Детский эгоизм — советы психолога, как его преодолеть

Как бороться с детским эгоизмом?

Речь в этой статье пойдет о нездоровом эгоизме, который доставляет неудобства окружающим ребенка людям, но в первую очередь самому ребенку, хоть он этого и не осознает.

Мы говорим об эгоизме, при котором ребенок заинтересован и участвует только в тех процессах, которые ему выгодны и касаются исключительно его личности.

Остальных людей вокруг он воспринимает как инструмент для удовлетворения своих личных потребностей, проще говоря, как обслуживающий персонал, а не как отдельные личности, у которых тоже есть свои интересы и своя жизнь.

Обратите внимание

Но проблема не в том, что ребенок растет такой сложный, основная трудность заключается в том, что чаще всего кто-то из родителей себя позиционирует в роли идеального обслуживающего персонала, поэтому ребенку ничего другого не остается, кроме как стать эгоистом и пользоваться всем.

Есть и другая крайность, когда родители эгоистичны и слишком заняты своей жизнью, проблемами, личными отношениями и т. д., в этом случае ребенок просто копирует такое поведение и аналогично родителям транслирует эгоизм во внешний мир.

Почему ребенок растет эгоистом: причины детского эгоизма

Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?

Основой большинства причин детского эгоизма является неправильное воспитание, в процессе которого родители допускают следующие ошибки:

  • «Слепая», чрезмерная любовь, когда поведение, мысли, эмоции и действия родителей посвящены только одному — удовлетворению любой прихоти и всех желаний малыша. И чаще всего они даже не задумываются над тем, насколько это необходимо ребенку для его развития, здоровья и счастья. В таких условиях абсолютно любой нормальный малыш становится жестоким эгоистом и с его ростом вырастут только требования к родителям, но никак не любовь и уважение
  • Хроническая опека со стороны родителей, которая не позволяет ребенку становиться самостоятельным. Уже с двух-трех лет ребенок многие вещи может делать самостоятельно, например, кушать, одеваться, мыть ручки, частично складывать игрушки. Однако очень часто мы замечаем обратное: родители кормят с ложечки, одевают, убирают и многое за ребенка делают чуть ли не до школы. Некоторые и дальше продолжают все делать за ребенка, свято веря в то, что посвящая ребенку всего себя, часто даже забывая о себе, мы показываем насколько преданно и свято его любим. Но такая неправильная модель воспитания взращивает зависимых, эгоистичных и неуравновешенных личностей, которым потом тяжеловато строить свою жизнь, понимать себя и окружающих.
  • Дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, участия в его жизни и интересах, телесного контакта (объятий, поглаживаний), любящего взгляда (чаще взглядом предупреждают и наказывают малышей). Все это базовые потребности каждого ребенка, который вошел в этот мир. Если они не удовлетворены, ребенок замыкается в себе и вынужден эгоистически всего добиваться сам, неважно какими способами: истерики, крики, манипуляции и т. д.
  • Пример родителей с нездоровым эгоизмом и зацикленностью на себе. Дети от рождения познают мир через родителей, они впитывают все как губка, хотим мы того или нет.
  • Ссоры близких в присутствии ребенка разрушают не только самих взрослых, но самое ценное в раннем возрасте малыша — его чувство надежности мира, а это главная и базовая потребность в раннем возрасте и можно сказать, что от этого зависит, насколько гармонично и легко будет складываться взрослая жизнь вашего ребенка.
  • Искусственное стимулирование хорошего поведения у ребенка определенным подарками, деньгами, выгодами. Таким образом вы приучаете ребенка быть хорошим лишь тогда, когда ему это выгодно и точка.
  • Внешнее информационное воздействие на становление ребенка: влияние рекламы, компьютерных игр, мультфильмов, интернета и др. Если лично не фильтровать информацию, которую ваш малыш получает с экранов телевизора, компьютера и гаджетов, то будьте уверены, его воспитание строится на отсутствии ценностей в жизни и развитии не самых лучших качеств, в том числе и эгоизма.

Как проявляется эгоизм у детей разного возраста?

От рождения до 3 лет

С момента рождения и примерно до 3 лет у детей наблюдается естественный эгоизм, когда они должны требовать удовлетворить свою потребность, как только она возникла: накормить, переодеть, согреть животик, вымыть то, что раздражает тело и другое. И это есть норма.

Дошкольники

В дошкольном возрасте родителей должны насторожить такие качества: малыш не заботится ни о ком и ни о чем, кроме самого себя. И если что-то необходимо выполнить, помочь, это происходит только если ему это выгодно.

Скорее всего уже сейчас начинает проявляться себялюбие, когда ребенок уверен, что он центр мира, только его интересы должны быть удовлетворены и если это расходится с реальностью, у него начинается неадекватная реакция.

Обратите внимание

Это начало его эмоциональной зависимости от отношения окружающих к себе, которое во внешнем мире не такое, как в семье.

Школьники

Когда ребенок переходит в категорию школьного возраста, все вышеописанное только усугубляется. Потому как большую часть времени он проводит в социуме, с которым ему сложно взаимодействовать и приходится становиться более жестоким эгоистом, чтоб выжить в этом мире.

Это обязательно отражается на отношениях с родителями, потому как требований становится в разы больше, запросы растут, и ваше чадо совершенно не волнует, как вы будете справляться со своими родительскими обязанностями. Да, совершенно верно, вы только обязаны удовлетворять.

Взаимности можно не ждать, будет игра и манипуляция со стороны детей, потому как   моральные ценности с детства заложены не те.

Как преодолеть детский эгоизм: 10 советов по перевоспитанию эгоцентричного ребенка

  1. Собственным примером с раннего детства приучать ребенка к проявлению заботы и внимания во внешнем мире, причем ребенок должен видеть и чувствовать, что вам самим это приятно, а не ради выгоды. Если вам хорошо при этом, значит он с удовольствием будет вас копировать, даже не сомневайтесь.

  2. По отношению к ребенку должно происходить тоже самое, человеческое внимание, безусловная любовь, искреннее участие в его интересах и жизни. Будьте максимально естественны, не играйте и не манипулируйте в общении с малышом.

  3. Ваше поведение и отношения должны дать понять ребенку, что каждый член семьи, в том числе и малыш, это отдельная личность, которая существует сама по себе со своими интересами, целями, желаниями, любовью ко всем, уважением, но никак не для удовлетворения чьих-то потребностей или требований.

  4. Постепенно помогайте ему становиться максимально самостоятельным, поощряя его достижения и результаты. Радуйтесь вместе с ним всему новому, что у него стало получаться.
  5. Верьте в него всегда, когда он «бросает вызов» самому себе. Он должен это чувствовать, видеть и знать, что вы его поддержка во всем.

    Но не вздумайте стараться все сделать за него, чтоб помочь. Просто не мешайте ему верить в себя и свои силы.

  6. Сделайте подборку правильных фильмов, мультфильмов, развивающих игр, чтоб не кто-то там, а только вы формировали моральные ценности своего ребенка.

  7. Никогда и ни при каких обстоятельствах не эмоционируйте и не выясняйте отношения с близкими в присутствии ребенка! Это для вас должно стать законом.
  8. Также постарайтесь для ребенка стать примером неэгоистичного отношения ко внешнему миру – не возмущайтесь, не осуждайте, спокойно и мудро реагируйте на людей и происходящее.

    Помните, до 7 лет он полностью вас копирует.

  9. Поощряйте ребенка, когда он радуется за людей, когда проявляет заботу и внимание к людям и животным.
  10. И самый важный совет – следите за своим поведением и работайте над собой в первую очередь, тогда ваш малыш будет расти гармонично, в любви и правильном внимании.

Советы от специалистов: что делать, если ребенок растет эгоистом?

Из всех существующих специалистов хотелось бы порекомендовать работы известного американского психиатра Росса Кэмпбелла.

Он рассказывает о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни правильно удовлетворять эмоциональные потребности ребенка и акцентирует внимание всех родителей в первую очередь на правильной, безусловной любви.

Только так вы сможете заложить в ребенке основу всего доброго и правильного, а это принесет положительные плоды.

Детали проявления такой безусловной любви, которые он описывает в своих работах: «Как по-настоящему любить своего ребенка», «Лицом к лицу с ребенком» большинству из нашего поколения родителей даже не знакомы. Поэтому насладитесь чтением этого гениального психолога и многие вопросы, связанные не только с детским эгоизмом, но и воспитание в целом, для вас станут понятны и просты.

Психолог Р. Чепалов:

Бывает так, что родители начинают полностью изолировать ребенка от трудностей и потакают его желаниям. Они умиляются его потребностям и рады, что он так много хочет. Они принимают его эгоизм и волеизъявление за самостоятельность. Однако проходит время, ребенок взрослеет, а желание делиться и помогать к нему не приходит. Родителям бывает очень больно осознать, что они сами воспитали эгоиста.

Процесс воспитания противоположных, антиэгоистических качеств проходит тем сложнее, чем более взрослый ребенок. В целом, действия те же, что и для малышей.

Важно

Необходимо демонстрировать ребенку готовность делиться с другими, просить его о помощи себе и просить предлагать помощь окружающим. Конечно, ребенок может сопротивляться: «Чего это я буду давать кому-то игрушку? Чего это я буду делиться пирожным?».

Придется ребенку заново объяснять, что так устроен мир, что так принято. В некоторых случаях полезно сказать ребенку: «Раньше ты этого не знал, мы тебе об этом забыли сказать, а теперь должен знать: с окружающими надо делиться».

Необходимо подчеркивать антиэгоистические черты у героев произведений литературы, кино. Поощрять проявление новых черт у ребенка: «Вот это ты сделал правильно», «Теперь ты молодец».

Процесс обращения эгоиста в простого, искреннего, открытого человека  может быть очень болезненным. Но с этим ничего не поделаешь. Родителям следует приготовиться к тому, что ребенок будет сопротивляться. Родителям нужно сохранять спокойствие, избегать физических наказаний и сохранять разумное упорство в том, чтобы ребенок менялся.

Психолог В. Шебанова:

Разрешите вам дать несколько советов, как работать с собой, чтобы перестать делать за ребенка то, что он уже может сделать самостоятельно.

1.

Знакома вам ситуация, когда мама регулярно будит подростка по утрам, да еще воюет с ним по этому поводу? Знакомы вам упреки сына или дочери: “Почему ты мне не… (не приготовила, не пришила, не напомнила)?” Если да, то вам пора постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавать их ему. Кроме того, у вашего ребенка обязательно должны быть домашние посильные обязанности, качественное выполнение которых, — это его заботы.

Речь идет о снятии мелочной опеки, которая просто мешает вашему ребенку взрослеть.

Я понимаю, что поначалу вас могут очень тревожить примерно такие вопросы: “Как же мне его не будить? Ведь он обязательно проспит, и тогда будут небольшие неприятности в школе!”, “Если я не буду заставлять ее делать уроки, она за них просто не сядет и тогда нахватает двоек!”, “Если я не напомню, — он опоздает на тренировку” и т.д.

2. Как это не парадоксально звучит, но ваш ребенок нуждается в собственном отрицательном опыте (конечно, если он не угрожает его жизни или здоровью). Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).

Совет

Только тогда он будет взрослеть и становиться самостоятельным. Не заставляйте ребенка делать то, что с вашей точки зрения кажется вам верным, нужным и необходимым для его благополучия. Предлагайте ему выбор (чем больше вариантов выбора, тем лучше).

Пусть он сам принимает решение, что для него лучше.

3. Приучайте ребенка с дошкольного возраста оказывать посильную помощь маме (папе, бабушке, тете и т.д.). Расспрашивая о том, что было нового в детском саду, интересуйтесь не только проблемами и успехами ребенка, но и его друзей: “Я рада была послушать о твоих успехах.

А что нового у твоих друзей? У кого какие успехи или трудности?” Если ваш ребенок внимателен к заботам и нуждам своих родных и друзей, откликается на первый их зов, — значит эгоизм его не затронул, и вы имеете шанс воспитать ребенка, который будет вашей надежной опорой в старости.

Поделитесь с друзьями:

Источник: http://baragozik.ru/vospitanie/kak-borotsya-s-detskim-egoizmom.html

Детский эгоизм

Причинами могут быть ошибки в воспитании. Известно, что все негативное, что было заложено в детстве, в подростковом периоде проявляется особенно ярко.

Очень часто эгоизм соседствует с инфантилизмом, который взрастили сами родители. В детстве они не предоставляли ребенку возможности заботиться о других, не воспитывали способность к сочувствию. В жизненном опыте ребенка не было ситуаций, когда ему самому нужно было принимать решения, действовать.

Чему же удивляться, когда ребенок начинает воспринимать заботу родителей как нечто «само собой разумеющееся». И когда в подростковом возрасте родители меняют схему поведения – обижается и думает, что родители ему должны.

Не способствует развитию положительных качеств и социальное неравенство, направленность общества на материальные блага; подростки очень ранимы в этом отношении.

Нередко среди сверстников авторитетами считаются самые наглые, бессовестные ребята, доминирует лозунг «нападение – лучшая защита».

Принципы «прав тот, кто сильнее», «бери от жизни все» ярко демонстрируется в СМИ, компьютерных играх.

Подросток переоценивает родителей, их жизнь, их социальные роли в соответствии с установками, которые кажутся ему истинными. Если родители резко не вписываются в его «идеальную схему», конфликт неизбежен, и его острота может выразиться в обострении эгоистических выходок.

Как взрослые усиливают подростковый эгоизм

Иногда достаточно простых профилактических мер, чтобы эгоизм не получил почвы для развития.

  1. Родителям самим не нужно преувеличивать значение личности подростка. Его ранимость совсем не повод замалчивать недостатки. Хвалить тоже нужно за дело, и ставить при этом планку – «ты можешь лучше».
  2. Не стоит навязывать подростку свои собственные желания, модели поведения. Это допустимо только в том случае, если они напрямую связаны с его жизнью и здоровьем.
  3. Не нужно выполнять никаких домашних дел за него. Уже у младшего школьника должны быть хозяйственные поручения, которые он делает постоянно, без напоминаний. Подросток – почти взрослый человек, и его обязанности намного серьезнее и ответственнее. Очертить круг домашних дел и требовать их неукоснительного выполнения – вот правильный метод воспитания.
  4. Подкуп за отметки, за выполнение домашних дел недопустим!
  5. Личный пример трудно переоценить. Если сами родители эгоцентричны, их стиль жизни подразумевает использование окружающих людей для собственной выгоды (выгоды семьи), не стоит удивляться поведению подростка.

Когда бить тревогу?

Следует обратить внимание на проблему и принять меры, если:

  • Нечуткость, неотзывчивость становятся чертами характера подростка.
  • В любом деле он заботится только о собственной выгоде.
  • Его личные интересы узки, он зациклен на себе, своей внешности.
  • Он тщеславен, стремиться работать «напоказ».
  • В повседневной жизни он обособлен от семьи, не разделяет ни общих дел, ни общих развлечений.
  • Подросток постоянно отказывается от выполнения поручений, отлынивает от домашних дел.

Детский эгоизм, как его преодолеть?

Для родителей самое важное, чтобы их дети были счастливы, а значит, получали радость от жизни. От чего человек получает радость, что мотивирует его? Конечно, преодоление трудностей, причем успешное: чувство гордости, что смог, что получилось.

Уже, когда ребенок только начинает ходить, нужно правильно реагировать на его удачные и неудачные попытки осваивать мир. Стараться не захваливать, но отмечать победы и подбадривать. Предоставляйте ему самостоятельно заниматься в манеже. Например, он хочет, что бы с ним играли, развлекали его, но маме надо приготовить ужин.

Так и говорите малышу, полгода ему или год, или полтора. Малыш должен понимать, что мама занята, и развлекать себя сам в кроватке или манеже.

Обратите внимание

Дети, которых «не спускают с рук», быстро привыкают, что мир вращается вокруг них. Особенно часто это происходят в семьях, где родители не очень молоды.

Например, сорокалетний отец души не чает в своем малыше, ничего не может ему запретить, всячески балует, беспрерывно восхищается им, все прощает.

Его чувство можно понять, но родителям необходимо включать разум, и, прежде всего, уважать своего ребенка как личность, не баловать, но и не воспитывать жестко. Ищите золотую середину.

Эгоизм – с самых пеленок

С самого рождения мы, родители, собственноручно закладываем в своего ребенка чувство превосходства над остальными, можно даже сказать, что человек рождается эгоистом.

Новорожденный маленький человечек просто не может обойтись без посторонней помощи, его нужно кормить, переодевать, купать и т.д.

, что, естественно, создает в мозгу ребенка некий стереотип, что он является «центром вселенной».

И это вполне естественно!

Это должно пройти до 4-летнего возраста. Хуже, если эгоизм у вашего чада не улетучивается после этого времени, и еще больше развивается.

Детские психологи утверждают, что даже в самом маленьком возрасте не нужно потакать и «лелеять» детский эгоизм, чувство собственного «Я» не должно переходить дозволенных рамок.

Ребенок может требовать что-то, капризничая или впадая в истерику. Малодушные родители часто в таких ситуациях идут на поводу у маленького капризули, потом у них вырастает ребенок-эгоист, а что делать после этого —  они понятия не имеют. Поэтому нужно прививать правильную модель поведения у детей, начиная с самого раннего возраста.

Почему дети эгоисты?

Кто виноват в том, что наши дети вырастают самовлюбленными и думающими только о себе людьми? Конечно же, мы с вами – родители и бабушки с дедушками.

Сайт supermams.ru попробовал систематизировать типичные родительские ошибки, которые приводят к взращиванию маленького домашнего тирана:

  1. «Захваливание» ребенка и преувеличение значимости его личности. Не нужно беспричинно хвалить дитя, рассказывая ему, что он лучше всех. Поступая так, не удивляйтесь, почему дети растут эгоистами. Но и обратная ситуация – приуменьшение и замалчивание его достоинств – недопустима.
  2. Исполнение обязанностей и нужных дел за ребенка. Это приводит к безынициативности.
  3. Эгоистичность родителей при том, что ребенку декларируются нравственные нормы. Как известно, дети учатся на примере взрослых. Поэтому, если мама или папа действуют вопреки «стандартам», у детей образуется внутренний конфликт и представления становятся неопределенными.
  4. Навязывание своим детям личных установок и желаний, что может снижать у них интерес к жизни.
  5. Чрезмерная активность родителей в плане воспитания может снижать самооценку ребенка и подавлять его личность, что приводит к психологической незрелости.
  6. Подкуп чад за выполнение тех или иных действий. В таком случае ребенок ценит не результат выполненной работы, а ее «оплату». Кроме всего прочего, плата приводит к снижению энтузиазма и творческого потенциала.

Источник: https://yazdorov.win/malyshi/detskij-egoizm.html

» Эгоизм ребёнка и методы его преодоления

Обычно с первых дней жизни дети привыкают, что они находятся в центре внимания. Ребёнку во всём помогают: кормят, одевают, водят на прогулку, ухаживают за ним. Когда малыш плачет, никого это не оставляет равнодушным: все бегут на помощь, пытаются понять, в чём причина недовольства.

Часто случается так, что по мере того, как ребёнок растёт, родители уже реагируют на его плач вовсе не потому, чтобы удовлетворить природные потребности малыша, а всего лишь его прихоти. Таким образом, мы отбиваем у ребёнка желание учиться делать что-либо самостоятельно.

Как происходит, что из всеми любимого улыбающегося крохи частенько вырастает избалованный ленивый ребёнок – эгоист?

Важно

В психологической науке эгоизм понимается как отрицательная ценностная ориентация личности, которая проявляется в сознательном алчном столкновении собственных интересов и потребностей других людей и социума в целом.

Приблизительно до трёхлетнего возраста детский эгоизм считается вполне естественным. Он представляет собой природный эгоизм малыша, заинтересованного исключительно в том, что может принести ему удовольствие. Ребёнок ещё не особо нуждается в общении со сверстниками, ещё не понимает, нужно ли делиться.

Однако специалисты считают, что даже в самом раннем возрасте ребёнок может стать настоящим эгоистом. Это может произойти в том случае, если родители бездумно относятся к воспитанию малыша: задаривают его чрезмерным количеством игрушек, удовлетворяют малейшие капризы, идут на поводу у ребёнка.

Таким образом, можно воспитать маленького тирана, желания которого — закон.

Эгоизм ребёнка

Восприятие собственной индивидуальности, своего «я», выделение себя из окружающей среды, а также потребность самоутверждения нужны малышам, как и взрослым, для того, чтобы стать настоящей личностью.

Эти важные процессы становления маленького человека обычно начинаются с двух лет. Кроха проявляет стремление к одобрению окружающих, именно поэтому он нуждается во внимании со стороны взрослых, похвале, проявлении их любви, ощущении счастья.

В своих требованиях он бывает надоедливым, упрямым и капризным.

То, какими сформируются у ребёнка отношения с окружающим его миром, зависит от людей, окружающих его:

  • будет ли он понимать чужие желания и чувства
  • научится ли он сочувствовать людям
  • будет ли он бескорыстно помогать
  • или станет воспринимать всех исключительно как источник удовлетворения собственных желаний.

Некоторые психологические и этические учения рассматривают эгоизм как свойство врождённого характера, которое, якобы, обеспечивает защиту жизни человека и соблюдение его интересов.

В то же время потребительское пренебрежение чувствами и интересами других людей приносит условную мимолётную выгоду. Такое отношение приводит к отвержению человека обществом, что влечёт за собой большие потери разного характера.

По этой причине предупреждение развития эгоизма – сегодня важнейшая задача воспитания детей как социально развитых личностей.

  • Слепая любовь родителей. Это – самая распространённая проблема на сегодняшний день. В центре внимания — ребёнок. На все его вопросы – значимые и не очень – положительный ответ. На отказ такие дети реагируют скандалом, истерикой, криком, визгом и лежанием на полу.
  • Несамостоятельность ребёнка. Если родители не позволяют сыну или дочери выполнять элементарные действия самостоятельно, это приведёт к устойчивому формированию эгоизма в их характере. Такие родители убирают игрушки за детьми весь период детства, а дети игнорируют все просьбы родителей.
  • Стимулирование успехов. Сделаешь математику — куплю шоколадку. Знакомо? Так уничтожается альтруизм (полная противоположность эгоизму) на корню: ребёнок вряд ли захочет совершать поступки в жизни просто так.

В жизни младших дошкольников бывает период, когда они говорят: «Я, я, я… Я прыгаю выше всех. Я рисую лучше всех. Я могу залезть на самую высокую горку. Я самый смелый». В этом возрасте — это природная потребность показать свои силы, проявить желание что-то сделать. Родителей всегда глубоко трогают таланты и достижения малыша.

Они стремятся всем рассказать, какой у них замечательный ребёнок, как он быстро развивается, как ловко у него всё выходит. Однако часто мама и папа не замечают (или не стремятся заметить), что так они способствуют появлению у ребенка сосредоточенности только на себе.

Чрезмерные похвалы и восхищения не несут пользу ребёнку, а только воспитывают его себялюбивым.

Проявления эгоизма бывают и в таких случаях, когда родители стараются исполнить все капризы ребёнка: «У нас не было счастливого детства, пусть будет у него!» Если по мере взросления ребёнка потакания его капризам не уменьшаются, то ребёнок растёт эгоистичным потребителем и манипулятором. У взрослого чада требования увеличиваются, и он будет использовать разнообразные методы достижения цели, например, чтобы снова купили новый смартфон, планшет, ноутбук, модное платье или просто дали денег. Так ребёнок превращается в вымогателя, который попросту издевается над родителями, меньше всего думая об их возможностях. Такие дети не ценят родителей, не стараются понять их чувства и ожидания. Дочь или сын привыкли думать, как бы им всё время было хорошо. Не предприняв вовремя меры, родители увидят, как их дети стали жестокими, хладнокровными, жадными.

Бывают случаи, когда эгоизм ребёнка развивается в форме эгоцентризма: непринятие другой точки зрения, сосредоточенность на своих желаниях, отказ от понимания других людей.

Дети, воспитанные в таких традициях, неспособны не адекватно передавать информацию, ни общаться, ни понимать мотивацию собеседников. Поверьте, что войти во взрослую жизнь с таким набором качеств будет вовсе не просто.

Такие детей ждёт много неудач, разочарований и сложностей в общении.

Ещё эгоизм может проявляться в виде инфантилизма (незрелость в развитии, сохранение черт, присущих очень маленьким детям). Такие дети воспринимают заботу, как должное. Ребёнку в голову не придёт, что можно самому заботиться о ком-то. Такие дети не умеют и не хотят принимать решения. Обычно они не могут обходиться без родителей всю жизнь, до старости нуждаясь в опеке.

Ошибки родителей в воспитании

Эгоизм ребёнка и его становление в качестве главной направленности характера — следствие неправильного воспитания. Каковы ошибки родителей по воспитанию в этом направлении?

  1. Цель – эгоцентризм. В том случае, если целью воспитания в семье было формирование завышенной самооценки и эгоцентризма, то у ребёнка будет воспитана ориентация только на себя, на собственные потребности, интересы, чувства. Во взрослом возрасте такая повышенная концентрация на собственном «Я», абсолютное равнодушие к окружающему миру, интересам людей и общества может впоследствии привести к отчуждению и восприятию мира как враждебного.
  2. Дарим подарки, отдаём лучшее. Обычно эгоистическая направленность сознания ребёнка закрепляется в таких семьях, где родители весь смысл жизнедеятельности семьи ориентируют лишь на удовлетворение потребностей ребёнка. Такая модель поведения родителей приучает ребёнка к постоянному ожиданию подарков, немедленному реагированию на желания, увеличению капризов и изощрённости прихотей. Родители не подозревают, что воспитывают в ребёнке потребителя, способного только брать и ничего не производить. К вышеуказанным последствиям приводит и привычка отдавать ребёнку самый вкусный кусок, обслуживать первого за столом и т. д.
  3. Освобождаем от труда и самообслуживания. Вред приносит желание родителей освободить ребёнка от любых физических усилий, будь-то труд или самообслуживание. Так вырастают иждивенцы. Крайне противоположная позиция родителей также вредна: равнодушие и постоянная строгость к ребёнку способствует формированию такого же отношения у него к людям: бездушного, холодного.
  4. Выполняем за детей их дела. Так вы лишаете детей проявления инициативы и формируете отрицательное отношение к труду.
  5. Демонстрируем личный негативный пример. Учим нравственности, внимательности, доброте, щедрости, при этом проявляя личные эгоистические качества? Вряд ли будет польза от теории, не подтверждённой на практике.
  6. Подкупаем детей. Оплата домашних дел или школьных оценок – не лучший метод воспитания. Ребёнок должен оценивать свои поступки, достижения или промахи, а не их денежную стоимость. Материальное поощрение в детском возрасте способствует снижению энтузиазма и истинного творческого начала.
  7. Слишком интенсивно воспитываем. Постоянные назидания влияют на снижение самооценки ребёнка, подавляют личность, ведут к общей незрелости.

Альтруизм

Альтруизм — прямо противоположное понятие эгоизму. Альтруизм — это понятие, подразумевающее действия, направленные на бескорыстную помощь, заботу о других.

Хотите, чтобы ваш ребёнок вырос уважаемым, достойным членом общества? Нужно научить его, прежде всего, считаться с мнениями других, слушать людей и помогать им, быть к ним внимательным.

Эгоист не способен это делать.

Итак, как воспитать альтруистическое начало в ребёнке?

  1. Начнём с эмпатии. Эмпатия означает умение сочувствовать и сопереживать переживаниям людей. С помощью бесед, примеров из жизни, добрых старых кинофильмов и мультфильмов можно воспитать эмпатию в ребёнке. Это будет хорошей профилактикой эгоизма, значительно упростит малышу будущую жизнь, даст больше шансов на успех.
  2. Учим, что просьба о помощи — это не стыдно. Доброте и отзывчивости ребёнка можно научить, объяснив, что все люди могут оказаться в беспомощной ситуации. В таком случае, каждый должен быть способен прийти на помощь. Учите детей быть внимательными к людям, проникаться их состояниями.

Советы родителям, как перевоспитать ребёнка

  1. Перестаньте быть ответственными за дела ребёнка. Узнаёте ситуацию, кода вы будите ребёнка по утрам в школу с большим трудом? Бывает ли такое, когда школьники требуют: «Ты почему это не погладила / не пришила / не почистила / не приготовила?» Школьники — достаточно взрослый народ, который вполне может обслужить себя сам.

    У детей должны быть собственные обязанности: по утрам вовремя просыпаться и ходить в школу, учить уроки, убирать за собой, помогать по дому. Опека по мелочам мешает ребёнку взрослеть. Пусть у него появится чувство ответственности.

  2. Польза негативного опыта.

    Отрицательный опыт ребёнка — действенный способ осознать, как стоит поступать правильно. Именно в этих случаях он реально будет становиться взрослым, а значит — вполне самостоятельным.

  3. Не заставляйте. Не рекомендуется принуждать ребёнка делать то, что ему не по душе. Пусть учится сам брать ответственность за свои решения.

  4. Помощь по дому. Дошкольник вполне уже может справиться с домашним поручением: протереть пыль, помыть тарелку, застелить кровать. Пусть помогает — это воспитывает потребность заботиться о близких.
  5. Спрашивайте, как дела. Ребёнок, которым интересуются, будет проявлять такое же внимание к окружающим людям.

    Ему небезразлично будет, как они себя чувствуют, что у них происходит, каковы их успехи. Внимательный ребёнок — это уже не эгоист.

Смотрите видео с практическими советами психолога о том, как соблюсти баланс любви и дисциплины при воспитании

Выводы

Старайтесь воспитать ребёнка в традициях добра, бескорыстия, щедрости, и вы увидите, как ему будет легко продвигаться по жизни. Такие дети ценят своих родителей, благодарят их впоследствии за хорошее воспитание и заботятся о них на склоне их лет.

Источник: https://paidagogos.com/egoizm-rebyonka-i-metodyi-ego-preodoleniya.html

Детский эгоизм. Что делать, если ребенок-эгоист?

«Мой ребенок — эгоист». Очень часто мама делает открытие о детском эгоизме, когда ее любимое чадо в очередной раз закатывает истерику, в случае, если она предпринимает тщетную попытку не идти у него на поводу.

Нередко родители не осознают того, что это именно они наломали кучу дров, воспитывая своего маленького ангелочка.

Они недоумевают, почему их любимый крошка превратился в маленького тирана, который считает, что именно вокруг него должна вертеться Земля.

Почему дети вырастают эгоистами

Когда мы понимаем, что ребенок — эгоист, и почему дети вырастают эгоистами? Когда кроха еще совсем мал, он, безусловно, является эпицентром внимания всей семьи.

Мама неукоснительно выполняет каждое его требование и готова положить все свои силы на то, чтобы крохе было хорошо и комфортно.

Но проходит время, а поведение мамы не меняется, малыш растет и осознает, что любой его каприз, любое его требование должны выполняться по первому зову, потому-то наши дети вырастают эгоистами.

Совет

Отметим, что детский эгоизм, а точнее, его зачатки, проявляются уже в самом раннем возрасте, когда ребенок становится самостоятельной единицей и делает свои первые открытия. И одно из них – это то, что взрослыми можно легко манипулировать и добиваться своего.

И сделать это не так уж и сложно: достаточно просто заплакать, затопать ногами, и мама уже тут как тут и готова выполнить любой его каприз.

Она все равно оправдает такое поведение тем, что «ее зайчонок» еще маленький, что нельзя отказывать ни в чем такому милому крохе, и вряд ли в этот момент она задумается о том, что рано или поздно ребенок вырастет эгоистом. И только через несколько лет она столкнется с проблемой, как бороться с эгоизмом ребенка.

А почему дети — эгоисты?

Любой твой каприз, лишь бы не плакал… Эта фраза нередко становится девизом в жизни родителей, которые чрезмерно опекают своего малыша, а закономерен ли вопрос — почему дети эгоисты? Поначалу запросы ребенка невелики, но в один прекрасный день понимают, что не могут выполнить его прихоть по первому зову и тщетно надеются на то, что кроха поймет их отказ. Вот тут и включается детский эгоизм, который они выращивали все эти годы, ребенок растет эгоистом и не будет принимать никаких доводов и оправданий, его «хочу» будет стоять на первом месте. Поэтому не стоит чрезмерно баловать малыша.

Это вовсе не означает, что вы не должны проявлять любовь к своему долгожданному чаду, это лишь значит, что вам не следует путать любовь и вседозволенность, иначе в дальнейшем вам придется перевоспитывать своего ребенка-эгоиста.

Однако научиться правильно отказывать малышу никогда не поздно, не надо взращивать детский эгоизм.

Вам не следует кричать на ребенка, бурно реагировать на его истерики, достаточно твердо сказать «нет» своему малышу, быть последовательным в своем решении, и шаг за шагом вы сможете побороть его детский эгоизм.

Детский эгоизм: как его преодолеть

Не надо, я сама… Еще одна ошибка родителей, осознавших то, что их ребенок эгоист, — это лишение возможности малыша принимать самостоятельные решения. Детский эгоизм, как его преодолеть? Не спешите к своему крохе на помощь, когда он пытается сделать что-то самостоятельно, не перекладывайте инициативу на себя.

Так он привыкнет к тому, что ему не следует зря напрягаться, поскольку есть мама, которая сделает все за него. И однажды, попросив свое чадо помочь вам по дому, вы получите твердый отказ.

Чтобы преодолеть детский эгоизм, надо приобщать ребенка к повседневным делам, но не следует сразу перегружать его работой, пусть поначалу это будут совсем простые поручения.

Что делать, если ребенок эгоист или как бороться с детским эгоизмом?

А что делать, если ребенок эгоист, можно ли как бороться с детским эгоизмом? Забота о других людях, о тех, кому плохо или о тех, кто слабее тебя также является хорошим средством в борьбе с эгоизмом ребенка. Пусть он поухаживает за вами, если вы устали или плохо себя чувствуете.

Объясните, что не стоит кричать, когда кто-то спит в соседней комнате, что надо делиться с другими детьми и заботиться о тех, кто слабее. Проявляйте заботу к собственным родителям.

Научите малыша сострадать, ведь сострадание другим людям является гарантией того, что ваш ребенок не вырастет эгоистом, а вы не будете мучаться вопросами, откуда детский эгоизм, как его преодолеть. Счастливого вам материнства!

Источник: http://love-mother.ru/detskiy-egoizm-chto-delat-esli-rebenok-egoist.html

Ребенок-эгоист: как его перевоспитать?

Психологи утверждают, что до трех лет ребенок может  демонстрировать детский эгоизм, и это вполне нормально, поскольку в этот возрастной период малышу интересно только то, что вызывает у него радость и приносит пользу.

  Он еще не знает, как правильно контактировать со сверстниками, да и делиться еще не умеет.

Как правило, к четырехлетнему возрасту дети отодвигают  на второй план собственное «Я» и стремятся влиться в коллектив,  заводят друзей, учатся обходить конфликтные ситуации и так далее.

Специалисты считают, что даже природный эгоизм крохи должен находиться в определенных рамках дозволенного.

  Если малыш постоянно предъявляет  родителям требования, устраивает истерики, а мамы и папы стараются удовлетворить желания карапуза, это станет причиной того, что ребенок  будет показывать свою эгоистическую сторону.

  Даже ребенку до трех лет необходимо объяснять и показывать на примере, какое поведение у него должно быть в коллективе, для чего следует делиться и многое другое. Это поможет ребенку быстрее отвлечься от своей личности.

Ошибки воспитания

Большинство родителей, которые столкнулись с проявлением детского эгоизма, совершают большое количество ошибок в процессе воспитания такого малыша:

— иногда ребенок с эгоистическими наклонностями получает от родителей чрезмерную похвалу. Конечно, не стоит занижать самооценку малыша, но и преувеличивать значение достоинств также не следует;

— бывает, что мамы и папы навязывают своему ребенку свое мнение и желания, в результате чего у малыша снижается интерес к жизни;

— ограничение самостоятельности ребенка;

— выполнение желаний ребенка только для того, чтобы прекратить его истерику;

— ограничение  ребенка в общении со сверстниками.

Почему ребенок растет эгоистом: причины детского эгоизма

Какие ошибки воспитания приводят к развитию эгоизма у детей?

Основой большинства причин детского эгоизма является неправильное воспитание, в процессе которого родители допускают следующие ошибки:

  • «Слепая», чрезмерная любовь, когда поведение, мысли, эмоции и действия родителей посвящены только одному — удовлетворению любой прихоти и всех желаний малыша. И чаще всего они даже не задумываются над тем, насколько это необходимо ребенку для его развития, здоровья и счастья. В таких условиях абсолютно любой нормальный малыш становится жестоким эгоистом и с его ростом вырастут только требования к родителям, но никак не любовь и уважение
  • Хроническая опека со стороны родителей, которая не позволяет ребенку становиться самостоятельным. Уже с двух-трех лет ребенок многие вещи может делать самостоятельно, например, кушать, одеваться, мыть ручки, частично складывать игрушки. Однако очень часто мы замечаем обратное: родители кормят с ложечки, одевают, убирают и многое за ребенка делают чуть ли не до школы. Некоторые и дальше продолжают все делать за ребенка, свято веря в то, что посвящая ребенку всего себя, часто даже забывая о себе, мы показываем насколько преданно и свято его любим. Но такая неправильная модель воспитания взращивает зависимых, эгоистичных и неуравновешенных личностей, которым потом тяжеловато строить свою жизнь, понимать себя и окружающих.
  • Дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, участия в его жизни и интересах, телесного контакта (объятий, поглаживаний), любящего взгляда (чаще взглядом предупреждают и наказывают малышей). Все это базовые потребности каждого ребенка, который вошел в этот мир. Если они не удовлетворены, ребенок замыкается в себе и вынужден эгоистически всего добиваться сам, неважно какими способами: истерики, крики, манипуляции и т. д.
  • Пример родителей с нездоровым эгоизмом и зацикленностью на себе. Дети от рождения познают мир через родителей, они впитывают все как губка, хотим мы того или нет.
  • Ссоры близких в присутствии ребенка разрушают не только самих взрослых, но самое ценное в раннем возрасте малыша — его чувство надежности мира, а это главная и базовая потребность в раннем возрасте и можно сказать, что от этого зависит, насколько гармонично и легко будет складываться взрослая жизнь вашего ребенка.
  • Искусственное стимулирование хорошего поведения у ребенка определенным подарками, деньгами, выгодами. Таким образом вы приучаете ребенка быть хорошим лишь тогда, когда ему это выгодно и точка.
  • Внешнее информационное воздействие на становление ребенка: влияние рекламы, компьютерных игр, мультфильмов, интернета и др. Если лично не фильтровать информацию, которую ваш малыш получает с экранов телевизора, компьютера и гаджетов, то будьте уверены, его воспитание строится на отсутствии ценностей в жизни и развитии не самых лучших качеств, в том числе и эгоизма.

Как проявляется эгоизм у детей разного возраста?

От рождения до 3 лет

С момента рождения и примерно до 3 лет у детей наблюдается естественный эгоизм, когда они должны требовать удовлетворить свою потребность, как только она возникла: накормить, переодеть, согреть животик, вымыть то, что раздражает тело и другое. И это есть норма.

Дошкольники

В дошкольном возрасте родителей должны насторожить такие качества: малыш не заботится ни о ком и ни о чем, кроме самого себя. И если что-то необходимо выполнить, помочь, это происходит только если ему это выгодно.

Скорее всего уже сейчас начинает проявляться себялюбие, когда ребенок уверен, что он центр мира, только его интересы должны быть удовлетворены и если это расходится с реальностью, у него начинается неадекватная реакция.

Обратите внимание

Это начало его эмоциональной зависимости от отношения окружающих к себе, которое во внешнем мире не такое, как в семье.

Источник: https://zdorovo.live/malyshi/rebenok-egoist-kak-ego-perevospitat.html

Эгоизм подростковый

Психология про Эгоизм подростковый, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Эгоизм, вооружённый разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого.Артур Шопенгауэр

Полезен ли для человека эгоизм? Безусловно полезен и даже необходим, но не во всех проявлениях.

Эгоизм бывает разумным или, как еще принято говорить, здоровым, а бывает таким грубым, неотесанным и примитивным, что вызывает у людей отвращение. При этом все люди являются эгоистами.

Просто одни из них умело маскируют свой эгоизм, а другие этого делать не…

«Эгоизм» — слово все более плотно входящее в наш обиход. Оно слышится в различных разговорах, его употребляют во многих статьях, о нем говорят с экранов телевизоров. Это понятие стало настолько привычным, что уже мало кто задумывается о том, что же все-таки скрывается в его значении. И для того, чтобы выяснить, несет эгоизм добро или зло, давайте дадим ему исходное определение.

Эгоизм (от лат. Ego — «я») — это намерение «ради себя», то есть поведение, целиком определяемое мыслью о…

1. Основные подходы к проблеме кризиса подросткового возраста Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер — (10 — 19). Герою романа Достоевского «Подросток» исполнилось 20 лет, а Толстой границей между отрочеством и юностью считал возраст 15 лет. Отрок — «не имеющий права говорить», значение этого слова — раб, слуга. Это понятие подчеркивает социальный статус человека.

Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения…

О человеческом Эгоизме много сказано и написано.

Чуть ли не каждый, уважающий себя психолог, философ, священник, «духовно» продвинутый человек или просто «знаток» человеческих отношений, берется, в самом скромной случае, рассуждать об Эгоизме, а в самом смелом – рассказывать людям, как с этим самым Эгоизмом бороться.

Но пока все эти плоды человеческой мысли остаются всего лишь теоретическими рассуждениями, мало помогающими обычному нормальному человеку, и часто даже запутывающими его. А в это…

Что такое эгоизм и где он находится. Эгоизм – это желание под названием «ради себя».

Все что мы делаем в этом мире, все наши душевные порывы, все наши альтруистичные поступки, подвиги, вообще любая наша деятельность проходит под этим флагом «РАДИ СЕБЯ».

Человек едет в Африку помогать больным совершенно безвозмездно.

Важно

Это альтруизм скажут многие. Увы, это лишь вид нашего эгоизма, просто человеку так легче, легче ехать в Африку, чем сидеть в уютной городской квартирке. И вы не знаете какое…

Люди! «Человеки»! Мы все разные, со своими «тараканами в голове», но все хотим Жить – комфортно, счастливо, реализуя себя и свои возможности.

«Есть только миг, между прошлым и будущим, Именно он называется Жизнь…» (слова из песни) Свою историю и историю Человечества пишем Мы сами…

Настоящее дано Человеку, чтобы оценить Прошлое и правильно поступить в Будущем.

Оно как «грабли»(или День Сурка) дает Человечеству и каждому в отдельности сделать выбор на пути созидания или разрушения…

Вы эгоист? Мало кто может на этот вопрос твердо ответить «да конечно», те же кто для себя ответил «нет» просто напросто соврал.

Дело в том что эгоизм заложен в нас природой, каждый раз когда у вас в голове появляется желание или вы произносите слово «хочу», просыпается ваш эгоизм.

Попробуйте назвать хотя бы один человеческий поступок не основанный на эгоизме.

Уверен первое что у вас мелькнуло в голове это самопожертвование, вы можете вспомнить множество людей которые пожертвовали собой ради…

Считается, что деньги изменяют поведение человека: побудительная мотивация меняется к лучшему, а социальное поведение — к худшему.

Совет

Команда экономистов и психологов, проведя серию экспериментов, показала, что одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности.

Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим.

Экономическая роль денег тривиальна и известна нам еще со…

Моей дочери 13 лет. Явные проблемы начались несколько месяцев назад. Была агрессия, ломала вещи, пыталась меня ударить, запиралась надолго в ванной комнате (реакция в основном на попытки выгнать из компьютера). Были у психолога, психиатора.

После занятий с психологом стало лучше, дочь стала более спокойная. Но недавно меня вызывали в школу, на конкурс новогодних рисунков дочка написала на картине — желаю в новом вам году — гореть в аду, гореть в аду.

Школьный психолог настоятельно..

.

Консультации по вопросу Подростковые проблемы (3)Мне 16, пол: Ж Вообще очень сложно объяснить все мои чуства, но я попробую. Мне не знакомо понятие чувствовать жизнь. Я не живу, я просто сущетсвую. Это происходить на обычном бытовом уровне, в школе, когда я с друзьями.

Я как будто вижу мир со стороны, не признаю себя и своего существования.

Также я не могу найти себя, не понимаю, что именно я люблю, что мне нравится, какой у меня характер, И конечно главный вопрос в 16-18 лет «кем же стать?». Все это наводит на очень печальные мысли…

Консультации по вопросу Подростковый период (2)

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/egoizm-podrostkovii

Статья (1 класс) по теме: Детский эгоизм. Консультация психолога

– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем?
– Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!

Из разговора в автобусе

Действительно, как случается, что наш чудный ребенок вырастает махровым эгоистом? Не сразу же это происходит? Почему мы замечаем беду слишком поздно? Можно ли что-то поправить?

Давайте разберемся. Детский эгоизм – абсолютно нормальное и, главное, общее явление. Ребенок рождается с генетически заданной задачей – выжить в этом мире.

До года ребенок занят обеспечением своего комфорта и громко извещает нас, если этот комфорт нарушен: если он голоден, намок или неудобно лежит, мы узнаем об этом сразу. Мы терпеливо за ним ухаживаем, даже не думая обвинить его в эгоизме, хотя он живет только для себя за счет других – нас.

С года до двух лет ребенок адаптируется в мире: начинает ходить, говорить, осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все вертится, но никто не называет его эгоистом. От двух до трех лет самое главное для малыша – игра. Знаете по опыту, как трудно оторвать его от игрушек.

Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормальный возрастной эгоизм, поэтому в психологии он носит название здорового эгоизма. Ребенок, по существу, проявляет здоровую защитную реакцию.

С трех лет (иногда чуть раньше, иногда – позже) ребенок начинает осознавать свое «я». Первый показатель этого – появление местоимения «я» вместо «он» (или своего имени в третьем лице). Слышим: «Я хочу гулять, есть, пить…» – вместо: «Вова хочет…» В этот период начинают прорастать зачатки взрослого эгоизма – уже не здорового.

Взрослый эгоизм – это ценностная ориентация человека в своей деятельности и поведении на своекорыстные личные интересы без учета интересов других людей. У ребенка этот вид эгоизма вначале мало заметен. Он маскируется тем, что ребенок вступает в стадию необходимой адаптации к социальной среде. Иными словами, он получает свой собственный опыт жизни в отношениях с людьми.

Опыт этот может быть и положительным, и отрицательным.

Обратите внимание

Посмотрим вначале, как складывается социальный опыт ребенка в семье. Тут, как говорится, возможны варианты.

Здоровый эгоизм подразумевает стремление ребенка ко всему положительному, радостному, приятному, что способствует его росту и самоутверждению. Именно поэтому он пристает к вам с бесконечными просьбами посмотреть, как он нарисовал (построил, сломал, помыл, сделал) что-то сам. «Я» не сходит с языка ребенка.

Это не зазнайство, не хвастовство – это потребность заявить о себе и найти свое место среди других. Ребенку нужна ваша оценка, потому что сам он еще не ориентируется в «хорошо» и «плохо».

Только оценка со стороны позволяет ему научиться оценивать себя, поэтому не останавливайте его в этом процессе адаптации. А вот дальше многое зависит от вас.

Если в семье преувеличивают значение личности ребенка, восхищаются всеми его поступками, обсуждают в присутствии ребенка его способности и таланты, сравнивают его с другими, менее успешными, детьми – значит, неизбежно сеют семена чрезмерного себялюбия, формируют у ребенка эгоизм.

Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям («купи», «хочу», «принеси») постепенно воспитывают домашнего тирана. С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную черствость.

Не хочется запугивать слишком «заботливых» родителей, бабушек и дедушек, но эгоизм имеет и еще более тяжелые последствия, причем не только для окружающих, но и для самого эгоиста. Например, эгоизм иногда принимает форму эгоцентризма.

Это полная неспособность принять или даже допустить возможность другой, отличной от своей, точки зрения. Это невозможность понять мотивацию или моральные основания поступков других людей. Это невозможность адекватно и объективно передать информацию другим лицам.

Важно

Согласитесь, что вступить в жизнь с таким багажом заведомо означает неудачу или серьезные трудности в межличностных отношениях. Или еще одно грозное следствие «воспитанного» эгоизма – инфантилизм. Инфантил как должное принимает знаки внимания и заботу о себе, но ему и в голову не придет забота о других.

В его опыте нет самостоятельных решений. Поэтому для него характерно острое чувство незащищенности и потребность в опеке до старости. У эгоиста всегда критичность к себе понижена, а это означает психологическую незрелость человека.

Существует мнение, что единственный ребенок в семье обязательно вырастает эгоистом. Не обязательно. Но родительского труда потребуется значительно больше, чем в многодетной семье, где проблема эгоизма практически не возникает. Для детей из большой семьи естественно, что родители принадлежат им всем, а большего внимания требуют малыши.

Совсем не так складываются отношения с двумя детьми, особенно если они сильно различаются по возрасту. Привыкший быть центром семьи старший ребенок «вдруг», «внезапно» лишается всеобщей заботы и внимания. Не думайте, что тут-то его сформированный эгоизм и разрушится.

Если родители заранее не подготовят первенца к роли важного помощника, любимого старшего ребенка, к его эгоизму присоединится ревность – губительное и разрушительное чувство. Ревность, усиливая эгоизм, превращает его либо в эгоцентризм, либо в форму отчужденного эгоизма.

И то и другое плохо и психологически тяжело ребенку. В случае отчужденного эгоизма ребенок получает комплекс «нелюбимого ребенка». Комплекс может быть настолько стойким, что иногда остается на всю жизнь, сопровождаясь несправедливым чувством обиды на родителей и младшего ребенка.

Обычно младшие обожают старших, стараются подражать им во всем. Старшие же, повторяю, если они не подготовлены к новой роли, вымещают свою обиду на младших.

Если исходить из того, что главной обязанностью родителей является научение ребенка обходиться без них, то можно констатировать, что родители, воспитавшие эгоистов, своей задачи не выполнили.

Эгоизм расцветает в семье. В детской же среде он быстро обнаруживается и получает отпор. Поэтому не замыкайте ребенка в семье, расширяйте зону его общения со сверстниками.

Совет

Теперь выйдем за рамки семьи. Ребенок адаптируется в социальной среде, его опыт разнообразен (дал игрушку – отнял игрушку, помог младшему забраться на горку – толкнул с горки, обнял – ударил и т.п.).

Если взрослые отмечают только плохие поступки ребенка, а хорошие воспринимают как должное, никак не поощряя их, у ребенка появляется повод для озлобления. Возникает форма отчужденного эгоизма. Постоянные обвинения в эгоизме могут привести к принятию ребенком образа «эгоиста».

(Особенно это характерно для школьного возраста.) Этот образ может даже понравиться ребенку, потому что такая позиция освобождает от ответственности, от душевных переживаний за плохой, эгоистический поступок.

«А я такой!» – закрепление этого образа может привести к самоуважению ребенка своей «крутостью», когда он «всех построил» – от мамы до учительницы. Сформированный таким негативным образом эгоизм порождает в будущем трудных подростков.

Попытаемся перечислить типичные ошибки родителей, которые ведут к формированию эгоизма у детей:

1. Преувеличение значения личности ребенка. Речь идет, конечно, не о занижении, но об адекватности оценки: не хвалите без причины, не замалчивайте реальных достоинств ребенка.

2. Навязывание ребенку собственных прагматических установок и своих желаний снижает мотивацию и интерес к жизни у ребенка.

3. Выполнение необходимых дел за детей лишает их собственной инициативы.

4. Личный эгоистический пример родителей при декларации нравственных норм. Нравственные представления детей при этом становятся неопределенными из-за внутреннего конфликта.

5. Подкуп детей: плата за дела по дому, за школьные отметки. В этом случае ребенок начинает ценить не свои поступки, а их стоимость. Собственная оценка переносится, таким образом, с морально-этических принципов на денежное выражение. Кроме того, плата снижает энтузиазм и творческий потенциал человека.

Обратите внимание

6. Большая (чрезмерная) воспитательная активность семьи снижает самооценку ребенка, подавляет его и ведет к психологической незрелости.

Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Дадим несколько советов:

  • Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).

  • Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.

  • Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.

  • Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.

  • Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.

Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм. О нем и поговорим.

Альтруизм обозначает формы поведения человека, ориентированные на сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

Альтруизм у дошкольников проявляется в симпатии, доброжелательности, готовности помочь, принять условия игры другого ребенка, в общей «покладистости».

У школьников становятся более выраженными принципы справедливости (справедливый поступок может ущемить собственный интерес), принцип уважения другого человека, принцип человеколюбия или соучастия. Крайний случай альтруизма – «живи для других».

Предполагаю, что многие читатели уже усмехнулись: «Ну и зачем нам это воспитывать?». Действительно, в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересах ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Зачем же своими руками ущемлять собственный интерес? Но ведь мы не хотим, чтобы наш ребенок был изолирован, обособлен от друзей, близких, вообще от других людей? Мы хотим, чтобы он был счастлив и любим в своем окружении. Для этого он должен считаться с интересами других и даже помогать в их реализации.

Для эгоиста это невозможно, а для альтруиста (или скажем мягче – для склонного к альтруизму человека) это легко, приятно и радостно.

Альтруизм – явление удивительное и всеобъемлющее, присущее всему животному миру. Начиная с Ч. Дарвина многие ученые наблюдали явление альтруизма у насекомых и животных. Было выдвинуто предположение об особой роли альтруизма в эволюционном процессе. В.П.

Важно

 Эфроимсон в работе «Родословная альтруизма» подтвердил наблюдения ученых. Он выдвинул идею о наследственном механизме этических начал, считая, что эволюция создала преемственно передающийся комплекс этических реакций.

Так, например, выживаемость в группах живых существ, где альтруизм закреплен генетически, оказалась выше, чем в тех, где этого явления обнаружено не было.

Наблюдения отечественных клинических врачей за больными показали, что быстрее выздоравливают, имеют меньше осложнений и больший процент выживаемости те из них, кто меньше сосредоточен на себе и больше помогает другим, то есть альтруисты.

В 1990 году группа израильских ученых под руководством Эбштейна объявила о нахождении «гена риска» у некоторых людей. Для них был характерен неоправданный риск – поиск экстремальных для себя ситуаций, склонность к рискованным пробам наркотиков и т.п. Другими словами, прослеживаются эгоистическая направленность поведения этой группы людей и игнорирование ими чувств других людей.

Следующим шагом в исследованиях ученых было нахождение «гена альтруизма».

Были взяты образцы крови у 354 членов многодетных семей и одновременно проведены психологические исследования для выявления качеств самоотверженности и бескорыстия, характерных для альтруизма.

У двух третей испытуемых оказались достоверными совпадения психологических и генетических характеристик. В перспективе у ученых – исследования сотрудников МЧС, выбравших помощь другим (часто с риском для себя) своей профессией.

Интерпретировать эти исследования пока рано: они находятся в стадии проработки. Будут ли сделаны выводы в пользу генетической обусловленности качеств эгоизма и альтруизма в человеке или они не подтвердятся, нам все равно надо воспитывать наших детей с наибольшей пользой для них. А это значит – охранить их от эгоизма. Но можно ли воспитать альтруизм и как это сделать?

Начните с воспитания у ребенка эмпатии. Эмпатия – это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей, умение поставить себя на их место, понять их состояние, мысли и чувства. Уже из определения понятно, что в эмпатии совсем нет места эгоизму.

Совет

Различают два вида эмпатии – сопереживание (переживание тех же чувств, которые испытывает другой человек) и сочувствие (понимание ситуации, но чувства при этом могут быть иными). Если ребенка научить сочувствию и сопереживанию людям, животным, растениям и т.д.

, это обеспечит ему профилактику от эгоизма, облегчит жизнь среди других людей и даст ему больше шансов на успешную жизнь в обществе.

Альтруизм полезен и жизненно необходим. Похоже у человечества нет другого выхода, кроме как стать альтруистичным.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2010/09/23/detskiy-egoizm-konsultatsiya-psikhologa

Ссылка на основную публикацию