Индивидуальность человека – понятие, развитие индивидуальности

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы: – организм – морфофизиологическая организация;

– личность – социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека.

Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек – существо биологическое.

Индивид – существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

Обратите внимание

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим – яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане.

В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо).

С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы – доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»: 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Важно

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями.

В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость.

Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом: – наследственно биологических свойств;

– социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся.

Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К.

Юнга и др.

Совет

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня: – первый уровень – низший – составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.); – второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.); – третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);

– четвертый – высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе).

При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов.

Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности – совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Источник: https://psyera.ru/chelovek-individ-individualnost-lichnost-293.htm

Индивидуальность человека и развитие его личности

Приведем только один классический пример использования этой возможности – генетическую “классификацию личностей”, предложенную еще в 1920 г. А.Ф.Лазурским12. Наполненная богатейшим эмпирическим материалом, эта классификация содержит четкие принципы разделения индивидуальных типов и групп людей, а также критерии, оценки уровней их личностного развития.

Таких критериев существует четыре. В них сочетаются признаки развития познавательной и мотивационной сфер человека, их многоплановости и определенности. Первым критерием является общее количество и степень разнообразия его психических проявлений, т.е. переход от “смутности” основных вопросов к их широте и дифференцированности.

Второй критерий – интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей. Третий – степень их осознанности, тенденции к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем.

Обратите внимание

Четвертый, итоговый критерий составляет координацию всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности.

Очевидно, что опорой для выделения разных уровней развития личности служит именно сознательная активность человека, интеграция – единство и “собранность” – его разнообразных индивидуальных черт. Тогда сами эти уровни – низший, средний и высший – определяются как разные способы существования, взаимоотношения индивидуальности человека с окружающей его средой.

Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам. Более того, неопределенный в интересах и поступках, он оказывается не в силах полноценно реализовать собственные задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно.

В “союзе” со средой, они занимают в нем достойное место, соответствующее склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития отношения вновь меняются.

Высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению.

Впрочем, принадлежность к определенному психическому уровню является в данной классификации центральной, но не единственной характеристикой индивидуальностей. Помимо этого, они разделяются по преобладанию традиционно выделяемых психических функций: эмоции, мышления, воли.

Таковы аффективные, рассудочные, деятельные и другие особые типы, задаваемые сочетанием названных функций и существующие при этом самостоятельно, как например, типы мечтателей (одновременное преобладание эмоционального и интеллектуального) или аффектно-деятельных. Большинство из них встречаются на каждом уровне, имея свои особые проявления.

Совмещение уровней развития с функциональными типами дает упорядоченную в эмпирически насыщенную картину конкретных индивидуальных типов.

Важно

Понятно, что классификация А.Ф. Лазурского строится не только дедуктивно, но и эмпирически. Однако, главному своему принципу – анализу индивидуальности человека через развитие его личности – автор следует строго и до конца, отрицая буквальные понимания собственных результатов.

На самом деле, если бы выделенные уровни личности лишь описывали реальность “как она есть”, то почему не принять их названия – низший, средний и высший – как морально-этические оценки этой реальности? Подобную, “соблазнительную”, по словам Лазурского, точку зрения он решительно отвергает: место в той или иной “уровневой” ячейке не может быть закреплено за человеком раз и навсегда. Поэтому этическим критерием является не сама принадлежность к уровню, но постоянная тенденция к его повышению, т. е. усилие человека к продуктивному развитию собственной индивидуальности, его стремление к самосовершенствованию.

Любая классификация индивидуальностей – конституциональных типов психопатий или психических уровней развития – не ограничиваются фиксацией состояний, предполагая их динамику. Однако в каждом из этих случае динамика будет качественно особой.

Так, индивидуальное “движение” в рамках той или иной психотелесной связи заведомо ограничено и отражает возможные модификации биологически исходных основ.

Динамические изменения в отклонениях и акцентуациях характера задаются возможностью смещения этих групп и типов и состоят в своего рода “путешествии” по клеткам соответствующих классификаций (хотя далеко не всем) через так называемые транзитивные (переходные) состояния.

И только тогда, когда становление характера связывается с самостоятельным усилием человека, ему дана возможность “прорвать” пределы индивидуальных (в то числе – собственных) особенностей, намеченных природой и средой, и, осознавая, руководить их необходимой плодотворной перестройкой, в которой и состоит подлинная жизнь, развитие личности. Понятно, что все эти “движения” так или иначе совмещаются в индивидуальном развитии каждого человека.

Таковы основные подходы к классификации, типологии индивидуальности. Завершая тему, очертим еще раз предметы ее изучения, результаты их теоретических приложений.

  1. Конституциональные (морфологические, физиологические и др.) свойства организма, заданные генетически, – биологическая основа индивидуальности. Теоретическим результатом исследования их связи с психическими чертами являются общие объективные закономерности, имеющие высокую статистическую надежность. На практике эти закономерности могут учитываться при организации профессионального обучения, адекватного психологического климата и общения в коллективах, хотя для точных рекомендаций факты психотелесного соответствия требуют дополнительного содержательного анализа.
  2. Совокупности индивидуальных психических качеств и их поведенческих проявлений изучаются, главным образом, на примерах особых (не всегда адекватных) способов социальных взаимодействий – отклонений и акцентуаций характера. Теоретически они имеют конституциональную основу, но изменяются под влиянием среды. Итог изучения, переходный от теории к практике, – подробная эмпирическая классификация этих совокупностей как отдельных групп или типов, которая содержит богатый материал для более широких обобщений. Описанию типов служат базой для индивидуальной терапии, обращенной либо к врожденной основе (внепсихические воздействия), либо – к правильной организации внешних условий.
  3. Целостные системы индивидуальных средств управления поведением, определяемые общим способом жизни человека, его отношений с миром, становление которого связано с развитием личности. Теоретическое исследование таких способов направлено на полное выделение и объяснение их принципиальных основ с последующим построением типологии. Выделение и объяснение возможных индивидуальных типов имеют важную практическую цель: при правильном понимании они могут стать средствами осознания, осмысления человеком собственной индивидуальности, его самоопределения и направленных продуктивных изменений.

Источник: https://students-library.com/library/read/63164-individualnost-celoveka-i-razvitie-ego-licnosti

Сущность понятий «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». Ведущие факторы и условия развития личности в контексте существующих теорий

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

Совет

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным по­нятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность.

Читайте также:  Социофоб - кто это такой и как ему помочь

Какой смысл вкладывается в каждое из них?

Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индиви­дуальность?

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще­ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Б. Г. Ананьевсчитает, что личность – есть субъект деятельности, «вершина» всей структуры человеческих свойств.

Е. Н. Степанов определяет личность как постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

По С. Л. Рубинштейну, «личность» обозначает способность человека «занимать определенную позицию».

Как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств представлена личность у Г. К. Селевко.

Д. А. Белухин отмечает личность как устойчивую систему индивидуализированных социально значимых черт человека.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характе­ристик. И. С. Якиманская определила индивида как представителя человеческого рода, обладающего определенными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами.

Тогда как понятие индивидуальностьобозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных.

Проявляется индивидуальность вчертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», ученые утверждают, что индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают.

Таким образом, не всякий человек может называться личностью. Точнее, чтобы быть личность недостаточно родиться человеком. Личностью каждый становится в процессе развития, формирования, социализации в процессе жизни в обществе, среди других людей.

Обратите внимание

Так, история знает немало примеров, подтверждающих, что человек изолированный из общества с момента рождения или на ранней стадии постэмбрионального развития, практически не способен выработать ни одного качества личности. Такой человек по прошествии нескольких лет жизни вне общества с трудом поддается обучению.

В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, а что – вымысел теперь уже не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли. Воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказал Э. Кондильяк еще в 1754 г., вполне могли существовать.

Известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 – медведями, 1 – павианами, другими видами обезьян не менее 10. Один ребенок был вскормлен леопардом, один – овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Одной из них на вид было лет 7 – 8, другой – года 2.

Младшую звали Амалой, старшую Камалой.

Как ведет себя дикий зверь в городской квартире? Точно так же поначалу вели себя и вывезенные из джунглей дети. Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью. Днем спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Вскоре младшая девочка умерла, так ничему и не научившись, старшая же – прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до 100. Дальше языковой прогресс не пошел.

К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, Камала по уровню развития была, как 4-летний, если не трехлетний ребенок.

[Не будь цивилизации, человек оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных… человек всегда только то, что из него делает общество]. Г. Итард

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе­дагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.

Что же понимают под развитием?

Прежде всего следует отметить, что развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе – эволюционное и революционное раз­витие. Развитие свойственно и человеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

Важно

В философском смысле развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког­да речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен­ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитиеэто процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пище­варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па­мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение знаний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) – это сложный, дли­тельный, противоречивый процесс, детерминированный множеством факторов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом.

Показателями развития личности являются качественные изменения в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру.

Результат развития – становление человека как биологического вида и социального существа.

Совет

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи­ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное – термин формирование.

Т. о., развитие – это не просто накопление к.-л. качеств и свойств. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности.

Существуют три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности: биологическая, социологическая, биосоциальная

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд, Дж. Дьюи, Э. Торндайк, А. Кобе и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

· человек – сугубо природное существо;

· духовные свойства личности имеют биологическую основу;

· развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

· воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

Представители социологической концепции считают:

· человек рождается как существо биологическое, однако в процессе жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые составляют его ближайшее окружение;

· среда является определяющим фактором формирования личности;

· воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

· чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

· человек – существо и биологическое и социальное;

· психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

· направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологический и социальный факторы воздействуют на человека одновременно и комплексно. На основе различных концепций развития личности формируются пе­дагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и фор­мы воспитания и обучения.

В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация лично­сти.

Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x41d8.html

Индивидуальность – это… Понятие индивидуальности :

Иногда о человеке говорят: «Он (она) – большая индивидуальность». Обычно под этими словами подразумевается, что такой человек чем-то отличается от остальных. Только вот хорошо это или плохо? И так ли приятно быть этой самой «большой индивидуальностью»? А ведь это понятие не только житейское. Индивидуальность – это еще и психологический термин. При этом трактовка его довольно интересна.

Как мы понимаем индивидуальность в обыденной жизни

В широком смысле слова индивидуальность – это то, что отличает какое-либо явление или существо от других, подобных ему. Конечно же, можно, и более того – нужно, использовать этот термин и по отношению к человеку.

Понятие «индивидуальность» мы употребляем тогда, когда хотим сказать, что каждый человек – уникальная личность. Нет двух одинаковых людей, и каждый из нас мыслит, чувствует и живет по-своему. И это совершенно нормально.

А что говорят на этот счет западные психологи

В западной классической психологии понятие «индивидуальность» неразрывно связано с именем Альфреда Адлера. Его учение, кстати, так и называется – индивидуальная психология. В основе теории – идея о так называемом «комплексе неполноценности», который все люди стараются преодолеть. И делают они это по-разному, используя индивидуальные стили деятельности.

Именно работы Альфреда Адлера стали точкой отсчета, от которой началось изучение феномена индивидуальности психологами. Интересно, что этот термин употребляется не всегда. Иногда говорят о когнитивных стилях или личностных конструктах, но подразумевают под ними все же термин «индивидуальность».

Этот феномен изучался не только на Западе, большой вклад в психологическую науку внесли и именитые отечественные исследователи.

Понятие индивидуальности человека в отечественной психологии

Наверное, тщательнее всего индивидуальность исследовал знаменитый советский психолог Борис Герасимович Ананьев. В его работах личность человека рассматривалась не как какие-либо ее характерные черты и даже не как совокупность этих черт. Человек, по Б.Г. Ананьеву, – это целостная структура.

Соответственно, и индивидуальность – это не простое скопление черт характера или прочих свойств. Все гораздо сложнее. Индивидуальность – это человек, это и есть та самая целостная и органичная структура, то, что мы называем личностью.

Обратите внимание

Б.Г. Ананьев рассматривал индивидуальность человека через призму нескольких групп важных качеств. Это и физические его свойства, к примеру рост и вес, и психологические (те же характер и темперамент), и деятельностные, то есть характеристики выполнения им разного рода работы.

Однако с индивидуальностью не все так просто. На самом деле она имеет большое практическое значение для психологии, а поэтому исследование ее велось не одно десятилетие. В отечественной психологии даже выделяется проблема индивидуальности человека, изучение которой не прекращается и поныне.

Читайте также:  Как пройти собеседование при приеме на работу - советы

О проблеме индивидуальности в психологии

Почему же так важно изучать этот психологический феномен? Казалось бы, все четко и ясно: люди разные, каждый из них – личность. Тогда в чем же проблема?

Дело в том, что не только психология, но и любая наука о человеке, анализируя какие-либо экспериментальные данные, к примеру скорость чтения, сталкивается с индивидуальными выражениями признака у человека. Различны и те же самые рост и вес, однако их колебание находится в пределах некой границы нормы, если, конечно, мы не будем принимать в расчет случаи гигантизма и карликовости.

Это значит, что любой ученый, взявшийся за проведение эксперимента, должен учитывать индивидуальность каждого своего испытуемого. И в исследовании результаты будут представлять собой сумму отличительных признаков разных людей.

А ведь индивидуальность – это понятие не статичное. С возрастом у одного испытуемого могут меняться определенные показатели, выявленные в тестах. К примеру, пятиклассник всегда читает быстрее, чем второклассник. Получается, что способности человека не остаются статичными, неизменными, они развиваются. И точно так же развивается и сама индивидуальность.

Несколько слов о развитии индивидуальности

Если человек обладает индивидуальностью, значит он – личность. Личность развивается фактически так же, как и ее отличительные признаки: формируются интеллект, мотивационная сфера, предпочитаемый стиль деятельности. И этот процесс последователен.

Развитие индивидуальности начинается еще в раннем детстве, когда ребенок взаимодействует с родителями, познает окружающий мир.

Затем ребенок начинает больше общаться со своими сверстниками в детском коллективе, а еще позже – идет в школу и взаимодействует с воспитателями и педагогами.

Важно

И все эти социальные отношения способствуют тому, что ребенок становится личностью, а вместе с тем приобретает и непохожесть на других людей.

Получается, что понятие индивидуальности неотделимо от понятия личности. Но эти слова не синонимичны. В отечественной психологии особое внимание уделяется правильной трактовке таких слов как «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Психологическая триада: «личность – индивид – индивидуальность»

Чем же различаются эти понятия?

Начнем, пожалуй, с определения слова «индивид». Индивид – это отдельный представитель рода человеческого. Это понятие используется не только в психологии, но и в биологии, и многих других науках. Когда употребляют слово «индивид», чаще всего имеются в виду и биологические признаки человека, такие как рост, вес, цвет глаз, и его психологические качества.

Личность – понятие довольно неоднозначное. Когда мы в быту говорим о человеке, что он интересная личность, мы, скорее всего, имеем в виду совокупность его внутренних качеств и особенности его мировоззрения.

Психологи же определяют личность как систему внутренних качеств, через которые человек воспринимает действительность, или как некое связующее звено для всех психических процессов, или как совокупность социальных ролей.

Кроме того, иногда под личностью понимают некие возвышенные моральные качества человека, его благородство. В этом случае на письме возвышенный смысл передается с помощью употребления заглавной буквы – Личность.

Индивидуальность же, как мы уже знаем, являет собой совокупность неповторимых свойств человека. Это то, что отличает одного человека от другого.

Таким образом, в триаде «личность – индивид – индивидуальность» существует взаимосвязь всех понятий. Но они не равнозначны друг другу.

И все же индивидуальностью быть хорошо

С психологической точки зрения, это, бесспорно, так. Человек, имеющий выраженную индивидуальность, самостоятелен.

Он не зависит от мнения большинства, имеет свой взгляд на мир, собственное отношение к действительности. Кроме того, у него развита мотивационная сфера.

То есть такой человек всегда знает, чего он хочет добиться в жизни, и, более того, он все делает для достижения своей цели.

Совет

Таким образом, мы можем заключить, что человек, обладающий индивидуальностью, являет собой зрелую личность.

Однако житейское понимание научного термина иногда играет свою особую роль, и тогда этому понятию приписывается иное значение. К примеру, говорят об индивидуальности, имея в виду какую-либо медийную личность.

Однако на телеэкранах, как правило, мы видим образ, тщательно продуманный профессиональными имиджмейкерами.

Можно ли сказать, к примеру, о ребенке, ставшем «звездой», что он – индивидуальность? Ведь он фактически не может считаться зрелой личностью.

Об индивидуальности говорят и в тех случаях, когда человек пытается выделиться из толпы и делает все для того, чтобы иметь яркую внешность. Но не всегда и такой человек будет зрелой личностью, ведь причины, заставившие его становиться заметным, не всегда явны или оглашаются честно. Иногда такая «яркая личность» имеет тяжелый груз психологических проблем.

И в заключение

Индивидуальность человека – понятие многогранное. Оно используется и в повседневной жизни, и в психологии, оно имеет большое теоретическое и практическое значение для науки. И все же слово «индивидуальность» несет положительный эмоциональный заряд. И, наверное, каждый из нас стремится обрести ее – индивидуальность.

Источник: https://www.syl.ru/article/168455/new_individualnost—eto-ponyatie-individualnosti

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение – Психологос

Наряду с понятием “личность” употребляются термины “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек (с маленькой буквы) – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это – про другое. “Когда ты станешь Человеком?” – это вопрос “Когда ты станешь разумным и порядочным?”

Обратите внимание

Индивид – это единичный представитель вида “homo sapiens” . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека.

Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми.

Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях “личность” и “индивидуальность” зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке.

Важно

Со словом “личность” обычно употребляются такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.

Об индивидуальности говорят “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, имея в виду качества самостоятельной сущности.

“Когда ты станешь личностью?” – это вопрос про внутреннюю свободу: “Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?” Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек – например, бандит. Может быть разумный и порядочный человек, и при этом в малой степени личность – например, хороший человек обыватель, живующий просто как Организм…

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/ponyatiya-lichnostzpt-chelovekzpt-individzpt-individualnost-i-ih-sootnoshenie

Индивидуальность человека и развитие личности

Индивидуальность человека и развитие личности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и  особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических  особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие  от других людей. Индивидуальность проявляется  в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах  познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

 Признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида, личности и субъекта деятельности.

Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека.

В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В индивидуальности объединяются в  единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма  развития личностных свойств – жизненный  путь человека в обществе.

Критерием сформированности индивидуальности является вклад человека в материальную и духовную культуру своего общества и человечества, то есть неповторимый вклад личности в общественное развитие. В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Совет

Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт.

Вторая традиция – понимание  индивидуальности как дополнения общих  личностных черт. В этом случае индивидуальные черты приобретают статус чего-то второстепенного, незначительного, маловажного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком.

Третья традиция – понимание  индивидуальности как целостности  и как принципиально нового уровня рассмотрения личности. Следовательно, в этом смысле можно рассматривать  индивидуальность как принципиально  новое образование в структуре человека.

Таким образом, исходным пунктом в  рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный  в общество и являющийся полноценным  субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.

Сфера бытия индивидуальности –  «мой» мир, внутренний мир, который  как изначальная данность сформировался  в ходе развития личности.

Проблема и критерии выделения психологических типов.

Иван Петрович Павлов  выделил  три  человеческих типа высшей нервной  деятельности: мыслительный, художественный, средний.

По Павлову, представители мыслительного типа, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью. Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типа преобладает  активность первой сигнальной системы  правого полушария головного  мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают  отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно  реализуют себя в писательском и художественном творчестве.

Обратите внимание

Большинство людей (до 80%) относятся  к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно  преобладает рациональное или эмоциональное  начало, и это зависит, главным  образом, от воспитания и жизненных  обстоятельств.

Проявляться указанные  типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую  часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие – шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст  вполне благоприятен для предварительной  профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности – теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в  психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки  или ориентации сознания, соответствующие  двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия предполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания.

В  данном случае мотивирующая сила поступков  исходит от самого субъекта и в  меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств.

Интроверт – это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Читайте также:  Навязчивые состояния - лечение, симптомы, причины

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему.

Важно

Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта.

Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

Интроверсия и экстраверсия наблюдаются  в душе любого человека и в естественном жизненном процессе закономерно  сменяют друг друга, чередуются, подобно  фазам систолы (сокращение сердца, тогда  кровь нагнетается в артерии) и диастолы (расширение полостей сердца вследствие расслабления его мышц, сердце “отдыхает”). Интровертированность или экстравертированность означают лишь преимущественную направленность сознания. (Отметим, что понимание Юнга не совпадает полностью с трактовками интроверсии и экстраверсии, положенными Г. Айзенком в основу его знаменитого теста).

Второй значимый фактор дифференциации психологических типов – максимальная выраженность одной из четырех психических  функций, к которым относятся: мышление, чувство, ощущение и интуиция.

Та или  иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается  подчиненной и вспомогательной, еще две – остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно  на бессознательном уровне.

В зависимости  от этого фактора человек в  своем восприятии мира и поведении  преимущественно опирается либо на рациональное суждение, либо на эмоциональную  и этическую оценку событий; либо на факты и впечатления, либо на интуитивное (целостное и до конца не осознанное) понимание.

По данному критерию выделяются следующие типы:

    * мыслительный,

    * эмоциональный,

    * сенсорный и

    * интуитивный.

Общая и дифференциальная психология личности.

Дифференциальная психология –  отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и  групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях  психического варьирования.

Индивидуализация есть свойство всего  живого. Даже допсихические формы жизни обладают значительным спектром различий, правда, различия эти касаются строения и функционирования организмов.

А с появлением психики как отражения бытия и ориентировки в нем различия стали затрагивать все формы активности живых существ.

Индивидуальные различия психики присущи не только людям, но и всему животному миру, причем нередко внутривидовые различия превосходят межвидовые.

Совет

С другой стороны, такое свойство человеческого  мышления, как способность решать двухфазные задачи (наблюдающееся у  приматов, как это было показано экспериментами В.

Келера), нередко  отсутствует в области интеллекта социального. Следовательно, индивидуальные вариации действительно могут перекрывать вариации межгрупповые и межвидовые.

То есть человек предстает в первую очередь как индивидуальность.

В каждом человеке есть то, что является общим для всех людей, то, что роднит его с некоторыми из них, и то, что присуще только ему одному. В повседневной жизни мы часто  сталкиваемся с явлениями индивидуальных различий, осуществляя житейскую  психодиагностику людей, с которыми взаимодействуем.

Однако научное знание отличается от ненаучного: наличием неразрешенной  проблемы, теорий, которые могут  способствовать поиску решения, разработанным  понятийным аппаратом и наличием объективных методов регистрации  научных фактов, объективностью и  степенью обобщенности.

Если сравнить научное познание с искусством, которое  в той или иной мере открывается  каждому человеку, то искусство основано на интуиции и потому субъективно  и воздействует эмоционально.

Наука  отличается и от религии как пути познания человеческой души тем, что  религия следует догме и основана на вере, а наука стремится к  доказательству и постоянно обновляется, находясь в процессе самоутверждения. Поэтому концепции, некогда признанные ложными, время от времени вновь возвращаются в науку.

Задачи дифференциальной психологии состоят в том, чтобы установить закономерности возникновения и  проявления индивидуальных различий в  психике человека, разработать теоретические  основы психодиагностических исследований и психокоррекционных программ.

Дифференциальная  психология имеет области пересечения  с различными другими отраслями  психологического знания. Так, она отличается от общей психологии тем, что последняя  сосредоточивается на изучении общих  закономерностей психики (включая  психику животных).

Обратите внимание

Сравнительная  психология (когда-то этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии, являющийся буквальным переводом слова) в настоящее время изучает  особенности психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы.

Она чаще использует знания зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания. Возрастная психология изучает особенности человека сквозь призму закономерностей, присущих возрастной стадии его развития.

Социальная психология рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой. Наконец, дифференциальная психофизиология анализирует индивидуальные особенности психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

С самого начала становления дифференциальная психология обращала на себя внимание неоднородностью своего предмета. Так, еще В.

Штерн отмечал, что она  изучает психические и физические феномены (явления), действия (которые  он определял как феномены, обладающие временной протяженностью) и склонности (феномены, имеющие хронический и  потенциальный характер).

То есть можно  пытаться изучать не только то, что  скрыто и не поддается объективному наблюдению, но и то, что проявляется  в поведении и намерениях, установках, иначе говоря, реализующихся и  нереализованных способностях. Феномены в традиционном понимании – объекты  непосредственного опыта, а действия и склонности – объекты опосредствованного опыта.

В настоящее время дифференциальная психология изучает индивидные, предметно-содержательные и духовно-мировоззренческие качества индивидуальности, особенности самосознания, стилевых характеристик личности и  осуществления различных видов  деятельности (профессиональной, учебной, общения и др.).

Индивидные свойства человека.

Психофизические свойства. Они определяют наше восприятие окружающего мира, наши память и внимание, мышление, воображение, представления. Суть этих свойств ясна уже из названия – это заложенные природой психологические и физиологические  особенности каждого индивида.  Это своего рода посредник между  внутренней психологической деятельностью  организма и окружающим миром.

Важно

  Одна из главнейших особенностей  каждого индивида – это функция  сохранения. Именно она определяет  его ресурсные возможности, а  также другие показатели (например, энергетические и динамические).

Не менее важна и функция  изменения.

 Её суть в том,  что индивидуальные особенности  личности определяют  темп перехода  от одного состояния к другому,  от одних умений к другим, от  одной эмоции к другой и  т.д.

Индивидуально-типические свойства человека.

Индивидуально-типические свойства представлены общесоматическими или конституциональными свойствами, нейродинамическими свойствами и билатеральными особенностями.

К общесоматическим или конституциональным свойствам относят эндокринно-биохимические характеристики, общий тип метаболизма (обмена веществ в организме), морфологические структуры организма в целом (конституцию человека).

Нейродинамические свойства характеризуют особенности нервной системы, а билатеральные – функциональную геометрию тела в виде симметрии или асимметрии структурно-динамических характеристик организма и отдельных двигательных и сенсорных систем.

Источник: http://stud24.ru/psychology/individualnost-cheloveka-i-razvitie-lichnosti/343526-1037113-page1.html

На пути к индивидуальности

С самого рождения в каждом человеке заложен конкретный набор генов, который отличает своего владельца от массы других людей. Но они составляют лишь определенные возможности развития. В процессе жизни в обществе, во взаимодействии с другими людьми формируются конкретные особенности человека: характер, мотивационная сфера, отдельные качества.

Эти черты помогают реализовать свой потенциал и достигать жизненных целей.

Сложная неоднозначная структура человеческого существа может быть отображена в системе человек-индивид-личность, где путь к социализации индивида возможен только после становления его личности.

Наивысший уровень развития индивида – это самореализация всех потенциальных возможностей, которая доступна только при сформированной индивидуальности.

«Я лично!»

Личность – это определение сложного психологического образования, особенного свойства, которое возникает на определенном этапе развития человека. Личностью не рождаются, рождаются индивидом.

Для более точного соотношения в человеческой природе понятий индивид, личность, индивидуальность, следует рассмотреть их точное определение.

Правильное соотношение этих понятий сформирует целостный взгляд на структуру понятий индивид- индивидуальность-личность-.

Совет

Человек – это понятие, которое включает соотношение всех особенностей, свойственных людям, независимо от того, есть ли они у конкретного человека или нет.

Индивид – слово латинского происхождения («individuum»), что в переводе означает «нераздельный». Это отдельный самостоятельный организм, биологическое существо, представитель человеческого сообщества.

Индивид – это человек как единичное человеческое существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных природных свойств.

В понятии «индивид» очерчено природное телесное бытие человека.

Индивид, прежде всего, носитель биологических свойств, а «личность» — социально-психологических. Индивидом можно считать новорожденного ребенка и взрослого человека, представителя дикого племени и человека из цивилизованной страны.

Человек, рождаясь, застает сформированную систему общественных отношений. Его жизнь в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует человека, похожего на других людей.

Но в то же время он другой: по-своему думает, действует, страдает.

Понятие «личность» относится к наиболее противоречивым и сложным для определения в современной психологии. Это понятие – своеобразный ключ к психологии и разрешению ее наиболее значительных проблем. Единое общепринятое определение этого понятия до сих пор не существует. Английское слово «personality» происходит от латинского «persona», что означает «маска».

Этим словом обозначали маску, которую надевали актеры античного театра во время театрального действия. Уже с самого начала понятие было связано с внешним социальным образом, который принимает человек, исполняя жизненные роли. Однако понятно, что смысл личности гораздо более сложный и неуловимый, нежели внешний социальный образ.

Чтобы понять всю ее полноту, важно выделить такие моменты:

  • Это глубокая сущностная характеристика человека. В личности сосредоточены свойства, которые отличают одного человека от другого: особенные, наиболее яркие и заметные психологические черты. Это внутренняя сила, которая действует, объединяет все реакции, все возможные варианты индивидуального поведения.
  • Это сущность, которая обозначает стабильные формы поведения. Свойства личности очень стойкие, согласованно проявляются в разных ситуациях, высказываниях, в отношении к другим и во внутреннем отношении к себе. В то же время, это психологическая сущность, от которой зависят также новые и уникальные формы поведения.
  • Она является результатом развития, зависит от биологической наследственности и социальных условий. История личности и есть личность. Она формируется при взаимодействии с социальным окружением через общение и общую деятельность.
  • Это стойкая психологическая структура, совокупность черт, которые диктуют определенную логику поведения. Эта структура составляет ядро личности человека.

Личность характеризуется особыми психологическими образованиями, соотношение которых дает человеку возможность совершать поступки на основе свободного самостоятельного и ответственного выбора, отстаивать свою позицию, создают особый уровень и структуру личности. К психологическим образованиям личности относятся:

  • внутренний мир;
  • характер;
  • способности;
  • личные ценности;
  • моральность;
  • личный выбор;
  • самостоятельность;
  • ответственность;
  • цели и перспективы;
  • личный способ действия.

Когда рождается личность, или «Я сам!»

Перевоплощение индивида в личность происходит в раннем дошкольном возрасте, когда формируется соотношение предметных и чувственно-практических действий.

Этот процесс формирует образ «Я» и вызывает «одухотворение» всей жизнедеятельности ребенка. Проявлением этого процесса в поведении ребенка является стремление к полной самостоятельности, когда родители все чаще слышат от малыша «Я сам!».

В развитии ребенка это означает его постепенное освобождение от взрослых, развитие субъективности. Большинство психологов сходятся во мнении о том, что именно этот момент и является рождением личности, ее настоящей сущности, целостного «Я» с собственным мировоззрением.

Каждого человека можно назвать личностью?

Большинство психологов считает, что личностью можно назвать каждого человека, но делают некоторые уточнения. Новорожденного ребенка, подростка, человека юношеского возраста более правильно считать подрастающей, развивающейся личностью. Они являются носителями задатков будущей личности – будущей целостной системы свойств.

Известный отечественный психолог Л. И.

Божович считала, что личностью следует называть человека, который достигает определенного уровня психического развития, для которого характерным является восприятие себя как единого целого, отличного от других.

Это значит, что личностью можно назвать человека, достигшего такого уровня психического развития, который делает его способным руководить собственным поведением и деятельностью, а в некоторой степени даже психическим развитием.

«На этом стою и не могу иначе!»

В системе «индивид-индивидуальность-личность» вершина развития человека находится на уровне индивидуальности. При этом человек может стать индивидуальностью только после становления личности.

Индивидуальность – это определение яркой личности, которая выделяется заметным своеобразием. Б. Г. Ананьев считал, что личность – это вершина всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность – это ее глубина.

Индивидуальность отображает единение всех уровней организации человека. Каждый человек отличается индивидуальными особенностями, но далеко не каждый является индивидуальностью в значении гармонии между разными свойствами.

Обратите внимание

Становление личности происходит в процессе социализации через освоение социальных норм и правил поведения, формирования отношений с другими.

Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации внутреннего мира и поведения. Психологическим условием индивидуальности является зрелость. Становление индивидуальности происходит в процессе самореализации человека.

Сформированная индивидуальность – это личность, которая стала самобытной и достигла самоопределения в собственной реальности существования.

Индивидуальность – это новый уровень духовной жизни, на который поднимается личность в процессе глубокого и целенаправленного развития. Будто после своеобразного экзамена на целостность своего внутреннего «Я», человек становится индивидуальностью.

Знаменитый психолог А. Г. Асмолов когда-то выразил грамотную мысль о том, что индивидом рождаются, личностью стают, а индивидуальность отстаивают.

Соотношение понятий «человек-индивид-личность-индивидуальность»в видео:

Читать далее..

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: http://www.manalfa.com/lichnost/chelovek-individ-individualnost

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector