Фатализм – это что такое, примеры фатализма

Фатализм

Глава из новой книги архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой “Любовь долготерпит”

Что такое фатализм?

– Владыка, мне бы хотелось, чтобы Вы ответили на вопрос одного нашего очень внимательного пятнадцатилетнего читателя Пети Б. из Москвы.

«В своих беседах Вы часто подчеркиваете, что человек не марионетка в руках Бога, что Бог никогда не лишает человека права выбора, – пишет Петя.

– Но тогда скажите, что в жизни неизбежно, что в ней предопределено, а что нет? И что же такое фатализм?»

– Фатализм – это миф, это идол неизбежности. Ведь рок или фатальность – это то, что отрицает свободу воли человека, а значит, и ответственность за его дела и поступки. Это состояние, когда человек заранее себя обрекает на роль пассивного наблюдателя за событиями.

Но ведь это только кажущаяся безответственность – на самом деле человек всегда ответствует за бездеятельность, потому что есть Высший суд. Это не суд в привычном понимании, когда человека судят по свершенному им, это суд нравственный, который определяет то, что человек мог бы сделать, но не сделал.

Это как в притче о талантах, рассказанной Христом Своим ученикам.

Один человек, «отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе… Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно также получивший два таланта приобрел другие два, получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф. 25. 14– 18). Когда же хозяин вернулся, он потребовал от своих рабов отчета: «получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «Господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю». (Мф. 25. 19 – 21). То же про изошло и с рабом, которому господин дал два таланта. И вот подходит тот, кому он дал один талант, и говорит: «Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант своей в земле; вот тебе твое» (Мф. 25. 24–25). Он закопал свой талант из страха, вот его логика: я боюсь, что я его потеряю, а господин с меня потом спросит, поэтому лучше ничего с ним не делать, а просто закопать. И дальше Христос рассказывает о том, как поступает господин: «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с при былью». (Мф. 25. 26–27). И дальше он поступает, казалось бы, несправедливо – он забирает талант и отдает его уже имеющему десять талантов – «ибо всякому имеющему даст ся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25. 29).<\p>

– Почему так, казалось бы, несправедливо?

– Потому что когда человек преумножает то, что Бог ему дает – а нам всем что-то дается, то он вкладывает в это свое умение, свои силы, идет на риск, это не бездействие, это путь навстречу Богу. Такой человек становится соработником Бога .

А вот фатализм – это бесплодное существование, когда человек, во-первых, не берет на себя никакой ответственности, во- вторых, отрицает, что его воля может проявляться и способствовать появлению какого-то нового качества, и, в-третьих, фатализм – это идол неизбежности, когда человек начинает поклоняться тому, что он ничего не может изменить. Многие порой даже не осознают, что они грешат фатализмом, грешат тем, что не желают активно участвовать в этом мире.<\p>

– А в чем отличие та кой бездеятельной позиции от ситуации, когда человек полагается на волю Божью?

– Это совершенно разные вещи. Положиться на волю Божью – это ждать, что Бог ответит на твой призыв. Но ведь ожидая волю Божью, человек молится, он просит: «Господи! Да будет воля Твоя!», и даже если при этом он внешне ничего не предпринимает, он активно участвует в Богообщении, он прилагает свою волю, показывая готовность принять Божью.

Обратите внимание

Человек начинает выстраивать свою жизнь согласно Заповедям, он начинает творить добро – все это требует не просто активности, а мобилизации всех внутренних сил. И совсем другое дело, когда ты свою волю никак не проявляешь, и тогда в этом безволии человек до пускает до себя разрушительные, сатанинские силы.

Отсюда, как результат, состояние безысходности, обреченности, депрессии, нежелания что-то менять. Поэтому фатализм греховен еще и тем, что ведет к отказу от всякой активности и от своей собственной воли, тем, что в основе его лежат отрицание того, что человек наделен таким Божественным даром, как свобода воли и вы бора.

<\p>

– Но ведь очень часто действительно бывают ситуации, когда человеку ничего не остается, как сказать: «Ну все, я ничего поделать не могу!»

– Смотрите, человек не может до конца исполнить Заповеди Божьи: ведь если бы мы могли, то мы сами бы себя и спасали – написали моральный кодекс и выполняли бы, зачем тогда Бог? Но спасаемся-то мы не сами, спасает нас Христос, спасает Благодать Божья.

И часто бывает, что когда человек задумывается над своей греховностью, над своей жизнью, то у него может возникнуть ощущение своего бессилия, невозможности что- то изменить или даже чувство обреченности .

И это состояние безысходности, о котором мы сейчас говорим, – это результат потери человеком одной из христианских добродетелей.<\p>

– А что это за добродетели?

– Есть три христианские добродетели: Вера, Надежда и Любовь. И Любовь из них высшая. Потому что никогда не упразднится.

Мы сейчас живем в земном мире, и верим в мир небесный, но когда мы туда переселимся, то вера уже будет не нужна, ведь мы при обретем созерцание Бога. Мы надеемся, но когда мы перейдем в мир иной, наша надежда уже будет реализована.

Поэтому останется только Любовь, она одна не упразднится, и если ты имел ее здесь, то будешь иметь ее и там…

Так вот, потеря надежды на свои силы, в то, что Бог их дал для того, чтобы мы могли изменить свою жизнь, – вот это лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но ведь человек действительно не марионетка.

И Бог всегда, даже в последний миг человеческой жизни, дает ему возможность эту жизнь изменить. Вспомним разбойника, который раскаялся, когда уже был распят на кресте.

<\p>

– Но для этого надо увидеть Бога, поверить в Него, а это трудно.

– Конечно, потому что это внутреннее действие. Смотрите, как трудно бывает встать с утра и прочитать утренние молитвы – хотя, казалось бы, чего уж легче: поднялся на 15 минут раньше, взял молитвослов и перед иконой прочитал. Ведь часто мы гораздо больше сил и времени отдаем на вещи гораздо менее важные, но помолиться – труднее, потому что тут требуется внутреннее усилие.

Важно

Бог при рождении наделяет всех даром веры – сказано: Христос просвещает всякого человека, приходящего в мир. Когда человек рождается, то в нем уже есть образ и подобие Божье. Образ – это те таланты, которые нам даются, а подобие – это та заданность, к которой человек должен стремиться, чтобы совершить свое спасение.

Вот это очень важно: наделяя человека определенными способностями, Бог пишет в его сердце, в его душе какую-то цель . И человек может все свои таланты направить на то, чтобы эту цель определить и потом исполнить, а может, подобно рабу, закопавшему свой талант, ничего не определять и не исполнять.

Но ведь если ты познал то, что Бог написал в тебе, распознал ту надпись, которую Бог сделал в твоей душе, то ты познаешь и автора. Сказано: «Познай себя, и ты познаешь Бога».

<\p>

– Получается, что человек правильно чувствует факт существования некоей предопределенности, той самой задачи, которая предначертана ему Богом, но может путать эту заданность, например, с фатализмом, с некоей неизбежностью в судьбе.

– Конечно, Господь дает эту заданность, и чело век должен распознать ее в своей душе и исполнить. Но в то же время он волен ее и не распознавать, и не исполнять. Если он распознает ее и реализовывает, то в этом спасение человека, потому что это исполнение воли Божьей, соединение воли человека с волей его Творца.

Тут происходит «обожение» как некое состояние единения с Богом. А когда человек отказывается выполнять волю Божью, то он, естественно, ищет оправдание, в его сознании рисуются ложные картины мира. Отсюда языческое поклонение идолам, ложным богам – суевериям, приметам, фатуму, звездам .

<\p>

– Наверное, это самый трудный вопрос – как распознать то, что в тебе написано Богом.

– Церковь – дом Божий на земле, место, где Святой Дух действует особым образом – это то место, где человек может проверить себя.

У нас есть много свидетельств того, как Святые отцы, обладающие даром предвидения, прозорливостью, направляли и научали людей.

Напри мер, святой праведный Иоанн Кронштадтский, обладавший удивительным даром прозорливости, принимавший тысячи людей .<\p>

– А предвидение существует?

– Бывает, что будущее открывается нам, когда Господь оберегает нас от чего-то. Душа наша обладает такими Божественными качествами, как вечность, бессмертие, а значит, она способна воспринимать будущее, хотя нам, в силу того, что мы сами живем во временных отрезках, трудно это представить. Но ведь прозорливость, дар предвидения – это колоссальная ответственность.

С одной стороны, можно действительно предостеречь человека, но с другой – есть риск, что при этом ты парализуешь его волю.<\p>

– В Библии будущее часто открывается людям ангелами, они предвосхищают какие-то глобальные события в истории человечества: Архангел Гавриил благовестил Богородицу о рождении Иисуса, он же сообщил о рождении Иоанна Предтечи.

– Да, ангелы принадлежат к миру небесному, по этому, имея знания о человеке, они сообщают ему их. А вот способность услышать своего Ангела Хранителя зависит от самого человека, от его чисто ты, от степени его религиозности и воцерковленности.<\p>

Читайте также:  Субличность - что это такое в психологии, работа с субличностями

– То есть ангелы могут быть вестниками Божьими и для нас?

– Конечно, при крещении каждому человеку дается Ангел Хранитель, и он осуществляет посланническую миссию. Само слово «ангел» означает «посланник, вестник», возвещающий какую-то весть от Бога. Неслучайно слова «Евангелие» (т.е. «благая весть») и «ангел» имеют общий корень. И Ангел Хранитель не только оберегает нас, наставляет, охраняет, но и ищет возможности сообщить волю Божью человеку.

Возможность услышать голос Ангела Хранителя зависит от постоянного молитвенного труда.

Совет

Человека иногда можно сравнить с радиоприемником, и если он имеет хаотическую жизнь, если он сам говорит то одно, то другое, как приемник, у которого крутят шкалу, то тогда ему самому бывает очень трудно распознать, где та волна, на которую нужно настроиться.

И тут много зависит от молитвенного труда. Есть простые вещи, которые порою кажутся банальными. Сказано, что чело век должен с утра молиться – это так же обязательно, как умываться. Душа должна пробудиться, и это пробуждение происходит через молитву.

И в утреннем правиле есть молитва твоему Ангелу Хранителю, которая создает настрой чело века, помогает воспринимать волю Божью. В этой молитве мы просим нашего Ангела Хранителя, чтобы он предстоял за нас перед Богом.<\p>

– А что такое День ангела, как его правильно провести?

– День Ангела – это день святого, в честь которого мы названы. Вообще, наречение именем – это очень важный момент. В Библии есть эпизод, мы уже говорили об этом, когда Бог сотворил животных, привел их к человеку и попросил его назвать их.

Ведь назвать, это, во-первых, определить суть, а во-вторых, определить свою власть над тем, кому дал имя. И когда во время Таинства Крещения идет наречение именем – то это определение власти Христа над человеком.

Поэтому неслучайно, если человек ушел в секту, где ему дали другое имя, то при возвращении из секты мы ему снова читаем молитву на наречение именем – возвращаем ему христианское имя. И вместе с именем человек получает и Святого, в честь которого он назван. В День ангела человек должен обязательно причаститься, т. е.

соединиться с Богом в Таинстве Причастия, естественно, исповедовавшись перед этим. На Руси День ангела всегда считался выше, чем день рождения, потому что напоминал человеку о его Божественной сути.

Иногда нашу совесть называют голосом нашего Ангела Хранителя, и именно она подсказывает человеку, в чем его предназначение,<\p>

– Наверное, это самый главный вопрос.

– Да, и это вопрос духовного опыта.<\p>

– А человеку дано почувствовать, исполняет ли он волю Божью?

– Конечно, дано. Это ощущение, когда человек наполняется добром, светом, в таких случаях говорят: «Он весь светится». И можно совершенно четко сказать, что когда человек не исполняет волю Божью, то ему дано по чувствовать пустоту, свою богооставленность, нежелание жить.<\p>

– Это то, что называется «болит душа»?

– Да, но бывает, что люди творят зло и чувствуют себя комфортно в силу духов ной неразвитости. Тут нет стандарта, каждый человек неповторим, и душа каждого неповторима – у Бога всего много.

Может быть, душа у человека болит «правильной болезнью» – когда, например, у человека настолько обострено чувство ответственности за весь мир, что он начинает молиться за него. Нельзя взять и сказать, что раз у тебя болит душа, то, значит, ты что-то де лаешь не так… Может быть , ты, наоборот, принимаешь на себя много.

Обратите внимание

Определение воли Божьей о себе – это опыт Богообщения, тут нет стандартов, ведь у каждого свой путь к Богу, только ему ведомый и своя встреча с Ним.

Источник: https://www.pravmir.ru/fatalizm/

Фатализм – это.. Определение термина. Фатализм в философии :

С самых древних пор люди пытались найти объяснение тому, чего не понимали. Боги, мифические существа, суеверия – всё это было актуально лишь потому, что знания тех времён не позволяли адекватно объяснить теперь уже простые вещи. Например, почему заходит солнце или почему в морях бывают штормы. В те же времена появилось и такое понятие, как фатализм.

Что такое фатализм

Определение этого термина в переводе с латыни обозначает “предопределённое судьбой”. Согласно мнению приверженцев этого мировоззрения, любое действие, происходящее в мире, является частью некоего сценария, на который невозможно повлиять.

Несмотря на то что как мировоззрение фатализм – это довольно распространённое явление, “убеждённых фаталистов” как таковых не существует. Наглядным примером этого может послужить очень меткая цитата Стивена Хокинга: “Я заметил, что даже те, кто верят в судьбу, смотрят по сторонам, когда переходят дорогу”.

Виды фатализма

Можно выделить три основных вида фатализма:

  • Бытовой, или обывательский.
  • Теологический.
  • Рационалистический.

Бытовой, или обывательский, фатализм

Бытовой пессимизм – это синоним фатализма. Он подразумевает влияние на человека “тёмной” судьбы. Подобное мнение возникает у всех людей в той или иной мере. Каждый человек хоть раз сетовал на судьбу из-за различных неприятностей, возникающих в жизни.

Чаще всего проявлению обывательского фатализма способствуют неприятности, возникающие на фоне стресса. В такие моменты человек стремится переложить вину за то или иное происшествие на других людей. Если это не представляется возможным, то тогда вина перекладывается на неведомые силы, которые якобы поспособствовали неудаче.

Теологический фатализм

Под теологическим фатализмом подразумевается влияние всемогущего божества на все процессы, происходящие на земле. Фатализм судьбы, в теологическом смысле, означает то, что всё изначально было предрешено богом, который распределяет и пишет судьбы.

При таком типе фатализма подверженные этому мнению люди пытаются найти поддержку своим действиям, ссылаясь на уже предрешённую судьбу.

Кроме того, приверженцы этого мнения пытаются придать своим жизням некий смысл – всё то, что происходило в их жизни, не является случайностью и было предрешено с самого начала.

Теологический фатализм разделяет приверженцев на два лагеря:

  1. Тех, кто верит в концепцию абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм, янсенизм).
  2. Тех, в чьих представлениях свобода воли сочетается с судьбой (католицизм, православие).

Согласно мнению первой группы, бог ещё до рождения каждого человека написал сценарий их жизни, а также распределил души тех, кто попадёт в ад, и, наоборот, тех, кто попадёт в рай. Приверженцы этого мнения полностью отрицают свободу воли человека и ответственность за его поступки.

Теологический фатализм в философии – это то явление, которое применимо почти ко всем религиям, однако в некоторых из них, в частности в православии и католицизме, вопрос о таком жёстком отборе рассматривается с другой точки зрения.

Эти учения говорят о том, что каждый человек волен сам решать, как ему поступить, и на основе его выбора будет решено, спасётся его душа в раю или попадёт в ад.

Однако если брать полную историю христианства, то вся его концепция глубоко фаталистична, так как будущее уже предписано в Апокалипсисе.

Рационалистический фатализм

Рационалистический фатализм, или также логический фатализм, – это мнение, согласно которому то, что происходит сейчас, – результат всех прошлых принятых решений. Впервые эту сущность фатализма высказал древнегреческий философ Демокрит. Он установил, что раз всё, что происходит в этом мире, имеет свою причину, значит, случайностей как таковых не существует.

Иначе говоря, этот тип подразумевает непрерывную связь всех причин и следствий, которые появляются в обязательном порядке. Каждое решение, принятое человеком в жизни, привело его к тому, что он находится в этом месте и в это время.

Важно

Это означает почти то же самое, что и в случае теологического фатализма, с той лишь разницей, что в роли бога выступает необходимое следствие, которое произойдёт в любом случае.

В XIX и XX веках появилось новое направление этого вида фатализма. Оно подразумевало генетическую предрасположенность человека к девиантному поведению. Это мнение устанавливало связь между преступными наклонностями родителей и их детей. Другими словами, некоторые особенности характера могут передаваться по наследству и оказывать влияние на поведение человека.

Механический детерминизм

Механический детерминизм послужил основой для появления такого понятия, как рационалистический фатализм. Это тот принцип, в котором заключается следующее: если есть отдельно взятая точка, её скорость, местонахождение и направление известны, то можно абсолютно точно определить, где и когда эта точка будет находиться.

По сути, это является лишь обычным механическим графиком. Но этот принцип можно применить и к философии. Если принять точку за человека, то по вытекающим событиям по ходу его движения можно определить его судьбу.

Проблема этой теории лишь в том, что подобные расчёты неподвластны человеку, для их проведения нужен специальный “наблюдатель”.

Приверженцы фатализма считают, что причина и необходимость являются одним целым, любые случайности в человеческой жизни называются таковыми лишь из-за недостатка знаний, которые бы обуславливали то или иное событие.

Особенно механический фатализм просматривается в работах французского философа Поля Гольбаха.

Одно из его утверждений гласит: “Даже в хаосе шторма нет ни единой пылинки, которая расположена там случайно и не имеет причин там находиться, и действовать так, как она действует”.

Ранний фатализм

Фатализм – это то явление, которое на ранних своих порах развивалось в мифологии. Он рассматривался как неотвратимая зависимость людей и даже богов от судьбы, которая не имела никакой цели и была никому не подвластна. Во времена появления этого мировоззрения судьба ставилась даже выше, чем власть богов.

В Древней Греции верили в существование трёх “особых” богинь, богинь судьбы. Клото, Лахесис и Атропос. Первая богиня ткала нити судьбы, вторая определяла жребий, а третья в своё время обрывала нити. Согласно мифам древних греков, ничто не могло изменить судьбу, определённую этими богинями.

Мифологический фатализм в философии – это именно то, что породило множество других оккультных учений, например, астрологию. Несмотря на угасший интерес к фатализму у большинства людей, по сравнению с прошлыми временами сегодня большую популярность имеют различные практики, вытекшие из астрологии: гороскопы, гадания и другие.

Фатализм сегодня

Особую распространённость это мировоззрение имело на ранних стадиях развития общества. Сейчас оно не так популярно по нескольким причинам. Во-первых, многие философы не признают влияния так называемой судьбы на творческие процессы.

Считается, что процесс созидания не может являться заранее предписанным событием. Искусство, музыка, литература – всё это создаётся спонтанно, под влиянием озарения, вдохновения.

Поэтому для любого творческого человека является оскорблением списывание всех его результатов на судьбу.

Совет

Во-вторых, наука. На каждое научное открытие влияли сотни различных факторов и случайностей, и шанс того, что все изобретения есть лишь запланированные события, слишком мистичен и невероятен. И если даже научные открытия развиваются согласно написанному сценарию, то любые решения в жизни человека становятся лишь иллюзией выбора.

Читайте также:  Как пережить развод с мужем - советы психологов

Источник: https://www.syl.ru/article/179868/new_fatalizm—eto-opredelenie-termina-fatalizm-v-filosofii

Фатализм – что это простыми словами

Фатализм (c лат. fatalis «определённый судьбой») — вера в предначертанность судьбы каждого отдельного человека, каждой ситуации и судьбы всего мира в целом.

Концепция когда-то была популярной в научной и философской среде. Хранителем идеи фатализма сегодня является религия.

Понятие фатализма

Фатализм предполагает, что исход всей истории уже известен, поскольку был заложен изначально при основании мира.

Исходя из определения понятия, ничего не возможно изменить по собственному желанию. Даже если что-то изменится благодаря усилиям человека, значит так было предрешено судьбой, человеческая и божественная мотивация на краткий момент лишь соприкоснулась.

Термин имеет древние корни, но в своем современном понимании был сформирован благодаря ученым и философам детерминизма, среди которых:

  • Пьер Симон Лаплас;
  • Бенедикт Спиноза;
  • Готфрид Вильгельм Лейбниц.

А также частично:

  • Иммануил Кант;
  • Ульрих Цвингли;
  • Мартин Лютер и др.

Детерминисты перенесли обсуждение фатализма в плоскость смысла человеческой жизни и целесообразности стремлений и амбиций в отношении глобальных изменений.

Так Спиноза утверждал, что каждый отдельно взятый человек не более чем пылинка вселенной. И не считал возможным, чтобы пылинки имели возможность управлять обстоятельствами вокруг себя.

Таким образом фатализму стало присуще пессимистическое восприятие неизменной судьбы. Ведь даже если человек считает что-то неправильным или несправедливым, он не в состоянии повлиять на законы, установленные свыше.

Соответственно, любые попытки как-то повлиять на свою жизнь через призму фатализма лишены смысла и логики.

Фатализм в античности

Смиренное принятие своей судьбы, такой, какой её определили небеса, вместо бессмысленного сражения в битве, которую не выиграть, пропагандировали еще древнегреческие философы стоики.

Широкую популярность обрело их образное выражение своей идеологии в сравнении: «Идущего, судьба ведет, а упирающегося волочет крючьями». Общие смысл фатализма и философии стоиков идентичны. Это невозможность влияния на свою судьбу.

Отдельный человек рассматривался как мелкая деталь во всеобъемлющей сложной системе мироустройства, не имеющая права чего-либо в ней изменить. В этом были солидарны как эллинистическая, так и латинская классические школы.

Источник: https://web-informs.ru/fatalizm-chto-eto-prostymi-slovami/

Фаталисты и фатализм — это мы сами творим свою судьбу или лишь следуем предначертанному

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Тест. Вы попали в сложную жизненную ситуацию (со всеми бывает). По-вашему, это воля (перст) судьбы или же вы сами (или кто-то еще) виноваты в том, что произошло?

Вы будете выискивать знаки, которые подскажут куда нужно двигаться дальше, или будете принимать решение о выходе из сложной ситуации самостоятельно?

Проще говоря: вы фаталист или реалист?

Фаталист — кто это такой?

Фаталист (от латинского слова «fatalis» – роковой) — это человек, который верит в судьбу (ее неотвратимость) и беспрекословно ей покоряется. Он считает, что невозможно что-либо изменить, поэтому даже не стоит пытаться и прилагать усилия. Хорошо иллюстрирует такую жизненную позицию выражение — «чему быть, того не миновать».

Человек с такой жизненной позицией перекладывает ответственность за свои действия на волю рока, фатума (предопределенность) или бога. Поэтому он способен только стоять в стороне и смотреть в бездействии на происходящее. Все проблемы переносят со смиренностью (стоически) вместо того, чтобы что-то поменять в своей жизни и больше не попадать в подобные сложные ситуации.

Люди, исповедующие фатализм (учение о неизбежности событий, ибо им суждено произойти), беспрекословно соблюдают одно правило: плыть по течению, которое создаёт судьба, и не сопротивляться. У них присутствует «здоровый» скептицизм (граничащий с пессимизмом) по поводу того, что «рыпаясь» (проявляя инициативу) мы не может что-то глобально изменить.

Безвольная амеба или не все так плохо?

Да, при такой жизненной парадигме (мировоззрении) страдает волевая сфера человека. Остальные ведь считают, что должны делать свой личный выбор и поворачивать жизнь туда, куда им хочется — требуется лишь иметь сильную волю и чётко поставленную цель, к которой стоит стремиться. Фатализм же этого всего не предполагает (волю тренировать не на чем).

Но все не так печально, как кажется. Фаталист не будет стоять на рельсах в ожидании поезда (ибо так предопределено), равно как и в других подобных ситуациях он проявит волю и сделает шаг в сторону от грозящей ему опасности. Его фатальность проявляется не в конкретных бытовых вещах, а вообще в отношении к жизни.

С точки зрения такого человека (по сути, с моей точки) мы мало что может реально поменять. Да, можно активно сопротивляться судьбе (уехать из провинции, перебраться в другую страну, сменить работу) и даже будет казаться, что у вас все получается именно благодаря вашей инициативности.

Возможно, но не факт, что это приведет вас к чему-то лучшему. В провинции вы могли влюбиться, в своей стране встретить друга, а на старой работе может оказаться работать лучше, чем на новой. От добра добра не ищут, люди говорят.

Что приводит к фатальному восприятию мира

Станет ли человек фаталистом – это зависит от воспитания и дальнейших жизненных перипетий. Если родители сильно опекали ребенка, не давая самостоятельно решать сложные ситуации, то он не получит жизненный опыт и не будет уметь решать возникающие проблемы.

Когда он вырастает, то будет больше прислушиваться к мнению других, а не руководствоваться собственным, ибо он так привык с детства. Естественно, что в такой ситуации очень легко будет все списать на рок (фатум, неотвратимую судьбу).

К фатальности в поведение может привести и низкая самооценка, которая могла сформироваться от воздействия различных факторов. Например, от неуважения в кругу семьи и среди сверстников до наличия дефекта, который создавал комплекс неполноценности. Человеку неуверенному в собственных силах легче пустить свою жизнь «на произвол судьбы».

Портрет фаталиста

Если подвести итог, то это тот, кто:

  1. думает, что вокруг всё предрешено, и череда событий – это неслучайность;
  2. имеет пессимистическое мышление, поскольку нельзя избежать проблем при пассивном подходе ;
  3. не верит в собственные возможности и силы, ибо судьба сильнее;
  4. не возлагает на себя ответственности за всё, что с ним случается (злой рок);
  5. часто суеверен – верит в гороскопы и другие предсказания, поскольку оно уже где-то сформировано.

Получается, что это мой портрет, но вот только я себя в столь черном цвете почему-то не воспринимаю. Ну, да ладно.

Виды фатализма

Когда психологи детально изучали данную идеологию, то они выделили несколько различий и решили, что не так все однозначно и имеется как минимум 3 вида фатализма:

  1. Религиозный. Фаталисты этого толка считают, что судьба всех живущих была определена божественной сущностью. Какой именно – зависит от религии и веры данного человека.
  2. Они считают, что судьба ребенка уже предрешена до его рождения (и вся его жизнь, и каждый отдельный поворот, решение, которое он примет). Также у богов заранее есть ответ на вопрос, попадёт ли тот или иной человек в рай или ад.

  3. Логический. Парадигма распространилась от философа древности Демокрита, который говорил, что в мире нет случайности и все имеет свою причинную связь. Учение называется детерминизмом, а его суть хорошо передает выражение «эффект бабочки» (бабочка махнула крыльями на одном конце земли, а на другой пришел тайфун вызванный этим взмахом). Человек, который подвержен такому роду фатализма, считает, что сложившаяся сейчас ситуация уходит корнями в прошлое и вытекает именно из него. Все события взаимосвязаны и неслучайны. Мне нравится эта теория, а вам?
  4. Бытовой пессимизм (аля злой рок). Как правило, проявляется, когда человек находится в стрессовом состоянии, переполненный агрессией или отчаянием. Тогда вокруг все становятся виноватыми: коллеги, пролетевшая мимо машина, сильный дождь, чёрная кошка. Если это не успокаивает человека, то он всё перекладывает на высшие силы, которые настроены против данного индивида («злой рок довлеет над ним»).

Примерно так, но возможны и промежуточные варианты и ответвления.

Примеры из истории и литературы

Для того чтобы лучше понять, как ведут себя завзятые фаталисты, можно рассмотреть «королевский» пример. Густав III узнал о заговоре против него – его банально хотели убить. Поэтому он отправился на бал-маскарад с мишенью на груди, где в него и запустили стрелу, от которой он умер спустя некоторое время. Хотя по мне, это больше на мазохизм смахивает.

Еще пример. Некий генерал Унгер верил в предсказания и часто ходил к гадалке. Ее же подговорили ему сказать, что он, дескать, проживёт столько же, сколько и барон – его друг. Поверив в судьбу, генерал выделил охрану и стал беречь барона больше, чем самого себя. Но это, скорее, к суевериям имеет отношение.

В конце концов, можете изучить пятую часть «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Она так и называется – «Фаталист». Автор раскрывает свою точку зрения на эту идеологию жизни, отношение к ней и другие аспекты. Может быть, они совпадут с вашими или же вы после этого смените свою точку зрения? Кто знает…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку “Подписаться” Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/fatalist-ehto-chelovek-kotoryj-fatalizm.html

Фатализм: что это простыми словами

Фатализм, фаталист…Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? Возможно, вспомнится урок литературы в школе и произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», повесть «Фаталист». Мы не очень часто слышим это слово в современном мире, но с его проявлениями встречались все без исключения. Что же такое?

Фатализм в философии – это предопределение существования человека, его поступков некоей высшей силой. Невозможность что-либо изменить, исправить. Полное отсутствие выбора. Для одних – очень удобная жизненная позиция. Можно оправдать любые свои поступки. Для других – безысходность, безволие и оправдание своей бездеятельности.

С фаталистами схожи пессимисты. Но в отличие от последних, фаталистами движет девиз: Чему быть, того не миновать, не важно — хорошо это или плохо.

Истоки рождения фатализма

Фатализм, по-видимому, родился вместе с человеком. Необъяснимые природные явления, постоянное противоборство с ними рождало в людях усталость, обреченность. Появились первые божества.

На них перекладывалась часть ответственности за человека и его земной путь. Так, у древних славян нить судьбы плела богиня Мякошь. В древней Греции это были Мойры – три сестры.

Одна определяла жребий человека еще до его рождения, другая – плела нить человеческой судьбы, а третья ножницами перерезала эту нить и человек умирал.

Обратите внимание

Проводниками идей фатализма были и древние стоики. Они также считали, что все люди – это кусочки мозаики, которую складывают Высшие силы. Если человек стойко принимает все превратности судьбы, то она ведет его за собой. Ну, а если он решил сопротивляться – тогда судьба тащит его крючьями.

Читайте также:  Нейролингвистическое программирование - техники, примеры, приемы

Затем появилась философия детерминизма. Все происходящее в мире имеет свои причины. Любой случай – это стечение причин и обстоятельств, «беспричинные» случаи невозможны.

Виды фатализма

В психологии фатализм подразделяется на три вида:

  1.  Бытовой. И здесь мы вернемся к пессимистам. Это люди, которые даже в хорошем событии ищут плохое развитие события. При этом во всех неудачах своей жизни они винят других людей. Если среди последних виноватых нет, то «крайними» становятся высшие силы. Но ведь фаталистами и пессимистами человек не рождается. Очень часто причины такого поведения кроются в воспитании ребенка. Такую установку он получает от своих родителей, не сумевших реализоваться в жизни. Но случается и так, что повседневные неурядицы приводят человека к таким психологическим установкам, он не может найти пути решения проблемы. Некоторые интуитивно пытаются решить проблему: сменить место жительства, найти новую работу или изменить свое окружение. Иногда это помогает. Хотя прежде всего необходимо проанализировать причины своих неудач. Возможно, с помощью профессионального психолога решение проблем найдется быстрее.
  2. Теологический или религиозный. Приверженцы этой идеи считают, что все происходящее в мире спланировано Высшими силами, Богами или Богом. Все испытания даны «венцу творения» не случайно. Католицизм и Православие оставляют за человеком право выбора поступка или совершения «греха. От этого будет зависеть, как достойно пройдет он свой путь, так душа будет вознаграждена после смерти. То есть, человек несет ответственность за свою бездеятельность. Можно, наверное, сказать, что Христианство – оптимистический фатализм. Ведь основные христианские добродетели – Вера, Надежда и Любовь. Потеря одной из них, уныние, неверие в то, что Бог дает силы для изменения бытия – лежит в основе фатального взгляда на жизнь. Но человек – образ и подобие Бога. Образ – таланты и возможности, а подобие — способы развития этих возможностей, чтобы стремиться к совершенству и быть спасенным.
  3. Логический, рационалистический фатализм. Рационалистический фатализм обсуждается в научных кругах уже более двух тысяч лет, со времен Аристотеля. Встречается другое название – логический детерминизм. В основе этого учения лежат два постулата: первый – принцип необходимости, то есть, если это истина, то она необходима. Это принцип был безоговорочным во всех греческих философских течениях. Второй – принцип двузначности. Он выбирал одну из предыдущих альтернатив как истинную.

В мировой истории есть множество примеров фаталистического отношения к жизни. Самый известный из них – Гай Юлий Цезарь.

Предупрежденный об опасности, он из-за своей гордости отказался от телохранителей и был зарезан заговорщиками. В истории России ярким примером фаталиста является барон Унгерн.

Он уверовал в свою избранность, окружил себя предсказателями. И действительно, казалось непостижим образом оставался в живых в самых безвыходных ситуациях.

В современной жизни понятие «фатализма» стало несколько туманным, затихшим. Оно присутствует в ином качестве. Мифологический ранний фатализм породил оккультные науки: астрологию, хиромантию, различные виды гаданий и предсказаний. Кто же из нас хотя бы раз в жизни не пытался узнать свое будущее? Все это живо в наши дни, не так ли?

Заканчивая статью, надеемся, что ваша вера в себя, поможет избежать фатальных ошибок. В современном мире есть масса возможностей и путей решения проблем.

Источник: https://microzajmi.ru/fatalizm-chto-eto-prostymi-slovami/

Что такое Фатализм

Значение слова Фатализм по Ефремовой:

Фатализм — Вера в фатум, в неотвратимость судьбы, основанная на том, что все в мире предопределено и человек не в силах изменить что-л.

Значение слова Фатализм по Ожегову:

Фатализм — Вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой, роком

Фатализм в Энциклопедическом словаре:

Фатализм — (от лат. fatalis — роковой — fatum — рок, судьба), представлениео неотвратимой предопределенности событий в мире. вера в безличную судьбу(античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особеннохарактерна для ислама) и т. п.

Значение слова Фатализм по Религиозному словарю:

Фатализм — Представление о неотвратимой предопределенности событий в мире. Получил широкой распространение в ряде религий и философских систем, например, в стоицизме и исламе.

Значение слова Фатализм по словарю Ушакова:

ФАТАЛИЗМ, фатализма, мн. нет, м. (от латин. fatalis — роковой) (книжн.). Вера в фатум, в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто всё в мире предопределено и человек ничего не в силах изменить.

Значение слова Фатализм по словарю Даля:

Фатализм
м. лат. судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Основа исламизма — фатализм. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела. Фаталистическое верованье гибельно для нравственности.

Значение слова Фатализм по словарю Брокгауза и Ефрона:

Фатализм — вера в господство в мире и особенно в жизни неизбежного и неотвратимого рока. Фаталистические представления весьма распространены уже в народных мифологиях (см. Доля), причем роль решительниц предназначенной каждому участи играют особые существа в роде греч. мойр (см.) или рим. парк (см.).

Только позднее стало развиваться понятие о безличном роке (см.), или судьбе. Главная особенность всех этих мифологических представлений — уверенность в неизбежности назначенной участи, в неотвратимости того, что суждено: “чему быть, того не миновать”, или, как говорит Геродот, “того, что должно случиться по воле божества, не в силах отвратить человек”.

Такой фаталистический характер получало иногда и христианское учение о предопределении (см.), напр. у бл. Августина (с некоторыми оговорками) и особенно у Кальвина (без всяких смягчений). С особенною силою фаталистический взгляд на абсолютное предопределение развился в исламе (см.). Основная формула всякого Ф.

может быть выражена таким образом: “что бы человек ни делал, с ним случится непременно то, что ему на роду написано”, безразлично, будет ли это приниматься за веление слепого рока (судьбы) или за предначертание божественного промысла, заслужил ли человек свою судьбу, или, наоборот, она не стоит ни в каком отношении к его поведению. Главное в Ф.

— вера в то, что не только окружающие человека обстоятельства и разные случайности, которым он подвергается, но и самая воля человека подчинены некоторой высшей силе, направляющей и внешние условия его жизни, и внутренние мотивы всего его поведения к известному неотвратимому результату. Совершенную противоположность Ф. представляет собою учение о свободе воли (см.

), допускающее вопреки общему закону причинности (см.) возможность самостоятельного, т. е. ни от чего вне воли не зависящего, действия, или, что то же, возможность причин, которые уже не суть следствия других причин. Ф.

Важно

и учение о полной свободе воли, находясь во взаимном противоречии, одинаково устраняют возможность научного предсказания: первое из этих учений допускает действие некоторого рока, неизбежно осуществляющего свои предначертания, а другое постоянно вводит в жизненный процесс беспричинные действия людей, оказывающие, однако, влияние на общий ход вещей.

Оба учения одинаково далеки от понятия закономерности всего происходящего в мире и, следовательно, от детерминизма, который признает существование у каждой причины своей причины и т. д.

(против учения о свободе воли) и вместе с тем способность человеческой воли оказывать влияние на естественный ход вещей и таким образом предотвращать многое, что этим естественным ходом вещей неизбежно было бы создано (против Ф.). В практической жизни фаталистическое настроение может приводить к противоположным результатам. напр. мусульманскому Ф.

приписывают как беззаветную храбрость магометанских завоевателей, так и восточный квиетизм. И действительно, если человеку не суждено умереть в данный момент, он выйдет целым и невредимым из самой опасной битвы. если ему не суждено умереть от чумы, ему не нужны никакие санитарные предосторожности, которые, с другой стороны, не спасут тех, кому суждено умереть.

От религиозного или философского Ф. мало чем отличается Ф. исторический, сводящийся к представлению исторического процесса как чисто рокового сцепления событий, совершенно независимого от людских намерений и усилий. Такова, напр., точка зрения Льва Толстого в историко-философских рассуждениях “Войны и мира”. Всякая теория исторического процесса (см. Философия истории, Экономический материализм, Эволюционизм), отрицающая какую бы то ни было роль личности в истории, заключает в себе скрытый Ф., осуществление стихийными силами истории, и притом роковым образом, некоторого общего плана, неизбежно ведущего к известному результату. H. К.

Определение слова «Фатализм» по БСЭ:

Фатализм (от лат. fatalis — предопределённый судьбой, роковой)
мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три основных типа Ф. Мифологический, а позднее бытовой, обывательский Ф.

понимает предопределение как иррациональную тёмную судьбу, теологический Ф. — как волю всемогущего божества. рационалистический Ф. (сливающийся с механистическим Детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри замкнутой каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры.

позднее он оттесняется на периферию мысли, выражается в
«оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или переходные эпохи (поздняя античность, Позднее Возрождение и т.д. — вплоть до астрологических увлечений в буржуазном обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистической философии жизни (О. Шпенглер) и у её эпигонов (Э. Юнгер, Г.

Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., учащий, что бог ещё до рождения предопределил одних людей
«к спасению», а других «к погибели», получил особенно последовательное выражение в исламе (доктрина джабаритов, сформулированная в спорах 8-9 вв.), в некоторых христианских ересях средневековья (у Готшалька, 9 в.

), в Кальвинизме и Янсенизме, ортодоксальная теология православия и католицизма ему враждебна. Соединение теологического Ф. с рационалистическим наблюдается у Г. Плифона. Рационалистический Ф. в чистом виде характерен для Демокрита, для Б. Спинозы, Т. Гоббса и др.

представителей механистического детерминизма (например, учение Лапласа о неограниченной возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания о действии сил природы в настоящий момент). Поздний и философски бессодержательный вариант рационалистического Ф.

— представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его наследственной биологической конституцией (Ч. Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые формы Ф., марксизм противопоставляет им учение о необходимости и случайности, о диалектике Свободы и необходимости в общественно-историческом процессе.
С. С. Аверинцев.

Расскажите вашим друзьям что такое – Фатализм. Поделитесь этим на своей странице.

Источник: http://xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/fatalizm.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector