Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Механизмы психологической защиты

В качестве основного механизма обеспечения психологической защищенности выступает психологическая защита – специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. В соответствии с таким подходом в качестве основной ее функции рассматривается “ограждение” сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний.

В широком смысле термин “психологическая защита” употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, появиться “ложные”, замещающие деятельности, измениться система межличностных отношений.

Обратите внимание

Психологическая защита, понимаемая в узком смысле, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации, конверсии и др.

Действие этих защитных механизмов не повышает адекватность информационно-ориентировочной основы поведения человека и системы его субъективно-личностных отношений, а зачастую даже снижает их адекватность.

Вытеснение

Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов.

Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде.

Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

Подавление

Суть механизма – исключение из сознания смысла травмирующего события и связанных с ним эмоций.

Подавление развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для положительного самовосприятия, а также грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора. Происходит как бы сокрытие от себя факта этого негативного опыта.

Страх блокируется посредством забывания реального стимула, вызвавшего страх, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.

Регрессия

Возвращение в проблемной ситуации к ранним или более незрелым (детским) формам удовлетворения потребностей и поведения. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты.

Регрессия развивается для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы, и, соответственно, чувства вины за неудачу (“я – малое дитя, и вы обязаны мне помочь”). Решение проблем посредством запроса о помощи.

Важно

В класс “регрессии” входит также механизм “двигательная активность” – предполагающий уменьшение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его косвенного выражения и через непроизвольные движения без развития чувства вины.

Регрессивное поведение, как правило, поощряется взрослыми, имеющими потребность в симбиотических эмоциональных отношениях.

Проекция

Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Механизм развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.

Проекция призвана справиться со страхом самонеприятия в ответ на отвергающее поведение других.

Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самоприятия на этом фоне (“если плохой человек меня отвергает, значит я хороший” или “мнение плохого для меня не значимо”).

Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

Интроекция

Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью.

Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

Рационализация

Это защитный механизм, нахождение правдоподобных причин, оправдывающих мысли, чувства, побуждения, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Интеллектуализация

Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

Компенсация

Это бессознательная попытка преодоления реальных или воображаемых недостатков. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты.

Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты.

Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности.

Совет

Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей.

Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью).

Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

Реактивные образования

Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения, желания и чувства (особенно сексуальных и агрессивные) путем развития и акцентирования противоположного по смыслу отношения или поведения. Развитие этого механизма защиты связывают с усвоением человеком “высших социальных (моральных) ценностей”.

Реактивное образование развивается для сдерживания эмоции радости обладания определенным ценным объектом (например, собственным телом) и возможностями использования его (в частности, для секса и агрессии).

Этот механизм предполагает реализацию в поведении прямо противоположной установки (в частности, подчеркнутая строгость нравов, вплоть до ханжества, нарочитая скромность, подчеркнутая забота и милосердие и т.п.).

Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Отрицание реальности

Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, болезненных в случае их осознания. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции приятия окружающих, если они демонстрируют безразличие или отвержение.

Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать).

Обратите внимание

Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

Беззащитное восприятие факта отвержения значимыми другими подвергает серьезному испытанию ощущение своей ценности (первоначально для других, затем и для себя, может привести к самонеприятию). Отрицание подразумевает инфантильную подмену приятия окружающими вниманием с их стороны.

Замещение

Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

В случае возникновения конфликта с более сильным, старшим или значимым субъектом высвобождение своих эмоций агрессии, гнева на него становится опасным, поскольку это может привести к ответной агрессии или отвержению.

Для сдерживания упомянутых эмоций гнева и агрессивности развивается специальный механизм защиты, который позволяет высвободить скрытые эмоции и направить их на предметы, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые действительно вызвали агрессивные эмоции.

Человек снимает напряжение, обращая агрессию на более безопасный объект или на себя самого, происходит смещение ответственности по типу “вот, кто во всем виноват”.

Источник: https://osoznanie.org/1411-mehanizmy-psihologicheskoy-zaschity.html

Психологическая защита: механизмы и стратегии

Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное поведение (Березин Ф.Б.).

Отрицание

Механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрируюшие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самое себя.

Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается.

Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению, или социальному престижу.

Важно

Как процесс направленный вовне “отрицание” часто противопоставляется “вытеснению”, как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений.

Примечательно, что авторы методики ИЖС (Индекс жизненного стиля) объясняют наличие повышенной внушаемости и доверчивости у истероидных личностей действием именно механизмов отрицания, с помощью которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренние неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту переживания.

“Отрицание” как механизм психологической защиты, как показывает опыт, реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.

Вытеснение

Зигмунд Фрейд считал этот механизм (его аналогом служит “подавление”) главным способом защиты инфантильного “Я”, неспособного сопротивляться соблазну. Другими словами, “вытеснение” – механизм защиты, посредством которого неприемлемый для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, становятся бессознательными.

По мнению большинства исследователей, этот механизм лежит в основе действия и других защитных механизмов личности. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты.

Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога.

Именно поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах. Как показывают исследования и клинический опыт, наиболее часто вытесняются многие свойства, личностные качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах себя и других, например завистливость, недоброжелательность, неблагодарность и т.п.

Следует подчеркнуть, что психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация действительно вытесняются из сознания человека, хотя внешне это может выглядеть как активное противодействие воспоминаниям и самоанализу.

В опроснике в эту шкалу авторы включили и вопросы, относящиеся к менее известному механизму психологической зашиты – “изоляции”. При “изоляции” психотравмирующий и эмоционально подкрепленный опыт индивида может быть осознан, но на когнитивном уровне, изолированно от аффекта тревоги.

Регрессия

В классических представлениях “регрессия” рассматривается как механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо.

При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фрустрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившихся ситуациях.

Совет

Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов существенно обедняет общий (потенциально возможный) арсенал преобладания конфликтных ситуаций.

Также к этому механизму относится и упоминаемая в литературе зашита по типу “реализация в действии”, при которой неосознаваемые желания или конфликты прямо выражаются в действиях, препятствующих их осознанию. Импульсивность и слабость эмоционально-волевого контроля, свойственная психопатическим личностям, определяются актуализацией именно этого механизма защиты на общем фоне изменения мотивационно-потребностной сферы в сторону их большей упрощенности и доступности.

Компенсация

Этот механизм психологической зашиты нередко объединяют с “идентификацией”.

Он проявляется в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.

Часто это происходит в ситуациях необходимости избежать конфликта с этой личностью и повышения чувства самодостаточности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому, не становятся частью самой личности.

Ряд авторов обоснованно считают, что “компенсацию” можно рассматривать как одну из форм защиты от комплекса неполноценности, например, у подростков с асоциальным поведением, с агрессивными и преступными действиями, направленными против личности. Вероятно здесь речь идет о гиперкомпенсации или близкой по содержанию регрессии с общей незрелостью МПЗ.

Другим проявлением компенсаторных защитных механизмов может быть ситуация преодоления фрустрирующих обстоятельств или ситуаций сверхудовлетворением в других сферах -, например, физически слабый или робкий человек, неспособный ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет унижения обидчика с помощью изощренного ума или хитрости. Люди, для которых “компенсация” — наиболее характерный тип психологической защиты, часто оказываются мечтателями, ищущими идеалы в различных сферах жизнедеятельности.

Проекция

В основе “проекции” лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям и таким образом фактом сознания становятся как бы вторичными.

Негативный, социально малоодобряемый оттенок испытываемых чувств и свойств, например, агрессивность нередко приписывается окружающим, чтобы оправдать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, которая проявляется как бы в защитных целях.

Читайте также:  Способы разрешения конфликтов - межличностных, педагогических

Хорошо известны примеры ханжества, когда человек постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

Обратите внимание

Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одобряемые чувства, мысли или действия, которые способны возвысить.

Например, учитель, не проявивший особых способностей в профессиональной деятельности, склонен наделять любимого ученика талантом именно в этой области, неосознанно возвышая тем самым и себя (“…

победителю ученику от побежденного учителя”).

Замещение

Распространенная форма психологической зашиты, которая в литературе нередко обозначается понятием “смещение”.

Действие этого защитного механизма проявляется в разряде подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева), которые направляются на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.

Например, открытое проявление ненависти к человеку, которое может вызвать нежелательный конфликт с ним переносится на другого, более доступного и не “опасного”.

В большинстве случаев замещение разрешает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

Ряд исследователей толкуют значение этого защитного механизма значительно более широко, включая в него не только замену объекта действия, но и его источника, и самого действия, подразумевая под этим различные варианты замещающей деятельности.

Авторы методики ИЖС не склонны к такой расширительной трактовке этого защитного механизма и трактуют его вышеописанным образом, хотя З.Фрейд считал замещение одним из “базовых способов функционирования бессознательного” (Фрейд 3., 1986).

Интеллектуализация

Этот защитный механизм часто (особенно в психотерапевтической литературе) обозначают понятием “рационализация”. Авторы методики объединили эти два понятия, хотя сущностное их значение несколько отличается.

Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно “умственном” способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний.

Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.

Важно

Василюка (1984), в том, что она, по-существу, представляет собой “уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций”.

При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения.

При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию. Также в шкалу интеллектуализации-рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Реактивные образования

Этот вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией. Личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Иными словами, происходит как бы трансформация внутренних импульсов в субъективно понимаемую их противоположность.

Например, жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

Определение ведущих механизмов психологической защиты (Life Style Index)

Стратегии психологической защиты в общении

Миролюбие

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер.

Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для Я личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного — сохранения достоинства.

В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое Я. Одного интеллекта, однако, часто не достаточно, чтобы миролюбие стало доминирующей стратегией защиты.

Важно еще иметь подходящий характер — мягкий, уравновешенный, коммуникабельный. Интеллект в ансамбле с «хорошим» характером создают психогенную предпосылку для миролюбия. Разумеется, бывает и так, что человек с неважным характером также вынужден показывать миролюбие.

Скорее всего его «обломала жизнь», и он сделал мудрый вывод: надо жить в мире и согласии. В таком случае его стратегия защиты обусловлена опытом и обстоятельствами, то есть она социогенная.

В конце концов, не так уж важно, что движет человеком — природа или опыт, или и то и другое вместе, — главное результат: выступает ли миролюбие ведущей стратегией психологической защиты или проявляется лишь эпизодически, наряду с другими стратегиями.

Не следует полагать, что миролюбие — безукоризненная стратегия защиты Я, пригодная во всех случаях.

Совет

Сплошное или слащавое миролюбие — доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита.

Победитель не должен становиться трофеем. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами).

Избегание

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов.

Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его Я подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект.

Почему он так поступает? Причины бывают разные. Избегание носит психогенный характер, если оно обусловлено природными особенностями индивида.

У него слабая врожденная энергия: бедные, ригидные эмоции, посредственный ум, вялый темперамент.

Возможен иной вариант: человек обладает от рождения мощным интеллектом, чтобы уходить от напряженных контактов, не связываться с теми, кто досаждает его Я.

Правда, наблюдения показывают, что одного ума для доминирующей стратегии избегания недостаточно.

Умные люди часто активно вовлекаются в защиту своей субъективной реальности, и это естественно: интеллект призван стоять на страже наших потребностей, интересов, ценностей и завоеваний. Очевидно, нужна еще и воля.

Обратите внимание

Наконец возможен и такой вариант, когда человек заставляет себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации, умеет вовремя сказать себе: «не возникай со своим Я».

Для этого надо обладать крепкой нервной системой, волей и, несомненно, жизненным опытом за плечами, который в нужный момент напоминает: «не тяни на себя одеяло», «не плюй против ветра», «не садись не в свой троллейбус», «сделай пас в сторону».

Итак, что же получается? Стратегия миролюбия строится на основе добротного интеллекта и уживчивого характера — весьма высокие требования к личности. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего Я проще простого.

Агрессия

Психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта.

Инстинкт агрессии — один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным — голод, секс, страх и агрессия. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования.

Достаточно окинуть мысленным взором типичные ситуации общения, чтобы убедиться, сколь расхожа, легко воспроизводима и привычна она в жестких или мягких формах.

Ее мощная энергетика защищает Я личности на улице в городской толпе, в общественном транспорте, в очереди, на производстве, дома, во взаимоотношениях с посторонними и очень близкими людьми, с друзьями и любовниками. Агрессивных видно издалека.

С увеличением угрозы для субъектной реальности личности ее агрессия возрастает.

Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» — с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счет придаваемого ей смысла.

Диагностика ведущей стратегии психологической защиты в общении

Источник: http://brainmod.ru/tests/manual/psychological-defense/

Стой, кто идет! Механизмы психологической защиты

Наверняка каждому приходилось сталкиваться с ситуациями, когда в споре оппонент отрицает очевидные факты или, например, взрослый солидный человек ведет себя как ребёнок. А может быть вы сами за собой такое замечали? Всё это примеры механизмов психологической защиты.

Эти механизмы защищают психику от разрушительного воздействия негативной информации и они в той или иной степени свойственны каждому из нас. Не будь их — наша психика была бы сломлена разрушительной силой реальности, а наше представление о самих себе сильно пошатнулось бы. Мы без преувеличения живем в иллюзорном мире, какими бы реалистами не привыкли себя считать.

Знание механизмов психологической защиты позволяет не только видеть их в окружающих и лучше понимать поступки других людей, но и замечать такие свойства у себя самих, тем самым освобождаясь от их негативного воздействия.

Отрицание или «Не может быть!»

Примером данного механизма психологической защиты может служить случай, показанный однажды в одном из телевизионных  ток-шоу.

Отец, узнав, что его дочь больна ДЦП, стал отрицать своё отцовство и обвинять жену в неверности.

Мужчине настолько трудно признать, что от него мог родиться больной ребенок, его самооценка настолько страдает от этого осознания, что его психика выдвигает защиту – отрицание казалось бы очевидного факта отцовства.

Вытеснение или привет от бессознательного

Вы никогда не замечали, что человек или ситуация, которую вы старательно пытаетесь забыть, вдруг напоминает о себе во сне? Травмирующее чувство или желание как бы вытесняется из нашего сознания.

Применяя данный механизм психологической защиты, человек отрицает не реальные факты, а какие-то свои внутренние качества и побуждения.

Важно

Вытесненные импульсы уходят в подсознание, однако продолжают оказывать влияние на жизнь, вызывая неосознанную тревогу, страх, а иногда и болезнь.

Вытесненные чувства могут проявлять себя во сне или в виде оговорок – наше подсознание знает способы заявить о себе.

Регрессия или впадаем в детство

Человек, применяющий этот механизм, как бы превращается в ребенка: например, говорит более высоким голосом, задает глупые вопросы, забывает простейшие факты.

Он будто бы регрессирует и возвращается на более ранние ступени развития. Причем происходит это помимо воли самого человека, он просто использует более привычный стереотип поведения.

Регрессией объясняется и тотальная забывчивость студентов на экзамене и переход на писклявый голос в ситуации стресса.

Компенсация или «Вы обо мне ещё узнаете!»

Данный механизм психологической защиты проявляется в бессознательной попытке человека преодолеть свои реальные или мнимые недостатки. Так, инвалид может поставить себе целью стать успешным спортсменом, а слепой упорно заниматься музыкой. В таких случаях компенсация имеет позитивное влияние на жизнь человека.

Но часто случается и наоборот, к примеру,  «комплекс Наполеона», когда человек компенсирует свои физические недостатки стремлением к власти и излишней напористостью.

Большие машины и моторы без глушителя тоже из этой же серии: всё это может свидетельствовать о бессознательном желании их хозяев компенсировать свои комплексы.

Проекция или «Сам такой!»

Приходилось ли вам быть несправедливо обвиненным в скупости, например? Такие беспочвенные обвинения демонстрируют механизм психологической защиты, который называется проекция. Я, например, знаю одного человека, который всех вокруг называет «жадинами». Угостишь его конфетой, а он говорит: «А почему не две? Вот жадина.

», убрал со стола молоко, чтобы не скисло и тут же комментарий: «Оставь! Жадина!» Если и в вашем окружении есть такие люди, спешу обрадовать: жадина (вредина / грубиян / любое другое обвинение) – это не вы, а он.

Не зря жадина из моего примера занимается финансовыми вопросами в  одной крупной организации, ведь скупость в данной профессии может даже помогать.

Замещение или найти новую жертву

И даже классический случай, когда человек срывает злость на более слабом также представляет собой механизм психологической защиты – замещение. Агрессию сбросить необходимо, психика нуждается в разрядке и человек бессознательно выбирает для этого менее опасный и более доступный объект – ребенка, жену, младшего или нижестоящего по служебной лестнице товарища.

Интеллектуализация или мастерство отговорок

Еще один распространенный механизм психологической защиты прячется за красивым названием «интеллектуализация». На самом деле тот, кто использует данный прием не обязательно является интеллектуалом или обладает высоким IQ.

Суть в том, что личность оправдывает свое или чужое негативное поведение с помощью логических установок. Проще говоря, опоздав из-за того.

что проспал, такой человек не извинится за опоздание, а придумает благовидное оправдание: автобус вовремя не подошёл, часы подвели и т.д.

Реактивные образования или красивая обертка для горькой конфетки

Чтобы проиллюстрировать этот механизм психологической защиты приведу ситуацию, которую мне пришлось однажды наблюдать, сидя в автобусе.

Одна из пассажирок, молодая женщина, демонстрировала окружающим исключительную заботу о своем сыне, ехавшем вместе с ней: кормила его печеньем, ежеминутно спрашивала о самочувствии, внимательно слушала его рассказы.

И каково же было мое удивление, когда, выйдя с этой семьей из автобуса, я увидела. что мать, неожиданно схватив сына за руку, стала  грубо его отчитывать.

В данном случае забота женщины о мальчике не является настоящей материнской лаской, а представляет собой лишь реактивное образование по отношению к бессознательной черствости.

 Мать просто не может сознаться самой себе, что ребенок её раздражает и поэтому на глазах у окружающих разыгрывает преувеличенную заботу, но поскольку тяжело всё время носить маску – её раздражение все равно время от времени вырывается наружу.

Читайте также:  Дауншифтинг - значение слова, виды

Человек предотвращает появление неприемлемых для него мыслей путем преувеличенной демонстрации противоположных стремлений.

Зачем это всё?

Примеры механизмов психологической защиты встречаются  очень часто. Мы даже сами не замечаем, как, вместо того, чтобы взглянуть правде в глаза во многих ситуациях мы прячемся за такими психологическими уловками как отрицание или проекция. И это нормально.

Таким образом наша психика фильтрует тот шквал информации, который ей приходится встречать каждый день.

И всё же, замечая за собой тот или иной механизм, мы можем лучше понять себя, скорректировать свое поведение и в итоге сделать свою жизнь более осмысленной и свободной.

Механизмы психологической защиты. Схема

Источник: https://apsiholog.ru/stoj-kto-idet-mexanizmy-psixologicheskoj-zashhity/

Механизмы психологической защиты

Механизмы психологической защиты  это методы, которые используются на бессознательном уровне, чтобы иметь дело с тем, что является неприятным, неприемлемым и угрожающим. В этой следующей статье, мы поймем их цель , а также дадим вам примеры общих механизмов психологической защиты, используемых в повседневной жизни.

Знаете ли вы?
Мечта является распространенным механизмом защиты, используемой для того чтобы убежать от реальности, и так-же используют юмор.

Защитные механизмы , также известны как способы сохранить лицо, используются в качестве временной договоренности , и помогают справится с делом, которое неприятно, неприемлемо, и опасно .

Они известны как спасающие престиж, потому что они буквально используются, чтобы ‘спасти нашу репутацию’ вслед за любой угрожающей ситуацией и новостями, поскольку  действительность слишком трудно принять и иметь дело в пределах всей ее  интенсивности.

Каковы механизмы психологической защиты.

Зигмунд Фрейд предложил понятия сознание, бессознательное и подсознание, и продолжал говорить о концепции защитных механизмов как неотъемлемой части бессознательной психики.

Он сказал, что в нашей повседневной жизни, мы   время от времени сталкиваемся с определенными отрицательными стимулами, которые могут стать слишком опасными если  принимать всю их интенсивность на себя.

Совет

Эти стимулы могут вызывать коррозию эго человека и делают жизнь невозможной, вызывая тяжелые психические стрессы, в их наиболее коррозионной форме, могут даже привести к нервному срыву.

Именно из-за этого, мы подавляем эти неприятные мысли и ситуации, в нашем подсознании, даже не осознавая этого, и даже не знаем об их существовании, пока они не всплывут в виде необъяснимого поведения (сновидений, оговорок и т.д. ).

Почему они важны

Фрейд продолжал объяснять, что эти механизмы имеют чрезвычайно важное значение для защиты эго человека, и без их помощи, эго просто рушатся и распадаются, что приводит к тяжелым психическим стрессом и делает повседневную жизнь практически невозможной.

Так же, как можно было бы использовать парацетамол, чтобы почувствовать себя лучше физически, защитные механизмы используются для получения мысленного улучшения .

Они работают как амортизаторы и помогают человеку справиться с болью, и именно поэтому, считается, что защитные механизмы  служат благой цели.

10 часто используемых механизмов защиты

Самый первый идентифицированный защитный механизм был — репрессии он был предложен Фрейдом. Ниже данны  10 из обычно используемых защитных механизмов в повседневной жизни с примерами.

Репрессии

Репрессия используется, чтобы подсознательно оттолкнуть воспоминания о тревожащих мыслях, импульсах и событиях в подсознательное. Так как это делается бессознательно, люди не контролируют это, поэтому, довольно вероятно  воспоминания могут  измениться в течении времени.               Например: Солдат может подавлять воспоминания о смерти, кровопролитии и уничтожении на поле боя.

Отказ

Защитный механизм который отказывается принять реальность и признавать  очевидную правду. Это отказ признать, что что-то болезненное или неприятное произошло или происходит в данный момент.

Люди, которые слышали о известие о смерти своих близких, часто испытывают отрицание.

                                     Например: наркоман может находиться в отрицании, что он пристрастился к наркотикам и может продолжать говорить себе, что он делает что то хорошее в своей личной и профессиональной жизни .

Смещение

Люди выражают их разочарование, импульсы и чувства на других, менее угрожающий объект, который не является источником их разочарования.

Потому что они не могут использовать негативные эмоции и ответные меры против фактического источник их разочарования (так как это может привести к негативным последствиям), они буквально вытесняют их негативные чувства на других, менее опасных объектов.

                                                                   Например: босс кричит на сотрудников, работник не может сказать что-нибудь против из за страха, что он потеряет свою работу, так что он вымещает свой гнев на кого-то менее угрожающего, на его жену дома.

Эта цепочка не останавливается на достигнутом, а продолжается дальнейшее где жена может кричать на ребенка старшего возраста, ребенка старшего возраста на младшего брата, и брат может, «мучить» домашних животных. Приступ ярости срабатывает даже при незначительной провокации.

Регрессия

Регресс является метод, который используется для регрессирования или возражению к более ранней стадии развития, когда сталкиваются с неприятными или неприемлемыми ситуациями. Стадии на который регрессируют, может зависеть от человека к человеку.

                                                            Например: Боясь крика со стороны учителя, у подростока может начаться снова ночное недержание мочи, или отказ купить игрушку может привести маленького ребенка к истерике и обиде.

Или молодая женщина может свернуться в позу эмбриона после разрыва отношений и отказываться вылезать из постели.

Сверх-компенсация

Перед лицом проблемы человека выставляет дополнительное количество усилий для преодоления или компенсирования  ситуации. Эти усилия настолько высокие, что значительно превышают первоначальный результат .

                                                                                  Например: человек, который не пришел на урок  приложит столько усилий, что он не только получит хорошую оценку, но, вероятно, получить первое место в классе.

Сублимация

Это пере направление неприемлемых мысли, эмоции и импульсов в более приемлемые формы. Этот защитный механизм может помочь человеку сосредоточиться на более позитивных аспектах жизни, заставив его найти лучшую перспективу.

                                                                               Например: человек, который имеет проблемы с гневом  записываются  в  секцию кикбоксинга, так что его гнев можно использовать в спорте.

Юмор и мечты также могут помочь человеку справиться с напряженной ситуацией или неудачей.

Рационализация

Рационализация предполагает переосмыслить неприятное или неприемлемое поведение и чувства, рациональным образом и обесценить истинные причины поведения. Этот защитный механизм предотвращает беспокойство и защищает свою самооценку.

                                                                                         Например: студент, который получил очень низкие оценки в тесте может рационализировать, говоря, что учитель намеренно дал ему низкие оценку, потому что она ненавидит его.

Или вор оправдывает кражу говоря, что человек был богат и заработал деньги нечестно.

Проекция

Это проектирование собственных нежелательных, мыслей, чувств и/или импульсов на другого человека, у которого нет этих мыслей и желаний.

 Таким образом мы проектируем негативное чувство, которое мы неприемлем по отношению к себе на другого человека у которого его нет.

                        Например: человек, который никогда не слушает, будет сердиться и обвинять   супруга что он его никогда не слушает. Хотя на самом деле он его слушал все это время

Интеллектуализация.

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией или новостью, человек будет отделять себя эмоционально от ситуации и сосредоточиться только «холодных» и клинических аспектах ситуации.

                                                               Например: человек, узнав, что он страдает от неизлечимой болезни воли, вместо того, чтобы реагировать с горем, будет узнавать все о болезни или может перечислить все бесплодные процедуры, которым он мог подвергнуться.

Отмена

Это бессознательная попытка отменить или взять назад, чтобы свести на нет действие или комментарии, которые привели к неприятным чувствам тревоги или вины, которое могут быть вредными и / или неприемлемыми для другого человека.

Это сделано, чтобы противодействовать ущербу, который может быть сделан путем предыдущего комментария или действия, в надежде, что они будут уравновешивать друг друга.

                                                                       Например: После оскорбления кого-то или его имени, человек может попытаться отменить свои действия проводя следующий час хваля положительные качества человека.

Как оборонительные механизмы могут вызывать коррозию

В то время как защитные механизмы, как полагают, важны для нашего психического здоровья, важно понять, что они могут убрать нас из реальности. Давайте проведем параллель, если человек начинает кашлять, он возьмет сироп и справиться с ним таким образом, но если кашель не прекращается даже после пробы всех методов, он посетит врача, чтобы добраться до корня проблемы.

Если он не обратиться к врачу, здоровье его ухудшится. Кроме того, защитные механизмы,  действуют в качестве буфера и помогают человеку справиться с первоначальным шоком. После этого человек должен смотреть в лицо реальности, и принять необходимые меры для решения проблемы.

Невыполнение этого требования означает, что он уходит от реальности, что само по себе может быть очень вредным. Защитные механизмы помогают, смягчая удар и помочь в смягчении нашего эго. Но так как это происходит на бессознательном уровне, мы не знаем, что мы вкладываем в их  использование, возможно они имеют коррозионный характер  и уводят нас от реальности.

Именно поэтому важно знать об этих защитных механизмах, и понимать, когда следует остановиться и посмотреть на реальность объективно .

Статьи по психологии: 

Источник: https://psichov.net/obshhie-mehanizmyi-psihologicheskoy-zashh/

Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Интеллектуализация – это попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись. Интеллектуализация относится к механизмам защиты психики от фрустрационных факторов, являясь более усложненной формой изоляции.

Различия в данных формах таковы, что при изоляции человек вытесняет из сознательного проживания определенное чувство или их спектр, полагая, что не испытывает их, тогда как при интеллектуализации признается наличие чувств этой сферы, однако обесценивается их сила или влияние (характерны рассуждения об эмоциях отчужденно, как бы со стороны, при отсутствии погружения в проживание).

Такой вид защиты весьма полезен в ситуациях с избыточным эмоциональным потенциалом, позволяет сохранить логику суждений и не потеряться, например, под воздействием паники.

Обратите внимание

Имея много плюсов и выглядя, как пример взрослого поведения, интеллектуализация может нести человеку неприятности в виде искажения реальности, что делают все защиты, а также провоцировать неадекватную реакцию, вследствие неполноценного проживания эмоций.

Примеры интеллектуализации встречаются у личностей с шизоидной акцентуацией, являясь способом дистанцирования от потенциально болезненных переживаний.

Что такое интеллектуализация?

Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека.

Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация.

Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно.

В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.

Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.

В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний.

Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление.

Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).

Читайте также:  Значение цветов в психологии

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация в психологии это излишнее использование человеком интеллектуальных ресурсов для избегания эмоциональных переживаний. Развивается такой вариант контроля эмоций в подростковом возрасте, когда в силу столкновения с травматическим опытом или разочарованием возникает потребность в сдерживании своих аффективных реакций.

Выявлены взаимосвязи развития данного психологического механизма защиты как преобладающего от личностных черт.

Обычно это замкнутые люди, которым свойственная педантичность, основательность, высокий уровень самоанализа и самоконтроля, индивидуализм в принятии решений, высокая степень развития интеллектуальной сферы.

Важно

При активизации этой защиты человек может лишиться способности принимать действенные решения, а только рассуждать о происходящем, усиливается социальная отстраненность (могут появиться фобии или агрессивность), возрастает уровень самообмана в целях самооправдания.

Специфическим образом происходит анализ окружающей действительности, с преувеличением значения рассудочных компонентов, при этом человек и его мир как бы расщепляется. Такое поведение имеет позитивное влияние в экстремальных ситуациях, когда необходимо собраться и сконцентрироваться, но несет ущерб общению в будничной обстановке.

Если вы общаетесь с человеком, у которого превалирует интеллектуализация, то на вопрос о его чувствах к вам, вы вполне можете услышать рассуждения о том, что вы хороший человек, проявили себя как надежный попутчик или являетесь для него источником пользы.

Такое общение больше напоминает собеседование или обсуждение технических моментов в работе устройства, чем эмоциональный живой обмен между людьми.

Стоит отметить, что интеллектуализация не дарует освобождение от неприятных эмоций, а просто выносит из области доступного проживаемого опыта, генерализуя ощущение беспричинной тревоги или страха.

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация считается защитным механизмом высшего порядка. Она имеет больше нюансов, а соответственно иногда бывает сложно уловимой, по сравнению с остальными. Возникает в подростковом возрасте, когда достаточно развиты внутренние структуры личности и начались первые столкновения в конкуренции. Укрепляется или используется ситуативно, но требует выраженного развития силы эго.

Особенность данного защитного механизма состоит в том, что даже значительные, важные и решающие моменты в судьбе такого человека воспринимаются им нейтрально. События трактуются с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно, без учета желаний и чувств.

Такой человек вряд ли будет биться в истерике по поводу смерти ближнего, но также он и не будет прыгать от радости рождения ребенка. Складывается ощущение, что он силен и стабилен и никакие превратности жизни не способны существенно всколыхнуть чувственную сферу, а тем более вывести в состояние аффекта.

Такие люди поражают окружающих, когда выбирают себе место на кладбище, узнав, что им осталось жить пару месяцев. Или можно лицезреть интеллектуализацию среди подростков, философствующих на размытые религиозные темы или отвлеченные от их жизни концепции.

Видя такие примеры поведения, мы считаем подобных людей странными, героями, отморозками – все зависит от контекста, но мы никогда не воспримем их как среднестатистического.

Но в обоих приведенных примерах люди отделяются от собственных переживаний, в первом варианте от страха смерти, во втором от нахлынувших эмоций подросткового возраста, обусловленных гормональными изменениями, с которыми еще не понятно как справляться.

Для успешной работы при столкновении с интеллектуализацией следует обнаружить причину излишней эмоциональной переполненности и снизить поток стимулов, которые порождают непереносимую лавину чувств или же постараться обеспечить такие психотерапевтические условия, где человек сможет встретиться со своими переживаниями в полном объеме. Поскольку наиболее распространенными чувствами вызывающими интеллектуализацию являются чувства стыда или вины, то основная работа терапевта будет заключаться в обеспечении безоценочного принятия и восстановления корректного внутреннего образа человека.

Источник: http://hp.housepsych.com/intellektualizatsiya_default.htm

Защитные механизмы “срабатывания” интеллектуализации и рационализации, их функции

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

студентки 5 курсагуманитарного факультета

Учебная дисциплина: «Защитные механизмы личности и коллектива»

Тема: «ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ«СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИИ»

«Защищен»____________ «Оценка»___________

Одесса-2008г.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

І. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИ

1.1. Защитный механизм интеллектуализации

1.2. Защитный механизм рационализации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Из всех бесчисленных субъективных личностных ценностей есть одна, неизмеримо превосходящая все остальные и, тем не менее, парадоксальным образом часто ускользающая от внимания человека. Эта ценность – потребность в самоуважении, в достаточно высокой самооценке, а по существу – потребность в мире с самим собой.

Только сохранение самоуважения, представление о себе как о достойной фигуре, соответствующей собственным идеалам, позволяет человеку сохранять целостное поведение, оптимизм перед лицом неудач и трудностей и высокую активность в условиях неопределенности, то есть в условиях повседневного существования, где неопределенность сопутствует самым важным, судьбоносным решениям и поступкам: решению кем быть в этой жизни, с кем связать свою судьбу, как вести себя в условиях конфликта между желанием и долгом и т.п. Человек, утративший самоуважение, находится в постоянном конфликте с самим собой, сам себя отвергает и сам с собой не согласен, что очень быстро приводит либо к дезорганизованному поведению, либо к депрессии.

Совет

Между тем, у каждого из нас всегда достаточно оснований для такого внутреннего конфликта. Более того, чем выше и сложнее душевная организация человека, тем чаще возникают у него противоречивые, взаимоисключающие потребности.

Так, желание добиться успеха и заслужить признание нередко приводит к враждебности к потенциальным соперникам – к тем, кто превосходит нас талантами или работоспособностью.

Но такая враждебность, основанная на зависти, унизительна для человека с высокой самооценкой, искренне полагающего, что талант и работоспособность достойны уважения и что он сам этими свойствами не обделен.

Чтобы внутренний конфликт – в данном случае между «недостойной» завистью и уважением к себе – не привел к расстройству поведения и к депрессии, человек использует механизм психологической защиты, изощренными и хитроумными способами предотвращающий снижение самооценки. Наше внимание мы сосредоточим на рассмотрении механизма срабатывания интеллектуальных психологических защитах – интеллектуализации и рационализации.

І. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ «СРАБАТЫВАНИЯ» ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ, ИХ ФУНКЦИ

1.1. Защитный механизм интеллектуализации

Защитный механизм интеллектуализация, является одним из менее известных защитных механизмов. Под ним понимают процесс, посредством которого субъект стремиться выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Этот термин чаще употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного мышления над переживанием и непризнанием аффектов и фантазий. Термин «интеллектуализация» у З. Фрейда не встречается, одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит А. Фрейд.

Она трактовала интеллектуализацию подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого «Я» стремиться овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими.

По ее мнению, интеллектуализация – это одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого «Я».

Обратите внимание

Действие интеллектуализации проявляется в основном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или (фрустрирующей) ситуации без переживаний.

Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличие убедительных доказательств в пользу противоположного. Отличие интеллектуализации от другой интеллектуальной защиты – рационализации, по мнению Ф.Е.

Василюка, в том, что она по существу представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций, что собственно подтверждает определение интеллектуализации как вида психологической защиты, сделанное А. Фрейд.

Случается, что даже самые умные и образованные люди не способны оценить адекватно собственные переживания и подлинные мотивы своих поступков. Известен такой пример.

Один выдающийся американский психолог, с именем которого связано целое большое направление в психологии, опубликовал статью о сновидениях, в которой в качестве иллюстрации привел собственный сон. В этом сне он играл в карты с друзьями, и на руках у него были прекрасные карты, сплошные козыри.

При этом как только он начал выбрасывать эти карты на стол, все они, одна за другой, превращались в мелочь, которую противники могли легко побить.

Для любого специалиста смысл такого сновидения совершенно прозрачен: сон этот свидетельствует о глубокой внутренней неуверенности человека, о его сомнении в качестве собственных «козырей».

Трактовка эта не вызывает сомнений: он болезненно уязвим и мучительно неуверен в себе этот действительно талантливый, но и очень амбициозный человек, и с какой острой ревностью и подозрительностью он относится к чужим идеям и успехам.

Важно

Нет сомнения, что он отнюдь не был склонен сделать эти свои комплексы достоянием широкой научной общественности. Нет также сомнения, что при его уровне квалификации он без труда определил бы подлинное значение этого прозрачного сна, если бы его рассказал ему кто-то другой. При этом он остался полностью слеп к собственному сновидению и прокомментировал его так: «Этот сон отражает мою любовь к игре в покер».

Интеллектуализация как психологическая защита может принимать и вид жизненных позиций, «твердых» убеждений, она может стать доминирующим способом думать о себе и о мире и в соответствии с этим строить свои отношения с окружающими.

Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автоматизированностью» (человек не способен реагировать на реальную ситуацию: он реагирует на свой прошлый опыт относительно подобных ситуаций или на свой интеллектуальный неосознанный страх) чрезмерностью, толерантностью.

Интеллектуализации можно противопоставить другой защитный механизм – рационализацию.

1.2. Защитный механизм рационализации

Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. В частности рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного.

Так, переживая психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения: не получив страстно желаемого, убеждает себя, что «не очень-то и хотелось».

Рационализация используется человеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытается скрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами, находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами. Например, героине романа Л.

Н. Толстого «Война и мир» Наташе необходимо избавиться от мысли об измене любви , об измене князю Андрею. «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый вопрос, кого она любила: Анатоля или князя Андрея?.

Совет

У Наташи совершается внутренняя психологическая работа по объяснению разумными причинами совершившихся событий. Эта работа устраняет душевный конфликт между представлениями о порядочности и реальным поведением.

В конце концов героиня говорит: «Мне кажется, что я сто лет люблю его (Анатоля). Да и не любила никого так, как его.

Наиболее яркие феномены рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Первый известный по басне Эзопа «Лиса и виноград», отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладкого лимона» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличение ценности имеющегося.

Если человек демонстрирует пренебрежение к получению высшего образования, то не исключено, что он защищается от огорчений в связи в упущенной возможностью учиться. Этот же человек не жалеет сил, чтобы дать своим детям высшее образование, которое ему якобы не нужно.

Точно так, и похвальба альковными подвигами – тоже может выступать как психологическая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном человеке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

* они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

* они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные.

Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна “передышка” для новой активности. При этом, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Обратите внимание

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной.

В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.

) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни. Все это можно отнести к интеллектуальным защитам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-580с.

2. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.-СПб.: Питер, 204.-701с.

3. Психология: Учебник /Отв.ред. А.А. Крылов.- М.: Проспект, 2005.-752с.

Источник: http://referatwork.ru/refs/source/ref-20700.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector