Негативизм – это что такое, причины и признаки негативизма

Негативизм, как симптом возрастного кризиса и как психиатрический диагноз

В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.

В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.

В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).

Активная и пассивная форма сопротивления

Принято выделять две основные формы негативизма: активную и пассивную. Пассивный негативизм выражается в абсолютном игнорировании требований и просьб.

При активной форме человек проявляет агрессию и резко сопротивляется любым попыткам воздействия на него. Как один из подвидов активного негативизма можно выделить парадоксальный, когда человек делает все намеренно наоборот, даже если это расходится с его реальными желаниями.

Отдельно стоят чисто физиологические проявления этого состояния, когда человек отказывается от еды, практически не двигается, не говорит.

Сродные понятия

Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.

Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.

Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.

Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.

Комплекс причин и факторов

Как психиатрический диагноз негативизм чаще всего наблюдается при развитии кататонического синдрома (шизофрении, возбуждения и ступора), аутизма, деменции (в том числе старческой) и некоторых видах депрессии.

Когда негативизм подразумевается в более широком контексте, то среди причин его возникновения принято в первую очередь называтьфрустрацию, вызванную длительной и очень сильной неудовлетворенностью жизненными обстоятельствами и окружающей человека обстановкой. В свою очередь, эта фрустрация создает сильный психологический дискомфорт, для компенсации которого человек прибегает к негативистскому поведению.

Обратите внимание

Еще одной возможной причиной возникновения сопротивления могут являться сложности с общением у человека. В таком случае подобное состояние возникает как гиперкомпенсаторная реакция на собственные коммуникативные проблемы.

В форме яростного упрямства негативизм возникает как ответ на попытки внешнего воздействия, которые расходятся с личными нуждами и желаниями человека. Такая реакция обусловлена потребностью человека в собственном мнении, самовыражении, контроле над своей собственной жизнью.

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.

Взгляд со стороны

Если говорить о психиатрическом термине, то в этом случае негативизм сам выступает симптомом к определенному числу заболеваний. При этом в зависимости от формы (активной или пассивной) он может проявляться как в демонстративном неподчинении, так и в пассивном сопротивлении любым просьбам врача, что и является в данном случае его важнейшим признаком.

Что касается негативизма с педагогической или общепсихологической точки зрения, то основными внешними проявлениями в данном случае будут речевые и поведенческие признаки:

  • трудности с общением, взаимодействием с другими, даже самыми близкими, людьми;
  • конфликтность;
  • отказ идти на компромиссы;
  • скептицизм и недоверие, граничащее с паранойей.

В случае со взрослыми людьми не стоит путать негативизм и нигилизм. Нигилизм – это мировоззренческая позиция, и, несмотря на то, что ее внешние проявления сходны с проявлениями негативизма, она является сознательным выбором человека, в то время как люди с патологическим упрямством ведут себя подобным образом неосознанно.

Ощущения самого человека достаточно сложно поддаются описанию, в первую очередь потому, что такие люди редко осознают свое состояниекак ненормальное.

Внутреннее состояние будет характеризоваться крайней степенью запутанности в собственных желаниях и нуждах, конфликтах с самим собой, иногда аутоагрессией.

Пассивная форма в таком случае может ощущаться как заторможенность сознания, крайняя степень равнодушия по отношению ко всем окружающим вещам и людям.

Что делать, если это коснулось ваших родных?

Если вам кажется, что у кого-то из ваших близких есть признаки негативизма в поведении, то, в первую очередь, стоит обратиться к психологу или психотерапевту для разрешения внутренних проблем, которые вызвали такое состояние, так как само по себе такое патологическое упрямство лишь следствие, поэтому для того, чтоб его преодолеть, необходимо работать с первопричиной.

Среди методов психотерапии дошкольникам и младшим школьникам больше всего подходит игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия и т. д.

Для подростков-негативистов и взрослых лучше всего себя зарекомендовала когнитивно-поведенческая терапия. Также важно не забывать о собственном отношении к вашим близким. Психотерапия будет максимально успешной только в том случае, если вы будете работать над этой проблемой в команде.

Важно

Для того чтобы скорректировать негативистское поведение и по возможности избежать каких-либо конфликтов, необходимо проявить изобретательность. Особенно это касается детей.

Нужно исключить любое психологическое давление на ребенка, ни в коем случае не должно быть угроз или физических наказаний – это только усугубит ситуацию. Вам придется применять так называемую «мягкую силу» — договариваться, подстраиваться, идти на компромиссы.

Желательно вообще избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт.

Ваша главная задача заключается в том, чтобы ребенок начал следовать позитивным моделям общения и взаимодействия с окружающими. Не забывайте хвалить его каждый раз, когда он делает что-то хорошее, идет на уступки, помогает вам, спокойно общается с другими людьми. В преодолении негативизма механизм положительного подкрепления играет важнейшую роль.

Не допустить — лучший, но порой сложный выход

Для того чтобы не допустить развития подобного состояния у детей и пожилых людей в первую очередь необходимо окружить их заботой и вниманием.

Важно следить за тем, чтобы социализация и интеграция детей в общество проходила как можно более успешно и безпроблемно, а у пожилых не утрачивались коммуникационные навыки.

Нельзя давить на людей (любого возраста) и навязывать им свою точку зрения на что-либо, заставлять выполнять то, чего они не желают.

Необходимо следить за тем, чтобы не возникало чувство фрустрации, особенно внимательно надо наблюдать за собственным состоянием. Фрустрация – первый шаг к негативизму.

Самое важное, что необходимо запомнить обо всем вышесказанном: негативизм не причина, а следствие. Избавиться от него можно только избавившись от проблемы, которая его вызвала.

Так же важно помнить и не путать термин, которым в психологии и педагогике обозначается нерациональное сопротивление любому воздействию с простым упрямством и свойственным всем детям непослушанием.

Поведение человека с негативизмом успешно поддается коррекции. При этом желательно обратиться к врачу-профессионалу.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/negativizm.html

Понятие негативизма: симптомы, способы преодоления

Негативизм является достаточно частым состоянием каждого человека. В данном случае больной отторгает, не принимает мир, постоянно имеет негативный        настрой жизни. Негативизм может быть чертой характера или ситуативной реакцией.

Психиатры часто связывают негативизм с кататонией, шизофренией. Некоторые считают, что человек меняет свое отношение к жизни, когда переживает возрастной кризис. Он может наблюдаться в подростковом возрасте, а также у деток 3 лет.

Как портит жизнь негативизм? Чем он вызван? Насколько опасно такое состояние?

Описание

Зигмунд Фрейд считал, что негативизм – это своеобразная психологическая защита.

Некоторые связывают понятие негативизма и нонконформизма, когда человек полностью противостоит миру, не принимает его таким, каким он есть, отказывается признать установленные порядки, традиции, ценности, законы. Противоположным и не очень приятным состоянием является конформизм, когда человек подстраивается под всех остальных.

Психологи два типа поведения связывают с детским возрастом. А вот зрелый человек уже становится независимым. Взрослым считается человек тогда, когда начинает использовать свою свободу в весьма полезных целях – любит и заботиться о ком-то, совершает достойные поступки.

Негативизм – это своеобразное восприятие жизни, она кажется серой, страшной, все события трагические, мрачные. С этим состоянием нужно своевременно бороться, иначе оно негативно отразиться на образе жизни.

Причины негативизма

У каждого человека эта черта характера формируется из-за разных внешних и внутренних факторов. Чаще всего – это сбои в гормональном фоне, наследственность. Также могут повлиять такие моменты:

  • Физическая беспомощность.
  • Нет умений, сил, чтобы преодолеть трудности.
  • Самоутверждение.
  • Синдром дефицита внимания.
  • Месть и неприязнь.

Симптомы

Узнать о тяжелом состоянии человека не сложно, его сразу же видно:

  • Появление мыслей о том, что мир несовершенен.
  • Склонен к постоянным переживаниям.
  • Не любит людей с позитивным мышлением.
  • Вместо того, чтобы решить проблему, больной проживает ее.
  • Только негативная информация мотивирует больного.
  • Человек делает акцент только на негативе.

Психологам удалось установить факторы, из-за которых появилось негативное мышление:

  • Появление чувства вины.
  • Страх неудачи, неприятностей.
  • Страх потерять все, что есть.
  • Нет личной жизни.

Когда общаешься с человеком, имеющим негативное мышление, нужно быть предельно осторожным, ни в коем случае не говорить прямо о его патологии. Все может закончиться непредсказуемой реакцией. Каждый человек должен сам понять, в каком он состоянии.

Виды негативного восприятия

Активная форма

Люди специально делают все назло. Больше всего негативизм беспокоит деток 3 лет. Чаще всего наблюдается речевой негативизм. Малыши отказываются выполнять любую просьбу. У взрослого патология возникает во время шизофрении. Когда больного просят повернуться, он специально отворачивается в другую сторону. Здесь важно отличить негативное отношение к жизни от упрямства.

Пассивная форма

Больной полностью игнорирует просьбы и требования. Эта форма сопровождает кататоническую шизофрению. В данном случае, когда человек хочет повернуться, у него возникает сопротивление, повышается мышечный тонус.

Дополнительно выделяют глубинный, коммуникативный, поведенческий негативизм. В случае поведенческого негативизма человек делает все наперекор.

Совет

Поверхностный, коммуникативный выражается в виде непринятия окружающего мира, а также конкретного дела.

При глубинном негативизме человек внешне позитивен, улыбается, радуется жизни, а внутри у него «буря негативных эмоций», которые рано или поздно могут вырваться наружу.

Особенности детского негативизма

Впервые ребенок сталкивается с негативным мышлением в 3 года. В этот период он осознает, что независимым от мамы – все может сам. Именно в этом возрасте дети сильно капризничают, не принимают родительскую помощь. Если своевременно не принять меры, негативизм будет наблюдаться и у дошкольников.

У некоторых школьников негативизм сопровождается мутизмом, при котором дети отказываются общаться. Что делать? Обращать внимание, как развивается ребенок, исключить серьезные проблемы с соматическим, психическим развитием. В трехлетний кризис речевой негативизм – это частое проявление. Иногда такое состояние характерно и для деток 7 лет.

Читайте также:  Старческая деменция - лечение, симптомы, причины, прогноз

Внимание! Детское негативное мышление может быть первым признаком психической патологии, личностной травмы. Если негативизм затягивается в дошкольном возрасте, необходимо срочно обращаться к специалисту. Именно в этом время могут возникать разные конфликтные ситуации дома, в школе.

Подростковый вид негативизма протекает более ярко в 16 лет. Когда ребенок взрослеет, симптоматика исчезает. Если подросток сильно взбунтовался, нужно проконсультироваться с психологом.

Современные психотерапевты говорят о смещении возраста у подростков. Встречаются случаи, когда молодые люди в возрасте 22 года начинают пессимистично относиться к жизни. Иногда негативизм дает впервые о себе знать в пожилом возрасте или в случае постоянных неудач. Некоторые обретают негативное мышление при параличе, деменции.

Как избавиться от проблемы?

Чтобы научиться позитивно мыслить нужно устранить причину того, что мучает изнутри. Если не получается самостоятельно, необходимо проконсультироваться с психотерапевтом. Он проведет чистку ваших мыслей, поможет научиться воспринимать ситуацию вовсе по-другому.

Запомните, негатив портит жизнь, он уничтожает все хорошее в человеке. Не стоит себя загонять в угол, решите свою проблему. Не можете справиться самостоятельно? Не стесняйтесь обратиться за помощью. Превратитесь в оптимиста, вот тогда жизнь наладиться, вам станет намного легче. Наконец-то вы начнете замечать яркие краски, а не серые будни. Научитесь быть счастливым!

Источник: https://medportal.su/ponyatie-negativizma-simptomy-sposoby-preodoleniya/

Сущность и виды негативизма

является проявлением негативной установки, отношением к человеку, к жизни или миру с негативным предубеждением. Негативизм — типичный признак наличия деструктивной позиции (деструктивность являет собой отрицательное отношение и поведение человека, направленное на внешние объекты или на самого себя). Противоположностью негативизма является понимание, поддержка и сотрудничество.

Уровни негативизма

Как-то Вуди Аллен написал о том, что две пожилые дамы отдыхали на курорте в Кэтскил, и одна заявила: «До чего же здесь невкусная еда». А вторая добавила: «И не говорите! Еще и порции маленькие».

Аллен же написал, что примерно то же самое он  ощущает в отношении жизни.

Негативизм в качестве проявления негативной установки,  проявляется как тотально, так и избирательно – на разных уровнях – коммуникативном, поведенческом или глубинном (без внешних проявлений).

Обратите внимание

Негативизм коммуникативный (поверхностный): на уровне слов люди ругаются, возражают и обвиняют. При этом, что касается отношений и дел, это может быть и «негативный» человек, и позитивный, и любящий, и конструктивный.

Негативизм поведенческий: человек отказывает или делает всё наоборот, наперекор  требованиям и просьбам.

Пассивный негативизм: человек игнорирует просьбы и требования.

Активный негативизм (протестный) – человек выполняет всё с точностью наоборот, о чём бы его ни просили.

Негативизм может проявляться также в отношении к обществу или к группе: человеку кажется, что эти люди подавляют его индивидуальность, и он пытается всё сделать «не так, как другие».

Схожесть понятий

С понятием негативизма схоже понятие нонконформизм (несогласие), что означает активное неприятие установленного порядка, общепринятых норм, ценностей, законов или традиций. Противоположным понятием является конформизм – когда человек получает установку «быть, как все».

Как правило, нонконформисты подвергаются давлению и агрессивному поведению со стороны конформистов, представляющих собой «молчаливое большинство». И конформизм, и нонконформизм — элементы незрелого, детского поведения. Зрелое, более взрослое поведение является независимым поведением.

А ещё более взрослые проявления поведения  – любовь и забота, когда люди свою свободу расценивают как не то, что можно не делать чего-то, а можно делать то, что достойно, что для него имеет ценность.

Негативизм также проявляется в восприятии жизни: человек имеет установку видеть в жизни сплошной негатив: вместо удач он видит ошибки, вместо возможностей – проблемы, а вместо достоинств — недостатки.

Важно

Это так называемое негативное мировосприятие – когда человек воспринимает мир преимущественно через негативную установку, в темных и мрачных тонах, он привык во всем замечать только плохое.

Негативное мировосприятие зачастую становится негативизмом в будущем — отношением к человеку или группе людей с негативным предубеждением.

Существует также понятие глубинного негативизма: независимо от того, как человек будет общаться внешне, внутри он относится к другим с негативным предубеждением, он не доверяет людям, видит только умысел и вредительство, он обвиняет и подозревает людей, провоцирует негативизм у окружающих.

Негативизм и возраст

У малышей негативизм часто проявляется как возражение: «Погуляй, что-то ты засиделся дома!» – «Не хочу, я рисую!». «Ты должен сегодня почитать — займись!» – «Не хочу, ухожу на улицу!» – вот так желания ребенка при этом прямо противоположные требованиям, просьбам или предложениям.

Что касается возрастных периодов, негативизм — более характерная черта для детей в период возрастного кризиса. А также он типичен для подростков – это так называемый подростковый негативизм. Когда его проявлением является склонность к  возражению.

К примеру, девочка-подросток учится ходить на туфлях с  высоким каблуком. «Ты, наверное, еле ходишь на такой высокой шпильке?» – Но она, конечно, возражает: «Нет, нормально!». Так она сама себе дает правильное оперативное внушение.

Кроме того, негативизм встречается и у пожилых людей, но, как бы то ни было, он всегда обостряется в период личных неудач.

Причины и симптомы негативизма: как избежать его развития у себя

Причины весьма разнообразны, невозможно отрицать и генетический фактор, и несомненное  влияние измененного гормонального фона.

Совет

Относительно психологических причин, то,  прежде всего, речь идет о беспомощности, недостатке умений и знания, как преодолеть  проблему, борьбы за власть и самоутверждение, недостатка внимания, выражения неприязни и мести. Иногда это – проявление болезненного варианта негативного мировосприятия.

Если будете знать симптомы негативизма, то, возможно, не допустите того, чтобы он развился и у вас.

Итак, к симптомам негативизма относятся:

— на страхе напороться на неприятности или утратить имеющееся;

— на чувстве вины;

— на недовольстве своими результатами;

— на отсутствии личной жизни;

— на желании доказать что-то окружающим, «сделать» их.

Стоит отметить, что указывать на симптомы негативизма у иных людей – очень опасно, ведь люди с развивающимся негативизмом будут реагировать на это защитой, и все больше укрепляться в своем негативизме. Если же вы начнете следить за собой или попросите близких подсказывать вам, когда вы «сваливаетесь в негативизм», успех становится вполне реальным.

Источник: https://www.psyportal.net/4357/sushhnost-i-vidyi-negativizma/

Причины и лечение негативизма

Часто мы встречаем людей, которые на разумный совет поступают противоположным образом, на замечание – встают в «боевую позицию».  В каждом из нас есть эти черты, но не всякий способен их разглядеть и признать. Тем временем учёные дали такому поведению конкретное название: «негативизм».

Негативизм в психологии это поведение, не имеющее обоснования, противоположное тому, о котором просит или требует другой человек/сообщество; сопротивление нормам и правилам, советам других и, даже, здравому смыслу.

Каким бывает негативизм?

  1. Активный. Он представляет собой открытое сопротивление требованиям и просьбам другого индивида, противоположное действие.
  2. Пассивный. Человек просто игнорирует то, что ему говорят, советую, просят, приказывают.
  3. Физиологический негативизм. Отвержение пищи; запоры; задержка речи; блокировка движений.

Тотальная эпидемия!

Самая распространённая форма негативизма, которую практически невозможно диагностировать – направленная внутрь себя. Порой человек не в состоянии заметить того, как желает одного, а делает совершенно противоположное. Те или иные черты негативизма присущи каждому.

Ярче всего негативизм выражен у детей и подростков. Маленькие дети отказываются слушаться своих родителей, принимать пищу, собирать игрушки, ложиться спать.

В подростковом периоде обострение повторяется: молодёжь отвергает предыдущие поколение, «мы пойдём своим путём!», желание всё делать по-своему.

Причины в обоих случаях одни: защита собственного «Я», проявление индивидуальности и желание доказать свою самостоятельность и независимость.

Причины и последствия негативизма

Причины отклонения кроются в основах психики, закладываются в самом детстве. Неуверенность в себе, комплекс неполноценности и несамостоятельности. Если родители постоянно заставляли малыша делать что-либо, не согласовывая это с ним, то в зрелом возрасте человек любой совет будет воспринимать как нападение на его самобытность и самостоятельность.

Проявления негативизма:

  1. Проблемы во взаимодействии с окружающими. Негативисты очень тяжелы в общении, с ними трудно договориться, они чересчур упрямы.
  2. Отрицая всё и вся, негативист вступает в конфликт с самим собой. И уже не может понять, что действительно ему нужно, полезно, хочется.
  3. Скептицизм, недоверие, излишняя критика.

Как решить проблему?

Устранить проявления негативизма можно докопавшись до корней. Для этого необходимо провести общую санацию психики. В этом поможет хороший психотерапевт. На то, чтобы разобраться в себе, необходимы годы. Для эффективности можно использовать систему Турбо-Суслик.

Она ориентирована на самостоятельное практическое применение. Её преимущество состоит в том, что она не только устраняет внешние проявления проблемы, но и работает с её основами. Турбо-Суслик проводит тотальную чистку, индивидуально. Серьёзные результаты видны уже через несколько месяцев.

Источник: https://turbo-suslik.org/negativizm-prichiny-simptomy-lechenie/

Что такое негативизм определение

Негативизм – активное или пассивное поведение, которое проявляется в действиях, специально противоположных тем, что требуются или ожидаются.

Оглавление:

Ранее такое понятие как негативизм употреблялось исключительно для характеристики патологических форм поведения, которые возникали при некоторых психиатрических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. (Не исключено развитие такого поведения и в случаях появлений новообразований.

) И здесь негативизм может проявляться не только как сопротивление воздействию других людей, но и в форме подавления внутренних желаний, стремлений. Люди могут переставать вставать с постели, двигаться, разговаривать.

Иногда негативизм проявляется даже в удержании физиологических потребностей: пациент отказывается есть, пить, справлять естественные нужды.

Как следствие, оставленный без внимания, такой человек реально угрожает своей жизни. Поэтому, если кто-то из ваших близких или знакомых проявляет признаки именно такой формы поведения, немедленно обращайтесь за помощью к специалисту.

Обратите внимание

Пассивный негативизм более связан с упрямством. Он характеризуется именно «бездействием», отсутствием реакции на требования и просьбы. Например, вы можете триста раз заставлять делать ребёнка уроки. Он даже будет сидеть пять часов за столом.

И при этом ничего не выполнять, играть из-под полы в телефоне, медленно выводить слова… Хотя суть этого поведения в том же: протест против принуждения. Однако, не стремясь пока «полностью сместить» авторитет взрослых. Эта форма характерна для более младших детей.

Получается такая «молчаливая» форма неделания.

Одним словом, попросив убрать разбросанные вещи, в первом случае мы можем получить пререкания и демонстративное разбрасывание остальных предметов в комнате, а во втором, скорее, простое валяние на кровати и ситуацию «как о стену горохом».

Патологическое сопротивление у детей

Если же рассмотреть поведение совсем маленьких деток, то такой протест чаще всего проявляется в форме речевого негативизма. И проявляется это как раз на этапе формирования упомянутой речи.

Многие родители, глядя на соседских детей, требуют и от своих, чтобы они «рано заговорили» или «говорили правильно». Но, все детки разные: кто-то раньше начинает ходить, кто-то говорить, а кто-то уже во взрослой жизни первый зарабатывает миллион.

Так что важнее в этой жизни? Но, задумывается ли об этом мама, папа и все бабушки — дедушки вместе взятые, если рядом Маша так бойко уже рассказывает про мячик? Они начинают приставать к ребёнку: «Скажи мячик!», «Скажи машинка», «Скажи…».

А если малыш молчит, его начинают ругать или вовсе наказывают: «Нет, не дам еду, пока не скажешь каша!» Что происходит при этом с крохой?

Естественно, он пугается. И ситуация только усугубляется. Ребёнок начинает «упорно молчать» в противовес требованиям. Часто такое поведение развивается при очень требовательных родителях или в случае речевых дефектов: заикании, например, или при плохой дикции. И возникает вместе со страхом перед речевыми запинками или неправильным произношением.

Стоит вспомнить в качестве примера случай, когда семья искренне хвасталась смешными словечками, которые придумывал их малыш, к ужасу соседки. Она никогда не позволяла своей дочери называть вещи неправильно, и водила её на занятия к логопеду.

В итоге к пяти годам в садике первый ребёнок чётко, внятно и под такое же всеобщее умиление семьи рассказывал массу стихов на всех утренниках. А вторая девочка проявляла все признаки речевого негативизма, в протест на повышенный контроль правильности речи.

Важно

Хотя, безусловно, этот пример не направлен на полное игнорирование логопедических проблем ребёнка, в случае если они действительно присутствуют.

Читайте также:  Как понять, что парень разлюбил - признаки

Стоит также отметить, что не всегда речевой негативизм проявляется в такой наглядной форме. Часто ребенок просто пытается лишний раз промолчать, сделав что-то сам: достав игрушку, выпив водички.

Это чаще встречается у деток с заиканием. Тогда такое поведение, наоборот, вызывает у родителей гордость: какой самостоятельный ребёнок.

Но, к сожалению, это проявление несформированности навыков речевой коммуникации и речевого негативизма.

Что же стоит делать в этом случае? Прежде всего – мотивировать ребёнка к речи. Именно мотивировать, а не заставлять. И для совета лучше обратиться к специалистам. Психологи, специализирующиеся на подобных поведенческих нюансах, помогут подобрать план действий именно для вашего конкретного случая.

Если же задать вопрос о возрасте, в котором можно наиболее активно столкнуться с подобным поведением и явлением негативизма, то это, конечно, период подростничества и со второго полугодия 3-го до первого полугодия 4-го годов жизни ребёнка. В этом случае упомянутый негативизм будет выступать как симптом кризиса трёх лет и входить в семь основных симптомов упомянутого кризиса.

Стоит отметить, что этот ранний негативизм имеет некоторую особенность. Здесь ребёнок протестует не против притеснения своего мнения вообще, как это часто бывает у более старших деток. Он «бойкотирует» определённых людей: непонравившуюся воспитательницу, слишком жёсткого отца.

А с другими же он вполне дружелюбен, послушен и общителен. Главный мотив – сделать как раз наоборот сказанному.

Совет

Зачастую это провоцирует конфликты и непонимание между взрослыми: дома, при родителях, ребёнок послушен, а в садике на него жалуются, как на маленького чертёнка, который всё разбрасывает, балуется и всех обижает.

Причина появления негативизма кроется в осознании маленьким человечком своего Я. И проявление подобной формы поведения будет появляться там, где проявляется большее ограничение самостоятельности, личной инициативы; где сильны непонятные запреты и применяется неадекватное наказание.

Итак, что же можно сказать в заключении? Негативизм – это всегда протест. Однако, истинные мотивы порой скрыты. В принципе, ребёнок протестует против того, что с его мнением не считаются. Однако, это может быть связано с чем угодно и совсем не относится к малышу в нашем понимании.

Например, ребёнок «бастует», что не учли его мнение при: разводе родителей, рождении второго ребёнка, выборе воспитателя в садике, вынужденном переезде, присутствии больных или пожилых родственников, статусе семьи вообще, равно как и понятии «красивая» поделка или картинка, хорошо-плохо… Звучит смешно? Но, это факт.

Ребёнок хочет ощущать себя целостным, значимым, отдельным субъектом.

Коррекция состояния

Чем же можно помочь, если вы столкнулись с подобной ситуацией, то есть явлением негативизма? Не забывайте, что правила касаются не только детей, но и вас. Лучший пример – ваш пример. Почему, скажем, ребёнок не должен курить, если вы сами подвержены этой привычке зная, что она вам вредит.

Поэтому не забывайте вырабатывать общие и понятные правила. Например, обязательно сообщаем во сколько возвращаемся домой, потому что мы все о друг друге переживаем. Не забывайте, что у ребёнка должны быть не только обязанности, но и права.

У ребёнка должно быть право выбора. Пусть оно будет минимальным: скушать суп или щи, скупаться в душе или принять ванную. Но, оно должно быть, как таковое. Сюда же стоит отнести момент выбора хобби и различных кружков. Помните, что перед вами отдельная личность, которая не обязательно жаждет воплотить в жизнь ваши неудавшиеся мечты.

Однако, не всегда ситуации настолько прозрачны и решаемы. Ведь не всегда легко можно изменить реальную действительность. И тогда лучше всего обратиться за советом к специалисту.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Словарь

НЕГАТИВИЗМ (от лат. отрицание) — необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой. Близкое к понятию негатевизма упрямство.

Упрямый человек стоит на своем только потому, что он так считает, даже понимая свою неправоту, продолжает отстаивать свою точку зрения, не учитывая мнений окружающих. Негативизм как ситуативная реакция или как личностная черта обусловлена потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего *Я*.

Психологической основой негативизм является установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения и т. д.

Обратите внимание

Существует две формы негатевизма: пассивный, который выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при котором производятся действия, противоположные требованиям. Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.

Список случайных тегов:

Формирование профессиональной речи студентов — ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ — процесс, в ходе которого происходит овладение функциями и видами речи применительно к специальности. Формирование профессиональной речи студентов обеспечивается реализацией ряда условий.

Студентам следует подражать преподавателям, тренироваться в правильном произношении слов и их сочетаний в соответствии с нормами современного родного языка.

Самоконтроль и самооценка эмоциональной выразительности, громкости, смысловой точности и ясности профессиональной речи вырабатывается на основе указаний преподавателей и взаимооценок студентов. Использование магнитофона и видеотехники для записи, прослушивания и просмотра выступлений может также служить средством совершенствования речи.

Успех процесса Формирования профессиональной речи студентов во многом определяется их самостоятельной работой над речью: свободно выступать на семинаре, встретив незнакомое слово — обращаться к словарям, запоминать яркие выражения и т. д.

Память — ПАМЯТЬ — процессы запечатления текущей информации, организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Результаты учебной деятельности зависят от таких процессов памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение.

В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают следующие виды памяти: образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную. Память может быть долговременной и кратковременной.

Важно

Следы от впечатлений закрепляются не сразу, для этого нужны десятки секунд, а то и минут, сильные помехи могут прекратить фиксацию следов. Память каждого человека имеет свои особенности. Один хорошо запоминает наглядный материал или лица людей, другой — отвлеченный материал или цифры.

Есть люди, которые лучше помнят увиденное (зрительный тип памяти), другие — услышанное (слуховой тип памяти), третьи — то, что явилось предметом их двигательной активности (двигательный тип памяти).

негативизм

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое «негативизм» в других словарях:

НЕГАТИВИЗМ — в медицине симптом психического расстройства, при котором больные бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм) … Большой Энциклопедический словарь

Негативизм — (от лат. negatio отрицание) нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия,… … Психологический словарь

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

НЕГАТИВИЗМ

Источник: http://24spm.ru/chto-takoe-negativizm-opredelenie/

Негативизм – Психологос

​Негативизм – отношение к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Противоположность негативизма – понимание, сотрудничество, поддержка.

Чаще всего под негативизмом имеют в виду поведенческий негативизм – склонность отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований. Активный негативизм (протестное поведение) – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.

Негативизм у детей: «Ты засиделся надолго. Пойди погуляй!» – «Не хочу, я читаю!». «Ты сегодня ещё не читал. Пора заняться чтением!» – «Не хочу, пойду гулять!» – при этом, скорее всего, его желания будут прямо противоположны предложенному.

Негативизм более характерен для детей в период возрастных кризисов. Типичен для подростков (подростковый негативизм) и для пожилых (старых) людей (смотри об этом Шкала эмоциональных тонов и Возрастной негативизм). Негативизм обычно обостряется в периоды личных неудач.

Склонность возражать – одно из проявлений негативизма, и его можно использовать. Девочка-подросток осваивает туфли на высоких каблуках. “Тебе наверное трудно ходить на таких высоких каблуках?” – Естественно, она возразит: “Нет, нормально!” – Ну и хорошо, дала сама себе правильное оперативное внушение.

Когда негативизм связан с общим плохим самочувствием или настроением, он носит чаще тотальный характер, проявляясь и в поведении, и в стиле общения, и во взглядах на жизнь.

В других случаях, возможно в связи с особенностями воспитания, негативизм может носить очень избирательный характер. Например, словами человек ругается, возражает и обвиняет, а на деле в это же самое время – любит и заботится.

Напротив того, вежливый и воспитаный человек с вполне позитивным словарем на деле может быть асоциальной личностью с негативными человеконенавистническими установками.

Совет

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям или группе людей. Например, человеку кажется, что в этом обществе подавляется его индивидуальность, и тогда он старается всё сделать «не как другие». Негативщику трудно жить самому, еще более трудно жить рядом с ним.

Трудно вести с человеком какие-либо дела, если человеку присуще негативное мировоспритие – привычка установка видеть в жизни негатив: ошибки – а не удачи, проблемы – а не возможности, недостатки – а не достоинства. Впрочем, негативщики вполне могут дружить друг с другом, вместе поливая окружающих грязью.

Нередко они также дурно отзываются друг о друге, но поскольку для них привычно видеть в мире негатив, то и гадости в их адрес для них вполне понятны. Они к этому привыкли.

Более сложно заметить в человеке глубинный негативизм. Бывает, что внешне вроде бы позитивно относясь к людям, внутри себя он относится к людям с негативным предубеждением, не доверяя людям, видя умысел и вредительство, обвиняя и подозревая людей, провоцируя негативизм у окружающих.

Причины негативизма разнообразны, нельзя отрицать и генетические обстоятельства, и влияние гормонального фона, и общекультурное окружение. К сожалению, негативизм – одна их характерных черт российского менталитета. В связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства.

За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: “Sorry”, извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и “Ну ты, куда смотришь?”, и нечто более резкое.

Что касается психологических причин, то это в первую очередь 1) беспомощность, недостаток умений и знания, как справиться с проблемой; 2) борьба за власть, самоутверждение; 3) недостаток внимания, привлечение внимания; 4) выражение неприязни, месть.Иногда это – болезненный вариант негативного мировосприятия.

Как бороться с негативизмом?

Бороться с негативизмом – задача творческая. Указывать на симптомы негативизма у других – опасно, обычно люди с развивающимся негативизмом на это реагируют защитой, только укрепляя себя в своем негативизме. Если же вы будете следить сами за собой или попросите окружающих вам подсказывать, когда вы “сваливаетесь в негативизм”, успехи вполне реальны.

А как самому не сваливаться в негативизм? – Не очень мудро бороться с негативизмом, поскольку борьба против – уже проявление негативизма. Продуктивнее и веселее вырабатывать у себя позитивное мировоззрение и позитивное отношение к людям. Это – реально.

Итак, убираем позицию Жертвы, склонность поныть (ныть – это не только плакать и жалеть себя любимого, это любые виды жалоб, упреков, сокрушений и т.д. Ноющий, как правило, раздражает окружающих и себя загоняет в тоску) и попереживать “Ах, как все ужасно!”, развиваем позицию Автора, уверенность в себе и привычку к бодрой поддержке окружающих.

Обратите внимание

Учимся видеть свои успехи и удачи, учимся говорить людям комплименты, учимся благодарить людей и учимся благодарности жизни в целом.

Внимательные люди заботятся, чтобы негативизм ими не овладевал. Проще всего попросить друзей и членов семьи, чтобы они следили за вами, тем более что такая игра полезна для всех. Самостоятельно можно отслеживать свой позитивный словарь и отдельно выписать свои типовые выражения, в которых вы выплескиваете свой негатив. Мат, естественно, из нормального общения исключается.

Читайте также:  Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/negativizm

Детский и подростковый негативизм. Методы коррекции

Под негативизмом понимают отрицательное отношение к окружающему миру, проявляющееся в негативной оценке людей и их действий. Данный симптом наблюдается при возрастных кризисах, депрессиях, психических расстройствах, нарко- и алкозависимости.

Основой для появления негативного отношения к окружающим может быть неправильное семейное воспитание, акцентуации характера, психоэмоциональные переживания и особенности возраста. Негативизм чаще развивается у завистливых, вспыльчивых, эмоционально скупых личностей.

Понятие негативизма и его взаимосвязь с возрастом

Негативное отношение к окружающей действительности проявляется в трёх основных чертах:

  • упрямство;
  • замкнутость;
  • грубость.

Также различают три вида негативного проявления:

Пассивный вид характеризуется игнорированием, неучастием, бездеятельностью, иными словами, человек просто не реагирует на просьбы и замечания других людей.

Активный негативизм проявляется в вербальной и физической агрессии, действиям наперекор, демонстративном поведении, антисоциальных поступках и девиантном поведении. Такой тип негативного реагирования часто наблюдается в подростковом возрасте.

Детский негативизм — это своеобразный бунт, протест против родителей, сверстников, учителей. Данное явление часто наблюдается при возрастных кризисах, а, как известно, детский возраст богат ими как никакой другой этап. В целом с рождения до юношества выделяют 5 возрастов, в которых проявляется кризис:

  • новорожденный период;
  • годовалый возраст;
  • 3-х летний возраст — кризис «Я сам»;
  • 7-ми летний возраст;
  • подростковый возраст (от 11-15 лет).

Под возрастным кризисом понимают переход от одного возраста к другому, который характеризуется изменением когнитивной сферы, резкой сменой настроения, агрессивностью, склонностью к конфликтам, снижением трудоспособности и упадком интеллектуальной деятельности. Негативизм присутствует не во всех возрастных периодах детского развития, чаще он наблюдается в возрасте трёх лет и у подростков. Таким образом, можно выделить 2 фазы детского негативизма:

  • 1 фаза – период 3-х лет;
  • 2 фаза – подростковый возраст.

При длительной неудовлетворённости жизненных потребностей развивается фрустрация, которая вызывает психологический дискомфорт личности. Для компенсации данного состояния человек прибегает к негативному эмоциональному проявлению, физической и вербальной агрессии, особенно в подростковом возрастном периоде.

Самым первым возрастным периодом, в котором возникает негативное отношение к окружающим, является возраст 3-х лет, младший дошкольный возраст. Кризис данного возраста имеет ещё одно название – «Я сам», что подразумевает желание ребёнка самостоятельно действовать и выбирать желаемое.

В трёхлетнем возрасте начинает формироваться новый познавательный процесс – воля. Ребёнок хочет выполнять самостоятельные действия, без участия взрослых, но чаще всего желания не совпадают с реальными возможностями, что приводит к появлению негативизма у детей.

Малыш сопротивляется, бунтует, наотрез отказывается выполнять просьбы, а тем более приказы взрослых.

В данном возрасте категорически запрещается противодействовать автономии, взрослым необходимо дать возможность побыть ребёнку наедине со своими мыслями и попробовать действовать самостоятельно, с учётом здравого смысла.

Если родители зачастую противодействуют самостоятельным шагам своего чада, это грозит тем, что малыш перестанет стремиться делать что-либо сам. Проявление негативного отношения к взрослым является отнюдь не обязательным явлением в младшем детском возрасте, и в большинстве случаев зависит от особенностей семейного воспитания и от компетентности родителей в данном вопросе.

В возрасте 7-ми лет также может проявить себя такое явление, как негативизм, однако, вероятность его возникновения намного меньше, чем в 3-х годовалом и подростковом возрасте.

Важно

Подростковый возраст сам по себе является очень сенситивным периодом в жизни каждого ребёнка, у кого-то возрастной кризис проявляется чрезмерно, а кто-то почти не замечает негативных моментов.

Негативизм у подростков во многом зависит от той среды, в которой живёт ребёнок, от стиля семейного воспитания и от поведения родителей, которому подражают дети.

Если ребёнок воспитывается в семье с постоянными конфликтами, вредными привычками, агрессией и неуважением, то негативное отношение к окружающей действительности рано или поздно себя покажет.

Кризис подросткового возраста проявляется в снижении интеллектуальной деятельности, слабой концентрации внимания, пониженной трудоспособности, резкой смене настроения, повышенной тревожности и агрессивности. Фаза негативизма у девочек может развиваться раньше, чем у мальчиков, однако, по продолжительности она меньше. Согласно исследованиям знаменитого психолога Л. С.

Выготского, негативизм у девочек-подростков чаще проявляется в предменструальный период, и имеет чаще пассивный характер с возможными проявлениями вербальной агрессии. Мальчики же сами по своей природе более агрессивны, и характер такого поведения часто носит физический характер, проявляющийся в драках.

Подросток изменчивв во всём: и в поведении, и в эмоциональном проявлении, ещё некоторое время назад он вёл себя демонстративно и был в приподнятом настроении, а через пять минут настроение упало и исчезло желание с кем-либо общаться. Такие дети не успевают в школе, грубят учителям и родителям, игнорируют замечания и просьбы.

Негативизм у подростков протекает от нескольких месяцев до года или не проявляется вообще, длительность зависит от индивидуальных личностных особенностей.

Следует заметить, что подростковый период изменяет ребёнка не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Внутренние процессы активно преобразуются, растёт скелет и мышцы, видоизменяются половые органы.

Совет

Физиологические преобразования в организме подростка происходят неравномерно, из-за чего возможны частые головокружения, повышение давления и быстрая утомляемость. Нервная система не успевает перерабатывать все те изменения, которые происходят в растущем организме, что во многом оправдывают нервозность, повышенное возбуждение и раздражительность.

Данный возрастной период является очень трудным в жизни человека, поэтому немудрено, что подросток становится агрессивным, вспыльчивым и проявляет негативизм, таким образом он защищается.

Психологическая коррекция детского негативизма

Наиболее эффективной в психотерапии детского негативизма является игра, так как данный вид деятельности является основным в этом возрасте. В подростковом же периоде можно применять когнитивно-поведенческую терапию, так как она богата разнообразными тренингами и помимо устранения самого негативизма, как явления, объясняет причины его возникновения.

Для детей младшего возраста и дошкольников достаточно эффективными являются следующие виды психотерапии: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия.

Психологи обозначили несколько приёмов, которые могут проводить родители. Рассмотрим основные правила для коррекции негативизма у детей:

  • осуждайте не самого ребёнка, а его плохое поведение, объясните, почему так поступать нельзя;
  • предложите встать ребёнку на место другого человека;
  • расскажите, как необходимо ребёнку поступить в конфликтной или неприятной ситуации, что ему говорить и как себя вести;
  • научите ребёнка просить прощение перед теми, кого он обидел.

Видео — «Психология переходного возраста»

Источник: http://onevroze.ru/detskij-i-podrostkovyj-negativizm-metody-korrekcii.html

Негативизм у детей, подростков и взрослых

Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция.

Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения.

Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.

В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.

С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов.

Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все».

В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».

Обратите внимание

С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.

Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.

Причины негативизма

Негативизм, как черта характера, может сформироваться под влиянием разных факторов. Наиболее распространенными считаются влияние гормонального фона и генетическая предрасположенность. Вместе с тем, специалисты считают необходимым учитывать и ряд следующих психологических факторов:

  • беспомощность;
  • недостаток сил и умений для преодоления жизненных трудностей;
  • самоутверждение;
  • выражение мести и неприязни;
  • недостаток внимания.

Признаки

Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:

  • мысли о несовершенстве мира;
  • склонность к переживаниям;
  • неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
  • неблагодарность;
  • привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
  • мотивация посредством негативной информации;
  • акцентирование внимания на негативном.

Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:

  • боязнь напороться на неприятности;
  • чувство вины;
  • страх утратить имеющееся;
  • недовольство своими результатами;
  • отсутствие личной жизни;
  • желание доказать что-то окружающим.

Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм — внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Негативизм и возраст

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление.

Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить.

Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Важно

Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм — речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения.

В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет.

Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.

Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста.

Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения.

С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.

В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений.

В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию.

Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.

Источник: http://InDepress.ru/shizofreniya/negativizm.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector