Конформизм и нонконформизм – понятия, феномен конформизма

Конформность, конформизм – психология

Конформность – социально-психологический феномен, характерный для личности и общества в целом. Конформное поведение складывалось на протяжении веков из глубинного стремления человека быть причастным к своей семье, группе или коллективу.

Что такое конформность?

Конформность (с лат.

conformis – подобный) – свойство индивида изменять свои установки, убеждения, поведение в группе или коллективе под воздействием разных факторов: для причастности, под давлением большинства или ради собственной безопасности. Впервые конформность исследовал Соломон Аш в 1950-е гг., его эксперимент «проверка зрения» позволил выделить два вида конформности: внешнюю и внутреннюю и реакцию негативизма.

Конформность в психологии

Что такое конформность в психологии – хорошо описал в своем труде «Социальная психология» Д.

Майерс: «проявлять конформность, значит поступать как другие, и поддаваться их мнению, изменять свое поведение или убеждение под влиянием воображаемого или реального давления».

Формирующаяся со временем конформность мышления выражается в стереотипности суждений и принятии решений, когда думать особенно не нужно, есть готовые шаблоны.

Конформность личности

Социальная конформность как феномен проистекает из глубинной потребности человека быть сопричастным своему роду, коллективу, нации, стране. Это генетически заложенный «стадный» инстинкт, который не дает человеку чувствовать себя одиноким и чужим. Но часто, причастность создает условия и требования, когда личность должна «раствориться» и забыть, что она уникальна.

Причины конформности

Факторы, предполагающие возникновение конформного поведения личности уже заложены в обществе изначально, это хорошо можно проследить на примере подростков, присоединяющихся к разным криминальным группировкам. В подростковом возрасте конформность установок очень высокая, и молодые люди следуют за лидером, который чаще старшего возраста, и видится им умудренный опытом. Причины конформности:

  • страх быть вне определенной группы, коллектива;
  • вера в компетентность лидера или большинства;
  • сильное психологическое давление;
  • низкая самооценка индивида.

Уровень конформности

Феномен конформности личности исследуется социологами и психологами при анализе групп. Большие группы более сплоченны, если в них высокий уровень конформности и зависит это от состава группы.

Так, если в ней большинство людей тревожных и легко внушаемых, с невысоким интеллектом – конформность возрастает. Дети, женщины, подростки склонны к конформному поведению больше мужчин.

Низкий уровень присущ интровертированным личностям, погруженным в свой внутренний мир и людям с высоким уровнем критичности.

Конформность общества

В какой-то степени, без конформности развитие общества не состоялось бы. Социум выдвигает свои требования в виде законов и правил, следование которым предполагает упорядоченность и отсутствие хаоса. На основе социальных установок у людей формируются определенные поведенческие навыки, конформность суждений на определенные события. Виды конформности:

  1. Внутренняя (подлинная) конформность – связана пересмотром своей позиции индивидом через глубокий личностный конфликт (на начальных этапах) в сторону большинства или традиционного мнения;
  2. Внешняя конформность («игра» на публику) – внешнее согласие, при внутреннем сопротивлении. Демонстративное подчинение как защитная реакция при сильном групповом давлении или угрозе жизни.

Конформность – плюсы и минусы

У любого социального явления или феномена есть свои положительные и отрицательные стороны. Сложно рассуждать о конформности в одной полярности, хотя минусы очень существенные. Из плюсов можно выделить следующие:

  • низкая конформность, характерная для лидеров помогает принять решение для всей группы в возникшей неожиданной сложной ситуации;
  • существующие в организации устои и правила помогают человеку быстрее адаптироваться в коллективе;
  • передача социально-культурного наследия, традиций следующим поколениям;
  • соблюдение законов и правил, следование морально-этическим принципам, помогают избегать хаоса в обществе;
  • приспособление человека к окружающей среде;
  • причастность к своей нации, коллективу.

Негативные аспекты конформности:

  • инфантилизм в принятии собственных решений, при высоком уровне конформности, человек очень зависит от мнения большинства, у него нет внутренней опоры;
  • высокая конформность народонаселения создает предпосылки создания тоталитарного режима, управлять и манипулировать такими людьми удобно;
  • закрепление в обществе предрассудков, закостенелых стереотипов;
  • искоренение свежих, оригинальных творческих идей;
  • потеря индивидуальности, человечество как «серая масса».

Конформность – примеры

Индивид, принадлежащий к определенной прослойке общества часто вынуждении соответствовать стереотипам, сложившимся в социуме. Конформность и стереотипное поведение тесно связаны между собой, и этому есть масса примеров, как положительных, так и отрицательных, когда на принятии решения сказывается сильное давление общества. Конформность – примеры из жизни:

  1. Заключение брачных отношений. Здесь конформность выступает как уступчивость и нахождение компромиссов. Когда молодые люди образуют семью – это предполагает отказ от посиделок с незамужними и неженатыми друзьями. Все удовольствия свободной жизни должны «кануть в небытие», в противном случае семья начинает трещать по швам.
  2. Печальный пример негативного влияния конформизма, когда люди вынуждены выполнять приказы вышестоящих, во имя сомнительных идей и идеалов, а личное мнение «я против!» может стоить жизни – карательные батальоны немцев, уничтожившие в одном только Варшавском гетто, более 40 000 невинных стариков и детей.
  3. Одним из положительных примеров конформности можно назвать событие, когда народ Филиппин, придерживающийся раньше нейтралитета, устав от репрессий со стороны действующего в 1986 г. президента Фердинандо Маркоса, совершили переворот в стране, свергнув его с власти.

Конформность – примеры из литературы

Талант писателя заключается в том, чтобы ярко описать сюжет, характеры персонажей, поэтому психологи часто любят приводить в пример тех или иных героев с характерными психологическими чертами. Персонажи литературных произведений, которым свойственна конформность – примеры:

  1. Старик из сказки «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Главному герою легче быть приспособленцем, не перечить и не выказывать своего мнения.
  2. Софья Петровна Лихутина из романа Андрея Белого «Петербург» – ее жизненное кредо «жить, как все», и истина то, о чем говорит большинство из окружения.
  3. Отто Бэббит – персонаж одноименного произведения «Бэббит» Синклера Льюиса. В романе описана жизнь среднестатистического американского дельца, «прирожденного конформиста» который в угоду обществу отказался от собственных мыслей и чувств.
Аддитивные технологии – что это такое и где применяются?

Аддитивные технологии – инновации в сфере промышленности и производства. Цифровые новшества с использованием 3D-печати, используемые в разных прикладных сферах, таких как медицина, фармакология, авиа и машиностроение – воспринимаются на грани фантастики.

Топ-10 предсказаний Симпсонов, которые уже сбылисьМультик о «Симпсонах» предсказал будущее человечества – его герои знают все о победе Трампа, смертоносных вирусах и грядущих терактах… Когнитивные способности – что это такое, как их развить?Когнитивные способности – познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, получение информации и трансформации ее в знания и опыт.

Источник:

Конформизм — в группе, плюсы и минусы, условия возникновения

Еще в древности философы сходились в том, что человек не может жить в социуме и не быть зависимым от него.

В течение всей жизни индивид имеет непосредственные или опосредованные связи с другими людьми, действуя на них или подвергаясь социальным воздействиям.

Часто человек меняет поведение или мнение под влиянием общества, соглашаясь с чужой точкой зрения. Такое поведение обусловлено способностью к конформизму.

Феномен конформизма

Термин конформизм произошел от латинского слова conformis (подобный, сообразный), это морально-политическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное согласие с существующим порядком вещей, господствующими мнениями и т.п. Под него подпадает отсутствие собственной позиции, безоговорочное следование любому образцу, имеющему наибольшую силу давления (традиции, признанный авторитет, мнение большинства и т.п.).

Явление конформизма было впервые описано американским психологом С. Ашем в 1951 году. Современные исследования делают его объектом изучения 3 наук: психологии личности, социальной психологии и социологии, поэтому целесообразно отделять конформизм, как социальное явление, и конформное поведение, как психологическую особенность человека.

В психологии под конформизмом личности понимают ее податливость реальному или воображаемому давлению группы, при этом человек меняет поведение и личные установки в соответствии с позицией большинства, которую он не разделял ранее.

Обратите внимание

Человек отказывается от собственного мнения и безусловно соглашается с позицией окружающих независимо от того, насколько она соответствует его собственным представлениям и ощущениям, принятым нормам, морально-этическим правилам и логике.

Существует также социальный конформизм, под которым понимают некритическое восприятие и следование господствующим мнениям, массовым стандартам и стереотипам, традициям, авторитетным принципам и установкам.

При конформизме индивид отказывается нести личную ответственность за совершаемые поступки, слепо подчиняется и следует требованиям и предписаниям, исходящим от общества, государства, партии, религиозной организации, лидера, семьи и т.п. Такое подчинение может быть обусловлено менталитетом или традициями.

Под социальный конформизм попадают все формы коллективистского сознания, предполагающие подчинение поведения индивида социальным нормам и требованиям большинства.

Конформизм в группе

Конформизм в группе проявляется в виде общественного влияния на человека, при этом индивид должен следовать групповым нормам и правилам, подчиняться интересам группы. Она, с помощью вводимых ею норм поведения, заставляет каждого следовать им для поддержания интеграции всех ее членов.

Человек может оказывать сопротивление этому давлению, такое явление называется нонконформизмом, если же он уступает, подчиняется группе, он становится конформистом. В этом случае он, даже понимая, что его действия неверные, будет осуществлять их, так как это делает группа.

Однозначно невозможно утверждать, какой тип отношений человека с группой правильный, а какой нет. Без социального конформизма не может быть создано сплоченного коллектива. Когда индивид занимает строгую нонконформистскую позицию, он не может стать полноценным членом группы и в конечном итоге будет вынужден ее покинуть.

Условия возникновения конформного поведения

Установлено, что характеристики группы и индивидуальные особенности человека оказывают влияние на развитие конформизма личности по отношению к требованиям группы. Возникновению этого явления способствуют следующие условия:

  • Низкая самооценка индивида;
  • Чувство собственной некомпетентности человека, которому предстоит решение сложной задачи;
  • Сплоченность группы – если хотя бы один из ее членов имеет мнение, отличное от общего, эффект давления снижается, и человеку становится легче возражать и не соглашаться;
  • Многочисленность группы – максимальное влияние прослеживается в группе из 5 человек, дальнейшее увеличение количества ее членов не приводит к усилению эффекта конформизма;
  • Высокий статус и авторитет группы, нахождение в ее составе экспертов или значительных для человека людей;
  • Публичность – люди демонстрируют более высокий уровень конформного поведения, если им необходимо открыто выразить свое мнение окружающим.

Кроме того, поведение индивида зависит от взаимоотношений, симпатий и антипатий между членами группы: чем они лучше, тем выше степень конформизма. Установлено также, что склонность к конформизму зависит от возраста (снижается с возрастом) и пола (женщины немного более подвержены ему, чем мужчины).

Плюсы и минусы конформизма

Среди положительных черт конформизма личности можно выделить:

  • Повышение сплоченности в кризисных ситуациях, что помогает коллективу с ними справиться;
  • Упрощение организации совместной деятельности;
  • Уменьшение времени адаптации человека в коллективе.

Но феномену конформизма сопутствуют и отрицательные черты, в том числе:

  • Потеря способности самостоятельно принимать решение и ориентироваться в непривычных условиях;
  • Создание условий и предпосылок для развития тоталитарных сект и государств, осуществления массовых убийств и геноцидов;
  • Развитие различных предрассудков и предубеждений против меньшинств;
  • Уменьшение способности личности делать весомый вклад в культуру или науку, так как конформизм искореняет оригинальную и творческую мысль.

В групповом взаимодействии феномен конформизма играет важную роль, так как является одним из механизмов принятия группового решения.

Читайте также:  Всд у детей - симптомы и лечение, причины и признаки

В то же время, каждая социальная группа имеет определенную степень терпимости относительно поведения ее членов, при этом каждый из них может позволить себе определенную степень отклонения от принятых норм, не подрывая свою позицию, как члена группы, и не нанося ущерба чувству общего единства.

Источник: https://obu4ayka.ru/psihologiya/konformnost-konformizm-psihologiya.html

Вопрос – 71: социально-психологические феномены: феномены конформизма и нонконформизма

ОТВЕТ: Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение человека.

Нормативное влияние характеризуется: принятием мнения большинства в качестве групповой нормы; зависимостью от группы; стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы.

Информационному влиянию присуще влияние других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Феномен группового давления получил в социальной психологии название «феномена конформизма».

Конформизм (от лат. conformis — “подобный”) — это изменение мнений, установок и/или поведения в результате реального или мнимого давления группы. Считается, что конформизм обусловлен двумя основными причинами:

· Социальным воздействием – конформизм вызван чувством принадлежности к группе или обществу, а также потребностью в одобрении окружающих;

· Личностным влиянием – конформизм вызван неуверенностью человека и его желанием поступать «правильно».

Модель конформности была продемонстрирована в эксперементах Аша, которым предшествовало выявление такого явления как внушаемость (Шериф).

В классических экспериментах С. Аша было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой “подставной группой”), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.

Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, проведенных еще в 1951г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.

Группе студентов предлагалось определить, какому из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезок, изображенный на левой карточке.

Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу правильно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом “подставной группы”.

В результате более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т. е. продемонстрировали конформное поведение.

Важно

Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р.

Крачфилда), но суть ее остается неизменной – это метод “подставной группы”, причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории.

Поэтому все попытки дать объяснение как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы.

Субъективно причина податливости усматривалась испытуемыми в их личных особенностях (низкая самооценка, дефекты собственного восприятия), в большинстве объяснений исследователями было принято, что конформность не есть строго личностная характеристика индивида.

Было установлено, что на степень К. влияет и менее развитый интеллект и и более низкий уровень развития самосознания. Столь же определенным был и др. вывод: степень К. зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперемента и состав группы.

Роль именно этих характеристик до конца не была выяснена.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом

Нонконформи́зм (от лат. non — «не» и поздне лат. conformis — «подобный», «сообразный») — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе.

Часто считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». В некоторых случаях нонконформизмом называют просто готовность индивида отстаивать свою личную позицию в тех случаях, когда она противоречит позиции большинства.

В таких случаях описанное в данной статье явление выделяют под названием «антиконформи́зм» (от греч. anti- — «противо-»).

Совет

Нонконформизму конформизм часто противопоставляется, однако при более детальном разборе между этими видами поведения обнаруживается очень много общего. Нонконформная реакция, как и конформная, обусловлена и определена групповым давлением, является зависимой от него, хотя и осуществляется в логике «нет».

Поведенческий негативизм нередко связан с тем, что конкретный индивид оказывается на стадии вхождения в группу, когда первостепенной личностной задачей для него выступает задача «быть и, главное, казаться не таким, как все».

В значительно большей степени реакциям и конформизма, и нонконформизма противоположен феномен самоопределения личности в группе.

Отмечается также, что и конформное, и нонконформное поведение чаще встречаются в группах низкого уровня социально-психологического развития, и, как правило, не свойственно членам высокоразвитых просоциальных сообществ.

Широко известны следующие экспериментальные исследования нонконформизма:

· 1951 год — «Эксперимент Аша», в котором около 8 % испытуемых проявили нонконформную реакцию.

· 1963 год — «Эксперимент Милграма». Имеется в виду та его модификация, в которой подсадным испытуемым предписывалось отказываться участвовать в «эксперименте».

В этой модификации большинство настоящих испытуемых отказывалось от участия в «эксперименте» вслед за подсадными, но 10 % испытуемых продолжали выполнять инструкции экспериментатора, несмотря на условия эксперимента.

· 1980 год — Эксперименты Чарльза Ричарда Снайдера и Говарда Л.

Фромкина на студентах Университета Пердью, где студентам сначала предлагалось оценить то, насколько, по их мнению, 10 их наиболее значимых установок совпадают с аналогичными установками других студентов, а потом участвовать в экспериментальном исследовании конформизма.

Была выявлена закономерность, согласно которой, чем больше участники идентифицировали собственные установки с установками других в ходе опроса, тем сильнее у них проявлялась тенденция к нонконформизму на экспериментальном этапе.

Источник: https://cyberpedia.su/4x9e8c.html

Конформизм и нонконформизм

Конформизм в человеческом и групповом сознании проявляется в виде поведенческих изменений, а также в виде убеждений, которые являются ответной реакцией как на мнимое, так и на реальное убеждение. Явление конформизма напрямую связано с отношениями личности и группы.

Человек взаимодействует с участниками группы, перенимает от них опыт и обменивается наиболее актуальной информацией.

Безусловно, он также попадает под влияние мнений группы, и в данном случае только от него зависит соглашаться с этими мнениями или отрицать их, предлагая свои идеи и аргументированно отстаивая их.

Обратите внимание

Во многих случаях, если человек соглашается с мнением большинства, то он получает от него одобрение. Этим самым он обеспечивает себе чувство защищенности.

Но есть и обратная сторона конформизма: человек может соглашаться с мнением группы из страха быть изгнанным, или просто из-за отсутствия должной квалификации и уровня компетенций по поставленному вопросу.

В этом случае, внутренние установки могут подсказывать ему, что мнение неправильно, но внешне он будет соглашаться во всем с участниками группы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Конформизм также определяют в качестве некритического принятия индивидом существующего порядка вещей. Он постепенно приспосабливается к нему, адаптируется, отказывается от выработки собственной позиции.

Конформности подвержены не все индивиды:

  • Чаще всего возраст конформистов не превышает 25 лет. Это связано с тем, что до этого момента человек стремится накапливать опыт, перенимает некоторые черты от других участников социальных отношений, но затем может формировать именно свое видение какой-либо ситуации, что в дальнейшем переводит его из статуса конформиста в статус нонконформиста;
  • Женщины, дети и подростки чаще, чем мужчины и люди зрелого возраста становятся конформистами. Это связано с тем, какие роли и статусы они принимают на себя, осознавая, что должны подчиняться или как минимум прислушиваться к мнению более компетентных, старших товарищей, членов семьи или коллег.

Нонконформизм: что это?

Нередко мы сталкиваемся с явлением, когда человек идет против общественного мнения и выстраивает свою позицию. Из-за этого он может столкнуться с недовольством, отвержением и даже с ненавистью со стороны остальных членов группы или организации. Таких людей принято называть нонконформистами.

Замечание 2

Чаще всего, нонконформисты становятся теми самыми новаторами и генераторами идей, которые в дальнейшем ведут за собой всю остальную команду конформистов.

Если человек лидирует в организации или социальной группе, то ему будет предоставлено больше прав и свобод в том, чтобы отклониться от общего поведения и выразить свою точку зрения.

вместе с тем, человек должен обладать достаточными компетенциями и знаниями по данной тематике, и в таком случае он заручится большим доверием извне. Но некоторые все же относятся к нонконформистам с недоверием.

Это связано с тем, что новые идеи являются очень ненадежными и сомнительными, поэтому люди попросту бояться примыкать к ним.

Исследования показали: сначала к человеку относятся с недоверием, над ним могут в открытую смеяться, его идеи также высмеиваются и отрицаются из-за недостатка обоснованности и в целом реальности их выполнения.

Важно

Но затем к ним начинают проявлять любопытство, а следом идет бурный восторг и почитание.

Такие люди становятся очень известными, но если ознакомиться с их биографиями, то становится понятно, что им пришлось пройти длинный путь, чтобы из малоизвестных и совершенно невостребованных личностей стать легендами.

В некотором смысле нонконформизм следует определять как негативизм, который проявляется в отношении порядков и законов, при том, что в отношениях с себе подобными или просто в отношении к жизненным событиям нонконформист может быть очень позитивным человеком.

Внутри себя он прекрасно понимает, что ему следует собрать самостоятельную команду, которая согласиться с его идеями (конформисты) и будет продвигать их в массы.

Поэтому качества, которыми обладает нонконформист –дружелюбие, отзывчивость, острая потребность в создании новых идей, стремление овладеть первенством в социальной группе.

Нонконформисты сталкиваются с давлением со стороны конформистов, но если применить к ним должный подход, то они постепенно воспринимают новые идеи и осознают их значимость и целесообразность.

Но иногда нонконформисты выдвигают идеи просто назло общепринятым, и с такой установкой они крайне редко добиваются успехов и признания со стороны.

«Молчаливое большинство» может давить даже тогда, когда они не высказывают в открытую свое недовольство.

Нонконформисты могут объединяться в отдельные группы – неформальные субкультуры. Каждая из них предлагает свои идеи и принципы жизни, свою философию. К тому же, каждая субкультура отличается своими особенностями во внешнем виде, поведении.

Становятся участниками субкультур преимущественно люди подросткового возраста, которые стремятся избавиться от родительского контроля и зависимости, показать свою самостоятельность и желание действовать самому, быть взрослым.

Совет

Нонконформисты-подростки зачастую выдвигают идеи, которые отказываются поддерживать в обществе, но иногда их идеи доходят до высших органов, и к ним прислушиваются.

Нонконформисты являются такой же полноправной частью общества, что и конформисты. Они предлагают новые идеи, позволяют посмотреть на проблемы под другим углом, ищут нестандартные способы для решения наиболее актуальных проблем. принимать или не принимать их идеи зависит только от самих людей, которые окружат нонконформистов.

Среди наиболее популярных личностей, чьи идеи изначально отрицались, а затем стали мировыми брендами – Марк Цукерберг, Павел Дуров, Билл Гейтс, Стив Джобс. Все они изначально предлагали нереальные идеи, которые теперь прославились на весь мир и изменили жизни большинства людей.

Без их технологий сегодня невозможно представить свою жизнь.

Читайте также:  Умение договариваться с людьми - основные правила и техники

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/konformizm_i_nonkonformizm/

Конформизм и нонконформизм что это такое

Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека.

Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы.

Оглавление:

Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом.

Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это.

В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой.

Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден ее покинуть.

Так как конформизм во взаимоотношениях человека с группой, с одной стороны, выступает условием интеграции индивида в группу, а с другой — может порождать негативные последствия как для окружения, так и для группы в целом и данного индивида в частности, важным является выяснение того, какие факторы и в какой мере требуют от члена группы делать уступки общественному влиянию.

Характер решаемых задач оказывает заметное влияние на степень конформизма в поведении человека. Если задачи четко не определяемые, если они не имеют однозначного ответа, то они заставляют человека, выполняющего их, больше поддаваться влиянию группы.

Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека.

Обратите внимание

Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида.

Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека.

Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

Конформизм — подчинение группе

Влияние, которое социальные группы оказывают на поведение индивидов, является не случайным фактором. Оно основано на серьезных социально-психологических предпосылках. В специальном эксперименте американского социолога Соломона Эша ставилась задача выяснить характер влияния группы сверстников на ее члена.

Психологом был применен метод подставной группы, который заключался в том, что члены группы — шесть человек обоего пола — давали заведомо неверные ответы на вопросы экспериментатора (о чем экспериментатор заранее с ними договорился).

Последний же, седьмой член данной группы, не был осведомлен об этом обстоятельстве и играл роль испытуемого в данном эксперименте.

Вначале вопрос экспериментатора был адресован первым шести членам группы, затем — испытуемому. Вопросы касались относительной длины различных отрезков, которые предлагалось сравнивать между собой.

На картинке, показанной членам группы, были изображены три отрезка, причем два отрезка были одинаковой длины, а третий — меньше, чем два других (не намного, но вполне различимо).

Участники эксперимента (шесть членов группы) по договоренности с экспериментатором утверждали (вопреки очевидной разнице в длине отрезков), что отрезки равны между собой.

Тем самым испытуемый экспериментально ставился в условия возникновения конфликта между своим восприятием реальности (длины отрезков) и оценкой той же реальности окружающими его лицами, членами его социальной группы, перед нелегким выбором.

Не подозревая о «сговоре» экспериментатора с его товарищами по группе, с которыми его связывали тесные отношения, он должен был либо опровергнуть мнение группы, фактически выступить против нес, противопоставить себя в такой ситуации всей группе, либо не поверить самому себе, своему восприятию того, что он видит, и собственной оценке увиденного.

Выявилось, что значительный процент «жертв» подобного эксперимента предпочли «не верить глазам своим», но не противопоставлять свое мнение мнению группы.

Подобного рода согласие испытуемого с явно неверными оценками длин отрезков, которые давались при нем другими участниками группы, рассматривалось как критерий подчинения испытуемого группе, подчинения, обозначаемого понятием конформизм.

Важно

Конформизм есть подчинение индивида мнению большинства, безусловное согласие с позицией окружающих, независимо от того, соответствует ли это оценке самого лица, отказ от собственного мнения, принятие позиции социальной группы независимо от соответствия такой позиции своим ощущениям, логике, принятым нормам или морально-этическим стандартам.

В эксперименте российского психолога А. П. Сопикова обследованию подверглись ученики обоего пола в возрасте от 7 до 18 лет. При проведении эксперимента члены группы и испытуемый подбирались из одного класса.

Выводы экспериментатора были следующими: а) имеет место явный факт группового давления (оно сказалось на поведении 550 человек); б) все люди в той или иной степени конформны (подчиняются даате- нию группы); в) конформизм — фундаментальное социально- психологическое явление, не исчезающее, если от него хотят освободиться; г) конформизм в сложных вопросах выше, чем в простых; л) конформность у людей варьируется в зависимости от рода их постоянных занятий; с) с возрастом конформность уменьшается и становится у данного человека слет постоянной.

Следовательно, социальная группа, во-первых, является носителем социальных ценностей, в том числе определенных норм поведения, и, во-вторых, служит источником принуждающего влияния, направленного на обеспечение соответствия поведения членов группы указанным нормам.

Принуждающее влияние часто (в случаях непосредственного общения) может быть связано с так называемым эффектом внушения. Экспериментально доказано, что внушение, направленное на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность.

В первом случае на личность действует не только первоисточник внушения (например, руководитель), но и каждый член группы. Поэтому мнение группы и обладает большей силой, чем мнение его отдельных членов.

Несколько человек, объединенных в группу, действуя совместно, коллективно оказывают на соответствующего индивида гораздо большее воздействие, чем в случаях, когда те же люди пытаются повлиять на такого индивида, действуя изолированно, по одиночке.

Два следующих принципиальных момента предопределяют конформизм как реакцию индивида на влияние группы:

нормативное влияние группы: подчинение ее нормам, боязнь быть отвергнутым группой, потерять ее поддержку, стремление заслужить одобрение группы, опасение быть изгнанным, стать чужим и т. д. Конформизм повышается с ростом интенсивности внутригрупповых связей;

информационное влияние: стремление в условиях неочевидности, неясности ситуации положиться на мнение других, обладающих, предположительно, более надежной информацией. Конформизм тем выше, чем сложнее, чем более неоднозначна, неопределенна оцениваемая лицом ситуация.

Конформизм и уровень моральной зрелости

То обстоятельство, что конформное поведение не представляет собой наивысшую форму социального повеления, находит подтверждение в социально-психологическом эксперименте американского исследователя Л. Колберга.

Экспериментатор предварительно выделил и сформулировал шесть ступеней достижения человеком моральной зрелости:

  • первая ступень — поведение индивида определяется повиновением и стремлением избежать страданий;
  • вторая ступень — индивид ориентируется на удовлетворение собственных физических потребностей;
  • третья ступень — поведение индивида производно от выполняемой им в межличностных отношениях роли и связано с желанием заслужить одобрение тех лиц, с которыми он связан этими отношениями (конформизм);
  • четвертая ступень — индивид стремится укрепить власть группы, утвердить групповые правила;
  • пятая ступень — человек стремится укрепить социальные нормы, общественные обязанности и права личности;
  • шестая — самая высокая ступень моральной зрелости — индивид руководствуется универсальными принципами совести и социальными идеалами.

Вслед за определением признаков, по которым можно различить указанные уровни моральной зрелости, исследователем с помощью специальной методики были выделены две полярные группы подростков: одна — с самым высоким, другая — с самым низким уровнем моральной зрелости.

Затем экспериментатор дал указание каждому из подростков из обеих групп включить электрический ток, якобы подключенный к одному из подростков. Из обстановки эксперимента было видно, что удар током должен быть явно болезненным для «подключенного» к проводу подростка — «жертвы» эксперимента.

(На самом деле ток не включался и «жертва» была в сговоре с экспериментатором, имитируя острые болевые ощущения.)

Из группы морально зрелых подростков почти две трети (76%) отказались выполнить это указание экспериментатора (причинить боль своему товарищу), т. с. проявили не конформное, но морально ориентированное поведение. Из числа морально незрелых отказались его выполнить только 13% подростков.

Совет

Иными словами, чем выше моральная зрелость человека, тем ниже степень его конформности.

Одновременно экспериментально подтвердилось, что высокая степень конформности личности более присуща индивидам с относительно невысоким уровнем моральной зрелости и, с другой стороны, что с ростом уровня морали индивидов уменьшаются элементы конформизма в их поведении.

Степень конформности

Нормы определенной группы представляют собой лишь один из взаимодействующих элементов системы «личность-группа». К числу иных взаимодействующих элементов относится социальная ситуация, в которой находится индивид.

Последнее в свою очередь связано с его принадлежностью к той или иной социальной общности, зависит от конкретных характеристик этой общности.

Степень конформности в поведении лица в рамках социальной группы зависит от двух основных факторов: 1) основы, которая предопределяет включение индивида в социальную группу; 2) социально-психологического механизма, действующего в группе, который оказывает влияние на поведение се членов.

В качестве общего принципа можно указать, что чем сильнее у индивида желание отождествить себя с социальной группой, тем конформней его поведение, т. е.

тем в большей степени его поведение подчиняется нормам, правилам поведения, которые реально воплощены в поведении членов данной группы.

Степень конформности поведения зависит также от того, в какой мерс такое поведение вознаграждается группой или в какой мере неконформное поведение порицается, наказывается.

В свою очередь реакция социальной группы на отклонения в поведении ее членов от разделяемых этой группой норм зависит как от внутренних (для данной группы), так и от внешних факторов.

К числу внутренних факторов относится степень единства группы, степень единства разделяемых ее членами позиций, взглядов, установок. Важным фактором служит также значение соблюдения той или иной нормы в поведении членов группы для существования самой группы.

Группа оказывает тем большее давление, подчиняя поведение ее членов определенным нормам, чем большее значение имеют такие нормы для сохранения группы, для зашиты се коллективных интересов.

Чем выше степень единства взглядов и позиций членов группы, тем выше вероятность выявления отклоняющегося от нормы поведения и тем чаше вознаграждается конформное поведение.

Обратите внимание

Различные социальные группы требуют от своих членов различного рода поведения — более конформного или менее подчиняющегося групповым нормам. Первичные группы — семья, тесная группа постоянно общающихся лиц и т. д. — обычно не удовлетворяются внешним конформизмом, т. е. формальным соблюдением определенных норм поведения.

Источник: http://atlasplay.ru/konformizm-i-nonkonformizm-chto-jeto-takoe/

Феномены конформизма и нонконформизма в контексте «критической теории»

Андрамонов Д.К.

Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Читайте также:  Как стать идеальной женой для своего мужа - советы психологов

Феномены конформизма и нонконформизма в контексте «критической теории»

Аннотация

В статье представлены различные концепции дихотомии конформизм/нонконформизм в теоретических построениях представителей франкфуртской социологической школы («критическая теория»).

Конформизм и нонконформизм рассматриваются на уровне стратегии как две противоположные тенденции социального и политического поведения.

Отображается эта противоположность в терминах идеологии (как концепции «ложного сознания»), власти и отчуждения.

Ключевые слова: конформизм, нонконформизм, массовое общество, критическая теория, идеология, отчуждение.

Andramonov D.K.

Samara Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Retraining of Education Workers

PHENOMENA OF CONFORMISM AND NON-CONFORMISM UN THE CONTEXT OF «CRITICAL THEORY»

Abstract

Different conceptions of conformism/non-conformism dichotomy in theoretical constructs of Frankfurt Sociological School («critical theory») are presented in the following article.

Conformism and non-conformism are considered on the level of the strategy as two opposite trends of social and political behavior.

This opposition is reflected in ideology terms (as a conception of «false consciousness») and in terms of power and subtraction.

Keywords: conformism, non-conformism, mass society, critical theory, ideology, subtraction.

 «Критическая теория» представляет собой совокупность междисциплинарных подходов к анализу общества и культуры, общим моментом для которых является оценка негативных сторон социокультурной реальности в духе “диагноза современности”, и явная или неявная политическая ангажированность исследователя.

Важно

Сам термин отсылает нас к деятельности основателей франкфуртской социологической школы Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В контексте данной статьи под «критической теорией» мы будем понимать весь комплекс идей авторов, близких данному направлению мысли.

Роль базовых социальных категорий, используемых в критической теории, играют массы, массовое общество и массовая культура. Кроме того, франкфуртцы часто прибегают к марксистской терминологии: «отчуждение», «идеология», «ложное сознание», «эксплуатация» и т.д.

Используя язык Маркса, «критическая теория» описывает уже далеко не марксистскую реальность, а современное постиндустриальное общество. Впрочем, доминирующей идеей франкфуртцев остается разоблачение идеологии капиталистического строя.

Феномен конформизма играет существенную роль в теоретических моделях критической теории. Франкфуртские социологи рассматривают конформизм как негативное явление и описывают его через термины «идеологии» и «отчуждения».

С точки зрения Адорно и Хоркхаймера, к состоянию всеобщего отчуждения привели неконтролируемый рост производства ималоконтролируемые последствия технического прогресса, что порождает “самоотчуждение» индивидов, вынужденных и телесно и духовно формировать себя в соответствии с мерками технической аппаратуры».[1, С. 46]. Конформизм как поведенческая тактика является следствием этого вынужденного самоотчуждения. “К конформизму вынуждают конкретные условия труда в обществе, а не сознательные воздействия, способные лишь добавочно оглуплять угнетенных и отвращать их от истины”. [Там же С. 54] Адорно и Хоркхаймер осуществляют весьма категоричную критику буржуазной власти как тотализирующего все общество принципа – “Эта сила “тотального”, выступает одним из основных инструментов манипуляции и “производства сознания” [2, С. 210]. Заметим, что в их программном труде “Диалектики Просвещения» термин «нонконформизм» не фигурирует, но сама риторика, на наш взгляд, имеет нонконформистскую окраску.

Развивая идеи Адорно и Хоркхаймера, Герберт Маркузе прибегает к созданию концепта “одномерного общества”, по сути общества тоталитарного типа. Он отмечает, что уже к началу Первой мировой войны техническая рациональность играла все большую роль в социальных процессах.

Именно стремление к унификации общественно-политического пространства породило тоталитаризм как общеевропейскую норму. Маркузе и Адорно видели тоталитарные тенденции не только в фашистском и коммунистических режимах, но и в западном либерально-демократическом обществе.

Такой взгляд основан на специфическом понимании “тоталитарного”, которое “…здесь означает не только террористическое политическое координирование общества, но также не террористическое экономико-техническое координирование, осуществляемое за счет манипуляции потребностями посредством имущественных прав” [4, С. 4].

Совет

Расширяя объем понятия “тоталитарного”, Маркузе указывает, что “тоталитаризму способствует не только специфическая форма правительства или правящей партии, но также специфическая система производства и распределения, которая вполне может быть совместимой с «плюрализмом» партий, прессы, «соперничающих сил» и т. п.” [Там же].

Исходя из этого, условно можно выделить две обозначенные Маркузе формы тоталитарно-репрессивной организации: явную и неявную. Фашизм и коммунизм относятся к первой, в то время как либерально-демократический режим ко второй.

В известной книге “Одномерный человек” (1964) под “одномерностью” Маркузе понимает конформизм как склонность каждого из членов современного общества некритически следовать за большинством Более того, либеральное общество, с точки зрения Маркузе, есть “общество без оппозиции”.

Согласно его мнению, нонконформизм как форма социального поведения там практически невозможен в силу самого характера общества, в котором “сводится на нет” внутреннее измерение сознания за счет подавления его критических функций. [4, С. 8].

Тем не менее, Маркузе предполагает наличие таких общественных сил, которые могли бы изменить социальную ситуацию коренным образом. В “одномерном человеке” он высказывает две противоречащие друг другу гипотезы: “(1) что развитое индустриальное общество обладает способностью сдерживать качественные перемены в поддающемся предвидению будущем; (2) что существуют силы и тенденции, которые могут положить конец этому сдерживанию и взорвать общество”[9, С. XVIII]. То сеть, “общество без оппозиции” не является таким уж безнадежно конформистским.

Феномен конформизма занимает центральное место в творчестве еще одного представителя франкфуртской социологической школы и неофрейдизма – Э. Фромма. Будучи психоаналитиком, Э.

Фромм обращает внимание на следующую тенденцию в психоаналитических практиках современного ему общества, которая «наглядно стала проявляться как в акцентировании внимания многих психоаналитиков на проблемах адаптации человека к существующим условиям жизни, так и в определении психического здоровья с точки зрения способности индивида адаптироваться к нормам и требованиям общества” [3, С. 9]. Фромм критикует классический психоанализ за эти адаптивные, в его интерпретации – конформистские задачи. Разумеется, критика нацелена в сторону общества, которое порождает болезненную зависимость личности от коллективного одобрения. С точки зрения Фромма, личность в такой ситуации подвергают сильному давлению, что не способствует развитию “желаемых качеств”. Фромм – наиболее яростный противник существующих общественных порядков, при этом в отличие от остальных мыслителей, чьи идеи мы отнесли к «критическому» дискурсу, Фромм убежден в возможности осуществления социальной альтернативы. Он, наблюдая “ложное сознание” западного общества, порочность системы усматривает прежде всего в идеологии, влиянию которой подвержена и наука: “Нетрудно понять, почему социальные науки никогда не ставили в центр своего внимания вопрос об оптимальных условиях, необходимых для развертывания личности. К сожалению, за редким исключением, обществоведы выступают как апологеты, а не как критики существующей социальной системы. Это связано с тем, что (в отличие от точных наук) результаты социальных исследований почти не имеют значения для функционирования общественной системы. Даже напротив, ошибочные результаты и поверхностные выводы часто бывают гораздо желательнее (для реализации идеологических задач), чем правда, которая всегда является своего рода «динамитом», угрозой существующему status quo” [7, С. 236]. Конформизм Фромм-психолог рассматривает в качестве следствия поражения личности перед давлением общества, как один из психологических механизмов “бегства от свободы”, который в современном обществе стал основным способом воспроизводства социального. “Именно этот механизм является спасительным решением для большинства нормальных индивидов в современном обществе. Коротко говоря, индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные, и таким, каким они хотят его видеть. Исчезает различие между собственным “я” и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием». [6, С. 182]. Негативные черты общества Фромм усматривал в экономической организации западных стран. Подобно Марксу он полагал, что капитализм в конечном итоге приводит к отчуждению не только в экономическом, но и в психосоциальном смысле. Социальную и индивидуальную альтернативу Фромм видел в необходимости развития в структуре личности таких качеств, как автономия и независимость. В итоге должен был получится нонконформистский (в смысле автономный) по отношению к status quo и гармоничный во всех отношениях человек, осознающий к тому же свои “истинные потребности”. Ориентация на обладание, характерная для капиталистического общества должна быть заменена ориентацией на бытие, о чем Фромм писал в книге “Иметь или быть?” (1976)[См. 8]. Похожие взгляды можно обнаружить в творчестве американского социолога Д. Рисмена. Он также указывает на высокую степень конформности и отчуждения в современном обществе, при этом, выделяя в качестве особого социального типа “автономную” личность, то есть личность, неподверженную массовой конформности. [5, С. 122].

Итак, дискурс феноменов конформизма/нонконформизма, который формирует «критическая теория» (назовем этот дискурс – критическим), во-первых, отличается от других социально-теоретических и социально-философских дискурсов более радикальной постановкой проблемы власти.

Обратите внимание

Но отношения господства и подчинения в данном случае рассматриваются через понятия «идеология», «гегемония», «ложного сознание», «массовое общество».В этом контексте конформизм представляет собой следствие навязывания субъекту определенный тип ценностно-нормативных установок.

Критический дискурс анализа явлений конформизма/нонконформизма в таком случае явно имеет «левую» политическую ангажированность и предстает в виде “диагноза современности”. Другими словами – здесь критика имеет конкретного референта в современных формах общественно-политической организации.

Итак, мы можем констатировать наличие прямой аксиологической посылки, согласно которой практически любая современная форма социального порядка репрессивна, а, следовательно, практически любая форма противостояния ему служит делу эмансипации.

Конформизм и нонконформизм в рамках критической теории рассматриваются в качестве двух разнонаправленных тенденций, разнонаправленность их имеет стратегический характер, но в отличие от привычной и традиционной точки зрения именно конформизм представляет собой иррациональный и социально-безответственный тип поведения.

Следуя этой логике, нонконформизм оказывается таким типом социального поведения, основания которого связаны со свободой личности. Таким образом, нонконформизм в контексте критической теории несет в себе противоположную конформизму положительную аксиологическую посылку.

Литература

  1. Адорно. Т. Хоркхаймер. М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997 – 312 с.
  2. Жукоцкая А.В. Феномен идеологии. Самара: 2009. 272 с.
  3. Лейбин В. Предисловие/ Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с. С.9
  4. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: “REFL-book”, 1994, 368 с.
  5. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество. // Социс, 1993, № 3. С. 121 – 129
  6. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Аст: Астрель 2012, 284 с.
  7. Фромм Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002, 544 с.
  8. Фромм Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни. М.: Айрис-пресс 2004, 384 с.
  9. Юдин А. Введение: Общество без оппозиции/ Маркузе Г. Одномерный человек М.: “REFL-book”, 1994, X – XXI c.

References

  1. Adorno. T. Horkhajmer. M. Dialektika Prosveshhenija. M.: Medium, 1997 – 312 s.
  2. Zhukockaja A.V. Fenomen ideologii. Samara: 2009. 272 s.
  3. Lejbin V. Predislovie/ Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s. S.9
  4. Markuze G. Odnomernyj chelovek. M.: “REFL-book”, 1994, 368 s.
  5. Rismen D. Nekotorye tipy haraktera i obshhestvo. // Socis, 1993, № 3. S. 121 – 129
  6. Fromm Je. Begstvo ot svobody. M.: Ast: Astrel’ 2012, 284 s.
  7. Fromm Je. Gumanisticheskij psihoanaliz. SPb.: Piter, 2002, 544 s.
  8. Fromm Je. Imet’ ili byt’? Radi ljubvi k zhizni. M.: Ajris-press 2004, 384 s.
  9. Judin A. Vvedenie: Obshhestvo bez oppozicii/ Markuze G. Odnomernyj chelovek M.: “REFL-book”, 1994, X – XXI c.

Источник: https://research-journal.org/social/fenomeny-konformizma-i-nonkonformizma-v-kontekste-kriticheskoj-teorii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector