Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

Методическая разработка по теме: Эмоциональная гибкость

Занятие №1

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Автор занятия: Сырчина Ирина Николаевна, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»

Цель занятия: овладение способами развития своей эмоциональной гибкости, приемами регуляции эмоционального  состояния в ситуациях профессионального обучения профессиональной деятельности.

Компетентностный результат: применять приемы саморазвития эмоциональной гибкости в деятельности.

Обратите внимание

Материалы и оборудование: карточки с названиями эмоциональных состояний для упражнения «Угадай эмоцию»,  БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний (приложение 1), Кейс ситуационных задач (приложение 2).

Вводная часть

Проблемный этап

Каждый день нашей жизни наполнен различными ситуациями. Мы учимся, работаем, общаемся. Люди, с которыми мы сталкиваемся; события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть.

Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли в нашей жизни складывается хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.

Мир чувств и эмоций очень сложен  и  многообразен. Всем известно,  как  трудно  бывает   рассказать  о своих чувствах, выразить переживания словами. Эмоции мы чаще видим через внешние выражения мимики, жестов, движений и поз человека.

Разминка «Угадай эмоцию» [1;105]

Цель: познание особенностей эмоциональных состояний и их влияния на жизнедеятельность и работоспособность человека.

Важно

Описание процедуры:

Раздаются карточки с названиями эмоций. Список эмоций для отработки: Интерес, Печаль, Радость, Удивление, Обида, Раздражение, Стеснение, Гнев, Нежность, Страх, Тревога, Ярость, Стыд,  Презрение и др.

Инструкция: «Каждый, получивший карточку, должен без слов выразить указанную эмоцию. Остальные участники группы должны угадать передаваемую эмоцию и охарактеризовать ее»

Вопросы для обсуждения:

Каким образом эмоции влияют на деятельность и общение человека?

Вывод:

Действительно эмоции влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Такие как радость, интерес, вдохновение побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. А такие, как печаль, скука, раздражение, тревога расслабляют и парализуют силы человека.

Этап постановки цели

Вопросы для обсуждения:

Важно

А как часто вы испытывается негативные эмоции, которые мешают установлению взаимоотношений при общении и снижают работоспособность?

Упражнение «Мои эмоциональные состояния» 

Цель: выявление актуальных негативных эмоциональных состояний.

Важно

Описание процедуры:

Студенты работают индивидуально в рабочих тетрадях.

Инструкция: Охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение:  «В последнее время я…….

Доброжелательный Раздражительный
Уверенный в себе Тревожный
Работоспособный Обессиленный
Воодушевленный Подавленный

Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний:

  1. Эмоциональная напряженность: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.
  2. Проявления утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность.
  3. Эмоциональная подавленность: тревога, грусть, печаль, уныние.

Вопросы для обсуждения: 

  1. Как вы считаете, есть ли люди, не испытывающие негативных (отрицательных) эмоций?
  2. Можно ли контролировать негативные эмоции?
  3. Что может случиться с теми людьми, которые не управляют своим отрицательным эмоциональным фоном жизни?

Вывод:

Каждый человек в жизни испытывать те или иные негативные эмоциональные состояния. Эмоции – это язык нашего организма.

Если негативные эмоции прятать в себе, игнорировать, то они со временем могут материализоваться в теле, вызывая такие симптомы, как: гастрит, язва, сердцебиение, инсульт и прочие неприятности.

Свои собственные эмоции человек должен научиться распознавать и научиться управлять ими.

Сегодня целью нашего занятия является обучение приемам эмоциональной  саморегуляции или, другими словами, как научиться управлять своими эмоциями.

Тема занятия записана в рабочей тетради:

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Основная часть

Поисковый этап

Важно

Описание процедуры:

Обучающиеся в ходе мини-лекции работают с понятиями в рабочей тетради. После мини-лекции преподаватель контролирует успешность выполнения задания через фронтальный опрос.

Мини-лекция «Эмоциональная гибкость»

Человек, умеющий управлять своими негативными эмоциями, обладает таким бесценным качеством как эмоциональная гибкость. Вообще понятие гибкость – это умение проявлять себя разнообразно: мыслить, действовать нешаблонно (нестереотипно).

Гибкость – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям.

Совет

Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, меняющихся условий.

Гибкость эмоциональная – способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

Под эмоциональной гибкостью понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (выразительности) и эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость характеризуется способностью управлять эмоциями, настроением, способностью преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; спонтанность проявления своих состояний, умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Большое значение эмоциональная гибкость имеет в профессиональном становлении личности. Эмоционально нестабильный человек может быть подвержен «эмоциональному выгоранию».

Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел). Это профессиональная деформация личности (В.В. Бойко)

Признаки: чувство эмоционального истощения, изнеможения, негативное отношение к тем, с кем работаешь, негативное самовосприятие.

Обратите внимание

Главным инструментом для профилактики эмоциональное выгорание является способность человека управлять своими эмоциональными состояниями, не «застревать» в них, умение оказывать самопомощь в напряженных ситуациях.

Существует ряд психологических приемов  эмоциональной саморегуляции, направленных на эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.

  1. Приемы, связанные с управлением дыханием
  2. Приемы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
  3. Приемы, связанные с воздействием слова
  4. Приемы, связанные с использованием образов

Практический этап

Практическое задание

Форма обучения: групповая. Работа в микрогруппах по подбору и отработке способов и приемов эмоциональной саморегуляции.

Метод обучения: анализ конкретных ситуаций (работа с ситуационными задачами).

Инструкция: «Группе необходимо разделиться на  микрогруппы по результатам самоисследования своих эмоциональных состояний. Каждой группе предлагаются конкретные ситуации, которые чаще всего провоцируют эмоциональную нестабильность человека.

Необходимо оценить эффективные и неэффективные модели поведения в эмоционально травмирующей ситуации и, используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации, записав их в свою рабочую тетрадь.

подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой.

1 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной напряженности: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.  Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности).

2 группа. Работает с изменением состояния  утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект восстановления (ослабление проявлений утомления).

3 группа. Работает с изменением состояния  эмоциональной подавленности: тревога, грусть, печаль, уныние. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект активизации (устранение эмоциональной подавленности).
В КЕЙС ситуационных задач входят различные напряженные ситуации, связанные с деятельностью, обучением и общением.

Группы работают15мин, готовя сообщение по плану заданий:

  1. раскрыть содержание выбранных приемов эмоциональной саморегуляции;
  2. обосновать выбор данных приемов саморегуляции для ситуаций, рассматриваемых группой;
  3. продемонстрировать некоторые приемы, обучив им всю группу».

Каждая группа представляет свое сообщение, слушающие могут в конце задать вопросы, высказать собственные суждения.

Заключительная часть

Этап оценки

Студенты подводят итоги своей работы на занятии, продолжая по очереди незаконченные предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. теперь я могу…
  3. я попробую…
  4. урок дал мне для жизни…
  5. мне захотелось…

Уровень освоения приемов саморегуляции оценивают, используя шкалу:

шкала овладения приемами эмоц саморегуляции

не овладел      0____1____2____3____4____5     овладел

Домашнее задание

Естественные способы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции, которые предотвращают накопление остаточных явлений перенапряжения, способствуют полноте восстановления сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма:

– смех, улыбка, юмор;- размышления о хорошем, приятном;- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;- наблюдение за пейзажем;- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;- купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;- вдыхание свежего воздуха;

– высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Домашнее задание: 

Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные способы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние,  утомление и раздражение.

Источники литературы:

  1. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. Психологический тренинг. С-Пб., 2007.
  2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебно-методическое пособие, М., 2001.
  3. Семенова Е.М. Советы психолога учителю. Тренинг эмоциональной устойчивости. М., 2002.
  4. http://PSIHOLOGU.info
  5. http://iemcko.narod.ru

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2012/12/08/emotsionalnaya-gibkost

Эмоциональная гибкость – Сьюзан Дэвид – Саммари

Что такое эмоциональная гибкость и как она влияет на успех?

Почему нельзя избегать негативных эмоций?

Как найти подход к своим переживаниям?

Правда ли, что можно самостоятельно выбирать реакцию на сигналы эмоциональной системы?

Инсайт 1

Что на самом деле понимается под эмоциональной гибкостью? Эмоциональная гибкость — это умение расслабляться и жить осознанно.

Научитесь замечать промежуток между появлением чувств и реакцией на них. Тогда Вы сможете контролировать своё поведение и принимать верные решения.

Эмоционально гибкий человек умеет преодолевать трудности и всегда открыт новому дню.

Несмотря на стрессы, он продолжает следовать своим долгосрочным целям.

Важно

Злость, обиды — всё это встречается на пути у каждого из нас. Но эмоционально гибкий человек относится к таким чувствам с пониманием.

Он принимает их. Каждая новая негативная эмоция не сбивает его с толку, а лишь придаёт уверенности.
Вы не должны избегать трудностей и стрессов. Наоборот — примите их и следуйте дальше к вашим целям.

Эмоционально гибкие люди динамичны. Они умеют подстраиваться под сложный и быстро меняющийся мир. Они выносят огромный стресс и преодолевают трудности, не теряя увлеченности, открытости и восприимчивости. Они сознают, что жизнь не всегда легка, но остаются верны собственным ценностям и продолжают преследовать масштабные и долгосрочные цели.

Инсайт 2

Как борьба с негативными эмоциями делает Вас слабее?

Потребительская культура внушает нам, что любую проблему можно решить контролем или исправлением. В случае неудачи выбрасывайте источник стресса, или же замените его. Эти суждения в корне неверны.

Вы зацикливаетесь на негативных мыслях, когда пытаетесь их исправить. Подавление неприятных чувств приводит к поиску утешающих Вас зависимостей. Но и переключение с негатива на позитив влечёт за собой ухудшение морального состояния.

Читайте также:  Делирий - симптомы, лечение, причины, алкогольный делирий

Как же тогда быть?

Перестаньте цепляться и игнорировать свои переживания. Рассматривайте их без страха. Так Вы впустите в свою жизнь перемены к лучшему.

Инсайт 3

Как развить эмоциональную гибкость?

Шаг первый.
Осознанно взгляните на свои эмоции и поведение. Повернитесь лицом к себе. Вы не должны быть рабом своих мыслей. Научитесь с ними работать.

Шаг второй. Вы не являетесь вашими чувствами и мыслями. Отделите их от себя и рассмотрите со стороны. Создайте промежуток между Вашими эмоциями и реакцией на них. Так Вы сможете осознанно выбирать, как на них реагировать.

Научитесь дистанцироваться от собственных переживаний.

Шаг третий. Ежедневно Вы принимаете множество мелких решений. Например, пойти после работы в бар или лучше в спортзал? Это точки выбора. В них заключены Ваши главные ценности. Они указывают Вам верное направление.

Прислушайтесь к себе и идите своим путём.

Шаг четвёртый.
Двигайтесь вперёд. На Вашу жизнь влияют небольшие осознанные изменения, которые находятся в согласии с Вашими ценностями.

Выходите из зоны комфорта. Ищите свой баланс между трудностями и уверенностью в своих силах.

Итог. Основная идея книги

Эмоционально гибкие люди не избегают трудностей и боли. Они их принимают.
Не идите на поводу у своих страхов. Вы должны обрести смелость.

Чтобы развить эмоциональную гибкость вам потребуется выйти из зоны комфорта и научиться жить осознанно.
Прислушайтесь к себе и следуйте за ритмом своего пути.

Источник: https://summary.romansergeev.com/ehmocionalnaya-gibkost/

Как эмоциональная гибкость помогает разобраться с собой

Сьюзен Дэвид объясняет, как негативные мысли, перенесенные из детства, становятся препятствием для личностного и профессионального развития человека, как они в целом влияют на его отношения с окружающими. Ей удалось разработать концепцию эмоциональной гибкости, которую можно рассматривать как практическое руководство по управлению самим собой.

Что такое эмоциональная гибкость?

В одном из интервью Сьюзен Дэвид определила эмоциональную гибкость как «действия, которые люди совершают согласно своим ценностям». Но что это значит?

Каждый из нас имеет определенное представление о том, каким он хочет быть. Однако наши мысли, эмоции и личные истории создают большой разрыв между намерениями и действительностью. Помочь сократить этот разрыв помогает эмоциональная гибкость – благодаря ей мы учимся подстраиваться под сложный и быстро меняющийся мир.

Реклама

Сьюзен Дэвид делит понятие эмоциональной гибкости на две составляющие. В эмоциональной части заложен конфликт: стремление к абсолютному совершенству, как и к абсолютному счастью, ведет к разочарованию и неудачам. Поэтому нам важно искать подход к своим переживаниям, учиться получать удовольствие от взаимоотношений и достигать целей.

Что касается «гибкой» составляющей, то она имеет отношение к процессам мышления и поведения, которые мешают раскрыть потенциал. Эмоционально гибкие люди не защищены от стрессов и неудач, однако они знают, как адаптироваться к обстоятельствам, им проще подстраивать свои ценности и действия под изменения, потому что они знают, как это делать.

Как вы попадаете на крючок

Большинство психологических проблем, включая депрессию и тревожность, возникает в результате эмоциональной негибкости – «заклиненности» на мыслях, ощущениях, определенных моделях поведения, которые не приносят пользы.

По мнению Сьюзен Дэвид, человек попадает на крючок тогда, когда ощущает «состояние, в котором нет пространства между побуждением и ответной реакцией». Например, покидает комнату, когда деловой партнер говорит не то, что ему нравится. Это реакция, а не ответ. И она возникает, когда мысли и эмоции заставляют нас совершать действия, не приносящие пользу.

В детстве мы получаем много информации о себе: кто мы, на что способны, в чем хороши, чего заслуживаем. Источниками этой информации выступают не только родители и учителя, но и культурные установки. Например, культурные установки влияют на наше представление о способностях и недостатках женщин.

Они же диктуют нам, какими людьми мы должны быть. Социальные сети сигнализируют о праздниках, которые мы должны отмечать. Еще один крючок, на который мы часто попадаем, – телевизор.

Он заставляет нас сердиться, расстраиваться, испытывать чувство несправедливости – что угодно, но только не вызывает у нас желания принять любые меры в соответствии со своими ценностями.

Понять, что вы попали на крючок, очень просто: это ситуация, когда все заканчивается тем, что вы просто испытываете гнев или другое неприятное чувство – оно не помогает, а мешает воплотить в жизнь ваши ценности.

Типичные ситуации с «крючком»: вы молчите, понимая, что дело требует вашего вмешательства; вы отказываетесь брать на себя ответственность за свой карьерный рост; вы не желаете поступиться собственным мнением, даже если понимаете, что существует более приемлемый вариант решения проблемы.

Эмоциональная гибкость и социальное сравнение

Многие люди, особенно молодые женщины, чувствуют неуверенность, когда сравнивают себя со своими ровесницами в социальных сетях. «Ее жизнь выглядит на фото лучше, чем моя, поэтому она лучше, чем я» – примерно так они размышляют, просматривая фото знакомых в ленте.

Социальное сравнение – один из самых токсичных психологических процессов, в которых мы участвуем, предупреждает Сьюзен Дэвид. Отчасти из-за этого в обществе растет уровень тревожности, депрессий и самоубийств.

К социальному сравнению близок такой психологический феномен, как социальная инфекция. Каждый из нас постоянно испытывает ее действие на себе. Типичный пример: если вы заходите в лифт, в котором один человек говорит по телефону, то постепенно все находящиеся в лифте достают свои телефоны.

Совет

Или, например, вы приходите на встречу, на которой один из присутствующих ведет себя цинично – через некоторое время его примеру последуют остальные. Допустим, вы стараетесь вести здоровый образ жизни, и вдруг вы летите на самолете, а сосед по креслу при вас покупает шоколад и начинает его есть – с высокой долей вероятности вы поступите так же.

Мы часто подхватываем поведение других людей, даже не осознавая этого.

Социальное сравнение и социальная инфекция произошли задолго до социальных сетей, однако именно социальные сети заставляют нас сравнивать себя с остальными постоянно. Десять лет назад вы покупали глянцевый журнал, чтобы увидеть на его страницах фото знаменитостей. Благодаря социальным сетям сегодня знаменитостями могут почувствовать себя тысячи людей.

Как уберечься от этого? Помогает самосострадание – признание того, что, несмотря на существование всех этих людей с фотографиями в социальных сетях, вы идете своей дорогой по жизни. Еще один способ избавиться от постоянных сравнений себя с другими – перестать проверять соцсети 50 раз на день.

Как выработать эмоциональную гибкость

Сьюзен Дэвид определяет четыре ключевых этапа в достижении эмоциональной гибкости:

Многие люди игнорируют тяжелые мысли и эмоции, хотя для того, чтобы стать эмоционально гибким, нужно осознанно и без предубеждения заглянуть в свои мысли, эмоции, оценить свое поведение.

Это позволит понять, какие мысли и чувства обоснованы и соответствуют ситуации, а какие застряли в вас без всякой причины. Сьюзен Дэвид считает, что нужно научиться работать с мыслями и чувствами, чтобы не стать их рабами.

Одним словом, вам нужно успокоить свои ментальные процессы.

Постарайтесь отделить мысли и чувства от себя. Если вам удастся это сделать, перед вами откроется широкая картина происходящего. По сути, вы научитесь видеть себя как шахматную доску, на которой можно разыграть различные партии, а не как отдельную фигуру на этой доске, для которой предусмотрен только небольшой набор ходов.

«Вы думаете о том-то и переживаете то-то, но вы – это не ваши мысли и чувства», – объясняет принцип Сьюзен Дэвид. Когда вы дистанцируетесь, между чувствами и реакцией возникает промежуток без суждений и предубеждений.

Когда существует этот промежуток, мы можем осознать сложные и неприятные эмоции непосредственно в момент их появления и только потом определиться, как на них отреагировать.

«Наблюдение со стороны не дает мимолетным переживаниям взять над нами верх», – делает вывод Сьюзен Дэвид.

Теперь вам нужно разобраться с тем, что представляет собой ваша личность. Отталкиваться нужно от основополагающих ценностей и целей.

Необходимо найти в себе болезненные и деструктивные эмоциональные переживания, а затем, отстранившись от них, попытаться задействовать ту часть себя, которая обращена в будущее, то есть «интегрирует наше мышление и эмоции с долгосрочными целями и желаниями и помогает найти новые, более удачные способы их реализовать».

Главные ценности – это компас, который помогает нам выбрать правильное направление, чтобы мы не сбились с пути. Эти ценности играют роль даже при таком несущественном выборе, как, например, пойти после работы в спортзал или в бар.

Обратите внимание

На следующем этапе вы осуществляете преднамеренные и целенаправленные изменения в мышлении, мотивации и привычках и приводите их в соответствие со своими основными ценностями. Останавливаться нельзя. Это постоянный процесс.

Сьюзен Дэвид приводит два принципа, которым следует руководствоваться на этом этапе. Первый – принцип корректировки: вы корректируете обычные, повседневные элементы жизни, постепенно эффект от многократного повторения накапливается, что в итоге приводит к значительным переменам.

Второй принцип – это принцип балансира: важно найти баланс между задачами, требующими напряжения, и уверенностью в своих возможностях.

Благодаря такому равновесию вы сможете продолжать двигаться вперед, не надрываясь от взятых на себя новых задач, а наоборот, получая удовольствие от них.

Ведь всегда, когда пробуешь что-то новое и сложное, сталкиваться с трудностями естественно и даже полезно.

Источник: https://bbi.report/1318-kak-jemocionalnaja-gibkost-pomogaet-razobratsja-s-soboj/

Инструкция: «Каждый, получивший карточку, должен без слов выразить указанную эмоцию. Остальные участники группы должны угадать передаваемую эмоцию и охарактеризовать ее»

Занятие №1

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Автор занятия: Сырчина Ирина Николаевна, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»
Цель занятия: овладение способами развития своей эмоциональной гибкости, приемами регуляции эмоционального состояния в ситуациях профессионального обучения профессиональной деятельности.
Компетентностный результат: применять приемы саморазвития эмоциональной гибкости в деятельности.
Материалы и оборудование: карточки с названиями эмоциональных состояний для упражнения «Угадай эмоцию», БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний (приложение 1), Кейс ситуационных задач (приложение 2).

Читайте также:  Ораторское мастерство, как овладеть искусством речи

Вводная часть

Проблемный этапКаждый день нашей жизни наполнен различными ситуациями. Мы учимся, работаем, общаемся. Люди, с которыми мы сталкиваемся; события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть. Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли в нашей жизни складывается хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.Мир чувств и эмоций очень сложен  и  многообразен. Всем известно,  как  трудно  бывает   рассказать  о своих чувствах, выразить переживания словами. Эмоции мы чаще видим через внешние выражения мимики, жестов, движений и поз человека.

Разминка «Угадай эмоцию» [1;105]

Цель: познание особенностей эмоциональных состояний и их влияния на жизнедеятельность и работоспособность человека.

Описание процедуры: Раздаются карточки с названиями эмоций. Список эмоций для отработки: Интерес, Печаль, Радость, Удивление, Обида, Раздражение, Стеснение, Гнев, Нежность, Страх, Тревога, Ярость, Стыд, Презрение и др.Инструкция: «Каждый, получивший карточку, должен без слов выразить указанную эмоцию. Остальные участники группы должны угадать передаваемую эмоцию и охарактеризовать ее»

Вопросы для обсуждения:

Каким образом эмоции влияют на деятельность и общение человека?

Вывод:

Действительно эмоции влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Такие как радость, интерес, вдохновение побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. А такие, как печаль, скука, раздражение, тревога расслабляют и парализуют силы человека.

Этап постановки цели

Вопросы для обсуждения:

А как часто вы испытывается негативные эмоции, которые мешают установлению взаимоотношений при общении и снижают работоспособность?

Упражнение «Мои эмоциональные состояния»

Цель: выявление актуальных негативных эмоциональных состояний.

Важно

Описание процедуры:

Студенты работают индивидуально в рабочих тетрадях.Инструкция: Охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение: «В последнее время я…….

чаще всего я бываю…
Веселый Грустный
Доброжелательный Раздражительный
Активный Пассивный
Миролюбивый Агрессивный
Уверенный в себе Тревожный
Увлеченный Безучастный
Работоспособный Обессиленный
Выдержанный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Воодушевленный Подавленный
Спокойный Возбужденный

Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний:

  • Эмоциональная напряженность: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.
  • Проявления утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность.
  • Эмоциональная подавленность: тревога, грусть, печаль, уныние.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы считаете, есть ли люди, не испытывающие негативных (отрицательных) эмоций?
  2. Можно ли контролировать негативные эмоции?
  3. Что может случиться с теми людьми, которые не управляют своим отрицательным эмоциональным фоном жизни?

Вывод: Каждый человек в жизни испытывать те или иные негативные эмоциональные состояния. Эмоции – это язык нашего организма. Если негативные эмоции прятать в себе, игнорировать, то они со временем могут материализоваться в теле, вызывая такие симптомы, как: гастрит, язва, сердцебиение, инсульт и прочие неприятности. Свои собственные эмоции человек должен научиться распознавать и научиться управлять ими.

Сегодня целью нашего занятия является обучение приемам эмоциональной саморегуляции или, другими словами, как научиться управлять своими эмоциями.

Тема занятия записана в рабочей тетради:

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Основная часть

Поисковый этап

Важно

Описание процедуры:

Обучающиеся в ходе мини-лекции работают с понятиями в рабочей тетради. После мини-лекции преподаватель контролирует успешность выполнения задания через фронтальный опрос.

Мини-лекция «Эмоциональная гибкость»

Человек, умеющий управлять своими негативными эмоциями, обладает таким бесценным качеством как эмоциональная гибкость. Вообще понятие гибкость – это умение проявлять себя разнообразно: мыслить, действовать нешаблонно (нестереотипно).

Гибкость – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям.

Совет

Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, меняющихся условий.

Гибкость эмоциональная – способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

Под эмоциональной гибкостью понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (выразительности) и эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость характеризуется способностью управлять эмоциями, настроением, способностью преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; спонтанность проявления своих состояний, умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.Большое значение эмоциональная гибкость имеет в профессиональном становлении личности. Эмоционально нестабильный человек может быть подвержен «эмоциональному выгоранию».

Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел). Это профессиональная деформация личности (В.В. Бойко)

Признаки: чувство эмоционального истощения, изнеможения, негативное отношение к тем, с кем работаешь, негативное самовосприятие.

Обратите внимание

Главным инструментом для профилактики эмоциональное выгорание является способность человека управлять своими эмоциональными состояниями, не «застревать» в них, умение оказывать самопомощь в напряженных ситуациях.

Существует ряд психологических приемов эмоциональной саморегуляции, направленных на эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.

  1. Приемы, связанные с управлением дыханием
  2. Приемы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
  3. Приемы, связанные с воздействием слова
  4. Приемы, связанные с использованием образов

Практический этап

Практическое задание

Форма обучения: групповая. Работа в микрогруппах по подбору и отработке способов и приемов эмоциональной саморегуляции.

Метод обучения: анализ конкретных ситуаций (работа с ситуационными задачами).

Инструкция: «Группе необходимо разделиться на микрогруппы по результатам самоисследования своих эмоциональных состояний. Каждой группе предлагаются конкретные ситуации, которые чаще всего провоцируют эмоциональную нестабильность человека.

Необходимо оценить эффективные и неэффективные модели поведения в эмоционально травмирующей ситуации и, используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации, записав их в свою рабочую тетрадь.

подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой.

1 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной напряженности: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности).

Совет

2 группа. Работает с изменением состояния утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект восстановления (ослабление проявлений утомления).

3 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной подавленности: тревога, грусть, печаль, уныние. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект активизации (устранение эмоциональной подавленности).

В КЕЙС ситуационных задач входят различные напряженные ситуации, связанные с деятельностью, обучением и общением.

Группы работают15мин, готовя сообщение по плану заданий:

  1. раскрыть содержание выбранных приемов эмоциональной саморегуляции;
  2. обосновать выбор данных приемов саморегуляции для ситуаций, рассматриваемых группой;
  3. продемонстрировать некоторые приемы, обучив им всю группу».

Каждая группа представляет свое сообщение, слушающие могут в конце задать вопросы, высказать собственные суждения.

Заключительная часть

Этап оценки

Студенты подводят итоги своей работы на занятии, продолжая по очереди незаконченные предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. теперь я могу…
  3. я попробую…
  4. урок дал мне для жизни…
  5. мне захотелось…

Уровень освоения приемов саморегуляции оценивают, используя шкалу:

шкала овладения приемами эмоц саморегуляции

не овладел 0____1____2____3____4____5 овладел

Домашнее задание

Естественные способы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции, которые предотвращают накопление остаточных явлений перенапряжения, способствуют полноте восстановления сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма:- смех, улыбка, юмор;- размышления о хорошем, приятном;- различные движения типа потягивания, расслабления мышц;- наблюдение за пейзажем;- рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;- купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;- вдыхание свежего воздуха;- высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Домашнее задание:

Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные способы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.

Источники литературы:

  1. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка. Психологический тренинг. С-Пб., 2007.
  2. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебно-методическое пособие, М., 2001.
  3. Семенова Е.М. Советы психолога учителю. Тренинг эмоциональной устойчивости. М., 2002.
  4. http://PSIHOLOGU.info
  5. http://iemcko.narod.ru

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-80444.html

Персональная гибкость руководителя – Четвертое измерение

На сегодняшний день, гибкость является одним из основных требований к высокоэффективному руководителю, команде или организации в условиях постоянных изменений.

Под гибкостью понимается способность человека изменять собственные мысли и действия согласно требованиям ситуации, не изменяя при этом своим ценностям и убеждениям.

От степени развития этого навыка зависит насколько руководитель способен действовать в ситуации неопределенности, быстро адаптироваться к изменениям и находить новые возможности и способы принятия решений.

Гибкость бывает интеллектуальной и поведенческой, что проявляется в способе мышления человека и его моделях поведения. Преимущества наличия гибкости, как интеллектуальной, так и поведенческой, очевидны. Гибкий человек легче воспринимает изменения во внешнем мире, кроме того, гибкость помогает человеку разрешать внутренние и внешние конфликты.

Если рассматривать проявление гибкости у менеджмента компаний, то очевидна взаимосвязь между гибкостью мышления руководителя и его способностью обнаруживать различные точки зрения, а следовательно, тщательно исследовать ту или иную проблему. Кроме того, сделав свое мышление и поведение более гибким и подвижным, руководитель может сохранять спокойствие и трезвость мышления даже в самых критических и динамичных ситуациях.

Как мы думаем и обобщаем 

Что же мешает нам быть гибкими? Любую нашу деятельность направляют ментальные модели — это общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах, кроме того это убеждения и верования, на которые мы ориентируемся в жизни.

Ментальные модели направляют наши действия и дают нам ощущение стабильности. Мы безудержно отстаиваем свои позиции и убеждения, и воспринимаем через них мир.

Но, оценивая эти модели по критериям, насколько они способствуют достижению человеком своих целей и помогают адаптироваться к изменениям, можно выделить продуктивные и непродуктивные ментальные модели.

Если ваша модель приводит к феномену «избирательной успешности» — когда в одних ситуациях вы успешны, а в других, очень похожих, достигаете провала, то это свидетельствует о том, что она непродуктивна.

Обратите внимание

Так к непродуктивным ментальным моделям, как правило, относятся шаблоны, стереотипы и ментальные конструкты.

Читайте также:  Болезнь альцгеймера - симптомы, лечение, причины, стадии

Теперь подробнее:

  • Шаблоны представляют механический, неосознаваемый поступок или убеждение относительно определенного явления, рационально объяснить причины которого человеку не представляется возможным. Например, «чтобы не сглазить, нужно постучать по дереву», «чтобы быть здоровым, следует питаться три раза в день». Их положительной стороной является то, что они подсказывают нам как вести себя в определенной ситуации, легко выполнить привычную деятельность, но при этом, сильно упрощают окружающий мир
  • Стереотипы — это однообразная, повторяемая модель мышления или поведения, наше восприятие и интерпретация информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. По своей сути, это «социальный рефлекс». Например, «в банках опасно держать деньги, потому что если банк прогорит — никто деньги не вернет». Как могут влиять стереотипы на принятие решений руководителем? Он может делать выборочный анализ информации, принимать во внимание только те факты, которые подтверждают его цель, игнорируя те, которые ей противоречат. По отношению к персоналу, руководитель может заниматься навешиванием «ярлыков» на сотрудников или отделы
  • Когда речь идет о «ментальных конструктах», подразумевают под этим совокупность убеждений человека, которые базируются на приобретенном ранее положительном или негативном опыте, и которые направляют его действия в определенных ситуациях. В управлении бизнесом это может проявляться в виде установок «все нужно делать самому, если хочешь получить достойный результат», «маркетологам лишь бы деньги компании тратить»

Все эти модели приводят к ограничению нашего восприятия происходящего, не позволяют мыслить объективно и видеть новые возможности для изменений.

Как мы можем изменить наши ментальные модели? Для начала необходимо научиться их распознавать. Если вы можете определить, что в этой ситуации вы действовали по шаблону или стереотипу, это уже половина успеха. Далее следует их переоценить, т.е.

проанализировав, понять, эта модель продуктивна или нет. Если вы определяете ее как непродуктивную, ее необходимо заменить.

Кроме того, необходимо осознанно развивать многовариабельность решения задачи или ситуации, и постепенно вы сможете выйти на уровень системного мышления: вы станете способны отслеживать и понимать причинно-следственные связи.

Поведенческая гибкость 

Также как и интеллектуальная, поведенческая гибкость может иметь две модели проявлений:

  1. Адаптивная позволяет добиваться необходимых целей с учетом собственных интересов, особенностей ситуации и включенных в нее людей
  2. Дезадаптивная, наоборот, не дает такой возможности, либо цели достигаются с нарушением своих интересов, игнорированием ситуации и окружающих

Проявлениями дезадаптивного негибкого поведения могут быть упорство, сопротивление, затягивание, перфекционизм, фиксация, неудовольствие, расфокусированность и другое. Рассмотрим некоторые типичные модели негибкого поведения:

  • Чрезмерное упорство может проявляться в ситуации, когда мы продолжаем работу над тем, что потеряло уже свою ценность. Например, во время подготовки к переговорам вы продумали набор аргументов для убеждения оппонента. Во время переговоров, после озвученных некоторых аргументов, ваш оппонент согласился с вами, однако вы продолжаете излагать свои аргументы дальше, когда в них уже нет необходимости
  • Нездоровый перфекционизм — это стремление вкладывать в достижение цели больше усилий, чем нужно. Для решения каждой из задач, которые перед нами ставит жизнь, требуется определенное количество работы. Если мы делаем слишком мало, то не достигаем цели. Если же делаем слишком много — растрачиваем наши ресурсы попусту («гора родила мышь»)
  • Избыточная фиксация на чем-то — это зависание на пути к цели, оно заблокировано нашей зависимостью от ка-кого-либо внешнего фактора. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, мы остаемся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не сможем снова продолжить работу над этим же проектом
  • Сопротивление — это нежелание или отсутствие способности отказаться от своих предыдущих занятий, целей и действий в ситуациях, когда обстоятельство требуют кардинальных изменения курса

Адаптивная поведенческая гибкость дает возможность выбирать одну из пяти моделей поведения: спонтанное, пассивное, настойчивое, агрессивное и адекватное в зависимости от ситуации:

  • При спонтанном поведении человек легко выражает свои чувства и желания, освобождая себя от условностей и получая возможность быть самим собой. Такая модель поведения может способствовать появлению новых нестандартных идей и решений, выступать в качестве воодушевляющего средства, позволять «разрядить» ситуацию и снять напряжение, а также в случае его проявления у руководителя сократить дистанцию между ним и подчиненными
  • Пассивное поведение, как готовность подчиняться внешним обстоятельствам и отсутствие любых волевых действий, в отдельных ситуациях может быть использована в качестве тактического хода или выжидательной позиции
  • Агрессивное поведение может быть эффективным в ситуациях, когда назревает кризис и необходимо взять контроль в свои руки и достичь результата в минимальные сроки. Кроме того, руководитель абсолютно уверен, что предлагаемый им вариант решения является единственно верным в сложившейся ситуации
  • Настойчивое поведение проявляется в упорном достижении сознательно поставленной цели и отстаивании своей позиции, сопряженной с адекватной аргументацией. Такое поведение эффективно в ситуациях, когда руководитель четко представляет свою цель и знает оптимальный способ ее достижения. В отдельных ситуациях чрезмерная настойчивость может переходить в упрямство или восприниматься как агрессивность
  • Адекватное поведение способствует самостоятельному решению своих проблем при помощи оптимального способа межличностного взаимодействия, позволяет гибко выбирать нужную форму поведения, сообразно людям и обстоятельствам, в которых действует руководитель. Данная модель поведения позволяет получать большую отдачу от общения с людьми, необходимую поддержку от коллег и выстраивать продуктивные взаимоотношения в коллективе, а также способствует укреплению авторитета руководителя и улучшает доверие со стороны коллег и подчиненных

В чем может проявляется поведенческая гибкость? Когда наше поведение и эмоциональные реакции адекватны ситуации. Например, мы проявляем сильные эмоции на важные события, а слабые эмоции на незначительные. Неадекватные же эмоциональные реакции блокируют эффективное взаимодействие с другими и приводят к непониманию со стороны окружающих и возникновению конфликтов.

Осознание своих ментальных и поведенческих моделей приводит к пониманию того, что ограничивает нас в достижении более высоких целей и мешает увидеть новые возможности в условиях постоянно изменяющейся реальности.

Источник: http://4izmerenie.com/masterskaya/flexibility

Эмоциональная гибкость учителя как интегрирующая характеристика педагогической деятельности

Эмоциональная гибкость – это интегральная характеристика личности учителя, способствующая оптимизации педагогической
деятельности, общения, психического состояния учителя и учащихся.

Основные факторы развития эмоциональной гибкости учителя представляют собой сочетание личностных качеств, объединенных в

блоки:

эмоциональная устойчивость: удовлетворенность жизнью, склонность к переживанию страха, склонность к переживанию гнева, эмоциональную устойчивость
позитивная эмоциональная экспрессивность: склонность к переживанию радости, сензитивность к себе, спонтанность проявления своих состояний

Психологическим условием развития эмоциональной гибкости
учителя является повышение уровня самоотношения.

Структура педагогической гибкости включает три вида:

Эмоциональная гибкость — это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию. Эмпатия — образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение.

Основу эмпатии составляют:

-эмоциональная отзывчивость,

-разум

-рациональное восприятие окружающего

Литература:

1) Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.www.diplomnic.ru/rabota/14560.html

2) Митина Л. М., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. М., 2001 г.

40. Педагогическая компетентность (психологическое содержание, условия и динамика развития).

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Важно

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская , экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности – процесс цикличный.Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя.

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности.

Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • управленческий аспект : как учитель анализирует, планирует, организует ,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • психологический аспект: как влияет личность учителя на учащихся, как педагог учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • педагогический аспект: с помощью каких форм и методов учитель ведет обучение школьников.

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Литература:

1) Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. М.: ИЦ «Академия», 1998.

Источник: https://cyberpedia.su/13xaaf8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector