Педагогическое общение – стили, структура, функции и основы

Характеристика процесса педагогического общения

Педагогическое общение

Сущность, стили и функции педагогического общения

В научных источниках есть ряд определений понятия «педагогическое общение»:

– «Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между нимиинформацией познавательного или аффективно-оценочного характера, есть общение» (В.С. Мухина).

– «Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» (Е.И. Рогов).

– «Общение – важнейшая среда духовного, общественного и лично­стного проявления человека, средство достижения взаимопонимания ме­жду людьми. Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой живой и никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей, человека с самим собой и миром» (Б.Т. Лихачев).

– «Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятель­ности. Необходимое условие развития и формирования личностей и групп» (К.К. Платонов).

Из названных определений общение понимается как взаимодействие людей с целью обмена информацией; как взаимодействие, порождаемое потребностями совместной деятельности; как средство достижения взаимопонимания между людьми. Фактически определения отражают коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны, составляющие процесс общения.

Профессионально-педагогическое общение есть система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на – партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Функции педагогического общения.

Восприятие и понимание личности ученикапедагогом, познание физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других особенностей учащихся. На основе действия механизмов обратной информации педагог получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения.

Информационная функцияобеспечивает процесс познания, обмен материальными и духовными ценностями, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности.

Функция организации деятельностиспособствует развитию организаторских и исполнительских качеств личности.

Нормативная.Педагогическое общение направлено на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Регулятивная.Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания.

Обмен ролямипредоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать позицию другого человека, приобрести его опыт деятельности.

Сопереживание– уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей, обеспечивает выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения.

Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные силы, осознание своего «я», стимулирует творческие способности, формирует адекватную самооценку, ставит значимые ориентиры самоопределения, способствует реализации стремлений ребенка к высокой оценке и самооценке своих личностных достижений.

Характеристика процесса педагогического общения.

Педагогическое общение как процесс имеет структуру (В.А. Кан-Калик):

1) Моделирование педагогом предстоящего общения (прогностический этап).

2) Организация непосредственного общения (начальный период общения).

3) Управление общением в педагогическом процессе.

Обратите внимание

4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование но­вой системы общения на предстоящую деятельность.

Моделирование общения – «прокрутка» в мышлении всего процесса общения в учебной или воспитательной работе. Моделирование общения находится в зависимо­сти и от стиля общения и типа руководства, умения предвосхитить планируемый результат и возможность развития неординарных ситуаций, учет осо­бенностей учащихся и достигнутого ранее эмоционально-духовного единства.

Организация непосредственного общения(начальный период общения) получила и другое название – «коммуникативной атаки». Это этап быстрого включения учащихся в работу, завоевание педагогом инициативы в общении. Реализуется через педагогическую технику. Н.Н. Тарасевич рассматривает две группы компонентов, входящих в состав педагогической техники.

Первая связана с умением педагога управлять своим поведением: владение организмом (мимика, пантомимика); управление эмо­циями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, соз­дание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с уме­нием воздействовать на личность и коллектив и раскрывает технологиче­скую сторону процесса воспитания и обучения; дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общени­ем.

Управление общением вразвивающемся педагогическом процессе является основным этапом в его структуре. Педагог выступает инициатором развития, регулирования и управления длительным, систематическим общением.

Он стимулирует активность учащихся, подбирает соответствующие методы воздействия, совершенствует, корректирует ранее смоделированную систему общения, решает ряд педагогических и коммуникативных задач.

Управление общением обусловлено и такими характеристиками, как наличие обаяния и физической красоты, душевной доброты и любви к детям; чутьем начала контакта, созданием атмосферы «гармонии» с классом и организации творческой учебной деятельности; адаптации информации к уровню понимания уча­щихся, выбор соответствующих стилей отношений.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы общенияна предстоящую деятельность можно рассматри­вать как подведение итогов.

Этот этап дает возможность как оперативного, так и дистанцированного во времени анализа общения и осмысления целей и результатов, содержания и форм, возможностей субъекта и объекта общения, прогно­зирования перспектив моделирования новых актов общения.

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действи­тельности и педагогической деятельности.

Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения.

Стиль педагогического общения – индивидуально-типологические особенности взаимо­действия педагога с учащимися. Поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности.

Важно

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; характер взаимоотношений педагога и вос­питанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Стиль общения отражает общую и педагоги­ческую культуру учителя и его профессионализм.

Стили отношений, сформировавшиеся у преподавателей и вообще у людей под влиянием как биологических, так и социальных факторов раз­вития, перерастают в соответствующие стили руководства детьми и взрослыми в процессе их взаимодеятельности учебной и профессио­нальной.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский.

При авторитарном стиле общенияпедагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных ус­тановок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъек­тивно оценивает результаты деятельности.

Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитар­ный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуа­ций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не по­зволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов ча­ще всего позитивны.

Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

Попустительский стиль общенияхарактеризуется стрем­лением педагога минимально включаться в деятельность, что объ­ясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такиепедагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.

Демократический стиль общенияориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое по­нимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение про­гнозировать развитие его личности.

Совет

По внешним показателям своей деятельности педагоги демо­кратического стиля общения уступают своим авторитарным колле­гам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим.

При де­мократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.

Я.Л. Коломинский и Н.А. Березовин различают стиль отношения (типичное для данного педагога внутреннее эмоционально-оценочное отражение детского коллектива) и стиль руководства (преобладающие способы воздействия на коллектив).

Среди положительных стилей отношения выделяют: устойчиво-положительный, пассивно-положительный и неустойчивый.

Устойчиво-положительный. Характеризуется стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, заботой о них, помощью при затруднениях, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в общении с детьми.

Учителя этой группы отличаются яркой педагогической направленностью, любят свою профессию и детей, испытывают потребность в неформаль­ном общении с ними. Из характеристики директора, данной учителю: «В школу и детей влюблена. Умеет научить любого ребенка. Не любит крайних мер.

В то же время принципиальна и требовательна».

Пассивно-положительный. Характеризуется нечетко вы­раженной эмоционально-положительной установкой в отно­шении к детям. Сухость обращения и официальный тон яв­ляются в основном результатом педагогической установки: только требовательность и сугубо деловые отношения могут обеспечить успех в обучении и воспитании учащихся.

«Педагог великолепный, но какая-то сухость, слова доброго, ласкового не скажет детям».

Неустойчивый. Характеризуется ситуативностью отноше­ния при общей эмоционально-положительной установке, попадают под власть настроений, и переживаний; оценка личности ученика и ма­нера поведения зависят от сложившейся в данный момент ситуации. «Добросовестная, грамотная, много работает, любит свою профес­сию и детей, но если ученики путают, теряет самообладание».

Там, где есть педагоги с чертами отрицательного стиля немало детей, у которых нет устой­чивой привязанности к одноклассникам.

Дефицит в общении со сверстниками-одноклассниками создает почву для воз­никновения таких черт личности, как недоверие к людям, низкая общительность, стремление к одиночеству, а то и к таким уродливым формам самоутверждения, как лицемерие, подхалимаж, исполнение роли классного клоуна и т. д.

Главный вывод о роли стиля отношения учителя к уча­щимся делает А. А. Леонтьев, отмечая, что и «отрицатель­ные» и «неустойчивые» педагоги вызывают отрицательное отношение к себе. А это значит — они работают и против школы, и против общества.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s865t3.html

Педагогическое общение. Функции, стили, модели педагогического общения

Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры.

Для установления положительных взаимоотношений с учащимися преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Читайте также:  Честолюбие - что это такое, значение слова

Процесс общения преподавателя с учащимися может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание,  слаженность выполнения учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга 

Обратите внимание

2) разлад, отчужденность, неспособность понять и предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение положительного результата общения и взаимодействия

связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге,

– зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога,

– его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, “сенсорной остроте”, установлению “раппорта” и умению учитывать репрезентативную систему собеседника,

– зависит от умения слушать, понимать учащегося, воздействовать на него посредством убеждения, внушения, эмоционального заражения, изменения стилей и позиций общения, умения преодолевать манипуляции и конфликты.

Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность преподавателя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

 Стили педагогического общения

Можно выделить шесть основных стилей руководства преподавателем учащихся:

 – автократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, педагог последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

 – авторитарный (властный) стиль руководства характеризуется выраженной властностью, директивностью действий, единоначалием в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых.

Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Чётко различаются роли: педагог – воспитуемый, обучаемый. Идеал последних – дисциплинированный исполнитель.

 При этом стиле преподаватель допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

демократический стиль характеризуется словами “совместное творчество” и “дружеское расположение”.

Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и обучаемого в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения.

В его основе лежит искренний интерес к личности партнёра по общению, к аудитории в целом, уважительное отношение к каждому, открытость контактам. Наиболее предпочтительны такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу.

Этот стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний;

непоследовательный, алогичный стиль  – преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений преподавателя с учащимися, к появлению конфликтных ситуаций.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Важно

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога,  его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: “За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!” Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах.

2. Общение на основе дружеского расположения.  Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения.

В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

Такой стиль формирует отношение “учитель – ученики”. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

4. Общение-устрашение – негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание – характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Совет

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом.

Модель I – “Сократ”.  Это учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

Модель II – “Руководитель групповой дискуссии”. Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

Модель III – “Мастер”.  Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

Модель IV – “Генерал”.  Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль наиболее распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

Модель V – “Менеджер”.  Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

Модель VI – “Тренер”.  Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.

Модель VII – “Гид”.  Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

М. Тален специально указывает на основание, заложенное в типологизацию, – выбор роли педагогом на основании собственных потребностей, а не потребностей учащихся.

Диалог и монолог в педагогическом общении

Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателя в общении с обучаемыми на занятиях. Условно их можно обозначить следующим образом:

• Модель диктаторская “Монблан”  – преподаватель как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Обучаемые – лишь безликая масса слушателей. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие:  отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых.

Модель неконтактная (“Китайская стена”)  – близка по своему психологическому содержанию к первой.

Разница в том, что между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь ввиду произвольно или непреднамеренно возведенного барьера общения.

В роли такого барьера могут выступить отсутствие желания к сотрудничеству с какой-либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятия; непроизвольное подчеркивание преподавателем своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым.

Следствие:  слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны – равнодушное отношение к преподавателю.

Модель дифференцированного внимания (“Локатор”)  – основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых или же, напротив, слабых, на лидеров или аутсайдеров.

В общении он как бы ставит их в положение своеобразных индикаторов, по которым ориентируется на настроение коллектива, концентрирует на них свое внимание.

Обратите внимание

Одной из причин такой модели общения на занятиях может явиться неумение сочетать индивидуализацию обучения учащихся с фронтальным подходом.

Следствие:  нарушается целостность акта взаимодействия в системе преподаватель – коллектив учащихся, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Модель гипорефлексная (“Тетерев”)  – заключается в том, что преподаватель в общении как бы замкнут на себя: его речь большей частью как бы монологична.

Разговаривая, он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. В диалоге оппоненту бесполезно пытаться вставить реплику, она просто не будет воспринята.

Даже в совместной трудовой деятельности такой преподаватель поглощен своими идеями и проявляет эмоциональную глухоту к окружающим.

Следствие:  практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существенно изолированы друг от друга, учебно-воспитательное воздействие представлено формально.

• Модель гиперрефлексная (“Гамлет”)  – противоположна по психологической канве предыдущей. Преподаватель озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими.

Межличностные отношения возводятся им в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в действенности своих аргументов, в правильности поступков, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы обучаемых, принимая их на свой счет.

Такой преподаватель подобен обнаженному нерву.

Следствие:  обостренная социально-психологическая чувствительность преподавателя, приводящая к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели поведения не исключено, что бразды правления окажутся в руках у учащихся, а преподаватель займет ведомую позицию в отношениях.

Модель негибкого реагирования (“Робот”)  – взаимоотношения преподавателя с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но преподаватель не обладает чувством понимания меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психическое состояние учащихся, их возрастные и этнические особенности. Идеально спланированное и методически отработанное занятие разбивается о рифы социально-психологической реальности, не достигая своей цели.

Следствие:  низкий эффект педагогического взаимодействия.

Модель авторитарная (“Я – сам”)  – учебно-воспитательный процесс целиком фокусируется на преподавателе. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы.

Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Односторонняя активность преподавателя подавляет всякую личную инициативу со стороны обучаемых, которые осознают себя лишь в качестве исполнителей, ждут инструкций к действию.

До минимума снижается их познавательная и общественная активность.

Важно

Следствие:  воспитывается безынициативность обучаемых, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Модель активного взаимодействия (“Союз”)  – преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.

Следствие:  возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном педагогическом общении:

конструктивная – педагогическое взаимодействие преподавателя и учащегося при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету;

Читайте также:  Психологическая травма - виды, симптомы, последствия, лечение

организационная – организация совместной учебной деятельности преподавателя и учащегося, взаимной личностной информированности и общей ответственности за успехи учебно-воспитательной деятельности;

коммуникативно-стимулирующая – сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организация взаимопомощи с целью педагогического сотрудничества; осведомленность учащихся с тем, что они должны узнать, понять на занятии, чему научиться;

информационно-обучающая – показ связи учебного предмета с производством для правильного миропонимания и ориентации учащегося в событиях общественной жизни; подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным изложением учебного материала, опорой на наглядно-чувственную сферу учащихся;

эмоционально-корригирующая – реализация в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности; доверительного общения между преподавателем и учащимся;

контрольно-оценочная – организация взаимоконтроля обучающего и обучаемого, совместное подведение итогов и оценка самоконтролем и самооценкой.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/838-pedagogicheskoe-obshhenie-funkcii-stili-modeli.html

Стили общения педагога с детьми

Педагогическое общение – профильный стиль межличностных взаимоотношений, который устанавливается между преподавателем и учащимися.

Подобные взаимоотношения имеют многоуровневую структуру, и подразумевают установку контакта, наполненного взаимопониманием между учениками и учителем. Эффективность это процесса имеет связь со степенью удовлетворенности потребностей, каждого участника этой связи.

В данной статье, мы предлагаем рассмотреть различные стили общения педагога с детьми и выявить наиболее приемлемую форму коммуникативной связи.

Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства.

Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков.

Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются эмотивная, познавательная, регулятивная и фасилитативная функции самоактуализации.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем.

Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей.

Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности. Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников.

Стили педагогического общения

Формы коммуникативной связи, установленной между детьми и педагогом, оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. На основе выбранного стиля определяется методика воздействия, имеющая воспитательный характер.

Такое воздействие проявляется в виде требований к поведенческой модели учащихся. Форма педагогического общения подразумевает организацию деятельности, целью которой является создание коммуникативной связи между детьми и педагогом.

Существует четыре стиля педагогического общения:

  • авторитарная форма;
  • демократическая форма;
  • либеральная форма;
  • смешанная форма коммуникативной связи.

Стили педагогического общения, и их характеристика кратко изложены ниже. Рекомендуем обязательно ознакомиться с ними.

Авторитарный стиль

Авторитарная связь между педагогом и воспитанниками – характеризуется как стиль педагогического общения, имеющий ярко выраженные установки.

Учителя, придерживающиеся этого стиля, используют методику запретов и ограничений по отношению к тем детям, что испытывают трудности в процессе обучения. Авторитарный стиль подразумевает строгую форму взаимоотношений и наказания за непослушание.

Такой педагог является несомненным лидером, поручения которого должны исполняться любой ценой. Данный стиль имеет в своем арсенале множество различных методов воздействия, которые похожи друг на друга.

Недостатком этого подхода к процессу создания коммуникативной связи, являются частые конфликты между учащимися и педагогом. Недоброжелательная атмосфера, установленная в коллективе, может стать причиной нарушений в процессе формирования детской личности.

Авторитарный стиль пед общения подразумевает использование различных методов, направленных на ускорение процесса развития личности учеников.

Однако выбор этой методики, может стать провоцирующим фактором в возникновении различных нарушений, поскольку не учитываются индивидуальные особенности каждого человека.

Совет

Стиль педагогического общения – это устоявшаяся система приемов и способов, используемых педагогом в процессе взаимодействия с учениками и их родителями

Авторитарный стиль общения подразумевает быстрое достижение поставленных целей и максимальную результативность.

Несмотря на благие намерения, этот стиль «ломает» учеников и вызывает ненависть к педагогу. Приверженцы этого метода воспитания проводят своеобразную черту между собой и воспитанниками. Подобное отчуждение может стать причиной возникновения нервного напряжения и увеличения тревожности у учеников.

Такие учителя преувеличивают лень, безответственность и недисциплинированность учеников, несмотря на их высокий уровень самостоятельности.

Либеральный стиль

Приверженцев этого стиля можно охарактеризовать как безответственных и безынициативных педагогов, которые часто совершают непоследовательные действия в отношении своих воспитанников. Такие педагоги, часто забывают о своих прежних требованиях и через определенный промежуток времени ставят прямо противоположные цели.

Охарактеризовать подобную связь можно как ярко выраженную переоценку детских возможностей и низкий интерес к самому процессу обучения. Такие учителя не стремятся выявить степень выполнения поставленных задач, а их отношение к воспитанникам имеет зависимость от эмоционального настроя.

Пребывая в хорошем настроении, педагог ставит учащимся положительные оценки, а при плохом настроении, может наказать за непослушание.

Воспитатели, придерживающиеся данной модели взаимоотношения с детьми, не являются авторитетом для последних. Стремление предупредить конфликтные ситуации характеризуется как проявление природного сочувствия и доброжелательности. Такие люди воспринимают детей как самостоятельных личностей, которые обладают высокой общительностью и инициативностью.

Демократический стиль общения

Демократический стиль общения – одна из самых эффективных форм взаимодействия между учащимися и преподавателем. Этот стиль подразумевает установку индивидуальных контактов, наполненных взаимоуважением и доверием.

Такие педагоги стараются создать правильную эмоциональную связь с учениками, не используя методы наказания и излишне строгого отношения.

Выбор этого стиля, позволяет привить ребенку стремление к освоению новых знаний и развитию собственной личности.

В подобном коллективе царит атмосфера дружелюбности и взаимопонимания. Общение с учителем, порождает в учащихся исключительно положительные эмоции. Этот подход к обучению является залогом развития уверенности в собственных силах и укреплению детской самооценки.

Все используемые методы воспитания, при этом виде коммуникативной связи, направлены на прививание социальных ценностей.

Данный стиль наиболее приемлемый вид коммуникативной связи, поскольку создается двусторонняя связь, позволяющая выявить степень восприятия совместных действий.

Также этот стиль помогает учителю выявить способность детей признания своих ошибок. Задачей педагога является стимуляция интеллектуального развития и создание стимула, направленного на достижение поставленных целей.

Стиль педагогического общения имеет существенную зависимость от личностных качеств педагога и собственно коммуникативной ситуации

Смешанный стиль

Смешанная форма коммуникативной связи между учащимися и воспитателем чаще всего проявляется в виде сочетания авторитарного и демократического стиля общения. Значительно реже наблюдается смесь либеральной и демократической формы взаимоотношений.

Следует обратить внимание на то, что выбранный стиль педагогического общения, является проявлением приобретенных личностных качеств. Такие качества развиваются в каждом педагоге на протяжении всего процесса педагогической деятельности. Помимо этого, выбор определенного стиля основывается на определенных индивидуальных качествах личности.

Самовлюбленные натуры с агрессивной моделью поведения часто избирают авторитарную форму коммуникативной связи. Преподавателей с демократическим стилем можно охарактеризовать как уравновешенных людей, проявляющих доброжелательность, чуткость и внимание к каждому ребенку.

В объективной реальности, «чистую» форму коммуникативной связи между учениками и учителем, увидеть практически невозможно.

Индивидуальный стиль педагогического общения подразумевает использование методов воспитания, которые относятся к различным формам взаимодействия с учениками.

Воспитательный процесс подразумевает высокую степень взаимодействия не только с воспитанниками, но и их родителями, а также другими учителями.

Многим педагогам часто приходится общаться с различными социальными органами, занимающимися управлением образования и общественной деятельностью.

Каждый педагог должен разбираться в психологическом аспекте данного процесса для того, чтобы оказать нужное влияние на развитие личности ребенка.

Структура педагогического общения

Как уже было сказано выше, педагогическое общение имеет развитую структуру, состоящую из нескольких этапов. На первом этапе, в задачу педагога входит создание модели поведения, которая будет использоваться на протяжении всего общения с воспитанниками.

На этом этапе очень важно иметь четкий план взаимодействий, который должен содержать в себе методы, использующиеся для воздействия на детей. В этом вопросе первостепенная важность отводится целевой установке.

В задачу преподавателя входит выбор инструментов, которые привлекут детей к взаимодействию и станут залогом творческой атмосферы в коллективе. Эти же методы позволяют раскрыть индивидуальные грани характера каждого из учеников.

Обратите внимание

К личностным качествам, определяющим стиль общения, относятся владение организаторской техникой и отношение учителя к детям

Далее идет этап коммуникативной атаки. Этот процесс подразумевает инициативу учителя в создании коммуникативной связи с воспитанниками. Существует несколько техник налаживания взаимодействия, подразумевающих использование различных приемов динамического воздействия:

  1. Заражение – метод, направленный на вызов подсознательного отклика у детей. Применение невербальных методов воздействия позволяет понять переживания детей и выявить наиболее критичные уязвимости в их сознании.
  2. Внушение – использование методов воздействия с целью заражения мотивацией.
  3. Убеждение – метод изменения мировоззрения и модели поведения, при помощи аргументированного и мотивированного влияния.
  4. Подражание – анализ поведенческой модели и сознательная форма идентификации себя с этой моделью.

В задачу педагога входит создание двусторонней связи, благодаря которой он может получить информацию о суждениях, мечтах и желаниях учеников. Эта связь помогает передать детям жизненный оптимизм, увеличить самооценку и создать правильные мотивы, направленные на освоение различных знаний и навыков.

Источник: http://ktovdepressii.ru/terminologiya/stili-obshheniya-pedagoga-s-detmi.html

Функции и стиль педагогического общения

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 51Следующая ⇒

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагоги-ческой деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн-Калика, А.А. Леонтьева, А.Н.

Читайте также:  Нигилизм правовой, социальный - суть, понятие, формы

Мудрика, А.И. Щербакова и др. показали, что общение в труде педагога имеет большое зна-чение.

Чтобы понять роль общения в деятельности преподавателя, рассмотрим, что представляет собой педагогическое общение.

Педагогическое общение определяется в психологии как взаимодей-ствие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров (преподава-телей и студентов).

Академик Е.А. Климов [54] выдвинул следующие правила педаго-гического общения:

• соблюдать дистанцию, пусть минимальную, в межличностных отношениях;

• сочетать требовательность к человеку с обязательным уважением

к нему (независимо от его возрастного, физического, общественного статуса, наличного опыта, успехов и неудач);

20.3. Функции и стиль педагогического общения

• открывать положительное в человеке, его активности, обращать на это его внимание и не «зацикливаться» только на указаниях его ошибок, недостатков;

• доброжелательно относиться к людям, оптимистично смотреть на возможности их прогрессивного развития;

• культивировать бодрую, деловую атмосферу взаимно доброже-лательных, дружелюбных отношений в коллективе;

• стремиться в ходе общения к тому, чтобы учащиеся «стали со-участниками, а не просто присутствующими»;

• культивировать в ходе общения с учащимися атмосферу увле-ченности совместной созидательной деятельностью.

Основные функции педагогического общения могут быть разде-лены на четыре класса.

1. Функции, связанные с обслуживанием различных видов груп-повой учебной деятельности (информационная и ориентирующая

функции). В процессе совместной деятельности преподаватели

и студенты обсуждают различные учебные или научные проблемы, уточняют цели и задачи, выбирают способы их решения, решают по-ставленные задачи, проверяют правильность решения и т.д. В этом процессе осуществляется также взаимная стимуляция и взаимная коррекция поведения.

Информационная функция общения обеспечивает раскрытие преподавателем содержания учебного материала, обмен знаниями

Важно

и мнениями, создание и решение проблемных ситуаций, обсужде-ние актуальных вопросов. Ориентирующая функция педагогическо-го общения связана с организацией и проведением различных ви-дов занятий – лекций, семинаров, с организацией самостоятельной работы студентов, зачетов и экзаменов, с руководством курсовым

и дипломным проектированием. Таким образом, весь образователь-ный процесс в вузе представляет собой общение преподавателей

и студентов, направленное на организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, усвоение ими содержания образования, развитие личности каждого студента.

2. Психологические функции развитие отдельных психи-ческих процессов и форм психической деятельности личности. Общение имеет большое значение в формировании и развитии со-знания. Психологи подчеркивают единство языка, сознания и обще-ния.

Сознание, как и язык, возникает из необходимости общения. Сознание ребенка формируется, развивается и проявляется в обще-нии с людьми. Без общения не может происходить полноценное раз-витие личности.

Общение – необходимое условие развития памяти, мышления, эмоциональной и волевой сферы личности, формирова-ния черт характера и способностей.

422 Глава 20. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение…

Подчеркивая развивающее значение педагогического общения, А.А.

Леонтьев отмечает, что оптимальное педагогическое общение – это такое общение преподавателя и учащихся, которое создает наи-лучшие условия для развития мотивации учащихся и их личностных качеств, обеспечивает благоприятный психологический климат в группе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности преподавателя [71].

3. Социально-психологические функции – коммуникативная (установление контакта между людьми, обмена информацией), функция самоутверждения и самоактуализации личности (выде-ление своего «Я», привлечение к себе внимания, выражение себя, убеждение в чем-либо окружающих и т.д.

), функции развития взаи-моотношений между людьми, группообразования и развития груп-повых процессов (мнений, интересов, норм поведения и т.д.).

Совет

К это-му же классу относятся функции общения, связанные с развитием личности в обществе, ее социализацией, становлением в качестве члена общества.

Педагогическое общение как социально-психологический про-цесс характеризуется такими функциями, как познание личности, обмен информацией, сопереживание, самоутверждение. В процессе общения преподаватели и студенты изучают и оценивают друг дру-га; в сознании каждого отражаются образ другого, его внешний вид, особенности речи, темперамента, характера и т.д.

В процессе обще-ния участники образовательного процесса не только обмениваются информацией, но и сопереживают друг другу, выражают по отноше-нию друг другу определенные эмоции и чувства (положительные или отрицательные).

Доброжелательные отношения партнеров общения друг к другу, стремление понять партнера, сопереживать ему прино-сят глубокое удовлетворение, радость от общения.

4. Люди объединяются не только для совместной деятельности, но и для удовлетворения потребности в общении, снимающем психо-логическое напряжение, вызываемое состоянием одиночества и раз-общенности.

К таким видам общения относятся общение друзей, родственников, эмоциональное общение с мыслителями, писателя-ми, деятелями культуры путем чтения, прослушивания или просмо-тра их произведений. Такое общение можно назвать духовным.

Оно способствует формированию и развитию духовного мира личности учащегося и преподавателя.

Таким образом, общение преподавателя и учащихся является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется прежде всего целями, содержанием

и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъ-

20.3. Функции и стиль педагогического общения

ектами образовательного процесса в качестве императива их инди-видуального поведения.

Цель педагогического общения состоит как в передаче обще-ственного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от преподавателя к учащимся, так и в обмене личностными смысла-ми, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом.

Педагогическое общение создает условия для реализации потен-циальных сущностных сил субъектов образовательного процесса. Чтобы осмыслить процессы педагогического общения, необходимо определить их ценностные ориентиры.

Высшая ценность педагогического общения – индивидуальность пре-подавателя и учащихся. Достоинство и честь преподавателя и уча-щихся – важнейшая ценность педагогического общения. В связи с этим ведущим принципом педагогического общения может быть принят императив И.

Обратите внимание

Канта: всегда относиться к себе и учащимся как к цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности.

В этом отношении может быть полезна одна практическая рекомендация преподавателям: всегда поступайте так, чтобы у вас и у студентов создавалось ощущение своей значимости.

Признание абсолютной ценности личности, индивидуальности учащегося тесно связано с оценками его учебной деятельности и по-ведения. При этом важно использовать одно из главных правил пе-дагогического общения: оценивать нужно действия, знания, поступ-ки учащегося, но не его личность, индивидуальность.

Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как на важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этиче-ские ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.

Гуманистическое общение, кроме того, ориентировано на такие ценности, как свобода, справедливость, равенство, любовь. В педа-гогическом общении необходимо ценить не только свою свободу, но и свободу другого. При этом важно не вмешиваться во внутренний мир другого человека, не ущемлять его потребности, не оскорблять чувство и достоинство.

Равенство в общении – это прежде всего ра-венство человеческого достоинства субъектов общения, признание равного права и обязанностей реализовать себя в общении как лич-ность, обогащать себя и другого в общении. Важной чертой инди-видуальности является также ответственность. Она формируется в общении и совместной деятельности в результате усвоения цен-ностей, норм и правил общения.

В этом выражается воспитательная роль общения [186].

424 Глава 20. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение…

Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверен-ность, ослабление внимания, нарушение динамики речи у учащихся. В итоге рождается устойчивое негативное отношение к преподавате-лю, а потому и к изучаемой дисциплине.

Специфика педагогического общения проявляется в его полиобъ-ектной направленности. Оно направлено на организацию учебногосотрудничества, на усвоение учащимися знаний и умений, на их личностное (психическое и социальное) развитие.

Стиль педагогического общения – совокупность способов осу-ществления взаимодействия преподавателя с учащимися в образова-тельном процессе. В стиле общения проявляются индивидуально-психологические особенности преподавателя (черты характера, темперамент), совокупность приемов воздействия на сознание и по-ведение учащихся.

Важно

К наиболее распространенным относятся следущие стили обще-ния: дружеский, деловой, требовательный, поучающий, подавляю-щий.

При дружеском стиле общения типичными приемами являются: улыбка, смех, расположение к собеседнику, доверие, просьба, само-критика, поощрение, совет, шутка, раскованность движений и т.д.

Деловому стилю свойственны лаконичность речи, серьезное выра-жение лица, рациональность мышления, стремление к сотрудниче-ству, целенаправленность действий. Требовательный стиль присущ большинству преподавателей.

При этом преподаватель указывает, побуждает к действиям, позволяет или запрещает, подгоняет и т.д.

Ведущими стилистическими чертами современного общения яв-ляются разговорность, простота и живость (экспрессивность) речи.

Поучающему стилю общения присущи такие приемы, как объяс-нение, показ, примеры, вопросы, советы, убеждение, покровитель-ство, подсказка и др.

Подавляющий стиль характерен для авторитарного преподавате-ля. Некоторые преподаватели злоупотребляют такими приемами, как критика, угрозы, наказания, принуждение, запрещение, возра-жение и т.д.

Если преподавателя рассматривать как организатора учебно-познавательной деятельности студентов, следуя учению немецкого психолога К. Левина, можно выделить три стиля общения (педаго-гического руководства): авторитарный, демократический и либе-ральный.

Авторитарный стиль основывается на предположении, чтоучащиеся по своей природе ленивы, не самостоятельны, боят-ся ответственности и нуждаются в том, чтобы ими руководили.

20.3. Функции и стиль педагогического общения

Авторитарный преподаватель при взаимодействии со студентами опирается на свою власть, дает предпочтения таким способам, как указания, требования, угрозы и наказания.

Он исходит из «усред-ненного» представления о студентах, из абстрактных требований, не учитывает их индивидуальных особенностей, для него характерен функционально-деловой подход, резко выраженные установки, сте-реотипность в оценке и поведении, избирательность и субъектив-ность.

Преподаватель авторитарного стиля относится к учащемуся как к объекту воздействия, единолично принимает решения, уста-навливает жесткий контроль за выполнением своих требований, ис-пользует свои права без учета ситуации и мнений учащихся.

Совет

Под воздействием авторитарного стиля руководства у учащихся развиваются такие отрицательные свойства, как неудовлетворен-ность учебой, негативные отношения к преподавателю, пассив-ность, подавленность, неуверенность в себе, а иногда – агрессив-ность, озлобленность. Следует отметить, что чрезмерно интенсивная активность преподавателя нередко приводит к пресыщению обще-нием, когда у студентов возникают отрицательные эмоции от взаи-модействия с преподавателем.

При демократическом стиле педагогического руководства уча-щийся рассматривается как равноправный партнер в общении в совместном поиске решений учебно-познавательных задач.

Этот стиль характеризуется применением таких способов воздействия, как личный пример преподавателя, разъяснение, совет, просьба, бе-седа, моральное поощрение, доверие, критика, самокритика, само-контроль, привлечение учащихся к принятию решений, суждений и т.д.

Преподаватель демократического стиля одновременно рабо-тает с группой в целом, стремится учесть индивидуальные особен-ности и личный опыт студента, его активность и потребности, для него характерен личностный подход, отсутствие негативных устано-вок, стереотипности в оценках.

Он стимулирует развитие самостоя-тельности учащихся, предпочитает не прямые, а косвенные способы воздействия, прислушивается к критическим замечаниям учащихся, признает право каждого на свою точку зрения.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется низкимуровнем научно-педагогической квалификации преподавателя, формальным отношением к своим обязанностям, консерватив-ностью, пассивностью, отсутствием требований к учащимся и си-стематического контроля их знаний, нерешительностью, страхом перед проявлением инициативы учащихся. Преподаватель либе-рального стиля действует уговорами и налаживанием личных кон-тактов интеллектуально сильных студентов (лидеров), терпимо

426 Глава 20. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение…

относится к нарушителям учебной дисциплины. При таком стиле руководства результаты обучения очень низкие, учащиеся не удо-влетворены учебой, нет сотрудничества и стимула добросовестно учиться, ухудшается состояние психологического климата в сту-денческой группе.

⇐ Предыдущая42434445464748495051Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3×5856.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector