Тренинг личностного роста – виды, цель базового тренинга

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста “Я в будущем”

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста “Шприц”

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать “иммунитет” к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным.

Обратите внимание

Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо.

Именно на этом этапе, до того как подросток прошел “посвящение”: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу.

Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго – отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у “искусителя” сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста “Чемодан в дорогу”

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга).

Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает.

При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста “Цвет эмоций”

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый.

Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет.

Важно

Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста “Табу”

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. “Там лежит то, что нельзя”, – говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета.

Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, – каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, – это тоже будет способом реагирования на ситуацию.

При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его “показать” свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста “Самопрезентация”

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

— удивление,

— интерес,

— радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

Совет

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста “Пессимист, Оптимист, Шут”

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории.

Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы).

То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

Обратите внимание

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста “На какой я ступеньке?”

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: “Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь”.

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

– 1-4 ступенька – самооценка занижена

– 5-7 ступенька – самооценка адекватна

– 8-10 ступенька – самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста “Комиссионный магазин”

Цель упражнения: – формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; – выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; – углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец – это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость.

Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое.

Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста “Зато…”

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

Важно

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато…», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что…» или «здорово, ведь теперь …»;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста “В чем мне повезло в этой жизни”

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: “В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями”. После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника “Воскресный вечер”

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы “издерганы” обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Содержание

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья – это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или – скажем – в кинотеатр.

Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение – не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать.

Поэтому самое хорошее – это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

 На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам…

И вполне вероятно, что под этими “плитами” зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет…

Совет

Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра “Соблазнение”

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию “соблазнения”. Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы.

Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут.

По окончании остальные участники дают “обратную связь” той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

– Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

– Что внутри вас помогало вам отказаться?

Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/luchshiie_uprazhnieniia_dlia_trieningha_lichnostnogho_rosta

Что такое тренинг личностного роста: особенности и классификация

Главная страница » Саморазвитие

Пожалуй, в современном обществе нет людей, которые бы не слышали о тренингах личностного роста.

О том, как стать успешным и улучшить качество жизни можно узнать из Интернета, через журналы, газеты и книги, из телепрограмм и, конечно же, посетив занятия лично, например тренинги личностного роста в Ростове-на-Дону или в любом другом городе. Обычно в любом крупном городе найдется несколько подобных предложений.

На отечественных просторах до сих пор неоднозначно относятся к ним.

Обратите внимание

Пока одни восторженно рассказывают, как кардинально изменилась их жизнь после тренингов, другие называют такие занятия сектами и пустой тратой времени и средств.

Читайте также:  Почему мужчины возвращаются после расставания - мнение мужчин

Однако, несмотря на мнение скептиков, такие семинары остаются актуальными. На тренинги идут люди, которые желают достичь успеха на работе, в личной жизни, стремятся к целям и реализации творческого потенциала.

Что такое тренинг личностного роста

Сам термин «личностный рост» родился в 60-х годах ХХ века, и уже тогда трактовка этого понятия отличалась в зависимости от школы, где его преподавали. Несмотря на мелкие отличия, «личностный рост» понимали как «раскрытие потенциала человека» и «принятие и понимание себя».

Сам тренинг личностного роста – это групповое занятие, по форме представляющее собой нечто среднее между семинаром и мастер-классом.

На занятиях участники благодаря ряду методов, практических методик, психологических техник обеспечивают раскрытие и развитие своего потенциала, как личности, так и профессионала, борются с внутренними проблемами, учатся гармонировать с собой, и, как результат, улучшают жизнь.

Особенности тренингов личностного роста

Тренер-ведущий

Хотите, чтобы занятия принесли вам пользу? Тогда записывайтесь на тренинг, который проводит профессионал. Специалист, проводящий тренинг, должен четко чувствовать аудиторию, грамотно распланировать тему и отлично ориентироваться в ситуации. Его задача – найти индивидуальный «ключик» к каждому участнику тренинга, и при этом направлять всю группу в правильное русло.

Однако не следует думать, будто после одного занятия с тренером жизнь его участников сразу кардинально изменится. Ведущий только поможет вам сориентироваться в проблемах и найти из них выход. Ваша же задача – на практике использовать по максимуму инструмент, который вам предложат.

Тренинг поможет познакомиться с собой

Такие занятия позволяют познать себя и помогут выявить как сильные, так слабые стороны участников тренинга. Вероятно, по итогам удастся найти причину неудач и устранить ее. Узнав свои сильные стороны, будет проще направить энергию в нужное русло.

Также на некоторых из подобных тренингов возможно удастся поработать над преодолением как явных, так и скрытых страхов и детских психологических травм, а, возможно, и полностью лишиться их. Соответственно, вы станете увереннее и избавитесь от комплексов.

В результате меняется мышление.

Эффект поддержки

Тренинги не редко проводятся для целой группы. Мало того, что вы научитесь открываться другим людям, так еще и сами получите поддержку. А это колоссальный заряд энергии, который невозможно получить, просто прочитав книгу или просмотрев фильм. Соответственно, лучше выбирайте занятия с группой.

Классификация и виды тренингов личностного роста

Тренинги личностного развития отличаются:

По целям

Одни тренинги призваны научить аудиторию отрабатывать необходимые навыки (вас научат хорошо продавать товар или без страха выступать перед аудиторией), другие борются с психологическими проблемами, помогают установить душевное равновесие.

По тематике

Как зарабатывать деньги, распоряжаться финансами, построить прочные отношения с любимым человеком, что делать, чтобы бизнес стал успешным, – темы тренингов самые разнообразные. Вы можете записаться на семинар, где вам расскажут, как правильно похудеть, или манипулировать людьми.

По формату

Занятия могут проводиться в один день или растягиваться на несколько недель.

Максимально эффективными будут выездные тренинги (за город или даже в другую страну), ведь тогда «пациент» полностью погружается в трансформационный процесс.

Преимущество местных семинаров в том, что после занятия можно поделиться полученными знаниями и информацией с близкими людьми. Еще один формат тренинга, – виртуальный. Для такого занятия вообще не нужно выходить из дома.

По методам

В одних случаях используют достаточно жесткие методы и заставляют переживать участников не слишком приятные минуты (к примеру, представить ситуацию смерти близких или выслушивать в свой адрес голую правду). Другие тренеры вводят подопечных в транс.

В целом тренинг личностного развития может значительно улучшить вашу жизнь. Профессионалы помогут сделать работу над собой, которую вы откладывали в долгий ящик. Единственная ваша задача – понять, от каких проблем вы хотите избавиться с помощью этих занятий и выбрать соответствующего тренера и программу занятий.

Источник: http://prizmaznaniy.ru/chto-takoe-trening-lichnostnogo-rosta-osobennosti.html

Что такое тренинг?

На данный момент тренинг – это одна из самых популярных форм интенсивного обучения во всем мире. Тренинг является одним из самых быстрых и эффективных методов развития личности и внутренних изменений.

Обычно тренинги проводится в группах, где все взаимодействуют друг с другом и выполняют разнообразные задания. В общем, живут веселой, интересной, общей жизнью. Некоторые люди заказывают себе “персональный тренинг”. То есть тренер индивидуально работает с одним учеником. Обычно это очень материально затратное развлечение. 

 Далее представлена некоторая информация о типах тренингов.

Отличие тренинга от семинаров и обычного обучения

Отличительной особенность тренингов является высокая интенсивность проведения занятий и использование разных способов достижения заявленного результата прямо в ходе самого тренинга.

Некоторым даже удается решить какую-то свою личную проблему, с которой они “мучались” самостоятельно длительное время  В отличие от семинара, где вам могут дать большой объем информации, но нет цели сделать так, чтобы вы практически усвоили то, что он вам рассказали. Вы получили информацию, а что делать с ней дальше – решайте сами.

Понятно, что на самом тренинга обычно невысокий уровень освоения навыков. Это связано с ограничением по времени проведения тренинга. Но первый опыт практического использования знаний вы обязательно получите.

  

Виды тренингов по принципам набора

По принципу набора тренинги делятся на открытые и корпоративные. Открытые тренинги собираются совершенно различные люди, оплатившие тренинг из “собственного кармана”.

 Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации обязаны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации.

В большинстве случаев это тренинги навыков (бизнес-тренинги). Оплата работы тренера проводит компания.

Виды тренингов по целям. 

Тренинги навыков. Цель таких тренингов – дать участникам какой-либо навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов очень много.

 Ну, во-первых, это большинство бизнес-тренингов, где даются различные навыки, которые затем участник может использовать в своей профессиональной деятельности. Сюда относятся навыки продаж, ведения переговоров, ораторское искусство, управление временем и прочее.

 В сфере личностного роста к таким тренингам относятся тренинги знакомств, коммуникаций, стресс-менеджмента, скорочтения и так далее.

 Это тренинги в большинстве своем ментальные, поскольку направлены на закладывание в память и подсознание человека определенной информации, которая затем будет реализована через его тело (речь, движение, поведение и так далее). Хотя элементы тренировки полученных знаний будут обязательно. 

У человека, прошедшего такой тренинг, может значительно повыситься самооценка, уверенность в себе, чувство собственного достоинства – как следствие овладения и применения определенного навыка, полученного на тренинге.

Например, девушка, боявшаяся познакомиться с молодым человеком, после прохождения тренинга по технологии знакомств может легко выполнить эту прежде неразрешимую для нее задачу.

Естественно, при этом произойдут ее позитивные внутренние изменения.

  

Трансформационные тренинги (тренинги личностного роста). Цель трансформационных тренингов – открытие новых возможностей и перспектив, выход из проблемной ситуации, поиск предназначения или призвания.

 Такие тренинги позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни. Чаще всего в ходе самого тренинга происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), поэтому такие тренинги и называется «трансформационным».

Главной задачей трансформационных тренингов или тренингов личностного роста является не получение знаний или навыков, а внутренняя трансформация личности и как следствие изменение качества жизни.

Важно

Естественно, что в большинстве таких тренингов человек тоже получает какие-то знания и навыки, но они не являются главной задачей. Только в некоторых случаях не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни.

Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу. У человека, прошедшего такой тренинг, обычно резко повышается самооценка, и он становится более позитивным и эффективным человеком. Хотя навык хождения по углям ему вряд ли пригодится в будущем. 

На такие тренинги приходят люди, для которых это уже действительно важно. Производя оплату человек тем самым подтверждает серьезность своего намерения получить новые знания и способности. Он уже достаточно мотивирован на личностные изменения, и тренер должен всего лишь  дать ему то, зачем он пришел.

Виды тренингов по степени жесткости

К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых участники получают новую информацию в приемлемой для них форме.

Выполняют задания, участвуют в играх, анализируют свои и чужие ситуации в психологически комфортной для себя обстановке. И в итоге понимают, каким образом возникла та задача, которая привела их на тренинг.

Делаются нужные выводы и как следствие происходит внутренняя трансформация и решение вопроса с которым человек пришел на тренинг.

Таких тренингов существует тысячи, и они могут быть направлены на различные сферы жизни: улучшение отношений, повышение самооценки, создание семьи («Как выйти замуж»), повышение сексуальности («Школа гейши»), изменение отношений с деньгами («Как стать магнитом для денег»), поиск призвания («Как найти свое дело») и так далее.

В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы – ролевые игры (игры, где нужно принимать сложные решения, ломающие устоявшиеся убеждения), задания на взаимодействия с другими людьми (например, попросить деньги у прохожего, несильно ударить или оскорбить другого участника тренинга, отдать все свои деньги), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее. Иногда вводятся строгие правила по посещению занятий, штрафы за опоздания или невыполнение заданий. Такие тренинги обычно дают лучшие результаты, но для людей с тонкой психикой они могут стать источником сильного стресса.

В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из зоны комфорта и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений).

А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям. Сюда относятся тренинги по американской методике «Лайф спринг» и подобные им.

Чаще всего трансформационные тренинги проводятся в форме открытых тренингов.

Психотерапевтические тренинги.

Цель тренинга – устранить неприятное психологическое состояние (чувство вины или страха, мнительность, повышенную тревожность, недовольство собой, неуверенность и так далее).

В ходе тренинга участники могут играть в различные игры, рисовать, осваивать техники интенсивного дыхания и делать прочие не понятные на первый взгляд для них вещи, но желанный результат они получают – их психическое состояние меняется на более спокойное и радостное.

Так же в ходе таких тренингов люди получают определенные навыки и практики, которые могут применять в своей обычной жизни для поддержания гармоничного и радостного состояния.

К таким тренингам можно отнести тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.

Оздоровительно-развивающие тренинги

Совет

Цель такого тренинга – оздоровление всего организма в целом и повышение возможностей своего тела. Эти тренинги можно отнести к тренингам навыков, но в сфере работы со своим телом.

В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют различные задания и упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять дома.

Это могут быть различные виды энергетических гимнастик (“Бодифлекс”, “Око Возрождения”, “Цигун”), техники по работе с дыханием, телесная психотерапия, динамические медитации Раджниша, сексуальные тренинги((«Мужская сила», имбилдинг) и прочие.

 

На этом классификация наиболее популярных групповых тренингов завершается.

Тренинги духовного развития.

Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей. В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. 

Читайте также:  Самосознание личности - формирование, особенности, развитие

ВАЖНО!!!!! Особенность тренинга – он имеет ограниченный срок. Если вам предлагается длительный цикл занятий, то это уже не тренинг, а что-то другое. Сегодня появились довольно активные религиозные организации, которые под видом тренингов личностного роста или духовного развития могут завлекать вас в эту организацию.

 То есть вы находите каким-то образом объявление о проведении тренинга по освоению энергетических практик, искусству тантры или освоению фэн-шуй, и идете туда. Там действительно проводится такой тренинг, но тренеры явно или скрытно будут приглашать вас познакомиться с Истиной, восславить какого-то Учителя или поехать к ним в ашрам.

Все это обычно скрывается за эзотерическими терминами и ссылками на тайные знания, полученные от Учителя. Скорее всего, вас очень аккуратно и профессионально будут вовлекать в религиозную организацию закрытого типа, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это не тренинги.

 Поэтому будьте внимательны, пользуйтесь услугами только тех тренеров и тренинговых центров, о которых вы узнаете из заслуживающих полного доверия источников. Иначе вместо желанного духовного развития вы можете получить большую духовную травму.

Если статья понравилась и была полезна – делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Другие материалы:

Психолог Анна Береснева

Психолог-консультант Лилия Гафар

практикующий психолог Виктория Волевач

Источник: http://xfresh.info/trenery-kouchi/83-chto-takoe-trening-vidy-treningov

Что такое тренинг личностного роста и какова его цель

Многие задаются вопросом: что такое тренинг личностного роста? Это занятия, направленные на совершенствование личных качеств, благодаря которым человек может добиться успеха в жизни.

Для чего нужны тренинги личностного роста?

Специальные упражнения помогают личности «вырасти» и достичь новых высот. С помощью специальных упражнений можно избавиться от своих недостатков и развить достоинства.

Комплексы, страхи, навязанные обществом стереотипы – то, что мешает человеку полноценно жить. Тренинг личностного роста – это процесс усовершенствования важных качеств, уверенность в собственных силах и огромная работа над собой. Ростом личности называют различные ситуации, обстоятельства и факторы, которые делают человека лучше.

Обратите внимание

Психологические методики помогут максимально раскрыть потенциал и полностью использовать свои возможности, о которых раньше человек  даже не подозревал.

Тренинг Коллаж

«Коллаж желаний» — эффективный тренинг личностного роста, который помогает достичь огромных успехов на жизненном пути.

Создавая карту своих жизненных планов (коллаж) можно сконцентрироваться и честно задать вопрос самому себе: чего я хочу достичь в этой жизни? Правда ли я хочу именно этого или это просто «заставка» на пути к истинным потребностям? И когда ближайшей целью в коллаже станет дата сегодняшнего дня, можно начинать работу над достижением желания. На тренинге у участника возникнет масса вопросов. Найти на них правильные ответы – важнейший пункт работы на тренинге.

Именно поэтому данный тренинг ведет опытный практикующий психолог, который хорошо разбирается в психологической системе людей и владеет различными психологическими техниками, упражнениями и другими методами. Всё это он использует во время тренинга, чтобы помочь участникам задуматься о том, что они не учитывают или недооценивают, понять, чем они руководствуются и что вообще происходит.

«Коллаж» поможет человеку в следующем:

  • Определиться с настоящей жизненной целью, которая действительно принесет удовлетворение, счастье и гармонию.
  • Распланировать реальные жизненные планы на ближайшее будущее и на перспективу.
  • Увидеть и понять способы исполнения своих целевых желаний.

Тренинг личностного роста: цель

Цель тренинга личного роста – раскрытие и осознание своего потенциала, избавление от стереотипов, которые мешают быть счастливым и полноценно развиваться.

Существуют результативные методики, помогающие «запрограммировать» человека на процветание и благополучие. Так почему же не воспользоваться ими? Субъект, успешно освоивший личностный тренинг, станет гораздо спокойнее, решительнее, духовно развитее и счастливее, вне зависимости от жилищных условий, материального состояния и жизненных обстоятельств.

Цель может быть несколько измененной, в зависимости от индивидуальных характеристик и желаний участников. Зачастую, цели методик охватывают определенные общие аспекты:

  • Устранение психологических барьеров.
  • Изучение отношений участников тренинга.
  • Развитие организационных качеств.
  • Устранение неискренности по отношению к самому себе.
  • Решение общих конфликтных ситуаций.

После прохождения тренинга участники начинают воспринимать жизнь совсем по-другому, совершать важные открытия, делать счастливее себя и своих близких.

Один из решающих факторов успеха тренинга личностного роста – огромное желание начать новую жизнь. Если не осуществлять колоссальную работу над собой, методики и упражнения не принесут должный эффект.

Источник: http://ajscentr.ru/2017/11/22/chto-takoe-trening-lichnostnogo-rosta-i-kakova-ego-cel/

Основные принципы построения тренинга личностного роста. Цели, основные упражнения

Основной принцип – принцип добровольности. Группа должна быть абсолютно добровольна! Важно, чтобы подростки чувствовали, что они пришли в группу по своей воле, без принуждения. Отсутствие давления на подростков является одним из основных условий успешной работы тренинговой группы.

Есть несколько вариантов того, как подростки попадают в группу. Во-первых, это клиентский способ. К психологу на консультацию приходят родители подростков.

Психолог прелагает психокоррекционную помощь в групповой форме и направляет подростков в комплектующуюся или недавно начавшую работать группу. Во-вторых.

На первых занятиях подростки сами подходят к руководителю тренинга и спрашивают разрешения привести в группу своих друзей и знакомых. В-третьих, руководитель тренинга сам может давать информацию о своем тренинге.

Второй принцип – группа открыта для участников. Вплоть до того момента, когда в группе образуется стабильный костяк участников (минимум из 6, максимум из 15 человек, приблизительно), которые постоянно посещают занятия и не собираются покидать группу.

В этом случае появляется возможность достичь высокого уровня доверия в группе и групповой сплоченности. Такая группа проходит в следующий этап своего развития и превращается из группы тренинга общения в собственно тренинг личностного роста.

Необходимый уровень развития группы (групповая сплоченность, высокая степень взаимного доверия, взаимопомощи и др.) дает возможность реально изменить что-то в личности подростка.

Следствием того, что группа открыта, является постоянно изменяющийся количественный состав участников. Число подростков то уменьшается, то увеличивается до тех пор, пока состав не стабилизируется.

Третий методологический принцип: тренинг строится как последовательная цепь психологических испытаний. Логика построения описываемого в этой книге тренинга заключается в прохождении подростками психологических испытаний от начальных до заключительных, по мере увеличения сложности игр, процедур, упражнений.

Важно

Выполнив сложное (для своего уровня личностного развития) упражнение (испытание) подросток говорит себе: «Да, я сделал это!». В результате он начинает верить в свои силы, становится личностно зрелым, уверенным в себе, более инициативным в общении и способным взять на себя ответственность за свои поступки.

На первых занятиях есть четкая структура тренинга. Это означает, что я, как руководитель, составляю план каждого занятия. Я составляю его из тех упражнений, которые, как я считаю, необходимы на данном этапе. Все эти упражнения будут описаны ниже.

Чем более структурированным на начальном этапе является тренинг, тем легче подросткам освоиться в группе. Однако план занятия не является жесткой программой, которую обязательно нужно выполнить.

В зависимости от потребностей и настроения детей можно заниматься одним и тем же весь день, а можно выполнить 15 упражнений. То объясняется тем, что здесь группа не является ни коррекционной, ни обучающей, ни терапевтической.

Та цель, которая стоит перед руководителем тренинга (создать условия для личностного роста, а именно, формирования целостной, зрелой Я-концепции) может предполагать отсутствие жесткой программы в пользу, повторюсь, тех запросов, которые возникают у подростков в ходе занятия.

Каждое занятие строится на интуиции руководителя, на непосредственном самочувствии и настроении подростков. На том, какая потребность доминирует в тот момент либо у большинства, либо у кого-то в отдельности. В этом случае можно посвятить ему некоторое время.

Позиция руководителя должна включать в себя с одной стороны максимальную демократичность (подростки не потерпят авторитарности) и, с другой стороны, она должна быть очень активной. Причем это не активность манипулирования. Это активность управления. Руководитель управляет процессом межличностного общения в группе.

И если руководитель теряет контроль над ситуацией в группе, не справляется с ней – значит он либо недостаточно компетентен, либо не активен, не контролирует ситуацию. Пассивность приводит к выходу ситуации из-под контроля. А это уже чревато негативными последствиями.

Демократизм же задается следующими правилами, которые руководитель объявляет в группе перед началом тренинга и каждый раз с приходом нового члена группы:

  – все участники тренинга обращаются друг к другу на «ты». Вне занятия мы обращаемся друг к другу так, как делали это раньше. Если на «вы», значит на «вы».

Совет

В случае необходимости должна соблюдаться субординация. Понятно, что в тренинге она мешает, тормозит процесс развития группы.

Обращение на «вы» создает психологическую дистанцию между людьми и мешает повышению доверия и групповой сплоченности;

  – при знакомстве можно представляться не только своим именем, но и любым другим, а также сказочным, вымышленным. Это ваше так называемое игровое или тренинговое имя. Это правило также способствует раскрепощению подростков, созданию свободной, неформальной атмосферы;

  – вы все здесь свободны участвовать или не участвовать в испытаниях. Каждый имеет право отказаться от выполнения упражнения в любой момент. Но и вы, пожалуйста, оставьте мне свободу предлагать вам участвовать в каком-то упражнении, обосновывая это тем, что, как мне кажется, именно данное упражнение вам полезно;

– каждый член группы свободен в своем решении выйти из группового процесса на любом этапе;

– запрещено оценивать других людей, давать им оценку, если только это не предусмотрено и специально оговорено в упражнении;

Еще один организационный момент. Перед тем, как начать тренинг, руководителю необходимо выступить с небольшой вступительной речью (чем короче, тем лучше) перед потенциальными участниками. Основные тезисы вступительного слова тренера:

– руководитель должен представиться;

– необходимо особо указать на то, чего не будет в тренинге: «Ни в коем случае не ожидайте, что я буду вас воспитывать или перевоспитывать. Это не моя задача. Не ждите, что я буду учить вас чему-нибудь – я не учитель. Я не собираюсь лечить вас – я не врач»;

– затем руководитель вводит понятие испытания. Он говорит: «Я предлагаю вам пройти множество простых и сложных психологических испытаний.

Каждый из вас может испытать себя, попробовать сделать что-то необычное, ответить себе на вопросы: «Какой я?», «Что я могу?», «Что обо мне могут сказать другие?» , получить обратную связь».

Руководитель обязательно должен сказать, что он тоже будет проходить эти испытания вместе с другими участниками, на равных со всеми;

Источник: https://studopedia.net/5_82098_osnovnie-printsipi-postroeniya-treninga-lichnostnogo-rosta-tseli-osnovnie-uprazhneniya.html

Виды и разнообразие тренингов – Психологос

​​​​​​​Разнообразие тренингов исключительно велико. В простейшей классификации, тренинги различаются:

  • По целям, стилю и тематике – личностные и бизнес-тренинги.

Личностные тренинги направлены в большей степени на изменение личностных особенностей человека, бизнес-тренинги – чаще личность не трогают, занимаются передачей знаний и выработкой конкретных навыков, актуальных для бизнеса. В реальности, однако, все сложнее. См.→

Иногда, говоря примерно про то же, различают тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста. Тренинги конкретных навыков – обучают предельно конкретным вещам.

Например, дают инструменты по совершенствованию бизнеса: тренинги по логистике, бухгалтерскому учету. Или: курсы скорочтения, макияжа, кулинарии, парикмахеров, оказания первой помощи.

Читайте также:  Почему люди верят в бога - причины

Тренинги личностного роста – тренинги, направленные на рост и развитие личности.

Тренинги личностного роста, в свою очередь, делятся на психологические и эзотерические.

Психологический тренинг проводится психологом, а не просто хорошим человеком, и с использованием психологических, а не эзотерических и мистических понятий и категорий.

А самое главное, по направленности работы, тренинги личностного роста делятся на –

  • тренинги развития личности – обучают общим вещам, помогающим в широком круге ситуаций. Например, научиться видеть в себе и в людях лучшие и сильные черты, освоить уверенное поведение, развить эмоциональную выразительность…
  • психотерапевтические тренинги – включают разнообразные процессы, специализированные процедуры и мягкие упражнения, помогающие людям лучше справлять с жизненными и личностными трудностями.
  • тренинги состояний. Сюда относятся многие тренинги состояний, связанные с преодолением страхов и других внутренних барьеров. Например, тренинг хождения по углям или битому стеклу.
  • исследовательские тренинги. Иногда их называют тренинги “со-бытие”. Их цель – не столько научиться чему-то, сколько разобраться в своих ограничениях или получить эмоциональный опыт, или опыт осознания чего-либо.
  • трансформационные тренинги работают с глубинными (базовыми) убеждениями, ценностями и состояниями. Прямо в ходе тренинга у человека происходят сильные внутренние изменения (прорыв, инсайт, озарение, прощение и т.д.), которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни.

Обязательно учитывайте, что большинство сильных тренингов содержат элементы разной направленности: элементы и психотерапии, и моменты развивающих тренингов, тренируют некоторые конкретные навыки и погружают в определенные, нужные для задач тренинга, состояния.

Естественно, тренинги отличаются по подходу (школе) и стилю работы ведущего…

Именно поэтому большинство людей в выборе тренинга ориентируется не столько ЧТО будет на тренинге, а в больше степени на того, КТО будет вести этот тренинг. Потому что, если тренинг ведет мастер, профессионал, он всегда дает гораздо больше, чем было заявлено в рекламе.

Тренинги прорыва, тренинги уровня текучки и тренинги-развлечения

Тренинги прорыва обычно требуют от участников определенного напряжения, выход за рамки комфорта, готовность не просто приобретать конкретные навыки, но менять себя и ставить принципиально новые цели.

Тренинги уровня текучки – тренинги, отрабатывающие конкретные навыки и не ставящие задачи менять что-то в деятельности или жизни участников тренинга радикально.

Тренинги-развлечения – тренинги, где главным оказывается не результат в делах, а радость жизни, хорошее самочувствие и приятные переживания. См.→

Тренинги мягкие, сбалансированные и жесткие

И обязательно обращайте внимание! Чтобы не попасть на тренинг, где вы будете чувствовать себя плохо, обращайте внимание на квалификационные значки рядом с названием тренинга.

Наличие значка говорит о том, что ведущий этого тренинга – член Международной Ассоциации профессионалов развития личности, соответственно вы можете быть уверены в качестве тренинга. А цвет значка говорит вам о степени нагрузки, которая вас ждет на тренинге.

Зеленый значок указывает на то, что данный тренинг – мягкий. Желтый – нагрузка средняя, сбалансированная. Красный значок указывает на жесткий тренинг. См.→

Подробнее о видах и особенностях тренингов смотри Классификация тренингов

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vidy-i-raznoobrazie-treningov

Шесть причин пройти тренинг личностного роста

«Каковы цели тренинга личностного роста? Зачем они нужны, ведь в интернете и так полно информации?!»

Если вы так думаете (или вы сами тренер, и подобные вопросы задают ваши клиенты), обязательно прочитайте эту статью. Узнайте 6 ценных особенностей тренингов и начните изменять свою жизнь уже сейчас!

***

— Одна голова хорошо, а две лучше
(с) народная мудрость

На днях знакомая высказалась по поводу моей работы: «Не понимаю, зачем нужны тренинги личностного роста? Ведь можно все прочитать бесплатно в Интернете».

Я сначала удивилась, ведь мне это ясно, как божий день. Тренинги — мое Предназначение, моя жизнь, они дали мне отличные инструменты по самопознанию.

Обратите внимание

Они реально помогают, дают результат — в отличие от информационной «свалки», которой можно «учитаться вусмерть» в Сети. Все пройденные мной тренинги многократно окупились как в плане заработка, так и в смысле улучшения моей жизни.

Но потом я подумала, что еще несколько лет назад думала также, как и моя знакомая. Что я все сама найду в Интернете, что я самая умная и «незачем деньги тратить на тренинги».

Пока серьезная ситуация со здоровьем и отношениями и полная невозможность найти ответ самостоятельно не привели меня на мою первую психологическую группу. Что, в итоге, сформировало мое призвание и кардинально изменило жизнь. Но, про историю моего поиска предназначения отдельно.

А пока расскажу, на личном опыте, почему работа на тренинге (онлайн или вживую) лучше «одиночного плавания».

1. Вы получаете понятную и точную экспертную информацию

Информация по-прежнему правит миром. Вовремя и к месту сказанное слово может быть важнее сотен книг, но«потом».

Да, в интернете якобы все есть. Но, во-первых, есть там далеко не все. Например, лучшие фишки и методики даются только на тренингах. Больше нигде ни в текстовом, ни в видеоформате их не найти.

А, во-вторых, сколько времени вы потратите, выбирая крупицы сути из моря шлака, который выдал поисковик? Даже если ты что-то и найдете (и не сойдете с ума от перегруза мозга) — кто гарантирует, что эта информация достоверна?

Тренер как раз отвечает за то, что все, что он дает — проверено и испытано, хорошо структурировано для понимания учеников. В такую информацию вложены года труда и опыта, и она действительно имеет высокую ценность.

2. Развитие по системе «С нуля до результата»

Самостоятельно вы занимаетесь хаотично. Ну, интересно попробовать одно, другое, что-то почитать о том и об этом… Это важный этап на пути самопознания, его проходят большинство ищущих.

Но если у вас есть цель личностного роста и хочется достичь конкретного результата — нужна система. Все должно идти поэтапно, от простого к сложному, с заданиями и информацией, соответствующими каждому уровню развития.

Важно

Это как инициация в обрядах наших предков. Она наступала в определенный момент и проходила под присмотром старших. Есть общие законы, которые — для безопасности самого же адепта — лучше не нарушать.

Хорошие тренинги дают упорядоченную систему. Она понятна, безопасна и эффективна. Результат у вас от этого гораздо выше и наступает быстрее.

3. Ваша мотивация для роста, «зажигание»

Работа в группе — лучший способ избежать самосаботажа, этой огромной ловушки, в которую сливаются многие «одиночки личностного роста».

В тренинговых программах есть конкуренция или, наоборот, поддерживающее партнерство, дедлайны, проверки — в общем все, что заводит и не дает расслабиться.

Плюс «энергетический заряд» группы. Бывает, кажется, что все, сил у тебя нет — и тут кто-то всех завел, вбросил классную идею — и понеслось!

При этом — вот в чем кайф — не нужно себя постоянно заставлять. Тренер дает тебе как бы «волю взаймы». Он тебя подбадривает, мотивирует, провоцирует.

Ты не тратишь энергию на сомнения — «а правильно ли я делаю, а что же еще надо, или пойти полежать…» Ты просто слушаешь мастера и выполняешь задания.

Это помогает направить всю свою энергию на достижение выбранной цели. Не теряя ее на сопротивление и борьбу с собой.

Мне нравятся тренинги, где участники выбывают из программы, если не выполняют заданий тренера и не отчитываются по ним. Тут не надо жестить, у всех бывают жизненные обстоятельства. Но четкий срок (например, два предупреждения — и вылет) работает очень хорошо. Это отлично действует и мотивирует.

4. Вы находите поддержку у единомышленников и тренера

Когда ты работаешь один, то не всегда понимаешь, получается у тебя или нет. Это касается и развития тела, и обретения новых личностных качеств.

Ты прочитал технику в книжке, но, возможно, делаешь ее «чуть-чуть не так», поэтому нет результата. Или у тебя вообще особый случай, в той же книжке не описанный.

Да, и что самое обидное — ты такой замечательный, столько всего узнал… А поделиться этим не с кем.

Совет

На тренинге ты получаешь индивидуальную коррекцию ошибок, советы именно для тебя. Ты можешь видеть, как продвигается группа, задавать вопросы ведущему и участникам.

Видя, как люди решают схожие с твоими проблемы, часто получаешь бесценные для себя ответы; раскрываешь личные глубины понимания и доверия.

Да, и, честно говоря, социальное одобрение, положительная реакция других людей на наши достижения нам всем просто необходимы. Это заложено в нашей природе.

Я очень люблю моменты живого общения на группе, когда мы делимся своими достижениями и проблемами, смотрим на примеры других, вместе обсуждаем вопросы. Всего этого мне больше всего не хватало, когда я вела «путь одиночки».

5. Новый, неожиданный взгляд и методы решения проблем

У всех нас на себя «глаз замыленный». У вас наверняка бывало такое: вы обдумывали проблему и ходили по одному и тому же кругу раз за разом? Что-то внутри словно стопорит, прокручивает, и без толчка извне из этой колеи не выбраться.

Приведу личный пример. Когда я пришла первый раз на арт-терапию, у меня было за плечами уже 4 курса педвуза по специальности ИЗО. И я, немного с «распальцовкой», думала: «Чему меня еще здесь научат?» Но! Уже на первом занятии мир перевернулся.

До этого я училась рисованию, как средству переноса красоты мира на бумагу при помощи карандаша и красок. С законами перспектив, светотени и т.д.

А здесь вдруг рисование стало волшебным инструментом отражения моих внутренних переживаний, моего бессознательного. Я видела, как простейшие, почти детские рисунки показывают, например, положение дел в моей семье, мои истинные мечты, мою внутреннюю боль и радость.

Как каракули, нарисованные с закрытыми глазами, вдруг открывают мне причину моей обиды или болезни. Я бы сама просто не докопалась до такого, даже если бы села и стала долго и мучительно думать.

На тренингах всегда есть свежий взгляд и новые методы решения ваших проблем. И они обычно оказываются довольно простыми и очень классными.

6. Отличное развлечение с пользой

Я была бы не я, если б не написала об этом. Тренинг личностного роста — это классное, мало с чем сравнимое, развлечение.

Время пролетает на одном дыхании, ты постоянно вовлечен в какие-то процессы, общаешься с людьми. Что-то пишешь, рисуешь, танцуешь.

Элитные тренинги сейчас строятся вообще как игры, красивые ритуалы, приключения.

Многие сейчас выбирают тренинги, мастер-классы, семинары в качестве альтернативы традиционному отдыху (в особенности ТВ и алкоголю). Даже театр и концерты не дают такого эффекта, ведь там ты всего лишь зритель, а здесь — участник, герой!

Обратите внимание

Плюс, конечно же, конкретная польза — ты решаешь какую-то свою проблему, получаешь новые знания и навыки, лучше понимаешь себя.

Два дня, проведенные на хорошем тренинге, ощущаются и вспоминаются как целый месяц жизни. Да, и потом еще долго «догоняют» разные озарения и позитивные изменения в жизни.

В одиночку, в обнимку с компьютером такого не пережить. Как же здорово, что тренинги личностного роста есть на свете!

Расскажите, а вы на каких-нибудь тренингах бывали? Какие впечатления?

Источник: http://theta-pro.ru/tseli-treninga-lichnostnogo-rosta/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector