Трансперсональная психология личности

Трансперсональная психология: что это такое, подходы и техники

Трансперсональная психология – это научное течение в современных практиках психологии, которое базируется и прогрессируется на основах западной психологии, при этом внедряя в практику накопленные знания духовного и религиозного плана, адаптируя их под психотерапевтическую практику.

Она фокусирует свое внимание на глубинных сферах психики человека, процессах, которые развивают личность и динамику сознания, философских переосмыслениях, научно обоснованных представлений, опыты и мировые психологические технологии.

Трансперсональная психология в своем учении подразумевает нахождение в памяти человека процессов его созревания в утробе матери и последующего рождения.

Обратите внимание

Трансперсональная психология исследует предельно возможные способности и возможности каждого отдельно взятого человека, отсюда следует, что исследования проводятся в надличностной и сверхличностной сфере сознания. Здесь затрагивается тематика сверхчеловека и сверх существа.

Также изучается природа возникновения эмоциональных переживаний, их форма и причинно следственные связи.

На основании чего возникают переживания и эмоции, оттуда они берутся и во что способны трансформироваться, также можно продумать, куда эти эмоции можно направить, чтобы извлечь из этого максимум выгоды, в первую очередь для самого человека.

Объектом исследования трансперсональной психологии является – человек с творческой натурой, ищущий пути самосовершенствования и самопознания, со стремлением к всевозможным реализациям своих возможностей, при этом с адекватной и взвешенной стороны. Для начала необходимо эти возможности в себе раскрыть и вывести их на минимальный уровень.

В трансперсональной психологии мироздание – это гармоничная и целостная среда, в которой человек осознает свои возможности и понимает связь не только с окружающими людьми, но и со Вселенной в целом.

Подходы к самопознанию и саморазвитию

  • Психологическая терапия, основанная на телесном ориентировании. Концентрация внимания на предметах и контактах с ними.
  • Терапия искусством. Изучение новых произведений, ознакомление с творчеством различных эпох и народов.
  • Практики и техники дыхания. Холотропное дыхание, ребефинг.
  • Медитация. Достижение умиротворения, восстановление гармонии с самим собой.
  • Занятие йогой. Гармония с телом.
  • Анализ и проработка сновидений. Запоминание своих снов, попытки проанализировать их и понять для чего что-то снится и почему.
  • Активизация воображения.

Подходы и техники в трансперсональной психологии делают акцент на естественное, прямое и откровенное переживание с проявлением и выражением искренних эмоций, которые помогают человеку раскрыться и обнаружить эмоциональные проблемы, сделать открытие и прозреть.

Таким же образом могут решаться межличностные проблемы в отношениях при помощи привлечения бессознательных сил человека.

Предмет изучения

  • Сознание человека, способы его расширения и изучение полученных состояний.
  • Парапсихология. Исследование явлений, которые невозможно объяснить деятельностью органов осязания и чувств.
  • Возможность сужения сознания до определенного конкретного органа. Концентрация внимания на определенном органе для его изучения или диагностики с последующим лечением.
  • Духовенственные практики и религии и их влияние на психику, относительно психиатрии и психологии.
  • Влияние и действие препаратов психоделического плана на сознание человека.
  • Дыхательные гимнастики и практики и их влияние на психическое состояние. Сюда можно отнести холотропное дыхание и ребефинг.
  • Медитации. Влияние медитаций на психику.
  • Практики йоги.
  • Духовный рост и его психологическая составляющая.

Трансперсональная психология старается охватить полную картину существования человека, в то время как остальные науки отдают предпочтение ограниченной части реалистичных процессов.

Трансперсональная психология изучает широкий спектр явлений человеческих переживаний:

  • Изменения состояния сознания, сюда можно отнести и изменения при помощи регрессивного гипноза.
  • Многообразие состояния сознания.
  • Кризис духовной сферы.
  • Предсмертные переживания и состояния.
  • Интуиция и возможности её развития.
  • Творческие способности – их проявления и развитие.
  • Высшие сферы сознания и их состояния. Достижение и анализ.
  • Ресурсы личностного плана.
  • Феномены парапсихологического характера.

У трансперсональной психологии имеется несколько представителей ученых с различными подходами и концепциями.

Первые задатки трансперсональной психологии можно найти в работах Карла Юнга. По его теории исследование глубинных сфер психики возможно через личностное познание трансформирующиеся в знание и переходящее в бессознательное положение в подсознание.

Родоначальником трансперсональной психологии принято считать Уильяма Джеймса.

  1. Абрахам Маслоу. Родоначальник учения о самоактуализации личности. Учение построено на пиковых переживаниях, таких как кульминация (оргазм) в любовных отношениях и сексе, внезапные озарения и рождение новых идей, экстаз, расширение границ сознания, потеря своего «Я». Исследования Абрахама Маслоу являются основой для трансперсональной психологии.
  2. Станислав Гроф. Исследователь психоделических препаратов и их воздействия на психику. Действие препарата основано на изменение сознания и восприятия окружающей среды, а также воздействие на эмоциональную сферу. Подход основан на психотерапевтической работе с самопознанием, через принужденное изменение сознания под воздействием психотропных препаратов. Основатель методики холотропного дыхания. Техника холотропного дыхания основана на удалении блокировок, сдерживающих внутренние ресурсы и потоки энергии, которые можно использовать для активации подавленного сознания и трансформировать его в потоки положительной энергии и переживаний, направленных на познание чего-либо. В теории Станислава Грофа выделяется два вида сознания: сознание, ориентирующееся на реальность осязания и сознание, ориентированное на внутреннюю реальность, та, что не осязаема. При этом оба состояния реальны и способны взаимодействовать между собой. Основное достижение Станислава Грофа в трансперсональной психологии – это предположение о том, что практически все болезни психологического характера, только скрываются под личиной болезни, на самом деле таковыми не являются. Все психические болезни – это в основном кризисное состояние организма в плане личностного или духовного роста. От таких случаев никто не застрахован и а группе риска может оказаться любой человек.
  3. Владимир Майков. Научный деятель, адаптирующий и развивающий трансперсональную психологию в России по методикам и опытам западных коллег. Внедрение трансперсональной психологии и её методик посредствам тренингов, семинаров и вебинаров. Одна из методик: холотропное дыхание, как разрешение жизненных трудностей. Расширение сознания и выход за рамки своего «Я» при помощи дыхательных практик и упражнений.

Трансперсональная психология дает возможность понять, что психика человека богаче и запутанней, чем она представляется изначально. В человеческом подсознании скрываются тайны, которые в обычном состоянии нет возможности раскрыть. Из подсознания можно извлечь удивительные воспоминания, о которых сознание может и не догадываться.

Методики исследований

Трансперсональная психология применяет следующие методики:

  • Психофизиологическое исследование.
  • Психодиагностические методики.
  • Методики с использованием психоделических препаратов.
  • Дыхательные практики и техники.
  • Анализ работы органов чувств и осязания.
  • Воображение и визуализация.

Техники для инициализации изменений в сознании:

  • Изначальная фокусировка внимания на определенном предмете, внезапное переключение внимания на другой предмет.
  • Стимуляция через лишение возможности удовлетворить какую-либо потребность. В данном варианте идет отказ от удовлетворения жажды и отказ от воды во время выполнения физических нагрузок.
  • Усиление двигательной активности.
  • Воздействие температурными изменениями.
  • Воздействие при помощи акустических систем.
  • Ограничения или лишения движений.
  • Уединение. Ограничение в замкнутом, тихом и темном помещении.
  • Погружение человека в условия, при которых невозможно спать.
  • Холотропное дыхание.
  • Ребефинг. Основоположник методики и техники – Леонардо Орр.
  • Тета-хилинг.

Техника холотропного дыхания

Холотропная терапия направлена на пробуждение бессознательной части психики через технику дыхания, специальные физические упражнения и музыкальные произведения. Холотропное дыхание направлено на снятие блокировок, восполнение жизненных сил и энергетики, которая была подавлена или заглушена сознанием.

Дыханием активируется энергия, спонтанные неконтролируемые телодвижения открывают путь к трансформации и исцелению. Вновь приобретенная и открытая энергия пойдет по нужному направлению и в результате достигается обретение целостности своего «Я».

Важно

Итог холотропного дыхание – расслабление организма, нахождение решения для сложившейся ситуации.

Холотропное дыхание способно вызвать откровения и пробудить искренность, которое может быть невозможно или недоступно при интеллектуальном подходе и решении проблемы.

Техника ребефинга

Ребефинг помогает справиться с негативными эмоциями и выплеснуть отрицательную энергию из себя, при помощи проработки родовых травм, в течение переживания процесса рождения. Ребефинг состоит из пять этапов:

  1. Организация дыхания по определенной цикличности. Беспауное чередование вдохов и выдохов.
  2. Расслабление мышц, погружение в расслабленное состоянии психики человека.
  3. Внимательность, запоминание всего, что происходит до мельчайших подробностей. Восприятие окружающей обстановки с последовательной точностью.
  4. Трансформация восприятия и настроения. Устранение негативных эмоций и приобретение позитивных.
  5. Доверительное отношение ко всему, что происходит во время техники ребефинга.

Тета-хилинга

Основа тета-хилинга – сосредоточение и работа на обусловленной волне для достижения трансформации мозговой активности.

На помощь приходят постоянные тренировки и медитации, которые учат состояние человека прочувствовать в первую очередь свое энергетическое поле.

Техника исполнения тета-хилинга: человек визуализирует пульсирующий сгусток света и энергии у себя в груди, затем этот сгусток превращается в поток и стремиться подняться вверх над головой.

Через установленное время поток необходимо вернуть назад и сгруппировать его в сгусток в изначальном положении. Техника повторяется до тех пор, пока не будет потеряна связь с мыслительными процессами – такое действие и приводитв состояние тета.

Состояние тета характеризуется сосредоточенной работой на определенной волне.

Результат – спокойствие и умиротворенность от проделанных действий, наравне с этим возникает концентрация внимания.

Обучение

Получить знания по трансперсональной психологии может любой человек на эзотерических семинарах, либо пройти обучение в специализированном институте. Предпочтительнее обучатся в институте, так как информации в теоретическом и практическом плане больше, чем может предоставить семинар.

Основное требование в обучении трансперсонаьной психологии – это истинное и искреннее желание получить знания и научиться их правильно использовать, которое носит целостный характер и активизируется не поверхностным или мгновенным желанием получить сертификат или диплом, а опирается на непосредственную мотивацию изучения себя и мира, познание теоретических основ с желанием практиковаться в трансперсональной психологии.

Многие называют трансперсональную психологию не наукой, а недонаукой и открыто критикуют слабые стороны ненаучных оснований, подходов к изучению психики человека и психологии в целом, а также сомнительность полученных результатов и применение методов для их получения. Но, не смотря на все заявления, трансперсональная психология развивается и привлекает на свою сторону всё больше сторонников и единомышленников.

Совет

Применение трансперсональной психологии помогает просмотреть человека со всех сторон его жизни: поведения, реакций, эмоций и чувств, что в свою очередь дает возможность к развитию и самосовершенствованию, раскрытию в себе чего-то нового.

Трансперсональная психология раскрывает ресурс человеческого потенциала, его творческие возможности и способности к прозрению.

Источник: https://psihter.ru/teoriya/transpersonalnaya-psihologiya/

Станислав Гроф. Трансперсональная психология

Станислав Гроф — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.

На основе исследований, связанных с влиянием препарата ЛСД на сознание человека, Гроф выделил 4 следующих области психики: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень.

Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда) обычно не принимают во внимание все эти уровни, и потому не способны описать человека в общем, хотя и имеют применение и подтверждение в некотором контексте.

На основе своих и схожих исследований Гроф заложил фундамент пре- и перинатальной психологии, которая со временем развилась во всестороннюю картину человеческой психики. В этой теории он связал сложные психологические модели и явления у человека с его внутриутробным и послеродовым опытом.

Продолжение изучения измененных состояний сознания после запрета ЛСД в конце 1960-х привело (вместе с женою) к открытию техники «холотропного дыхания» — инструмента самопознания и лечения.

Биографический очерк

Закончил Пражский Карлов Университет в 1957. В 1965 защитил диссертацию доктора философии по медицине в Чехословацкой Академии Наук, в это время — практикующий психоаналитик. В 1967—1969 прошёл двухлетнюю стажировку в университете Джона Хопкинса в Балтиморе, США.

Как исследовательский руководитель продолжил работу в Мэрилендском центре психиатрических исследований. С 1973 по 1987 жил и работал в институте «Эсален» в штате Калифорния, США. В 1977 соосновал Международную трансперсональную ассоциацию.

В данное время — профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований.

Трансперсональная психология

Обратите внимание

Концепция личности в трансперсональной психологии разработана Грофом в процессе экспериментального изучения многочисленных групп феноменов человеческого сознания, возникающих в сеансах психоделической терапии под воздействием психоделиков (ЛСД и др.).

Последние провоцируют появление измененных состояний сознания (неординарных, иных, чем сознательные и бессознательные), на фоне которых развиваются феномены трансперсональных переживаний, определяемые автором как переживания, включающие в себя расширение или распространение сознания за пределы обычных границ Эго и за ограничения времени и/или пространства. В некоторых случаях субъект переживает ослабление своих обычных Эго-ограничений, его сознание и самосознание расширяется и охватывает др. индивидуальности и элементы внешнего мира; или же субъект продолжает переживать свою собственную идентичность, но в иной форме, времени и пространстве или в др. контексте. Бывает, что субъект переживает полную потерю своей собственной идентичности и полностью отождествляется с сознанием другого существа или сущности. Довольно обширная категория трансперсональных переживаний включает явления, когда сознание субъекта охватывает элементы, обычно не связанные с его Эго-идентичностью и несвойственные трехмерному миру.

Читайте также:  Алалия у детей - моторная, сенсорная, симптомы, лечение

Трансперсональные переживания делятся на две большие группы: “расширение переживаний в рамках объективной реальности” и “расширение переживаний за пределы объективной реальности“. Первые включают временное расширение сознания (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, “путешествие во времени”); пространственное расширение сознания (выход за пределы Эго в межперсональных отношениях и переживание дуального единства, отождествление с др. личностями, групповое отождествление и групповое сознание, отождествление с животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и экстрапланетарное сознание, “пространственные путешествия”, телепатия); пространственное сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Расширение переживаний за пределы “объективной реальности” включают духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, обитателями др. вселенных, архетиповые и мифические переживания, сознание Универсального Ума, Суперкосмической и Метакосмической Пустоты и др.

Практическим применением концепции Грофа является метод холотропного дыхания, основанный на сочетании ритмической музыки с учащенным дыханием, что индуцирует измененные состояния сознания.

На этом фоне манифестируются именно те психотравматические моменты жизни индивида, которые хранились в глубинах бессознательного и были причиной дисгармоний личностных.

В процессе трансперсональных переживаний происходит актуализация психотравмирующего события и как бы изживание его.

В целом концепция Грофа представила новые возможности изучения индивидуального и коллективного бессознательного личности, описала неизвестные в традиционной психологии уровни психической жизни, включающие феномены архетипических знаний, переживания из предыстории жизни данной личности, ее внутриутробного периода развития и психодрамы рождения.

Источник: https://psychojournal.ru/psychologists/421-stanislav-grof-transpersonalnaya-psihologiya.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. 

Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология – недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье

.
Трансперсональная психология включает в себя ряд психотерапевтических теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия, ряд техник самоанализа и личностного роста, таких как медитация и визуализация, а также заимствует ряд идей из философии, теологии, феноменологии, антропологии, социологии, восточных религиозно-философских учений, западных духовных традиций, оккультизма и парапсихологии. Она также фокусируется на типологии духовного опыта и изучении его влияния на мысли и поведение людей. 

Трансперсональная психология не признана Американской психологической ассоциацей в качестве научной дисциплины, а Ассоциация трансперсональной психологии — в качестве научной структуры. 

 
Термин «Трансперсональное» был введен для описания состояний, о которых сообщали совершенно здоровые люди и люди, занимающиеся различными видами тренировки сознания, такими как йога и медитация, опыт которых, по мнению трансперсональных психологов, расширяется за пределы личного. Трансперсональная психология возникла в 1960-х годах, преимущественно, на основе гуманистической психологии. Ее основоположниками стали А. Маслоу (идея иерархизации и соподчинения мотивов), С. Гроф (главная идея возможности выхода за пределы личного сознания) и другие известные учёные, пришедшие к ней на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их положительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Важно

Трансперсональные переживания включают в себя две большие группы: расширение переживаний в рамках «объективной реальности» и расширение переживаний за пределы «объективной реальности».

Первая группа: расширение сознания во времени (переживания эмбриона и плода, опыт предков, коллективный и расовый опыт, эволюционный опыт, переживание прошлых воплощений, предвидение, ясновидение, «путешествия во времени»); расширение сознания в пространстве (выход за пределы Эго и отождествление с другими личностями, животными, растениями, единство со всем сущим в мире, планетарное и сверхпланетарное сознание, «путешествия в пространстве», телепатия); сужение сознания до уровня сознания органа, ткани, клетки. Вторая группа: духовный и медиумический опыт, переживание встреч со сверхчеловеческими духовными сущностями, архетипические и мифические переживания, слияние со Вселенским Сознанием, постижение Великой Пустоты и т. д.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией.

В соответствии с трансперсональной теорией, эти три школы психологии в своих академических исследованиях потерпели неудачу в отражении неотъемлемых трансперсональных элементов жизни человека, таких как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность.

Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин.

Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной парадигме.

Совет

В трансперсональной парадигме выражен подход к психике, который с позиций неклассического и постнеклассического познания, отвергает редукционизм и базируется на принципах дополнительности, вероятности, неравновесности, индетерминизма, виртуальности.

Согласно этой парадигме, мир зависим от наших устремлений и представлений. В то же время, методология интегративной психологии (К. Уилбер, С. Гроф, В. В.

 Козлов), развивающей трансперсональный подход, включает в себя психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской парадигмы науки.

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Источник: http://magic-heaven33.blogspot.com/p/blog-page_11.html

Трансперсональная психология – Психологос

Представители: Станислав Гроф, Кен Кизи, Тимоти Лири, Теренс Маккена.

Трансперсональная – выходящая за рамки отдельной персоны, конкретного человека или индивидуальной души. Психология вне меня, вне тебя и вне разумного опыта. Рекламное представление трансперсональной психологии представлено здесь →

Уильям Джемс писал о трансперсональной психологии еще в 1902 г. Первым, кто заговорил о «трансперсональном бессознательном», был, судя по всему, К. Юнг, использовавший этот термин в качестве синонима термина «коллективное бессознательное».

В качестве самостоятельного раздела психологической науки трансперсональная психология оформилась конце 1960-х гг. как одно из направлений гуманистической психологии. Основателями этого направления выступили известные философы, психологи и психотерапевты А. Маслоу, Э.

Сутич, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи и др.

Трансперсональная психология (ТП) описывает опыт измененных состояний сознания, когда оно выходит за пределы привычного «Я», за границы времени и/или пространства.

Большая часть материалов ТП взята из толкования сновидений, переживаний после приема легких наркотиков, опыта медитаций и измененных состояний сознания в процессе интенсивного дыхания и других процессов, создающих кратковременное отравление мозга.

Представители ТП, как правило, допускают существование Высших сил, но избегают прикрепления к определенной религии. Как философское направление, в ТП традиционно тяготение к позиции свободы, любви и всеобщего братства. ТП ставит задачу преодоления ощущения личной изоляции, центрированности и самодостаточности.

ТП считает, что существует как несколько способов приобретения и доказательства истинности знания, так и множество состояний сознания, и все они должны быть важны для психологии. Измененные состояния сознания могут подчиняться особым законам, отличным от тех, по которым функционирует нормальное сознание.

Обратите внимание

Научное знание передается линейно, в словах и в числах, а то, что описывает ТП, скорее может быть связано с работой правого полушария, работающего образно, а не логично.

Для объяснений ТП пользуется понятиями «формационная каузальность» и “синхронистичность” (имеющее смысл, многозначительное, но акаузальное стечение событий).

ТП охватывает эмпирические исследования, разработки прикладных аспектов и теоретический анализ огромного количества тем, включая ценности, объединяющее сознание, мистицизм, священность повседневной жизни, космическое сознание, космическую игру, синергию индивида и биологического вида, духовные пути, теории и техники медитации, сострадание и трансперсональную кооперацию.

Представители ТП большей частью ориентируеются на восточные практики, организуют семинары по освоению и использованию медитаций и дыхательных техник: ребёфинг, холотропное дыхание, освобождающее дыхание.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная модель – психология

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно – его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность. Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Совет

Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли.

Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

Важно

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении. Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски. Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

— Юнгианская психология

— Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)

— Духовная психология (Роберт Сарделло)

— Психосинтез (Роберто Ассаджоли)

— Теоретические исследования Абрахама Маслоу, Кена Уилбера, Майкла Уошбёрна, Чарльза Тарта

— Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология). Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Научный вклад.Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.

Кен Уилбер предложил теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

— доличностная, или преэгоическая;

— личностная, или эгоическая;

— надличностная, или трансэгоическая.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню.

Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

Совет

Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн – сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории.

Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.

Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего – с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем.

Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений. В числе таких проблем – опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-1100.html

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология в Доме Солнца – избранные публикации по теме Трансперсональная психология. Трансперсональная психология – направление в психологии, изучающее надличностные аспекты психических и духовных процессов в человеке.

Читайте также:  Дизартрия - лечение, симптомы, коррекция, формы дизартрии

Хаос – изначальное живое субъективное, бессознательное энергетическое начало, разные формы движения, живой субъект. Не обязательно биологический субъект. Просто Субъект. Виды хаоса: 1) Материальный хаос. Реактивность в чистом виде.

2) Духовный или энергетический хаос. Активность в чистом виде. 3) Духо-материальный, или материально-энергетический хаос. Активность-реактивность в чистом виде.

Порядок или Программа, Организация чего-либо – изначальное техническое, объективное…

Обратите внимание

Я занимаюсь духовным поиском уже около пятнадцати лет в русле холистического движения, и в своей практике активно использую многие инструменты Трансперсональной Психологии (ТП), такие как дыхательные психотехники, расстановки по Хеллингеру.

Динамические медитации, эксперт-операторные практики, а также многие модели и теории сознания, созданные в рамках ТП.

Естественно, я заинтересована в развитии Трансперсональной Психологии, как движения, помогающего мне совершенствоваться, и, поэтому…

Оба эти движения в некотором смысле эклектичны.

Они обращаются к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание, а также используют западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, дзен-буддистские техники преодоления линейности мышления, даосские метафоры, такие, как ян и инь, помогающие выразить текучесть, изменчивость мира и т.д.

Сутью Движения за Развитие Человеческого Потенциала является…

Существует личностная преемственность и кровная связь между гуманистическим и трансперсональным направлениями в психологии. Основателями обоих направлений были одни и те же люди – А. Маслоу, Э. Сутич, А. Уотс, М. Мерфи, Д. Будженталь, Р. Лэйнг, В.

Франкл, Ф. Перлз.

Где-то с середины 60-х гг. они стали относиться к гуманистической психологии как к ориентации, которую необходимо расширить и дополнить. Например, Маслоу, обосновавший представление об неутилитарных “ценностях Бытия”, “пиковых…

Термин «Ничто», введенный мною, относится к нашему психологическому бессознательному. Термин «Оно», введенный Зигмундом Фрейдом, относится к нашему подсознанию.

Бессознательное – это уровень физической материи, это физический инстинкт реактивности в чистом виде без внутренней активности.

Без внутренней стимуляции субъекта реактивности, организованный не мистически, как подсознание, а хаотически, то есть совсем не организованный, изначальный.

Подсознательное – это уровень дочеловеческой…

1. Эволюция познания состоит не в наращивании объёма познанных истин, но в изменении (эволюции) познавательного акта. От «истина – объективная, общая для всех, картинка отражающая реальность» к «истина – это принципиально субъективные картины художников (субъектов познания), – переживания – всегда личностные и никогда не вступающие в конфликт друг с другом».

И, наконец: «познание переживанием и созидание – две грани единого акта, поэтому Истина – это Любовь, Красота, Святость» (Конечно, для…

Важно

В настоящее время возникает все больше направлений психокоррекции, психотерапии, а также духовных учений, которые для улучшения душевного и физического здоровья особое внимание уделяют прежним поступкам и прежнему образу жизни человека, его прошлому опыту, полагая и даже утверждая, что травмы рождения, воспитание, традиции, царящие в семье и обществе, страхи, запреты и прочие жизненные обстоятельства могут стать причиной нынешних отклонений в психике. Хотя отклонений от чего именно, каким должен…

Большинство людей постоянно ощущают некоторую зажатость и напряжение в шее, глазах, диафрагме, плечах или в нижней части спины.

Оцепенение и нечувствительность часто ощущается в области таза, в гениталиях, сердце, в нижней части живота или в конечностях.

Важно сделать все возможное, чтобы найти, где расположены именно ваши блоки. На данном этапе не пытайтесь избавиться от них.

В лучшем случае это ничего не даст, в худшем – укрепит их. Просто найдите, где они по-видимому находятся, и мысленно…

Мы чувствуем, что в нашем нынешнем положении нам существенно недостает удовольствия, и что мы должны создавать его, окружая себя всякого рода сложными игрушками и приспособлениями.

Это подкрепляет иллюзию, что счастье и удовольствие могут быть закачаны извне, иллюзию, которая как раз и блокирует удовольствие; в результате мы устремляемся к тому, что мешает нам испытывать радость.

Вернуться к кентавру значит осознать, что психическое и физическое благополучие уже циркулирует в нашем целостном…

Термин – ложный, так как гипнотизирует на будто бы имеющееся у какого-то человека или учения генерального чертежа-идеала к чему стремится в совершенствовании, понимания не только главных законов мироустройства и его истинных ценностей, но ещё и знание пути пути – как идти к цели.

Эволюция духа – эволюция веры (эволюция мировиденья) в то или иное мироустройство (включая материальный мир) – этическая и эстетическая оценка МИФА (религии) и эволюция ИДЕАЛА состояний души. Соответственно ни…

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/transpersonalnaya-psihologiya

Трансперсональная психология

Предельным выражением широты предмета психологии вне сомнения является пятая волна — трансперсональная психология.

Возникновение и развитие трансперсональной психологии тесно связано с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами.

Грандиозные изменения, происходящие сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие все социальные группы и затрагивающие каждого человека, имеют фундаментальное измерение, до недавнего времени ускользавшее от философского и психологического анализа.

Совет

Земная цивилизация вступает в новую фазу своего роста, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию, когда активное преображение человечества происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных технологий внутреннего.

Движения обновления социальной жизни еще в 60—70 годы XX века, проявлявшие себя как альтернативные официальному истеблишменту, молодежная контркультура и «паломничество на Восток», сегодня оказались интегрированными в обширные социальные проекты гуманизации культуры через самореализацию и самосовершенствование. Уникальность современной ситуации состоит в том, что движения за гуманизацию и революцию сознания стали одними из самых важных составляющих массовой культуры. Они призывают к радикальной реформе всех сфер жизни современной западной цивилизации. Трансперсональная психология выступает интеллектуальным лидером этого всеобъемлющего порыва к беспредельному развитию, давая экспертную оценку древним и современным методам целостного и духовного совершенствования, переводя на язык современной западной культуры древние знания об искусстве трансценденции.

Трансперсональная психология — направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Основателями этого направления выступили широко известные философы, психологи и психотерапевты: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи, Э. Сутич и др.

В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии разрабатывали психологи психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений, а также передовые ученые и мыслители из других областей знания: У. Джеймс, 3. Фрейд, О. Ранк, В. Райх, К.Г. Юнг, К. Роджерс, Ч. Тарт, К. Уилбер, К.

Прибрам, Д. Чью, Ф. Капра и др.

Трансперсональная психология выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня — переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной, или личной, самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Развитие человеческого сознания, в соответствии с исследованиями основателей трансперсональной парадигмы психологической науки (У. Джеймса, К. Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Уилбера, С. Грофа и др.), происходит по следующей схеме: сначала дифференциация, независимость функционирующего Эго и затем трансцендирование привязанности к этому Эго.

Таким образом, пятую волну мы можем обозначить как психологическое учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.

Вне сомнения, за время зарождения и развития первых четырех волн из человеческой жизни не исчезли как потребность в трансцендировании, так и само трансцендентное с онтологическими измерениями человеческого бытия — с Богом, Универсумом, сакральным и нуминозным.

Обратите внимание

Просто психология — для того чтобы стать наукой — принесла сперва в жертву Дух и божественное, а затем заклала душу и сознание, обнажившись до физиологического акта.

Затем она, набравшись сил и интеллектуальной мощи, возвратила себе всю возможную феноменологию психической жизни, включая и трансперсональный проект, который является основным подходом в мировых духовных и философских традициях и вне которого всегда был «пуст орех бытия» человеческого сознания.

Если более подробно раскрывать предмет пятой волны, то мы обнаружим специфические и уникальные его качества. В качестве предмета выступает трансперсональный опыт.

Собственно, предел предмета психологии достигнут. Пять колец расширения предмета психологии как годовые кольца Дерева Жизни привели к ее предельной взрослости, и пять ветвей с огромным количеством веточек и листьев поражают воображение своей силой и реализованностью.

Может быть, у некоторых читателей сформировалось мнение, что автор посвятил свою статью историческим этапам развития предмета психологии и что психология достигла своего гуманистического и трансперсонального апогея и что расширение предмета психологии и есть ее столбовая дорога.

Но при всей моей любви к теории парадигматической эволюции Томаса Куна, я не могу согласиться с его пониманием циклов. С его точки зрения парадигма (гр. paradeigma — пример, образец) — это некое научное достижение, которое в течение некоторого времени определяет научную модель.

Согласно Куну (Kuhn, 1962), каждая наука проходит различные парадигматические циклы. Цикл состоит из: 1) подготовительной фазы — внутри одной и той же школы выявляются различные научные подходы; 2) нормальной фазы — какое-либо важное открытие или научное достижение заставляет прогрессировать отрасль науки.

При этом постоянно подвергаются проверке научные положения, несовместимые с существующими или отклоняющиеся от них;

3) научная революция — новая парадигма вытесняет старую.

Важно

Вне сомнения наука развивается не прямолинейно, а имеет определенные фазы, есть в некотором смысле зарождение, мода на идеи и эксперимент, слова…

Но зарождение науки всегда проблематично обнаружить вне некоторой натянутой условности. Ведь многие психологические карты тоже по своей сущности, содержанию и функциям очень напоминают миры шамана, которые возникли до буддизма, христианства, до ислама, до митраизма, до язычества в славянском и европейском мире.

Все мировые религии не ушли в картографии реальности от «нижних» (ад, силы зла, моральная индифферентность), «верхних» (рай, силы добра и света, высшая нравственность, свет) и среднего (обыденная юдоль человеческого существования) миров шаманизма.

Профессиональному психологу или психотерапевту (для них и пишется эта статья) наверняка вспомнится по аналогии парадигма психоанализа — Ид, Супер-Эго и Эго 3. Фрейда.

Что касается техник и методов психоанализа, то погружение Анны О. в ее вытесненное воспоминание о стремлении танцевать у одра умирающего отца, чем отличается по стратегии от путешествия шамана к духу умершего? И кто они — эти молодые мальчики — друзья, инициирующие у молодой фройляйн Анны О.

неординарное состояние сознания (гипноз), как не два неопытных шамана, не знающих, что творят. Я пишу неопытных, потому что шаманская практика целительства в некоторых случаях более утонченная, чем психотерапия.

По крайней мере, шаман никогда не отказывается от своего метода (как отказался Фрейд от гипноза), да и его клиенты не имели бы истерической беременности (как в случае Анны О.) и глобального невротического срыва.

И что касается рождения парадигмы, может оно является просто переводом старых идей на современный язык, некоей ретрансляцией — если она находит сопереживающее социальное сообщество, если отец-основатель парадигмы (отцы) имеет достаточно большой организаторский талант и экспансивную энергию, то условно мы можем обозначить это кесарево сечение из утробы философии вечного «новым» способом осмысления реальности — новой парадигмой.

Совет

Я глубоко убежден, что преобразование психологии, ее теоретические инновации происходят из контакта с общей культурой человечества.

Только незнание этого огромного пространства смыслов и знаний может привести к странной зачарованности новизной, чем собственно и страдает европоцентрированная и американоцентрированная психология и психотерапия.

Мне это напоминает инфантильный интерес ребенка к своим фекалиям. Мир больше.

Что касается научной революции, когда новая парадигма вытесняет старую, то Кун, наверно, как молодой хиппи, выдает желаемое за действительное. Парадигмы не умирают.

На самом деле все выглядит по-другому. Все пять направлений, парадигм психологии существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. И я бы не сказал, что это сосуществование мирное и эмпатичное.

В общем случае можно обнаружить, что психология любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование всех тех уровней, которые находятся под ним, провозглашая эти более глубокие уровни патологическими, иллюзорными или же вообще несуществующими. И я думаю, что это великое благо — существование множественности предметов и множественности понимания психологии. Пусть это абсурдно с точки зрения интегративной психологии. Но именно множественность, конкуренция, борьба, даже спесь и презрение создают то напряжение, которое и двигает эволюцию психологической науки.

Источник: https://psyera.ru/3446/transpersonalnaya-psihologiya

Высшая школа практической психологии и бизнеса

Обучение трансперсональной психотерапии

Читайте также:  Как понять любишь ли ты человека или это привязанность

Трансперсональная психология (от лат. trans – сквозь, через + рersоna – личность и греч. psyche – душа + logos – учение) — ряд психологических направлений.

Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C. Lilly, T. Dethlefsen, J.C. Pierakos, L. Orr, С. Гроф, Р. Ассаджоли, К. Дюркгейм.

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology.

Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, „ключевые переживания“, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества.

Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком.

Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной.

Обратите внимание

В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта.

В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания.

Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности.

Уже З. Фрейд (1930) трактовал медитативные („океанические“) ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как „самоиндуцированную кататонию“.

Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается прежде всего в произвольности воспроизведения особых состояний сознания.

Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие.

Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений.

Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология).

В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ.

Важно

Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами .

Трансперсональная психология — направление в психологии, исследующее трансперсональные аспекты психики.

В трансперсональной психологии человек представляет интерес не только на уровне доличностных и индивидуально-личностных процессов, но и на уровне надличностных (в том числе и духовных) процессов.

Общие сведения

Трансперсональная психология формируется А. Маслоу, С. Грофом и другими известными учёными в конце 1960-х на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания, изменивших научные представления о значении духовных переживаний для человека и открывших их целительный эффект в психотерапии.

Трансперсональные психологи изучают трансцендентные факторы человеческой жизни, или духовный мир человека, а именно — его «трансперсональные» («трансэгоические») переживания.

Сторонники трансперсональной психологии рассматривают данное направление в качестве «четвёртой силы» психологии, наряду с психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией, которые в своих академических исследованиях не придавали должного значения неотъемлемым трансперсональным элементам жизни человека, таким как религиозные переживания, изменённые состояния сознания и духовность.

Трансперсональная психология стремится учитывать и данные исследований в современной психологии и других науках, и результаты исканий разнообразных духовных традиций Востока и Запада.

Особенностью трансперсональной психологии является интеграция различных школ психологии, философии (восточной и западной), а также других научных дисциплин (таких, как квантовая физика и антропология).

Различные школы в трансперсональной психологии считаются лишь моделями («картами территорий»), которые стремятся (более или менее удачно) описать какой-то зачастую весьма ограниченный аспект действительности, но не могут претендовать на эквивалентность с самой реальностью.

Совет

Трансперсональные психологи критикуют механицизм ньютоно-картезианской парадигмы и базируются на иной, холономной, парадигме.

История развития

Основоположниками исследований трансперсональных аспектов психической деятельности считаются Уильям Джеймс, Зигмунд Фрейд, Отто Ранк, Абрахам Маслоу и Роберто Ассаджоли.

Трансперсональные явления рассматривались в работах Джеймса ещё в 1902 году.

Предположительно, термин «трансперсональное» (transpersonal) был впервые использован Уильямом Джеймсом в лекционных заметках, подготовленных им для проведения семестрового курса в Гарвардском университете в 1905 — 1906 годах.

Главным мотивирующим фактором для создания трансперсональной школы психологии считается публикация работы Абрахама Маслоу о человеческих пиковых переживаниях. Изначально Маслоу проводил свои исследования в рамках гуманистического направления 1960-х, и постепенно термин «трансперсональное» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках гуманистического направления.

В 1969 году Абрахам Маслоу, Станислав Гроф и Энтони Сютич стали инициаторами публикации первого номера «Journal of Transpersonal Psychology», ведущего академического журнала в данном направлении.

Три года спустя, в 1972 году, была основана Ассоциация Трансперсональной Психологии (Association for Transpersonal Psychology, или ATP).

В 1980-е и 1990-е годы трансперсональное направление в психологии развивается в исследованиях таких авторов, как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Майкл Уошбёрн, Фрэнсис Вогэн, Роджер Уолш, Стэнли Криппнер, Майкл Мёрфи, Чарльз Тарт, Дэвид Лукофф и Стьюарт Соватски.

Впоследствии Кен Уилбер основал собственное направление исследований человека, названное интегральным подходом.

На сегодня трансперсональная психология разрабатывает методы для использования в социальных науках и науке о здоровье.

Обратите внимание

Открытия трансперсональной психологии применяются в таких сферах, как психология, психиатрия, антропология, социология, фармакология, межкультурные исследования и социальная работа.

В текущее время трансперсональная психология, особенно школы юнгианской и архетипической психологии, интегрированы в программы многих факультетов психологии США и европейских университетов.

Трансперсональная психотерапия используется во многих терапевтических практиках.

Среди высших учебных заведений, включивших открытия трансперсональной психологии в свои учебные программы, можно назвать Институт трансперсональной психологии (The Institute of Transpersonal Psychology, США), Университет Дж. Ф. Кеннеди (John F.

Kennedy University, США), Калифорнийский институт интегральных исследований (California Institute of Integral Studies, США), Сэйбрукский институт (Saybrook Institute, США), Университет Наропы (Naropa University, США), Университет Нортхэмптона (Northampton University, Великобритания) и Ливерпульский университет Джона Мура (Liverpool John Moores University, Великобритания).

Поскольку трансперсональная психология имеет корни в гуманистическом направлении, гуманистическая психология имеет весьма сильную связь с трансперсональной психологией.

К трансперсональному направлению в психологии принято относить следующие дисциплины и школы:

  • Глубинная психология (или, по Джеймсу Хиллману, архетипическая психология)
  • Духовная психология (Роберт Сарделло)
  • Психосинтез (Роберто Ассаджоли)
  • Исследования Станислава Грофа

Трансперсональная психология — академическая научная дисциплина, которую не следует ошибочно принимать за религиозное или духовное движение.

Хотя трансперсональная психология до сих пор не получила соответствующего официального признания со стороны Американской психологической ассоциации (APA), Британское психологическое общество в 1996 году официально открыло Отделение трансперсональной психологии, что считается большим шагом в направлении закрепления за ней статуса официального академического направления.

Трансперсональная психология, как правило, более тесно связана с эпистемологией гуманитарных и герменевтических дисциплин (гуманистическое направление, экзистенциализм, феноменология, антропология).

Важно

Тем не менее, в ней используются данные, полученные путём экспериментального и статистического исследования.

Исследуемые области

Трансперсональные исследования затрагивают множество различных областей:

  • Целительское искусство индейцев
  • Старение и духовное развитие
  • Медитация и её клинические аспекты
  • Психоделики и психофармакология
  • Межкультурные исследования и антропология
  • Лечение бывших членов сект
  • Трансперсональная психотерапия
  • Дыхательные практики (холотропное дыхание, ребёфинг)
  • Умирание и около смертные переживания (ОСП)

Научный вклад

Сознание и развитие

Трансперсональная психология внесла значительный вклад в понимание природы сознания и развития человека.

В рамках трансперсонального направления выделяют два вида теории развития человека: сложная модель, включающая последовательно и иерархически появляющиеся стадии, подобная представленной Кеном Уилбером, и нелинейная комплексная модель таких исследователей, как Майкл Уошбёрн и Ральф Мецнер.

Основным вкладом Уилбера в психологию развития можно считать теорию спектра сознания, которая выделяет три категории сознания:

  • доличностная, или преэгоическая;
  • личностная, или эгоическая;
  • надличностная, или трансэгоическая.

Уилбер выделяет девять уровней развития человека, в которых первые три относятся к доличностному уровню, следующие три к личностному и последние три к надличностному, трансперсональному уровню.

Уилбер рассматривает развитие сознания как иерархически развёртывающуюся последовательность стадий, в которой сознание прогрессирует от низших уровней к высшим.

Каждый новый уровень интегрирует в себя предыдущий, демонстрируя при этом новые (эмергентные) свойства, связанные только с этим уровнем.

Каждый уровень содержит определённый вид структуры личности и вероятную уязвимость для определённых патологий, относящихся к данному уровню.

Основываясь, в частности, на работах Кена Уилбера, психологи трансперсонального направления считают обоснованным дифференциацию дорациональных психиатрических расстройств и собственно трансперсональных состояний.

Ральф Мецнер и Майкл Уошбёрн — сторонники нелинейной модели человеческого развития. Мецнер отказывается от идеи линейного развития в пользу нелинейной, а Уошбёрн предлагает спиралевидную модель, основанную на юнгианской и психоаналитической теории.

Согласно Уошбёрну личность развивается из досознательных глубин психики.

Затем, в первой половине жизни, её развитие достигает нормальной эгоической стадии. Впоследствии при условии нормального развития человек, достигнув трансэгоической стадии, получает возможность вернуться и реинтегрировать глубины своей психики.

Совет

Впрочем, Уилбер в книге «Око Духа» демонстрирует, что подход Уошбёрна связан с определенными противоречиями (прежде всего — с до/транс-заблуждением): как показывают данные, при достижении духовной реализации для доступа к надличностным сферам сознания люди не всегда регрессируют к доличностным стадиям развития; совсем наоборот, существует множество свидетельств в пользу того, что человек продолжает развиваться по принципу всё большей комплексности и осознанности, не возвращаясь на предыдущие ступени развития, но трансцендируя и интегрируя их.

Духовность и религиозность.

Трансперсональная психология привлекла внимание клинических исследований к ряду психорелигиозных и психодуховных проблем.

Трансперсональные психологи понимают духовность в качестве интегрального для человеческой природы элемента, не относящегося к вопросам веры или посещения церкви, относящиеся к психорелигиозным проблемам.

Психорелигиозные проблемы касаются возможных психологических конфликтов, связанных с практикуемой человеком системой верований и убеждений.

В числе таких проблем — опыты обращения в другую религию, потеря веры, проблемы, связанные со вступлением или покиданием различных религиозных организаций и культов.

Психодуховные проблемы относятся к иной категории, чем психорелигиозные.

Данные проблемы связаны с отношением человека к экзистенциальным вопросам, или вопросам, выходящим за пределы повседневной действительности. Многие психологические сложности данного порядка неоднозначно рассматриваются классической академической психологией.

В числе подобных проблем находятся психиатрические осложнения, связанные с околосмертными переживаниями, мистическим опытом, раскрытием Кундалини, шаманской болезнью, парапсихологическими состояниями, родовым опытом прошлых жизней и др.

Предполагается, к примеру, что некоторые проблемы, связанные с медитированием, вызваны особенностями адаптации человека Западной цивилизации к восточным практикам и трудностями понимания социокультурного контекста, в которых они зародились.

Обратите внимание

Станислав Гроф и Кристина Гроф вводят термин «духовные обострения» (англ. Spiritual Emergence) для описания постепенного раскрытия и возникновения психодуховных категорий в жизни человека.

В тех случаях, когда духовное раскрытие интенсифицируется за пределы контроля индивида, могут возникнуть состояния, называемые «духовными обострениями».

Духовные обострения могут вызывать значительные нарушения в психологической, социальной и трудовой деятельности, и многие психодуховные проблемы можно охарактеризовать в качестве духовных кризисов.

В связи с природой психорелигиозных и психодуховных проблем трансперсональное сообщество в начале 1990-х предложило ввести новую диагностическую категорию «религиозная или духовная проблема».

Данную категорию затем включили в четвёртое издание «Диагностического и статистического справочника по психическим расстройствам» (DSM-IV) под заголовком «Другие состояния, могущие попасть под внимание клинициста».

Исследования конструктной валидности новой категории были проведены Милстейном (2000).

Критика трансперсональной психологии

Одну из первых критических оценок трансперсонального направления психологии предоставил экзистенциальный психолог Ролло Мэй, поставивший под вопрос концептуальные основы трансперсональной психологии.

В частности Мэй считал, что трансперсональные психологи уделяют мало внимания «тёмной стороне» человеческой природы и экзистенциальному страданию.

Важно

Похожие критические высказывания опубликовал Алекзандер, считавший, что трансперсональная психология в свете философии Уильяма Джеймса представляет собой философию, не сумевшую «адекватно учесть природу зла».

Данные критические замечания впоследствии были учтены и большее внимание стало уделяться этим аспектам человеческого существования.

Когнитивный психолог Альберт Эллис поставил вопрос о научном статусе трансперсональной психологии и её отношении к религии и мистике.

Ответ на данную критику со стороны трансперсональных психологов был опубликован Уилбером и Уолшем.

Фридман критиковал трансперсональную психологию за то, что она, по его мнению, как наука недоразвита, и отмечал несколько факторов, которые он считает антинаучными убеждениями в данной области.

Фридман предложил различать трансперсональную психологию как научную психологию и более широкую область трансперсональных исследований, которые, как он считает, включают в себя ненаучные подходы.

Учения таких духовных лидеров Западного мира, как Гурджиев и Алиса Бейли, зачастую находят рассмотрение в трансперсональной психологии, что ставит под угрозу респектабельность трансперсональной психологии и её статус как академической науки.

Некоторые исследователи предлагают всё же различать трансперсональную психологию как науку — с одной стороны, и популярное культурное движение, действующее вне академического контекста — с другой.

Представители трансперсонального направления

Источник: http://psy-school.info/transpersonalnaya-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector