Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Профилактика суицида: причины, виды суицидального поведения

Суицид (самоубийство) – это смерть, наступившая по неестественным причинам в результате повреждений, нанесенных добровольно самому себе. Суициду подвержены в равной степени люди различных социальных слоев, культур, вероисповеданий и возрастов. Профилактика суицида в этом отношении имеет огромное значение.

Суицид как социальная проблема

Это крайне опасное поведение, к которому приводит невозможность разрешения сложных жизненных ситуаций.

Чаще проявлениям суицидального поведения подвержены молодые люди от 14 и до 16 лет, а также мужчины среднего возраста (40–50 лет). Среди женщин и студентов суицид встречается реже, но он чаще ведет к смерти.

Обратите внимание

При этом только каждый пятый высказывает свои мысли вслух, что затрудняет предотвращение трагедии.

По статистике, в год кончают жизнь самоубийством около 3 тысяч человек, из них большая часть несовершеннолетних, и это, не считая попыток. Изучением проблемы и профилактикой суицида среди молодежи и студентов занимаются медицинские и социальные работники, психологи, педагоги.

Патологическое поведение и его этиология

Вполне излечимой и контролируемой предпосылкой суицидального действия является депрессия. Другие причины заключаются в следующем:

  • социальная незащищенность, финансовый крах, разочарования в жизни, потеря близких людей;
  • особенности нервной системы (агрессия, повышенная импульсивность);
  • физическое насилие в детском возрасте, стрессы (алкоголизм или развод родителей, телесные наказания);
  • наличие неизлечимой болезни, сопровождающейся болью, особенно среди пожилых;
  • перепады настроения и поведения, связанные с приемом алкогольных напитков и психотропных препаратов;
  • психическая неустойчивость, расстройства личности;
  • психотравмирующие поведение, отсутствие понимания близких людей, неприятности в школе у подростков;
  • заниженная самооценка, трудности в общении, безответная любовь у школьников и студентов.

У подростков страх перед смертью и восприятие ее формируется ближе к 18 годам. Поэтому суицид для детей не означает конец. Молодые люди не в состоянии оценивать жизнь. Неустойчивая психика, депрессивное поведение, чувство ненужности, ранняя половая жизнь, разочарование в семейных отношениях, отсутствие идеологии и цели зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Типы суицидального поведения

Различают несколько типов суицидального поведения. Демонстративный суицид больше характерен для подростков и студентов.

Это театрализованное представление, шантаж с целью добиться сочувствия, избежать наказания, разжалобить кого-либо. Обычно сцена разыгрывается в том месте, где находится человек, которому она адресована.

Опасно, если такое поведение может привести к плачевным последствиям. Количество попыток демонстративного суицида в 15 раз больше, чем исполненных.

При аффективном типе суицидального поведения попытка совершается под действием обиды или гнева. Возможна демонстрация, длящаяся от нескольких минут до суток.

Истинный суицид обычно обдумывается и подготавливается заранее. Человек задумывается о смысле жизни, замыкается в себе, ведет дневник. Он планирует предстоящие действия до мелочей, оставляет прощальную записку для родных или друзей. Так как разрабатывается план действий, попытка часто приводит к смерти.

Методы суицидальных попыток

Причины суицидального настроения кроются в отсутствии теплых эмоциональных связей детей и родителей. Ложное поведение более характерно для детей и подростков, алкоголиков и наркоманов. Основная цель – шантаж, добыча денег или материальных ценностей любым способом. Человек пытается порезать вены, принять неядовитые препараты или повеситься, но так, чтобы не нанести себе вред.

Чаще всего самоубийцы выбирают отравление медикаментами, токсичными и сильнодействующими веществами. В качестве попытки самоубийства стрельбу и повешение используют редко. Оружие мужчины выбирают чаще, нежели женщины, которые предпочитают прием препаратов. Истинное суицидальное поведение подростков заканчивается повешением или прыжком с высоты.

Для самоубийства предпринимают падение автомобиля в пропасть или разборки с сотрудником полиции, вынуждающие последнего стрелять на поражение. Суицидальное поведение может продолжаться от нескольких минут до нескольких месяцев, чаще встречается у детей подросткового возраста и студентов. Особенно подвержены ему брошенные дети, живущие в интернатах, или «приемыши».

Поведение самоубийцы

Почти 80% людей суицидального поведения так или иначе сообщают о своих намерениях, порой завуалировано. Поведение на первой стадии – это суицидальные мысли, фантазии, связанные с собственной смертью, высказывания типа: «Хорошо заснуть и не проснуться», «Хорошо бы умереть». Такие люди ищут возможность высказаться, хотят быть услышанными, но зачастую их не слышат и не понимают.

Поведение на второй стадии характеризуется построением замыслов, разрабатываются планы реализации, выбирается способ суицида и место действия. В это время подростки могут проговариваться о своих замыслах.

Последняя стадия – собственно суицидальная попытка. К замыслу присоединяется сформированное решение, подкрепленное волевым компонентом, что подталкивает человека к совершению самоубийства. Такое поведение называется пресуицидом. При остром пресуицидальном синдроме все три стадии моментально складываются в одно целое, происходит осуществление попытки.

Если она не удалась и причина не устранена, через некоторое время угроза совершения самоубийства может повториться. Особенно это касается детей, родители которых теряют бдительность и не уделяют ребенку должного внимания.

Группы риска

По статистике, большая часть самоубийств регистрируется весной и летом. Из-за депрессий суицидальное поведение встречается у 70%, а 15% из них совершают задуманное. Уровень самоубийств выше у холостых/незамужних, разведенных и потерявших любимого человека.

Есть зависимость между числом самоубийц и людей, «потерявшихся» в социуме. Это лишившиеся работы, новоиспеченные пенсионеры, уволенные в запас и демобилизованные. Очень высокие показатели суицидального настроения среди наркоманов, алкоголиков, психически больных, инвалидов.

Отдельное место в группе риска занимают дети подросткового возраста:

  • отличники, испытывающие неудовлетворение собой и вину за несоответствие стандартам;
  • замкнувшиеся в себе дети, дети в депрессии из-за снижения показателей в учебе;
  • ребята, которые не могут выполнить завышенные требования взрослых;
  • подростки, склонные к тревожно-депрессивным состояниям, особенно если в семье были попытки суицидального характера;
  • дети из проблемных семей, испытывающие физическое насилие.

Клиническая диагностика

Предубеждения по поводу напрямик задаваемых вопросов о суицидальном поведении несостоятельны. Большая часть самоубийц адекватно отвечает на вопрос врача и подтверждает наличие подобных мыслей. Половина суицидентов прямо говорит о желании покончить с жизнью.

Говорить об истинном суициде можно, если больной, ранее пугавший всех своими идеями, вдруг стал тихим и спокойным. Такое поведение требует незамедлительных мер профилактики. Оценивают суицидальное поведение по нескольким моментам:

  • наличие мыслей о самоубийстве;
  • план для реализации суицида;
  • ранее были незавершенные попытки суицида;
  • высокая вероятность летального исхода при выбранном способе суицида (повешение, бросание под поезд);
  • исключение человеком возможности оказания помощи другими людьми;
  • затворнический образ жизни;
  • уничтожение дневников, фотографий, писем, архивов;
  • раздаривание ценных и любимых вещей, другого имущества;
  • составление завещания.

Риск суицида расценивается как критическое состояние пациента, нуждающегося в медицинском наблюдении. Для постановки диагноза требуется консультация психиатра, решение вопроса о необходимости госпитализации.

Особенности подросткового суицида

Переходный возраст – сложный этап формирования личности, который мало у кого проходит гладко. Часто непростая жизненная ситуация толкает подростков на отчаянный шаг. Суицид среди детей является особой областью изучения психологов и педагогов. Большая же часть родителей замалчивает разговор на эту тему, наивно полагая, что беда не коснется их детей.

Суицидальное поведение обычно вызвано непониманием со стороны родителей, сложными житейскими ситуациями, конфликтами с друзьями. Особенно остро проблемы с детьми возникают в неполных и неблагополучных семьях. Не последнюю роль играет пропаганда самоубийств посредством кинофильмов, анимации, интернета. Другие причины – это депрессии, токсикомания, наркомания, алкоголизм.

Катализатором самоубийства может послужить гибель родного человека или друга. Для девочек это может быть изнасилование или ранняя нежелательная беременность. Как ни странно, но к подобным поступкам могут быть склонны неординарные личности. Среди подростков и студентов встречаются талантливые люди, которых не воспринимает социум.

Признаки подросткового суицидального поведения

С целью предупреждения попыток самоубийства важно выявить и оценить уровень неформального поведения у подростков по следующим пунктам:

  • замкнутость, желание остаться в одиночестве, игнорирование друзей и товарищей;
  • ярко выраженная хандра, постоянные капризы, повышенная требовательность к близким людям;
  • депрессивное состояние, характеризующееся изменением поведения, эмоциональным упадком;
  • внезапные вспышки раздражения, ярости, поведение, граничащее с жестокостью, казалось бы, на пустом месте;
  • заниженная самооценка, мысли о своей ненужности, невостребованности, синдром аутсайдера;
  • несвойственные ребенку нарушения аппетита;
  • нарушения сна;
  • снижение успеваемости детей;
  • безразличие к внешнему виду (неопрятная одежда, нарушение правил личной гигиены).

Родителей должны насторожить такие особенности поведения, как изменение аппетита и нарушения сна. Дети с плохим аппетитом вдруг начинают много есть, подростки, которые ели хорошо становятся привередами.

Часто дети, решившиеся на суицид, могут спать весь день. Иногда присутствует бессонница, ребенок ложится спать только под утро.

Школьники прогуливают уроки, нередко случается исключение из школы, что еще больше усугубляет ситуацию.

Основным катализатором перемен в поведении подростков является психологическая травма. Это может быть смерть или болезнь близких, развод родителей, перемена места жительства, неприятная чуждая ребенку атмосфера, физические и эмоциональные перегрузки.

Методы профилактики

У каждого человека свой эмоциональный порог так же, как и болевой. Одни стойко переносят жизненные невзгоды, у других эмоциональные потрясения вызывают неадекватное поведение или депрессию. Напряжение и мелкие переживания постепенно накапливаются, к трагедии может привести самая незначительная деталь.

Любое высказывание или заявление об уходе из жизни – это потенциальное самоубийство. Недопустимо проявление черствости или агрессии к такому человеку, необходимо спокойствие и выдержка.

Чтобы предупредить самоубийство, нужны незамедлительные действия. О склонности к суициду информация должна быть передана в соответствующие органы.

Важно

Потенциальных самоубийц доставляют в специализированные лечебные учреждения в сопровождении медработников или полиции.

В стационаре больные находятся под постоянным контролем – с ними работают психиатры, психологи, терапевты, физиотерапевты. Проводится комплексное лечение по утвержденным схемам. Используют снотворные и седативные препараты, антидепрессанты. Параллельно проводят курс витаминотерапии и назначают препараты, стабилизирующие мозговое кровообращение.

Последующее поддерживающее лечение и методы реабилитации определяет врач. Терапия проводится исключительно под контролем врача с коррекцией доз препаратов. Сильнодействующие лекарства отпускаются только по рецепту в небольшом количестве, дабы предупредить их скопление и не допустить новой суицидальной попытки.

Рекомендации для родителей

Методы профилактики суицидальных наклонностей основаны на своевременной психологической поддержке родителей, помощи в разрешении трудных жизненных ситуаций. Подростки легко внушаемы, часто подражают другим, что добавляет опасности в суицидальное поведение. Некоторые из них подобное поведение расценивают как героический поступок, пытаясь доказать, как все были с ним несправедливы.

Некоторые советы для родителей помогут избежать трагических последствий. Важно не только выслушать ребенка, но и постараться понять его. Даже самые мелкие обиды и жалобы требуют обсуждения и оценки.

В незамедлительном решении нуждаются проблемы, связанные не только с физическим, но и психическим здоровьем ребенка. С раннего возраста необходимо воспитывать в подрастающем поколении потребность делится тревогами и сомнениями, сообща решать возникшие трудные ситуации.

Если намерения по поводу суицида вполне серьезны, ребенку потребуется профессиональная помощь. Важно обсудить возможность помощи соответствующих служб, записать номера телефонов, обменяться информацией и телефонами с надежными доверенными людьми, которые могут присмотреть за подростком в сложной ситуации.

Проявляйте бдительность, обсуждайте проблемы с детьми, вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни!

Источник: https://receptdolgolet.ru/profilaktika/suicida.html

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство.

Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование.

Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений.

Совет

Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств.

Читайте также:  Как найти смысл жизни в 30, 40, 50 лет - советы психолога

Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков.

Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств.

В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими.

Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих.

Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности.

Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения.

Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Обратите внимание

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна.

Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества.

Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью.

Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног.

После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни.

Важно

Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа. Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей.

Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам.

При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/suicidal-behavior

Подростковый суицид: причины и профилактика детских самоубийств

В последнее время в СМИ, особенно на ТВ, часто говорят о том, что у нас в стране возрос подростковый суицид, причины которого не совсем понятны телезрителям и читателям, в частности родителям детей-подростков. Акцент средств массовой информации делается на то, что причиной подросткового суицида является Интернет, точнее — социальные сети и сайты, провоцирующие детей на самоубийства.

Речь уже идет о каких-то психологических атаках, чуть ли не о информационно-психологической войне, цель которой — доведение до суицида детей-подростков нашей страны, чтобы лишить нас будущего (какую только бредятину не придумает «вредное телевидение», лишь бы поднять рейтинг…)

Сегодня на сайте психологической помощи онлайн http://Психоаналитик-Матвеев.РФ Вы, уважаемые посетители, узнаете все о причинах детского суицида и склонностях подростков к самоубийству, а также о семейных, родительских и общественных мерах по профилактики суицида среди детей и подростков в нашей стране.

Истинные причины подросткового суицида и детских самоубийств

Да, сайты, провоцирующие подростков к суициду, и подобные сообщества в соцсетях существуют… Интернет, как виртуальный мир, да и реальный мир — вообще вещи потенциально опасные.
Однако, заметьте, далеко не все дети и подростки, «зависающие» в интернете, засиживаются на сайтах и общаются в сообществах соцсетей, где пропагандируют суицид.

Подобные «суицидальные сообщества», конечно, ищут себе «жертв» среди детей-подростков, т.к. понимают, что именно эта категория населения является наиболее уязвимой для внедрения в их психику различных установок, взглядов, убеждений, жизненных ценностей, зачастую кардинально отличающихся от устоев общества (например, вербовка в ИГИЛ, в различные секты…).

Подросток, хоть и воображает из себя взрослого и самостоятельного, но на самом деле это тот же ребенок, который пытается отойти от власти родителей (заметьте — не от родителей, а от их власти).

Но это ребенок, который в силу глобальной перестройки организма (пубертатный период — «игра гормонов»…тело развивается быстрее, чем психика) и на пути ко взрослой жизни, может запутаться в самом себе: в своих убеждениях, мыслях, взглядах на жизнь, жизненных ценностях и ориентирах.

И если у подростка нет заботливого авторитетного взрослого (родителя, учителя, наставника, старшего товарища…), который морально поддержит, услышит и поймет, ненавязчиво подскажет и направит на путь истинный, то, запутавшись в себе, у него возникнет измененное состояние сознания, возможно легкий транс, а значит — психика подростка будет открыта для любого внушения извне, в том числе и внушения, что лучше покончить с собой, совершить суицид.

Схема эта проста: Есть какая-то ситуация в жизни подростка, которую он интерпретирует (неосознанно представляет себе), т.е. мыслит о ней как о негативной.

Читайте также:  Что делать, если муж пьет каждый день и становится агрессивным

Именно мысли, неустойчивое и до конца несформированное мышление ребенка (часто дихотомическое — «подростковый максимализм» — все или ничего), вызывают соответствующие негативные эмоции.

Совет

Последние вызывают поведение (заметьте, получается, что буквально именно внутреннее мышление вызывает поведение).

И когда негативно интерпретируемых ситуаций в жизни подростка очень много, и никто не слышит и не понимает его, не поддерживает и не помогает разобраться в ситуациях и в себе, то такой ребенок-подросток и может «найти поддержку» в сообществах, где предлагают покончить жизнь самоубийством, где подростковый суицид имеет глобальный смысл жизни.

Как Интернет и соцсети доводят детей-подростков до суицида

Многие дети и подростки общаются через Интернет, в социальных сетях, иногда создавая различные сообщества по интересам. И это понятно, человек — существо общественное, и ему нужно общаться.

В современном мире, к сожалению, интернет заменяет реальное общение, представляя собой, по сути его суррогат, т.к. для жизни (именно в биологическом смысле) необходимы настоящие, личные контакты между людьми, а не контакты «в контакте».

Но последние, именно социальные сети дают возможность раскрыться подростку, снять какие-то внутренние барьеры и психологические защиты, выразив себя, открыв свою суть. Это своего рода новый защитный механизм психики, который как бы «спасает» человека от одиночества, порой одиночества в толпе — это иллюзия.

Подростки даже не подозревают, что выкладывая в соцсети свои фото и видео, рассказывая о своих интересах и проблемах, о своих увлечениях и пристрастиях, о том, что они смотрят и читают и т.д.

— они раскрывают свое бессознательное, по сути — свою душу (психику). Т.е.

они дают прекрасный материал для вербовщиков и мошенников всех мастей, в том числе и создателей тех сообществ, где пропагандируют подростковый суицид, показывая им, что их сознание изменено и они готовы для принятия внушения.

Пропагандистам суицида среди подростков остается малое — подобрать ключики к хлипким замочкам души ребенка, а именно — сделать вид, что они дают ребенку как раз то, что ему так не хватает в реальной жизни: внимание, понимание, поддержка, признание, принятие, возможность самореализоваться и т.п. — только это все обман, иллюзия, в которую подсознательно хочется верить.

Как предотвратить подростковый суицид — профилактика самоубийств детей

Профилактика чего-то плохого, в том числе и детского, подросткового суицида — это всегда лучше и дешевле, чем работа с последствиями. А чтобы не было последствий, нужно понять причину суицидальных склонностей у подростков, т.е. необходимо бороться с причиной…

Как вы уже поняли — психика подростка еще детская, открытая для внушений извне.

В то же время, его душа, как обычно наблюдается, закрыта различными защитами психики от тех, кто воспитывает ребенка: от родителей, учителей… (именно от тех воспитателей и наставников, которые не понимают детского языка, его мышления, восприятия и внутреннего мира, и постоянно хотят что-то «вбить» в голову подростка, на основе приказов и запретов…типа надо, должен, обязан…и нельзя…).

Начинать профилактику подросткового суицида и детских самоубийств нужно с семьи ребенка, продолжать в детсаду и школе, и заканчивать ВУЗом (или другим послешкольным учебным заведением).

Обратите внимание

Ведь педагоги, как и родители, нужны не только для вербальной передачи знаний и практики их усвоения, но и — и это, наверное, главное — для внушения моральных и нравственных устоев нашего общества, для развития самосознания, для открытия способностей и склонностей, для привития правильных жизненных ценностей и ориентиров.. — а это передается не только словами, но большей частью невербально…

Например, что хорошего может привить педагог, у которого у самого множество личных, психологических и жизненных проблем, особенно тот педагог, который не только не любит детей, но не любит и себя…?!

То же касается и родителей.

Если родители выполняют только видимые сторонним наблюдателем обязанности по воспитанию и развитию детей (еда, одежда, своя территория…, игрушки…, по типу «чтоб не хуже, чем у других», и главное — «чтобы я выглядел как хороший родитель»…), при этом мало интересуются внутренним миром своего ребенка, его глубинными проблемами: незавершенными ситуациями, накопленными негативами, его подсознательными желаниями и потребностями, не слышат, не уделяют должного внимания, не любят и не уважают как личность, не поддерживают и не принимают эмоционально…, то чего им удивляться, что их ребенок-подросток вступил в сообщество самоубийц, имеет суицидальные мысли или уже наложил на себя руки.

Ведь именно родители (или лица их замещающие), сами того не осознавая, и дают первичную установку ребенку на смерть. И не словами (хотя бывает и такое), а именно невербально — своим поведением, отношением к ребенку, своей не любовью и не уважением к нему…

Поверьте, ни одно животное (а человек то же биологическое животное) не будет накладывать на себя руки (или лапы), у всех у нас врожденный инстинкт самосохранения и врожденная эмоция страха, которая и направлена на самосохранение, на жизнь.

Но человек отличается от других животных тем, что он умеет мыслить, и как я уже говорил в начале статьи — именно мысли обуславливают наше поведение. Мысли о суициде приводят к суициду, и не только у подростков.

А более ранние мысли, например о себе, как о плохом и недостойном…, и приводят к суицидальным мыслям.

Эти ранние мысли и убеждения и внушают, сами того не понимая, родители своей нелюбовью, непринятием, непониманием…словом — отвержением ребенка… И если уже есть такая установка с раннего детства, то не обязательно, что подросток прибегнет к суициду сразу, он может растянуть его на длительное время, например начать курить, пить, много есть, употреблять наркотики, пойти куда-то воевать наемником, прыгать с тарзанки или слишком быстро гонять на мотоцикле…

На самом деле никто не хочет умирать, или кончать жизнь самоубийством: ни ребенок, ни подросток, ни взрослый. Но в голове каждого человека есть запрограммированная вера в свое бессмертие — это детское, иллюзорное мышление. Каждый суицидник подсознательно верит в то, что он останется жив, после акта самоубийства (неудивительно, ребенку свойственно верить в сказки).

А внушенные извне, например из социальных сетей, установки на совершение суицида — это лишь провокация и подкрепление уже имеющейся установки, мыслей на смерть — не важно, на мгновенную или затянувшуюся во времени.

И то, что суицидные интернет сообщества использую образы китов, выбрасывающихся на берег, как бы совершающих суицид, или картинки бабочек-однодневок — это для подкрепления внушения, т.к. дети часто мыслят образами, а не словами (то же и взрослые в измененном состоянии сознания, мыслят правым полушарием — образами и эмоциями).

Важно

Ребенку, в том числе и подростку, нужен родитель, даже больше, чем сверстники — не ждите, когда «родителем» станет какой-нибудь вербовщик…

Детское иррациональное (неосознанное) мышление при попытках суицида работает примерно так: «Меня не любят, не понимают, не принимают.., Значит я плохой, со мной что-то не так… (жизненная позиция «Я- минус», может возникнуть депрессия, уход в себя…)..

, Без любви жить невозможно, надо сделать все, чтобы родитель меня полюбил…, Если я совершу самоубийство, то на моих похоронах все про меня вспомнят, полюбят меня, будет много эмоций, внимания, признания, принятия…жалости…, Меня полюбят после суицида…, Я все это буду видеть…, Потом я оживу и мы будем жить счастливо, в любви и согласии…».

Ошибка детского мышления, которая приводит к ошибке поведения…(соответствующие сайты и социальные сообщества могут быть толчком, провокатором… — глубинная проблема подросткового суицида не в них…не было бы суицидников — не было бы и сообществ, а не наоборот)… Хотя, провокаторов тоже, наверное, нужно наказывать, в УК РФ есть даже статья «Доведение до самоубийства»…

Поэтому, чтобы предотвратить подростковый суицид, родителям и воспитателям нужно:

  • Начать неподдельно интересоваться жизнью подростка: его мышлением, внутренним миром, его интересами и увлечениями (его же соцсети вам в помощь);
  • Постепенно (не резко) начать налаживать детско-родительские отношения в атмосфере любви и принятия (если ребенок уже подросток, то нужно наладить дружеские отношения, не с позиции я сверху — ребенок снизу, а на одном уровне);
  • Если у ребенка выявятся какие-то внутренние эмоциональные или психологические проблемы, обратиться за помощью к специалистам (сперва без ребенка — его ни в коем случае насильно не тянуть на обследование и консультацию);
  • Постепенно перейти на авторитетный стиль воспитания (меньше давить на подростка…чем больше давите, тем больше будет сопротивление);
  • Набраться терпения. Чтобы оно не кончилось и чтобы перейти на автоматическое воспитание без криков и наказаний, нужно самому родителю пройти психоанализ и избавиться от своих неосознанных негативных установок (формула простая: Счастливые родители — счастливые дети).

Консультация психоаналитика онлайн

Консультация семейного психолога

Консультация подросткового психолога

Пройти психодиагностику (онлайн и бесплатно)

Тест на склонность к суициду

Читайте полезные статьи по психологии человека в журнале психоаналитика

Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychologiya-podrostka/podrostkovyjj-suicid/

Особенности профилактики суицидального поведения подростков

Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь (мысли, намерения, высказывания, угрозы и др.).
Суицидальные проявления у детей и подростков являются одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых.

Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте — это «крик о помощи», и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. К счастью, частота завершенных попыток по сравнению с покушениями соотносится как 1:50.

Тем не менее эти цифры говорят о необходимости своевременного выявления предсуицидальных состояний у школьников, нуждающихся в психолого-педагогической и психотерапевтической помощи.

Отсутствие у детей знания о конечности, необратимости смерти сближает, по мнению ряда исследователей, суицид с несчастным случаем. Так, по наблюдениям А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно, для детей-суицидентов 6-7 лет представление о смерти отожествлялось с «иным существованием».

Собственная смерть представлялась им глубоким сном, смерть близких — длительным отсутствием. Дети были убеждены, что смерть имеет свой конец, и после того, как она закончится, Жизнь начинается снова, без прежних трудностей и конфликтов.

Они образно представляли себе собственные похороны, горе и раскаяние близких, уверенные в том, что можно быть свидетелем этого события, когда все, кого ребенок хотел бы наказать или разжалобить своей смертью, пребывают в глубоком отчаянии.

Не отдавая отчета в конечности и необратимости смерти, дети не испытывали страха.

Дети более старшего возраста (10-12 лет), с одной стороны, понимали, что смерть — это исчезновение навсегда. С другой — у них не было убежденности в том, что смерть есть конец жизни, они полагали, что суицидальным действием они лишь устранят себя из тяжелой ситуации, накажут себя или своих обидчиков на какое-то время, но не навсегда.

В подростковом возрасте представления о смерти больше совпадают с аналогичными представлениями у взрослых. Отличительной особенностью данного периода является повышенный интерес подростков к теме смерти, размышления о смысле жизни, увлечение философскими проблемами этого направления. Чаще это встречается у лиц с высоким интеллектом.

Отсутствие жизненного опыта, неосведомленность детей и подростков относительно опасности для жизни и здоровья различных веществ вызывают трудности разграничения истинного и демонстративного суицидального поведения по оценке способа покушения.

Так, дети-суициденты совершают попытки самоубийства с истинным намерением умереть с помощью таких невинных средств, как конторский клей, шампунь, драже витаминов, уверенные в том, что оперируют с опасными для жизни веществами.

Совет

Подростки» имея желание определенным образом воздействовать на окружающих, совершают демонстративные суицидальные попытки, используя высокотоксичные лекарственные препараты, обманываясь цветом или сладким вкусом оболочки таблеток.

Читайте также:  Что подарить парню на 14 февраля - оригинальное и недорого

Такие «переигранные» демонстрации, как правило, влекут за собой тяжелые последствия и иногда кончаются смертью. Кроме того, дети и подростки часто избирают наиболее травматичные, калечащие способы самоубийства, как, например, самоповешение и самоутопление, падение с высоты и под транспортные средства.

Личностные особенности подросткового возраста — некоторая импульсивность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, растерянность в конфликтных ситуациях -создают «суицидальную предиспозицию» подростков.

Суициды у детей и подростков могут быть проявлением психогенных, острых аффективных реакций, а также результатом затяжных реактивных состояний.

При этом взаимосвязь между причиной и следствием может быть не прямолинейной, а опосредоваться множеством других факторов: семейным и школьным микроклиматом, успеваемостью, взаимоотношениями со сверстниками, личностными особенностями и т. п.

Трудность прогнозирования суицидальных реакций заключается в том, что самоубийства и суицидальные попытки возникают на фоне обыденных, на первый взгляд, ситуаций, которые самим подростком переживаются как экстремальные.

А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное.

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.). При такой попытке подросток не всегда гарантирован от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий.

Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне
акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга.

Обратите внимание

Одной из разновидностей такого типа Суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте.

В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды или острого недовольства окружающими либо самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в незаслуженном наказании, унизительном замечании.

Такая реакция может быть ограничена всего лишь мыслью или представлением о суициде либо выразиться в совершении суицидальной попытки. В последнем случае решение заранее не обдумывается, а возникает по механизму «короткого замыкания».

В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др.

При патохарактерологических реакциях, составляющих 10% попыток, истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, воздействующей прежде всего на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще такие действия обнаруживаются у сенситивных и циклоидных (в депрессивной фазе) подростков.

Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

Депрессия, в основе которой лежит подавленность всех психических и физических проявлений человека, у подростков имеет существенные особенности, отличающие ее от депрессии у взрослых.

Актуальность подростковых депрессий заключается не только в их учащении за последние годы, но и в том, что «депрессия может невидимо стоять за психопатоподобными нарушениями поведения, толкать к алкоголизации или употреблению наркотических средств, с помощью которых стремятся поднять настроение, подавить глубоко затаенные тягостные переживания» (А.Е. Личко, 1985).

Психологи выделяют несколько типов подростковой депрессии.

Делинквентный вариант — это довольно быстро развивающиеся нарушения поведения, не свойственные прежде этому подростку, которые проявляются в грубости и непослушании старшим, особенно родным и учителям; в действиях «всем наперекор», часто в ущерб самому себе; в утрате интереса к учебе, прежним увлечениям; в появлении прогулов, фактах употребления алкоголя, наркотических средств. При этом во всех поведенческих проявлениях обнаруживается «налет» отчаяния: подросток словно специально ищет поводов для наказаний, «лезет на рожон», чтобы быть избитым, в аффекте заявляя: «Пусть изобьют!», «Пусть накажут!» и т. п. Необычность поведения, как правило, замечается не столько родными и близкими, которые приписывают происхождение такого поведения дурному влиянию или возрасту, сколько учителями, воспитателями, милицией. Грубость, непослушание, агрессия, озлобленность отдаляют подростка от близких, а это, в свою очередь, усиливает чувство одиночества, оторванности, неприкаянности и толкает на агрессивные, в том числе аутоагрессивные, поступки. Такое состояние, встречающееся как проявление психогенной (реактивной) депрессии при лабильной, шизоидной, истероидной, элептоидной акцентуациях, может длиться до нескольких недель и даже месяцев.

Ипохондрический вариант подростковой депрессии характеризуется сочетанием незначительных соматических нарушений с многочисленными жалобами, отражающими сверхценный характер переживаний.

Важно

Возникает это расстройство часто как реактивная (психогенная) депрессия на фоне астено-невротической, конформной, лабильной, истероидной и психастенической акцентуаций характера, а также при вялотекущих эндогенных заболеваниях.

Астеноапатический вариант депрессии у учащихся обычно начинается с ухудшения успеваемости в школе. Возникают ухудшения внимания и осмысления учебного материала, ухудшаются запоминание и воспроизведение выученного.

Подростки вначале пытаются восполнить свою нарастающую психическую несостоятельность волевыми, более продолжительными занятиями. Однако по мере нарастания истощаемости продуктивность учебной работы все больше падает. Ухудшающиеся результаты в учебе приводят подростка в состояние отчаяния, которое еще больше снижает уровень школьной деятельности.

На изменившегося подростка обращают внимание и в семье. Недавно активный, общительный подросток превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа.

Сидя дома, практически ничем не занимается, развлечений не ищет и довольствуется тем, что находится рядом: пассивно, без всякого выбора смотрит телепередачи, слушает магнитофонные записи, читает первую попавшуюся в руки книгу. Утрачивает интерес ко всем прежним увлечениям.

Становится пассивно подчиняем, в компанию его «не тянет», так как он устает от длительного общения с прежними друзьями.
Сон становится дольше обычного, но не освежает, не восстанавливает сил.

Разбитость, подавленность, нежелание чем-либо заняться, невозможность сосредоточиться, побороть пассивный поток случайных мыслей сочетаются с чувством скуки, хандры, уныния. На обвинения со стороны окружающих в лени и безделье реагирует раздражением, но сам не может дать оценку своего состояния.

Упрекает себя за несобранность, за «обломовщину», постоянные неудачи, хотя на словах все это может отрицать. Нередко на фоне этого состояния возникают мысли о «нежелании жить», о самоубийстве. Если же обвинения со стороны взрослых становятся невыносимыми или подросток подвергается общественному осуждению, реакцией может стать попытка самоубийства. Причины, лежащие в основе проявлений такого типа депрессии, различны, и потому каждый случай подобного состояния нуждается в тактичной психиатрической консультации.

Меланхолическая депрессия проявляется в болезненно угнетенном настроении, чувстве безысходной тоски, малоподвижности, застывшей скорбной позе и мимике, тихом голосе, замедленности лаконичных ответов, застывшем, устремленном в одну точку взгляде.

В провоцировании всех видов суицидального поведения могут участвовать такие социально-психологические факторы, как распад семьи, потеря кого-либо из родителей, утрата общения с товарищами; проблемы личных отношений с друзьями, подругой; толчком к суициду может послужить алкоголизация подростка и многое другое.

К особенностям суицидального поведения у детей и подростков относят:

1. Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.

2. Отсутствие в этом возрасте четких различий между
истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.

Совет

3. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на
него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток — отсюда «неожиданность» факта.

4. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений.

5. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации,

наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

• переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым; • действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность; • переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи; • чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения; • страх наказания, нежелание принести извинения; • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек; • чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство; • желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

• сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Характеристики подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки, переживающие острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

2. Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние

ничем не обоснованной грусти).

3. Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями
с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведений.

4. Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

Обратите внимание

5. Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.

6. Подростки, страдающие хроническими соматическими
и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

7. Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.
 

Формы профилактики попыток суицида.

Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов.

Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности: • • неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя; • • освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии; • • раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы; • • активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям; • • неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах; • • рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака

повышенного суицидального риска;

• • усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам; • • проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром; • • формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях; • • повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей; • • психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов,

обусловливающих возникновение психогенных реакцийили декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.


Для осуществления этого перечня необходимо:

-повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

— увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

-создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.

По материалам представленным: Бодиной Н.С.

Источник: http://playroom.ru/osobennosti-profilaktiki-suicidalnogo-povedeniya-podrostkov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector