Агрессивность – причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности

Агрессивность – причины, признаки, коррекция и лечение агрессивности

Агрессия – это полное осознание и прилюдное демонстрирование превосходства собственной личности над другими. К агрессии относят и усилия, которые, обычно, направлены на подавление другого индивида, и на причинение ему (другому индивиду) какого-либо вида ущерба.

В медицинской психологии и психиатрии принято выделять ряд механических причин развития агрессии. Некоторые причины являются материалистичными, а некоторые идеалистичными. Медики – биологи считают, что причина агрессии кроется во врожденных инстинктах, и проявляется в ситуациях стресса и конфликта.

Выделяемые два типа агрессии (инструментальный и целевой) характеризуются:

  • проявлением при возникновении препятствий, во время продвижения личности к какой-то цели;
  • спланированностью действий, целью которых и является нанесение какого-либо вреда другому человеку.

Общепринятыми причинами агрессии являются:

  • пропаганда насилия и жестокости в СМИ;
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Проявления агрессии могут быть таковыми:

  • физическая агрессия (нанесение другому человеку телесных травм или порча его имущества);
  • косвенная агрессия (сплетни и интриги «за спиной» человека);
  • вербальная агрессия (через речь – оскорбления, крик, проклятья, обвинения);
  • негативная агрессия (молчаливый отказ от выполнения просьб или приказов).

Существует три основные формы проявлений агрессии: латентная агрессия (при которой чувства не демонстрируются наружу), вербальная агрессия (или конфликтная – происходит открытая демонстрация своих чувств), физическая агрессия (то есть, агрессия в действии).

Диагностировать агрессию способен только психиатр, обладающий опытом работы в данной специализации. Поскольку агрессия может возникать на фоне каких-либо органических патологий головного мозга ( к примеру, на фоне шизофрении), то для диагностирования следует провести дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, чтобы установить точную причину агрессивного состояния человека.

Проводят: электроэнцефалографию, магнитно-резонансную томографию головного мозга, реовазографию, компьютерную тографию.

Обратите внимание

Если во время диагностирования установлены психологические причины развития агрессии, для лечения применяют семейную, групповую, индивидуальную психотерапию, сказкотерапию, смехотерапию. Назначают легкие успокоительные препараты.

При психиатрических причинах агрессии назначается прием транквилизаторов, антидепрессантов.

При органических причинах, назначается лечение в соответствии с выявленной болезнью.

Источник:

Агрессия, агрессивность и агрессивное поведение

Одним из ведущих свойств девиантного поведения является его деструктивность (причинение вреда, разрушение), которая, в свою очередь, порождается агрессией, направленной на других или себя. Очевидно, что агрессия в тех или иных формах сопровождает все виды поведенческих девиаций и заслуживает специального рассмотрения.

В широком психологическом смысле под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, имеющую целью подчинить себе других либо доминировать над ними (9). Данная тенденция носит универсальный характер и сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида.

В широком значении агрессия, не подкрепленная насильственными или разрушительными действиями, не ругулируется правовыми нормами, хотя может не одобряться с точки зрения религиозных и морально-нравственных норм.

В научной литературе термин «агрессия» используется разными авторами в различных смыслах, например: • любые действия (или бездействие), причиняющие вред другому человеку, объекту или обществу (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, X. Дель-гадо); • инстинктивно обусловленный, видовой паттерн поведения (Ч.

Дарвин, К. Лоренц); • проявление влечения к смерти (3. Фрейд); • реакции, в результате которых другой организм получает болевые стимулы (А. Басе); • реакция на фрустрацию (Д. Доллард, С. Берковец); • реакция на стресс и способ разрядки (Р. Лазарус); • стремление к доминированию и самоутверждению (А.

Адлер);

• внутренняя сила противостояния внешним силам (Ф. Аллан, Р. Мэй).

Таким образом, агрессия как стремление доминировать — это универсальная побудительная тенденция.

Важно

Агрессивность, напротив, это готовность отдельных людей (групп) проявлять агрессию в форме действий, причиняющих ущерб окружающим людям, не желающим подобного обращения.

Агрессивное поведение (действия, побуждаемые агресией и агрессивностью) включает: 1) враждебную установку — восприятие личностью реальной или мнимой угрозы со стороны ситуации или других людей (идеи, фантазии, недоверие, подозрительность); 2) агрессивные эмоции — гнев, обида, ненависть; 3) агрессивные действия и насилие.

Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве, так и использование агрессии как способа достижения иной цели. В связи с этим выделяют два основных вида агрессии — враждебную и инструментальную.

Уолтере называют ее «асоциальной агрессией» и связывают с действиями социально-деструктивного характера, в результате которых может быть нанесен ущерб другой личности или имуществу, причем эти акты не обязательно должны быть наказуемы по закону.

При этом выраженную социально-негативную оценку имеют, прежде всего, те формы агрессивного поведения, которые «нацелены на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Такое агрессивно-асоциальное поведение непременно включает насилие — вербальные или физические действия, причиняющие боль.

Оно, как правило, протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое удовольствие, безразличие), и, в свою очередь, вызывает негативные переживания жертвы (страх, унижение). Это поведение направляется негативными мотивами — разрушить, устранить, использовать, навредить.

Одновременно выделяются различные формы агрессивных действий: 1) прямые — косвенные (непосредственно направленные на объект — смещенные на другие объекты); 2) вербальные — физические (словесное нападение — физическое нападение); 3) конкретные — символические (например, драка — условные жесты).

Наиболее привычными внешними проявлениями агрессии являются: конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Совет

Мы не можем однозначно определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности, но мы можем оценить степень и характер ее проявлений — агрессивного поведения.

• четвертый уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим; данное поведение не адекватно ситуации; оно представляет высокую угрозу для жизни окружающих или самого человека.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть как наиболее яркое и социально опасное проявление интолерантности личности. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии.

(Безусловно, ненависть может быть и нормальной реакцией ярости, направленной на устранение серьезной опасности.) При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

Если они становятся стабильной характерологической установкой, можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

Ненависть также может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого.

Ненависть может побуждать и к самоубийству, например, когда Я идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям.

К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

Ненависть и насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) являются самыми опасными проявлениями агрессивного поведения.

Обратите внимание

Конрад Лоренц подчеркивает, что человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных.

Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.

В то же время общественное наказание за содеянное насилие само выступает одной из его форм, вследствие чего наиболее эффективными мерами социального контроля над насилием признаются не правовые, а культурно-воспитательные механизмы и институты, позволяющие конкретной личности реализовывать свой агрессивный потенциал в социально-приемлемых формах активности. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), спортивные состязания, деловая конкуренция. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например, национальных героев или культовых фигур. Идентифицируясь с народными героями, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на благие цели. К наиболее ценным индивидуальным способам превращения агрессии в конструктивные формы активности является сублимация — механизм обращения нежелательных внутренних импульсов в социально одобряемые достижения и художественное творчество.

Источник:

Немотивированная агрессия

Агрессия – явление, с которым сталкивался, наверное, каждый из нас.

Хорошо это или плохо? Почему люди  в некоторых случаях  ведут себя агрессивно? Как научиться контролировать вспышки агрессии? Что делать с агрессивным поведением у детей? Эти и еще многие другие вопросы приходится слышать психиатрам, психотерапевтам, психологам на приеме.Для того чтобы дать  ответы на эти вопросы, постараемся понять, что же такое агрессия и в чем ее отличие от агрессивности. Агрессия – это один отдельно взятый поведенческий акт.

 Агрессивность же – свойство, личностная черта, которая может быть характерна тому или иному человеку.

Что можно считать агрессией?Существует   множество классификаций агрессии — например, она может быть физической или словесной, прямой или непрямой, активной или пассивной.

С физической агрессией, казалось бы,   всё очевидно: это человек, который нападает прямо,  с ножом, кулаками или бейсбольной битой. Но, как оказывается, есть несколько видов физической агрессии:Как мы можем убедиться, агрессия — это не только прямое избиение кого-либо.

Ее классификацию можно также представить наглядно:То есть, словесная агрессия – это не только крик и брань, но и…  молчание.

Кроме этих  двух видов агрессивного поведения существует еще один: это – аутоагрессия. То есть, агрессия, которая направлена  на себя. На примере поведения у детей это можно наблюдать в виде расцарапывания кожи,  выдергивания волос, попытки ударяться готовой о предметы и прочее.

Источник: http://psixsovet.ru/sovety/agressivnost-prichiny-priznaki-korrektsiya-i-lechenie-agressivnosti.html

Агрессивность – признаки, причины, лечение и коррекция агрессивности у мужчин, женщин и детей

Что понимается под агрессивностью? Это характеристика личности, которая проявляется в желании причинить вред объекту агрессии. Гнев и злость могут быть направлены как на внешние объекты, так и на самого себя. Человек склонен к насильственным действиям ради достижения своей цели. Он готов причинить боль, чтобы достичь своего. Целью может быть что угодно:

  • Заработок.
  • Месть за перенесенные страдания.
  • Доминирование и установление власти.
  • Принуждение.
  • Получение удовольствия от причинения страданий.
  • Управление.
  • Разрешение внутреннего конфликта.

Положительными целями агрессивности могут быть самозащита, конкуренция, прилив сил для движения.

По форме агрессивность бывает:

  • Физической (изнасилование, ранение, избиение).
  • Прямой.
  • Вербальной (клевета, угроза, оскорбление).
  • Инструментальной (для достижения цели).
  • Косвенной (злобные шутки, клевета).
  • Эмоциональной (аффект).

Другими видами агрессии являются:

  1. Контролируемая и импульсивная агрессия. Все зависит от того, в каком состоянии находится индивид.
  2. Произвольная и непроизвольная агрессия. В первом случае человек намеренно причиняет боль, оскорбляет оппонента. Во втором случае человек не контролирует своих поступков.

От частоты происходимых агрессивных реакций выделяют ситуативную агрессию, когда она проявляется под влиянием определенных обстоятельств. Как только они устраняются, человек перестает проявлять злость. Также выделяют агрессию, которая является постоянной чертой характера. Человеку не нужно повода, чтобы быть злым.

В зависимости от того, как успешно человек достиг цели, агрессивность может быть конструктивной и деструктивной. В первом случае человек достиг успеха при помощи своей эмоции, а во втором – только навредил.

Какие действия человек проявляет под влиянием своих эмоций? Агрессия здесь становится либо пассивной (отказ, уход, бездействие), либо активной (насилие, разрушение).

Читайте также:  Кризис среднего возраста у мужчин и женщин

перейти наверх

Причины агрессивности

Если говорить о факторах, которые стали главными в развитии агрессивности, то их можно назвать бесчисленное количество. Поскольку абсолютно все люди проявляют в той или иной степени агрессию, у каждого была своя история того, как он данную черту в себе развил. Рассмотрим самые распространенные причины агрессивности:

  1. Рассеянность и вдумчивость.
  2. Повышенное чувство справедливости.
  3. Высокие требования к себе или окружающим.
  4. Импульсивность.
  5. Эмоциональная восприимчивость, ранимость, дискомфорт, неудовлетворенность.
  6. Стремление к защите.
  7. Стремление к достижению цели.
  8. Форма отношений с другими людьми, которая навязывается человеку.
  9. Стремление отстоять свои интересы.

Человек по сути не является агрессивным. Данное качество является приобретенным в результате постоянного контакта с конкретными людьми. Если человек сталкивается с недоброжелательным отношением к себе, тогда он вынужден быть агрессивным.

Данное качество является формой выживания, которая помогает защитить себя и оградиться от окружающих. Поскольку не все люди являются доброжелательными, агрессия является приемлемой формой взаимоотношений.

Следует говорить еще о воспитании данного качества родителями. Либо ребенок перенимает агрессивность от родителей, либо он живет в условиях, неблагоприятных для себя, где без злости невозможно нормально существовать.

Агрессия является реакцией человека на проявления окружающего мира. Не просто так человек становится агрессивным, его к такому поведению подталкивает окружающий мир. В зависимости от того, как сам человек понимает отношение людей и мира в целом к нему, он проявляет ту или иную степень агрессии. Постоянно агрессивные люди просто не доверяют миру, поэтому всегда выбирают тактику нападения.

перейти наверх

Агрессивность имеет признаки своего проявления. Обычно они выражаются в отношении, поведении и форме проявления агрессии.

К примеру, признаками агрессивности могут стать доминирование, отсутствие кооперации и патологическая конфликтность человека с окружающими. При этом отмечается болезненное восприятие критики в свой адрес.

Важно

Человек не приемлет негативных высказываний в свой адрес, даже если речь идет всего лишь о выражении личной точки зрения.

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru отмечает, что агрессивность ярко проявляется в поведении человека:

  • Хлопает дверью.
  • Отвечает криком или нецензурными словами.
  • Применяет физическую силу.
  • Бьет посуду.
  • Ругается.
  • Кусается.
  • Рвет вещи или ломает мебель.

Здесь ярко проявляются формы агрессивности:

  • Физическое насилие.
  • Косвенные попытки причинить боль.
  • Раздражение, переходящее в грубость и вспыльчивость.
  • Обида, основанная на реальных и вымышленных действиях окружающих.
  • Готовность к борьбе и сопротивлению.
  • Подозрительность и недоверие, поскольку человеку кажется, что люди ему намерены навредить.
  • Чувство вины и самобичевание, когда человек убежден, что он плохой.
  • Словесные выражения – крики, угрозы, проклятия, визги и т. д.

Агрессивность часто сопровождается уверенностью в собственной правоте, а также приливе сил, когда человек способен на все. Психологи отмечают, что пока человек слаб духом и своими убеждениями, он не склонен к злости. Он готов к тому, что может в чем-то ошибаться или заблуждаться. Агрессия же появляется в тот момент, когда человек стопроцентно убежден в собственной правоте.

Агрессивность считается социальным явлением, поскольку часто связана с интересами и желаниями людей. Если человек может поступиться своими интересами, тогда проявляет мягкость в поведении, в отличие от ситуаций, когда он не готов пойти на уступки.

перейти наверх

Агрессивность у мужчин

Женщины знакомы с различными видами агрессивности, которые проявляются у мужчин. Пассивная агрессия проявляется в нерешительности и неспособности принять решение. Мужчина не доводит дела до конца, не держит своего слова.

Он любит командовать и управлять другими, ссориться с близкими, чтобы при этом не впускать их в личное пространство и не становиться зависимым от них.

Ошибки совершают только люди и мир в целом, а сам мужчина при этом не признает своей вины.

Данная модель агрессивности развивается на фоне подавления желаний мужчины. Когда он понимает, что выражать свои мысли и желания – значит прославиться эгоистом, тогда он вынужден не говорить о них. Только нежное и спокойное отношение к такому мужчине может помочь в выведении его на нужную модель поведения.

Противоположной моделью поведения является открытая агрессивность, которую невозможно не заметить. Здесь отсутствует чувство вины и тревожность. Мужчина проявляет напористость, уверенность в себе, силу, независимость и целеустремленность.

Нередко агрессивность у мужчин связана с половым возбуждением. Либо мужчина проявляет агрессию из-за возбуждения, которое он не способен контролировать, либо из-за удовольствия в момент доминирования над женщиной. Садизм, мазохизм и садомазохизм являются теми формами половых отношений, где партнеры ярко проявляют свою агрессию.

Причиной агрессивности у мужчин в момент полового возбуждения психологи отмечают фрустрацию – обманутые ожидания, которые требуют своего удовлетворения.

Совет

Пожизненная неудовлетворенность и конфликтность взаимоотношений с женщинами вызывает постоянную внутреннюю агрессию.

Мужчины из низших слоев общества, где женщины находятся в зависимом и подавляемом положении, часто позволяют себе проявлять агрессию, в так называемых, «воспитательных целях».

перейти наверх

Агрессивность у женщин

Женская агрессия имеет совсем другую природу своего проявления и возникновения. Зачастую агрессивность у женщин появляется в пассивной форме. Они стараются скрытыми способами доставить боль другому человеку, например, путем распускания сплетен или наведения порч.

Нередко агрессивность проявляется у представительниц прекрасного пола по причине того, что они находятся в нервном или психическом напряжении. Усталость от работы, постоянных конфликтов, криков детей заставляет женщину раздражаться. Более того, неудовлетворенность жизни или любовными отношениями тоже заставляет проявлять агрессию.

Часто агрессивными становятся женщины в преклонном возрасте. Это связано с деменцией, изменением характера, а также отсутствием каких-либо внутренних ограничений в выражении чувств. Нередко под влиянием обстоятельств у женщины меняется характер в отрицательную сторону, из-за чего она становится злой.

Другими факторами женской агрессивности являются:

  1. Врожденная или гормональная недостаточность.
  2. Детские травмы, негативный опыт, который основан на эмоциях.
  3. Психические патологии.
  4. Отрицательный опыт с другими мужчинами.
  5. Негативное отношение к матери, к примеру, которая подавляла свою дочь.

Агрессивность у женщин зачастую является эмоциональной. Любая мелочь может стать причиной для раздражения. Сюда можно отнести неоправданные ожидания, которые женщина возлагала на себя, мужчину, детей и жизнь в целом. Если она не реализовала всех своих желаний, тогда в более преклонном возрасте может испытывать гнев на окружающих.

перейти наверх

Агрессивность у детей

Проблема агрессивности у детей много и часто обсуждается взрослыми. С одной стороны, можно понять злобу на то, что родители не купили игрушку, которую ребенок в магазине увидел. Здесь часто проявляется истерика как один из видов агрессии. С другой стороны, совсем непонятными становятся проявления, когда ребенок дерется с другими детьми или отбирает их игрушки.

Основными причинами агрессивности у детей являются критика или игнорирование взрослыми:

  • При чрезмерной опеке и желании видеть в ребенке идеального человека родители заходят слишком далеко. Они становятся очень требовательными. Желания и интересы ребенка перестают учитываться. Он должен быть таким, каким его желают видеть родители, а иначе они будут его осуждать, критиковать, ругать и т. д. Ребенок перенимает их модель поведения, выплескивая свой гнев на других детей.
  • При отсутствии какой-либо заботы о ребенке происходит игнорирование. Здесь тоже не замечаются желания, интересы ребенка. Его как бы не существует для родителей. Ребенка это обижает, что он выплескивает на других детей. Также он таким образом привлекает внимание родителей к своей персоне.

Для устранения данного состояния родители должны проявлять внимание и заботу о ребенке. Самое главное – это проявление понимания к внутреннему миру малыша. Когда его поддерживают и выслушивают, он чувствует себя нужным и значимым.

Корректировке должны подлежать не только взаимоотношения между родителями и детьми, но и между группами детей. Уже с того возраста, когда ребенок начинает общаться с другими детками, он начинает развивать у себя агрессию.

Она может проявляться в момент, когда у него забирают игрушку, когда он сам хочет поиграться чужой игрушкой, когда он не хочет уходить из детской площадки и т. д. Психологи отмечают данный период, как время для формирования правильных моделей поведения.

Родители должны принимать активное участие в том, чтобы объяснить малышу, как нужно себя вести.

перейти наверх

Коррекция агрессивности у дошкольников

Агрессивное поведение формируется с самого детства. Чем старше становится человек, тем меньше он занимается устранением своей агрессии. Поскольку качество начинает свое развитие еще с пеленок и первых контактов с детьми, здесь проводятся различные упражнения по коррекции агрессивности у дошкольников по следующим направлениям:

  • Налаживание контактов с малышом.
  • Уважение личности ребенка.
  • Понижения уровня тревожности ребенка.
  • Безоценочное отношение к нему и восприятие его в целом.
  • Положительное отношение к внутренним переживаниям малыша.
  • Развитие у него положительной самооценки.
  • Развитие у него эмпатии, доброжелательного отношения к другим людям.
  • Обучение навыкам управления и контроля за собственным гневом.

Комплекс упражнений, который помогает в устранении агрессии, может быть проведен не только для детей дошкольного возраста, но и для более старших мальчиков и девочек:

  1. «Расскажите о своих эмоциях». Дети описывают свои переживания, а взрослый их выслушивает, обсуждает с ними, как их можно интерпретировать и управлять.
  2. «Нарисуй настроение». Таким образом дети выражают свои эмоции, не скрывая их и не стыдясь.
  3. «Помоги мне». Ребенка вовлекают в любое групповое мероприятие, где он должен сотрудничать и проявлять свою инициативу.
  4. «Релакс». Необходимо научить малышей релаксации. Если на протяжении всего дня ребенку будет трудно успокоиться, тогда он должен найти способы, которые ему могут помочь при пребывании в одиночестве.

Хорошей практикой становятся коллективные игры, где дети должны достичь одной общей цели. Это могут быть соревнования или настольные игры. Также эффективными станут спортивные мероприятия, где ребенок выплескивает всю свою энергию и эмоции.

У каждого ребенка должна иметься своя личная территория. Будет это его личная комната или уголок с игрушками – это должно стать той территорией, на которую не вторгаются родители.

Чем старше становится ребенок, тем больше он отделяется от мамы и папы.

Если родители поддерживают ребенка в том, чтобы он постепенно от них отгораживался и занимался своей жизнью, это будет способствовать развитию доверия к людям и миру.

перейти наверх

Лечение агрессивности

Лечение агрессивности заключается в устранении данного качества из моделей привычного поведения либо умелого контроля за собственными эмоциями. Поскольку избавиться от агрессии полностью невозможно, данное качество является естественной ответной реакцией на проявления окружающего мира, следует научиться им управлять.

Это можно сделать путем саморегуляции, когда вы поощряете себя за хорошее поведение и наказываете за плохое. Предварительно проводится подготовка к тому, что в любой ситуации вы будете сохранять спокойствие.

Когда же возникает конкретная стрессовая ситуация, в которой проявляется обычно ваша агрессия, тогда вы начинаете успешно применять свои навыки саморегуляции. Если вам удалось сдержать свою агрессию, тогда поощряйте себя различными удовольствиями и развлечениями.

Если же вы снова были агрессивны, тогда накажите себя лишением каких-нибудь благ.

В момент агрессивной ситуации попробуйте сделать паузу. Остановитесь. Выйдите из ситуации. Успокойтесь и мысленно расслабьтесь. Подождите, когда эмоции немного стихнут. Вспомните о целях вашего общения с другими людьми. Подумайте, какими действиями можно достичь своей цели. После данной работы возвращайтесь в ситуацию и помните о том, что вам нужно цели достичь, а не характер свой проявить.

Обратите внимание

Следует понимать, что от агрессии никуда не уйти. Будут всегда случаться ситуации, вызывающие агрессию. Но важно другое – ваше отношение к ним.

Читайте также:  Как бороться с ленью и неорганизованностью - советы психолога

Можно попробовать изменить личное отношение к некоторым вещам, которые вызывают у вас агрессию. Это избавит вас от ситуации хронической усталости, которая возникает в результате постоянного раздражения и агрессии.

Если вы эмоционально устаете, тогда отдохните от тех обстоятельств, которые вас изматывают.

перейти наверх

Итог

С агрессивностью следует бороться лишь в том случае, если она проявляется часто и не к месту. Очень легко себя не контролировать и позволять себе поведение «взбалмошной девчонки». Гораздо труднее себя контролировать, когда хочется кричать и ругаться, а приходится быть вежливыми и культурными. Итог у каждой истории свой.

Если не контролировать своей агрессии, тогда можно обрести много врагов. Некоторые люди становятся асоциальными, другими – социопатами, третьи – зависимыми, четвертые – хулиганами.

Агрессия всегда приводит человека к жизни, где он будет вынужден постоянно защищаться, огрызаться и никому не доверять.

Как долго живут люди при агрессивном поведении, будет зависеть от того, насколько сильно они задевают свободу окружающих.

Прогноз жизни становится более успешным и гармоничным, когда человек сменяет гнев на милость. Это требует усилий и самоконтроля, однако подобные манипуляции дают свой положительный результат. Люди, контролирующие свои негативные эмоции, быстро заводят друзей и последователей. Конечно, враги везде найдутся, однако их будет меньше.

Источник: http://PsyMedCare.ru/agressivnost

Пассивно-агрессивное расстройство личности: причины, симптомы, лечение и коррекция

Трудные в общении, конфликтные люди, манипуляторы – все это о личностях с пассивно-агрессивным расстройством. Человек со склонностью к пассивной агрессии не уверен в себе, но требователен к другим и всегда недоволен.

Единственная доступная для него форма выражения истинных эмоций – пассивный протест, например, плохое выполнение своей работы или отказ от ее выполнения, умалчивание важных фактов, провоцирующие жесты и мимика, язвительные ответы, молчание, сарказм и т. д.

Суть расстройства

Быть с чем-то несогласным нормально, периодически каждый человек выражает свое недовольство, без противоречий невозможны никакие отношения. Но для того человек и социален, чтобы конструктивно решать конфликты, укрепляя за счет этого взаимоотношения. Однако некоторые люди предпочитают замалчивать свое несогласие, проявляя пассивную агрессию.

Для мышления пассивно-агрессивной личности характерно:

  • негативное мышление, нацеленность на отрицание без разбора ситуации;
  • убежденность в злом роке, кознях судьбы и том, что все окружающие хотят ее использовать;
  • отрицание собственного участия в негативном стечении обстоятельств (обвинение внешних факторов в их неуспехе);
  • страх неодобрения;
  • убежденность в том, что ее свободу ограничивают.

Личности с пассивно-агрессивным расстройством не умеют самоутверждаться, отстаивать свои права, открыто выражать потребности и желания. При этом в условиях ущемления прав естественно испытывают агрессию и раздражение. Как правило, недовольны и разочарованы они постоянно, что не удивительно – ведь люди не умеют читать мысли.

По сути, пассивно-агрессивные люди оказываются в зависимости от более самостоятельных и авторитетных фигур. Высвободиться от зависимости они даже не пытаются.

Все, что могут – выискивать недостатки у партнера в отношениях или по работе, задерживать выполнение работы или создавать трудности в личных отношениях, например, не выполнять обещания.

Важно

Что интересно, эти люди всегда находят себе оправдание и искренне убеждены в своей продуктивности (считают, что их принижают).

При утрате почвы для агрессии, то есть успехах на работе и в отношениях, человек испытывает тревогу. Укоренившая модель враждебно-зависимых отношений не дает личности жить спокойно.

Близкие люди тоже не могут быть счастливыми рядом с этим человеком. Поведение пассивно-агрессивной личности они воспринимают как наказание и манипуляции.

Жалобами (они же манипуляции) человек перераспределяет свою ответственность на других людей. Заставляет других выполнять его обязанности и опекать.

Пример пассивно-агрессивной личности: участник вечеринки, который не внес своего вклада в организацию, а в процессе вечера испортил всем настроение своими жалобами, например, на состояние здоровья.

Причины

Предпосылками формирования пассивно-агрессивного расстройства выступает пример подобного поведения со стороны родителей, склонность в детстве к реакциям оппозиции. К другим факторам относится:

  • конфликты на почве подчинения и неповиновения, авторитетов, самостоятельности и зависимости, страха перед агрессией;
  • перенос и идентификация (на пике эмоций личность себя идентифицирует с агрессором, а до этого переносит агрессию родителей на другого человека).

Воспитание по типу гиперопеки, авторитаризма и тотального контроля создает почву для пассивно-агрессивного расстройства.

Негативно сказывается требование родителей сдерживать эмоции, сопровождаемое стереотипами «ты же девочка» и «ты же мальчик». Так же опасно воспитание с регулярными наказаниями, особенно в момент кризиса трех лет.

Если за выражением недовольства и агрессии следует наказание, то у ребенка закрепляется страх выражения эмоций и чувство вины за агрессию.

В психологии развития существует термин «кризис трех лет» или кризис «я сам». В три года ребенок впервые заявляет о себе как личности, проявляет негативизм, старается отделиться от родителей.

Если в момент кризиса подавлять самостоятельность ребенка, то негативизм растянется на всю дальнейшую жизнь.

Упрямство, восприятие поручений в штыки, возгласы «я сам» и плохое выполнение обязанностей (назло другим) и есть специфика пассивно-агрессивного личностного расстройства.

Признаки

В повседневной жизни пассивно-агрессивную личность распознать не сложно – они после ссор:

  • выражают недовольство в интернете;
  • пишут отзывы в книгу предложений;
  • жалуются на кого-то близким людям.

В общем, это любители махать кулаками после драки, обсуждать и ругать людей за спиной.

Пассивно-агрессивная личность всегда надеется, что за нее кто-то попросит, замолвит словечко. Так и происходит. Им во всех противоречивых ситуациях нужен посредник, «адвокат», кто-то отстаивающий их интересы.

Специфика расстройства в том, что все мышление человека направлено на выдвижение претензий, выражение недовольства. Однако четко сформулировать условия, при которых он был бы удовлетворен, не в состоянии.

«Тебе все не так и не эдак», – восклицают рано или поздно люди, уставшие от общения с таким человеком.

Совет

Подобные реакции только подтверждают установки личности с расстройством на пессимизм и негативизм, образуя замкнутый круг.

Пессимизм, негативизм и угрозы (прежде всего, по причинению вреда себе) – основные черты пассивно-агрессивной личности. Среди осложнений часто встречается: алкоголизм, депрессия, психосоматические расстройства, трудовая дезадаптация (меньше половины людей с расстройством сохраняют работу, в том числе надомную).

Таким образом, к признакам пассивно-агрессивного расстройства относится:

  • жалобы на непонимание и недооценку окружающими;
  • угрюмость;
  • презрение к авторитетам;
  • зависть и злоба к более удачным людям;
  • склонность преувеличивать свои неприятности;
  • попеременное проявление непокорности и раскаяния;
  • запрет на открытое проявление агрессии на фоне постоянной готовности к саботажу;
  • стремление к спорам и возражениям;
  • выражение своих желаний намеками или запоздалыми упреками (как следствие – им невозможно угодить);
  • суицидальные угрозы на пике негативного выплеска (реализуют угрозы редко).

Диагностика

Диагноз ставится при наличии минимум 5 из следующих признаков:

  • невыполнение сроков, оттягивание завершения выполнения повседневных задач, особенно при стимуляции к завершению со стороны окружающих;
  • неадекватный протест в ответ на справедливые требования и претензии, замечания окружающих, убежденность в неправомерности этих требований;
  • упрямство, раздражительность и конфликтность, нежелание выполнять поручения, обязанности;
  • несправедливая критика в сторону руководства, вышестоящих и более авторитетных людей;
  • медленная или некачественная работа при выполнении нежелательных заданий;
  • создание препятствий другим людям за счет невыполнения своей части работы;
  • избегание выполнения заданий со ссылками на забывчивость.

В отдельную категорию выделяют чрезмерно контролирующих себя агрессоров. Внешне они сдержаны и покорны, пассивны. Но рано или поздно негативные эмоции накапливаются, терпение заканчивается и случается выплеск чувств. В такой момент контролирующий агрессор способен на жестокость.

Лечение

Для коррекции поведения и мышления используется психотерапия. В процессе лечения важно научить клиента противостоять фрустрации, верить в себя, замечать раздражение и корректно выражать его социально приемлемыми способами.

Терапия требует строгих рамок.

Моменты негативизма пассивно-агрессивной личности преодолеваются методом обескураживания: смена требований, то есть предлагать прямо противоположное тому, что изначально требовал психотерапевт.

Такое поведение не позволит клиенту двигаться по привычному пути и не завершит обычный стереотипный круг. Суицидальные угрозы нужно расценивать как агрессию, а не депрессию.

Необходимо помочь клиенту осознать негативные последствия его поведения и избавить от установок «я некомпетентный, уязвим к контролю и вмешательству», «другие доминируют, контролируют», «мою свободу ограничивают», «я должен делать все по-своему», «нужно формально соглашаться, но делать по-своему или не делать вовсе».

Для укрепления социальных навыков полезно проводить социально-психологический тренинг. Но нужно быть готовым к тому, что участники будут агрессировать друг на друга, на психотерапевта.

Кроме того, нужно быть готовым к еще одной трудности: клиент будет расценивать помощь как еще одно навязанное задание.

Естественно, старое мышление заставит бороться с помощью, даже если человек сам будет понимать необходимость терапии.

Стоит отметить, что сами люди с пассивно-агрессивным расстройством за помощью обращаются редко. Как правило, за них это делают родные или начальство. Успех лечения зависит от стадии развития расстройства.

Источник: https://psychologist.tips/2650-passivno-agressivnoe-rasstrojstvo-lichnosti-eto-prichiny-simptomy-lechenie-i-korrektsiya.html

Агрессивное поведение: причины, коррекция, профилактика

По мнению известных психологов и психотерапевтов, агрессивным называют поведение, при котором у человека возникает желание нанести кому-либо преднамеренный моральный или физический вред, создать благоприятную ситуацию для психологического дискомфорта. Демонстрация агрессии может проявляться не только по отношению к человеку, но и к животным или каким-то неживым предметам (порча имущества, осквернение памятников), в этом случае говорят о вандализме.

Агрессивные мысли возникают у многих людей, но кто-то умеет с ними справляться, а кто-то нет. И тогда речь идет о серьезных гормональных и психоневрологических изменениях в организме, которые требуют специального лечения.

Что является причиной агрессивного поведения?

Агрессивное поведение бывает не только у взрослых, но и у детей и подростков. Часто оно является защитной реакцией на неблагоприятные жизненные ситуации, но иногда такое поведение бывает осознанным.

К причинам агрессивного поведения относят:

  • длительные психические и физические нагрузки;
  • неудачи в профессиональной деятельности, конфликты на работе;
  • злоупотребление алкоголем, увлечение наркотиками;
  • длительный прием снотворных препаратов и антидепрессантов;
  • трудности в семье, неустроенная личная жизнь, проблемы в интимных отношениях;
  • травмы психологического характера, полученные в детском возрасте;
  • длительное переутомление, недосыпание, отсутствие полноценного отдыха.

К мотивам агрессивного поведения подростков можно отнести увлечение фильмами ужасов, триллерами, квест-играми, а также спортивные игры и соревнования, при которых усиливается психологическое напряжение. Такое поведение часто возникает у больных нервно-психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, фобии).

Виды агрессивного поведения

Агрессивное поведение имеет разные формы проявления. Физическая агрессия выражается в нападении и причинении телесного вреда окружающим, вербальная — в оскорблении, крике, желании затеять ссору, а также в проклятиях, угрозах и стремлении причинить страдания в словесной форме.

Агрессия может быть прямой или косвенной. В первом случае оскорбительные действия направлены на конкретного человека, косвенная агрессивность заключается в распространении слухов, сплетен, клеветы, злобных шуток. Часто такие действия являются неупорядоченными и сопровождаются топаньем ногами, ударами кулака по столу.

Читайте также:  Самокритика - это хорошо или плохо?

Различают также внешнюю агрессивность и аутоагрессию. Внешняя агрессивность имеет направленное действие на окружающих, в то время как аутоагрессия направлена против себя и выражается в самоунижении, стремлении причинить себе физический вред вплоть до суицида.

Детская агрессивность

Агрессивное поведение детей зачастую зависит от поведения родителей. Маленькие дети стараются подражать им во всем, поэтому агрессия родителей становится нормой поведения малыша. Перерастанию обиды и гнева в агрессию способствуют:

  • отсутствие родительской любви, формирование у ребенка чувства беззащитности перед окружающим миром;
  • поведение родителей, формирующее у детей комплекс неполноценности, оскорбление и унижение со стороны учителей;
  • различное отношение к детям в семье, когда одному ребенку позволено все, а другой получает немотивированный отказ;
  • частые ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, предвзятое отношение воспитателей.

Агрессивное поведение детей в возрасте до 2-х лет не должно пугать родителей, потому что дети еще не осознают последствий своих действий.

Они еще плохо разговаривают и не могут выразить свои чувства, поэтому таким способом заявляют о том, что хотят кушать, спать, пить.

Начиная с трехлетнего возраста детям нужно спокойно объяснять, как следует себя вести, и не проявлять к ним агрессию в виде криков, шлепков и прочих наказаний.

Агрессию у детей школьного возраста провоцируют наказания за низкую успеваемость, неправильное воспитание, когда школьников учат отвечать физическим воздействием на обидчиков.

Агрессивное поведение подростков зачастую связано с неблагополучной ситуацией в семье, просмотром фильмов, в которых присутствуют сцены насилия, проблемами в учебе, сложными отношениями со сверстниками, желанием утвердиться и стать лидером в своем круге общения.

Костылева
Александра Сергеевна

Психолог

Записаться

Коррекцией агрессивного поведения занимаются психологи и психотерапевты.

В тяжелых случаях, когда такая форма поведения вызвана тяжелым нервно-психическим расстройством, человеку нужна помощь психиатра. Для коррекции агрессивности разработано немало методик, но важно, чтобы у человека было желание изменить свое поведение. Многим взрослым удается справиться с враждебным поведением самостоятельно.

Для коррекции агрессивного поведения школьников необходимо:

  • правильно организовать распорядок дня ребенка, распределить время между учебным процессом и досугом;
  • следить за соблюдением режима сна и активного времяпровождения;
  • организовать день так, чтобы у школьника было время на посещение спортивных секций, занятий танцами и других кружков в соответствии с его увлечениями;
  • следить за тем, чтобы занятия и увлечения ребенка не приводили к переутомлению.

Следует обратиться за помощью к опытному специалисту, если эти приемы не помогают исправить поведение.

Школьный психолог установит причину отклонений в поведении ребенка и поможет с организацией досуга в школе. Способы коррекции подростковой агрессивности зависят от вызвавших ее причин.

Для внесения корректив в поведение подростков проводят индивидуальные беседы, психологические тесты, групповые тренинги.

Профилактика проявлений агрессии

Для профилактики агрессивного поведения применяют игровые методики, которые учат школьников контролировать свой гнев и реагировать на конфликтные ситуации в школе безопасным для себя и окружающих способом. Для этого с детьми проводят работу по повышению позитивной самооценки и снижению уровня тревожности, управлению собственными эмоциями.

Важными факторами являются:

  • переключение внимания детей на чувства и эмоции окружающих;
  • моделирование различных ситуаций возможного неуспеха для преодоления чувства обиды и неудовлетворенности;
  • стимуляция гуманных чувств по отношению к людям и животным;
  • формирование чувства радости при достижении позитивных результатов в овладении такими эмоциями, как гнев, ненависть, обида;
  • обучение технике релаксации с использованием глубокого дыхания.

Методики профилактики агрессивного поведения у взрослых применяются, когда у человека есть желание измениться. В противном случае нужно найти способ и мотивировать его обратиться за помощью к специалисту.

Источник: https://medbooking.com/blog/article/detskoje-zdorovyje/agressivnoe-povedenie-prichiny-korrektsiia-profilaktika

Агрессивное поведение детей

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить.

Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты.

Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность.

Обратите внимание

Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера.

Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам.

Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы.

Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения.

Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии.

Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе.

По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами.

Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию.

У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция. Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы.

Важно

Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности.

Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов.

Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность.

Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды.

Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений.

При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов.

Совет

Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы.

Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза).

Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций.

К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный.

Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме.

Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/adolescent-aggression

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector