Как бороться с детским суицидом – советы психолога

Как бороться с детским суицидом – советы психолога?

Детская психика является самой ранимой и легко внушаемой. Если сказать ребенку, что черное – это красное, он поверит. Поскольку ребенок еще сомневается в собственных знаниях и не обладает устойчивым представлением о самом себе, он легко поддается влиянию. Здесь возникает опасность развития такой ситуации, как детский суицид, с которым необходимо бороться, о чем даст советы психолог.

Если выделять причины возникновения мыслей о суициде, то можно выявить самые главные из них. Это:

  1. Проблемы в семье с родителями.
  2. Отсутствие комфортных взаимоотношений со сверстниками.
  3. Неудачи в учебе.
  4. Одиночество.

Самой главной причиной продолжают оставаться средства массовой информации, а также сеть Интернет, где процветают группы самоубийц, которые пропагандируют и поощряют единственный способ решения всех проблем – суицид.

Возвращаемся к тому, что детская психика еще не является окрепшей. Более того, каждый ребенок пока только набирается опыта и знаний. В его жизни возникают проблемы. Но как с ними справиться, он пока не знает. Вот и получается, что он собирает информацию извне. И если кто-то говорит, что самоубийство решает любые проблемы, то в это становится трудно не поверить.

Опасными становятся группы в социальных сетях, которые маскируются под различными названиями и их единственной целью является пропаганда детского самоубийства. Кто этим занимается? Опытные психологи и манипуляторы. Они легко управляют мыслями молодых людей, которые, скорее всего, готовы поверить во все, что им будет предложено при ответе на их вопросы.

Что такое детский суицид?

Чтобы понимать, как бороться с таким явлением, как детский суицид, следует четко понимать, что это такое и почему он возникает.

Под детским суицидом понимается намеренное самоповреждение с конечной целью умереть, что совершается детьми. Речь на психологическом сайте psymedcare.ru в основном идет о детях в возрасте от 5 до 20 лет. Это именно тот период, когда человек начинает осознавать себя, управлять своими мыслями и телом, а также сталкиваться с жизненными проблемами.

Неустойчивая эмоциональная сфера, незрелая психика, отсутствие жизненного опыта и критического мышления – все это позволяет внешнему миру воздействовать на детские умы и заставлять их делать неправильные действия. Поскольку здесь зачастую отсутствует просто интерес, а подкрепляется все имеющимися проблемами, с которыми ребенок не способен справиться, то внедрить идею о самоубийстве становится проще некуда.

Обратите внимание

Он предоставляется окружающим миром, который говорит, что можно совершить самоубийство, и тогда все проблемы мигом решатся. Суицид в данной ситуации выступает немного в романтически-сказочном свете, где главным героем является ребенок. Он принимает смелое, решительное и мужественное решение покончить с жизнью, что выглядит очень красиво и по-взрослому.

Дети обычно не руководствуются сознательным решением. Многие самоубийства совершаются на почве эмоций, аффектов, необдуманности и отсутствия взвешенности.

В большей степени суицид направлен не на реальную кончину, а на демонстративный призыв о помощи. Психологи говорят о том, что практически все суицидники хотят обратить на себя внимание, позвать на помощь.

Однако если окружающие их не слышат, тогда суицидальный поступок может закончиться летальным исходом.

Зачастую средства, которыми желает воспользоваться ребенок, чтобы покончить с жизнью, являются несмертельными. Они могут нанести ущерб организму, однако в редких случаях способствуют гибели. Это:

  • Прыжок со второго этажа.
  • Употребление нескольких таблеток.
  • Использование тонкой веревки для повешения и пр.

Для устранения детского суицида следует знать о причинах его возникновения. Речь идет о внешних факторах и обстоятельствах, в которых находится ребенок и которые толкают его на плохой поступок.

Причинами детских суицидов можно назвать:

  1. Отсутствие теплого контакта ребенка со взрослыми.
  2. Безответная любовь.
  3. Утрата смысла жизни.
  4. Финансовая и социальная дестабилизация.
  5. Трудности в самоопределении.
  6. Низкая самооценка.
  7. Насилие и жесткое обращение с подростком.
  8. Изменения в жизни, с которыми ребенок не способен справиться.
  9. Наркомания или алкоголизм подростков или их родителей.
  10. Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни.
  11. Неуверенность в себе или в завтрашнем дне.
  12. Отсутствие ценностей, которых бы придерживался подросток.

В зависимости от направленности действий, суицидальное поведение делят на несколько видов:

  • Демонстративное – направлено не на реальное причинение себе вреда, а на запугивание окружающих, побуждение их задуматься над собственным поведением, обратить внимание на подростка и пр. В данном случае ребенок использует безвредные способы суицида: порез вен, отравление неядовитыми препаратами, изображение повешения.
  • Аффективное – совершается под действием отрицательных эмоций. Ребенок не планирует, а просто действует на эмоциях, которые им управляют. Здесь используются такие методы суицида: попытка повеситься, отравление сильнодействующими или токсичными препаратами.
  • Истинное – направленное на преднамеренное самоубийство. Ребенок планирует свой уход из жизни, он оставляет записки родственникам, долго переживает предстоящее событие. Здесь выбираются такие способы суицида: спрыгивание с высоты или повешение (часто заканчивается смертью).

перейти наверх

Признаки детского суицида

Выделяют признаки детского суицида, когда ребенок готовится к совершению действия, а существуют симптомы того, что у ребенка могут возникнуть мысли о самоубийстве. Следует рассмотреть и то, и другое.

Симптомы, которые указывают на возможность развития суицидальных мыслей:

  1. Потеря аппетита или обжорство.
  2. Повышенная сонливость или бессонница.
  3. Погруженность в тему о смерти.
  4. Скука при выполнении ранее любимого дела или в компании интересных друзей.
  5. Жалобы на соматические недомогания: головные боли, частая сонливость, боли в животе, постоянная усталость.
  6. Приступы гнева, возникающие из-за мелочей.
  7. Пренебрежение собственным внешним видом.
  8. Одиночество, изоляция от родственников и друзей, уход от общения с людьми.
  9. Чувство грусти, бесполезности, вины и одиночества.
  10. Сниженное внимание и качество работы.
  11. Отсутствие целей на будущее.

О том, что готовится суицидальное действие, можно распознать по следующим признакам:

  • Внешняя расслабленность и удовлетворенность в сочетании с приливом сил. Человек уже принял решение и составил план действий.
  • Приготовление. Человек отдает ценные вещи, упорядочивает, упаковывает.
  • Оставление указаний другим людям.
  • Потеря чего-то ценного (особенно близкого человека).
  • Прощание и слова благодарности окружающим.
  • Угрозы.
  • Бессонница.
  • Агрессивность в действиях у подростков.

перейти наверх

Чтобы детский суицид не был трагическим событием для каждого родителя, необходимо с ним бороться. В первую очередь это должны делать родители ребенка. Если в семье будет мир, тогда ничто не сможет подтолкнуть ребенка к суициду.

Факторами, которые помогают бороться с суицидами, являются:

  1. Осуждение и позорное отношение к самоубийцам и суициду.
  2. Привязанность к родным и близким людям.
  3. Наличие планов во всех сферах жизни (учеба, творчество, личное пространство и пр.).
  4. Обязательность, чувство долга.
  5. Наличие значимых отношений, которыми человек дорожит.
  6. Учет мнения окружающих и избегание осуждения с их стороны.
  7. Наличие жизненных ценностей, которых придерживается человек.
  8. Наличие неиспользованных жизненных возможностей.
  9. Развитая ценность собственного здоровья и страх перед причинением себе вреда.
  10. Проявление интереса к жизни.
  11. Наличие эстетических, моральных ценностей.
  12. Негативная оценка своего внешнего вида после совершения суицида.
  13. Адаптированность и гибкость, умение расслабляться и успокаивать себя, устранять личные переживания.
  14. Планирование будущего.

Также даются такие советы психологами родителям и специалистам, которые работают с детьми, склонными к суициду:

  • Эмоционально поддерживать и понимать ребенка. Особенно это важно со стороны родителей. Дети в силу своего малого опыта могут многого не понимать, не делать, быть напуганными, попадать в неприятности. Если родители могут помочь советом, поддержать психологически, оказать помощь, тогда ребенок понимает, что он не один в беде.
  • Доброжелательно относиться к ребенку. От каждого родителя требуется любовь. Как родитель относится к своему ребенку? Как он его называет? Как часто общается по-дружески? Уважает ли его мнение и интересы? Отношение родителя к ребенку формирует чувство собственной ценности у чада, которое будет себя либо любить и беречь, либо ненавидеть и вредить.
  • Общаться о перспективах будущего, строить планы. Причем будущее должно быть таким, чтобы оно нравилось ребенку, а не родителям или другим взрослым людям. Оно должно учитывать желания и интересы ребенка. Также здесь следует обсуждать тему о смысле жизни. Ребенок должен понимать свое предназначение и иметь интерес к жизни.
  • Будьте другом ребенку. Возникают в жизни такие проблемы, которыми не поделишься с друзьями. Однако если ребенок понимает, что родители его не выслушают и не воспримут адекватно, то он почувствует себя одиноким. Если при этом он не сможет справиться со своей проблемой самостоятельно, это может подтолкнуть к мыслям о самоубийстве.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка. Только делайте это не для того, чтобы его контролировать или попытаться его изменить, переубедить. Интерес должен проявляться с целью того, чтобы вовремя выявлять тревожные признаки. Более того, открытый интерес родителей может вызвать ощущение значимости у их ребенка.

перейти наверх

Итог

Детский суицид является страшным событием не только в жизни родителей, но и во всем социуме. Если родители не могут сами справиться с проблемой, то необходимо обратиться к специалистам, которые помогут их ребенку избавиться от пагубных мыслей. Также следует проявлять живой интерес к ребенку, чтобы вовремя выявлять «суицидальные» сигналы и устранять их.

Источник: http://PsyMedCare.ru/kak-borotsya-detskim-suicidom-sovety-psihologa

Источник: https://ru.psichiatria.org/kak-borotsya-s-detskim-suicidom/

Как избежать детского суицида

Ежегодно каждый 12-й подросток в возрасте от 12 до 20 лет пытается покончить с собой. При этом именно детский суицид, как утверждают специалисты, – это то, чего можно избежать. Ведь решение уйти из жизни дети, в отличие от взрослых, не принимают прямо сейчас. Свою идею они вынашивают некоторое время, причем это даже не просто один день.

Решение о суициде может зреть неделями и даже годами. Все это время несовершеннолетний дает взрослым возможность удержать его от этого шага: сигнализирует, что ему плохо, показывает, что потерял интерес к жизни. И необходимо очень внимательно наблюдать за своим ребенком и прислушиваться к нему, чтобы понять, что именно он пытается до вас донести.

Ребенок, принявший решение о самоубийстве, косвенно выдает его рядом характерных признаков. Так, например, в его речи все чаще начинают появляться фразы, типа: «Я больше не буду никому мешать», «Скоро вы сможете отдохнуть от меня» и т.д. Также родители должны насторожиться от слишком легкомысленных высказываний о смерти, например, «Смерть – всего лишь сторона жизни» и т.п.

Современные подростки очень часто оставляют такие послания в социальных сетях.

На невербальном уровне о страшном решении говорят поступки подростка. Так, если он начал безвозмездную раздачу своих вещей, в т.ч.

и очень дорогих и памятных его сердцу, перестал обращать внимание на свой внешний вид, потерял интерес к свои ранее любимым хобби, отстранился от семьи и друзей, проявляет безразличие к окружающему миру и часто уединяется, это может говорить о том, что подросток готов расстаться с жизнью.

Естественно, у тех родителей, которые наблюдают такие признаки, появляются вопросы. И основной из них – что делать. Психологи же уверяют, что спасти ребенка еще можно. Главное, начать правильно действовать. Итак, ребенок может рассказать родителям о своих проблемах только в том случае, если он им доверяет.

Важно

Поэтому, в первую очередь, необходимо выстроить со своим ребенком доверительные отношения. Откажитесь на время от критики. Вы должны только поддерживать его в данный сложный период жизни. Внимательно слушайте ребенка, ведь именно в этом и кроется ключ к разгадке – вы сможете понять проблему, которая мешает детям жить.

Не стоит преуменьшать и принижать обиды и жалобы ребенка. Ведь для него они очень-очень серьезны. Необходимо наладить с ним максимальный контакт, чтобы ваш ребенок поделился всем, выговорился, и ему полегчало на душе. Кроме того, вы как взрослый можете помочь ему принять решение по выходу из сложившейся ситуации без таких кардинальных шагов, как суицид.

Психологи рекомендуют не прятать голову в песок, надеясь, что все само собой пройдет. Напрямую можно спрашивать ребенка, не думает ли он о том, чтобы покончить жизнь самоубийством. Вреда таким вопросом вы точно не нанесете. Зато получите шанс проговорить все тревожащие подростка мысли. Родители обязательно должны поддержать своего ребенка.

Даже если им кажется, что он неправ. На данный момент это неважно. Важно то, что он нуждается в своих близких, и без их поддержки не представляет, как жить дальше.Постарайтесь сакцентировать внимание на положительных аспектах жизни.

Свозите ребенка в отпуск туда, куда он давно мечтал, обсудите с ним его мечты, возможно, он мечтает заниматься авиаконструированием или бальными танцами, а вы записали его на каратэ и вышивание. Обязательно обратитесь к профессиональному психологу. Но подайте это не так, будто ребенок сошел с ума.

Предварительно проговорите с ним, что хотели бы сходить к психологу, чтобы понять, как помочь ему. Не забывайте, что подросток – это сформировавшаяся личность со своими интересами и желаниями. При этом он обладает слишком преувеличенным отношением к разным событиям и может серьезно оскорбиться, если ему неправильно предложить консультацию специалиста.

Чтобы спасти ребенка от суицида вам понадобятся терпение и вся ваша любовь. Обязательно уделите все свое внимание ребенку, пока не стабилизируете ситуацию и не увидите, что жизнь налаживается. В противном случае результат может быть непоправимым.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-902363-kak-izbezhat-detskogo-suicida-

Церковь против «групп смерти»: Екатеринбургские священники рассказали, как бороться с детскими суицидами / Православие.Ru

Екатеринбург, 20 февраля 2017 г.

    

Екатеринбургские священники решили вступить в борьбу с «группами смерти», в которых детей доводят до самоубийства. Как рассказал журналисту Портала 66.

ru протоиерей Игорь Бачинин, Церковь в этом плане может помочь детям тем, что займет их каким-то интересным делом, организовав специальные кружки — такие уже работают в некоторых приходах, и у занимающихся там детей просто нет времени на «группы смерти» и мысли о суициде.

— В церкви есть табу: не убей. Нельзя не только убивать другого человека, но и лишать жизни себя, наносить себе какой-то физический вред. Когда эта норма ушла из жизни общества, начали появляться подобные отклонения.

Церковь всегда готова помочь любому человеку, учитывая его нужды. Мне приходится сталкиваться с родителями и подростками, которые не хотят жить, и это связано с различными аспектами.

Совет

Есть такое понятие, как когнитивный диссонанс, который возникает в обществе и личности, и когда он формируется, человеку надо куда-то уйти от реальности — в компьютерную зависимость, например.

Я думаю, если мы сможем взрастить те традиции (в первую очередь — духовно-нравственные), которые существовали раньше, то мы сумеем предупредить те или иные шокирующие события и вовремя на них реагировать, — сказал отец Игорь.

При этом отец Игорь уверен, что нельзя говорить о том, что «группы смерти» — это какая-то секта. «Я далек от мысли, что один человек что-то придумал и организовал такую группу, — говорит протоиерей.

— Эти процессы умело моделируются, это есть элемент консциентальной войны (направленной против ценностей, на поражение сознания, — прим. ред.).

Именно поэтому президент России Владимир Путин много говорит о духовно-нравственных ценностях, которые являются фундаментом, формируют психотип человека и являются какой-то социальной матрицей. Если мы это осознаем и сумеем сохранить, то, вероятно, сумеем избежать этого негатива. Если не сумеем — не избежим».

Отец Игорь специально организовал научно-практический семинар, на котором представители Церкви обсудили с психиатрами, учеными и прихожанами проблему вовлечения детей в опасные игры.

Главным спикером выступил эксперт в вопросах зависимости от интернета и соцсетей, доктор медицинских наук, психиатр из Челябинска Андрей Мингазов, который рассказал, что именно подростков привлекает в онлайне, почему в их возрасте их легко заинтересовать тем, что на самом деле плохо на них влияет, почему они зависимы от гаджетов и выбирают жизнь в виртуальной реальности, а также о том, как детей от всего этого отвлечь. При этом он сравнил их зависимость от компьютерных игр или соцсетей с наркоманией и алкоголизмом.

Мингазов объяснил слушателям не только, почему дети попадают в компьютерную зависимость, но и о том, чем гаджеты и интернет могут быть полезны. В вопросе борьбы с «группами смерти» психиатр солидарен с отцом Игорем: по его мнению, достаточно увлечь детей чем-то.

— Многие подростки очень внушаемы — это одна из характеристик их личности, поэтому важно, какой идеей увлечется ребенок. Я, как православный человек, могу сказать, что самая лучшая идея, которой может увлечься легко внушаемый человек, — идея православия.

Психиатр говорит, что если у ребенка возникают суицидальные мысли, то он ими, скорее всего, поделится с тем, кто будет находиться рядом, кто будет готов его выслушать. Именно поэтому основной метод профилактики — уделять внимание своему ребенку, проводить с ним каждый день хотя бы по 15 минут. И это не значит делать с ним уроки, а разговаривать и слушать.

— Такие группы опасны для подростков, испытывающих острое чувство одиночества. Они дают ему определенную защищенность и осмысленность существования, поэтому дети туда идут — в других группах такие подростки отвергнуты.

Обратите внимание

А игры устроены так, что к суициду ребенок подходит постепенно — например, сначала тыкает палец иголкой и смотрит, что происходит, прислушивается к ощущениям. Это такой небольшой выход за грань, из реальности, который вызывает, как ни удивительно, положительные эмоции.

Подростку это нравится и хочется большего, поэтому он может зайти далеко — вплоть до самоубийства.

По словам Мингазова, в группе риска находятся люди с 12 до 24 лет, особенно — мужского пола.

Подростки могут попасть в такие «группы смерти», потому что они не только внушаемые, но и потому что у них не работает тот отдел мозга, который отвечает за прогнозирование дальнейшей реальности: ребенок не понимает, что будет после него.

Он думает, что покончит с собой, чтобы что-то кому-то доказать, чтобы все знали, как плохо без него; но при этом он не понимает, что сам просто перестанет существовать.

Мингазов отмечает, что родители могут проверить соцсети детей, самостоятельно найти какие-то сайты по психологии, почитать о поведении ребенка, найти советы. Если мама с папой боятся идти к специалисту, пусть сначала попробуют разобраться самостоятельно, а потом уже — обращаться к психологу или психоаналитику, если готовы — то и к психиатру.

Напомним, о «группах смерти» стало известно после расследования «Новой газеты», в котором был подробно описан механизм, как подростков в соцсетях склоняли к совершению самоубийства. Такие дети называли себя «китами».

Делом заинтересовались полицейские и следователи, в школах стали проводиться встречи с учениками, на которых обсуждают эту проблему, Роскомнадзор регулярно закрывает сайты, а руководство «ВКонтакте» — паблики и группы, где есть призывы к суициду.

Источник: https://pravoslavie.ru/101198.html

Суицид – не выход: 10 советов родителям подростков

Ульяна Зинова Член-корреспондент МАПН, канд. психологических наук наук, детский и семейный психолог работает с подростками, которые страдают от суицидальных настроений.

Ульяна не раз пыталась прямо в социальных сетях убедить детей выйти из опасных групп. Но пока ее усилия не увенчались успехом. Она разработала рекомендации для родителей, которые обеспокоены поведением своих детей.

Как предотвратить подростковые суициды?

Ульяна Зинова

Подростки очень подвержены влиянию извне, если это влияние убедительно. Сайты, направленные на то, чтобы подтолкнуть наших детей к самоубийству, построены очень грамотно.

Важно

На мой взгляд, над ними работала группа профессиональных психологов, знакомая с методами воздействия на человеческую психику. Мне сложно судить, кто за этим стоит, но это – целенаправленное уничтожение и формирование «культуры» суицида.

Поговорите с детьми об этом прямо. Объясните, что ими манипулируют.

2. Пишите детям мотивационные письма

На прием ко мне попадает две категории детей – отличники, к которым предъявляются завышенные требования, и подростки, на которых никто не обращает внимания. Если во второй категории родителям важно просто начать говорить с детьми, обращать внимание на их жизнь, то с первой категорией всё сложнее: на детей давят и родители, и учителя.

Мне очень нравится инициатива австралийских учителей. Перед каждым экзаменом они пишут ученикам послания: «Этот экзамен по математике – не вся жизнь. Он не скажет о тебе ВСЁ, как о человеке.

Сейчас тебе надо собраться и показать свои знания, но, независимо от результатов этого экзамена – ты потрясающий, уникальный и удивительный.

Если ты не добьешься успехов в этом – добьешься в чем-то другом».

3. Делитесь эмоциями

Ко мне приходят дети из благополучных семей. Казалось бы, что может их беспокоить? И тут выясняется, что в семье – кризис личных отношений. Например, родители находятся в состоянии развода или предразводной ситуации, но для детей делают вид, что «всё нормально».

Дети всё чувствуют. С ними надо обсуждать эту ситуацию, делиться своими чувствами, чтобы они понимали, что происходит. Подростки начинают искать ответы на свои вопросы на стороне, а находят опасные группы.

4. Страхотерапия

Иногда подростков следует напугать. Дети не представляют, насколько сильна и неизбежна смерть. Они представляют себя в цветах, пышные похороны, рядом скорбящих родных в красивых траурных одеждах.

Объясните им, что для мамы и папы это горе на всю жизнь, их «враги», которым они хотели что-то показать, ничего не осознают. Расскажите, что смерть ужасна, некрасива. Исходя из своих религиозных взглядов, можно объяснить ребенку, что ждет его после смерти, в красках.

5. Выстраивание механизма ценностей

Следующий шаг после страхотерапии – разговор о том, что для ребенка важно и ценно. Спросите, что бы он хотел получить, если решатся его проблемы? Кем мечтает стать? Расскажите ребенку, как он может этого добиться, если сейчас не опустит руки.

6. Спросите, какие советы ребенок дал бы другому в такой ситуации

Когда ребенку дается возможность посмотреть со стороны, он видит, что проблема не критична. Расскажите ему об аналогичной проблеме вашего «друга», пусть ребенок даст ему совет, который поможет ему самому.

7. Крайняя мера

В крайнем случае интернет можно и запретить, но тогда ребенку надо предложить альтернативы – привлекать его к новой совместной деятельности: фитнес, танцы, рисование. Важно, чтобы эта деятельность была именно совместной, чтобы вы жили вместе с ребенком, знали его интересы.

8. Не игнорируйте тревожные звоночки

Не оставляйте без внимания разговоры «что бы вы сделали, если бы я умер?», посты на стене «ВКонтакте» «какую речь вы бы сказали на моих похоронах?», брошенную в ходе ссоры фразу «лучше бы я умер». Акцентируйте на этом внимание и говорите с ребенком на эти темы. Даже если вам кажется, что это манипуляция.

9. Стоп-фразы

«Маша отлично учится, а ты двоечник» – не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивать ребенка можно только с ним самим: «Помнишь, у тебя получилось вчера», он должен знать, что для него это возможно.

Не пугайте его неизвестностью – «только попробуй не сдай экзамен».

Просите прощения за оскорбления. Просите прощения у ребенка, если уже обозвали его в ходе ссоры негативным оценочным словом. Объясните, что взрослый точно может быть не прав. Ребенку нельзя сказать «ты – дрянь», «ты – мерзавец».

10. Загружайте ребенка

Чем больше ребенок загружен, тем меньше его сознание занято другими моментами. При этом не надо создавать обстановку, в которой ребенок всегда должен «оправдывать надежды». Скажите, что хоккей – это здорово, но здорово уже то, что он занимается спортом и закаляет свой характер. Вы не ждете, что он станет чемпионом. Если не получится с хоккеем, он попробует что-то еще.

Подготовила Анна Уткина

Источник: https://www.pravmir.ru/suitsid-ne-vyihod-10-sovetov-roditelyam-podrostkov/

Психолог антикризисного центра: детский суицид всегда с чего-то начинается

Во вторник утром Калининград облетела новость о гибели 15-летней школьницы. Тело девочки было обнаружено случайным прохожим вечером в понедельник на крыльце одного из многоэтажных домов на улице Аксакова.

По версии следствия, учащаяся одного из лицеев города погибла, упав с 14-го этажа. О том, что толкает детей на столь страшный шаг, на что стоит обратить внимание родителям и где искать помощи — в интервью «Новому Калининграду.

Ru» рассказала психолог регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяна Фрейлова.

От общего к частному

-— Татьяна Ивановна, расскажите, пожалуйста, о проблемах, с которыми сталкиваются подростки в их возрасте.

— По статистике и по моему опыту, в первую очередь — это непонимание близких, проблемы с родителями. Эмоциональное насилие, иногда физическое.

Если ребенка поддерживают в семье, то даже конфликт со сверстниками не переходит в так называемую, аутоагрессию (разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия направляются человеком на самого себя — прим.«Нового Калининграда.

Ru»). То есть если ребенок чувствует опору в лице родителей, то сторонние конфликты никак не будут влиять.

В России в 2015 году зафиксировано 685 самоубийств несовершеннолетних

— Обращаются ли к вам в Центр родители проблемных детей за помощью?

— Недавно ко мне обратилась одна мама, которая считала, что у ребенка есть к этому склонность. У ребенка возникли проблемы после конфликта со сверстниками. Бывает, что дети обращаются к нам сами. Из общего опыта я знаю трех подростков, которые говорили, что им требуется помощь, потому что родители не всегда это замечают.

— Откуда подростки узнают о существования Центра?

— Информацию о существовании Центра распространяют в школах. На базе Центра у нас работает телефон доверия, куда могут позвонить как подростки, так и родители.

Непосредственно о суицидах

— Жизненные кризисы у ребенка. В каком возрасте дети их переживают?

— 0 лет, 1 год, 3 года, 7 лет, 12 лет, 16 лет — это все возрастные кризисы.
В возрасте от нуля до года ребенку важна эмоция, его окружение — мама. С года до трёх начинает ребенок ползать по полу, открывать всякие дверки-ящики, он уходит в мир предметов.

С 3 до 7 лет у ребенка происходят новые изменения — он идет в садик, в общество. Тут начинаются ролевые игры в мамы-папы, магазины. Некая социализация.

С 7 до 12 лет ребенок идет в школу — это самый благоприятный возраст для всего, он начинает учиться и уходит в мир предметов. И вот он подростковый возраст — 10–15 лет, где важно получать ребенку эмоции и тепло.

Ни за что ребенок не подумает с собой что-нибудь сделать, если есть эмоциональная поддержка. Когда пишут, что ребенок боялся сдавать экзамены, скорее всего, он просто боялся родителей.

— Можно ли выделить возраст, когда чаще всего случаются подростковые суициды?

— По статистике — 16 лет. Бывают дети, которые начиная с 11 лет задумывались над тем, зачем живут. Конечно, скорее всего, это демонстративные вещи и фразы, но всегда с чего-то начинается.

— То есть, по вашему мнению, заявления ребенка о намерении совершить самоубийство — это некий способ привлечь к себе внимание?

— Импульсивных суицидов от того, что так сложились обстоятельства, практически не бывает. В основном существует определенная группа риска.

70% детей, которые говорят о суициде, это дети, страдающие некими психопатоподобными состояниями — это достаточно длительное нарушение эмоциональной сферы ребенка.

То есть он либо слишком возбудим, как у нас говорят в быту «без тормозов», либо очень замкнутый в себе. Эти 70% детей как раз находятся в группе риска.

— С какого возраста можно выявить, что ребенок находится в группе риска?

— Суицид, как мне кажется, это уже вершина айсберга. А вот склонность к одиночеству, отсутствие контактов со сверстниками, плохая успеваемость, особенности склада личности и типажа — все это как бы готовит ребенка к нему.

— А что касается групповых суицидов? Получается, что дети, находящиеся в группе риска, объединяются?

— Я думаю, что это все стечение обстоятельств. Подростки же такие эмоциональные, категоричные. Проще говоря, максималисты. Скорее групповые суициды — это больше демонстративная вещь.

— И все же. Что такого должно произойти в жизни ребенка, чтобы он решился на столь отчаянный шаг?

— Безысходность и безнадежность от отсутствия поддержки. За помощью обычно пытаются обратиться дети помладше, лет с 12-ти. Если ее все-таки вовремя получить не вышло, тогда ребенок начинает задумываться о самом плохом.

— Как родителям распознать плохие мысли в голове их ребенка?

— В первую очередь нужно отслеживать признаки депрессивного состояния ребенка. Одна из основных признаков — депрессия, которую кстати никто практически не диагностирует, поскольку с этой проблемой мало кто обращается к врачам.

Например, когда ребенок становится вялым, родители принимают это за лень. Ребенок постоянно лежит, о чем-то думает, перестает мыться, учиться, настроение перепадает от меланхоличного к перевозбуждению. Это все должно насторожить.

Самое главное — быть более внимательным к детям.

— Что делать родителям, заметившим в своем ребенке изменения?

— Какого-то идеального рецепта, наверное, нет. Иначе бы этого не происходило.
Но к переменам нужно быть внимательным. Ребенку надо дать понять, что его принимают любым, вне зависимости от того, что бы он ни совершил. Зачастую мамы и папы вспоминают о детях, когда они уже выросли и не нуждаются в родителях. Но даже самому колючему подростку обязательно нужна мягкая граница.

— А что делать, если доверительные отношения с ребенком уже утрачены? Как вывести его из состояния замкнутости?

— Тогда нужно прибегать к помощи родных. В подростковом возрасте для ребенка становятся главными уже не родители, а значимые взрослые, которые, в принципе, могут быть в любой семье. Это может быть дядя, тётя, сосед или учитель.

Ведь к подростковому возрасту своих детей некоторые родители иногда приходят с таким багажом, что уже не знают, как быть с ребенком. Подросток в дурной компании, нарушена вся привязанность с родителями, которая уже превращена в зависимость. Именно поэтому важно, чтобы ребенок имел возможность обратиться именно к значимому взрослому.

Совет

Также сейчас активно распространяют детские телефоны доверия, если ребенку больше не с кем поделиться своими проблемами.

Про интернет

— Татьяна Ивановна, бытует мнение, что ребенка нужно контролировать в интернете. Например, заглядывать на просмотренные ребенком страницы. Стоит ли вообще это делать?

— Я думаю, что если делать это с умом, то нужно. Ведь они не переживут такого предательства, если узнают, что вы за ними следите. Но делать это нужно, потому что дети действительно не могут себя контролировать. Ребенку нужно вовремя подсовывать то, что займет его свободное время.

— Вы сейчас говорите о различных занятиях, секциях и кружках?

— Да, мир занятий настолько разнообразный, что каждый может найти то, что будет ему по душе.

— А как быть с социальными сетями? Стоит ли запрещать детям в них регистрироваться?

— Социальные сети есть и будут вне зависимости от того, нравится нам это или нет. С этим стоит смириться. Я знаю таких детей, которым родители запрещали регистрироваться в сетях. Но они заводили себе в тайне аккаунты под другими именами.

30% ссылок в соцсетях ведут на информацию о способах совершения суицида

— А слышали вы что-нибудь о так называемых «группах смерти» в соцсетях? Что происходит в голове ребенка, когда он решает найти такую группу, что, к слову, не так легко. Они активно блокируются.

— Сначала это простое любопытство, желание выделиться на фоне других сверстников, если тебе больше особенно-то и нечем. Второй фактор — влияние друзей. Да и в этих группах технологии, как в секте.

Очень хорошо построенные фразы, тайны, которыми они покрывают эти сообщества. То есть это достаточно сложная система вовлечения. Другой вопрос, что кто-то туда заглянет и уйдет, а кто-то останется.

— Может ли такая группа оказаться последним шагом ребенка к суициду?

— Если ребенок одинок, у него неконтролируемое время и образ жизни, тогда да, это может подтолкнуть к суициду.

Инструкция по применению от психолога регионального Центра диагностики и консультирования детей и подростков Татьяны Фрейловой

Что делать, если вы заметили изменения в поведении вашего ребенка?

  • Поговорите с ребенком. Необходимо выяснить, в чем причина изменений его в поведении. Есть вероятность, что он расскажет вам об этом сам.
  • Бегите в школу. Возможно, именно там видят то, что не разглядели вы. Бывает, что ребенок продолжает хорошо учиться, но в школе, например, плачет на переменах или огрызается с учителями.
  • Если проблема действительно есть, уговорите ребенка обратиться к специалисту. Каким способом вы завлечете его к психологу, не имеет никакого значения. Будь то подкуп или шантаж. Главное — результат.
  • На походе к психологу все может благополучно завершиться. Порой ребенку просто нужно выговориться.
  • Если ваш ребенок начал строить планы, это первый признак того, что вы победили его депрессивный настрой.

Куда обращаться родителям и подросткам?

За помощью и консультацией квалифицированных специалистов как родители, так и дети могут обратиться в региональный Центр диагностики и консультирования детей и подростков по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная,7.

Также ежедневно работает детский телефон доверия, куда можно позвонить анонимно — 8 800 2000 122.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Источник: https://www.newkaliningrad.ru/kids/publications/vospitanie-i-razvitie/10810529-psikholog-antikrizisnogo-tsentra-detskiy-suitsid-vsegda-s-chego-to-nachinaetsya.html

Памятка для родителей: Как определить суицидальный риск у ребенка

Экология жизни. Дети: О причинах подростковых самоубийств и о том, когда родителям нужно бить тревогу рассказывает Борис Положий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии.

О причинах подростковых самоубийств и о том, когда родителям нужно бить тревогу рассказывает Борис Положий, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела экологических и социальных проблем психического здоровья Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии.

Профессор Борис Положий

В настоящее время суицидальная ситуация в России продолжает оставаться неблагополучной. Прежде всего, это касается самоубийств среди детей и подростков. По их частоте (в расчете на 100 тысяч лиц  детского и подросткового возраста) наша страна занимает одно из первых мест в мире.

Такая ситуация наблюдается с конца прошлого века, что было отражением тех сложностей, которые переживала страна в этот период. При этом если в общей популяции частота суицидов в последние годы постепенно снижается, то среди детей и подростков это снижение крайне незначительно.

Почему это происходит? Здесь можно выделить целый ряд факторов.

Детство – до пяти – шести лет

Начну с родительской семьи. Именно в ней у ребенка закладываются все основы его физического и психического здоровья, психологической состоятельности.

Своего рода, хребет всех его будущих качеств. Этот процесс заканчивается примерно к пяти-шести годам. Дальше уже идет шлифовка конкретных черт личности.

Поэтому такой небольшой отрезок жизни человека имеет колоссальное значение для всего его будущего.

К сожалению, значительная часть семей не задумывается о проблемах воспитания психологических качеств ребенка в этом возрасте.

В чем он больше всего нуждается? Не в витаминах и даже не в материнском молоке, а буквально с первых моментов своего появления на свет он нуждается в главном, что дала нам природа –  в любви.

Ей должна быть проникнута каждая минута общения родителей со своим ребенком. Они должны стать для него самыми первыми и самыми главными советчиками, друзьями, помощниками, опорой.

По данным наших исследований, в родительских семьях доминируют три варианта воспитания, которые можно назвать патологическими.

Один вариант – это безразличие, когда родители обращают внимание только на то,  чтобы ребёнок был накормлен, одет, у него были игрушки. Но с ним не  общаются, не оговаривают какие-то проблемы, доступные ему возрасту, живут только своей жизнью.

Другой вариант – авторитарный: жестокость, порой – насилие, наказания, вплоть до телесных. Как бы ни казалось со стороны, доминировавшая в советское время авторитарная система родительского воспитания никуда не ушла. Это и сейчас наиболее распространенный стиль воспитания.

Обратите внимание

Родители часто ориентируются лишь на то, как их воспитывали: «Меня так воспитывали, и я человеком  вырос».

 Современные родители всячески могут развивать ребёнка, но оставляют вне своего внимания главное – стремление, чтобы ребёнок вырос гармоничной личностью, которая понимает себя и умеет быть внимательной к другим, любит себя, своих близких и весь окружающий мир.

Кроме того, сейчас встречается такой феномен, который я называю «сирота при живых родителях», когда преуспевающие папа с мамой считают, что они заботятся о ребенке, перекладывая его воспитание на  няню, гувернантку.

В итоге ребенок растет в условиях дефицита родительской любви, которую не заменит ни одна, даже самая хорошая няня. Более того, ребёнок подсознательно воспринимает это  как предательство, как то, что его бросили.

Это ведет к формированию слабой, ущербной, не способной противостоять жизненным трудностям личности, потенциально готовой к суициду.

Третий вариант воспитания –  «Кумир семьи».  В этом случае на ребенка буквально молятся, оберегают от любых трудностей, решают за него все проблемы.

В результате формируется человек, уверенный в своей исключительности, не умеющий постоять за себя, найти выход из сложной ситуации.

Поэтому, когда он вырастает и попадает в нормальную жизнь с её сложностями, то первые же неудачи кажутся ему безвыходными и могут привести к самоубийству.

Суицид в детском и подростковом возрасте – это мольба о помощи, которую никто не услышал. Не случайно более половины  всех суицидов среди детей и подростков возникает на почве внутрисемейных конфликтов, внутрисемейного непонимания.

Наследственность и психическое здоровье

У большинства родителей  отсутствуют необходимые психологические и медицинские знания. Например, о том, что существует генетическая предрасположенность к суицидальному поведению.

И если в роду у кого-то были суициды или попытки суицида, нужно проявлять настороженность.

Это ни в коем случае не значит, что ребенок обречен повторить поступок родственника, однако родители должны проконсультироваться со специалистом, который объяснит, на что следует обращать внимание, чего надо избегать.

По последним данным, чаще всего суициды совершают как дети, так и взрослые, у которых есть те или иные нарушения  психического здоровья.

Зачастую родители вообще не видят их проявлений, не беспокоятся.

Бывает и более парадоксально, когда родители понимают, что ребенок явно ведет себя как-то неадекватно, но с негодованием отвергают  саму возможность обратиться к детскому или подростковому психиатру.

Важно

Это обусловлено наличием своеобразного психологического барьера перед обращением к психиатру. К сожалению, у многих людей еще встречается невежественное отношение к психиатрии, непонимание того, что своевременная психиатрическая помощь позволит излечить ребенка, в том числе, и предупредить развитие у него суицидального поведения.

Суицидальный риск и психоактивные вещества

Риск суицида у подростков, которые употребляют психоактивные вещества (алкоголь, наркотики, токсические средства), резко возрастает.  Все эти вещества вызывают не только состояние эйфории и удовольствия, но и резко снижают критику к своему поведению.

В результате даже незначительный конфликт может вызвать у подростка, находящегося в алкогольном или наркотическом опьянении, совершенно неадекватную реакцию, ведущую к импульсивным, без всякого обдумывания, действиям. В том числе, и к самоубийству.

Если уже сформировалась алкогольная или наркотическая зависимость, то состояние, когда требуется очередная доза наркотика, очень тяжелое. Развивается депрессия, которая тоже может привести к суицидальным действиям.

Агрессивность в обществе и СМИ

Второй важный момент в формировании суицидальности детей и подростков – это высокий потенциал агрессии в нашем сегодняшнем обществе.

К сожалению, в нем доминируют не такие общечеловеческие христианские ценности, как любовь, добро, гуманизм, толерантность, а агрессия.

Она активно провоцируется средствами массовой информации и, в первую очередь, телевидением. Судя по всему, оно войдет в историю как «телевидение насилия и криминала».

Круглосуточно с экранов звучит стрельба, льются потоки крови, возводятся в культ сила, мощь, умение подавить, а то и уничтожить противника. Убийство становится повседневностью, привычным делом, а ведь суицид – это тоже убийство, только самого себя. При этом никто не задумывается, что демонстрация насилия – это само по себе насилие над зрителем, а агрессия разрушает личность.

И если взрослые могут «выключаться», они – устоявшиеся люди со своими представлениями, что дети и подростки впитывают все это, и у них в сознании формируется представление об агрессии как нормальном стиле поведения.

Кроме того, средства массовой информации могут непосредственно индуцировать совершение суицидов  детьми и подростками. Дело в том, что СМИ представляют информацию о самоубийствах абсолютно недопустимыми методами. Мы не призываем скрывать соответствующую информацию –  это неправильно, да, у нас и свобода печати.  

Но подавать информацию нужно грамотно. Журналисты часто стремятся придать сообщениям о случившихся самоубийствах характер сенсации, размещают материал на первой странице, дают ему «кричащий» заголовок.

Совет

При этом смакуются подробности ухода из жизни, в том числе, сверстников подростков или их кумиров; описываются формы и способы самоубийства, публикуются  непроверенные версии его причин, зачастую суициду придается оттенок романтичности.

У подростков в силу возрастных особенностей их психики существует мощный эффект подражания. Неграмотно поданная информация о самоубийствах провоцирует их на совершение суицидов, зачастую даже групповых.

Недаром время от времени появляются сообщения о том, что, например, две или три девочки вместе покончили с собой. И тут же следом – новая информация, что подобное случилось и в других местах.

Вот это и есть индуцирование суицидального поведения.

Некоторое время назад в Москве была своего рода эпидемия групповых самоубийств среди подростков. Когда произошло самое первое, я давал комментарий журналисту, и уже после беседы  сказал, что,  учитывая широкий отклик на событие в прессе, опасаюсь повторения таких случаев в ближайшие дни. К сожалению, я оказался прав.

Действительно, не только в Москве, а уже и в других городах нашей страны произошли подобные трагические случаи. Поэтому всем, кто освещает самоубийства в СМИ, нужно учитывать особенности подростковой психики, и прислушиваться к специалистам по поводу того, как и что можно говорить и писать на эту тему. Чтобы не стать виновными в следующих самоубийствах.

Еще одним важным аспектом, влияющим на суицидальность детей и подростков, является их вовлечение в тоталитарные псевдорелигиозные секты.

К сожалению, у нас в стране их не так уж мало, и родители, туда вовлеченные,  как правило, начинают подключать и детей. Большинство этих псевдорелигиозных сект носят деструктивный характер, вплоть до ориентации на уход из жизни.

Когда детей с их ранимой психикой включают туда, зачастую всё заканчивается суицидом.

Опасности  Интернета

Для подростков ведущим средством получения информации, даже в большей степени, чем телевидение, стал Интернет. Социальные сети – в первую очередь. Большая проблема, что там появляется очень много деструктивных ресурсов, в частности суицидальных, где можно найти информацию о том,  как можно уйти из жизни.

Важно, что было принято государственное решение о блокировании, закрытии таких ресурсов, наверное, оно многим сохранило жизнь. Но, к сожалению, беда в том, что одни закрываются, исчезают, другие снова появляются.

Вот реальный пример: юноша и девушка 15 – 16 лет познакомились в социальных сетях через страницу суицидальной направленности, нашли какие-то общие проблемы, переписывались и, в конце концов, решили, что вместе должны уйти из жизни. Ранее они друг друга в глаза не видели, жили в разных городах, и решили встретиться в месте, которое находится   между их городами. Договорились, приехали, встретились и в первый же день покончили с собой.

Психология – учим в школе?

Третий момент, влияющий на возникновение суицидов подростков – это отсутствие у них хотя бы минимальных психологических знаний, в том числе о себе.

Сейчас по инициативе нашего Центра достигнута договоренность с Министерством образования о создании курса психологии, который будет преподаваться в школах, начиная со второго и заканчивая последним классом.

Обратите внимание

 То есть все годы обучения на доступном для каждого возраста уровне будут проходить занятия по психологии, должны появиться соответствующие учебники.  Это дело не быстрое, но очень перспективное.

Неэффективная суицидологическая помощь

Следует заметить, что существующая у нас в стране система суицидологической помощи в значительной степени устарела и не соответствует требованиям времени и последним достижениям суицидологической науки и практики.

В большинстве своем суицидологические службы (а в некоторых регионах их вообще нет) не имеют детско-подросткового звена, а это – особая работа, особые подходы.

Зачастую родителям ребенка попросту некуда обратиться, даже если они заподозрили суицидальную опасность у своего ребенка.

 Поэтому требуется реформа всей системы суицидологической помощи с обязательным введением детско-подросткового звена.

Как определить суицидальный риск у ребенка: памятка для родителей

Главным признаком суицидального риска является то, что у ребенка (подростка) без каких-либо причин изменяется поведение (как говорят мамы, «словно подменили», «стал совсем другой»).

Основные изменения поведения следующие:

– Самоизоляция, снижение повседневной активности. Если раньше ребенок мог с родителями что-то обсуждать, пошутить, то сейчас он становится все более замкнутым, отвечает  односложно, часто уединяется. Падает успеваемость в школе, появляются прогулы без видимых причин.

– Изменение привычек с тенденцией к пренебрежительному отношению к своей внешности и несоблюдению правил личной гигиены. Перестает умываться, чистить зубы, теряет интерес к своей одежде, к тому, как он выглядит.

– Появление несвойственных ранее реакций в виде уходов из дома и бесцельного бродяжничества.

– Доминирующими темами для чтения, бесед и творчества становятся темы смерти и самоубийств.

 Это можно заметить по книгам, которые он читает, появившемуся предпочтению в прослушивании  печальной и траурной музыки.

Начинает посещать сайты, группы в социальных сетях, где говорится о смерти и самоубийстве. Это можно обнаружить, если  заглянуть на странички в Интернете или социальных сетях, которые он просматривает.

– Употребление психоактивных веществ. Подросток, который в жизни не употреблял спиртного или наркотиков, начинает приходить домой в состоянии опьянения.

Помимо этого существуют и так называемые лингвистические индикаторы суицидального риска.  К ним относятся:

  • прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
  • ослабление или выпадение из лексикона слов, характеризующих радостные переживания или представления;
  • специфические изменения речи: явная замедленность ее темпа, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность  интонаций.

Появление таких особенностей должно насторожить родителей.

Первое, что следует делать в таком случае –  найти возможность откровенно  поговорить с ребенком: что его беспокоит, в чем причина, как ему помочь.

Такой разговор будет иметь эффект, если  существует хотя бы малая степень доверительности в отношениях с родителями. А она создается, как я уже говорил, в раннем детском возрасте.

Если у подростка эта доверительность исчезла, и отношения носят формальный характер, то ребёнок вряд ли раскроет свои переживания. В таком случае нужно обращаться к специалисту, квалифицированному психологу, занимающемуся именно детьми и подростками.

Я бы только не советовал искать психолога (психотерапевта) по объявлениям: у нас масса неквалифицированных людей и даже шарлатанов, подвизающихся под этой маркой. Не следует бояться обращения к детско-подростковому психиатру в обычный психоневрологический диспансер, куда не нужно  никаких направлений.

Важно

Для начала туда можно прийти маме или папе без ребенка, поговорить, посоветоваться, и совместно решить, как поступать дальше. Наконец, существуют анонимные Телефоны доверия, куда может позвонить любой родитель, да и сам подросток. Поэтому важно, чтобы дети и подростки знали этот номер, и в каких случаях по нему звонить.

Важное

Ни в коем случае нельзя считать, что если ребенок говорит о собственном самоубийстве, то это шантаж, с помощью которого он хочет чего-то добиться. К сожалению, такая точка зрения очень часто встречается у родителей. С подростками нужно вести себя гибко, а не «ломать через колено».

Могу привести один трагический случай, произошедший несколько лет назад.  У мамы – очень целеустремленной, правильной, но жесткой и авторитарной, были натянутые отношения с дочерью – подростком лет 15-ти. Очередной конфликт возник, когда девочке надо было куда-то идти, а мама не пускала. Слово за слово, эмоции накалились.

Девочка сказала, что если мама ее не пустит, она выбросится из окна (а жили они высоко).

Мама, считая, что это шантаж, и она не позволит собой манипулировать, подошла к окну, распахнула его и сказала: «Ну что же, прыгай». Она была уверена, что сразу «собьет всю дурь».

Девочка подошла к окну и… выпрыгнула. Фактически мама сама спровоцировала совершение самоубийства до которого, может быть, девочка и не дошла бы…

При любом  подозрении  о риске суицида, к любым словам ребенка или подростка, касающимся этого, нужно относиться максимально внимательно. Лучше ошибиться, пытаясь сохранить жизнь, нежели наоборот.опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/116332-pamyatka-dlya-roditeley-kak-opredelit-suitsidalnyy-risk-u-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector