Буллинг в школе – что это такое и как с ним бороться

«Моему терпению пришёл конец»: Как я остановила буллинг в классе сына

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Обратите внимание

Встречу с директором не назначили — руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы.

Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!».

Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление.

Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном — он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Источник: https://www.wonderzine.com/wonderzine/life/experience/232857-stop-bullying

Буллинг – что это такое, как выявить и бороться с буллингом в школе, на работе, в семье?

Буллинг – этот социально-психологический феномен формировался с древних времен и в современном мире масштабы его растут. Считается, что буллинг со стороны девушек, в отличие от парней, психологически более тяжело воспринимается жертвой, девушки более изощренны в способах травли, что неизгладимо оставляет отпечаток на психике жертвы.

Буллинг – что это такое?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения.

Осуществляется на начальном этапе 1-2 зачинщиками или буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы или коллектива. Моббинг и буллинг – родственные явления.

Моббинг представляет собой «стадную» травлю, например, когда в школе или коллективе появляется новичок, и в отличие от буллинга используется только психологическое затравливание.

Причины буллинга

Почему социально-психологический феномен буллинг (травля) не удается искоренить? Этому масса причин, одна из которых – насилие в семье, и буллеры сами часто являются жертвами в собственной семье.

Стремление унизить или покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.

Другие причины:

  • половое созревание – во время гормонального «шока» (перестройки), происходит выброс в кровь повышенного уровня тестостерона и адреналина у подростков, что может приводить к увеличению агрессии;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • высокий уровень притязаний.

Жертвы буллинга

Почему выбор падает жертвы падает на определенного ребенка – сложно ответить на этот вопрос, скорее он проистекает из причин самого явления. Часто, жертвы школьного буллинга – это:

  • неуспевающие ученики;
  • одаренные дети;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети учителей;
  • жалобщики и ябеды;
  • дети из бедных семей;
  • представители сексуальных меньшинств;
  • представители других национальностей;
  • дети с необычным мышлением;
  • любимцы учителей.

Психология буллинга

В основе насилия, агрессии содержатся три составляющие структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует четвертая составляющая – защитник.

Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде.

Извинения за буллинг – это лишь малая компенсация для чувств пострадавшего, если взрослыми вовремя распознан факт наличия буллинга и приняты меры.

Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление.

Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия.

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг.

На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы.

Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

  • повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
  • уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
  • важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
  • обратиться за помощью к руководству;
  • если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает.

Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны.

Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

Как выявить буллинг?

Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы. На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

  • ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
  • здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
  • за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
  • на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
  • в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
  • родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
  • ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

  • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
  • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
  • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
  • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
  • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
  • беседа с буллерами и их родителями;
  • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

Последствия буллинга

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля.

Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий.

Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент самоубийств.

Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь.

Важно

Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом.

Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Источник: https://womanadvice.ru/bulling-chto-eto-takoe-kak-vyyavit-i-borotsya-s-bullingom-v-shkole-na-rabote-v-seme

Буллинг в школе: как его распознать и как с ним бороться

Буллинг (травля старшими школьниками младших и новеньких) все чаще встречается в учебных заведениях. Несмотря на то, что любой случай требует отдельного подхода, уже сформированы общие методы борьбы с травлей, эффективные и проверенные поколениями. Но сначала выясним, какие дети — потенциальные жертвы?

Попасть на крючок школьного хейтера просто: надо лишь обладать какой-то отличительной особенностью. Никогда не угадаешь, что сейчас в школьном тренде высмеивания: полнота или худоба; пирсинг или татуировки; цвет кожи или фасон одежды; политические убеждения или любовь к творчеству Джастина Бибера.

Как распознать травлю и избежать ее? Признаки жертвы

Дедовщина, как и грипп: чем раньше ее заметишь, тем проще от нее избавиться. Но не надо наивно рассчитывать, что школьник при первом же полученном словесном пинке или физическом тумаке побежит рассказывать об этом родителям. О том, что с ребенком что-то не так, скажут невербальные знаки:

  • нарушение сна (можно для достоверности проверить по фитнес-браслету),
  • нежелание идти в школу вплоть до симуляции болезней,
  • внезапная замкнутость,
  • изменение маршрута, по которому ребенок раньше ходил в школу,
Читайте также:  Синдром аспергера - признаки, симптомы, лечение, диагностика

Одежда и личные вещи детей – тоже весьма говорящие штуки. Вырванные с мясом пуговицы, сломанные надвое карандаши и оторванные карманы дадут знать о наличии обидчика задолго до появления первого синяка. 

Первые симптомы упускать нельзя. С ними родителю надо идти на доверительный разговор к классному руководителю (но ребенка с собой брать пока не стоит).

Учитель – взрослый человек в родном пространстве (школе), он способен заметить то, что родитель не обнаружит, даже провожая и встречая ребенка каждый день. Любое поведение, выбивающееся из привычных норм, бросается в глаза наблюдательному педагогу.

Если конфликт назревает в рамках одного класса начальной школы, например, травля новенького ученика, то авторитетный учитель сможет самостоятельно устранить проблему. 

В остальных случаях нужна комплексная работа в связке педагог – родитель – ученик. Неформальные пути решения дают неожиданно быстрые и эффективные результаты. Например, совместный выезд с классом на природу позволит внимательнее присмотреться к отношениям между учениками. Да, увидеть травлю на таких выездах вряд ли получится: дети будут ее скрывать от взрослых, но напряжение заметить легко.

Как сделать из «деда» юнца? Пирожки против вымогателя

«Дедами» не становятся на пустом месте. Психологи утверждают, что самоутверждаться за счет слабых предпочитают особые категории детей.

К одной из категорий относятся дети, у которых все есть, и им «скучно жить». Насилие для них – забавная игра, развлечение, способ наполнить жизнь эмоциями. С такими нужно действовать тонко. Иногда обычный разговор по душам с родителями скучающего школьника помогает, а иногда только раззадоривает обидчика.

Одна из мам сына-жертвы поделилась своим способом пресечения дедовщины. Вот ее история.

«В нашей школе появился «голодный» вымогатель. Мальчик из третьего класса, высокий, крепкий. Каждую перемену он караулил первоклассников, выходящих из столовой, и отбирал у них пирожки, бутерброды, другую выпечку. 

Действовал аккуратно: учителя долгое время не замечали, что у них под носом творится вымогательство. Да и отбирал по одному пирожку, причем не у всех, а у тех, кто послабее. С какой целью он это делал, сказать трудно, потому что никто и никогда не видел его жующим наворованные булочки.

Совет

Обнаружила «преступление» я случайно, когда мой сын, в обычной жизни не фанат школьной столовой, попросил меня положить ему денег на буфет. Я открыла программу учета питания и поняла, что за последний месяц сын проел то, что лежало мертвым грузом полгода. Насторожилась. Поговорила с сыном начистоту и все узнала.

Утром напекла я пирожков и пришла в школу на «обеденную» перемену. Зашла в столовую, протянула подарок вымогателю и во всеуслышание сказала: «Ребята, вот этому мальчику очень нужны булочки. Давайте каждый завтра принесет из дома ему по булочке, чтобы он больше не бегал за первоклассниками и не просил поделиться».

Больше тот мальчик к малышам не приставал. И не отомстил никому за мой спонтанный поступок».

Еще одна категория детей – противоположная «скучающим» – задиры. Обычно это дети, растущие в семьях, где физическое насилие – норма поведения. Ребенок растет среди насилия и считает свой прессинг новичков естественным проявлением общения.

И это как раз тот случай, когда разговор с родителями о проблеме ребенка не просто не поможет, а усугубит ситуацию. Здесь пора подключать школьного психолога и сообщать инспектору по делам несовершеннолетних.

В особо трудных ситуациях спасать придется не только младших учеников от задиры, но и задиру от родителей.

Как быть, если вашего ребенка обижает весь класс?

Нет такого понятия – «весь класс». В стае всегда есть вожак и ведомые. Если вашего ребенка обижает весь класс, не обязательно делать выговор каждому родителю по списку. Определите, кто вожак, выясните мотивы поведения с его родителями и попросите их о помощи. Не угрожайте, не опускайтесь до уровня обидчика. Иначе придется думать, как ограничивать общество от вас.

Размышляя о том, что делать, если вашего ребенка обижает весь класс, подумайте и о другой стороне вопроса: почему жертвой стал именно ваш ребенок? Случившегося не изменить, но можно избежать повторений нападок.

Научите ребенка нейтральным фразам для общения с агрессорами:

  • не откликайся на выдуманное прозвище, а спокойно поясни, что тебя зовут по-другому. Или ответь: «Да, так дразнили и моего деда, и отца. Вот такая у нас забавная фамилия, куда же от нее деваться»;
  • спроси «в лоб» у неприятеля: «Ты сейчас попытался меня обидеть. С какой целью ты это делаешь? Давай поговорим об этом».

Запишите ребенка в спортивную секцию или театральную студию. Спорт выправит осанку и добавит смелости, а театр обеспечит грамотной четкой речью и пластикой.

Любое из этих приобретений избавит школьника от зажатости, вытащив его из толпы потенциальных жертв дедовщины.

Да и появление друзей по интересам, с которыми можно общаться на школьных переменах, придаст уверенности в себе и значимости в коллективе.

Обратите внимание

Общайтесь с ребенком каждую свободную минуту. Настройте тесный контакт. Станьте человеком, который всегда на его стороне, даже при плохих оценках и отвратительном поведении.

Будьте его союзником и адвокатом, выходя за порог дома, а все проблемы решайте за закрытыми дверями. Помните: боязнь рассказать родителю о неприятностях оставляет ребенка наедине с проблемами.

Участившиеся детские суициды печальный тому пример.

Что делать, если вы учитель, и в вашем классе буллинг?

  1. Следить. Если заметили ребенка, который внезапно замкнулся, обратите на него внимание. Выйдите на перемене за ним в коридор, пройдите тихо сзади по пути в уборную, понаблюдайте в столовой. 
  2. Стараться избегать ярлыков при общении с детьми.

    Даже если обнаружили, что обидчик назвал жертву «задохликом», не повторяйте эпитет, а спросите: «Ты придумал определение веса этого человека. Можешь нам рассказать, как оно сформировалось и почему ты решил предать его огласке?»

  3. Взаимодействуйте с родителями детей.

    Лично, на собраниях, в социальных сетях. Подпишитесь на аккаунты родителей и самих детей. Порою дети пишут в статусах то, что не готовы сказать.

  4. Не бойтесь хвалить учеников. Здоровая похвала повышает самооценку. Помните золотое правило: «Хвали при всех, ругай наедине».
  5. Будьте открытым.

    К родителям, к детям из своего класса, из чужого класса, к любому школьному персоналу. 

  6. Берегите тайны детей. Создайте анонимную почту, на которую каждый сможет написать о страхах и быть в безопасности.
  7. Подавайте пример поведения ученикам.

    Проводите тренинги и психологические игры с привлеченным специалистом. Тренируйте комфортное поведение в обществе среди детей своего класса.

Что делать, если ты ребенок, столкнувшийся с буллингом?

  • Не молчать. Расскажи другу, учителю, родителям. Это не позор и не стыд. Ты не виноват.
  • Не терпеть. Не позволяй обидчику подавить тебя морально. Отвечай ему строго и по существу. Не провоцируй на ответную агрессию.
  • Тренировать уверенность в себе: репетируй перед зеркалом фразы и выражение лица.

С буллингом можно справиться, если действовать спокойно, уверенно и сообща. 

Источник: https://activityedu.ru/Blogs/psy/kak-borotsya-s-dedovshchinoy-v-shkole-/

Что такое буллинг в школе, на работе? Почему возникает буллинг и как его распознать? Можно ли бороться с буллингом и как это сделать?

В данной статье мы поговорим, что представляет собой буллинг и как с ним бороться.

Буллинг представляет собой феномен, существующий с древних времен. В современном мире он встречается все чаще. Принято считать, что буллинг со стороны девушек воспринимается хуже всего, потому что девушки всегда придумывают изощренные способы травли, что обязательно оставляет отпечаток на психике жертвы.

Что такое буллинг и чем он так опасен?

Что такое буллинг?

Слово «bulling» пришло к нам из английского и переводится как «травля». Это такой акт насилия, агрессивный выпад в виде оскорблений и унижений, а также телесных повреждений. На первом этапе начинается одним или двумя людьми, называемых буллерами.

Постепенно они вовлекают в это весь коллектив, в котором они находятся. Когда это происходит, то тогда травля перерастает в моббинг. Это уже «стадная» травля, когда, к примеру, в класс приходит новичок и все начинают его травить.

Еще одна особенность моббинга в том, что используются исключительно психологические приемы.

Почему возникает буллинг: причины

Почему же такое явление как буллинг не удается искоренить? Более того, почему оно встречается все чаще? Этому предшествует огромное количество причин и самая первая — насилие в семье буллера, где он сам является жертвой. Таким образом, стремление унизить человека появляется из комплекса неполноценности. Буллер не может контролировать насилие дома, но зато в школе или на работе он на высоте и сам управляет ситуацией.

Есть и другие причины этого явления:

  • Половое созревание. Когда тело перестраивается и гормоны «бушуют», то в крови находится много тестостерона и адреналина. А это часто вызывает увеличение агрессии. Кто-то способен с ней справляться, а у кого-то не получается.
  • Склонность к садизму. Это также может быть обусловлено насилием, хотя у некоторых детей это проявляется очень рано и не всегда понятно, по какой причине.
  • Желание оказаться в центре внимания. Тогда человек просто не знает, как еще добиться от окружающих внимания и делает это такими изощренными способами.

Кто является жертвой буллинга и почему?

Жертва буллинга

Часто можно услышать вопрос — почему именно мой ребенок подвергается издевательствам и травле? На этот вопрос ответить крайне сложно. Скорее всего, ответ происходит из причин самого явления. По статистике, под внимание буллеров попадают следующие типы детей:

  • Ученики, которые не успевают за школьной программой, плохо учатся или часто болеют
  • Одаренные дети, ведь они отличаются от остальных и всегда выделяются
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья. Над больными детьми и инвалидами часто издеваются
  • Дети учителей. Опять же, раз родитель является учителем, особенно, если в той же школе, то ребенка травят, ведь он выделяется
  • Дети из бедных семей. Да, ребенка могут травить за то, что он плохо одевается, у него нет денег и так далее
  • Представители социальных меньшинств или других национальностей
  • Люди с нестандартным мышлением, потому что их мнение и взгляды всегда отличаются
  • Любимцы учителей, ведь подхалимов не любит никто

Как правило, в основу травли входит три составляющие — преследователь, жертва и наблюдатели. Редко, когда появляется еще и защитник.

Психологи определили, что зависть, неприязнь, ощущение несправедливости и желание самоутверждения приводят к возникновению буллинга.

Если обидчик извиняется, то это только малая часть, которая не позволит компенсировать пережитое. И то, это только в том случае, если взрослые распознали буллинг и приняли меры.

Каким бывает буллинг: виды

Каким бывает буллинг?

Типы буллинга делятся в зависимости от воздействия. Это может быть физическое насилие с причинением телесных повреждений, а также психологическое давление. Такое деление во многом условно, потому что причинение физических травм приводит к улучшению психического состояния. Причем даже не имеет значения, ребенок или взрослый подвергается травле.

Школьный буллинг

Он предполагает агрессию одного или нескольких детей после других. Бывают случаи, когда целый класс травит одного. Поначалу это происходит редко, но потом перерастает в регулярное явление. Есть два вида проявления насилия в школе:

  • Физическое. Ребенка пинают, щипают, могут ударить или вообще избить
  • Психологическое. Тогда дети угрожают, оскорбляют, запугивают, навешивают ярлыки, объявляют бойкот, вымогают или отбирают вещи и деньги

Существует и еще один тип психологического буллинга, выявленного недавно — супер-буллинг. Тогда в интернете ребенку везде, где только можно, начинают отправлять оскорбления, угрозы, запугивания и так далее. От традиционного такой способ отличается тем, что он анонимный, а это делает состояние личности еще хуже.

Буллинг на работе

Буллинг на работе

Часто встречается давление от коллег по работе. Конечно, взрослые люди ведут себя иначе, не как дети, но все же не лучше. Таким образом, часто в коллективе находят «козла отпущения». Бороться с буллингом можно и нужно и для этого есть несколько способов:

  • Повышайте свой профессионализм и станьте незаменимым. Тогда никто не скажет, что вы некомпетентны
  • Не стоит уподобляться своему обидчику, потому что так вы только спровоцируете его на новые унижения. Пусть он орет, оскорбляет, пока не надоест, а вы оставайтесь спокойны
  • Найдите себе единомышленников, которые раньше также страдали от буллинга
  • Если ничего не помогает, то можно обратиться к руководству. Но только в таком случае, ваше поведение может быть не одобрено коллективом, ведь никто не любит ябед
  • Если травля все равно не прекращается, то стоит попросить о переводе в другое подразделение

Буллинг в семье

Такое явление тоже встречаются часто и причины тут скрываются в наследственности, а также различных факторах — экономических, социальных или медицинских. Так, выделяется три вида травли в семье:

  • Физическая. Систематически наносится вред здоровью — побои, телесные травмы. Подвергаются как взрослые, так и дети
  • Сексуальный. Ребенок без согласия вовлекается в сексуальные действия взрослых или взрослого
  • Психологическая. Достоинство члена семьи унижается, в его сторону летят оскорбления. У такого ребенка начинают формироваться психопатические черты

Как бороться с буллингом?

Как бороться с буллингом?

Этот вопрос всерьез беспокоит каждого психолога, директоров школ и так далее. Дело в том, что когда изначально все на это закрывали глаза и ситуация набрала обороты, то искоренить буллинг крайне сложно. Единственный способ — это заниматься профилактикой и пресекать насилие в самом начале. Тогда последствия окажутся совсем минимальными.

Нередко буллерами являются дети из неблагополучных семей, а потому исправление их поведения и работа со взрослыми — это самый главный способ борьбы с буллингом.

Как распознать буллинг: признаки

Прежде чем противостоять буллингу, надо научиться его выявлять.

В каждом отдельном случае родители должны заметить, что с ребенком не все хорошо, учитель должен наблюдать за атмосферой в классе, а руководитель за коллективом.

Только внимательное отношение позволяет на раннем этапе выявить буллинг и минимизировать его последствия. Если говорить о детской травле, то нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • Ребенок держится в сторонке ото всех, ни с кем не общается и чем-то расстроен
  • Ученик начинает часто болеть. Как правило, это обусловлено психосоматическими проявлениями. То есть, расстройство и подавленность провоцируют простуду
  • Ученик всегда один на задней парте и к нему не хотят подсаживаться другие
  • На перемене группа ребят явно что-то задумала и видно, что не доброе
  • В столовой можно заметить, как один ученик покупает еду другому. Особенно это явно, когда дети из начальной школы или средних классов покупают еду старшеклассникам
  • Родители замечают, что ребенок стал просить чаще деньги, но учитель говорит, что ничего не требуется
  • Ребенок постоянно подавленный и ходит в школу с неохотой

Как помочь ребенку, если он стал жертвой буллинга?

Как помочь ребенку?

Существует несколько способов борьбы с буллингом и ребенку стоит о них рассказать, чтобы он смог побороть эту травлю.

Способ 1. Соберите его достоинства

Когда ребенка травят, то его самооценка опускается ниже некуда. Так что попробуйте вместе с ним прописать на бумаге его хорошие качества, которые помогут выделиться. Так, когда ребенок встретится с обидчиками, то он вспомнит о своих качествах и, возможно, что-то использует.

Ну, конечно, не все так примитивно. К примеру, если ребенка оскорбили, а он подумал, что он умный, то так это не сработает. Тут все дело в том, что зная о своих достоинствах, ребенок уже не станет считать себя бесполезным. А это очень сильно влияет на поведение во время конфликтов.

Способ 2. Непроницаемая стена

Попросите ребенка представить, что вокруг него непреодолимая стена, а что там за ней вообще неважно. Ну не слышно же ничего! Так что пусть там кто-то кричит, унижает и ругает — вы за стеной. Можно даже засунуть наушники в уши и сделать вид, что вы слушаете музыку.

Многие считают, что это заставит обидчика выдернуть наушники. Но как бы не так. Если сделать это с чувством достоинства, то соперник просто растеряется. Хотя, совет не подходит для каждого. Тут нужна хорошая выдержка.

Способ 3. Проблемы обидчика

Что делать, если ребенка травят в школе?

Предложите ребенку представить, что все слова обидчика, направлены на личные проблемы его самого. Обычно, когда человек адекватен, то и подобного поведения у него не возникает. Тогда ребенок начнет смотреть на ситуацию с другой стороны и перестанет нервничать.

Тут работает все как у собак. Когда человек нервничает, то он потеет и собака это ощущает и чувствует превосходство. Соответственно она нападает. Также и с людьми. Когда ребенок уже не нервничает, то соперник это ощущает и не нападает. Либо делает это, но уже не так уверенно, как раньше.

Способ 4. Толстокожий слон

Здесь срабатывает самовнушение. Можно повторять в голове — «Я слон, у меня толстая кожа, неважно что там другие болтают, оно все равно отскакивает». Не надо думать постоянно об обидах, потому что чем больше переживаний, тем интереснее буллеру.

Способ 5. Научите ребенка отвечать на выпады

Важно

К примеру, обидчица говорит — «Ты страшная», а дочь ей в ответ — «А ты такая милая». Примерно также можно ответить на многие заявления.

Смысл состоит в том, чтобы проявить толстокожесть и парировать обидчику, чтобы он не смог проникнуть глубоко. Если вы это допустите, то начнете верить сказанному и станете игроком в буллинг.

Способ 6. Главное — не победа

Насмешки в школе

Играйте с детьми чаще в разные командные игры. Они должны усвоить, что не главное — быть победителем. Иногда можно и проиграть.

Способ 7. Дайте реализоваться

Ребенок должен себя реализовывать, а также тренировать свои сильные стороны. К примеру, можно отдать его в кружок, который ему нравится, где он сможет повысить самооценку.

Буллинг — о каких вещах нельзя говорить?

Часто, когда детей начинают травить в школе, виноваты сами учителя. Они могут даже неосознанно спровоцировать детей на травлю.

К примеру, когда заходит разговор об опрятности, то учитель напоминает всем, что надо выглядеть аккуратно, а вот какой-нибудь Петров пришел неопрятным.

Подумайте, какая будет реакция у класса? Конечно, они станут смеяться. Ведь взрослые это себе позволяют, а дети их копируют.

Родители тоже должны быть аккуратны с высказываниями. То есть, не стоит говорить ребенку, что он сам виноват или как-то не так выглядит. Так родители встают на сторону обидчиков и ребенок ощущает себя одиноким. Также не стоит что-то высказывать при его друзьях.

Не стоит сразу же идти к учителю, потому что как раз он и мог спровоцировать все происходящее. Что он будет делать после разговора с родителями? Просто попросит других не трогать ученика. А это сделает ситуацию только хуже. В таком случае лучше поговорить с родителями ребенка, который травит.

Бывает и такое, что сами учителя по какой-то причине могут невзлюбить ребенка. К примеру, у нее проблемы с отношениями, и она прицепилась к вашему сыну и ни за что его травит. Так, можно поговорить с учителем, но если в течение месяца ничего не изменится, то лучше перевестись в другую школу.

Профилактика буллинга — как не допустить травли в коллективе?

Профилактика булинга

В учебных заведениях профилактика буллинга должна проводиться усилиями всех педагогов и родителей. В это вовлекаются все педагоги, администрация и родители. Только в таком случае результат может быть успешным. Профилактические меры буллинга заключаются в следующем:

  • В школе создаются особенные условия, которые просто не позволяют проявляться такому явлению
  • Если буллинг все же имеет место, то принимаются срочные меры — разделяются жертва и обидчик, чтобы уменьшить взаимодействие обоих
  • Проводится воспитательная работа с детьми, чтобы их личности дух укреплялись, и они умели противостоять агрессии
  • Определяются существующие формы буллинга внутри учебного заведения
  • Обсуждаются проблемы среди учителей и в классе
  • При проявлении буллинга обязательно проводится беседа с буллером и его родителями
  • Деструктивное поведение подлежит корректировке, а также проводится работа с его родителями

Каковы последствия буллинга — в чем опасность?

Последствия буллинга

Буллинг всегда оставляет след на психике. Причем он есть не только у жертвы.

Да, она является пострадавшей стороной и последствия могут отличаться в зависимости от длительности травли.

В основном встречаются такие нарушения как: заниженная самооценка, закрепившийся статус «жертвы», а также разного рода неврозы, фобии и расстройства. Кстати, среди таких жертв очень много самоубийц.

Не стоит думать, что буллеров не ждут последствия. Когда они взрослеют, то часто оглядываются назад и не могут избавиться от вины и стыда. Это сопровождает их всю жизнь, но ничего не поделать.

Совет

Такой отпечаток не позволяет полноценно жить и наслаждаться жизнью, потому что в мыслях человек все равно старается что-то исправить. Однако, среди буллеров немало тех, кто становится криминальной личностью и продолжает заниматься травлей, но уже более опасными способами.

Ответственность за буллинг есть всегда, и действия буллеров могут быть уголовно наказуемым. Это обязательно нужно помнить.

Существует и такая категория, как наблюдатели. Они смотрят на издевательства, но ничего не делают. Такая политика обходится дорого жертвам, но в душе у наблюдателя также все переворачивается. Ведь его совесть притупляется, а внутренний голос сохраняет равнодушие и в нем нет сочувствия и сострадания, потому что из-за защитной реакции данные чувства атрофируются.

Видео: Буллинг. Как остановить травлю?

Источник: https://heaclub.ru/chto-takoe-bulling-v-shkole-na-rabote-pochemu-voznikaet-bulling-i-kak-ego-raspoznat-mozhno-li-borotsya-s-bullingom-i-kak-eto-sdelat

Буллинг в школе: как бороться, советы, подборка видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Буллинг в школе: как бороться, советы, подборка видео» о признаках, причинах и последствиях этого социального явления.

Что такое буллинг

Привычные явления теперь все чаще называют иностранными терминами. И обычную травлю сегодня нередко называют «буллинг» (bullying, от англ. bully — хулиган, задира).

Независимо от названия речь идет о притеснении, угнетении, дискриминации, физических или психологических пытках, агрессивном преследовании, сознательном жестоком отношении.

Буллинг распространен во всем мире и присущ закрытым коллективам в школах, детских домах, интернатах, тюрьмах, армии. Это позорное социальное явление является отголоском суровых законов животного мира.

В стаях всегда забивали, уничтожали, в лучшем случае, просто выгоняли чужаков, не похожих на других, физически более слабых, с пороками развития. Это было связано с борьбой за выживание.

Своевременное уничтожение сомнительных особей гарантировало безопасность всей стае. Слабые животные болели, разносили инфекции, портили генофонд. Шла естественная (крайне жестокая в сущности) селекция — выживали лишь жизнеспособные, стандартные, сильные члены «звериного коллектива».

Но мы — люди и не имеем права давать волю своим звериным инстинктам. Мы должны гарантировать право на жизнь, безопасность и психологический комфорт нашим детям, какими бы они ни были.

Чем опасен буллинг

Особенную актуальность эта тема приобретает в контексте развития инклюзивного образования (от англ. inclusive education), которое предусматривает обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных учебных заведениях. Опасность травли вырастает в разы, когда рядом с детьми появляется кто-то на них совсем непохожий.

К примеру, Ник Вуйчич — инвалид от рождения (без рук и ног). Отец определил его в обычную школу, чтобы сын считал себя нормальным человеком. Но одноклассники издевались над Ником, который из-за этого собирался покончить с жизнью.

Над физически беспомощным Ником Вуйчичем издевались одноклассники, но он победил!

Школьный буллинг крайне опасен. Он приходится на время взросления, самоидентификации, формирования личности, усвоения моральных норм, выработки стереотипов в отношениях с противоположным полом, позиционирование себя в коллективе.

Обратите внимание

Главными действующими лицами в школьном буллинге являются социально незрелые личности, чье поведение «подогревается» гормональными бурями и соответственно психической нестабильностью, как агрессоров, так и жертв.

Дополнительными опасностями является длительность стрессовой ситуации, ее продолжительность во времени, а также неготовность ребенка делиться с взрослыми своими проблемами, бороться за право покинуть проблемный коллектив.

В чем проявляется школьный буллинг

Агрессия может быть индивидуальная или групповая. А объектом травли может быть как отдельная личность, так и группа школьников. Обычно различают физическую и психологическую (эмоциональную) травлю.

Физический буллинг — это не только избиение, но и более «легкие» средства влияния. Например, пощечины, пинки, подножки, щипания, толкания, дергания за волосы, издевательские поглаживания или другие нежелательные прикосновения.

Психологическое или эмоциональное насилие чаще всего проявляется вербально — в высказываниях, которые содержат насмешки, иронию, сарказм.

Это могут быть обзывания, дразнилки, нецензурная лексика, обидные прозвища, ярлыки, угрозы, сплетни, клевета, неправдивые смешные истории, провоцирование унизительных ситуаций, систематическое похищение или порча вещей. Но средством влияния может быть и полное отсутствие любых контактов: бойкот.

Признаки того, что ребенок поддается травле

Дети иногда молчат о проблемах. Они могут во всем обвинять себя, страдать от чувства вины, бояться слишком бурной реакции родителей или ухудшения ситуации из-за их вмешательства. Остерегаются обвинений в том, что они «ябеды, доносчики, стукачи».

Поэтому нужно хорошо знать признаки, которые могут свидетельствовать о школьной травле:

  • Синяки, ссадины, царапины, порванная одежда. Должны насторожить их регулярное возникновение независимо от достоверности объяснения ребенком каждого частного случая).
  • Испорченные, поломанные вещи (школьные принадлежности, учебники, гаджеты, украшения, предметы одежды).
  • Просьба о дополнительных карманных деньгах, которые могут предназначаться вымогателям и шантажистам.
  • Частые болезни, жалобы на плохое самочувствие. Головная боль или боль в желудке, проблемы со сном (бессонница, ночные кошмары).
  • Ухудшение успеваемости, потеря интереса к занятиям, прогулы уроков. Отказ ходить в школу под разным поводом.
  • Плохое настроение после возвращения из школы. Постоянная подавленность, впечатлительность, тревожность, плаксивость, или, напротив — раздражительность, агрессивность.
  • Одиночество, отсутствие школьных друзей и приятелей.
  • Странная дорога в школу — длинная, неудобная, окольными путями.
  • Проблемы с питанием: чрезмерный аппетит или его отсутствие.
  • Болезненные переживания по поводу своей внешности или других факторов, которые делают ребенка «не таким».
  • Побег из дома, членовредительство, суицидальные проявления.

Школьный буллинг может в дальнейшем:

  • Негативно повлиять на самооценку, спровоцировать развитие комплексов, самоощущение себя, как неудачника, человека третьего сорта.
  • Спровоцировать нервные и психические расстройства, фобии, депрессии, нервные болезни, тики.
  • Нарушить отношения жертвы с родными и близкими, а также в любом коллективе.
  • Закрепить негативные сценарии в отношениях с представителями противоположного пола, воспрепятствовать построению здоровой семьи, даже привести к одиночеству на всю жизнь.
  • Сформировать склонность к насилию во взрослой жизни. Именно из жертв травли нередко вырастают семейные тираны и маньяки.

Поводом травли могут быть:

  • Инвалидность, физические недостатки, внешние изъяны: слабость, болезненность, близорукость, шрамы, хромота, косоглазие, заикание, энурез, избыточная масса тела, рыжие волосы, веснушки.
  • Изъяны речи и интеллекта.
  • Любые умственные отличия от обычных людей — задержка психического развития или, напротив, «слишком высокие» способности. Соответственно плохая или слишком хорошая успеваемость.
  • Иная раса, национальность, религия, цвет кожи, внешность, которые не присущи определенному региону.
  • Низкий уровень достатка семьи и соответственно более бедная одежда, отсутствие гаджетов.
  • Социальная и эмоциональная незрелость, несоблюдением норм писаных и неписаных правил.
  • Всё, что отличает ребенка от других.

Провоцировать против себя насилие могут:

  • Дети из социально неблагополучных, многодетных, неполных семей. Дети семей с нетипичной манерой поведения и образом жизни.
  • Излишне опекаемые родителями «домашние» дети, которые не имеют опыта поведения в коллективе, не умеют общаться, выстраивать отношения со сверстниками.
  • Эмоционально неустойчивые, психически нестабильные, пугливые, тревожные, замкнутые, тихие, скромные, неуверенные в себе дети.
  • Слишком впечатлительные, которые неадекватно реагируют на шутки и нестандартные ситуации.
  • Любимцы учителей и дети, которым легче общаться с взрослыми.
  • Неряшливые, плохо одетые дети, которые не придерживаются гигиены, с грязными волосами, неприятным запахом.
  • Новенькие в классе или те, кто долго отсутствовал (условно новенькие).
  • Любой из-за интриг и коварства одногодков. Мотивом могут послужить зависть, ревность, подозрения, месть. В этом случае в ход идут интриги, клевета, сплетни.

К сожалению, учителя иногда включаются в процесс буллинга (выступают в роли инициаторов или даже агрессоров).

Педагоги — это обычные люди, со своей ментальностью, личностными качествами и пороками. Их так же могут затрагивать все вышеупомянутые факторы.

Учителя могут подсознательно чувствовать раздражение относительно «непохожего» ребенка, разделять мнение, что жертва «сама виновна», «не так себя ведет». Их раздражают слишком ярко выраженная внутренняя независимость ребенка, нестандартное мышление, высокие умственные способности, привычка задавать сложные вопросы.

Важно

Так же, как и непослушание и «неудобство» в учебе по причине гиперактивности, болезненной стыдливости, умственного отставания.

Учитель может потакать травле из-за того, что не замечает или не хочет замечать проблему, имеет недостаточный опыт или низкий уровень квалификации. Он недооценивает опасность буллинга, ошибочно считая, что лучше не вмешиваться: дети, мол, «сами разберутся».

Если же учитель имеет высокий моральный авторитет, пользуется уважением детей и родителей, бывает вполне достаточно его четко озвученной позиции, чтобы прекратить издевательство.

 Подборка видео

Советы → Буллинг в школе: как бороться ↓

Истории жертв травли→ Буллинг в школе: как бороться ↓

Что делать, если в школе издеваются ↓

Дорогой читатель: школьник, студент, не забывайте, что Вы — личность. Надеюсь, что советы из этой статьи Вам пригодятся в решении жизненных проблем.

Источник: https://damy-gospoda.ru/bulling-v-shkole-kak-borotsya/

Буллинг в школе: что это и как с ним бороться

Дети так жестоки, что перед ними пасуют даже учителя. Школьная травля, бессмысленная и беспощадная, всегда была, есть и будет. Психолог и арт-терапевт Юлия Подопригора рассказала, откуда она берется, и кто входит в группу риска.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не стоит путать буллинг и отсутствие друзей. Ребенок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным, но не это значит, что он должен быть жертвой.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, она может быть и психологической, эмоциональной. Ее следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга (жертвы) формируются комплексы. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

“Это идет из семьи. Если ребенок воспитывался в атмосфере, где его уважали (что у нас бывает очень редко), то он понимает, что такое же уважение он может требовать и от других людей.

И если над таким ребенком насмехаются в школе и издеваются – то, скорее всего, такой ребенок пойдет к родителям и расскажет, и как-то уже будет справляться. Но если у него заниженная самооценка, если он недостаточно открытый к общению – то ребенок не чувствует возможным сказать кому-то из взрослых, и не только родителям.

Потому что образ вот таких родителей говорит о том, что взрослым доверять вообще нельзя. И у него появляется очень большое чувство вины”, – говорит психолог.

Совет

И ни один человек, который прошел через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле – все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребенок отличается от других (в любую сторону).

Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья.

Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чье поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, – бесполезно. Те, кто травит, при желании, могут докопаться и до фонарного столба.

Так как понять, что ребенка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг:

  • Синяки и царапины, которые ребенок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребенок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтеки.
  • Часто “теряющиеся” вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребенок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребенок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Фото из книги А.Быковой “Школьники “Ленивой мамы”

А кто становится буллером?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

“Схема та же, все идет из семьи: если ребенок это делает – почему он это делает? Есть какие-то личные его неудовлетворенные потребности. Скорее всего, в семье к нему тоже относятся агрессивно.

Если буллинг физический – то, скорее всего, ребенка бьют, издеваются как-то и психологически, в том числе. Хотя, часто такая семья может выглядеть вполне обычно.

Также ребенок может видеть вот такую агрессию и психологическую травлю в отношениях родителей или родственников и проецировать ее на сверстников”, – отмечает психолог.

Как остановить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как прекратить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне “жертва – нападающий” нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Обратите внимание

Весь класс и учителя – это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю – создать нормальный здоровый коллектив в школе. Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Анна Быкова, психолог и автор популярного интернет-блога, в книге “Школьники “Ленивой мамы” пишет: “буллинг – проблема всего коллектива.

Если просто убрать из системы жертву, перевести в другую школу, то система выберет себе новую жертву из оставшихся и продолжит взаимодействие по известному сценарию. А жертва всегда найдется.

Если не самый толстый, то самый высокий и худой или ботанчик-очкарик”.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребенком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

Психолог советует на оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: “А я с вами вежливо разговариваю”.

Если ребенок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: “Мария Александровна, на моем стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель”.

 Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: “Помогите! Пожар!”. Непривычно. Но дать себя избить – хуже.

Важно

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными, при этом никогда не стоит отвергать возможность обратиться к психологу – в таком случае проблему можно будет решить гораздо быстрее и эффективнее.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребенка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Отвечать за нападения ребенка будут его родители, в соответствии с принятым законом о противодействии буллингу, и заплатят штраф от 850 до 3400 гривен.

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему – к завучу, директору, городское управление образования. Задача школы – организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если родители вмешаются, хуже не станет?

Не станет. Травля – это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребенок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика – решить, что ребенок сам разберется с проблемами. Некоторым это действительно удается. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида.

Как поддержать ребенка?

Если травля уже есть, то это повод обратиться к специалисту-психологу, причем разбираться надо сразу всей семьей. Если ребенок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.

“Покажите, что вы всегда на стороне ребенка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто”, – говорит психолог.

Если ребенку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.

Сделайте вообще все, что поможет поднять ребенку самооценку. Станьте для ребенка “хорошими родителями”.

У моего ребенка все хорошо, ему травля не грозит?

Совет

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребенок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

Буллинг – распространенное явление, которое было всегда. Травля растет там, где ее выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.

Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всем классе сразу, работать с учителями и психологами.

Главное – спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьезные психологические проблемы во взрослом возрасте.

Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит – ищите другую школу.

Источник: https://podrobnosti.ua/2282569-bulling-v-shkole-chto-eto-i-kak-s-nim-borotsja.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector