Понятие и виды общения в психологии

Понятие общения в отечественной психологии. Его виды и функции. (виды подробно в вопросе: 22.Уровни общения)

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒

Общение (Андреева) – главное культурно-историческое условие существования передачи общественно-исторического опыта.

1. (петровский) – сложный многоплановый процесс установление и развития контактов между людьми, рождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стртегии взамодействия, и восприятие, понимание людьми друг друга.

2. (петровский) – осущетсвление знаковыми средствами взаимодействия между индивидами, вызванное потребностью совместной деятельности и напралвенное на значимые измениния состояний, поведния, и личностно-смыслого образования индивида.

Функции:

Брудный А.А.

  1. инструментальная
  2. синдикативная (объединение людей в группы)
  3. трансляционное (обмен информацией)
  4. самовыражение.

Карпенко Л.Д. (межличностное)
Критерий – цель общения.

  • Контактная
  • Информационная
  • Координационная
  • Понимание
  • Эмотивная (эмоции)
  • Установление отношений (длительность и устойчивость)
  • Влияние
  • Побудительная

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Обратите внимание

В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.

Важно

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Типы и виды общения

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определенные разновидности этого феномена. При этом у ученых, к сожалению, нет единого подхода к тому, что считать типом, а что видом общения.

Б.Т.Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению ученого, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер:

деловое и игровое общение;

безлично-ролевое и межличностное общение;

духовное и утилитарное общение;

традиционное и инновационное общение.

Видовые различия общения обусловлены их предметной направленностью. В этой связи правомерно говорить об особенностях и специфике политического, религиозного, экономического общения.

А.А,Леонтьев исходит из того, что общение – это процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной общности – группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не межиндивидуальные, а социальные.

Важно

Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения.

На основе этого автор выделяет три вида общения: социально-ориентированное общение, групповое предметно-ориентированное общение и личностно-ориентированное общение.

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, оклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи. Например, рассматривает экологические проблемы конкретного города или региона.

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач – организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения – проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

Личностно-ориентированное общение, представляющее взаимодействие одного человека с другим, далеко не однородно.

Это может быть еловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту).

Но это может быть также общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, личностные проблемы общающихся, например, выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

Говоря о видах общения, многие исследователи выделяют деловое и личностное общение. Эти термины довольно часто встречаются как в педагогической литературе, так и в обиходе.

Совет

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела.

В центре такого общения – интересы дела, функциональные обязанности партнеров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнеров: их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние как бы отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или межличностного) общения , напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные и иные личные проблемы партнеров: их интересы , склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы в таком общении не столь значимы для партнеров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

3. Общение как взаимодействие. Западные подходы к взаимодействию (интеракционизм, необихевиоризм, транзактный анализ).
4. Формы организации совместной деятельности, их влияние на характер общения.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпрети­руя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т. е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы не­которого процесса и его содержания.

Иногда предпочитают го­ворить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Если коммуникативный процесс рождается на основе неко­торой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что до­стигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволя­ет интерпретировать взаимодействие как организацию совмест­ной деятельности.

Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается поня­тием «взаимодействие», можно теперь ответить: та сторона, ко­торая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализо­вать некоторую общую для них деятельность.

Обратите внимание

Примером может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наме­тить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности ле­жат межличностные взаимодействия, на них строится челове­ческая деятельность в ее широком проявлении, она — резуль­тат единичных действий.

Единичное действие есть некоторый элементарный акт, из них впоследствии складываются системы действий.

Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точ­ки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель; б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодей­ствие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие).

Деятель моти­вирован тем, что его действие направлено на реализацию его ус­тановок (потребностей). В отношении «другого» деятель разви­вает систему ориентации и ожиданий, которые определены как стремлением к достижению цели, так и учетом вероятных реак­ций другого.

Другая попытка построить структуру взаимодействия связа­на с описанием ступеней его развития. При этом взаимодей­ствие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, кото­рые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским.

Для Щепаньского цент­ральным понятием при описании социального поведения явля­ется понятие социальной связи.

Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это вза­имная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность), г) взаимодействия (что опре­деляется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера…»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)

Наконец, еще один подход к структурному описанию взаи­модействия представлен в транзактном анализе — направле­нии, предлагающем регулирование действий участников взаи­модействия через регулирование их позиций, а также учет ха­рактера ситуаций и стиля взаимодействия.

Важно

С точки зрения транзактного анализа, каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Роди­тель, Взрослый, Ребенок. Взаимодействие эффек­тивно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» харак­тер, т. е.

совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимо­действие нарушается и может вообще прекратиться.

В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

Второй показатель эффективности — адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача неадекватна, взаимодействие затруднено.

Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

На примере использования ритуального стиля особенно легко показать необходимость соотнесения сти­ля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль приветствий, вопросов, задавае­мых при встрече, характера ожидаемых ответов.

Так, в амери­канской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для на­шей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного.

Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимо­действии с другими личностями и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми пред­ставлениями о ней, которые складываются у окружающих. Не­смотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные просчеты.

Совет

Главными из них являют­ся два. Во-первых, непропорционально большое значение уде­ляется в этой концепции роли символов. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации.

И хотя в извест­ной степени с этим утверждением можно согласиться, посколь­ку в определенной мере общество действительно регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя катего­ричность Мида приводит к тому, что вся совокупность соци­альных отношений, культуры — все сводится только к сим­волам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма — интерактивный аспект об­щения здесь вновь отрывается от содержания деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется.

Тем не менее символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентации социальной психологии по­ставил вопрос о социальных детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной дея­тельности.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x26c1.html

Психологический взляд (PsyVision) – викторины, учебные материалы, каталог психологов

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.

В общении объектом являются другие люди, их сознание, эмоциональная сфера, их цели, задачи и прочее. Существует межличностное общение, сознательное и групповое общение. Последнее характерно для небольшого коллектива, который объединен общей деятельностью. Существует материальное общение, когда нет специальных средств общения и для этого служат трудовые действия.

Общаться можно с помощью жестов, мимики. Общение помогает нам выразить наше отношение к людям.

В структуре общения выделяются компоненты : мотивационный. Предполагает анализ потребностей и мотивов, которые лежат в основе общения. Когнитивный – говорит о необходимости знаний , о том, как строить общение, решать проблемы.

Поведенческий компонент включает восприятие людьми друг друга, осоенности их взаимодействия.

<\p>

Выделяют следующие виды общения: “Контакт масок” – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.

) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди “не задевали” друг друга без надобности, чтобы “отгородиться” от собеседника.

Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Читайте также:  Что подарить парню на год отношений - идея подарка

Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Обратите внимание

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, “пускание пыли в глаза”, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.   

Функции общения – его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

<\p>

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.<\p>

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.<\p>

Важно

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.<\p>

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/319-psy-obchenia

Шпаргалки – Социальная психология – 17. Понятие и виды общения

Страница 17 из 56

17. Понятие и виды общения

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители кон-венциальных ролей и как неповторимые человеческие личности. Ковенциальные роли предполагают действия людей как единицу социальной структуры.

Шаблон межличностных отношений создает матрицу, которая накладывает ограничения на то, что каждый человек может или не может делать.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

В отличие от конвенциальных ролей большинству межличностных ролей не обучаются специально. Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений.

В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. Люди, участвующие в согласованном действии одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители кон-венциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, в то же время, когда ситуация недостаточно определена, индивид имеет некоторую свободу выбора. Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

Совет

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом и т. д., что является одним из условий формирования и развития общества и личности.

Выделяют три аспекта общения: передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это общение лицом к лицу; происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Непосредственное общение реально только для малой группы, в которой все субъекты лично знают друг друга.

Опосредованное (косвенное) общение происходит, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием.

К особому виду общения относится массовое общение. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит в больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Источник: https://libsib.ru/psichologiya/shpargalki-sotsialnaya-psichologiya/17-ponyatie-i-vidi-obscheniya

Психология общения – виды и формы общения

Общение является неотъемлемой частью жизни, и оно отражает процесс взаимодействия, предназначенный для установления контакта между людьми. Неправильное восприятие передаваемой информации приводит к тому, что между оппонентами возникает непонимание.

Понятие общения в психологии

Специалисты в этой области используют разные определения такого термина, как «общение». Это понятие объясняют, как сложный коммуникативный процесс, который включает в себя обмен информацией и понимание одного человека другим.

Считают его еще процессом становления отношений и проявлением жизни целого общества. Каждое из существующих определений имеет право на существование.

Основные функции общения в психологии: коммуникативная, познавательная, психологическая, информативная и креативная.

Виды общения в психологии

Специалисты выделяют несколько форм, которые отличаются по нескольким признакам. Используется классификация, основанная на организационный аспект, так выделяют: индивидуальные и групповые беседы, коммуникация по телефону, совещание, переговоры, собрания и другие. Виды и формы общения в психологии зависят от задачи контакта и от связи между людьми.

  1. Примитивное. Дает возможность понять стоит ли продолжать диалог или же лучше игнорировать оппонента.
  2. Формально-ролевое. Учитывается социальный статус и беседа ориентирована на результат.
  3. Деловое. Необходимо, чтобы установить связи, чтобы эффективно решать задачи.
  4. Манипулятивное. Используют, чтобы получить желаемое за счет другого человека.
  5. Светское. Психология общения основана на определенных рамках и на ограниченных целях.
  6. Духовное. Присутствует желание узнать о человеке больше личной информации. Это самый тесный вид разговорного взаимодействия в психологии.

Психология общения с мужчинами

Многие недопонимания между представителями разных полов связаны с недопониманием. Связано это с разными типами мышления и другими особенностями, которые отличают мужчин и женщин.

Для мужчин важно среди информации, которую они получают во время общения, уловить суть, позволяющую приступить к действиям и реализовать задуманное. Дамы больше делают акцент на рассуждения, основанных на возможностях, чувствах и т.д.

Психология общения мужчины и женщины базируется на некоторых особенностях, которые стоит учитывать для налаживания контакта.

  1. Для представителей сильного пола важно получить какое-то решение или сделать вывод, для них практически не существует такого понятия, как «выговориться».
  2. Для мужчины привычно обсуждать одну тему в конкретной беседе, в то время как дамы могут перескакивать на разные вопросы с огромной скоростью.
  3. Для налаживания контакта нужно смотреть собеседнику в глазах.
  4. Для мужчины важна суть, поэтому какие-либо подтексты они не замечают.

Психология делового общения

Успех в бизнес сфере невозможен без умения налаживать контакт с разными людьми. Правильно выстроенный диалог, учитывающий правила этикета, индивидуальность собеседника и детали конкретной ситуации, указывает на то, что человек является опытным переговорщиком. Психология эффективного общения в деловой сфере учитывает несколько характерных особенностей.

  1. Информационная подкованность о собеседнике. Важно знать о своем партнере его вкусы, менталитет, темперамент и другие особенности.
  2. Этичность. Психология общения должна основываться на искренности и доброжелательности. Прежде чем принять решение, необходимо взвесить предполагаемую пользу и вред.
  3. Коммуникативная культура. Важно не только правильно выражать свои мысли, но контролировать логику собеседника.
  4. Умение располагать собеседника. Есть разные приемы, которые ненавязчиво помогают вызвать у оппонента симпатию. Например, использование дружеского тона или уместных комплиментов.

Психология общения на работе

Человек много времени проводит на работе, поэтому важен благоприятный климат в коллективе. На отношения между сотрудниками влияют многие факторы: половая принадлежность, возраст, уровень образованности и моральные принципы.

Исследования показали, что психология общения в коллективе, в котором есть и мужчины, и женщины самая стабильная. Важно, чтобы все участники коллектива разделяли корпоративные принципы.

Деловая этика включает в себя такие принципы: грамотность, пунктуальность, внимание к другим людям, конфиденциальность и любезность.

Обратите внимание

Многие люди сталкиваются с проблемами на работе из-за неумения налаживать контакт с руководителем. Страх столкнуться с агрессией и другими проблемами становится причиной многих проблем.

Психология общение с начальством рассматривает как особую сферу, где важно учитывать некоторые особенности и принципы поведения. При разговоре с руководителем нужно вести себя уверенно и выражать свои мысли внятно. Важный принцип – четко изложить мысль и говорить по факту.

Нельзя падать духом, если от начальства был получен отказ, поскольку часто так проверяют прочность характера.

Психология общения с подчиненными

Не многие люди могут похвастаться прекрасными ораторскими способностями от природы, но это не беда, поскольку их можно развить. Это очень важно для людей, занимающих руководящую должность. От качества управления будет зависеть атмосфера в коллективе и результативность труда. Психология общения начальника и подчиненного базируется на нескольких важных принципах.

  1. Нельзя упускать из внимания промахи работников, поскольку это приведет к безответственности. Замечание должно быть сделано спокойным тоном и по факту.
  2. Критиковать необходимо сделанную работу, а не личность сотрудника.
  3. Большое значение имеет самообладание, поэтому важно учиться держать себя в руках.
  4. Нельзя забывать о похвале и заслуженном вознаграждении, поскольку это является стимулом не останавливаться.
  5. Важно всегда заступаться за подчиненных и стараться улучшить их условия труда.

Манипулирование в общении – психология

Для достижения поставленных целей многие люди используют методы психологического воздействия на окружающих. Самый распространенный вид – манипуляция, позволяющая контролировать поведение и чувства собеседника.

Она является осознанной, когда человек понимает суть воздействия, рассчитывая на определенный результат, и неосознанной. Психология манипуляции в общении рассматривает, как одни из часто используемых методов воздействия.

В качестве фактора влияния выбирают: любовь, страх, неуверенность в себе, чувство вины, жалости и гордости.

Психология общения в интернете

Всемирная сеть позволила людям, находящимся в разных точках мира, общаться. Опасность такого взаимодействия заключается в том, что часто человек может общаться с подставным лицом, а еще один минус связан с тем, что часто реальные отношения заменяются виртуальными. Существуют психологические особенности общения в интернете, которые сформировались с течением времени.

  1. Анонимность. Отсутствуют психические барьеры, которые в реале часто сдерживают людей в общении.
  2. Добровольность. Каждый человек сам определяет с кем разговаривать, а с кем нет.
  3. Информативность. В сети можно узнать о собеседнике много информации, но подтвердить ее удастся только после личной встречи.

В психологии общения в интернете используется три основных вида построения диалога. Деловой тип выбирают для передачи рабочей информации и разрешения разных вопросов. Многие компании ведут бизнес через интернет.

Чаще используется неформальное общение в социальных сетях, на сайтах знакомств и на других подобных ресурсах. Следующий тип – игровое общение, используемое для взаимодействия во время игр и групповых переписок.

Интересные факты о психологии общения

Благодаря проведенным исследованиям ученые смогли определить особенности взаимодействия людей, когда они разговаривают. Доказано, что во время диалога собеседники не могут постоянно смотреть друг другу в глаза и это занимает примерно 60% общего времени.

Теория нейролингвистического программирования выдвигает предположение, что по движению глаз во время беседы можно понять, какие образы возникают в его сознании.

Психология общения, интересные факты о которой регулярно пополняются, определила, что для человека одинаково важен как физический, так и вербальный контакт.

Источник: https://womanadvice.ru/psihologiya-obshcheniya-vidy-i-formy-obshcheniya

Понятие, виды и функции общения

Введение

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья.

Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

Задание 1

Понятие, виды и функции общения.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года - календарь, нормы

Виды общения:

– Материальное – обмен предметами или продуктами деятельности.

– Когнитивное – обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

– Кондиционное (эмоциональное) – обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

– Мотивационное – обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

– Деятельностное – обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

– Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

– Светское – его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

– Формально-ролевое – регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

– Деловое общение – процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

– Межличностное (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

– Манипулятивное общение – направлено на получение выгоды от собеседника.

Функции общения:

-Инструментальная – характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-Интегративная – раскрывает общение как средство объединения людей.

-Самовыражение – определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

-Трансляционная – выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств.

Важно

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

– деловая беседа;

– прием подчиненных;

-деловые переговоры;

– деловые совещания и собрания;

– публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

– партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

– общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

– основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Задание 2

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/22609.html

Виды общения в психологии

Общение

Антуан де Сент-Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения…

37 144 12 октября 2015

Виды общения как тема привлекает к себе внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент – Экзюпери говорил о том, что самой большой роскошью является роскошь человеческого общения.

Люди, постоянно соприкасаясь между собой, на самом деле редко затрагивают струны души.

В основном общение носит деловой или формальный характер, потому в нашем мире многие чувствуют себя одинокими, непонятыми.

Виды общения в психологии условно можно разделить на несколько связанных между собой групп. Эти группы отличаются по способу передачи информации и цели, с какой люди встречаются друг с другом. Выделяют виды общения по средствам, целям и содержанию взаимодействия.

Виды общения по средствам выражения

В зависимости от того, какие способы используются для передачи информации от одного лица к другому, выделяют вербальные и невербальные средства взаимодействия.

  • Вербальное общение. Характеризуется в первую очередь тем, что смысл, суть того, что говорится, передается непосредственно с помощью произнесенных голосом слов. При вербальном взаимодействии люди слышат слова и формулируют ответные фразы в зависимости от того, что сами воспринимают на слух. Другие виды общения не столь прямые, чем этот.
  • Невербальное общение. Отличительной особенностью является сильное влияние вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновение к собеседнику во время разговора. Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Человек воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Мы подсознательно улавливаем и взгляд собеседника, и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на нас: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.

Виды общения по целям

Всякое взаимодействие между участниками определенной группы осуществляется с какой – то целью. Никто не станет этого делать впустую, не имея четко сформулированной задачи. Виды общения по целям осознанного контакта делятся на  биологические и социальные.

  • Биологическое общение затрагивает природу самой личности субъекта. Известно, что каждый человек – это индивидуальность. У него имеются свои привычки, взгляды на мир, убеждения и верования. Личность может осознанно выйти на контакт вследствие осознания необходимости узнать для себя что – то новое, потребности быть услышанным, понятым, имея мотив поделиться собственными впечатлениями по поводу какой – то ситуации.
  • Социальное общение относится к общественным контактам. Такое взаимодействие всегда направлено на то, чтобы получить определенный результат в социальной среде: договориться о чем – то, выполнить необходимое поручение, достичь понимания для осуществления какой – то важной цели.

Виды общения по содержанию

Человек старается наполнить смыслом все, что его окружает, к чему он прилагает свои усилия. Виды общения по содержанию обладают отличительной особенностью: они отражают главную суть, зачем люди встречаются, какую именно информацию хотят друг другу передать. Здесь принято выделять несколько тенденций.

  • Когнитивное взаимодействие направлено на получение необходимой информации для собственного развития и самосовершенствования. Обычно человек, стремящийся к данному виду общения, имеет цель расширить свои представления о мире, изучить что – то новое, получить определенную профессию или повысить уровень своего образования.
  • Материальное общение имеет целью получить в результате какие – то ценные блага или денежные средства. Такое общение часто используется в бизнесе, где партнеры желают заключить взаимовыгодную сделку.
  • Мотивационное общение относится к числу побудительных действий. Иными словами, необходимость в чем – либо формирует у личности потребность в контакте с другими людьми. Скажем, если человек хочет получить скидку на товар, необходимо найти продавца, у которого выставлена меньшая цена за продукт.
  • Деятельностное общение затрагивает сферу личности конкретного индивида. Как и все виды общения в психологии оно служит определенной идее и имеет свою цель. Чаще всего подобное взаимодействие касается расширения границ собственной сущности или раскрытия индивидуального потенциала для последующего успеха и продвижения в деятельности.

Таким образом, виды общения в психологии обнаруживают сильную связь  друг с другом. Человек – существо сугубо социальное и многогранное. Люди не смогли бы достичь высоких успехов в делах, творчестве, на личном плане, если бы действовали в одиночку, не взаимодействуя с окружающими.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-otnoshenij/obshhenie/vidy-obshheniya-v-psihologii.html

Понятие и виды общения – Социальная психология. Лекции

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА

   Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

   Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

   Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и  установления на этой основе взаимопонимания.

Структура общения:

Коммуникативная сторона – это обмен информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона – организация взаимдействия между общающимися индивидами.

Совет

 Социально-перцептивная сторона – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Уровни общения:

Фатический (от лат. fatuus – «глупый») – самый примитивный уровень общения, предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора. Не предполагает глубокого смысла и не отличается содержательностью, не несет новой информации. В то же время важен в стандартных ситуациях. Часто определяется этикетом.

Информационный – осуществляется обмен информацией, сопровождающийся мыслительной, эмоциональной или поведенческой активностью человека. Преобладает в условиях совместной деятельности или дружеской встречи. Способствует активному включению человека в процесс коммуникации.

Личностный (духовный) уровень – взаимодействие, в процессе которого субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. Такое общение возможно лишь при позитивном отношении к себе, другим и миру в целом.

Функции общения:

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая  совершенствуя их во всех отношениях.

Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.

В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

Обратите внимание

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Источник: https://students-library.com/library/read/59212-ponatie-i-vidy-obsenia

Общение понятие, виды и категории

Содержание

  1. Введение………………………………………3

  2. Понятие общения……………………………4

  3. Виды общения……………………………….5

  4. Основные категории общения………………8

  5. Заключение…………………………………12

  6. Литература………………………………….13

Введение

Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, опосредственное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Понятие общения.

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Читайте также:  Социализация личности - факторы, формы, этапы социализации

Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов : содержание, цель и средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Важно

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения.

У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей.

У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Виды общения Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональное и ролевое общение.

В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчиненный).

В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Совет

Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение может быть личным и деловым. Личное общение – это обмен неофициальной информацией. А деловое общение – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

Общение «контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и прочее) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В условиях жизни городов, контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

Бывает примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, или последуют агрессивные реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Светское общение. Суть подобного общения – в его беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях, что предписывает этикет. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей не определяют характера коммуникаций.

В социальной психологии многообразие общения может быть охарактеризовано и по типам.

Императивное общение – это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Обратите внимание

Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения – принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение: отношения «начальник – подчиненный», воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных обстоятельствах.

Можно выделить и те межличностные отношения, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.

Манипулятивное общение – это форма межличностного взаимодействия, при которой влияние на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения с другими, в итоге часто сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.

Основные категории общения.

Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации.

Важно

Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом — явление, характерное для всех когнитивных категорий.

Основное назначение коммуникативных категорий — не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

Содержание коммуникативной категории представляет собой некоторую упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.

Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:

  • установление знакомства между людьми;

  • поддержание определенных связей, отношений;

  • связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);

  • общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком).

Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации. Предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения.

Речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям.

В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям.

Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая, их расположение или неприязнь друг к другу.

Предметно-действенные средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные позы. С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

Совет

Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.

В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей.

Байрон Люис, основываясь на работе Вирджинии Сатир, а также Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения. Это визуальная система, кинестетическая система, аудиальная система и логическая система.

Исследователь выделил определенные паттерны поведения, которые согласуются с каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Человек-визуал обращает больше внимания на визуальные аспекты взаимодействия.

Они включают выражение лица и жесты, а также собственное визуальное воображение внутреннего происхождения. Чтобы адекватно относиться к кому-либо, с кем он разговаривает, для визуала важно расположиться таким образом, чтобы он мог ясно видеть окружающее.

Из-за этого визуалы обычно сохраняют расстояния между собой и другими.

Аналогично и для аудиальной и дискретной категорий общения. Хотя люди, действующие на основе какой-либо одной репрезентативной системы, способны использовать любую другую систему, они обычно полагаются на предпочитаемую ими систему для получения большего количества информации.

Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется с непосредственной организацией совместной деятельности людей. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой.

Обратите внимание

Конкуренция – одной из наиболее ярких ее форм является конфликт. Конфликт можно определить как столкновение противоположно направленных интересов , целей, взглядов субъектов взаимодействия.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.

Причем взаимопонимание может трактоваться как понимание мотивов, целей, установок партнёров по взаимодействию; как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

В последнем случае речь идет об установлении отношений особого рода (близости, привязанности), выражающихся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В процессе общения каждый из партнеров уподобляет себя другому, поэтому восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация здесь выступает, как процесс уподобления, отождествления себя с другими. Эмпатия означает эмоциональное понимание другого. В отличие от процесса идентификации эмпатия связана со стремлением не рационально, а именно эмоционально откликнутся на проблемы своего партнера по общению.

Не меньшую роль в процессе восприятия другого играет и рефлексия. В данном случае рефлексия трактуется как осознание действующим субъектом того, как в действительности он воспринимается и оценивается другими. В процессе формируется представление о том, как партнер по общению понимает тебя.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Заключение

Общение — сложный, многофакторный и многофункциональный процесс, который представляет собой не только самостоятельную сферу жизнедеятельности человека, но и пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы.

Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

Общение возможно только между одушевленными существами.

Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

Важно

Средства общения — это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Можно выделить три основных категории средств общения: экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации); предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения); речевые средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики ).

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001.

2. Островский Э.В. , Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М., Вузовский учебник, 2007.

3. Немов Р.С. Психология М., 1995.

4. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: ПЕР СЭ, ЛОГОС, 2002.

5. Психология. Учебник для технических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000

15. 10. 2009 г., Ершова Г.Ю.

Источник: https://works.doklad.ru/view/PWvedXsxGm4.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector