Нейропсихология детского возраста, основы нейропсихологии

Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции

Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе.

Обратите внимание

Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития.

Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша.

Важно

Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам.

Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии.

Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности.

Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Совет

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает  хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Обратите внимание

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.
Читайте также:  Абстиненция алкогольная, наркотическая, никотиновая - симптомы

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

Источник: https://pups.su/psihologiya/detskaya-nejropsihologiya.html

Читать онлайн “Нейропсихология детского возраста” автора Микадзе Юрий Владимирович – RuLit – Страница 1

ББК 88 485я22 УДК 159 922.7(075) М59

Микадзе Ю. В.

М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил. ~ (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 978-5-318-00752-1

В учебном пособии рассматриваются теорешческне и эмпирические основы неиропенхолопт детского возраста.

Описываются предмет и калачи клинической и диф­ференциальной нейропсихологии детского вочрасга Представлен нейропсихологнческий аналиі нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые лисфиікции, рассматриваемые как следствие резндуадьных проявлений нарушений нерв­ной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индиви­дуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропеихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам. представителям друїих психологических, а также медицинекггх специальностей.

ББК 88.Д85я22 УДК 159.922.7(075)

ISBN 978-5-318-00752-1

Все права защищены. Никакая часть дзннойкниг/ не может бь:тс воспроизведена вкакой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских поав

©ООО «Питер Пресс», 2008

Оглавление

От актора 7

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Глава І. Методолоіические предпосылки теории системной

динамической локализации высших психических функций … 13

Глава 2. Основные понятия теории системной динамической

локализации в приложении к нейропсихологии

детского возраста 22

Понятие психической функции 22

ГТопя гне локализации 23

Понятия «симптом» is «фактор» 26

Понятия «синдроми ый анализ» и «неііропенхологическнй синдром» 28

Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза 35

Основные понятия теории функциональных сип см 35

Принципы системогенеза 38

Состав психологической функциональной системы

и ее мозговая структура 42

РАЗДЕЛ П. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ

ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ f

Глава 4. Морфо- и функциогенсз мозга (структурно-функциональное

созревание мозга) 46

Морфогенез мозга 46

Функциогенсз мозга 59

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации

мозга как базиса развития ВПФ 69

Нейронсихолої пчеекпй аспект перполизацпй возрасі ного разіштня 69

Внутри- и межсистемные связи на разных лапах

онтогенеза 75

5.3. Сенситивный период 76

5.4. Проблема взаимодействия биологических и социальных

факторов в развитии психических функции 78

Глава 6. Особенности генеза психических функций 85

Зрительное восприятие 86

Праксис 89

Внимание 90

Память 91

Мышление 92

Речь 92

10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм

МПН.ІСНСИИ'42

10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии 144

Глава 11. Основные итоги исследования нарушений психических

функций при органических повреждениях мозга 147

РАЗДЕЛ IV. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 12. Характеристика резидуальиых состояний органического

РАЗДЕЛ III. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования

нарушений психических функций в детском возрасте 99

Причины и специфика заболеваїшіі н повреждении нервной системы в детском возрасте 99

Характеристика органических поражений мозга 102

Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте 106

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических

повреждениях мозга 115

8.1. Общая характеристика речевых расстройств

в детском возрасте 115

8.2. Нарушение речевой сферы при поражении левого и правого

полушарий мозга и при поражении срединных структур 118

Глава 9. Нарушения перцептивных функций при органических

повреждениях мозга 128

9.1. Нарушение перцептивных функций при поражении левого

и правого полушарий мозга и при поражении срединных

структур 128

9.2. Нарушения зрительно-конструктивной леяте.тьпости 135

Глава 10. Нарушения психических функций и поведения

при эпилепсии 1 і 1

10.1. Классификация эпилепсии 141

генеза 1 JZ

Понятие дизонтогепеза 152

Минимальные мозговые дисфункции 155

Роль биологических и средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД 158

Глава 13. Нарушения психического развития 161

Расстройства развития речи. Детская дисфазня 161

Расстройства научения 163

Аутистическое расстройство 176

Глава 14. Нарушения поведения 182

14.1. Гиперактивность и дефицит внимания 182

14.2.Тики 188

Глава 15. Некоторые итоги анализа нарушений психических

функций в клинической нейропсихологии детского возраста 191

Важно

РАЗДЕЛ V. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 16. Общая характеристика нейропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом

развитии детей 19

16.1. Общая характеристика вариантов нормального

(пенатологического) психического развития 195

16.2. Задачи дифференциальной нейропсихологии

детского возраста 197

16.3. Иррегулярность психического развития…. 198

Проблема школьной успеваемости 199

Непроисихологическпе аспекты других видов индивидуальных различий 203

Глава 17. Нейропсихологический синдромный анализ

индивидуальных различий в психическом развитии 204

Синдромы несформированности психических функций 204

Метасиндромы развития и отклонений

в психическом развитии 206

Глава 18. Левшество как один из вариантов

индивидуального развития 216

Общая характеристика левшества 216

Нейропсихологичеекпе исследования онтогенеза левшей 219

РАЗДЕЛ VI. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 19. Методы нейропсихологического обследования высших

психических функций в детском возрасте 226

Основные традиции современной нейропсихологической диагностики 226

Отечественные методы нейропсихологического обследования детей 228

Зарубежные методы нейропсихологического обследования детей (А. В. Агранович) 234

Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе

в нейропсихологии детского возраста (Т. Г. Горячева) 242

Обшая характеристика коррекционной работы 242

Направления коррекционно-развивающего обучения 247

Особенности работы в группе 257

Литература 261

Приложение. Программа дисциплины

«Нейропсихология детского возраста» 275

Организационно-методический раздел 275

Содержание лекционного курса 276

Распределение часов курса по темам и видам работ 282

Учебно-методическое обеспечение курса 283

От автора

В клинической психологии детского возраста можно условно выде­лить два основных направления исследования нарушений психичес­кого развития и поведения: нейропсихологиюи патопсихологию детс­кого возраста.

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когни­тивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изуче­нием специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Источник: https://www.rulit.me/books/nejropsihologiya-detskogo-vozrasta-read-368437-1.html

Нейропсихология детского возраста

Нейропсихология детского возраста – это отрасль нейропсихологии, изучающая формирование мозговой организации психических процессов. В чем же специфика детского мозга? Главное отличие детского мозга от мозга взрослого человека – это пластичность мозговых связей и нервной системы в целом.

Но также это чрезмерная подверженность влиянию вредных факторов с внешней стороны. Детский мозг созревает гетерохронно, т.е. неравномерно. Бывает так, что анатомически мозг без патологий, но есть функциональные нарушения. Что же влияет? Функциональная незрелость.

В основе пластичности мозга и в основе необратимой инвалидизации лежит один и тот же нейроонтогенетический процесс: аксо-дендритное ветвление. Либо оно нормальное, либо аномальное. Чем обусловлена пластичность? Гетерохронией созревания различных функциональных систем.

В результате чего незаконченный процесс формирования связей в более молодой функциональной системе позволяет компенсировать уже имеющиеся дефекты в функциональных системах предыдущих стадий.

Это внешний вид компенсации, так как не сама система перестраивает себя, а извне вносятся изменения.

Что же происходит, если перинатальное развитие происходит с патологией?

Генерализованное перинатальное нарушение: резервные возможности мозга снижены, начало формирования патологической аксодендритной сети с аномальными контактами. Необходимо это изменять: ломать старые связи, строить новые. Это возможно двумя методами:

  1. Сенсомоторная коррекция
  2. “Обкалывание” ребенка (Скворцова)

90% детей с поражением нервной системы – это следствие натальной или перинатальной травмы.

Пренатальное развитие.

Беременность – 266 дней ( 40 недель). Весь срок беременности подразделяется на 3 стадии:

  1. Герминальный период (зародыша). От зачатия до 10 дней. Выживает 50%. Дробление клеток происходит в геометрической прогрессии. Происходит первичная организация клеток. Этот период заканчивается имплантацией в стенку матки. На этом этапе происходит начало формирования всех систем.
  2. Стадия эмбриона (10 дней – 7 недель).
  3. Фетальная стадия, стадия плода (с 8 недели до рождения).

Рассмотрим подробнее вторую стадию – эмбриона. У зародыша формируется 3 слоя клеток:

  • эктодерма – наружный слой – в будущем это нервная система, органы чувств и кожа.
  • мезодерма – средний слой. В будущем это мышцы, кровеносная и выделительная система, скелет.
  • эндодерма – внутренний слой. В будущем это внутренние органы.

На третьей неделе эктодерма утончается и формируется нервная пластина. Затем она прогибается и образуется нервная бороздка, которая замыкается и образуется нервная трубка и отделяется от эктодермы.

А эктодерма по бокам этой трубки образует валики, потом валики сливаются и все вместе это образует нервную трубку с расширением на переднем конце (будущие полушария). Первыми закладывается задние отделы мозга (мост, мозжечок, продолговатый мозг). Затем замыкается средняя часть трубки. Затем передняя.

Формирование происходит с затылочной стороны ко лбу). Этот процесс называется нейруляция.

После образования нервной трубки эктодерма (ее остатки) образуют нервный гребень (вдоль нервной трубки). Это будущие спинальные ганглии. Именно, когда заканчивается процесс нейруляции эмбрион приобретает билатеральную симметрию. Вокруг трубки-пластики.

Совет

Верхние пластинки отвечают за сенсорную систему, нижние – за двигательную систему. Также на третьей неделе появляется сердцебиение эмбриона. Сердца как такового нет, это некоторые клетки, которые сами себя регулируют. Действует и ритмичная среда внутри.

Читайте также:  Психологическая помощь беременным женщинам

На четвертой неделе происходит формирование первичных и вторичных пузырей. Передняя часть трубки начинает делиться. Формируются 3 расширения – первичные мозговые пузыри. Полости этих пузырей сохраняются в видоизмененном виде и у взрослого – это желудочки и водопровод. Также на четвертой неделе нервная система начинает регулировать развитие всего зародыша и себя самой.

На пятой-шестой неделе намечаются мозговые оболочки.

С пятой по восьмую неделю формируется лицо, пальцы, кожная чувствительность.

На седьмой неделе из нервной пластики образуются клетки, которые начинают мигрировать. На этом этапе формируется продолговатый мозг, ядра моста. Хорошо выражен зрительный бугор, полосатое тело. Пузыри конечного мозга начинают обволакивать промежуточный мозг, подкорковые структуры становятся подкорковыми.

На восьмой неделе в коре появляются типичные нервные клетки, без дендритов еще, но это уже нейроны. Выражена твердая, мягкая паутинная оболочка, субархноидальная.

На десятой-двенадцатой неделе формируются общие структурные черты головного мозга. Разрастается кора. Большие полушария уже можно узнать по форме. В спинном мозге появляется поясничное и шейное утолщения.

На двенадцатой неделе

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology-of-childrens-age/536-2008-11-15-19-11-33.html

Нейропсихология – психология

Нейропсихология – это научное направление, которое создалось на грани нейронауки и психологии, занимающееся изучением функционирования структур головного мозга и их связи с психическими процессами и формой поведения живых существ.

Практическая нейропсихология используется в научно-исследовательских организациях, которые занимаются клиническими исследованиями, применяется в судебных и следственных учреждениях, в специализированных клиниках с направлением клиническая нейропсихология.

Практическая нейропсихология применяется в решении задач медицинской психологии: диагностике и реабилитации. Клиническая и теоретическая составляющие нейропсихологии действуют в неразрывном единстве, при изначальных условиях формирования и развития нейропсихологии.

Практическая нейропсихология пребывает на стадии развития, её основные направления определяются расширением области применения метода синдромной нейропсихологической деятельности к диагностике таких категорий больных, в которых нарушения психических функций слабее выражены, чем при опухолях и более диффузны в своем проявлении.

В актуальное время начинает активно развиваться такое направление психологии, как нейропсихология индивидуальных различий, её еще называют дифференциальной нейропсихологией.

Эта отрасль занимается изучением мозговой организации процессов психики и состояний здоровых личностей, на основе методических и теоретических достижений нейропсихологической науки.

Главной теоретической задачей, возникающей в области нейропсихологии, встает необходимость ответа на вопрос о возможности распространения общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, которые сложились при исследовании последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц.

Основы нейропсихологии

Развитие нейропсихологии, как самостоятельной дисциплины началось в 40-х годах. Этому способствовали некоторые причины, например, возникновение физиологических теорий (теория многоуровневого построения движений, концепция функциональных систем).

Системный подход к высшим психическим функциям и концепция о постоянных и изменчивых компонентах движения стали теоретической основой теоретических представлений других исследователей. Психолог А. Лурия использовал эти представления в авторской идеи о динамической локализации высших психических функций (ВПФ).

Развитие нейропсихологии связано с появлением теории культурно-исторического развития высших психических функций (ВПФ) Л. Выготского. Принципы теории, сформулированные Л. Выготским, положили начало многолетним исследованиям, которые проводил А. Лурия со своими коллегами.

Обратите внимание

Большой вклад в развитие нейропсихологии привнесла Б. В. Зейгарник. Она вместе с сотрудниками изучала патологии мыслительных процессов и аффективную сферу, случаи органических повреждений мозга.

Нейропсихология, как наука имеет определенные задачи. Она изучает изменения течения психических процессов в случаях локальных повреждений мозга, наблюдая при этом связь психической деятельности с определенным мозговым субстратом.

Нейропсихология посредством метода анализа выявляет общие структуры в разных психических процессах. Одной из основных задач нейропсихологии является ранняя диагностика поражений мозга.

Выделяют несколько видов нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология исследует больных с локальными повреждениями мозга. Основной задачей является изучение синдромов при поражениях мозга.

Обследования этой области имеют практическое значение для диагностики, психологического заключения о необходимости лечения, реабилитации и прогноза дальнейшего состояния больных.

Метод нейропсихологического исследования есть основным методом клинической нейропсихологии.

Экспериментальный тип нейропсихологии занимается исследованием различных форм расстройства процессов психики при локальных повреждениях мозга. Большой вклад в экспериментальную нейропсихологию внес А.

Лурия, он хорошо изучил процессы памяти и речи.

Он создал классификацию афазий, основанную на концепции о речевой деятельности человека, как сложной функциональной системы, со значительными дополнительными сведениями об организации памяти.

Важно

Современная экспериментальная нейропсихология занимается исследованиями особенностей расстройств эмоциональной сферы личности и когнитивных процессов при различных локализациях поражений мозга.

В разные периоды онтогенеза повреждения разных участков мозга проявляются по-разному.

Исследования этой сферы позволяют найти закономерности психических функций, и подвергнуть анализу воздействие локализации поражения на психическую функцию относительно возраста.

Больше всего нейропсихологический анализ ориентирован на определение трудностей в обучении детей младших классов относительно минимальных мозговых дисфункций, приводящих к специфическому развитию функциональных систем психики, которые нехарактерны данному возрастному периоду и основываются на неуправляемом включении механизмов компенсации.

Нейропсихология реабилитации занимается восстановлением деятельности ВПФ при локальных повреждениях мозга. Нейропсихология реабилитации в основном занимается разработкой методов для восстановления речи.

Данные методы опирались на положение о том, что психическая функция может восстанавливаться через преобразование функциональной системы.

Поврежденная функция начинает действовать с помощью сформированной системы психических средств, что предполагает новую мозговую организацию.

Нейропсихология занимается достаточно сложными исследованиями, поэтому в связи с этим часто возникают определенные проблемы. Выделяют три основные проблемы нейропсихологии.

Совет

Проблема объекта. Ранее объектом нейропсихологии являлись пациенты с локальными повреждениями мозга. Однако последние исследования продемонстрировали, что методы нейропсихологии могут применяться также для изучения практически здоровых личностей.

Проблемы нейропсихологии включают трудности локализации, связанные с определением и классификацией областей мозга, что отвечают за отдельные стороны психической функциональной системы. Природа многих процессов главного мозга до сих пор считается неведомой.

Проблемы нейропсихологии включают трудности с определением нейропсихологического метода для исследования психических функций. А. Лурия создал нейропсихологическую методику для исследования больных и изучения различных психических функций и процессов. Проблема данного метода в том, что он не соответствует современным данным исследования.

Теоретическая сторона нейропсихологии представляет также методы нейропсихологии. Согласно с теорией системной структуры психических функций, любая являет собой функциональную систему, состоящую из множества звеньев.

Периодические нарушения одной и той самой функции проходят по-разному, зависимо от того какое звено будет пораженным.

Процесс качественной квалификации симптома (анализа психической дисфункции) проводится посредством специального набора методов с использованием клинических данных.

Благодаря А. Р. Лурия наука значительно обогатилась, поскольку в нее вошли методы нейропсихологии, которые стали главным средством в клинической диагностике повреждений мозга. Эти методы ориентированы на изучение: личностных характеристик и поведения пациента; произвольных действий и движений; познавательных процессов (памяти, речи, мышления, восприятия).

Методы нейропсихологии, выделенные А. Р. Лурией, используют в своей деятельности психологи, педагоги и логопеды.

Обратите внимание

Сравнительно-анатомический метод нейропсихологического исследования ориентирован на определение зависимости способа жизни и поведения от особенностей структуры нервной системы, посредством данного метода определилась структура коры полушарий мозга, и выяснились принципы работы головного мозга.

Метод раздражения заключается в анализе специфики высших психических функций при прямом воздействии на мозг. Есть несколько видов данного метода: прямое, непрямое и раздражение отдельных нейронов мозга.

Метод прямого раздражения заключается в непосредственном воздействии на определенные участки коры, через электрический ток или механическое, химическое раздражение.

Несмотря на то, что исследования методом раздражения уже проводились ранее на человеке, сейчас он имеет ограничения касательно исследования человека, именно поэтому появился метод с непрямым раздражением (непрямой стимуляцией коры мозга).

Метод непрямого раздражения показывает колебания электрической активности отдельных частей мозга при влиянии на них разных факторов.

Например, метод возбужденных потенциалов, при котором в ответ на воздействие регистрируются колебания ритмов в электроэнцефалограмме или микроэлектродный метод – это процесс внедрения электродов в нейроны мозга для определения их активности при разной степени воздействий.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Важно

Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере.

Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека.

Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

С жалобами о подобных признаках (быстрая утомляемость, низкая работоспособность ребенка) родители обращаются в первую очередь к медикам и педиатрам, которые позже могут перенаправить ребенка к другим специалистам – невропатологу или психоневрологу.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе обучения.

Современная детская нейропсихология в данное время по большей части занимается проблемой детских тиков, заикания и эмоционально-неустойчивого поведения. Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Источник: https://obu4ayka.ru/bez-rubriki/nejropsihologiya-psihologiya.html

Читать

В клинической психологии детского возраста можно условно выделить два основных направления исследования нарушений психического развития и поведения: нейропсихологию и патопсихологию детского возраста.

Читайте также:  Межгрупповой конфликт - причины, виды, примеры, разрешение

Нейропсихология детского возраста занимается исследованием и анализом взаимосвязи формирования психических функций, когнитивной сферы ребенка и созревания нервной системы, а также изучением специфики расстройств психических функций при органических повреждениях и других нарушениях работы мозга в детском возрасте.

Патопсихология изучает закономерности аномального развития при психических и соматических заболеваниях.

Совет

Оба эти направления тесно связаны с такими дисциплинами, как детская неврология и нейрохирургия, детская психиатрия, дефектология.

На отечественную клиническую психологию детского возраста большое влияние оказали работы Л. С. Выготского, в которых были развиты идеи о первичном дефекте, связанном с повреждением нервной системы, о вторичных дефектах, отражающих нарушение психического развития, об идентичности основных закономерностей развития аномального и здорового ребенка.

Представление о первичном дефекте имеет важное методологическое значение для нейропсихологии детского возраста, поскольку указывает на то, что ведущим патогенетическим фактором, приводящим к тем или иным аномалиям психического развития, всегда выступает нарушение работы нервной системы.

Идентичность закономерностей развития аномального и здорового ребенка подразумевает, что основной путь психического развития в норме и патологии связан с появлением новообразований.

Последние, возникающие при патологическом развитии, носят иной характер по сравнению с нормально развивающимися детьми и специфичны для разных вариантов нарушения психического развития.

Описание, синдромный анализ таких новообразований являются одной из центральных задач клинической психологии детского возраста в целом и нейропсихологии детского возраста в частности.

Эти представления нашли свое отражение в работах психологов, дефектологов, посвященных классификации нарушений психического развития детей и подростков. Одним из примеров является классификация, предложенная В. В.

Лебединским, который выделяет шесть вариантов дизонтогенеза (нарушения индивидуального, психического развития ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма), обусловленных тремя основными причинами: отставанием в развитии; поломками в развитии; асинхрониями развития.

Обратите внимание

В зарубежной клинической психологии расстройства детского и подросткового возраста подразделяют на две подгруппы: «нарушения поведения» и «нарушения развития».

Нарушения поведения и развития в действительности сильно пересекаются друг с другом, поэтому с определенной степенью условности и для их различения у детей дошкольного возраста в зарубежной клинической психологии принимаются следующие критерии:

• для нарушений поведения характерно совпадение хронологического возраста и возрастного норматива развития;

• для нарушений развития характерно несовпадение хронологического возраста и возрастного норматива развития в целом либо в отдельных сферах развития (Перре М., Бауманн У., 2002).

Использование вышеозначенных критериев обращает наше внимание на важность включения в методологический аппарат клинической психологии детского возраста понятия «возрастной норматив развития».

Следует отметить, что нарушения поведения, психического развития у детей имеют тенденцию к постоянному росту (О положении детей в РФ, 1995; Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году (статистические материалы), 2000). Так, например, в государственном докладе «О положении детей в РФ» отмечается, что здоровыми могут быть признаны лишь 10 % выпускников школ и 15,1 % детей дошкольников.

Это обусловлено рядом причин. Одной из них, характерной для нашей страны, является снижение уровня физического и психического здоровья населения, связанное с рядом социальных, экономических, экологических факторов. Другая причина, как ни странно, лежит в основе достижений современной медицины.

Благодаря новым технологиям стало возможным выхаживать младенцев, которые имеют различные проблемы со здоровьем, рождаются недоношенными, другими словами, изначально попадают в так называемую группу риска последующего неблагополучного развития.

Таким детям требуется в дальнейшем не только медицинский, но и квалифицированный психологический мониторинг.

Задачей нейропсихологии детского возраста является описание нарушений психических функций, поведения, психического развития, возникающих при повреждениях нервной системы детей или являющихся отдаленными последствиями таких повреждений на ранних этапах онтогенеза. Другая задача связана с изучением индивидуальных вариантов развития в детском возрасте в связи со спецификой созревания мозга и спецификой его структурно-функциональной организации.

Важно

Для решения этих задач основополагающее значение имеют идеи А. Р. Лурия, 105-летие со дня рождения которого отмечалось в 2007 году. Основные принципы его теории системной динамической локализации высших психических функций не потеряли своей актуальности со времен ее создания в конце 40-х годов прошлого века.

Несмотря на то что теория создавалась на материале очаговых повреждений мозга, ее потенциальные объяснительные возможности оказались гораздо более широкими, и это отразилось в многочисленных работах его учеников и последователей, выполненных на материале разных вариантов неврологической, психической, психосоматической патологии, на здоровых испытуемых, детях и людях в возрасте инволюции.

В предлагаемом издании предпринята попытка обобщить нейропсихологические знания, накопленные к настоящему времени в нейропсихологии детского возраста с позиций теории А. Р. Лурия, под непосредственным руководством которого начинался путь автора в нейропсихологии.

Развиваемые здесь положения и взгляды формировались как в ходе собственной и совместной с коллегами, аспирантами и дипломниками исследовательской работы автора в области дифференциальной нейропсихологии детского возраста, так и в процессе многолетнего лекционного курса по нейропсихологии детского возраста, который ведется на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и в других вузах.

В первом разделе этого пособия рассмотрены теоретические основы нейропсихологии детского возраста, определяются ее предмет и задачи, а также обращается внимание на ту специфику, которую необходимо учитывать при применении основных положений теории системной динамической локализации по отношению к проблеме локализации ВПФ в детском возрасте.

Здесь развивается представление о том, что морфологическая структура психических функций ребенка, представляющая собой сочетание ряда мозговых зон, складывается на ранних этапах онтогенеза.

Сходную точку зрения можно найти и у других авторов, которые отмечают, что основное различие между ребенком и взрослым состоит в том, что в протекании конкретной психической функции на разных этапах онтогенеза меняется только удельный вес того вклада, который вносится определенной зоной мозга. Основные функции мозговых зон при этом остаются неизменными (Симерницкая Э. Г., 1985; Голод В. И., 1986; Семенович А. В., Цыганок А. А., 1995 и др.).

Изменения в интегративной работе мозговых функциональных систем на разных этапах онтогенеза обеспечиваются за счет внутри-и межфункциональных перестроек, в ходе которых меняется иерархия взаимодействия компонентов, меняется их удельный вклад в общую работу функциональной системы. В свою очередь, такие перестройки становятся возможными в результате возрастающей дифференциации и специализации функций отдельных мозговых зон по достижении теми или иными зонами мозга определенного уровня морфофункциональной зрелости.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=225364&p=4

Семинар “Методологические основы нейропсихологии детского возраста”. Программа “Нейропсихология детского возраста. Диагностика и коррекция”

  • Как связаны мозг и психика?
  • Современные представления о “правшестве” и “левшестве”, можно ли переучивать детей?
  • Как профилактировать возможные и корректировать уже возникшие трудности в обучении детей?
  • Каковы варианты нормального развития психических процессов у детей и подростков в их взаимосвязи с мозговой деятельностью?

Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей программе.

Нейропсихология занимается изучением взаимосвязи психических процессов и мозга.

Знания в области нейропсихологии позволяют:

  • Выбрать правильный подход в развитии и обучении детей с учётом специфики и закономерностей развития их нервной системы и головного мозга в частности;
  • Понять принципы строения и функционирования мозга детей и подростков;
  • С помощью специальных методов диагностики определять сильные и слабые стороны функционирования высших психических функций, а так же эффективные способы обработки поступающей в мозг информации;
  • Определять специфику нарушений при различных поражениях нервной системы у детей и подростков и выстраивать реабилитационные и коррекционные программы.

Преимущество нейропсихологии в том, что используя её методы возможно определять не только актуальное состояние высших психических функций, но и механизм (мишень) их нарушений.

Области применения нейропсихологии:

  • В работе школьного психолога при работе с детьми, имеющими трудности учения.
  • В клинической практике при работе с детьми и подростками имеющими нарушения психического развития.
  • В логопедической работе для уточнения механизмов нарушений речи и более эффективного построения коррекционных программ.
  • В психолого-педагогической деятельности с целью профилактики и коррекции нарушений психологического развития у детей.
  • Для родителей, желающих грамотно помогать детям осваивать школьные навыки, а также понимать особенности развития психических процессов.

В программе обучения:

  • Основы нейропсихологии, теория и методы нейропсихологической диагностики по А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и др.
  • Клиническая нейропсихология детского возраста, рассмотрение нарушений ВПФ при поражениях нервной системы.
  • Основные подходы к диагностике и коррекции (методы формирующего обучения Л.С. Цветковой, сенсомоторная коррекция А.В. Семенович, здоровьесберегающие технологии Т.В. Ахутина).
  • Нейропсихологическая реабилитация и восстановительное и формирующее обучение детей и подростков с нарушениями развития.
  • Вопросы межполушарной асимметрии, типология правшества и левшества.

Базовая программа

1-й модуль. Методологические основы нейропсихологии детского возраста:

  • Основы и методология нейропсихологии, мозговая организация психических процессов и созревание мозга у детей.
  • Особенности развития психических функций в детском возрасте.
  • Теория функциональных систем, принципы динамической организации высших психических функций (ВПФ), особенности развития психических функций.
  • Межполушарная ассимметрия.

2-й модуль. Нейропсихологическая диагностика норма и патологии в детском возрасте:

  • Специфика заболеваний и повреждений нервной системы у детей и подростков.
  • Нарушения речевых функций.
  • Особенности нарушений восприятий.
  • Трудности в поведении и их причины (гиперактивность, дефицит внимания, задержки психического развития).
  • Особенности развития психических функций при аутизме.
  • Методы и методики нейропсихологической диагностики детей.
  • Базовые и альтернативные подходы к диагностике высших психических функций.
  • Синдромы несформированности и дефицитарности в детском возрасте.
  • Вопросы нормативов и количественная обработка результатов. Принципы написания.

3-й модуль. Нейропсихологическая коррекция детей и подростков:

  • Принципы и формы развивающей работы на базе нейропсихологического подхода.
  • Методы развития двигательных функций у дошкольников.
  • Развитие и формирование регуляторных систем.
  • Методы развития когнитивных функций.
  • Раннее обучение — польза или вред?
  • Основы формирующего и коррекционного обучения детей и подростков.
  • Отечественные и зарубежные подходы к коррекции нарушений психических функций у детей.
  • Принципы и формы коррекционно-развивающего обучения.
  • Основы здоровьесберегающих технологий обучения.
  • Нейропсихологические методы двигательной коррекции, методы когнитивной коррекции и формирующего обучения.
  • Методы восстановительного обучения при нарушениях функций чтения, счёта и письма у детей и подростков.

Для кого эта программа обучения?

  • Практикующих психологов;
  • Клинических психологов;
  • Логопедов;
  • Дефектологов;
  • Педагогов;
  • Всех интересующихся особенностями развития мозга и психики.

Чему Вы научитесь?

  • Владеть методами нейропсихологической диагностики детей и подростков;
  • Основываясь на полученных данных делать выводы относительно состояния и развития высших психических функций с учётом их мозговой организации;
  • Понимать специфику развития детского мозга и психики;
  • С учётом индивидуальных особенностей детей и подростков выстраивать программу обучения или коррекции.

При прохождении программы Вы получите Удостоверение о повышении квалификации (150 часов) установленного образца при наличии высшего образования.

Скопировано с сайта «Самопознание .ру»

свернуть ↑

  • ВКонтакте

Источник: https://samopoznanie.ru/trainings/sertificirovannaya_programma_neyropsihologiya_detskogo_vozra/?date=201746

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector