Методы психологии – их классификация и характеристика

Классификация методов психологии

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики.

Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым.

В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

Замечание 1

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Наблюдение как метод психологии

Определение 1

Наблюдение – один из основных и часто используемых психологических методов, который используют, например, студенты при написании реферата или курсовой работы, так и исследователи при написании диссертаций.

Как и другие методы, для исполнения он требует специальной подготовки. Здесь важен профессионализм, ведь наблюдение может осуществляться как за открывающимся за окном поезда пейзажем, так и за динамикой движения звезд с помощью новейшего телескопа.

Для научного наблюдения требуется постановка цели, планирование, составление протокола и др.

Самым главным здесь является адекватность в психологической интерпретации результатов наблюдения, так как психику, как известно, нельзя сводить к поведенческим реакциям.

Замечание 2

Важное преимущество метода наблюдения состоит в протекании деятельности людей в нормальных, естественных для них условиях. Человек может не знать, что за ним осуществляется наблюдение, а потому «не подыгрывает» исследователю хотя бы в определенный момент, как говорят, в открытую.

Обратите внимание

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в виде исторически первого метода изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение индивида за собственными психическими явлениями.

Они, при всей кажущейся житейской простоте, представляют собой в действительности очень сложный и многофакторный процесс. Для такого отражения самого себя (рефлексии) человека необходимо специальное обучение.

Квалифицированная интроспекция, которая сопоставляется с результатами других методов, всегда полезна и важна для психологического исследования.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной.

Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной.

Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях.

Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить.

Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Замечание 3

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью.

Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Другие методы психологии

Тест (испытание, проба) применяют чаще всего в научной психологии. Он используется более ста лет, получая в последние годы все большее распространение. Выделяют множество типов и классификаций тестов в соответствии с их построением, задачами, исполнением.

Это можно отнести к особому разделу психологического знания и практики, который называется психодиагностикой. Тем не менее, последнее понятие более широкое, чем учение о тестах (тестология).

Не все психологические испытания, пробы, вопросы, задания можно отнести к тестам, так как для тестов должна быть характерна стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкая психологическая интерпретация и др.

Важно

Например, стандартизация теста представляет собой не просто предъявление всем испытуемым одной и той же словесной формулировки, а подбор, статистическую подгонку степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в максимальных выборках испытуемых имеет форму нормальной кривой Гаусса.

Замечание 4

Такое требование, как валидность теста, означает уверенность в том, что он измеряет именно то, на что направлен (например, оценка мотивации, а не мотивировки,текущего настроения, а не устойчивого чувства).

Каждый тест в основе должен иметь некую теорию, авторскую трактовку исследуемой психики. По этой причине за одинаковыми терминами часто скрывается различное содержание. Так, одноименные типы темперамента И. П. Павлова и по Г. Ю. Айзенка сформированы по основаниям, которые невозможно сопоставить.

Поэтому при интерпретации результатов теста важно строгое соответствие авторской семантике без изменения заданной трактовки слов.

Особенно это актуально для проективных тестов, в которых свободные ответы испытуемых рассматриваются в качестве проекции особенностей его личности, объяснимых с позиций исходной теории.

Замечание 5

Тест рассматривается как предельно упрощенная модификация экспериментального метода. При условии грамотного использования он дает возможность получить большое количество эмпирических данных, позволяя проводить предварительную градацию испытуемых.

Часто в психологии используются и такие методы, как анкеты и опросники в виде всевозможных вариаций тестов. Их составление, использование и интерпретация всегда требуют должного профессионализма, поскольку важность представляет не сама формулировка вопроса, а очередность его предъявления.

Психология и социология, например, или педагогика должны использовать разные опросники и анкеты по причине различия в предмете исследования.

Особым по направленности видом вопросников являются социометрические методики, посредством которых происходит исследование межличностных отношений в группе, выявление отношений «лидер – ведомый».

Для метода беседы необходима специальная подготовка психолога, особые правила проведения и поведение исследователей. Здесь происходит индивидуальная психологическая работа.

Пример 1

Одно дело – знаменитая клиническая беседа школы Ж. Пиаже; совсем другим вариантом является психоаналитическая беседа по идеологии З. Фрейда; третьим – беседа при психологическом консультировании по определенной теоретической концепции и др.

Совет

Праксиметрические методы исследований были разработаны, главным образом, для психологии труда при исследовании разнообразных движений, операций, действий, профессионального поведения человека. Сюда можно включить методы хронометрии, циклографии, составления тщательных профессиограмм (затем – и психограмм).

Анализ продуктов деятельности используют многие разделы психологии, начиная от общей и заканчивая возрастной. Этот метод является комплексным изучением результатов труда в качестве материализации психической деятельности, что можно отнести как к детскому рисунку, так и к школьным сочинениям, произведениям писателей, ошибочным действиям оператора.

Для биографического метода характерен психологический анализ жизненного пути, фактов биографии личности, которая развивается и имеет свою историю, определенные психологические вехи, включая кризисы и подъемы.

Замечание 6

С. Л. Рубинштейн полагал, что человек, совершивший значительное, сам при этом в известном смысле меняется.

Биографический метод представляет собой психологическое изучение, анализ представлений человека о своем пути жизни, о прошлом и будущем. Он рассматривает психологию жизненных планов; психологические стратегии жизни и поведения человека.

В самых разных вариантах представлен и метод моделирования, который использует структурные, функциональные, физические, знаковые, логические, математические, информационные модели. Любая из них беднее оригинала, так как выделяет в нем определенный аспект, вынужденно абстрагируясь от прочих сторон изучаемого явления.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/vidy-metodov-psihologii/

Методы психологии, их классификация и основная характеристика

Поиск Лекций

Психология как наука. Специфика психологического знания. Отрасли психологии.

W Наука о самом сложном – о психике

W В психологии объект и субъект познания сливаются

W Уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология – наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека

1879г – немецкий ученый В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Психология возникла на пересечении естественных наук и философий.

Основные отрасли психологии:

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология.

Обратите внимание

Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания - профилактика, лечение, причины

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. В этих областях психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма высвечивает его структуру и организацию

Сравнительная характеристика научной и житейской психологии.

Житейские психологические знания

W Конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям и задачам. Но к задачам довольно прагматическим. То есть задачи, ситуации и лица, на которые распространяются эти знания ограничены.

W Носят интуитивный характер, что связано с особым методом их получения: путем практических проб и прилаживаний

W Возможность передачи этих знаний весьма ограничена из-за конкретности и интуитивности их характера

W Ограниченность методов: наблюдение и размышления

W Ограниченность доступного фактического материала

Научная психология

W Стремится к обобщениям. Для этого используются научные понятия. Отработка понятий – одна из важнейших функций науки. В понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения; они четко определяются, соотносятся друг с другом и связываются в законы.

W Знания рациональны и осознанны

Важно

W Знания аккумулируются и эффективно передаются во всем своем объеме. «Представители науки – пигмеи, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся ученых прошлого.

Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах».

Передача знаний возможна, так как они кристаллизируются в понятиях и законах; фиксируются в научной литературе, передаются с помощью вербальных средств (речи и языка).

W Кроме наблюдений и размышлений возможен эксперимент

W Обширный, разнообразный и часто уникальный фактический материал, не доступный в полном объеме ни одному носителю житейской психологии

Разработка специальных отраслей психологии – метод общей психологии. Житейская психология его лишена. Однако для того, чтобы быть хорошим психологом, нужно совмещать 2 типа психологических знаний.

Методы психологии, их классификация и основная характеристика

1. Метод интроспекции – главный (Д. Локк), т.к.

W Фундаментальное свойство процессов сознания открываться субъекту

W «закрытость» этих процессов для внешнего наблюдателя

Локк:

-существует возможность раздвоения, или «удвоения», психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях:

Процессы первого уровня* восприятия, мысли, желания

Процессы второго уровня*наблюдение, или созерцание, этих восприятий, мыслей, желаний

-деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно.

v Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что произойдет с другим, то должен поставить себя в такие же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о содержании сознания другого человека

v Поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо долго упражняться

Совет

Преимущества метода интроспекции: в сознании отражается причинная связь психических явлений, интроспекция поставляет психологические факты без искажений.

Описательные

Как показывает их название, описательные методы отводят исследователю роль наблюдателя. Он никогда не вмешивается в наблюдаемое явление, а ограничивается тем, что описывает его как можно более объективно.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s31859t3.html

Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки», — писал С.Л. Рубинштейн.

Во-первых, человек как объект исследования способен ставить перед собой новые цели, отличные от тех, которые предписываются ему экспериментальной процедурой, порождать «свое видение экспериментальной ситуации» и действовать адекватно ему, а не внешним требованиям.

Такие «неконтролируемые факторы» не позволяют унифицировать процедуру эксперимента, а их значимость возрастает при усложнении исследовательских задач.

Испытуемый может стараться понравиться экспериментатору или, наоборот, намеренно делать все наперекор ему; может ориентироваться в своем поведении на то, как, по его мнению, «правильно» вести себя во время психологического опыта (феномен «социальной желательности»), а может и вовсе начать со своей стороны изучать самого исследователя. В целом это обстоятельство можно определить как активность испытуемого в ходе исследования.

Во-вторых, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом самосозидания. В любой момент своей жизни человек способен измениться (т.е. изменить себя), стать другим.

Он может сам целенаправленно не только развивать свои познавательные и регулятивные психические функции (память, творческое мышление, управление течением эмоциональных состояний и т.п.

), но и со-вершенствоваться как личность (повысить уверенность в своих способностях, перестроить иерархию мотивов, выработать определенную черту характера. Отсюда следует парадоксальный вывод о том, что невозможно выносить суждения о свойствах и закономерностях человеческой психики «раз и навсегда».

В-третьих, важной особенностью является преимущественно реконструктивный характер психологических исследований. Психику нельзя наблюдать непосредственно. Отсюда, критическую значимость приобретает создание адекватных косвенных процедур исследования, (примером служит проективный вариант организации исследования).

Современная психология располагает широким арсеналом методов, которые продуктивно учитывают специфику психики как предмета исследования.

Обратите внимание

По критерию непосредственности — опосредствованности проникновения в психику субъекта методы можно разделить на прямой (интроспекция) и косвенный.

Интроспекция как особый способ познания человеком своего сознания через «непосредственное» восприятие психических явлений, в течение долгого периода являвшаяся господствующим методом в психологии, исчезла из ее оборота.

Действительно, если бы закономерности психического были прямо и непосредственно открыты сознанию исследователя, потерялся бы смысл психологии как таковой (зачем нужна наука, когда и так все ясно?!). Таким образом, в настоящее время все методы психологии имеют косвенный, реконструктивный характер.

Методы психологии различаются по аспекту динамики.

Все методы могут быть распределены по шкале, границами которой с одной стороны будут поперечно-срезовые» методы, а с другой — лонгитюдные методы.

В практике психологического исследования часто ряд «поперечных срезов» соотносится между собой так, чтобы в результате получился «продольный срез», отражающий динамику развития процесса.

По степени генерализации результатов исследования методы психологии можно разделить на методы широкой и узкой репрезентативности.

Крайней формой узко репрезентативного метода яв-ляется популярный в настоящее время метод casestudy (исследование одного случая), а в качестве примера широко репрезентативного метода можно привести анкетирование выборки испытуемых, представляющей структуру общества в целом.

Способ «презентированности»субъекта в процессе исследования позволяет выделить интерактивные методы, где осуществляется взаимодействие с испытуемым «здесь и сейчас» (например, клиническая беседа, психоаналитическая сессия, глубинное интервью и т.д.) и методы, где материалом анализа становятся артефакты психической жизни субъекта (метод анализа продуктов деятельности, биографический метод, метод исторической реконструкции, рисуночные тесты, метод моделирования).

По степени формализованности процедуры исследования и, следовательно, предсказуемости результатов можно говорить об алгоритмизованных формальных методах (например, метод тестов-опросников, метод сбережения Г.

Важно

Эббингауза) и неформальных методах, предполагающих вариативность взаимодействия испытуемого и исследователя.

В неформальных методах развитие экспериментальной процедуры зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого, варианты которых практически безграничны (психотехнические методы, метод включенного наблюдения).

По способу обработки полученных данных выделяют методы количественного анализа, включающие различные варианты статистической обработки массивов данных, и методы качественного анализа.

!Критерийинтервентности (от лат. interventio — вмешательство). По этому признаку методы психологии разделяют на наблюдение и эксперимент.

Наблюдение характеризуется как максимально неинтервентный метод психологического познания, в то время как в ходе эксперимента осуществляется активное вмешательство в течение психической жизни испытуемого.

Эксперимент всегда носит характер своеобразной провокации, так как ставит своей целью в контролируемых условиях вызвать определенную реакцию испытуемого.

Научное наблюдение — это целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений. Чрезвычайно важными для научного наблюдения являются требования объективности (возможность повторения и контроля) и однозначности кодов информации.

Иначе случается, что психоаналитик сообщает о том, что наблюдает «оральную фиксацию», индивидуальный психолог — «комплекс вины и самонаказание», социальный пси-холог — «скованность в общении», в то время как бесстрастная видеопленка фиксирует всего лишь тот факт, что человек выкуривает несколько сигарет подряд. Наблюдение подразделяют на открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают); включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное и лабораторное; периодическое и одиночное.

В литературе традиционно обсуждают метод самонаблюдения как особый тип наблюдения, отличный от интроспекции и заключающийся в своеобразной позиции исследователя: наблюдать за собой, как за другим.

Можно так же выделить еще один дополнительный тип наблюдения — метанаблюдение (наблюдение за наблюдением). В этом случае объектом наблюдения становится сама деятельность наблюдателя. Метанаблюдение имеет долгую историю: в конце XVIII в.

Совет

было установлено, что существуют индивидуальные различия в астрономических наблюдениях. В частности, разные астрономы по-разному фиксировали время прохождения звезды через меридиан. Это явление получило название «личного уравнения», т.е.

признания факта влияния на результат наблюдения того, с какими научными ожиданиями и в каком физиологическом состоянии исследователь ведет наблюдение.

Эксперимент — научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую.

Эксперимент может быть естественным, полевым или лабораторным; констатирующим (выявляющим уже сложившиеся структуры) или формирующим (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств).

Частным случаем эксперимента является тест — стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или особенности личности. Существенной характеристикой метода тестов является наличие «норм», с которыми производится сличение полученных показателей.

Например, в зна-менитом тесте IQ (коэффициент интеллектуальности) оценка в 100 баллов соответствует средним интеллектуальным способностям, а значительное превышение или снижение тестовых результатов свидетельствует, соответственно, об одаренности или дефекте умственного развития. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми; вербальными и действенными.

Выделяется особый тип проективных тестов (например, Тематический апперцептивный тест). В проективных тестах испытуемым предъявляется неопределенный стимульный материал и по тому, каким образом испытуемые структурируют его («На что похоже это пятно?»), делается вывод о неосознаваемых психологических факторах.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/34347.html

Методы психологии: краткая характеристика :

Методы психологии – это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Читайте также:  Амбиверт - кто это такой: характеристика, признаки

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию – пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии.

Обратите внимание

Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него.

Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент.

Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной – для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его.

Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека.

Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид – формирующий – специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп.

Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить.

Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

Источник: https://www.syl.ru/article/170148/new_metodyi-psihologii-kratkaya-harakteristika

Особенности и классификация методов психологического исследования

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности — научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования, ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Различают эмпирическое и теоретическое исследования, хотя разграничение это условно (рисунок 1).

Охарактеризуем эти формы исследования. • Под обзорно-аналитическим исследованием подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом, обзор имеющегося по проблеме материала с целью показать объем работ в данной области.

• Обзорно-критические исследования проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний.

• Эмпирическое описательное исследование только описывает совокупность полученных результатов в пределах соответствующих условий. • Цель эмпирического объяснительного исследования не только описать результаты, но и объяснить, почему они именно такие, а не иные.

• Методическое исследование проводится с целью разработки нового подхода, методики, технологии и пр.

Существует и другая классификация видов научного исследования (рисунок 2).

Важно

Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае — психологии). Как и междисциплинарные, монодисциплинарные исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин.

Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности. Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

В своих общих чертах психологическое исследование ничем не отличается от научного и соответствует всем его основным признакам. Однако у него есть и своя специфика.

Существуют определенные требования к психологическому исследованию:
1 Инвариантность получаемого знания (получаемый исследователем научный результат в идеале не должен зависеть от времени, т.е. явление, закономерность, закон инвариантны относительно времени).

2 Объективность (научный результат не должен зависеть от личности исследователя, его мотивов, намерений, интуиции и т.д. Научное знание необъективно в том смысле, что не может существовать без его носителей, без людей, обладающих квалификацией и способностями понимать и добывать это знание, но оно имеет объективный источник — внешний по отношению к субъекту познания мир).

Подобные требования предполагают непредвзятость и объективность исследователя, его точное следование этическим и профессиональным стандартам.

Любое исследование включает в себя ряд необходимых этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Выделяют следующие этапы: – первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования; – теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки; – организация опытно-экспериментального исследования;

– оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Исследование начинается с постановки задачи: что неизвестно?

Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют подобные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этих или аналогичных задач.

Совет

Выбор темы работы помимо научного любопытства самого исследователя во многом определяется запросами и потребностями общества. От степени общественной значимости зависит финансирование разработки научной проблемы и оценка результата деятельности ученых.

Необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. По данному направлению необходимо прочитать около десятка монографий и 30-40 научных статей.

Прочитанное необходимо обдумать, сопоставить с имеющимися жизненными впечатлениями, наметить возможные варианты собственного исследования, изложить весь собранный материал.

Следующим очень важным этапом является формулировка предположений-гипотез. Для их проверки строится план научного исследования.

Он включает в себя выбор объекта — группы людей, на которых будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований — часть реальности, которая будет изучаться.

Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

Любое научное исследование начинается с изучения истории проблемы и ее современного состояния.

При этом необходимо определить, какие существуют подходы к её рассмотрению, в чём заключается сущность каждого из них, какие у них достоинства и недостатки, какие учёные придерживаются той или иной точки зрения.

Обратите внимание

Подобный анализ даст богатую пищу для размышления, что в дальнейшем подлежит проверке в ходе организации опытно-экспериментальной работы.

В конце концов наступает такое время, когда исследователь начинает видеть, что в философской, психолого-педагогической литературе, а также в других смежных науках он не находит никакой новой информации.

Каждая новая прочитанная работа лишь повторяет известные сведения. К этому периоду уже бывает накоплено достаточное количество конспектов первоисточников, в которых отражены самые противоречивые мнения.

Проведение исследований по намеченному плану — следующий этап. В процессе опытно-экспериментального исследования проверке подлежат рассмотренные теоретические положения.

Здесь может быть подтверждено то, что было выдвинуто предшественниками, какие-то данные могут быть уточнены и проработаны более подробно.

Экспериментально может быть опровергнуто какое-либо утверждение или подтверждена новая оригинальная точка зрения.

Основной трудностью является обоснование методики опытно-экспериментальной работы, т.к. доказать можно всё, что угодно, если не продумана методика эксперимента.

После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы.

Читайте также:  Целомудрие - значение слова, пояс и обет целомудрия

Классификация методов психологического исследования С.Л.

Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1946) в качестве главных психологических методов выделил: • наблюдение — «внешнее» и «внутреннее», • эксперимент — лабораторный, естественный, психолого-педагогический и физиологический (в его основной модификации — метод условных рефлексов), • изучение продуктов деятельности, • беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже),

• анкету.

Важно

Вторая развернутая классификация методов психологического исследования получила распространение в отечественной психологии благодаря Б.Г. Ананьеву.

Все методы он разделил на: 1) организационные — сравнительный, лонгитюдный и комплексный; 2) эмпирические — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.

), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод; 3) способы обработки данных — методы математико-статистического анализа данных и качественного описания;

4) интерпретационные — генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Удобно располагать все психологические эмпирические методы в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Первый — наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия.

Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый — одно лицо). Второй — объективированность и субъективи-рованность процедуры.

Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий.

Источник: https://psyera.ru/osobennosti-i-klassifikaciya-metodov-psihologicheskogo-issledovaniya_8111.htm

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика

Метод это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн).

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

Все сказанное относится и к психологии.

Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для исследования, что на протяжении всей истории этой науки её успехи непосредственно зависели от безупречности применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук˸ философии и социологии, физиологии и медицины, биологии и истории и др.

Метод психологии – это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования состоит в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Сегодня в ходе психологического исследования применяют такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных ᴇᴦο формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы.

Совет

Как правило, в конкретных исследованиях используется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки.

Любой метод исследования несет на себе печать какой-либо теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов – методика исследования тех или иных сторон развития психики человека. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от ᴇᴦο умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов.

Организационные методы включают˸

– сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.);

– лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

– комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют˸

– обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

– различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/46285_ponyatie_metoda_v_psihologii_klassifikaciya_metodov_psihologii_i_ih_harakteristika

Классификация методов психологии

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 15Следующая ⇒

Как и у всякой науки, у психологии есть свои методы исследования.

Методы – это способы, посредством которых познается предмет науки.

Метод исследования всегда отражает ту или иную методологию.

В отечественной психологии выделяются следующие 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и коррекционные методы.

Организационные методы: сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный.

Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью найти сходство и различия между ними.

Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод предполагает реализацию исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук, такого рода исследования позволяют установить связи и зависимости между явлениями разного рода (физическими, физиологическими, психическими, социальными и т. п.).

Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрический метод, интервью и беседа); анализ процесса и продуктов деятельности; биографические методы.

*Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения: – составление плана наблюдения; – фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);

– формулировка выводов.

Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.

Недостатки метода наблюдения определяются пассивной ролью исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.

*Метод самонаблюдения (интроспекция). Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования.

Обратите внимание

Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование.

Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.

Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание типичных случаев, описание исключений и т. п.).

Интерпретационные методы: генетический и структурный.

Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий, критических моментов становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании.

Обработка полученных данных – на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности.

Обработка материала включает следующие стадии:
первичный анализ – анализ каждого отдельно зафиксированного факта;
первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой;
сравнительный (вторичный) анализ – выделение фактов, которые устойчиво повторяются;
вторичный синтез – объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей.

Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

Методы коррекции

1.Аутотренинг.

Важно

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связывают с именем немецкого психотерапевта И.Г.Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое распространение как метод лечения и профилактики различного рода неврозов и функциональных нарушений в организме.

В дальнейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка – действенное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управления состоянием человека в экстремальных условиях деятельности.

Области применения: в системе подготовки спортсменов, в производственных коллективах в виде психогигиенических эмоционально- разгрузочных процедур.

2.Групповой тренинг.

Представляет своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Круг задач, решаемых средствами группового тренинга, широк и разнообразен и, соответственно, разнообразны формы тренинга.

Виды группового тренинга:

– ориентированные на развитие социальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);

– нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения – повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент.Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

оперативность:исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;

повторяемость:высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;

однотипность данныхи, как следствие, более простой анализ.

Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.

Естественный эксперимент.С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент.

По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя.

Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества.

Разновидность естественного эксперимента – психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x359e.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector