Депривация – сенсорная, социальная, материнская, эмоциональная

Что такое депривация в психологии? Виды и особенности проявления у взрослых и детей

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность.

К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого.

Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое.

И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями.

Обратите внимание

Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог.

Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е.

, человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет.

И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным.

Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так.

Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее.

Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо.

Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать.

А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали.

Важно

Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника.

И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация.

Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е.

, если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье.

Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня.

Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте.

И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам.

У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень.

Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому.

Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Совет

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость.

Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация.

И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится.

Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях.

Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы.

Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом.

И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера.

Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит.

А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам.

Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений.

Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности.

Обратите внимание

Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами.

Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта. 

Оцените эту статью:

Источник: https://mozgius.ru/psihologiya/lichnost/deprivaciya.html

Причины, лечение и виды депривации

Депривацией называют особое психическое состояние человека, возникающее при невозможности удовлетворить собственные жизненные потребности, которые могут быть абсолютно любыми (сон, прием пищи, двигательная и слуховая активность, общение с родителями и т.д.).

Читайте также:  Гештальт-терапия перлза - теория, техники, основные положения

О депривации также говорят, когда человек оказывается лишенным привычных благ.

Данный термин употребляется в довольно широком спектре значений в различных науках, в том числе, и в психологии, а произошел он от латинского слова «deprivatio», что в переводе означает «лишение».

Причины

В научных кругах понятие получило более широкое распространение в начале 20 века.

В то время активно проводились физиологические исследования, направленные на изучение функционирования человеческого организма в условиях лишения, например, пищевой или двигательной депривации.

Для психологии основным результатом таких исследований стало то, что человек, лишенный возможностей удовлетворять собственные нужды, испытывает сильный психологический и физический дискомфорт.

Депривация сна составила отдельную область исследований. Опыты, проведенные на людях, доказали, что при недостаточном количестве сна или полном его отсутствии происходят некие изменения сознания, снижение воли, возникновение слуховых и зрительных галлюцинаций.

Таким образом, депривация сна, также как и лишение организма пищи, является способом вызвать противоестественное состояние сознания человека, хотя в некоторых мистических практиках до сих пор существует ошибочное мнение, что подобные лишения – это путь к «очищению».

Не менее богатую историю имеет и так называемая сенсорная депривация, связанная с сокращением сенсорных стимулов, поступающих к органам чувств. Истории известны случаи, когда люди добровольно лишали себя зрения или заточали себя в пещерах, стремясь тем самым уйти от мира и обрести уединение.

В действительности же, сознание, полностью лишенное внешней стимуляции, также подвергается изменениям: у человека в состоянии сенсорной депривации возникают неправдоподобные ощущения, которые можно идентифицировать как галлюцинации. Исследования в данной области проводятся с помощью специально построенных аппаратов.

Так, существует особая камера, обустроенная шумоизоляцией. В нее помещается испытуемый, движения которого также сковываются.

Важно

Как показали эксперименты, реакция людей на подобного рода изоляцию от внешних стимулов может быть очень разной, но практически никогда испытуемые не испытывали никаких приятных ощущений, а в последствии и вовсе отказывались от участия  в аналогичных экспериментах, так как сенсорная и социальная депривация – это путь к деградации личности и мыслительных процессов.

В современной психологии о депривации говорят в несколько ином ключе. Данным термином обозначается нехватка социальных и сенсорных стимулов, способная привести торможение нормального интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Классификация

Если классифицировать понятие депривация, то она бывает абсолютная и относительная. Об абсолютной форме депривации речь идет тогда, когда индивид в силу каких-либо социальных или материальных факторов не способен удовлетворить свои насущные потребности в пище, жилье, получении образования и т.

д. А вот понятие относительной депривации находится между вариантом нормы и патологией. По сути, в подобном состоянии человек не чувствует себя удовлетворенным имеющимися у него благами. Понятие относительной депривации во многом схоже с фрустрацией, однако фрустрация – это явление кратковременное.

На сегодняшний день ученые выделяют следующие виды депривации:

  • Сенсорная (стимульная). Сенсорная депривация заключается в невозможности удовлетворить потребности во впечатлениях. Сюда относится зрительная, слуховая, осязательная, сексуальная и другие формы;
  • Когнитвная. По сути, это отсутствие у человека возможности эффективно и рационально познавать мир, сюда же входит культурная форма депривации;
  • Эмоциональная. В эту группу входит так называемая материнская депривация (родительская), а также любые другие типы лишений, связанные с ограничением возможности в установлении эмоциональных связей или их разрыв, к примеру, в случае смерти близкого человека. Патернальная форма депривации часто возникает тогда, когда ребенок воспитывается в неполной семье;
  • Социальная. Это понятие означает, что личность лишена возможности выполнять собственную социальную роль, вследствие социальной изоляции. Социальная депривация возникает у заключенных в тюрьмах, воспитанников детских домов и т.д.

Немного о каждом виде болезни

Сенсорная депривация может быть спровоцирована как некими экстремальными обстоятельствами, так и физическими недостатками человека.

Отдельно рассматривается материнская депривация, способствующая психической и физической отсталостью в первые годы жизни детей по причине нехватки общения с матерью или другими взрослыми.

Подобная сенсорная и эмоциональная депривация приводит к нарушениям развития психики и эмоциональному обеднению.

Социальная депривация возникает вследствие вынужденной, принудительной или добровольной изоляции. Однако границы данного типа лишений довольно широки, так как могут включать в себя, в том числе, и педагогический дефицит.

В условиях вынужденной изоляции человек оказывается оторванным от привычного окружения не по своей воле, например, заблудившись в глухих лесах тайги и т.д. Принудительная изоляция подразумевает целенаправленное помещение индивида в закрытые группы (больницы, исправительные учреждения и т.д.).

Встречаются и такие личности, которые выбирают для себя добровольную изоляцию, становясь отшельниками. Стоит подчеркнуть, что даже полная социальная изоляция не означает, что человек действительно чувствует себя несчастным вследствие фатальных лишений.

Отдельные личности, отличающиеся стойкостью и зрелостью характера, переносят подобные условия относительно легко практически без негативных последствий для психики.

С точки зрения различных наук, определенный интерес представляет такое явление, как депривация сна. Недостаточное или отсутствующее удовлетворение потребностей во сне часто возникает тогда, когда на организм оказывают влияние такие факторы, как бессонница, различные психические нарушения, приводящие к расстройствам сна и т.д.

Также существует теория, согласно которой депривация сна может быть использована в качестве весьма эффективного метода лечения депрессии. Ранее лишение человека сна использовалось в качестве способа пыток на допросах.

Совет

В любом случае, следует понимать, что добровольная или принудительная депривация сна может привести к истощению организма и другим крайне негативным последствиям.

Сенсорная, эмоциональная, материнская депривация, как и остальные ее типы могут быть явными и скрытыми. Так, явные лишения можно наблюдать у всех заключенных в тюрьмах или воспитанников детских домов, а вот о скрытой депривации можно даже не догадываться, так как возникает она при внешне благоприятных обстоятельствах. Также один человек может испытывать на себе сразу несколько лишений.

Общие проявления

Несмотря на то, что существует немало различных типов депривации, все они имеют некоторые общие проявления:

  • повышенная тревожность;
  • обостренное чувство неудовлетворенности собой;
  • снижение жизненной активности;
  • частая смена настроения;
  • немотивированная агрессия и т.д.

Стоит также принимать во внимание, что эмоциональная депривация и любые другие ее формы могут иметь различную степень выраженности. Как правило, в большинстве случаев человеку удается однонаправленное ее воздействия  с помощью удовлетворения своих прочих потребностей.

Возможные осложнения

Последствия, которые могут быть вызваны различного рода лишениями и ограничениями, довольно разнообразны. Сенсорная депривация нередко приводит к немотивированной агрессии, бессоннице, потере аппетита и, как следствие, истощению организма.

Аналогичными последствиями чревата и депривация сна, и эмоциональная депривация, и прочие ее типы. В наиболее тяжелых случаях, когда человек вынужден находиться в жесткой изоляции, может сильно пострадать психическая сторона здоровья.

Так, к примеру, заключенные одиночных камер, люди, находящиеся в неких экстремальных условиях, нередко страдают от истерических и бредовых расстройств, психозов, депрессии.

Практически всегда у человека, находящегося в условиях лишения, возникают всплески агрессии, которые могут распространяться на окружающих или же самого себя.

Это может выражаться в попытках причинить себе вред, совершить суицид, а также в скрытой форм аутоагрессии, проявляющейся во вредных привычках, зависимостях, соматических заболеваниях (гипертонии, язвенной болезни т.д.).

Люди с определенным складом характера могут пытаться причинить вред окружающим. Как правило, объектом агрессии становятся люди, обладающие тем, чего лишен больной.

Интересно, что социальная депривация и некоторые другие ее типы способны запустить в организме человека своеобразные защитные механизмы. Так, если индивид длительное время будет находиться в одиночестве, вполне вероятно, что он станет говорить сам с собой. Галлюцинации в таких ситуациях часто становятся способом компенсации сенсорной депривации.

Методы борьбы

Специфическое лечение рассматриваемого состояния пока не разработано. Если речь идет об относительной ее форме, то полностью избавиться от этого состояния и сопутствующих ему последствий можно, устранив главные причины. Как правило, устранить проблему помогает длительная работа с квалифицированным психотерапевтом или психологом.

Гораздо сложнее дело обстоит с абсолютной депривацией, так как единственным способом ее устранения может стать предоставление человеку тех благ, которых он лишен или помощи для их самостоятельного достижения. Однако в этом случае грамотная психотерапия и психологическая помощь также рекомендуется.

Кроме того, существует несколько способов, позволяющих временно отключить механизмы депривации. Считается, что выработка агрессии, вызванная лишениями, прекращается при стрессовом воздействии, а также интенсивных физических нагрузках.

Обратите внимание

Последствия двигательных и сенсорных ограничений можно вполне успешно компенсировать в творческой деятельности, тогда как при нехватке материнского внимания, проблема становится куда глубже.

При этом чем раньше личность испытала на себе подобные ограничения, тем больше негативных последствий возникает и тем тяжелее с ними справиться в дальнейшем.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/deprivatsiya.html

Эмоциональная и сенсорная депривация

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказав-шись в детском доме, больнице, интернате или другом

учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом воз-расте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и пере-работки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответству-ющих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руко-водством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, пере-стают нормально развиваться и начинают атрофиро-ваться. Н. М.

Щелованов писал, что если ребенок на-ходится в условиях сенсорной изоляции, которую не-однократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то про-исходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ре-бенка. Известный советский психолог Л. И.

Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз-витии ребенка, возникая примерно на третьей–пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро-вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью.

Эта гипотеза противостоит представ-лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Важно

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо-жович считает факты, полученные при изучении эмоцио-нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю.

Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю.

Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль-ность той точки зрения, согласно которой положитель-ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей.

Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи-ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от-рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи-тельных реакций, но само по себе их не порождает…

Установленный нами факт — появление у ребенка пер-вой улыбки и других положительных эмоций при фик-сация предмета — противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник-новение положительных эмоций связано с удовлетво-рением какой-то потребности организма…

этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга-ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб-ность проявляется в положительных, непрерывно со-вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возни-кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре-акции ребенка и происходит его нервно-психическое раз-витие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из прию-тов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком.

Читайте также:  Самоутверждение личности - что это такое, понятие в психологии

Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века.

Совет

Эти феномены, впервые систе-матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено-менами госпитализма. Суть сделанного Р.

Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж-дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых — бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р.

Спитц отмечает, что дети посто-янно лежали в стеклянных боксах до 15–18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо-нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оце-нивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефек-тов. Например, Б.

Лофенфельд установил, что по резуль-татам развития дети с врожденной или рано приобретен-ной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений).

Эти резуль-таты проявляются в виде общего или частичного запаз-дывания развития, возникновения некоторых двига-тельных особенностей и особенностей личности и пове-дения.

Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изобра-жениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влия-ет на развитие не только сенсорных способностей ре-бенка, но и всей его личности, всех сторон психики.

Конечно, госпитализм — явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычле-нить и проследить его влияние как таковое.

Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

Обратите внимание

И. Лангмейер и 3. Матейчек пола-гают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя сре-да.

По мнению М.

Монтессори, имя которой занимает особое место в детской психологии и педагогике, автора знаменитой системы сенсорного воспитания, так и во-шедшей в историю как система Монтессори, участвовавшей в организации первых домов ребенка, яслей для детей беднейших слоев населения, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного разви-тия ребенка, а следовательно, и подверженным наиболь-шей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлении является период от двух с половиной до шести лет. Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований.

Однако для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрица-тельное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. По-этому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообраз-ной, насыщенной и развивающей среды обитания ре-бенка.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно.

Так, часто из самых лучших по-буждений, борясь с унылостью и однообразием обста-новки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п.

Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подоб-ная обстановка в дальнейшем все равно к нему приве-дет.

Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответству-ющая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н. М. Щелованов преду-преждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длитель-ном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/7860

Депривация: понятие и виды, основные признаки, способы лечения

Эмоциональные расстройства

15.12.2017

1.5 тыс.

997

8 мин.

Депривации (в различных вариантах) – одна из основных причин возникновения у людей проблем психо-неврологического, психо-соматического и социального характера.

Перенесенные в детском возрасте или в ходе взрослой жизни состояния депривации без профессиональной компенсации способны вызвать обширный спектр неприятных явлений.

Более или менее отдаленными последствиями являются страхи, навязчивые состояния, агрессивность, нарушения сна и пищевого поведения, энурез и (или) энкопрез, проблемы с общением, обучением, половая и ролевая идентификация, девиантное поведение подростков (бродяжничество, воровство) и многое другое.

Важно

Депривация – это особое негативное психологическое состояние человека, часто сопровождающееся физическим дискомфортом, вызванное невозможностью удовлетворения своих естественных физических, эмоциональных, социальных и других потребностей.

Термин “депривация” (в переводе с латинского означает “лишение”) стал широко применяться в психологии в 30-50 гг.

прошлого века после многолетнего изучения влияния неблагоприятных условий жизни на психическое развитие детей младшего возраста (0-3 лет).

Нормальное формирование мозга у детей первых лет жизни возможно только при наличии достаточного количества внешних впечатлений. Ш. Бюлер, Г. Гетцер и Р.

Шпиц наблюдали за детьми из приютов и тюремных яслей и первыми предоставили достоверные результаты исследований, подтверждающие возникновение глубокой психической и физической отсталости у детей, обусловленной полной или частичной разлукой с матерью.

К концу второго года жизни такие дети значительно отставали в развитии: наблюдалась пассивность, ограниченность движений, обеднение эмоций, снижение иммунитета. Клиническая картина полной тяжелой депривации была обозначена Р. Шпицем термином “госпитализм”.

Сходные результаты получили и другие ученые, всесторонне изучавшие патологии психического развития детей, родители которых погибли на войне, бездомных детей и других детей, лишенных по разным причинам заботы и внимания близких взрослых людей.

Совет

Выводы, основанные на многолетних наблюдениях, показывают общую тенденцию особенно сильного и необратимого влияния на развитие человека деприваций, пережитых в первые годы жизни.

Это проявляется в эмоциональной и когнитивной недостаточности, отставании в развитии, возникновении стойких невротический состояний и т. д.

Любая депривация может присутствовать в двух формах: абсолютной и относительной. Абсолютной считается депривация, при которой субъект по разным причинам не может удовлетворить свои основные физические, эмоциональные, социальные потребности: отсутствие жилья, пищи, медицинской помощи, общения, обучения и т.

д. Относительная депривация предполагает неудовлетворенность индивида уже имеющимися у него в наличии благами. По своим признакам она сходна с фрустрацией, но, в отличие от временных фрустрационных явлений, механизмы относительной депривации имеют более глубинное и длительное воздействие на психику человека.

Существует несколько основных видов депривации:

  1. 1. Эмоциональная (материнская, родительская). Включает все формы депривации, связанные с потерей или ограничением возможности установления прочных эмоциональных связей и доверительных отношений, а также разрыв уже имеющейся эмоциональной привязанности (смерть или уход близкого человека). Патернальная (отцовская) форма депривации зачастую присутствует у детей, воспитывающихся в неполных (без отцов) семьях.
  2. 2. Сенсорная (стимульная). К этому виду относятся все формы, при которых невозможно удовлетворить потребности в зрительных, слуховых, осязательных и других впечатлениях. Возникает на основе врожденных или полученных вследствие внешних экстремальных событий физический недостатков органов зрения, слуха, речи и т. д. Особо стоит выделить сенсорную депривацию, возникшую на основе материнской депривации, то есть ребенок младшего возраста не использует в полную силу и не развивает сенсорные системы организма по причине отсутствия рядом матери либо другого близкого человека. Потребности новорожденного ребенка, способы его восприятия мира и самовыражения, концентрируются в ротовой области, включая губы, язык, глотку – это ощущение голода, жажды, удовольствия, чувство насыщения и др. Это оральная зона, которая играет важнейшую роль в психическом развитии. Для детей, переживающих сенсорную депривацию (сенсорный голод), свойственны неразвитость двигательных навыков, несвязность речи и торможение умственного развития.
  3. 3. Когнитивная и культурная. Предполагает отсутствие у индивида возможностей к эффективному и рациональному познанию окружающего мира. В этом случае также четко прослеживается взаимосвязь и прямое влияние материнской депривации (отсутствие первого учителя в познании окружающей действительности) на развитие когнитивной и культурной депривации.
  4. 4. Социальная. Это невозможность для личности или ее нежелание выбрать и выполнять собственную социальную роль, которая возникает в ситуациях вынужденной, принудительной или добровольной социальной изоляции детей и взрослых (тюремное заключение, помещение в детские дома и дома престарелых, тяжелые формы инвалидности, отшельничество и т. д.).

Все виды депривации могут существовать как в явной, так и в скрытой форме. Однозначно, что все дети, воспитывающиеся в детских домах, и лица, отбывающие наказания в местах лишения свободы, подвержены явной депривации. А вот о депривации свободных, по внешних признакам обеспеченных всем необходимым людей можно даже не подозревать.

Несмотря на разнообразие явлений депривации, для всех ее форм и типов существуют общие признаки:

  • высокая тревожность;
  • острая неудовлетворенность самим собой;
  • ощутимое снижение жизненного тонуса и активности;
  • перепады настроения;
  • беспричинная агрессия и т. д.

Состояние депривации, особенно длительной и экстремально жесткой, вызывает у людей разнообразный спектр неблагоприятных последствий как психо-неврологического, так и соматического характера:

  • бессонница и потеря аппетита, приводящие к истощению организма;
  • истерические, бредовые, навязчивые состояния, психозы;
  • глубокая депрессия и апатия;
  • агрессивные попытки причинить вред окружающим;
  • аутоагрессия – от причинения умышленного вреда собственному здоровью до возникновения язвенных поражений пищеварительного тракта и гипертонии;
  • совершение суицида.

Депривации неизбежно присутствуют в жизни каждого человека.

Решающую роль в возникновении определенных негативных последствий деприваций играет множество факторов: возраст и пол человека, его индивидуальные психологические характеристики, определяющие способность совладать со стрессовой ситуацией, влияние ближайшего социального окружения, жесткость и длительность депривации, одновременное присутствие нескольких деприваций и т. д. Но наиболее разрушительные последствия, по общему мнению исследователей, приносят депривации, пережитые в детском возрасте.

Детство – тот особенный возраст, когда благодаря гибкости и восприимчивости психики формируются основные привязанности и привычки будущего человека, закладывается почва для развития всех его будущих умений и навыков.

По мере роста и взросления психические процессы утрачивают гибкость, и многие из пробелов уже невозможно будет заполнить в будущем, а искаженная депривацией еще в детстве картина мира будет сопровождать человека всю его жизнь.

Жизненное пространство каждого ребенка зависит от окружающих его взрослых.

Новорожденный малыш – крайне несамостоятельное и несвободное существо, и его знания и умения в будущем напрямую зависят от того, кто, как и сколько с ним общается в первые годы жизни.

Именно нормальная любящая семья является естественным механизмом, амортизирующим и компенсирующим жизненные депривации. Отсутствие семьи или ее проблемы в ней, напротив, будут не только усиливать внешние депривации, но и порождать собственные.

Материнская депривация складывается во всех жизненных ситуациях, связанных с потерей матери или длительной разлукой с ней:

  • отказ от ребенка в роддоме либо позже;
  • смерть матери;
  • тяжелое физическое состояние матери или ребенка после родов, делающее невозможным совместное нахождение;
  • длительные отъезды матери (удаленная работа, лечение, учеба);
  • нахождение с ребенком постоянно меняющихся взрослых – нянь, родственников;
  • помещение в ясли;
  • слишком раннее, без психологической готовности ребенка, посещение детского сада, особенно на “пятидневке” и др.

Скрытая материнская депривация наблюдается в ситуациях, когда мать находится рядом с ребенком, но уделяет общению с ним мало времени или общение происходит в негативной форме. Это обычно:

  • многодетные семьи, где дети по отношению друг к другу рождены с малым интервалом времени (разница в возрасте меньше 3 лет), и мать физически не в состоянии уделить каждому из них достаточное количество внимания;
  • семьи с тяжело болеющей матерью или матерью-инвалидом, когда физическое состояние здоровья не позволяет женщине совершать простые, но крайне важные для малыша действия – поднимать, обнимать, носить на руках и т. д.;
  • матери, находящиеся в состоянии депрессии, которые практически “отсутствуют” для ребенка и матери с серьезными психиатрическими патологиями, где весь уход и стиль общения с ребенком не вполне адекватен;
  • матери, находящиеся в состоянии сильного и (или) длительного стресса – насилие в семье, постоянные конфликты, измены, тяжелые болезни или смерть близких людей и др.;
  • матери, жестко следующие различного рода методикам и схемам ухода и воспитания (научного или ненаучного происхождения) и не обращающие внимания на индивидуальные особенности и потребности собственного малыша;
  • семьи, где дети изначально нежеланны.
Читайте также:  Конфликт интересов, решение конфликта, примеры

Материнская депривация на любом этапе роста ребенка и становления его как личности всегда искажает в негативную сторону две важнейшие внутренние установки, определяющие поведение и способы действия ребенка:

  • отношение к самому себе – отклонения проявляются в неприятии своего тела и аутоагрессии;
  • отношение к другим людям и способность выстраивать с ними полноценные нормальные взаимоотношения – отклонения проявляются в агрессии, неконструктивном общении, полной несостоятельностью в построении отношений и т. д.

Специфической схемы для эффективного лечения состояния депривации пока не существует. В случае относительной формы депривации вполне возможно полностью преодолеть негативное состояние и его неблагоприятные последствия, устранив главные ее причины.

В этом помогут и длительные психотерапевтические мероприятия, проводимые специально подготовленным психологом или психотерапевтом.

Они направлены на возврат пациента к нормальному состоянию в эмоциональной сфере, восстановление социальных контактов и социальной роли.

Значительно сложнее преодолеть абсолютную депривацию, так как зачастую единственный способ ее устранения – предоставление пациенту недостающих благ или оказание ему помощи для их самостоятельного достижения.

По понятным причинам это не всегда возможно, никто не сможет воскресить умершего или восстановить утраченные части тела.

В таких случаях квалифицированная психотерапия и психологическая помощь может помочь человеку выстроить новые линии поведения, выбрать новые социальные роли, переключить внимание на другие аспекты жизни. В сложных случаях возможно назначение антидепрессантов, успокоительных и снотворных средств.

Кроме того, известно несколько действенных способов, позволяющих человеку на время отключить механизмы депривации и самостоятельно справиться с таким состоянием. Агрессию, вызванную депривацией, можно остановить воздействием на организм сильного стресса или тяжелых физических нагрузок.

Обратите внимание

В выходе из депривации может помочь резкая смена основного рода деятельности, появление нового увлечения и круга общения. Хорошие результаты в преодолении двигательных и сенсорных ограничений дает различная творческая деятельность.

Преодолеть последствия детских социальных деприваций помогут в специальных реабилитационных центрах.

С большинством деприваций, пережитых во взрослом возрасте, человек может справиться самостоятельно или с помощью опытных специалистов.

Сложнее всего, а зачастую невозможно вовсе, преодолеть и компенсировать большинство последствий материнской депривации, особенно перенесенных в раннем детстве.

Поэтому присутствие матери или другого близкого, столь же значимого человека в первые годы жизни ребенка и адекватное эмоциональное отношение к нему является лучшей профилактикой психических отклонений и гарантией нормального эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/emotional-disorders/deprivaciya-eto.html

Что такое сенсорная депривация

Термин «сенсорная депривация» переводится с латыни как «отсутствие чувств».

Довольно часто рассматриваемое состояние человеческой психики обозначают при помощи словосочетания «стимульная депривация», что является продолжительным отсутствием сенсорных стимулов, которые воспринимаются человеческим мозгом при помощи определенных каналов.

Данное состояние можно сравнить с эмоциональной «голодовкой», при которой человек испытывает недостаток в различной информации. Подобные проблемы активируют работу той части мозга, что отвечает за воображение.

На фоне повышенной активности этого мозгового отдела, у человека появляются приступы визуальных галлюцинаций, которые являются своеобразным защитным механизмом. Давайте рассмотрим, что такое сенсорная депривация и чем опасно это состояние.

Сенсорная депривация — частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств

Характеристика депривационного синдрома

Продолжительная депривация приводит к появлению различных психических расстройств, выражающихся в виде бессонницы, проблем с восприятием окружающего мира, эмоциональной неустойчивости и лабильности.

Следует отметить, что часто люди специально ограничивают собственный контакт с действительностью, для того, чтобы открыть в себе новые границы восприятия.

Однако длительное пребывание в условиях изоляции может принести в жизнь человека множество различных проблем.

В повседневной жизни человек взаимодействует с окружающим миром, при помощи специальных каналов. К таким каналам относятся зрение, слух и осязание. Отсутствие поступающей информации от одного из этих каналов, может привести к появлению различных состояний у индивидуума.

Возможные осложнения при сенсорной депривации у детей

Наличие сенсорной депривации в детском возрасте, вызванной нарушением восприятия различных сигналов, поступающих из окружающей среды, может спровоцировать развитие психических расстройств.

Чаще всего подобные проблемы приводят к снижению психического и интеллектуального развития. По словам специалистов, чаще всего у детей наблюдается слуховая и зрительная форма рассматриваемого синдрома.

Особую опасность для развития психики несёт недостаток тесного контакта младенца с матерью, в первые несколько недель появления на свет.

Дети, не имеющие семьи и воспитывающиеся в специальных учреждениях, часто испытывают нехватку новых впечатлений. Постоянное нахождение в условиях интерната приводит к замедлению темпа развития двигательных функций. Помимо этого, у подобных детей часто наблюдаются проблемы с функциональностью речевого аппарата и низкий уровень интеллектуального развития.

Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека

Возможные осложнения при сенсорной депривации у взрослых

В более зрелом возрасте, данное состояние появляется либо спонтанно, либо намеренно. Ярким примером намеренной сенсорной депривации является использование специальных повязок и ушных затычек во время сна.

Использование подобных приспособлений ограничивает восприятие таких раздражителей, как звук и свет. Нередко люди оказываются в похожих условиях в силу особенностей собственной профессии. К таким людям относятся моряки-подводники, астронавты и спелеологи.

Пребывание в изоляции в отдалении от привычных условий, приводит к появлению определенных изменений в сознании человека.

Некоторые люди намеренно «перекрывают» некоторые каналы восприятия для того, чтобы добиться определенного состояния. В число таких людей, входят монахи и йоги, использующие отказ от каналов восприятия для достижения состояния нирваны.

Причины развития сенсорной депривации

Проблемы с восприятием окружающего мира чаще всего обусловлены физическими недостатками человеческого тела или экстремальными ситуациями. Также следует отметить, что рассматриваемое состояние имеет две формы проявления: скрытую и явную.

Явная форма стимульной депривации характерна для воспитанников детских домов, и людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Скрытая форма депривации может проявиться даже при наличии благоприятных условий для жизнедеятельности.

Сенсорная депривация — это мультифакторное расстройство, причины которого могут иметь как внутренние, так и внешние «корни». Чаще всего подобное расстройство у ребенка проявляется при отказе от него родителями.

Также к внешним причинам развития заболевания относятся недостаток родительской любви и нарушения в работе сенсорных органов. Нередко в качестве причины появления подобных проблем рассматривается неполноценная семья и длительное пребывание ребенка в интернате.

Важно

Однако, по мнению специалистов, основная причина данного синдрома, пренебрежение потребностью ребенка познавать окружающий мир.

Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения на развитие ребенка имеет особую важность в формировании личности. Осложнить этот процесс могут как темперамент, так и другие личностные особенности.

Специалисты из области психологии говорят о том, что в жизни каждого ребенка имеются моменты, в которых он нуждается в материнской заботе. Родительское внимание имеет первостепенную важность в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев.

Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает познавать окружающий мир самостоятельно. До этого времени, все процессы построения взаимоотношений с окружающими объектами осуществляются при помощи родителей.

Отсутствие взаимосвязи между родителями и ребенком, могут привести к нарушениям в восприятии поступающей информации.

Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями

Факторы, влекущие за потерю сенсорного восприятия у взрослых:

  1. Ограничение поступающей информации при нахождении в учреждениях, ограничивающих свободу (воинские училища, тюрьмы, закрытые лечебницы).
  2. Продолжительное пребывание в одном помещении, при условии отсутствия возможности выйти на улицу или вступить в другую форму контакта с «внешним» миром.
  3. Использование специальных методик, позволяющих снизить собственное восприятие (медитация, йога).
  4. Особенности профессиональной сферы.
  5. Проблемы с восприятием, возникшие на фоне болезней и травм, провоцирующих потерю зрения, слуха или чувствительности.
  6. Различные экстремальные ситуации, не связанные с желанием человека снизить качество взаимодействия с окружающим миром.

Важно отметить факт, что сенсорная депривация может оказывать на человеческую психику как конструктивное, так и деструктивное воздействие. Важная роль в этом вопросе отведена уровню эмоциональной и психической подготовки к подобным лишениям.

В случае с неподготовленным человеком, появление проблем, связанных с восприятием, может стать причиной развития различных заболеваний. Исследования, посвященные этой теме, помогли ученым разобраться в особенностях различных фобий и такого заболевания, как аутизм.

Наличие определенной подготовки к подобным лишениям, позволяет человеку лучше познать свой внутренний мир и раскрыть новые грани своих интеллектуальных и творческих возможностей.

Клиническая картина

Сенсорная депривация в психологии — это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения.

По словам специалистов, подобные действия являются своеобразной тренировкой образной памяти. Но следует обратить внимание на тот факт, что длительное пребывание в подобных условиях может негативно отразиться на психике.

Приступы апатии, частые перемены в настроении и заторможенность являются основными симптомами длительного пребывания в условиях ограниченного восприятия.

К сожалению, сегодня нет единой классификации для описания клинической картины этого явления. Но, специалистам удалось выявить некоторые симптомы, характерные для рассматриваемого синдрома. К таким симптомам относятся:

  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, логическим мышлением и работой речевого аппарата;
  • приступы галлюцинаций и бредовые идеи;
  • проблемы с ориентацией в пространстве и времени;
  • временные психические расстройства.

Среди физиологических симптомов сенсорной депривации следует выделить частые приступы мигрени, а также чувство зуда и сухости во рту. Нередко стимульная депривация выступает в роли причины развития деперсонализационных расстройств и дегенеративных изменений клеток нервной системы. Помимо этого, у пациентов наблюдаются нарушения в цикле бодрствования и сна.

Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу

Депривация является одной из причин появления необоснованных страхов и фобий.

Помимо этого, человек проявляет повышенное недовольство собственными физиологическими и личностными особенностями. Подобное состояние может быть осложнено беспричинной агрессией, апатией и затяжной депрессией.

Под влиянием депривации, у людей наблюдается увеличение внушаемости и слабость перед гипнотическим воздействием.

Совет

Ключевая роль в данном вопросе отведена сфере эмоционального восприятия. На сегодняшний день, существует два отдельных проявления изменения эмоционального восприятия при сенсорной депривации. Первый вид характеризуется увеличением эмоциональной лабильности, на фоне общего снижения чувствительности психики.

При этой форме развития синдрома, человек проявляет острую реакцию на различные события. Для примера, приведем ситуацию, в которой чувство испуга может породить своеобразную эйфорию и вызвать улыбку. Вторая форма проявления эмоциональных перемен приводит к снижению уровня чувствительности к событиям, которые ранее имели большую значимость для человека.

В этой ситуации хобби и увлечения перестают приносить положительные чувства и становятся безразличны.

Методы лечения

Сенсорная депривация редко проявляется как самостоятельное заболевание. Чаще всего данный синдром развивается совместно с другими формами депривации, что приводит к необходимости комплексной терапии. Для того чтобы нормализовать состояние пациента, специалистам следует найти истинную причину появления расстройства.

Сложность диагностики объясняется тем, что для выявления причин депривации следует изучить не только жизнь пациента, но и разобраться в индивидуальных особенностях его личности. Чаще всего, терапия этого психического расстройства осуществляется совместными усилиями психотерапевта и психиатра.

Для того чтобы нормализовать состояние психики пациента используются как медикаментозные методы, так и сеансы психической коррекции.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день нет определенного метода медикаментозного лечения, который бы использовался для каждого больного.

Использовать различные препараты можно только после проведения диагностических мероприятий и выявления физиологических изменений в организме.

Чаще всего в составе комплексного лечения применяются снотворные препараты, седативные средства и антидепрессанты.

Простейшие приспособления сенсорной депривации — плотная повязка на глаза и беруши

Психическая коррекция

Сеансы психокоррекции являются неотъемлемой составляющей комплексного лечения данного заболевания.

Основная задача врача — добиться состояния пациента, в котором он находился до появления депривационного синдрома.

Длительное пребывание в подобном состоянии приходит к потере контакта с окружающим миром, поэтому первостепенная задача психотерапевтического лечения — восстановить потерянную взаимосвязь.

Следует обратить внимание на то, что данный синдром требует обязательного медицинского вмешательства. В противном случае могут развиться осложнения, которые отразятся как на психическом, так и физиологическом здоровье больного.

Симптомы депривационного синдрома легче диагностировать в детском возрасте, так как взрослым пациентам значительно сложнее «открыться» перед врачом. Основная задача специалиста, создать специальные условия, в которых на пациента будет оказываться воздействие различными раздражителями.

Подобный метод позволяет получить положительные результаты, которые требуется закрепить сеансами психотерапии.

Источник: http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/drugie/chto-takoe-sensornaya-deprivatsiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector