Социализация личности – факторы, формы, этапы социализации

Социализация личности – это что: виды, этапы и условия социализации

Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем.

Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь.

Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения.

Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме.

Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Обратите внимание

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их.

Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения.

Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других.

Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них.

Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Виды социализации

Когда говорят о социализации, то чаще всего имеют в виду ребенка, его воспитание, овладение речью и элементарными нормами поведения. Но социализация не ограничивается детским возрастом, она свойственна и взрослым. Причем у состоявшихся личностей этот процесс более сложный и проблемный с точки зрения психологии.

Можно выделить три вида социализации: первичную, вторичную и перманентную.

Первичная социализация

Этот вид социализации можно еще назвать детской. Начинается он с рождения и продолжается до начала самостоятельной жизни, точнее, до того момента, когда юноша или девушка станут полноправными и полноценными членами общества.

Детская социализация – самый изученный вид этого явления, потому что долгое время описание процесса в целом только ей и ограничивалось. Особенность первичной социализации в том, что она носит преимущественно неосознанный характер, ребенок, по сути, является не субъектом, а объектом социализирующих воздействий общества.

В роли и проводников социальных норм, и тех, кто осуществляет социальный контроль за их выполнением, выступают взрослые: родители, воспитатели, учителя. А ребенок в лучшем случае только подражает более старшим членам группы.

Важно

Поэтому главным условием успешности первичной социализации является благополучная семья, в которой соблюдаются социальные нормы.

Правда, чем старше становится ребенок, тем больше сознательных усилий он прилагает к овладению нормами. Или к сопротивлению им. Да, и такое случается, когда, например, подросток оказывается под влиянием асоциальной группы.

В этом случае перед ним встает выбор: следовать общепринятым нормам поведения, которые поддерживает общество взрослых, или отказаться от этого ради ценностей, предлагаемых сообществом неформалов.

Выбор непростой, и он во многом зависит от того, насколько ребенок к подростковому возрасту усвоил общественные нормы.

В нормальных условиях воспитания правила поведения усваиваются довольно рано, становятся внутриличностными нормами человека и сдерживают его асоциальное поведение.

Дело в том, что в процессе социализации формируется и особый механизм внутреннего контроля. Он проявляется в чувстве стыда или ощущении вины, когда принятые ребенком нормы по каким-то причинам нарушаются.

Это довольно неприятные чувства, и они играют роль регулятора поведения.

Но так происходит, если процесс социализации протекает правильно, то есть взрослые не только сами поддерживают общественные ценности и нормы, но и проявляют активность и настойчивость в воспитании у ребенка правильного отношения к ним. Только в этих условиях социальные нормы могут пройти процесс интериоризации.

Вторичная или повторная социализация

Это социализация, которую проходит человек при переходе в другую группу. Она может быть и в детском возрасте, например, при поступлении в детский садик, в школу, в спортивную секцию. Взрослый человек, устраиваясь на работу в другой коллектив, тоже должен ее проходить. Ведь везде есть свои правила и порядки, отличающиеся от уже привычных.

Но если переходы происходят в рамках одного общества или государства, то базовые нормы сохраняются.

Самые серьезные сложности человек испытывает при переезде в другую страну, где даже обычаи и традиции отличаются от тех, что он усвоил в детстве и, как говорят, впитал с молоком матери.

Совет

В ряде случаев нормы жизни в другом социуме кажутся настолько чуждыми, что процесс социализации не завершается, и человек всю оставшуюся жизнь чувствует себя «белой вороной» или возвращается на родину.

Именно вторичная социализация порождает наибольшее количество психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Причем и в родном социуме такое случается, например, когда молодой человек приходит в армию, где условия существования сильно отличаются от привычных.

Перманентная социализация

Даже если индивид всю жизнь прожил в одной стране, в одной семье и трудился в одном коллективе, то все равно социализации ему не избежать. Перманентная социализация – это адаптация человека к постоянно меняющемуся обществу.

Наша жизнь не стоит на месте, меняются условия, виды деятельности, появляются новые нормы, ценности, идеалы и утрачивают значение старые. Люди меняются вместе с обществом, кому-то это дается проще, кому-то сложнее, но перманентная социализация касается всех. И у нее тоже могут быть психологические проблемы.

Если преобразования в обществе происходят постепенно, то люди к ним привыкают и почти не замечают изменений, и сами так же постепенно адаптируются к ним. Но когда изменения носят революционный характер, то в естественной перманентной социализации возникают сбои.

Часть людей с менее гибкой психикой или с более прочно усвоенными старыми нормами не могут быстро интегрироваться в преобразованное общество. У них возникает чувство дискомфорта и растерянности от того, что они чувствуют себя чужими в родной стране.

Такое явление можно наблюдать после революций, в эпоху кардинальной перестройки социального строя.

Стадии социализации и их факторы

Если рассматривать социализацию как непрерывный процесс адаптации человека к обществу, то можно выделить несколько стадий в зависимости от своеобразия социальных условий. Эта классификация стадий социализации родилась еще в советской социальной психологии, которая на первое место ставила социально-экономический аспект.

В зависимости от социальной роли человека и его места в общественных отношениях выделяют три стадии.

  1. Дотрудовая стадия охватывает весь период взросления до начала трудовой деятельности и делится на первичную и этап обучения. В течение дотрудовой стадии происходит усвоение базовых норм поведения, а главным социализирующим фактором является воспитательное воздействие.
  2. Трудовая стадия. В этот период происходит раскрытие всех способностей личности, и ее развитие идет на фоне взаимодействия с другими элементами социума. Это период активного освоения социальных ролей и формирования социального статуса. Главный социализирующий фактор – стремление к профессиональному росту. А в качестве главного института социализации выступает трудовой коллектив, система социальных отношений.
  3. Послетрудовая стадия начинается с выходом человека на пенсию. Она проявляется в перестройке системы социальных отношений и утрате индивидом ряда своих социальных функций. Основным фактором этой стадии является изменение социальной позиции человека и перестройка его деятельности. Человеку приходится учиться существовать в новых условиях и искать новые способы самовыражения и саморазвития личности. Удается это далеко не всем, поэтому факт утраты своего социального значения переживается довольно тяжело.

Данная классификация стадий социализации поддерживается не всеми психологами, многим она кажется искусственной. Наибольшую критику вызывает третья стадия, потому что в зрелом возрасте человек не должен утрачивать ценность для общества, а скорее, наоборот. Ведь у него есть то, чего нет у более молодых представителей социума – бесценный опыт – как профессиональный, так и социальный.

Этапы социализации

Процесс социализации имеет свои закономерности и особенности. Его протекание подчиняется строгим социально-психологическим законам, которые одинаковы и для первичной, и для вторичной, и для перманентной социализации. Чтобы этот процесс считался полностью завершенным, он должен пройти три этапа.

Этап адаптации

Этот период характеризуется активным усвоением норм, правил, овладением формами социотипического поведения.

В детской социализации он проходит под руководством взрослых, в повторной социализации человек, как правило, сам проявляет активность.

Ведь это очень важно – стать полноправным членом нового коллектива, поэтому индивид старается побыстрее узнать, что здесь принято, что нет, с кем и как общаться и о каких традициях следует помнить.

Обратите внимание

Маленькие дети следуют групповым нормам под воздействием взрослых. Первоначально эти нормы для малышей внешние, и лишь потом они проходят процесс интериоризации. Это же характерно и для взрослого человека, который в новом коллективе ведет себя определенным образом, только чтобы не выделяться, не казаться чужим.

Интериоризация социальных норм – переход их с внешнего уровня на внутренний – основной психологический механизм данного этапа. Стать как все – это главная цель индивида, находящегося на этапе адаптации.

Постепенность процесса социализации хорошо заметна у маленьких детей, которые в ходе усвоения социальных норм начинают замечать их нарушения. Но, прежде всего, не у себя, а у других детей.

А заметив, ябедничают, то есть сообщают о нарушении взрослому – основному гаранту правильного социального поведения. Хоть считается, что ябедничать – плохо, но это естественное и с точки зрения социальной психологии нормальное явление. У детей, конечно.

У них оно свидетельствует, что этап адаптации находится в активной фазе.

Этап индивидуализации

Это самый сложный и проблемный этап, так как нередко связан с демонстрацией асоциального поведения у подростков. Усвоив базовые нормы общества или социальной группы, человек уже не хочет быть «как все». Он испытывает потребность в индивидуализации, в самовыражении, в проявлении собственного «Я».

Ребенок достигает этого этапа первичной социализации как раз к подростковому возрасту, и характерный для него кризис накладывается на стремление подростка доказать свою уникальность, продемонстрировать свои способности и таланты.

Это проявляется в смене разных увлечений и интересов, ведь понять, к чему у тебя есть способность, можно только в деятельности. Те дети, кто смог быстро найти сферу самовыражения (спорт, изобразительное искусство, конструирование, коллекционирование и т. д.

), переносят кризис подросткового возраста намного легче.

Нашедший свой путь ребенок более спокоен, так как уверен в себе и чувствует уважение общества. Соответственно, и взрослые, находящиеся рядом с ним, тоже испытывают меньше проблем.

Поэтому важной задачей родителей и учителей является помощь подростку в поисках самореализации, иначе он будет самовыражаться по-своему, например, в эпатажном поведении, нарушении дисциплины, асоциальных поступках, агрессивности.

Этот этап наблюдается и при переходе взрослого в другую группу, хоть обычно менее заметен, чем у подростков.

Этап интеграции

Итак, если человек преодолел самый сложный этап социализации, определил, чем он может заслужить уважение общества, то он начинает искать сферу приложения своих способностей и единомышленников для совместной деятельности. Этот этап хорошо заметен в юности, когда молодые люди стоят перед выбором профессиональной деятельности или только начинают ее.

Они стремятся к активности, к демонстрации своих талантов, но, к сожалению, им пока не хватает опыта и доверия общества. Поэтому легче всего им в кругу сверстников-единомышленников.

Это самый «тусовочный» период, молодежь создает свои фан-клубы, неформальные группы, сообщества, где они могут обсуждать общие интересы и заниматься общим делом, где все они на равных правах.

Важно

Это завершающий этап социализации. На нем человек может продемонстрировать свою значимость для общества и начать свой путь к успеху. Если, конечно, он благополучно прошел первые два этапа.

Читайте также:  Методы психологии - их классификация и характеристика

К сожалению, нередко человеку не удается найти свое призвание на этапе индивидуализации, тогда он начинает чувствовать себя неудачником и может еще долго искать свой путь, меняя разные занятия и профессии, или просто плыть по течению.

Этот человек тоже полноценный член общества, но реализовать себя в полной мере он не в состоянии. Однако не стоит разочаровываться и опускать руки, многие находили свое призвание и способ самореализации даже в зрелом возрасте. И от этого не только чувствовали удовлетворение, но даже молодели.

Таким образом, социализация – один из тех глобальных процессов, которые лежат в основе существования общества. Поэтому не только каждый отдельно взятый индивид, но и общество в целом заинтересовано в ее организации.

Можно сказать, что на это брошены все силы общества и социализацией занимаются все его основные институты: государство, семья, школа, религиозные и общественные организации, средства массовой информации, литература и все виды зрелищного искусства.

Источник: https://psychologist.tips/2762-sotsializatsiya-lichnosti-eto-chto-vidy-etapy-i-usloviya-sotsializatsii.html

Социализация личности – агенты, механизмы, факторы, виды и этапы социализации личности

Большое влияние на жизнь человека оказывает его социализация.

Данный процесс подразумевает получение навыков о нормах поведения, моральных ценностях, способах и формах общения с другими людьми, которые позволяют ему находить компромиссы, допустимые способы достижения целей и сосуществовать с обществом в целом. Как правило, социализация личности проходит в течение всей жизни и разделяется на несколько этапов.

Группы и этапы социализации

В зависимости от роли человека в обществе процесс его социализации можно условно разделить на три группы: обучение, трудовая деятельность и после трудовая (пенсионный возраст).

Каждой из групп присущи свои особенности, так например, обучение в одно и то же время является подготовительным и основным периодом социализации, поскольку именно он создает необходимую базу взглядов, ценностей и моральных принципов, необходимых для понимания своей функции и преодоления неуверенности. Именно поэтому дотрудовая или обучающая социализация называется первичной.

Период трудовой деятельности, выступает в качестве получения практических навыков вторичной социализации, а также их непосредственного применения для достижения различных целей.

Совет

При этом, несмотря на большой возрастной диапазон, при трудовой деятельности, даже если по факту она отсутствует, происходит вспомогательная социализация личности, которая моделирует базовые нормы и модели поведения человека, переданные в процессе обучения, в зависимости от внешних условий конкретного общества, окружения, вида деятельности и личностных качеств человека и окружающих людей, имеющих на него определенное влияние.

После трудовая социализация это период подведения итогов. Она является заключительным этапом, когда устоявшиеся нормы и принципы поведения уже не поддаются изменению, в силу снижения активности мозговой деятельности, которая в целом ведет к торможению процессов обучаемости.

Стоит сказать, что каждый возрастной этап социализации сопровождается переоценкой полученных в предшествующий период знаний и навыков, среди которых некоторые могут отойти на второй план или полностью отторгнуты.

Для того чтобы понять процесс социализации, а также избежать возможных ошибок, необходимо понять механизмы социализации и факторы оказывающие на нее влияние.

Механизмы социализации

  • Идентификация — определение и отождествление человеком самого себя как члена определенной социальной группы, отличающейся от остальных. Например, женщины и мужчины, взрослые и дети и т.д.
  • Копирование или подражание — повторение уведенных моделей поведения, сознательного и несознательного характера. Сюда относятся жесты, мимика, манера общения и т. д.
  • Впечатление и внушение — выражается в рефлекторном использовании опыта и переживаний других людей, находящихся в близком кругу общения.
  • Социальное облегчение — влияние поведения одного члена общества, на деятельность другого, что способствует облегчению социализации. Например, родители помогают ребенку завести детей.
  • Понимание противоречий — осознание индивидом причины и следствия возникновения стрессов и конфликтных ситуаций, с последующим поиском компромисса.

Факторы социализации

Факторы влияющие на процесс социализации разделяются на три типа:

  • Микрофакторы — присущи первичной социализации в малых группах (распределение ролей в семье, коллективе на работе, в учебном заведении)
  • Мезофакторы — социализация личности в средней группе общества: этнические и религиозные особенности, среда или место проживания (город, село).
  • Макрофаткоры — принадлежность к большой группе общества: государство, культурные ценности.

Агенты социализации

Исходя из вышесказанного вполне понятно что социализация не может происходить сама по себе, ведь для передачи навыков и знаний необходимы структуры, выступающие в роли агентов передачи информации. В этой роли могут выступать, как отдельные люди, так и различные учреждения (детские сады, школы, университеты, религиозные общины, военные части и т. д.).

При этом можно выделить агентов первичной социализации (родители, близкие друзья, тренеры, учителя), а также агенты вторичной социализации (представители администрации учебных заведений, предприятий, правоохранительные органы, средства массовой информации).

Виды социализации

Поскольку социализация это процесс, сопровождающий нас всю жизнь, то вполне понятно, что в различные периоды она принимает ту или иную форму, иными словами социализация имеет несколько видов:

  • Полная социализация личности — полное соответствие индивида выбранной социальной группе, а также результативное выполнение заданных функций.
  • Неполная или частичная социализация личности — соответствие полученных навыков и умений необходимых для принадлежности к выбранной социальной группе.
  • Односторонняя социализация индивида — когда человек получил полный объем знаний и умений только в одной из сфер своей жизни, например в карьере, или только в семейных отношениях.
  • Десоциализация — отказ от выработанных навыков, ролей и моделей поведения
  • Ресоциализация — получение новых понятий, норм и правил поведения взамен отторгнутых старых, необходимое для достижения поставленных целей.

Источник: http://www.i-goddess.ru/v-garmonii-s-soboj/socializacija-lichnosti-agenty-mehanizmy-faktory-vidy-i-jetapy-socializacii-lichn

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности.

Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной – освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации– появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения.

В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы.

Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм – внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая(пенсионная) стадия – воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный'' в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные – ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями.

Обратите внимание

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет.

Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

  • – Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи.

    Социализация молодёжи – процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе. Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения… [читать подробнее].

  • – Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать… [читать подробнее].

  • – Этапы социализации

    Большинство социологов предполагают, что процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека. Сторонники менее распространенной точки зрения считают, что социализация завершается периодом взросления, зрелости. В связи с этим, вопросы этапов и стадий… [читать подробнее].

  • – ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: ОТ СТАНДАРТА К ИДЕАЛУ

    Естественно, что на первой ступени своего развития личность — пассивный объект общественного воздействия, которое воплощается в принятых в данном обществе стандартах, образцах и нормах мышления и поведения. Однако не следует считать, что на этом этапе личность… [читать подробнее].

  • – Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные… [читать подробнее].

  • – Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/sotsiologiya/view/425876_etapy_socializacii

    Социализация личности, периоды ее развития

    Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

    Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

    Социализация личности – процесс активного ее включения в общественную жизнь.

    При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

    Выделяют пять основных стадий социализации
    . Каждая из них имеет свои характерные особенности.

    1. Первичная социализация – стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности.

    Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
    2. Стадия индивидуализации – стремление к выделению.

    Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

    На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

    Важно

    Юношеский возраст (18-25 лет) – устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

    Читайте также:  Индетерминизм и детерминизм в философии кратко

    3. Стадия интеграции – стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям).

    Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы: – усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»; – отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;

    – конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

    4. Трудовая стадия социализации – наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

    Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

    5. Стадия послетрудовой деятельности – стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

    Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

    В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

    Совет

    На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

    Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается.

    Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека.

    Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

    Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности.

    Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста.

    Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

    На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру.

    Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот – спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности.

    Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

    Обратите внимание

    На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

    Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

    На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

    Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

    На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков.

    Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению.

    Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье.

    Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

    Важно

    На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

    Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно.

    Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения.

    В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

    Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

    Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию – человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

    Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере.

    Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье.

    Совет

    Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности.

    С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

    Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии.

    Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

    Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

    Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

    Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети: – трудновоспитуемы; – проявляют упрямство; – непослушание; – строптивость;

    – негативизм и др.

    Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

    Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

    Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

    Обратите внимание

    Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

    Теории социального научения – процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения.

    Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление – реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» – научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей.

    Огромное значение имеет самоподкрепление – когда человек сам себя подкрепляет.

    Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

    Когнитивистские теории – социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

    Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

    Копирование – повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок). Подражание – непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей.

    Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации. Имитация – осознанное стремление копировать определенную модель поведения.

    Важно

    Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

    Имитация и идентификация – позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

    Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

    Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

    Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, – это значит, что вас мучает собственная совесть.

    Ресоциапизация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

    Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия.

    Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

    Совет

    В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

    Просоциальное поведение – поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо.

    Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.

    ; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

    К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

    Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков.

    Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных.

    Читайте также:  Позитивная психотерапия - методы и техники

    У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

    Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

    Источник: https://psyera.ru/socializaciya-lichnosti-periody-ee-razvitiya-189.htm

    Социализация личности, ее этапы и формы

    Санкт-Петербургский  юридический институт МВД РФ

    Новгородский  факультет заочного обучения

    Социализация  личности, ее этапы и формы

    контрольная работа по курсу «Социология»

    Выполнил:

    следователь СО при Демянском РОВД

    мл. лейтенант юстиции

    слушатель IV курса 3 группы

    Новгородского ФЗО

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Домашний  адрес: ХХХХХХХХХХХХХХХ

    Новгородская  область

    ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

    Домашний  телефон ХХХХХ

    Рабочий телефон ХХХХХ

    Великий Новгород

    2001 

    План

    Понятие личности. Личность и общество

    Что такое личность? Для  того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

    Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

    Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

    Обратите внимание

    Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».

    Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».

    При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно.

    Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох.

    Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии.

    Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества.

    Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

    Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое.

    Важно

    Основная проблематика социологической  теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками.

    Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.

    Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е.

    не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Самосознание личности трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к действию.

    Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Зачинателями этой теории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию активно разрабатывал В.А. Ядов.

    Диспозиционная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения.

    Они включают в себя: 1) концепцию жизни и ценностные ориентации; 2) обобщенные социальные установки на типичные социальные объекты и ситуации; 3) ситуативные социальные установки как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

    Совет

    Низшие – поведение в определенных сферах деятельности, направленности поступков в типичных ситуациях. Высшие личностные диспозиции, будучи продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потребностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания  сущности социальных явлений, системы  взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом. представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

    В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей.

    В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей необходимо дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм.

    Личность и основные факторы ее развития

    Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.

    С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

    Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности.

    В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные фактора формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В.

     Ядовым: «Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения»1. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

    Основные факторы, оказывающие  влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

    На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе.

    Обратите внимание

    Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт.

    Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

    Социализация личности

    Этапы социализации

    Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт.

    Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира.

    Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

    Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

    Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

    1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
    2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
    3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

    Одним из первых выделил  элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент.

    Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

    В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

    Французский психолог Ж.

    Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

    Важно

    Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

    Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

    Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации.

    Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.

    Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

    Групповой опыт

    В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела.

    Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, пальцы или руки.

    Обособление личности сначала  от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама.

    Совет

    Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом.

    Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного «Я». Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями.

    Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

    То, что личность развивается  не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных.

    Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ.

    Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

    Источник: http://stud24.ru/sociology/socializaciya-lichnosti-ee-jetapy-i/452454-1711761-page1.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector