Формы мышления человека – понятие, суждение, умозаключение

Психология мышления. – Логические формы мышления

Страница 13 из 42

Логические формы мышления.

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления: понятия, суждения и умозаключения (см. рис. 3).

Рис. 3. Формы мышления

Человеческое мышление – эторечевое мышление. Мышле­ние неразрывно связано с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование специ­фически человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка. Связь мышле­ния и речи наиболее выражена в значениях или понятиях.

Понятие представляет собой основное содержание мышле­ния, форму его существования и одновременно способ действия с определенной реальностью.Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии сущест­венных связей и отношений объективного мира, способа его воз­никновения и развития.

Обратите внимание

Содержание понятия нельзя наглядно представить, но его можно осмыслить, оно раскрывается опосредованно и выходит за пределы образной наглядности. Можно говорить, что у поня­тия существует особого рода “наглядность” – опосредованная, модельная, схематичная, знаковая и т.п. Соотношение мысли и образа, мышления и восприятия – сложная и недостаточно еще исследованная в психологии проблема.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существен­ных свойств предмета или явления. Понятие – форма мышления, ко­торая отображает единичное и осо­бенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

Понятия могут быть общими и еди­ничными, конкретными и абстрак­тными, эмпирическими и теоретическими (см. рис. 4).

Рис. 4. Классификация понятий

Понятие в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое понятие фик­сирует одинаковые предметы в каж­дом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Специфическим со­держанием теоретического понятия выступает объектив­ная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общест­венно-историческом опыте.

Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, суще­ственные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности.

Например, в понятие “человек” входят такие весьма существенные признаки, как трудовая дея­тельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных.

Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в сло­весной форме – устной или письменной, вслух или про себя.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утвер­ждаются или отражаются связи между предметами и явлениями дей­ствительности.

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: “Металлы при нагревании рас­ширяются” – выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Устанавливая, таким образом, различные связи и отношения между понятиями, суждения являются вы­сказываниями кого-то о чем-то. Они утверждают или отри­цают какие-либо отношения между предметами, событиями, явлениями действительности.

Важно

Например, когда мы говорим: “Земля вращается вокруг Солнца”, мы тем самым утверждаем наличие определенной объективной связи в пространстве между двумя небесными телами.

Суждения образуются двумя основными способами: 1) не­посредственно, когда в них выражают то, что воспринимает­ся; 2) опосредствованно – путем умозаключений или рассуж­дений. В первом случае мы видим, например, стол коричнево­го цвета и высказываем простейшее суждение: “Этот стол коричневый”.

Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суж­дения. Например, Д.И.

Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть истинными и ложными, общими, частными и единичными (см. рис. 5).

Рис. 5. Классификация суждений

Истинные суждения – это объективно верные суждения. Ложные суждения – это суждения не соответствующие объективной реальности.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относи­тельно всех предметов данной группы, данного класса, напри­мер: “Все рыбы дышат жабрами”.

В частных суждениях ут­верждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: “Некоторые студенты – отличники”.

В единичных суждениях – только к одному, на­пример: “Этот ученик плохо выучил урок”.

Умозаключение – это выведение из одного или нескольких сужде­ний нового суждения. Различают умозаключения индуктивное, дедук­тивное, по аналогии (см. рис.6).

Рис. 6. Классификация умозаключений

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Совет

ДедуктивнымАналогией называется такое умозаключение, в котором вывод дела­ется на основании частичного сходства между явлениями, без доста­точного исследования всех условий.

называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу.

В такой производящей умозаключения мыслительной работе, заключающейся в рассуждениях (и, в частности, предсказаниях), наиболее отчетливо проявляется ее опосредствованный характер. Умозаключение, рассуждение – это и есть основная форма опосредствованного познания действительности.

Например, если известно, что “все сланцы горючи” (первое суждение) и что “данное вещество является сланцем” (второе суж­ение), то сразу можно умозаключить, т.е. сделать вывод, что данное вещество горюче” (третье суждение выведено из первых двух).

Причем уже не требуется специально прибегать к непосредственно опытной, эмпирической проверке этого вывода.

Следовательно, умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. В приведенном выше примере посылками будут следующие суждения: “все сланцы горючи” (общая, или большая посылка), “данное вещество является сланцем” (частная, или меньшая посылка).

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: “Все металлы – электропроводны. Олово – металл. Следовательно, олово – электропроводно”.

Источник: https://libsib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/logicheskie-formi-mishleniya

Логические формы мышления как продукты мыслительного процесса

Мышление изучает не только психология. Для философии мышление выступает как общественно-исторический процесс, как процесс возникновения и исторического развития познания человеком мира. Философию интересует окончательный продукт мыслительного познания, его отражательные возможности (отражает свет или нет?).

Психология же концентрирует внимание на процессе мышления конкретного человека, конечно, в ее социально-исторической обусловленности, в самом процессе получения продуктов мышления.

Логика– это наука о формах и законах мышления.

Объектом логического исследования являются “формы” мышления: понятие, суждение, умозаключение. Логику интересует правильное, истинное мышление.

Обратите внимание

Большое значение для развития логики имели труды выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которых он показал, что правильные соображения подчинены небольшому количеству законов, которые зависят не от содержания высказываний, а только от их формы. Учитывая это, Аристотелеву логику называют формальной, а Аристотеля считают отцом формальной логики.

С точки зрения логики правильным есть такое мышление, которое отличается определенностью и четкостью, не отрицательностью, последовательностью, обоснованностью и доказательством, т.е. мысль правильная, если она соответствует логическим законам. Достичь правильного мышления, не понимая понятий, с помощью которых субъект желает высказать мнение, невозможно.

Понятие– это форма мышления, в которой отражается суть предметов и явлений реального мира в их существенных, необходимых признаках и отношениях.

Существенность признаков объекта имеет относительный характер, так как она изменяется в зависимости от того, какую цель ставит перед собой человек. Например, геолог изучает одни характеристики Земли, а геодезист – другие.

Существуют родовые и видовые признаки. Родовыми называют признаки, существенные для предметов одного класса, видовыми – те, которые лежат в основе выделения определенной группы предметов в пределах рода. Совокупность существенных признаков, общих для всех предметов определенного класса, которые входят в данное понятие, называется содержанием понятия.

Объем понятия означает определенную совокупность, множество, класс предметов, каждый из которых имеет признаки, отраженные в содержании понятия.

Соотношение между содержанием и объемом понятия определяется законом обратного отношения между его содержанием и объемом. Суть этого закона заключается в том, что с увеличением содержания понятия уменьшается его объем, и наоборот – уменьшение содержания понятия увеличивает объем.

Например, в объем понятия “искусство” входят все виды искусства (литература, живопись, театр, кино, архитектура, музыка и т.п.). Смысл этого понятия есть существенные признаки, общие для всех видов искусства (искусство – это отражение действительности в эмпирических образах).

Понятие “архитектура” меньше по объему, чем понятие “искусство”. Понятие “архитектура” содержит в себе признаки “искусства” (архитектура – это отражение действительности в чувственных образах).

Важно

Кроме того, оно имеет еще и свои признаки, которых нет у других видов искусства (например, архитектура – искусство строить здания).

Понятия делятся на виды по их объему и содержанию. По объему они делятся на единичные, общие, сборные.

Единичное понятие отражает признаки какого-либо единичного предмета или явления ( “Земля”, “Киев” и т.п.).

Общие понятия отражают признаки определенной группы или класса (множества) предметов. Объем таких понятий всегда будет больше объема одного элемента. Например, “планета”, “дерево”, “лампа”, “государство” и т.п.

Читайте также:  Бихевиоризм в психологии - теория, направления, представители

Сборные понятия отражают признаки некоторой совокупности однородных предметов, мыслятся как одно целое. Эти понятия охватывают признаки особенного, сборного индивидуального предмета.

Например, “оркестр”, “листья”, “созвездие” и т.д. По содержанию признаков, составляющих виды отличий выделенных предметов, понятия делятся на конкретные и абстрактные.

Конкретные понятия отражают предмет в совокупности его признаков. Этим понятиям соответствуют определенные конкретные предметы. Примеры конкретных понятий: “книжка”, “школа” и др.

Абстрактные понятия отражают какой-либо признак предмета, который отделяется мысленно от предмета и сам становится предметом мышления.Например, “мужество”, “сила”, “загадочность” и т.д.

На основе сравнения содержания и объема понятий их разделяют на две большие группы: сравнения и сопоставимости.

Те понятия, в содержании которых есть общие признаки, называют сопоставимыми. Так, “прямоугольник” и “квадрат”, их общий ближайший род – понятие “плоская фигура”. Несопоставимые понятия не имеют ближайшего общего родового понятия.

Понятия сравнения делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимыми понятиями называют такие, которые предусматривают полное или частичное совпадение объемов сопоставимых понятий (понятие “прямоугольник” и “квадрат” – совместимые). Совместимые понятия включают в свой объем такие понятия, которые находятся в отношении тождественности, подчиненности и частичного совпадения.

Несовместимые понятия – это понятия, объемы которых совершенно не совпадают. К несовместимым относятся понятия, которые находятся в отношении со регулирования, противоположности и противоречия.

Понятие и слово представляют собой единство. Понятие существует и закрепляется в слове. Однако понятие и слово не являются тождественными. Слово – средство образования понятия, элемент языка, а понятие – продукт деятельности мышления, элемент мысли.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, то суждение, как форма мышления, отражает отдельные отношения между предметами и их признаками, причем путем утверждения или отрицания.

Истинным будет суждение, в котором утверждается признак, который принадлежит предмету или отрицается признак, который не принадлежит предмету.

Следовательно, суждение истинно, когда его содержание соответствует истинному положению вещей.

Все суждения делятся на две группы: простые и сложные. В простом суждении нечто утверждается или отрицается.

Совет

Суждение, в котором утверждается или отрицается наличие определенного свойства у того или иного объекта, – это суждение о принадлежности или атрибутивные ( “Одесса – город-герой”). Суждение, которое отражает отношения между объектами, – это суждение об отношении или релятивное ( “Планета Юпитер по размерам больше за планету Земля”).

К простым суждениям принадлежат еще суждения о существовании или экзистенциальные суждения ( “Ученые утверждают, что не узнали, что летающие объекты существуют”).

Суждение, в котором утверждается или отрицается признак предмета, множества (класса) или части множества (класса) предметов, независимо от любых условий, называется категорическим ( “число 1232 делится на 4”).

Категорические суждения делятся на виды:

  • по качеству – утвердительные или отрицательные;
  • по количеству, то есть учитывая множество предметов, о которой идет речь, – единичные, частичные и общие ( “Аристотель – основоположник формальной логики”, “Некоторые четырехугольники являются квадратами”, “В любом треугольнике сумма внутренних углов равна 180 °) ;
  • по качеству и количеству – общеутвердительные, частично утвердительные, общеотрицательные и частично отрицательные.

Несколько простых суждений, объединенных в одно, называют сложным. В сложных суждениях простые суждения объединяются в союзы.

Основными среди бинарных (двойственный, тот, который состоит из двух частей) союзов являются:

  • коньюнкция (объединение) (союз “и”);
  • разделительная и нераздельная дизьюнкция (союз “или”);
  • импликация ( “если .. . то “) ;
  • эквиваленция (” тогда и только тогда, когда “).

Связи между предметами или между предметами и их признаками бывают возможными, действительными или необходимыми. Согласно связей между предметами различают суждения возможности, действительности и необходимости.

По значению истинности все суждения делятся на три группы:

  • тождественные истинные (или законы);
  • тождественные ошибочные;
  • осуществления.

Человек приобретает знания непосредственным и опосредованным путем.

Непосредственный путь – это путь прямого взаимодействия субъекта с объектом. Когда же непосредственный путь для получения знаний невозможен, то человек приобретает их в процессе последовательного логического рассуждения на основе накопленных знаний.

Следовательно, опосредованные знания – это те знания, которые субъект приобретает путем выведения из уже готовых, проверенных на истинность, знаний . Эти знания требуют логического доказательства, аргументации и т.п.

Мысли человека состоят в неразрывном единстве со словом. Однако суждения и предложения, будучи неразрывно связанными, не являются тождественными. Суждения – это акт мышления, его продукт, а предложение – грамматическая конструкция, определенное сочетание слов. Существуют знания в форме суждений, а формой получения таких знаний является умозаключение.

Умозаключение – это форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводят новое суждение. Умозаключение может быть как правильным, так и неправильным.

В последнем отсутствует последовательная связь между суждениями.

Неправильные умозаключения разделяют на две группы: неправильные логично и умозаключения, неправильность которых вызвана неточностью словесного выражения мысли.

По характеру логических форм и логического вывода умозаключения делят на необходимые и правдоподобные (вероятные).

Среди необходимых, наиболее распространенными являются дедуктивные умозаключения. С помощью дедуктивных (от лат. deductio – выведение) рассуждений переходят от общих положений к конкретным.

Итак, дедуктивное умозаключение позволяет понять конкретный факт на основе общего положения. Этими исходными положениями являются аксиомы, высказывания, несущие определенное обоснованное мнение. Они выражают общее правило (закон) или знание о части класса предметов или единичный предмет, который подчиняется этим общим правилам.

Если все суждения умозаключения истинные, такую схему называют дедуктивной или правилом вывода. Приведем примеры дедуктивных умозаключений: “Если идет дождь, земля становится мокрой. Идет дождь, поэтому земля мокрая”, “Все жидкости упругие. Вода – жидкость, поэтому вода упругая”.

В обычном общении дедукция не всегда выступает в развернутом виде. Но каждый раз, когда возникает сомнение в обоснованности сделанного вывода, необходимо вернуться к общему положению и суждению о единичном факте.

Только таким образом можно выявить ошибку и добиться правильного умозаключения. Схем правильных дедуктивных умозаключений множество.

Логические законы, на которых основываются правильные соображения, объективны и не зависят от сознания и воли человека.

Обратите внимание

Любой закон опирается на определенное количество фактов, которые пришлось наблюдать исследователю, который, выйдя за их пределы, сформулировал общее универсальное положение (закон).

Возникает вопрос, как перейти от знания о ограниченном круг фактов к новому, более общему и широкому и вместе с тем истинному. Следовательно, назрела проблема индукции.

Индуктивным (от лат. Inductio – введение) называют умозаключение, в результате которого на основании знаний об отдельных объектах определенного класса получают общий вывод, который касается всех объектов этого класса.

Пример индуктивного умозаключения: “Железо проводит электрический ток. Олово проводит электрический ток. Медь проводит электрический ток. Цинк проводит электрический ток. Алюминий проводит электрический ток. Платина проводит электрический ток.

Железо, олово, медь, цинк, алюминий, платина – металлы. Все металлы проводят электрический ток”.

Правильно ли сделано заключение? Это можно установить только из дополнительных исследований, а пока их не проводили, можно говорить только о вероятной (возможной) истинности полученного заключения .

Итак, вывод мы получили с помощью неполной индукции, поэтому он является правдоподобным умозаключением. Неполная индукция не гарантирует истинности сделанных выводов, а лишь выдвигает гипотезы, предположения, истинность которых необходимо обосновать.

Неполная индукция делится на популярную и научную. В популярной индукции применяется простой пересчет объектов, научные методы исследования предметов не используются. Популярная индукция считается самой простой индукцией. Она лежит в основе признаков, которые являются обобщением наблюдений.

В научной неполной индукции направление мысли такое же, как и в других видах индукции, но отличие ее от популярной состоит в том, что в ней решающее значение приобретает не количество фактов, а специальный отбор случаев, которые изучаются в различных ситуациях и условиях.

Важно

Итак, научная индукция – это умозаключение, в котором общий вывод приобретают на основании знания необходимых признаков и свойств. Заключение научной индукции выше, чем популярной, но все же имеет вероятный характер.

Полная индукция– это такой метод рассуждения, при котором общий вывод делают на основе рассмотрения всех возможных отдельных случаев.

Например: “Круг пересекается прямой в двух точках. Эллипс пересекается прямой в двух точках. Парабола пересекается прямой в двух точках. Гипербола пересекается прямой в двух точках. Круг, эллипс, парабола и гипербола – это виды конических сечений .

Все конические разрезы пересекаются прямой в двух точках”. Этот пример свидетельствует, что на основе знаний об отдельных объектах класса можно получить знания о классе этих объектов. Полная индукция является одним из необходимых умозаключений, т.е.

таким, который следует из истинных положений (посылок).

К правдоподобным (вероятным) умозаключениям принадлежит аналогия.

Аналогией называют умозаключение, которое приобретается через отыскание в двух предметах нескольких одинаковых признаков и образования вывода, что эти предметы имеют еще и другие общие признаки.

Например, Земля и Солнце схожи между собой по многим признакам: они являются небесными телами одной планетной системы, оба тела находятся в движении, они имеют сходный химический состав (химические элементы, которые есть на Земле, путем спектрального анализа Луны открыты и на Солнце) и т.д. На Солнце был обнаружен новый элемент, еще неизвестный на Земле. Его назвали гелием.

Читайте также:  Как справиться с депрессией самостоятельно

По аналогии было сделано предположение, что этот элемент на Земле. Вывод оказался правильным, вскоре на Земле этот элемент был открыт. Итак, аналогия, как и неполная индукция, хотя и является вероятным умозаключением, ценна тем, что дает возможность делать предположения, гипотезы, догадки.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=logicheskie-formy-myshleniya

Формы мышления урок 1. формы мышления логика рассматривает три различные формы, в которых осуществляется мышление: понятие, суждение, умозаключение. – презентация

1 ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ Урок 1<\p>

2 Формы мышления Логика рассматривает три различные формы, в которых осуществляется мышление: понятие, суждение, умозаключение.<\p>

3 Понятие Понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы одного класса по определенным общим и специфическим для них признакам. Иными словами, в понятии «схватывается» сущность предметов. «Этот вписанный угол опирается на диаметр» – понятие.<\p>

4 Суждение Суждение или высказывание – это всякое утверждение (предложение), о котором можно судить, истинно оно или ложно. Иными словами, в суждении «схватывается» свойство предметов. «Все вписанные углы, опирающиеся на диаметр – прямые» – суждение (истинное).<\p>

5 Умозаключение – это процесс получения из нескольких суждений, посылок, нового утверждения. «Билл Гейтс – самый богатый человек в мире» – первое суждение (посылка). «Билл Гейтс – глава корпорации Microsoft» – второе суждение (посылка). «Самый богатый человек в мире Билл Гейтс возглавляет корпорацию Microsoft» – умозаключение. Умозаключение<\p>

6 Примеры «Сумма внутренних углов треугольника равна 180 градусам» – истинное суждение. «Для любого х 2х+1=0» – ложное суждение. «Верно ли, что 5-5=0?» – не является суждением. «Обратите внимание на эту скульптуру!» – не является суждением. Запомни! Вопросительные и побудительные предложения суждением быть не могут!<\p>

7 Примеры Суждения (посылки) «Сумма цифр числа делится на 3». «Запись числа заканчивается цифрой 5 или 0». Умозаключение «Если сумма цифр числа делится на 3, а запись числа заканчивается цифрой 5 или 0, то число делится на 15». Запомни! Истинность суждений (посылок) не гарантирует правильность полученного умозаключения!<\p>

8 Примеры Суждения (посылки) «Дикари раскрашивают свое тело». «Некоторые современные женщины раскрашивают свое тело». Умозаключение «Некоторые современные женщины – дикари». Как ты думаешь, правильно ли такое умозаключение?<\p>

Совет

9 Задания для самостоятельной работы Определи, какие из предложений являются суждениями. Для суждений установи, истинны они или ложны. 1)Любой ромб является параллелограммом. 2)Посмотрите на доску! 3)Вы мыли руки перед едой? 4)У любой лошади есть хвост. 5)Сижу, смотрю телевизор. 6)Меркурий – спутник Марса. 7)Чтобы это значило? 8)Весна следует за зимой. 9)Молодцы, ребята!<\p>

10 Проверь свои знания 1)Что называют понятием, суждением, умозаключением? 2)Приведи примеры истинных и ложных суждений. 3)Какие утверждения нельзя отнести к суждениям? 4)Как из двух суждений получить умозаключение? Приведи пример.<\p>

11 Ответы на задания Суждения: 1,4,6,8 Истинные суждения: 1,4,8.<\p>

12 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Урок окончен.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/551237/

Предмет понятия, умозаключения и суждения

Наука не представляет собой простой сводки наблюдений и экспериментов.

Наблюдения и эксперименты имеют смысл, когда производятся не вслепую, а сочетаются с глубоким научно-теоретическим анализом, когда путем сравнений, сопоставлений и обобщений делаются выводы не только о том, что непосредственно воспринимается, но и о том, что непосредственно воспринять нельзя (например, процесс образования небесных светил, процесс развития жизни на земле).

Логическая обработка, обобщение фактов, результатов наблюдений дает возможность отразить общие черты, существенные свойства предметов и явлений, проникнуть в глубину содержания фактов, в единичном раскрыть общее, главное, существенное.

Силой одних только ощущений невозможно измерять расстояния между звездами, «взвешивать» планеты, звезды, Солнце, определять их химический состав, температуру. Это стало возможным благодаря человеческому разуму, мышлению.

Глазами можно различать цвета, фигуры, внешнее состояние предмета, ушами – улавливать звуки, органами обоняния – чувствовать запах, но глазами, ушами и органами обоняния невозможно непосредственно познать общие связи и отношения между вещами и явлениями объективного мира, ибо они не могут быть восприняты чувственно. Только восходя на ступень абстрактного мышления, становится возможным познать действительную сущность окружающих нас явлений.

Процесс абстрактного мышления осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее общие, наиболее существенные, решающие и необходимые свойства, признаки реальных вещей и явлений. Понятия отражают не все признаки предметов, которые воспринимаются нашими органами чувств, а только главные, существенные признаки.

Например, в понятии “человек” фиксируется все то общее, существенное, что принадлежит всем людям (например, способность изготовлять орудия производства). Поэтому понятие лишено наглядности.

В процессе образования понятия разум отвлекается от индивидуальных, случайных, несущественных признаков отдельных предметов, обобщает восприятия, представления большого количества однородных предметов, выделяет в них то, что необходимо присуще им, что составляет их специфику.

Абстрагируясь от случайного, несущественного, индивидуального, разум отходит от конкретных вещей и явлений, но этот отход совершается для лучшего понимания. Содержанием понятия служит материал, который дают человеку восприятия, представления, т. е. в конечном счете, объективная действительность, человеческая практика. Понятия – результаты, в которых обобщаются данные опыта.

Самые общие понятия поэтому не оторваны от действительности, от реальных единичных вещей и явлений, а теснейшим образом связаны с ними, содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного.

Мышление обходит, опускает несущественное, частное, что принадлежит индивидуальным предметам, но, абстрагируясь от деталей, мы получаем возможность полнее, глубже, разностороннее познать конкретные предметы.

Обратите внимание

Понятия позволяют правильно ориентироваться в конкретных условиях, правильно понять и оценить отдельные события, обобщать конкретные факты, опыт людей, практику революционной деятельности масс, позволяют строить научное предвидение.

Поэтому понятия играют огромную роль в научном исследовании. Каждая наука вырабатывает определенную систему понятий, в которых обобщается и концентрируется все богатство наших знаний. Но прежде чем составить научное понятие о том или ином предмете, люди проходят длинный путь изучения этого предмета.

Сначала люди узнают о самых простых, поверхностных свойствах предмета. Но в процессе дальнейшего изучения постигаются все более и более глубокие, скрытые, внутренние свойства, особенности изучаемого предмета.

По мере выявления отдельных свойств, особенностей предмета мы составляем суждение об этом предмете.

Суждение – отражение в сознании человека какого-либо признака, свойства, особенности исследуемого предмета. В процессе углубления знаний происходит процесс совершенствования, углубление понимания предметов объективного мира.

Еще доисторические люди знали, что трение производит теплоту, но прошло несколько тысячелетий, пока люди смогли высказать суждение: “трение есть источник теплоты”.

Прошли новые тысячелетия, и люди в процессе дальнейшего изучения сущности движения сформулировали новое, более глубокое суждение: «всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту».

И только в середине 19 века, когда наука и общественная практика в своем развитии шагнули далеко вперед, люди получили возможность сформулировать суждение, являющееся всеобщим законом движения: “любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения”.

Так изменение, углубление знаний сопровождается совершенствованием и углублением суждений людей о предметах, явлениях материального мира.

Суждение является одной из основных и важнейших форм мышления. В суждениях отражается объективная связь предметов и явлений, их внутреннее содержание и закономерности развития. Всякий закон объективного мира, всякое научное положение выражается в форме определенного суждения. Особенно большую роль в процессе логического мышления играют умозаключения.

Умозаключение – мыслительный акт, в котором из предпосылок выводится новое суждение о вещах и явлениях объективного мира. Без помощи умозаключений трудно познавать явления и процессы, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств.

Важно

Нельзя, например, непосредственно увидеть форму Земли, но все знают, что планетя имеет приблизительно шарообразную форму.

К этому выводу люди пришли благодаря правильной связи, например, таких истинных суждений: “все шарообразные тела всегда отбрасывают тень в форме диска” и “Земля во время лунных затмений всегда отбрасывает тень в форме диска”. Отсюда следует вывод: “Земля имеет форму шара”.

Правильные умозаключения должны удовлетворять двум основным условиям: во-первых, предпосылки, из которых выводится умозаключение, должны быть истинными, соответствующими действительности; во-вторых, связь предпосылок в умозаключении должна быть логически правильной по форме. Элементарные законы и формы правильного построения суждений в умозаключении изучаются формальной логикой.

Таким образом, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает возможность более полно и глубоко познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи и закономерности действительности, почему оно и представляет собой наиболее важную, высшую ступень познания объективного мира.

Источник: http://scientiam.ru/philosophy/predmet-ponyatiya-umozaklyucheniya-i-suzhdeniya

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение | ЛЕКЦИЯ № 4. Предмет логики | Читать онлайн, без регистрации

2. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.

Читайте также:  Метафорические карты - значение, техники, руководство для работы

В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно-исследовательского института», «разрывная пуля» и др.

Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. Суждения бывают простыми и сложными.

Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел».

Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.

Умозаключение – это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.

Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые раом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.

Пример суждения.

Все деревья – растения.

Клен – дерево.

Клен – растение.

Понятие, суждение и умозаключение – это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике.

Практика – это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д.

Иными словами, практика – это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.

Любое изделие проходит перед началом эксплуатации такую проверку. Поезда, машины, самолеты испытываются. Теории и концепции проверяются. Определения также испытываются на практике (вспомним случай с «человеком Платона»).

Все эти трудности необходимы для достижения реального знания, истины. Истина – знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.

Совет

Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно. Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.

Абстрактное мышление – это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие. Это очень значимое явление, и поэтому оно имеет характерные признаки:

Источник: http://velib.com/read_book/shadrin_da/logika_konspekt_lekcijj/lekcija_4_predmet_logiki/2_abstraktnoe_myshlenie_ponjatie_suzhdenie_i_umozakljuchenie/

8. Абстрактное мышление: понятие, суждение и умозаключение

Все шпаргалки » Вопросы по Логика
Абстрактное мышление имеет несколько форм и этими формами являются понятия, суждения и умозаключения.Понятие — это форма мышления, которая отражает предмет или группу предметов в одном или нескольких существенных признаках.В разговорной речи понятие может выражаться как одним, так и несколькими словами. Например, «конь», «трактор» или «работник научно- исследовательского института», «разрывная пуля» и др.Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях.Суждения бывают простыми и сложными. Различие между ними в том, что сложное суждение состоит из двух простых. Простое суждение: «Каратист наносит удар». Сложное суждение: «Поезд отошел, перрон опустел». Как видно, формой суждения является повествовательное предложение.Умозаключение — это форма мышления, которая позволяет из одного или нескольких суждений, связанных между собой, сделать вывод в виде нового суждения.Умозаключение состоит из нескольких суждений, которые расположены друг над другом и разделены чертой. Те суждения, что расположены над чертой, называются посылками; под чертой расположено заключение. Заключение выводится из посылок.Пример суждения.Все деревья — растения.Клен — дерево.Клен — растение.Понятие, суждение и умозаключение — это категории, которые немыслимы без привязки к повседневной жизни и деятельности человека. Они проходят проверку только на практике. Практика — это ежедневная общественная, материальная, производственная и прочая деятельность человека в определенных условиях. Она может быть в области политики, права, промышленности, сельского хозяйства и т. д. Иными словами, практика — это проверка теоретических знаний с точки зрения их применимости в реальном мире.Истина — знание, адекватно отражающее в сознании человека явления и процессы окружающего мира.Кроме абстрактного мышления, истину могут предоставить и ощущения, и восприятие, и представление, но их уровня познания зачастую недостаточно.Абстрактное мышление, таким образом, дает нам возможность постичь более глубокие слои истины.Абстрактное мышление — это важнейший инструмент в руках человека, позволяющий познать неизведанное, отделить правду ото лжи, сотворить произведение искусства и совершить открытие.

Источник: http://shporana5.ru/publ/logika/83-1-0-549

Чем умозаключение отличается от понятия

Среди некоторых типов мышления особо отмечается абстрактное мышление, свойственное исключительно человеку. Еще его называют логическим. Это одно из социальных свойство человека, сложившихся в процессе становления и развития общества и формирования человека как социального существа.

Это мышление отражает человеком внешний мир в обобщенных образах.

Формами абстрактного мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Рассмотрим подробно каждое из них.

Что такое понятие?

Понятие – это отвлеченная и обобщенная мысль о предмете, представляющая собой базовую форму абстрактного мышления. На понятии зиждятся все основные поведенческие основы человека, его психика в общем.

Участвуя в отражении предмета (явления), понятие отвлекается от второстепенных несущественных свойств этого предмета, отражает его в основных специфических свойствах, являющихся в свою очередь общими для целого класса предметов, стоящих в однородном ряду.

К примеру, если мы произносим слово «роза». То в голове всплывает образ прекрасного цветка. Это происходит мгновенно, человек даже не может уловить, какой формы ее лепестки, какого они цвета или размера. Вот в этом как раз проявляется отвлечение от второстепенных признаков. Главное – это сам образ розы.

Так, понятие отражает целый класс однородных предметов. Иными словами, имеются ввиду розы различных цветов, размеров, но именно о розе идет речь, без указания на ее другие характеристики.

Что такое суждение?

Это следующая форма абстрактного мышления, связанная с понятием.

Суждение – это мысль о предметах в их связях и отношениях. Оно формируется на базе понятия.

Суждения логически складываются из различных понятий, может быть даже однородных.

Например: роза – это красивый цветок, почитаемый всеми народами мира.

Что такое умозаключение?

Эта научная субстанция является еще более сложной формой абстрактного мышления, в отличие от понятия и суждения. Так, оно представляет собой вывод их двух суждений.

В этом расчлененном понятии отдельно различают малую посылку, большую посылку и вывод. Эти элементы следуют друг за другом  как бы по цепочке, вытекая одно из другого.

Например. Необходимо проследить цепочку отдельных мыслей, из сопряженности которых вытекает вывод.

  • Все металлы обладают электропроводностью (большая посылка – общее понятие о металлах).
  • Алюминий – металл (малая посылка, выделяется из класса однородных металлов конкретный – алюминий).
  • Алюминий способен проводить электричество (вывод, обобщающий первые две посылки).

Таким образом, здесь присутствует некая связь  между логическими большой и малой посылками и вытекающим из их обобщения заключением.

Умение строить на базе понятий посредством суждений умозаключения входит в область исследований такой науки, как логика.

Действительно, за счет разнообразных видов умозаключений, люди всегда получают новые знания, будь то собственные знания, полученные на своем опыте, или научные изыскания.

Обратите внимание

Умение строить логичные умозаключения – это залог развитого мышления каждого конкретного человека, то есть без умозаключений процесс мышления был бы невозможен.

Умозаключение представляет собой весьма распространенную форму абстрактного мышления, оно используется как в повседневном, так и в научном мышлении человека.

Принципиальные отличия понятия и умозаключения

Проанализировав по отдельности каждую форму абстрактного мышления можно прийти к однозначному выводу, что, во-первых, понятие и умозаключение – это не идентичные по своему семантическому значению слова, а во-вторых, их функции также различны.

Да, их объединяет то, что они формируют абстрактное мышление человека и, конечно, связаны друг с другом.

Но они принципиально различны.

Главное отличие понятия от умозаключения и промежуточного между ними суждения состоит в том, что понятие – это:

  • Главная субстанция абстрактного мышления; из-за этого само мышление еще называют понятийным.
  • Оно служит для образования суждений и умозаключений.

Умозаключение, в свою очередь, представляет собой уже опосредованную субстанцию. Оно не может формироваться сразу на основе понятия. Должны пройти стадии становления сначала понятия, потом формирования суждения (суждений), а потом уже последует вывод в виде умозаключения.

Таким образом, получается, что умозаключение не сможет сформироваться само по себе. Иными словами, не будет понятия о предмете (реалии, явлении), не будет и умозаключения.

Образование понятия, суждения и умозаключения опосредуется активной деятельностью головного мозга человека по решению умственных задач. В большей степени в мозгу каждую секунду формируются какие-либо умозаключения, человек даже не фокусирует на этом свое внимание. Просто так устроена непрерывная мозговая деятельность.

Именно такие сложные мозговые процессы и отличают человека от животных. Следует запомнить одну простую формулу: П – С – У (где П – понятие, С – суждение, У – умозаключение). Переставлять составляющие местами нельзя, иначе исчезнет научно обоснованная целесообразность постановки этих абстрактных терминов в один ряд.

Так, абстрактное (понятийное) мышление в отличие от наглядно-образного представляет собой опосредованный способ отражения окружающего мира.

Источник: https://vchemraznica.ru/chem-umozaklyuchenie-otlichaetsya-ot-ponyatiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector