Средства общения людей – невербальные и вербальные

Вербальные и невербальные средства общения

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 64Следующая ⇒

Общение—понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жес­тов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной, перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальности стороны тесно связаны между собой и не существуют изоли­рованно друг от друга.

В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербаль­ные и невербальные средства общения.

Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы че­ловеческую речь, естественный звуковой язык.

Обратите внимание

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообще­ния. Более того, посредством речи участники общения особым способом воз-112

действуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определенного изменения поведения.

Помимо произнесения слов вербальное общение предполагает:

□ восприятие и понимание;

□ реакцию на речь окружающих;

□ умение соблюдать очередность в разговоре;

□ способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих по­требностей — социальных, эмоциональных и материальных;

□ способность выражать свои желания — сначала жестами, позже отдель­ными словами, затем словосочетаниями;

П способность болесточно выражать свои мысли с помощью граммати­чески правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т. п.;

□ способность отчетливо произносить самые разные звуки — разрабаты­вает артикуляцию;

□ способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожи­дая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность скла­дывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

Большинство детей самостоятельно справляется с языковыми трудностя­ми, но это происходит отнюдь не автоматически. Им помогают родители — сознательно или бессознательно. Они приспосабливают свой язык к возмож­ностям ребенка, к уровню его развития и своей реакцией на его речь показыва­ют ему, как нужно говорить и как могут быть вознаграждены его попытки всту­пить в контакт или поддержать его.

В тех случаях, когда нарушение в психическом развитии затрудняет ребен­ку и молодому человеку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи.

Необходи­мо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше.

Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению, какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, и внимание к тому, что он пыта­ется выразить, и реакция на эти попытки.

Большинство людей с серьезными психическими нарушениями могут на­учиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным средствам общения.

Можно выделить четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему. Это кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантоми­мику. Эта система предстает как свойство общей моторики различных частей тела (рук — и тогда мы имеем жестикуляцию; лица — мимику, позы — панто­мимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмо­циональные реакции.

Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добав­ки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапа­зон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например, по­кашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.

Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представ­ляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций об­щения.

Важно

Восприятие человека и формирование первого впечатления о нем является начальным этапом общения. Реальные основания для понимания другого че­ловека по его внешности и элементам поведения действительно есть.

Это дос­товерно установлено психологическими исследованиями.

В них показано, что почти все детали внешнего облика человека могут нести информацию о его эмоциональных состояниях, отношении к окружающим его людям и к людям вообще, о его отношении к себе, о том, как он чувствует себя в общении в дан­ной ситуации.

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, а также различные сочетания этих факторов — все это имеет определенное социально-перцептив­ное содержание и несет информацию о его внутренних состояниях и характе­ристиках. Внешний облик человека, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов является важнейшим фактором неречевого воздействия. Выражение лица — это своего рода визитная карточка внутреннего мира че­ловека. Посредством одной только мимики можно расположить партнера к общению или оттолкнуть его.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движение рта, движения лица в области носа, также определяется степенью подвижности этих частей лица. Первое и глав­ное, что отражается в мимике человека, — это эмоции.

Причем важно отме­тить большие «способности» людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний — одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку не­сут брови и область вокруг рта (губы).

Например, «до предела» поднятые брови оцениваются как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину под­нятые — удивление, чуть-чуть нахмуренные — задумчивости, сосредоточенно­сти; сильно нахмуренные — гнева.

Обсуждая информацию, которую можно прочесть с «лица человека», необ­ходимо сказать о роли направления взгляда. Взгляд — очень важный показатель в общении, он связан с формированием высказывания и трудностью этого про­цесса.

Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше. Когда трудность преодолевается — больше.

Во­обще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — толь-

ко чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.

Совет

Наибольшей силой эмоционального воздействия обладает улыбка. Она спо­собна без слов выражать радость и удовольствие от общения и, следовательно, может усиливать стремление собеседников к общению, улучшать их взаимо­отношения.

Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформатив­ным, а тело выступает в качестве главного источника информации для партнера.

Поэтому в общении важно знать о том, какую информацию можно полу­чить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движе­ния, так как жесты, позы, стиль поведения таят в себе очень много информа­ции. Многочисленными исследованиями, проведенными в последние 30 лет, показано, что практически все люди умеют хорошо «читать» позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно мно­го. Прежде всего, важно количество жестикуляций.

Несмотря на то что нор­мальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (боль­ше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности.

Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полно­го понимания между партнерами, особенно если оно почему-либо затруднено.

Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «напо­леоновская» поза — стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упира­ются в подбородок, и т. п.

) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнером. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психоло­гического комфорта.

Имеются ясно читаемые позы раздумья (поза роденовс-кого мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указатель­ный палец вытянут вдоль виска).

Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперед к собеседнику, если же он не очень заинтересован, то откидывается назад.

Обратите внимание

Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряженном со­стоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаб­лен, спокоен, он будет находиться в свободной непринужденной позе. Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических со­стояний.

Значение и смысл поз (также, как и остальных элементов поведения) могут быть понятны любому человеку. Вряд ли нужно специальное обучение, чтобы понять: если человек весь как-то скрючен, зажат, напряжен, то ему скорее пло­хо, чем хорошо. Если в движениях и позах чувствуется необыкновенная лег­кость, он раскрепощен, свободен, — вероятно, у него хорошее настроение.

Может быть понято и значение общего рисунка походки — моментов встава­ния, усаживания, то есть значение стиля передвижения и изменения поз.

Походка, например, является одним из важнейших ключей к пониманию внут­реннего состояния человека. Походка строго индивидуальна, поэтому так узнава­ема. Вместе с тем в походке хорошо видны многие характеристики человека.

По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмоциональное состояние ее владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем са­мая «тяжелая» походка при гневе, самая большая длина шага — при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», а если он счастлив — он «летит», у него более частые и легкие шаги.

Умение читать информацию, которую несут в себе жесты, движения, позы, важно, поскольку оно позволяет лучше понимать состояние собеседника и кон­тролировать внешнее проявление переживаний.

Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных осо­бенностей говорящего необходимо также знание звуковых особенностей речи: громкости и высоты звука, темпа, ритма речи, назализации, пауз, интонации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим, и тем, как мы говорим, суще­ствуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.

Итак, за последнее время проведено много исследований, посвященных выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями чело­века, и тем, как они выражаются внешне.

Важно

На их основе можно сделать следую­щие выводы: информация, заключенная в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически все­ми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта.

Поэтому родите­лям и педагогам, работающим с «особыми» людьми, следует обращать внима­ние на развитие не только вербального, но и невербального общения.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

⇐ Предыдущая13141516171819202122Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x57a6.html

Вербальные и невербальные средства общения

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1461132847.ppt («Вербальные и невербальные средства общения»)

Тема урока 2: « Вербальные и невербальные средства общения »

Проблема урока: Научиться «читать других людей  как книгу

Цели урока:

– актуализировать понятие “общение ” в ходе познавательной деятельности учащихся

– способствовать развитию мыслительных процессов, навыков рефлексии.

-создать условия для  рассмотрения  человека в общении как проявление знаков внимания

– создать условия для развития познавательных, творческих способностей

– способствовать развитию умения определять знаки внимания проявляющихся в процессе совместной деятельности и необходимых для достижения положительного результата.

– помочь учащимся оценить свою степень общительности, определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок- лекция

Средства обучения: ПК, слайдовая презентация « Вербальные и невербальные средства общения» (приложение 3), карточки – задания (приложение 7)

Методы обучения: словесный; наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений), интерактивный метод

Межпредметные связи: Деонтология, геронтология, производственное обучение.

Ход урока:

1.Сообщение темы и  проблемы урока, плана работы на уроке:

 – Сегодня   на уроке  продолжаем  тему предыдущего урока. Каждый из нас с разными людьми общается по-разному. Это зависит от человека, с которым общаешься, или от ситуации общения.

Слайд 1, 2

-Наш план работы:

1.         Средства общения.

Читайте также:  Типы темперамента - характеристика, определение, тест

2.         Вербальные средства общения.

3.         Невербальные средства общения.

4.         Общение как восприятие людьми друг друга.

5.         Методы психологического воздействия.

2. Упражнение – разминка « Спина к спине».

Учащиеся садятся на стульях спиной друг к другу, выбирают тему и общаются. Затем происходит обмен впечатлениями.

Слайд 3

Обсуждение. Было ли вам удобно общаться? Почему? Насколько важно внимание к собеседнику при общении?

– Каждому из нас при разговоре хочется, чтобы его внимательно слушали, — это приятно, чувствуется, что тебя воспринимают всерьез, не как пустое место, собеседник искренне интересуется тобой и тем, что ты говоришь.

Как определить, насколько сильно собеседник вовлечен в предмет разговора, действительно ли его волнуют обсуждаемые вопросы? С другой стороны, как дать почувствовать приятному тебе человеку, что ты заинтересован в общении с ним, в выслушивании его точки зрения и понимании того, что он хочет сказать? То есть, как понять внимательно или невнимательно тебя слушают и как самому проявить внимательность или невнимание в разговоре?

3. Тест «Понимаете ли вы язык мимики?»

Слайд 4

Предлагаю проверить себя! На плакате двенадцать выра­жений лица, в которых закодировано двенадцать эмоциональных состо­яний. Попытайтесь их расшифровать, а после я открою правильные отве­ты, и каждый сравнит свой ответ с ключом:

Слайд 5,6

Ключ

1) Безразличие; 2) враждебность; 3) веселье; 4) сильная злость;

5) грусть; 6) застенчивая радость; 7) плохое самочувствие; 8) злость;

9) бурная радость; 10) глубокая печаль; 11) скепсис; 12) скорбь.

       Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение.

Слайд 7

4. Лекция – информация « Вербальные  и невербальные средства общение. Активное и пассивное слушание »

Слайд 8

-Общение – это любое взаимодействие людей.  Слайд 9 Средства общения могут быть вербальным и невербальным. Если вербальная коммуникация – это язык слов, то невербальная ком­муникация – это язык чувств.

 Конечно же главную роль в общении играет речь. В процессе “говорения” важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д.

Еще древние философы отмечали, что ведение беседы — настоящее искусство.

Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Слайд 10

К вербальным  средствам общения относятся:

– Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка.

– Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

Слайд 11,12

К невербальным средствам относятся:

-Мимика – движение мышц лица, – отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

-Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

Приведите примеры из жизни где вы применяете вербальное и невербальное общение?

Совет

Что же человек чувствует, демонстрируя тот или иной жест? Как он относится к человеку, партнеру по взаимодей­ствию? Насколько он искренен (честен) с вами?

Американские психологи Джерерд Ниренберг и Генри Калеро в своей книге «Читать человека – как книгу» приводят группы жестов, выража­ющие различные позиции человека в процессе общения. Слайд 13

Слайд 14

Жесты искренности. Среди жестов, обозначающих искренность, мож­но выделить следующие: раскрытые руки ладонями вверх; пожимание плечами, сопровождающиеся жестом раскрытых рук (обозначение откры­той натуры); расстегивание пиджака (доброжелательно настроенные по отношению к вам люди часто расстегивают или даже снимают пиджак в вашем присутствии).

Слайд 15

Жесты защиты. Это наша реакция на возможную угрозу для нас в конфликтной ситуации. Если собеседник скрестил руки, сжал кулаки, то это первый признак защитной реакции.

Слайд 16

Жесты оценки.

Жесты, имеющие отношение к задумчивости и мечта­тельности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся на руку, обычно глубоко погружены в раздумья); жесты критической оценки — подборо­док опирается на ладонь, указательный палец вытягивает вдоль щеки; собеседник сидит на крае стула, локоть на крае стола, наклоненная голо­ва – жест внимательного слушания; почесывание подбородка (при при­нятии решения); протирание стекол очков, манипуляция с ручкой, ка­рандашом – жесты размышления и паузы; расхаживание, пощипывание переносицы, потирание кончика носа может свидетельствовать о размыш­лениях, психоэмоциональном напряжении.

Слайд 17

Жесты скрытности: рука прикрывает рот, избежание прямого визу­ального контакта; потирание мочки уха.

Слайд 18

Жесты доминантности. Превосходство может быть выражено скре­щенными на груди руками и поднятым вверх подбородком, расставлен­ными на ширине плеч ногами и заведенными за спину скрещенными ру­ками, когда собеседник облокачивается широко расставленными руками на край стола и смотрит на вас сверху вниз.

Жесты готовности: руки на бедрах. Вариация этой позы в положении сидя – человек сидит на краю стула, локоть одной руки и ладонь другой опираются на колени.

Обратите внимание

Жесты неуверенности: манипуляции с пальцами рук, с ручками и ка­рандашами. Другие жесты этой группы — переплетенные пальцы рук, при этом большие пальцы нервно потирают друг друга; пощипывание кожи; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть.

Слайд 19

Жесты фрустрации: потирание рукой шеи, желание освободится от туго затянутого галстука (потирание ворота рубашки), тесно сцепленные напряженные руки, поправление элементов одежды, прически.

Слайд 20

Жесты нервозности: покашливание, прочищение горла.

Жесты скуки: постукивание по полу ногой или щелканье колпачком ручки; голова в руке, то есть рука служит подпоркой голове, «отсутству­ющий» взгляд; машинальное рисование на бумаге; пустой взгляд («я смот­рю на вас, но не слушаю»)

Слайд 21

Жесты доверчивости: пальцы соединяются наподобие купола.

Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, ноги со скрещенными лодыжками, кисти рук напряженно сжимают подлокотники кресла.

Слайд 22 -30

– Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать.

Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним.

Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других “невербальных мелочей”, таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

Слайд 31,32

– Слушать можно по-разному. Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание, при нем участие в общении минимально.

Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса.

 Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений».

Важно

Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть». Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием.

Вопросы:

Что такое общении?

Примеры вербального и невербального общения».

Что такое пассивное слушание? Ответ предлагается дать в письменном виде.  Оценку  за работу педагог озвучивает на следующем занятии.

4. Компьютерное тестирование: « Какой я в общении» (Приложение 4)

– Слово «диагноз» скорее медицинское, чем психологическое, но для нас оно будет означать возможность узнать о себе что – то новое. Я думаю вам будет интересно получить исходную информацию об уровне вашей общительности. Мы это сделаем с помощью теста « Какой я в общении?»

5.Самостоятельная работа учащихся:

Работа   с карточкой – заданием:

-Сейчас   все, прочитают  предложенные диалоги  и затем ответят на вопрос, какой  вид общения использует каждый из участников диалога.

Диалог 1.

– Подскажите, пожалуйста, как пройти в библиотеку!

– Дойдете до конца улицы, повернете направо и увидите трехэтажное здание библиотеки.

– А на автобусе я смогу туда добраться?

– Да, вам нужен третий номер.

– Спасибо!        (отстраненный стиль общения)

Диалог 2.

– Привет! Ты не хочешь пойти со мной в кино?

– Что-то не очень хочется.

– А почему? Настроение плохое? Давай сходим, заодно развеселишься!

– Ну хорошо, уговорил     (дружеский стиль общения)

Диалог 3.

– Почему ты не вымыл посуду?

– Я опаздываю на тренировку.

– Я тебе еще раз повторяю, пока ты не закончишь уборку, я тебя никуда не пущу!

(подавляющий стиль общения)

Диалог 4.

– Я считаю, что в данном уравнении необходимо применить именно это правило.

– Это совершенно правильно! Наконец-то мы нашли верное решение.

– Может быть, теперь мы сможем отдохнуть и сходить погулять?

– Я рад, что ты предложил это, потому что я очень люблю прогулки!

(делов ой, дружеский стили общения)

Слайд 34

6.Рефлексия:

Я –

Понял…

Узнал…

Задумался…

Удивился…

Хочу похвалить…

Похвалю себя за ….

 Каждому полезно подумать над словами выдающегося бизнесмена Генри Форда: «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

7. Домашнее задание:  Дается задание: перечислить и записать слова, которые следует использовать для общения с определенной категорией людей в различных ситуациях:

в качестве приветствия (утреннего, вечернего);

для вежливой просьбы;

для приглашения в гости, театр, кино;

для утешения в трудную минуту;

в телефонном разговоре.

1-я группа записывает слова для общения с родственниками больного человека; 2-я группа – с друзьями; 3-я группа – с больным пожилым человеком ; 4-я группа – со знакомыми; 5-я группа – с незнакомыми людьми.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/verbalnie_i_neverbalnie_sredstva_obsheniya_082112.html

Вербальные и невербальные средства общения

Когда люди контактируют друг с другом, они пользуются вербальным и невербальным способами общения.

Что же это такое? Вербальным общением называют нашу речь, информацию, передаваемую через органы слуха. Этот вид общения не вызывает доверия, поскольку люди могут как говорить правду, так и лгать.

А вот невербальный способ общения (язык мимики и жестов) достаточно надёжный, ему можно довериться на 99%. 

В чем заключается суть вербального общения?

Вербальные средства общения

Осуществление вербального общения происходит при помощи слов. К вербальным средствам коммуникации относят человеческую речь. В зависимости от того, какие намерения имеют коммуниканты (рассказать какую-либо информацию, выразить личное мнение, побудить к какому-нибудь действию, договориться о чем-то) возникают различные речевые тексты.

Система языка реализуется как в устной, так и в письменной речи.

Итак, языком называют систему знаков и способов их соединения, служащую орудием для того, чтобы выразить мысли и чувства людей. Язык — важнейшее средство человеческого общения.

Невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства коммуникации не могут существовать друг без друга, ведь только вместе они способны в полной мере выразить нашу мысль, то есть не только словесно, но и эмоционально.

У каждого народа есть собственные жесты, означающие в разных культурах противоположные вещи. Тем не менее, их можно поделить на группы, выражающие согласие, запрет, приветствие.

Также не стоит забывать об:

1) иллюстрирующих жестах – указаниях, отмашках;

2) регулирующих жестах – кивках, махах головой;

3) жестах-эмблемах – сжатых руках, обозначающих приветствие и т.п.;

4) адаптирующих жестах – прикасаниях, поглаживаниях, перебираниях предметов;

5) жестах-аффекторах, выражающих эмоции;

6) микрожестах – покраснениях лица, подергиваниях губ.

Еще одним значимым средством вербального и невербального языка является мимика. С помощью мимики человек может подтвердить или опровергнуть слова, которые были сказаны.

Читайте также:  Почему хочется сладкого - причины, чего не хватает в организме

Психологи говорят, что если один собеседник не видит лица другого, то он теряет 15% нужной информации. В данном случае стоит упомянуть о популярном в настоящее время варианте общения — социальных сетях, чатах.

Можно неправильно понять человека, с которым переписываетесь, только потому, что вы не видели его мимику лица во время написания сообщения. Благодаря ей, можно многое узнать об эмоциональном состоянии человека.

Также стоит обращать внимание на позу человека во время вербальной и невербальной речи. К примеру, если собеседник на протяжении разговора скрещивает руки или ноги, то это свидетельствует о его попытках закрыться от вас, потому что вы не вызываете доверия или же он просто боится. Из этого следует, что наблюдая за позой человека, можно узнать для себя скрытую информацию.

Особого внимания требует взгляд, он бывает самым разнообразным:

1. Если взгляд зафиксирован около лба собеседника, то предстоит серьезная беседа. Такой вариант называется деловым.

2. Если взгляд находится между линией глаз и губ, то он называется светским.

Совет

3. Если взгляд остановлен в области декольте, шеи либо губ, то он зачастую означает сексуальный интерес и называется интимным.

4. Если собеседник смотрит на вас искоса, то это говорит о его недоверии к вам.

Вербальное общение значительно отличается от невербального, однако, вместе они дают больше информации, чем по-отдельности. Пользуясь только одним способом общения, невозможно добиться от собеседника полной информации.

Во время разговора человек пользуется умом и логикой для того, чтобы поступающая информация была понята. А для того, чтобы воспринять невербальное общение нужно использовать интуицию. Очень часто у людей получается солгать словами, а вот мимика и жесты выдают любую ложь, главное – уметь их читать.

Источник: https://webdiana.ru/jenskoe-zdorovye/psihologia/4540-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obscheniya.html

Вербальные и невербальные средства общения

Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. А.

Пиз в своей книге «Язык телодвижений» приводит данные, полученные А.

Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38%, а за счет невербальных средств – на 55%.

В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

Наиболее значимые невербальные средства – кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.

С мимикой очень тесно связан взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Если человек возбужден, или заинтересован чем-то, или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело – главным источником информации для партнера. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Обратите внимание

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека.

Следует отметить, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.

) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Существуют ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску).

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад.

Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

  • коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
  • модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.п.);
  • описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

Походка человека – стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, вялая, угнетенная походка – при страданиях, самая большая длина шага – при гордости.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Источник: http://www.easyschool.ru/lectures/imagology/verbina-imidhelogiya/verbalnie-i-neverbalnie-sredstva-obsheniya

Невербальная и вербальная коммуникация. Вербальные и невербальные средства коммуникации :

Каждый человек является социальным существом. Мы не можем жить без общения. Рождаясь, ребенок уже попадает в социальную группу, состоящую из медперсонала и мамы.

Взрослея, он общается с родными, друзьями, приобретая постепенно все необходимые социальные навыки. Невозможно прожить качественную жизнь без общения. Но это не такой легкий процесс, как кажется на первый взгляд.

Общение имеет многоуровневую структуру и особенности, которые нужно учитывать при передаче или принятии информации.

Общение как способ осуществлять жизнедеятельность для человека

Известные психологи определили, что человек в своей жизни осуществляет два вида контактов:

Эти контакты и называются общением. Определений этому понятию множество. Общением называют:

  • особую форму взаимодействия людей и их межличностные отношения;
  • дружескую или деловую взаимосвязь человека с другим человеком;
  • взаимодействие группы людей (начиная от 2 человек) для осуществления обмена информацией, познания окружающего мира, которое может носить аффективно-оценочный характер;
  • процесс беседы, разговор, диалог;
  • психический контакт между людьми, который проявляется с помощью чувства общности, выполнения совместных действий, обмена информацией.

Чем отличается коммуникация от понятия общения

Общение охватывает все стороны человеческих контактов. Это и контакты с природой, и с соседями, и на работе. Коммуникация же подчиняется определенным требованиям и правилам. Это понятие предполагает конкретные цели для общения, которые есть как минимум у одной из сторон коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация (речь – ее главное средство) подчиняется строгим правилам, в зависимости от ее вида. Коммуникатор (человек, который принимает активное участие в процессе коммуникации) имеет конкретные задачи, которые призваны повлиять на другого участника беседы. Этот процесс более уместен в деловом общении.

Именно поэтому существует понятие “вербальная деловая коммуникация, которая применима только в служебном общении и предполагает словесный обмен информацией.

Два основных вида коммуникации

Процесс обмена информацией и влияния на всех участников общения делится на две большие группы. В этих группах должны осуществляться все функции общения, иначе оно не будет продуктивным.

Вербальная коммуникация предполагает словесную передачу информации. В этом процессе кто-то говорит, а кто-то слушает.

Невербальная коммуникация происходит за счет осуществления оптикокинетической системы знаков. Здесь уместны жесты, мимика, пантомимика, особое внимание уделяется тону и интонации, происходит контакт глазами. Такой способ общения внешне выражает внутренний мир человека, его личностное развитие.

Вербальная коммуникация – что это?

Вербальное общение мы используем чуть ли не каждую минуту нашего взаимодействия с людьми. Мы постоянно обмениваемся информацией, кого-то поучаем, выслушиваем поток слов сами и так далее. Вербальная коммуникация подразумевает слушание и говорение. В процессе такого общения определяется своя структура, в нем принимают участие:

  • “Что?” – сообщение.
  • “Кто?” – коммуникатор.
  • “Как?” – конкретные каналы передачи.
  • “Кому?” – объект коммуникации.
  • “Какой эффект?” – влияние собеседников друг на друга, которые преследуют определенные цели для коммуникации.

Средства этого вида коммуникации

Вербальные средства коммуникации включают в себя речь, язык, слово. Язык – как способ общения для людей и передачи информации – появился очень давно. Он является инструментом коммуникации. Слово же языка – это знаковый символ, который может иметь несколько значений одновременно.

Вербальная коммуникация не может обходиться без речи, которая бывает устной и письменной, внутренней и внешней и так далее. Нужно отметить, что внутренняя речь не является средством передачи информации. Она не является доступной для окружающих людей.

Поэтому вербальная речевая коммуникация не включает ее в свою систему средств.

Речь помогает человеку кодировать определенную информацию и передавать ее собеседнику. Именно через нее информатор влияет на своего собеседника, внушая ему свою точку зрения. В то время как собеседник по-своему может ее воспринять. Здесь и начинают работать основные функции и вербальные средства коммуникации.

Ее формы

К формам речевого общения относят устную и письменную речь, а также такие формы взаимодействия, как монолог и диалог. В зависимости от развития событий, устная речь может приобретать признаки диалога или монолога.

Формы вербальной коммуникации включают в себя разные типы диалогов:

  • фактический – обмен информацией с реципиентом только с одной целью – поддержки разговора, иногда это воспринимается как ритуал (например, когда вопрос “как дела” не предполагает слушания ответа);
  • информационный – активный процесс обмена информацией, выступление или обсуждение какой-либо важной темы;
  • дискуссионный – возникает, когда появляется противоречие в двух и более точках зрения на одну и ту же проблему, цель такого диалога – повлиять на людей для изменения их поведения;
  • исповедальный – доверительный вид диалога, который подразумевает выражение глубоких чувств и переживаний.

Монологи в повседневной жизни встречаются не так часто, как диалоги.

Вербальная и невербальная коммуникация может присутствовать в монологе, когда во время доклада или лекции человек не только предоставляет информацию, но и сопровождает ее мимикой, жестами, повышенным тоном и изменяющейся интонацией.

В этом случае и слова, и жесты становятся определенным кодом передаваемого сообщения. Для эффективного восприятия этих кодов, необходимо их понимать (русскому человеку сложно понять китайца, так же как определенные жесты непонятны простому обывателю).

Виды вербальной коммуникации

Речевое общение имеет свои виды. Основные из них мы уже перечислили – это речь во всех ее проявлениях, диалог, монолог. Особенности вербальной коммуникации заключаются в том, что она вмещает в себя еще частные виды общения.

  1. Разговор – это речевой обмен мнениями, мыслями, знаниями. В этом процессе могут участвовать двое и больше людей, которые общаются в непринужденной обстановке. Разговор используется тогда, когда освещается какая-либо проблема или проясняется какой-либо вопрос.
  2. Собеседование немного отличается от разговора формальностью. Темами собеседований являются узкие профессиональные, научные или общественные вопросы.
  3. Диспут – спор на научные или какие-либо общественно важные темы. Этот вид также входит в понятие “вербальная коммуникация”. Общение в рамках диспута между людьми ограничено.
  4. Дискуссия, в свою очередь, тоже публичная, но в ней важен результат. Здесь обсуждаются разные мнения по поводу конкретного вопроса, предъявляются разные точки зрения и позиции. В результате все приходят к какому-то одному мнению и решению спорного вопроса.
  5. Спор – противостояние мнений, своего рода, словесная борьба с целью отстаивания своего мнения.

Особенности процессов речевой коммуникации

Процессы вербальной коммуникации могут проходить с определенными трудностями. Так как в таком общении участие принимают двое и больше людей, со своей интерпретацией информации, то могут возникнуть непредвиденные напряженные моменты. Такие моменты называются коммуникативными барьерами. Таким барьерам подвержены и вербальные, и невербальные средства коммуникации.

  1. Логический – барьер на уровне логики восприятия информации. Он возникает, когда общаются люди с разными типами и формами мышления. От интеллекта человека зависит принятие и понимание предоставляемой ему информации.
  2. Стилистический – возникает при нарушении порядка предоставляемой информации и несоответствии ее формы и содержания. Если человек начинает новость с конца, у собеседника возникнет непонимание цели ее представления. Сообщение имеет свою структуру: сначала возникает внимание собеседника, затем его интерес, от него идет переход к основным положениям и вопросам, а уже потом появляется вывод из всего сказанного.
  3. Семантический – такой барьер появляется при общении людей с разной культурой, несоответствии значений используемых слов и смысла сообщения.
  4. Фонетический – этот барьер возникает при особенностях речи информатора: нечеткости говорения, тихой интонации, смещения логического ударения.
Читайте также:  Как флиртовать с девушкой правильно - примеры

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение является внешней формой проявления внутреннего мира человека. Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени.

Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%.

Важно

Мы видим, что невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.

Основными средствами общения без слов являются жесты, мимика, пантомимика, системы контакта глазами, а также определенная интонация и тон голоса. К основным средствам невербальной коммуникации относятся также позы человека. Для того, кто умеет их интерпретировать, позы могут сказать многое об эмоциональном состоянии человека.

Особенности невербальной коммуникации

В общении без слов важно все: как человек держит спину (осанка), на каком расстоянии он находится, какие у него жесты, мимика, позы, взгляды и так далее. Существуют определенные зоны невербального общения, которые определяют эффективность общения.

  1. Публичная – более 400 см от информатора, такое общении часто используется в аудиториях и во время митингов.
  2. Социальная – 120-400 см расстояния между людьми, например, на официальных встречах, с людьми, которых плохо знаем.
  3. Личная – 46-120 см, беседа с друзьями, коллегами, имеет место визуальный контакт.
  4. Интимная – 15-45 см, общение с близкими, можно говорить не громко, тактильный контакт, доверие. При насильственном нарушении этой зоны может повыситься АД, участиться сердцебиение. Такое явление может наблюдаться в сильно наполненном автобусе.

Вербальная и невербальная коммуникация – процессы, которые помогут достичь эффективности в переговорах, если не нарушать эти зоны.

Язык жестов

Жестами принято называть социально отработанные движения, которые могут передавать эмоциональный настрой человека. Существует очень большое количество жестов, и все они классифицированы по цели передачи информации человеком и его внутреннему состоянию. Жесты бывают:

  • иллюстраторы (дополняют сообщение);
  • регуляторы (видно отношение человека);
  • эмблемы (общепринятые символы);
  • аффекторы (передача эмоций);
  • оценки;
  • уверенности;
  • неуверенности;
  • самоконтроля;
  • ожидания;
  • отрицания;
  • расположения;
  • доминирования;
  • неискренности;
  • ухаживания.

По тому, как человек себя ведет во время разговора, можно определить его внутреннее состояние, насколько он заинтересован в обмене информацией, а также есть ли искренность.

Мимика человека

Мимика человека также является способом информирования. При неподвижности лица теряется 10-15% всей информации. Если человек обманывает или что-то скрывает, тогда его глаза встречаются с глазами собеседника менее трети времени всего разговора.

Левая сторона лица человека чаще выдает эмоции. С помощью глаз или искривлений губ подаются точные сообщения о состоянии человека. Это происходит за счет поведения зрачков – их сужение и расширение находится вне нашего контроля.

Когда мы испытываем эмоции страха или симпатию, зрачки характерно изменяются.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-neverbalnaya-i-verbalnaya-kommunikaciya.html

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

  • речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);
  • неречевому (невербальному).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы
  2. и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  3. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  4. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
    2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
    3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
    4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.

е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

  1. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  2. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

  1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

  1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
  4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е.

глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Взгляд бывает:

  • деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;
  • светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;
  • интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;
  • взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п.

Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение).

Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

  1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».
  4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).
  5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.
  6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты.

Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и др.;
  • жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;
  • жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (см.: Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М., 1990).

Источник: https://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/135-verbalnye-i-neverbalnye-sredstva-obshheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector