Конфликтология как наука – предмет, методы, основы конфликтологии

Предмет конфликтологии как науки, методы исследования и управления конфликтами

Конфликтология смогла стать самостоятельной отраслью научного знания, когда были выделены объект и предмет исследования, сформулированы основные цели и задачи, сформировался свой конфликтологический категорийный аппарат.

При этом необходимо учитывать, что конфликтология по прежнему остается междисциплинарной областью научного знания.

Она объединяет теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтами, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

К основным категориям конфликтологии как науки относят: конфликт, консенсус, противостояние, противоборство, конфликтная ситуация, инцидент, интрига, медиаторство (посредничество), конфликтогены, компромисс, избегание и др.

Обратите внимание

Определившись с объектом, предметом, категорийным (понятийным) аппаратом, необходимо дать определение конфликтологии как науки. В современной конфликтологической науке их достаточно много, от чисто теоретических до практических.

Это обусловлено тем, что с одной стороны, общепринятое понимание ее статуса пока не сложилось, а с другой – тем, что современная конфликтология, являясь прикладной научной дисциплиной, одновременно является и сферой практической работы по предупреждению и урегулированию конфликтов.

Самое общее представление о предмете конфликтологии даст этимология слова «конфликтология» – наука о конфликтах.

Более точное представление можно получить из следующего определения: Конфликтология — наука о природе, причинах и динамике развития конфликта, методах и средствах его предупреждения, регулирования и разрешения. Объект конфликтологии: Конфликт как социально-психологическое явление.

Предмет конфликтологии: Социальная природа, типы, динамика развития конфликта, пути, методы и средства его предупреждения и разрешения.

Конфликтология как наука носит комплексный характер, одновременно имеет теоретическую и практическую (прикладную) направленность.

Теоретическая направленность конфликтологии обусловлена тем, что она изучает объективную и субъективную природу конфликта, причины их возникновения и формы протекания, динамику развития, пути и способы его разрешения.

Практическая направленность обусловлена тем, что она: помогает распознавать конфликты и принимать надлежащие меры по их профилактике; – позволяет лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях;

– вырабатывает конкретные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению конкретных конфликтов.

Основные функции конфликтологии как науки: — Теоретическая; — Познавательная;

— Прикладная.

Важно

Теоретическая функция конфликтологии заключается в исследовании конфликта как социально-психологического явления, развитии его общей теории.

Познавательная функция заключается в вооружении знанием о природе конфликта, причинах его возникновения, динамике развития, конструктивных и деструктивных функциях, приемах и способах предупреждения и разрешения.

Прикладная – в упреждении конфликтов, разрешении реальных конфликтов различных уровней в различных сферах, удержании равновесия между конфликтующими сторонами в рамках конструктивного взаимодействия.

Следует отметить, что с середины 60-х годов XX в. в мире появилась профессия – конфликтолог. Ее представители принимают участие почти во всех переговорных процессах.

В США осуществляется подготовка специалистов по данному профилю, возникла сеть фирм, осуществляющих посреднические (медиаторские) услуги при разрешении конфликтов.

Во многих штатах при судах официально работают профессиональные медиаторы, занимающиеся урегулированием (разрешением) гражданских конфликтов во внесудебном порядке, что значительно снизило нагрузку на суды по рассмотрению гражданских исков.

Конфликтология использует определенную методологию, совокупность соответствующих методов.

Методологической основой конфликтологии как науки выступает понимание конфликта как разновидности социально-психологического противоречия.

Основные методы конфликтологии: – Методы предупреждения, разрешения (регулирования) конфликтов; – Методы сбора информации;

– Методы анализа и обработки данных.

Методы сбора информации: – Наблюдение; – Контент-анализ; – Изучение документов;

– Опрос и др..

Методы анализа данных: – Статистический анализ; – Системный анализ; – Исторический анализ; – Корпоративный анализ;

– Социометрический анализ.

Методы управления конфликтами: – Методы влияния и воздействия; – Методы нормативной регуляции; – Метод картографии; – Методы психологической защиты;

Совет

– Методы ведения переговоров.

Следует отметить, что в последние годы активизировался интерес к разработке и научному обоснованию современных методов, методик и техник диагностирования конфликтов и конфликтного поведения. Выделяются работы В.А. Ядова, В.К.Кузьмина и В.Е. Семенова, Н.В. Гришиной, Н.И. Леонова и др..

https://www.youtube.com/watch?v=c3gbeCDUTKw

Таким образом, мы рассмотрели основные методологические проблемы конфликтологии как науки, историю ее возникновения и этапы развития, основные исторически сложившиеся концепции и направления, определили объект и предмет конфликтологии, ее функции, категорийный аппарат, охарактеризовали группы основных методов.

Источник: https://psyera.ru/predmet-konfliktologii-kak-nauki-metody-issledovaniya-i-upravleniya-konfliktami-632.htm

Предмет, задачи и методы конфликтологии

Особенности развития конфликтологии в России.

В СССР конфликтология долгое время не развивалась, из-за господствовавшей «теории бесконфликтности» (острые конфликты утаивались). Однако со временем к. становились многообразнее и острее. Главный конфликт – конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов.

В советской науке долгое время понятие конфликт возникало только в контексте изучения западного образа жизни: у них конфликты были, а у нас нет.

Важнейшая черта идеологии социализма – принцип единства, который носил всеобщий характер: единство советского народа, стирание границ между умственным трудом и физическим, единство партии и народа, сближение города и деревни, единство рабочего класса и крестьянства с советской интеллигенцией. Данный способ видения социальной действительности пронизывал все сферы общества.

Даже в литературе и искусстве господствовал принцип бесконфликтности. Конфликты могли быть только проявлением враждебной западной идеологии или пережитков прошлого. Определенные основания для социалистической идеологии были, так как общество тоталитарное отличается от демократического меньшей свободой, а следовательно, и меньшей конфликтностью.

Представление о социализме как обществе, лишенном социальных противоречий накладывали запрет на изучение противоречий и конфликтов не только в политической области, но и в экономике, культуре. Конфликт как нормальная форма взаимодействия между людьми исключался.

С середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, в советской литературе стали появляться первые исследования по про­блемам социального конфликта: исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве.

Но все же в целом западная теория конфликта в советской литера­туре оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «бур­жуазная», «антикоммунистическая».

Обратите внимание

Подчерки­валось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устарев­шим буржуазным концепциям.

В 80-е некоторые советские социологи вынуждены были признать определенные достижения западной конфликтологии.

В начале 80-х рассматривалась проблема конфликта, появляются первые работы (Бородкин, Коряк «Внимание, конфликт!»). Конец 80-х – рождение конфликтологии в России.

Наука интенсивно развивается, создание кафедр при институтах, выпуск специальных изданий, конференции, симпозиумы, научные работы.

В постсоветский период столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные конфликты – Карабах, Северная Осетия, Чечня. В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии.

В 90-е гг. в России складывается понимание конфликтологии как науки, которая имеет несколько направлений:

· Философско-социальное: глобализация проблемы, методология, философские аспекты конфликта.

· Организационносоциологическое: причина, динамика к. (совместно с психологией управления, организационным поведением)

· Индивидуально-психологическое: особенности людей, личностные качества, поведение в конфликте, выбор стратегии.

Конфликтология в России большое внимание уделяет причинам возникновения противоречий, условиям перерастания в конфликтное поведение, путям предотвращения и регулирования конфликта. Прикладная конфликтология только складывается, развивается в рамках психотерапии. В 1990-х гг. – практика медиаторства.

Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов – медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г.

Важно

создан Кубок конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов – медиаторов.

Предмет, задачи и методы конфликтологии

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен ее главный интерес.

Предметом конфликтологии – идеальная модель конфликтно­го взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятий­ный аппарат с его центральным звеном — категорией конфликта. Объект конфликтологии — сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.

Предмет конфликта – объективно существующая или воображаемая проблема, которая служит причиной раздора между сторонами (проблемы власти, взаимоотношений).

Если современная теория конфликта – результат длительного процесса познания, то ее методология – совокупность способов достижения и построе­ния этого знания, его дальнейшего расширения и углубления.

Методология науки о конфликте включает в себя комплекс конкретно-научных при­емов исследования. Эта методология имеет различные уров­ни — философский, общенаучный, частно – научный и представляет собой систему методов и приемов.

1) структурно – функциональный. Способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Рассматривает явление в состоянии покоя. Преимущество метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении как социальный конфликт.

Совокупность объекта конфликта, состава его участников, уровня напряженности конф­ликтного взаимодействия образуют структуру конфликта, а роль этих элементов – их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в кон­фликте является важнейшей предпосылкой его успешного регули­рования.

«-» — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

2) процессуально – динамический Важнейший инструмент процессуального анализа — опреде­ление основных этапов или стадий развития конфликта.

Совет

Напри­мер, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продол­житься в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями.

Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, раз­рядки напряженности.

3) метод типологизации Способствует более глубокому уяс­нению устойчивых, сущностных признаков конфликтов, проявляющихся в многообразии форм социального противостояния. Служит связующим звеном эмпирического, конкретно-соци­ологического и теоретического уровней исследования, обеспечиваю­щим поиск общего в особенном и единичном.

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/29046.html

Конфликтология как наука: Объект,предмет, метод, связь с др науками

^ Управление конфликтами как элемент системы управления персоналом

Управление конфликтом это процесс целенаправленного устранения причин, породивших конфликт,и приведение участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений.

1 Управление конфликтами 2 Система управления персоналом Подсистема трудовых отношений:

  • Анализ и регулирование взаимоотношений
  • Управление производственными конфликтами и стрессами
  • Социально-психологическая диагностика
  • Управление взаимодействием с профсоюзом.

Подсистема социального развития:

  • Управление социальными конфликтами и стрессами
  • Организация социального страхования

Подсистема планирования найма и учета персонала:

  • Маркетинг персонала
  • Планирование численности персонала
  • Учет приема, перемещений, поощрений и увольнений персонала
  • Управление занятостью

Подсистема условий труда: — соблюдением требований психофизиологии труда; — соблюдением требований эргономики труда; — соблюдением требований технической эстетики; — соблюдением требований по охране труда и технике безопасности;

17)Методы изучения конфликтов

^ – совокупность способов и приемов изучения конфликтов, конфликтных ситуаций и конфликтного поведения личности (группы).

Читайте также:  Элегантность - что это такое

1)Методы диагностики конфликта.

Опросник А.Босса и А Дарки Личностный опросник Г.Айзенка Опросник К.Томаса и др.

^

Наблюдение Социометрические методы Метод изучения документов Экспиримент(Дилемма заключенного) и др

^

Анализ и синтез Дедукция индукция Обобщение и сравнение и др.

4)методы математического моделирования

Математические модели Регрессивный и факторный анализ ^

Междисциплинарности ориентирует конфликтолога на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии..

Опираясь на знания только одной науки — психологии, социологии или какой-либо другой, — конфликт ни глубоко изучить, ни тем более регулировать невозможно. Важнейшей стороной принципа междис- циплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии.

Роль не главной, но системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить и пока выполняет психология.

Преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет. Важной стороной принципа преемственности является необходимость знания российскими конфликтологами истории в первую очередь отечественной конфликтологии.

Эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов при их исследовании.

Он требует от конфликтолога знания и учета основных макроэволюционных тенденций развития конфликтов при исследовании конфликтного взаимодействия вообще и анализа конкретных конфликтов в частности.

Необходимо знать и учитывать основные тенденции изменений социальных и внутриличностных конфликтов в процессе истории развития человека и человечества. При изучении конкретных конфликтов важно выявлять не только динамику, но и эволюционные предпосылки и тенденции их возникновения и развития.

^ формулируется как необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Реальные конфликты начинают и в них участвуют не среднестатистические индивиды или абстрактные социальные группы, а конкретные люди, имеющие конкретные индивидуально-психологические особенности.

^ ориентирует конфликтолога на изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.

Он означает: необходимость выявления неосознаваемых мотивов поведения людей в ходе возникновения, развития и завершения конфликтов; обнаружение осознаваемых, но скрываемых, часто основных целей; необходимость находить не только скрытые элементы в действиях людей, но и глубинные механизмы развития конфликтов в целом.

^ не ограничивает, как может показаться на первый взгляд, позицию конфликтолога.

18)Прогнозирование и профилактика конфликта в организации

Очевидно, что чем раньше обнаружена проблемная ситуация социального взаимодействия, тем меньшие усилия необходимо приложить для того, чтобы разрешить ее конструктивно.

Обратите внимание

Заблаговременное обнаружение социальных противоречий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении или развитии Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов — это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

^

Создание объективных условий препятствующих возникновению и развитию конфликтов Благоприятные условия труда Справедливое распределение материальных благ Разработка нормативных процедур разрешения конфликта

Источник: http://ignorik.ru/docs/index-2397515.html

Предмет и принципы конфликтологии

Введение

Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование.

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

К сожалению, этот все возрастающий интерес в немалой степени связан и с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур, и отдельных людей в практической помощи в разрешении конфликтов.

Важной вехой в развитии знаний о конфликтах стало появление науки конфликтологии. Она вобрала в себя не только теоретическую базу, но и целый арсенал практических средств, методов приемов по диагностике и преодолению конфликтов в самых различных социальных ситуациях. В этом плане конфликтологию можно и нужно рассматривать как некую прикладную отрасль в самых различных областях деятельности.

В данной работе предпринята попытка рассмотрения базовых характеристик конфликтологии, прежде всего ее предмета и принципов с точки зрения практичности ее применения в работе социального работника.

Основные задачи исследования:

выявление определений понятия «конфликт»;

определение базовых задач конфликтологии как науки;

определение предмета и принципов конфликтологии как науки;

определение основных характеристик деятельности социального работника.

Основным методом по решению данных задач была аналитическая работа с литературными источниками. Здесь хотелось бы выделить некоторые из них.

Очень сильна в исследованиях в области конфликтов отечественная школа. Так в работах Б.И. Хасана [6] и Н.В.

Гришиной [2] собраны материалы по истории исследования конфликта, отображены существующие теории конфликта, базовые характеристики понятия.

Работы этих авторов ценны и тем, что в них собраны очень интересные наработки по вопросам профильного изучения конфликта в области педагогики, социальной работы.

И.М. Невлеева [5] очень подробно и доступно рассматривает специфику конфликтологии в области социальной работы. В работе Е.В. Буртовой [1] очень качественно отображены методологические основы конфликтологии как науки.

1. Определение «конфликта». Базовые характеристики конфликтологии

Конфликтология – «наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня» [1, C.28].

Важно

Приведем несколько научных определений понятия «конфликт», которые помогут определить сущность конфликта вообще.

«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе…это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [1, C. 74].

Конфликт – это «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные или субъективные противоположности» [3, C. 105].

«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [3, C. 98].

«Конфликт – это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения представленного в столкновении противоречия» [4, C.14].

Удачным является определение конфликта, данное Н.В. Гришиной: «Конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами)» [2, C. 23].

Из этого определения можно выделить основные характеристики конфликта:

Биполярность. Эта характеристика подразумевает (абсолютно обоснованно) наличие в конфликтной ситуации двух противоречащих друг другу или несовместимых интересов.

Биполярность сама по еще себе не означает столкновение двух разных начал.

Их подлинная противоположность обнаруживает себя не просто в их сопоставлении, но в их противостоянии, предполагающем «борьбу», активное взаимодействие, направленное на преодоление разделяющего их противоречия.

Таким образом, наряду с биполярностью в качестве обязательного атрибута конфликта выступает активность, направленная на преодоление противоречия.

Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта. «Конфликт как фаза противоречия возможен лишь тогда, когда его стороны представлены субъектами. Где субъекта нет – не может быть конфликта» [1, C. 28].

Если определять временные рамки оформления проблемы конфликта как относительно самостоятельной, то необходимо, начинать с работы Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры».

Совет

Разумеется, и до нее были серьезные работы, так или иначе посвященные, но в книге Г.

Зиммеля впервые предпринята попытка рассмотреть конфликт как системное и необходимое явление культуры в целом, а не как предмет отдельного научного знания.

Следующий заметный шаг – работы З. Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание – генератор психического вообще. Тем самым, создавалась традиция, согласно которой конфликт между инстанциями личности утверждался в статусе источника активности, а его качества – как характеристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.

Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межличностного, межгруппового (имея в виду, в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена.

Наряду с социологическими и психологическими определениями следует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как метаявление, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив (см. например, А. Рапопорт, Р. Акофф, Ф. Эмери и др.

Современный интерес к проблематике конфликта настолько велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в литературе определения заняла бы слишком много места.

Вместе с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о конфликте:

как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).

2. Предмет и принципы конфликтологии

конфликтология зиммель социальный

Под предметом любой науки понимается мысленная, идеальная, теоретическая модель того объекта, части или сферы действительности, на который направлен ее главный интерес. Предмет и объект науки – тесно связанные между собой, близкие, но не тождественные понятия.

Предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном – категорией конфликта.

Обратите внимание

Объект конфликтологии – сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего [1, C. 104].

В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой признаются следующие [1, C. 105]:

) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим. Именно в соответствии с этими принципами и формируется категориальный аппарат любой науки, в том числе и конфликтологии.

С успешным применением этих принципов связаны перспективы дальнейшего развития науки о конфликте, совершенствование как ее теории, так и практического применения. Если современная теория конфликта есть результат длительного процесса познания, то ее методология есть совокупность способов достижения и построения этого знания, его дальнейшего расширения и углубления.

Так например, принцип детерминизма направляет исследовательскую мысль конфликтолога по пути выявления объективных и субъективных причин, следствием которых выступает любой конфликт, и без учета которых невозможно ни его предупреждение, ни разрешение.

Указанные исследовательские принципы носят всеобщий, общенаучный характер, они применимы в любой сфере научной деятельности, поскольку ими выражаются устанавливаемые на философском уровне универсальные свойства природной и социальной действительности.

Однако каждая из множества ныне существующих наук имеет дело не со всей действительностью, а с какой-то ее стороной или частью. Поэтому каждая наука на основе общенаучных принципов вырабатывает собственную методологию, характер которой диктуется спецификой ее содержания.

Читайте также:  Почему мужчины скрывают свои чувства к женщине - психология

Так, методы естественных наук отличаются от методов гуманитарных наук, как и каждая из наук имеет свой набор способов исследования-

Конфликтное взаимодействие является одной из сфер социальной жизни. Поэтому его исследование предполагает разработку конфликтологией специальной, частнонаучной методологии, т.е. таких процедур исследования, которые диктуются социально-психологической природой ее объекта, своеобразием ее предмета.

Важно

Однако в современных условиях, когда научная деятельность в любой сфере приобретает характер взаимодействия многих отраслей знаний, особую остроту приобретает вопрос об использовании каждой конкретной наукой общенаучных принципов и методов.

Таковы, например, теоретико-информационные, математические методы, использование которых в конфликтологии в значительной мере способствовало обогащению ее подходов к исследованию своего предмета на основе применения логико-математического моделирования, компьютерной техники и других средств.

3. Конфликтология в социальной работе

Общественное и духовное развитие, в том числе и в России, характеризуется динамичными, масштабными изменениями, зачастую протекающими в форме глубоких кризисов, ожесточенных конфликтов. Конфликт – это всегда сложный, многоплановый социальный феномен.

В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, ' социальные группы, национально-этнические общности, государства, группы государств, объединенные теми или иными целями, интересами. Конфликты возникают по самым различным мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным.

Такой характер общественного и духовного развития требует от современной науки не только раскрывать в каждый конкретный исторический момент его основные тенденции, объяснять их причины и направленность, но одновременно требует саморефлексии научной теории, анализа основных научных понятий, категорий применительно к конкретной исторической ситуации, а также, по мере необходимости, их уточнения, пересмотра.

Особенно велико значение конфликтологии для практики социальной работы.

Ведь под влиянием кризисных явлений в российском обществе значительно увеличилось число людей с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, бродяг, людей с различными формами патологий.

Именно эти категории людей в конфликтных ситуациях наиболее склонны выбирать иррациональные формы поведения. Однако и вполне адекватные, психологически устойчивые люди могут поддаваться влиянию страха.

Известно, что практически любой человек оценивает ту или' опасность с точки зрения наличия или доступности необходимых средств защиты, ресурсов, гарантируемых социальными институтами, органами власти.

«Если же необходимые средства защиты недоступны или неадекватны грозящей опасности, тревога мобилизует человека, побуждая действовать в направлении, которое кажется необходимым для предупреждения грозящих бедствий.

Совет

Проблема незащищенности перед опасностями и угрозами имеет немаловажное значение в формировании направленности социальных процессов и общей системы ценностных ориентации социума» [5, C. 210].

Другими словами, страх является одновременно причиной и следствием определенного социального поведения или отношения индивида, групп или российского общества в целом к событиям, вызывающим у них чувство опасности.

Достижение высокого уровня безопасности стимулирует российское общество к развитию и совершенствованию, а незащищенность отдельных социальных групп или российского общества в целом тормозит любой социальный процесс, переводя население в режим ожидания.

При этом практически ни одна из существующих проблем не воспринимается населением как общая, «требующая сочувствия и мобилизации усилий всех» [5, C. 211].

Состояние тревожности ничуть не содействует социальной интеграции российского общества, поэтому число реальных и потенциальных конфликтов в нем существенно возрастает.

Социальная работа в современной России востребована практически во всех сферах человеческой деятельности.

Поле профессиональной деятельности специалиста социальной работы постоянно расширяется и уже не может быть сведено только к социальному обслуживанию отдельных лиц, семей и групп населения, имеющих особые нужды или находящихся в трудных жизненных ситуациях.

Специалист социальной работы должен быть готовым к работе в государственных и негосударственных социальных службах, организациях и учреждениях системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, в городе и сельской местности, на транспорте.

Специалист социальной работы [5, C. 213]:

Обратите внимание

ведет профессиональную практическую работу (посредничество, консультирование, специализируемую помощь) в социальных службах, организациях и учреждениях;

оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим группам населения;

организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы;

проводит исследовательско-аналитическую деятельность (анализ и прогнозирование, разработку социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы;

участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;

содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;

ведет воспитательную деятельность в социальных службах, средних специальных учебных заведениях (при получении дополнительного образования в этой области).

Заключение

В данной работе удалось провести анализ ряда литературных источников в области конфликтологии и социальной работы. В ходе анализа были выделены основные специфические черты конфликтологии как науки, способы применения багажа этой области знаний в работе социального работника.

Основной задачей работы было прояснение формулировок предмета и базовых принципов конфликтологии как науки. Здесь определяющей стала работа Е.В. Буртовой [1], которая указывала, что предметом конфликтологии является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, а базовыми принципами:

) принцип детерминизма, устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно – следственных связей всех явлений действительности;

) принцип системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;

) принцип развития, т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Список литературы

1. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2002. – 509 с.

. Гришина Н.В. Психология конфликта. – Спб.: Питер, 2005. – 464 с.

. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2001.

. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб.: Питер, 1999.

. Невлева И.М., Трунов А.А. Конфликтология в социальной работе: Учеб. Пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 327 с.

. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. – Красноярск: Изд-во КГУ, 2001. – 125 с.

Источник: http://diplomba.ru/work/111898

Конфликтология как наука

Конфликтная ситуация

Каждый человек субъективен по своей природе. Индивидуальное видение мира, оценки происходящего у людей различны. Собственные интересы человека, их реализация могут столкнуться с интересами другого человека. Когда это происходит, то возникает конфликт.

Кармический Совет Планеты. Апрель 2015. Разумное Человечество

Понятие конфликта

Под конфликтом подразумевают взаимодействие объектов, цели которых и способы их реализации несовместимы. Под объектом могут подразумеваться люди, группы людей, армии, классы и др.

Конфликт — это столкновение индивидов, групп и др., возникающее при наличии несовместимых интересов, взглядов, позиций.

Конфликты неизбежны, они существуют там, где есть жизнь. Бытует одна известная фраза, что если вы считаете, что у вас нет конфликтов, то проверьте, есть ли у вас пульс. Поэтому конфликтология занимается не искоренением конфликтных ситуаций, а сведением к минимуму негативных последствий в процессе их разрешения.

Изучение закономерностей протекания конфликтов дает возможность конструктивно проживать подобные ситуации как на уровне отношений одного человека, так и на уровне межгосударственных взаимодействий. Конфликтной можно назвать ту ситуацию, которая проживается как конфликт хотя бы одной из взаимодействующих сторон.

Контактер Морея. Ченнелинг. Семья. Взаимоотношения мужчины и женщины

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке. В основу науки положены труды Карла Маркса. Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера. Большое влияние на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Конфликт

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты .

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта.

Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в психике индивидуума, а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению.

Важно

Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят другие смыслы, конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация ;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению.

Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко негативное отношение, эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е.

увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия.  Третья стадия – возникновение способов разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы дать возможность конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Читайте также:  Как добиться девушку, которая не хочет отношений с тобой - советы

Разрешение конфликта

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. Разрешение конфликтов зачастую бывает частичным.

О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт.

Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Победитель японского шоу талантов KAMIWAZA 2013.

Источник: https://www.13min.ru/psixologiya/konfliktologiya-kak-nauka/

Шпаргалка по конфликтологии

Конфликт – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные;

2) внутриличностные;

3) зооконфликты.

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный).

Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления вконфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме.

Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

Объект любой науки – это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия.

Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем.

Совет

Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

Источник: https://bookap.info/okolopsy/kuzmina_shpargalka_po_konfliktologii/gl1.shtm

Лекции по конфликтологии (стр. 1 из 36)

Тема 1.

Предмет конфликтологии и ее роль в развитии общества.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

2. Характеристика зарубежной кофликтологии. Западная социология конфликта. Зарубежные политологические теории конфликта. Отличия в развитии отечественной и зарубежной конфликтологии.

1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии. Роль конфликтологии в развитии российского общества. Периодизация истории отечественной конфликтологии. Междисциплинарные связи конфликтологии. Исследование конфликтов в психологии.

Противоречия, конфликты, кризисы переживаемые человеком с одной стороны являются источником развития личности и общества, с другой стороны, основной причиной гибели людей.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.

Конфликт – один подход, как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Среди сущностных черт конфликта выделяются следующие:

· Какое-либо противоречие;

· Противодействие его субъектов;

· Переживание при этом негативных эмоций.

Совокупность противодействия и переживания негативных эмоций называется социальной напряженностью, которая проявляется на уровне отношений и взаимодействий количественно (увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций) и качественно (в содержании ожиданий и отношений между субъектами).

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом, а предметом – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения. Объект конфликтологии включает три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты.

Основными целями конфликтологии являются:

1. исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;

2. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

3. организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;

Для достижения первой цели – развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:

· Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.

· Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.

· Выделение в ВАКе РФ научной специальности “конфликтология”, возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.

· Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.

· Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.

· Организация издания научного журнала “Проблемы конфликтологии”, более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.

· Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.

· Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.

Решение второй цели – Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе – может обеспечиваться путем решения следующих задач:

· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс “Основы конфликтологии” будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех вузов;

· введение курса “Основы конфликтологии” в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;

· введение учебной специализации “Конфликтолог” в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;

· введение учебной дисциплины “Основы конфликтологии” в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;

· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;

· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.

Обратите внимание

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает – третья цель конфликтологии – решение следующих основных задач:

· разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;

· создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;

· создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;

· разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.

Роль конфликтологии в развитии отечественного общества

В нашей стране проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная отрасль знаний. К началу 1998г. в стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации, опубликовано более 311 книг по проблеме конфликтов в различных областях человеческой деятельности.

История конфликтологии характеризуется спецификой периодизация ее развития.

1 период – до 1924 г. В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

2 период — 1924 -1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться в рамках двух наук (правоведение, социология), а к концу периода проблема конфликтов охватывается двенадцатью науками. Анализ публикаций в указанный период определяется действием четырех основных факторов:

* степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;

* заинтересованностью в разработке проблемы конфликта с учетом обстановки в стране;

* уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт;

* возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период в истории развития отечественной конфликтологии включает в себя четыре основных этапа.

Первый этап — 1924-1934 гг. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике. Первая работа была опубликована в 1924г. (авторы П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Книга «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» носила в большей степени социологический характер и была посвящена трудовым конфликтам, а также порядку их разрешения.

Второй этап — 1935-1948 гг. Характеризуется практически полнымотсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Третий этап — 1949-1972 гг. Публикуются работы по проблеме конфликта, защищены первые 25 кандидатских диссертаций; исследования конфликта начинают развиваться в различных аспектах: в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1972 – 1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищены первые докторские диссертации.

3 период — 1992г. – настоящее время. Конфликтология начинает выделятся в самостоятельную науку, увеличивается количество публикаций.

Ежегодно защищается от 1 до 4 докторских диссертаций, общее количество защищенных диссертаций колеблется от 1 до 25 в год, создаются центры по исследованию и регулированию конфликтов. Проведены два международных конгресса конфликтологов (Казань, 2000 и Санкт-Петербург, 2004).

Начали выходить периодические издания, посвященные различным прикладным аспектам конфликтологии («Социальный конфликт», «Третейский суд». «Трудовые споры» и др.).

Междисциплинарные связи конфликтологии.

Важно

Безусловно, каждая из двенадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах. Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки –конфликтологии.

1. Исследование конфликтов в психологии.

Психология занимает лидирующее положение среди отраслей конфликтологии по количеству публикаций. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп: сущность конфликта, его генезис, эволюция, структура, динамика, функции, типология, информация в конфликте, методы диагностики, предупреждение, разрешение.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203492/lektsii-po-konfliktologii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector