Влияние музыки на здоровье и интеллект человека

Как музыка влияет на интеллект: популярные мифы и научные гипотезы

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Вокруг влияния музыки на обучаемость и интеллект появляется много мифов. Самый распространенный из них слышал, пожалуй, каждый: если ребенка с рождения заставлять слушать Моцарта, он вырастет талантливым. Так ли это?

Когда и как появились устойчивые представления о том, что музыка влияет на ум?

Разбираемся в устройстве популярных мифов: ищем доказательства или развенчиваем их.

Эффект Моцарта — от научной гипотезы…

Обратите внимание

В 2007 году книги нейробиолога и психолога Дэниэла Левитина «This Is Your Brain on Music» и невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Musicophilia: Tales of Music and the Brain» попали в список бестселлеров New York Times. Тема влияния музыки на мозг стала популярной, как никогда.

Но так называемый «эффект Моцарта» впервые описали ещё в 1991 году — французский исследователь Альфред Томатис (Alfred Tomatis) в своей книге «Почему Моцарт?» рассказывал, что с помощью музыки Моцарта можно «тренировать» мозг: якобы звуки определенной высоты помогают его восстановлению и развитию.

Тема получила продолжение в 1993 году — трое ученых, Фрэнсис Раушэр, Гордон Шоу и Кэтрин Кай (Frances Rauscher, Gordon Shaw и Catherine Ky), изучили эффект воздействия музыки Моцарта на пространственное мышление.

Респонденты проходили стандартные тесты на проверку абстрактного пространственно-временного мышления в трех состояниях: после того, как они в течение десяти минут слушали сначала «Сонату для двух фортепиано ре-мажор, К.

448» Моцарта, после инструкции по релаксации, и, наконец, когда сидели в тишине.

Исследование показало недолговременное улучшение пространственного мышления — в качестве инструмента для замера использовались некоторые задания из теста на уровень IQ Стэнфорд-Бине, где испытуемым нужно было искать недостающие детали или представлять себе, как взаимодействуют между собой фигуры различной формы.

Ученые смотрели только на один из множества блоков теста на IQ — оказалось, что пространственное мышление действительно улучшается, причем значительно: на 8-9 баллов. Правда, ненадолго: так называемый «эффект Моцарта» длился всего 10 минут.

… к популярному мифу

Поэтому ученые не делали вывода о том, что под воздействием музыки развивается интеллект человека. Они лишь отметили временное улучшение одного из типов мышления. Более того, никаким исследовательским группам после не удалось повторить результаты Раушэр и ее коллег.

Но идея оказалась на редкость живучей и плотно закрепилась в общественном сознании — настолько, что к «эффекту Моцарта», приводящему к росту IQ (о чем в первоначальном исследовании не было сказано ни слова), стали относиться, как ко всем известному факту. Важные оговорки из первоначального исследования (непродолжительность эффекта, невозможность повторить результаты без точного воспроизведения всех первоначальных условий эксперимента) благополучно забылись.

Важно

Более того, эксперименты, проводившиеся «по следам» исследования Раушэр показали, что дело, возможно, вовсе не в Моцарте и даже не в музыке.

Людям, которым нравится Шуберт, предлагали послушать Шуберта, а потом выполнить пространственно-временные задания. Людям, которые любят Стивена Кинга, предлагали послушать его произведения, а потом решить те же задачи.

И в том, и в другом случае ученые обнаружили улучшение способностей к решению заданий.

Так появилась ещё одна гипотеза — возможно, слушая то, что ему нравится, человек приободряется, у него улучшается настроение, он входит в «состояние ресурса», и поэтому лучше справляется с заданиями. А Моцарт тут, вполне может быть, и ни при чем.

Играть — не слушать

Итак, твердых научных доказательств того, что пассивное музыкальное потребление может улучшить когнитивные способности, нет. Но есть и другое расхожее представление о музыке и её связи с интеллектом — игра на каком-либо музыкальном инструменте делает человека умнее.

Такие гипотезы начали появляться ещё в первой половине XX века — например, в работе «Relationships Between Intelligence, Scholastic Achievement, and Musical Talent» («Взаимосвязь между интеллектом, достижениями в учебе и способностями к музыке»,1937 год) её автор, Верне Росс (Verne Ralph Ross), предположил, что уровень IQ и музыкальные способности связаны, и что изучение музыки положительно влияет на развитие интеллекта.

Современные исследования показывают, что игра на музыкальном инструменте вряд ли влияет на общий IQ, но может улучшить отдельные функции мозга — память, вербальный интеллект, грамотность, чувствительность к звукам и речи.

Игра на музыкальных инструментах создает новые нейронные связи в мозгу и, как следствие, может положительно повлиять на уровень IQ. Почему это происходит, до конца неизвестно.

Совет

Одно из возможных объяснений — музицирование затрагивает сразу несколько систем в организме: визуальные, аудиальные, тактильные, моторные, эмоциональные, когнитивные.

Причем все они должны синхронизироваться и работать в абсолютной гармонии друг с другом — только тогда человек сможет хорошо играть.

Несколько экспериментов

В 2015 году в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences были опубликованы результаты исследования развития мозга у двух групп подростков из одной школы в Чикаго: первые учились музыке, а вторые проходили подготовку на юниорскую военную программу (Junior Reserve Officer Training Corps program).

Ученые использовали методы нейропсихологии и замеряли то, как мозг подростков, участвующих в эксперименте, воспринимал и реагировал на речь после трех лет обучения по выбранному направлению. Ученые предположили, что подростки — самая интересная фокус-группа для такого эксперимента, так как в подростковом возрасте мозг продолжает активно развиваться.

Поэтому к концу эксперимента, когда ученые делали контрольные замеры, все респонденты так или иначе улучшили свои показатели, но именно в разнице и заключалось самое интересное: студенты из «музыкальной» группы развивались быстрее и интенсивнее, чем те, кто проходил военную подготовку.

Раушэр, описавшая «эффект Моцарта», провела и другое исследование. Группа дошкольников в возрасте от 3 до 4 лет шесть месяцев училась играть на пианино. Спустя это время оказалось, что те ученики, которые обучались игре на музыкальном инструменте, на 30% лучше справляются с тестами на пространственное мышление, чем дети без музыкального образования.

Замер был сделан спустя 24 часа после окончания музыкальных уроков, и дальнейшие тесты не проводились. Поэтому информации о том, сохраняется ли этот эффект, нет. Раушэр, однако, предположила, что игра на музыкальном инструменте помогает разобраться в таких естественных науках и математике.

Есть много объяснений для этого эффекта: например, теория нейронных связей и теория ритмов. Первую предложили Гордон Шоу (Gordon Shaw) и группа исследователей из Калифорнийского Университета: по их предположениям, за «музыкальное» и пространственное мышление отвечают одни и те же участки мозга, и поэтому их развитие тоже связано.

Обратите внимание

Вторую теорию выдвинул британский ученый Лоуренс Парсонс (Lawrence Parsons) и его коллеги: в основе теории лежит понятие «мысленного вращения» (mental rotation), то есть возможности человека представить себе двух- и трехмерные объекты и мысленно вращать их. 

Мысленное вращение и чувство ритма, считает Парсонс, возможно благодаря мозжечку — части мозга, отвечающей за точную, мелкую моторику. Соответственно человек, занимающийся музыкой и развивающий своё чувство ритма, параллельно развивает и способность решать задачи с «мысленным вращением», которое, в свою очередь, связано с пространственно-временным мышлением.

Изучение связи музыки и интеллектуального развития — интересное исследовательское поле, где пока нет четких ответов, но уже есть много мифов.

Параллельно с нейропсихологическими, когнитивными, физическими и другими разработками идут и социокультурные исследования.

Они, в свою очередь, выдвигают предположение, что связь музыки и интеллекта — не биологическая, а социальная. опубликовано econet.ru  

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/181364-kak-muzyka-vliyaet-na-intellekt-populyarnye-mify-i-nauchnye-gipotezy

Как музыка влияет на человека? Воздействие на мозг, здоровье, настроение и психику

Каждый человек хотя бы иногда слушает музыку и получает от этого удовольствие. Кому-то она помогает в работе или отдыхе, а многие вообще не могут представить одного дня без прослушивания своих любимых песен. Это было бы не так важно, если бы не влияние музыки на человека и его жизнь. Оно касается многих сфер, которые являются определяющими в развитии личности.

Содержание

  • Значение музыки для человека
  • Мозг
  • Здоровье
  • Настроение
  • Психика
  • Резюме

Значение музыки для человека

Положительное влияние музыки для людей стали замечать еще давно, когда она только стала зарождаться. Ее присутствие в каждой культуре дает понять, что она несет фундаментальное значение.

Вместе с человечеством она постепенно развивается в течение всего времени существования, становясь лучше, красивее, значимее.

Важное воздействие оказывает музыка на духовную и эмоциональную сторону человека, что позволяет сформировать вкусы, взгляды, характер человека.

Важно

С помощью музыкального искусства люди всегда выражали взгляды и чувства. Оно стимулирует работу мозга, из-за чего Пифагор проводил занятия с учениками под приятное музыкальное сопровождение.

Аристотель говорил, что влияние музыки на психику настолько сильное, что с ее помощью можно сформировать особенную личность.

Авиценна считал, что сильным является влияние музыки на здоровье человека, и ставил ее в один ряд с диетой, смехом, лечебными ароматами.

Влияние музыки на человека может стать важным фактором развития. Поэтому важно уделять ей столько же внимания, сколько ежедневным прогулкам или чтению литературы. Но сначала следует подробно разобраться в том, как музыка влияет на человека. Какие сферы она затрагивает?

Мозг

Особенно сильным является влияние музыки на мозг человека. Множество исследований доказали, что она способна не просто временно менять уровень работоспособности мозга, но также оказывать долгосрочное воздействие. Как музыка влияет на человека и его мозг:

  1. Память, внимание. При прослушивании приятной музыкальной композиции человек получает заряд для уровня внимательности, укрепляет память. Причем эффект имеет наибольшую силу во время прослушивания, а потом постепенно угасает.
  2. Цепи вознаграждения. Музыка влияет на мозг таким образом, что в нем начинают происходить химические процессы, которые способствуют получению чувства удовлетворения, как от биологически важных стимуляторов.
  3. Развитие мозга. Этот пункт касается еще не родившихся малышей. Проведенные исследования показали, что музыкальное воздействие способствует быстрому развитию плода в утробе. Дети, чьи беременные мамы слушают «правильные» произведения, вырастают более умными, талантливыми, творческими.
  4. Креативность. Влияние музыки на человека затрагивает креативность. При работе под музыкальные композиции средней громкости в мозге активируются процессы, отвечающие за творческое мышление. Такой фоновый шум помогает стимулировать абстрактное мышление, что позволяет получить неожиданные идеи.

По этим причинам меломаны чаще всего достигают своих целей, а также способны выполнять более трудные задачи, связанные с мозговой активностью.

Здоровье

Влияние музыки на здоровье человека начали исследовать еще в Древней Греции. Так, Пифагор ввел понятие «музыкальная медицина».

Он был уверен, что любая мелодия влияет на организм таким образом, что работа внутренних органов четко синхронизируется, а тело получает своеобразный массаж.

Многие другие известные люди также практиковали лечение различных заболеваний мелодиями. Результаты практически всегда были впечатляющими.

Современный взгляд на музыкальное влияние на здоровье исключительно положителен. Многие ученые доказали, что правильно подобранные мелодии могут лечить серьезные заболевания. Как музыка влияет на здоровье:

  1. Приглушает боль. Проведенные исследования показали, как влияет приятная мелодия на восприятие боли: при прослушивании любой понравившейся композиции человек испытывает гораздо меньшие болевые ощущения, а также у него снижается уровень тревоги, связанный с болью.
  2. Ускоряет восстановление после сердечных операций. Регулярное прослушивание жизнерадостных композиций повышает настроение, что способствует улучшению циркуляции крови, снижению давления и сердцебиения, расширению сосудов. Результатом становится быстрое восстановление работы сердца.
  3. Уничтожает микробы. Музыкальное влияние на здоровье также касается уничтожения болезнетворных микробов. При прослушивании церковной композиции их активность снижается почти вдвое, что было многократно доказано во время эпидемии чумы в средние века.
  4. Предотвращает потерю слуха. Меломаны или музыканты гораздо дольше сохраняют хороший слух. Проведенные исследования показали, что даже в пожилом возрасте бывшие музыканты имеют более чуткий слух, чем обычные молодые люди.
Читайте также:  Алкогольная зависимость - как избавиться, лечение, профилактика

Считается, что музыка и влияние на здоровье, определяются по виду инструмента:

  • Фортепиано – щитовидная железа, почки, психика;
  • Ударные – сердце, печень, кровяные сосуды;
  • Струнные – сердечно-сосудистая система, эмоциональное здоровье;
  • Духовые – кровообращение, дыхательная система.

Настроение

Любой замечал, какое влияние оказывает музыка для общего психологического состояния. При прослушивании любимых композиции, если они несут в себе заряд положительных эмоций, неизбежно повышается настроение.

Именно поэтому многие склонны считать, что стоит отдавать предпочтение именно веселым композициям. Воздействие музыки на настроение не ограничивается положительным влиянием. Оно может меняться от жанра к жанру.

Совет

Рекомендуется слушать по утрам бодрое позитивное радио, чтобы быстро проснуться, получить заряд энергии, захотеть добиться всех поставленных целей. А вечером лучше отдавать предпочтение спокойным композициям, которые расслабят, отвлекут от проблем, заставят максимально качественно отдохнуть, помогут подготовить организм для крепкого сна.

Воздействие музыки на настроение позволяет взять его полностью под свой контроль. Правильный выбор композиций поможет в любой работе.

Психика

Влияние музыки на психику не менее сильное. Помимо того воздействия, которому подвержено настроение, меломан получает ряд других положительных моментов:

  1. Снижение стресса. Исследования того, как музыка влияет на человека, показали, что спокойные композиции делают таким же самого слушателя. Это способствует значительному снижению уровня стресса или тревожности. Также это приводит к улучшению качества сна, исключая риск развития бессонницы. Главное, выбирать произведения в медленном темпе, которые способны оказать успокаивающее воздействие.
  2. Визуальное восприятие. Влияние музыки на психику касается также восприятия окружающего мира. Если слушать грустные произведения, то все вокруг будет казаться грустным, а если жизнерадостные, то все приобретет яркие краски, будет демонстрировать радость. Именно поэтому не рекомендуется регулярно слушать одни и те же грустные мелодии.

Видео по темеМузыка и ее влияние на мозг

Резюме

Может ли музыка изменить качество жизни к лучшему? Да. Это отличный способ самовыражения, саморазвития, самопознания. Она является важнейшей составляющей жизни всего человечества уже 50 тыс. лет, постоянно развивается и меняет людей к лучшему. Важно подбирать правильный жанр, чтобы извлечь из прослушивания максимум пользы.

РазумРазумРазум

Источник: https://WellnessPress.ru/razum/kak-muzyka-vliyaet-na-cheloveka/

Сила искусства: как музыка влияет на наш интеллект, память и благополучие

«Угадай мелодию» для новорожденных

Музыкальные способности новорожденных не ограничиваются выявлением ритма и включают различение звуков по таким их свойствам, как громкость, длительность и высота.

Более того, младенцы способны различать высотные контуры, что равносильно распознаванию двух мелодий, и они используют эту информацию, слушая речь.

Тьери Наззи и коллеги исследовали умение французских новорожденных различать два списка японских слов, которые отличались только по высотному контуру — восходящему или нисходящему.

В этих целях они использовали естественное умение новорожденных сосать: младенцам дали специальную соску, которая измеряла каждое посасывание, отмечая его силу и время.

В начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них «выбыли»: 34 заснули (как трогательно!), 15 отказались от специальной соски, 17 совершили проступок в виде «нерегулярного или недостаточного сосания», а 15 не освоились в условиях исследования. Итак, осталось 40 младенцев, готовых и способных участвовать.

Для этих 40 крох в течение нескольких минут воспроизводился один из двух списков слов; в одном списке тон произношения повышался, в другом — понижался. Во время ознакомления ребенок привыкал к звуку, и его темп сосания становился равномерным.

Затем половине младенцев — экспериментальной — воспроизводили второй список, а другая половина — контрольная группа — продолжала слышать тот же список, что и раньше. Предполагалось, что если младенцы способны различать изменения высотного контура, то они будут сосать интенсивнее, восприняв новый звук и заинтересовавшись им.

Обратите внимание

 Ожидалось, что малыши из контрольной группы, которые слышали один и тот же звук, будут продолжать сосать в постоянном темпе. Именно это и произошло. Младенцы в экспериментальной группе явно заметили изменение в высотном контуре японской речи, в мелодическом рисунке слов, прежде чем вернулись к знакомому темпу сосания.

Что важно, все дети были из франкоязычных семей; это почти исключило возможность реакций, вызванных предыдущими контактами с японским языком. Исследование показало способность новорожденных не только замечать различия в высотном контуре, но и делать это в незнакомой речи; это наводит на мысли о гибкой системе усвоения звуков, способной потенциально сформировать важное основание для развития речи ребенка.

Умнеют ли дети благодаря Моцарту

Вопрос связи музыки и интеллекта также важен в практическом смысле, поскольку ребенок начинает проявлять активный интерес к взаимодействию с мелодиями: танцам, пению и игре на инструментах. На этом этапе родители, наверное, начинают размышлять — записать чадо в музыкальный кружок, на занятия музыкой или проще потратиться на аудио плеер.

Может, купить несколько CD с произведениями Моцарта? Давайте задержимся на этой мысли и рассмотрим имеющиеся данные. Один из друзей недавно рассказал, что начал включать CD с записью Моцарта маленькой дочке, чтобы она засыпала под эту музыку, — ради эффекта Моцарта.

Он надеется, что прослушивание подобной музыки повысит уровень интеллекта ребенка; эта идея уверенно завоевала себе место среди легенд популярной психологии. Когда я представляюсь музыкальным психологом, часто в первую очередь спрашивают именно об эффекте Моцарта.

У этого термина есть «своя» страница в «Википедии», а вокруг самой гипотезы — что определенный вид музыки полезен для IQ — возникла целая отрасль. Однако взвешенное изучение литературы показывает, что картина не такая радужная.

Все это началось в 1993 году, причем довольно невинно, когда в журнале Nature была опубликована одностраничная работа авторства Фрэнсис Раушер и др.

Они провели эксперимент, в ходе которого американские студенты университета либо 10 минут слушали сонату Моцарта ре мажор для двух фортепиано (K 448), либо слушали инструкции по расслаблению, либо сидели в тишине.

Затем исследователи попросили студентов выполнить тест на пространственно-временное мышление.

Важно

Задания такого типа (анализ определенных фигур из бумаги, поиск недостающих деталей или анализ конфигураций) требуют, чтобы испытуемый мысленно представлял различные фигуры и их возможное взаимодействие. Ученые обнаружили, что показанные в тесте результаты были значительно выше только после прослушивания произведения Моцарта: IQ участников повышался на восемь-девять баллов.

Затем исследователи провели еще один эксперимент, получив аналогичные результаты, но не обнаружили повышения IQ после того, как участники 10 минут слушали произведения Филипа Гласса, британскую музыку в стиле транс, инструкции по расслаблению или аудиокнигу.

Эффект Моцарта казался очень увлекательной и важной находкой, наводившей на мысль, что определенный тип мелодий, возможно, оказывает благотворный эффект на наши мыслительные способности.

В чем может заключаться его механизм? Раушер и коллеги предположили, что прослушивание музыки Моцарта усиливает возбуждение нейронов в той области мозга, которая также способствует выполнению пространственно-временных задач.

Все это казалось настолько здорово, что даже не верилось: найдено простое решение (слушать музыку) сложной проблемы (улучшать умственные способности). И конечно, на самом деле все оказалось не так. […]

Движения

Если вы играете на музыкальном инструменте или поете, для оптимального исполнения приходится вырабатывать и оттачивать сложные навыки управления движениями.

Лучшие профессиональные пианисты способны извлекать до 1800 нот в минуту, при этом регулируя мельчайшие изменения в громкости и давлении; это изумительное достижение для пальцев.

Наличие таких невероятных способностей не проходит бесследно для строения мозга.

У людей, выработавших улучшенные двигательные навыки, обычно есть измеримые различия в части мозга, представляющей тело и движения. Она расположена примерно между макушкой и стволом мозга, включает в себя соматосенсорную кору и двигательную кору, находящиеся рядом и тесно сотрудничающие.

Совет

Двигательная зона отвечает за планирование и совершение движений, а соматосенсорная реагирует на информацию об осязательных ощущениях, включая боль, а также на проприоцепцию — наше представление о расположении тела в пространстве.

В соматосенсорной и двигательной зонах отражена логическая, вытянутая карта тела: каждая часть тела представлена в разной степени, в зависимости от важности точного управления и регулярности использования.

Визуальное воплощение карты выглядит странно: так называемый кортикальный гомункул; представьте человека с массивными кистями рук, стопами, губами и языком, но крошечными животом, спиной, ушами и шеей.

Конечно, эта карта тела у всех отличается, мы по-разному используем свое тело; к тому же на протяжении жизни в карте происходят значительные изменения в ответ на инсульт или травму мозга или тела.

Но, несмотря на это разнообразие, все равно заметны общие различия между картами тела у музыкантов и всех остальных.

У музыкантов-клавишников проявляется повышенная тактильная чувствительность кистей рук; они также лучше выполняют задачи, требующие приобретения новых двигательных навыков, особенно если начали учиться музыке в детстве. Этим качествам соответствуют отличия на мозговой карте их тела.

Кэтрин Эмантс и коллеги с помощью МРТ измерили ту часть двигательной коры, где представлены кисти. В ее структуре у немузыкантов оказалось больше асимметрии: слева она заметнее. Такого соотношения стоило ожидать у праворуких, так как тело представлено в мозгу перевернутым: правая рука — с левой стороны мозга, и наоборот.

Обратите внимание

А у клавишников структура была намного симметричнее, что отражает гораздо большее представительство обеих рук в мозгу. Это особенно относилось к людям, с детства начавшим заниматься музыкой. В более свежих исследованиях также был обнаружен четко выраженный рисунок в виде греческой буквы омега (ω) на моторной коре музыкантов.

Поразительно, что аналогичные результаты выявили невооруженным глазом — настолько явными были различия.

Типы фальшивого пения

Амузию часто называют отсутствием музыкального слуха, но давай-те разберемся в этом понятии. У каждого из нас есть друг, коллега или родственник, ярко воплощающий поговорку «медведь на ухо наступил»; его пение вызывает искреннюю тревогу, и чтобы сберечь здоровье окружающих, его нельзя подпускать к караоке. Но у большинства таких людей нет амузии; в основном они просто не умеют петь.

Лучшей иллюстрацией этого стало исследование канадки Лолы Кадди, проведенное в Университете Квинс. Кадди и ее коллеги спросили у студентов, кто считает себя лишенным музыкального слуха; подняли руки 17 процентов из 2000 человек. Затем исследователи протестировали 200 из этих студентов на амузию (см.

 описание ниже): лишь у небольшой группы из этих якобы «не имеющих музыкального слуха» людей были настоящие трудности с обработкой музыки. У преобладающего большинства тех, кто считал себя «немузыкальным», на самом деле был нормальный музыкальный слух, просто они не очень интересовались музыкой и считали, что не умеют петь.

Почти каждый мой знакомый, уверенный в отсутствии у себя музыкального слуха, упорно думает, что не умеет петь, — обычно из-за суровых оценок школьного учителя, руководителя хора или друзей и родных.

Карен Уайз и Джон Слобода изучили взрослых британцев, считавших, что им медведь на ухо наступил, и обнаружили: хотя участникам действительно было трудновато петь, главной их проблемой была недостаточная уверенность в себе. Они лучше пели под аккомпанемент, и в результате авторы предположили, что их трудности нельзя назвать непреодолимыми.

Им и большинству ваших знакомых, якобы не имеющих музыкального слуха, пошли бы на пользу несколько уроков пения. Для сравнения, обучение пению людей с амузией привело к сравнительно меньшим улучшениям, а в большинстве случаев тяжелой амузии почти не повлияло на трудность в обработке музыки.

В общем, если человек говорит: «Мое пение звучит ужасно», вряд ли он лишен музыкального слуха; если он так говорит — значит слышит свои ошибки. А человек с амузией скажет: «Друзья и родные думают, что я пою ужасно, но я не знаю, правда ли это».

Музыка и психическое благополучие взрослых

Учитывая положительное воздействие музыкотерапии и музыкальной медицины на организм, неудивительно, что они также обладают потенциалом влияния на психическое здоровье и благополучие.

В недавнем обзоре последних 20 лет исследований в этой области сообщается, что музыкотерапия, в особенности активное музицирование, может использоваться как дополнительный метод при лечении депрессии, шизофрении и слабоумия, а также проблем возбуждения, тревоги, бессонницы и злоупотребления психоактивными веществами.

Всего нескольких сеансов может оказаться достаточно, чтобы увидеть небольшое измеримое воздействие на симптомы, хотя результаты лучше при большем количестве сеансов (16–51); эти данные предполагают, что, возможно, чем больше лечебных сеансов, тем лучше.

Важно

Завершая обзор этой обширной темы, я коснусь трех определенных областей музыки и психического благополучия.

Музыке приписываются многие виды влияния, причем часто они за-висят от личных особенностей человека. Когда принимается решение, какая музыка для благополучия эффективнее, персонализация тоже крайне важна; не существует одного жанра или стиля музыки, который идеально подходил бы всем.

Это напоминает об использовании музыки в качестве витамина, против чего так мудро предостерегал Джон Слобода. Хорошая реакция и положительные результаты от музыкотерапии или музыкальной медицины у любого человека зависят от того, какую музыку он любит.

Это становится еще яснее, если увидеть результаты отсутствия персонального подхода, когда исследователи с благими намерениями выбирают музыку некоего общего характера: оказывается, что такая «уравниловка» только ухудшает ситуацию.

В одном случае классическую музыку включали в помещении общего пользования дома-интерната для страдающих слабоумием.

Было обнаружено, что расстройства поведения существенно ухудшались во время этих музыкальных пауз, а многие пациенты требовали, чтобы музыку убрали.

С какими бы благими намерениями ни проводились подобные исследования, они свидетельствуют, что выбор музыки должен определяться потребностями, симпатиями, антипатиями и желаниями пациента.

Исследования музыкальной психологии позволяют лучше понять, как мозг и тело реагируют на музыку во время лечения и ухода, и дают возможность врачам и другому медперсоналу оптимизировать ее использование. Музыка не волшебная таблетка и не безотказный способ избавления от невзгод.

Совет

Но она способна стать важным и гибким средством, с помощью которого можно общаться, получать поддержку, находить утешение и вдохновение. Вы приобрели множество музыкальных навыков, интерпретаций и воспоминаний, которые есть только у вас; второй такой музыкальной личности никогда не будет, сколько бы ни существовало человечество.

Читайте также:  Депрессия перед месячными - причины, симптомы, как избежать

Музыка всю жизнь будет вашим другом и спутником, вашим отражением и тенью. Действительно, вы на самом деле и есть музыка.

Иконки: 1) Aha-Soft, 2) -, 3) Raz Cohen, 4) Cenk ÇAKMAK, 5) Daouna Jeong — from the Noun Project.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/11939-muzika-eto-mi

Влияние музыки на здоровье человека

Человек всегда находится в окружении звуков. В доисторические времена человека окружали звуки природы: шум водопада, шелест листвы, пение птиц. Сейчас на их место пришел шум города. Каждый индивидуум воспринимает звуки по-разному, основываясь на приобретенном опыте человека.

Каждый из отдельно взятых звуков влияет на человека по-разному. Согласно заключениям ученых, ключевая роль в интерпретации звуков отведена ритмам головного мозга.

Аудиоинформация поступает в органы слуха, а затем в мозг, где происходит ее анализ и сравнение с собственными ритмами головного мозга. Частота ритмов сугубо индивидуальна.

Именно это и служит причиной разных музыкальных предпочтений у людей.

Каждые 10 лет музыка, которую мы привыкли слушать, кардинально меняется. И стоит отметить, что ее звучание становится все более агрессивным.

Электронная музыка, которую мы постоянно слышим, обладает новыми для нас ритмами в 140-160 ударов в минуту. На организм человека такая музыка влияет отнюдь не положительно.

Длительное прослушивание подобных композиций может оказать негативное воздействие и привести к нарушениям сна, раздражительности и даже к депрессии.

Существует немало учений об уникальных свойствах музыки. Учеными было определено три главных направления влияния музыки на здоровье человека:

  • воздействие звука на интеллект;
  • на состояние души;
  • на тело.

В древних трактатах немало говорится о лечебных свойствах музыки. Полученные позже научные данные только подтверждают высказывания мудрецов. Музыка – это мощный источник энергии, оказывающий влияние на человеческий организм. Уже в XIX в. учеными было определено, что музыка влияет на кровяное давление, сокращения сердечной мышцы, глубину и ритм дыхания.

Определенные звуки также способны помогать при лечении сахарного диабета. Уровень сахара в крови и состояние психики человека тесно взаимосвязаны. Поэтому многие доктора используют музыкальную терапию в комплексе с медикаментозным лечением.

Врачи-педиатры рекомендуют включать малышам классическую музыку: она способствует формированию костной ткани ребенка, а также благоприятно влияет на развитие души и тела ребенка. Чтобы подробнее узнать о воздействия музыкальных произведений на организм ребенка, запишитесь на консультацию врача-педиатра.

Опытные доктора рекомендуют беременным женщинам прослушивать великолепную музыку Моцарта. Произведения Моцарта могут избавить будущих матерей и их будущего ребенка от различных сердечно-сосудистых заболеваний.

Обратите внимание

Специалисты считают, что эти классические произведения являются невероятным феноменом в плане положительного влияния классической музыки на человека.

Узнайте подробности воздействия музыки на ребенка и организм беременной женщины, записавшись на прием к врачу-гинекологу.

Проведенные эксперименты со студентами различных университетов показали удивительные результаты. Было замечено повышение IQ у всех участников, которые слушали классическую музыку, независимо от того, нравится человеку данная музыка или нет.

Влияние рок музыки на человека

Данный стиль музыки обладает некими особенностями:

  • монотонные произведения;
  • жёсткий ритм;
  • громкость;
  • сверхчастоты.

Несмотря на мощность и силу звучания рок музыки, она относится к монотонным произведениям, которые приводят психику человека к пассивному состоянию. При довольно частом прослушивании такой музыки человек довольно быстро становится вялым и апатичным.

Одним из наиболее сильных механизмов влияния рок музыки на человека является ритм. Определенные ритмы вызывают в человеке ответную реакцию (соответствующие движения).

Кратность ритма, равная полутора ударам в секунду, способна вызвать экстаз. При ритме, кратном двум ударам в секунду, слушатель может впасть в особый транс, схожий с наркотическим.

В переизбытке любые частоты могут травмировать психику человека.

Что касается громкости, то наш слух рассчитан на нормальное восприятие звуков в 55-60 децибел. Звук равный 70 децибелам считается громким. На стадионах, где проводятся рок концерты, обычно используется аппаратура с мощностью 120-160 децибел. Вследствие такого звука организм выделяет адреналин.

Если вы находитесь в таком месте длительное время, то выделение адреналина не прекращается. Переизбыток этого гормона приводит к тому, что отдельные участки информации начинают «стираться». Таким образом, человек может деградировать. Влияние музыки на интеллект человека не всегда положительное.

На этой почве учеными были проведены некие исследования, и вот что они показали. Влияние рок музыки на человека может вызывать:

  • агрессивность;
  • гнев;
  • головная боль;
  • ярость;
  • страх;
  • стресс;
  • депрессию;
  • склонность к самоубийству.

Разумеется, человек, который время от времени слушает рок музыку, не обязательно должен отмечать у себя все перечисленные выше симптомы. При наличии каких-либо из перечисленных нами признаков психоэмоционального перенапряжения, обратитесь за консультацией к психотерапевту.

Исходя из вышесказанного, вы можете скорректировать или изменить свои музыкальные предпочтения, а также помочь вашим близким. Слушайте правильную и приятную музыку и будьте здоровы!

Источник: https://medbooking.com/blog/post/vlijanije-muzyki-na-zdorovyje-cheloveka

Влияние музыки на здоровье человека

Библиографическое описание: Глаголова А. В., Прохорова Е. Н. Влияние музыки на здоровье человека // Юный ученый. — 2016. — №6. — С. 94-95. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/567/ (дата обращения: 19.03.2019).



Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет — в супермаркете, кинотеатре, в общественном транспорте, на улице и т. д.

Многие люди, слушая музыку разных жанров и стилей, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение.

Неважно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом.

Актуальность исследования в поиске ответа на вопрос: как музыка разных жанров влияет на состояние здоровья человека.

Цель исследования: узнать, каквлияет музыка разных жанров на поведение, настроение и здоровье человека.

Важно

Впервые лечебный эффект музыки объяснил Пифагор. Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это терапевтической музыкой.

В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь ладов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций.

Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». В те далекие времена сторонники Пифагора уже пользовались специально подобранными мелодиями против ярости игнева.

Известно, что занятия математикой они часто проводили под музыку, заметив, что, последняя благотворно влияет на интеллект. Подходящая мелодия способствует облегчению многих болезней, улучшает память, помогает концентрировать внимание.

Человечество знакомо с врачующим действием музыки издревле.

Начало серьезным научным разработкам в этой области независимо друг от друга положили И. Догель и И. Тарханов. Фармаколог и физиолог Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.

За многолетние исследования ученые пришли к выводу, что после 30 минутного прослушивания музыки качество усвоения школьного материала и работоспособность школьников повышается на 30 %, что является своеобразным сеансом психотерапии.

Классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие и на психику, и на тело. Успокоиться помогут композиции Шуберта, вальсы Штрауса, прелюдии Шопена. «Лунная соната» Бетховена поможет снять раздражительность. При бессоннице лучше слушать пьесы Чайковского. Прослушивание музыки Моцарта улучшает математические и логические способности. [4, с. 12]

Каждый орган человека вибрирует по-своему, и его вибрации могут совпадать с ритмами и энергией определенных звуков и музыкальных инструментов.

Фортепиано обладает успокаивающим эффектом и нормализует работу желудка.

Совет

Баян активизирует работу брюшной полости. Звучание скрипки тонизирует сердечно -сосудистую систему. Гитара и барабан восстанавливают ритм сердца. Баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости.

Музыка лечит не только тело, но и душу. Духовная музыка несет в себе высокую нравственность, патриотизм, любовь к окружающему миру, любовь и сострадание к человеку, чувство красоты, гармонии и внутреннего покоя. [2, с. 36]

Кстати, музыка благотворно влияет не только на человека, но и на животных и даже на растения. Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока.

Но также следует знать, что музыка может влиять на человека отрицательно.

Человеческий мозг не очень любит высокочастотные звуки. Этим можно объяснить такую популярность поп-музыки. Звуки ее низкочастотны — порядка 40–60 герц. Но даже 10-ти минутное прослушивание рок-музыки на громкости в 100 децибел снижает чувствительность уха настолько, что наступает частичная потеря слуха.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В зарубежных вузах сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук.

Анкетирование

Чтобы определить, какую музыку слушают больше, классическую или рок, я провела анкетирование в своём классе. 70 % ответили, что предпочитают классическую музыку, 10 % — рок, а 20 % ответили, что им всё равно, какую музыку слушать.

Ещё я задала одноклассникам вопрос «как музыка такого жанра, который вы слушаете, влияет на ваше здоровье и самочувствие: положительно или отрицательно?» Ответы были разные, но большинство испытывает приятные ощущения от этой музыки, которую выбирают для себя.

Обратите внимание

Всё это в полной мере не даёт нам ответа на вопрос, который я поставила в своей работе. Поэтому я решила ещё провести эксперимент.

Свой эксперимент мы решили провести в кругу своей семьи. Нас пять человек, разных возрастов, соответственно и разных музыкальных предпочтений. Для эксперимента мы выбрали два произведения: Чайковский «Старинная французская песенка» (фортепиано); Рамштайн (зарубежная рок — музыка).

Результаты:

При прослушивании рок-композиции у нашей бабушки поднялось давление, и заболела голова. Она долго не могла прийти в себя. Помогли только сердечные капли.

Зато мой папа не ощутил никаких более-менее серьёзных последствий прослушивания рока. У него только увеличилось сердцебиение, что тоже не очень хорошо.

У дедушки с мамой разболелась голова, что тоже говорит о негативном влиянии такой музыки на организм человека.

Однако при прослушивании произведения Чайковского все мои подопытные как-то успокоились и расслабились. Сложилось впечатление, что они просто сидят и мечтают, каждый о чём-то своём и приятном.

Заключение:

В своей исследовательской работе мы отмечаем, что музыка может увеличивать или уменьшать частоту сердечных сокращений, что приводит к смене эмоционального фона человека, его настроения.

Значит наша гипотеза о том, что классическая музыка может влиять на эмоциональный мир слушателя положительно, а роковая — отрицательно, подтвердилась.

Только ее влияние, во многом, зависит от индивидуальных особенностей каждого человека и той музыки, которую каждый человек выбирает для себя сам.

Литература:

  1. Петренко С. А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 2009, — С. 23.
  2. Р.Блаво «Исцеление музыкой» Издательство: Питер,2003,-192стр.
  3. Уинберг Н. Музыка и мозг. — СПб.: Питер, 2011, — С. 145.
  4. Светленко С. П. Музыка и здоровье человека. — М.: ДРОФА, 2010, — С. 87.

Социальные комментарии Cackle

Источник: http://yun.moluch.ru/archive/9/567/

Музыка, как она влияет на интеллект человека

Музыка и интеллект — взаимосвязанные понятия. Интеллектуальная музыка ценилась во все времена. Однако с недавних пор все изменилось: все начали слушать «Цвет настроения черный». И это печально.

Ведь такая музыка для людей, которые не хотят развиваться и слушают все подряд. Нужно разобраться, какая музыка поможет развить интеллект. Сейчас развею миф, который появился в результате прослушивания той или иной композиции.

Эффектом Моцарта названа музыка, повышающая интеллект.

Эффект Моцарта

Эффект Моцарта впервые описан в 1991 году, однако полноценно раскрыл эту тему только Дэниэл Левитин в 2007 в своей книге «This Is Your Brain on Music». Все говорят, что если ребенку дать послушать музыку, то он вырастет талантливым, но это не так. Ученые доказали, что пространственное мышление действительно улучшается почти до 9 баллов из 10, однако действует всего 10 минут.

Потому исследователи только отметили тот факт, что при прослушивании музыки временно улучшается только 1 тип мышления. И также было доказано, что не обязательно слушать какого-то отдельного исполнителя.

Читайте также:  Нервозность у детей - причины, лечение, признаки нервозности

Можно прослушать аудио книгу Кинга, если вам нравится его творчество. Это не значит, что если вы послушали не Моцарта, а что-то другое, то у вас не улучшиться какой-то навык.

Из любого произведения, вы почерпнете что-то полезное.

Характер поклонников разных музыкальных жанров

За основу взяты уровни самооценки и черты характера основных музыкальных жанров.

  • высокая самооценка: соул, попса, рэгги, оперная и классическая музыка, рэп, блюз, джаз;
  • низкая самооценка – рок/хэви метал, инди.

Черты характера:

  • мягкий и спокойный – соул, попса, рок, рэгги, оперная музыка, классика, джаз, блюз;
  • неспокойный – кантри, рэп.

Интеллектуальная музыка

Вы постоянно отвлекаетесь от творческой или любой другой работы? Вам не хватает адреналина на душе или ходите погрустить? Да бросьте, вы просто устали! Чтобы мозг отдохнул и был готов к новым качественным умозаключениям, необходимо прослушать музыку для развития интеллектуальной деятельности. Факт влияния музыки на интеллект подтвердили британские ученые. Они говорят, что спокойная музыка больше всего успокаивает.

Для улучшения деятельности мозга

Вы знали, что ваш мозг каждую секунду обрабатывает много информации, что приводит к сильной усталости, которая не дает вам полностью сконцентрироваться на важном деле.

Чтобы немного отвлечься от проблем, рекомендую послушать классическую музыку для развития интеллекта. Такие мелодии имеют простой, успокаивающий и запоминающийся мотив.

Для того чтобы лучше насладится процессом и пустить в мозг кислород, проветрите комнату. Для такой цели послушайте Моцарта, Баха, Бетховена и Чайковского.

Для концентрации внимания

Я знаю, что вам постоянно не хватает концентрации внимания. Знаю по себе. Когда хочешь что-то сделать важное, обязательно кто-то, что-то или какая-то неведомая сила внутри тебя, начнет отвлекать.

Как же это бесит! Даже когда написал это предложение, сразу отвлекся! Что же делать? А все просто, мне не хватает концентрации внимания. Я для концентрации слушаю Оксимирона, ведь у него в треках много интересных терминов и жизненный путь.

Лично меня, и многих других людей, мотивирует его творчество.

Я мгновенно чувствую порыв новых сил и даже повторяю его текст, ведь у меня схожая судьба, но, увы, я пока не жил на окраинах мегаполиса, как он. Зато после прослушивания песен данного исполнителя, у меня начинают генерироваться новые мысли и идеи. Можете послушать мотивирующие песни других жанров:

  • A Walk: «Tycho».
  • Yellow Bird: «Pretty Lights».
  • Ghostwriter Remix: «RJD2».
  • India: «Boombox».
  • Amerimacka: «Thievery Corporation».
  • La Femme D’argent: «Air».

Для улучшения памяти

У вас плохая память? Вы часто забываете? Я вам помогу избавиться от этих проблем. Ищите музыку, которая имеет длинное вибрационное звучание. Они пронзительно попадают в головной мозг и активизируют импульсы, которые способствуют лучшему запоминанию. Эти звуки должны переходить от плавного до резкого звучания.

В этом поможет тяжелый метал, где наблюдается обрывчатое звучание бас гитары, которая пропитывает до мурашек. После прослушивания вы сразу почувствуете небольшое головокружение или даже галлюцинации, но через 20 минут после окончания все стабилизируется, и вы вновь станете спокойным и уравновешенным.

Также для улучшения памяти учите тексты известных рэперов, а также изучайте иностранные хиты, например, «Despasito».

Влияние классической музыки Вивальди

Вивальди – яркий представитель эпохи барокко. Композиции в этом стиле характеризуются спокойным темпом, примерно 60 ударов в минуту. Музыка здесь наполняется экстравагантным звучанием благодаря высокочастотным гармоническим обертонам. Неспешный ритм успокаивает.

Это связанно с тем, что в стиле барокко она звучит непредсказуемо. Этот эффект наблюдается не только после просшлушивания произведений Вивальди, но и Альбинони, Генделя, Баха и других композиторов. Вашему вниманию небольшая подборка классической музыки:

  • Концерт для фортепиано с оркестром №1, I часть Святослав Рихтер, Wiener Symphoniker, Герберт фон Караян, Пётр Ильич Чайковский.
  • Тема Одетты из II действия балета «Лебединое озеро» Orchestra of the Mariinsky Theatre, Валерий Гергиев, Пётр Ильич Чайковский.
  • Ария Германа «Что наша жизнь?» из оперы «Пиковая дама» Seiji Ozawa, Пётр Ильич Чайковский, Boston Symphony Orchestra, Tanglewood Festival Chorus.
  • Хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия оперы «Князь Игорь» Оркестр Большого театра, Хор Большого театра, Melik Pashayev, Александр Порфирьевич Бородин.
  • «Africa» — FAUSTO PAPETTI.
  • «Провинившееся счастье» — КАРАЧЕНКО СЕРГЕЙ.
  • L’Autunno, RV 293: III. La Caccia Антонио Вивальди, Fabio Biondi.
  • Concerto A Cinque in B-Flat Major No.1 Op.5: I. Allegro Томазо Альбинони, Zagreber Solisten.
  • Violin Concerto No. 2 in E Major: I. Allegro Иоганн Себастьян Бах.
  • Trio Sonata in D major, Op. 5 No. 2: III. Passacaile Trio Con Brio, Георг Фридрих Гендель.

Благодарность читателю

Спасибо дорогой читатель, что остаешься с нами! Развивайся и совершенствуйся! Мы поможем тебе познать новые возможности вашего мозга! Удачи вам во всех ваших начинаний! И слушайте правильную музыку!

Источник: https://TrenerMozga.ru/mm/intellekt/muzyka-i-intellekt.html

Влияние музыки на человека — современные наукоемкие технологии (научный журнал)

1Богатырева Ж.В. 1 Шутилова М.Ф. 11 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»1. История мировой музыки. Жанры. Стили. Направления. – М.,: Эксмо, 2010. – 564 с.2. История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века: В. П. Шестаков – М.: ЛКИ, 2010. – 376 с.3. Хамель П.М. Через музыку к себе.

Как мы познаем и воспринимаем музыку. – М.: Классика-XXI, 2007. – 248 с.4. Леонтьев Д.А, Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия. Проблемы информационной культуры. – М., Вып. 4, 1997.5. Цалер И. Популярная музыка XX века. Джаз, блюз, рок, поп, кантри, фолк, электроника, соул. – М.

: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, Полиграфиздат, 2010. – 512 с.

В историческом контексте развитие музыки неотделимо от развития чувственных способностей. Музыка последовательно проходила все этапы развития, как и человек.

Она развивалась, открывала новые границы видения мира, служила выражением чувств людей на протяжении всего ее существования.

Давайте кратко проследим развитие музыки в отдельно взятых эпохах. Начиная с первобытного синкретического общества, музыка была неотделима от зачатков первобытного танца.

Важно

В античное время люди стали уделять немалое внимание музыке. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект.

Аристотель считал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование личности человека.

Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

Музыка воспитывала, помогала и облегчала жизнь греку во многих житейских ситуациях, приободряла на состязаниях, услаждала его душу на отдыхе и в пиршествах с друзьями.

В своем трактате «Политика» Аристотель констатирует: «Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо), гимнастика, музыка и иногда рисование…

» Предки наши поместили музыку в число общеобразовательных предметов потому, что сама природа стремится доставить нам возможность не только правильно направлять свою деятельность, но и прекрасно пользоваться нашим досугом.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что для древних греков музыка являлась, прежде всего, активным стимулятором выполняемой под нее деятельности и только потом средством приятного отдыха и праздного развлечения.

Начиная с XIX века, наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводить к снижению заболеваемости и улучшать обмен веществ.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как:

• влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;

• влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

• воздействие на организм человека народной музыки.

Совет

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Этот метод широко используется в психотерапии, так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств.

Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Есть даже музыка «для ума» – примером могут являться различные додекафонии.

Вообще восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связаннее с изменением кровообращения, дыхания.

Как музыка влияет на настроение человека?

Наверное, каждый замечал, что музыка помогает справляться с трудными жизненными ситуациями. Кроме того, она способна создать и поддержать нужное настроение, помогает расслабиться (неудивительно, что после работы некоторые люди, первым делом переступая порог собственного дома, включают любимые композиции), а может, наоборот, зарядить энергией.

По утрам лучше слушать бодрую и ритмичную музыку, она поможет проснуться и зарядить энергией на весь день. Также веселая и энергичная музыка, влияя на психику человека, заменяет грусть на радость, а печаль на оптимизм и жизнелюбие.

Спокойная и плавная музыка поможет расслабиться и успокоиться, отвлечься от повседневных забот, уменьшить количество мыслей в голове и сосредоточиться на саморегуляции. Медленная и релаксирующая музыка влияет на человека как снотворное.

Мы провели исследование в группе 2 курса среди 60 студентов (из них 30 юношей и 30 девушек), чтобы узнать слушают ли они регулярно музыку. На диаграмме приведен результаты, свидетельствующие, что музыка-это постоянный спутник современной молодежи.

Временные затраты на музыку приведены в следующей диаграмме.

Обратите внимание

И это неудивительно, сила музыки заключается в том, что ее влияние обусловлено психоэмоциональным состоянием человека. Она способна положительно воздействовать и сделать человека счастливее, за счет гармонизации его состояния. В противном случае влияние музыки на человека может оказаться негативным.

Воздействие музыки на человека в зависимости от стилей и направлений

Всестороннее влияние на человека оказывает классическая музыка. Часто ученые приписывают классическим произведениям просто чудодейственный эффект.

Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ и Шуман.

В отличие от классической музыки медики не рекомендуют долго слушать группы, играющие в стиле рэп, хард-рок и хеви-метал. Об этом говорят исследования, проведенные недавно мельбурнскими учеными. Хард-рок часто является причиной несознательной агрессии, рэп также пробуждает отрицательные эмоции, а хеви-метал и вовсе может стать причиной психических расстройств.

Что касается других жанров: блюз, джаз и регги могут вывести вас из депрессивного состояния; музыка в стили поп кому-то может поднять настроение, а кому-то испортить; мышечное и нервное напряжение снимет мелодичный рок, а тяжелый рок наоборот введет в ступор. Но следует заметить, что не стоит исключать индивидуальные предпочтения в музыкальных жанрах.

Для того чтобы плотнее подойти к вопросу о жанрах и вкусовых предпочтениях студентов, сначала мы решили выяснить, слушают ли они музыку при подготовке к занятиям.

Результаты исследования показали, что больше половины опрошенных действительно используют музыку при подготовке к занятиям, что отражено в диаграмме ниже.

Распределение музыкальных жанров приведено в следующей диаграмме.

В итоге, из 34 человек, которые готовятся к занятиям под музыку, подавляющее большинство (59 %) слушают популярную музыку. На втором месте оказалась рок-музыка (26 %), менее популярной оказалась классическая музыка (9 %) и джаз (6 %). Но при этом никто из опрошенных не готовится к занятиям под джаз и электронную музыку.

Важно

Таким образом, чтобы понять, какое на вас воздействие оказывает музыка того или иного жанра, следует просто понаблюдать за своими эмоциями и ощущениями.

Культурная и национальная принадлежность человека тоже является своеобразным фильтром восприятия той или иной музыки. Но в свете сегодняшних реалий происходит взаимопроникновение различных культур друг в друга и музыка в этом не исключение.

Библиографическая ссылка

Богатырева Ж.В., Шутилова М.Ф. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7-2. – С. 181-183;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203 (дата обращения: 19.03.2019).

Источник: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32203

Ссылка на основную публикацию