Адаптация детей раннего возраста к условиям доу – для родителей

Адаптация к условиям ДОУ детей раннего возраста – для родителей

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ является актуальной, поскольку ребенок еще не обладает навыками спокойного и быстрого приспособления к новым обстоятельствам. В процессе адаптации участвуют две стороны:

  1. Ребенок, у которого кардинально меняется режим дня. Распорядок дня, режим питания, меню, окружение, обстановка – все меняется в жизни ребенка. Если раньше родители постоянно находились рядом с ним, то теперь их не видно по полдня. Если ребенок трудно адаптируется к детскому саду, у него может развиться тревожность и страхи. Он может почувствовать себя ненужным, забытым, брошенным, одиноким.
  2. Родители, которые тоже меняют свой распорядок дня. Если раньше ребенок находился под постоянным их контролем, то теперь они его по полдня не видят. Что с ним происходит? Как он себя чувствует? Хорошо ли с ним обращаются воспитатели? Для родителей данный период тоже становится тревожным.

Умение детей быстро приспосабливаться к новым условиям будет во многом зависеть от сотрудников ДОУ, а также от поведения самих родителей. Если мамы и папы будут со слезами на глазах прибегать за детьми, то те будут переживать еще больше. Если воспитатели будут игнорировать все этапы постепенного привыкания к новой обстановке, это может спровоцировать различные страхи у малышей.

Если взрослые вспомнят, как ведут себя дети, то могут отметить:

  • Одни вообще не хотят идти в детский садик.
  • Другие со слезами на глазах приходят домой.
  • Третьи могут идти в детский садик, однако на его пороге впадать в истерику.

Дети по-разному реагируют на ДОУ, к которому они не адаптировались. Вот почему так важно пройти тот этап, когда ребенок эмоционально переживает расставание с родителями и нахождение его в кругу незнакомых детей и воспитателей.

Детский садик является первым социальным институтом для ребенка. Это первое место, где он должен приучиться к определенному графику и распорядку, правилам и режиму.

Более того, здесь находится много новых людей: ровесники (другие дети) и воспитатели (чужие взрослые люди).

Обратите внимание

Именно здесь ребенок впервые научается контактировать не только с детьми, которые могут ему не нравиться, однако вынужден каждый день с ними видеться, а также с посторонними взрослыми, которые не нянчатся с ним, как родители и прочие родственники.

Первые социальные навыки набираются в детском садике. Вот почему так важны умения ребенка быстро адаптироваться к новым условиям, когда он полностью меняет свою жизнь.

Адаптация зависит от следующих факторов:

  1. Физиологических и психологических особенностей ребенка.
  2. Взаимоотношений ребенка с его родителями.
  3. Требований, которые выдвигаются в адрес ребенка в ДОУ.

Важно, чтобы в период адаптации ребенка к ДОУ родители и воспитатели сотрудничали. Все дети раннего возраста по-разному адаптируются. К каждому нужен индивидуальный подход. Если родители замечают, что данный процесс проходит неблагополучно, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте psymedcare.ru.

перейти наверх

Адаптация к ДОУ детей раннего возраста

Адаптацией называется процесс привыкания человека к новым условиям обитания. Адаптация к ДОУ детей раннего возраста осуществляется в несколько этапов. Их успешное прохождение гарантирует безболезненное привыкание ребенка к детскому саду.

  1. Первый – сбор информации. Родители знакомятся с правилами, воспитанниками и воспитателями того учреждения, куда они отправят ребенка. Здесь они составляют индивидуальный график посещений ребенка.
  2. Проводятся работы по устранению тревожных переживаний у ребенка и формированию положительного отношения к ДОУ.
  3. Подведение итогов, сбор информации об успешности приспособления ребенка, составление дальнейшего плана по корректировке состояния воспитанника.

При адаптации важным становится то, в какие условия попадает малыш. Если домашний режим и детсадовские условия сильно разнятся, это может привести к отторжению ребенком ДОУ.

Положительное отношение формируется тогда, когда условия в обеих средах максимально приближенные.

Несомненно, дома невозможно жить с множеством детей и воспитателями, однако режим питания, приблизительное меню, режим сна уже станут теми факторами, которые будут создавать ощущение у ребенка, что все в порядке.

Все детки до вступления в ДОУ росли и развивались в разных условиях. У каждого сформировались свои индивидуальные потребности.

Вот почему можно заметить, что одни малыши спокойно расстаются с родителями, когда те приводят их в детский садик, а другие плачут и бросаются на шею к мама и папам, не будучи способными их отпустить.

Если случилось так, что ребенок не готов расстаться с родителями, тогда следует позволить им первое время вместе ходить на группы. Пока ребенок не привыкнет к новым деткам, воспитателям и обстановке, пусть родители его сопровождают.

Еще одним способом быстрой адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ является знакомство с новыми детьми и местами в период до вступления в детский садик. Хорошо, если родители уже будут показывать малышу разнообразие всего мира, бывать в новых местах и давать возможность общения с незнакомыми детьми.

Период адаптации проходит через три фазы:

  1. Острая – ребенок переживает стресс из-за изменившихся условий. Он может похудеть, плохо спать, быть молчаливым, становиться нервным и капризным.
  2. Подострая – ребенок немного успокаивается, однако его развитие в данный период становится заторможенным. Он пока еще не привык, однако понимает необходимость адаптации.
  3. Третья – компенсация. Ребенок адаптируется и догоняет то развитие, которое он пропустил.

В зависимости от того, как быстро малыш адаптируется к новым условиям, выделяют 3 степени тяжести данного процесса:

  • Легкая – в течение месяца ребенок переходит от психического и соматического расстройства до нормализации и радостного настроения.
  • Средняя – процесс адаптации длится более 2 месяцев. Ребенок достаточно медленно привыкает к новым условиям, нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых.
  • Тяжелая – ребенок очень медленно адаптируется. Это занимает несколько месяцев. В данный период он становится раздражительным и агрессивным. Возможны различные нарушения как физиологического, так и психического состояния.

перейти наверх

В способности ребенка раннего возраста быстро адаптироваться к ДОУ играют важную роль родители и те родственники, которые постоянно занимаются его воспитанием.

Первая обитель, где ребенок обретает ценности и навыки, — родительский дом. До вступления в детский садик ребенок приобретает первые умения, которыми он будет пользоваться, можно сказать, всю жизнь.

Для родителей психологи создали памятку, чтобы она им помогала в вопросе адаптации ребенка к ДОУ.

  1. Ребенок копирует родителей во всем: в поведении, манерах, постановке речи. Чтобы показать ребенку, как себя нужно вести с незнакомыми людьми и в новой обстановке, необходимо демонстрировать это на практике. Знакомьтесь с ним с другими детками и взрослыми, бывайте в новых местах.
  2. Первыми учителями являются родители. Если взрослые общаются с малышом, рассказывают ему о жизни, особенно об отношениях с другими людьми, о правилах общения с ними, тогда он практикует это в жизни.
  3. Сильный ребенок развивается в атмосфере любви, понимания и поддержки.
  4. Развитие ребенка начинается в родительском доме. Мамы и папы должны заниматься со своими детьми, развивая их тело и дух. Первые полезные навыки обретаются до детского садика.
  5. Каждый ребенок индивидуальный. Следует уважать желания и мнение ребенка, учитывать его интересы, развивать в его темпе.
  6. Заинтересовывайте ребенка новыми возможностями. Если родители сами не боятся оказаться в новой для себя обстановке, тогда и дети будут такими же.

Первая подготовка к ДОУ проходит в домашних условиях. Что такое детский садик? Насколько в нем хорошо? Как вести себя, чтобы ребенку было комфортно в нем? Родители должны обсуждать эти темы с ребенком еще до того, как он туда пойдет.

Несомненно, нет гарантии того, что выше приведенные рекомендации избавят родителей от детских слез при посещении ДОУ. Если не получается пройти все этапы успешной адаптации вместе с педагогами, тогда следует подключить психолога.

перейти наверх

Прогноз

Независимо от итогов, которые будут наблюдаться лишь со временем некоторого пребывания в детском садике, следует понимать, что абсолютно каждый ребенок находится в стрессе, когда впервые в него попадает.

Родители могут на собственном опыте рассказать о том дискомфорте, который у них возникает, когда они меняют работу либо только начинают трудовую деятельность. Если взрослые уже обладают некоторыми навыками эмоциональной адаптации, то дети пока только учатся этому.

Прогноз может быть разнообразным, поскольку все зависит от психических и физиологических особенностей малыша.

Следует быть внимательными к своему ребенку по мере всего периода привыкания. Если возникает регресс, тогда следует в первую очередь обсудить данную тему с воспитателями. Под регрессом может пониматься:

  • Ухудшение здоровья или психологического состояния ребенка.
  • Нарушение сна, которое не восстанавливается.
  • Капризность и истеричность.
  • Изменение поведения на отрицательное.
  • Снижение самооценки.
  • Потеря навыков самообслуживания.

Временное проявление данных факторов является естественным. Ненормальным становится лишь усугубление состояния ребенка.

Важно понимать, что воспитатели тоже являются людьми, которые находятся в напряжении из-за большого количества детей.

Если с ребенком все в порядке, что подтверждается улучшением его состояния в период, когда он остается дома, и словами психологами, который его обследовал, тогда следует задуматься о правильном выборе воспитателя или детского садика. Не все воспитатели являются хорошими.

Важно

Не все педагоги будут хорошо контактировать с вашим ребенком и прекрасно с ним обращаться. Если проблема не в ребенке, а в воспитателе или детском садике, тогда необходимо его перевести.

Источник: http://PsyMedCare.ru/adaptaciya-detey-dou

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Малыш подрастает, и наступает период, когда пора отправлять его в детский садик. Многие родители сталкиваются с трудностями, которые создает им ребенок, который плачет, кричит и не хочет оставаться в ДОУ. Неужели теперь не отходить от ребенка, пока он не привыкнет к новым условиям? Следует родителям дать советы, как поспособствовать благоприятной адаптации своих детей раннего возраста.

Интернет-журнал psytheater.com ссылается на ранний возраст малышей, которые должны быстро перестраиваться с обычной обстановки к новой.

Жизнь постоянно течет и меняется, что понимают родители, но с чем абсолютно не знакомы дети.

Объяснить малышу, почему он должен ходить в детский садик, порой становится бессмысленным занятием, поскольку он движим всего лишь одним желанием – ничего не менять в жизни.

Ребенок, который впервые приходит в ДОУ, сталкивается с большим количеством нововведений в его жизнь:

  1. Новый распорядок дня, которому он должен подчиняться и нормально к нему относиться.
  2. Новые дети, с которыми он абсолютно не знаком, поэтому может их бояться или просто не знать, как себя вести.
  3. Новые взрослые тети, которые начинают ему командовать, заставлять что-то делать, что отличается от поведения мамы.
  4. Новые стены, другая кровать, необычный стол и стул – все настолько непривычное, что ребенок не знает, как на это реагировать.

Из-за того, что ребенок не понимает надобности наличия в его жизни детского садика, а также появление большого количества новых факторов, вводят его в замешательство.

От незнания, что ему делать и как реагировать на новые явления, ребенок просто начинает плакать и хотеть вернуться домой.

Ему легче вернуться в знакомую ему обстановку, нежели находиться в том замешательстве, в котором он оказался.

Читайте также:  Страх неудачи - причины, как избавиться

Взрослые хоть и недоумевают, почему ребенок так себя ведет, однако следует обратить их внимание на собственный опыт.

Как они себя вели, когда были маленькими? Как они себя чувствуют сейчас, во взрослом возрасте, когда им приходится менять свой уклад, переходить на новое место работы, знакомиться и налаживать общий язык с людьми, с которыми они вынужденно общаются? Даже взрослому человеку не всегда удается спокойно перенести любые новые явления в своей жизни. Точно так же чувствует себя ребенок.

Отмечено, что ребенок, который знаком с другим ребенком в новом коллективе или даже является родным братом/сестрой, намного легче переносит новые условия ДОУ, нежели малыш, который одинок в своей ситуации. Нередко младшие братья и сестры легче переносят походы в детский садик, если они периодически видятся со своими старшими родственниками.

Что такое адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ?

Адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ называется сложный и тяжелый процесс, когда ребенок помещается в новые для себя условия и начинает к ним привыкать. Ясли или детский садик – это новое заведение, в котором ранее малыш не бывал.

Он не привык к его условиям, распорядку дня, питанию, воспитателям и их приказам, новым деткам. Другими словами, малыш помещается в условия, которые ему абсолютно не знакомы. При этом он остается наедине со своими проблемами. Рядом нет ни папы, ни мамы. Он их не видит по полдня.

Все это достаточно стрессово проходит для ребенка, который ранее не был вынужден так кардинально менять свою жизнь.

Совет

Объяснения родителей о том, что они уходят на некоторое время, обязательно за ним придут, чтобы он потерпел и пр., не работают. И это понятно: попробуйте сами послушать мудрые советы других людей, когда вы находитесь в стрессе, и единственное, что вам хочется, — убежать от пугающей и неприятной ситуации.

Адаптация детей к дошкольному учреждению – достаточно сложный процесс, поскольку для ребенка это становится первым опытом адаптации к социальной среде. В домашних условиях его все любят и жалеют.

Он может капризничать, кушать в любое время, спать, когда захочется, смотреть мультики и просто «виснуть на шее у родителей». А в детском садике все иначе.

Ребенка никто не будет жалеть, его начнут приучать к самостоятельной жизни, которая начинается с того, что малыш попадает в условия, агрессивные и безжалостные.

Детский садик – это первый социальный институт, в котором малыш обучается общению с другими людьми. Здесь правила игры, то есть взаимодействия между людьми, совсем иные.

Никто не пожалеет, не даст соску в ротик, когда плохо, не будет уступать по первому требованию.

Можно назвать ДОУ – армией, когда ребенок впервые начинает приспосабливаться к реальной жизни, выходит из-под «маминой юбки» или «папиного плеча».

Адаптация малыша зависит от многих факторов:

  1. Его личностных качеств.
  2. Его физиологии.
  3. Его отношений с родителями.
  4. Его подготовки к ДОУ.

Поскольку для каждого ребенка детский садик поначалу становится местом, куда ходить не хочется, родители должны активно взаимодействовать с воспитателями. У педагогов имеется опыт эффективного способствования детей к привыканию. Однако и родители должны поддерживать данный процесс со своей стороны, правильно относиться к ДОУ, направлять ребенка и создавать благоприятные условия дома.

Процесс адаптации всегда сложный. Поначалу родители столкнуться с плачем, плохим сном и аппетитом, капризностью ребенка, даже возникновением у него различных соматических заболеваний. Поэтому здесь выделяют три фазы адаптации:

  1. Первая фаза называется легкой и длится до 16 дней. Малыш может болеть раз в месяц до 8 дней без появления осложнений.
  2. Вторая называется средней и длится 16-32 дня. Ребенок адаптируется медленнее, настроение постоянно меняется, часто плаксивое и безразличное. В таком случае малыш адаптируется лишь по истечении месяца. Малыш болезненно и со слезами на глазах расстается с родителями поутру, абсолютно безразличен к воспитателям и детям, не показывает своего желания играть. Речь заторможена, неактивна. Могут появляться диатез, «мешки» под глазами, красные щеки, потливость, что проходит по истечении 2,5 недель.
  3. Третья фаза считается самой тяжелой и длится от месяца до 2 месяцев. Здесь аппетит часто теряется, сон как днем, так и ночью становится беспокойным и прерывистым. Настроение агрессивное, плаксивое и безразличное. Утро начинается с истерик, плача и криков при расставании с родителями. Настроение нормализуется лишь после 3 недель пребывания в ДОУ.

По истечении недели ребенок возвращается к своему аппетиту и нормальному сну. Его настроение утром является подавленным, затем через час поднимается, остается хорошим до самого вечера, а затем снова меняется.

С родителями ребенку достаточно трудно расставаться утром. Однако затем ребенка отвлекают игрушками или играми, после чего все нормализуется.

С другими детьми малыш либо вообще не общается, либо проявляет лишь незначительную заинтересованность.

Интерес у ребенка начинает возникать по окончании второй недели. Речь постепенно возобновляется по мере привыкания. Уже через неделю она становится активной, то есть привычной, а до этого времени она может быть немного заторможенной.

перейти наверх

Как способствовать адаптации к ДОУ детей раннего возраста – советы родителям

Для начала нужно собрать информацию о детском садике и педагогическом персонале, с которым ребенок будет постоянно сталкиваться.

Все это нужно рассказать малышу еще до того, как он пойдет в первый раз в детский садик.

Очень важно в адаптации детей раннего возраста к ДОУ, чтобы родители провели предварительную подготовку, которая будет осуществляться еще до того, как он впервые попадет в детский садик.

  1. Постепенно менять режим дня малыша в домашних условиях. Узнайте, какой режим дня соблюдается в том детском садике, в который вы отправите малыша, а затем постепенно приучите ребенка к нему еще до вступления в ДОУ. Здесь предполагается время пробуждения, дневного засыпания, время игр и даже кормления, которые должны быть дома такими же, как и в детском садике.
  2. Объяснить ребенку, зачем он будет ходить в ДОУ. Не нужно описывать ему возможные опасности, но и не следует рисовать утопические картины, как все будет хорошо.
  3. Приучить малыша к полноценному употреблению еды без перекусов. Лучше сделать рацион таким же, как и в детском саду.
  4. Приучите малыша ходить в туалет до совершения важных дел: до прогулки на улице, до засыпания, до приема пищи и т. д.
  5. Начните малыша закаливать. Понимайте, что воспитатели не смогут следить за всеми малышами, чтобы у них были все пуговицы застегнуты и они не попадали под сквозняки. Научите малыша ходить босиком по траве, умываться холодной водой и т. д.

Как родителям подготавливать малыша к ДОУ, лучше поинтересоваться у педагогов, которые будут с ним работать. Каждый малыш индивидуален, поэтому и процесс адаптации длится свое время.

Если потребуется, родителям может быть предложено первое время оставаться с ребенком вместе в группе, если он категорически не способен адаптироваться самостоятельно.

Обратите внимание

Здесь родители остаются лишь несколько первых дней, чтобы малыш чувствовал поддержку и ощущал себя чуть более раскованно.

Не каждый малыш сможет легко адаптироваться к ДОУ. Многое зависит от его личностных характеристик, а также от обстановки, которая царит внутри семьи. Проблемы адаптации ребенка психологи выделяют в следующем:

  • Когда режим дня малыша в домашних условиях значительно отличается от режима, который предлагается в ДОУ.
  • Когда малыш не обладает навыками самообслуживания либо обладает, но выполняет все очень медленно. Это будет вызывать у него определенный дискомфорт, когда малыш будет видеть, что он отстает от других детей.
  • Отсутствие умений навыка общения с другими детьми.
  • Неумение играть с детьми или самому.

Родители должны быть готовы к тому, что на первых порах поведение ребенка изменится, он станет замкнутым, плаксивым, раздражительным или агрессивным. Также на уровне физиологии начнут появляться различные неприятные признаки – соматические болезни, связанные с психологическим стрессом.

перейти наверх

Итог

Родители должны с терпением и пониманием относиться к малышу, который будет во многом проявлять неприятные модели поведения, пока не адаптируется к ДОУ.

Поначалу малыш станет просто невыносимым и капризным, что естественно, поскольку он просто боится. Малыш будет делать все, чтобы родители не вели его в детский садик.

И то, как быстро пройдет процесс адаптации, зависит от готовности родителей пройти через все крики и слезы малыша.

Следует понимать, что детский садик – это первое место, куда малыш попадает, приспосабливается к социальному порядку и учится контактировать с реальным миром. Затем пойдет школа, институт, работы.

Именно в детском садике малыш приучается к тому, что нужно следовать чужим правилам, обладать навыками общения с различными категориями людей.

Родители должны проявить терпение к малышу и не наказывать его за то, что он просто не знает, как себя вести в детском саду, пока не привыкнет.

Источник: http://PsyTheater.com/adaptaciya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou-sovety-roditelyam.html

Для педагога | “Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада”

Автор: Семикина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №7 “Незабудка”
Населённый пункт: город Мегион, Тюменская область
Наименование материала: КОНСПЕКТ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Тема: “Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада”
Дата публикации: 29.07.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Родительское собрание. Группа общеразвивающей направленности для детей от 2 до 3 лет
Тема: «Адаптация к условиям детского сада, ее положительные и отрицательные стороны».

Цель:

Установление контакта между родителями и педагогами.

Задачи:

 Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации поданной теме.

План:

1. Вступительная часть. 2. Знакомство с родителями. Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А. 3. Профилактика ОРВИ и гриппа. Выступление медсестры Сираева А.К. 4. Адаптация детей к ДОУ. Выступление педагога-психолога: Яруллина А.Я. 5. Разное Выступление воспитателей: Семикина Л.М., Ибирова Р.А.

Ход собрания.

Вступительная часть «Знакомство с родителями».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. И сейчас возникает очень много вопросов.

Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать и принять наши требования и помогать нам и вашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. Нередко бывает, что родители детей одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. И это очень мешает общению.

Важно

Поэтому предлагают познакомиться. Я возьму вот этот волшебный клубок. Он поможет узнать нам друг друга представляюсь еще раз Людмила Михайловна. Я передаю клубок Рупие Аминовне обмотайте вокруг пальчика ниточку, представьтесь и скажите одно слова о своём ребёнке, а затем передайте клубочек следующему.

Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжений нескольких лет. Наша нить должна быть на столько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думою, что вы с нами согласитесь! Скоро у ваших детей все будет по-новому.

Очень важно чтобы вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми, проявляли терпение и внимание. Теперь мы с вами – один общий коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться это – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся и их мамы и папы , бабушки дедушки.

Читайте также:  Самооценка личности подростка - как повысить самооценку

-Тема нашего сегодняшнего разговора – это “Адаптация ребёнка к условиям детского сада”. Как вы думаете, что такое “адаптация”? -“Адаптация” в переводе означает “приспособление”. При адаптации ребенка к детскому саду встречается три степени тяжести: Кратко охарактеризую каждую степень…м

1 степень

– поначалу ребенок капризничает, плачет. Обычно через 2-3 недели он будет оставаться в детском саду без проблем. Сдвиги нормализуют в течение 10-15 дней.

2 степень

– слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивает постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок начинает болеть. Постепенно ребенок становиться спокойнее и затем привыкает. Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на которое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.

3 степень

– самая тяжелая. Ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Ребенок начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно- психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой проявлять замкнутость и отчужденность. Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад-это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: это строгий режим дня, отсутствие родителей 9 и более часов, новое требование к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения Выступление педагога-психолога: Харченко Н.Н., а значит много неизвестного и опасного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести капризам, страхам, отказом от еды, частым болезням к невротическим реакциям. Бурно дискуссию вызывает вопрос о строках и продолжительности адаптационного периода у детей, приходящих в детский сад. На этот случай приводятся разные цифры: от 7 до10 дней, две недели, месяц, два месяца, полгода, год. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взросления детей. Чем старше ребенок, тем длиннее адаптационный период. Длительность адаптации зависит также и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро установит контакт с воспитателем, сможет занять себя содержательной игрой, по мере сил обсуждать, не будет чувствовать себя брошенным и беспомощным. Ребенок с таким уровнем развития привыкает к детскому саду в течение 10-12 дней. Если у малыша слабо развивать речь, уровень самостоятельности низок, тон не может обходиться без взрослых ни в игре, ни в кормлении, ни при укладывании спать. В новых для него условиях ребенок не отходит от мамы, тут же начинает плакать, если не видит ее. Период адаптации такого ребенка может растянуться до месяца. Ребенок, который дома находится на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя ни на минуту, в условиях детского сада требуется к себе постоянного внимания, проявление ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, гладить по головке, ласково разговорить с ним .Фактически он переходит из рук в руки – от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением, малейшим нюансами отношения к себе. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а то и больше. Адаптация – сложный и постепенный процесс, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Судить о действительном окончании адаптационного периода в большинстве случаев мы можем после 4-6 месяцев, а у некоторых детей после года пребывания в саду. Особенно это относится к детям от 2 до 3 лет, поскольку частые заболевания в этом возрасте Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом (отсутствие общения со сверстниками, контактов со взрослыми. Для таких детей адаптация-это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду, сну. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, что бы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция, как ребенок, так и его родители. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и прейти в дезадаптацию, т.е. привезти к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Так же проблемой является: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. А отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания: часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться, и думают что всему ребенка должны научить в садике или он сам когда-нибудь научится, другая часть – что ребенку нужнее всего значения букв, цифр, искренне считая, это эти знания есть проявление особой одаренности ребенка: и только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим; как правило, у таких детей хорошо развита речь. В основном, нарушения режима дня, т.е. в домашних условиях режима дня не придерживается детсадовского: У большого количества детей проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживание, т.е. ребенок не научен родителями самостоятельного одеваться – раздеваться, пользоваться горшком, самостоятельно и т.п.  Отсутствие правильной речи;  Отсутствие навыков общения со сверстниками и взрослыми. Исходя из всего выше сказанного, хочу обраться к вам уважаемые родители с такой просьбой: -Занимайтесь со своим ребенком: т.е. учите его самостоятельно обслуживать себя одеваться, раздеваться, есть, пользоваться горшком, но никак памперсами. -Придерживайтесь дома того же режима дня, что и в детском саду, хотя на момент привыкания ребенка к дошкольному учреждению. -Настраивайте ребенка на детский сад только положительно, что бы не было проблем при расставания с родителями по утрам. -Общайтесь с ребенком, не отмахивайтесь от него и его вопросов. Сами наталкивайте его на разговор с вами. Беседуйте с ним как можно чаще! Проявляйте заинтересованность в своем ребенке! И у вашего ребенка не будет проблем в речевом и умственном развитии. -И последняя просьба: старайтесь, что бы ваш ребенок хоть немного ходил пешком, без санок, без маминых и папиных рук! Развивайте ножки ребенка! Я прекрасно понимаю: вы торопитесь на работу, времени в обрез, НО все-таки найдите компрессное решение этой проблеме. Ведь выходя на прогулку, вашим детям тяжело ходить. Они итак закутаны с головы до ног, отсюда падения, спотыкания, плачь, слезы истерики. И воспитателю тяжело, таких детей очень много да и вашему ребенку тоже. Пожалуйста, приложите усилий в решении данных проблем, ведь это ваш ребенок и вы должны быть заинтересованы в его успешном развитии. Безусловно, со времени малыш освоится в новой обстановке, познакомиться с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя “как дома”, а у кого-то неумение освоить в новой ситуации приведет к не желанию ходить в детский сад, к конфликтами с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и бесполезнее освоить в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Адаптационный период считается законным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживание, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыш совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

1.Отсутстивие в семье режима, совпадающего с режима детского сада. 2.Наличие у ребенка своеобразных привычек. 3.Неумение занять себя игрушкой. 4.Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков 5.Отсустивие опыта общения с незнакомыми людьми.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1.По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действие и поведения посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним. 2.Помочь ребенку разобраться в игрушках: Использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру. 3.Развить подражательность в действиях: “полетаем, как воробушки”, “попрыгаем как зайчики”. 4.Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего. 5.Не высказывать сожаления о том, что приходится одевать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые родители видят, ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые не готовы оторвать ребенка от себя. 6.Приучать самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

– самостоятельно садиться на стул; – самостоятельно пить из чашки; – активно учувствовать в одевании, умывании. Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызвал у вас отрицательные переживания,

сообщите ему о своих чувствах:

 мне нравится, когда дети хнычут;  я огорчена;  мне трудно. Нужно соразмерять собственные ожидания с индивидуальными возможностями ребенка. Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы. Планируйте свое время так, чтобы в первые 2-4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый день. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада. В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Для этого не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте ребенка новой информацией, поддерживайте дома спокойную обстановку. Скорее всего, ребенок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком, говорить приветливые слова фразы: я соскучилась по тебе; мне хорошо с тобой. Обнимите ребенка как можно чаще. Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемости его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

Читайте также:  Интеллектуализация - психологическая защита, примеры

Ребенок не хочет спать:

1.Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает. 2.Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите ребенка говорить шепотом, что бы не разбудить игрушки. 3.Во время вечернего туалета дайте ребенку возможность поиграть с водой. 4.Остовайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка. 5.Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж. 6.Спойте ребенку песенку. 7.Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, прочитайте книгу.

Ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1.Твердо решите для себя, необходимо ли это? 2.Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи. 3.Убирайте игрушки вместе. 4.Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняя ему смысл происходящего. 5.Формулиройте просьбу убирать игрушки доброжелательно. 6.Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать. 7.Учитывайте возраст и возможность ребенка.

Что делать, если… ребенок начал ходить в детский сад.

1.Установите тесный контакт с работниками детского сада. 2.Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. 3.Не оставляйте ребенка в саду более чем 8 часов. 4.Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка. 6.Подерживайте дома спокойную обстановку. 7.Не перегружайте ребенка новой информацией. 8.Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Ребенок плачет при расставании с родителями:

1.Расказывайте ребенку, что ждет его в детском саду. 2.Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства. 3.Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет. 4.Принесите в группу свою фотографию. 5.Подумайте и отрепетируйте несколько разный способов прощения (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке). 6.Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада. 7.После детского сада погуляйте с ребенком. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры. 8.Устройте семейный праздник вечером. 9.Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу. 10.Будьте терпеливы.

В раздел образования

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2443

Слово педагога | “Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ”

Автор: Королёва Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №2”
Населённый пункт: с.

Ловозеро, Мурманская область
Наименование материала: педагогический проект
Тема: “Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ”
Дата публикации: 12.02.

2017
Раздел: дошкольное образование

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Адаптация детей раннего возраста

к условиям ДОУ»

I группа раннего возраста

Воспитатели:

Королёва Г.А.

Силина Т.А.

октябрь-ноябрь-декабрь

2016 год

Игры адаптационного периода.

Консультации для родителей.

Анкетирование.

Педагогический проект

Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

I группа раннего возраста «Солнечные лучики»

Вид проекта: краткосрочный.

Разработчик: воспитатели группы Королёва Г.А., Силина Т.А.

Основные

участники

проекта:

дети

(возраст

1-2

года),

родители

детей,

воспитатели.

Время реализации проекта: октябрь, ноябрь, декабрь.

Актуальность проекта: Период адаптации является очень важным для детей,

вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности

обусловлена

неодинаковым

уровнем

развития

личности

ребенка,

особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и

другими факторами. Вследствие этих различий детей при поступлении в

детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не

позволяет

им

равной

степени

адаптироваться

к

условиям

детского

сада.

Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями,

снижение речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее

навыков. Именно мы, вместе, должны организовать жизнь ребенка в группе,

чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к

новым

условиям жизни.

В

этой связи

реализация

проекта,

связанного

с

созданием

условий

для

успешной

адаптации

ребенка

к

условиям

ДОУ,

является весьма актуальной.

Цель проекта:

1.

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к

условиям ДОУ.

2.

Сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи проекта:

1.

Создать

условия

обеспечивающие

ребенку

физический

и

психологический

комфорт

для

облегчения

периода

адаптации

к

условиям ДОУ.

2.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

3.

Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

4.

Создание системы взаимодействия с родителями.

5.

Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии

с возрастными особенностями детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в проекте будут принимать участие 7 детей в

возрасте от 11 месяцев до 1,7 года, 7 родителей, 2 воспитателя. За период в 3

месяца будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия и

сотрудничество с ребенком в семье. Анализ собранных материалов позволит

сформировать общую гипотезу педагогического проекта. Процесс вхождения

ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к

позитивным

результатам

в

том

случае,

если

создаются

следующие

педагогические условия:

процесс

привыкания

будет

постепенным

для

каждого

ребенка

индивидуально;

создание

доверительного

и

тесного

сотрудничества

между

родителями,

воспитателями и детьми;

повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к

жизни группа;

оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его

пребывания в детском саду;

постепенное заполнение группы;

гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом

индивидуальных особенностей детей;

сохранение

в

первые

недели

имеющихся

у

малышей

отрицательных

привычек;

информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка;

осуществление

систематического

контроля

за

ребенком

в

группе

(термометрия, кожные покровы, зев, стул);

наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое

здоровье).

Реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:

I этап. Подготовительный (организационный):

– Посещение семей на дому;

– Индивидуальные беседы с родителями о детях;

– Помещение информации в родительский уголок об адаптации в ДОУ.

II этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

– Создание банка данных о будущих воспитанниках;

– Изучение литературы по данной теме;

– Создание развивающей среды.

III этап. Заключительный.

– Установление контакта с ребенком через родителей. Ребенок привыкает к

новому помещению и незнакомым взрослым;

– Приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой

деятельности;

– Ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время свободной игровой

деятельности;

– Ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

– Ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

– Ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно

приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный,

для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали

такой же режим, как и в детском саду.

Октябрь.

I этап. Организационный.

– Организация мини-игровой зоны.

– Игры с водой.

– Чтение цикла стихов А. Барто: «Мои игрушки».

– Конструктивная деятельность – игры с крупными деталями конструктора.

– Сенсорные игры.

– «Художественное творчество» – рисование манкой.

– «Физическая культура» – подвижные игры; хороводные игры; пальчиковые

игры.

Ноябрь.

II этап. Основной.

– «Художественная литература» – песенки, потешки, прибаутки.

– Подбор кукол би-ба-бо, театральных кукол.

– Организация выставки-фото об адаптационном периоде.

– Беседы, рассматривание предметных картинок.

– Подвижные, дидактические игры.

– Самостоятельные игры с любимыми игрушками.

Декабрь.

III этап. Заключительный.

– Закаливающие процедуры (ходьба по дорожкам здоровья, следам, ребристая

доска и т.д.)

– Музыкальные игры.

– Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Оденем дочку в садик»,

«Больница».

– Оформление информационных стендов.

– Русские народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка».

– Новогоднее развлечение для детей.

– Анкетирование.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей

раннего

возраста

и

объема

информации,

которая

может

быть

ими

воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности

(игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую);

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети

проявляли интерес и желание играть.

В ходе данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без

осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось; игра помогла

детям успокоиться, развивать коммуникативные способности.

Дети стали общаться друг с другом.

Литература:

1.

Е.В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период

адаптации к детскому саду». С-Петербург. Детство-пресс. 2010 г.

2.

Л.В. Томашеская, Е.Ю. Герц. «Развивающие игры с малышами до трех

лет». Ярославль 2000 г.

3.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ». ТЦ «Учитель».

Воронеж 2006 г.

4.

Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика». Изд-во «Родничок». Москва

2000.

Источник: https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=374

Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного. – презентация

1 Собрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 62<\p>

2 Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом. УРОВНИ АДАПТАЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ<\p>

3 Адаптация является активным процессом приводящим к: позитивным результатам (адаптированность) Критерии успешной адаптации: 1.Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) 2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) Негативным результатам (стресс)<\p>

4 Физиологический уровень адаптации (надо привыкнуть) Невозможности уединения Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять команды) Необходимости самоограничений<\p>

5 Психологический уровень адаптации (предстоит привыкнуть) Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать Необходимости отстаивать свое личное пространство К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы…) Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами<\p>

6 Факторы, от которых зависит течение адаптации: 1. возраст ребенка 2. состояние здоровья 3. уровень развития 4. умение общаться со сверстниками 5. сформированность предметной и игровой деятельности 6. приближенность домашнего режима к режиму ДОУ<\p>

7 Три фазы адаптационного процесса I. Острая или период дезадаптации II. Подострая, собственно адаптация III. Фаза компенсации, Период адаптированности<\p>

Совет

8 Степени тяжести адаптации Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки. Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса. Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели). Очень тяжелая степень: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый» ребенок.<\p>

9 Советы родителям Частые ошибки родителей Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. Обвинение и наказание ребенка за слезы. От Вас требуется только терпение и помощь. Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Это состояние передается детям. Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.<\p>

10 ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ : хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.<\p>

11 Советы родителям Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут». По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!<\p>

12 Спасибо за внимание!!!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/639122

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector