меньшим считают тот объект, который находится по ту же сторону, какую занимал до этого действительно меньший предмет), другие же обнаруживают противоположную (контрастную) установку, оценивая как меньший тот предмет, который сейчас находится на месте большего предмета.

Опыты показали, что если указанная установка выработана в какой-либо одной области (например, зрительной), то она обнаруживается вслед за этим и в других областях (например, при осязании предметов). Влияние ее носит, следовательно, широкий характер, распространяясь на работу ряда анализаторов.

Физиологически такого рода установку можно рассматривать как один из случаев образования и функционирования динамического стереотипа, складывающегося под воздействием определенной системы раздражителей.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-vospriyatie.html?id=izbiratelnost-vospriyatiya

Свойства восприятия – Психологос

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

Предметность восприятия

Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации.

Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении.

Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме.

В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

Целостность

Свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.

Константность восприятия

Относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности, или наоборот.

Категориальность восприятия

Свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

  • Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.
  • Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
  • Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

  1. Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия
  • Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков
  • Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
  • Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/svoystva-vospriyatiya

    Основные свойства восприятия и виды восприятия

    Уяснив суть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мы приступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познавательного психического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

    Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденным свойством восприятия.

    Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Сеченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом.

    Обратите внимание

    Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира.

    Заговорив о роли движения в обеспечении предметности восприятия, мы не можем не остановиться на более детальном рассмотрении моторного компонента восприятия. К моторным компонентам относятся: движение руки, ощупывающей предмет; движения глаза, прослеживающего видимый контур; движения гортани, воспроизводящие звук, и т. д.

    Вообще, следует отметить, что в работе глаз и рук есть много общего. Так, глаза, как и руки, последовательно осматривают, или «ощупывают», контуры рисунка и предмета. Движения глаз разнообразны и выполняют много функций. При зрительном восприятии имеют место микро- и макродвижения глаз.

    Если наблюдатель пристально смотрит в какую-либо точку неподвижного предмета, то субъективно у него возникает представление, что он фиксирует эту точку неподвижным взором. Однако регистрация движений глаз показывает, что в действительности зрительное восприятие сопровождается непроизвольными и незаметными для наблюдателя микродвижениями.

    Таким образом, возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента. Причем это справедливо не только для зрительного или осязательного восприятия. Это характерно и для других модальностей.

    Так, услышав звук или почувствовав запах, мы совершаем определенные ориентировочные движения в отношении источника раздражения. Однако, как и в случае микро-движения глаз, эти ориентировочные движения часто не осознаются человеком.

    Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета.

    Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета.

    Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.

    Важно

    Этот образ возникает условно рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Или, говоря другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

    С целостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой.

    Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты.

    Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов.

    Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.

    Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

    Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.

    Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

    Совет

    Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую.

    Читайте также:  Психические расстройства - симптомы, признаки, виды, лечение

    В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.

    Следует отметить, что явление константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

    Константность восприятия величины предметов выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности. Например, приведенная выше иллюстрация с грузовым автомобилем.

    Другой пример — рост одного и того же человека с расстояния 3,5 и 10 метров воспринимается нами как неизменный, хотя величина изображения этого человека на сетчатке глаза в зависимости от удаленности будет различной.

    Это объясняется тем, что при сравнительно небольшой удаленности предметов восприятие их величины определяется не только величиной образа на сетчатке, но и действием ряда факторов.

    Таким дополнительным, но весьма существенным фактором является напряжение глазных мышц, приспосабливающихся к фиксированию предмета на разных расстояниях. В результате информация о степени напряженности глазных мышц передается в мозг и учитывается в сложной аналитической работе перцептивной системы, выполняемой ею при оценке роста человека.

    Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия при изменении положения предметов по отношению к линии взора наблюдателя.

    С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения, на сетчатке меняется (например, можно смотреть на предмет прямо, сбоку, с тыльной стороны и т. д.).

    Обратите внимание

    Однако благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту, форма воспринимаемого предмета для нас остается постоянной.

    Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов при разных условиях обеспечивает постоянство (инвариантность, неизменную структуру) перцептивного образа относительно изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата.

    Таким образом, свойство константности объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

    Без константности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире.

    Предшествующий перцептивный опыт играет большое значение в процессе восприятия. Более того, особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности.

    Следует отметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

    Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект.

    В процессе восприятия, для'того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт.

    Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.

    Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.

    Важно

    Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.

    Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.

    Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны.

    Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

    Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т. п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др.

    Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы уже говорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением.

    Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами.

    Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

    Совет

    Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

    На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.

    На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.

    И наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие — это в значительной степени интеллектуальный процесс.

    Говоря об основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, не менее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство — активность (или избирательность).

    Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е.

    не отражаются в нашем сознании.

    Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной. Вы воспринимаете или речь лектора, или текстовое содержание книги, поскольку ваше восприятие направлено (т. е. активировано) именно на это, но так было до тех пор, пока я не сказал вам об этом.

    Сказав о том, что вы не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной, я перенаправил на определенный период времени ваше внимание на другой пространственный участок, и вы стали воспринимать те предметы, которые находятся вокруг вас, в том числе и за вашей спиной, т. е.

    те предметы, которые минуту назад никак не были представлены в вашем сознании.

    Обратите внимание

    Таким образом, мы можем полагать, что природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

    Познакомившись с основными свойствами восприятия, давайте ответим на вопрос, какие основные виды восприятия существуют. Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (рис. 8.1).

    В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии.

    В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

    Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестетический анализаторы.

    Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия.

    Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

    Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

    Источник: https://psyera.ru/5459/osnovnye-svoystva-vospriyatiya-i-vidy-vospriyatiya

    Избирательность восприятия

    (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) – свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. И. в. осуществляется посредством механизмов внимания – непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как “фигура”, остальные объекты – как ее “фон”.

    В своей непроизвольной форме И. в. определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр.

    , цвету – в зрении, фактуре – в осязании, тембру – в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. И. в.

    особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т. н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т. п. См.

    Дихо-тическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струппа.

    Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

    Важно

    селективность ) — вы деление каких –либо объектов (или их частей ) ,находящихся в сенсорном поле — поле восприятия. И . в. проявляется во внимании. Выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как «фигура », остальные объекты — как ее «фон ».

    Установлено , что выделение тех или иных объектов обусловливается соотношениями процессов ана лиза и синтеза , протекающих в анализаторе. При прочих услови ях И . в . определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализато р .

    В первую очередь выделяю тся раздражители , обладающие наибольшей интенсивностью , резким отличием от других по тем или иным признакам (напр., цвету — в. зрении, фактуре— в осязании, тембру— в слухе и т. д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И.в.

    играют выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те и ли и н ы е предметы определенным образом . И . в . особенно отчетливо проявляетс я в таких специфических условиях , как восприятие двойственных или многозначных изображений, т. н.

    Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

    выделение каких-либо объектов (или их частей), находящихся в сенсорном поле – в зоне восприятия. И.в. проявляется во внимании. выделяемый и поэтому более отчетливо отражаемый объект выступает как “фигура”, остальные объекты – как ее “фон”.

    Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

    Источник: https://vocabulary.ru/termin/izbiratelnost-vosprijatija.html

    Основные свойства восприятия

    Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

    Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.

    Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.

    В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами.

    В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

    Свойства:

    1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
    2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
      • объединение разных элементов в целом;
      • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
    3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
    4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
    5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

    Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

    Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.

    Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.

    Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.

    Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

    Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.

    Итог:

    Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.

    Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/233-2008-09-02-18-36-42.html

    Процесс избирательности и восприятия предметов человеком

    Восприятие человека и животных — это не пассивное отражение внешних воздействий, а активный избирательный процесс.

    Из множества предметов и явлений, воздействующих на нас, мы в каждый момент в зависимости от ряда условий останавливаем свое внимание лишь на определенном объекте.

    Физиологически избирательность восприятия объясняется процессами мозгового анализа разного уровня и сложности.

    Выделение объекта восприятия из множества других объектов окружающего мира зависит как от объективных, так и от субъективных условий.

    Совет

    Одним из объективных условий избирательности восприятия является внезапное возникновение или исчезновение объекта восприятия, например неожиданный выстрел, вспышка молнии, шумная проделка ученика на уроке, резкое потемнение, прекращение движения маятника стенных часов и пр. Сюда же можно отнести движение предмета или его частей на фоне неподвижных предметов или частей, изменение ритма и темпа движения. В этих случаях возникает ориентировочный рефлекс на изменение объекта или обстановки.

    Но мы избирательно воспринимаем предметы и тогда, когда с ними не происходит явных изменений. Мы невольно замечаем чернильное пятно на белой скатерти, высокую башню среди низких строений, громкий голос в тишине.

    В этих случаях объективной причиной избирательности восприятия будет контраст цвета, величины, звучания и других признаков воспринимаемых объектов по отношению к цвету, величине и звучанию окружающих предметов, составляющих как бы фон восприятия.

    Физиологически многообразные явления контраста объясняются взаимной индукцией процессов возбуждения и торможения в коре полушарий (И. П. Павлов).

    • К объективным условиям выделения объектов в восприятии человека относятся также указания других людей.

    Учитель на уроке, мастер в цеху, экскурсовод в музее или на улицах города, любой другой человек могут посредством слова направить внимание людей, к которым они обращаются, на нужный предмет, его часть, свойство, действие. Физиологически это означает, что процесс коркового анализа осуществляется в данном случае при регулирующем воздействии второсигнальных связей.

    Избирательность восприятия зависит и от субъективных условий

    Их несколько. Прежде всего она зависит от степени предварительного знакомства человека с объектом. Хорошо знакомые объекты легко выделить среди незнакомых. Например, знакомые слова «Москва», «Волга», «Путин» мы сразу заметим в потоке иностранной речи. Физиологически это означает суммацию наличного и следового возбуждений.

    Избирательность восприятия зависит также от характера деятельности человека.

    Токарь, перед тем как выточить деталь на станке, обязательно обратит внимание на материал, величину и форму детали (по чертежу или образцу); а во время вытачивания — на соответствие того, что выходит из-под резца, требованиям образца; художник, рисуя тог же предмет, обратит внимание на соотношение в нем целого и частей, на общий вид предмета в определенном положении на определенном фоне, на распределение светотеней, на выраженность контуров; ребенок, играя с этим предметом, выделит в нем только те особенности, которые могут быть использованы в игре: он посмотрит, нет ли отверстия, чтоб продеть веревочку или проволоку, попробует можно ли этот предмет возить, катать, класть в тележку. Итак, в зависимости от характера деятельности (в нашем примере — трудовой, изобразительной и игровой) в одном и том же объекте восприятия человек выделяет разные признаки.

    Но и при одной и той же деятельности, например учебной, перед человеком могут стоять разные задачи, что скажется на избирательности восприятия. Учитель на уроке показывает учащимся несколько растений.

    В одном случае он ставит перед детьми задачу сравнить растения между собой по форме, величине, цвету и запаху, в другом — тщательно рассмотреть и описать части одного растения, в третьем (на пришкольном участке)—прополоть те же растения от сорняков.

    Разное содержание задач определит направление выбора, анализа в восприятии учащихся.

    • На избирательность восприятия влияет весь склад личности человека, его потребности, интересы, склонности, чувства и другие устойчивые проявления его личности.

    Льновод, рассматривая витрину книжного магазина, сразу заметит новую книгу о выращивании любимой им культуры, а врач или штукатур только скользнут по ней взглядом, разыскивая более интересные для себя новинки.

    Учитель физики, творчески относящийся к своей работе, всюду заметит новый и интересный для учащихся материал по физике — в природе, на производстве, в техническом журнале, в сообщениях по радио, в научных кинофильмах.

    Процесс восприятия зависит и от психического состояния человека в данный момент

    Человек может быть бодр или утомлен, умственно активен или пассивен, спокоен, радостно или тревожно возбужден, опечален, испуган, разгневан. Это скажется на его восприятиях: из многих воздействий социальной и природной среды он невольно выделит воздействия, соответствующие и резко противоречащие своему состоянию.

    Каждый человек имеет свой жизненный опыт — возрастной, житейский, профессиональный. Богатство и направленность знаний, умений. привычек влияют на восприятие окружающего мира. Чем более знаком человек с объектом своего восприятия, тем больше сторон, признаков, изменений он в нем заметит.

    При обучении детей важно так организовать их восприятие, чтобы учащиеся могли легко выделять существенные признаки предметов и явлений, независимо от того, привлекают они к себе их внимание или не привлекают. К условиям, благоприятствующим указанной задаче, относятся:

    1.  достаточная отчетливость восприятия предмета: близкое расстояние до предмета, его освещенность, контрастность фона, на котором он находится, отсутствие -отвлекающих объектов в поле восприятия;
    2.  умственная и практическая активность учащихся в процессе восприятия: установка на поиски существенных признаков объекта, сравнение объекта восприятия с другими объектами, разнообразие практических действий с ним (ощупывание, членение на части, зарисовки и пр.);
    3.  словесные указания учителя, направляющие процесс восприятия в нужную сторону;
    4.  применение специальных приемов выделения замаскированных существенных признаков («слабых» компонентов комплекса) : упрощенный показ явления или предмета, при котором умышленно опускаются детали, прием варьирования скрытых существенных признаков при постоянстве несущественных (но «сильных»), прием варьирования несущественных признаков при постоянстве существенных и др.

    В одном экспериментальном исследовании (М. В. Зверева, 1958) обнаружена любопытная закономерность, которую полезно учесть в педагогической практике.

    Если свойство предмета познается посредством только одного анализатора (цвет — зрительного, звуки — слухового, тяжесть — мышечно-суставного , то и выделять его лучше посредством одного анализатора, чем при совместном действии нескольких анализаторов.

    Это означает, что для выделения цвета достаточно видеть предмет и совсем не обязательно брать его в руки. Для выделения тяжести лучше предмет воспринимать только посредством кинестезических ощущений, так как при комплексном осязательно-зрительном восприятии выделение тяжести затормаживается.

    Обратите внимание

    Если же определенное свойство предмета познается при помощи нескольких анализаторов, то комплексное восприятие полезнее. Форму, величину, структуру поверхности тела мы познаем при помощи зрения и осязания. Следовательно, выделение каждого из этих свойств объекта легче осуществляется посредством зрительно-осязательных восприятий.

    Свойства восприятия взрослого человека и ребенка

    Осмысленность восприятия человека

    Источник: http://net22.ru/process-izbiratelnosti-i-vospriyatiya-predmetov-chelovekom/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector