Отзывчивость – что это такое, воспитание отзывчивости

» Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл.

Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.

Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.

Обратите внимание

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы.

Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.

Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.

Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят.

Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.

А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Смотрите видео о том, что такое доброта и как стать ребёнку добрым

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.

Важно

Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте.

Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки.

Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера.

Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики.

Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть.

При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания.

Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени.

Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого.

Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки.

После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам.

Совет

Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком.

Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Читайте также:  Сублимация в психологии - примеры, теория сублимации фрейда

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день.

Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость.

Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Источник: https://paidagogos.com/speshite-delat-dobro-kak-vospitat-dobrogo-rebyonka.html

“КАК ВОСПИТАТЬ ДОБРОГО И ОТЗЫВЧИВОГО РЕБЕНКА”

Недавно одна знакомая учительница рассказала мне о своих переживаниях. «Меня очень тревожит тот факт, что дети в моем классе очень часто поступают жестоко – по отношению к животным, друг другу, и взрослым тоже. Решила поговорить на эту тему с родителями, чтобы вместе попытаться справиться с этой проблемой.

Сначала раздала всем небольшую анкету, где содержался вопрос: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?». С удивлением потом читала ответы: «устойчивость», «целеустремленность», «умение побеждать», «лидерство», «умение преодолевать трудности».

Хотя стоит отметить, что все-таки о «доброте» и «мягкости» было упомянуто в анкетах двух родителей. А вот «отзывчивость», «умение сопереживать», «доброта» не встретились ни разу ни в одной из тридцати двух анкет.

Возможно, родители считают эти черты ненужными и неважными, и поэтому не упомянули о них? Тогда почему, отвечая на вопрос «Считаете ли вы, что ваш ребенок должен быть добрым и быть отзывчивым по отношению к окружающим», 80% мам и пап ответили утвердительно? Вот так – воспитывают целеустремленных, активных, но в то же время считают, что отзывчивость появится откуда сама собой. Хотя один из пап все же заметил, что воспитание отзывчивости – дело школы, а не родителей».

Такое печальное наблюдение учительницы, которая несмотря ни на что убеждена, что ей удастся разбудить и в детях, и в родителях чувство сопереживания и сострадания к тем, кто в этом нуждается.

Вряд ли родители, мечтающие о том, чтобы ребенок, независимо от своего возраста, относился к ним самим жестоко.

Становясь пожилыми, родители ждут от своих детей доброты, внимания, телефонного звонка или короткого визита, их удивляет, что сын давно не звонил, а дочь не находит времени, чтобы заехать хотя бы на минутку, не говоря уже о помощи. И только некоторые старики оглядываются назад, чтобы понять, что они делали не так, воспитывая своих детей.

Когда начинать?

Воспитание отзывчивости нельзя начать с определенного возраста. Мудрые люди говорят о том, что все закладывается задолго до рождения. «Положительная беременность» – это и есть начало воспитания.

Обратите внимание

Спокойная мать, настроение которой преимущественно является солнечным и беззаботным, обязательно передает тому, кто живет в ее животике, радостные, позитивные эмоции. Постоянное же чувство тревоги, страха, подавленности на уровне гормонов непременно передается и ребенку.

Поэтому, с самого первого момента беременности, женщина должна помнить о своей взаимосвязи с ребенком и уметь правильно настроиться, вести здоровый образ жизни не только физически, но и эмоционально, контролировать свои чувства.

Доброта – это помощь людям и животным. Доброта бескорыстная и добрый человек не ждет чего-то взамен. Поговорите с ребенком о том, что такое хорошие поступки, о том, какие добрые дела уже может делать ваш малыш. Сразу после рождения родители имеют возможность контактировать с малышом.

Почему-то сейчас становится естественным, когда ребенок спит отдельно от мамы, когда мама не слишком часто берет его на руки. Важнейшая цепочка для младенца «крик о помощи – мамины руки», как раз и закладывает в нем основы чуткости и сострадания. Малыш чувствует: если ему плохо, то мама сразу оказывается рядом и не отказывает ему в своем тепле и любви.

Чутко относиться к «просьбам» о помощи – первый шаг воспитании чуткого  и доброго ребенка.

Есть такой психологический термин – «эмоциональная холодность». Он означает неумение проявлять свои эмоции, чрезмерную сдержанность, ровное отношение ко всему, что происходит вокруг. Интересный рассказ мамы семилетнего Антона. «В прошлом году мы с сыном гостили у наших друзей в Европе. Жили в их семье, поэтому во время визита были, как-то говорят, на глазах у всех.

Не могу назвать себя слишком спокойной. Я – мама довольно эмоциональная. Могу отругать, потом искренне приголублю. Мои дети меня знают и, как мне кажется, прощают иногда в сердцах сказанные резкие слова. Тем более, что я всегда извиняюсь, если понимаю, что была не права. А в этот раз в течение поездки я вела себя очень сдержанно.

Затем, проанализировав, поняла – не было ни «плюса», ни «минуса», только сплошной «ноль». Наконец отпуск завершился, мы с сыном в аэропорту, сдаем багаж, именно тогда он мне плача сказал: «Ты меня не любишь, я тебе не нужен!» Я удивлена и даже испугана.

Важно

Спрашиваю: «Почему ты так решил?» «А ты мне вообще ни одного замечания не делала, не ругала даже ни разу», – ответил мой ребенок. «Неужели я так часто делаю тебе замечания дома?» – Спрашивала я. «Нет, не часто», – отвечал сын, продолжая утверждать, что я его почему-то разлюбила. В конце концов я разозлилась, ведь не понимала, как себя вести.

Я уверяла, что люблю его больше всех на свете, что я обижаюсь, если он этого не замечает … А сын вдруг глубоко вздохнул, обнял меня и просто сказал: «0, моя мама!» И вполне спокойно отправился за чемоданами. Моя подруга-психолог объяснила мне, что во время поездки я была слишком сдержанной, пытаясь выглядеть прилично «на людях».

А для сына общение с такой малоэмоциональной и холодной мамой оказалось слишком сложным испытанием. Да, я не делала замечаний, но для ребенка это было символом безразличия. И только увидев мою эмоциональную вспышку в аэропорту, ребенок успокоился».

Жестокость порождает жестокость

Этот принцип в воспитании работает всегда. И тут речь идет о любой жестокости, независимо от того, в отношении кого она проявляется. Например, мы, взрослые, можем быть жестокими по отношению к:

– ребенку;

– своим родителям;

– друг другу;

– животным;

– окружающим;

– себе.

Наши дети видят и замечают все. Они буквально копируют наше поведение, воспринимая его как норму и образец.

Например, жестокость по отношению к ребенку проявляется затем в жестоком отношении ребенка к самому себе (он якобы наказывает себя сам, привыкая к тому, что он плохой и заслуживает такого-же отношения). Ссоры между родителями дети воспринимают как проявление агрессии.

Когда мама и папа, дорогие и близкие люди, говорят друг другу злые слова, оскорбляют друг друга и даже могут ударить, то для ребенка это огромный стресс, чрезмерное переживание.

Но если так происходит каждый день, то рано или поздно малыш начинает считать, что это правильно и так и должно быть. Уже через достаточно короткое время родители могут услышать грубые слова из уст ребенка. Спрашивать его «Где ты этому научился?» Не имеет смысла, ведь школу жестокости и грубости малыш прошел дома.

Совет

Если мама грубо разговаривает с продавцом в магазине, папа отчитывает воспитательницу, то ожидать, что ребенок будет вести себя иначе, не имеет смысла. Воспитание чуткости начинается именно дома.

Семейные традиции должны быть такими, которые свидетельствуют о правильных поступках.

Например, забота о близких, когда они болеют, помощь в те моменты, когда у кого-то случились неприятности, забота о братьях наших меньших и тому подобное.

Братья наши меньшие

Родителям, чьи дети страдают от повышенной жестокости и агрессии, психологи чаще всего рекомендуют завести домашнее животное. Потому что забота о живом существе способна сделать мягким даже жестокое сердце. Чрезвычайно важно, чтобы родители были настойчивыми и последовательными в своих решениях.

Котенок или хомячок должны быть именно под опекой ребенка, а взрослый может только помочь. Нельзя пустить все на самотек. Малыш еще может не знать, насколько животное нуждается в его защите. Самое главное, о чем нужно рассказать ребенку – что за животным нельзя ухаживать как попало и время от времени.

Ведь любое живое существо нуждается в постоянной пище и уходе. Хорошо, если у вас дома есть животное, о котором вы сначала будете заниматься вместе с ребенком. Это нужно, чтобы малыш понял, что на самом деле означает слово «забота», и проникся ответственностью за жизнь животного.

Многие родители уверяют, что детям зачастую очень быстро надоедает каждый день делать одно и то же: кормить, гулять, чистить клетку и тому подобное. Но это не удивительно, ведь дети любят смену действий и имеют еще не развитую силу воли, чтобы заставить себя делать то, что не хочется.

Именно поэтому ребенок нуждается в помощи взрослого. Основная трудность заключается в том, чтобы не подменить своими действиями действия ребенка.

«Пожилых людей всегда уважают»

Обратите внимание

Воспитывать в ребенке отзывчивость, одновременно забывая о собственных родителях, невозможно. А для начала приведем несколько «картинок» из жизни.

Молодая женщина стоит на эскалаторе метро и держит за руку мальчика. Ступенькой выше стоит, покачиваясь, худенькая бабушка. Пожилая женщина оступается и слегка задевает сумкой молодую маму. В ответ она слышит громкую брань, хорошо слышную всем пассажирам.

Папаша с дочерью прогуливаются по парку. У мужчины звонит телефон, и он раздраженно говорит: «Что ты хочешь? Мама, я тебе сказал – прекрати мне звонить, я сам тебе позвоню. Все, хватит болтать, я занят! До свидания».

Мама и дочь в примерочной магазина. Девочка надевает платье и говорит маме: «А у меня есть платье, мне бабушка подарила на Новый год, ты, наверное, забыла о нем». «Не забыла, – отвечает мама.

– У нашей бабушки вкуса не хватает вообще. Такое ужасное платье купила! Ты в таком не  будешь ходить». «А что же мы бабушке скажем?», – ужасается девочка.

«Я ей уже все сказала», – резко отвечает женщина.

Когда мы общаемся со своими родителями, то не всегда это общение является хорошим. Даже когда мы взрослеем, мы постоянно пытаемся что-то доказать, самоутвердиться, чувствовать себя самодостаточными. То есть, чисто теоретически вполне можно объяснить себе и окружающим, почему мы грубы к своим родителям. Но только не нашим детям.

Ведь мы для них – эталон, мера, пример того, как следует поступать в различных жизненных ситуациях. Мама сказала бабушке, что не собирается ее слушать? Папа сказал, что ему некогда ехать на другой конец города, чтобы навестить свою заболевшую маму? А дети все видят и слышат.

Они чувствуют раздраженную интонацию, впитывают нашу модель общения с родными. И потом, когда нужно позвонить бабушке или написать открытку дедушке, мы с удивлением слышим, что ребенок категорически отказывается, ссылаясь на нехватку времени или даже на простое нежелание.

Тогда бессмысленно увещевать и говорить, как это важно – уделить внимание дедушке и бабушке. А уже общение внуков с бабушками и дедушками чаще и вообще может испугать.

«Я не буду тебя слушаться!», «Подумаешь, что ты сказала!», «Иди отсюда!», «Отстань от меня!», «Сама знаю!», «Ты мне не указ», «А мама мне позволяет!»- слышат дедушки и бабушки, однако, бессильны что-либо изменить. Но страх потерять даже такое общение заставляет их терпеть выходки внуков.

Важно

Милосердие – помощь слабым, больным или пожилым. Быть милосердным значит оказать поддержку, помочь, ободрить словом.

Старики бывают не только близкими. Вокруг нас много других пожилых людей – попутчиков в транспорте, соседей, прохожих на улице. И воспитывать уважение к пожилым нужно не только на примере своих родственников.

Читайте также:  Тренинг личностного роста - виды, цель базового тренинга

По мнению одной моей знакомой, понимать это начинаешь только тогда, когда сам становишься бабушкой или дедушкой. Когда сердце замирает от телефонного звонка, когда все готов отдать за то, чтобы увидеть любимого внука.

Когда настроение зависит от того, придут в праздничный день внуки и дети.

Дети считывают наше отношение к родителям и другим окружающим людям пожилого возраста. Поэтому именно то, как мы относимся к ним, и становится основой воспитания.

Помню, как в детстве меня наказал мой дедушка. «Что делает бабушка?» – Спросил он меня. «А, по телефону болтает», – бездумно ответила я. С тех пор навсегда запомнила, что бабушка болтать не может, она может разговаривать. Нет, дедушка совсем не ругал меня. Он просто тихо сказал, что я ошиблась и так не может быть.

И это был мой самый важный урок. Вот так и в воспитании наших собственных детей – обязательно нужно проговаривать «можно» и «нельзя», уважительно относиться самим к старикам, не забывать звонить, посещать, поздравлять в праздники – это и есть воспитание отзывчивости.

Места для пассажиров с детьми

Вопрос: «Когда едешь в транспорте с ребенком, то нужно настаивать, чтобы он уступал место бабушке, которая вошла на очередной остановке?» Многие родители считают, что ребенок обязательно должен сидеть, а то, что происходит вокруг, неважно.

Если ребенок маленький, то, наверное, говорить о том, что нужно уступить место, является чрезмерной крайностью. Но если ваш ребенок уже подрос, крепко стоит на ногах и хорошо понимает, что происходит, то это как раз и есть ситуация, когда можно воспитывать на реальных примерах.

Совет

Уступить место пожилому человеку или беременной женщине, или маме с малышом младшего возраста – это правильное поведение. Ведь если жалеть своего ребенка, считая, что пусть лучше сидит, чтобы не тряхнуло на ухабе, пройдет время – и ребенок не уступит место даже собственным родителям. К большому сожалению, многие мамы и папы этого не понимают.

Уступить очередь, поделиться игрушкой или сладостями просто так, только потому, что кто-то рядом – этому ребенка нужно учить. Но учить можно только тогда, когда сам ведешь себя так же.

А не прочитать ли нам книгу?

Книга-именно тот источник идей, который воспитывает нравственность наших детей. Классики мировой литературы писали немало о жалости, доброте и отзывчивости. Достаточно вспомнить «Муму» И. Тургенева, или «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского.

Ребенок, с детства слышит и читает такие книги, с самого раннего возраста задумываться о доброте и милосердии.

Важно не просто читать, но и обсуждать то, что вы прочитали вместе, отвечать на детские вопросы, ставить ребенку вопрос, побуждая его задуматься.

Предлагаю небольшой перечень прекрасных детских книг, которые помогут родителям воспитать отзывчивых детей.

– Оскар Бренифье. Что такое добро и зло?

– Оскар Бренифье. Книга о смысле жизни, дружбе, любви и не только

– Кейт Вестерлунд. Зимняя сказка олененка

– Джеральдина Эльшнер. Рыбка для Миши

– Астрид Линдгрен. Мио, мой мио!

– Владислав Крапивин. Мальчик со шпагой

– Геннадий Цыферов. Дневник медвежонка

– Элвин Брукс Уайт. Паутина Шарлотты 

– Кейт ДиКамилло. Удивительное путешествие кролика Эдварда

– Кейт ДиКамилло. Спасибо Уинн-Дикси 

– Оскар Уайльд. Звездный мальчик

– Феликс Зальтен. Бэмби

– Элинор Поттер. Поллианна

– Джемс Мэтью Барри. Питер Пен

Краткое руководство для родителей, где простые слова имеют глубокий смысл …

– Больше говорите с ребенком обо всем – о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.

– Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.

– Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.

– Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.

– Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.

– Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.

– Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.

– Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда. 

Источник: https://vlasova-ozgdou11.edumsko.ru/articles/post/816966

Отзывчивость: что значит быть отзывчивым человеком?

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души  – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь.

Обратите внимание

И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов.  Откликнуться на такую просьбу может не любой.

Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.

Уважать, ценить, сочувствовать, оказывать помощь, проявлять доброту к другим  – это умения отзывчивого человека.

Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен.  Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации.

 Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения. В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах.

Вежливость к окружающим – одна из граней отзывчивости, как и способность признавать ошибки.

Важно

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их.  Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

Среди них:

Душевность,Сердечность,Чуткость,Участливость,Внимательность,Доброта,Человечность,Сострадательность,

Добродушие.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина.

Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом.  Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме.

В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками  Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что  отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями.  Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

Стать внимательнее к происходящему.  Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи.

Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.

Совет

Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…

Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Источник: https://sunmag.me/sovety/23-03-2014-otzyvchivost-chto-znachit-byt-otzyvchivym-chelovekom.html

Необходимость воспитания у детей отзывчивости, внимательности и заботливости к своим близким | Современный детский сад | Сертификаты для воспитателей / Академия дошкольного образования

Конференция: Современный детский сад

Автор: Перькова Любовь Николаевна

Организация: МБДОУ ДС № 71 «Почемучка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Обращайте внимание не столько на истребление недостатков в детях, сколько на наполнение их животворящею любовь: будет любовь, не будет пороков.

В. Белинский

Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи осложняют пути личностного самоопределения ребенка. В связи с этим перед дошкольным воспитанием встали проблемы оказания помощи ребенку в определении границ добра и зла.

Семейная атмосфера, а также социально экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного, все определяющего человеческого качества, такого как доброта. Прямо скажем, мы мало заботимся о своем пожилом возрасте. Хорошее воспитание ребенка – это спокойная родительская старость.

Вот и получается, что совсем нередкий факт у нас – равнодушие, а порой даже черствое отношение к своим близким, престарелым или больным родственникам.

В описании зарубежного опыты вы встретитесь с тем, как в дальнем зарубежье с самых ранних лет идет воспитание не декларативное, а на самом деле и в детских садах, и в семьях у детей внимательного отношения, сострадания как к больным, так и пожилым людям.

Является неоспоримым тот факт, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна добра. Исключения бывают, но это не типичное явление.

На вопрос «Какими вы хотите видеть своего ребенка когда он вырастет?» взрослые и в селах, и в городах преимущественно отвечали: «Хотим, чтобы получил образование». Причем предпочтение отдавалось профессиям программиста, инженера, банковского работника, врача.

Наверное, сейчас выбор вузов будет иным. Не знаем. И лишь небольшая часть родителей отвечала «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Но от желаемого до исполнения порой бывает целая пропасть.

Известно, что легче чему-то научить дошкольника, чем что-либо положительное в нем воспитать. Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:

– взаимоотношение друг с другом;

– доброе заботливое отношение к пожилым и престарелым людям;

– родственникам и просто соседским старикам и старушкам;

– исключение нежелательных, недобрых разговоров о людях, животных в присутствии детей.

Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведем из жизни такой пример.

Семья вместе с малышом 4-х лет собирается на детский праздник Вдруг малыш заявляет «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна.

А мама назидательно говорит: «Так некрасиво, нельзя дарить старые, ненужные игрушки». На что малыш отпарировал: «А помнишь, вы собирались на день рожденье к тете Вале.

Читайте также:  Хочу замуж выйти и создать семью, что делать - советы психолога

И ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она надоела и мешает в нашей квартире!»

Важно создание специальных проблемных ситуаций, при решении которых происходили, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов-ситуаций.

1. У тебя сегодня хорошее настроение. Почему?

А) Потому что мама улыбнулась;

Б) Потому что светит солнце;

В) Потому что подарили игрушку (конфету).

2. Нужно ли дружить?

А) с неряхой;

Б) с девочкой, которая рвет книги;

В) с бедно одетой девочкой.

При воспитании добрых чувств важна социальная ориентация на других людей, в том числе обездоленных ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. В данном случае периодически важны комментарии родителей.

Обратите внимание

И еще одна немаловажная деталь в этом плане. Давайте задумаемся над вопросом ; « Как наши дети относятся к нам?» .В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать в том числе и по отношению к матери.

Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу и сказки в целях воспитания добрых чувств. Знать содержание сказки нужно и полезно для ребенка, но еще важнее без излишнего морализирования преподнести урок добра на основе рассказанной сказки.

Например, можно после рассказывания сказки «Лиса и заяц» задать вопросы:

1. Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?

2. Кто хотел помочь зайцу?

3. А кто помог?

Ребенок ответит. В этом случае сказка, несомненно, принесет определенную пользу. Но нам нужно не определенную, а максимальную пользу извлечь из прочитанного. А для этого всегда малыша следует поставить в более активную позицию. Скажем, примерно так: «А вдруг бы петушок испугался лису? Как бы ты помог ему?»

Нами уже отмечалось, научить детей добру – это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету…А может ли мы со радоваться? И что это такое – со-радоваться .

Приведу пример, заимствованный у Николая Рериха: «Один викинг, умирая, говорит, что у него в жизни не было друзей. Как же так? Вспомни, когда ты вступил в Северную Америку, я отбил тебя у индейцев, напоминает ему один». «Вспомни, когда ты ушел в фиорд, я вытащил тебя из моря», -говорит другой.

«Да, – говорит викинг, – все это было, но было и другое. Когда я самую красивую девушку назвал своей женой, ваши глаза улыбались, но сердца были глухи. Сострадание в беде – это мне знакомо, сострадавшие находились.

Мне приходили на помощь в трудную минуту, но вот в минуту радости, когда я оказывался на верху, не было тех, кто оказался бы рядом со мной».

И сегодня, когда мы с вами заняты воспитанием детей, нужно учить их не только сострадать, но и со радоваться вместе со своими друзьями их успехам. А примером тому может быть множество: друг вашего ребенка уже научился читать, похлопаем ему; подружка вашей дочери едет отдыхать к морю – поцелуем ее с улыбкой и порадуемся вместе и т.д.

Давайте вместе помнить о том, что быть добрым – это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близких

Источник: http://www.adou.ru/conference_notes/115

Как воспитать отзывчивого и доброго ребенка – Развитие ребенка

С рождения каждый из нас обладает определенным темпераментом и генетической предрасположенностью. Поэтому некоторые люди от природы более доброжелательны, чем остальные.

Но детские психологи утверждают, что данную черту характера можно развить в ребенке, и в этом поможет любовь окружающих и благоприятная домашняя обстановка.

Негативные реакции свойственны нам от природы, но каждый человек должен научиться справляться со стрессом и гневом, чтобы не причинять вред окружающим.

Важно

Родители считают, что проблемы с гневом связаны с характером ребенка, на самом же деле они связаны с работой мозга. Фронтальные доли мозга отвечают за действия, которые называются «управляющими функциями». С их помощью мы контролируем свои импульсы и побуждения, останавливаем себя, организуем свои действия, думаем о последствиях.

Управляющие функции окончательно формируются в период ранней зрелости. Поэтому контроль над гневом и злостью у ребенка может быть развит, как и любой другой навык, и для этого требуется любящее окружение.

Жесткое отношение родителей к ребенку только усиливает проявления гнева и даже агрессии. Нельзя физически наказывать или стыдить ребенка за плохое поведение.

Исследования показывают, что применение силы в попытках родителей уменьшить агрессию ребенка только усугубляет проблему.

Что обычно вызывает детскую агрессию?

Одной из причин может быть генетическая предрасположенность к психическим расстройствам. Иногда агрессия и гнев у детей свидетельствуют о склонности к депрессии или тревожности.

Низкая самооценка может приводить к тому, что ребенок срывается на окружающих. У многих детей недостаточно развиты социальные навыки, поэтому они агрессивно отвечают на малейшие обиды.

Некоторые дети, которые подвергались буллингу, начинают проявлять ответную агрессию.

Чаще всего детская агрессия вызвана простыми причинами. Недостаток сна или питания может приводить к проблемам с поведением. Качество сна ребенка очень влияет на его настроение. Соответственно, обеспечение ребенку здорового сна помогает бороться с фрустрацией и уменьшает агрессию.

Совет

Еще одним фактором является ежедневное потребление белков и «хороших» жиров. Они участвуют в создании нейротрансмиттеров, которые регулируют познавательные процессы, эмоции и поведение. Недостаток данных питательных веществ в организме может приводить к агрессии.

Обеспечивая ребенку здоровое питание, родители могут помочь ему контролировать свое поведение. Также стоит ограничить потребление ребенком сахара.

Как развить доброту у ребенка, если он склонен к агрессивному поведению

Иногда ребенка невозможно научить доброте, пока он не научится справляться со злостью. Научите малыша адекватно справляться с агрессивными импульсами с помощью такой техники: засуньте руки в карманы, сделайте три шага назад, «сбросьте» свою злость на пол и растопчите её.

Используйте другие техники борьбы с негативными эмоциями:

  • Один из наиболее быстрых и эффективных способов успокоить ребенка – назвать эмоции, которые он испытывает, и выразить ему сочувствие.
  • Предложите ребенку вернуться к проблемной ситуации и переиграть её. В конце концов, мы хотим, чтобы он научился по-другому реагировать на ситуации. Недостаточно просто наказывать за плохое поведение.
  • Когда ребенок спокоен, покажите ему пример доброты. Следует выражать ребенку признательность за всё, что он делает хорошо. Так его сердце смягчается, и он учится доброте. Также в общении с ребенком приветствуется юмор.
  • Учите сочувствию в игровой форме. Во время просмотра фильма сделайте паузу и спросите: «Как ты думаешь, что этот мальчик сейчас чувствует? Почему?» Наблюдая за окружающими, пытайтесь понять их эмоции по выражению лица. Доброта начинается с того, что ребенок учится ставить себя на место другого, догадываясь о его чувствах.
  • Акцентируйте внимание на маленьких примерах доброты, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Например, когда один человек пропускает другого в очереди, уступает место в автобусе и других.

Как показать ребенку пример доброты?

Демонстрируйте доброту и понимание в повседневных ситуациях. Управляя автомобилем, следите за тем, что вы говорите другим водителям. Будьте вежливы с офисными работниками, даже если вы прождали в очереди полчаса.

Когда мы кричим на других взрослых или унижаем их, мы показываем пример резкого, деструктивного взаимодействия с окружающими. Если это произошло, можно забрать свои слова обратно или извиниться.

Хорошим примером будет, если вы сделаете глубокий вдох и скажете: «Извините, я знаю, что это не ваша вина. У меня был трудный день, и я не хотел(а) срываться на вас».

Взрослые всегда показывают ребенку пример того, как справляться с жизненными ситуациями. Мы должны научить своих детей правильно реагировать на различные обстоятельства. Если мы покажем им, как управлять собственными эмоциями, мы сделаем большой шаг к тому, чтобы воспитать в них доброту.

Что делать, если ребенок продолжает проявлять агрессию, несмотря на все усилия родителей?

Нам сложно понять, какой стресс испытывает ребенок из-за плотного распорядка дня и множества других факторов. Из-за этого у него просто не остается сил, чтобы справляться с эмоциями. Следуйте простым советам:

  • Проводите время с ребенком. Гуляйте вместе с ним. Замечайте, что происходит вокруг. Не обсуждайте проблемы, говорите о приятных для вас обоих вещах.
  • Ограничьте время, проводимое за компьютером и телевизором. Жестокие компьютерные игры существенно влияют на чувства ребенка.
  • Научите ребенка техникам осознанности – это поможет ему стать спокойнее.
  • В доступной и веселой форме учите ребенка, как устроен человеческий мозг. Детям, которые считают себя плохими из-за того, что испытывают злость, можно рассказать об особенностях работы определенной чаcти мозга, лимбической системе, и тогда они уже не будут чувствовать себя такими плохими.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 4.80 из 5 на основе 5 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/4533/

Отзывчивый человек: определение. Какого человека можно назвать отзывчивым? Что значит быть отзывчивым человеком?

Из этой статьи вы узнаете, кто такой отзывчивый человек.

Кто такой отзывчивый человек? Можно ли стать отзывчивым человеком, если вы таким раньше не были? Как определить, что человек отзывчивый? Узнаем в этой статье.

Кто такой отзывчивый человек?

Отзывчивость можно определить и так

Кто такой отзывчивый человек? Обратимся к словарю Ожегова, в котором говорится, что отзывчивый человек всегда готов помочь в трудную минуту сочувствием, и реальной помощью. Отзывчивый человек не станет ждать, когда его попросят о помощи, а сам придет на помощь, если видит, что она нужна.

Если кратко, то отзывчивый человек имеет такие качества:

  • Умеет посочувствовать другому человеку
  • Ценит и уважает других
  • Оказывает помощь другим, если чувствует, что она нужна
  • Проявляет доброту и щедрость к другим людям, и не требует ничего взамен
  • Проявляет уважение ко всем людям
  • Способен признать свои ошибки
  • Умение просить прощение за свои поступки
  • Умение признавать окружающих такими, какие они есть
  • Поступает благородно не только с людьми, но и с окружающими нас животными

Отзывчивый человек — таким рождается или это результат воспитания?

Только правильно воспитанный человек может быть отзывчивым

Мнения ученых об отзывчивости расходятся:

  1. Одни ученые считают, что если ребенку с малых лет прививать доброту, сострадание, честность, отзывчивость, и своим примером показывать эти качества, то такой человек, когда вырастет, будет даже неосознанно проявлять эти качества.
  2. Другие ученые, в частности американские, доказывают на основании исследований, что это врожденное качество. Все дело, говорят они, в способности выработать в организме гормоны вазопрессин и окситоцин. В результате исследований было доказано, что люди с повышенным количеством этих гормонов, более сострадательные и отзывчивые к окружающим, чем люди с пониженным значением гормонов.

Отзывчивый человек – полезное качество

Отзывчивый человек обладает хорошим настроением и дольше живет, чем безразличный

Американские ученые установили, что отзывчивый человек отличается даже и здоровьем от грубияна.

Отзывчивым людям присущи следующие показатели здоровья:

  • Реже болеют, чем люди, всем недовольные.
  • Дольше живут, в среднем на 8-9 лет.
  • Реже болеют заболеваниями сердца и сосудов.
  • Совершая хорошие поступки, у человека вырабатывается гормон счастья – эндорфин, который также имеет обезболивающее и успокаивающее свойства.
  • Хорошие дела улучшают настроение и повышают жизненную силу.

Как стать отзывчивым человеком?

Ученые утверждают, что отзывчивым человеком никогда не поздно стать, нужно лишь следовать нехитрым советам:

  • Открыть глаза и душу на все, что происходит вокруг, и помогать, если требуется помощь.
  • Забыть о своем эгоизме, и чаще ставить себя на место нуждающегося.
  • Стремиться быть добрее — каждый день хоть одно доброе дельце.
  • Стать самим счастливее, и этим счастьем делиться с другими.

Видео: Безразличие или отзывчивость (социальный эксперимент)

Итак, мы узнали, кто такой отзывчивый человек, а также узнали секреты, как стать им.

Источник: https://heaclub.ru/otzyvchivyj-chelovek-opredelenie-kakogo-cheloveka-mozhno-nazvat-otzyvchivym-chto-znachit-byt-otzyvchivym-chelovekom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector