Абсурд – что это такое, примеры из жизни

Абсурд

Абсурд – это понятие, используемое для обозначения странных и нелепых событий или вещей, противоречащих общепринятой логике или законам здравого смысла.

Происхождение слова абсурд обязано латинскому языку, где оно дословно означало информацию, исходящую от глухого, т.е.

настолько нелепую, что попытки её хоть как объяснить самому себе либо окружающим являются столь же бесполезными, сколь и понять (представить) изложенное.

Обратите внимание

Более глубоко абсурд означает не только очевидную бессмысленность какого-либо положения или концепции, но и результат логического разбора выбранного механизма, когда люди приходят к наличию внутренних противоречий в самой концепции. Многие философские школы использовали приём доведения ситуации до состояния абсурда в спорах для того, чтобы показать слабые места выдвигаемой собеседником теории, а также содержащиеся в ней противоречащие друг другу части.

Помимо того, что абсурд является понятием, отражающим концепции и действия, его можно использовать в качестве техники преобразования реальности или ситуационного воздействия на людей. Менее действенным является показывать человеку абсурдность его рассуждений – это занимает много времени и энергетических ресурсов.

А вот намеренное доведение ситуации с легкой степенью нестыковки до полнейшей абсурдности может спровоцировать не только изменение конкретной ситуации, но также понять общее мировоззрение человека, а иногда и его смысловую сферу.

В психотерапевтических кругах, когда клиент начинает терять цель собственной жизни, часто используют категорию абсурда, чтобы отделить значимое от того, что просто подбирает жизненное пространство.

Что такое абсурд

Значение слова абсурд подразумевает одновременное отрицание и утверждение, оно всегда нарушает логику существования в данном мире, но при этом не является синонимом бессмыслицы или примером разорванности мыслительных процессов.

Таким образом, абсурдность утверждений имеет логику, которую можно соотносить с окружающей действительностью, это не простой набор несвязных слов, превращающийся в нелепицу, абсурд – это всегда утверждение логичное и связное, но не истинное.

Примером бессмыслицы может служить утверждение о том, что «солнце встаёт, потому что груша», а пример абсурда всегда содержит логическое противоречие «солнце, как обычно встало на западе».

Оба высказывания вызывают протест у логической части сознания, и пока первая ввергает в ощущение ступора и невозможности разобраться, то в ситуации с абсурдным утверждением возможны выяснения ошибки (ведь солнце встает на востоке) или преднамеренного искажения фактов для того, чтобы передать метафорически бессмысленность какой-то ситуации.

Чаще всего данный термин употребляется относительно различных жизненных и гуманитарных категорий, но есть не только философия абсурда, но также и математическая сторона.

В математике об абсурде можно говорить, когда используется элемент, не имеющий отношения ни к системе вычислений, ни к полю выбранного числового ряда, но при этом относящийся к математике в целом.

Например, находясь в системе действительных чисел, не используются корни из отрицательных чисел, а в рамках целых чисел не используются дробные доли.

Важно

Абсурдность, как психологическая категория активно начала использоваться в экзистенциальном течении, и основные утверждения сводились к ощущению бессмысленности человеческого существования и безнадёжности попыток что-либо изменить. Тесно данная категория контактирует с поиском смысла жизни и переживания конечности собственного существования.

Именно абсурдность восприятия жизни создаёт у человека ощущение пустоты жизни и невозможность заполнить её какими-либо значимыми и вескими категориями, что в итоге приводит к потере веры и смысла.

Можно сказать, что вся психология экзистенциализма направлена на поиск смысла своего существования вопреки абсурдности окружающего мира и возможности найти в нём место для наполненного и осознанного существования.

В абсурде смысл всегда предстаёт перед человеком своей изнанкой, поэтому существует столько трудностей в самих попытках дать логическое определение тому понятию, где логика нарушена.

Это парадоксальный феномен, объяснить который можно только попытками, но никогда нельзя седлать это полностью и досконально точно, но при этом всем именно абсурдные утверждения или мысли, события или гипотезы помогают выйти за пределы привычного мировосприятия.

Столкновение парадигм расширяют возможности творчества и границы смысловых сфер человеческого бытия, поэтому на определенном этапе и при соответствующих изменениях в деятельностной сфере возможна трансформация абсурдности происходящего или утверждаемого в логически обоснованное.

Внутренний разрыв тезисов, отрицание смысла, инверсия взаимодополняющих понятий – те моменты, благодаря которым могут появляться абсурдные утверждения. С другой стороны термин абсурд может употребляться некорректно общемировому устройству из-за ограниченности самого человека.

Совет

Например, когда широта знаний или эрудированность одного индивидуума заставляет его считать абсурдным утверждения и идеи того, кто знает больше.

Такое было при утверждении, что планета имеет форму шара, и такое же будет происходить, когда учёные из самых передовых лабораторий попробуют объяснить свои достижения человеку без среднего образования, проживающего в глубинке.

Довольно часто абсурд лежит в основе анекдотичных случаев или юмористических ситуаций, а утрирование позволяет довести ситуацию до полного абсурда, окончательно оголив нелогичность или противоречивость действий человека.

Весёлые ситуации заставляют нас реагировать положительным образом, поскольку мы находимся вне их непосредственного воздействия и можем выбрать на какой стороне оставаться, понимаем нелогичность и противоречивость действий.

Смех заканчивается тогда, когда сам человек становится участником такого процесса и неконтролируемые проявления аффективной части заставляют действовать вопреки логике. Это мощный инструмент для осознания жизни и её основных или главных моментов.

При постоянных жалобах, доведение ситуации до абсурдной может помочь прекратить жалобы, стоит всего лишь усилить самобичевания, сознавшись, что во всех бедах виноваты только вы и в первой мировой войне тоже.

Это помогает регулировать ситуацию, когда по своему социальному положению или рангу вы не можете напрямую противостоять человеку, а он в силу самодурства, требует от вас нелогичных вещей – доводите ситуацию до максимального абсурда.

Когда жена начинает слушаться мужа во всём, то оказывается, что перестаёт хватать денег или были приняты неверные решения, но ответственность за всё теперь лежит только на мужчине.

Когда сотрудник на замечания о его невоспитанности начинает через слово говорить благодарственные речи на полчаса, чем тормозит рабочий процесс, то уже скоро сами преследователи морали будут просить выражаться проще и по делу.

Примеры из жизни

Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.

Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия.

Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными.

Обратите внимание

Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.

В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.

Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу.

Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.

Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях.

Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было.

В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.

В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе.

Важно

Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать.

Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.

Источник: https://psihomed.com/absurd/

Абсурд

Сизиф — символ абсурдности человеческого существования. Картина Франца фон Штука

Абсурд это не отсутствие смысла. Например, слово «затмение» ничего не означает, но ничего абсурдного в нем нет. И наоборот, то или иное высказывание может быть абсурдным лишь при условии, что оно что-то означает. Воспользуемся несколькими традиционными примерами.

Пример абсурда:

«На горе без долин, возле квадратного круга, бурно спали бесцветные зеленые мысли».

Разве можно сказать, что это высказывание ничего не значит? Нет, потому что мы понимаем: в этих словах есть нечто не поддающееся осмыслению, нечто такое, что совершенно невозможно себе представить.

Поэтому будем считать это высказывание абсурдным, в отличие от такого, например, с позволения сказать, высказывания: «Глокая куздра штеко будланула бокра».

Абсурд есть нелепость, чем отсутствие точного значения. Не отсутствие смысла, а его инверсия, самоотрицание, саморазрушение, своего рода внутренний взрыв. Абсурдно то, что противоречит здравому смыслу или расхожей истине, то есть противно тривиальному разуму, логике или человечности.

В этом — одна из причин того, что абсурд породил весьма своеобразную поэзию сюрреализма, одно время, несмотря на свой бредовый, с явной сумасшедшинкой характер, чаровавшую многих и многих. Тем же самым объясняется, почему абсурд играет главную роль в юморе особого рода, прискучившем незначительностью. Возьмем для примера такие фигуры, как Вуди Аллен и Пьер Дак.

То, что они говорят, не бессмыслица, а выражение парадоксального, внутренне противоречивого смысла, который невозможно полностью осмыслить и принять. «Вечность, — утверждает, например, Вуди Аллен, — это очень долго, особенно к концу». Притом, что как раз конца-то у вечности нет и быть не может. Или такое заявление Пьера Дака: «Есть три вечных вопроса, ответа на которые никто не знает.

Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем? Что касается лично меня, то я всегда отвечаю на них так: “Я это я, я пришел из дома и сейчас возвращаюсь туда же”». Разве он ответил на «проклятые» вопросы? Вроде бы ответил, но… совершенно выхолостив их смысл. Абсурд не всегда сводим к юмору и далеко не всегда смешон, да и не всякий юмор построен на абсурде.

Общее в абсурде и юморе — отрицание здравого смысла, трезвой рассудительности. И выглядит это порой смешно, а порой и страшно.

Абсурден ли мир?

Он был бы абсурден, если бы имел смысл, отличный от нашего. Абсурд, считал Камю, рождается из сравнения двух и больше не сравнимых, взаимоотрицающих, антиномичных или противоречащих друг другу понятий, и «чем шире разрыв между членами сравнения, тем выше степень абсурда».

И Камю приводит такой пример: «Если я вижу, как солдат с одной саблей или шашкой бросается на пулеметы, я скажу, что его действия абсурдны. Но они абсурдны лишь в силу диспропорции между его намерением и тем, что ждет его в реальности, абсурдны в силу очевидного противоречия между его реальными силами и поставленной им перед собой целью».

Не существует абсурда как такового, абсурда в себе, то есть абсолютного абсурда. «Абсурд по сути своей есть разлад. Ни в одном, ни в другом из сравниваемых элементов ничего абсурдного нет. Он рождается от их столкновения». Так что мир не абсурден. Как объясняет «Миф о Сизифе», абсурд заключается в «конфронтации человеческого зова и безмозглого молчания мира».

Мир не имеет смысла, но это делает его абсурдным лишь для нас, ищущих смысл. Поэтому абсурд это «пункт отправления», а вовсе не «пункт прибытия». Для того, кто сумеет принять этот мир с его молчанием и безразличием, в его простой и чистой реальности, он перестанет быть абсурдным.

Совет

Но не потому, что в нем отыщется какой-то смысл, а потому что отсутствие в нем смысла перестанет ощущаться как нехватка. В этом высшая мудрость повести Камю «Посторонний»: «Лишенный надежды, стоял я среди ночи, полной знаков и звезд, впервые открываясь нежному безразличию мира.

Читайте также:  Как правильно воспитывать ребенка в 1, 2, 3 года: психология

Ощущая его таким по-братски похожим на меня, я наконец-то почувствовал, как счастлив был раньше, как счастлив теперь. ..» Трудно лучше объяснить, что такое абсурд. Не отсутствие смысла, но крушение смысла, его нехватка. Тогда мудрость — это полное приятие, и не смысла, а своего присутствия в мире.

Абсурдна ли жизнь?

Абсурдна, если искать в ней смысл, способный существовать лишь вне ее (смысл — отсутствие). Что означает вне жизни? Смерть. «Искать смысл жизни, — говорит Франсуа Жорж, — значит противоречить самой жизни».

Действительно, это значит любить жизнь не ради самой жизни, а ради чего-то другого — некоего смысла жизни, тогда как, напротив, смысл жизни и предполагает жизнь. Если «жизнь должна быть самоцелью, — писал Монтень, — значит, понятия абсурда и осмысленности к ней не приложимы».

Жизнь просто реальна, и в этой ее реальности — главное чудо. И она прекрасна — надо только любить ее.

Вот это-то и есть самое трудное: не биться над пониманием жизни как над решением трудной загадки, а принимать ее такой, какая она есть, — хрупкой и недолговечной, и принимать по возможности с радостью. Мудрость трагична, если это мудрость не смысла, а истины, не толкования, а любви и мужества.

Суть всего этого выразил Артюр Адамов: «Жизнь не абсурдна. Просто она трудная штука. Очень трудная».

Источник: https://www.phildic.ru/absurd/

Абсурд в религии, психологии и философии

Лишь при поверхностном рассмотрении можно назвать наш мир гармоничным и упорядоченным. На самом деле в нем в больших количествах встречается абсурд и хаос. Философы разных времен размышляли об этом и приходили к интересным и необычным выводам.

Что значит абсурд?

Слово абсурд происходит от лат. absurdus, «нестройный, нелепый». Его употребляют в ситуации, когда хотят показать противоречивость утверждения или происходящего.

Давая трактовки того, что значит абсурдный и абсурд, некоторые философы склоняются в сторону такого значения, как бессмыслица. Такой подход неверен, ведь под бессмыслицей правильнее понимать утверждения, которые не несут в себе семантической нагрузки: «Окна, стояли дни».

Абсурд – это утверждения, которые несут в себе мысль, но она является неверной, противоречивой: «У отца никогда не было детей».

Метод абсурда эффективно применяется в культуре, где он может приобретать дополнительные значения. С помощью абсурда писатель может заставить читателя мыслить иначе, а музыкант привести к новому пониманию музыки. В обиходе слово абсурд может иметь значение нелепости, бессмыслицы, крайности, предела, уникальности, запредельности мышления, лжи, обмана.

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

Психология абсурда

С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:

  • «абсурдно – не означает неправильно» – эта установка используется психологами с целью расширить границы сознания людей, находящихся в затруднительных или критических ситуациях;
  • техники абсурда применяются для улучшения умственных способностей детей;
  • доведение ситуации или состояния до абсурда помогает человеку справиться с тревожным состоянием или депрессией.

Абсурды христианства

Говорить об абсурдах в христианстве можно лишь при условии поверхностного изучения этого вопроса. С первого взгляда можно найти не один абсурд в Библии, а целые комплексы странных и противоречащих друг с другом фактов. Однако Библия никогда не была книгой простой и доступной. К библейским абсурдам относят такие моменты:

  1. В Ветхом Завете говорится о том, что «око за око и зуб за зуб», а в Новом – Христос утверждает, что надо любить своих врагов и подставлять вторую щеку.
  2. История об Ионе, которого съел кит. Пророк пробыл в теле кита трое суток, после чего кит выплюнул его на волю.
  3. Бог дает заповедь «не убий», но при этом дает приказ евреям истреблять соседние языческие племена и народы.

Хотя религия касается личностных глубинных переживаний и связана с верой в Бога, даже в эту сферу проник абсурд. Самые абсурдные религии являются странной смесью верований, культов и фантазий:

  1. Церковь СубГениев объединила в себе веру в НЛО, поп-культуру и ряд религий.
  2. Движение принца Филиппа. Сторонники этой религии считают герцога Эдинбургского божественной личностью.
  3. Церковь эвтаназии. Последователи этого американского движения проповедуют самоубийство, аборты, каннибализм и содомию.

Самые абсурдные законы в мире

В мире существует немало законов, адекватность которых можно поставить под вопрос. Некоторые из них абсурдны лишь на первый взгляд, но для их написания существовали реальные причины. Другие же устарели, но не были исключены из списка законов. В третью группу попадают законы, логическое объяснение которым найти сложно. Самые абсурдные законы можно найти в таких странах:

  1. В Канаде в провинции Новая Скотия нельзя после дождя поливать лужайки, а в провинции Квебек под запрет попала реализация маргарина желтого цвета.
  2. Полицейских Южной Кореи обязали отчитываться, сколько взяток они получили за смену.
  3. В Дании разрешен побег из тюрьмы.
  4. В городе Балтимор штата Мэриленд противозаконно ходить в театр в компании львов.
  5. В городе Сент-Луис штата Миссури лучше не сидеть на мостовой с ведром пива. Там же спасатели не смогут помочь женщине, если она обнажена.
  6. В штате Небраска запрещено ловить китов. Интересно, что штат не имеет выходов к морю или океану. В этом же штате запрещено продавать дырки от бублика.
  7. В Андорре под запрет попала профессия адвоката.
  8. В Сингапуре нельзя ходить без одежды даже в собственном доме.
  9. В Алабаме накажут за вождение машины с завязанными глазами.

Источник: https://womanadvice.ru/absurd-v-religii-psihologii-i-filosofii

Доведение до абсурда – психология

22.05.2018

Все варианты, даже невозможные и нереальные, имеют право на существование. Когда из-за деревьев мы перестаём видеть лес и все решения ведут в тупик, надо «взлететь» над ситуацией и посмотреть сверху, оценить перспективу и наметить новый путь. А иногда абсурд — просто развлечение для ума.

Давайте попробуем разобраться на примерах, реальных и фантастических.

Пример № 1

В далекие школьные годы на уроке физики решали мы задачку про пушку: под каким углом она должна стрелять, чтобы снаряд улетел как можно дальше? Привели ситуацию к абсурду — в первом варианте, когда угол нулевой, пушка стреляла прямо перед собой, и снаряд сразу падал на землю; во втором варианте она стреляла вертикально вверх, и снаряд падал обратно на неё. Из этого сделали вывод, что для максимальной дальности нужен средний угол между выбранными, то есть 45 градусов.

Пример № 2

Простая жизненная ситуация — завтра экзамен в институте. Нервы на взводе, руки липкие от страха, знания утеряны и, кажется, навсегда. Давайте приведём к абсурду. Вас точно убьют на экзамене. Быстро и жестоко.

Председатель комиссии будет бить вас головой об доску, размазывая кровь и мозги руками прямо по написанным мелом формулам, а старенький преподаватель истерически смеяться и рвать ведомости. Бред? Да! Страшно? Скорее смешно. Ведь вы знаете, что они тоже люди, и даже скорее более интеллигентные, чем основная масса ваших знакомых, и насилие не их стиль.

Они видели уже тысячи таких, как вы, и удивить их своими знаниями трудно. И студенты им нужны, иначе кого они будут учить? Так что не стоит бояться.

Пример № 3

Сейчас активно развивается робототехника. Машины уже собирают электронику, работают на конвейере. Приведем ситуацию к абсурду и представим, что всю работу на планете за нас делают машины.

Сеют, пашут, стоят у станков, водят транспорт, учат детей. Вообще всё. Товаров много, всё доступно, территории освоены, везде порядок и красота. Заводы и шахты без людей.

Дома всегда чисто и пахнет чем-то вкусным.

А что же тогда будут делать люди? Мечтатели скажут, что все станут заниматься творчеством, путешествовать, развлекаться, отдыхать и это будет просто рай на земле.

Обратите внимание

Останется только перейти к модели общества типа коммунистической, но без идеологической подоплёки и образа врага.

Упадет почти до нуля количество преступлений (больные на голову всё равно останутся), не будет коррупции, строительство властной иерархии придется вести по другим принципам, пока не понятным. У многих пропадет стимул к учебе, скорее всего, увеличится количество самоубийств.

Абсурд? Да! Но нам стало понятно, что полная автоматизация как минимум нежелательна при монетарной системе и, скорее всего, её разрушит и прихватит за собой общественный строй.

Пример № 4

А давайте сами разрушим финансовую систему (в мыслях, конечно). Денег нет. Вообще. Что будет? Первая же мысль — создать эквивалент, пусть даже не материальный. «Я работаю дворником и получаю за это двадцать три респекта в день». Нет, так не пойдёт. Любой оценочный эквивалент труда типа денег приведёт нас обратно. Натуральный обмен тоже не вариант. Попробуем с другой стороны.

У каждого человека есть потребности, необходимые для выживания: еда, одежда, теплый дом. Зачем кто-то будет это всё поставлять? При отсутствии материальной заинтересованности остаются только моральные: социальная ответственность, забота о ближнем, стремление к выживанию. Но у многих этого нет, зато есть потребности и амбиции.

Снова вспоминается коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Только как это реализовать при отсутствии у некоторых стимулов для реализации своих способностей? Насильно, подкрепляя это идеологией? Заставляя тунеядцев бесплатно работать? Получается разрушение финансовой системы приведет нас на данном этапе к коммунистической диктатуре.

Почему я написал «на данном этапе»? Теоретически можно предположить, что у всех людей когда-нибудь появится социальная ответственность. Вот только откуда она возьмётся? Воспитание, зомбирование, генетические изменения? Подумайте сами.

Пример № 5

Ну, и последнее мысленное упражнение. Представим, что всё закончилось: нефть, газ, металлы, леса. Было и сплыло. Сожжено, развеяно ровным слоем по планете, зафиксировано в виде каких-то товаров. Новых источников энергии не появилось, существующих на всех не хватает. Корпорации бьются за вторичные ресурсы.

Исчезают синтетические материалы. Машины ржавеют без бензина. В домах холодно и пусто, люди пешком мигрируют в теплые страны. Начинаются локальные войны за место под солнцем. Города пустеют, зато больше народу оседает в деревне, переходя на натуральное хозяйство. Миллионы гибнут от голода и холода. Апокалипсис.

И что нам это даёт? Пришла пора заканчивать решать свои мелкие личные проблемы и начинать мыслить глобально. Выживание одного человека не имеет смысла без выживания всего человечества. Тупое потребление и выкачивание ресурсов скоро закончится. Планета у нас одна на всех, ресурсы ее конечны, и потребительское отношение ведет в тупик, смертельный для цивилизации.

Послесловие

Приведение к абсурду — очень интересный инструмент для философских поисков. В простых жизненных ситуациях он позволяет определить границы допустимого решения, а в прогнозировании открывает новые горизонты и пути развития. Пользуйтесь на здоровье, только не забывайте — и совершенно абсурдные варианты иногда сбываются.

Источник:

несколько примеров речевого приема «Доведение до абсурда»

?tiina (tiina) wrote,2013-10-29 21:02:00tiina

tiina

2013-10-29 21:02:00(входящего в том числе и в арсенал «речевой самообороны»).Желаю вам легко отшучиваться в переговорах, доводя до абсурда атаки оппонента. Или красиво использовать «перевод стрелок» если это наилучший способ уйти от атаки.

Приемы для защитыНа вас идет атака, а вы с помощью юмора ее утрируете.Классика жанра: «А может, тебе еще и ключи от квартиры, где деньги лежат?».Тут иногда когда из вас активно выбивают скидку вы можете с юмором ответить:»Что же вы просите только 20% скидки? Давайте мы вам 30%, 40% дадим… а может вообще бесплатно проект сделаем».

Читайте также:  Биполярное расстройство - лечение, симптомы, причины

Если вдруг вас в очередной раз просят поработать на выходных, то тоже можно с юмором.»Да давайте я вообще сюда раскладушку принесу, и буду прямо здесь спать. Зачем мне с женой и детьми встречаться? Да не надо мне этого».Если атакующий адекватный, то обычно понимает, что он переборщил со своей атакой. Если не адекватный — то лучше этот прием не использовать.

Юмор не все понимают.Предлагаю посмотреть этот прием в классике :

Перевод стрелок

Атакующий пытается психологически надавить на вас, а вы переводите эту атаку на кого-то другого (или на что-то другое).»Это не ко мне, это к Ивану Ивановичу».Но учитываем, что Иван Иванович может потом не одобрить то, что вы на него лишние проблемы переводите. Поэтому хорошо работает, когда идет перевод стрелок на что-то неодушевленное.

«Ребята, я бы рад всей душой вам это сделать за три дня. Но смотрите — инструкция, технические требования, здесь 7 дней написано. Ну, никак».И атаку на себя переносите на что-то неодушевленное — на регламенты, на законы, на правила. Тут обычно атакующий снижает свой напор, т.к. вас ему атаковать уже сложнее.Предлагаю посмотреть как этот прием с юмором, в анекдоте, описывает В.В.

Путин:

Доведение до абсурда

Из теледебатов:

Важно

Вопрос: «В Москве сейчас планируется строительство большого количества многоэтажек. Как показали события 11 сентября спасения нет с верхних этажей, если внизу будет пожар».

Ответ: «Вы знаете, конечно можно дойти до маразма: перестать строить высотные дома… перестать строить самолеты, они являются средством террористов, как мы увидели… перестать выпускать автомобили, которые используются в качестве тарана…».

Из фильма «Небесный суд».

По сюжету после того, как попадаешь на тот свет — участвуешь в судебном заседании, где решают, куда тебя отправить в рай («сектор покоя») или в ад («сектор раздумий»). И адвокат, в этом фильме в своих речах очень любит использовать прием «доведение до абсурда».

амеб? Простейших животных, которые умели дышать, переваривать пищу…- А скажите, пожалуйста, а на вашем счету, сколько жертв?Адвокат обращается к другому присяжному и показывает коробочку с мертвым тараканом.- Ну… это же просто таракан.- Да…

да… это таракан, которого мы давим тапками, травим дихлофосом, это то существо, которое каждый из нас мог раздавить в последний миг своей жизни… и справедливо ли получить за это билет в «сектор раздумий (ад)»? Господа присяжные, скажите мне, где заканчивается рефлекс, по которому мы можем прихлопнуть комара или муху, и начинается убийство?

В ответ на обвинение, что подсудимый лгал, а ложь это страшный грех.

«Ну что сказать после этих страшных слов… Корень всех зол — ложь… Кто более достоин «сектора раздумий (ада)», как не партизан, который нагло лжет фашистам, что наши в овраге, хотя они в курятнике? А может быть врач, который обмишурил ребенка и сказал ему, что зубы сверлить совсем-совсем не больно? Нет-нет… наверное, муж, который говорит своей стокилограммовой жене, что она совсем не похожа на бегемота, разве что своими веселыми глазками… Господа… это тоже ложь!»Надеюсь, эти видеозарисовки прояснили этот прием.Желаю, красиво использовать прием «доведение до абсурда» в своей жизни.рекомендации от Сергея Шипунова,руководителя»Университета Риторики иОраторского Мастерства»

источник

Источник:

Доведение до абсурда

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ (юмор как рычаг успеха)

При этом приеме сначала как бы соглашаются с мыслью собеседника, затем краткой оговоркой изменяют смысл произнесенной фразы, превращая ее в нечто совершенно алогичное, часто комическое.

«Трудные, очень трудные ребята, — рассказывала друзьям о своей работе учительница вечерней школы. — Уже на первом уроке не хотят слушать, разговаривают, перебивают не только друг друга, но и объясняющего им учебный материал преподавателя. А на перемене, случается, и брань услышишь, и драку увидишь. Ничего святого нет в таких молодых рабочих».

«Вы мне напомнили об американском изобретателе, представившем техническому совету компании «Дженерал Моторс» проект нового облегченного мотора с алюминиевыми, вместо стальных, поршнями, — перебил преподавателя молодой инженер. — Один из экспертов сделал изобретателю замечание: «Поршень из алюминия работать не будет. Он сделан без учета технических требований, вопреки законам механики. Ведь в цилиндре двигателя слишком большие нагрузки и трение».

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/dovedenie-do-absurda-psihologiya.html

Феномен абсурдистского текста на примере русского авангарда

Опыт по отысканию во мне семиотического мышления. Беллетристика и компиляция – как мой университетский доклад, аппелирует к обывателям.

Вместо эпиграфа:

Северная сказка

Старик, не зная зачем, пошел в лес. Потом вернулся и говорит:

– Старуха, а старуха!

Старуха так и повалилась. С тех пор все зайцы зимой белые.(Д.Хармс)

С абсурдом вы могли познакомиться на курсе мировой литературы по произведениям Альбера Камю.

С абсурдом вы сталкивались еще в школе, изучая русский модернизм, хотя я уверена, что страницы про футуристов, будетлян и заумь вы благополучно пролистывали.

Или, например, Франц Кафка, который, сам того не подозревая, писал в духе и экспрессионизма, и сюрреализма, и абсурда, и даже магического реализма. Тем не менее, я уверена, что абсурдистская литература понимается вами превратно.

Сначала небольшой экскурс в историю вопроса:

Совет

Абсурд в общем смысле означает логическую нелепость, это отрицание логики как рационального, заключающееся в извращении или исчезновении смысла.

В литературоведении же абсурд рассматривается как категория, обращенная к тексту/ситуации, где говорящий произносит тексты, нарушающие условия языковой связности (что близко исконному значению абсурдного как нескладного, негармоничного).

Примером этого может служить любимая сюрреалистами фраза Лотреамона о «случайной встрече на хирургическом столе швейной машины с зонтиком».

Философия абсурда восходит к Тертуллиану, Шопенгауэру, Ницше, Кьеркегору, а также русскому философу начала ХХ в. Льву Шестову. Поначалу абсурд рассматривался в религиозном ключе, утверждая веру в истинность того, что непознаваемо разумом («Верую, потому что абсурдно»).

Таким образом, абсурд выносился за рамки разума и противопоставлялся ему.  Воззрения на абсурд в XIX же веке были затем переняты французскими экзистенциалистами Камю и Сартром и заключались в следующих положениях: истинная сущность вещей познается в момент кризиса через рефлексию.

Вследствие этого познания человек утрачивает все иллюзии, ему открывается ужас и абсурдность бытия (конечно, ведь «Бог умер»). Т.о. абсурд становится характеристикой человеческого бытия в состоянии утраты смысла, связанной с отчуждением личности от общества, истории и самой себя, превращая его в «постороннего».

Что же приводит к такому кризису? В случае экзистенциализма объяснение простое – послевоенное время. К тому же в своей «Воле к власти» Ницше утверждал, что на вершине культурного подъема выключается сила гармонии и порядка и подключается действие хаоса.

В этом случае абсурд выступает как констатация смыслового, логического, бытийного и языкового бессилия обнаружить в окружающем мире организующее начало. Здесь абсурд выступает как адепт вселенского хаоса и даже «конца света».

Обратите внимание

С французами понятно, но как объяснить явление так называемой «странной прозы» в советской России 20-30-ых гг? Итак, действительно ли жизнь в Советском Союзе была настолько бессмысленной и абсурдной?

Здесь стоит обратиться к Льву Шестову. Это был удивительный русский философ, которого называли экзистенциальным. Он считал, что истинная философия – философия абсурда. По его словам, «начало философии – отчаяние, которое толкает на поиск истины в абсурде и парадоксе».

Он заявлял о тщете всех форм рационализма (что было, конечно, не ново) и опровергал рассудочность культуры.

Его воззрения стали формулой сознания “беспочвенных” — то есть той части русской творческой интеллигенции, которая не нашла себе места в послереволюционной эпохе, не ассоциировала себя ни с временем перемен, ни с людьми, эти перемены несущими и воплощающими.

Одиночество, пережитые страдания, чувство собственной ненужности отразились и на литературе, которая всегда была особо чувствительной формой искусства.

Однако все это произошло не в 1904 году, когда Шестов работал над своими афоризмами, а позже, когда сознание это вызрело и художественно оформилось, — в конце 20-х, в 30-х годах. Тогда достигло своего расцвета творчество Константина Вагинова, Леонида Добычина, Александра Введенского и, наконец, Даниила Хармса. Все они входили в «Объединение реального искусства» (сокращенно ОБЭРИУ, est. в 1926 г.)

Беренштейн утверждал: «Авангард деструктивен. Начиная с декларативного разрушения устоявшейся системы ценностей, авангард обрушивается и на знаковую систему, которая воплощает эти ценности».

Важно

Словоцентризм был наследием Серебряного века. Толчок к сознательному использованию художественных возможностей слова дал А. Потебня: “Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя, что первоначально есть символ, идеал и имеет все свойства художественного произведения”.

Он разделял слово поэтическое и обыденное. Поэтическое слово сохранило живую внутреннюю форму, в нем звучание соответствует своему духовному первосмыслу; слово обыденное утратило свой смысл от постоянного употребления и превратилось лишь в условное обозначение. Это не противоречило теории Ф.

де Соссюра – язык есть продукт общественного договора, установившего более или менее удачное соотношение знака, значения и обозначаемого, соотношение произвольное, но освященное данным социумом.

В советской России вместе с ОБЭРИУ существовал и ОПОЯЗ – «Общество изучения поэтического языка», куда, кстати, одно время входил и Роман Якобсон. По мнению другого его члена Виктора Шкловского, “мы не имеем права предполагать для практического языка какой-нибудь внутренней связи между звуками слов и их значениями”.

С точки зрения ОПОЯЗа, язык бытовой был лишь сферой социального принуждения, кладбищем стертых знаков. Поэтический язык был призван искусственно воскресить слово. Результаты оказались самыми неожиданными.

Интереснее всех в этом плане футурист  Алексей Кручёных, который изобрел заумь, то есть абстрактный, беспредметный язык, очищенный от житейской грязи, утверждая право поэта пользоваться «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Показательно его хрестоматийное стихотворение:

дыр бул щыл

убешщур

скум

вы со бу

р л эз

Кручёных считал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». По признанию Вольфганга Казака, «Кручёных дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики.

Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму». Обратите внимание на слова «отвратительный» и «антиэстетизм». Еще в XIX в.

автор книги «Эстетика безобразного» Карл Розенкранц относил к безобразному и абсурд.

Еще один самобытный деятель русского авангарда – Велимир (Виктор) Хлебников. Вместе с братьями Бурлюками и Василием Каменским он входил в первое объединение русских футуристов, тогда они называли себя будетлянами (от слова будет).

Совет

В 1912 году, после присоединения к ним Маяковского, они издали знаменитый сборник «Пощечина общественному вкусу», который предварял манифест, где Хлебников утверждал важный для своего творчества принцип права «на увеличение словаря поэта в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово — новшество)». Посвященные современники признавали Хлебникова гениальным, величайшим современным поэтом; он, помимо прочего, занимался исследованием закономерностей чисел и способов предвидения будущего (он предсказал революцию 1917 г!). Примеры его творчества:

«Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

«Кузнечик»

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. Иванов и Успенский считали, что Хлебников в своих произведениях с помощью отдельных неологизмов создавал целостные системы образов. Владимир Маяковский писал, что «Хлебников создал целую „периодическую систему слова“.

Яков Друскин, член ОБЭРИУ, писал: «Я различаю семантическую бессмыслицу, состоящую из нарушений правил обыденной, так называемой «нормальной» речи – и ситуационную бессмыслицу, вытекающую из алогичности человеческих отношений и ситуаций». Таким образом, с семантической бессмыслицей мы покончили.

Теперь самое время перейти к бессмыслице ситуационной, которая стала предметом творчества, пожалуй, самой одиозной фигуры русского авангарда – того самого Даниила Хармса (Ювачева). Будучи членом ОБЭРИУ, он писал сценки, рассказы, стихи, в том числе и для детей, пьесы.

Не стоит и говорить, что в советской России его не печатали, и многие его произведения стали известны только в последнее время, что совпало с пиком интереса отечественных и зарубежных литературоведов к русским абсурдистским авторам. Наибольшей популярностью, конечно, пользуется Хармс.

Начиная от его знаменитого костюма Шерлока Холмса и трубки, по сравнению с которыми желтая кофта Маяковского – просто позерство, и заканчивая до сих пор не разгаданной тайной его псевдонима – он не перестает будоражить умы.

Читайте также:  Зимняя депрессия - причины, симптомы, признаки, лечение

Применительно к поколению Хармса предпосылки их поэтики стоит искать в установившемся советском строе.

Они вступили в послереволюционную Россию молодыми людьми, не отягощенными ни традиционной религиозностью, характерной для народной среды, ни столь же традиционным чувством личной ответственности перед народом за совершающееся в стране, свойственной русской интеллектуальной (дворянской и разночинной) элите. События революции являлись им в образах переименованного быта, в построении атеистического государства.

Рожденный революцией новояз, как следует из статьи Вс. Иванова, более не мог быть языком религии, понимаемой как “связь”. В масштабах СССР вместо воскресшего поэтического слова торжествовала соссюровская договорная, условная природа слова. Это своеобразно отразилось на творчестве обэриутов.

Интересен вопрос в выборе имен для их героев. В СССР запрет на крещение детей позволил родителям давать детям произвольные имена, что привело к непредсказуемым результатам: например, Полиграф Полиграфыч из «Собачьего сердца» или девочка по имени Красная Пресня.

В произведениях обэриутов встречаются Вунши и Кунсты, Гланы и Чау-Динши у Добычина, Петерсоны и Фы — у Хармса, Фелинфлеины, Асфоделиевы, Тептелкины — у Вагинова.

Обратите внимание

У Хармса имена героев несут также функцию «интродуктивных формул возможного мира» (по Циммерлингу), где герой Гвоздиков забивает в рояль гвозди, а Андрей Андреевич Мясов, идя в магазин, покупает все, кроме мяса.

Напомню, что исконная сфера применения абсурда – текст, речевая ситуация. Абсурд выступает как нарушение механизма языковой коммуникации, т.е. «дефектной коммуникации». На примере прозы Даниила Хармса можно даже проследить, как нарушаются постулаты Грайса. Например, в следующем отрывке нарушается сразу два – количества и качества:

Математик: Я вынул из головы шар, я вынул из головы шар, я вынул из головы шар.

Андрей Семенович: Положь его обратно, положь его обратно, положь его обратно, положь его обратно. (Математик и Андрей Семенович)

Примечателен пример разрыва связи между означаемым и означающим в «Голубой тетради №10», где рассказывается о «рыжем человеке», у которого даже не было волос. В произведениях Хармса часто присутствует парадоксальное развертывание текста, например, «отец Бубнова по фамилии Фы полюбил мать Бубнова по фамилии Хню».

После распада ОБЭРИУ Хармс и его соратники стали называть себя «чинарями». Этимология этого слова тоже не до конца выяснена. Одной из их главных задач было запечатлеть «весь мир в его Совокупности, а значит, и Бесконечности» (Ж-Ф. Жаккар), что являлось великой мечтой авангарда и для чего Хармс выработал свою «цисфинитную логику». Ее иллюстрирует его рассказ «Упадание»:

Два человека упали с крыши пятиэтажного дома, новостройки. Кажется, школы. Они съехали по крыше в сидячем положении до самой кромки и тут начали падать. Их падение раньше всех заметила Ида Марковна. Она стояла у окна в противоложном доме и сморкалась в стакан. И вдруг она увидела, что кто-то с крыши противоположного дома начинает падать.

Вглядевшись, Ида Марковна увидела, что это начинают падать сразу целых двое. Совершенно растерявшись, Ида Марковна содрала с себя рубашку и начала этой рубашкой скорее протирать запотевшее оконное стекло, чтобы лучше разглядеть, кто там падает с крыши.

Однако, сообразив, что, пожалуй, падающие могут, со своей стороны, увидеть ее голой и невесть чего про нее подумать, Ида Марковна отскочила от окна за плетеный треножник, на котором стоял горшок с цветком. В это время падающих с крыш увидела другая особа, живущая в том же доме, что и Ида Марковна, но только двумя этажами ниже.

Важно

Особу эту тоже звали Ида Марковна. Она, как раз в это время, сидела с ногами на подоконнике и пришивала к своей туфле пуговку. Взгянув в окно, она увидела падающих с крыши. Ида Марковна взвизгнула и, вскочив с подоконника, начала спешно открывать окно, чтобы лучше увидеть, как падающие с крыши ударятся об землю. Но окно не открывалось.

Ида Марковна вспомнила, что она забила окно снизу гвоздем, и кинулась к печке, в которой она хранила инструменты: четыре молотка, долото и клещи. Схватив клещи, Ида Марковна опять подбежала к окну и выдернула гвоздь. Теперь окно легко распахнулось. Ида Марковна высунулась из окна и увидела, как падающие с крыши со свистом подлетали к земле.

На улице собралась уже небольшая толпа. Уже раздавались свистки, и к месту ожидаемого происшествия не спеша подходил маленького роста милиционер. Носатый дворник суетился, расталкивая людей и поясняя, что па-дающие с крыши могут вдарить собравшихся по головам.

К этому времени уже обе Иды Марковны, одна в платье, а другая голая, высунувшись в окно, визжали и били ногами. И вот, наконец, расставив руки и выпучив глаза, падающие с крыши ударились об землю. Так и мы иногда, упадая с высот достигнутых, ударяемся об унылую клеть нашей будущности.

Мир произведений Даниила Хармса чрезвычайно богат. Здесь есть вываливающиеся из окна старухи или старухи мертвые; мужчины, бьющие друг друга и при этом ведущие светский разговор; люди, постоянно забывающие порядок чисел или куда они шли, а также много своеобразных анекдотов о Пушкине, Гоголе, Алексее Толстом.

Но куда привело всех этих авторов их творчество? Хлебников умер от паралича в 36 лет, нищий и вдали от всех, Хармс умер в психиатрической лечебнице в феврале 42-го, во время блокады Ленинграда, Добычин же не то утопился в Неве, не то «исчез за поворотом», как говорили в то время о репрессированных.

Тем не менее, они оставили после себя свои неповторимые произведения, по-своему запечатлевшие трагедию того времени. Тот же Яков Друскин продолжает:  Не рассказы Хармса бессмысленны и алогичны, а жизнь, которую он описывает в них.

Формальная же бессмысленность и алогизм ситуаций в его вещах, так же как и юмор, были средством обнажения жизни, выражения реальной бессмыслицы автоматизированного существования.

Совет

XX век называют веком, вывихнувшим сустав; веком колоссальных сдвигов в массовом сознании людей. На мой взгляд, все эти «непонятные», «странные» модернистские и постмодернистские течения являются симптомами глубокого культурного кризиса. Вот и получается, что намеренное лишение произведений смысла само по себе выступает как символ, отражающий внутренний разлад человека и окружающего мира.

смотреть: Случай Хармса (Слободан Д. Пешич, 1987)

Источник: https://dearcuriosity.wordpress.com/2011/02/21/absurd/

Абсурдизм и его идеи

Вы никогда не замечали, что наша жизнь полна абсурда? Вокруг слишком много всего, не поддающегося логике или каким-то общепринятым законам. Такие проявления сбивают с толку, иногда даже мешают жить.

Сегодня мы поговорим об абсурдизме – его появлении, основных принципах и выдающихся представителях движения. Философия абсурда широко используется в психологических кругах для работы над личностью человека и ее развитием.

BrainApps поможет вам самосовершенствоваться с помощью разных профессиональных подходов к изучению человека, и абсурдизм является одним из них.

Что такое абсурдизм?

Асурдизм представляет собой движение, которое появилось уже после экзистенциализма (сущность бытия), которое утверждает незначимость и бессмысленность человеческой жизни и всего сущего. Началом его развития послужили многочисленные войны прошлого столетия, которые принесли множество страданий и унесли тысячи человеческих жизней.

Прародителем теории абсурдности бытия является Серен Кьеркегор, трудовыми наработками которого пользуются психологи современности и его последователи.

Такие представители, как Альбер Камю и Лев Шестов активно развивали и распространяли абсурдизм среди людей и сделали его частью философского движения.

Последствием такой активной популяризации теории стало использование абсурдизма в творческой сфере, особенно, театрах и художественной литературе.

Представители движения

Философию абсурда создал известный философ Серен Кьеркегор, но только в работах Камю она стала оформленной теорией, заслуживающей внимания широких кругов населения.

Ярым приверженцем движения был также Лев Шестов, чьи труды заслуживают пристального внимания философов всего мира.

Если вы желаете знать больше о данном феномене или имеете какие-либо внутренние конфликты на почве абсурдизма, то ознакомьтесь с полными трудами данных его представителей. BrainApps кратко опишет, чем каждый из философов заслужил внимание всего мира.

Серен Кьеркегор

Выдающейся работой Серена Кьеркегора в рамках философии абсурда является «Страх и трепет», где достаточно жестко раскритикована религия. На самом деле, автор не является ярым ее противником, но он утверждает, что вера (и религия как ее проявление) является одним из лучших человеческих парадоксов, а значит, абсурдна.

В своей книге Кьеркегор анализирует Библию и особо поражается моменту, в котором Авраам приносит в жертву собственного сына. По его мнению, придание убийству сакрального, жертвенного и возвышенного смысла – это абсолютный парадокс, бессмыслица. Он отмечает, что согласно Священному писанию человек не является свободным, поэтому его существование абсурдно и не имеет смысла.

Главное открытие Кьеркегора заключается в том, что религия не поддается никакой логике, но остается достаточно эффективной сферой влияния на человеческую личность. Такой вывод очень любопытен и требует детального разбора.

Вам никогда не было интересно: почему мы ходим в церковь, хотя не имеем ни единого доказательства существования высших сил? Ознакомьтесь с книгой Серена Кьеркегора, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор.

Альбер Камю

Теория абсурда жизни встречается во всех работах Камю, но его известным и популяризированным произведением является «Миф о Сизифе». Данная книга рассматривает абсурд в качестве противостояния двух идеалов: желания человека быть значимым и его понимания холодности и бездушности Вселенной или Бога.

Прочитав труд Камю, вы разберетесь в следующих философских проблемах, которые возникают при столкновении с абсурдом:

  • Суицид. Само по себе самоубийство является, по мнению Камю, логическим завершением непринятия реальности. Для человека, который выбрал этот путь, сама жизнь представляет собой абсурд, уйти от которого можно лишь одним способом.
  • Прыжок веры. Это понятие, которое заключается в осознании человеком собственной бессмысленности, но смирения с ней. Сюда входят такие понятия, как самообман, узость мышления, лень интеллекта, отступление от свободы и полное подчинение абсурдным правилам.
  • Принятие. Заключается в признании абсурда и свободы от него. То есть, человек сталкивается с собственной бессмысленностью во Вселенной, принимает ее и находит персональное, субъективное предназначение. Таким образом сама личность превращается во Вселенную с собственным смыслом и законами бытия.

В работе Камю много времени уделяется такому широкому понятию, как смысл жизни. Автор разбирает данный феномен по полочкам, обозначает его в качестве одного из самых главных примеров абсурда.

Лев Шестов

Считаете себя особенным, абсурдным человеком? Обратитесь к интересным работам русского философа Льва Шестова. В своих трудах он активно критикует устоявшиеся моральные нормы, принципы нравственности, принятые в мире предпосылки человеческого бытия.

Шестов разбирает несостоятельность нравственных форм на примере произведений Шекспира, критикует их универсальность. Кроме того, автор раскрывает образ человека-бунтаря, которому нечего терять, помимо собственной жизни. Именно эта черта дает личности силы двигаться и бороться дальше, опустить страх и развиваться.

Смысл жизни в абсурде

Еще с древних времен люди ищут ответ на вопрос о смысле человеческого бытия. Одни полностью осознают, что его нет, и полностью отдают собственную жизнь в руки провидения, религии или других высших сил. Некоторые завершают бессмысленное, по их мнению, существование суицидом. А другие находят теорию абсурда отправной точкой для создания собственных причин и принципов для жизни.

Основные примеры абсурда показывают нам, что человек, не верящий в необходимость чего-либо, просто отпускает это. Тоже самое касается и жизни в целом.

Люди, у которых нет цели, нет каких-то желаний и потребностей, не могут быть счастливы, спускают существование на самотек, не развиваются.

Обратите внимание

Специалисты BrainApps считают, что подобная жизнь неприемлема в любом обществе, поэтому активно способствуют развитию человеческой личности, ведь она действительно значима и многогранна.

До сих пор абсурдизм является достаточно популярным понятием, которого придерживаются многие люди. Однако принятие его идеалов приводит лишь к тому, что остается сесть на стул и сидеть, ничего не делая.

Неужели такая жизнь чего-то стоит? Не лучше ли поставить перед собой несбыточную цель и уверенно идти к ней? Точек зрения на человеческое бытие может быть очень много, но какую бы не выбрал человек, нужно всегда оставаться жизнерадостным и отстаивать позитивные взгляды на мир. Только так можно чего-нибудь добиться.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/10/absurdizm-i-ego-idei/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector