Нигилизм правовой, социальный – суть, понятие, формы

Правовой нигилизм: понятия, формы проявления, социальная опасность

Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.фотрмы выражения 1.

прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных НПА. Эти нарушения составляют огромный массив уголовно наказуемых деяний,а также админ,дисцип.преступность- мощный катализатор правового нигилизма ,зона которого расширяется.злоумышленники не боятся закона,умело обходят его,используя разного рода правовые дыры и щели.2.

массовое несоблюдение и неиспользование юрид предписаний,когда суб-ты попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм,а стремятся жить и действовать по своим правилам.неисполнимость закона- признак бессилия власти.царит правовая анархия.неподчинение наносит не меньший вред общ-ву,чем их прямое нарушение.

Обратите внимание

такое непослушание-результат низкого правосознания,отсутствие должной правовой культуры,а также следствие общей разболтанности и безответственности.3.война законов,издание праворечивых.параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов,которые как бы нейтрализуют друг друга,растрачивая свою силу. Нередко подзаконные акты становяся надзаконными.

Применимые в большом кол-ве юрид норм не стыкуются,плохо синхронизированы.сущ-ет мнение,что война законов ушла в прошлое,что она велась ,когда был союзный центр.это не так.война законов не прекратилась,а видоизменилась.теперь она идет в пределах России между законами.указами,суд. Решениями, фед. Актами.

Война законов и властей – абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма.пагубность его была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем.что кроме войны юрид. В стране идет множество др войн. Соответственно множество и беспределов.4.

подмена законности полит,идеалог или прогматической целесообразностью,выходы различных различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в “разреженном правовом пространстве”, т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а “по понятиям”.

Вместе с тем следует заметить, что идея законности и порядка при определенных обстоятельствах может быть использована заинтересованными лидерами и властными структурами как повод для применения силы и нарушения прав человека, равно как и необходимость борьбы с преступностью. Практика последнего времени подтверждает это.

А как известно, нет ничего опаснее, чем узаконенное беззаконие. Это своего рода правовой конформизм, когда идеи права и законности приспосабливаются к ситуации, когда они используются не во благо, а во вред. 5. Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях.

Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Это своего рода “номенклатурный”, или “элитарный”, нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона.

Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом “свободной” от соблюдения законов, особенно на местах.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Важно

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств.

Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам.

Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь.

А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность,

Юридическая нормативная система как способ закрепления и обеспечения права: понятие, основные элементы.

Система права — это объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, объединенных по соответствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определяет основополагающие принципы объединения и дифференциации юридических норм.

Совокупность всех юридических норм, действующих на территории государства, в совокупности образуют правовое пространство (правовое поле). В свою очередь правовое пространство представляет собой совокупность отраслей права.

Отрасль права — это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений.

Совет

Основными отраслями права являются Конституционное (государственное), Гражданское, Административное, Уголовное право.

Отрасли права в качестве структурных элементов включают подотрасли и институты.

Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений.

Например, в гражданском праве – авторское, жилищное, наследственное право; в конституционном – избирательное право, в земельном – горное, водное, лесное. При определенных обстоятельствах подотрасль может быть преобразована в самостоятельную отрасль права.

Институт права – структурный элемент системы права, объединяющий специализированные нормы, характеризующие юридические понятия, категории, принципы.

Например, институт государственной службы включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования системы государственных органов; устанавливающие объем полномочий государственных служащих, гарантии и процедуры их реализации (выполнение государственными служащими своих должностных обязанностей и функций), а так же определяющие меры ответственности за правонарушения в сфере служебной деятельности.

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рамках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие общественные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступного деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные общественные отношения (институт собственности).

Первичным элементом системы права является юридическая норма-правило (образец) поведения общезначимого общеобязательного характера, принимаемое от имени государства, обеспечиваемое системой государственных гарантий и санкций.



Источник: https://infopedia.su/8x109bd.html

Правовой нигилизм: понятие и социальная сущность

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.

Нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».

Обратите внимание

Сущность его – в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии… отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

-резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

-максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

-не сопряжен с позитивной программой;

-несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Пути преодоления правового нигилизма.

Основные путипреодоления правового нигилизма – это повышение общей и правовой культуры граждан, их правовoго и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако, ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

Формы правового нигилизма

В отечественной литературе правовой нигилизм классифицируют по различным основаниям. Так, профессор Николай Игнатьевич Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

• умышленное, преднамеренное нарушение законов и иных нормативных правовых актов;

• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

• издание противоречивых правовых актов;

• подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

• конфронтацию представительных и исполнительных государственных органов;

• нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность;

• теоретическую форму (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) [1].

В. А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерны безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения.

Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Читайте также:  Сильные чувства. что с ними сделать?

Кроме того, автор разделяет правовой нигилизм:

• на высшей ступени общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

• уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

• ведомственном уровне. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”, в них искажаются, игнорируются требования закона [2].

Таким образом, правовой нигилизм многолик. Злободневной реалией правового нигилизма в современном мире стали так называемые “двойные стандарты”. В этом варианте необходимость права и законности не отрицается: напротив – они декларативно и демонстративно приветствуются.

При этом даже искренне предполагается необходимость права и закона в обществе, но с одной оговоркой – они существуют для “других”: “стран-изгоев”, “пипла”, “быдла” и т.п.

Правовыми нигилистами этого рода выступают, как правило, “сильные мира сего”: как в международно-правовом аспекте (США), так и внутригосударственном (Россия).

Во внутригосударственном разрезе эта проблема весьма актуальна для современной России, что обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, массовостью разрешения юридических дел по двойным стандартам, во-вторых, интенсивным и масштабным внедрением в обыденное и профессиональное правосознание представления о нормальности этого явления.

Важно

С использованием всех СМИ (в первую очередь телевидения) представители российских “силовых структур” “ничтоже сумняшеся” (нисколько не сомневаясь, в полной уверенности в своей правоте) вещают об успешном расследовании “резонансных” юридических дел.

Эта подленькая по сути формула, в какой-то мере простительная для журналистов, категорически не приемлема для юристов: она свидетельствует о полном непонимании природы права как социального регулятора, основанного на принципе формального равенства (см. гл. 11).

Деление юридических дел на “резонансные” и все остальные на практике означает, что к раскрытию преступления, совершенного в отношении “публичного” субъекта, надо прикладывать максимум усилий (во избежание для себя негативных последствий), а от остальных потерпевших можно отмахнуться или начать “расследование” с энергичной попытки внушить потерпевшим, что они сами виноваты в собственном незавидном положении. Двойная стандартизация производится юрисдикционными органами в отношении субъектов права и но признаку их финансово-экономической состоятельности.

Источник: https://cyberpedia.su/17x1c19a.html

1. Понятие и сущность правового нигилизма. Нигилизм как общесоциальное явление

Правовой нигилизм есть сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений.

Другими словами, правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, универсальность, возможности и даже необходимость права — таков морально-психологический генезис данного феномена. Также отношение к праву может быть просто безразличным, отстраненным, что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, грамотности.

Но в то же время, следует отличать правовой нигилизм, от сходных с ним понятий — критикой права и юридическим фетишизмом (идеализмом).

Правовой нигилизм есть отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей; критика же направлена на отрицание ложных норм, идей, консервативных правовых привычек, установок, несовершенных юридических институтов. Различие усматривается и в их результатах (последствиях).

Если правовой нигилизм подрывает правовые устои общества, является тормозом прогрессивного правового развития, то консервативная критика есть условие совершенствования правовой системы, фактор социально-правового прогресса.

Противоположный по своей форме, но в принципе весьма сходный с правовым нигилизмом по результатам своего действия — юридический фетишизм, представляющий собой преувеличение реальной роли юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей. Юридический фетишизм весьма распространен в нашем обществе. Достаточно вспомнить как часто, даже с трибуны высшего органа государственной власти страны, звучат настойчивые требования принять в самом срочном порядке по тому или иному поводу законодательный акт, полагая, что именно таким образом можно и нужно решать любую остросоциальную проблему — насытить рынок товарами, преодолеть организованную преступность, значительно повысить культуру в обществе и т. д. Гойман В. Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция. 1990. № 9. С.4.

Совет

Реализация такого подхода на практике приводит к чрезмерному увлечению нормативно-правовыми средствами, принятию актов, которые не вызывались общественными потребностями. В конечном счете, такой акт теряет свое значение, оставляя у адресатов неприятный осадок. Следовательно, юридический фетишизм ведет к правовому нигилизму, стимулирует его распространение.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. — «отрицание») выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия.

Это — одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер, Бакунин, Кропоткин и др. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д.

, в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь — культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов.

Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Развернутая характеристика социального нигилизма, распространившегося в начале XX столетия в определенных слоях русского общества, была дана в знаменитом сборнике «Вехи», вышедшем в 1909 г., и получившем впоследствии широкий общественный резонанс. Один из его авторов, а именно С.Л.

Франк, с особым пафосом подчеркивал, что если бы можно было одним словом определить умонастроение нашей интеллигенции, то нужно назвать его морализмом.

«Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм этот есть лишь отражение ее нигилизма…

Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей» Франк С.Л. Этика нигилизма // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 172, 173..

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом. К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.

Однако в целом нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в наше время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы.

В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом См.: Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. №4. С. 76..

Нигилизм — стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания — с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.

Обратите внимание

При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм. Плюс «отсутствие какой-либо позитивной программы или, по крайней мере, ее абстрактность, зыбкость, аморфность» Теория государства и права / Под ред. Н.И, Матузова.

М.: Юристъ. 2000. С. 685..

Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период «перестройки» и гласности.

Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.

С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой — его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своем пути и позитивные начала Там же. С. 686..

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни, недовольство переменами; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; «левый» и «правый» экстремизм, национализм.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/117080

Правовой нигилизм и правовой идеализм: понятие, формы и проявления, пути преодоления

Правовой нигилизм

отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права.

Нигилизм вообще (от лат. nihil – ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Известный российский литературный персонаж XIX в.

Читайте также:  Конфиденциальность информации, принцип конфиденциальности

Козьма Прутков призывал всех “зрить в корень” и “подвергать все сомнению”. Поэтому нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д.

Важно

Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.

Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Причины правового нигилизма самые разные – от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об “отмирании” права.

В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались “на поруки” преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью.

В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему.

Правовой фетишизм (или идеализм) – гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.

Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:

Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.

Совет

Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.

Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.

Формы выражения правового нигилизма:

прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;

массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;

подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;

несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;

подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия – особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм – глубинная основа правовой демагогии.

64.Правовая культура: понятие, структура, соотношение с правосознанием.

Обратите внимание

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты:

уровень совершенства законодательства;

правовая активность населения государства;

уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования;

соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал;

эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

знание, а вместе с этим и понимание права;

отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

правовая психология;

правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как:

идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом;

позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры;

творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты:

знание, почитание права и законодательства;

соблюдение законности;

наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть;

наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан;

правовое обучение и воспитание граждан;

способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции:

Важно

познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

праворегулятивную, которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

ценностно-нормативную, которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

правосоциализаторская, через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;

коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a6252.html

4.4.4. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ

Административное право / Арбитражный процесс / Земельное право / История государства и права / История политических и правовых учений / Конституции стран / Международное право / Налоги и налогообложение / Право / Прокурорский надзор / Следствие / Судопроизводство / Теория государства и права / Уголовное право / Уголовный процесс ГлавнаяЮриспруденцияТеория государства и права

Григорьева И.В.. Теория государства и права, 2009
Нигилизм как общесоциальное явление. Нигилизм вообще (в переводе с лат. – “отрицание”) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определённым ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, П. А. Кропоткин и др.

Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин “нигилизм” теряет свой смысл и растворяется в более объёмном понятии – “отрицание”.

Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи. В историческом плане нельзя, например, безоговорочно негативно, с позиций голого отрицания, оценивать различные освободительные движения, их идеологов и участников, так как это объективные закономерные процессы. Тем более если речь идёт об эволюционном развитии.

Когда нигилизм становится естественным (объективным) отрицанием старого, консервативного, реакционного, он перестает быть нигилизмом.

К примеру, отрицание многих мрачных и даже трагических страниц из нашего недавнего прошлого, прежде всего в государственной и политико-правовой сфере жизни общества, справедливо и оправданно, так как представляет собой неизбежный процесс обновления.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.
Социальный нигилизм особенно распространился у нас в период “перестройки” и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не всё) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось. С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой – его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметал на своём пути и позитивные начала. Анафеме предавалось как плохое, так и хорошее.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определёнными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых (“рыночных”) ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против “шоковых” методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров. Среди значительной части населения преобладают фрондистские настроения, негативное отношение к происходящему, ко многим фактам и явлениям действительности.
Понятие и источники правового нигилизма. Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть “элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии… отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни”. Речь идёт о невостребованности права обществом.Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей, что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа, умонастроений, социальных чувств, привычек.

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы живём в море беззакония, которое подчас принимает характер национального бедствия и наносит обществу огромный и невосполнимый ущерб.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние российского общества. Социальная напряжённость, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.
На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Последнее – индикатор вредности и опасности явления. Поступки – плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершённое им деяние.
Формы выражения правового нигилизма.
Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 1999 г. в России было зарегистрировано свыше 3 млн. преступлений. Реально же совершено намного больше.
Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят своё поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по “своим правилам”. Неиспол- няемость же законов – признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.
Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”. Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется “правовое поле”, на котором легко произрастает правовой нигилизм.
Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в “разреженном правовом пространстве”, т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а “по понятиям”.Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль “обкомов”, “горкомов”, “райкомов”, при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперни-чество лидеров, их претензии быть “первыми лицами”, “хозяином” в данной “вотчине”. При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

Серьёзным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищённость личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств.

Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Подытоживая всё сказанное, можно выделить некоторые общие, наиболее характерные черты современного правового нигилизма. Это:во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространённость не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоёв, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;в-третьих, многообразие форм проявления – от криминальных до легальных (легитимных), от парла- ментско-конституционных до митингово-охлократических, от “верхушечных” до бытовых;в-четвёртых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

в-шестых, связь с негативизмом – более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

>
= К содержанию =
  1. 6. Политико-правовые учения юристов русского зарубежья
    правоведы так назы ваемого русского зарубежья.

    Это была критико-аналитическая работа, которая велась во имя лбудущей России в зарубежных учебных и научных центрах (Харбин, Прага, крупные универ ситетские города Югославии). Большая группа правоведов, фи лософов и литераторов, доставленная в Германию на лпароходе философов (1922), обосновалась в Берлине. В действительно сти было несколько

  2. 2.

    Основные концепции права и государства советского периода
    правовой идеологии иде ологией пролетарской, коммунистической, марксистско-ле нинской, об интерпретации учреждений и установлений тота литарной диктатуры как “принципиально нового” государства и права, необходимых для движения к коммунизму и вместе с тем “отмирающих” по мере такого продвижения к обещан ному будущему, о радикальном отрицании прежних представ лений и учений о государстве и праве,

  3. 3. Особенности отечественного правопонимания
    правовой системы, как глубокая связь права с государством, опора на коллективные способы хозяйствования как особую форму экономического прогресса, нежесткость линий дифференциации личности и государства и преобладание коллективистских элементов правосознания, тесная связь традиционной основы права и государства с православием 141, дают основание некоторым авторам настаивать на том, что
  4. 9.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ, ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ И ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    правовые, политические, социальные и др.), созданные государством всем субъектам хозяйствования, а также иностранным инвесторам для выгодных вложений ин-вестиций с целью развития национальной экономики. Инвестиционная привлекательность на макроуровне зависит от следующих факторов: политической стабильности и ее предсказуемости на будущее; основных макроэкономических показателей, характеризующих
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
    правового обес-печения инновационной деятельности, механизмов ее стимули-рования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и вве дение ее в хозяйственный оборот. ж Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности. ж Развитие производства, повышения конкурентоспособнос ти и экспорта наукоемкой продукции. В процессе
  6. 25.1 Понятие лкачество продукции. Показатели качества
    правовые, показатели экологично- сти и безопасности. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, оп-ределяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения. Они ха рактеризуют важнейшие свойства продукции. Показатели экономного использования сырья, материалов, топ лива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его
  7. 2.3. СОДЕРЖАНИЕ, ХАРАКТЕР И РАЗНОВИДНОСТИ ТРУДА
    правовом обслуживании, образовании, медицинском и культурном обслуживании, организа ции отдыха, выполнении работ по изменению свойств изделий (ре монт, уборка и чистка и т.п.) и др. По степени самостоятельности в реализации занятости труд может быть наемным, предпринимательским или на основе так на зываемой самозанятости. Наемный труд – это труд по найму на основе трудового договора с
  8. 15.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЛАТОЙ ТРУДА
    правовым документом; регулярность, постоянность поддержки – состоит в том, что ее формы и методы не должны быть эпизодом, всплеском эмоций того или иного руководителя, а должны строиться на систематиче ской основе; нарастающий уровень поддержки – предполагает такую социальную заботу государства, которая по мере роста экономики ^ и материального уровня жизни населения будет увеличиваться за
  9. 1.2. Изменения в социально-экономической картине мира
    правовое простран ство. Граждане национальных государств – членов ЕС являются одно-временно гражданами Евросоюза. Завершается строительство единого внутреннего рынка. Образован Экономический и валютный союз с еди ной валютой – евро. Проводится общая политика в основных областях социально-экономической жизни. Утверждается общая политика в области иммиграции, внутренних дел и юстиции. Все более
  10. 22.2. Структура и развитие международных финансовых рынков как экономической среды для бизнеса
    правовой фильтр существенно снизил возможности и опасность ажиотажного беспредела на рынке ценных бумаг. Структура международного рынка ценных бумаг представлена в табл. 22.2. Таблица 22.2 Удельный вес, % 38 32 12 Структура международного рынка ценных бумаг в середине 90-х г. Наименование ценных бумаг Простые облигации Среднесрочные евроноты Облигации с плавающим купоном Конвертируемые облигации

Источник: http://geum.ru/finansy/gosudarstva-prava-teoriya/444-pravovoy-nigilizm-ponyatie-istochniki.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector