Смысл жизни человека – философия кратко, как проблема

Смысл жизни человека как проблема философии

Смысл жизни – фил-я и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели сущ-я, предназначения чел-ва, человека как биол-го вида, а также чел. как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня, как и много веков назад, утверждают в качестве смысла жизни и ее высшей цели: первые – достижение максим-х наслаждений, вторые – достижение счастья.

Сторонники утилитаризма считают, что достижение выгоды, пользы, успеха именно и составляет смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Обратите внимание

В современной христианской православной традиции провозглашается: “человек не имеет границ своей человеческой природе”. Если Бог есть свободная духовная личность, то и человек должен стать таким же.

Перед человеком вечно остается возможность становиться все более и более богоподобным. Не переделка мира на началах добра, но взращивание в себе субстанциального добра.

Совершенствование человеческой природы внутри природы Божьей оказывается источником радости и свободы.

В материалистической традиции смысл жизни усматривается в саморазвитии человека, в совершенствовании его сущностных сил, способностей и потребностей. Этот процесс обусловлен предыдущим развитием и имеет конкретное историческое реальное содержание.

Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие.

Смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Смысл жизни – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей.

Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.

Важно

Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Философия науки как раздел философии

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

«Предметом философии науки, — как отмечают исследователи, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

(Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но всё же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.

) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Основные направления философии науки:

Позитивизм

Первый позитивизм

Второй позитивизм (эмпириокритицизм)

Третий позитивизм (Логический позитивизм)

Постпозитивизм

Критический рационализм К. Поппера

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса

Концепция исторической динамики науки Т. Куна

«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда

Философия и религия

Задачи философии и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и человечества.

Религия – первая форма объяснения мира. Философия дополняет религию, ставя перед собою задачи не только объяснения, но и целенаправленного развития мира. В истинном понимании их высокого назначения между философией и религией нет различия и нет исторического разрыва.

Каждая нарождающаяся религия или же философия первоначально – гипотеза, предлагающая какое-то новое объяснение мироздания. Одни, немногие, выдвигают гипотезу, и, если та в каком-то смысле оказывается удобной, другие, многие, принимают ее и строят из гипотезы веру.

Совет

Религия – высшая форма веры. Она объясняет человеку, зачем он живет, работает, рожает детей, подкрепляет его, руководит им. Указывает наше положение в мире, ориентирует “я” во Вселенной, дает версию смысла существования.

К этому призвана и философия; но она расширяет стоящие перед человеком задачи. Мы должны не просто существовать, но познавать и развивать мир.

Философия пытается объяснить то, во что принято верить.

Философия – синтез науки, религии и поэзии; поэтическая вера в науку; искусство на базе знаний своего времени прозревать будущее.

Философия – творение веры “научными методами”.

Мировоззренческие концепции, которые не становятся верой, религией, называются философиями.

Материализм построен на субъективном, отталкивается от данных нам органов ощущений и разума – конкретной ограниченности самого человека и изобретенных им средств познания и развития.

Идеализм пытается расширить эти границы, перешагнуть через рамки доступного опыта, объединить представляющееся нам прерывным в единое, конечное и временное связать с бесконечным и вечным.

Материализм и идеализм – не антагонистические, но взаимно дополняющие друг друга концепции, которые могут быть слиты в одно единое мировоззрение.

На протяжении истории, философски осмысливая мир, человечество, по сути, осуществляет познание материей себя самое.

Обратите внимание

Развитие философских концепций, с одной стороны, являет собою приближение к истине (приближение структуры идеального мира к структуре мира материального), это – познание материального мира; а, с другой стороны, нацелено через развитие идеального (создание нового в идеальном) – на развитие материального мира.

Философия и наука.

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

Является ли философия наукой?

Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?

Как соотносятся между собой философия и вненаучное знание?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания.

С другой стороны, каждый отдельный индивид, приобщаясь к поиску ответов на общефилософские вопросы, ничем и никем не обязывается основывать свои размышления на опыте предшественников. Отсутствие общепризнанных результатов это коренное отличие философии от науки.

Задача развертывания философии по образцу науки ставилась в марксизме и диалектическом материализме. Кроме того научный статус зачастую придаётся логике как нормативной науке, традиционно рассматривающейся в качестве составной части философского знания.

Примерами подходов, в которых философия строится вне научного образца, могут служить некоторые виды религиозной философии, а также философия, выраженная в форме афоризмов и эссе и нашедшая широкое распространение у таких философов, как Ницше и Кьеркегор.

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку).

Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение.

С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки.

Важно

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и феномена «заблуждающегося разума».

Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания, из-за неполноты знания о предмете с одной стороны и стремлением объяснить его, предугадать точное знание (сформулировать гипотезу) — с другой.

Он свойственен любому способу познания, в том числе и науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.



Источник: https://infopedia.su/9x101bf.html

Смысл жизни как философская проблема

Смысл жизни человека – философские размышления о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь.

Смысл жизни ? осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить заданные им цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на бытие.

Вместе с тем это регулятивное понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы. В любой развитой мировоззренческой системе существуют свои представления о том, что такое жизнь и каков ее смысл 6, с.3.

1.1 Понятие смысла жизни. Цель жизни. Поиск смысла жизни. Судьба человека

Смысл жизни ? философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответы на следующие вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»;

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще);

«Зачем (для чего) мне жить?»[18].

Рассматривая данный вопрос, следует четко различать понятия «смысл жизни» и «цель жизни».

Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни (во всяком случае, ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе).

Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без цели – человек без головы» – гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Совет

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни – это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели.

Подчиненные и промежуточные цели – это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней.

Читайте также:  Инфантильность - у мужчин, у женщин, как избавиться от инфантильности

Побочные или параллельные цели – это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека.

В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби).

В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни – это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Проблема определения цели жизни близка к проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни «участвуют» и случайность, и необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

Обратите внимание

Если цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой человек подчиняет свою волю.

Таким образом, можно видеть две стороны сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе стороны важны для человека в равной степени.

Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления.

Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность.

Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности.

Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

Нужно также иметь в виду, что жизнь человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно.

Важно

Например, потребность в отдыхе, сне может «реализоваться» в виде цели (поисков ночлега и т. п.) или непосредственно – человек незаметно для себя уснул в метро.

Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает ее – здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и сознательного стремления к цели.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия [1, с.75].

Что же касается вопроса о поиске смысла жизни, то стремление к нему свойственно всем людям ? это врожденное и естественное качество, заложенное в каждом из нас. Часто оно так и остается глубоко запрятанным в подсознании, и нам бывает трудно объяснить и четко сформулировать, к чему, собственно, мы стремимся и что хотим понять.

Поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни, а не «вторичной рационализацией» инстинктивных влечений. Когда в поступках и действиях человека нет смысла то, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни.

Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализовать порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, невроза, связанных с апатией, депрессией и утратой интереса к жизни.

Смысл жизни доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений. Однако накопление смысла – это вопрос не познания, а призвания.

Не человек ставит вопросы о смысле своей жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями. Смысл не субъективен и человек не изобретает его, а находит в мире и объективной действительности.

Именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации.

Совет

Австрийский психолог В. Франкл вводит представление о ценностях, что позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы).

Во-вторых, посредством того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей). И, в-третьих, благодаря позиции, занимаемой нами по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно этому мнению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

Осуществление смысла жизни является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация.

Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Человек способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей.

Таким образом, осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя.

Рассматривая проблему смысла жизни человека, необходимо отметить совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, народа (судьба).

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия. Во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Обратите внимание

Свои попытки отличить возможное от невозможного, желаемое от действительного, вероятное от неизбежного человек воплотил в образе судьбы.

Жизнь человека – это материал, в который судьба воплощает свои веления, это «эмпирия судьбы». Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны.

Судьба может действовать как абсолютная предрешенность всех событий человеческой жизни, всех его поступков: то, что случилось, обязательно должно было случиться. Или же по-другому: то, что с тобой произойдет, произойдет обязательно. Именно так судьба понимается в сказке, где герой может увидеть в волшебном зеркале весь ход своей будущей жизни.

Судьба может рассматриваться и как основная тенденция жизни, которая пробивает себе дорогу сквозь путаницу случайностей, прихотливость человеческих действий. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как характере человека [17].

В образе судьбы воплощаются разные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам еврейского философа М. Бубера, «свобода и судьба вверены друг другу и объемлют друг друга…»[2, с.102].

Можно с покорностью принять свой жребий, можно попытаться обмануть судьбу, открыто с ней сразиться, познать ее. Но все попытки выстроить свой жизненный путь как бы в стороне от дороги судьбы обычно заканчиваются неудачей.

В самом основном вопросе взаимоотношений человека с судьбой (в вопросе о возможности ее преодоления) уже содержится оценка судьбы как несчастья. В конечном итоге все попытки преодолеть судьбу – это неприятие бытия, борьба с небытием.

Полная предрешенность человеческого бытия есть небытие: все чуждое мне, не зависящее от меня – это не я, не мое бытие, небытие. Неслучайно тема смерти неотделима от темы судьбы [2, с.103].

Важно

С точки зрения небытия все события жизни оказываются неважными, несущественными. Основная задача судьбы-небытия, противостоящей человеку, ? поглотить его.

Поэтому смерть – единственное значительное «судьбоносное» событие. То, что происходит в промежутке между рождением и смертью (сама жизнь) неважно, призрачно с точки зрения небытия.

Все события сжимаются до непространственной точки на нити жизни.

Приняв точку зрения «небытия», покорившись судьбе, человек воспринимает свою жизнь не иначе, как абсолютную бессмыслицу, где все события равнозначны или не имеют значения.

В этом случае жизненный путь человека не освещен целью и высшими ценностями. Судьба как небытие лишает бытие осмысленности.

Жизнь как осмысленное и завершенное целое перестает существовать: это не мной задуманная жизнь, не я ее автор.

Лишь одно чувство нежелания покориться судьбе и сохраняет ту грань, которая отделяет небытие от бытия. Сам гамлетовский вопрос: быть или не быть, склониться или сразить ее в противоборстве – уже форма утверждения бытия[17].

Стремление обмануть судьбу, «игра» с судьбой незаметным образом меняет характеристики самой судьбы ? она «очеловечивается». Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай -это «псевдоним свободы». С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно обмануть. Человек пререкается с судьбой.

Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. «Фортуну можно пинать ногами, как женщину, ? писал Макиавелли, ? она так же капризна и своенравна» [5, с.55]. Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая.

«Мужем рока» назвал Наполеона Лермонтов, о Ленине как «человеке судьбы» писал Н. Бердяев. Трагическое противостояние бытия – небытия исчезает. Судьба оказывается материалом, которому человек своими деяниями придает желаемую форму. Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу.

Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.

Совет

Так обнаруживается второй основной смысл понятия судьбы. Судьба – это не только внешняя обусловленность человеческой жизни, но и связанность, завершенность человеческого бытия, его «логика». Так понимаемая судьба уже не тождественна несчастью, она может быть и счастливой.

Судьба не рудимент древнего мировоззрения – это необходимый элемент нашего духовного мира, своеобразный символ взаимоотношений человека с миром.

Судьба оказывается элементом самого нашего бытия: человек совершает определенные действия по отношению к судьбе: борется с ней, подчиняется, смиряется, играет. Это не борьба с фикцией, человеческие представления о судьбе, включенные в реальную жизнь, приобретают модус, качество реальности.

Судьба символизирует тот аспект действительности, который является для человека жизненно важным. Другими словами, такие явления, как смерть, время, вечность, свобода, человек не может освоить иначе, как в форме судьбы.

Судьба, следовательно, необходимый элемент человеческого «жизнеустроения», жизненного мира, в котором действительность дана вместе с ее осознанием. Это не мир теоретика, это мир человеческих поступков, выборов, решений.

Разные представления о судьбе – как в неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности человеческого бытия, замысле человека о самом себе по-разному реализуются в различных жизненных мирах.

Жизненный мир не имеет строгих контуров, четкой и осознанной смысловой структурированности, это некая духовно-материальная целостность, в которой образ мира не отделен от своего прообраза.

Основная его черта – ясное осознание цели, и тем самым осознание себя, своих потребностей. Весь естественный мир непосредственной жизненности как бы воссоздается, конструируется заново, рационализируется.

Обратите внимание

Умственный взор человека обращается на себя самого. В результате исходные, витальные потребности теряют свою непосредственность, корректируются, «подправляются» и тем самым угасают, пропущенные сквозь горнило разума.

Возникает второе противоречие – в отношении индивида к самому себе.

Так на первый взгляд простое отношение, лежащее в основе мира цели, открывает целый спектр возможных способов бытия в этом мире: от фанатичного стремления к достижению цели, подчиняющей себе человека целиком, не позволяющей задуматься, остановиться, оглянуться, до разросшегося до размеров всей Вселенной сомнения, погружения в бесконечные поиски оснований собственной жизни, парализующего всякую целенаправленную деятельность.

Читайте также:  Алекситимия - причины, симптомы, признаки, лечение

Мир цели несет в себе зерна саморазрушения, он так же опасен для человека, как и мир непосредственной жизненности.

Предполагаемый день исполнения всех желаний неизбежно должен оказаться днем исчезновения человеческой индивидуальности, всего того, что человек приобрел в процессе движения к цели. Недаром образ смерти, ждущей человека в конце его жизненной дороги, ведущей к исполнению желаний, так характерен для европейской культуры.

Главным условием отстаивания себя оказывается недостижимость цели, постоянное движение к ней как заранее обреченная на провал попытка соединить мир человеческой субъективности и внешний мир. Человек постоянно находится между двумя необходимостями, ускользая от тисков судьбы. Чем масштабнее цель, тем разрушительнее для человека ее исполнение.

Остановка – также гибель, крушение мира, в основании которого лежит деятельность по движению к цели [17].

Глава 2

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/6463

Проблема смысла жизни человека

Исходным пунктом для постановки проблемы человеческой жизни является осознание человеком своей конечности, смертности. Как правило, это происходит при наблюдении смерти другого, опыт собственной смертности до самой смерти человеку не дан.

Сознавая свою конечность, человек неизбежно должен поставить вопрос: зачем я существую? Иначе: зачем я прихожу в мир, если я в нем не останусь? Такая постановка вопроса значительно обостряется тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни человек никогда не достигает высших «целей» жизни родовой, исторической; в этом смысле он – адекватно не реализуемое существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержит в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах (материальных и пр.). Именно поэтому призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуру.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах.

Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории, и определяет ценность человеческой жизни.

Эта мера, таким образом, не является надличностной или надобщественной, но объединяет цели и смысл жизни личности и общества, а они могут находиться в противоречии друг с другом или, наоборот, совпадать в зависимости от общественно-экономических условий.

Важно

Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается прежде всего на учение о социальной сущности человека. Любые попытки вывести их из сферы биологического ошибочны уже потому, что поведение личности определяется социальными, социально-этическими и нравственно-гуманистическими факторами, которые являются его регуляторами.

Осознание конечности существования имеет и другое последствие – стремление вынести смысл жизни за его пределы. Это может происходить по-разному. Во-первых, на первый план могут ставиться общесоциальные цели человечества. Тогда путем выхода за пределы своей конечности для человека будет вклад в историю – в любой форме.

Во-вторых, может утверждаться существование истинного бытия человека, по отношению к которому земная жизнь – лишь подготовка. Конечность земной жизни снимается верой в бесконечность пребывания с абсолютом, богом. Это религиозный путь решения проблемы.

Наконец, на обыденном уровне главным средством выхода за пределы конечности является рождение и воспитание детей. Заметим, что последний способ преодоления смертности является биологически детерминированным и потому базовым по отношению к любому другому.

И при социальном, и при религиозном размыкании конечности рождение и воспитание детей являются необходимейшими предпосылками осуществления этого размыкания.

Еще одним выводом из осознания конечности человеческого существования является проблема продления жизни или добровольного ухода из нее.

Однако в первом случае, как замечают специалисты, чаще всего речь идет лишь о продлении старости, что малозначимо с точки зрения самореализации личности, а во втором случае – об эвтаназии, т.е. о прекращении в первую очередь физических страданий.

Проблема продления жизни должна рассматриваться именно в смысле продления человеческой активности, т.е. периодов молодости и зрелости. Проблема же самоубийства должна анализироваться комплексно, как показатель осмысленности и ценности для личности своего существования в мире, как это делает А.

Совет

Камю в «Мифе о Сизифе». Самоубийство – это индикатор отношения к присутствию в мире в целом, к жизни как таковой. Его причина в том, что конечность существования воспринимается как бессмысленность. Выход – отыскание смысла или принятие человеком абсурдности бытия.

В заключение перечислим несколько сложившихся в истории философии концепций смысла жизни человека.

Эвдемонизм полагает смыслом жизни достижение счастья (греч. – эвдемония), которое понимается обычно отрицательно – как отсутствие нравственных и физических страданий.

Частной формой эвдемонизма является гедонизм, определяющий счастье как наслаждение (греч. – гедойнэ), которое тем самым и становится смыслом жизни.

Однако наслаждение здесь мыслится в первую очередь не чувственным, а нравственным и интеллектуальным.

Альтруизм (лат. alter – другой), напротив, требует от человека известного самоотречения, жизни на благо других. Заметим, что альтруизм совпадёт с эвдемонизмом только в обществе альтруистов.

Через самоотречение осмысливает жизнь человека и любая последовательная религия, ставящая целью спасение в потустороннем мире. Однако сотериологическая (сотер – греч. спаситель) точка зрения лишает земную жизнь самостоятельной ценности, подчиняя её достижению вечной жизни.

Наконец, стоицизм, близкий к утверждению абсурдности жизни, видит главную ценность в умении благородно переносить испытания судьбы – выпадающие на долю человека счастье и невзгоды.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-po-teorii-filosofii/571-problema-smysla-zhizni-cheloveka

Проблема смысла жизни в философии (стр. 1 из 4)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Институт управленческих кадров

Кафедра философских наук

Специальность: Государственное управление и экономика

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Проблема смысла жизни в философии

Студентка 1 курса, группа ГУЭ-4

Свяцькая Е. Д

Руководитель

профессор, кандидат философских наук

доцент Касперович Г. И

Минск, 2010

План

ВВЕДЕНИЕ

1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания

1.1 Смысл жизни

1.2 «Идеальные типы» философского самовосприятия человека

2. Судьба и поиски смысла жизни

2.1 Судьба и жизненный путь

2.2 Поиски смысла жизни

3. Свобода и творчество как экзистенциальные ориентации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека. Ницше утверждал: «Если есть Зачем жить, можно вынести любое Как», и был прав.

Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных.

Обратите внимание

К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т.д.

Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности – воля, характер, рассудительность, практичность и т.д.

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком.

Проблема человека не является чисто теоретической проблемой, для размышления над которой выкраивается время на досуге. Это практическая, жизненная проблема. Оказываясь в критической ситуации, человек каждый раз «выбирает» себя, решает вопрос о смысле своего существования.

Как только он перестает размышлять об этом, он перестает быть человеком, превращается в вещь, застывает в определенных границах, срастается с определенной социальной ролью, навеки изгоняется из мира свободного выбора.

Проблема человека как практическая проблема всегда стояла и будет стоять перед каждым из нас: в определенные моменты жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути.

Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная «техника» проблематизации человеком своего собственного существования – философия. Именно философия организует «пространство выбора» человеком самого себя, она как бы предлагает выработанные философской мыслью на протяжении столетий различные системы ценностных координат человечности.

Философия окончательный выбор «образа человечности» оставляет за самим человеком. Поэтому она не может диктовать человеку, каким он должен быть. Философия не может быть сведена и к науке о сущем – к простой констатации того, каков человек «на самом деле». Философия как «техника» размышления человека о самом себе есть форма теоретического знания о возможном.

1. Смысл жизни и ее ценность: многообразие понимания

1.1 Смысл жизни

Смысл жизни связан с вопросом «Ради чего жить?», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь. Отношение человека как сознательного, мыслящего существа к своей жизни и самому себе находит отражение в смысле и цели его жизни. Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели.

Важно

Так в чем же состоит смысл жизни? Этот вопрос всегда стоял перед философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.

В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни.

Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода.

Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.

Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека сохранила религиозная философия. Она связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святыне, приобщением к истине и высшему благу. Русский религиозный философ С.

Франк считал, что мир сам по себе бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Но человеческий разум – уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл.

Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность, «искание смысла».

Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» – писал С. Франк.

Совет

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру.

Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.

Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.

В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

Читайте также:  Женская привлекательность в глазах мужчин, как её усилить

В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.

В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.

Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. [3]

Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.

Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.

Обратите внимание

М. Шелер выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека, которые и составляют «пространство выбора» себя, предоставленное всей историей философии отдельному человеку. Шелер не связывает их просто с этапами философской мысли. Все они имеют право на существование и в наше время, все они находят отклик в душе человека и по сей день.

Первая «идея человека», по мнению Шелера, это идея религиозной веры как сущности человека. Подлинная история человеческой души с этой точки зрения – это ее божественное происхождение, грехопадение и будущее спасение.

Христианство с его учением о Богосыновстве приписывает человеку «метакосмическое» значение, приподнимая его над природой. Но прочная божественная основа человеческого бытия вступает в противоречие с земной формой человеческого существования.

Отсюда – ощущение надлома, кошмар первородного греха, отягощенность человека природным, страх перед всем земным.

Второй идеальный тип – тип homosapiens, человека как носителя разума. Логос, сознание, дух возвышают человека над всем сущим уже у греков периода классики. Человек несет в себе божественное активное начало, которого нет в остальной природе. Это начало в человеке родственно Божественному Логосу, оно не меняется в зависимости от обстоятельств, эпохи.

Эти учения, по мнению Шелера, могли быть как теистическими (рассматривающими Бога в качестве запредельной миру совершенной личности), так и пантеистическими, растворяющими Бога в мире.

Сплетаясь с первым образом человека, эта идея настолько овладевает массовым сознанием, что становится сама собой разумеющейся, человек к себе начинает относиться только как к рупору разума, тождественного нравственности и красоте.

Источник: http://MirZnanii.com/a/230934/problema-smysla-zhizni-v-filosofii

Смысл жизни как предмет научного исследования и его место в современном мире

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.
  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он – в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь.

Важно

С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине.

Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего – состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств.

К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования.

Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями.

В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни.

Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали.

И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение.

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Совет

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни.

Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми.

Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира.

Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы.

Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/v-chem-smysl-zhizni.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector