Внутренняя речь человека — особенности, характеристика

Внутренняя речь — психология

Недостаточная изученность феномена внутренней речи и значительные расхождения в точках зрения различных авторов на данный феномен обусловлены, вероятно, не только трудностями изучения речи, преимущественно не имеющей внешних проявлений, но и отсутствием общепринятого определения внутренней речи, обусловливающего понимание сущности данного феномена.

Рассмотрим взгляды различных авторов на сущность внешней и внутренней речи и встречающиеся в литературе определения понятия «внутренняя речь»:

  • «Речь, произносимую вслух, называют внешней. Однако когда человек думает, он говорит про себя, выражая мысли словами и фразами в виде так называемой внутренней речи» [5, с.46].
  • «Внешняя речь связана с процессом общения, обмена ин­формацией. Внутренняя речь прежде всего связана с обеспечением процесса мыш­ления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обес­печивает взаимосвязь речи и мышления» [8, с.347; 10].
  • «Внутренняя речь … неразрывно связана с мышлением и является его основой. Граница между внутренней и «внешней» речью условна. Так, достаточно частым вариантом использования речи в мышлении являет­ся «мышление вслух» (Безродная Г. В., Шпике Т. А., Емельянова Т. В., 2004)» [9, с.141].
  • «Существенно отличны между собой … внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки» [20, с.393].
  • «Внутренняя речь – беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. … В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании. Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека» [16].

Таким образом, определения понятия «внутренняя речь» и точки зрения на основания для разграничения внешней и внутренней речи можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Внешняя речь – это речь, произносимая вслух, а внутренняя речь – это речь «про себя», не произносимая вслух. Данная группа определений, хоть и наиболее тесно связана с названиями изучаемых видов речи (внешняя речь – речь, направленная вовне, внутренняя речь – речь «внутри себя»), однако, вероятно, отражает одну из особенностей, но не основополагающее различие между внешней и внутренней речью, поскольку «большей частью внутренняя речь происходит про себя, «внутри», но может совершаться и вслух, например, при затруднениях в мышлении; когда мы остаемся наедине или забываем об окружающих» [4].
  2. Внешняя речь служит для реализации коммуникативной функции, т.е. применяется в целях общения между людьми, а внутренняя речь выполняет сигнификативную функцию, сопровождая когнитивные психические процессы человека и, главным образом, мышление. Данная группа определений встречается наиболее часто, однако и эта точка зрения не является исчерпывающей: «Неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь … часто бывает эмоцио­нально насыщена. Но не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно» [20, с.394].

Таким образом, в современной психологии границы между внешней и внутренней речью проведены недостаточно отчетливо; кроме того, существуют некоторые расхождения в определении понятия «внутренняя речь» различными авторами.

Для того, чтобы уточнить определение внутренней речи и провести границу между понятиями «внутренняя речь» и «внешняя речь», обратимся к анализу особенностей самого феномена внутренней речи. Л.С.Выготский, подробно рассматривая явление внутренней речи, выделил следующие ее особенности:

  1. Особый синтаксис внутренней речи, а именно отрывочность, фрагментарность, сокращенность внутренней речи в сравнении с внешней речью: «внутренняя речь по мере своего развития обнаруживает не простую тенденцию к сокращению и опусканию слов, не простой переход к телеграфному стилю, но совершенно своеобразную тенденцию к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов. … Совершенно аналогичное положение создается в ситуации, где подлежащее высказываемого суждения наперед известно собеседникам. Представим, что несколько человек ожидает на трамвайной остановке трамвая «Б» для того, чтобы поехать в определенном направлении. Никогда кто-либо из этих людей, заметив приближающийся трамвай, не скажет в развернутом виде: «Трамвай Б, которого мы ожидаем, для того чтобы поехать туда-то, идет», но всегда высказывание будет сокращено до одного сказуемого: «Идет» или «Б» … Наедине с собой нам никогда нет надобности прибегать к развернутым формулировкам. Здесь всегда оказывается необходимым и достаточным одно только сказуемое. Подлежащее всегда остается в уме, подобно тому как школьник оставляет в уме при сложении переходящие за десяток остатки. Больше того, в своей внутренней речи мы всегда смело говорим свою мысль, не давая себе труда облекать ее в точные слова … Внутренняя речь есть в точном смысле речь почти без слов» [2].
  2. Преобладание во внутренней речи смысла слова над его значением.
  3. Особые способы объединения, сочетания слов и значений во внутренней речи:
    1. Агглютинация – способ объединения слов, отличающийся от принятого во внешней речи. «Замечательным в этом являются два момента: во-первых, то, что входящие в состав сложного слова отдельные слова часто претерпевают сокращения с звуковой стороны, так что из них в сложное слово входит часть слова; во-вторых, то, что возникающее таким образом сложное слово, выражающее весьма сложное понятие, выступает с функциональной и структурной стороны как единое слово, а не как объединение самостоятельных слов» [там же].
    2. Заключение большого смыслового содержания в одно или несколько слов: «смыслы слов, более динамические и широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем те, которые могут наблюдаться при объединении и слиянии словесных значений. Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга, так что предшествующие как бы содержатся в последующем или его модифицируют. … Особенно ясным примером этого закона является название гоголевской поэмы «Мертвые души». Первоначальное значение этого слова означает умерших крепостных, которые не исключены еще из ревизских списков и потому могут подлежать купле-продаже, как и живые крестьяне. Но, проходя красной нитью через всю ткань поэмы, эти два слова вбирают в себя совершенно новый, неизмеримо более богатый смысл и означают уже нечто совершенно иное по сравнению с их первоначальным значением. Мертвые души – это не умершие и числящиеся живыми крепостные, но все герои поэмы, которые живут, но духовно мертвы» [там же].

Исходя из анализа перечисленных особенностей внутренней речи, Л.С.Выготский приходит к выводу о том, что «внутренняя речь оказывается динамическим, неустойчивым, текучим моментом, мелькающим между более оформленными и стойкими крайними полюсами изучаемого нами речевого мышления: между словом и мыслью» [там же].

При этом Л.С.Выготский употребляет понятие «мысль» в значении, связанном не только с процессом мышления, как видно из следующего фрагмента текста его научного произведения: «Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь.

Если я хочу передать мысль, что я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, я не вижу отдельно мальчика, отдельно блузы, отдельно то, что она синяя, отдельно то, что он без башмаков, отдельно то, что он бежит. Я вижу все это вместе в едином акте мысли, но я расчленяю это в речи на отдельные слова.

Обратите внимание

Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и с значениями слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути, возникают жалобы на несовершенство слова и ламентации по поводу невыразимости мысли» [там же].

Пример, приведенный в данном фрагменте («я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице») Выготский обозначает словом «мысль», однако по содержанию данный пример представляет собой продукт не столько процесса мышления, сколько процессов восприятия и памяти.

Таким образом, под словом «мысль» Выготский, вероятно, подразумевает фигурирующие во внутренней психической деятельности невербализованные сочетания различных образов и/или представлений (элементы первой сигнальной системы).

Однако процесс мышления всегда участвует в процессе речи, как минимум, потому, что вербализация образов и представлений представляет собой процесс отнесения образов и представлений к определенным категориям, соответствующим условным знакам языка. Кроме того, как пишет Выготский, «мысль» образует единое целое, которое необходимо расчленить на отдельные составляющие (т.е.

осуществить мыслительную операцию анализа) для того, чтобы затем эти составляющие перевести в условные знаки языка (элементы второй сигнальной системы).

По результатам психологических и психофизиологических исследований внутренней речи, осуществленных позднее, выяснилось, что внутренняя речь содержит неосознаваемые аспекты: «А.Н.

Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несозна­ваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важ­но для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие» [10, с.327].

Вероятно, эти данные подтверждают точку зрения Л.С.Выготского об участии элементов первой сигнальной системы в процессе внутренней речи.

Важно

Кроме того, аналогичное явление произнесения внутренней речи вслух проявляется и в другого рода ситуациях: «монологизирование наблюдается у взрослого в минуты особенно сильного эмоционально­го напряжения» [20, с.411]. Вероятно, в таких случаях основной функцией внутренней речи является эмоциональная функция.

Проведенный теоретический анализ особенностей внутренней речи позволяет сформулировать следующие выводы о различиях между внутренней и внешней речью и сущности явления внутренней речи:

  1. Внешняя и внутренняя речь человека различаются, прежде всего, по своим функциям: внешняя речь направлена на реализацию преимущественно коммуникативной функции, на процесс общения и обмена информацией между людьми, а внутренняя речь направлена прежде всего на реализацию сигнификативной функции и переработку информации. При этом внешняя и внутренняя речь образуют единство, соответствующее единству сигнификативной и коммуникативной функций речи (п.1.2). При этом оба данных вида речи могут служить еще и для реализации эмоциональной функции речи.
  2. Внутренняя речь осуществляет переработку информации посредством перевода, преобразования, трансформации элементов первой сигнальной системы (образы, представления) в элементы второй сигнальной системы (условные знаки, слова) и наоборот. При этом, независимо от содержания перерабатываемой информации, цели и направления переработки, в процессе внутренней речи всегда участвует мышление как основа речевой деятельности.

Далее: Диагностика внутренней речи

Источник:

Внутренняя речь

Внутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления.

Источник: https://obu4ayka.ru/obshhenie/vnutrennyaya-rech-psihologiya.html

Внутренняя речь

Одна из сложнейших проблем, изучаемых философией, общим языкознанием и психологией, — это соотношение языка и сознания, речи и мышления. Внутренняя речь — это речь мысленная, следовательно, данная глава вводит читателя в понимание указанной проблемы.

Речь внешняя и речь внутренняя противопоставляются одна другой по следующим характеристикам: а) по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя — не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, она осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя речь в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);

б) внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям, — акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонаций; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей. На разных ступенях глубины внутренней речи используются образы, представления, понятия, схемы и пр.; обычно весь этот комплекс называют кодом мышления, мысленным кодом.

Внутренняя речь — это вербализованное мышление. В сущности, мысль человека могла бы «работать» и без вербальных элементов, но на самом деле вербальные элементы соединяют мышление с внешним миром, с социумом, с решением внешних задач личного и общественного плана. Внутренняя речь как бы обслуживает внешнюю и все действия человека.

Она представлена в следующих ситуациях: при решении разнообразных задач в уме, зачастую — с огромной скоростью (на улицах крупного города водитель автомобиля в секунду решает четыре мыслительные задачи, причем каждая задача ценою в жизнь); при внимательном слушании собеседника — слушатель не только повторяет про себя слушаемую речь, но и анализирует и даже оценивает и с точки зрения истины, и по мастерству языка, то же — при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности; при целенаправленном запоминании чего-либо и при припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее, осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий; строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляются саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Одна из главных ролей внутренней речи — это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она — начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование.

Заметим, что в обычной жизни человека внешняя речь отнимает не более двух-трех часов; лишь некоторые профессии требуют существенного превышения этой нормы: преподавательская, служба информации и т.п.

Внутренняя же речь обслуживает человека почти круглосуточно. Но степень ее «вербальности» неодинакова.

Совет

Неоднозначно решается вопрос происхождения внутренней речи: она возникает у человека либо вследствие интериоризации (ухода вглубь) внешней, особенно эгоцентрической, речи ребенка — разговора с самим собой в процессе игры (гипотеза Л.С.

Выготского), либо одновременно с внешней речью, с говорением и аудированием в результате беззвучного повторения ребенком, на первом и втором годах жизни и позже, обращенных к нему слов взрослых (гипотеза П.П. Блонского).

Читайте также:  Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога

Вторая гипотеза все же имеет больше оснований, так как она допускает практически одновременность речевого и мыслительного актов. Без такого единства усвоение речи было бы затруднено.

Провести границу между внутренней речью и мышлением чрезвычайно трудно: многие психологи даже отождествляли внутреннюю речь и мышление, на что указывает и Л.С. Выготский (В ы-готский Л.С.

Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. — С. 105).

Он же отмечает, что мышление и речь в своем развитии сходятся и расходятся, сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются (Там же. — С. 89).

В силу своей «скрытости» внутренняя речь трудно поддается исследованию по сравнению с внешней речью. Поэтому необходимо описать применяемые методы исследования внутренней речи.

Метод самонаблюдения.

Он доступен каждому, но для научной точности наблюдения требуются специальные знания в области языка и речи, четко поставленные цели, задачи самонаблюдения, например: как я выбираю нужное слово? Отвергаю ли слова в процессе выбора? Как это происходит? Насколько удовлетворен выбором? Как я осознаю содержание читаемого текста? Воспринимаю ли я значение предложений целиком или по частям? Если по частям, то каковы их размеры? Каков объем моего упреждающего синтеза при мысленном составлении текста и его записи? И т.п. Все результаты самонаблюдений записываются, сравниваются и при значительном количестве попыток позволяют сделать выводы, надежность которых определяется по формулам теории вероятностей.

Исследование ошибок речи. Накапливаются ошибки в употреблении слов, в построении фразы, различные замены фонетических единиц, морфем и пр., они классифицируются, их число доводится до статистически значимых величин. Анализируются причины ошибок. Нередко такой анализ позволяет понять, как работает тот или иной механизм речи.

Обратите внимание

Изучаются типичные ошибки представителей таких профессий, как секретарь-машинистка, наборщик-линотипист, компьютерный наборщик, корректор, художник-оформитель, журналист; изучаются ошибки студентов, учащихся школ.

Сравнение внутренней и внешней речи.

Предлагаются следующие задачи и вопросы для самонаблюдения: соблюдаются ли во внутренней речи орфография, пунктуация, грамматическое маркирование? Возможны ли мысленные интонации? Какие синтаксические конструкции предпочтительнее во внутренней речи? Что выявится при сравнении скоростей внутренней и внешней речи? Возможен ли самоконтроль во внутренней речи?

Построение гипотез, моделирование на основе гипотез с последующей проверкой. Пример «Ступени глубины внутренней речи» приводится ниже.

Известен и такой метод исследования внутренней речи — электромиографические реакции. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается, при переходе к другим вновь усиливается.

Могут быть зафиксированы микродвижения произносительных органов, сопровождающие внутреннюю речь. К счастью, успехи на этом пути невелики. «К счастью» потому, что любые попытки чтения мыслей выходят за рамки научной этики.

Рассмотрим теперь ситуации внутренней речи, условия ее протекания.
Подготовка к устному высказыванию, как правило, не обеспечена запасом времени, опережение здесь незначительно. Поиск оптимальных языковых средств сведен до минимума; огромная роль принадлежит языковому чутью — интуиции, речевому опыту.

Подготовка письменного текста, как правило, бывает обеспечена необходимым временем, а иногда — и пособиями: словарями, справочниками; есть возможность редактирования, совершенствования, критической самопроверки и пр.

Внутренняя речь, как и внешняя, не лишена эмоций. Положительные эмоции и настроения способствуют успеху вплоть до вдохновения, помогают в достижении хороших результатов, поднимают обычную деятельность до уровня творчества. Но семиотика мира эмоций лишь в малой степени использует языковые коды.

Ситуации внутренней речи—чтения: тихое чтение в темпе разговорной речи допускает повторное прочтение, обдумывание, взвешивание двух или нескольких вариантов понимания прочитанного, обращение к другим источникам информации, реферирование (мысленное), обобщение, выделение главного — все это составляет содержание чтения.

Важно

Любое чтение — вслух, про себя, динамическое чтение — предполагает активную работу воображения, зрительных представлений и пр. Чтение порождает целый воображаемый мир, который контролируется и опытом жизни субъекта, и читаемыми текстами, и логикой, здравым смыслом.

Внутренняя речь подготавливает и сочинение — это мысленное творчество: накопление материала, его отбор и оценка, выделение главного, проектирование текста, работа над композицией, прогнозирование восприятия будущими читателями, выбор слов, создание образов, иносказаний, построение риторических фигур, подбор и обдумывание средств выразительности. Многое из перечисленного не будет вынесено во внешнюю речь.

Далее — выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, сравнения и противопоставления, построения суждений и умозаключений, обобщений, доказательств, моделирование, построение и проверка гипотез, решение задач… Все эти операции, как правило, выполняются на внутреннем уровне, озвучиваются или записываются только итоги, выводы, решения.

Наиболее свободными, индивидуальными бывают размышления, воспоминания, мечты.

Естественно, что в таком многообразии ситуаций и условий внутренней речи ее вербальный компонент может утратить, хотя бы частично, свои позиции, свою роль.

На смену языковым единицам приходят знаки из других кодовых систем: это образы — зрительные, слуховые, обонятельные, схемы разнообразных видов, нравственные чувства, настроения — от мажора и минора до угрызений совести, до благоговения перед прекрасным. Многообразие средств духовного мира человека неисчерпаемо.

Одна из тем психолингвистических исследований — это так называемые глубинные структуры внутренней речи и мышления.

Задачи данного курса позволяют нам в этом вопросе ограничиться всего несколькими ступенями «вглубь». Отсчет начнем от разделительной линии между материализованной, записываемой речью, вся подготовка которой протекала на внутреннем уровне. Представим себе, что кинокадры этого фильма побежали вспять.
Ступенька первая в «глубину» внутренней речи.

Представим себе такую ситуацию: субъект «х» пишет деловое письмо: мысленно составляет текст, проверяет и перепроверяет каждое слово, перестраивает конструкцию фразы.

Совет

Он доводит текст до совершенства: нет ли повторов, все ли грамматические связи корректны. Проверяет, не допускает ли текст двусмысленного толкования — ведь это деловое письмо, возможно, денежное.

Все это делается в уме — полностью или по частям.

Такова первая ступень вглубь. Это, в сущности, внутренняя речь лишь постольку, поскольку она не переведена в звуковой, акустический код или не записана в графическом коде.

В остальном все детали внутренней речи в данной ситуации по степени полноты и правильности ничем не отличаются от атрибутов внешней речи.

Но главное свое свойство даже на этой, первой, ступени внутренняя речь сохраняет: она недоступна другим людям, не материализована, ее код — внутренний, он доступен лишь самому субъекту.

На этой ступени код внутренней речи хотя и мысленный, но в то же время вербальный, ибо его единицы — языковые; другие, невербальные, единицы (например, зрительные образы) если и мелькают, то существенной роли не играют.

Жизнь дает нам примеры творческой деятельности на этом уровне внутренней речи.

Так, поэт Борис Ручьев свою книгу стихов «Красное солнышко» создавал на протяжении многих лет в лагерях ГУЛАГа, он хранил тексты в памяти около двадцати лет, шлифовал и перерабатывал их.

Факт этот исключительный и трагический; но разве каждый из нас не хранит в памяти и не повторяет про себя и отдельные фразы, и пословицы, и целые стихотворения, театральные роли, много раз повторяет, чтобы не забыть, не исказить.

Так что первая ступень внутренней речи выполняет функции, очень близкие к тем, что и внешняя речь, кроме обшения, передачи своей мысли другим.

Обратите внимание

Вторая ступенька в глубину.
Ситуация: я готовлюсь к устному сообщению на важную тему: это, возможно, доклад, или лекция, или что-то менее значительное.

Бывает, что в таких ситуациях текст составляется заранее, записывается, заучивается. Но в нашем варианте этого нет: идет мысленная подготовка. Далеко не всегда есть время для записи, но тот, чья речь достаточно развита, умышленно отказывается от предварительной записи текста: она мешает ему импровизировать.

Впрочем, даже такие импровизаторы подготавливают подробный план, отдельные формулировки, фамилии, даты, числа.

И все же по сравнению с первой ступенью — много отличий: нет заботы об орфографии, пунктуации, тем более — о каллиграфии, не выверяются средства грамматического маркирования, менее строг заблаговременный выбор слов, далеко не все предложения составляются, тем более не соблюдаются абзацы. Правда, появляется забота о темпе речи, громкости, тембре, интонациях. Но эти характеристики актуальны лишь для устной речи.

В целом же внутренняя речь на второй ступени глубины в основном вербальна.
Третья ступень глубины внутренней речи — это внутренняя подготовка в процессе самой речи, иногда — быстрой, монологической или в диалоге. В отличие от первых двух ступеней самонаблюдения здесь затруднены.

В этом варианте внутренней речи особенно важен автоматизм выбора слов и построения предложений и текста. Все средства языка должны быть высоко активизированы; необходимо, чтобы опережающий синтез мысленной речи был достаточен.

На этой ступени внутренней речи преодолевается ее дискретность, она должна развертываться как единая последовательность, должна соблюдаться непрерывность не только в пределах предложения, но и в тексте. Начиная фразу, говорящий еще не знает, как он ее закончит, какими словами. Но в общем виде он уже имеет схему предстоящей речи.

Точность передачи замысла, правильность построения речи в таких условиях достигается многолетней тренировкой.

Важно

Для успешной внутренней, мысленной подготовки быстрой речи требуется также организация материала — того, о чем говоришь, ясный план, а также самоконтроль и сила воли, умение не теряться при неудаче, например при затруднении в выборе слова.

Нужна быстрая перестройка: исправление не должно быть заметным. Пауза должна быть естественной. Впрочем, паузы в импровизации редко ставятся в вину говорящему, они больше мешают ему самому, чем слушателям.

Нетрудно заметить, что и на данной ступени внутренней речи она носит вербальный характер, мысль и речь тесно слиты.

На таком же уровне глубины находится внутренняя, мысленная речь в момент чтения, вслух или про себя (речь идет об осознанном чтении, разумеется).

Чтение есть перевод графических комплексов (слов, их сочетаний) в мысленную, внутреннюю речь, что и становится пониманием читаемого текста. Более подробно этот механизм будет рассмотрен в главе 14 «Моделирование процесса восприятия речи».

Если внутренняя подготовка предстоящей речи состоит в переходе на звуковой, акустический код речи, то в чтении (как и в восприятии устной речи) мы видим обратный процесс. Причем сам процесс не дискретен, восприятие носит одновременно и целостный характер, и дифференцированный, пословный. Синтез и анализ слиты воедино.

Следующая, четвертая, ступень вглубь.
Я решаю задачу: математическую, шахматную, орфографическую, инженерную — безразлично.

Все — мысленно: мотивацион-ная ступень — осознание цели, условий; ориентировочная ступень — привлечение правил, формул, выбор стратегии решения задачи; операционная ступень — выполнение ряда правилосооб-разных действий с применением формул, чертежей и прочих вспомогательных средств; наконец, контрольно-оценочная ступень, проверка правильности решения задачи, выводы. Здесь языковая, вербальная, основа уживается с иными, невербальными знаками: используются цифровые обозначения, символы, чертежи, названия шахматных фигур и клеток доски и пр. В каких-то случаях требуются зрительные образы, целостные картины, применяются образы и схемы. Н.И. Жинкин высоко оценивает роль рече-двигательного кода во внутренней речи (кинестезии, ощущения движущихся органов речи).

Совет

Иными словами, по мере углубления внутренней речи ее вербальная часть убывает, а образы, схемы, невербальные знаковые единицы играют все большую роль.

Пятая ступень вглубь.
Я отдыхаю в лесу, вокруг — изумительная красота, аромат сосны, голоса птиц. Из тайников памяти выплывают полузабытые картины юности, дымок костра, друзья и подруги на поляне, гитара, незабываемый голос…

На этом уровне глубины слова утрачивают свою ведущую роль в мысленной речи. Главную роль здесь играют образы — зрительные, слуховые, обонятельные.

Эта внутренняя рече-мысль утрачивает свою структуру, принятую в языке, зато немалое место принадлежит эмоциям.

На этой глубине до предела ослаблены функция контроля сознания, волевое и регулятивное начала.

Между тем такой уровень мысленной речи занимает в жизни человека весьма значительное место и имеет множество вариантов: это и сопереживание героям кинофильма, и полное погружение в мир музыки, и мысленное чтение про себя любимых стихов, и увлечение творчеством — живописью, например, и «тихая» охота — сбор грибов на поляне, в тени берез.

Предельно глубокий уровень назвал «функциональным базисом речи» И.Н. Горелов — психолингвист, исследователь глубинных структур. Это, согласно его гипотезе, уровень понятий, еще не оформленных словами какого-либо из языков: этот уровень интернационален.

Таков мир внутренней речи, необыкновенно богатый, но и загадочный во многом.

Источник: https://psyera.ru/vnutrennyaya-rech_9355.htm

Виды речи. Внешняя и внутренняя

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Читайте также:  Почему мужчины бросают женщин - основные причины

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Обратите внимание

Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.

Диалогическая речь

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова.

Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства.

Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.

) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени.

Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.

Важно

Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С.

Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н.

Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.

Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.

Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания.
В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в  форме  продуктивной, подготавливающей  внешнюю речь учащихся.

С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

Совет

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Анатомо-физиологические основы речи. Анализатор звуков.

Понимание и восприятие речи.

Источник: http://net22.ru/vidy-rechi-vneshnyaya-i-vnutrennyaya/

Внутренняя речь — Психологос

Внутренняя речь (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) — беззвучная речь, скрытая вербализация, возникающая, например, в процессе мышления. Является производной формой внешней (звуковой) речи, специально приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме.

В наиболее отчетливой форме представлена при решении различных задач в уме, внимательном слушании речи других людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании.

Посредством внутренней речи происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий, осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний.

Все это делает внутреннюю речь весьма важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком, психолингвистическом смысле внутренняя речь — начальный момент порождения речевого высказывания, его «внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.

Генезис внутренней речи недостаточно изучен. По предположению Л. С.

Выготского (1932, 1934), она возникает из эгоцентрической речи — разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце концов, на пороге школьного возраста превращается во внутреннюю речь — речь «про себя и для себя», причем ее осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), внутренняя речь возникает одновременно с внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что наблюдается уже в конце 1-го года жизни.

Логико-грамматическая структура развитых форм внутренняя речь может быть весьма различной в зависимости от содержания мысли и порождающей ее ситуации.

Обычно во внутренней речи мысль выражается очень обобщенно в виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие внутренней речи в индивидуальный код, отличный от устной и письменной речи.

Обратите внимание

Однако в момент мыслительных затруднений внутренняя речь становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и контролировать свою мыслительную деятельность.

Психофизиологические исследования внутренней речи весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент — зачаточная артикуляция слов, сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса их мускулатуры.

По данным электромиографических исследований, при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций: тонические (низкоамплитудные, связанные по-видимому с общей активизацией речедвигательного анализатора) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками речедвигательных потенциалов, связаны с микродвижениями речевых органов при скрытой артикуляции слов.

Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации мыслительных операций, включения в мыслительную деятельность тех или иных образов, индивидуальных особенностей памяти и мышления.

При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь лишь в момент перехода от одних умственных действий к другим. При скрытой артикуляции слов максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между лобным и височным речевым центрами.

Эти исследования позволяют предполагать, что основная физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы других анализаторов мозга в единую функциональную систему, которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии внутренней речи — и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее отбор, фиксирование, обобщение и другие операции мышления.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrennyaya-rech

Внутренняя речь и ее особенности

Реферат*

Код 293420
Дата создания 05 июня 2014
Страниц 25
Мы сможем обработать ваш заказ 19 марта в 8:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Предметом исследований является формирование, структура, механизмы внутренней речи. …

Целью данного исследования является теоретическое обоснование особенностей внутренней речи. Задачей данной работы является изучение теоретических основ внутренней речи, особенностей ее формирования, структуры и механизмов.

Объектом исследования являются психологические особенности внутренней речи.

В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что наши мысли существуют в языковой оболочке и тогда, когда мы думаем молча, то есть, не выражаем их в громкой речи или на письме.

Важно

Языковые средства, с помощью которых осуществляется внутренняя работа нашей мысли, имеют форму внутренней речи.
Роль внутренней речи не исчерпывается работой мысли.

За исключением, возможно, элементарных чувственных впечатлений и эмоций, она участвует во всей психической деятельности человека, в большей или меньшей степени связана со всеми психическими процессами.

Читайте также:  Как удивить девушку - способы, советы, идеи

Выяснить что такое внутренняя речь, пытался и П. Я. Гальперин. «Внутренней речью в собственном понимании слова, — пишет он, — может и должен называться тот скрытый языковой процесс, который ни самонаблюдением, ни регистрацией языково-двигательных органов уже не открывается.

Эта собственная внутренняя речь характеризуется не фрагментарностью и внешней непонятностью, а новым внутренним строением — непосредственной связью звукового образа слова с его значением и автоматическим течением, при котором собственно языковой процесс остается за пределами сознания; в последнем хранятся только отдельные его компоненты, которые и выступают без видимой связи с остальной речью и на фоне вроде бы свободных от нее значений, словом, в причудливом виде «чистого мышления» [3]. Как видим, здесь П. Я. Гальперин говорит о «собственной, внутренней, речи», «внутренняя речь в собственном понимании слова». Эта речь появляется, по мнению П. Я. Гальперина, на 5-м, последнем этапе формирования умственных действий, на котором языковой процесс становится автоматическим, исходит из сознания, становится в полном смысле внутренним». Все же остальное, что предшествует этому этапу, однако осуществляется в уме, это — «внешняя речь о себе», которая является средством «явно языкового и произвольного мышления». «Внешняя речь о себе» характеризуется беззвучным проговариванием слов с его четким словесно-понятийным членением. Таким образом, получается: — собственно внутренняя речь; — беззвучное проговаривание слов, которое является «внешней речью о себе». Первое — это деятельность, которая лежит за пределами сознания, никак не проявляется и не фиксируется, «речь без языка» [7]. Но если внутренняя речь — только то, что находится за пределами сознания, то есть бессознательное или подсознательное, оно может быть лишь формой умственного навыка, а не умственного действия, не мышления, поскольку мышление — деятельность сознательная, и человеческое сознание наиболее полно раскрывается в мышлении. Если внутренняя речь — недостижимый для сознания процесс, то из него следует исключить внутренний диалог, всю внутреннюю подготовку процесса обмена мнениями, сознательно управляемое и контролируемое рассуждение, то есть то, что никто не назвал бы внешней речью. П. Я. Гальперин отмечает, что регистрация речевых движений и самонаблюдение не выявляют участия языка в процессах мышления только тогда, когда интеллектуальная деятельность не встречает на своем пути трудности. С этим можно согласиться, это утверждается исследованием языковых кинестезий во время выполнения стереотипных, легких, знакомых умственных задач. И из этого никак не следует, будто мы имеем дело с внутренней речью только тогда, когда мыслительная деятельность не встречает трудностей, а когда она их встречает, мы имеем дело с «внешней речью о себе». С концепцией П. Я. Гальперина нельзя согласиться. Ю. А. Самарин вполне справедливо замечает, что П. Я. Гальперин реформирует понятие внутренней речи: «Следуя П. Я. Гальперину, внутренняя речь — это речь, которая выходит за пределы сознания, лишена сознательного контроля, речь без языка, а умственные действия — это действия «в уме», однако без участия разума, то есть такие, которые тоже выходят за пределы сознания…» [7]. Во внутренней речи не все подконтрольно, не все осознается в каждом пункте этого процесса. Как правило, она — средство, а не цель. Наше сознание часто не направляется на языковую форму как таковую, последняя далеко не всегда выступает и объектом для самонаблюдения. Кроме того, самонаблюдение — не настолько надежное, адекватное средство научного познания внутренней речи, чтобы ему можно было вполне доверять. Внутренняя мыслительная деятельность является сознательной, а, следовательно, осознанной. Но из-за этого она не перестает быть внутренней деятельностью, не становится внешней деятельностью о себе. По П. Я. Гальперину, внутренняя речь характеризуется непосредственной связью звукового образа слова с его значением, но есть «внешняя речь о себе» тоже молчаливая, незвучащая, следовательно, ей тоже свойственно «новое внутреннее строение», и, следовательно, она тоже внутренняя. Получается, что в термине «внешняя речь о себе» нет нужды, он только вносит путаницу в понимание внутренней и внешней речи, поскольку «внешняя речь о себе» не может выполнять функцию общения, потому что в действительности она уже не является внешней. Чтобы избавиться от этой неразберихи, следует выделить то главное, что характеризует внутреннюю речь как специфическое явление. Языковая деятельность человека — это единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям рефлекторной работы мозга. Но положение о единстве речевой деятельности не отрицает того общеизвестного факта, что она может осуществляться в различных формах, среди которых различается обычная громкая, или внешняя, и внутренняя речь. Последняя характеризуется, прежде всего, беззвучностью; она преимущественно скрыта, то есть, не рассчитана на непосредственное восприятие другими людьми. Она вторична, производная от внешней. Но вторичность внутренней речи, ее беззвучия и другие признаки обусловлены ее функциональными особенностями, которые и должны быть положены в основу анализа этого вида речевой деятельности. Главная специфическая особенность внутренней речи заключается в специфичности, своеобразии тех функций, которые она выполняет. Если обычная — устная и письменная — речь выполняет функцию общения и обмена мнениями, то внутренняя речь непосредственно этой функции не выполняет. Она выполняет психологически внутренние функции: внутренней работы мысли, планирования, подготовки процесса общения и обмена мнениями. Функциональным своеобразием внутренней речи предопределяется своеобразие ее структурно-динамических и семантических особенностей, т.е. тех особенностей, которые взяты некоторыми авторами за основу понимания внутренней речи и поэтому не обеспечивают ее адекватного понимания. Не принимая во внимание характеристики внутренней речи со стороны ее функций, нельзя преодолеть односторонности в ее изучении, неправомерного подчеркивания каких-то одних ее особенностей и недооценки других, игнорирование функциональной специфики внутренней речи неизбежно приводит к отрицанию ее своеобразия как особого вида речевой деятельности и даже к отрицанию существования самой внутренней речи. Речь возникла из потребности общения объединенных в общество людей. Но речь, как историческая категория, не оставалась неизменной — она развивалась вместе с обществом, которому принадлежала. Ее развитие шло через обогащение языкового материала, словарного состава, изменения и совершенствования грамматической структуры. Оно шло также через дифференциацию функций и формирования, по мере усложнения процесса общения и порождаемых им новых потребностей, новых видов речи и внутренней речи в частности. 2. Формирование и структура внутренней речи Внутренняя речь является необходимым этапом подготовки к внешней, развернутой речи. Для того чтобы перевести симультанную семантическую запись в сукцессивно организованный процесс речевого высказывания, необходимо, чтобы она прошла специальный этап — этап внутренней речи. На этом этапе внутренний смысл переводится в систему развернутых синтаксически организованных речевых значений, симультанная схема «семантической записи» перекодируется в организованную структуру будущего развернутого, синтаксического высказывания. Этот процесс перевода исходного замысла или мысли в плавный сукцессивный процесс речевого высказывания совершается не сразу. Он требует сложного перекодирования исходной семантической записи в речевые синтагматические схемы, и именно поэтому Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершается в слове. Решающую роль в этом процессе играет внутренняя речь. Известно, что внутренняя речь возникает у ребенка в тот момент, когда он начинает испытывать определенные затруднения, когда возникает необходимость решить ту или другую интеллектуальную задачу. Известно далее, что эта внутренняя речь появляется относительно поздно из ранее развернутой внешней речи, на первых этапах обращенной к собеседнику, а на дальнейших этапах обращенной к самому себе. Формирование внутренней речи претерпевает ряд этапов. Она возникает путем перехода внешней речи сначала во фрагментарную внешнюю, затем в шепотную речь и лишь после этого, наконец, становится речью для себя, приобретая свернутый характер. Известно, что по своему морфологическому строению внутренняя речь резко отличается от внешней: она имеет свернутый, аморфный характер, а по своей функциональной характеристике является, прежде всего, предикативным образованием. Предикативный характер внутренней речи и является основой для перевода исходного «замысла» в будущее развернутое, синтагматически построенное речевое высказывание. Внутренняя речь включает в свой состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. Так, если во внутренней речи есть слово «купить», то это означает, что одновременно во внутреннюю речь включены все «валентности» этого слова: «купить что-то», «купить у кого-то» и т.д. Именно эта сохранность потенциальных связей элементов или «узлов» первичной семантической записи, имеющихся во внутренней речи, и служит основой развернутого речевого высказывания, которое формируется на ее основе. Следовательно, свернутая внутренняя речь сохраняет возможность вновь развертываться и превращаться в синтагматически организованную внешнюю речь. Таким образом, внутренняя речь является существенным звеном в процессе превращения исходного замысла или симультанной «семантической записи», смысл которой понятен лишь самому субъекту, в развернутую, протекающую во времени, синтагматически построенную систему значений. В течение длительного времени внутренняя речь понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась неясной. Однако в конце 20-х годов XX века работами Л.С. Выготского в учение о «внутренней речи» были внесены коренные изменения. Исходными для анализа формирования внутренней речи и той роли, которую она играет в поведении ребенка, послужили известные наблюдения Л. С. Выготского над поведением ребенка 3 — 5 лет в ситуации, когда он встречается с затруднениями при выполнении какого-нибудь задания. Ребенку, например, нужно свести рисунок через наложенную на него папиросную бумагу или обвести его цветным карандашом. Если выполнение этой задачи встречало препятствие (например, экспериментатор незаметно удалял кнопку, которой была приколота калька к сводимому ребенком рисунку) и перед ребенком, следовательно, возникало затруднение, он начинал говорить. Эта речь ребенка, казалось бы, не была обращена к посторонним людям. Он говорил даже тогда, когда в комнате никого не было. Иногда ребенок обращался к экспериментатору с просьбой помочь ему, иногда он как бы описывал возникшую ситуацию, спрашивая себя, как ему выполнить эту задачу. Типичными для ребенка в этой ситуации были такие высказывания: «Что же делать? Вот бумага скользит, а ведь кнопочки-то нет, что же делать, как мне ее прикрепить?» и т.д. [2]. Таким образом, речь ребенка сначала описывала затруднения, а затем планировала возможный выход из них. Иногда ребенок начинал фантазировать, сталкиваясь с подобной задачей, и пытался разрешить ее в речевом плане. Внутренняя речь не является просто речью про себя, как думали психологи в течение нескольких поколений, считавшие, что внутренняя речь — это та же внешняя речь, но с усеченным концом, без речевой моторики, что она представляет собой «проговаривание про себя», строящееся по тем же законам лексики, синтаксиса и семантики, что и внешняя речь. Думать так было бы величайшей ошибкой. Подобное представление ошибочно хотя бы потому, что такая «речь про себя» была бы дублированием внешней речи. В подобном случае внутренняя речь протекала бы с той же скоростью, что и внешняя. Однако известно, что интеллектуальный акт, принятие решения, выбор нужного пути происходят довольно быстро, иногда буквально в десятые доли секунды. В этот краткий период никак нельзя проговорить про себя целую развернутую фразу и тем более, целое рассуждение. Следовательно, внутренняя речь, выполняющая регулирующую или планирующую роль, имеет иное, чем внешняя, сокращенное строение. Это строение можно проследить, изучая путь превращения внешней речи во внутреннюю [4]. Речь ребенка, возникающая при любом затруднении, строится в определенной последовательности. Сначала его планирующая речь носит полностью развернутый характер («Бумажка-то скользит, как же мне сделать, чтобы она не скользила?»; «Где бы мне кнопочку достать?»; «Может быть, послюнить бумажку?» и т.п.). Затем она сокращается, становится фрагментарной, и тогда во внешней шепотной речи проявляются только обрывки этой ранее развернутой речи («А вот бумажка-то… она скользит… а как же… вот бы кнопку…» или даже: «бумажка», «кнопка», «а как же»). Если внимательно проследить структуру речи, переходящей из внешней во внутреннюю, можно констатировать, во-первых, то, что она переходит из громкой в шепотную, а затем и во внутреннюю речь, во-вторых, что она сокращается, превращаясь из развернутой во фрагментарную и свернутую. Все это дает возможность предполагать, что внутренняя речь имеет совершенно другое строение, чем внешняя. 3. Механизмы внутренней речи1. Баев Б.Ф. Психология внутренней речи: ДД. Киев, 1966. — 454 с. 2. Выготский Л.С. Психология.-М.: 2002. 3. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи // Доклады АПН РСФСР. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — № 4. С. 55-60. 4. Маклаков О.А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. 5. Немов Р.С. Психология. – М.,1995. – Том 1. 6. Погодин А.Л. Язык как творчество: (Психологические и социальные основы творчества речи). Происхождение языка / А. Л. Погодин. – 2-е изд., стереотип. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 556 с. 7. Самарин Ю. А. О концепции так называемых «умственных действий» П. Я. Гальперина // «Вопросы психологии». – 1959. — № 5. 8. Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание. // Ученые записки ГНИИ психологии, 1941. – том 2. 9. Чикобава А. С. Введение в языкознание, ч. 1, М., 1952.Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала, который не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, но может использоваться в качестве источника для подготовки работы указанной тематики.

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/293420/referat-vnutrennyaya-rech-osobennosti.html

Ссылка на основную публикацию