Арт-терапия для детей – методы, виды, методики, упражнения

Арт-терапия для детей – виды, упражнения, методы и методики

Клиентами психологов становятся не только взрослые, но и дети. Восприятие детей является менее логичным, структурированным и сложным. Чтобы помочь ребенку, с ним необходимо говорить на его языке.

В этом хорошо помогает арт-терапия для детей, которая имеет множество методов, упражнений и методик. Арт-терапия бывает несколько видов и часто может применяться при решении психологических проблем взрослых.

Совет

Психологи уже давно отметили, что чем проще и понятнее упражнение для человека, тем легче ему раскрыться и показать все, что творится у него в душе.

Обратите внимание

На сегодняшний день арт-терапия используется не только в психотерапевтических, реабилитационных и корректирующих работах, но и в быту, когда родители желают воздействовать на ребенка. Взрослым тоже легко выражать свои душевные переживания через искусство.

Более того, если человек не знает, как интерпретируется его творение, это позволяет психологу точно узнать о том, что он может скрывать за словами.

Арт-терапия – это психотерапевтическая работа, которая включает в себя использование искусства. Различными творческими поделками человек рассказывает о себе. Таким образом психолог может не только собрать информацию о клиенте, но и помочь ему в трансформировании своих страхов, моделей поведения, мировоззрения и т. д.

Двумя особенностями поведенческой арт-терапии, которые в равной степени помогают пациенту и терапевту, являются ее четкость и структурированность. Методы терапии на основе подкрепления базируются на принципах оперантного обусловливания. После того как сделана оценка поведения, терапевт и пациент переходят к следующим шагам.

  1. Составление списка возможных способов подкрепления. Это решающий момент. В качестве подкрепления может рассматриваться все, что с высокой вероятностью способствует проявлению желательной реакции.
  2. Определение того, как и когда применять то или иное подкрепление. Непрерывное подкрепление – лучший способ добиться изменений в поведении за короткий срок. Пациент получает соответствующее подкрепление каждый раз, когда ведет себя согласно поведению-цели. Как только пациент начинает систематически придерживаться нового поведения, подкрепление можно ослабить и применять лишь изредка и случайным образом, что помогает зафиксировать положительные результаты.
  3. Начало шейпинга. Шейпинг – процедура, при которой каждое удачное приближение к поведению-цели получает подкрепление. Это делается для того, чтобы адаптировать пациента к новой для него роли и приблизить к желаемой или правильной реакции.
  4. Составление формального контракта, в котором фиксируются все детали и требования лечебного плана, а также уточняются, когда, как и где должно проявляться поведение-цель.
  5. Периодический пересмотр параметров терапевтического процесса для отслеживания и фиксации успехов пациента. При необходимости в режим подкрепления вносятся соответствующие коррективы.
  6. Окончание терапии. Когда пациент «достигает» поведения-цели, а затем придерживается этого поведения в течение определенного времени, курс терапии завершается.

Арт-терапия, основанная на подкреплении, часто применяется при работе с детьми, больными аутизмом. Самой сложной задачей здесь оказывается поиск значимого подкрепления.

Собственно же лечебный процесс заключается в применении подкрепления для улучшения определенного функционального поведения детей: навыков общения и коллективизма, игровых навыков, а также основных школьных навыков (распознавание букв, чисел и основных цветов).

Детей обучают тому или иному поведению-цели и поощряют их каждый раз, когда они успешно ему следуют.

перейти наверх

Виды арт-терапии

Главной полезной функцией арт-терапии является то, что человек расслабляется при прохождении заданий, а также полностью раскрывается, не задумываясь над тем, правильно или неправильно он что-либо делает. Если на словах человек уже научился лгать, скрываться, притворяться, то в творчестве он позволяет себе оставаться собой. В арт-терапии выделяют такие виды, которые помогают в психотерапевтической работе:

  1. Изотерапия – изобразительное искусство.
  2. Игровая терапия.
  3. Фототерапия.
  4. Музыкотерапия.
  5. Сказкотерапия.
  6. Библиотерапия – использование книг, литературы.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов.
  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев.

В изотерапии частыми методиками становятся: лепка, рисование, воссоздание собственных снов, роспись, рисование мандал. На сегодняшний день данный вид является самым частым в использовании.

При данной терапии человек расслабляется, убирается цензура. Главными здесь становятся цветовая гамма, формы, размеры рисунка и прочие составляющие, которые человек выбирает.

Поскольку здесь отсутствуют правильные ответы, человек рисует то, что соответствует его душевному настрою.

Кинезитерапия (танцевальная терапия) является свободным, спонтанным проявлением своих движений в танце. Это отличается от занятий танцами, где все движения подчинены тренеру.

При танцевальной терапии человек двигается так, как ему хочется и удобно. Основной ее целью является освобождение, обретение свободы и устранение негативных эмоций. Психолог В.

Райх полагал, что не выраженные эмоции скапливаются в организме, приводя его к разрушению. Танцы помогают их выплеснуть без вреда.

Для некоторых людей подойдет музыкотерапия – когда человек ее сам сочиняет, проигрывает или просто слушает. Ее эффективность заключается в том, что человек находит нужный для себя настрой. Музыкотерапия активно используется при стрессах, депрессивных расстройствах, болезни Альцгеймера, нарушениях сна. Вслушиваясь в мелодию, человек перестраивается и настраивается на нужный настрой.

Важно

В игровой терапии и имаготерапии часто используются театральная игра и песочная терапия. Это позволяет человеку моделировать нужное поведение, проигрывать ее без вреда психическому состоянию, включать внимание и память, проявлять волю. Либо человек освобождается т поведенческих зажимов, либо репетирует новую модель поступков.

Достаточно интересной становится фототерапия – самая молодая методика работы с клиентами. В нее включают не только создание снимков, но и составление коллажей, украшение интерьера желаемыми фотографиями, фотогалерея и т. д. Человек словно позволяет себе украсить мир, в котором он живет. Для начала он должен увидеть красоту и запечатлить ее, а потом еще и преобразить собственный быт.

Сказкотерапия имеет множество функций, что и делает ее одной из самых используемых. Ее можно применять в любом возрасте, особенно при работе с маленькими детьми.

Человек либо слушает сказку, которую читает терапевт, либо сам ее придумывает. При прочтении сказки человеку могут даваться ответы на его вопросы.

При составлении сказки индивид раскрывает свои переживания, желания, устремления, а также учится искать выход из сложных ситуаций.

перейти наверх

Самыми сложными клиентами психотерапевтов являются дети. Сложность заключается в том, что детям сложно выразить словами и логическими рассуждениями то, что их тревожит, беспокоит, вызывает негодование. Детская психика очень ранимая. Только арт-терапия для детей помогает в выявлении имеющихся проблем и коррекции психического и поведенческого настроя.

Ребенка можно очень легко обидеть, испугать, вызвать в нем стресс или раздражение. Когда родители замечают, что их ребенок ведет себя некорректно и неправильно, а все их меры не дают полезных результатов, тогда эффективной становится арт-терапия.

Нравоучения, наставления, нотации и прочие способы родительского воздействия являются пока еще непонятными и недейственными на ребенка. Если необходимо устранить психологическую проблему либо понять, что происходит с ребенком, тогда обращение за помощью психотерапевта на сайте psymedcare.

ru поможет в решении поставленных задач.

Самыми главными условиями арт-терапии для детей являются:

  1. Безопасность.
  2. Привлекательность.
  3. Понятность.
  4. Доступность средств.

Чтобы ребенок раскрылся, нужно создать атмосферу, где он будет чувствовать себя легко и свободно. Нередко родители не могут создать такой атмосферы, поскольку не проявляют терпения, оценивают ребенка, говорят, что нельзя и что можно делать. Психотерапевт при проведении арт-терапии не ограничивает ребенка, что позволяет малышу раскрыться и вынести наружу то, что он не может выразить словами.

Самыми используемыми методиками являются:

  • Изотерапия.
  • Песочная терапия.
  • Монотипия.

Песочная терапия хороша тем, что она приятна ребенку, позволяет развивать мелкую моторику, а также самовыражаться. Для этого необходим лишь ящик с песком.

Самым доступным является рисунок, который совершается карандашами на листке бумаги. Поначалу ребенок может рисовать каракули. Но по мере устранения внутренних зажимов он начнет дополнять свой рисунок, создавая определенный сюжет.

Совет

Монотипия заключается в образовании пятна на листке бумаги. Это пятно ребенок должен описать и даже дорисовать, если пожелает.

Все методы арт-терапии позволяют ребенку раскрыться, через творчество рассказать о своей проблеме и даже изменить свое отношение к ней, модель поведения или чему-то научиться.

перейти наверх

Методы арт-терапии

Все методы арт-терапии направлены на самовыражение и самопознание человеком. Поскольку даже взрослые люди могут не понимать мотивов своих действий, арт-терапия является актуальной и самой доступной формой самопонимания. Здесь нет ограничений, правил и законов. Там, где есть свобода, человек расслабляется, становится самим собой и позволяет выплескивать наружу то, что его волнует.

Методам арт-терапии свойственно две функции:

  1. Воссоздание собственной проблемы, которая причиняет боль, а также рассмотрение ее со стороны, понимание.
  2. Изменение своего отношения к проблеме, нахождение правильных способов ее решения, избавление.

Вспомним самый распространенный вариант решения проблемы – нарисовать ее и разорвать рисунок на мелкие кусочки. Если человек пока не готов к борьбе с собственными страхами или комплексами, то разрывание рисунка с его проблемой может стать первым толчком к исцелению.

Существует большое количество методов арт-терапии:

  1. Рисование.
  2. Лепка.
  3. Вязание.
  4. Резьба по дереву.
  5. Составление музыки.
  6. Оригами.
  7. Танцы.
  8. Пение и т. д.

Любое занятие, которое включает творческое проявление себя, является методом арт-терапии. Все они могут использоваться в двух формах:

  1. Когда терапевт задает тему или сюжет, которого должен придерживаться клиент.
  2. Когда человеку предоставляется полная свобода, где он может делать то, что захочет. В конце обсуждается поделка, которую создал человек, чтобы понять тему и сюжет.

Активно используются мандалы – симметричные окружности с квадратами, линиями, треугольниками и прочими изображениями внутри. Человек выражает свой внутренний мир в круге, который является цикличным.

перейти наверх

Методики арт-терапии

Разнообразие видов арт-терапии создает большое пространство для выявления, корректировки и закрепления проблемной ситуации. Основными методиками арт-терапии являются активная и пассивная:

  • Пассивная методика арт-терапии заключается в использовании готовых видов искусств: просматривание рисунка, обсуждение сюжета, прослушивание музыки или сказки.
  • Активная методика направлена на создание нового творческого объекта. Человек создает собственное творение, при этом красота и эстетика не оцениваются.

Арт-терапия может использоваться как индивидуально, так и в групповых занятиях. Например, театральная сцена всегда включает как минимум двоих персонажей.

Здесь люди могут проигрывать собственные роли либо становиться теми, с кем у них имеются межличностные проблемы.

Проигрывая, можно в любой момент остановиться, подумать, получить совет и попробовать новую модель поведения, которая способна решить проблему.

Методики арт-терапии могут использоваться как отдельно, так и в качестве вспомогательного направления в психотерапии. Данное направление не является панацеей от всех бед и при решении любых проблем, однако она оказывает положительное воздействие.

Главной задачей арт-терапии является сублимация – переход от негативных переживаний к решению проблемы. Создавая творение, человек лишь рассказывает о своей проблеме.

Но мало рассказать, необходимо еще что-то с ней сделать. Здесь предлагается сделать свою проблему привлекательной, найти к ней походы.

Обратите внимание

По мере того как человек будет менять свое творчество в более привлекательный вид, он сам будет меняться.

Арт-терапия почти всегда используется при работе с детьми, однако и при коррекции взрослых проблем используются ее методики, поскольку позволяют активировать свою работоспособность и внутренний потенциал.

Читайте также:  Энтузиазм - что это такое и как его развить

перейти наверх

Упражнения арт-терапии

Если изучать сферу арт-терапии, то можно отметить, что в ней существует множество упражнений. Она позволяет индивиду невербальными способами рассказать о своих переживаниях и волнениях, а также найти решение своей проблемы. Часто здесь прорабатываются внутренние недостатки:

  1. Устранять негативные качества.
  2. Повышать самооценку.
  3. Объективно анализировать события и идеи.
  4. Строить новый и успешный образ внутреннего «Я».
  5. Понимать собственные чувства.

Каждая сессия состоит из 2 частей:

  1. Творческая деятельность, которая не требует вербального выражения.
  2. Обсуждение того, что сделал человек.

Эффективными упражнениями становятся коллаж и лепка. Коллаж помогает в распознавании собственной проблемы, а потом в пересмотре его составляющих. Вспомним о «Доске желаний», когда человек при помощи картинок формирует собственное будущее, к которому он желает прийти. Это называется самонастроем, чтобы человек заострял свое внимание на желаемом, а не на том, что его расстраивает.

Лепка позволяет слепить собственный страх или проблему, а потом сделать с ней все, что захочется. Хоть это является лишь самовнушением и не влияет на реальное положение дел, психологически человек меняется. Он обретает уверенность в собственных силах, что позволяет ему приступить к решению проблемы, а не продолжать убегать от нее.

Игра на музыкальных инструментах, прослушивание мелодий, постукивания позволяют человеку расслабиться и избавиться от стресса. Театральное проигрывание помогает в наработке специальных моделей поведения, которые решат проблему, что повысит самооценку человека.

Детям нравится сочинять сказки, работать с крупами, рисовать, делать поделки, играть друг с другом. Для взрослых подойдет упражнение «Автопортрет», где человек в свободной форме может выразить на рисунке, как он сам себя видит. Это помогает психотерапевту понять причины его бед и угнетенного состояния, а также неспособности решить имеющиеся проблемы.

перейти наверх

Итог

Арт-терапия оказывает полезное воздействие на детей и взрослых.

Итог работы с профессионалом является избавление от внутренних зажимов (страхов, комплексов), освобождение своего потенциала и обретение уверенности в своих силах.

Если речь идет о ребенке, то полезной здесь становится работа с целой семьей, в которой он проводит большую часть своего времени, где и формируется его проблема.

Желание родителей меняться вместе с ребенком дает успешный прогноз его развития. Мамам и папам следует понимать, что в первую очередь все беды берутся в семье в детском возрасте.

Важно

Поскольку взрослые не всегда обращают внимание на недостаток внимания и любви к своим детям, а также не считают, что они поступают неправильно, то детские проблемы надолго укореняются, зачастую мешая им полноценно жить даже во взрослом возрасте.

Арт-терапия полезна тем, что в ней отсутствует цензура. Не оценивается красота и эстетика. Важно то, что нарисовано, а не как это красиво сделано. Важно то, что человек желает передать через свое творение, а не то, нравится оно кому-то или нет.

Человек может раскрыть свой потенциал, а психотерапевт обходит тот момент, когда человек может обмануть. Дети понимают творческую деятельность и активно увлекаются ею. Вот почему передавать свой внутренний мир они умеют через рисунки, лепку, музыку, песочные творения и т. д.

Арт-терапия не только выявляет проблемы, но и помогает в их решении. Методов много, что позволяет найти индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в психологической помощи.

Источник: http://PsyMedCare.ru/art-terapiya-dlya-detey

Арт-терапия как направление современной психологии: виды, методы, упражнения для детей и взрослых

Психотерапия

26.01.2018

4.4 тыс.

2.9 тыс.

9 мин.

Арт-терапия как направление практической психологии существует давно из-за благоприятного влияния творчества на людей с психическими расстройствами.

Изначально этот метод был в арсенале психотерапевтов и реабилитологов, а сегодня широко применяется и в психологии для помощи детям и взрослым.

Творческая деятельность отвлекает, позволяет выразить скрытые эмоции, развивает, успокаивает и помогает достичь внутреннюю гармонию. Арт-терапия подразделяется на виды.

Впервые термин “арт-терапия” применил британский художник Адриан Хилл в 30-х годах 20 века. Он заметил, что рисование положительно влияет на эмоциональное состояние людей здоровых и с психическими расстройствами. Сейчас это эффективный метод коррекции эмоциональных состояний с помощью творческой деятельности. Цель – самопознание. Результаты, которых помогает достичь арт-терапия:

  1. 1. Выражение эмоций, в том числе негативных и преобразование их в позитивные, которые большинство взрослых подавляют в себе.
  2. 2. Понимание и принятие себя через прислушивание к своим ощущениям в процессе, это часто помогает найти ответ на интересующий вопрос и выход из сложной ситуации.
  3. 3. Отвлечение от проблем и мыслей, которые угнетают, психологическая перезагрузка.
  4. 4. Повышение самооценки.
  5. 5. Личностное развитие, обретение внутренней гармонии.
  6. 6. Наполнение жизни чем-то интересным и увлекательным.
  7. 7. Реализация творческого потенциала и личностных особенностей через творение.

Основными принципами арт-терапевтических занятий считаются:

  • полное игнорирование понятий “красиво”, “правильно”, “эстетично” – творение должно выражать внутренние переживания, не имеет значения, как оно выглядит;
  • никто не должен оценивать, критиковать и анализировать работу человека, кроме него самого;
  • для сеанса арт-терапии необязательно присутствие психолога, психотерапевта и т. д., его можно организовать самостоятельно в любое время;
  • человек сам волен выбирать вид арт-терапии;
  • к творению можно возвращаться неограниченное количество раз, пока, по мнению автора, оно не будет завершенным.

Арт-терапию принято классифицировать по нескольким принципам:

  1. 1. Количество пациентов: групповая (в том числе семейная) и индивидуальная.
  2. 2. Возраст пациентов: для детей дошкольников, школьного возраста, подростков, взрослых, пожилых людей.
  3. 3. Участие клиента в процессе: пассивная терапия – когда он только созидает или слушает произведения искусства других авторов; активная – когда сам выступает в роли творца.

Существует множество видов творчества, применяемых для арт-терапии:

Вид арт-терапии Суть Реализация
Музыкальная Прослушивание приятной музыки благоприятно воздействует на психику и самочувствие человека через слуховые рецепторы. Проводится в группах или индивидуально. Музыка может быть любого направления, живая или в записи. Многие люди, испытывая потребность выплеснуть чувства, неосознанно выбирают такой простой и доступный способ, как прослушивание грустных композиций. Это желание вполне естественно и должно быть удовлетворено Подходит людям со всеми отклонениями и проблемами. Не обязательно обращаться к специалистам, достаточно с закрытыми глазами в спокойной обстановке слушать то, что подходит сейчас под настроение
Театральная Игра различных ролей в постановках позволяет улучшить мыслительные процессы и выплеснуть нереализованные чувства Эффективна для людей, чьи проблемы не связаны с заниженной самооценкой. Стеснительным и замкнутым лучше отдать предпочтение другим видам искусства
Игровая С помощью манипуляций с игрушками можно решить проблемы, которые появились в детстве через воспоминания и возникающие при этом эмоции. В терапии для детей способствует развитию фантазии, воображения и самоактуализации. Задача арт-терапевта – правильно трактовать личностные проявления ребенка и донести нужную информацию родителям для домашней коррекции Подходит как детям, так и взрослым. Для первых это один из основных видов деятельности, для взрослых – способ погрузиться в воспоминания
Художественная (рисование) На бумагу с помощью рисунка выплескиваются внутренние конфликты, переживания, скрытые желания. Оценивая результат, взрослый человек может по-другому посмотреть на свое состояние и понять то, что до этого было скрыто от сознания. Этот вид арт-терапии повышает самооценку, помогает выразить протест, скрытые желания и развивает творческие способности у детей и взрослых. Есть множество техник рисования, выбрать подходящую можно исходя из личных предпочтений Применяется для преодоления невроза. На начальной стадии терапии лучше отдать предпочтение краскам и мягкой кисточке, чем карандашам и фломастерам. Рекомендуется взять широкую палитру цветов. От линеек и прочих предметов, помогающих чертить ровные линии, лучше отказаться
Маскотерапия Маска – предметный образ, символизирующий внутреннее состояние. Разрисовывая и декорируя ее, основываясь на своих ощущениях, можно спроектировать свое текущее состояние Подходит людям с комплексами и серьезными проблемами, связанными с восприятием себя как части общества
Песочная Клиенту детского, взрослого или пожилого возраста предлагается остаться наедине с собой и нарисовать картину на песке. На бессознательном уровне через акт творения и тактильные ощущения снимается внутреннее напряжение, рассеивается тревожность. Переживания и внутренние конфликты в огражденном пространстве выливаются в зримые образы, которые можно проанализировать и найти выход из ситуации, а также улучшить мнение о себе Идеально подходит как метод профилактики психических расстройств, для разрядки интровертов в трудной ситуации
Коллаж Человеку предлагается создать объемную картину, используя различные по текстуре виды бумаги, природные материалы, ткань и любые подручные средства. Все детали необходимо приклеивать на ватман или большой лист бумаги скотчем, клеем или степлером. Картина может иметь определенный сюжет или быть просто набором изображений, понятным только самому автору. Этот вид арт-терапии позволяет раскрыть творческий потенциал, выявить скрытые желания и снять нервное напряжение. На групповых сеансах позволяет сплотить участников. Рекомендуется использовать только на завершающей стадии терапии, когда состояние человека значительно улучшилось, ответы на вопросы найдены и хочется просто спокойно и отвлеченно созидать творение. Хорошо подойдет в качестве профилактики стрессов. Можно создавать коллаж и в домашних условиях в качестве визуализации планов на будущее
Цветовая Пациент наносит на свое тело или тело партнера краски различных цветов, выражая свое внутреннее состояние. Кроме творческой реализации, разные цвета позволяют благоприятно влиять на органы разных систем через визуальное восприятие. Этот способ эффективен для снятия напряжения и избавления от комплексов Психологи рекомендуют применять цветотерапию парам, в чьих отношениях возникло напряжение и отчужденность. Выплескивая свои переживания и обиды через краску и взаимодействуя тактильно, они сближаются и становятся более открыты друг к другу
Сказкотерапия Сочиняя сказки с примерами, иллюстрирующими моральные ценности, клиенту помогают разобраться в себе, найти ответ на волнующие вопросы, сделать выводы. Автор сказки должен быть осведомлен в проблемах клиента и завоевать его доверие. Сама сказка не должна иметь никаких четких указаний, только подтекст и ситуации, которые можно оценивать с разных сторон. Обсуждая эту историю и анализируя ее, человек может провести параллели с событиями собственной жизни и понять, что на них можно смотреть под разными углами и делать различные выводы Применяется в основном для поддержания эмоционального состояния детей, но в отдельных случаях эту разновидность используют и взрослые
Лепка Используя тесто для лепки или пластилин, можно выразить свой внутренний мир и сбросить негатив, создавая скульптуру. Во время такого тренинга происходит реализация не только творческого потенциал, но и успокаивается нервная система благодаря тактильному контакту с податливым материалом. Этот вид арт-терапии некоторые специалисты считают способом натолкнуть человека на мысль, что в его силах “слепить” что угодно из проблемы, сконцентрировавшись на ситуации Идеально подойдет людям, переполненными агрессией и злостью

Разновидности арт-терапии одновременно являются ее методиками. Они постоянно пополняются с расширением творческих возможностей современного социума. Кроме перечисленных, широко применяются фототерапия и способ с использованием метафорических карточек.

Эффективные упражнения для взрослых:

  1. 1. Обсуждение музыкальной композиции или картины художника после длительного изучения творения. Анализ позволяет по-разному смотреть на одну и ту же ситуацию, дать волю фантазии и домыслить некоторые факты, делать определенные выводы на основании личного восприятия и опыта. Рассуждая на тему чужого творения, человек отвлекается, начинает мыслить шире и в будущем может проводить параллели со своими внутренними переживаниями. Подобное упражнение целесообразно проводить в группах: точки зрения разных людей помогут расширить кругозор и научиться принимать мнения, отличные от собственного.
  2. 2. Рисование ограниченным количеством цветов: любимым и нейтральным, наиболее характеризующими личность. Картина может быть сюжетной или абстрактной. Помогает выплеснуть на бумагу негативные эмоции, злость, агрессию.
  3. 3. Рисовать каракули в отдельном блокноте ежедневно на протяжении 10 дней. Одновременно нужно делать пометки касательно своих текущих переживаний и эмоций.
  4. 4. Раскрашивание рисунков в раскрасках-антистресс. Их можно купить готовыми или создавать самостоятельно. Прием нацелен на успокоение нервной системы, снятие напряжения и систематизацию мыслей.
  5. 5. Создание образа своей проблемы из пластилина, воска или глины. Затем с фигурой нужно поговорить откровенно, далее избавиться от нее или трансформировать в другой образ, более позитивный.
  6. 6. Сочинение сказки для своего ребенка (в случае семейной арт-терапии). Процесс позволит понять, совпадает ли желание родителя донести что-то до малыша с его с готовностью воспринять информацию, природу конфликта между поколениями, сблизит родных людей.
  7. 7. Создание коллажа на любую из тем: “Я через год”, “Я без своей проблемы”, “Зачем мне…”. Визуализация поможет найти способы достижения целей и устранения трудностей, определиться с выбором, принять важное решение, избавиться от комплексов.
Читайте также:  Истерический припадок - симптомы, лечение, первая помощь

Методики и приемы арт-терапии для детей:

  1. 1. Во время звучания песни нужно подпевать, танцевать и демонстрировать жестами и мимикой все, о чем поется. Таким образом укрепляется эмоциональная сфера, развиваются коммуникативные и творческие навыки, способности адекватно реагировать на события в жизни.
  2. 2. Нарисовать людей или предметы на заданную или вольную тему (“Кем я хочу быть”, “Моя мечта”, “Мои родственники”). Поможет специалисту понять, как ребенок воспринимает себя и окружающих, его самооценку и скрытие желания.
  3. 3. Нарисовать картину пальцами, природными материалами, краской без заданной темы. Это прием марания, нацелен на выброс негативных эмоций у детей (особенно дошкольного возраста) склонных к агрессии и гиперактивности, на развитие фантазии.
  4. 4. Сделать произвольное количество отпечатков ладошки, пальцев или других предметов на бумаге с помощью красок. Это прием монотипии, он помогает справиться со злостью.
  5. 5. Нарисовать любую картину на мокром листе бумаги красками. Капли красок разных цветов будут растекаться, переходя одна в другую, образуя причудливые абстрактные формы и новые оттенки. Участвуя в процессе и наблюдая за ним, ребенок успокаивается, снимает напряжение и отвлекается от проблем.
  6. 6. Нарисовать что угодно карандашами, мелками или фломастерами с помощью завитков и каракуль. Прием широко используется в психотерапевтических практиках. Упражнение позволяет снять мышечный тонус и развивает усидчивость.
  7. 7. Слепить из пластелина то, что тревожит ребенка, высказать творению все, что хочется, уничтожить его или трансформировать в более привлекательную фигуру. Упражнение помогает сбросить напряжение и найти решение проблемы. Подходит детям старшего возраста.

Учитывая безвредность метода арт-терапии, ее можно применять в домашних условиях.

Просмотр фильма, прослушивание музыки и искреннее обсуждение, особенно волнительных моментов, с близкими, рисование в блокноте, сочинение историй, песен или стихов помогут отвлечься от трудностей, сублимировать негатив. Рекомендуется практиковать любые способы творческой разрядки регулярно, чтобы избежать депрессивных состояний.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/art-terapiya.html

Арт-терапия в работе с детьми: цели, особенности применения, техники, приемы

Психотерапевтическая работа с детьми требует не только терпения и осторожности, но и использования особых методов. Ведь далеко не все приемы, которые психотерапевты применяют к взрослым, походят и детям. У малышей иной тип восприятия и мышление, они не так реагируют на слово. Дети более эмоциональны, их поведением управляет не разум, а мир чувств.

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы психолога с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние совсем еще малышей и подростков, но и способствует их умственному и творческому развитию.

Арт-терапия: особенности работы с детьми

Данный вид работы с детьми в настоящее время становится одним из самых популярных направлений в психотерапии.

Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию творческого потенциала.

К тому же использовать технику арт-терапии, в том числе и в работе с детьми, могут люди, не имеющие специального психологического образования, например, воспитатели детского сада или родители.

Что такое арт-терапия

Это направление психотерапии, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека, их самопознания и общего развития. Существуют два направления арт-терапии, целью которых является гармонизация личности.

  1. Использование произведений художественного творчества (картин, скульптуры, музыки, художественной литературы и т. д.) для воздействия на психические процессы человека, в первую очередь на эмоциональную сферу. Контакт с выдающимися произведениями искусства может не только создать необходимый эмоциональный фон, но и помочь преодолеть неврозы, фрустрацию, состояние депрессии.
  2. Занятие различными видами художественного и декоративно-прикладного искусства. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

Оба эти направления давно и активно используются в психотерапевтической практике в работе и со взрослыми, и с детьми. Но в последнее время значительно возрос интерес именно ко второму направлению. Думаю, это во многом связано с тем, что люди, ранее не занимавшиеся творчеством, поняли, насколько позитивно оно влияет на психику. Они-то и становятся активными пропагандистами арт-терапии.

Но это имеет отношение к взрослым, а что касается детей, то художественное творчество всегда считалось благоприятной средой развития личности ребенка и активно использовалось педагогами. Однако детская арт-терапия имеет свои особенности, которые следует учитывать, организуя занятия с малышами.

Арт-терапевтические занятия с детьми: принципы, правила, особенности

Дети обладают гибкой и восприимчивой, но в то же время ранимой психикой. И хоть они более открыто выражают свои эмоции, чем взрослые, часто с малышами сложно установить контакт, они стесняются и замыкаются в себе.

А подростки и вовсе могут отказаться рисовать или лепить, так как считают эти занятия несерьезными и не хотят демонстрировать свое неумение.

Поэтому занимаясь арт-терапией с детьми, необходимо следовать некоторым обязательным принципам:

  • Создать доброжелательную, позитивную обстановку, в которой комфортно даже самым стеснительным и замкнутым малышам.
  • Учитывать возрастные особенности и интересы детей при подборе упражнений, техник и материалов.
  • Не допускать негативных оценок результатов детского творчества. Если ребенок вместо осмысленного рисунка зачеркал лист хаотичными линиями, то этот хаос в душе малыша, и психолог должен помочь маленькому пациенту с ним разобраться.
  • Поощрять и хвалить любое проявление творчества, стараясь поддерживать каждого участника сеанса арт-терапии, и находить в любой поделке или рисунке что-то важное, значимое, индивидуальное.
  • Организовывать занятия таким образом, чтобы у детей формировалось позитивное, доброжелательное и уважительное отношение к работам других; не допускать злой критики и насмешек – дети часто бывают жестоки.

Несомненно, работать с детьми сложнее, чем со взрослыми, но и отдача в случае успеха намного больше.

Цели и задачи детской арт-терапии

Главная цель арт-терапевтической практики – создание благоприятных условий для гармоничного развития ребенка. Процесс взросления, адаптация малыша к социальному миру всегда связаны с психологическими проблемами и трудностями.

Они вполне естественны, но часто для ребенка являются источником негативных эмоций, страхов и стресса. Арт-терапия – это наиболее щадящая методика подготовки детей к возрастным кризисам и преодоления их последствий.

И вообще, она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

  • преодоление фобий, комплексов, неуверенности в себе и замкнутости;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка;
  • формирование позитивного эмоционального фона, создание условий для релаксации и избавление от последствий стрессов;
  • развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка и привитие интереса к творческим видам деятельности;
  • формирование навыков общения в группе и умения доброжелательно оценивать работу других.

Особо следует сказать о совместных занятиях родителей и детей. Сейчас в рамках арт-терапии распространяется практика организации такого творческого взаимодействия. Оно необычайно полезно и важно для развития малышей.

Когда ребенок видит в своих родителях не просто строгих взрослых, а единомышленников, увлеченных общим делом, его отношения с ними переходят на совсем иной уровень. Это отношения не подчинения, а партнерства, взаимной заинтересованности и уважения.

Подобные взаимоотношения с родителями – основа дружбы и доверия, которые продлятся всю жизнь, и никакой кризис подросткового возраста не помешает этой дружбе. Поверьте, я знаю это на собственном опыте.

Техники и упражнения арт-терапии для детей разного возраста

Заниматься различными видами художественного творчества можно с раннего детства, разумеется, выбирая подходящие техники и проводя упражнения в игровой форме.

Занятия с детьми 2-4 лет

В этом возрасте есть несколько ключевых моментов, которые стоит учитывать при организации занятий. В первую очередь это касается развития разных способностей малыша:

  • эмоциональной сферы;
  • мелкой моторики руки;
  • речевой деятельности.

Включение данных сфер в творческую деятельность благотворно влияет на их состояние и развитие. Эмоции малышей тесно связаны с восприятием, в том числе зрительным и тактильным. Поэтому можно посоветовать больше внимания уделять работе с красками, карандашами, пластилином, цветной бумагой.

Для занятий лучше отбирать материалы ярких цветов, предпочтительно теплых. Известный исследователь психологии цветовосприятия Б. А. Базыма называл оттенки желтого, оранжевого и красного «цветовыми витаминами», необходимыми для нормального развития малышей. В качестве дополнительных можно использовать нежно-зеленые, салатовые, голубые, бирюзовые цвета.

Упражнение «Ладошки»

Для этого упражнения вам потребуется лист бумаги, пальчиковые краски и цветные карандаши. Попросите малыша сделать на бумаге отпечаток ладошки. Если пальчиковых красок нет, то ручку ребенка можно просто обвести по контуру, а потом предложить раскрасить ярким цветом.

Полюбуйтесь вместе с малышом на отпечаток. Спросите, на что он похож? Во что ребенок хотел бы превратить свою ладошку? Можно, например, на каждом пальчике нарисовать цветочек, превратив ладошку в букет, или на большом пальце изобразить голову петушка, тогда остальные станут перьями крыла.

Старайтесь, чтобы ребенок рисовал и рассказывал самостоятельно, лишь изредка помогая ему, подсказывая, но не подавляя инициативу. Сочините вместе с ним историю про того персонажа, что получился. Можно нарисовать и других птичек или рыбок, чтобы получилась целая картина. Если занимается несколько детишек, то хорошо будет сделать и коллективную работу.

Занятия с детьми 4-6 лет

Эти детки уже взрослее, у них лучше координация движений, они более самостоятельные. И главное, активно используют образное мышление и воображение, не зря же этот период называют возрастом фантазеров.

В занятиях арт-терапией с ребятами 4-6 лет можно уже использовать сочетание нескольких техник, что будет способствовать их творческому развитию. Арт-терапия в этот период уже часто применяется для работы со страхами, тревогами, внутренними проблемами малышей, и занятия помогают их преодолеть.

Читайте также:  Как пройти собеседование при приеме на работу - советы

Очень важно с детьми этого возраста активно использовать речевую деятельность, побуждая их проговаривать свой страх и выносить его за пределы сознания, тем самым избавляясь от него. Эту же функцию выполняет и рисование.

Упражнение «Маленький сказочник»

Сказка – это та область, в которой малыш может представить свой страх и избавиться от него, найдя выход из сложной ситуации. Конечно, на первых порах ребенку потребуется помощь взрослых.

Одним из распространенных детских страхов является боязнь потеряться, заблудиться, остаться одному. Поэтому в придуманных ими сказках часто герой (мальчик, котенок, щенок и т. д.) оказывается в этой выдуманной ситуации.

Помогая малышу придумывать сюжет и приключения героев, направляйте мысль ребенка к решению проблемы. Ведь сказка должна иметь хороший конец, герой должен найти свой дом, родителей, друзей, и в итоге все должны быть счастливы.

Совет

На первых порах сочинение сказок с детьми имеет форму направляющих вопросов педагога и ответов ребенка. Например:

  • О ком у нас будет сказка? Может, о котенке? Или о щенке? Или о мальчике?
  • Как его зовут?
  • Где он живет?
  • Что с ним случилось?
  • А дальше что произошло?
  • Кто ему помог?

Обратите внимание, что в сказке должен быть конфликт или приключение, когда герой попадает в сложную ситуацию, а ребенку необходимо придумать выход из этой ситуации.

Сначала могут возникнуть сложности, ведь придумывать сказки – непростое дело. Но потом дети увлекаются и обязательно порадуют вас чудесами своей фантазии. Главное – проявить терпение и готовность помочь.

Нарисованная иллюстрация к придуманной самостоятельно сказке – очень позитивный момент. Визуализация персонажей помогает проявлению детского воображения. Поэтому будет лучше, если ребята станут не только придумывать героев и приключения, но и рисовать их. А с каким восторгом они встречают «настоящие» книжки со своими рассказами и иллюстрациями!

Занятия с детьми 7-10 лет

Для ребят этого возраста характерно развитие пространственного мышления и увлечение разными видами конструкторской деятельности. Девочки с энтузиазмом рисуют и обустраивают в тетрадках домики для кукол, а мальчики – роботов, машины и космические корабли. Организуя занятия арт-терапией, нужно учитывать эти увлечения.

Упражнение «Город будущего»

Предложите детям нарисовать (слепить из пластилина, склеить из цветной бумаги) фантастический город будущего. Большинство детей (так же, как и взрослых) испытывают затруднения, если необходимо что-то придумать самостоятельно.

Поэтому сначала стоит с ребятами обсудить, что бы они хотели увидеть в этом городе будущего. Обсуждение сыграет и психотерапевтическую роль, заставив освободиться от робости и нерешительности, подтолкнув фантазию.

Проговаривая, дети лучше представляют и визуальную картину, понимают, что и как хотели бы нарисовать.

Рисуя, дети не только демонстрируют свои творческие способности, но и осмысливают свои мечты, ожидания, жизненные идеалы.

После того как рисунок закончен, нужно обсудить его, похвалив каждого участника занятий, отметив что-то оригинальное, интересное, необычное в рисунке.

Обязательно расспросите, для чего были изображены те или иные детали, почему выбраны эти цвета, кто живет в этом городе и т. д.

Занятия с детьми 11-15 лет

Подростковый возраст сложный, и ребята не всегда охотно идут на контакт с психологом, особенно если попросить их что-то нарисовать или слепить. И сказки придумывать их заставить непросто, хоть можно, конечно, найти нужные стимулы.

Поэтому психологу стоит серьезно подумать, как заинтересовать подростков и в то же время постараться не ставить в неловкое положение тех, кто не чувствует в себе способностей к художественному творчеству.

Одним из таких упражнений, одинаково эффективным как для взрослых, так и для детей, является «Игра в каракули».

Упражнение «Игра в каракули»

Эта техника придумана английским детским психиатром Д. Винникоттом. Она позволяет не только выявить внутренние проблемы и конфликты человека любого возраста, но и помочь ему их преодолеть. К тому же «Игра в каракули» способна увлечь даже самых скептически настроенных и упрямых подростков.

Для выполнения этого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно предложить подростку нарисовать любые каракули, зигзаги, короче, как угодно перепутанный клубок линий. Лучше это делать с закрытыми глазами.

А затем попросите ребят открыть глаза и внимательно рассмотреть свои каракули. Спросите: какие образы они смогли увидеть? Попросите их обвести контуры фигур, возможно, что-то добавить или заштриховать. В случае необходимости помогите детям рассмотреть нечеткие образы и сделать их более завершенными.

Обратите внимание

Это лишь примеры упражнений, которые можно проводить с детьми в рамках арт-терапии. Но методика эта не только разнообразная, эффективная, но и удобная. Каждый способен придумать собственные упражнения и внести в занятия что-то свое. Более того, арт-терапия способствует творческому развитию не только детей, но и тех, кто ей занимается – педагогов и родителей. Попробуйте, и вы не пожалеете.

Источник: https://psychologist.tips/3397-art-terapiya-v-rabote-s-detmi-tseli-osobennosti-primeneniya-tehniki-priemy.html

Арт-терапия в работе со взрослым или ребенком – цели, задачи и результаты психологической методики

В психологии есть направление для коррекции психосоматических расстройств, основанное на использовании изобразительных искусств и других терапевтических методов.

Называется такая методика современной психотерапии арт-терапия, а входит в нее множество разных видов творчества для детей и упражнения для взрослых.

Такой подход помогает избавиться от страхов, сомнений или тягостных переживаний, выразить эмоции, состояния и развить творческие способности.

Лечение искусством – это один из эффективных методов психологической коррекции пациентов с разными расстройствами. Работа ведется с помощью рисунков, кино, музыки, театра или пения.

Арт-психология помогает пациенту преодолеть сложные барьеры в эмоциональном общении, учит художественному самовыражению и позволяют развивать скрытые таланты.

У этой техники нет противопоказаний – этой формой психотерапии можно заниматься вне зависимости от возраста, уровня интеллекта.

В специализированных медицинских центрах такой метод психотерапии используется при комплексном лечении алкогольной зависимости или наркомании, для облегчения состояния тяжелых онкологических больных.

Важно

Применение методики лечения искусством не регламентируется. Техники используются для коррекции сознания и у взрослых, и у детей.

Однако на практике эффективность терапии особенно проявляется при следующих случаях:

  • стрессах, нервных расстройствах, депрессиях;
  • низкой самооценке;
  • повышенной импульсивности, чувстве тревоги;
  • немотивированной агрессии;
  • неуправляемом чувстве ревности;
  • трудностях эмоционального или психического развития;
  • раздвоении личности;
  • наличии необоснованных страхов или фобий.

Преимуществ у арт-методик много.

Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации.

Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит – правильно предложить дальнейшее лечение или действия.

Цели арт-терапии

Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться – очищают подсознание, корректируют личность пациента. Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством – дает пациентам стимул для достижения этих целей. Рассматриваются такие задачи:

  • создать оптимальные условия для клиента, которые способствуют четкой вербализации тех чувств, которые он привык в себе подавлять;
  • помочь найти правильный и социально приемлемый выход негативным и позитивным реакциям;
  • облегчить общий процесс лечения, устранить внутренние противоречия и конфликты;
  • получить визуализированные материалы, которые отражают внутренний мир человека;
  • наладить творческое общение;
  • развить чувство самодостаточности, повысить самооценку;
  • научить контролировать свои мысли, чувства и действия;
  • развить творческий потенциал.

Функции

Методы такой терапии несут в себе несколько функций:

  • Рефлексивно-коммуникативная. Благодаря процессам творчества происходит коррекция личности, формируются навыки правильной и адекватной оценки ситуации, развивается способность человека к жизни в обществе.
  • Катарсистеческая, или опустошающая. Психологи считают, занятия художественным творчеством помогают пациентам избавляться от негативных мыслей, страхов и фобий.
  • Регулятивная. Происходит снятие напряжения, человек получает положительные эмоции, за счет чего моделируется восприятие окружающего мира и сосредоточенность на процессе.

Виды

Для психологической коррекции используются разные виды творчества: рисование, лепку, создание кукол, танцы, музыку, театр или кино, песочный тренинг. Каждый человек может выбрать то, что ему больше всего нравится и развиваться в этом направлении. Однако из всей этой массы активно используются такие техники арт-терапии:

  • Изотерапия – воздействие на психоэмоциональный мир пациента при помощи живописи или скульптуры. Такое лечение выбирается для пациентов, которые плохо владеют устной речью, не могут правильно сформулировать или выразить свои мысли, чувства, переживания.
  • Библиотерапия – лечение чтением книг. Литература подбирается исходя из поставленных задач реабилитации и эмоционального состояния пациента. Важно, чтобы пациент не просто прочел книгу, а обсудил прочитанное с близкими, поделился своим пониманием изложенного текста.
  • Имаготерапия – лечение через театральные образы. С помощью этой методики психотерапевты учат своих пациентов правильно реагировать на тяжелые жизненные ситуации, контролировать свои чувства, развивают способности к перевоплощению. Зачастую трудное актерское мастерство способствует развитию правильной техники речи и координации.

Упражнения арт-терапии

Существуют разные арт-терапевтические упражнения, которые можно выполнять, не выходя из собственного дома. Проводить занятия можно как самостоятельно, так и в кругу семьи: с детьми или мужем.

Главное – создать спокойную, уютную атмосферы и подготовить все необходимое.

Поскольку основная задача этой методики – изменить плохое внутреннее состояние на хорошее, привести в норму мысли и чувства, то дома можно попробовать простое упражнение «Настроение»:

  1. Возьмите плотный чистый лист бумаги, цветные фломастеры, краски или карандаши.
  2. Нарисуйте на бумаге собственное настроение, используя ассоциативные предметы и фантазию.
  3. После того, как картина будет готова, добавьте в нее немного красок. Попробуйте сделать рисунок ярче или дорисовать мелкие детали – проще говоря, измените свое настроение ы лучшую сторону.

Еще одно простое задание изобразительного творчества из мира психологии поможет познать себя, лучше разбираться в эмоциональных переживаниях. Называется оно «Автопортрет». Он помогает поднять самооценку, стимулирует на работу над собственной внешностью:

  1. На бумаге нарисуйте себя самого: только портрет, по пояс или в полный рост.
  2. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его, подумайте: что бы вы хотели изменить или добавить.
  3. Дорисуйте недостающие детали картинки.

Арт-терапия для детей

Назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сиротам. Она помогает в реабилитации после операций.

Нужна методика в кризисные периоды подросткам и маленьким из благополучных семей: при первом посещении детского садика или когда ребенок пошел в первый класс.

Групповые занятия помогают найти способы общения с другими детьми, реализовать себя в творческом самовыражении, учат усидчивости. В зависимости от проблем выбираются такие методы арт-терапии в работе с детьми:

  • Детям, скупым на эмоции, для самопознания арт-терапевт порекомендует занятия, направленные на передачу характера предмета. Применяются: лепка из пластилина или глины, рисование.
  • При межличностных конфликтах в детском коллективе или семье выбирается комплексный подход – создание художественного объекта, где каждый участник должен внести свой вклад в занятия по арт-терапии.
  • Если у ребенка есть сильные страхи, он молчалив и угрюм – попробуйте рисование.
  • Активным деткам подойдут такие направления психотерапии: танцы, пение или гимнастика.

Видео

Источник: https://sovets.net/13316-art-terapiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector