Культура общения, формирование культуры речи и делового общения

Статья на тему: Формирование культуры делового общения

Васильева Ольга Владимировна

МАДОУ № 18 г.Челябинск  

Современная действительность выдвинула   новые требования к профессиональной подготовке педагога, работающего в системе дошкольного образования.

Возник вопрос  о конкурентоспособном специалисте, который должен обладать высокими профессиональными качествами, в котором есть реальная потребность.

Реально востребованным и защищённым в социальном плане может быть лишь всесторонне образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований.

Обратите внимание

Сегодня, когда  в современном обществе происходят изменения во всех сферах жизни и деятельности человека, необходимость повышения профессионально- педагогической культуры педагогов обусловлена возрастающими требованиями к уровню  общекультурной и специальной подготовки участников образовательного процесса.

Большое значение для успешной педагогической деятельности имеет готовность и умение выстраивать отношения, вести активные диалоги с коллегами, решать педагогические ситуации и задачи. Для этого важна педагогическая культура педагога, его владение приемами и техниками делового общения.

Умение общаться, добиваться взаимопонимания в процессе выполнения профессиональных функций является важнейшим условием высокой эффективности труда в  сфере  дошкольного образования и, особенно, в ситуациях делового взаимодействия. Таким образом, формирование культуры делового общения  в ДОУ приобретает в современных условиях существенный смысл и является составной частью  процесса профессиональных отношений.

 Формирование здорового микроклимата в деятельности организации осуществляется при объединении усилий всех членов коллектива. Не только непосредственный руководитель предприятия, но и вся его команда должны работать во взаимодействии на достижение главной цели.

Основная задача делового общения  в педагогическом коллективе ДОУ заключается в продуктивном сотрудничестве и улучшении отношений с коллегами, взаимодействие с которыми  направлено  на достижение совместного результата. Такая совместная деятельность подразумевает соблюдение единых целей, мотивов, взаимосвязи участников трудового процесса, а также распределение отдельных функций между ними.

Основное правило общения  в педагогическом коллективе гласит: “Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам”.

Большое значение здесь имеет выдержка и эмоциональная устойчивость, умение правильно вести себя в конфликтных ситуациях, логическое построение и аргументация своей точки зрения, владение культурой речи. Для приобретения перечисленных умений необходимы знания основ психологии, педагогики, физиологии, логики, риторики.

Педагогам необходимо уметь   свободно пользоваться разнообразными средствами дискуссии и убеждения  в их профессиональной  деятельности, владеть  культурой  делового общения, обладать  навыками  логичной и выразительной речи, эффективно воздействующей на собеседника в процессе коммуникации.

Важно

Процесс делового общения для многих педагогов ДОУ связан с определенными трудностями.

И дело даже не в том, что людям трудно развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы.

Проблему делового  общения ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в особый социально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «правила игры», которому присущи определенные особенности.

На современном  этапе развития педагогической науки и практики  проблема  формирования  культуры делового общения  связана еще и  с усложнением   профессиональных задач, потребностью личностной включенности педагога  в процесс освоения культуры делового общения.

Трудности в решении этой задачи связаны с отсутствием у педагогов ДОУ знаний о культуре делового общения. Современное состояние профессиональной   культуры общения педагогов ДОУ нельзя высоко оценить и  в плане выстраивания корректных   отношений с другими людьми и  успешной работы в команде, умении пользоваться речевым и поведенческим этикетом, связно и логично выражать свои мысли и т.д.

Для обеспечения целостности педагогического процесса, эффективности его результатов, необходима слаженная работа всего педагогического коллектива.

         На эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива огромное влияние оказывает  уровень педагогической культуры   его членов, характер межличностных отношений, степень организованности и готовности педагогов к сотрудничеству, иными словами, наличие культуры делового общения.

Умение педагогов целенаправленно формировать нужное впечатление о себе, умение слушать, аргументированно излагать свою точку зрения и нейтрализовывать эмоциональное напряжение, нередко возникающее в ситуациях общения с коллегами или родителями – все это является неоспоримым доказательством высокого уровня его культуры делового общения. И чем выше данный уровень у конкретного специалиста, тем большим  преимуществом и авторитетом он обладает.

Совет

Рассмотрим  структуру культуры делового общения педагога ДОУ. Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура специалиста: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом соци-альные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

  • словарный состав (исключаются  жаргонные слова, диалектизмы);
  • словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);
  • произношение;
  • грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);
  • стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений.

Особых знаний, умений и навыков требует искусство  педагогов  выступать публично.  Сообщение  оратора обычно вызывает различную реакцию   слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие.  Хороший оратор обладает способностью по ходу  корректировать свою речь, добиваясь положительной  реакции слушателей. Конечно, делать это непросто.

Умение педагогов  вести диалог и выстраивать деловые отношения на высоком творческом и культурном уровне еще не стало  профессиональным достоянием каждого участника педагогического процесса.

Очень часто среди причин, препятствующих развитию данных навыков, педагоги  в числе прочих называют отсутствие соответствующей практики, а также низкую степень уверенности в себе.

Возможность получения  опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно  практические навыки    способствует развитию способности  искусства выстраивать свою речь грамотно.

Чтобы  сформировать  данный компонент культуры делового общения,    руководителю детского сада наиболее целесообразно  обратить внимание на следующие направления работы: проведение деловых игр, тренингов демократического поведения, тренингов управления конфликтом, позволяющих моделировать разные ситуации как межличностного, так  и профессионального общения – подгруппового и коллективного, и, способствующих выработке умений работать в одной команде.

Метод групповых дискуссий и многие другие обеспечивают максимальную вовлеченность в процесс обучения, а, следовательно, и высокую эффективность приобретаемых педагогами ДОУ знаний.

Применение  тренинговых методов позволяет активизировать процесс формирования культуры делового общения, формирует у педагогов  практические навыки и умения поведения в различных профессиональных ситуациях, способствует развитию самопознания  и нацеливает их на самосовершенствование, дает им возможность работать над собой не только в аудитории во время тренинга, но и самостоятельно.

Обратите внимание

В рамках тренингов делового общения могут быть сформированы следующие умения и навыки.

1. Навыки самопрезентации.

2. Навыки презентации профессиональных идей.

3. Навыки командного взаимодействия.

4. Умение работать с возражениями.

5. Умение убеждать.

6. Умение вести переговоры.

7. Умение регулировать эмоциональное напряжение, возникающее в ходе беседы.

Отработка практических навыков  взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения является наиболее важной в процессе формирования культуры делового общения. Даже имея большой словарный запас, человек не  станет изъясняться лучше, если у него  не отработана методика его использования.

Один из путей подхода к использованию на практике объема  памяти – это мозговой штурм. Мозговой штурм — это некритичный, не содержащий оценки процесс поиска и  выработки  решений или альтернативы.

Мозговой штурм — метод свободных ассоциаций, направленный на то, чтобы генерировать как можно больше идей.

Этот метод помогает стимулировать мышление, основываясь на простом здравом смысле. С помощью него легко  выбрать правильный ответ на вопрос, располагая несколькими возможными ответами.

Внешний облик и поведение специалиста также является неотъемлемой частью его деловой культуры. Дошкольные учреждения всегда предназначались  чтобы  на начальном этапе воспитывать и обучать чему-либо  формирующуюся личность ребёнка.

Сегодня функция присмотра за детьми в дошкольных воспитательных учреждениях – одна из важных для общества, но не единственная, дошкольные учреждения предоставляют образовательные услуги и являются начальным звеном общей образовательной системы.

Всё это делает проблему имиджа современного педагога в образовательной практике детских дошкольных учреждений актуальной, требующей пристального внимания не только со стороны тех, кто её разрабатывает, но и тех, кто хочет быть успешным в своей профессиональной педагогической деятельности.

Важно

 В  последнее время интерес к проблеме   педагогического имиджа  резко возрос, однако целостной концепции по формированию педагогического имиджа пока не создано.

 Современная педагогическая практика даёт основания предполагать, что имидж воспитателя оказывает эффективное влияние и на процесс формирования детских впечатлений и на профессиональную деятельность педагога дошкольного учреждения, на повышение его педагогического мастерства.

Говоря об  имидже  дошкольного педагога в контексте формирования культуры делового общения, следует сказать, что специфика профессиональной сферы деятельности и положение воспитателя обязывают его способствовать эстетическому единству внутреннего содержания личности и  внешнего облика.

Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться, поэтому соблюдение педагогами  норм делового этикета в отношении своей внешности и поведения в образовательном учреждении, повышает его эффективность в ситуациях делового взаимодействия.

Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах. Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям.

Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность специалиста, в состав которой входят следующие навыки:

1)  умение вступать в контакт;

2)  умение задавать вопросы;

3)  умение вести «малый разговор»;

4)  умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений;

5)  умение услышать и понять интенции партнера;

6) умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить;

7)  умение передать партнеру, что его услышали и поняли;

8)  умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др.

Таким образом, корпоративная культура взаимодействия в детском саду, оказывает значимую помощь руководителю детского сада в организации сплоченной работы всего педагогического коллектива без  жестких административных методов воздействия на педагогов, кроме того, корпоративная культура общения способствует повышению имиджа  детского сада, приобретению им  положительной репутации.

С нашей точки  зрения, напрямую содействовать формированию такого компонента культуры делового общения педагога  можно в ходе систематически проводимых следующих направлений работы:

  • привлечение педагогического коллектива к созданию символики детского сада, атрибутики, логотипов, девизов, а так же создание сценариев различных корпоративных мероприятий с последующим проведением;
  • участие педагогов в проектировании системы корпоративных коммуникаций в детском саду: определение потоков педагогической информации, распределение ответственных за те, или иные потоки информации, согласование единых отчетных документов и сроков их предоставления т.д;
  • организацию профессиональных конкурсов как средства формирования конкурентной среды;
  • создание и продвижение сайта детского сада, который  освещает его традиции , успехи и т.д;

Проектирование механизма взаимодействия детского сада  с социальным окружением для формирования  положительного имиджа  учреждения и обеспечения открытости его деятельности.

Для формирования культуры делового  общения руководителю дошкольного учреждения важно  поощрять и прививать активные формы взаимодействия педагогов, обогащать их опыт позитивного  решения конфликтных ситуаций, развивать умения согласовывать действия друг друга, осуществлять интерактивное  взаимодействие с социальным окружением

Качество деловых отношений соответственно тоже во многом зависит от руководителя. Авторитет руководителя – это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми.

Совет

Формирование культуры деловых отношений является залогом стабильности и успешного функционирования дошкольного образовательного учреждения, поскольку этот процесс  решает  многие социально-психологические  проблемы.

Руководитель несет ответственность за обеспечение благоприятного микроклимата в коллективе, личностной и профессиональной самореализации всех специалистов.

 От него зависит организация и создание условий для сплоченной работы коллектива учреждения, успешность развития взаимодействия с родителями воспитанников, с социумом.

Поскольку формирование культуры деловых отношений, как правило,  идет от формальных лидеров, то есть, от руководства организации, важно, чтобы руководитель, желающий  сформировать культуру делового общения  у своих сотрудников, сформировал для себя в первую очередь основные ценности своей организации.

Культура делового отношения является необходимым условием, организующим и координирующим деятельность участников педагогического процесса. Овладение ей  позволяет ослабить многие организационные, психолого-педагогические, методические проблемы, создает благоприятные условия для каждого члена педагогического коллектива, способствует повышению имиджа  детского сада, положительной репутации.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/07/formirovanie-kultury-delovogo-obshcheniya

Культура речи в деловом общении специалиста

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

24.01.2017)

3. Снимщикова Э. В. Семейное неблагополучие как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков // Теория и практика общественного развития. 2009. №2 С.17-25.

© Двойнина Т А., 2017

УДК 316.6

Ф.А. Игебаева

К.ф.н., доцент Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация

КУЛЬТУРА РЕЧИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА

Аннотация

В данной статье рассматриваются характеристики коммуникативной компетентности современного специалиста. Основной акцент делается на необходимости владения в совершенстве навыками культуры речи и речевого этикета.

Ключевые слова

Деловое общение, культура речи, речевой этикет, коммуникативная компетентность.

Читайте также:  Медлительность - причины, как с ней бороться

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Обратите внимание

Одним из направлений культуры речи является деловое общение – самый массовый вид социального общения. Оно обслуживает сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Особое внимание уделяется формированию умений в области устного и письменного делового общения.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься.

Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения.

Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1, с.17].

Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

• Словарный запас – от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.

• Состав речи – люди, которые разговаривают на чистом языке, уместно употребляют профессиональные термины, как правило, внушают больше доверия, чем те, кто часто использует не литературные выражения и жаргонизмы.

• Грамотность – фразы и предложения должны быть составлены с учетом стилистических и грамматических правил языка, на котором разговаривает человек.

• Произношение и интонация – важно не только ЧТО говорит человек, но и КАК он говорит. Неправильное или невнятное произношение слов и быстрая или слишком медленная однотонная речь

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

способна свести на нет интерес к говорящему.

• Невербальные составляющие – мимика, жесты, поза говорящего играют значимую роль в культуре делового общения. Если поза и жесты человека выказывают его неуверенность в себе, растерянность или страх, его значимость в глазах собеседника с большой вероятностью снизится [2, с.38].

Особых знаний, умений и навыков требует искусство исследователя выступать публично. Сообщение оратора обычно вызывает различную реакцию слушателей: понимание, одобрение или, наоборот, непонимание, несогласие. Хороший оратор обладает способностью по ходу корректировать свою речь, добиваясь положительной реакции слушателей. Конечно, делать это непросто.

Возможность получения опыта ораторского искусства достигается только с помощью практических методов. Именно практические навыки способствует развитию способности искусства выстраивать свою речь грамотно.

Внешний облик и поведение также является неотъемлемой частью его деловой культуры. Как известно, первое и, как правило, самое сильное впечатление о человеке складывается на основании оценки его внешнего облика, манеры держаться.

Важно

Необходимость появляться на работе внешне аккуратным и хорошо одетым каждый день обусловлена тем, что люди склонны распространять внешнюю аккуратность и на рабочие качества, такие как ответственность, порядочность, обязательность и аккуратность в делах.

Кроме того, выполнение правил этикета внешнего облика говорит об уважении человека по отношению к окружающим его людям.

Не менее важным компонентом культуры делового общения, на наш взгляд, является коммуникативная компетентность исследователя, в состав которой входят следующие навыки: ^ умение вступать в контакт; ^ умение задавать вопросы; ^ умение вести «малый разговор»;

^ умение стимулировать партнера к прояснению его позиции, предложений; ^ умение услышать и понять интенции партнера;

^ умение воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить; ^ умение передать партнеру, что его услышали и поняли; ^ умение выравнивать эмоциональное напряжение в беседе и др.[3, с.159].

В заключение отметим, знание о культуре речи и деловом общении лишь тогда превратятся в конкретные умения и навыки руководителя, специалиста, когда станут неотъемлемым элементом его деятельности, и он начнет постоянно применять их везде, где это возможно. Эти знания должны служить не только залогом высокой профессиональной деятельности делового человека, но также представлять собой важнейший ресурс, который в отличие от природного сырья, не исчерпывается, а приумножается [4, с.127].

Безусловно, карьера любого специалиста многогранна.

В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, стать высокообразованным и квалифицированным профессионалом.

Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [5, с.69].

Список использованной литературы:

1. Игебаева Ф.А. Профессиональная подготовка специалистов для агросектора в условиях рыночных преобразований (На примере Республики Башкортостан) // Высшее образование сегодня. Рецензируемое издание ВАК в области психологии, педагогики и социологии, 2016, № 2. – С.16 – 18.

2. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на / Д : Феникс, 1995. – 576с.

Совет

3. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. Пособие/ М.В.Колтунова.-М.: Логос, 2005. – 346с.

4. Игебаева Ф.А. Деловое общение как искусство и наука. // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2011. С. 126-129.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

5. Игебаева Ф.А. О методах формирования коммуникативной компетентности выпускников аграрного университета // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. Сочи, 2015, № 6. – С. 65-70.

© Игебаева Ф.А., 2017

УДК 316

Л.И. Кемалова

канд.филос.наук, доцент ФГБОУ ВО «КГМТУ» г. Керчь, Крым

К ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ Аннотация

В статье рассматривается молодость как социальный феномен, который в современном обществе не привязывается исключительно к возрастным параметрам, к биологическим характеристикам.

Молодость характеризуется как особое ощущение, которое порождает специфические формы мировосприятия.

Подчеркивается, что молодость становится характерной чертой современной культуры, а ее границы становятся подвижными.

Ключевые слова

Молодежь, образ жизни молодежи, молодость, культ молодости, возраст

Одна из основных характеристик молодежи как особой социально-демографической группы -молодость, которая представляет собой определенный жизненный цикл, имеющий особый стиль поведения, культурные нормы и ценности. Это период первичной социализации, когда формируется особое мироощущение.

Каждый цикл развития человека, именуемый возрастом, сопровождается определенными изменениями как физиологическими, так и психическими, и интеллектуальными. Помимо этого, с переходом на новый цикл развития меняется образ жизни человека. Одни из нас воспринимают эти перемены как должное и не противятся данному процессу.

Обратите внимание

Для других – это катастрофа, поскольку уходит молодость: время безмятежности, даже некоторой безответственности заканчивается и наступает период бесконечных проблем и необходимости самостоятельно их решать.

У этой категории людей часто возникают депрессивные состояния, и они всеми силами пытаются удержать состояние молодости, сохранить его как можно дольше (чаще – физически, – обращаясь к современной медицине, к пластической хирургии, разным диетам и т.п.).

Третьи – рассматривают молодость как состояние не тела, а души, как особое мировоззрение, мироощущение, и для них возраст – всего лишь цифра, не влияющая на их отношение к жизни.

Что же такое молодость? Каковы ее возрастные характеристики? Существуют ли границы молодости? Эти вопросы актуализируются в связи с тем, что в последние десятилетия формируется так называемый культ молодости, который оказывает влияние на мировоззрение современного человека.

Возникает противоречие: при общей тенденции к старению населения все больше насаждается культ молодости, что проявляется в желании сохранить ее как можно дольше, поскольку иначе человек может оказаться невостребованным социумом.

Действительно, молодость, как особое состояние, как совокупность определенных качеств и свойств представителей конкретной социально-демографической группы, оказывается сегодня особенно востребованной, поскольку в меняющемся мире необходима быстрая реакция на происходящие перемены, умение перестраиваться, дабы соответствовать ритму жизни. И не только молодежь, но и люди зрелого возраста стремятся сохранить как можно дольше эти качества и

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-rechi-v-delovom-obschenii-spetsialista

Культура речи в деловом общении

Любое общение – это диалоги, монологи и публичные речи. Корпоративная среда не исключение. Умение общаться принесет в этой сфере намного больше результатов.

Однако здесь важен не только словарный запас, но и интонация, невербальное общение, жесты. Культура речи и деловое общение – способ выстроить контакт между руководящим составом, аудиторией или подчиненными.

Важно

Сегодня мы расскажем, как правильно соблюдать речевой этикет, какие стили допустимы при деловом общении.

Давно известно, что своевременно произнесенная руководителем речь или похвала успешному сотруднику могут значительно увеличить прибыль предприятия, подстегнув остальных на более продуктивную работу. От того, насколько правильно будет выстроен диалог между партнерами, будет зависеть результат сделки. Устная речь в деловом общении подразделяется на следующие виды:

  • Побудительная.
  • Содержательная.
  • Выразительная.

Первая разновидность речи оказывает на оппонента определенное влияние, побуждает его к каким-либо действиям. При содержательной беседе человек воспроизводит мысли четко и лаконично, говорит коротко и внятно. Выразительная речь носит эмоциональную окраску, через которую передается настроение говорящего.

Культура речи определяется по следующим параметрам:

  • Словарный запас и состав. Именно количество слов делает речь яркой и насыщенной, красноречивой, продуманной, убедительной. Причем недопустимо использование жаргонных слов, которые оказывают негативное влияние на собеседника.
  • Произношение. Нормативным для русского языка считается старомосковская норма произношения (сомневаетесь в звучании слова – заранее загляните в современный орфоэпический словарь или специальный словарик сложных слов для телевизионных дикторов).
  • Стиль речи. Это важная составляющая грамотно построенной речи. Не допускайте использования лишних фраз, соблюдайте порядок построения предложений.

Деловое общение в сочетании с культурой речи имеют второе название – деловые коммуникации. Основная функция такого общения – определение задач и совместная их проработка, поиск решения проблем.

Кроме разновидностей, культура делового общения имеет несколько форм, которые значительно отличаются друг от друга:

  • Деловые переговоры. Это личная встреча партнеров, которые заинтересованы в решении определенного вопроса. Конечная цель таких переговоров – подписание договоров, заключение контрактов.
  • Деловое совещание. В отличие от первой формы, аудитория здесь более широкая, и обсуждение определенных задач и целей осуществляется группой специалистов, как правило, внутри одной организации.
  • Публичное выступление. Эта форма общения приемлема, когда один человек передает информацию группе людей. В этом случае используется ораторское мастерство.
  • Спор. Если между сторонами возникают разногласия, то общение принимает форму спора, когда каждая из сторон пытается отстоять свою позицию.
  • Деловая переписка. Форма передачи информации путем подготовки писем или сообщений. Этот метод не предусматривает непосредственного контакта, а передача информации осуществляется через переписку.

Культура речи

Важно овладеть приемами делового общения, а риторика предназначена для обучения правилам ведения переговоров, споров, выстраивания монологов.

Чтобы вас услышали и поняли, речь должна подавать вас как грамотного специалиста и надежного партнера. Важно говорить правильно, не искажая слов и грамотно ставя ударение.

К тому же речь должна быть точной, ясной, логичной и краткой. Старайтесь говорить просто, чтобы не допускать двусмысленностей.

Достойное речевое поведение позволяет осуществлять успешную предпринимательскую деятельность, развивать межличностные отношения, добиваться взаимопонимания. Человек, знающий язык делового общения и его приемы, быстрее сможет выстроить карьеру или развить свой бизнес.

Источник: https://zhazhda.biz/base/kultura-rechi-v-delovom-obshhenii

Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Показатели культуры речи

Важными составляющими коммуникативной культуры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т.е. культура речи.В речевой деятельности можновыделить три стороны: содержательную, выразительную и побудительную. Содержательная сторона речи характеризуется богатством, значительностью и доказательностью мыслей.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя.

От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слушателями.

* словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

* словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)

* произношение (нормой современного произношения в русском языке является старомосковский диалект);

* грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий; в частности, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

* стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

В процессе делового общения это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.).

Результативность данной деятельности обеспечивается в значительной мере коммуникативной компетентностью – комплексом знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, воспитания и обучения, в том числе специального обучения красноречию.

6.2 Этика использования средств выразительности деловой речи: основы риторики

Совет

Социальная значимость красноречия (риторики) высоко оце­нивалась еще в античную эпоху. Платон говорил о риторике, что это “завоевание души словами”. Аристотель указывал на то, что искусство говорить – природный дар, талант.

Читайте также:  Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

По его мнению, ус­пех речи оратора зависит от “этоса”, т.е. честности и благород­ства намерений говорящего, от “логоса”, т.е. логики речи, и от “пафоса”, т.е. гражданственности, приподнятости, увлеченности оратора.

Другими словами, культура речи обсусоливает успех речевого воздействия.

Профессиональная деятельность современного делового человека неотделима от необходимости овладения им навыками риторики, т.е. навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, будьте сообщение на служебных совещаниях, доклад на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п.

Во многом навыки публичного выступления закладываются общим уровнем воспитания, образования, наличием определенных личностных качеств человека. Несмотря на это, навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний основных правил риторики.

Знание этих правил позволяет человеку подать свое выступление в более выгодном свете – как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Хорошая современная речь – речь умная, устремленная к истине и прекрасная своей стройной структурой и логикой, своей упорядоченностью. Кроме того, это речь не нейтральная по отношению к нравственности, т.е. добрая и правдивая.

Формы речи выражают формы мысли и иерархию ценностей данной культуры. При этом также необходимо учитывать существующие межкультурные различия, различия в менталитете, традициях, обычаях и т.п.

В современной отечественной речевой среде, логосфере, существуют и борются, по крайней мере, три различного происхождения и различной природы риторических идеала.

Обратите внимание

Наиболее распространенный, т.к. именно он принят средствами массовой информации, – это идеал американский, или, вернее, американизированный. Он восходит к софистическому и близок к нему сущностно.

Первое требование к речи этого риторического идеала – ее подчиняющая, манипулирующая функция. Такую речь отличает формальная, словесная красота и изящество, логическая изощренность и формально-логическая правильность, а также возможность самовыражения личности человека в речи.

Хорошая речь для софиста – это, прежде всего, некая “самореклама”, “самоутверждение”.

Старый отечественный, русский, восточно-христианский, близкий к идеалу Платона и Сократа. Здесь на передний план выходит искренность слов говорящего. Нельзя обманывать слушающих, заменять доказательства воздействием на чувства.

Идеал “советской” риторики, отличающейся крайней демагогией, деперсонификацией и другими чертами. Традиционный облик послания-письма, адресованного другу или родственнику, в русской и, скажем, английской культуре различен.

Для русского письма характерно начало, содержащее вопросы о здоровье и не просто обстоятельное, но даже несколько жалостливое описание собственного самочувствия. В английской культуре этого нет.

В письмах русских преобладают сюжеты, связанные со здоровьем, о физическом и психическом состоянии, то есть некая рефлексия. Это вообще характерно для христианской антропологии.

Ей свойственно подчеркивать в человеке все, что связано со страданиями, показывать временность всего сущего: Поэтому в письмах преобладает информация о немощи, люди просят содействия, сочувствия, участия.

Важно

Это, кстати, отражается и на речи русскоязычных пользователей Интернета. Они редко умеют говорить о себе в мажорном, жизнеутверждающем тоне, им достаточно сложно красиво и достойно презентовать свои разработки, результаты проекта в Интернет другим людям. Чаще всего, выступая в телеконференциях, они говорят о негативных сторонах жизни общества, о своих наболевших проблемах и пр.

Черты древнерусского речевого идеала, в котором высокий статус имели такие раннехристианские этические ценности, как кротость, скромность, смирение, до сих пор обнаруживаются в типичной речевой реакции у наших соотечественников на комплимент.

На замечание: “Какое у вас красивое платье! Как оно вам к лицу!” американка ответит: “Правда? Спасибо. Я так рада, что оно вам нравится!”. Ответ соотечественницы скорее прозвучит как: “Ну что вы.

Оно старое!” или “Ах, подумаешь, ничего особенного!” Это нарочитое самоуничижение, демонстрация скромности, нежелание быть объектом прямой похвалы.

Вывод можно сделать следующий. Видимо, работая над культурой своей речи, нужно постепенно переходить к софистскому идеалу. Больше говорить о себе в положительном плане, гордиться своими и чужими успехами, не загружать других людей своими проблемами. Не искать причину, а действовать и искать выход.

Источник: http://razvitielife.ru/vospitanie/dlya-zhenshchiny/6419-rol-kultury-rechi-v-obespechenii-etichnosti-delovogo-obshcheniya-pokazateli-kultury-rechi

Характеристика понятия «культура речи»

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Под культурой речи понимается:

владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Совет

Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца.

Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Понятие «культура речи» связана с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся: точность, понятность, богатство и разнообразие речи, ее чистота, выразительность.

Точность речи – строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности. Источником ошибок может стать паронимия (слова, близкие по написанию, произношению, но тем не менее разные по значению): дипломат – дипломант, поступок – проступок, экскаватор – эскалатор.

Логичность – это последовательность, непротиворечивость высказывания в соответствии с законами логики. Установление логических связей в предложении и в тексте. Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Понятность речи – это доходчивость, доступность речи для тех, кому она адресована. Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.).

Использовать терминологию нужно умеренно, заменяя по возможности иноязычные слова русскими (вместо консенсус – согласие, вместо эскалация – постепенное увеличение и под.). Чаще всего засорение устной речи происходит за счет использования ненужных слов: короче, это самое, вот, ну, прикинь и пр.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней (экспрессивные слова, интонация, крылатые слова, пословицы, поговорки и т.д.).

Обратите внимание

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности и т.д.).

Задача человека, вступающего в контакт с другими людьми, состоит в том, чтобы найти для каждой конкретной ситуации оптимальные средства, которые будут способствовать достижению цели общения. Культура речи помогает овладеть соответствующими навыками. Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка.

Лингвисты отмечают, что эта задача является делом национальной важности, так как литературный язык, наряду с единством территории, исторической и хозяйственной жизни, – один из факторов, объединяющих нацию в единое целое. В речи отражается общая культура и интеллигентность человека.

Культура речи человека демонстрирует его уважение и доброе отношение к тому, к кому он обращается. Виды общения

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни.

Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов, формируется разнообразие человеческих индивидуальностей, происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

Важно

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. Общение многогранно и может выполнять весьма разнообразные функции. Основными являются следующие:

коммуникативная (сообщать, устанавливать связь, беседовать) состоит в обмене необходимой информацией;

интерактивная (между, среди, внутри – действие) – функция организации

взаимодействия, т.е. выбор вида деятельности, распределение обязанностей и

контроль за их выполнением, влияние на настроение, поведение, убеждения партнера по общению;

перцептивная (восприятие) – установление взаимопонимания в процессе деятельности.

Такое деление необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения одновременно могут проявляться разные его функции.

Общение становится возможным, если налицо все его единицы (компоненты, слагаемые) и каждая четко выполняет отведенную ей роль.

Единицами общения являются:

его участники (их называют коммуникантами);

предмет общения;

его средства (словесные и несловесные).

В лингвистике и психологии существуют разные классификации видов общения, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Лингвисты закладывают в основу классификации:

“контакт масок” – формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;

примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;

формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;

деловое общение, предполагающее учет, как интересов дела, так и личных интересов;

духовное межличностное общение друзей;

манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;

Совет

светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.

Под деловым общением понимается речевое взаимодействие партнеров в деловой сфере, осуществляемое в письменной или устной форме в рамках официально-делового стиля.

Коммуниканты учитывают особенности личности друг друга, стремятся понять характер и настроение, но при этом интересы дела доминируют над возможными личностными симпатиями или антипатиями.

Кодекс делового общения реализуется в разнообразных формах деловых коммуникаций, основными из которых являются деловая беседа и телефонный разговор, совещание, деловая переписка и т.д. Бытовое общение является самым распространенным видом взаимодействия людей.

Его сфера – это семья, друзья, транспорт, магазины, зрелищные учреждения и т.п. Практика показывает, что именно в бытовом общении человека подстерегает наибольшее количество неудач и даже конфликтов. Как избежать их и сделать бытовое общение эффективным?

Источник: http://ifreestore.net/2596/1/

Культура речи делового общения

                                                Введение

          Культура речи и общение имеют, важное  значение  в развитии и становлении человека как личности, и сегодня образование делает на этот аспект большой упор. А так как образование и культура есть два взаимосвязанных процесса, то ввести образование в контекст культуры может язык.

В истории человечества роль языка в жизни общества возрастает. Объем циркулирующей информации в расчете на душу населения может быть показателем уровня развития общества.

Язык  является зеркалом культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Обратите внимание

Он является сокровищницей, кладовой, копилкой культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, в грамматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. Язык есть не только средство общения и выражения мысли, но и аккумуляции ценностей культуры.

    Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Речь – способ познания действительности.

С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения человека новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Речь – это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в познании, в образовании, она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Под культурой речи, как правило понимается — распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Читайте также:  Где найти парня для серьезных отношений

                   Основные понятия культуры речи

  В жизни современного человека речевая деятельность занимает особо важное место, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена.

А также понятие «Культура речи» трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.

“Итак, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач”, – так определяет понятие культуры речи Е.Н. Ширяев.

Для того чтобы разобраться в путях и способах самостоятельного развития речевой культуры, необходимо ясно представлять содержание и объем понятий данной дисциплины. Центральным понятием этой дисциплины является понятие о языке.

Язык – “естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная, прежде всего для целей коммуникации”. Способность соотносить звук и значение – главнейшая характеристика языка.

Важно

Язык в одно и то же время – система знаков, замещающих предметы и речи и совокупность значений, сосредоточивших в себе духовный опыт людей. С языком тесно связано понятие речи. Речь – это “конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.

Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом” Речь воспринимаема, конкретна и неповторима, преднамеренна и направлена к определенной цели, она обусловлена ситуацией, субъективна и произвольна.

В речи функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому в учебниках по культуре речи используется термин коммуникация.

Коммуникация – общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом. Важным является понятие о качествах речи. Качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

В филологии различают: речевую культуру личности и речевую  культуру общества. Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит  от эрудиции в области речевой  культуры общества и представляет собой  умение пользоваться этой эрудицией.

Речевая  культура личности заимствует часть  речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство  стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Такого понимания речевой культуры придерживается Ю.В. Рождественский (Общая филология. М., 1996. С. 14).

Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, языковая личность, виды и формы речи, речевой этикет.

                                                  Заключение

Совет

          И так культурой речи является – Умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, которая согласуется с нормами литературного языка ( произношение, грамматика, лексика).

Подлинная культура речи достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.

Так, книжные слова уместны в жанрах книжно – письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – и мало употребляются в бытовых ситуациях общения. Особенно вредит бытовому бытовому языку канцеляриат – неуместное употребление канцелярских слов и оборотов.

С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются слова и обороты стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.

При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: 1) нормативный; 2) этический; 3) коммуникативный. Высокая культура речи, связанная с умением “правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка” (С. И. Ожегов) невозможна без соблюдения определенных правил общения. Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия, как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический. Опорой, точнее стержнем, остовом русского литературного языка является литературная норма. В процессе активной языковой политики в науке сложились представления о нормализации языка, его кодификации, отклонениях от литературной нормы, ошибках и языковых вариантах. На основании изложенного можно сделать следующий вывод: Главным для культуры речи является – соблюдение языковых норм и правил использования вербальных языковых средств, которые позволяют соблюсти коммуникативные нормы в той или иной ситуации. Основным же в области эффективного общения является – правильно поставленная коммуникация.

                               Культура общения и культура речи

Без общения не может  существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его  среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его  воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни.

Общение  необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так  и для поддержания межличностных  отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного  творчества. Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

Обратите внимание

В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами. Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания. Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения. Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения. Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах: историческая связь актов общения друг с другом; способность общения быть выразителем общественного сознания; способность общения формировать и использовать культуру.

                          Этикет и культура речевого общения

Нормы и правила общения  условно можно было бы подразделить на этикетные (стереотипные) и не этикетные (нестереотипные), или творческие. Как утверждает К. Стошкус, «этикет – это не просто стандарт поведения, а более или менее ритуализированная форма осмысленного общения». Этикет возник давно, он тесно связан с символическими ритуальными обрядами.

Прогресс в становлении этикетных форм поведения был связан с гуманизацией общения: «нравственный смысл этикета проявляется в том, что с его помощью можно выразить признание самоценной значимости человека, с которой приходится вступать в контакты, выразить уважение к нему». Этикет помогает быстро ориентироваться в повторяющейся ситуации общения.

Этикетные нормы выступают, как правило, азбучными нормами общения. Определенная ограниченность сферы действия этикета, конечно, нисколько не может умалить значимости этих унифицированных форм поведения. Этикетные формы общения существовали тысячилетиями, в них аккумулировался общечеловеческий опыт, скрытый под различными классовыми наслоениями.

Важно

Именно это общечеловеческое содержание различных систем этикета является той основой, которая непосредственно связана с гуманистической культурой общения. Этикет имеет не только исторический, но и многие этнографические особенности. Общение начинается с приветствия, которое является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека.

В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей. Правила представления, также как и многие другие нормы этикета, не носят абсолютного характера, они исторически изменчивы, зависят от смены социальных, национальных и социально-психологических условий и традиций. Формы общения имеют огромное множество вариантов.

Выбор форм обращения отражает и меру знакомства, и меру доверия, и меру уважения и во многих случаях оценку личности партнера по общению. Хотя выбор форм этих обращений сложно регламентировать «на все случаи жизни», но в любом случае учет обстоятельств и личности вашего партнера по общению очень важен.

Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах. Общение на 3/4 состоит из общения речевого (речь и слушание). Эти нормы общения требуют бережного и внимательного отношения, т. к.

нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия, поскольку даже случайное слово может привести к конфликту. Речь должна отличаться ясностью, отчетливостью, доступным темпом. Залогом успешного развития разговора может быть умение слушать. И. Атватер выделяет активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание.

Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник активно проявляет свои чувства, очень хочет высказать свою точку зрения, но не имеет возможности этого сделать. Пассивное слушание характеризуется невмешательством в разговор, «минимизацией ответов». Однако такое умение молчать и уметь пассивно слушать бывает не всегда эффективно.

Интимный, доверительный разговор может быть только на добровольных и равноправных началах. Человек очень любит, когда интересуются его персоной, успехами, заслугами, желаниями, и очень не любит, когда говорят о неприятных для него делах, условиях, обстоятельствах, событиях и т. п.

          Выбрать тему разговора или вернее, начать разговор нелегко. Важно, чтобы эта тема была, во-первых, интересна и приятна для вашего собеседника и, во-вторых, желательна и для вас самих. Сложно найти общую тему для разговора, но не менее сложно найти общий язык.

Совет

Как показывает практика межличностных отношений, этика речевого общения самым тесным образом связана с общими ценностями, принципами и нормами общения. Поэтому во время разговора рекомендуется реже употреблять личные местоимения и особенно такое местоимение как «Я» – это весьма неблагоприятно сказывается на общей атмосфере разговора.

Для того чтобы почувствовать удовлетворение от общения с окружающими, очень важно создать условия, т. е. атмосферу общения, которая зависит от целого ряда как эмоциональных, так и рациональных факторов.

Положительная атмосфера общения не только связана с такими качествами личности, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, внимательность, скромность, благородство, деликатность, тактичность, но и помогает им активно развиваться.

Эта атмосфера характеризуется взаимным доверием, эмоциональным комфортом, терпеливостью, которая проявляется в каждом жесте, взгляде, высказывании. Искренность чувств имеет огромное обояние, в психологии есть даже такой термин «фасцинация».

Прямо обворажительное значение имеет умение слушать собеседника, открытый взгляд, богатый тембровыми модуляциями голос, музыкальность речи, живость чувств, здравый искрометный рассудок и глубокий философский ум.

Уровень культуры общения определяется не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, он зависит и от гармонического сочетания и развитости этих элементов культуры общения. Если общение, например, ориентировано на гуманистические ценности и цели, но нормы и правила этого общения несовершенны, то говорить о высокой культуре такого общения, наверное, нет смысла. Нельзя говорить о культуре общения и тогда, когда не принимаются во внимания особенности индивидуальности субъекта общения, их потребности, интересы, привычки и т. п. В литературе описывается «Золотое правило общения»: в любой жизненной ситуации ведите себя так, как Вам хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к Вам».

                    Якутская государственная сельскохозяйственная академия

                                                 Доклад

                      На тему: «Культура речи делового  общения»

Источник: http://referat911.ru/Etika/kultura-rechi-delovogo-obshheniya/42735-1366626-place1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector