Духовность человека — определение, её проблема и развитие

Духовность человека — определение, её проблема и развитие

Все, что отличает человека от других живых существ, — это дух, духовность как самая возвышенная сфера жизнедеятельности человека и общества.

Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. В сумме они создают духовный мир человека (личности), обеспечивая социально-психологическую сторону его здоровья, культурные и эстетические потребности.

Духовность, или духовная сфера человека, состоит из определенных ценностей и потребностей (от упрощенных до утонченных, синтетических), среди которых условно выделяют несколько групп: мировоззренческие, моральные, гражданские, эстетические и др.

Обратите внимание

Духовные потребности в специальной литературе чаще всего определяют как своеобразное состояние человека, побуждающее его к созданию и постепенному, последовательному освоению духовных ценностей.

Духовные ценности — важнейшие составляющие в структуре человеческого сознания и самосознания. Они обусловливают отличительные сущностные черты человека и его характеристики как личности. Такие ценности объективны, независимы от самого человека, ибо появились в обществе еще до его рождения.

Постепенно овладевая духовными ценностями, каждый человек входит в общество. Духовные ценности становятся его жизненными ценностями и ориентирами.

Таким образом, духовность — это своеобразная многомерная система образований в самосознании человека, которые оттеняют его наиболее существенные и актуальные потребности, интересы, взгляды, отношение как к труду и окружающей действительности, так и к самому себе — социальному индивиду.

Есть и другие, достаточно точные определения духовности. «Духовность, — пишет, например, И. В. Степаненко, — это ценностное отношение к миру и лично к самому себе. Это способность и потребность усваивать и перерабатывать внешний и внутренний мир по законам Истины, Добра, Красоты в их единстве» [23, 48}.

Специфическим качеством ценностных ориентации, личностных характеристик человека является их органическое единство с конкретными жизненными целями человека, их связь с моралью.

Ради удовлетворения духовных потребностей осуществляется духовное производство, основными функциями которого являются духовная деятельность, или, как ее еще называют,

«производство новых технологий», а также производство общественного мнения [11, 190].

Любое общество заинтересовано в своем продолжении в последующих поколениях. Такое продолжение не может быть лишь биологическим. Оно и духовное, и социальное.

Важно

Поэтому очень большое значение имеет социализация личности, представляющая собой, с одной стороны, процесс сознательного усвоения человеком нравственных норм и ценностей, существующих в данном обществе, а с другой — его способность адаптироваться к общественной среде, активно самореализоваться, воздействовать на преобразование общества. Иными словами, конечная цель социализации — формирование зрелой личности, обладающей активной жизненной позицией.

Целью социализации, кроме передачи, усвоения, а затем развития достижений данного общества, является преодоление определенных жизненных трудностей и проблем, поиск человеком путей наиболее эффективного приспособления к обществу.

При этом для отдельных молодых людей с определенными недостатками, допустивших ошибки, промахи в жизни, может быть характерным и такое явление, как ресоциализация, т. е. возобновление утраченных качеств, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Общий интерес молодежи к духовным и культурным ценностям, как свидетельствуют материалы исследований, осуществленных в последнее время, весьма высок: 58% из числа опрошенных привлекает славянская культура; 16 — западноевропейская; 15 — американская; 7 — восточная; 4% — другие культуры. Среди опрошенных 16% заинтересованы в том, чтобы больше читать; 10 — больше слушать музыку; 8 — чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки; 4% — заниматься каким-нибудь видом искусства.

Однако немало молодых людей склонны к бессодержательному времяпрепровождению: чаще посещать дискотеки предпочитают 13%, больше смотреть телевизор — 9; ничего не делать — 4%.

Показательно и весьма важно, что молодежь часто обсуждает вопросы музыки (39%), культуры и искусства (16%), национальной культуры (10%), религии, церкви и веры (11%), еще больше (практически каждый второй молодой человек) — организации отдыха вообще (46%).

Тем большую озабоченность вызывает то обстоятельство, что 82% из числа опрошенных молодых людей ответили, что свое свободное время они проводят в основном у себя дома (в квартире, общежитии), 64% — у друзей, 29 — на природе, 22 — на улице, во дворе, в подъезде и только 14% — в учреждениях культуры (респонденты имели возможность отметить все возможные варианты ответов, поэтому сумма превышает 100%).

Как известно, за последнее время в Украине значительно уменьшилось количество дворцов культуры, клубов, объединений по работе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

Совет

Закономерно, что на вопрос* «Принимаете ли Вы участие в работе клубов по месту проживания7» — были получены такие ответы: «Нет, никогда не принимал» — 58%; «Раньше принимал, а теперь нет» — 33; «Да, принимаю» — только 9%.

К этому можно добавить и проблему коммерциализации культуры, существующую во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Украине. Из числа опрошенных 65% юношей и девушек ответили, что «коммерциализация ограничивает доступность культуры для населения» и еще 58% — что она «является выгодной лишь оборотистым дельцам от культуры».

Не секрет, что молодежь в своем большинстве читает с каждым годом все меньше и меньше.

Из опрошенных молодых людей 30% признались, что в течение года они прочитали всего от 1 до 5 книг, 21% — от 6 до 10 книг, 18% — от 11 до 20 и только 5% —

От 21 до 30 книг (в среднем чуть более двух книг в месяц). Среди печатных изданий, которым отдает предпочтение украинская молодежь, на первом месте находится современная художественная литература (79%).

Примечательно, что и набор любимых писателей современной молодежи достаточно беден: А. Пушкин (16%), Д. Чейз (14%), С. Есенин (9%), Т. Шевченко (8%), А. Дюма (7%), все остальные — не больше 6-2% [17].

Это свидетельствует о необходимости не просто развивать у молодежи потребность в овладении культурными, духовными ценностями и тягу к ним, но и формировать определенные эстетические вкусы, понимание и ощущение прекрасного. С этой целью активнее должны использоваться все средства — учебная, пропагандистская работа и многое другое.

Активной и дееспособной частью молодого поколения Украины, обладающей разнообразными талантами и дарованиями, является творческая молодежь. В театрах, художественных коллективах, группах, творческих объединениях сегодня работают свыше 100 тыс. молодых деятелей литературы, искусства, тысячи талантливых молодых людей обучаются в творческих учебных заведениях различного уровня.

Обратите внимание

И все же современная ситуация в украинской культуре, связанная с коммерциализацией, высокими ценами на услуги в учреждениях культуры, сокращением количества библиотек, центров, клубов и объединений по работе с молодежью по месту проживания, отрицательно сказывается на духовном развитии юношей и девушек, исключает значительную их часть из публичной культурной жизни.

Традиционная сеть культурно-образовательных, досуговых заведений, которая десятилетиями формировала определенный уровень культуры молодежи, сегодня не только значительно сократилась, но и не отвечает потребностям подрастающего поколения, переживает кризис; большая часть молодежи ее услугами не пользуется. Так, еще четыре года назад в Украине насчитывалось свыше 3 тыс. населенных пунктов, где не было ни одного учреждения культуры, 6,5 тыс. таких учреждений требовали капитального ремонта, около 500 находились в аварийном состоянии [21, 25.

Духовность в значительной мере является производной от социально-экономических особенностей функционирования об щества.

Одной из важных основ любой национальной культуры является религия. Религиозные институты принимают активное и, действенное участие в формировании духовного мира человека.

В условиях нестабильного развития общества популярность религий и культов особенно возрастает.

Не находя решения своих больших и малых проблем в этом мире, многие граждане (молодежь — не исключение) с надеждой обращают свои взоры на другой мир.

Если говорить об оживлении интереса украинской молодежи к религии, то здесь в последние годы просматриваются две тенденции. Первая — возрождение у части молодежи интереса к традиционным религиям, исторически присущим Украине.

И вторая — появление и бурный рост интереса к так называемым нетрадиционным религиям и культам (западным течениям христианства, восточным культам, оккультизму и т. п.). При этом интерес молодежи часто носит весьма поверхностный характер, не основан на достаточном знании сущности той или иной религии.

Так, по данным российских исследователей, 75% опрошенных молодых людей знают Биб-

Важно

лию, Коран, Талмуд понаслышке: только 20% держали их в руках и пересматривали, всего 5% изучали и читали [14, 124]. К тому же молодые люди чаще всего определяют свое вероисповедание не по религиозным убеждениям, а по формально-этническому признаку: украинец — православный, поляк — католик, татарин — мусульманин и т. д.

В ситуации экономической, политической и социальной нестабильности, которая характерна для Украины с 1991 г.

, серьезную озабоченность вызывает определенная политизация самих религиозных деятелей, межконфессиональное противостояние и конфликты, неоправданное распространение нетрадиционных религий и культов, деятельность зарубежных экстремистских религиозных центров.

Пользуясь экономической, конфессиональной нестабильностью, несовершенством законодательной базы, они осуществляют свою деятельность и ведут пропаганду ценностей, которые не соответствуют духовным и историческим традициям украинского народа. Понятно, что такая деятельность четко сориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.

Источник:

Духовность человека

В последнее время часто можно слышать разговоры о проблеме духовности современного общества. Религиозные лидеры, деятели культуры и даже депутаты много и красиво рассуждают, гневаются на СМИ, говоря о разрушающем воздействии на подрастающее поколение.

И нельзя сказать, чтобы для развития и воспитания духовности личности не предпринималось никаких мер – информация, подаваемая через средства массовой информации, проходит строгий контроль, в школах вводятся предметы религиозного толка, на центральных телеканалах можно увидеть передачи, которые ведут духовные пастыри.

Никто не говорит, что это плохо, только вот сомнительно, чтобы это все эти действия могли помочь решить проблему духовности человека. Почему, давайте разберемся.

Что такое духовность человека?

Прежде чем говорить о духовности и бездуховности личности, нужно определиться, что следует понимать под этими понятиями, так как заблуждений в этой области существует немало.

Грубо говоря, духовность – это стремление к самосовершенствованию духа, отсутствие привязанностей к чувственной жизни, низменным удовольствиям. Следовательно, бездуховность – это желание пресыщать (не путать с элементарным удовлетворением) потребности своего физического «Я», не задумываясь ни о чем другом.

Часто духовность человека связывают с религией, посещением религиозных учреждений и чтению литературы такого толка.

Крест (полумесяц, красная нить на запястье) – только символ духовности, но не ее проявление.

Нельзя сказать, чтобы духовность и от образования зависела – знание законов Ньютона, даты крещения Руси и имен апостолов не спасут человека от глухоты к чужой боли и страданию. Поэтому, когда нам говорят, что введение религиозного воспитания будет способствовать закладке основ духовности, можно только посочувствовать такому неумелому лукавству.

Духовности не учат в школе, ей учит жизнь. Кто-то уже приходит в мир с этим качеством, которое по мере взросления переходит в четкое осознание того, что все материальное – преходяще и без внутреннего наполнения не имеет никакого смысла.

Это как музыка, которую мы слушаем по велению сердца, а не по совету музыкальных критиков.

Источник: http://psixsovet.ru/stati/duhovnost-cheloveka-opredelenie-eyo-problema-i-razvitie.html

Духовность человека – понятие, ее проблемы и развитие

Человек – это тело и его душа. Если тело можно пощупать, увидеть, даже ощутить, то с душой все намного сложнее. Некоторые люди могут не верить в наличие душевной составляющей в человеке.

Однако почему тогда все люди разные? Почему их психические процессы отличаются? Если говорить о духовности человека, то каждый приведет свое понятие.

Это и составляет главную проблему духовности, которую еще нужно развивать.

Как у некоторых людей возникает вопрос, что такое любовь, после чего каждый говорит свое мнение и определение данного чувства, то же самое происходит с духовностью. С одной стороны все читатели интернет-журнала psytheater.com понимают и чувствуют свою духовность. С другой стороны, каждый сам понимает данное явление.

Совет

Под духовностью можно понимать особенный внутренний мир человека, который состоит из:

  1. Жизненного опыта.
  2. Мировоззрения, взглядов на жизнь и самого себя.
  3. Черт характера, их совокупности и изменчивости.
  4. Веры, духовных и моральных ценностей.
  5. Желаний и целей на жизнь.

Нередко духовность ассоциируют с Богом. Однако не все люди верят в Бога. Можно сказать, что Бог – это родитель для взрослых людей, поскольку маленькие дети всегда контролируются мамами и папами. Чтобы за взрослыми людьми велся контроль, нужно было придумать некое существо, которое вездесуще и всемогуще, поэтому его нужно бояться тем, кто нарушает правила и духовные ценности.

«Подобное притягивает подобное», но ведь не просто так, не магически. Что человек делает, его поступки, мысли возвращаются к нему же.

Может, он сам провоцирует людей на определенные негативные поступки? Может, сам человек притягивает (то есть делает так), чтобы с ним происходили конкретные события, а не другие? Однако есть люди, совершающие плохие поступки, но живущие при этом счастливо! Как понимать этот закон?

Возможно, такое происходит потому, что люди не считают свои поступки плохими. Они не поддают себя морали и самобичеванию. Они как бы лишены совести, ведь это надуманное качество. Совести в природе не существует, ее прививают всем людям, чтобы было легко ими управлять.

Люди просто делают что-то, зная о последствиях, к которым это приведет, и получают желаемое. Они не считают свои поступки плохими или хорошими, а просто хладнокровно, трезво, зная законы природы, берут свое, то, что хотят иметь.

Не наказывая потом себя за произошедшее, они считают свои поступки правильными, из-за чего потом не совершают таких поступков, которые спровоцируют ситуации, когда они должны будут наказаны.

Человек сам себя не наказывает тем, что сам не ищет тех, кто его накажет, и не создает ситуаций, которые принесут ему боль.

Не считайте свои поступки плохими! Берите свое, руководствуясь законами достижения того, чего вы хотите! Верьте, что вы достойны лучшего, даже когда совершаете аморальный поступок. Ведь на самом деле мораль – это придуманные людьми правила, которые заставляют людей не совершать определенных поступков.

Обратите внимание

Бог накажет? На самом деле Бог не наказывает, потому что за него эту работу выполняет сам человек. Как именно? Тем, что считает свои поступи неправильными, отчего начинает искать тех людей, которые будут его осуждать, или создавать те ситуации, когда ему будет больно. Человек сам себе устраивает ад.

А счастливо и успешно живет лишь тот, кто познает законы природы, достигает желаемого нагло и смело, руководствуясь познаниями, и не наказывает сам себя, поскольку считает, что он достоин иметь то, что хочет, а значит, его поступки, которые привели его к желаемому успеху, являются правильными (даже если другим людям это не нравится).

Что такое духовность?

Духовность – это составляющая человека, которая является его определяющей сутью, при этом мало кто может дать четкое определение данному явлению. Духовность – это некое духовное составляющее человека, который делает его более разумным, возвышенным, совершенным. Духовность – это связь с Богом для тех лиц, которые верят в данное существо.

Говоря о духовности человека, имеются высокодуховные качества, которыми должен обладать человек. Каждый индивид должен развиваться в себе духовные качества, чтобы быть разумнее, возвышеннее и ближе к Богу.

Когда встает вопрос о том, ради кого совершенствоваться (ради себя или других людей), то у всех приверженцев свободы сразу возникает правильный ответ: «Ради себя». И действительно, вы проживаете свою жизнь, а значит, должны многое делать в угоду своим желаниям.

Вас могут не понимать, не принимать, критиковать. Но если вы считаете, что все делаете правильно, поскольку сами себя одобряете в своих действиях, то чужое мнение для вас не имеет никакого значения. И это правильно! Вы живете ради себя, а не ради других людей.

И все же есть исключительные моменты, когда вам все-таки лучше подумать о желаниях других людей, а не только о себе. Например, отправляясь на собеседование, вам лучше одеться в строгий костюм, а собираясь на свидание с молодым мужчиной, лучше предпочесть легкое платье с декольте.

Читайте также:  Влияние музыки на здоровье и интеллект человека

В данном случае уже не важно, нравятся вам эти стили или нет. Вы должны учитывать желания других людей, а также место и время, куда вы собираетесь.

Почему и зачем вам это нужно делать? В принципе все это делается снова ради вас самих: вы ведь хотите, чтобы вас приняли на работу или ваш мужчина вами заинтересовался? В таком случае вам необходимо подумать о желаниях других людей, которые будут вами заинтересовываться по мере того, как вы учитываете их мнение.

Важно

Если вы придете в купальнике на собеседование или в бабушкином халате на свидание, то, скорее всего, это будет первый и последний раз, когда вы увидели этих людей. Почему? Потому что вы подумали только о своем удобстве, показав, что плюете на желания и мнение окружающих.

Но если вопрос заключается в том, чтобы понравиться кому-то, расположить к себе или вызвать одобрение, то в таком случае вам необходимо научиться совмещать свои интересы с чужими.

Человек никогда не будет относиться к вам хорошо, если вы не будете учитывать его желания. Это не значит, что вы должны полностью забыть о своих принципах. Ни в коем случае этого нельзя делать. Но и отвергать чужое мнение тоже нельзя.

Научитесь балансировать между своими и чужими желаниями, чтобы угождать себе и располагать к себе других людей.

перейти наверх

Проблема духовности

У духовности есть множество проблем, которые приводят к тому, что современный человек не становится настолько развитым, как того хотелось бы.

  1. Первой проблемой духовности является отсутствие четкого понимания людьми, что это такое. Элементарными примерами становятся верующие люди, которые в большинстве своем являются очень жестокими и агрессивными по отношению к тем, кто не принадлежит к их религии, по сравнению с обычными представителями. Отсутствие четкого и разумного понимания того, что такое духовность, приводит к тому, что люди просто считают себя правыми и судьями окружающих только по факту их принадлежности к какой-то религии.
  2. Второй проблемой духовности является отсутствие нравственного понимания жизни и наличия ценностей. Если человек не понимает, какими ценностями он должен обладать, чтобы стать высокодуховным, тогда и развивать он в себе их не будет. Современный мир прогрессирует на технологическом уровне. Однако духовность не успевает становиться в умах людей. Поэтому многие люди затачиваются на успех и на желание обладать материальными вещами, забывая о своей духовной составляющей.

Духовность – это зачастую определенная религия, которая имеет жесткие рамки, условия и ограничения для тех, кто в нее начинает входить. Остальные люди кажутся противниками и врагами. Уже такая позиция делает людей недуховными, неразвитыми.

перейти наверх

Развитие духовности личности

Развитие духовности личности предполагает взращивание в себе качеств, которые будут соответствовать моральным и нравственным устоям.  Человек должен обладать определенными высокодуховными качествами, чтобы быть совершенным.

О саморазвитии говорится многое. Это хорошее стремление любого человека, поскольку данный процесс чаще всего воспринимается как некое забавное действие с положительными последствиями. Но, несмотря на такое слегка преувеличенное представление о саморазвитии, все же оно способствует личностному росту человека, если тот соблюдает все правила своего становления.

Действительно, саморазвитие способствует росту в душевном, психологическом и эмоциональном плане, что со временем имеет отображение в физическом и материальном мире. И кто же откажется от такого процесса, который повлечет за собой приятные изменения в жизни? Но почему-то не все саморазвиваются: одни боятся, другие топчутся на месте, третьи начинают, но не достигают конечного результата.

Что мешает саморазвитию в таких случаях?

Существует три основных фактора, которые заставляют человека оставаться на месте, несмотря на желание расти:

1 – Ложное представление о саморазвитии.

Как уже писалось выше, многие люди представляют данный процесс как нечто увлекательное и забавное. И это действительно интересное занятие, поскольку открывает перед человеком множество новых возможностей и пространства для действий, о которых он ранее не знал или не мечтал.

Но вместе с тем большинство из начинающих застревают буквально на первых этапах своего преображения. Почему? Потому что вначале это довольно сложный и неприятный процесс, требующий от человека ломаться, претерпевать кризис, бороться с самим собой.

Именно разрушение привычных действий и мыслей приводит к «ломке», которую не каждый может перенести. А этот этап обязателен для того, чтобы расчистить место для новой привычки, новой идеи или действия.

Прежде чем построить, нужно разрушить! И не все люди могут выстоять перед соблазном остановиться и вернуться обратно к привычному, комфортному и теплому, не всегда эффективному, но зато довольно знакомому.

2 – Меняетесь вы, но не мир вокруг вас.

Совет

Многие люди ждут необычных результатов по окончанию своего саморазвития: они надеются на то, что не только они, но и окружающие люди начнут меняться.

Действительно, есть некая система, которая приводит в движение изменения в людях (особенно внутри семьи между мужем, женой и детьми), когда меняется один, меняются и все остальные. Однако этот процесс может происходить не одновременно и не постепенно, а с задержкой во времени.

Поэтому если человек занимается саморазвитием в надежде на то, что сразу же начнут меняться и близкие ему люди, то он сталкивается с такой реальностью, где никто не меняется, даже он сам.

Ведь как можно саморазвиваться не ради себя, а ради изменений других людей? Это уже чистой воды манипуляция, и в данном случае ни о каком развитии не может идти речи. Поэтому меняться нужно, потому что вы хотите что-то изменить в себе, а не в ожидании изменений окружающего мира.

3 – Обида на виноватых.

Саморазвитие не может происходить и в тех случаях, когда в сложившейся ситуации вы ищете виноватых. Если в своих бедах и неудачах, которые и вынуждают вас меняться, вы вините других людей, тогда никакого развития не может происходить.

Почему? Если вы вините других, а значит, и обижаетесь, то снимаете с себя ответственность за происходящее. Вы подсознательно считаете себя невиноватыми, тогда зачем вам что-то менять? А если у вас нет четко обозначенных факторов, которые говорят вам, в чем вы ошибаетесь, тогда никакого саморазвития не произойдет.

Пока вы не виноваты, вам и меняться не нужно, поскольку не берете на себя ответственность за происходящее!

Очевидно, что саморазвитие может не только приносить пользу, но и разочаровывать тех людей, которые не достигли тех результатов, которые они возлагали на этот процесс.

Обратите внимание

И чья здесь вина? Конечно же, самого человека, который изначально выбрал не тот путь своего становления. А всем понятно, что неверный путь приведет только к неверному результату.

Поэтому саморазвитие важно для любого человека, но прежде чем начать свой путь, необходимо правильно его обозначить.

перейти наверх

Итог

Духовность присутствует в каждом человеке. И за ее развитие человек отвечает сам. Качества и развитые ценности влияют на человеческую жизнь в целом.

Источник: http://PsyTheater.com/duhovnost-cheloveka-ponyatie-ee-problemy-i-razvitie.html

Духовность человека: как это понимать? Значение слова духовность

Духовность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде».

Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах.

Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше.

Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены.

Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно.

Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять.

Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность.

Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо.

Важно

Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего.

Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу.

Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами.

У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы.

И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки.

Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

Совет

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание».

Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром.

Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел.

На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии.

Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам.

Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда.

Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам.

Читайте также:  Детская шизофрения - симптомы, признаки, лечение, причины

Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели.

И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих.

Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов.

Обратите внимание

А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело.

И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание.

Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я».

Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни.

И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, ка ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами.

Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка.

Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей.

Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Важно

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам».

Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение.

Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно».

Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла.

И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/dukhovnost-odin-iz-vzglyadov-na-realnost/

Духовность человека

В мире, где все стремительно развивается и совершенствуется, велик соблазн посвятить свою жизнь накоплению материальных благ и удовлетворению своих (или чужих) самых абсурдных прихотей.

В погоне за богатством и статусом можно так и не познать замысел человеческого существования и лишиться духовности, а только она, как считают ученые, философы и верующие, делает человека высокоразвитой личностью.

Духовность человека ― это:

  • высший этап развития личности ― зрелость, мудрость, когда полностью сформированы жизненные ценности: определение своего призвания, чувство ответственности перед следующим поколением, воспитание в себе нравственности и тяга к высокому (искусство, культурные достижения человечества);
  • готовность к самопожертвованию ради благополучия других, открытость и способность к сопереживанию;
  • определенный виток развития в физическом и ментальном плане, основа которого ― Слово Божье.

Единого определения этому понятию нет. Различные направления психологии трактуют его по-разному.

Например, аналитическая психология Юнга, возникшая в прошлом столетии, связывает духовность человека с религиозностью. Опираясь на труды восточных и западных мыслителей, швейцарский ученый сформулировал понятие «архетипа духа человека» и выделял роль этого самого духа в процессе его формирования.

Духовность в западной психологии

Западная психология, сформировавшаяся и получившая признание в послевоенные годы ХХ века, включает в себя несколько направлений:

  • трансперсональная (не отрицающая влияние религии на сознание человека);
  • гуманистическая (в центре ее изучения ― личность, как единственная в своем роде целостная система);
  • экзистенциальная (относящаяся к психологии гуманистической, затрагивает разные аспекты жизни человека). Для нее все имеет значение: отдельный мир человека, его личные переживания и так далее.

По Маслоу человек, обладающий духовностью, находится на высоком эволюционном этапе. Это люди свободны от примитивных желаний, грязных мыслей и поступков, они сеют добро вокруг и проявляют снисходительность к тем, кто этого не заслуживает.

Психологи и психотерапевты в начале считали ХХ века, что отсутствие нравственности есть болезнь и от нее нужно избавляться.

Но и многие неразвитые культуры занимались так называемым исцелением души, совершая разные шаманские обряды, жертвоприношения и прочее.

Духовность в немецкой и христианской психологии

Основатели немецкого, или «понимающего», направления (немецкие психологи Шпрангер, Дильтей) боролись за использование понимающих средств проникновения в человеческие души (душевный мир человека). Согласно их теории все культурное наследие, история, искусство влияет на зарождение духовности в личности.

Противоположную точку зрения отстаивает христианская психология: нравственность в каждом от Бога, она проявляется в вере, поступках по отношению к другим и образе жизни. Неправильно отождествлять служение Богу и духовность. Достигший успеха в моральном развитии не всегда религиозен. Он:

  1. считает себя свободным от беспрекословного повиновения церкви, не будет соблюдать некоторые законы (посты, церковные обряды), если они противоречат его взглядам;
  2. не испытывает страха перед высшими силами, но получает поддержку, обращаясь к Богу;
  3. любознателен, ищет ответы в науке, не довольствуясь одним вероучением;
  4. тоталитарен по отношению к другой религии;
  5. не заставляет себя быть снисходительным и добрым только из необходимости. Помогает окружающим, потому что так велит совесть;
  6. не подражает другим и живет по чьей-то указке. Ошибаться и делать выводы для него нормально.

Обобщая все вышеизложенные определения духовности, видим, что она относится к внутреннему миру человека, содержит индивидуальные предпосылки. Она связана с мировыми культурными ценностями или божественными учениями.

Как определить в человеке духовность

Верно ли то, что человек обретает духовность, став зрелым, взрослым и накопив богатый жизненный опыт? Одно точно: такими не рождаются. На то, чтобы стать духовным, требуется время. Чтобы приобрести конкретные моральные и этические качества, нужно пройти определенную школу жизни и обзавестись багажом знаний.

Духовность выражается:

  • в стремлении ответить на вечные вопросы: что такое добро и зло; что есть истина; как распознать любовь; в чем проявляется настоящая красота;
  • избегании влияния дурных людей, непозволении утверждаться за счет других;
  • помощи нуждающимся;
  • социальности и открытости обществу;
  • отсутствии желания как можно больше заработать и попробовать;
  • спокойствии и уравновешенности.

В обычной жизни духовность проявляется в мелочах.

Это приверженность религии (утверждение в вере ― хороший толчок к положительным внутренним изменениям), занятия благотворительностью (помочь бездомному псу найти хозяев, передать вещи в детский дом, стать донором крови), уважительное отношение к супруге (супругу) и детям, почитание родителей, тяга к получению новых знаний, этичность и соблюдение законов, интерес к предметам искусства.

Нет такого сверхчеловека, в котором идеально сочетаются эти достоинства. Главное ― ответить на важный вопрос.

Как из заурядной персоны превратиться в нравственного героя? Где достать преображающий волшебный эликсир? Любой психоаналитик скажет, что к такой перезагрузке подталкивают пережитые трудности и горести.

Если выстоял на ногах, не сломался, все мирское и суетное больше не будет принимать такие масштабные формы.

Развитый человек постоянно занимается познанием себя, исследует свои сильные стороны и слабости, ощущает себя частью чего-то большего, не просто сотрудником какой-то организации, членом большой семьи. Овладение техниками медитации поможет отыскать способы постичь свою сущность, установить свое предназначение.

Почему важно обладать духовностью

Если духовность можно в себе развить с течением времени, то справедливо бы понять, что это в итоге дает.

  1. Каждому хочется ощущать себя особенным. Духовность дает огромное преимущество ― обладать этим качеством означает быть на пике своего развития.
  2. Способность любить и ценить окружающих увеличивается в разы. Любовь к людям открывает новые возможности, устанавливаются прочные связи, появляется чувство нужности и важности.
  3. Начинаешь видеть прекрасное вокруг, темп жизни замедляется, меньше шансов упустить что-либо значимое из виду.
  4. Чувства беспокойства и несправедливости отступают, решения приходят быстро, настроение всегда бодрое.
  5. Некоторые люди утверждают: основа жизни ― терпение и смирение. Высоконравственная личность обладает сильной волей и выдержкой, что помогает не попасть в безвыходную ситуацию.
  6. Непреодолимое желание совершенствоваться не покидает, больше энергии, больше топлива для осуществления своих желаний.
  7. Жизнь без чувства вины и с ощущением свободы.

Существует так называемая мера духовности. Порог есть у всего, и здесь важно не обмануться, ведь существует еще и псевдодуховность.

Полностью безгрешными и никогда не ошибающимися мы быть не можем (в Библии говорится, что человек с рождения грешен). Перфекционизм (от англ. perfect ― «идеальный»), склонность к идеалу и прочее значительно отравляют жизнь.

Во всем этом особое место занимает простой человеческий эгоизм. Как же тогда считать себя морально развитым человеком?

Формула духовности до безобразия проста

Духовность ― это нечто среднее между двумя пороками: постоянной нехваткой чего-то материального (страсть к накопительству) и избытком «духовного» (ощущение себя Богом, презрение к обыденным вещам, сознательное ограничение себя в походах на вечеринки, встречах с друзьями, неумение расслабляться, погружение себя в религию и так далее).

В заключение

Желание обрести нравственность внутри себя оправдано. Если духовность ― это высокая ступень развития, то она и есть конечный этап, к которому важно стремиться, чтобы осуществить свое предназначение.

Развить ее можно разными способами.

Самые простые среди них ― увлечение искусством (высокоинтеллектуальное кино, живопись, художественные произведения, походы в театр), изучение богослужебных книг, посещение церковных служб.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnost.html

Проблема духовного развития

25 марта 2011 — Olley

Сегодня хотелось бы поговорить еще об одной ловушке разума, которая уготована искренне интересующимся собственным развитием людям. Частично этот вопрос поднимался в предыдущих статьях, но сейчас он стал еще более актуален.

Основная проблема в том, что духовное развитие сейчас «модно». Доступно множество книг, школ, клубов, учителей… Престижно иметь хобби вроде йоги или медитации.

Получается интересная картина. С одной стороны, стали доступными уникальные знания и техники, а, с другой, все эти знания представляются в виде этаких безобидных игрушек, в качестве дополнения к скучному однообразию повседневной жизни.

«Хотите разнообразить свою жизнь? Приходите на йогу! Хотите экзотических переживаний? Приглашаем в наш клуб медитации! Согласны, что необходимо духовно развиваться? Приходите на наши лекции!» И, хотя, на первый взгляд, «занимающихся-развивающихся» стало во много раз больше — реально развивает себя хорошо если 1% от общего числа людей, которые считают, что идут духовным путем.

Совет

Первое, о чем хочется в связи с этим сказать — это о том, что развитие не бывает приятным. Истинное развитие — это всегда выбор наиболее трудного варианта из возможных.

Проблема духовного развития в том, что оно подразумевает полную трансформацию себя, включая и негативные, и позитивные стороны. Происходит ломка картины мира. Старые убеждения, привычки, образ мышления должны в буквальном смысле умереть. Помните, у Кастанеды в 10-м томе говорится о том, что личность должна умереть на определённом этапе пути воина.

Реальное развитие начинается, только если оно становится вопросом выживания. И если ученик искренне готов посвятить этому всю свою жизнь и отдать все ресурсы.

Если же подходить к развитию с ожиданием чего-то приятного — то никакого развития не получится.

Невозможно развиваться только два раза в неделю, во время занятия йогой в фитнес-клубе, нужно прикладывать усилие каждую секунду своей жизни.

Любое развитие — это познание себя. Себя, таким, какой ты есть — со всеми недостатками и достоинствами. Столкнуться с собственными недостатками — не самая приятная в мире вещь. Вот как раз псевдоразвитие тактично обойдёт ваши недостатки стороной, и предложит сосредоточиться только на приятных аспектах.

Читайте также:  Гостевой брак - что это за отношения, плюсы и минусы

В определённый момент духовного пути человека ожидает сражение с собственным разумом. Именно разум сопротивляется переменам и не хочет терять контроль. Именно разум мешает услышать шёпот нашего собственного сердца, наполнив человека сомнениями и многочисленными страхами.

На мой взгляд, здесь секрет в мотивации. Хотя, конечно, встречаются и весьма упрямые люди, но обычно у разума самого по себе не может быть достаточно сильной и устойчивой мотивации. Вряд ли под действием одной только логики человек способен на протяжении нескольких лет постоянно прилагать духовные усилия. Для этого нужно нечто большее, зов предназначения.

Обратите внимание

Дальше начинается кропотливая тренировка. Человек учится доверять своей интуиции, своему иррациональному чутью, учится опираться на то, что находится вне разума, и черпать силу в непознанном. Он вынужден переключиться на этот новый ресурс, т.к. перестаёт доверять своему разуму, а его картина мира рушится вместе с незыблемой уверенностью в силе рационального подхода к жизи.

Именно эта сила, приходящая из непознанного, способна трансформировать человека. Конечно, при условии, что он готов пожертвовать многим в своей жизи. У разума такой силы нет.

Источник: https://www.olley.ru/statyi/osoznanie/illuzia_razvitia

Духовность

Духовность (греч. Πνευματικότητα, ивр. רוחניות, лат. Spiritualitas, англ. Spirituality) — абстрактный существительное к слову духовной.

Как и слово первооснова духовность связана с внутренним психическим жизнью человека, его нравственным миром. Также слово часто имеет оттенки оценочной категории и связывается с религией.

Как термин слово «духовность» используется в таких науках, как философия, этика, богословие для определения различных понятий так или иначе соприкасающихся внутреннему миру человека.

Духовность — это идеал, к которому стремилась и стремится человек в ее собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности, а также это проявление зрелости психики личности деятельностью сигнальной системы.

Употребление

Согласно Айлин Баркер духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренне психический опыт человека.

Обычно, в быту под духовностью понимают нравственность, религиозность, определенную возвышенность мыслей и поступков. Духовность как высокое противопоставляется низком, несовершенном, вульгарном, греховном, аморальном.

Несмотря на абстрактность понятия, в узусе очень часто слово духовность используется как конкретная качество или почти реально существующая субстанция, о чем свидетельствует употребление вроде «человек большой духовности», «дефицит духовности в обществе» и другие.

В религиозном узусе как правило духовность связывают с внутренней религиозностью (теология внутренней жизни), верой, мистическим опытом, «общением с Богом».

Спекулятивность, абстрактность и нечеткость понятия делает его использование популярным в различных общих утверждениях и в демагогических риторике вроде нареканий на «низкую духовность молодежи» или «упадок духовности общества». Однако, что же считать духовностью и соответственно, что является ее упадком или наоборот развитием в силу размытости понятия каждый может решать сам.

Понятие духовности в философии

Понятие духовности в философии, как правило, было связано прежде всего с теми формами общественного сознания, которые, в свою очередь, отождествлялись с формами организации знания.

Велся настойчивый поиск, который сводился к разработке научно-универсальной, «общественной» сущности духовности. В противовес этой тенденции наблюдается другая: духовность преимущественно ассоциируется с религиозностью, с моральными ценностями, постулированный той или иной конфессией.

В современных западных трудах об обществе и культуре понятие «духовность» почти не употребляется, оно как правило используется в мировой литературе религиозно-философского содержания, где духовность рассматривается как фактор самоопределения верующего человека.

Важно

Такой подход обедняет значение понятия духовности и во многом выводит проблематику духовности с тематических областей философии.

К определению понятия духовности у ученых нет единого мнения. Каждый ученый понимает понятие «духовность» по-разному.

Понятие «духовность» всегда мало в философии важное значение, и играет значительную роль в ключевых проблемах: человек, его место и предназначение в мире, смысл его бытия, культура, общественная жизнь.

И поэтому такие философы: Платон, Аристотель, Памфил Юркевич, Григорий Сковорода считали, что понятие «духовность» является производным от слова «дух» (лат. Spirit и греч. «Pneuma»), что означает подвижное воздуха, повивання дыхания, носителя жизни .

Уже в первобытную эпоху складываются первые представления о духовности. Но это понятие еще не розмежовувалось от телесной сути. Впервые Платон отделил телесное и духовное, определил, что духовность это специфическая человеческая свойство, а телесное это ниже, то, что заложено природой человеку. Аристотель тоже отделил эти понятия, но рассматривал телесное и духовное как ровно необходимы.

Новый подход производится в христианской традиции. Здесь духовность наделяется новым лицом, и считается, что духовность присуща человеку разумному, что выделяет ее из животного мира, и уподобляет Богу.

Проблема духовности стала ведущей и в русской религиозной философии конца XIX начала XX в. Ее разработка связана с именами Федора Достоевского, Владимира Соловьева, Ивана Ильина, Павла Флоренского, Николая Федорова. Ими духовность понималась вдвойне.

  • С одной стороны: Духовность это одухотворение тваринности, сущностная характеристика человека, выделяет ее из мира животных.
  • Другое понимание: Духовность это идеал, к которому стремился человек в собственном развитии, ориентация на высшие, абсолютные ценности.

По мнению ученых понятие «духовность» это категория этики, которая определяет нравственное измерение человеческой жизнедеятельности, это живой источник добродетелей человека, его нравственная способность и высшая ценность.

Значительный вклад в разработку проблемы духовности сделан в философии, присущий таким философам, как Мартин Бубер, Шелер, Пьер Тейяр де Шарден, Хосе Ортега-и-Гассет, Альберт Швейцер, Эрих Фромм, Виктор Франки.

Ведущей идеей этих ученых являются: «человек разумный» на рубеже эпох оказалась неспособной преодолеть всевозможные кризисы в жизни, в частности глобальные, поэтому ей на смену должна прийти «человек духовный».

Совет

И по определению этих ученых: Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Обдумывания проблемы духовности становится силой и в современной украинской философии. В 1990-е годы после того как в Украине марксистские методологические правила перестали быть «официальными» и обязательными, исследования духовности происходит по следующим основным направлениям:

  • религиоведческим, предметом которого является духовность, истолкована богословски, как совершенство веры в сверхъестественные силы;
  • культурологическим, в контексте которого духовность выступает как способ самостроя лица в рамках культурного мира через самоопределение и самоспрямування лица, предполагает не только знание, но и чувства, осмысление действительности, способность к сопереживанию;
  • философско-социологическим, в котором духовность рассматривается как многомерный социально-исторический феномен, специфичность проявлений которого обусловлено своеобразием всемирной истории как полицентрической образования.

Понятие духовности в психологии

Духовность — это интегральное образование человеческой психики, сложное гармоничное сочетание определенных психически процессуальных и личностных качеств человека, как и любое психическое явление имеет определенные формы проявления, которые можно изучать.

Духовность — это совокупность системно интегрированных особенностей когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которая обеспечивает человеку способность к психически личностного совершенствования и самосовершенствования. Иначе говоря, духовность, с одной стороны, является системно-интегрированной составляющей психики, с другой — синергетическим фактором взаимодействия различных психических сфер человека.

В конце ХХ — нач. XXI в. наблюдалось усиление внимания к феномену духовности со стороны отечественных психологов.

Так, плодотворную попытку объяснить психологические механизмы духовного развития личности совершил украинский психолог А. П. Колесник, проанализировав ведущие этапы этого процесса [.

Наш соотечественник, психолог М. Л.-А.

Чепа, рассматривая структурные уровни человеческого развития как подсистемы большой системы — психики человека как целостного образования обнаружил общие и особые функции структурных уровней, их иерархическую и координационную организацию. Он подчеркнул, что по своим сущностным характеристикам духовность является сложной системой нелинейного типа, а следовательно, должен изучаться средствами синергетики.

Формы проявления духовности

Прежде всего духовность проявляется в направлении интересов, склонностей человека на познание, усвоение и создание духовных ценностей.

Духовные ценностные ориентации рассматривают как сложную систему психических образований, которые направлены на процесс усвоения (восприятие, интериоризации, создания) духовных ценностей. В то же время это положительная установка личности на духовные поступки.

В условиях целенаправленного формирования духовные ценностные ориентации могут приобрести высшей формы — трансформироваться в духовные потребности, то есть систему мотивов активности человека, которая побуждает человека к различным видам духовной деятельности (познавательной, эстетической, коммуникативной).

Обратите внимание

В отличие от других видов деятельности, духовная определяется не прагматическими целями, а направлена ​​на удовлетворение бескорыстных духовных потребностей (в знаниях, общении, эстетическом удовольствии).

Специфичный формами проявления духовности есть духовные состояния и чувства — недостаточно исследованы традиционной психологией явления.

Поразительным фактом в человеческом чувственно-интеллектуальной опыте всегда были странные моменты внутреннего «инсайта», которые в некоторых философских кругах получили название «космическая» или «расширенная» сознание.

Чаще всего они возникают в процессе общения человека с лицом которую горячо любит или созерцание пейзажей природы, произведений искусства. В этот момент человек переживает бурный эмоциональный, чувство облегчения, свободы, всеобъемлющей любви ко всему миру.

В некоторых возникают ощущения, что его собственное «Я» расширился до границ Вселенной, некоторые осознает себя маленькой частицей этого бесконечного мира. Тогда стирается грань между живым и неживым в природе, человеком и животными, близкими и незнакомыми — все воспринимается как единое целое, неотъемлемой частью которого является тот, кто переживает духовное состояние.

Люди, которые имеют опыт духовных состояний, утверждают, что после пережитого их охватывали чувства любви ко всему живому, желание творить добро. Итак, духовные состояния стимулируют возникновение духовных чувств (совесть, вина, раскаяние, любовь, вера, надежда).

Специфической формой чувственного проявления духовности, по нашему мнению, является эмпатия, то есть способность человека к сочувствию другому лицу (существу), желание и умение понять и почувствовать его внутренний мир, понять ее ценность и неповторимость, стремление к бескорыстному удовлетворение его потребностей и интересов.

Системно-структурный анализ духовности как феномена психологии

В процессе теоретической разработки проблемы можно сделать вывод, что духовность как психологический феномен является творческой способностью человека к психической самореализации и самосовершенствования и имеет сложную структуру.

Для осуществления анализа составляющих духовности использовался системный подход, который предполагает рассмотрение объекта исследования (в нашем случае — духовности) как системы, то есть определенной обособленной множества элементов, находящихся во взаимодействии (Аверьянов А., Афанасьев В., Садовский В. ).

С позиций системного подхода по сложившейся классификации систем духовность можно отнести к разряду динамичных открытых систем.

Важно

Динамичность духовности проявляется в способности ее структурных компонентов к определенным изменениям, а значит к метаморфозам самой духовности, уровней ее развития.

Открытость духовности как системы заключается в возможности ее взаимодействия на разных уровнях с биологическим и социокультурным окружающей средой.

Понятие «система» тесно связано с понятием «структура», что означает построение системы, то есть определенное количество элементов и характер их взаимосвязи. Структурные элементы системы представляют собой тоже сложные системы. Для полного исследования сущности и особенностей развития духовности как системы можно исследовать ее структурные компоненты как подсистемы.

Потребностно-ценностный компонент. Включая духовные потребности и духовные ценностные ориентации. Под духовными потребностями понимается стремление индивида к усвоению общечеловеческих и индивидуальных ценностей и их создание в процессе духовных видов деятельности.

В индивидуальные ценности входят интересы, взгляды, идеалы, потребности личности, которые являются результатом осознания окружающего мира и своего собственного места в нем. «Общечеловеческие ценности» включают: человечность, добро, красоту, справедливость, знания.

Наличие ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении к окружающему, которая возникает из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни.

Личность начинает согласовывать и строить свои отношения с другими, направлять усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов, является проявлением ее духовных потребностей в самореализации и саморазвития.

Духовные ценностные ориентации рассматриваются как относительно устойчивая система направленности интересов, потребностей личности, которая нацелена на процесс интериоризации духовных ценностей. В то же время это положительная психическая установка на духовное тип поведения:

  • Поступков-поведенческий компонент, к которому относят духовной тип поведения, духовное саморазвитие и духовной поступок;
  • духовный тип поведения может проявляться в утверждении человеком в своей жизнедеятельности гуманистических и эстетических общечеловеческих идеалов, то есть ценностей, которые выступают как цель жизнетворчества;
  • духовное саморазвитие розглядается как процесс осуществления субъектом сознательного управления своей деятельностью и поведением в соответствии с духовных ценностных ориентаций, целью которого является психическое самосовершенствования и самореализации;
  • духовный поступок, это может быть бескорыстная действие, направленная на сохранение или поддержание существования людей, живых существ, предметов и объектов окружающей среды;
  • когнитивно-интеллектуальный компонент определяется такими особенностями интеллектуальной сферы как наблюдательность, любознательность, глубина, самостоятельность, критичность мышления;
  • волевой компонент духовности проявляется в таких качествах личности: целеустремленность, настойчивость, самообладание, саморегуляция, а также отличаются спецификой мотивов волевых действий, основанных на духовных потребностях, интересах;
  • чувственно-эмоциональный компонент духовности предполагает развитость эмоциональной сферы (способность к переживанию разнообразной гаммы эмоций и чувств, в том числе и экзистенциальных — совесть, вина, сомнение, любовь, вера, надежда, раскаяние — которые выполняют функцию глубинной связи человека с Вселенной, поддерживают константу личности и ее индивидуальную целостность), а также духовных состояний;
  • гуманистический компонент духовности проявляется в отношении человека к любой формы жизни как высшей ценности; уважении к внутреннему миру другого человека, который сочетается со способностью к сочувствию и реализуется через воплощение в отношения с этим человеком высоких духовных ценностей — добра, красоты, любви;
  • эстетический компонент духовности — отражает специфическое чувственно-эмоциональное и интеллектуально-когнитивное отношение человека к окружающей действительности, отражают ее стремление к красоте, гармонии, совершенства и оказывается в необходимости и способности воспринимать эстетические объекты, а также испытывать чувство эстетического удовлетворения.

Психологический смысл понятия «духовное развитие»

Развитие духовности, в нашем понимании, — процесс позитивных количественных и качественных изменений:

  1. в умственной сфере человека (ребенка) — от познания предметов и явлений на чувственном уровне — к осознанию их сущности и взаимосвязи.
  2. в чувственно-эмоциональной сфере — от простых эмоций — к способности сочувствовать и переживать духовные состояния и чувства;
  3. в моральной сфере — от эгоцентризма к гуманизму, альтруизма;
  4. в деятельно-волевой сфере — от непроизвольных действий — к целенаправленной саморегуляции, духовных поступков;
  5. в эстетическом мировосприятии — от созерцания эстетических объектов — к эстетической потребности и эстетической деятельности.

Исходя из главных постулатов гуманистической психологии, где личность исследуют как уникальную целостную систему, имеющую чисто человеческую возможность для самоактуализации, мы рассматриваем духовное развитие как динамику иерархии метамотивив и потребностей, с позиции которых личность оценивает себя, других, окружающей среды и действует.

Существенным для осуществления духовного развития мы считаем формирование и реализацию таких высших потребностей человека: в познании мира, себя, смысла жизни; в признании и уважении собственной личности со стороны других лиц; в восприятии и создании красоты (то есть эстетическую) в добродетели и утверждении справедливости (т.е.

гуманистическую) в психическом и личностном совершенствованию.

Итак, психологическое содержание понятия «духовное развитие» можно определить как процесс реализации когнитивно-интеллектуального, чувственно-эмоционального, волевого, креативного потенциалов субъекта, осуществления прогрессивных качественных и количественных изменений в его ценностных ориентациях и поступках, результатом которого является достижение психической целостности и гармонии. Этот процесс может быть интерпретирован как разновидность творчества, поскольку он является индивидуальным путем познания человеком своей природы, открытие собственных возможностей и их реализации.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/d/dukhovnost.html

Ссылка на основную публикацию