Семейная системная и групповая психотерапия – методы, цели, техники

Семейная системная и групповая психотерапия – методы, цели, техники

Психотерапия

30.11.2017

597

400

7 мин.

Основная цель в работе семейного психотерапевта — добиться гармонии и взаимопонимания. Существует несколько подходов и техник, основывающихся на отношениях родственников.

Семейная психотерапия подразумевает длительное общение со специалистом, направленное на выявление причин конфликтов, их устранение и закрепление нового стиля поведения и общения.

Для этого применяются специальные упражнения.

С точки зрения психологии семья — это отдельный организм. В задачу психотерапевта входит выстраивание полноценной жизнедеятельности внутри этой системы. Все конфликтные ситуации и проблемы не могут быть личными, они обязательно отражаются на всех членах семьи.

Обратите внимание

В каждой отдельной системе существует свой определенный микроклимат, основанный на взаимоотношениях, поведении и уровне общения между ее участниками.

На него влияет каждый член семьи, поэтому лечение у психотерапевта должно быть комплексным и направленным на всю систему.

Пациентами могут быть не только двое родителей и их дети, но и бездетная пара, отец или мать-одиночка, сестры и братья и т. д. Неготовность одного из участников семейной системы посещать занятия у психолога не означает, что положительного результата не будет. Один человек, получивший консультацию специалиста, способен повлиять на суть конфликта.

Семейная система обладает следующими характеристиками:

  • сумма частей имеет меньшее значение, чем целое;
  • любое внешнее воздействие на систему обязательно затрагивает всех ее членов;
  • изменения в одной части влияют на все ее составляющие.

Члены гармоничной семьи адекватно реагируют на все происходящие изменения (внутренние или внешние). Любое влияние воспринимается позитивно.

Родители и дети представляют собой отдельные подсистемы, взаимодействие между которыми основывается не на доминировании старшего поколения, а на защите и опеке младшего.

В таких семьях правила открыты и нацелены на преобразование и личностный рост каждого члена.

Признаки гармоничных взаимоотношений:

  • уделяется много внимания любви и близости;
  • учитывается мнение каждого члена семьи;
  • имеются собственные границы ответственности;
  • обязанности четко распределены;
  • члены семьи поддерживают друг друга, помогают;
  • у всех адекватная самооценка, каждый верит в себя;
  • учитываются интересы и потребности;
  • существуют определенные ценности и традиции;
  • общение внутри семьи многогранно и изменчиво, коалиции не имеют негативного смысла;
  • присутствует здоровое чувство юмора, с детства прививается позитивный настрой на жизнь;
  • отдельное внимание уделяется духовному компоненту;
  • совместный прием пищи и отдых имеют особый культ и поощряется со стороны старшего поколения;
  • с детства прививается альтруизм (безвозмездные поступки для близких, школы, друзей и т. д.);
  • ничто и никто не препятствуют личностному росту;
  • все члены семьи открыты и не стесняются совместного похода к специалисту.

Основная проблема дисфункциональной семьи кроется в отсутствии понимания интересов и потребностей одного из ее членов. Происходит препятствие для личностного роста и развития. Взаимоотношения в таких семьях строятся на привычных принципах, отрицание всего нового сводится к поддержанию стереотипов.

Подсистемы не функционируют между собой, более авторитетные подавляют слабых. Согласно психологической практике, в числе последних оказываются дети.

Давление и препятствие личностному развитию настолько выражено, что приводит к появлению нервно-психических заболеваний.

Симптоматическое поведение формируется в семье, живущей стереотипами. Один или несколько ее членов могут быть носителями симптома. В результате стереотипного взаимодействия каждый выполняет отведенную ему роль. В саморегулирующейся системе симптом имеет функцию пускового механизма. Его устранение приведет к нарушению всей структуры в целом, поэтому требуется более детальный подход.

Прежде чем ликвидировать симптом, необходимо понять, какие последствия повлечет за собой это действие. Смогут ли участники системы беспрепятственно отпустить его и рационально принять замену.

Любые нарушения этого состояния могут спровоцировать патологии в развитии ребенка и стабилизации его личности.

В работе с семейной группой психотерапевт вправе применять как общепринятые, так и оригинальные методы лечения. К последним относятся психоанализ, стратегическая и поведенческая терапии. Определить метод, который необходим в работе с каждой конкретной системой, специалист может только после постановки семейного диагноза.

Самым распространенным способом психотерапии является психоаналитика.

Важно

Это наиболее длительный и кропотливый для специалиста путь, однако он позволяет разобраться в истинной проблеме и найти суть конфликта.

Прежде чем начинать групповые занятия, доктор работает с каждым членом семьи в отдельности и ищет первопричины в глубине личности. Курс терапии включает 4 этапа:

  • Диагностический. Психотерапевт выдвигает гипотезы разлада, находит им подтверждение и выставляет семейный диагноз. На этом этапе он подключается ко всем членам группы и начинает активно с ними работать.
  • Ликвидация конфликта. На этом этапе специалист работает с каждым членом семьи в отдельности. Это необходимо для устранения истоков проблемы индивидуально. На групповых сеансах выстраивается новый диалог и устанавливается другой уровень общения — на языке, понятном каждому члену семьи.
  • Реконструктивный этап. Создание нового уровня общения завершается коллективным обсуждением актуальных семейных проблем. Все предлагают возможное решение интересующих их ситуаций. Психотерапевт на этом этапе наблюдает и проводит обучающие занятия на тему устранения конфликтных случаев, ведения диалога и прочих составляющих нормальных взаимоотношений. Очень важно привить семье навык самостоятельно решать споры и правильно выстраивать общение.
  • Поддерживающий этап. Доктор остается консультирующим специалистом еще продолжительное время. Это необходимо для закрепления полученных знаний и навыков, поддержания семейных отношений и корректировки нового стиля общения.

Техники в психотерапии представлены особенными и четко регламентированными предписаниями и установками. Они направлены на улучшение функционирования системы. Выделяют следующие техники:

  • социометрические;
  • поведенческие;
  • парадоксальные;
  • структурные.

Некоторые специалисты предлагают дополнить существующую классификацию техниками, основанными на развитии воображения и разговорной речи.

Социометрические применяются наиболее часто, они позволяют проникнуть в суть конфликта, изучить все его составляющие и применить новые трансформации с большим успехом для всей семьи.

С помощью этих приемов можно выявить актуальную проблему. Специалист проникает внутрь группы и воспринимается ее членами как естественный компонент.

С их стороны не происходит отторжения новой информации и стиля общения.

Используя эти техники, специалист не интересуется, когда именно произошел конфликт и чем он обусловлен. Намного важнее выстроить взаимопонимание и научить людей слышать друг друга.

Главная задача — изменить индивидуальное поведение всех частей системы.

Парадоксальные техники отличаются своей краткосрочностью и быстрым достижением желаемого эффекта. Многие специалисты предпочитают их использовать в группах, не имеющих возможность длительно посещать сеансы или отвергающих лечение у психотерапевта.

Техника структурного вмешательства требует погружения врача в систему. Психотерапевт становится частью группы и изучает конфликт изнутри. Все участники воспринимают его как полноценного члена семьи.

В таких случаях врач понимает причину пагубной привычки, что влияет на ход лечебной тактики.

Совет

Упражнениям в семейной психотерапии уделяется особое значение. С их помощью специалист узнает участников конфликта, выявляет причины, помогает достичь взаимопонимания между сторонами и т. д.

Большая часть психотерапевтических упражнений имеет игровую форму, где каждому отводится своя особенная роль. Такие тренировки очень полезны и после получения психотерапевтической помощи, на этапе поддержания. Участие в подобных ролевых играх допустимо и без стороннего человека.

«Мне в тебе…» — суть игры заключается в том, что каждый участник должен продолжить фразу, например: «Мне в тебе нравится твоя доброта», «Мне в тебе нравится ответственность». Это полезное упражнение для родителей и детей.

Оно помогает настроить положительное общение и повысить уровень внутренних ценностей. Каждый член семьи старается в большей степени проявить качество, которое в нем ценит близкий человек.

В дисгармоничных группах трудности возникают после 3-4-го предложения.

«Игра наоборот» — конфликтующие стороны меняются ролями и разыгрывают ситуацию возникшего спора. Это упражнение помогает не только увидеть себя со стороны, но и позволяет задуматься над чувствами оппонента, представить их в своем видении. Игра сложная, но под умелым руководством психотерапевта удается достичь высоких результатов.

Любая семья должна стремиться к гармонии. Не стоит относиться к психотерапевту как к врачу, намеревающемуся причинить вред. Он напротив является сторонником, который поможет выстроить правильные взаимоотношения. Для достижения желаемого результата может потребоваться несколько лет.

Источник:

Системная семейная психотерапия: методы и цели

В отличие от индивидуального подхода, системная семейная психотерапия подразумевает работу со всеми членами семьи, а не только с одним человеком. Это направление в психотерапии, работающее с анализом и коррекцией межличностных взаимоотношений.

В результате совместной работы семья учится общаться по-новому, более чутко реагировать на проблемы каждого человека и сообща решать актуальные задачи.

Модель семьи и всплывающие конфликты

Люди придают огромное значение родственным отношениям, многие родственники продолжают общаться, даже невзирая на значительные разногласия. Люди не всегда четко отличают собственные потребности от потребностей и требований семьи.

Конфликты могут возникать на любом этапе взаимоотношений. Источник недопонимания и ссор можно обнаружить на каждой стадии жизненного цикла семьи.

Можно выделить следующие этапы семейной истории:

  1. Семья со взрослыми детьми. В этом случае ребенок привязан к определенным нормам и правилам, продиктованным мамой и папой. Он не имеет возможности выработать собственные устои и проверить на практике те ценности, которые привили ему родители. У ребенка еще нет четкого представления о самостоятельном опыте независимой жизни.
  2. Следующий этап – встреча с партнером и попытка ввести его в семью в качестве мужа или жены. С точки зрения родителей происходит реформа устоев, внутри большой семьи создается маленькая, с собственными понятиями о допустимом и недопустимом. Не всякие молодые люди готовы войти в дом в роли еще одного сына или дочки и называть, по сути, чужих людей мамой и папой. Процесс интеграции в родительскую семью одного из супругов нередко сопровождается конфликтами между невесткой и свекровью или зятем и тещей. Стратегическая семейная психотерапия трактует это, как отсутствие ролевых приоритетов у молодых супругов.
  3. Третий этап – рождение ребенка. Это очень ответственный момент, когда все члены семьи разделяют обязанности и договориться, кто за что отвечает. Часто в большой семье, с размытыми границами, функции мамы пытается перетянуть на себя бабушка. Если родители работают, а бабушка воспитывает внуков, они проводят с ней больше времени. Роли смешиваются, что может приводить к эмоционально неблагополучным вариантам функционирования семьи и влиять на развитие ребенка.
  4. Четвертая стадия – появление второго малыша в семье. Если не был благополучно пройден третий этап, в этом случае вся ситуация повторяется, но еще и добавляется детская ревность по отношению к брату или сестре.
  5. Следующий этап – старение старших членов семьи. Преклонный возраст сопровождается обострением заболеваний и плохим физическим самочувствием. Пожилые люди требуют больше внимания, зачастую это приводит к кризису отношений. Возникает раздражение и досада со стороны молодых людей. В том или ином виде, но такое случается не в каждой семье, ведь недаром стереотип хороших детей – это сын или дочь со стаканом воды у постели пожилого человека. Здесь важно то, что хорошие дети тоже чувствуют досаду, гнев и обиду, но тем не менее, заботятся о своих стариках.
  6. Последняя стадия завершает цикл – старики уходят, молодое поколение подрастает, и жизнь начинает новый виток.

Каждый человек хотя бы раз говорил себе фразу: «Мои родители несправедливы ко мне, они меня не понимают. Я никогда не поступлю так со своим сыном или дочкой». И у многих получается выполнить это обещание.

Источник:

Системная семейная психотерапия

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Совет

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

Источник: http://psixsovet.ru/drugoe/semejnaya-sistemnaya-i-gruppovaya-psihoterapiya-metody-tseli-tehniki.html

Семейная психотерапия – цели, методы, техники

Мишенью для терапии может быть не только семья в стадии своего «разрушения», но также и любая другая, которая испытывает кризисный момент в той или иной сфере своих взаимоотношений.

При этом стоит отметить, что ведущим моментом является не внешнее воздействие.

А общий поиск внутренних семейных ресурсов, которые могут послужить основанием для формирования необходимой общности, концентрации внимания участников семьи на решении взаимных проблем.

Системная семейная психотерапия

В понятие «семейной психотерапии» Эйдемиллер внес некогда свои поправки, тем самым расширив рамки данного метода.

С его точки зрения, данная техника является не только лишь влиянием на конкретного индивида, но способом воздействия на семью как на открытую живую систему с целью улучшения и оптимизации ее функционирования.

Сама методика сформировалась и развивалась относительно недавно, наряду с кибернетикой, чем обусловлен ее системный подход. Наравне с другими узконаправленными техниками в психиатрии, системная семейная психотерапия является самой «молодой».

Данная методика, будучи направленной на работу с внутренними связями в коллективе и решение возникающих межличностных конфликтов, рассматривает в качестве базиса системную структуру семьи как коллектива и особенности семейных взаимоотношений для данного конкретного случая.

Под системой семьи, как правило, понимают группу людей, которые объединены между собой общим местом проживания, бытом, идеями и целями, а также, прежде всего, взаимоотношениями. Весьма часто встречается такое явление как «тотальность системы».

Читайте также:  Как жить дальше, если нет сил и ничего не хочется - психология

Под ней подразумевается ситуация, когда происходящее в семье практически не зависит от индивидуальной мотивации, планов и намерения определенного субъекта, поскольку состояние семьи регулируется лишь самой системой.

Если говорить о различных подходах и техниках, то наиболее популярным в наше время является метод Варга. Этот специалист весьма углубленно и точно изучил особенности семейной структуры, ее эмоциональные состояния, стадии формирования и перемены в структуре.

При чем он рассматривает все эти элементы в рамках русской семьи, что весьма важно, так как семейная система во многом зависит от менталитета.

перейти наверх

Цели семейной психотерапии

Как уже говорилось, семейная психотерапия выступает в качестве особого, узконаправленного метода, главной задачей которого является анализ состояния семьи, диагностика межличностных взаимоотношений в рамках системы и их коррекция. При этом сама терапия может длиться совершенно разное время – от нескольких сеансов до нескольких лет.

При этом главная задача заключается во влиянии на так называемого «носителя симптома», а эффективность проведенного лечения оценивается с помощью анализа состояния всех членов семьи. Обычно сеансы проводятся не так часто, и с течением времени их частота все больше уменьшается.

В среднем, на начальной стадии терапии предполагается посещение семьей врача дважды в неделю. Затем число сеансов сокращается до одного посещения в неделю, а позже и раз в несколько месяцев.

Базисной задачей, которая представляет собой своеобразный необходимый минимум от проводимой терапии, является уменьшение проявления симптоматики со стороны всех членов семьи, а также профилактика возможных обострений возникающих проблем или конфликтов.

Таким образом, можно говорить о том, что цели семейной психотерапии выражаются в ряде определенных стратегических пунктов: 1. Поддержка и оптимизация семейного микроклимата. 2. Формирование у членов семьи чувства того, что их индивидуальность и потребности уважают окружающие. 3.

Обратите внимание

Помощь в преодолении позиции, с точки зрения которой все семейные проблемы являются следствием решений и поведения одного конкретного члена семьи. 4. Воспитание у участников эмпатии. Умения ощущать и сопереживать окружающим. 5. Формирование у членов семьи более толерантного отношения к условному главе семьи и его решениям. 6.

Оптимизация навыков и умения всех участников системы коллективного, семейного решения возникающих проблем.

7. Воспитание в семье сбалансированного соотношения индивидуальности и независимости каждого наравне со сплоченностью и чувством долга, ответственности перед семьей.

перейти наверх

Методы семейной психотерапии

По ходу работы с определенной семьей, специалист может использовать совершенно различные методы семейной психотерапии. Во многом это зависит не только от специфики проблемы или даже особенностей самой семьи, но также и от этапа, который на данный момент осуществляется в терапии.

Таким образом поэтапность проведения данной техники в психиатрии должным образом структурирует процесс лечения вообще, обуславливает определенный подход, выбор того или иного метода, и даже продолжительность проведения терапии. Например, первым и начальным этапом всей терапии является так называемый «диагностический этап».

На его протяжении врач старается приобщиться ко всему семейному коллективу, буквально постепенно влиться в него, чтобы методом постановки и проверки различных гипотез в конечном счете поставить общий диагноз.

В дальнейшем происходит этап решения конфликта, во время которого психотерапевт прежде всего обнаруживает определенный источник, который является причиной возникающего конфликта. Устранение же его достигается посредством регулирования эмоциональных ответов со стороны всех семейных участников сформировавшегося конфликта.

Это состояние достигается посредством общения всех членов семьи с психотерапевтом, который заранее налаживает с ними контакт, чтобы иметь возможность выступать в роли своеобразного «посредника». Таким образом, буквально передавая сигналы между членами семьи, специалист приобщает их к тому, чтобы сформировать общий понятный для всех язык.

На следующем этапе, который считается этапом восстановления или же реконструкции, происходит уже общее, коллективное обсуждение семьей имеющихся проблем, а также принятие вариантов их решения. Также применяются различные тренинги, которые помогут всем участникам выработать необходимые положительные линии поведения и умение адекватного общения и взаимоуважения.

Последний поддерживающий этап использует более простые методики, задача которых заключается в закреплении или корректировке полученных на протяжении терапии навыков. Также проводится оценка результатов и осуществляется дальнейшая необходимая консультация.

перейти наверх

Групповая семейная психотерапия

Конечно, в данном направлении часто проводятся индивидуальные сеансы, однако по сути своей семейная психотерапия рассчитана на проведения одновременного сеанса с несколькими супружескими парами, вплоть до семи.

Разумеется, необходимо подбирать для одномоментного сеанса пары, которые схожи между собой по возрасту, социальному положению, образования, менталитету. Один из положительных моментов, которыми обладает групповая семейная психотерапия, является повышенная эффективность освоения различных коммуникативных способностей.

Кроме того, участники лучше осваивают возможности более мягкого и адекватного общения, учатся слушать собеседника. В большинстве своем, техники, что применяются при групповых сеансах, практически не отличаются от индивидуальных.

Разница в том, что во время групповых занятий у каждой пары есть возможность перенимать опыт, полученный при наблюдении за другими участниками лечения. К тому же, такой опыт положительно влияет на процессы общения и коммуникации, а также позволяет рассматривать альтернативные методы подходов к решению проблем.

Важно

Перед началом полноценной терапии, как правило, специалисты разделяют общую группу на две. В одной из них учувствуют только мужчины, а во второй, соответственно, женщины.

Такая тактика обусловлена тем, что позволяет подготовить обе стороны к дальнейшему лечению и тем самым уменьшить риск чрезмерного проявления привычных защитных реакций.

Это связано с тем, что весьма нередко люди приходят на сеансы психотерапевтического лечения лишь по причине своего нежелания до конца раскрыться своему партнеру и окружающим. К сожалению, бывают и такие случаи.

Когда после каждого сеанса лечения супруги по приходу домой в тот же день повторяют свою ссору. В связи с этим, большой популярностью пользуются методики, широко задействующие основы биохеверизма, направленного на организацию и оптимизацию умения позитивного мышления и адекватного, конструктивного диалога.

перейти наверх

Техники семейной психотерапии

Под понятием «техники семейной психотерапии» обычно подразумевают ряд приемов и методик, которые направлены на понимание и положительное видоизменение семейной структуры, которые позволят в дальнейшем улучшить ее внутренний микроклимат и взаимоотношения как таковые.

К примеру, существуют так называемые «социометрические» техники. Они достаточно просты и актуальны с точки зрения потребности проанализировать жизнедеятельность семьи во всех социальных сферах. А также внести некоторые изменения в структуру.

Помимо всего прочего, социометрические техники также позволяют снизить возможное сопротивление системы семьи к вмешательству в ее привычную структуру, которое осуществляется специалистом.

Также применяются поведенческие техники, во многом основывающиеся на принципах биохевиризма и выработке положительных линий и шаблонов поведения, а также другие «парадоксальные» методики.

В любом случае, терапия не может проходить без вмешательства «из вне», то есть без участия специалиста. При любом подходе происходит не просто анализ и конструктивное решение с помощью психотерапевта, но также требуется и активное участие в этом процессе всех членов семьи.

Источник: http://PsyTheater.com/semeynaya-psihoterapiya.html

Основные техники семейной системной психотерапии

Приводимые упражнения даны по этапам развития процесса семейной психотерапии, объединены по темам и задачам при преимущественной ориентации занятий на взаимодействие “здесь-и-теперь”.

Мы выделяем в процессе семейной системной психотерапии 2 этапа.

На первом происходит присоединение психотерапевта к семейной системе, выявление, дифферен­циация, и усложнение когнитивных сценариев, с помощью ко­торых происходит регуляция семейных отношений. На втором — реконструкция семейных отношений.

Техники первого этапа семейной психотерапии.

На первом этапе перед психотерапевтом вставала задача создать и усилить мотивацию у обратившихся за помощью (как правило, “инициаторами обращения” выступали мать и ребенок – “носитель симптома”) на то, чтобы пригласить на следующий сеанс всех совместно проживающих членов семьи.

Совет

Такое предложение часто встречало сопротивление, которое могло быть ослаблено одним из следующих приемов.

Во-первых, необходимо предоставить информацию о роли семьи в происхождении нервно-психических расстройств у детей и подростков и особо подчеркнуть, что в любой семье заключен не только и не столько патогенный фактор, сколько – саногенный.

Во-вторых, можно сделать положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью – “Только очень ответственный человек, как Вы, мог проявить инициативу придти на прием. Думается, что это качество поможет Вам повлиять и на остальных членов семьи”.

В-третьих, можно апеллировать к чувству справедливости у “инициатора” обращения – “Вы с сыном вслух обсуждаете свои проблемы, а у других членов семьи такой возможности нет”. Наконец, следует указать и на такое негативное последствие сепаратных встреч с несколькими членами семьи при невовлеченности в психотерапию других как неполноценное решение проблемы, неравномерность в распределении усилий по решению ее — “Пока мы здесь с вами работаем, они там придумывают что-то свое. Они не помогут нам, а мы — им”. Таким образом, в каждом сеансе принимают участие те члены семьи, которые проживают вместе и находятся в психологи­ческой зависимости друг от друга.

Следующая задача – присоединение психотерапевта к семье.

Сам психотерапевт стремится в своем ролевом поведении проделать динамику от “наблюдателя”, “вершителя судеб”, “мага”, “всесильного волшебника”, роли которых пытаются приписать ему семьи, к роли одного из элементов семейной системы — “того, кто говорит, как мы”, “того, у кого, оказывается, есть такие же проблемы, но он их уже решил” и др.

Присоединению к семье способствует соблюдение важного правила — сохранение семейного статус-кво. Если в семье есть явный лидер, который жестко предписывает поведение остальным членам семьи, который привык говорить за других, лишать их голоса, быть “граммофоном”, озвучивать мысли своих родственников, то все обращения к семье психотерапевт делает через лидера.

“Могу ли я спросить Вашу жену?” — обращается психотерапевт к лидеру-мужчине и т.д. Когда члены семьи начинают свой рассказ о. проблеме, то им очень трудно разобраться, что в их сообщении важно, а что второстепенно. Поэтому психотерапевт с целью структурирования информации обычно в сжатой форме повторяет наиболее важное из сказанного: “Насколько я понимаю, речь идет о… “.

Семья как система обнаруживает перед психотерапевтом такое свое качество, как определенный язык вербального и невербального поведения, с помощью которого ее члены обеспечивают свою интеграцию и целостность. Бывают повышенно-экспрессивные семьи с быстрой речью, активными жестами и мимикой, бывают очень сдержанные, контролирующие как проявление эмоций, так и произносимые слова.

С помощью приема mimesis'a (подражания) психотерапевт старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен данной семье. Другие психотерапевтические приемы, используемые нами, преследуют цель скрыть то управление и оказание эмоциональной поддержки членам семьи, когда они формулиру­ют семейную проблему.

Обратите внимание

Эти приемы – “лидерство за спиной” и “демонстрация личной сопричастности психотерапевта к се­мейной проблеме”. Недирективное лидерство (“лидерство за спиной”) осуществляется тем, что психотерапевт междометиями и репликами типа “Надо же!”, “Как интересно!”, “О!”, “Мммм”, а также жестами помогает участнику психотерапии соприкоснуться с чем-то для себя важным.

8 то же время словесный “шлак” не получает какого-либо подкрепления со стороны психотерапевта. В тех случаях, когда члены семьи рассказывают о проблемах, которые были или являются акту­альными для психотерапевта, то он не скрывает этого, а на­оборот показывает, насколько это ему близко. Это еще один способ убедить участников, что психотерапия – реальная работа реальных людей с терапевтической целью, в отличие от распространенных в обществе иллюзорных представлений о та­инственных возможностях манипулятивных видов психотерапии.

Стало очевидным в процессе семейной психотерапии, что на первых сеансах не следует тестировать эмоциональные реакции, анализировать мотивацию поведения участников на сеансах, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны блокирует личностный рост членов семьи, ставит их в явно неравные условия, с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты. Мы пришли к выводу, что не следует стимулировать участников психотерапии к ускоренному освоению навыков общения и анализа в ситуации “здесь-и-теперь”, как это бывает в некоторых моделях групповой психотерапии, т.к. потребность высказаться и искать причину не в настоящем, а в прошлом, в обследованных семьях сильно выражена. Этот прием нами назван “плавный перевод” анализа из ситуации “там-и-тогда” в ситуацию “здесь-и-теперь”. Нами разработана специальная программа психотерапевтических упражнений, цель которых развить навыки невербальной коммуникации, эмпатии, экс­прессии своих переживаний, развития и обогащения когни­тивных сценариев. Эта программа осуществлялась либо на па­раллельных основной психотерапии занятиях, под руководством ко-терапевта, либо дробно и последовательно включалась в процесс семейной психотерапии.

Читайте также:  Амбивалентность чувств в отношениях, примеры амбивалентности

Второй этап – реконструкция семейных отношений. Критерием оценки того, что семья готова конфронтировать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые ранее вызывали у них выраженные негативные реакции.

Психотерапевт, используя свой личностный и профессиональный потенциал, проводил последовательную фрустрацию у участников различных подсистем с помощью ряда приемов: изменение рассадки, разъединение членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка – других.

Анализу подвергались мысли, чувства, поступки, возникающие “здесь-и-теперь”.

Актуализация и структуриро­вание полученного материала осуществлялись с помощью разы­грывания ролевых ситуаций, упражнений гештальттерапии: “раундов”, диалога частей “Я” члена семьи и невербального диалога между участниками разных подсистем семьи.

Исходя из конкретной ситуации, мы давали разработанные нами своеобразные домашние задания, которые можно разделить на три вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Психотерапевт дает директивы как во время сеанса семейной психотерапии, так и в виде “домашних зада­ний”. Цель этих заданий:

– изменить поведение членов семей;

– придать дополнительный стимул к построению отношений психотерапевта с членами семьи;

– изучение реакций членов семьи при выполнении ими заданий;

– осуществление психотерапевтом поддержки членов семьи, т.к. во время выполнения задания психотерапевт как бы незримо присутствует среди них.

Усиление мотиваций для выполнения заданий. Для успешности выполнения директив необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами семьи и психотерапевтом (эта ситуация чаще возникает на поздних сеансах второго этапа семейной психотерапии).

В данном случае задание дается в виде прямой инструкции. В случае косвенного инструктирования следует обсудить все те попытки решить ситуацию, которые предпринимали члены семьи ранее. Каждый вариант решения нужно заканчивать словами: “жаль, но и это не удалось…”.

Важно

После этого члены семьи, как правило, с большим доверием отнесутся к директивам психотерапевта.

Если члены семьи проявляют отчаяние, которое находит отражение в репликах — “как нам плохо!”, то психотерапевт соглашается — да, как вам плохо!”. Происходит объединение на эмоции отчаяния. В случае выраженного сопротивления психотерапевт сопровождает свое задание словами: “Это настолько несущественно, что об этом не стоит и говорить”.

Для семей, которые радуются крутым переменам в своей жизни, различным кризисам, следует подчеркнуть, что задание является чем-то очень важным. Кроме того, успешности в выполнении заданий способствует проявление власти психо­терапевтом, для чего он принимает роль компетентного экс­перта — “Я очень хорошо это знаю…”, “Весь мой опыт го­ворит…

“, “В таких случаях известный американский психо­терапевт Сальвадор Минухин делает так-то…”.

Если психо­терапевт полагает, что задание слишком неожиданно или может представлять угрозу гипернормативным установкам членов се­мьи, то директиву следует предварить такими словами: “Я хочу просить вас сделать нечто, что может показаться глу­пым, но я все равно хочу попросить сделать это”.

Формулировки заданий должны быть четкими, понятными, конкретными. Необходимо следить за реакциями членов семьи, побуждать их к усвоению задания. Можно попросить участников психотерапии повторить словесные инструкции психотерапевта.

Примеры прямых директив.

Если психотерапевт замечает, что во время сеанса бразуется коалиция, к примеру, между бабушкой и внучкой, а мать девочки при этом лишается всякого влияния на нее, то можно попытаться изменить эту ситуацию, поскольку длительное переживание ее в семейной жизни обусловило симптомы невроза у девочки. Психотерапевт дает задание девочке сделать что-то, очень не нравящееся бабушке, а мать получает задание защищать дочь во что бы то ни стало. Результатом такого взаимодействия может быть увеличение дистанции между бабушкой и внучкой.

В случае конфликтных отношений между представителями подсистем семьи, как например, в случае матери, которая негативно относится к дочери при том, что отец либо не бывает дома допоздна, либо пассивно наблюдает за их ссорами, можно предложить “построить им стенку”.

Психотерапевт во время сеанса лишает возможности мать и дочь общаться между собой — “Если хотите сказать что-либо друг другу, то делайте это через отца”. Дома на протяжении определенного времени предлагается им не общаться друг с другом, а все свои пожелания передавать через отца.

Совет

Выполнение таких заданий приводит к ликвидации конфликта, а кроме того, ак­тивизирует роль отца, который, может быть, впервые начинает осознавать, что от него многое зависит, и это начинает ему нравиться.

Чтобы улучшить эмпатические способности матери, которая находится в симбиотической связи с ребенком, помочь ей установить дистанцию с ребенком и принять его автономность, ей можно предложить задание на дом: спрятать какую-нибудь вещь от ребенка, чтобы на поиски ее он тратил не более 10 и не менее 5 минут. Мать должна повторять это задание до тех пор, пока не добьется успеха. В случае депрессивных реакций у участников психотерапии им могут быть предложены серии заданий, которые требуют активности. Например, психотерапевт говорит: “А тебя я сейчас попрошу исполнить роль хронометриста, ты будешь считать про себя, сколько времени говорит каждый. Потом сообщишь результат”. Выполнение такого задания может вызвать у исполнителя раздражение и даже гнев, что в конечном счете ослабит депрессивную реакцию.

Метафорические задания. Такие задания строятся на поисках аналогий между событиями, поступками, которые, как кажется, на первый взгляд, очень различны.

Блестящий пример метафорических заданий, которые применял в своей работе Milton H. Erikson, приводит Jay Haley 1976). Супружеская пара испытывает разочарование от монотонности своих сексуальных отношений, однако не решается на прямое обсуждение их. Психотерапевт придумал аналогию половому акту — совместный обед.

“Как вы обедаете? случается ли вам обедать вдвоем, получить удовольствие от еды?” — такие вопросы задает психотерапевт. Затем он побуждает обсудить такие аспекты еды, которые могут напоминать половую жизнь.

Например, сказать: “Иногда жене нравится поесть возбуждающих аппетит приправ перед едой, а есть медленно, в то время, как ее муж любит сразу накинуться на картошку с мясом”. Или: “Некоторые мужья хвалят своих жен за то, что все так красиво, а другие совсем не обращают на это внимания, и поэтому их жены совсем не стараются”.

Далее можно перевести разговор на какую-нибудь нейтральную тему, чтобы не испугать участников психотерапии, а затем коснуться и других аспектов обеда: “Некоторым нравится обедать с притушенным светом, при свечах, в то время, как другие любят яркий свет, при котором видно все , что нравится”.

Под конец такого обсуждения психотерапевт должен дать задание супругам пообедать вместе. Они должны выбрать ночь, когда они остались вдвоем, и вместе приготовить приятный обед; им необходимо с уважением отнестись к вкусам друг друга, и они должны говорить только о приятных аспектах пирушки, а не о дневных заботах.

Жена должна постараться возбудить аппетит мужа, а он должен обеспечить все, чтобы порадовать ее. если обед проходит хорошо, то само переживание радости общения приведет супругов к половому акту. Стимул к изменению дея­тельности в данном случае действует на неосознаваемом уро­вне, а изменившееся поведение в дальнейшем приводит и к расширению осознавания своего опыта супругами.

Парадоксальные задания. В данном случае психотерапевт дает такие инструкции, чтобы члены семьи воспротивились их исполнению и тем самым изменили свое поведение в нужном направлении.

Обратите внимание

Применение таких техник оправдано в случаях выраженного сопротивления у членов семей терапевтическим изменениям. Задания даются как всей семье как целому, так и ее подсистемам.

Инструкции всей семье требуют очень тщательной подготовки и контроля за их исполнением.

В качестве примера парадоксального задания супружеской подсистеме семьи приведем тот, который мы часто используем в своей практике.

Супружеской паре, которая часто ссорится и неконструктивно решает конфликты, может быть дано задание: вернувшись домой, в определенные дни ссориться не менее трех часов.

Рациональное объяснение такого задания, которое дает психотерапевт, наблюдать и изучать друг друга во время ссоры. Цель такого задания — уменьшить количество ссор, так как люди не любят делать себя несчастными, если им это кто-то приказывает.

Каждое задание психотерапевта должно быть выполнено, за исключением каких-то объективных причин, которые препятствуют этому. Невыполнение задания побуждает заняться анализом причин этого, чтобы семьи смогли понять, что они несут ответственность за это и лишили себя возможности узнать о себе что-то новое и ценное.

Парадоксальные задания использовались нами и для прекращения психотерапии, когда появлялась уверенность, что семейная система изменила свое функционирование и стала эффективно решать свои проблемы.

Например, психотерапевт, до последнего времени игравший внешне незаметную роль и налаживавший коммуникации между подсистемами, вдруг заявляет: “Никто из вас не знает вашу проблему так хорошо, как я, поэтому делайте так-то и так-то…”.

Важно

Такой контраст в поведении психотерапевта обычно вызывает у членов семьи протест, стремление сплотиться и перестать посещать так резко поглупевшего врача”.

Другим примером парадоксального задания, адресованного супругам, для облегчения завершения психотерапии, может служить такое высказывание психотерапевта: “Мне кажется, что в ближайшее время вы поссоритесь”. После этого у супругов появляется стимул к усилению сплочения и освобождению от влияния психотерапевта.

Успешному проведению семейной системной психотерапии в немалой степени способствует и директивная позиция психотерапевта.

Это связано с тем, что психотерапевт, на всем протяжении работы с семьей олицетворяет собой власть, которая используется им не только для инициации изменений во взаимоотношениях, но и для оптимизации функционирования подсистем семейной группы, сохранившей свое фундаментальное значение: супруги реализуют потребности во взаимности, родители воспитывают детей, дети социализируются и т.д.

В этом основное отличие позиции семейного психотерапевта по сравнению с моделью групповой психотерапии, в которой все участники могут претендовать на любые групповые роли, и поэтому не требуется столь явное управление процессом психотерапии.

В заключение дадим в краткой конспективной форме последовательность шагов при проведении семейной системной психотерапии. Разработанная нами модель семейной системной интегративной психотерапии может быть описана в виде следующих категорий:

Источник: https://cyberpedia.su/16x31da.html

Системная семейная психотерапия

Существует как минимум четыре определения семейной психотерапии. Первое: семейная психотерапия является формой проведения основного метода психотерапии применительно к проблемам конкретной семьи (аналитическая семейная психотерапия, поведенческая и др.).

Второе: семейная психотерапия является комплексом приемов и методов психотерапии, направленных на коррекцию психологического, социального и биологического статуса клиента в семье и при помощи семьи. Согласно этому определению семья содержит в себе как саногенный, так и патогенный потенциал.

Третье: семейная психотерапия — методы психотерапии в рамках самостоятельного направления, опирающегося на определенные теории (систем, кибернетики, коммуникативных каналов и др.).
Четвертое: семейная системная психотерапия — это система психологических взаимодействий двух живых открытых систем — семьи и психотерапевта с целью оптимизации функционирования каждой [Эйдемиллер Э. Г., 2002].

Совет

Семейная психотерапия включает в себя структурную семейную психотерапию, стратегическую семейную психотерапию, поведенческую семейную психотерапию и др.

В структурном подходе подросток рассматривается как «носитель симптома», а семья как пациент. Целью структурных вмешательств служит изменение структуры семьи для улучшения функционирования всех ее членов и создание более сбалансированной семейной системы.

Например, в ригидной семье организовать более открытую коммуникацию и переговоры, хаотичной семье помочь выстроить иерархическую структуру, восстановить родительский контроль и сотрудничество в супружеской подсистеме, что обеспечит адекватное руководство семьей и воспитанием детей. В разобщенной системе психотерапевт помогает объединению семьи на основе помощи «идентифицированному пациенту» и прояснения возможных выгод для всех членов семьи. Важно отметить, что поставленные цели по изменению семейных структур должны соответствовать темпу восприятия семьей обратных связей.

Часто дисфункциональные семьи действуют по правилу «все или ничего» в рассмотрении возможных перемен. Нередко они опасаются, что если в семье будут происходить изменения, то они будут крайними по характеру. Например, передача ответственности подростку в «запутанной системе» может быть затруднена из-за страха матери его полного отделения от семьи и столкновения с супружескими проблемами.

В стратегической семейной психотерапии основное значение придается анализу нарушений семейной иерархии. Стратегия, используемая в этом психотерапевтическом подходе, основана на манипулировании властью. Иначе говоря, психотерапевт перераспределяет власть между членами семьи.

Считается, что поведенческие отклонения ставят молодого человека на более высокую позицию по сравнению с родителями на лестнице семейной иерархии. Иерархия в семье определяется неизменно повторяющейся последовательностью, с которой один член семьи сообщает другому, что он должен делать.

В семьях, где поведению детей присущи серьезные отклонения, психотерапевт сталкивается с такой ситуацией, при которой подростки, продолжая экономически и эмоционально зависеть от своих родителей, отказываются выполнять то, чего от них требуют старшие.

Читайте также:  Лицемерие - что это такое, признаки, как с ним бороться

Психотерапевтические вмешательства, применяемые представителями этой школы, служат для установления в семье такой иерархии, при которой родители начинают занимать более высокую позицию по отношению к молодым людям.

Обратите внимание

Содержание коммуникаций между родителями и детьми включает сообщения о родительских ожиданиях, обращенных к детям, а также о правилах, на выполнение которых рассчитывают старшие, и, наконец, о мерах, последующих в случае нарушения установленных правил. Когда подросток теряет власть над родителями, он начинает вести себя в соответствии с социальными требованиями.

Поведенческое направление семейной психотерапии основано на принципах теории научения. Используются приемы и методы классического, оперант-ного и других видов научения (контракты, жетонная система, тренинг родительской компетентности, проблемо-разрешающий подход).

В современной семейной психотерапии главенствующей тенденцией является развитие конструктивисткой или нарративной психотерапи. Существует прямой перевод этого слова с английского — нарративный (дословно — рассказывающий, описывающий, повествовательный, наглядно-образный).

Последний подход считается более «гуманным». Истории, рассказываемые клиентом, могут носить печальный и комический характер, а выводы быть абсурдными. Это деление, на наш взгляд, условно. Часто одно психотерапевтическое занятие использует множество комбинированных приемов.

На смене одного тысячелетия другим границы между различными подходами семейной психотерапии стираются. Например, в структурной психотерапии, как и в поведенческой, отправным пунктом для психотерапевтического вмешательства служит наблюдение за поведением членов семьи.

В стратегической семейной терапии постановка гипотез и задач психотерапевтом сближает его позицию с директивностью поведенческого подхода. Так, например, при сборе семейного анамнеза по генограмме составляется семейная история, учитываются «метафоры», «символы» и «темы».

В каждом направлении семейной психотерапии можно найти определенные позитивные стратегии и использовать их в работе с детьми и подростками.

В целом необходимо определить, какие дисфункциональные семейные паттерны могут быть изменены. Учитываются аффективные, поведенческие и когнитивные ожидания каждого члена семьи. Независимо от применяемых подходов семья должна активно участвовать в лечении.

Важно

Объектом вмешательства является не только дисфункциональная семья, но и семья, находящаяся в кризисе. Дисфункциональная семья — семья, в которой выполнение определенной/ых функции/ий нарушено.

Нормально функционирующая семья — это такая, которая создает или заимствует правила, благодаря которым каждый член семьи и семья в целом удовлетворяют свои потребности в самоактуализации, росте, изменениях, принятии и одобрении.

Важно найти ресурсы семьи, способности и мотивацию к изменениям, и акцентировать внимание на решении актуальных проблем.

Общие цели разных методов семейной психотерапии можно представить следующим образом: изменение в семье ряда представлений (установок, предположений) о предъявляемой проблеме; трансформация взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностного к системному подходу; модификация проницаемости границ между подсистемами; создание альтернативных моделей разрешения проблем через прямое или косвенное вмешательство; уменьшение эмоциональной вовлеченности членов семьи в симптоматическое поведение одного из ее членов; коррекция различных форм иерархического несоответствия; прерывание дисфункциональных стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вынесение на поверхность важных «незаконченных дел», открытие семейных секретов, улучшение коммуникативного стиля между членами семьи.

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи. Обычно семейная психотерапия сосредоточена на более, чем одном члене семьи, хотя может иметь дело с одним из ее представителей на протяжении всего курса лечения.

Источник: https://psyera.ru/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya_7509.htm

Семейная психотерапия: курсы, центр, методы семейной психотерапии

Особым направлением является семейная психотерапия. Семья является важной ячейкой общества, но далеко не всегда внутри нее царят взаимопонимание и покой. Учитывая современные условия жизни, большую эмоциональную нагрузку, влияние внешних факторов, конфликты встречаются все чаще. Если не предпринять ответные меры, счастья достичь вряд ли удастся.

Семья является важной ячейкой общества, поэтому в психотерапии есть отдельное направление — семейная психотерапия

Что это такое, ключевые особенности

Семейная психотерапия представляет собой отдельное направление. Объектом воздействия в данном случае является семья, как единое целое, а также отдельные ее представители.

Внутренние взаимоотношения не всегда выстраиваются должным образом. Как следствие рано или поздно начинают возникать конфликты, которые не удается решить привычным путем.

Атмосфера отношений портится, что чревато постоянным ощущением эмоционального напряжения, потерей взаимного уважения и доверия, разводом. Для предотвращения таких ситуаций и созданы семейное консультирование и семейная психотерапия.

Специалист способен оказать помощь в преодолении кризисной ситуации и вывести членов семьи на верное направление.

В семейных скандалах нередко страдают именно дети, которые оказываются в «центре огня»

Цели и задачи

Нездоровые отношения внутри семьи, отсутствие правильного понимания роли этого кластера и его членов, возрастающая статистика разводов – все это стало причинами возникновения семейной психотерапии. На основании этого можно выделить основные цели и задачи отрасли:

  • общее улучшение отношений между членами семьи;
  • выработка чувств взаимоуважения;
  • культивирования взаимной поддержки в трудных ситуациях и сопереживания;
  • устранение тирании, более рациональное распределение ролей между членами семьи и распределение их обязанностей;
  • преодоление конфликтов, поиск путей решения текущих проблем;
  • устранение комплекса «козла отпущения», отхождение от перекладывания вины за происходящие недоразумения на одного человека;
  • поиск истинных причин конфликтов и неполадок в отношениях;
  • приучение к самоанализу и рациональной самокритичности;
  • выработка чувства терпимости к чужим ошибкам и оплошностям;
  • осознание и принятие различия взглядов;
  • выработка чувства независимости;
  • культивирование умения прислушиваться к чужому мнению;
  • развитие умения высказывать свои чувства партнеру;
  • соблюдение здорового баланса между всем вышесказанным.

Если у вас имеются проблемы такого рода, стоит обратиться в центр семейной психотерапии. Многим людям трудно признать, что им необходима помощь, а уж тем более пойти на сам сеанс.

Здесь свою роль сыграло отсутствие доверия к специалистам этой отрасли. Чтобы убедиться в эффективности таких занятий, стоит посмотреть отзывы о семейных психотерапевтах.

Они помогли спасти тысячи семей от разрушения и позволили им наконец обрести счастье.

Взаимоуважение в семье и общее улучшение отношений между всеми ее членами — одна из главных задач психотерапии

Этапы терапии

Сегодня применяются самые разнообразные техники семейной психотерапии. Их подбор и комбинирование осуществляются в соответствии с этапами прохождения терапии. В качестве классической модели можно представить следующее распределение:

  • Диагностический этап. Производится знакомство с семьей, определяется проблема и точный диагноз.
  • Преодоление конфликта. С помощью выбранной техники семейной психотерапии выясняются причины спорных ситуаций и осуществляется трансляция истинных позиций от одного члена семьи другому через посредника – психотерапевта. Производится анализ поведения и эмоций пациентов в разрезе конкретной ситуации.
  • Реконструкция отношений. Необходимо научиться решать проблемы коллективно, без лишних эмоций, строить конструктивный диалог.
  • Поддерживающий этап. Психотерапевт закрепляет полученные пациентами навыки с целью их дальнейшего использования при решении конфликтных семейных ситуаций. Проводится моделирование ситуаций для оценки поведения членов семьи и дальнейшей его корректировки.

Стоит увидеть:  Православная и христианская психотерапия

Методы и приемы

Общество семейных консультантов и психотерапевтов ежегодно пополняет арсенал используемых для лечения методик и приемов. С их помощью удается гораздо более эффективно отыскать трудные положения и воздействовать на ключевые аспекты проблемы.

Психоаналитическая семейная психотерапия подразумевает тщательный анализ проблемной ситуации, эмоций и действий каждого члена семьи, а также их взаимодействия. На разных этапах используются следующие методы семейной психотерапии:

  • Недирективная методика – полная концентрация внимания на пациенте, его переживаниях, соотношении между истинными проявлениями поведения и внутренним «Я».
  • Супервизия – наблюдение, контроль и анализ. Супервизия в семейной психотерапии применяется в сочетании с аудио и видео технологиями.
  • Эмпатия – сопереживание, проникновенность чужими чувствами.

Важно сконцентрировать свое внимание на пациенте, его переживаниях, отношениях с другими членами семьи

В различных техниках семейной психотерапии используются такие приемы:

  • свободные ассоциации;
  • свободные дискуссии;
  • интерпретация;
  • моделирование и проработка ситуаций;
  • директива;
  • парадоксальная реакция;
  • анализ видеозаписей;
  • интервенция;
  • прояснение;
  • конфронтация;
  • отражение чувств;
  • информирование;
  • обратная связь;
  • вопрос;
  • толкование снов;
  • поощрение;
  • повторение;
  • использование молчания и т. д.

Основные техники

Рассмотрим более подробно используемые техники семейной психотерапии. Самыми популярными подходами являются:

  • Системная семейная психотерапия. В системной психотерапии понятие «семья» рассматривается, как единая система, поэтому воздействовать необходимо на внутренние связи между ее членами.
  • Бихевиористская техника семейной психотерапии. Основным объектом исследования являются поведенческие мотивы, моделирование ситуаций и реакции участников тренинга.
  • Социометрическая. Производится своеобразное измерение социальных отношений внутри семьи, изучение внутренней иерархии.
  • Интегративная семейная психотерапия. Используются приемы, направленные на восстановление целостности личности. Так как подразумевается интегративная семейная психотерапия, конечной целью является восстановление целостности семьи.
  • Структурная техника семейной психотерапии. Семья рассматривается как система, внутри которой имеется своя структура из подсистем, учитываются индивидуальные поведенческие факторы ее членов.
  • Стратегическая психотерапия для семьи. Психотерапевт четко определяет проблему и ее суть, направляет усилия на ее устранение, ориентируясь на промежуточные цели. Благодаря стратегической семейной психотерапии удается эффективно устранить конфликт в краткие сроки.
  • Парадоксальные техники семейной психотерапии. Придание нового значения старым позициям, «выворачивание наизнанку», использование провокаций и т. д.

Для психотерапевта важно определить суть проблемы для того, чтобы решить ее правильно

Индивидуальные и групповые занятия

В центре семейной психотерапии можно получить помощь в решении самых разнообразных проблем. В связи с этим применяются как индивидуальные, так и групповые занятия. Оптимальным вариантом является сочетание обоих подходов.

В некоторых случаях более эффективной является групповая техника семейной психотерапии. Занятия проводятся одновременно для нескольких пар. Это позволяет сравнить реакцию разных людей на одну и ту же ситуацию, лучше раскрыть суть проблемы. При этом нужно учитывать особенности каждого пациента и подбирать семьи со схожими проблемами, равным социальным положением, уровнем образования и т. д.

Некоторые тренинги проводятся раздельно для мужчин и женщин. Это своеобразная подготовка перед основной терапией, помогающая избавиться от защитных реакций, провоцирующих конфликты.

Стоит увидеть:  Как стать психотерапевтом

Детская психотерапия

Отдельного внимания заслуживают специальные техники, ориентированные на работу с детьми. Поводом для посещения детского психотерапевта являются такие ситуации:

  • чрезмерная активность, невнимательность;
  • неврозы, приступы и прочие симптомы нервных расстройств;
  • трудности в общении и нахождении в обществе;
  • внутрисемейные конфликты между родителями и детьми;
  • подозрение на отклонения в развитии;
  • странное поведение;
  • агрессивность;
  • непослушание;
  • поведенческие расстройства;
  • аутизм;
  • необоснованные страхи, тревожность;
  • эмоциональные потрясения, например, на фоне развода родителей и т. д.

При выявлении специфических движений, мимики, своеобразных обрядов проводится курс семейной психотерапии для коррекции тиков ребенку. Его суть заключается в выявлении причин появления такой реакции, выполнении специальных гимнастических упражнений. Важно приучить ребенка к сопротивлению, то есть блокировать желание осуществить то или иное действие, являющееся тиком.

Детская психотерапия подразумевает различные подходы и методы, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение

Примеры упражнений

Рассмотрим несколько простых упражнений семейной психотерапии, которые можно использовать даже в домашних условиях.

Упражнение 1. Умение слушать. В течение 5 минут один человек из пары должен слушать своего партнера и не перебивать. Можно лишь задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше вникнуть в ситуацию. Затем происходит обмен ролями. Так можно вникнуть в суть конфликта и рассмотреть его с точки зрения обоих партнеров, научиться высказываться и слушать.

Упражнение 2. Распределение ролей. Сделайте два одинаковых списков с обязанностями, которые должны выполнять члены семьи и ролями, которые они играют в этой системе.

По шкале от 1 до 3 распределите насколько часто вы и ваш партнер выполняете эти пункты (1 – редко, 2 – часто, 3 – постоянно). Выполнять задание нужно самостоятельно, ориентируясь на свое восприятие ситуации.

Затем можно заполнить аналогичный список по отношению выполнения обязанностей вашим партнером. В конце сравните результаты.

Упражнение 3. Закончить предложение. Необходимо завершить начатое предложение и сравнить свою версию с реальной. Например:

  • я сержусь, когда…
  • мне нужна помощь мужа/жены в…
  • чаще всего мы ссоримся, потому что…

Подобные упражнения можно выполнять не только для выяснения отношений между мужем и женой, но также для детей и родителей.

Обучение психотерапии

Навыки семейной психотерапии, обучение этой специальности – очень полезный опыт для современного человека. Умение решать супружеские конфликты и проблемы в отношениях родителей и детей может пригодиться в любой момент. Пройти курсы обучения можно по программе ВШЭ «Системная семейная психотерапия».

Обучение навыкам семейной психотерапии поможет быстрее решать возникающие конфликты

Качественные занятия включают теоретическую часть, то есть введение в системную семейную психотерапию.

После знакомства с основами курса на лекциях следует разбор материала на групповых семинарных занятиях с моделированием типичных ситуаций и разработкой тренингов. Обязательной составляющей является практическое оттачивание навыков.

Таким образом, обучение системной семейной психотерапии должно включать очную супервизию, когда преподаватель наблюдает за работой своего подопечного с реальными семьями и их проблемами.

Совет

Возможность решения внутрисемейных конфликтов позволяет сохранить теплые отношения, избежать ошибок в отношениях и воспитании детей!

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/vidyi/semeynaya-psihoterapiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector