Способы разрешения конфликтов – межличностных, педагогических

Способы разрешения конфликтов – межличностных, педагогических

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г.КАЗАНЬ)

Институт дистанционного обучения

Учебная дисциплина

«Педагогическая психология»

Методы разрешения межличностных конфликтов в коллективах старшеклассников

Контрольная работа

студентки 2 курса, группы Д981У
Желтухиной С.Н.

Руководитель:

Ст. преподаватель Федотова Г.Р.

Казань, 2009 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………….5

2. Межличностные отношения как фактор развития личности подростка…11

3. Теория и методика преодоления конфликтов в системе отношений старшеклассников…………………………………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………..…..24

Введение

Обратите внимание

Следовательно, необходимо изучать конфликтное поведение и учить подростков разрешать конфликтные ситуации. Историческая практика показывает ограниченность социальных утопий, мифологичность бесконфликтного бытия, абсурдность развития, лишенного в своей глубинной основе борьбы противоположностей.

Необходимо признать, что  естественное  развитие  социальных   систем всегда сопряжено   с   конфликтами как на макро -,  так и на микроуровне.

Человек не  в  состоянии осознать  собственные  позиции,  интересы,  прибли­зиться  к постижению таких  понятий,  как Свобода и Воля,  без  переживания социальных,  межличностных  и внутриличностных коллизий. Нынешняя молодежь, особенно учащиеся старших классов оказались в тяжелом положении.

Положение усугубляется тем, что имеется серьезный дефицит позитив­ного воздействия на детей всех институтов социализации — семьи, учреж­дений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений. Рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса.

Руководители школ легко и быстро отказались не только от идеологизированных пионерской и комсомольской, но и вообще от всех детских самодеятельных объединений. Произошли изменения в системе отношений воспитателей и воспитанни­ков. Отношения стали более раскованными, но менее доверительными.

Зна­чительно возросло количество межличностных конфликтов среди старшеклассников. Учителя, представители школьной администрации и родители признают свою компетентность в данном вопросе недостаточной.

Это подтверждается и тем, что в рамках учебно-воспитательного про­цесса предметом пристального внимания по-прежнему остаются конфликты поведения или невыполнения домашних заданий, в крайнем случае эмоционально-личностные столкновения учителей и учащихся.

По мнению же стар­шеклассников, межличностные конфликты между учащимися привлекают вни­мание воспитателей лишь став очевидными и приобретя открытый и публич­ный характер.

Важно

И., Кабанофф Б., Ковалев А.Г. Кон И.С., Кричевский P.Л, Кроник А.А., Левин К., Петровская Л.А., Рояк А.А., Робер М.А., Рыбакова А.А., Смолин Г.Л., Тильман Ф., Ященко М.М.).

Однако, наиболее изученными и широко представленными в психолого-педагоги­ческой литературе являются преимущественно негативные, деструктивные стороны и последствия конфликтов, тогда как конструктивный потенциал межличностных конфликтов изучен слабо.

По сути дела, отечественная конфликтология как научная дисциплина только начинает оформляться. Актуальность и неразработанность в педагогической теории проблемы конфликта в современных условиях определили тему нашего исследования.

1.Проблема конфликта и его преодоления в психолого-педагогической литературе

Как показал анализ, понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Имеют место различные подходы к рассмотрению конфликта. Проблематика конфликта широко представлена в исследованиях различного рода коллективов и групп: спортивных, научных, семейных, производственных, учебных, детских.

Несмотря на большое количество работ, процесс становления понятийного аппарата продолжается, а общая концепция и теория конфликта далеки от своего завершения.

Большинство исследователей рассматривают меж­личностные конфликты как ситуацию, возникающую в процессе межличностного общения людей и выражающую столкновение их взглядов, способов поведения, установок.

Анализируя подходы к изучению конфликтов, обнаруживается разнообразие теоретических позиций и объектов исследования у различных авторов, которые можно условно подразделить на:

— исследование взаимоотношений и взаимодействий в группах различ­ного уровня в условиях совместной деятельности;

— работы, посвященные развитию теоретической концепции конфликтов и их типологизации;

— изучение конфликтов с помощью методов математического моделиро­вания;

—  исследование  реальных  конфликтов  в  моделируемых  условиях.

Изучая различные воспитательные факторы, программируя их в плане предупреждения, преодоления межличностных конфликтов, педагогика сти­мулирует соответствующую деятельность общества.

Совет

При этом педагоги­ческая теория опирается на кардинальные философско-социологические (В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин, Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, П.В. Копнин), психологические (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.

Разработке методологических, теоретических и методических основ воспитания посвящены труды О.С. Богдановой, Е.А. Бодиной, А.Л. Бугаевой, Г.Е Волкова, Л.Ю. Гордина, Е.С. Дежниковой, С.А. Козловой, Ф.Ф. Королева, В.М. Коротова, К.В. Кулаева, Б.Т. Лихачева, Э.И. Моносзона, И.А. Невского, В.И. Петровой, Р.М. Роговой, Е.М. Торшиловой, Г.Е. Филонова, Б.П. Юсова и др.

Вопросы активизации самой личности как субъекта предупреждения, преодоления, разрешения межличностного конфликта, воспитания в стар­шеклассниках толерантности нашли отражение в работах А.О. Зосимовского, И.С. Кона, М.Е. Кульпединовой, А.В. Мудрика, А.А. Остапец-Свешникова, В.А. Петровского, В.А. Сухомлинского, М.Е Ященко и др.

Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной изучению различных форм поведения учащихся показывает, что практически общепри­нятой является мысль об объективной основе межличностных конфликтов в системе отношений школьников.

Принято различать конструктивный (стимулирующий развитие) и деструктивный (тормозящий развитие) конфликты. Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу конфликта, где выделяется объект и стороны конфликта.

В школе одним из объективных оснований для конфликтных ситуаций является ролевая ассиметрия участников педагогического процесса, когда за учеником закрепляется роль пассивного участника, готового лишь к восприятию информации.

Структура конфликта по мере своего развития может изменяться: в ней может происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут изменяться и участники.

Продуктивный или конструктивный конфликт — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и результативность психолого-педагогических процессов и служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности.

Это позволяет эмоционально-оценочные межличностные столкновения преобразовать в эмоционально — интеллектуальные, рефлексивно — анали­тические, способствующие личностному развитию участников взаимодействия.

Обратите внимание

Конфликтный процесс в целостности и единстве его объективных и субъективных компонентов можно представить в системном описании деятельности субъекта.

Личность являет собой многослойную структуру, где представлены и в различные моменты активизируются в разной мере слои психофизиологический, эмоционально-волевой, рациональный, идеологи­чески мировоззренческий, отсюда процесс осознания и эмоционального отношения к противоречивым положениям представляется как процесс сложно­го взаимодействия личностных черт с образами объективной действительности

Конфликт таким образом можно представить как состояние личности, охва­тывающее все уровни ее сознания, ее эмоциональной и волевой сферы, приводящее в активное состояние чувство долга, совести, ответственности.

Сложность изучения структуры межличностного конфликта заключается в противоречивости их объективации. Не всегда интенсивность конфликта в индивидуальном сознании находит свое прямое и непосредственное воплощение в поступках и действиях личности; видимое его проявление зачастую не совпадает с сущностью, что существенно осложняет процесс преодоления и предупреждения межличностных конфликтов.

Остается нерешенной окончательно проблема типологизации и классификации конфликтов.

Принципы классификации могут быть самыми различными: 1) по сферам деятельности; 2) между различными уровнями исполнения деятельности или различными уровнями сознания (теоретического и обыденного, общественного и личного); 3) по стадиям и ступеням проявления; 4) по содержанию (конфликт между знанием и реальным поведением, между целью и средствами ее достижения, между мотивам и результатами деятельности, между устоявшимися ценностями и новым опытом и т. д.); 5) по субъектам, носителям конфликтной ситуации (между обществом и личностью, коллективом и личностью, между отдельным людьми.); 6) по характеру («открытые», «закрытые», «внутренние», «внешние»); 7) по типам отношений, возникающих между субъектами и т. д.

Однако, множественность классификаций не раскрывает эффективных способов преодоления и предупреждения межличностных конфликтов, которые, как показывает педагогическая практика, до сих пор заключаются в основном либо в подавлении конфликтов, либо в примирении враждующих сторон, либо в изъятии конфликтогенных факторов (например, педагоги — новаторы сами выдавали детям карандаши, чистые листочки, рассаживали учащихся по одному за партой и т.д.), что, по нашему мнению, не более чем «исцеление возникшей диссоциации», стремление восстановить состояние, предшествующее размежеванию, вызванному конфликтной ситуацией.

Детерминация межличностного конфликта определяется взаимодействием объективных и субъективных факторов: первые создают потенциальную возможность конфликта, вторые — особенности его протекания. Конфликтогенные  факторы можно  подразделить  на:

Источник:

Способы разрешения педагогических конфликтов

Способы разрешения педагогических конфликтов довольно много. Каждый из них ведет к положительному результату, если правильно следовать советам, которые дают специалисты.

Жизнь людей невозможна без конфликтов, противоречий и сложностей. Мы все разные, поэтому и мысли, и переживания у нас разные.

Ученые-психологи определяют конфликт как столкновение между противоположными интересами, принципами, мнениями, целями, взглядами личностей в процессе взаимодействия. Напряжение между субъектами может длиться некоторое время, но это нельзя еще назвать конфликтом.

Важно

Тогда человек чувствует облегчение, радость, комфорт от взаимодействия с другим человеком, а это, в свою очередь, повышает эффективность деятельности.

Существуют различные классификации типов конфликтов. Стоит выделить наиболее распространенные из них:

• Индивидуальные и групповые.

• Внутриличностные и межличностные.

• Производственные, политические, общественные, бытовые.

• Реальные и скрытые.

• Конфликты ролей, конфликты желаний и конфликты норм поведения.

Это еще не весь перечень типологий. Классифицировать конфликты можно продолжать, но это ни к чему. Стоит сосредоточить внимание на педагогическом конфликте. Он принадлежит к межличностным конфликтам.

Мы писали о разных классификациях конфликтов, но педагогические тоже имеют свою типологию, которую разработала Н. В. Самоукина:

— Конфликты мотивации, связанные со слабой мотивацией к учебной деятельности.

— Конфликты, обусловленные организационными недостатками обучения в школе.

— Конфликты во взаимодействии – педагог – ученик, педагог – директор, педагог – родители.

Педагог, как профессионал своего дела, ответственен за конструктивное решение конфликта, ведь школа – это мини-социум, где школьники могут социализироваться, вырабатывать собственные модели поведения.

Источник: http://psixsovet.ru/rasstrojstva-lichnosti/sposoby-razresheniya-konfliktov-mezhlichnostnyh-pedagogicheskih.html

Способы разрешения конфликтов – межличностных, внутриличностных, семейных

Конфликты возникают в любой группе, где есть хотя бы два человека. Многие люди изначально отрицательно относятся к конфликтам, чем уже создают проблему. Ведь не плох сам конфликт, как нежелание людей его разрешать. Существует множество способов разрешения семейных, внутриличностных и межличностных споров, о чем следует поговорить в интернет-журнале psytheater.com.

Что такое конфликт? Чтобы его разрешить, следует понимать его природу. Конфликт наступает тогда, когда на один и тот же вопрос у двух и более собеседников имеются разные ответы. Каждая из сторон считает свое мнение единственно правильным, вот почему люди не просто его высказывают, но и настаивают на его принятии.

Читайте также:  Когнитивные расстройства личности - лечение, симптомы, причины

Следует понимать, что ответы и выводы по тем или иным темам люди имеют на основе тех ценностей и выгод, которые в первую очередь приносят им пользу.

Совет

Человек выбирает для себя именно то решение проблемы, которое в первую очередь удовлетворяет его потребности и ценности. И это вполне нормально. Человек изначально думает сначала о себе, а потом уже о других людях.

Если человек не будет думать о своих интересах, тогда и мотивации для совершения поступков у него не будет.

Конфликт возникает при столкновении двух противоположных мнений, где ущемляются чьи-то выгоды и интересы. Соответственно, чтобы решить конфликтную ситуацию, необходимо перестать ущемлять чьи-либо интересы: и от своих выгод не отказываться, и другому человеку позволить получить свои выгоды.

Понимайте, что любой человек будет стремиться к тому, чтобы получать выгоду. Если он эту выгоду не получает, тогда он будет искать выходы, которые позволят ему ее получить. И если вы ему в этом не поможете, тогда он найдет такой способ получения выгоды, который вам может не понравиться.

Человек будет действовать за вашей спиной так, как считает нужным, не учитывая ваши интересы, как это сделали вы.

Нужно учиться договариваться. Не нужно ущемлять свои интересы. Но и понимайте желания других людей, которые хотят удовлетворить собственные потребности. Это вполне естественно. И если вы научитесь соединять интересы обеих сторон, то сможете договариваться и находить выходы из сложных ситуаций, которые не причинят вам вреда.

Конфликты полезны. И психологи выделяют такие положительные моменты:

  1. Человек научается отыскивать конструктивные пути.
  2. Человек узнает иные точки зрения, что расширяет его мировоззрение.
  3. Человек научается контактировать с людьми через узнавание их.
  4. Человек узнает самого себя, собственные способности.
  5. Человек научается взаимодействовать с окружающей средой.

Конфликт не только приводит к конфронтации, но и способен сблизить людей, сделать их союз еще крепче. Можно сказать, что отношения людей разрушаются, когда они конфликтуют и не могут найти выгодного для всех решения. Однако если партнеры спорят конструктивно, тогда они пытаются найти решение, удовлетворяющее всех и укрепляющее их союз.

Что такое конфликтология?

Там, где встречается как минимум два человека, возникает конфликт. Он практически неизбежен в любых отношениях. Наука, изучающая причины развития, предупреждения конфликтов, называется конфликтологией.

Она опирается на то, что люди не всегда руководствуются целесообразными причинами. Нередко конфликт разгорается на иррациональных эмоциях.

Таким образом, спор возникает практически всегда в стрессовой ситуации или эмоционально напряженной обстановке.

Обратите внимание

Конфликт возникает в ситуации, когда ограничиваются или не удовлетворяются интересы конкретного индивида или группы.

Вот почему многие психологи пытаются выявить основные причины, из-за которых возникают конфликты между людьми в той или иной ситуации.

Если понимать, по каким причинам возникают споры между людьми, то можно проводить их профилактику, создавать условия, чтобы не возникал конфликт.

Способы предупреждения включают нейтрализацию или трансформацию агрессивных эмоций, намерений и установок. Способы разрешения конфликтов включают методы предотвращения развития и пути разрешения, которые осуществляются конкретно самими участниками спора.

Основными способами разрешения конфликтов можно назвать:

  1. Юмор. Смеяться нужно над тем, что возник конфликт, а не над личностью оппонента. Следует отличать юмор и сарказм.
  2. Психологическое «поглаживание». Нахождение в оппоненте положительных качеств.
  3. Компромисс – соглашение с позицией оппонента ради нахождения взаимно выгодного решения.
  4. Ультиматум – категорическое требование, в случае с отказом которым может наступить некое плохое действие.
  5. Третейский суд. Приглашается третье лицо, которое рассмотрит в ситуации то, что ранее не замечалось участниками.
  6. Подавление – разрыв связи с оппонентом. Считается самым неблагоприятным способом, поскольку участники просто уходят от проблемы, переставая общаться.

И в конфликте можно найти пути сотрудничества. Если их не находят, то это вовсе не значит, что их нет. А ведь многим людям кажется, что невозможно взаимодействовать с тем человеком, с которым они ссорятся.

В момент конфликта хочется убежать от того человека, который раздражает и не соглашается с вами. Но ведь до этого он был приятным для вас собеседником, вы находили общий язык.

А это значит, что вы общаетесь с человеком, с которым можно сотрудничать.

Нет тяжелых людей, есть только те, с кем вы не захотели найти общего языка. Все люди разные, соответственно, и желания, и мотивы поведения людей тоже разные.

Есть люди, с которыми вы легко находите общий язык, а есть те, кто будто жил совершенно не такой жизнью, как вы. «Ну, нет ничего общего у меня с этим человеком», — говорите вы, называя кого-то «тяжелым» человеком.

Но «тяжелых» и «легких» людей не бывает, есть просто те, с кем вы быстрее сходитесь по мировоззрению и образу жизни и с кем медленнее находите точки соприкосновения.

Уступки – это отказ от чего-то ради обретения соглашения. Сотрудничество – это объединение всех пожеланий. Пойти на уступки намного легче, поскольку людям сразу видно, от чего им нужно отказаться, чтобы спор завершился.

Важно

А вот начать сотрудничать намного сложнее, поскольку объединить два противоположных друг другу мнения не всегда получается. Но лучше пойти на уступки, чем вообще ничего не сделать и оставить вопрос нерешенным.

Главное – это желание самих оппонентов искать выход из ситуации, а не просто вести бесполезную ссору.

перейти наверх

Способы разрешения межличностных конфликтов

Любая ситуация, где затрагиваются интересы и цели двух и более людей, при этом они являются противоречивыми или несовпадающими, приводит к конфликту межличностного характера. Существует множество способов разрешения споров. Однако они не сработают, если не постараются все участники процесса

  1. Необходимо четко понимать свою цель или потребность и настаивать на своей позиции.
  2. Нужно принимать позицию оппонента, который отстаивает свое желание.
  3. Лучше избежать конфликта, чтобы потом его не пришлось разрешать.
  4. Если не удалось конфликта избежать, тогда спокойно решайте его.
  5. Ситуацию следует рассматривать в целом, где учитывается ваше мнение и позиция оппонента.
  6. Если ваши предложения оппонента не устраивают, тогда пусть предложить свои варианты решения.
  7. Эффективным решением проблемы будет выход, который удовлетворяет ваши интересы и желания оппонента.
  8. Если оппонент не идет на уступки, компромисс, тогда оставайтесь на своей позиции.
  9. Не старайтесь победить или надавить. Лучше сотрудничать в споре.

Старайтесь сохранять спокойствие и быть объективными. Необходимо приводить четкие и конкретные аргументы, а не говорить общими фразами.

перейти наверх

Способы разрешения педагогических конфликтов

В учебной деятельности также могут возникать конфликты. Они могут быть связаны с учителями, учениками или их родителями. Это могут быть споры в сфере деятельности (обучения), поведения или отношений.

Педагогические конфликты лучше всего решаются путем вовлечения третьей стороны – арбитра.

Он сначала выслушивает поочередно все стороны, строить целостную картину, затем собирает всех вместе и поочередно спрашивает об их мнении в отношении того, как решить проблему.

Другим способом разрешения может быть высказывание своих претензий и требований всеми участниками спора в присутствии других людей. На этапе нахождения пути решения коллектив вовлекается в процесс, давая свою оценку ситуации и свои варианты решения.

перейти наверх

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Внутриличностные конфликты – это споры внутри человека, который столкнулся с противоречиями своих суждений, убеждений, эмоций, желаний и интересов. Здесь предлагается такой способ разрешения ситуации, как принятие ситуации как уже свершившегося (это невозможно изменить) и откинуть эмоции.

Адекватно оцените ситуацию, увидьте противоречия, возьмите ситуацию под контроль. Следует иметь смелость посмотреть реально на ситуацию, не приукрашивая, не избегая неприятных моментов, в которых виноват сам человек. Если увидеть проблему в целом, включая собственное участие в ней, тогда можно быстро найти выход из нее.

перейти наверх

Способы разрешения семейных конфликтов

В семейной жизни конфликты могут возникать по любому поводу. Если их не разрешать, тогда семья распадется. Поэтому для сохранения своей «ячейки», необходимо пользоваться всеми возможными способами разрешения:

  1. Не упрекать и не выдвигать претензии в адрес партнера или ребенка в присутствии третьих лиц, даже если это близкие.
  2. Выслушивать друг друга с целью понять позиции сторон и увидеть причины возникшего конфликта.
  3. Спокойный и доброжелательный тон следует соблюдать при ведении спора.
  4. Видеть собственные ошибки и соглашаться с их наличием и необходимостью исправлять.

перейти наверх

Итог

Конфликт – это часть любых видов взаимоотношений, где встречается как минимум два человека. Поскольку у всех людей разные желания, вкусы, взгляды, цели, потребности, планы и интересы, конфликты являются нормальными. Их разрешить можно, если этого хочет хотя бы одна из сторон. Если же разрешением конфликтов никто не занимается, тогда в итоге люди получают разрушенные отношения.

Источник: http://PsyTheater.com/sposoby-razresheniya-konfliktov.html

Педагогические конфликты и способы их разрешения (стр. 1 из 6)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава первая.

1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14

Глава вторая.

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………………25

Введение.

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) – к вседозволенности, агрессивности.

Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.

Читайте также:  Моральное насилие в семье женщины - признаки, как избавиться

В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.

1.1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.

Совет

Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

Типологическое подразделение конфликтов:

– “подлинный ” — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;

– “случайный или условный ” — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

– “смещенный ” — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

– “неверно приписанный ” — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, “затушевывая” тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силуотсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

– “скрытый ” — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

– “ложный ” — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Следует различать понятия “конфликт” и “конфликтная ситуация”, разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Выделяют четыре вида конфликтов:

внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

межличностный , характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

межгрупповой , отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

личностно-групповой возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то.

Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации.

Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются кхудшему,взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.

В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

Обратите внимание

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могутразвиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития .

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений.

Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательнойработе.

У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтовлюбыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.

Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами.

Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормытакое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством как явление создающее весьма сложную психологическую атмосферу в любом коллективе школьников, старшеклассников особенно, как трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями как критическую ситуацию, то есть ситуацию невозможности реализации субъектом внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.); как внутреннюю борьбу порождающую внешние, объективно данные противоречия, как состояние, рождающее неудовольствие целой системой мотивов, как противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.

Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах.

Важно

Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт).

Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.

Источник: http://MirZnanii.com/a/175110/pedagogicheskie-konflikty-i-sposoby-ikh-razresheniya

Способы разрешения педагогических конфликтов

Способы разрешения педагогических конфликтов довольно много. Каждый из них ведет к положительному результату, если правильно следовать советам, которые дают специалисты.

Жизнь людей невозможна без конфликтов, противоречий и сложностей. Мы все разные, поэтому и мысли, и переживания у нас разные.

Ученые-психологи определяют конфликт как столкновение между противоположными интересами, принципами, мнениями, целями, взглядами личностей в процессе взаимодействия. Напряжение между субъектами может длиться некоторое время, но это нельзя еще назвать конфликтом.

Инцидент – это первый этап открытого конфликта, когда один из субъектов начинает действовать. Трудности в общении, недоразумения, нежелание считаться с иной точкой зрения могут способствовать проявлению конфликта. Конфликты неизбежны, но важно разрешать их конструктивно.

Тогда человек чувствует облегчение, радость, комфорт от взаимодействия с другим человеком, а это, в свою очередь, повышает эффективность деятельности.

Существуют различные классификации типов конфликтов. Стоит выделить наиболее распространенные из них:

• Индивидуальные и групповые.

• Внутриличностные и межличностные.

• Производственные, политические, общественные, бытовые.

• Реальные и скрытые.

• Конфликты ролей, конфликты желаний и конфликты норм поведения.

Это еще не весь перечень типологий. Классифицировать конфликты можно продолжать, но это ни к чему. Стоит сосредоточить внимание на педагогическом конфликте. Он принадлежит к межличностным конфликтам.

Совет

Педагогический конфликт имеет свои существенные отличия, в зависимости от возраста учеников. Для начальных классов характерны этические конфликты, когда педагог нарушает такт или же неадекватно оценивает неуспеваемость ребенка. В средних и старших классах могут быть спровоцированными нарушениями в дидактическом взаимодействии и невысоким профессионализмом педагога.

Мы писали о разных классификациях конфликтов, но педагогические тоже имеют свою типологию, которую разработала Н. В. Самоукина:

— Конфликты мотивации, связанные со слабой мотивацией к учебной деятельности.

— Конфликты, обусловленные организационными недостатками обучения в школе.

— Конфликты во взаимодействии – педагог – ученик, педагог – директор, педагог – родители.

Педагог, как профессионал своего дела, ответственен за конструктивное решение конфликта, ведь школа – это мини-социум, где школьники могут социализироваться, вырабатывать собственные модели поведения.

Что же характерно для педагогического конфликта? А вот такие особенности: субъекты конфликта характеризуются различным социальным статусом (педагог – ученик) , что обусловливает разные модели поведения в конфликте; разный опыт и возраст, что предусматривает различную меру ответственности, иное понимание конфликтной ситуации – педагог и школьник по-разному видят одни и те же события; наличие в конфликте других школьников, которые становятся участниками конфликта, а сам конфликт имеет воспитательный характер.

Педагог в такой ситуации должен проявить инициативу в решении конфликта, подумать о влиянии всех событий на еще нестабильную личность ребенка. Педагогический конфликт, как и другие, имеет свою динамику и содержит несколько этапов, а именно: предконфликтный, инцидент, эскалация, кульминация, завершение и постконфликтный.

Заблокировать реализацию конфликта можно только на первом этапе, а дальше нужно использовать адекватные ситуации и методы разрешения конфликтов. Это очень важно, иначе ситуация может привести к чему-то очень неблагоприятному.

У каждого человека психологическое состояние индивидуально и все могут по-разному среагировать на одну и ту же ситуацию.

Наилучшим вариантом было бы предупреждать конфликты, нежели решать их. Профилактика конфликтов является важной частью педагогической деятельности. Она включает в себя развитие рефлексивности, повышение уровня эмпатии, креативности.

Обратите внимание

Школьный психолог должен помогать учителям развивать способности ориентации в различных социальных ситуациях, понимания личностных особенностей и эмоционального состояния учеников, умение подбирать методы общения, адекватные ситуации.

Читайте также:  Эмоциональность, как свойство личности

Существует такой феномен, как социально-психологическая компетентность. Он свидетельствует о способности человека продуктивно взаимодействовать с людьми в межличностной системе отношений. Чтобы развить в себе социально-психологическую компетентность, педагог может использовать следующие способы:

• Интроспекция – учитель мысленно стает на место школьника, а потом представляет мысли и переживания, которые может чувствовать ученик.

• Логический анализ – рациональное объяснение психических процессов, состояний.

• Метод творчества – метаморфоза проблемы в задание, которое нужно решить.

• Позитивное самоутверждение – говорить только про свои эмоции, чувства, мысли. Разговор от первого лица.

• Совместная власть – отдается часть ответственности партнеру, основывается на доверии.

• Управление эмоциями – выражение уважения у чувствам другого субъекта, осознание собственных эмоций и их регуляция.

• Анализ конфликтных ситуаций – с помощью рефлексии педагог может найти альтернативные решения сложной ситуации.

• Социально-психологический тренинг – развитие социально-психологической компетентности в процессе взаимодействия в группе.

• Интуиция – решение проблем с помощью неосознанных ресурсов психики человека.

• Метод воображения – помогает спрогнозировать различные варианты развития конфликта и способы его решения.

Психолог может помочь учителям научиться разным методам разрешения педагогических конфликтов. Можно выделить следующие типы завершения ситуации конфликта: сглаживание, конфронтация, компромисс.

Можно уйти от решения ситуации прямо сейчас. Это даст возможность поостыть и более рационально взглянуть на предмет конфликта. Но важно помнить, что конфликт таким способом не решается.

Проблема остается, только откладывается на неизвестный период времени.

Если конфликт сгладить, то один из субъектов этой ситуации поступается своими принципами и условиями, чтобы снять градус эмоционального напряжения.

Компромисс предусматривает дискуссию и учитывает мнения всех, затем принимается решение, которое устроит конфликтующие стороны. Во время конфронтации субъекты конфликта не хотят поступаться своими условиями и может дойти даже до оскорблений.

Если конфликт завершается принуждением, то воля одного человека полностью навязывается другому.

Продуктивным способом решить конфликт устроить переговоры. В процессе общения можно выработать общее решения. В результате должны появиться строгие договоренности. Также можно использовать посредничество.

Важно

Этот метод предусматривает вовлечение третьей стороны, которая обеспечит объективность. Модератор, то есть посредник, конфликта способствует тому, что обе стороны удовлетворят свои стремления.

Посредник выполняет такие функции как утверждение согласия между сторонами, учет мнений и пожеланий всех участников конфликтной ситуации и собственно решение конфликта.

Существуют определенные рекомендации по профилактике конфликтов, разработанные психологами.

Важно соблюдать справедливость к инициатору конфликтной ситуации (есть основательные причины для начала конфликта) ; не углубляться и не расширять предмет конфликта, не обвинять друг друга, соблюдать личное пространство; сохранять эмоциональную уравновешенность, не давать возможности эмоциям завладеть людьми; разработать альтернативы, учитывая мнения других участников конфликта.

Конфликт – это не всегда деструктивное явление. Это стимул к развитию и конструктивному решению. Если правильно воспринять такую ситуацию, то удастся найти компромисс и сделать соответствующие выводы из сложившейся ситуации, какой бы неприятной она не была.

Такое явление, как педагогические конфликты, существовали и всегда будут иметь место. Нужно в такой ситуации суметь разрешить ситуацию, таким образом, чтобы благоприятные последствия не наступили.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/sposoby-razresheniya-pedagogicheskix-konfliktov/

Методы разрешения педагогических конфликтов

⇐ ПредыдущаяСтр 86 из 87Следующая ⇒

Конфликтв психологии рассматривается как столкно­вения противоположно направленных целей, интересов, по­зиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов вза­имодействия. Конфликтная ситуация возникает при нали­чии противоречивых позиций сторон.

Следовательно, она содержит субъектов конфликта (оппонентов) и его пред­мет. Для возникновения конфликта необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять другую. Если про­тивоположная сторона начинает действовать, то конфликт из потенциального превращается в актуальный.

Сигналами конфликта служат кризис отношений, напряжение при об­щении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт Если конфликт разрешается деструктивно, его последстви­ями будут тревога, беспомощность, смятение, развал, от­рицание, уход, эскалация, поляризация.

И наоборот, если конфликт разрешается конструктивно, человек чувствует, что все идет гладко, испытывает радость общения, чувство успеха, эффективность, энергичность.

Совет

Выделяют разные типологии конфликтов:а) внутриличностные, межличнос­тные, межгрупповые, социальные; б) ценностей, личнос­тных потенциалов, ресурсов, интересов, средств достиже­ния целей и норм; в) социально-политические, межэтни­ческие, организационно-управленческие, производственные, семейные, супружеские и др.

Выделяется и особая группа конфликтов — педагоги­ческие.

Н.В. Самоукина делит педагогические конфликты на три большие группы: 1. Мотивационные конфликты, возника­ющие по причине слабой мотивации учебной деятельности школьников. 2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. 3. Конфликты взаимодей­ствия учащихся между собой, учителей и школьников, учи­телей и администрации.

В.И. Журавлев классифицирует педагогические конф­ликты по взаимодействию педагога с возрастными груп­пами учащихся.

В начальных классах это конфликты этики и запредельной этики, связанные с нарушениями учите­лем педагогического такта и правонарушениями; дидакти­ческие, вызываемые дисциплинированием, дискримина­цией учащихся, неадекватной оценкой неуспеваемости и служебными недостатками учителей. В работе с подростка-

ми чаще других встречаются конфликты дисциплины учащихся, конфликты дидактического взаимодействия, конфликты методических ошибок учителя и конфликты нарушений им этики. В старших классах — это конфликты, связанные с неадекватным дисциплинированием и конф­ликтным поведением учителя.

М.М. Рыбакова связывает конфликты с различными пе­дагогическими ситуациями: конфликты деятельности, кон­фликты поведения (поступков), конфликты отношений.

Особенности педагогических конфликтов:

1. Профессиональная ответственность педагога за правиль­ное разрешение ситуации конфликта: школа — модель об­щества, где ученики усваивают социальные нормы отноше­ний между людьми.

2. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.

3. Разница возраста и жизненного опыта участников раз­водит их позиции, порождает разную степень ответственно­сти за ошибки.

Обратите внимание

4. Различное понимание событий и их причин участника­ми (конфликт глазами учителя и ученика видится по-раз­ному).

5. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а^конфликт приобретает вос­питательный смысл.

6. Профессиональная позиция учителя в конфликте обя­зывает его взять на себя инициативу разрешения конфлик­та и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

7. Конфликт педагогической деятельности легче предуп­редить, чем успешно разрешить.

Динамика конфликта складывается из трех основных ста­дий: нарастание, реализация и затухание.

Успешная блоки­ровка конфликта (переведение его из области коммуника­тивных взаимодействий в плоскость предметно-деятельное -тную) возможна лишь на первой стадии. Если конфликт разгорелся, подавить его уже не удается.

Воспитательная коррекция эффективна на третьей стадии, когда произош­ла разрядка напряжения и обе стороны «выплеснули свои эмоции».

Поскольку лучшим способом разрешения конфликтов является их профилактика, психологу необходимо вести работу с педагогами по повышению их социально-психоло-

Важно

гическои компетентности. Это первое направление работы психолога с педагогом.

Социально-коммуникативная компетентность— это спо­собность индивида эффективно взаимодействовать с окру­жающими людьми в системе межличностных отношений.

В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных си­туациях; умение правильно определить личностные особен­ности и эмоциональное состояние других людей; умение выбирать адекватные способы общения и реализовать их в процессе взаимодействия.

Профилактическими методами, способствующими формированию данных умений, которым можно обучать педагогов, являются следующие методы.

Метод интроспекциизаключается в том, что педагог ста­вит себя на место ученика, а затем в своем воображении воспроизводит мысли ичувства, которые, по его мнению, этот ученик испытывает в данной ситуации.

После такого «погружения» во внутренний мир другого делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаи­модействие с человеком. Действенность этого метода высо­ка, но'не безгранична. Возникает опасность принять соб­ственные мысли и чувства за мысли и чувства ребенка.

При­меняя этот метод, необходимо сверять свои представления и сложившиеся схемы с реальными действиями ребенка и менять их в случае несоответствия.

Метод эмпатииоснован на технике вчувствования во внутренние переживания другого человека. Если педагог — человек эмоциональный, склонный к интуитивному мыш­лению, то данный метод будет для него полезным.

К такому типу относятся чаше всего учителя-словесники, преподава­тели художественных дисциплин, относящиеся к типу «ху­дожников».

Этот метод дает возможность достичь высоких результатов, если педагог может доверять своей интуиции и вовремя останавливать возникновение интеллектуальных интерпретаций.

Метод логического анализаподходит для тех, у кого пре­обладает элемент рационализации психической жизни. Что­бы понять партнера по взаимодействию, такой человек вы­страивает систему интеллектуальных представлений о нем по ситуации. К типу «мыслителей» относятся учителя физи­ки, математики.

Метод творчествапозволяет превратить проблемы кон­фликтной ситуации в новые возможности и извлечь из нее

Совет

максимальную выгоду. Он состоит в превращении пробле­мы в задачу. Основан на творческом отклике, принятии ситуации такой, какая она есть, желании чему-либо на­учиться в любой ситуации, использовании позитивных ут­верждений.

Метод позитивного самоутвержденияоснован на страте­гии выиграть/выиграть. Он позволяет самоутверждаться не путем нападения, поиска виновника, формулировки тре­бований, а путем «Я-высказываний», отражающих суть со­бытия потребности, чувства, взгляды человека на ситуа­цию.

Метод совместной властиоснован на партнерских отно­шениях: «власть с …», а не «власть над …». Позволяет до­биться наиболее желательных для личности результатов, од­новременно создавая ценности для другого человека.

Метод управления эмоциямиоснован на уважении чувств других людей, осознании своих собственных чувств, уме­нии их передать другому. Это становится возможным при выработке умений сомоконцентрации, безопасной разряд­ки эмоций и выработке стремления к улучшению отноше­ний.

Метод анализа конфликтных ситуацийс помощью стра­тегии выиграть/выиграть, позволяющий рефлексивным спо­собом находить разнообразные варианты решения пробле­мы с выгодой для обеих сторон.

Метод социально-психологического тренинга,позволяю­щий развивать социально-коммуникативную компетентность в условиях группового взаимодействия.

Метод интуиции,используемый в индивидуальной и груп­повой формах работы с педагогами. Основан на принятии решений в объективно сложных ситуациях, которые осно­ваны не столько на профессиональном знании, сколько на опыте и интуиции.

Метод воображения,помогающий развивать социальную рефЛексию, прогнозирующий варианты поведения партне­ра по общению и свои собственные реакции, и др.

⇐ Предыдущая78798081828384858687Следующая ⇒

Источник: https://mykonspekts.ru/1-144106.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector