Аутизм – симптомы, признаки, лечение, ранний аутизм у детей

Аутизм у детей: признаки и симптомы раннего синдрома аутизма с видео и фото, методы лечения

Детский аутизм — это синдром нарушения восприятия окружающего мира на психическом ментальном уровне. Клинические признаки были объединены и классифицированы как заболевание только во второй половине 20-го века. До этого дети с синдромом аутизма относились к категории олигофренов.

Характерная черта аутизма у детей — это отсутствие способности к свободному общению на фоне сохранения всех ментальных и умственных способностей, в том числе и логического мышления. Затруднения в общении с окружающим миром возникают на фоне искажения получаемой головным мозгом информации.

До настоящего времени не существуют четкого определения комплексов симптомов и признаков детского аутизма как набора типичных клинических проявлений. Дело в том, что этот синдром имеет четкую привязку к личности конкретного ребенка.

Обратите внимание

Поэтому симптомы аутизма у детей могут проявляться в различных вида и степенях тяжести. Но не заметить их достаточно сложно, поэтому патология может определяться уже на третьем месяце жизни малыша.

Внимательные родители обращают внимание на неадекватные психические и нервные реакции младенца, которые провоцируют плач, истерики и испуг.

В дальнейшем на формирование клинической картины могут оказывать влияние факторы окружающей среды, поведения родителей, отношения окружающих людей. В связи с этим людям, столкнувшимся с синдромом аутизма, стоит понимать, что это не приговор на всю жизнь. При правильном подходе к реабилитационной терапии возможно частичное и полное восстановление психических функций.

Что вызывает детский аутизм?

В настоящее время науке не известно достоверно, что может спровоцировать детский аутизм. Есть лишь предполагаемые факторы риска, среди которых определенную роль играет негативная наследственность.

При этом совершенно не важно, были ли в семье в предыдущих поколениях дети с данным синдромом. Заболевание может развиваться при наличии генетической склонности к любым проявлениям психических расстройств.

В группе риска находятся семьи, в которых представители старшего поколения страдают от маниакальных синдромов, вялотекущих форм шизофрении и различных форм депрессий.

также в ряду возможных причин появления аутизма у детей называется неблагоприятная психологическая обстановка в семье. Особенно это касается ого периода, когда женщина вынашивает беременность.

В это время на подсознательном уровне восприятия окружающего мира у плода может закладываться неправильная ментальная установка рассогласования внешней картины мира и внутренней обработке получаемой информации в виде звуковых, зрительных, обонятельных и тактильных ощущений.

Любая психологическая травма, которая перенесена женщиной в период беременности, в будущем может стать причиной развития детского раннего аутизма.

При детальном изучении статистических данных была обнаружена еще одна любопытная закономерность. Оказалось, что больше 60% детей с аутизмом являются первенцами в достаточно молодых семьях.

Важно

Лишь 8 % детей родились вторыми и третьими, но в этих случаях в генетической семейной линии уже были прямые родственники, страдающие от этого синдрома. Около 30 % больных детей были рождены 6-ми и 7-ми в семье.

Эти факты были положены в основу теории несовершенства генетического материала яйцеклетки и сперматозоида. В раннем возрасте это может быть следствием неполного фертильного развития женщины или мужчины.

При большом количестве детей в семье также происходит истощение генетического потенциала индивидуумов, поскольку 6-ой и 7-ой ребенок обычно появляются у родителей в достаточно зрелом возрасте, ближе к 40-ка годам.

Еще одна вероятная причина развития детского аутизма кроется в вирусной этиологии.

Обычно негативное влияние определенных вирусов оказывается на начальном этапе внутриутробного развития органов центральной нервной системы.

При закладке зачатков головного мозга заражение будущей матери краснухой или корью, ветряной оспой или гриппом может с высокой долей вероятности привести к развитию раннего детского аутизма.

Симптомы аутизма у детей с фото

Ранний детский аутизм диагностируется крайне редко. Обычно до получения четкой клинической картины устанавливается диагноз отставания в психическом развитии. Хотя родителей даже в этом возрасте должны насторожить косвенные и прямые симптомы аутизма у детей.

Как правило, тревогу должны вызывать следующие признаки:

  • частые нарушения процессов пищеварения, у ребенка постоянно наблюдается вздутие животика, затруднение в отхождении газов и каловых масс (это связано с патологической работой центра регуляции функционирования пищеварительной системы);
  • проблемы установки визуального контакта с новорожденным (может казаться, что ребенок не узнает своих родителей);
  • отсутствие попыток малыша изучать окружающую его обстановку;
  • новорожденный не улыбается, личико постоянно сосредоточено;
  • ближе к 6-ти месяцам начинают наблюдаться монотонные движения (перебирание пеленок, перекладывание с места на место игрушек, раскачивание в положении сидя из стороны в сторону);
  • отсутствие интереса к ярким предметам, новым игрушкам;
  • не возникает никакой реакции на прямое обращение;
  • ребенок не пытается воспроизводить услышанные звуки.

Постепенно картина клинических признаков детского аутизма дополняется различными нарушениями контактных функций. Даже при возникновении боли ребенок не способен обратиться за помощью к родителям, он не воспринимает адекватно болевые раздражители, повышенную температуру тела. У малыша никогда не бывает перемены настроения.

Единственным раздражителем, который может спровоцировать развитие истерики и панического страха, может быть внезапный, непривычный звук или изменение окружающей обстановки.

Совет

Стоит передвинуть кроватку даже на 1 метр и это вызывает у ребенка растерянность и панику, он начинает плакать, метаться или, наоборот, застывает в одной позе в оцепенении.

Вы можете оценить визуально симптомы аутизма у детей: фото передает отсутствие подвижной мимики, серьезное напряжение лицевых мышц, отсутствующий взгляд и некоторую враждебность.

Как выявить ранний аутизм?

Как установлено практическим путем, выявленный своевременно ранний детский аутизм позволяет давать более положительный прогноз для выздоровления и социальной реабилитации.

К сожалению, большинство родителей обращаются за профессиональной помощью уже на той стадии, когда у ребенка в силу отсутствия контактности и связей с окружающим миром, сформировался комплекс серьезного отставания в развитии от своих сверстников. Обычно первое обращение к врачу бывает связано с подозрением на глухоту или немоту малыша.

Дело в том, что при детском аутизме типичными симптомами являются позднее развитие речевых навыков и отсутствие реакции на обращение по имени или просто разговор, который затрагивает ребенка.

При обследовании у отоларинголога выясняется, что никаких проблем с органами слуха нет, а патология заключается в невозможности адекватного восприятия полученной информации.

Ребенок как бы находится в своем собственном иллюзорном мире, который проецируется его головным мозгом на основе различных представлений, они могут быть абсолютно фантастическими.

Для того чтобы выявить ранний детский аутизм необходимо внимательно следить за развитием своего ребенка.

В частности, стоит знать, что:

  • в возрасте 1 месяца ребенок уже может фиксировать свой взгляд;
  • к 2-м месяцам малыш узнает свою мать и реагирует на её появление изменением мимики лица;
  • в 3 месяца новорожденный уже способен улыбаться и радостно реагировать на приятные для него события, в это же время появляется интерес к ярким предметам и новым игрушкам;
  • к 6-ти месяцем дети учатся копировать речь взрослого человека, повторяя отдельные слоги и сочетания звуков.

Если ваш ребенок не развивается в соответствии с общепринятыми стандартами, то следует посетить детского психиатра и провести ряд тесов, которые помогут распознать ранний аутизм. А чем раньше будет начата работа по коррекции синдрома, тем больше вы получите шансов на успех.

Типичные признаки аутизма у детей

Несмотря на разнообразие клинической картины, существуют типичные признаки аутизма у детей. Все они базируются на последствиях затруднения общения ребенка со сверстниками и сложности восприятия окружающей реальности. Постепенное развитие аутизма приводит к тому, что ребенок все глубже погружается в свой внутренний иллюзорный мир.

По мере того, как происходит развитие личности, углубляется пропасть между привычным придуманным миром, в котором ребенку комфортно, и внешним, который воспринимается им как агрессивная, враждебная среда. Постепенное развитие аутизма приводит к полной изоляции от окружающих. Вывести такого малыша на контакт с трудом можно только после многократных обращений.

Дети с ранним детским аутизмом отличаются особенностью речевого развития. Стандартно присутствует эхолалия, которая проявляется в точном повторении словосочетаний и речевых оборотов, которые когда-то ранее слышал ребенок.

Обратите внимание

Обычно это стандартная оформленная и на первый взгляд осмысленная речь взрослого развитого человека. На самом деле ребенок, повторяя заученную фразу, не осмысливая её, и не вкладывает никакого соответствующего смысла.

Составить самостоятельно фразу для детей с ранним детским аутизмом не представляется возможным.

Еще один важный признак аутизма у детей заключается в неправильной идентификации своей личности. Это тесным образом связано с развитием речи. Повторяя чужие фразу малыш воспринимает окружающих его людей за собственное Я.

Таким образом он может говорить о себя, употребляя местоимение они, ты, вы, а в отношении своего собеседника может употреблять местоимение я. По мере того как происходит развитие аутизма, ребенок начинает выглядеть все более сосредоточенным и серьезным.

На его лице постоянно отображается напряженный мыслительный процесс. Родители и окружающие люди могут воспринимать это проявлением особой одаренности и даже гениальности.

На самом деле в такие моменты малыш занят активным построением своего собственного внутреннего иллюзорного мира. Вывести его на контакт в такие минуты будет очень сложно.

Также синдром детского аутизма тесным образом связан с процессом заучивания привычной окружающей обстановки. Больной малыш привыкает к привычному расположению вещей в его комнате, на кухне, в детском саду. Любая перемена может вывести его из равновесия и заставить паниковать.

Здесь присутствует еще одна особенность синдрома детского аутизма: люди не воспринимаются аутистом на подсознательном уровне как потенциальные собеседники. Они не представляют для малыша ни какого интереса. В градации “интересности” самая обычная поварешка, висящая на стенке шкафа, может быть гораздо более значимой.

Важно

И в тот момент, когда её не окажется на привычном месте, возникает паника с громким плачем и сильным испугом.

При этом дети с ранним детским аутизмом могут совершенно не замечать длительного отсутствия своей мамы и других близких ему людей. Такой малыш может по нескольку часов лежать спокойно в своей кроватке или сидеть напротив игрушек и думать о чем то “своём”.

Вы можете посмотреть, как выглядит аутизм у детей на фото маленьких пациентов. Обратите внимание на их крайнюю сосредоточенность и отрешенность от окружающего мира.

Диагностика синдрома аутизма у детей

Первичная диагностика осуществляется врачом психиатром. После установления диагноза необходимо исключить возможность вторичной шизофрении, поэтому за малышом устанавливается постоянное наблюдение. Необходима консультация профильных специалистов, таких как невропатолог, отоларинголог, педиатр.

По мере необходимости может проводиться электроэнцефалография, МРТ головного мозга. Очень важно для последующей успешной терапии провести психологическое тестирование всех членов семьи. При выявленных нарушениях необходима коррекция состояния.

Возможно, вам поможет понять, что такое аутизм у детей, видео, в котором показаны основные клинические признаки и проявления с необходимыми пояснениями.

Лечение аутизма у детей

Сразу же стоит сказать, что эффективного лечения аутизма у детей в настоящее время не существует. В какой сто степени сгладить симптомы помогает общение с животным миром.

Больные детским аутизмом с удовольствием вступают в контакты с собаками, кошками и другими домашними питомцами. С ними они могут разговаривать, играть.

Такие виды терапии помогаю детям затормозить развитие аутизма, не утратить полностью контакт с внешним миром.

Читайте также:  Как перестать ревновать девушку - советы психолога

Не соглашайтесь на проведение электрошоковой терапии, использование психотропных фармакологических средств. Все это влияет негативно на состояние клеток головного мозга, ребенок становится апатичным, заторможенным.

Конечно, за таким малышом требуется постоянный уход и контроль со стороны родителей, ведь не воспринимая окружающую реальность, ребенок может шагнуть на проезжую часть дороги под колеса автомобиля, запросто перешагнуть через перила балкона вне зависимости от того, на какой высоте располагается квартира.

Но проще распределить обязанности и не оставлять аутиста одного, чем медленно убивать его головной мозг психотропными препаратами, которые гасят мозговую активность. В основе адекватного лечения аутизма у детей лежит принцип нормализации психологической обстановки в семье.

Все должно быть подчинено одной цели: реабилитации больного малыша.

Поэтому следует выполнять ряд правил:

  • завести единый распорядок дня, он не должен меняться ни в коем случае (это может вызвать обострение синдрома аутизма);
  • наблюдение должно осуществляется у одного и того же специалиста, который специализируется на синдроме аутизма;
  • каждый социальный навык нужно заучивать с помощью повторения его по нескольку сотен раз (так дети, больные детским аутизмом, учатся самообслуживанию, выполнению простых манипуляций);
  • не меняйте в квартире или доме привычного порядка вещей, стремитесь к тому, чтобы все лежало на своих местах;
  • постоянно вызывайте на контакт ребенка путем многократного обращения к нему по имени, при этом избегайте крика и болевых сигналов.

Отлично помогает групповая терапия, при которой малыш учится общению со своими сверстниками, которые тоже страдают синдромом аутизма.

Помните о том, что лечение аутизма порой отнимает всю жизнь, а конечного результата (выздоровления) так и не достигается. Поэтому следует набраться терпения. Ни в коем случае не допускайте нервных срывов.

Они могут спровоцировать резкое ухудшение состояния больного ребенка. Если чувствуете, что устали, то попросите помощи у близких родственников, которые на время заменят вас.

Пользуйтесь профессиональной помощью психологов.

Статья прочитана 1348 раз(a).

Источник: http://zdravstvuy.info/?p=2792

Аутизм у детей

«Ребенком дождя» называют ребенка, который болен аутизмом.

Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт со взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность.

Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. А ребенок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.

Группа Суламот предоставляет комплексную помощь лечения спектра аутизма: от дифференциальной диагностики проблем развития и до построением плана коррекции.

Лечение спектра аутизма в Суламот

Признаки и симптомы

Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого заболевания.

Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста.

Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и аутизм взрослых.

Возраст – от 2 до 11 лет

У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма (не откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

  1. Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;
  2. Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);
  3. Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;
  4. Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;
  5. Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.

Возраст – старше одиннадцати лет

В этом возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии.

Причины аутизма у детей

Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.

Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев.

Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.

Лечение аутизма у детей

Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс, истощающий и психологически, и физически. Родители таких детей должны приготовиться к тому, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной.

Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Однако они могут купировать сопутствующую симптоматику. Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма.

Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:

  1. Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей.
  2. Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время, так частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка. 
  3. В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.
  4. Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Поэтому хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых.
  5. У ребенка должен быть точный распорядок дня.
  6. Родители ребенка должны познакомиться с родителями других детей-аутистов. Общение с ними поможет легче относиться к заболеванию своего ребенка. Существуют группы, в которых такие родители делятся опытом, радуются успехам детей.
  7. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос. 
  8. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца. Однако у некоторых положительной динамики может не наблюдаться годами.

Задать вопрос на форуме

Здравствуйте. Ребенку 2.8 сам не ест, на горшок не проситься , не разговаривает. Постоянные истерики, бьётся головой об пол или стену , на то что говорю не обращает внимание, бриться врачей, в саду… (1)

Наталья   26 сентября 2018 года

ОтветитьЗдравствуйте. Вышлите и мне скрин. Есть особенности в поведении ребенка (2)

Вика   17 сентября 2018 года

ОтветитьЗдравствуйте! Вышлите нам, пожалуйста, тест на аутизм. Ребенку 14 лет. Не общается, любит одиночество. Присутствуют навязчивые движения. Депрессия. Заранее спасибо!

Надежда   30 августа 2018 года

Ответить

Загрузить еще записи

Источник: http://www.sulamot.ru/autizm/autizm-u-detej.html

Ранний детский аутизм: признаки, лечение, видео

Еще несколько десятков лет назад аутизм как самостоятельное заболевание диагностировали редко. Впервые его клинические случаи были описаны в сороковых годах двадцатого века. Ранний детский аутизм встречается в наше время намного чаще.

По данным американских медиков, серьезно заинтересовавшихся проблемой раньше всех, в 1998 году синдром раннего детского аутизма был установлен у 42500 детей, почти в 3 раза выше показателей пятью годами раньше. А сейчас, по разным источникам, случаев детского аутизма наблюдается от двух до шести на каждую тысячу младенцев.

Почему аутистов считают больными

В большинстве случаев аутизм почти не затрагивает физиологическое состояние ребенка (скорее его психологические особенности). Дети–аутисты живут как в стеклянной капсуле, вне окружающей их действительности.

Они не ищут общения, не проявляют любопытства, не стремятся поиграть со сверстниками, и почти всегда равнодушны к самым близким людям. Таковы основные симптомы заболевания.

Совет

Официальная медицинская наука считает аутизм нарушением нервной системы, проявляющимся расстройством психики раннего возраста.

Чаще всего случаи психических отклонений постигают 2-х-3-х летний возраст. А общие признаки —  утрата социального и поведенческого аспекта личности. По сути, ранний детский аутизм можно назвать болезнью социальной личности. Аутичные дети замкнуты, их особенности — отсутствие навыков и желания контактировать с окружающими, они не приспособлены к существованию в обществе, им не нужны друзья.

Отличительные особенности

Для распознавания аутизма нет четко определенного круга симптомов, однако, основные его признаки получили название: «триада аутизма». К ним относятся:

  • патологическое стремление к одиночеству, частичное или полное отсутствие коммуникативных навыков;
  • стереотипность поведения, страх перед изменениями привычного распорядка;
  • полное или частичное нарушение речи.

Особенности головного мозга нормальных людей заключаются в присутствии многочисленных и хорошо развитых нейронных каналов. Анализ поступающей информации происходит быстро, почти бессознательно и с минимумом энергозатрат – по наработанным механизмам.

У аутичного ребенка нейронные каналы мозга развиты плохо. Для него затруднительно усваивать информацию из нескольких источников сразу. Он все воспринимает однолинейно и так же действует.

Обычная жизнь требует от него огромных изматывающих усилий – раздражителей много, а порядок действий — неизвестен. Причем, чем старше его возраст, тем сложнее ему адаптироваться и тем труднее симптомы аутизма поддаются коррекции.

Подобные сложности восприятия окружающего непонятного мира присущи всем случаям раннего аутизма.

Психологические

Основные психологические признаки детского аутизма – проблемы самосознания. Ребенок не замечает происходящего вокруг, игнорирует других людей. Он может до бесконечности твердить одни и те же слова или повторять однообразные действия и маниакально стремится к упорядочению вещей. Смысл происходящего не всегда ясен ему.

Особенности поведения детей-аутистов могут иметь диаметральные различия. Большинство из них живут, как в замедленной съемке: они спокойны до медлительности и чаще молчат.

А другие сверхподвижны, шумны, особенно, если кто-то нарушает привычный для них уклад жизни. Но и те, и другие не способны к диалогу.

Ранние симптомы проявляются, когда возраст ребенка не достиг и года: он не реагирует на звуки, не проявляет комплекса оживления, не улыбается и не различает своих и чужих людей.

Возраст в полтора-два года является переломным: иногда у ребенка с нормальным развитием может проявиться симптоматика аутизма. В определенный момент он начинает терять давно освоенные навыки, забывает изученные навыки. Причины до конца не изучены. Ранний диагноз позволит во время начать лечение и скорректировать ситуацию.

Основные проявления

Аутизм не определяется во время беременности. Первые заметные проявления появляются у ребенка в возрасте пятнадцати месяцев, и обычно отчетливо формируются к трем годам. Сначала они чаще всего плохо различимы и нарастают по мере взросления.

А часто они проявляются уже вскоре после рождения, но они столь легкой формы, и их не замечают самые любящие родители. Все же, уже с первых месяцев жизни можно увидеть некоторые странности в поведении ребенка.

Читайте также:  Психоз - симптомы, лечение, параноидальный и массовый психозы

Например, малыш не реагирует на знакомые лица, не высказывает эмоций, когда его берут на руки.

Обратите внимание

Обычно первыми замечают необычность поведения ребенка родители, иногда медики или воспитатели. Врачи не спешат назначить лечение, советуют подождать, понаблюдать, чего делать как раз нельзя.

Особенности аутичного малыша — отсутствие любви к прикосновениям и ласкам, болезненная реакция на самые безобидные звуки. Грамматическая структура его речи нарушена, в ней нет личных местоимений. Синдром раннего детского аутизма проявляется в отсутствии нужды в дружеских отношениях. Они во всем стремятся к однообразию, превращая повседневные занятия в ритуал.

Отрешенность и безразличие может часто перемежаться с агрессивностью и гневом. Такая реакция может быть вызвана попыткой нарушить привычные ритуалы аутичного ребенка.

Иногда заболевание сопровождается нарушениями сна, отказом от пищи, припадками и судорогами (диагностика судорожной активности мозга производится с помощью электроэнцефалограммы).

Тогда назначают лечение противосудорожными препаратами.

Трудности диагностики

Самая главная проблема заболевания аутизмом — трудность в постановке диагноза. Прежде всего,  инструментальных и аналитических методов определения заболевания нет. Самая современная диагностическая аппаратура, тонкие биохимические анализы крови не определяют нарушений, соотносящихся с заболеванием.

Диагностика аутизма, большей частью, носит вероятностный характер, она основывается на анализе поведения ребенка. Симптоматика же в большинстве случаев похожа на проявление других болезней: слуха, зрения, невропатии, мозговой дисфункции.

Зачастую у аутичного ребенка ставится диагноз легкой формы умственной отсталости или шизофрении.

Современный уровень медицины не позволяет также выявить потенциальный риск возникновения аутизма у будущего малыша во время беременности. Соответственно, отсутствует и специфическое лечение.

Первая симптоматика может проявиться только после рождения. Особенности в поведении, когда малыш не реагирует на голос мамы, не улыбается, не замечает движущихся предметов — повод обратиться к специалистам, несмотря на ранний возраст.

Чем быстрее сделать, тем больше вероятность остановить болезнь.

Разные формы, разные прогнозы

По тяжести заболевания аутизм разделяют на четыре группы по степени отчужденности от реальности:

  • Самая глубокая и тяжелая форма заболевания – полное неприятие окружающей среды, отказ от любых точек соприкосновения. Дети игнорируют даже самых близких, избегают телесных контактов, не переносят прямого взгляда. Такие изменения считаются необратимыми, не поддающимися коррекции, а адаптация к нормальной жизни практически невозможна.
  • Особенности средней формы аутизма в весьма избирательных контактах, одежде, еде, его поведение, поступки, редкие высказывания очень стереотипны. Они часто испытывают страх и способны реагировать на него, проявляя агрессию. Возможности коррекции ограничены обучением навыкам общения.
  • Форма аутизма, которую называют легкой, проявляется зацикленностью на своих интересах, бессмысленных и однообразных действиях. Также она проявляется в страхе общения, зависимости от чужого мнения, чрезмерной ранимости.

Лучше всего поддаются коррекции дети с легкой формой аутизма. Чем младше их возраст, тем больше шансов на успешную реабилитацию и социализацию.

Причины и гипотезы

Четкого представления о причинах возникновения заболевания аутизмом пока нет. Есть много предположений, теорий и гипотез. Какой из факторов влияет в большей степени, а какой в меньшей, еще предстоит выяснить. Очевидно, это в определенной степени совпадение генетических и внешних факторов. Интересны наиболее заслуживающие внимания подходы:

  • Генная теория объясняет ранний детский аутизм особенностями генотипа. Однако предположений о том, вызывает ли заболевание специфическое взаимодействие генов или их мутации, не высказывается.
  • Важной причиной аутичного поведения могут быть наследственные факторы. Теория появилась в результате исследований заболевания аутизмом у однояйцовых близнецов. Так, если один из них страдает им, то с вероятностью 36% может заболеть и второй. А у разнояйцовых близнецов риск заболевания не превышает 10%. К тому же, близнецы аутистов, а также братья и сестры, не являющиеся их близнецами, часто страдают задержкой речи и умственной отсталостью легкой степени. Предполагается, наследственная составляющая причины аутизма зависит от нарушений в нескольких генах, которые могут наследоваться как от отца, так и от матери.
  • В последние годы детский аутизм возрос, и совпадает с резким ухудшением экологической обстановки на планете. Вполне вероятной представляется тератогенная теория — патогенные факторы среды, вызывают основные врожденные аномалии формирования головного мозга плода. Особенно опасным периодом считаются ранние сроки беременности. Патогенные факторы, называемые тератогенами, способны являться продукты питания, нитраты, ряд лекарственных средств, алкоголь, никотин, наркотики, возбудители инфекционных заболеваний, загрязнение воздуха, возраст роженицы.

В пользу последней гипотезы говорит быстрое изменение мира по химическому составу, воздушная и земная среды все больше наполняются различными видами излучений. А человеческий организм, особенно детский, по-видимому, не приспособлен к быстрой адаптации к воздействию огромного числа новых факторов.

  • Высказываются мнения, причины возникновения аутичного поведения кроются в специфическом вирусе, поражающем эмбрион и блокирующем нормальное развитие нервных клеток в зарождающемся мозге. Но диагностика подобного вируса затруднена.
  • Возникновение аутизма могут вызвать и ранние заболевания, прививки. Но пока — только теории, ведь детский возраст характеризуется и слабостью иммунной защиты, и подверженностью недугам. Скорее всего, прививки сами по себе не являются причиной возникновения отклонений, а больше – их провокатором или пусковым механизмом.

Различные подходы к загадке аутичного поведения породили сотни слухов и домыслов, к примеру, аутисты — дети-индиго, инопланетяне или пионеры новой земной расы.

Методы коррекции и лечения

Сейчас считается, детский аутизм невозможно вылечить полностью. Крайне важно диагностировать заболевание раньше. По статистике, больные дети, лечение которых начали квалифицированные специалисты в 2-3 года, в пятидесяти процентах случаев полностью восстанавливаются к 5-6 годам, а в остальных случаях – существенно улучшается их общее состояние.

Лечение такой особенной болезни, как детский аутизм, тоже особенное. Оно преимущественно направлено на их социальную и психологическую адаптацию. Обычно медикаментозные методы почти не используют.

Тут главная роль отдана психологическим методам личностной коррекции. И нанести вред подобное лечение не способно.

Важно

Процесс длительный, требует терпения и настойчивости и объединения усилий родителей и врачей.

Во всем мире считается, аутизм любой степени лучше всего преодолевается, если ребенок посещает обычный детский сад или другие учреждения (кружки, секции). Но основные реабилитационные мероприятия и методы коррекции обычно используют комплексный подход.

И специально разработанные образовательные программы, и занятия с логопедом, и трудотерапия. Детей учат рисовать, лепить, обучают социальным навыкам. Особенности таких занятий в индивидуальном подходе к каждому ребенку и плотном взаимодействии с родителями аутичного ребенка.

На всех этапах обучения производится диагностика, позволяющая оценить прогресс коррекционных мероприятий.

Одна из первостепенных задач в социальной адаптации аутичных детей – помочь им преодолеть неприятие телесных контактов, страх перед ними. Оказалось, самые безобидные и недоступные в повседневной жизни ощущения, дети получают в воде. С данной точки зрения очень полезно аутичного ребенка водить в детский бассейн на плавание.

Оказалось, на реабилитацию детей благотворно влияет общение с животными. Малышей учат езде на лошадях, даже термин специальный появился – «иппотерапия». Тут работают несколько факторов, оказывающих эффект коррекции: тактильный контакт ребенка с лошадью при езде, физическая нагрузка, уникальные эмоциональные впечатления. Также хорошие результаты дает дельфинотерапия.

Особенности любого вида занятий с аутистами – их протяженность во времени и регулярность. Учитывается и возраст ребенка.

Ранние поведенческие особенности аутичного ребенка проявляются уже после рождения, но окончательный диагноз устанавливает врач на основе жалоб родителей и консультации невролога. Возраст малыша играет решающую роль, есть смысл посетить нескольких специалистов, проверить его на общее состояние здоровья, обучаемость и чувствительность к сенсорной стимуляции.

Источник: https://LechimKrohu.ru/nevrologiya/rannij-detskij-autizm.html

Аутизм у детей – симптомы, признаки, причины возникновения и лечение

Впервые попытался объяснить это явление еще в 1943 году исследователь Каннер. Он описывал в своей книге мальчика, который ходил из стороны в сторону, однотипно двигая руками, пел одну и ту же песню, игнорировал людей, пресекая попытки даже взять его за руку.

Тогда же Каннер назовет несколько признаков, характерных для особых детей: предпочитают с рождения одиночество, не могут воспринимать малейшие перемены в жизни, стереотипность, повторение действий и, как ни странно, хорошая память.

В статье расскажем вам о том, что это такое и как вылечить аутизм у ребенка, излечим ли он вообще и с какими проблемами могут сталкиваться родные. Вы посмотрите фото больных деток, узнаете об особенностях речи и их ощущениях, признаках и симптомах заболевания у новорожденных малышей, до года и постарше.

к оглавлению ↑

Что это такое

Аутизм у детей – что это за болезнь и как ее выявить? Диагноз встречается редко. Примерно 5-11 аутистов на 11 000 младенцев. Однако из-за сложности диагностики многие случаи так и остаются незамеченными. В результате их намного больше.

к оглавлению ↑

Понятие и примеры

Аутизм, как патология, характеризуется замкнутостью, невозможностью нормально общаться со сверстниками, склонностью к повторениям в виде монотонных движений предположительно из-за нарушений в головном мозге.

Точной причины, от чего бывает аутизм у детей, до сих пор не определено. Одно время ее относили к психиатрическим нарушениям.

Их называют страшным словом «призраки», «дети дождя» и еще много эпитетов. Многие люди плохо представляют себе, кто такой аутист. Покажем на примерах, как проявляется аутизм у ребенка:

  • Володе 6 лет. Его мама рассказывает: «Когда я его звала, он даже не смотрел в мою сторону. Я думала, что он глухой.

    Единственное, что сын любил делать – это садился на стул или на пол и качался из стороны в сторону. Постоянно, бывало, по 20 минут без перерыва. Но любит плавать, умеет немного считать;

  • Стеше 5 лет. Она не знает, как играть с ровесниками. Мама берет ее за руку и объясняет, как надо правильно играть в простые догонялки;
  • Артем, 8 лет. Всегда был замкнутым, почти ни с кем не разговаривал. В какой-то момент его стали раздражать посторонние звуки: шум машин, мяуканье кота, даже шарканье ботинок. Стал пугаться новых вещей
  • Вокруг ходит много домыслов. Самые популярные из них:

    • Это не заболевание, просто эти дети – гении. — Нет, можно назвать способными лишь их малый процент.
    • Прививки – зло. Это и есть причина. — Неправда. Никто не знает точно, почему появляется болезнь.
  • Прочитали в интернете: мое чадо — аутист. Так думает каждый второй родитель, найдя «все признаки» в обсуждениях на форумах и сайтах. В действительности, хотя количество таких деток растет, общее число ничтожно мало.
  • к оглавлению ↑

    На вопрос, почему рождаются дети с аутизмом, нет единого ответа. Выделяют несколько причин рождения детей с аутизмом:

    • Наследственность.
    • Психологическая.
  • Неврологическая.
  • Недоразвитие нейронов.
  • Внутриутробное поражение плода.
  • Генетическая предрасположенность, как фактор развития аутизма у малыша, заключается в том, что кто-то из родителей – носитель «плохого» гена, приведшего к болезни.

    По этому поводу шли проверки. Брали больных и обследовали.

    Специалисты сделали вывод: больше половины из них имеют дефектный ген, который влияет на головной мозг в первом триместре беременности.

    У испытуемых выявились проблемы с гормональным фоном — резко повышенный тестостерон.

    Психологическую теорию выдвинул Л. Каннер. Ученый считал, что «призраки» растут в семьях со слишком умными родителями, то есть людьми, занимающимися умственным трудом.

    Совет

    Его последователи полностью не опровергали версию, однако больше склонялись к тому, что это следствие равнодушия мамы или папы по отношению к малышу.

    Читайте также:  Трудоголизм - причины, признаки, последствия, лечение

    Неврологическая причина показывает, что необычное поведение аутистов – результат сбоя сенсорных анализаторов. Поэтому возникают однотипность поведения, привязанность только к определенным видам деятельности, невозможность взаимодействовать с ровесниками.

    Недоразвитие клеток мозга, его зеркальных нейронов – тоже предположение ученых. Без данных клеток человек не способен адекватно говорить, переживать, чувствовать.

    Беременность матери — всегда риск. Если во время ожидания она заболела каким-либо инфекционным заболеванием, то плод может пострадать. Ветрянка, краснуха – угроза, ведущая к патологии.к оглавлению ↑

    Возраст аутиста

    В каком возрасте проявляется аутизм у детей? Если внимательно присмотреться, то первые проявления можно заметить еще до года — у новорожденного. Это называется ранний детский аутизм. Грудничок не оживляется при виде близких родственников, даже матери. Он не способен к проявлению эмоций.

    Но до 2-3 лет доктора осторожничают с диагнозом. Хотя синдром Ретта (наследственная болезнь исключительно у девочек, виновник умственной отсталости) выявляют уже в год.

    После трех лет симптомы часто ярко нарастают, родители начинают замечать, что их чадо не похоже на других.

    Синдром Аспергера, то есть самая легкая степень аутизма у детей, и его симптомы появляются после 6 лет, иногда спустя десятилетия.

    Не бывает так, что диагноз вдруг, как лавина, обрушился на головы родителей. Признаки есть всегда. Просто не все уделяют им должное внимание.

    к оглавлению ↑

    Виды и формы заболевания (легкая, средняя и тяжелая)

    РДА – расстройства аутистического спектра. Так принято называть виды аутизма.

    РДА (аутизм) у детей делят по степени тяжести, определяя легкую форму, среднюю и тяжелую, то есть полный отказ от взаимодействия с окружающим миром. Такие малыши даже не просят кушать, хотя голодны.

    Ребята с нетяжелыми проявлениями способны к общению. Но выбирают друзей и собеседников очень тщательно. Например, есть только один товарищ или контакты ограничиваются семьей.

    к оглавлению ↑

    Классификация аутизма

    Современная практика выделяет несколько форм развития патологии. Описание есть в МКБ -10. Среди них:

    • Общие расстройства развития.
    • Синдром Каннера. Это синдром раннего проявления детского аутизма в возрасте до трех лет. Отличается ярким проявлением с младенчества.
  • Атипичный аутизм у детей. В первые годы жизни трудно диагностируем, может проявиться после трех лет. Плохо изучен.
  • Синдром Аспергера. Имеет положительную динамику. Самый мягкий вид расстройства. Такие дети легче всего приспосабливаются в обществе, не имеют проблем с речью.
  • Синдром Ретта. Характеризуется яркими симптомами (атаксия, судороги, безэмоциональность). Сочетается с олигофренией, встречается только у девочек.
  • Заболевание также разделяют по группам. Дети первой более замкнуты, агрессивны. Вторая группа более коммуникабельна. Третья и четвертая – более легкие случаи, поддаются терапии, так как нет речевых нарушений и интеллектуальных проблем.

    к оглавлению ↑

    Смотрите фото детей с признаками аутизма:

    Как уже отмечалось, аутизм определяется уже у новорожденных. Чтобы это заметить, нужно знать норму. Нормальный, обычный грудничок улыбается матери, проявляет эмоции с месяца своей жизни. Он просится на руки, смотрит в глаза. По мере взросления всячески старается взаимодействовать с семьей.

    Аутист видит мир не так, как все. В своей голове он не может сложить образ целиком. Воспринимает отдельные части тела, но человек, как единое целое, для него не существует.

    Обратите внимание

    Замкнутый в своем мире, его интересует только, к примеру, вращающееся колесо, а не сама игрушечная машина. Больной малыш просто не будет ее катать, а станет часами вертеть полюбившийся элемент.

    к оглавлению ↑

    Как проявляется аутизм у детей до года? Проявления симптомов и признаков аутизма у грудничка обычно стерты. Трудно различить, где норма, а когда нужно бить тревогу. Может быть, у новорожденного такой характер, ведь все мы разные. Поэтому такой сложный диагноз не спешат ставить, как минимум, до двух лет.

    Однако, общая группа симптомов у новорожденных все же существует. Вот признаки аутизма у грудничков:

    1. Не проявляет эмоций к матери или отцу. Не улыбается при виде родных.
    2. Отсутствует контакт глазами. Не ищет взглядом знакомые лица, избегает смотреть на родителей.
    3. Не переносит тактильных прикосновений. Не просится на руки, предпочитая лежать в своей кроватке.
    4. Начинает улыбаться позже нормы, почти в полгода.

    Как определить аутизм у грудничка, каковы признаки болезни у малышей? О том, как распознать аутизм у ребенка до года, вы узнаете из этого видео:

    к оглавлению ↑

    Заметные проявления

    Начиная с 8 месяцев и до года, даже неспециалист может увидеть ранние признаки аутизма у детей. Что же происходит с малышом? Он не подражает звукам, животным.

    Пример:

    Мама: «Кошка говорит мяу, собачка – гав».

    Ребенок: вместо повторения или попытки этого кричит, издает визги.

    Начинает проявляться замкнутость. Малыш придумывает себе действие для игры и все время возвращается к любимому занятию. Жестикуляция крайне бедна.

    В год аутист:

    • неправильно использует выученные им слова;
    • все меньше контактирует с окружающими;
  • не плачет, когда уходит мать;
  • проявляется стереотипность действий. То есть раскачивается в стороны, смотрит в одну точку долгое время, рвет бумажки часами.
  • к оглавлению ↑

    Чем старше пациент, тем симптомы ярче и понятнее. Врач может выдвинуть конкретный диагноз – РДА. Как понять, что у ребенка аутизм, каковы особенности коммуникации таких деток? Смотрите далее в таблице:

    2 года
    Словарный запас Коммуникативные навыки Игровая деятельность
    Отсутствие вопросов, бедный словарный запас, нет простых фраз, не называет свое имя Знает свою семью, узнает ее. Но не проявляет к ним эмоций Играют одни. Игры вычурные, например, бегание из стороны в сторону
    3 года
    Появляется фразовая речь, она скудна и направлена не по адресу, обращается к себе так: «Дима пошел гулять», или «Он кушает», имея в виду себя Не приглашают родителей поиграть во что-либо, не реагируют на то, что близкие сердятся, или проявляют агрессию, боятся незнакомых людей Любят что-то собирать, но игра однотипная. Даже если это движение, то вокруг комнаты, и так далее

    В 4 года и старше могут появиться страхи. Они опасаются оставаться в доме в одиночестве, гулять, менять обстановку. Часто даже перестановка в квартире расстраивает или вызывает бурную реакцию.

    к оглавлению ↑

    Как диагностировать аутизм у ребенка? Проблемами расстройства аутического спектра занимается врач психиатр. Он выслушивает родителей, их беспокойства. Затем начинается осмотр.

    При аутизме можно заметить отсутствие зрительного контакта, недоразвитие речи или ее уменьшение, например: говорил, а потом вдруг перестал.

    Врача интересует, как протекала беременность матери, были ли проблемы при рождении. Выясняется наследственность.

    На приеме дети, страдающие аутизмом, могут вести себя определенным образом:

    • при входе в кабинет сразу идут за мебель, бегут к окну;
    • могут прятаться;
  • плачут, кричат;
  • доктор задает вопросы, но вместо ответов ребенок повторяет слова за врачом.
  • Далее начинают проводить тесты на выявление РДА. Какие методики для диагностики детей с аутизмом используются?

    Вначале наблюдают за ребенком: как он реагирует на прикосновения мамы или папы, можно ли его заинтересовать игрушкой, как общается с детьми, владеет жестами (показывает ли пальцем на предмет, который хочет взять).

    Второй тест на аутизм у детей более сложен:

    • Малышу рукой показывают игрушку. В норме он должен обратить внимание на объект, а не продолжать смотреть на кисть.
    • Как часто при совместной деятельности малыш смотрит на того, с кем играет.

    Также при диагностике используется шкала оценочного детского аутизма. В ней несколько блоков вопросов. И если ребенок набирает минимальное количество баллов, то он считается здоровым. Чем выше набранные баллы, тем вероятнее диагноз.

    Шкалу GARS можно найти в интернете и провести исследование самостоятельно. Однако интерпретировать результаты (ввиду мнительности родителей) должен все же психиатр.

    к оглавлению ↑

    Лечение

    Как лечить детский аутизм, лечится ли он или нет, какие препараты при этой патологии у детей используют?

    Таблетки, которая бы избавила ребенка от аутизма, не существует. Назначается поддерживающая терапия. Применяют специальную диету и препараты.

    Психотерапия – основной метод лечения. Хорошие результаты показывает поведенческая терапия, направленность на труд, игровая форма воздействия.

    Для диеты и медикаментозного лечения при аутизме у детей применяют:

    • таблетки, стимулирующие мозговую деятельность — «Кортексин», «Пантогам»;
    • успокаивающие препараты, уменьшающие возбудимость — «Сонапакс»; «Фенибут»;
  • отказ от продуктов, содержащих глютен. Упор на еду, богатую витамином С.
  • Могут назначаться противотревожные средства.

    к оглавлению ↑

    Психологическая помощь

    Поддержка и помощь психолога нужна и детям с аутизмом, и семье, в которой растет аутист. Ведь принятие ситуации происходит по-разному. Существуют различные фонды, где помогают справиться с заболеванием.

    Работа с детьми предполагает:

    • вывод пациента из замкнутости, отрешенности;
    • обучение коммуникативным навыкам;
  • поддержка развития личностного «Я».
  • В практике хорошо зарекомендовали себя игры с аутичными детьми. Они учат не только общению со сверстниками, но и служат толчком в развитии речи у детей с аутизмом, приобретению лучшего взаимодействия в окружающем мире.

    к оглавлению ↑

    Надо помнить о том, что аутист не умеет играть. В прямом смысле. Он не знает, что такое предметное взаимодействие, не понимает, как надо сказать или что сделать в определенной ситуации.

    Простой пример: К девочке 5 лет подходит ровесница и просит дать поиграть в ее куклу. Та на секунду замирает, затем в слезах убегает. Маленький аутист находится у себя дома, подружка давно знакома ей. Мама объясняет испуганной дочери, что надо ответить и как поступить. Только тогда она понимает.

    Это яркое описание того, как может повести себя аутист в обществе. Заметна огромная роль родителей.

    Чтобы научить такого малыша простейшей ролевой игре, нужно войти к нему в доверие. Важно найти с ним контакт, желательно тактильный.

    Это может быть игра в магнитные буквы разного цвета. Вместе приклеиваете к доске эти буквы по цвету.

    Мозаика – второй вариант игровой деятельности. Все время хвалите, но только ненавязчиво.

    Для детей с аутизмом существуют психотерапевтические игры, направленные на обучение подражанию, налаживанию межличностного общения: «Догонялки», «Хоровод», «Сорока-белобока».

    Для улучшения речевых навыков требуется помощь логопеда. На занятиях для детей с аутизмом дефектолог подбирает упражнения после логопедического обследования. Включаются методы речевого развития на основе игр. «Давай поиграем», «Веселый счет», «Умная сова» — «обучалки» способны стимулировать речевой аппарат ребенка-аутиста.

    Пэт-терапия – альтернативный метод, который совмещают с основными принципами лечения. Общение с лошадьми, собаками обязательно даст результат. Только помните, что это должны быть обученные животные.

    к оглавлению ↑

    Нужно понимать – аутизм будет с вами всегда. Но жизнь не заканчивается. За здоровье можно не волноваться.

    Однако РДА мешает качеству жизни. Все зависит от тяжести патологии, выраженности симптомов. Мягкие формы не мешают жить человеку в будущем. Такие люди становятся успешными в выбранной профессии и ведут полноценную жизнь.

    Важно

    Дети-аутисты. Их не так много, но они живут среди нас. Немного другие, необычные. Вовремя заметить проблему – половина пути к тому, чтобы помочь, поддержать своего ребенка. И пусть он смотрят на мир через «иллюминатор», скажите ему: «Давай наблюдать вместе».

    Источник: https://malutka.pro/bolezni/nevrologiya-i-psihiatriya/autizm.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector