Метафорические карты – значение, техники, руководство для работы

Метафорические карты – что это такое, как работать с ассоциативными картами?

Метафорические карты – новое, но уже зарекомендовавшее себя направление в психологии, относящееся к проективным методикам. Психологи, использующие в своей работе ассоциативные карты, подтверждают их эффективность. Плюс этого метода в том, что с картами можно работать и самостоятельно для развития творческого потенциала, воображения.

Что такое метафорические карты?

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – набор карт или открыток, на которых изображены разного рода события, фигуры, лица, природа, предметы, животные, абстракции.

Для чего нужны метафорические карты, кажущиеся иногда незамысловатыми и примитивными картинками? Психологи утверждают, что такая примитивность обманчива, а работа с картами многослойна и дает прекрасный исцеляющий, терапевтический эффект в короткие сроки.

Метафорические карты в психологии

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного. Известный факт, что подсознание сопротивляется быть проявленным, а такая проективная методика как МАК помогает обойти это сопротивление и раскрыть субъективные причины неэффективных паттернов поведения, реагирования.

Цель работы с метафорическими картами

Психосоматика и метафорические карты как метод диагностики давно используются в работе психологов для выявления проблемы, послужившей толчком для развития существующего состояния, болезни. Любая область психологии будь то семейная, индивидуальная и групповая может использовать ассоциативные карты в качестве серьезного помогающего инструмента. Цели работы с МАК:

  • обход рационального мышления;
  • осуществление диалога «внутреннее – внешнее»;
  • реконструкция прошлых событий, повлекших за собой возникновение фобии, невроза, психотравмы;
  • прояснение актуальных переживаний и потребностей;
  • завершение «неоконченных» событий, забирающих энергию;
  • моделирование линии времени от прошлого к будущему.

Метафорические карты – виды

Такие разные метафорические карты – значение каждой колоды зависит от тематики. Есть более узконаправленные, а есть универсальные. Но все они очень ресурсные. Самые популярные среди психологов МАК:

  • «Персона / Persona» – набор карт с лицами людей, отражающим разные эмоции и состояния;
  • «Танду / Tandu» – ассоциативные карты для проработки отношений в паре;
  • «Экко / Ecco» – раскрытие творческого потенциала;
  • «Коуп / Cope» – работа с душевными травмами;
  • «Сага / Saga» –развитие воображения и творческого потенциала;
  • «Морена / Morena» помогает увидеть ресурс;
  • «Она» – женская, очень ресурсная колода;
  • «Окна и двери» – работа с состояниями, поиск ресурсов, новых решений;
  • «Из сундука прошлого» – проработка детских травм, неврозов, установок.

Как выбрать для себя метафорические карты?

Лучшие метафорические карты те, которые отвечают целям, предпочтениям и вкусам человека. Связь с колодой формируется интуитивно, для некоторых достаточным является бросить один взгляд на колоду, чтобы почувствовать связь с теми образами, что запечатлены в ней.

Доверится своим чувствам, подержать в руках. В кабинете психолога принцип выбора колоды точно такой же: позволить взгляду «выцепить» ту колоду, которая отзовется, если их несколько (обычно это так и есть).

Многие существующие колоды МАК многоаспектны и позволяют прорабатывать разные сферы жизни.

Метафорические карты – как работать?

Работа с метафорическими картами начинается с существующего запроса клиента, то с чем он приходит к психологу. В самостоятельной работе также действует принцип наличия проблемы и связанной с ней запросом. Метафорические карты упражнения и способы в каждой конкретной колоде могут отличаться, но в целом, в работе с метафорическими картами существуют две стратегии:

  1. Открытая. Перед человеком колода лежит изображениями вверх. Психолог задает вопрос и клиент подбирает карты для своего состояния, как он чувствует. Техника считается безопасной, полностью контролируемой, что вызывает доверие и расслабленность, тревога снижается.
  2. Закрытая, или по-другому можно назвать – гадание, это метод выбора карт вслепую, как в традиционных предсказаниях, например на Таро. Такая техника выбора случайных карт предполагает более глубинную работу и воспринимается интуитивно человеком как послание свыше, «перст судьбы», что делает методику более привлекательной, интригующей, может повышать тревожность, поэтому применяется психотерапевтом после работ в открытой технике.

Техники с метафорическими картами

Гадание на метафорических картах можно осуществить в следующих техниках:

  1. Смена точки восприятия (М. Эгетмейер). Вслепую вытягиваются 2 карты. Одна символизирует проблему, вторая – решение. Человек кратко рассказывает как он видит это – проблема-решение через образы, идущие от карты. Затем карты переименовываются: та, что была проблемой, становится решением и наоборот. Для перехода из одного состояния в другое, можно вытягивать еще одну карту из другой колоды.
  2. Рисунок. Вытянуть карту из стопки и расположить ее на чистом листе, так как чувствуется из состояния. Задача дорисовать картину, продолжая ее на листе. Описать то, что получилось.
  3. Анализ существующих отношений. Вытянуть вслепую 5 карт, для каждой из которых есть вопрос, а карты и будут ответами на эти вопросы:
  • «Что перестало работать в этих отношениях?»;
  • «Моя ответственность в этих отношениях?»;
  • «Ответственность партнера?»;
  • «Что работает в отношениях?»;
  • «Что такого должно произойти, чтобы взаимоотношения изменились?».

Метафорические карты обучение лучше проходить у сертифицированных специалистов или авторов тех колод, которые хотелось бы использовать в работе. Курсов по метафорическим картам много и можно пройти их дистанционно онлайн если нет возможности присутствовать лично на обучении.

Популярные на сегодняшний день различные курсы по арт-терапии включают в себя и раздел работы с МАК.

Но самым действенным обучением считается практика, наработка опыта в работе с картами и чтение профессиональной литературы, обмен опытом на форумах посвященных работе с ассоциативными колодами.

Метафорические карты – книги

Ассоциативные карты относятся к проективным методикам, которые считаются очень эффективным инструментом психолога.

У каждого специалиста есть свои любимые колоды, не ко всем есть пособия, потому что метафорические ассоциативные карты больше интуитивный инструмент. В целом, в работе с картами есть стандартные общие правила.

Некоторые популярные колоды настолько полюбились психологами, и весь полученный опыт нашел отражение в следующих книгах:

  1. «Метафорические карты» Г. Кац, Е. Мухаматулина. Применение ассоциативных карт в консультировании, бизнес-коучинге, индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Обзор разных колод.
  2. «Ассоциативные карты в работе с трудным случаем» Н. Дмитриева, Н. Буравцева. Данное руководство будет полезно в работе с девиантными подростками, при терапии кризисных состояний. Книга интересна для студентов и уже практикующих специалистов.
  3. «Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании» С. Толстая. В пособии описаны эффективные техники и методики работы с разными колодами, показаны аспекты работы в следующих семейных системах: супружеских, детско-родительских и сиблинговых.
  4. «50 техник МАК на все случаи жизни» Т. Демешко. Полезный материал изложенный в книге рассматривает аспекты работы со здоровьем, карьерой, сферой семейных отношений, финансов.
  5. «Из жизни каждого» Метафорические карты в групповой работе. Т. Павленко. Руководство изобилует разными техниками работы с колодами и затрагивает тему пищевых расстройств поведения – как можно этим работать посредством МАК.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод.

В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в подсознании, но результат всегда впечатляющий.

То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

Источник: https://womanadvice.ru/metaforicheskie-karty-chto-eto-takoe-kak-rabotat-s-associativnymi-kartami

Перед вами подробный курс, предназначенный для самостоятельного обучения работе с метафорическими картами. Урок №1

1 Урок. Что такое метафорические карты?

Предмет курса

 

Предметом изучения данного курса является работа психолога с помощью метафорических карт. Это то, чему будут посвящены ближайшие 200 страниц текста.

Глубина изложения предмета курсом

 

Берясь за описание любого предмета автор прежде всего должен решить насколько подробна будет его модель.

 

Кто-то хочет, к примеру, научиться водить автомобиль. Кто-то желает не просто водить, а побеждать в гонках. Другой планирует водить, побеждать и самостоятельно ремонтировать. Четвертый уже все это умеет и решил освоить тюнинг. Пятый мечтает стать инженером и научиться создавать автомобили.

Обратите внимание

Каждый из этих людей нуждается в разных по подробности моделях такого предмета, как автомобиль.

Угодить всем невозможно. Подробная модель окажется слишком сложной для того, кто хочет побыстрее и попроще. В свою очередь простая покажется примитивной любителю разобраться как следует.

 

Поэтому, прежде чем начать писать, любой автор должен сделать выбор.

 

Все обучающие курсы по метафорическим картам в России – это обучение вождению. Вот газ, вот тормоз, вот техника для поворачивания направо, вот техника для паркования. Покупай колоду и трогай. Что там под капотом – не твое дело.

 

Я решил сделать что-то противоположное, потому что сам в свое время нуждался именно в фундаментальном руководстве. Я тогда даже не был психологом.

 

Таким образом, берясь за написание этого курса, я исхожу из двух допущений:

 

1.Вы почти ничего не знаете о метафорических картах.

2.Вы почти ничего не знаете о психологии.

 

Это курс для чайников.

 

Начнём мы с первого пункта. С метафорических карт.

Что такое метафорические карты?

 

Если максимально просто, то метафорические(проективные, ассоциативные) карты – это наборы карточек из плотной бумаги или картона с нанесёнными на них рисованными или фотографическими изображениями.

 

Вот, например, колода метафорических карт “Тан Ду”.

  

Чаще всего метафорические карты выполнены в формате игральных с одинаковой для всех обложкой, хотя бывает по-разному.

 

На данный момент мне известно примерно о 80-ти различных более менее популярных колодах, которые выпускаются в Германии, Израиле, Голландии, России и Украине.

 

Сами по себе метафорические карты никакой ценностью не обладают. Если дать вам колоду, вы и за десять лет не поймете, как извлечь из них пользу. Карты всего лишь инструмент. Они становятся полезны только в руках того, кто знает что с ними делать. Это может быть любой человек  с одной важной особенностью – он должен разбираться в психологии. Поэтому картами пользуются в основном психологи.

 

Для чего же им эти карточки с картинками?

Важно

Если коротко, психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции проблем человека.

Объяснить, как проходит такая работа, дело не одной сотни страниц, но главный принцип прост:

Основной принцип действия метафорических карт

 

Каждая метафорическая карта – это визуальный стимул, рассматривание которого вызывает в сознание человека “материал” из его психики.

 

Простой пример. Посмотрите, пожалуйста, на эту карту:

  

Взгляд на нее наверняка вызвал в вашем сознании понимание, что перед вами изображение стула.

Вам кажется это естественным. И в самом деле, – скажете вы, – вот это новость, глядя на фото стула, я вижу стул. Офигеть чудо!

На самом деле все не так просто. Если вы покажете ту же карту младенцу, он не увидит на ней стул. Для него это будет просто твердая бумажка с цветными пятнышками, возможно съедобная. Тоже самое произойдет при предъявлении карты представителю примитивного племени откуда-нибудь с Амазонки.

 

Понимаете? Вы видите на карте стул только потому, что стул уже есть в вашей голове. Так устроено человеческое восприятие – мы видим, слышим, обоняем, чувствуем только то, что знаем.

 

Когда корабль Колумба приплыл к островам в Тихом океане, находящиеся на берегу индейцы не обратили на него внимания. Им показалось что это какая-то странная маленькая лодка.

Они просто не представляли, что такое европейский корабль и какого он размера.

Совет

В их опыте не было ничего похожего кроме их собственных лодченок, поэтому они и решили, что к ним в бухту заплыла такая же лодка и очень удивлялись как на ней поместилась такая прорва испанцев.

Читайте также:  Депрессия и стресс - как побороть эти состояния

Вот именно с содержимым памяти человека, с его личным опытом, а в целом с нейронными связями в его мозгу и позволяют работать метафорические карты.

 

Каждая метафорическая карта – это визуальный стимул, предъявление которого позволяет вызвать в сознание человека смыслы, содержащиеся в его психике, а затем проводить с ними манипуляции в соответствии с замыслом психолога.

 

Образы, смыслы, извлекаемые из памяти человека с помощью метафорических карт, в дальнейшем мы будет называть материалом.

 

Про манипуляции поговорим позже, а сейчас посмотрим, как происходит сам процесс вызывания материала в сознание с помощью метафорической карты. Заодно освоим первую технику, которую я называю “Искренний разговор обо мне”.

Техника: Искренний разговор обо мне

 

Здравствуйте! Меня зовут Затей. Мне 32 года. 4 из них я работаю психологом-консультантом в одном из московских центров.

Психологическое образование я получил в Российском университете дружбы народов на кафедре “психологическое консультирование”. Но по основному образованию я химик-технолог нефти и горючего. Я не женат, детей нет.

В свободное время танцую хастл, посещаю секцию муай-тай. Люблю научную фантастику, пару лет работал сценаристом на телевидении.

Обратите внимание

Примерно так я рассказал бы о себе, придя к вам на консультацию в качестве клиента.

После того, что вы обо мне узнали, как вы думаете, я смогу платить за ваши услуги? Я настроен на решение своих личностных проблем или мне просто некому пожаловаться? Вам вообще стоит пытаться мне помочь или лучше направить меня к психиатру?

 

Согласитесь, если бы вы были психолог, а я ваш клиент на первой консультации, из моего представления выше вы бы не поняли обо мне ничего действительно важного.

 

Именно такими и бывают абсолютное большинство рассказов людей о самих себе. Тот материал, который мы выдаём сознательно, часто лжив, неполон, состоит из социальных штампов(учился, женился, работал) и не несёт особой ценности для психолога.

 

Но не всегда. Сейчас я попробую рассказать о себе с помощью метафорических карт. Конкретная техника, которую я для этого использую, называется  “Искренний разговор обо мне”. Я всегда использую её на первой сессии чтобы познакомиться с новым клиентом, объяснить ему принцип работы карт и изменить его внутреннее состояние на более заинтересованное и открытое.

Описание техники “Искренний разговор обо мне”

 

Цель техники: знакомство с новым клиентом. Создание атмосферы доверия и близости. Обучение клиента основным способам работы с картами.

 

Порядок выполнения: взять любую колоду метафорических ассоциативных карт и предложить клиенту наугад извлечь из неё произвольное количество карт рубашками вверх(обычно хватает штук 5-ти). Затем попросить клиента по очереди переворачивать карты и откровенно рассказывать, какие мысли о его собственной жизни приходят ему на ум при разглядывании изображения на обороте.

 

Пример выполнения техники: я прямо сейчас возьму колоду метафорических карт “Ох” и проделаю эту технику.

 

Вот, что у меня получилось:

  

Переворачиваю первую карту:

  

Тут всё просто. Это квартира, которую я снимаю в Москве. 10-го числа надо платить.

 

Переворачиваю вторую метафорическую карту:

Важно

Неприятная карта. Мне кажется этот человек переживает отчаяние, ему кажется, что он потерпел полное поражение, не справился с жизнью. Он чувствует, что обречён, больше у него нет сил на то, чтобы встать и продолжать пытаться всё изменить.

У меня был такой эпизод в жизни – полное поражение вообще во всех сферах жизни. Как-то так получилось, что родители не научили меня вообще ничему, не создали никакой материальной базы. Отец в 40 лет сгорел от водки. Мать всегда была беспомощной и одержимой иллюзиями.

В 27 лет я работал карамельщиком на конфетной фабрике. Разливал расплавленный карамель на линию – руки до сих пор в ожогах. Всего имущества – одна пара протёртых кроссовок, старые джинсы, несколько футболок, квартирная аренда в Москве, на которую уходила вся зарплата, долги.

А ещё мать, сестра и брат на содержании. Никогда не было девушки.

 

Переворачиваю третью метафорическую карту:

  

Это наверно аура, всякие там тела, которые якобы окружают наше материальное тело. Сразу вспоминается моя мама.

Всю жизнь она боится сглаза, пустых вёдер, свистеть в помещении, верит любому, кто рассказывает про “тонкий план”, чакры. Сейчас пошло увлечение семинарами очередного гуру, пришедшего в наш мир “с высоких мерностей”.

Влетает это в копеечку, а вот полечить свой варикоз или заменить зубную коронку на керамическую у неё денег нет. И это бесит.

 

Переворачиваю четвёртую метафорическую карту:

  

На этой карте я вижу себя идеального. Это метафора того состояния, к которому я когда-нибудь хочу прийти. Спокойный, мудрый и счастливый человек, каким-то очень сложным способом служащий чему-то, что несравнимо больше его самого. Для меня это мой народ.

 

Переворачиваю пятую метафорическую карту:

  

Сразу приходит на ум моё недавнее желание научиться играть на укулуле – это такая маленькая гавайская гитара с четырьмя струнами. Проблема в том, что я уже хожу на хастл, который тогда придётся бросить.

Совет

Ну и чёрт бы с ним, но… я довольно часто бросаю дело не доделав. Навык мобилизовываться и делать то, что должно быть сделано, хочешь ты этого или нет, сейчас самый важный для меня.

Пусть написание этого курса будет ещё одним упражнением в этом.

 

Вот и вся техника.

 

Как вам кажется, теперь вы знаете обо мне больше? Это значимая для психолога информация?

 

Очевидно, что да. А если таких карт будет 20? К концу беседы вы будете знать обо мне больше, чем моя тётя из Винницы.

 

Эту технику я использую на самой первой сессии при знакомстве с клиентом. Выкладываю себе 5 карт, даю выбрать ему. Затем мы по очереди переворачиваем свои карты и рассказываем, что видим. Я – он, я – он…

 

Одновременно решаются три задачи – знакомство, создание атмосферы доверия и обучение нового человека работе с метафорическими картами. Я уже не говорю про диагностику проблем клиента. Как видите, материал поднимается важный.

 

А теперь посмотрите видеопример выполнения той же техники в исполнении Ники Верниковой. Смотрите с 12-ой минуты:
 

Опять же, согласитесь, клиентка озвучила очень важный материал, который другим способом, возможно, получить бы не удалось.

 

А теперь проделайте технику “Искренний разговор обо мне” сами.

Упражнение на отработку техники “Искренний разговор обо мне”

 

Я прямо сейчас наугад достану для вас 5 карт из метафорической колоды Ох. Каждый раз перед тем как взглянуть на карту, спросите себя: “На что в моей жизни указывает эта карта?”

 

Чтобы увидеть лицевую сторону карты просто кликните по ней.

 

Первая метафорическая карта:

  

Говорите первое, что приходит в голову, когда вы смотрите на карту вне зависимости от того как вы к этому относитесь. Если эта мысль появилась первой, значит она действительно важна и давно хотела оказаться в фокусе вашего внимания.

 

Вторая метафорическая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

  

Третья метафорическая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

  

Четвёртая метафорическая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

  

Пятая метафорическая карта:

 

“Какие мысли о вашей собственной жизни приходят вам на ум при разглядывании этой карты?”

  

Ну как, получилось?

Обратите внимание

Теперь осталось попрактиковать эту технику на живых людях. Вы можете проделать это с любыми своими знакомыми или близкими. Обычно она воспринимается как интересная игра, потому что, скажем прямо, искренних разговоров в нашей жизни не так уж много, да и говорить о самих себе мы все очень любим.

Играть могут двое и более человек. Главное чтобы у вас была колода.

 

Если дело касается обычного среднестатистического клиента, в процессе “искреннего разговора” он интуитивно понимает как с помощью метафорической карты извлечь из себя “материал” для работы и дальше консультация продолжается без сучка и задоринки в соответствии со структурой сессии.

 

Но так происходит не всегда. Иногда клиенту непонятно как разглядывание карты привело к воспоминанию о том, как в детстве меня забыли в универмаге. Интуитивное понимание не приходит.

 

Клиент смотрит на метафорическую карту и не знает что сказать.

 

Что ж, такое тоже бывает.

 

В этом случае передо мной встаёт задача быстро обучить его способам извлечения “материала” из своей психики.

 

Всего таких способов 5. Ими мы и займёмся в следующем уроке.

Домашнее задание

 

Выполнить технику “Искренний разговор о себе” с 5-ю разными людьми.

Резюме урока

 

Метафорические(проективные, ассоциативные) карты – это наборы карточек из плотной бумаги или картона, с нанесёнными на них графическими изображениями.

 

Психологи используют метафорические карты как инструмент для проведения диагностики и коррекции психогенных проблем человека.

 

Основной принцип работы метафорических карт следующий: каждая карта – это визуальный стимул, который позволяет вызвать в сознание человека смыслы содержащиеся в его психике.

 

Эти образы и смыслы принято называть материалом.

 

Благодаря вызыванию материала из психики клиента в сознание с помощью карт становятся возможными манипуляции психолога с этим материалом так чтобы решить проблему клиента.

Важно

Самый простой пример извлечению материала из психики человека с помощью метафорических карт – техника “Искренний разговор обо мне”.

С помощью этой техники до того незнакомые психолог и клиент знакомятся, извлекая из своей психики искренний рассказ о самих себе, очень отличающийся от того, что они рассказывали бы без карт.

Заодно клиент обучается такому извлечению, что понадобится ему в дальнейшей работе.

Источник: https://metaforicheskie-karti.ru/page/Metaforicheskie-karty-Urok-1

Метафорические карты – значение, техники, руководство для работы

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

Применение метафорических ассоциативных карт

педагогом-психологом в индивидуальном и

 семейном консультировании

(мастер-класс)

Исполнитель:

Зайцева Елена Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «ЦПМСС» Ленинск-Кузнецкого муниципального района        

                                                                       Консультант:

                                   Трофимов А.Б.,

                                                                 старший преподаватель кафедры

                                                               психологического и социально-

                                                                 педагогического сопровождения

                                                 общего и специального

                                                              (коррекционного) образования

Читайте также:  О чем говорить с парнем на свидании, по телефону, в контакте

Кемерово 2014

Оглавление

  1. Пояснительная записка………………………………………………….. 3
  2. Список литературы……………………………………………………….10

Пояснительная записка

Проективные карты стремительно обретают популярность как в среде психологов, для которых карты – почти универсальный рабочий инструмент, так и у обычных людей, которым карты помогают лучше понять себя, узнать что-то новое и интересное.

Проективные карты, также называемые метафорическими, ассоциативными и психотерапевтическими, появились как самостоятельный жанр в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии и в таком качестве начали победное шествие по планете.

За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.

Совет

Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН». Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.

И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской, психолога, психотерапевта.

«О!» — так называется самая первая колода проективных карт. Всякий, кто ощутил на себе мощь её воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку.

Карты могут содержать только изображение либо изображение с картинкой – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создаёт психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты.

Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» — для работы с детьми и с внутренним ребёнком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и так далее.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт: «Ёжкины сказки» для работы с детьми и подростками, портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и злодеи», «Тёмная сторона», «Маленькие радости» и другие.

Обратите внимание

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся:

— чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

— создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

— возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

— развитие творческих способностей;

— лёгкость освоения методики психологом – не требуется длительного обучения, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

— гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации;

— привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей.

Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Есть два способа выбирать карту: «вслепую» — карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» — карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить ещё несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному.

Нет правильного или неправильного способа выбирать карты, отличие заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же в слепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карты порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Чтобы получить ответы на волнующие вопросы, нужно рассмотреть карту:

  • Если на картинке изображён человек – кто он? О чём он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова её точка зрения на проблему?
  • Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображённые люди? Что происходит? Каким будет развитие событий?
  • Если на картинке изображён пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведёт? Что происходит за границами видимого на картинке?
  • Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей?
  • Для чего вам досталась эта карта? Что она вам хочет сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?

Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины.

Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа.

Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Важно

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт:

1 этап. «Привет!» Знакомство с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог берёт карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты.

2 этап. «В чём проблема?» Клиент в открытую выбирает 1-3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он её видит, и комментирует свой выбор.

3 этап. «Чего вы хотите добиться?»  Просим выбрать 1-3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающих желаемый исход.

5 этап. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить ещё две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями.

Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить ещё одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» — она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Источник: http://psixsovet.ru/osnovy/metaforicheskie-karty-znachenie-tehniki-rukovodstvo-dlya-raboty.html

Общие принципы, стратегии и техники работы с метафорическими картами – АНАЭЛЬ

Метафорические карты служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу, рассматривая любую картинку на карте как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.

Выбирая ту или иную карточку, человек на самом деле рассказывает о себе, что для него важно. Из его рассказа и нам, и психологу становится понятнее, откуда он черпает силы, какова его система ценностей, чего он боится и во что верит.

OH-карты это целая семья МАК. Каждая колода уникальна, она может использоваться совместно со всеми другими колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для игр и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения.

Сам механизм работы с картами – это проекция.

Совет

Что такое проекция? Проекция – это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у меня внутри.

И именно за счет этой проективности карты позволяют увидеть внутренний мир клиента.

Принципы работы с метафорическими ассоциативными картами

Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с клиентом.
И, таким образом, возвращаем клиенту то, чего у него очень мало – власть. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — он выступает у нас экспертом.

Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.

• Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.

• Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке.

Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Основные стратегии работы  с метафорическими картами

Существуют две основные стратегии работы. Клиент может выбирать карточки:

— произвольно, открыто;
— вслепую, наугад, когда они перевернуты, и он не видит изображения.

Работа с открытыми карточками более безопасна, она предполагает больший контроль над ситуацией и соответственно снижает тревогу. Поэтому на начальных стадиях работы имеет смысл выбирать именно эту стратегию, постепенно, по мере создания безопасной атмосферы и расслабления клиентов, предлагая им процедуры с закрытыми карточками.

В то же время люди обычно рассматривают процедуры с закрытыми карточками как возможность «положиться на судьбу», «получить послание свыше» и пр. И многих это привлекает, так как создает интригу, подстегивает любопытство, привносит в работу ощущение игры.

Вынужденный работать с представленным ему «случайно» материалом, человек анализирует себя более глубоко, отвечает на более сложные вопросы.

Предъявление клиенту открытых и закрытых изображений – не единственная возможность разнообразить работу с карточками.

Кроме работы с картами – изображениями (рисунками, фотографиями), можно использовать стратегию работы с картами – словами (или словосочетаниями).

Вербальные карточки содержат слова, обозначающие те или иные психологические состояния или чувства (страх, любовь, успех, надежда), или же слова, являющиеся для большинства людей эмоционально окрашенными (успех неудача, перемены, встреча).

Если попросить разных людей поделиться ощущениями, которые возникают у них при восприятии подобных слов, то какая-то часть описываемых ощущений будет общей или очень похожей для всех, но в основном чувства будут различаться.

Читайте также:  Как правильно воспитывать ребенка в 1, 2, 3 года: психология

Прочитывая, таким образом, одни и те же слова, люди воспринимают их по-разному, вкладывая в них различные внутренние смыслы. Выстраивая параллели между словами и представленными на ассоциативных картах визуальными образами, они начинают лучше понимать, что имеют в виду, когда используют те или иные слова для обозначения своего состояния.

Обратите внимание

В работе с терапевтическими карточками слова играют роль второстепенную – поддерживающую, расширяющую диапазон возможностей. Они вводятся в работу как дополнение к карточкам «изобразительным».

Считается, что используя одновременно и карточки с картинками, и карточки со словами, мы вовлекаем в работу оба мозговых полушария, тем самым развивая межполушарные связи. Описано много процедур, в которых клиенту предлагается работать одновременно и с одним видом карточек и с другим.

Однако здесь, как и в любой другой психологической работе, надо придерживаться золотого правила: работа будет эффективной только тогда, когда клиент сам захочет её выполнить. Обычно соединения картинки и слова – задача нетривиальная.

Техники работы с ассоциативными метафорическими картами

Те же принципы, которые применяются при работе с метафорами в разных видах терапии, применимы и в работе с карточками как метафорами визуальными. Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом её сила.

Работа с картами может проходить в двух вариантах: диссоциированном – когда я на карту смотрю, и ассоциированном – когда я этим становлюсь.

Когда мы работаем с чем-то тяжелым, сложным, неприятным – мы начинаем с диссоциированного состояния, для начала нам надо на это просто посмотреть.
А когда нам надо взять какой-то ресурс или изведать нашу тень (т.е. то на что мы избегаем смотреть) – мы можем перевести клиента в ассоциированное состояние, чтобы он этим становился.

Техника «Очеловечивание»

Например, клиент жалуется вам на свою нерешительность: «У меня много планов, много идей, но жизнь проходит, а я так ничего и не делаю. Откладываю на потом, но “потом” не наступает никогда. Я в отчаянии…»

Консультант может попросить его выбрать карту, представляющую эту его проблему. Клиент выбирает картинку и называет ее «Нерешительность». Консультант просит клиента поговорить со своей проблемой, расспросить, каким образом ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? — Когда она чувствует себя сильнее, когда слабее? — Что ее ослабляет? Чего она боится?

Клиент самостоятельно исследует проблему, говорит с ней, пусть проблема сама ему расскажет про себя.

Техника «Одушевление»

Можно ведь не только проблему «оживить», можно и рисунок на карточке рассмотреть как мудрого советчика и послушать, что он скажет.

Например, на карточке нарисована птица (кошка, собака, какой-то человек, окно, дверь, дорога).

Можно спросить клиента: И что говорит тебе эта птица? Что она сейчас хочет сделать? А что можешь и хочешь сейчас сделать ты?» Таким образом, человек обращается к спрятанным в нем самом ресурсам.

Техника «Озвучивание»

Раз клиент заставил говорить картинку, можно пойти дальше и заполнить картинку музыкой.

Предположим, вы работаете над темой «жизненный путь» с помощью «дорожных карточек», клиент рассказывает вам о своем детстве, о родительском доме, об уходе из дома.

Спросите его, какая музыка звучит во время каждого из этапов его жизни? Кто эту музыку «заказывает»? кто выбирает исполнителя, кто дирижирует? Она тихая? Громкая? Приятная? Навязчивая?

Техника «Очки»

Над чем бы психолог ни работал, всегда полезно взглянуть на проблему с разных сторон, сквозь разные объективы, разные призмы.

После того как человек выбирает карточку, символизирующую какую-то проблему, надо посмотреть на неё с помощью разных очков: «А что бы по этому поводу сказал ваш папа (если бы он увидел эту картинку)? Мама? Муж, жена, дети, начальник на работе? Эта карточка задела бы их? Произвела бы впечатление? Чье мнение вы бы хотели узнать?»

Техника «Зум» (Хоот)

Подобно объективу фотоаппарата, мы можем приближать и удалять изображение на карточке. После того как клиент выбрал карточку, надо попросить его выбрать другие (со словами или картинками) и расположить их вокруг основной на том расстоянии, которое отражает их степень влияния и близость к центральной картинке. Т.о. становится видна вся картина в целом.

И наоборот, можно выбрать карточку и после этого как бы разделить ее на более мелкие части — выбрать другие картинки, отражающие ее составные части, уровни развития, фон и фигуру. Можно проранжировать эти части по важности.

Но главное — обсудить после этого, какой смысл скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что, напротив, вызывает радость и удовольствие?

Техника «Раскрашивание»

После того как человек выбирает карточку, которая для него пред-ставляет какую-то проблему, скажите ему: «Представьте, что эта карточ¬ка нарисована простым карандашом, и мысленно раскрасьте ее так, как вам хочется».

Клиент может использовать любые цвета — те, которые на самом деле представлены на карточке, и совершенно другие, которых там нет. Пусть он делает это, как хочет, ведь этот процесс отражает его внутреннее состояние. И можно поговорить об этом. А можно и не говорить, иногда достаточно просто «увидеть» ситуацию по-новому.

Техника «Расширение рисунка»

Делается это таким образом: карточка кладется на середину листа, и вы просите клиента продолжить рисунок, причем таким образом, чтобы был заполнен весь лист.

Если это сюжетный рисунок, можно продолжить развитие сюжета, если это ложные пятна и узоры, как в наборе «ЭККО», то — продолжить узор, эта техника позволяет сделать выбор карточки еще более личным, углубить взгляд, погрузить пациента в метафору.

При этом, поскольку он сам рисует продолжение, его тревоги и защиты ослабляются, а чувство контроля над ситуацией, наоборот, растет.

Также, поскольку сама техника расширения рисунка напоминает технику «Сквигель», придуманную английским психологом Д. Винникоттом, процедуру по расширению рисунка можно проводить точно по такой же схеме. Д. Винникотт использовал эту технику в работе с детьми, отказывающими сотрудничать.

, настаивающими на том, что они не умеют и не хотят рисовать, не откликающимися на просьбы что-нибудь сделать самим. В таких случаях психолог может сам начать рисование.

Изобразив что-нибудь простое (линию, геометрическую фигуру), он просит ребенка продолжить рисунок, нарисовав что-нибудь аналогичное.

Источник: http://anaelcenter.ru/obshhie-printsipy-strategii-i-tehniki-raboty-s-metaforicheskimi-kartami/

Техники работы с метафорическими ассоциативными картами

Человек вслепую вытягивает из колоды одну или несколько карт, и поразмыслив над ними отвечает на следующие вопросы:

Что изображено на карте?
Кто на карте – главный действующий герой?
Чем началась и как закончилась эта история?
Кто я на этой карте?
Что эта карта означает для меня?

Техника работы с открытыми картами «Визитка»

Разложить карты перед клиентом или группой в открытую, вверх изображениями. Попросить выбрать свою карту-визитку или создать визитку из нескольких карт, и представить ее вам или группе.

Дополнительные вопросы могут быть:

Есть ли среди оставшихся карт еще какая-то, которая дополнит твой рассказ о себе?

Если бы ты мог нарисовать на пустой карте что-либо, чего тебе не хватает для представления себя, то что бы это было?

Техника работы с закрытыми метафорическими картами «Сходство»

Разложить карточки перед клиентом картинками вниз. Вытаскивая карточку не глядя, клиент должен рассказать о сходстве между собой и изображением. Например, «Я такая же верная, как эта собака».

Эту технику можно предложить группе (например, на этапе знакомства), где каждый участник вытягивает свою карту  и рассказывает что-то о себе группе через сходство с изображением.

Можно сузить задачу, дать задание в рамках одной темы – на работе. Например, «на работе я злой, как эта змея».

Важно

Работа с картинкой и со словом на карте одновременно

При таком подходе включаются в работу сразу 2 полушария мозга, развиваются межполушарные связи.

Техника «Соотнесение со словом»

Предложить клиенту выбрать карточку-картинку, представляющую его проблему. Затем предложить выбрать словесную карточку, наиболее полно отражающую суть проблемы.

Затем поставить клиенту задачу найти и описать связь между этими картами.

Какую часть проблемы (представлена карточкой) выражает это слово? И какую – не выражает? И наоборот – что из написанного больше всего отражено на карте, а что – нет?

Замечено, что такой подход часто порождает напряжение, раздражение клиента, т.к. он чувствует себя открывающимся, менее защищенным. Поэтому более мягкий вариант этой техники –

Закрытый выбор слова и открытый выбор изображения, т.к. клиент выбирает картинку осознанно, а слово – наугад. Так снижается напряжение. Вопросы к клиенту при этом остаются теми же – о связи между словом и изображением.

Возможен ответ, что слово совсем не подходит к картинке. Этот ответ тоже принимается, ведь его надо аргументировать.

Можно предложить к открыто выбранной картинке подобрать несколько слов (в открытую или закрытую) – в какой степени по шкале от 1 до 10 подходят эти слова к проблеме?

Техника «Очеловечивание»

Здесь работает принцип отделения человека от проблемы, возможность клиента посмотреть на проблему со стороны

Попросите клиента выбрать карту, олицетворяющую его проблему. Дайте ему задание поговорить со своей проблемой, расспросить, как ей удается контролировать ситуацию, с помощью чего? Что ее ослабляет и что усиливает? Чего проблема боится?

Другой подход – подойти к картинке как к мудрому советчику. «Что говорит тебе эта кошка/птица/окно и т.д. на картинке? Что она может и хочет сделать? А ты что можешь и хочешь сделать сейчас?» так клиент получает доступ к своим же собственным ресурсам.

Техника «Режиссура»

Пусть клиент срежиссирует ситуацию с помощью метафорических карт – убирает и добавляет персонажей, оживляет и озвучивает картинки, добавляет музыку. «Что бы ты сюда добавил?» и т.д. После всех изменений следует привязать это к реальности: «Как эти метафорические изменения выглядели бы в реальности?», «Что ты можешь сделать, чтобы это произошло в твоей жизни?»

Техника «Зум»

Как на фотоаппарате – приближать и удалять изображение на карте. Пусть клиент выберет основную карту.

Затем попросить его выбрать дополнительные карты (с картинками или словами) и разложить их вокруг основной на различном расстоянии – на том, которое отражает их реальную близость к центральной картинке. Так складывается целостная картина.

Или наоборот – вокруг основной карты разложить ее более мелкие детали, ее составные части – на расстоянии по важности. Обязательно нужно обсудить, что скрывается за всем этим? Какие чувства? Что болезненно? Что приносит, например, радость и удовольствие?

Техника «Очки»

Клиент выбирает карточку, символизирующую проблему. Теперь пусть посмотрит на нее с помощью разных очков. «Что об этом сказал бы твой папа? А что мама/ коллеги на работе/дети? Какое бы впечатление эта картинка произвела бы на них? Чье мнение ты хочешь узнать?»

Техника «Раскрашивание»

Клиент выбирает  метафорическую карту, представляющую для него проблему. Скажите клиенту «Представьте, что эта картинка нарисована простым карандашом. Какими бы цветами вы ее раскрасили?». Об этом можно поговорить, а можно и не обсуждать: иногда достаточно просто увидеть ситуацию по-новому.

Техника работы с метафорическими ассоциативными картами «Римский мост»

В основе техники – яркий образ арочного моста. Все получаемые от клиента карты раскладываем так, что «камни прошлого» ложатся слева, а «камни желаний, целей, намеченного будущего, планов»  – справа. Все, что касается настоящего, – в середине.

Настоящее поддерживается с одной стороны прошлым, а с другой – будущим. Жизнь представляется как надежная арка, где все взаимосвязано. Можно выстроить второй слой арки – информационно-энергетический, поддерживающий его внешнюю оболочку.

Важно, чтобы к окончанию встречи у клиента выстроилась надежная структура, поддерживающая его уверенность в преодолении проблемы, дающая силы.

По пособию Кац Г., Мухаматулина Е. «Метафорические карты. Руководство для психолога»

Источник: http://psihosoma.com/tehniki-metaforicheskiye-karty/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector