Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей

Развитие воображения у детей

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».

Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.

Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.

Обратите внимание

С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения.

Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть.

Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

В воображении детей младшего дошкольного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности.

Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем, что воображение в этом возрасте развито лучше, чем у взрослых, а тем, что ребенок еще не знает законов объективного мира и вообще слабо знает действительность.

Например, ребенок четырех лет говорит: «Мой братик болел, не мог ходить, доктор вставил ему пружинку, теперь он бегает». Ребенок этого возраста еще не умеет критически относиться к воображаемому и еще недостаточно соотносит его с жизненной практикой.

Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны.

Подчинение воображения восприятию обнаруживается и в том, что в младшем дошкольном возрасте дети еще не умеют планировать деятельность, не могут сказать, что будут рисовать, лепить, строить, что будут делать дальше.

Важно

Приступая, например, к рисованию, они часто еще не имеют ясного замысла рисунка и лишь в самом процессе рисования, воспринимая линии рисунка, уточняют, а нередко и коренным образом меняют его.

Ребенок начал рисовать домик, но тут же дом легко превращается в башню, башня — в большой пароход и т. д.

Экспериментально установлено, что нанесение нескольких посторонних для данного изображения линий на рисунке в процессе создания его ребенком заставляет детей перестраивать и менять весь рисунок. Новые линии в связи с уже нанесенными ранее вызывают у юного рисовальщика новые ассоциации, которые и дают толчок дальнейшему ходу воображения.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры.

Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью.

Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым.

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка).

Совет

Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении.

Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

В школьном возрасте воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Оно все более соотносится с реальностью. Если ребенку 3—4 лет достаточно 2—3 палочек — и модель самолета готова, то для 7—8-летнего школьника необходимо уже, чтобы модель «была как настоящая».

Дошкольник в рисунке часто пользуется передачей только нескольких характерных черт, школьник I—II классов пытается передать по возможности все основные детали предмета. В III—IV классах, при условии правильного обучения рисованию, ребенок уже делает попытки отразить в рисунке не только содержание, но и точную форму изображаемого.

Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования — на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности — на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве — на знание правил письменной речи. Это делает продукты творчества школьника более полноценными, но это и ограничивает часто его творческое воображение (там, где у него нет специальных знаний и практических умений), так как уровень требований, которые школьники начинают предъявлять к продуктам своей творческой деятельности, сейчас значительно повышается. В подростковом возрасте занятие рисованием часто забрасывается потому, что возросшие требования к рисунку не могут быть удовлетворены из-за малых знаний и умений в области техники изображения. Конструирование перестает интересовать школьника, если ему своевременно не дают нужных знаний и технических навыков.

Развитием воображения в учебной работе детей можно и надо руководить.

Яркие образные рассказы учителя, рисующие картины прошлого, жизнь различных стран и народов, жизнь растений и животных, продолжение детьми начатых учителем рассказов, самостоятельное рассказывание по картинкам, сочинения, рисование, техническое моделирование, «мысленное» путешествие по географической карте из одного географического пункта в другой — все это в большой мере развивает воображение школьников.

Вместе с тем учитель должен следить и за развитием здорового критического отношения к продуктам воображения, заботясь о том, чтобы воображение не превращалось в пустое фантазерство.

В жизни учащихся старшего школьного возраста видное место занимает активная, творческая мечта.

Уже в начальных классах школы дети начинают мечтать о будущей деятельности, но мечты эти вначале не носят устойчивого характера. В подростковом возрасте мечты приобретают более целенаправленный, действенный и устойчивый характер.

Обратите внимание

Советские подростки хотят быть похожими на замечательных людей нашей страны, мечтают о великих делах, которые они совершат в жизни. Но наиболее характерна творческая мечта для юношеского возраста: «Молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям, — писал М. И. Калинин, — это — не порок, а ценное достоинство.

Ни один деятельный и нормально мыслящий человек не может обойтись без фантазии. Но у молодежи эта склонность бывает развита сильнее, чем у пожилых людей… Вы — ученики 9-х и 10-х классов. Это как раз тот возраст, когда людей обуревают фантазии и стремления к чему-то большому.

Да иначе и быть не может! Какие же вы советские молодые люди, если у вас нет фантазий о большой жизни, если каждый из вас не думает своротить горы или перевернуть земной шар Архимедовым рычагом?»

Наша молодежь действительно мечтает о великих делах, и ее мечты тесно связаны с ее будущей деятельностью, с предстоящим участием в строительстве коммунизма, с делами, направленными на благо родины. И наша молодежь не только мечтает об этом. Она и претворяет свои мечты в реальную жизнь.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-voobragenie.html?id=razvitie-voobrajeniya-detei

Воображение в психологии, виды, развитие воображения у детей. Воображение и творчество

Каждый творческий человек является тем, у кого хорошо развито воображение. Это умение увидеть картину будущего до того, как она будет реализована. Это умение во всех красках представить то, что нужно сделать.

Развитое воображение позволяет предвосхищать события, прогнозировать. Можно сказать, что люди со сверхъестественными способностями также обладают развитым воображением. Маленькие дети, которые что-то рисуют, лепят, конструируют, тоже пользуются своим воображением. Оно позволяет делать мир совершеннее, интереснее, краше, особенно в те минуты, когда реальность не сильно привлекательна.

Что такое воображение?

Все люди пользуются своим воображением. Степень данного процесса зависит только от уровня его развитости. Что такое воображение? Это мыслительная, осознанная деятельность человека, который представляет наглядно-образные картины в своих мыслях. Другими словами данный процесс называют мечтательностью, фантазированием, визуализацией.

Воображение помогает представить картины, которые пока еще не реализовались, их трудно воплотить на сегодняшний день либо отсутствует необходимость в их исполнении. В некоторой степени человек через воображение ищет выход из ситуации, даже если речь идет просто о визуализации своего желания.

Психологами пока полностью не изучен феномен воображения, поскольку он невидим, неощутим, его невозможно измерить или потрогать. Под воображением понимается способность человека воссоздавать картины любой направленности, которые основаны на имеющемся опыте, который был получен ранее.

Очень важным становится воображение в профессиональной деятельности или на этапе, когда необходимо найти новое решение проблемы, которая является уникальной или ранее неизвестной.

Здесь человек проявляет творческую натуру. Используя воображение, человек может найти новые выходы в решении поставленной задачи.

Здесь важными становятся широта взгляда, гибкость и прочие качества, которые позволяют посмотреть на ситуацию со множества сторон.

Воображение человека, а также его способность к абстрактному мышлению могут послужить мощным средством противостояния перипетиям жизни. «Абстрагироваться» от объекта – значит мысленно «отодвигать» его в сторону либо «исключать» из своего рассмотрения.

Обладая воображением, человек может «переносить» самого себя за пределы текущей ситуации, «прокручивать» альтернативные варианты, и тем самым создавать психологическое пространство собственного выбора.

Таким образом, можно полнее ощущать собственное бытие и оставаться свободным.

Важно

Экзистенциальные психологи подчеркивают важность понятия свободы в жизни каждого из своих пациентов. Они не верят в существование некоего высшего начала, управляющего всем во Вселенной и определяющего судьбы людей. Однако для многих свобода обременительна, поскольку подразумевает признание личной ответственности за свои поступки.

В глубине души люди признают факт своего одиночества и потому пытаются противостоять ему, объединяясь с другими людьми. Однако если человек в значительной степени зависим от других, ему ошибочно кажется, что его собственное существование невозможно в отрыве от них.

В ходе психотерапии, после того как пациент осознает свои истинные стремления, терапевт помогает ему устранять факторы, препятствующие осуществлению его желаний.

Терапевт напоминает пациенту, что все ежедневно принимают решения, даже когда не задумываются об этом.

Когда люди прибегают к помощи своих защитных механизмов, заслоняясь от потока экзистенциальной правды, они сплошь и рядом попадают в неприятные ситуации:

  • Они непроизвольно причисляют себя к разряду особенных или всемогущих людей. Ирвин Ялом подчеркивает, что такой индивид может превратиться в эгоиста и параноика.
  • Бездумно верят в «спасителя». Слишком большая привязанность к этой идее может сделать человека зависимым. Для экзистенциальных терапевтов это своеобразное табу, поскольку идея спасения извне противоречит очевидным экзистенциальным фактам.

перейти наверх

Воображение в психологии

Как психологи характеризуют понятие воображения? В психологии оно имеет широкое понятие, которое включает способность воссоздавать ранее воспринятые образы, манипулировать ими, не имея непосредственного физического контакта, прогнозировать и представлять будущее, которое еще не осуществилось. Человек в своем воображении может быть кем угодно и жить как угодно. Иногда воображение путают с восприятием, однако это разные психические процессы.

Читайте также:  Всд - симптомы, лечение, типы, причины, признаки

Воображение основывается на образах из памяти, а не на том, что происходит в окружающем мире. Зачастую человек представляет себе такие образы, которые далеки от реальности, их называют мечтами или фантазиями.

Все люди обладают склонностью к воображению. Другое дело, что все пользуются данным свойством по-разному. Есть прагматичные, занудные, скептичные люди, которые просто не хотят, не умеют пользоваться своим воображением либо оно у них неразвито.

Совет

Жизнь таких людей подчинена правилам, логике, принципам, фактам. С одной стороны, их жизнь течет размеренно, понятно и без приключений. С другой стороны, такие люди становятся скучными, однообразными, неинтересными.

Ведь воображение делает людей индивидуальными, уникальными, особенными.

Функции воображения:

  • Познавательная – помогает получить новые знания, увидеть новые варианты, скомпоновать имеющуюся информацию и получить новые факты.
  • Прогнозирование – помогает человеку предвидеть дальнейшее развитие событий еще при несовершении или незавершении действий.
  • Понимание – позволяет представить себе чувства и состояние другого человека. Это называется эмпатией.
  • Защитная – предвидя возможные трудности и неприятности, человек может оградить себя от них.
  • Саморазвитие – воображая, человек совершенствуется, становится другим.
  • Воспоминания – позволяет человеку воссоздавать в голове картины из прошлого, снова их переживать и прокручивать.

Обычно человек пользуется преимущественно одной функцией воображения, однако возможны и комбинации. Как создаются образы и представления в воображении?

  1. Агглютинация – преображение имеющегося предмета в совершенно новое явление. Оно становится улучшенным, новым, совершенным.
  2. Акцентирование – заострение внимания на доминирующей характеристике определенного предмета, человека, явления, его выделение на общем фоне.
  3. Типизация – выделение общих характеристик из нескольких объектов, их объединение в нечто новое, что содержит частичку каждого объекта.

Практически во всех сферах жизни человек использует воображение. Создаются новые гаджеты, лекарства, модели одежды, которые вмещают в себя все то, что уже было ранее положительно отмечено в предыдущих моделях.

Воображение основывается на имеющемся опыте, который теперь трансформируется, совершенствуется. Все это происходит пока что только в голове. Это не является реальностью, хотя может ею стать. Нередко люди просто представляют себе то, чего никогда не может быть или пока еще нет таких технологий, которые могли бы воплотить представленную фантазию.

Человек воображает только то, что ему интересно. Это помогает немного познать себя, свои вкусы и пожелания. При этом воображение позволяет человеку составить план действий, представляя себе тот результат, которого хочется достичь. Таким образ, воображение – это способ составления плана, по которому человек собирается жить в ближайшее будущее.

перейти наверх

Следует рассмотреть виды воображения на сайте психотерапевтической помощи psymedcare.ru:

  • Активное (произвольное). Представляет собой активное и целенаправленное представление человеком того, что он хочет видеть. Нередко это возникает, когда необходимо решить какую-то задачу, отыграть определенную роль. Человек управляет тем, что ему видеться, сознательно управляя процессом.
  • Пассивное (непроизвольное). Самый простой способ, при котором человек практически не является включенным в процесс создания новых образов. Они создаются на основе имеющихся образов, которые объединяются. При этом человек практически не управляет воображением, сознание слабое, отсутствует намерение воплощения представлений. Зачастую такие мечты возникают в дремотном или полусонном состоянии.
  • Творческое. Данный тип воображения представляет собой отображение реальности с некоторой толикой новизны, уникальности. Можно использовать имеющиеся данные, а можно представить нечто новое, соединить с имеющимся и получить нечто уникальное.
  • Воссоздающее. Данный тип воображения направлен на представление того, чего человек никогда не видел, однако имеет определенные описания данного объекта. Например, мысленно полететь в космос или переместить в доисторические времена.
  • Мечта. Данный вид воображения является активным, при котором человек представляет себе то, чего он желает. В мечтаниях отображаются желания, которые хотелось бы воплотить в будущем. Здесь можно планировать дальнейшие свои действия, а также прогнозировать развитие событий.

Мечты могут быть полезными и вредными. Если они оторваны от реальности, никак не связаны с возможностями человека, делают его пассивным и расслабленным, то мечты превращаются в грезы, в которых индивид может погрузиться надолго. Если же мечты приближены к реальности, имеют четкую структуру, план реализации и мобилизируют человека, тогда речь идет о полезной стороне данного процесса.

В мечтах, фантазиях и представлениях своего будущего нет ничего плохого. Иногда даже полезно расслабиться и ненадолго переместиться туда, где вы счастливы, любимы, богаты, успешны, здоровы или занимаетесь тем, что вам хочется делать.

Но иногда человек настолько увлекается своими мечтами, что забывает про реальность.

Нередко суровость жизни толкает на то, чтобы бежать в собственные фантазии и часто спать, видеть сны, которые тоже могут быть фантастическими, приятными и волшебными.

Психологами замечено, что чем более нереальными являются фантазии человека, тем более низкая у него самооценка. Более того, чем фантастичными являются мечты, тем более неприглядной является реальность. Мало того, что человек по каким-то причинам является обладателем низкой самооценки, так он еще и не хочет менять свою реальность, чтобы она не была серой, скучной или жестокой.

Мечтать с целью представить себе то, к чему вы стремитесь, одно. Но совсем другой подход, когда вы мечтаете, потому что это единственное состояние, которое дает вам радость.

Это уже больше похоже на бегство, чем на поиск стимулов и энергии, которые приобретаются в первом случае. Здесь лучше понять, почему вы не хотите менять свою реальность, делать ее более приятной и красочной, нежели тратить время и силы на пустые мечтания.

Обратите внимание

Ведь от того, что вы фантазируете, ничего не изменится. Пока вы просто о чем-то мечтаете, это остается мечтой. Но данная способность дана человеку не для того, чтобы он тратил свое время на пустые размышления и картинки.

Фантазии даны для того, чтобы черпать из них энергию для достижения целей и еще раз сверять свои действия, которые должны поспособствовать в реализации желаемого.

Конечно, вам никто не запретит мечтать и делать свои фантазии нереальными. Но все равно придется жить в реальности. В таком случае, почему бы не сделать так, чтобы она была такой же прекрасной, как и ваши мечты?

перейти наверх

Воображение и творчество

Психологи настаивают на том, что воображение и творчество взаимосвязаны. Творчество – это создание нечто нового на основе того, что есть в реальности.

Воображение позволяет представить себе это новое еще до того, как оно будет создано.

В большинстве своем воображение выступает в качестве поиска нового решения, объекта, плана действий, реализовав которые он сможет достичь поставленной задачи.

Творческое воображение предполагает создание уникального объекта, которого ранее не было. Это в некоторой степени связано с индивидуальными особенностями самого человека. В большинстве творческое воображение является врожденным качеством. Однако разрабатываются методики по развитию творческого мышления.

  1. На первом этапе появляется нечеткая идея, образ, который пока еще не имеет четко очерченных границ и форм.
  2. Второй этап заключается в вынашивании идеи, ее продумывании, более четком видении, усовершенствовании.
  3. Третий этап заключается в переходе от вынашивания идеи к ее воплощению.

Детское воображение является фантастическим, лишенным реальности и рационализма. Уже в подростковом возрасте ум человека становится критичным, что к более взрослому возрасту становится очень заметно. Это в некоторой степени затрудняет процесс творчества, когда человек должен быть гибким, разносторонним, некритичным.

Развитие творческого мышления требует любознательности человека. Чтение книг, просмотр передач, путешествия и многое другое позволяют увидеть нечто новое для себя и стать охваченными новыми впечатлениями. Нередко здесь включается непроизвольное воображение, которое вскоре может стать подконтрольным человеку.

Мир, в котором живете только вы, кажется немыслимым и невероятным, поскольку люди существуют в мире, где есть другие. Можно отправиться в лес или дикие тропы, где люди обычно не бывают. Но полностью остаться в мире, где не будет никого, — что-то из вымысла и фантастики.

Людей на планете Земля живет большое количество, но многие пребывают в мире, в котором существуют только Они. Это так называемые творческие личности, которые не соединяются с окружающим обществом. Они по своему темпераменту настолько погружены в собственный мир, что житейские проблемы для них являются чуждыми.

Творческий человек живет в мире, в котором есть только Он. Это не прихоть, не каприз, не бегство от реальности, а такова натура. Без реализации внутреннего потенциала, творческий человек не сможет выйти во внешний мир.

Несомненно, даже он кушает, общается с другими людьми, беспокоится из-за социального положения в стране, создает семью и т. д.

Но ему настолько незначимыми становятся правила и традиции, по которым живет общество, что в глазах окружающих он кажется отрешенным от реальности.

Важно

Творческий человек не отрекается от реальности. Более того, он ее глубоко видит. Просто суета и нелепые традиции, придуманные людьми, ему кажутся ненужными и бестолковыми. Он просто не следует им.

Мир, в котором есть только Я, — это психология творческого человека. Несомненно, он живет в мире, где существуют другие люди. Но пока не раскрыт и не реализован его внутренний потенциал, творческий человек будет нацелен только на одно — на погружение в себя в любой ситуации и готовность в любой момент проявиться как творческая личность.

перейти наверх

Развитие воображения у детей

Воображение у детей является самым развитым, активным и неуправляемым. Можно сказать, что дети непроизвольно представляют себе то, что они видят или хотят увидеть. Данный вид мышления помогает познавать окружающий мир, систематизировать знания, понимать суть происходящего. Развитие воображения у детей происходит поэтапно:

  • До 4-5 лет ребенок оперирует образами, которые может сам формировать и совершенствовать.
  • После 4-5 лет ребенок начинает управлять собственными образами, планировать их, искать выходы из ситуации.
  • В 6-7 лет дети легко представляют себя и собственную жизнь.

Следует отметить, что воображение каждого ребенка развивается по-разному. На это влияют не только индивидуальные особенности психического развития, но и внешние факторы:

  1. Среда, в которой ребенок обитает.
  2. Эмоции, которые ребенок постоянно переживает.
  3. Возможность проявлять себя как творческую личность.
  4. Речь и возраст ребенка. С появлением речи ребенок получает больше возможностей для своего творческого развития.

Дети активно используют свое воображение в ранних возрастах. Они рисуют, поют, танцуют, лепят и т. д. Не следует препятствовать данным видам деятельности. Также рекомендуется совместно с ребенком сочинять истории, а также играть в ролевые игры, где малыш будет отыгрывать различные профессии, к примеру.

Взрослея, ребенок приобретает опыт, интересы, увлечения, в которых он и проявляет свои творческое мышление. В данном случае родителям также не следует создавать препятствия, если они желают, чтобы их чадо обладало развитым воображением.

перейти наверх

Итог

Воображение играет важную роль в жизни человека. Чтобы себе что-то представить, спрогнозировать или вспомнить, необходимо воображение.

Несомненно, оно будет наполнено различными фантастическими представлениями о жизни, в которые человек еще верит, независимо от своего возраста.

Однако итогом развитого воображения является способность не только мечтать, но и планировать собственное будущее.

Можно не использовать воображение, а применять только логические факты и принципы. Это сделает жизнь человека однообразной и последовательной. С другой стороны, отсутствие творческого подхода делает человека скучным, неинтересным, однообразным. Он становится похожим на остальных людей, теряет свою «изюминку», индивидуальность.

Источник: http://PsyMedCare.ru/voobrazhenie-psihologii

Воображение: виды, формы, как развить

Воображение — это свойство психики создавать образы в сознании. Оно является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но оно может оказывать влияние на жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Что такое воображение в психологии

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.

Мысленное представление является продуктивной деятельностью, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее человеком.

Он не видел доисторических животных и летающую тарелку, мог не слышать шум морского прибоя и не вдыхать аромат альпийских лугов, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Образы воображения не всегда соответствуют действительности, в них может присутствовать вымысел, фантазия. Если в воображении возникают картины, в которых ничто или мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии, если обращены в будущее, его называют мечтой.

Читайте также:  Детские капризы - причины, как бороться с детскими капризами

В психологии воображением называется один из процессов познания окружающей действительности. Это отпечаток внешнего мира в подсознании. Оно позволяет не только представлять будущее, программировать его, но и помнить прошлое.

Определение воображения в психологии можно сформулировать по-другому. Например, его часто называют способностью мысленно представлять отсутствующий предмет или явление, манипулировать им в своем сознании, удерживать его образ.

Функции воображения

Человек без воображения — редкость. В нашем окружении всегда найдутся люди прагматичные и приземленные, их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами, но говорить о том, что у них нет творческого мышления и фантазии, нельзя.

Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в спящем состоянии. Такие люди не используют творческие возможности головного мозга. Способность воображать дает возможность быть индивидуальным и выделиться из серой массы.

Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом для творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, в психологии выделяют 5 его задач:

  1. Прагматическая — для решения практических проблем.
  2. Психотерапевтическая — для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов. Например, эффект плацебо является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  3. Познавательная — регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания. Человек часто проговаривает в уме слова, прежде чем произнести их, а вспоминая какой-то факт, мы пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т. д.).
  4. Планирование деятельности.
  5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Это явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть еще и различные виды воображения.

Виды воображения

Согласно классификации воображения, в психологии выделяют произвольное и непроизвольное воображение (активное и пассивное), продуктивное и репродуктивное.

Активное

Пользуясь этим видом, человек усилием воли по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Это осознанная, целеустремленная работа человека с мыслительными образами. Этот вид воображения является тем инструментом, который позволяет человеку сначала представить преобразование реальности, а потом воплотить его в жизнь.

Пассивное

Пассивное воображение еще называется непроизвольным. Это самый простой вид, который заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое и контроль над течением представлений небольшой. Он встречается у детей младшего возраста. Делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Преднамеренное создает образы, не связанные с волей. Эти образы называются грезами. В них наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от действительности, уходу в выдуманный мир, это начинает тормозить психическое и социальное развитие.

Непреднамеренное — наиболее простая форма воображения, это те образы, которые возникают без специального намерения и усилий со стороны человека, например интересная лекция вызывает яркое непроизвольное мысленное представление. Оно наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Продуктивное

Продуктивное, или творческое, воображение — новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности. Приемами творческого воображения пользуются ученые, люди искусства. Благодаря воображению дизайнер представляет образ будущего костюма, ученые генерируют гипотезы.

Репродуктивное

Это воссоздающее воображение. Оно представляет собой способность человека представить себе нечто по описанию. Те, кто увлекаются художественной литературой, читая произведение, воспроизводят в соображении события, страны, героев, о которых идет речь в книге. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.

Формы воображения

Образы, возникающие в голове, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о явлениях и объектах. Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы. Формы воображения подразделяются на мысленные эксперименты, фантазии, мечты, грезы, сновидения.

Мысленные эксперименты

Мысленный эксперимент — это процесс познания, с помощью которого в человеческом сознании осуществляется отражение действительности. Этой формой пользовался Карл Маркс, когда сделал вывод, что коммунизм победит лишь в случае одновременного его принятия во всех странах мира.

Фантазии

Фантазии — форма мыслительного представления, которая не имеет ничего общего с действительностью, но не исключает возможный переход в реальность. Она изменяет картину действительности, которая уже есть в сознании, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное. В этом инновационная мощь фантазии, ее прогрессивность.

Ярким примером могут служить научно-фантастические произведения Ж. Верна, предсказавшие появление телевизора и подводной лодки задолго до их изобретения. Фантазия не должна полностью отрываться от правды жизни, потому что она порождается реальностью. Для этого у фантазии есть противовес — логика, мышление.

Мечты

Мечта — создание желаемого образа будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, завершение которой оказалось отсроченным.

Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности какой-то личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Представить себе будущее человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ.

Совет

Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться. В отличие от непроизвольных грез, мечтание представляет собой осознанную мыслительную работу. Сначала в уме человек воссоздает образы целей, а затем находится в поисках способов воплотить их в жизнь.

Мечтание может быть не только полезным, но и вредным. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие.

Когда мечта потенциально приближена к реальности, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели.

Такая мечта — стимул к активным действиям и быстрому развитию лучших качеств индивида.

Грезы

Грезы это форма воображения в виде образа недосягаемого и несбыточного будущего. Грезы — нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего идеализируемым будущим.

Грезы и мечты занимают большую часть времени, особенно в юности.

В большинстве своем грезы являются приятными размышлениями о будущем, но у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивность.

Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Сновидения

Сны можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения.

Какую роль они играют в человеческой жизни, еще не установлено, хотя во снах человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут реализоваться в жизни.

В сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Воображение и творчество

Существуют разные виды творчества: научное, техническое, литературное, художественное и др. Процессы воображения являются частью каждого из видов творчества. Ученому способность воображать помогает увидеть изучаемое явление в новом свете. В истории науки есть множество примеров возникновения образов, реализованных впоследствии в новые идеи, великие открытия и изобретения.

Велика роль воображения в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания.

Создавая литературные произведения, писатель реализует в слове образы своего эстетического воображения. Их яркость, широта, глубина охватываемых ими явлений действительности ощущается впоследствии читателями. Свойства воображения — предвосхищать то, чего еще не существует, обуславливают возникновение интуиции, догадки, озарения как центрального звена творческого процесса.

Существуют следующие этапы творческого воображения:

  • возникновение творческой идеи;
  • вынашивание замысла;
  • реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:

  • агглютинация — «склеивание» различных, в простой жизни несоединимых, качеств, частей;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных его частей;
  • схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
  • заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

Способность воображать, как и вдохновение, не поддается контролю и не может работать по заказу. Кому-то дано генерировать большое количество ярких идей, а другой с трудом может выдавить из себя банальность.

Архимед открыл закон гидростатики, погрузившись в воду, но это не значит, что при купании мы все как один совершим научные открытия.

Причиной был не процесс принятия ванны, а гениальные свойства мыслительного представления Архимеда.

Как развить воображение

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. От степени развитости воображения зависит яркость представлений, новизна преобразованных идей. Сильная способность фантазировать и воображать является неотъемлемой чертой художников, писателей, скульпторов, режиссеров.

Формирование воображения начинается в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность.

Современная педагогика делает большой акцент на развитии в младенческом и младшем дошкольном возрасте способности различать и сопоставлять образы, а также производить манипуляции с предметами.

Развитие мелкой и крупной моторики происходит параллельно с развитием умения оперировать образами. Нарушения воображения делают жизнь менее яркой и эмоциональной.

Онтогенез воображения опирается на развитие способности представления. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений. Важную роль в развитии воображения имеют:

  • всемерное увеличение запаса представлений;
  • развитие способности сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слушать его внутренним зрением и слухом;
  • развитие способности инициативного воображения;
  • активная помощь со стороны, когда возникает нарушение.

Игры на развитие воображения у ребенка

Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Способность воображать формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. Для развития воображения у детей можно использовать следующие игры:

  1. Закорючки. Следует нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и выиграл.
  2. Оживление предметов. Нужно представить себя новой шубой, потерянной варежкой, варежкой, которую вернули хозяину, рубашкой, брошенной на пол, аккуратно сложенной рубашкой.
  3. Новое назначение предмета. Дети сидят в кругу, ведущий пускает по кругу какой-то предмет (старый утюг, зонтик, пакет, газету). Каждый придумывает этому предмету новое назначение. Например, утюг можно использовать как гирю, как приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения.
  4. Отгадывание теней. Один из игроков садится вблизи светлой, по возможности ничем не заставленной стены, лицом к ней. Сзади в нескольких шагах устанавливается свеча или тусклая лампа. Кто-нибудь из игроков должен проходить между спиной сидящего и лампой. Тень должна быть максимально резкой. Сидящий, не оборачиваясь, по тени должен угадать, кто прошел у него за спиной. Угаданный садится на его место и начинает отгадывать тень.
  5. Гений фантастики. Игроки должны придумать сюжеты, как можно более нереальные. Темой может быть все что угодно. Победителем будет тот, кто придумал наименее правдоподобную историю.
  6. Рисуем музыкальные картинки. Включается музыка. Дети на листе рисуют разноцветные фигурки, которые ассоциируются с музыкой.

Хорошее упражнение «Сочиняем сказки сами». Для его выполнения играющие делятся на команды. Ведущий раздает командам листы бумаги и карандаши. Задача каждой команды — за 5-6 минут придумать юмористическую сказку, начинающуюся словами «Жили были…» и заканчивающуюся восклицанием «Ну надо же!»

По происшествии установленного времени все по очереди зачитывают свои сказки, но таким образом, чтобы они сопровождались звуковым оформлением или каким-либо другим дополнением, участием в представлении остальных ребят. Игроки могут зачитать и сразу же проиграть сказку или перевести ее на язык жестов.

Источник: https://vseostresse.ru/katalog-terminov/voobrazhenie.html

Воображение в психологии – виды, развитие у детей

Воображение – это мыслительный процесс в голове человека, который создает картины (образы) того, о чем человек думает. Воображение безгранично, оно не имеет границ и может противоречить всем законам реальности.

Вместе с тем воображение влияет на жизнь индивида. В психологии воображению отводится важное значение, поскольку оно позволяет человеку предвидеть картины будущего, мотивировать самого себя, успокаивать или побуждать на действия.

Читайте также:  Благость - значение слова, как жить в благости?

Воображение развивается еще у детей. Оно бывает несколько видов.

Интернет-журнал psytheater.com называет воображением психическую деятельность человека, который в виде образов представляет себе собственные мысли. Воображать можно что угодно: реальное и нереальное. При этом образы влияют на настроение, поведение и даже в дальнейшем принятые решения человеком.

Обратите внимание

Однажды женщина не могла понять, почему великий математик, профессор наук живет на нищенскую зарплату, а жулик, который всех обманывает, организовывает свой бизнес и получает прибыль.

Вроде бы судьба должна поступить по справедливости: математику дать деньги, а жулика наказать и посадить. Но кто устанавливает эту справедливость? Сами люди, а не судьба.

У Вселенной существуют свои законы. И вот они.

О чем необходимо думать профессору математики, чтобы достичь такой высокой должности? О математике. А о чем нужно думать жулику, чтобы обманывать, иметь свой бизнес и еще получать прибыль? О бизнесе и деньгах. Что в голове, то и в реальности: профессор имеет свою математику, а жулик – деньги.

Кто, над чем трудился, то и получил. Невозможно получать деньги, пока вы изучаете математику. Но можно понять, как именно изучение математики может помочь вам заработать деньги, тогда вы будете получать деньги. Если вы хотите иметь деньги, то у вас в уме должны быть деньги.

Если вы хотите иметь любовь, то у вас в голове должна быть любовь.

Многие скажут, мол, «нас всех учат, что нужно зарабатывать на том, чем любишь заниматься». Это так. Любовь к своему делу провоцирует вас развивать свое мастерство и свои знания. Но деньги невозможно заработать, если вы не свяжете свое хобби, интерес, увлечение с деньгами.

Например, любитель путешествовать наконец-то понял, что можно совместить приятное с полезным, и открыл свое туристическое агентство (путешествие + деньги). Вы любите готовить кушать? Тогда откройте свой ресторан или устройтесь работать шеф-поваром (кулинария + деньги).

Пока у вас в голове только путешествия или кулинария, вы денег не заработаете. Вы будете иметь то, о чем думаете.

Но как только вы зададитесь вопросом «Как я могу заниматься своим любимым делом и при этом приносить пользу другим людям, чтобы они платили мне деньги за то, что я делаю?», здесь у вас возникает множество вариантов, как не просто «изучать математику», но еще и заработать на этом деньги (стать, например, трейдером или финансистом).

Что в голове, то и в реальности. И это куда более справедливо, нежели человеческое понимание справедливости, когда сначала нужно помучиться, а потом уже пожинать лавры своих мучений. Каждый получает то, о чем думает, что держит в своей голове. И это справедливо. Поэтому только вы в ответе за то, что у вас есть, а чего у вас нет.

Что такое воображение?

Воображение – это наглядно-образное мышление, во время которого человек представляет в своей голове конкретные образы. Они могут носить различный характер.

  • Есть образы-воспоминания, когда человек возвращается к тому, что с ним произошло, он снова прокручивает в своей голове то, что с ним случилось.
  • Есть образы-мечты – когда человек представляет в своей голове желаемые картины будущего, в котором хотел бы оказаться.
  • Есть образы самого себя, когда человек начинает представлять или пытаться понять, кем он является.
  • Есть образы реального мира, когда человек просто вспоминает о том, что видел или слышал.
  • Есть образы-фантазии, когда человек начинает создавать новые предметы или явления, которых пока не существует в природе.

Воображение становится многогранным и многофункциональным. Оно позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий, опираясь на свой предыдущий опыт.

Оно помогает творить, где главной сутью становится создание чего-то нового и необычного. Оно позволяет влиять на свое настроение и даже мотивировать самого себя.

Нередко воображение позволяет понять, как нужно действовать в ситуации, чтобы достичь желаемого результата.

перейти наверх

Воображение в психологии

Воображение использует память человека, который обладает определенным опытом, знаниями и воспоминаниями. Также используется творческое мышление, которое может включать способность человека думать о таком, чего он никогда не видел и не слышал. В психологии выделяют такие функции воображения:

  1. Познавательная – воображение помогает систематизировать информацию, более лучше ее познать и выделить что-то новое для себя.
  2. Прогнозирование – человек способен представить в своей голове, как будут разворачиваться события, каким будет конечный результат.
  3. Понимания – воображая, человек может предположить, о чем думает и что чувствует другой индивид.
  4. Саморазвития – человек фантазирует и прогнозирует, что делает его сильнее и увереннее в себе.
  5. Защиты – если человек может прогнозировать события, значит, может к ним подготовиться.
  6. Воспоминания – способность воспроизводить то, что человеком уже было пережито.

Воображение проявляется в различных формах. Самыми известными становятся:

  • Агглютинация – создание новых форм, предметов, явлений на основе реально существующих, которые человек трансформирует в своем сознании.
  • Акцентирование – фиксация внимания на отдельной характеристике предмета.
  • Типизация – выделение определенных черт в нескольких предметах.

перейти наверх

Виды воображения

Воображение делят на такие виды:

  1. Непроизвольное (пассивное) – когда человек просто о чем-то думает, даже не всегда принимая в этом осознанное участие. Так часто происходит в состоянии полудрема или дремоты.
  2. Произвольное (активное) – человек сознательно включает процесс воображения и представляет себе какие-то образы.
  3. Мечтания – представление себе желаемого будущего.
  4. Воссоздание – когда человек воспроизводит в своей голове, что реально существует.
  5. Творчество – когда человек активно создает некое явление, предмет или образ в своей голове, которого нет в реальности.

«Мечтать вредно» — а почему? Наверняка вы когда-то слышали подобное выражение от человека, который на собственном опыте испытал неудачу от постоянных мечтаний. Почему мечтать вредно? Маленькие детки все время мечтают, и при этом живут более счастливо и чувствуют себя спокойно, нежели взрослые люди. Выходит, мечтать не вредно. Что-то другое вредит, и это связано с мечтами.

Просто мечтать о чем-либо не вредно. Если вы решили поднять себе настроение или успокоиться, то представить желаемое или просто просмотреть картинки чего-то приятного – полезное занятие. Вы улучшаете себе настроение – что в этом может быть вредного? Само по себе мечтание не приносит вреда. Поэтому правильнее было бы поставить вопрос: когда мечтать вредно?

Представьте ситуацию (вспомните из своего опыта): вы о чем-то мечтали, но ваша мечта не исполнилась. Вы даже что-то попробовали сделать для реализации, у вас не получилось, вы опустили руки – и мечта так и осталась мечтой.

А теперь вопрос: что вы чувствуете, испытываете, какие эмоции вас переполняют, когда вы понимаете, что мечта не воплотилась в реальность? Горечь, печаль, злость, пустота и т. д.

Важно

Другими словами, вы страдаете по причине того, что вам не удалось реализовать свое желание.

Таким образом, когда мечтать вредно? Ответ: когда понимаете, что ничего не сделаете для того, чтобы она стала реальностью.

  • Во-первых, мечта не сама по себе исполняется, а этим занимаетесь вы. Стул сам по себе не можете материализоваться, если вы будете только его представлять. Его должен кто-то сделать, кто-то принести. Первое, что вредит, — не сама мечта, а ваша неготовность ее реализовывать.
  • Во-вторых, вредит вам не сама мечта, а те эмоции, ощущения, переживания, которые вас охватывают, когда вы не достигаете желаемого. Вам неприятно осознавать, что ваша мечта осталась мечтой, поэтому вы (по привычке не видя за собой вины) выбираете ни о чем не мечтать, чтобы снова не испытывать негативных эмоций.
  • В-третьих, мечтать полезно и даже нужно. Но следует понимать, хотите ли вы воплотить свое желание или согласны оставить его нереализованным, а просто довольствоваться им в своих представлениях. Мечта вас вдохновляет и воодушевляет, а вредит осознание того, что вы ничего не делаете для ее воплощения. Заранее договоритесь с собой, будете ли вы воплощать свое желание или так и оставите его просто мечтой.

перейти наверх

Воображение и творчество

Воображение является творческим процессом, если человеку необходимо создать новый предмет, представить новый образ, найти новое решение ситуации. Периодически каждый человек сталкивается с необходимостью неординарно подходить к решению повседневных проблем. Творчество здесь проходит три этапа:

  1. Нечеткий образ, который возникает в голове человека в виде идеи.
  2. Вынашивание идеи, ее трансформация, четкое понимание, корректирование.
  3. Реализация задуманного.

Творческое мышление очень важно для человека, и развивается оно с самого детства. Человек должен позволить себе мыслить неординарно, в чем помогает чтение литературы и просмотр фантастики. Также хорошо путешествие и столкновение с ранее неизведанным, что вызывает новые впечатления и эмоции.

перейти наверх

Развитие воображения

Воображение развивается в возрасте от 2,5 до 5 лет. Именно в этот период ребенок постепенно совершенствует свое воображение, оно у него обладает фантастическими свойствами. У ребенка достаточно развито воображение, в чем помогают просмотры мультфильмов, чтение книг, игры различного плана, рисование, лепка или продумывание ролевых сюжетов.

Родители должны поощрять в ребенке творческое начало, поскольку это способствует развитию воображения.

перейти наверх

Итог

Вместе с тем человек не должен забывать, что воображение – это всего лишь мысли. Чтобы идеи стали реальными, нужно их воплощать. Живите, а не мечтайте! Пока вы тратите время на свои мечты, ваша жизнь проходит мимо, и вы даже не успеваете ею насладиться. Поэтому следует помнить, что время идет, а ваша жизнь – это то, на что вы это время тратите.

Почему лучше жить, чем мечтать? Конечно, никто не запрещает иногда погружаться в фантастические представления своего прошлого или будущего, однако это следует делать как можно реже. Основная масса людей в настоящее время предпочитает жить где-то в нереальном мире, в виртуальном (в сети Интернет), забывая о том, что за окном бушует настоящая жизнь.

Что в этом плохого? По большому счету ничем плохим это не грозит, кроме отсутствия каких-либо воспоминаний об этом периоде жизни.

Сейчас вы мечтаете об одном, через 3 месяца начнете мечтать о другом, а через 10 лет даже и не вспомните об этом времени – оно для вас будет пустым, так как вы его прожили в фантазиях, которые испарились, оставив чистое поле вашей жизни.

Вы никогда не задумывались, почему пожилые люди так много времени проводят за тем, что вспоминают свои былые годы? Ответ очень прост: они смирились со своей старостью, сделав этот этап чем-то таким, что уже не заслуживает жизни. Другими словами, они перестали жить настоящим временем, так как считают, что уже ничего нового и интересного с ними не произойдет, из-за чего погрузились в воспоминания, которые они приобрели.

Точно так же происходит и с современным человеком, который либо витает в своих мечтах, будучи героем или суперкрасавицей, либо живет в виртуальном мире. Если человек занимается этим в молодости, то о чем он сможет вспомнить, будучи старым? Скорее всего, кроме названия игры, в которую играл в интернете, он больше ничего не вспомнит. И такие пустые воспоминания вы хотите иметь?

Живите, а не мечтайте! Будьте среди настоящих, живых людей, общайтесь, занимайтесь полезными делами, спортом, гуляйте. Набирайтесь воспоминаний, которые на всю жизнь останутся с вами.

А если ваши мечты или виртуальный мир настолько важны, то почему бы не быть таким крутым, красивым или богатым в реальности? Конечно, вы не достигнете всего и сразу, однако по мере прохождения времени и ваших стараний вы сможете добиться того, о чем раньше только мечтали.

Совет

Зачем мечтать, если можно воплотить ваши виртуальные истории в реальность, но в менее фантастичном эквиваленте? Потратьте время на то, чтобы в настоящей жизни быть такими, какими вы себя представляете в мечтах или каким героем являетесь в компьютерной игре.

Таким образом, вы не только достигнете чего-то большего, что у вас уже есть, но и обретете воспоминания и опыт, которым сможете поделиться со всеми, кто когда-то попадет в ловушку виртуальной и фантастической жизни, как и вы.

Источник: http://PsyTheater.com/voobrazhenie-v-psihologii.html

Ссылка на основную публикацию