Когнитивные расстройства личности – лечение, симптомы, причины

Когнитивные расстройства

Когнитивные расстройства личности – это специфические нарушения, происходящие в познавательной сфере индивида и включающие следующие симптомы: снижение памяти, интеллектуальной работоспособности и снижение других когнитивных процессов мозга в сравнении с персональной нормой (исходным уровнем) каждого индивида. Познавательными или когнитивными функциями называют наиболее сложные процессы, проистекающие в головном мозге. При помощи этих процессов осуществляется рациональное постижение окружающего мира, взаимосвязь и взаимодействие с ним, характеризующееся целенаправленностью.

К познавательным функциям следует отнести: восприятие (прием) информации, обработку и анализ данных, их запоминание и последующее хранение, обмен данными, выработка и реализация плана действий. Причинами когнитивных расстройств может быть множество недугов, отличающихся по механизмам и условиям возникновения, течения болезни.

Причины когнитивных расстройств

Когнитивные нарушения по своей природе бывают функциональными и органическими. Функциональные нарушения в познавательной сфере формируются в отсутствии прямого поражения головного мозга.

Переутомление, стрессы и постоянное перенапряжение, отрицательные эмоции – все это может являться причиной функциональных познавательных расстройств. Функциональные нарушения познавательной сферы могут развиться в любом возрасте.

Такие расстройства не считаются опасными и всегда исчезают или существенно уменьшаются их проявления после ликвидации причины нарушений. Однако в отдельных случаях может потребоваться применение медикаментозной терапии.

Обратите внимание

Органические состояния в когнитивной сфере возникают вследствие повреждения головного мозга в результате заболеваний. Они чаще наблюдаются у людей старшего возраста и носят обычно более устойчивые черты. Однако правильная терапия даже в этих случаях помогает добиться улучшения в состоянии и препятствует нарастанию нарушений в дальнейшем.

Наиболее частыми причинами органических патологий в когнитивной сфере считаются: недостаточность кровоснабжения мозга и возрастное понижение массы мозга или атрофия.

Недостаточность кровоснабжения мозга может наступать вследствие гипертонической болезни, сердечнососудистой патологии и инсультов. Поэтому очень важным является своевременное диагностирование перечисленных заболеваний и правильное их лечение. В противном случае могут возникнуть серьезные осложнения.

Артериальному давлению, поддержанию уровня сахара в норме и холестерина в крови следует уделять особое внимание. Выделяют также сосудистые когнитивные расстройства, которые развиваются вследствие хронической ишемии головного мозга, повторных инсультов или их сочетания.

Такие патологии делятся на два варианта: расстройства, возникающие как результат патологии мелких сосудов, и нарушения вследствие патологии крупных сосудов.

Нейропсихологические особенности обнаруженных состояний, отражающие их взаимосвязь с нарушением в работе лобных долей мозга, будут свидетельствовать о сосудистой этиологии когнитивных расстройств.

Сосудистые когнитивные расстройства личности сегодня довольно распространенны в практике неврологических патологий.

При атрофии головного мозга, вследствие возрастных изменений, формируются более выраженные патологии когнитивных функций. Такое патологическое состояние именуется болезнью Альцгеймера и считается прогрессирующим заболеванием. Однако темпы нарастания патологий в когнитивной сфере могут значительно варьироваться.

Важно

Преимущественно, симптомы характеризуются медленным нарастанием, вследствие чего больные могут на протяжении многих лет сохранять независимость и самостоятельность. Огромным значением для таких больных обладает адекватная терапия.

Современные методы терапии помогают добиться улучшения в состоянии больного и длительной стабилизации проявлений.

Также причинами патологий в когнитивной сфере могут быть другие заболевания головного мозга, сердечнососудистая недостаточность, заболевания внутренних органов, нарушение в обмене веществ, злоупотребление алкогольными напитками или другие отравления.

Симптомы когнитивных расстройств

Расстройство когнитивных функций характеризуется специфической симптоматикой, которая зависит от того, в какой степени выраженности находится патологический процесс, и какие отделы мозга он затрагивает. Поражение отдельных участков обуславливает нарушения отдельных когнитивных функций, однако все же чаще встречается расстройство нескольких сразу или всех функций.

Расстройство когнитивных функций вызывает снижение умственной работоспособности, ухудшение памяти, трудности с выражением собственных мыслей или осмыслением чужой речи, ухудшение концентрации внимания. При тяжелых нарушениях пациенты могут ни на что не жаловаться вследствие потери критичности к собственному состоянию.

Среди патологий познавательной сферы самым частым симптомом считается ухудшение памяти. Вначале возникают прогрессирующие нарушения в запоминании недавних событий, а постепенно и отдаленных событий.

Наряду с этим может снижаться умственная активность, нарушаться мышление, вследствие чего индивид не может правильно оценить информацию, ухудшается способность обобщать данные, делать выводы. Еще одним не менее распространенным проявлением познавательных нарушений является ухудшение концентрации внимания.

Индивидам с такими проявлениями сложно поддерживать энергичную умственную деятельность, концентрироваться на конкретных задачах.

Под понятием умеренные когнитивные расстройства личности обычно подразумевают нарушение работы одного либо нескольких когнитивных процессов, выходящих за границы возрастной нормы, но при этом не доходящих до выраженности деменции. Умеренные когнитивные нарушения, главным образом, считаются патологическим состоянием, результатом которого трансформации на данной стадии не исчерпываются только лишь возрастными инволютивными процессами.

В соответствии с данными ряда исследований, синдром умеренных познавательных расстройств наблюдается у 20% индивидов старше 65 лет. Также исследования свидетельствуют о том, что деменция развивается у 60% индивидов с данной патологией в течение пяти лет.

Совет

Умеренные когнитивные расстройства в 20-30% случаев носят устойчивый или вяло прогрессирующий характер, другими словами не преобразуются в деменцию. Такие расстройства способны в течение довольно длительного времени оставаться незамеченными индивидами. Однако если обнаружено наличие нескольких симптомов за короткий срок, то стоит обратиться к специалистам за консультацией.

О наличии расстройства когнитивной сферы свидетельствуют следующие симптомы: сложности в выполнении обычных счетных операций, трудности с повторением только что полученных сведений, нарушение ориентации в малознакомой местности, трудности в запоминании имен людей, новых в окружении, очевидные сложности в подборе слов при обычном разговоре.

Умеренные когнитивные расстройства, выявленные на ранних фазах своего развития, довольно успешно поддаются коррекции при помощи лекарственных препаратов и различных психологических методик.

С целью оценки выраженности нарушений когнитивной сферы применяются специальное нейропсихологическое тестирование, которое заключается в ответе на ряд вопросов и выполнении некоторых заданий пациентом.

В соответствии с результатами тестирования становится возможным определить наличие отклонений определенных когнитивных функций, а также их выраженность.

Задания теста могут быть в виде простых математических действий, таких как прибавление или вычитание, написания чего-нибудь на бумаге, повторения нескольких слов, определения показанных предметов и др.

Легкое когнитивное расстройство

Додементное состояние представляет собой легкое расстройство когнитивных функций.

Другими словами легкие нарушения когнитивных функций представляют собой патологии высших функций мозга, которые характеризуются, прежде всего, сосудистым слабоумием, проходящим ряд ступеней в своем развитии, определяющихся последовательным нарастанием симптоматики – начиная легкими нарушениями функций когнитивной сферы, главным образом памяти, и завершая тяжелыми нарушениями – деменциями.

Согласно с рекомендациями международной классификации болезней, диагностирование легкого когнитивного расстройства возможно при наличии следующей симптоматики: ухудшение функции памяти, внимания или снижение способности к учебе,

при совершении умственной работы наблюдается высокая утомляемость. При этом расстройство функции памяти и нарушение работы других мозговых функций не ведет к атрофической деменции и не несет связи с делирием. Перечисленные нарушения имеют цереброваскулярное происхождение.

Обратите внимание

Клинические проявления данного нарушения соответствуют устойчивому церебрастеническому синдрому, который по сути относится к психопатологическим состояниям, отражающим нарушение различных областей психики, включающих и когнитивные функции.

Однако, несмотря на это церебрастенический синдром характеризуется внешней сохранностью пациентов, отсутствием тяжелых нарушений умственных, критических и прогностических процессов, иллюзией неустойчивости, проходимости астенических нарушений.

Диагностика данного нарушения основана на результатах клинических обследований и выводах экспериментально-психологического исследования.

Легкое когнитивное расстройство дифференцируются от органических расстройств тем, что нарушения в работе познавательной сферы не проистекают в связке с эмоциональными (аффективная неустойчивость), продуктивными (!паранойя) и поведенческими расстройствами (неадекватность).

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9). Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%.

Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста. Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы.

Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Важно

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей.

Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей.

Сегодня диагностика детских патологий в когнитивной сфере возможна только лишь при помощи проведения комплексного клинического обследования, клинико-психопатологического освидетельствования, психометрического, нейропсихологического методов исследования.

Лечение когнитивных расстройств

Нарушения познавательной сферы в наше время представляют собой едва ли не один из самых часто встречаемых неврологических симптомов, так как значительная часть коры мозга имеет связь непосредственно с обеспечением когнитивных процессов, поэтому практически любая болезнь, которая вовлекает мозг, будет сопровождаться когнитивными нарушениями.

Когнитивные расстройства личности объединяют нарушения пяти главных мозговых процесса: гнозиса, памяти, речи, мышления и праксиса. Нередко к этим пяти процессам добавляют еще шестой – внимание.

Сегодня остается открытым вопрос о том, обладает ли внимание собственным содержанием или все же является производным.

Проблема когнитивных нарушений, прежде всего, является проблемой стареющего населения.

Когнитивные расстройства бывают легкой степени выраженности, умеренной и тяжелой.

Легкие расстройства когнитивных процессов обнаруживаются только вследствие тщательного нейропсихологического обследования и, как правило, не влияют на обыденную жизнь, хотя иногда могут порождать субъективное беспокойство индивида.

Умеренные когнитивные расстройства выступают за пределы возрастной нормы, однако пока не ведут к ограничениям в обыденной деятельности и влияют только лишь на сложные ее формы. Индивиды при умеренных патологиях когнитивной сферы, как правило, сохраняют независимость и автономность.

Тяжелые нарушения когнитивной сферы оказывают существенное негативное воздействие на повседневную жизнь. Пациенты ощущают значительные сложности в ежедневных занятиях, профессии, деятельности, социальной сфере, а на более поздних стадиях – в самообслуживании. Деменция относится к тяжелым когнитивным патологиям.

Совет

Выбор терапевтической стратегии зависит от причины возникновения когнитивных расстройств и выраженности таких нарушений. По возможности следует проводить лечение, которое будет направлено на коррекцию патологических процессов, проистекающих в организме. С целью лечения непосредственно расстройств когнитивных процессов применяют ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Также для лечения расстройств личности применяют и методы психотерапии. Так, например, в своей книге А. Бек и А.

Читайте также:  Прагматик - значение слова, как стать прагматиком

Фримен «Когнитивная психотерапия расстройств личности» высветили проблемы диагностирования и индивидуального подхода в лечении личностных расстройств методиками когнитивной психотерапии, раскрыли воздействие когнитивных структур на образование личностных расстройств, воззрения и установки, которые характеризуют каждое из таких нарушений, реконструкцию, трансформацию и реинтерпретацию структур.

На ранних стадиях развития нарушений когнитивная психотерапия расстройств личности считается во многих аспектах «инсайт-терапией», располагающей в своем арсенале интроспективными методами, предназначенными для личностных трансформаций пациента.

Когнитивная терапия направлена на помощь пациентам в изучении их познавательных структур и на способности модифицировать собственное поведение или мысли. Изучение структур и схем познавательных процессов и обучение адаптивным реакциям на отрицательные мысли и самоуничижительные позиции в итоге являются ключевыми целями психотерапии.

Следует стремиться к последовательным трансформациям, а не к сиюминутному результату.

Постановка последовательно усложняющихся заданий, последовательные небольшие шажки, оценивание ответов и реагирования с позиции желательных трансформаций, постепенное приспособление к стрессовым факторам и тревожности, психотерапевтическая поддержка позволяют пациенту совершить попытку с целью собственного изменения.

В случае появления когнитивных нарушений, большинство из них будет неустанно прогрессировать. Именно поэтому основной задачей в профилактических мероприятиях когнитивных расстройств является замедление, приостановление дальнейшего течения разрушительного процесса.

Обратите внимание

Для предупреждения прогрессирования нарушений познавательных процессов, следует регулярно принимать лекарственные препараты (ингибиторы ацетилхолинэстеразы). Также необходимо пытаться поддерживать нарушенные процессы.

С этой целью следует выполнять различные упражнения, направленные на тренировку определенных функций (например, при нарушениях памяти нужно учить стихотворения).

Кроме этого, также необходимо избегать влияния стрессовых ситуаций, так как во время волнения нарушения когнитивных процессов становятся еще более выраженными.

Источник: https://psihomed.com/kognitivnyie-rasstroystva/

Когнитивные расстройства личности – причины, лечение, симптомы

Одной из особенностей человека, которая отделяет его от животного мира, является способность познавать, понимать и интерпретировать окружающий мир. Способность человека мыслить, запоминать, рассуждать, понимать, воспроизводить делает его отдельной веткой в мире животных.

Однако расстройства когнитивного характера личности способны ухудшить данные свойства, что будет проявляться в различных симптомах. Лечение проводится на основе тех причин, которые привели к патологии.

Что такое когнитивные расстройства?

Что понимается под когнитивными расстройствами на сайте психиатрической помощи psymedcare.

ru? Это нарушения в строении или функционировании головного мозга, когда он не способен понимать, запоминать, изучать, познавать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию.

Таким образом, когнитивные расстройства приводят к неадекватному восприятию мира, что влечет за собой множество последствий:

  1. Страдает внимание, которое не способно быть сконцентрировано на чем-то одном, то есть выделять частное из общего потока.
  2. Страдает восприятие, которое теперь не осуществляется, другими словами, человек не получает информации извне.
  3. Нарушается функциональность памяти, главными задачами которой являются восприятие и воспроизведение информации.
  4. Нарушаются психомоторные функции, то есть способность совершать действия, которые ранее были изучены, например, писать, рисовать или водить автомобиль.
  5. Интеллект значительно понижается, поэтому человек становится неспособным анализировать информацию и делать умозаключения.

Особенно страдает речь, поскольку человеку она не дана с рождения. Если человек не может воспринимать речь, то он не способен ее усваивать и сам воспроизводить. На определенном этапе человек либо не научается речи, либо не становится способным ее выразить, поскольку даже не будет понимать, что говорят ему другие люди.

Существует множество форм когнитивного расстройства, что зависит от того, в какой области поражен мозг, соответственно, какая когнитивная функция нарушена. Нередко когнитивные нарушения возникают в совокупности. Речь идет о повреждениях в головном мозгу, которые являются врожденными, травматическими, приобретенными в результате болезненных поражений.

перейти наверх

Причины когнитивных расстройств

Чтобы лечить когнитивные расстройства, следует знать причины их возникновения. Некоторые из них возможно устранить, а остальные навсегда остаются с человеком. Условно причины делятся на функциональные и органические:

  1. Функциональные причины неопасные, однако при длительном воздействии на человека приводят к нарушениям. Ими могут быть переутомление, эмоциональное напряжение, негативные эмоции, постоянные стрессы. В зависимости от их продолжительности, процесс лечения занимает то или иное количество времени. При этом процессы обратимы. Порой достаточно устранить лишь причины, а иногда требуется медикаментозное лечение.
  2. Органические причины появляются вследствие явного повреждения головного мозга в результате различных заболеваний. В некоторых случаях процессы обратимы, если лечение назначается на ранних сроках. Терапия всегда предполагается врачебная. Частыми органическими причинами становятся нарушение кровообращения, возрастные изменения и атрофия.

Человеку, особенно престарелого возраста, следует внимательно следить за своим состоянием здоровья. Любые нарушения в работе сосудистой и сердечной систем неизбежно приводят к патологиям в работе головного мозга.

В старческом возрасте развиваются многочисленные головные заболевания, которые сопровождаются рядом симптомов, в том числе и когнитивных расстройств.

Например, болезнь Альцгеймера, которая разрушает личность человека с каждым годом и не имеет лечения.

Другими причинами развития когнитивных расстройств могут быть:

  • Сосудистые болезни мозга: инсульты, атеросклероз, артериальная гипертензия.
  • Гипотиреоз.
  • Болезни Альцгеймера и Паркинсона.
  • Алкоголизм.
  • Рассеянный склероз.
  • Почечная недостаточность.
  • Опухоль в головном мозге.
  • Наркомания.
  • Печеночная недостаточность.
  • Травмы.
  • Злоупотребление медикаментами.
  • Сахарный диабет.
  • Отравления.
  • Нарушение обменных процессов.

перейти наверх

Симптоматика когнитивных расстройств зависит от тяжести течения, а также области поражения головного мозга. Нередко отмечается поражение сразу нескольких областей, что приводит к нарушениям обширного характера.

В общем симптомы когнитивных нарушений сопровождаются:

  1. Снижением умственной работоспособности.
  2. Трудностями осмысления чужих слов и выражения собственных мыслей.
  3. Ухудшением памяти.
  4. Ухудшением концентрации внимания.

В тяжелых состояниях пациентов ничто не волнует, поскольку они абсолютно некритичны к собственному здоровью.

Познавательная сфера отмечается ухудшением памяти. Сначала человек забывает недавно произошедшие события, а затем и вовсе забывает свою жизнь.

Ухудшается умственная деятельность, мышление, из-за чего человек перестает адекватно воспринимать информацию, анализировать ее, делать выводы.

Также индивид становится неспособным концентрировать внимание, из-за чего он не может выполнять конкретные задачи.

Умеренными когнитивными расстройствами называются нарушения, выходящие за возрастные рамки, однако не отмечающиеся яркой деменцией.

20% пациентов после 65 лет страдают когнитивными расстройствами, среди них лишь 60% страдают выраженной деменцией. В 30% случаев симптоматика носит стабильный и вяло прогрессирующий характер.

Поэтому индивид может даже не замечать, как в нем прогрессирует заболевание. Однако при выявлении болезни следует обратиться к врачу.

Важно

На ранних этапах умеренные когнитивные расстройства легко лечатся лекарствами. Чтобы их выявить, следует обратить внимание на следующие симптомы:

  1. Трудности в повторении только что полученной информации.
  2. Трудности в выполнении счетных действий.
  3. Трудности в запоминании имен.
  4. Дезориентация в малознакомой местности.
  5. Трудности в подборе слов во время общения.

перейти наверх

Легкое когнитивное расстройство

Легкая форма когнитивного расстройства называется додементным состоянием, которое характеризуется такими симптомами:

  1. Некоторое ухудшение памяти.
  2. Снижение концентрации внимания.
  3. Быстрая утомляемость при интеллектуальной деятельности.
  4. Забывчивость знакомых имен.
  5. Дезориентация в незнакомой местности.
  6. Трудности в подборе слов.

При этом в головном мозге отсутствуют атрофические процессы. В поведении и на уровне эмоций человек продолжает оставаться самим собой. Отмечаются трудности в профессиональной и социальной активности.

Противоположной формой когнитивных расстройств является тяжелая, которая представляет собой деменцию.

Здесь человек испытывает явные трудности в социальной и профессиональной сферах, он теряет навыки самообслуживания, поэтому нуждается в посторонней помощи. Человек становится тревожным, проявляются галлюцинации, навязчивые мысли и бред.

  Больной теряется во времени и забывает события прошлого. В самых тяжелых случаях развивается недержание мочи, потеря речи, забывание психомоторных навыков.

перейти наверх

Когнитивное расстройство у  детей

Появление когнитивных расстройств у детей специалисты связывают с дефицитом витаминов, которые сейчас практически трудно добыть через еду. Современная пища богата различными красителями и вкусовыми добавками. Многие блюда состоят из компонентов неприродного происхождения. Прохождение через длительную температурную обработку также способствует уничтожению витаминов.

Около 20% детей и подростков страдают различными формами когнитивных расстройств:

  • От 5 до 20% страдают различными расстройствами языка, не будучи способными читать и писать.
  • Около 17% больных не способны воспринимать звуковую информацию.
  • Гиперактивность наблюдается у 7%.

Страдают также умственная деятельность, поведение и эмоциональная сфера. Другими причинами развития когнитивных расстройств называют различные поражения мозга в результате заболеваний, врожденные патологии, а также дегенеративные болезни.

Лечением занимается врач, который прописывает ноотропные препараты, которые способствуют улучшению передачи сигналов в головной мозг и метаболические процессы. Среди них выделяют «Пирацетам», «Энцефабол» и «Инстенон». Также практикуется психотерапия, заучивание стихов и песен.

перейти наверх

Как лечить когнитивные расстройства?

Когнитивные расстройства являются одними из распространенных. Причем проявляются они в различных формах. Лечение зависит от того, какие причины спровоцировали нарушения, степень тяжести, а также особенности проявления. Сначала проводится диагностика путем опроса родственников больного, проведения тестов вместе с больным, а также выявления характерных симптомов.

При легкой форме когнитивных нарушений достаточно беседы с нейропсихологом, а при тяжелых формах можно просто отметить соответствующие признаки болезни.

Назначение лекарств и проведение терапии зависит от нарушений. Так, назначаются ингибиторы ацетилхолинэстеразы центрального действия.

Используется когнитивная психотерапия, консультации и тренировки по улучшению функций умственной деятельности.

перейти наверх

Прогноз

Прогнозы ставятся в зависимости от степени выраженности заболевания, своевременности обращения человека к врачам, причин развития болезни. Некоторые факторы возможно предотвратить и повернуть в обратном направлении. Однако если патологии являются врожденными либо органическими, то иногда процессы являются необратимыми.

Врачи занимаются лечением в любом случае. Однако людям рекомендуется заниматься профилактическими мерами, которые будут оберегать их от развития подобных осложнений:

  1. Правильно питаться. Нужно постоянно насыщать свой организм всеми полезными микроэлементами и витаминами.
  2. Своевременно лечить сердечно-сосудистые заболевания и болезни головного мозга.
  3. Заниматься интеллектуальной деятельностью, постоянно тренировать память, мышление, внимание.
  4. Отмечать определенные отклонения и находить причины их возникновения.
  5. Устранять стрессы и эмоциональные потрясения, которые также сказываются на умственной деятельности.
  6. Следует заниматься физическими упражнениями и спортом, которые в целом улучшают общее состояния здоровья, в частности, способствуют ускорению кровообращения.

Когнитивные расстройства значительным образом сказываются на качестве жизни человека. Если запустятся необратимые процессы, тогда болезнь будет прогрессировать, что сделает человека асоциальным и беспомощным.

Источник: http://PsyMedCare.ru/kognitivnye-rasstroystva-lichnosti

Когнитивные расстройства личности – лечение, симптомы, причины

Как неприятно отмечать у себя или близких людей ухудшение способности запоминать информацию, появление быстрой утомляемости, снижение интеллекта.

Такие расстройства в работе головного мозга в медицине получили название «когнитивные нарушения». Однако не следует отчаиваться. Большое значение для людей с таким заболеванием играет адекватная терапия.

Современная медицина способна обеспечить должное лечение и добиться стабильной ремиссии.

Совет

Когнитивные функции – это восприятие, сообразительность, способность знакомиться с новой информацией и запоминать ее, внимание, речь, ориентация в пространстве и времени, двигательные навыки.

Со временем у человека начинают проявляться нарушения повседневного поведения из-за сбоев в работе когнитивных функций.

Единичные случаи забывчивости – это еще не повод переживать, но если человек начинает регулярно забывать события, имена или названия предметов, то это может указывать на нарушения в деятельности мозга, тогда пациенту требуется помощь невролога.

Деятельность лобных долей мозга связана с восприятием запахов и звуков, с эмоциональным окрашиванием окружающего мира, она отвечает за опыт и запоминание.

Если заболевание затрагивает теменные доли мозга, то пациент теряет возможность целенаправленно выполнять действия, он не различает, где право, где лево, не может писать или читать.

Затылочные доли отвечают за способность видеть цветные картинки, анализировать, узнавать лица, предметы. Изменения в области мозжечка характеризуются неадекватным поведением и нарушением речи.

Что такое когнитивное расстройство и как оно проявляется на внешнем плане? Это сильная утомляемость во время умственной деятельности, невозможность запоминать новую информацию, растерянность, затруднения с концентрацией внимания, проблемы при выполнении целенаправленных действий.

Читайте также:  Почему мужчины скрывают свои чувства к женщине - психология

Нередко пациенту сложно понимать чужую речь или самому подбирать слова для передачи мыслей. Интересен тот факт, что это обратимый процесс. При сильных умственных нагрузках симптомы прогрессируют, а после хорошего отдыха исчезают. Однако есть необходимость посетить невролога и терапевта, которые проведут необходимые инструментальные исследования, назначат сдачу анализов.

Умеренные когнитивные нарушения

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет.

Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция.

У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Тяжелая форма

Распространенность деменции наблюдается у пожилых пациентов, а провоцируется она, как правило, болезнью Альцгеймера. БА – это болезнь мозга, связанная с отмиранием ацетилхолинергических нейронов.

Ее первыми признаками становятся утрата памяти, постоянная забывчивость жизненных событий.

На следующей стадии прогрессирования патологических изменений начинается дезориентировка в пространстве, человек теряет способность выражать свои мысли, говорит бред, в быту становится беспомощен и может нуждаться в помощи близких.

Обратите внимание

Пациенты перестают различать и видеть схожесть между понятиями, их мышление замедляется, появляется трудность в концентрации внимания. Кроме этого, у человека наблюдается повышение мышечного тонуса, меняется походка.

При таких признаках назначается нейропсихологическое обследование.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента.

Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка.

Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Когнитивные расстройства в пожилом и старческом возрасте

У пожилых пациентов головной мозг испытывает массу изменений, а его масса значительно уменьшается.

Начинается этот процесс рано, еще в 30-40 лет, а к 80 годам степень потери нейронов может составлять до 50% от общей массы.

Когнитивная дисфункция у пожилых людей выражается в чрезмерной раздражительности, обидчивости, ограниченности мышления, плохой памяти. Их настроение часто меняется, проявляются такие качества, как пессимизм, страх, тревога, недовольство другими людьми, возможна социально-бытовая дезадаптация. Отсутствие лечения приведет к катастрофическим нарушениям когнитивных функций.

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы.

При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой.

При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Диагностика когнитивных нарушений

Она основана на субъективных жалобах самого пациента, на оценке его состояния близкими людьми и определении неврологического статуса.

Кроме этого, врач проводит нейропсихологическое тестирование, назначает такие виды исследований, как компьютерная и магнитно-резонансная томография.

Чтобы диагностировать наличие депрессии у пациента (она часто становится причиной развития когнитивных расстройств), применяется шкала Гамильтона.

Лечение

Когнитивное расстройство личности лечится посредством нейрометаболических лекарственных препаратов трех видов: классические средства (Пирацетам, Пиритинол, Церебролизин), препараты для лечения болезни Альцгеймера (Халина альфосцерат, Мемантин, Ипидакрин), комбинированные средства (Омарон, Циннаризин). Большой выбор нейрометаболических лекарств для регуляции когнитивных процессов делает возможным индивидуализировать лечение пациентов с нарушениями когнитивных функций.

Что же следует делать, чтобы избежать возникновения расстройства когнитивных функций? С юных лет необходимо заботиться о своем здоровье.

Например, снизить риск появления расстройств поможет средиземноморская диета. В последнее время для профилактики применяются фитопрепараты из гинкго билоба.

Видео

Источник:

Нарушение когнитивных функций: что это такое, симптомы и лечение мозга

Когнитивные нарушения функций головного мозга являют собой специфические отклонения, которые приводят к расстройству личности, поскольку препятствуют познавательной активности человека. Они встречаются у взрослых и у детей. Как возникает нарушение когнитивных функций, по каким причинам и как их распознать? Попробуем разобраться.

Что такое когнитивные нарушения, их виды и механизм развития

Что такое когнитивные нарушения? Это отклонения в нормальной работе и функционировании головного мозга. Они возникают по разным причинам у взрослых людей, также могут появиться у ребенка. Человеческий мозг – это сложный механизм, который регулирует все физиологические и психические процессы в организме. К когнитивным или познавательным функциям относят:

  • внимание;
  • запоминание;
  • интеллектуальные способности;
  • способность к восприятию;
  • речевая активность;
  • гнозис (осознание предметов и образов и способность относить их к той или иной категории);
  • праксис (способность применять свои знания и умения на практике).

Их любые нарушения способны спровоцировать изменение личности и сделать из разумного человека животное, которое руководствуется только инстинктами. Как развиваются такие нарушения? В первую очередь, это связано с нарушением связи коры головного мозга и подкорковых структур. В зависимости от локализации повреждения выделяют такие расстройства:

  1. Аграфия (проблемы с письменностью), акалькулия (невозможность считать), алексия (проблемы с чтением), неузнавание букв, нарушение логических, аналитических и математических способностей. Это происходит при нарушении функций левого полушария мозга.
  2. Нарушение ориентации в пространстве, проблемы с фантазией, творчеством. Это связано с патологическими процессами в правом полушарии.
  3. Нарушения в лобных частях приводят к проблемам с памятью, речью, мышлением и волевыми процессами.
  4. Патологии в височных частях мозга лишают человека способности различать запахи, звуки, зрительные образы, а также искажают чувственное восприятие.
  5. При нарушениях в теменной части наблюдают неспособность выполнять целенаправленные действия, проблемы с ориентацией в пространстве (например, путают, где право, а где лево).
  6. При затылочных патологиях нарушаются функции зрения, цветовосприятия, узнавание лиц и предметов.
  7. Повреждение мозжечка сопровождается угнетением эмоций, неадекватным поведением.

В зависимости от степени повреждения различают такие когнитивные расстройства:

  1. Легкие. Они практически не влияют на повседневную жизнь человека, не заметны окружающим, их сложно выявить с помощью тестов. Они проявляются в некоторой заторможенности психической деятельности. Например, сложно переключать внимание, тяжело вспомнить то, что раньше не вызывало проблем.
  2. Умеренные. Это промежуточное состояние, которое характеризуется более выраженными отклонениями в когнитивной сфере. Такими расстройствами страдают до 20% людей преклонного возраста. Они проявляются в значительном ухудшении памяти и внимания, повышенной утомляемости от выполнения интеллектуальных задач, нарушение речевых функций.
  3. Тяжелые (деменция). Такое расстройство мозговой деятельности еще называют слабоумием или маразмом. Чаще всего наблюдается у стариков. Это полная или частичная деградация личности.

Источник: http://psixsovet.ru/drugoe/kognitivnye-rasstrojstva-lichnosti-lechenie-simptomy-prichiny.html

Когнитивные расстройства: симптомы, профилактика и лечение :

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. “Серые клетки” исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся.

Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию.

Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод: когнитивные расстройства — это нарушения функции познания индивида. Это не только забывчивость, но и ухудшение работоспособности, интеллектуальной работы.

Если вы обнаружили эти симптомы у себя или у близких, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь поначалу лёгкая забывчивость может постепенно перерасти в потерю способности ясно мыслить и рассуждать, вы не будете помнить элементарные события дня.

Потом наступит дезориентация в пространстве, частичная амнезия, и пропадёт умение самого себя обслуживать в быту.

Факторы риска

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты.

Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности.

В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В12 во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Основные симптомы

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания.

Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу.

Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией.

Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием.

При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Важно

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с церебрастеническим синдромом, который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется.

Читайте также:  Имиджелогия - как нравиться людям, секреты личного обаяния

Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе.

Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие.

Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов.

Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз.

Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов.

Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы.

Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды.

Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Лечение

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга.

Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: “Семакс”, “Глицин”, “Цераксон”, “Кавинтон”, “Ноотропил” и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса.

Совет

Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства “Ницерголин”, “Галантамин”, “Мемантин”, “Донепезил”. Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного.

Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга.

Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить.

Эти занятия станут реабилитацией ваших “серых клеток” и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат “Глицин” согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство “Ноотропин”, только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни. Помните, что самолечение часто заканчивается обострением проблемы или даже летальным исходом. Поэтому при первых признаках когнитивного расстройства сразу посетите специалиста.

Источник: https://www.syl.ru/article/167078/new_kognitivnyie-rasstroystva-simptomyi-profilaktika-i-lechenie

Легкое когнитивное расстройство

Легкое когнитивное расстройство – незначительное снижение познавательных функций пациента по сравнению с более высоким преморбидным уровнем. Симптомы остаются объективно незаметными, но сами больные жалуются на забывчивость, трудности концентрации внимания, быструю утомляемость при умственной работе.

Диагностика предполагает патопсихологическое и нейропсихологическое исследование интеллектуальной сферы, беседу с врачом-психиатром, осмотр невролога. Лечение направлено на устранение причины когнитивного расстройства, включает психокоррекционные занятия, медикаментозную терапию, соблюдение диеты и режима дня.

F06.7 Легкое когнитивное расстройство

Слово «когнитивный» в переводе с латинского означает «познавательный, ознакомительный». Таким образом, легкое когнитивное расстройство (ЛКР) – незначительное снижение умственных способностей: умения запоминать и воспроизводить информацию, концентрировать внимание, решать абстрактно-логические задачи.

ЛКР не достигает уровня умственной отсталости, деменции или органического амнестического синдрома. Предшествует, сопровождает или наступает после инфекционного либо органического заболевания. Расстройству более подвержены пожилые люди, среди лиц старше 65 лет распространенность составляет 10%.

Обратите внимание

Из этой группы у 10-15% в течение года разворачивается симптоматика болезни Альцгеймера. ЛКР чаще диагностируется у людей с низким уровнем образования.

Легкое расстройство познавательных процессов является не отдельной нозологической формой, а своеобразным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и деменцией. По происхождению оно гетерогенно (полиэтиологично), причинами развития могут стать разнообразные патологические процессы в центральной нервной системе:

  • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, деменции с тельцами Леви, прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
  • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга, мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией, геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии, дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
  • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза, прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
  • Нейроинфекции. Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба. При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
  • Черепно-мозговые травмы. Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
  • Опухоли мозга. Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.

Патогенетические механизмы ЛКР разнообразны, зависят от ведущего этиологического фактора. В пожилом возрасте оказывают влияние процессы, связанные со старением: ослабление внимания, целенаправленности, памяти.

Клинические и экспериментально-психологические исследования подтверждают, что возрастные ухудшения когнитивных функций развиваются самостоятельно, без сопутствующих психоневрологических заболеваний на фоне естественных процессов старения ЦНС (возрастная утрата нейронов, изменения нервных волокон белого вещества и синаптического аппарата).

В 68% случаев ЛКР возникает на базе цереброваскулярных нарушений, при которых снижение в познавательной сфере обусловлено патологическими изменениями церебральных сосудов, недостаточностью мозгового кровообращения.

На втором месте по распространенности – дегенеративное поражение мозговых тканей (атрофия).

Еще 13-15% пациентов пожилого и старческого возраста имеют расстройства тревожно-депрессивного характера и склонны преувеличивать выраженность нарушений памяти.

Клинические проявления соответствуют состоянию церебрастении: больные внешне сохранны, отсутствуют грубые нарушения критики и интеллекта, определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение, быстрая утомляемость.

Пациенты предъявляют жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности при запоминании нового материала, необходимости сосредоточить внимание и удерживать его.

Важно

При сосудистых легких когнитивных расстройствах в дебюте наблюдаются нарушения поведения и эмоций – повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, суетливость и рассеянность, мнестические симптомы проявляются позже. У больных с дегенеративными патологиями ЦНС в первую очередь возникают проблемы с памятью.

Пациенты нередко испытывают головные боли, чувство тяжести в голове, общую слабость, сонливость, головокружения. Недомогания носят несистемный характер, на протяжении дня имеют разную интенсивность, у многих больных отмечаются утром и вечером.

Возможна неустойчивость при ходьбе, тревожный и прерывистый сон, бессонница, отсутствие аппетита, тошнота. Состояние ухудшается после умственных и физических нагрузок.

Течение ЛКР зависит от основного заболевания, бывает флюктуирующим (часто при цереброваскулярных сдвигах), прогредиентным, переходящим в деменцию (при атрофических процессах, опухолях, некоторых инфекциях) и регредиентным (после инсульта, ЧМТ, острых проходящих инфекций).

Легкое когнитивное расстройство с прогрессирующим течением при отсутствии лечения быстро приводит к развитию деменции. Пациенты утрачивают способность решать бытовые задачи, нуждаются в помощи при самообслуживании.

Нарушается социализация – сужается круг общения, больные не могут выполнять профессиональные обязанности, посещать общественные мероприятия.

При флюктуирующем течении расстройства пациенты испытывают трудности во время выполнения интенсивных умственных задач, но при правильной коррекции режима и снижении нагрузок сохраняют привычную жизнедеятельность.

Исследование ЛКР выполняется врачом-неврологом, психиатром, клиническим психологом.

Совет

Для диагностики используются критерии, определенные с учетом акцента на снижении памяти, нормальном или пограничном общем состоянии познавательной сферы, отсутствии деменции, олигофрении и психоорганического синдрома.

Дифференциация ЛКР и данных заболеваний основана на данных клинического и психодиагностического обследования. Применяются следующие методы:

  • Беседа. Психиатр и невролог опрашивают пациента, выясняя анамнез и имеющуюся симптоматику. Характерны жалобы на повышенную утомляемость, трудности запоминания и концентрации, общую растерянность. Больные, чья профессиональная деятельность связана с высокими интеллектуальными нагрузками, могут отмечать сложности при формулировке абстрактных идей, логических выводов.
  • Психологическое тестирование. В зависимости от данных анамнеза психолог проводит патопсихологическое либо нейропсихологическое обследование. Выявляется легкая степень снижения кратковременной памяти, колебания динамики психической деятельности, легкая неустойчивость внимания. Снижение абстрактно-логической функции возможно, но не обязательно. Результаты проб интерпретируются с учетом возраста, уровня образования и сферы профессиональной деятельности больного.
  • Неврологический осмотр. Обследование невролога назначается с целью дифференциальной диагностики и установления причин ЛКР. Нередко определяются легкие, но стойкие неврологические расстройства: анизорефлексия, дискоординаторные явления, глазодвигательная недостаточность, симптомы орального автоматизма. Отчетливых синдромов не обнаруживается.

Терапия направлена на профилактику деменции, замедление темпов когнитивного снижения, устранение существующих мнестических нарушений. Основные лечебные мероприятия – этиотропные, патогенетические – нацелены на причину расстройства.

Они могут включать коррекцию дисметаболических нарушений, сосудистых изменений, депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных, противовирусных препаратов, химиотерапию, хирургическое удаление опухоли.

Общими методами терапии являются:

  • Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
  • Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
  • Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии).

Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге.

Важно поддерживать физическую активность, отказаться от курения и употребления алкоголя, скорректировать питание, сократив поступление жирной, копченой и соленой пищи, ввести в рацион достаточное количество овощей, фруктов, круп, растительных масел.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/MCI

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector