Формирование адекватной самооценки личности

Путь к совершенству

Формирование самооценки. Что заложили, то получили

Самооценка, а точнее её формирование закладывается исключительно в семье с самого раннего возраста малыша. Что мы, родители заложили в своего ребенка, то и получили, в результате. То есть не мы, а наши взрослые дети.

Но самооценка, в свою очередь – это не монолит, который нельзя сдвинуть с места. Самооценка может меняться в течение жизни у каждого из нас. Это зависит от индивидуума, его отношения к себе в первую очередь, его отношения к жизни. И тем не менее, основы закладываются в детстве нашими родителями, а теперь и нами по отношению к нашим детям.

Как происходит формирование самооценки? Обратите внимание, когда мы начинаем одобрять поступки наших детей, когда они действительно заслуживают одобрения, или подбадриваем их в трудную для них минуту, придавая уверенность, происходит некая эмоциональная подпитка для ребенка со стороны любящих родителей. В результате чего самооценка повышается, ребенок понимает, что его любят в семье и всегда готовы  прийти ему на помощь.

В противоположном случае, когда ребенок растет, как придорожная трава, и ему мало уделяют  внимания или постоянно укоряют и упрекают, он чувствует, что никому не нужен и что бы он ни сделал, все равно будут ругать. Об уверенности ребенка в этом случае можно забыть.

Похвала с родительской стороны может быть:

-направлена лично на ребенка, то есть, мы оцениваем самого ребенка;

-направлена на его действия и поступки.

Когда мы хвалим и оцениваем ребенка, мы формируем его самооценку к себе. От этого, по большому счету, будет зависеть его отношение к самому себе в будущем. Важно знать золотую середину, научить  ребенка  адекватно оценивать себя, то есть ни высоко, ни низко.

В случае похвал его поступков, мы оцениваем его действия. Здесь как раз происходит оценка «хороших» и «плохих» поступков. И не только оценка, но и подробное объяснение, разговор с ребенком, который поможет ему правильно с помощью родителей самому оценить любое свое действие, будь то «плохо» или «хорошо».

Не забываем умело использовать метод кнута и пряника. Помним всегда, что одно наказание в день заменяется похвалой 14 раз. Если наказали два раза, ищите, за что можно похвалить еще 14 раз. Таким образом, получается формула:

1 наказание=14 похвал

Высокая самооценка

Формируется в том случае, когда родители постоянно говорят ребенку, что он самый лучший, что у него все получится лучше всех. При этом ему все дозволено, все прихоти его удовлетворяются.

Начинается это с младенчества, когда родители начинают идти на поводу у малыша и следуют принципу: «Чем бы дитя не тешилось…» Когда ребенок подрастает, они сами не рады его капризам, но не зря существует пословица: «Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит» (то есть, когда он совсем маленький).

Все бы может быть и хорошо, вот только воспитанный в таких условиях эгоист не будет, став взрослым, соотносить свои интересы с интересами других людей. Вырастет черствым и безразличным.

Обратите внимание

И это бы ладно, но ему самому будет очень трудно в жизни, он не сможет взаимодействовать в обществе, а с ним просто не захочет  взаимодействовать его окружение.

Среди ваших знакомых наверняка есть люди с завышенной самооценкой? Тогда за примером далеко ходить не надо.

Низкая самооценка

Формируется в тех случаях, когда родители только и делают, что на каждом шагу предупреждают ребенка о разного рода опасностях, подстерегающих его за каждым углом. «Любящие» родители постоянно напоминают ему, что он «неряха», «неумеха», а то еще и «бестолковый» и ничего — то у него не получается, и что бы он ни сделал, все наперекосяк.

Вырастает личность не только с низкой самооценкой, но еще и абсолютно не уверенная в себе. Будучи взрослым, человек с заниженной самооценкой постоянно будет испытывать страх перед каждым начинанием и решится ли начать что – либо вообще — большой вопрос. Это будущий неудачник, как правило, которого глубоко в его душе сформировали его же  родители.

Помните изречение? «Повторяй  ему 9 раз, что он свинья, на десятый он захрюкает».

Повторюсь – всегда должна быть золотая середина. Крайности и перекосы в отношении формирования успешной личности детей оставляем где – нибудь в мусорном баке и сжигаем их там навсегда! О крайностях материнской любви читайте здесь.

Мама формирует личную самооценку ребенка, а папа — направление его деятельности, его интересов расстановку его приоритетов.

Ребенок  — это всегда отражение семьи.

Если в семье  царит взаимопонимание между родителями, любовь и уважение, где папа – добытчик и защитник, а мама — хранительница очага, душевного и домашнего тепла и уюта, то и ребенок будет спокойным, уравновешенным, с адевкатной самооценкой. Его развитие будет осуществляется в нужном направлении, соответствующем росту гармоничной личности в целом.

Формирование самооценки начинается с нас, уважаемые взрослые. Что закладываем в наших детей, то и получаем в будущем.

Любите своих детей созидательной любовью, готовьте их к жизни, говоря с ними обо всех её сторонах. Учите принимать мир и людей такими, какие они есть.

Оказывайте поддержку детям, хвалите и одобряйте их самих и их поступки. Говорите с ними о их неудачах или проступках. Ничего не упускайте из виду, не пускайте на самотек.

Важно

Чаще улыбайтесь, смейте, шутите, рассказывайте сказки. Чаще обнимайтесь, целуйтесь, смотрите в глаза своих детей любящим взглядом.

Учите ребенка адекватно относится  к себе и окружающему миру.

Обратите прямо сейчас, в данный момент времени свой внутренний взгляд на себя и задайтесь следующими двумя вопросами:

«Какая самооценка у меня?»

«Что я могу дать своему ребенку с такой самооценкой?»

Удачи! Действуйте. И помните, вся наша жизнь – игра.

Источник: http://v-izhikowa.ru/formirovanie-samootsenki/

Самооценка личности

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем.

Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год.

При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь – не блиц-турнир.

Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности.

Совет

Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т.

Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: – когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;

– эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка – процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете – о самом себе. Вот написал же французский поэт Ф. Вийон: Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю ВСЕ! Но только НЕ СЕБЯ!

А что там удивляться, если в структуре головного мозга человека участкам, ориентированным на неудовольствие, природа отвела менее 10 % от всей площади. Вот человек и склонен льстить себе. Лесть – пища глупых, говорил Д. Свифт, но между тем сколько умных людей готовы, время от времени, отведать хоть глоток этой пищи.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий.

Успех – факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек: – приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»); – имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других); – игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе; – истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; – становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению; – экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами – с чем угодно, но только не с собственными ошибками; – к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти; – как правило, ставит перед собой невыполнимые цели; – имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности; – легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость; – ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда — скрытое или явное негативное отношение к нему); – подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»); – прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;

– имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек: – обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки; – как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; – более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них; – конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу; – страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит; – ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть; – нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни; – слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости; – становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;

– имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Читайте также:  Подростковая любовь - советы родителям и влюбленным подросткам

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке: – познавательного, способствующего адекватности;

– защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой.

Обратите внимание

Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера.

Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3.

Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»: «Оно» – бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти.

«Я» – сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности.

«Сверх-Я» – своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно».

Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия.

Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих.

Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми.

Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо: – бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя; – изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;

– постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

Источник: https://psyera.ru/samoocenka-lichnosti-64.htm

Что такое адекватная самооценка?

Расскажите ребенку, что в случае волнения можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, размять пальцы и кисти рук или сделать гимнастику для лица.

Самооценка человека – это его способность верить в свои силы. Она может быть заниженной или завышенной. Но правильно – придерживаться золотой середины. Именно адекватная самооценка поможет быть объективным по отношению к себе, узнать свои сильные и слабые места. Причем последние не должны расстраивать, они могут определять вектор дальнейшего развития.

Формирование адекватной самооценки у ребенка – это одна из основных задач для родителей. Такой навык поможет ему легко развиваться, быть мобильным.

Важно

Важно уметь разделять ребенка и его поступки. То, что он совершил что-то плохое, не значит, что плохой и сам ребенок. Ваш малыш должен мыслить примерно так: «Я хороший и мне по силу исправить собственные ошибки». Такая позиция станет дополнительным стимулом на пути к совершенствованию себя.

Формирование адекватной самооценки младших школьников стоит начинать с решения их проблем.

  • Важная составляющая каждой личности – внешность. Ребенок часто может комплексовать по поводу конопушек, кривого носа, не кудрявых или кудрявых волос и т.п. Переубедить его в том, что он красив, сложно. У ребенка всегда найдутся контраргументы, или начнутся капризы. Важно сказать, что он для своих родителей самый лучший, что они в него верят и знают, что он добьется успеха. Такая родительская позиция вызовет и у малыша, и у подростка веру в себя и желания чего-то добиваться.

Для девочек особо важна их внешность. Родители могут провести для дочки фотосъемку. Это хороший способ объяснить любому ребенку, что он красив по-своему. Глядя на фотографии можно подчеркнуть, что девочка умеет хорошо позировать, что у нее красивые большие глаза и т.п.

  • Вспомните вместе с ребенком радостные моменты, когда он был счастлив и не задумывался о своей внешности. Это даст положительный эффект.
  • Существует мнение среди психологов, что школьные классы нужно формировать, исходя из способностей и степени развитости каждого ребенка, а не по возрастному критерию. Для развития способностей ребенок должен заниматься еще чем-то помимо школьной программы. Отдайте его в интеллектуальные кружки, в музыкальную школу или кружок моделиста-конструктора – в зависимости от увлечений. Это создаст ребенку полноценный круг общения по интересам и, конечно же, будет развивать его дополнительно.
  • Высокая адекватная самооценка научит ребенка отстаивать свое мнение. Он будет уметь аргументировать свое мнение и при этом сохранять спокойствие. Адекватная самооценка младшего школьника будет способствовать его успехам в учебе.
  • Научитесь убеждать малыша в том, что у него есть свои достоинства. С помощью этого и будет закладываться адекватная самооценка личности.

Способность адекватно оценить человека у девочек выше, это объясняется их большим интересом к другим людям

Хорошим тренингом в этом случае будет запись достоинств и недостатков на бумаге. В один столбик записываете все хорошее, а в другой – неудачи. Каждую неделю можно добавлять новые достижения ребенка.

Это станет наглядным примером его способности к самосовершенствованию. Ребенок научится анализировать свои поступки. Такие тренинги можно проводить с раннего детства.

Таким образом будет формироваться адекватная самооценка дошкольников.

Основным ключом к правильному развитию самооценки всегда остается родительское уважение, умение видеть не ребенка, а формирующегося человека.

Основные правила поведения для родителей:

  • Запомните, ваш ребенок индивидуален, и не стоит его сравнивать с другими.
  • Оценивайте его объективно, не умаляя его достоинств, ну и не перехваливая.
  • Помните, что ваш ребенок, прежде всего, человек. Не относитесь к нему иронично, «свысока».
  • Главные критерии в формировании самооценки – честность, доброта, справедливость. Эти правила распространяются как на ребенка, так и на родителей. Умейте признать, если были не правы.
  • Анализируйте поступки ребенка отдельно от его личности.
  • Будьте гибкими в воспитании. Не стоит устанавливать жестких правил, смотрите по ситуации.
  • За ребенком всегда должно оставаться право выбора.

Три кита самооценки – доброта, честность, справедливость

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/chto-takoe-adekvatnaya-samootsenka/

Условия формирования адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников

Для того, чтобы разобраться в условиях, которые влияют на формирование адекватной самооценки в учебной деятельности младших школьников, необходимо проанализировать понятие учебной деятельности.

В педагогической литературе В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин определяют учебную деятельность как «процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения, без которой становится невозможным овладение другими видами человеческой деятельности» [12, с. 118; 46, с. 55;]. Результатом учебной деятельности является научение.

Говоря о младших школьниках, стоит упомянуть, что учебная деятельность становится ведущей в данный период обучения, которая изначально включает в себя овладение основными знаниями и умениями, необходимых для дальнейшей деятельности учеников.

Учебная деятельность младших школьников состоит из: мотивов, учебных задач, учебных действий, а также действий контроля и оценки.

Ее роль заключается в том, что она опосредует целую систему отношений ребенка с окружающим миром, а также формирует отдельные качества ребенка и его личность в целом [7, с. 29].

Говоря о формировании личности ребенка, необходимо упомянуть, что становление личности происходит путем формирования самооценки, которая закладывается у младшего школьника уже к 7 годам и начинает активно выражаться в его учебной деятельности.

Ребенок в младшем школьном возрасте на начальном этапе обучения уделяет большое внимание своим интеллектуальным возможностям, соответственно, определенные неуспехи в результатах или непроявленное внимание к достижениям со стороны окружающих могут отрицательно сказаться на самооценке младшего школьника.

Совет

С приходом в школу ребенок начинает придавать большое значение результатам своей деятельности, которое выражается в проявлении интереса к оценочной системе.

Соответственно, определенные успехи и неудачи в учебной деятельности, учительская оценка результатов его деятельности начинают определять самооценку младшего школьника. Как правило, дети по-разному реагируют на ошибки, допущенные в ходе свое работы.

Одни могут самостоятельно разобраться в своих ошибках и адекватно отреагировать на определенные замечания учителя, другие дети могут испытывать затруднения или страхи на соответствующие замечания в свой адрес.

Именно личное отношение к собственным ошибкам, неудачам, промахам выступают одним из главных показателей самооценки ребенка, проявляющаяся в первую очередь в учебной деятельности.

Поскольку ребенок в младшем школьном возрасте не в состоянии в полной мере идентифицировать свою деятельность и самого себя, в результате чего ребенок формирует мнение о себе исходя из результатов учебной деятельности.

Ребенок с адекватной самооценкой способен анализировать свои ошибки и воспринимать объективные замечания в свой адрес со стороны учителя.

Однако в начальной школе большинство детей еще не способы объективно смотреть на себя и видеть ошибки в результатах своей деятельности, поэтому учителю необходимо создавать определенные условия, способствующие формированию адекватной самооценки в учебной деятельности.

Самооценка младшего школьника будет сформирована как более адекватная при реализации следующих педагогических условий:

Стиль педагогического общения всех участников образовательного процесса, включая педагога и учащихся, учеников между собой и родителями будет демократичным и основан при принципах уважения к личности ученика.

Обратите внимание

Самое понятие стиля включает в себя методы и совокупность приемов в определенном виде работы или деятельности. Соответственно, стиль педагогического общения подразумевает под собой особенности взаимодействия между педагогом и учащимися в процессе всего обучения.

Общепризнанная классификация в педагогике подразделяет на авторитарный, демократический и попустительский стили общения. (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, В.В. Шпалинский, М.Ю.Кондратьев и др.) [18, с. 163; 38, с. 568].

Соответственно, демократический стиль подразумевает под собой процесс сотрудничества между участниками образовательного процесса, при котором педагог в большей степени нацелен на повышение субъективной позиции каждого ученика и включение каждого к решению определенных задач.

Главная особенность данного стиля заключается во взаимной ориентации всех учеников в процессе межличностного взаимодействия. В ходе открытых обсуждений конкретных задач, учащиеся вместе с учителем приходят к конкретному решению.

Прежде всего, педагог в ходе данного стиля общения проявляет положительное отношение ко всем ученикам, адекватно оценивает их возможности, достижения и поражения, что прямо закладывает основу для формирования адекватной самооценки младшего школьника.

Одним из главных принципов организации педагогической работы с детьми является уважение личности ребенка в совокупности с объективным уровнем требовательности к нему. Данную позицию раннее выдвигал А.С.

Макаренко, считавший, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем, больше уважения к нему.

Реализация такого принципа также сочетается с принципом опоры на положительные качества и сильные стороны ученика, способствующий на формирование объективного представления ребенка о своих возможностях и способствующий становлению адекватной самооценки младшего школьника.

Важно

Следующим условиемявляется сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младшего школьника.

Исходя из того, что учебная деятельность является ведущей для младшего школьника, необходимо формировать самооценку, используя весь потенциал данного вида деятельности, в результате чего самооценка будет выступать неким процессом для выполнения различных учебных задач.

Соответственно, важно научить младших школьников грамотно формулировать свои цели, планировать деятельность, анализировать ее результаты и выстраивать совместно с учителем способы корректировки различных видов деятельности, что предполагает необходимость овладения структурой контрольно-оценочного действия.

Таким образом, ребенок, который в достаточной мере овладел соответствующими навыками, способен на объективном уровне оценивать самого себя и свою деятельность исходя из того, что обладает определенным набором учебных действий, необходимых для выполнения образовательных задач, и способен ставить перед собой те цели, которые соответствуют его уровню способностей и возможностей.

Читайте также:  Чувство юмора - что это такое и как его развить

Еще одним немаловажным условием является создание ситуации успеха в

ученик способен продемонстрировать свои потенциальные способности и возможности на сформированном уровне. Наиболее действенным использованием ситуации успеха будет использование дифференцированного метода в сочетании с репродуктивным, проблемно-поисковым и творчески-воспроизводящим методов обучения на уроке.

Применение дифференцированного подхода является необходимым в учебной ситуации исходя из того, что каждый ученик отличается определенным уровнем способностей, индивидуальными чертами, проявляющихся в учебной деятельности.

Задача учителя состоит в том, чтобы предоставить каждому ученику проявить свои возможности, свою индивидуальность, а также сформировать уверенность в своих силах, которая необходима для формирования адекватной самооценки ребенка [11, с. 307].

Особое место также занимает метод создания воспитывающих ситуаций, сущность которого заключается в том, что создается проблемная ситуация, в процессе решения которой ученик свои поведением определяет уровень развития личностных качеств.

Совет

В роли таких качеств могут быть: способность к коммуникации с другими учениками, моральные качества и др. Поэтому основная задача этого метода-определить уровень развития конкретных качеств у ученика в совокупности с формированием и дальнейшим развитием этих качеств.

В современном образовательном процессе выделяют несколько видов воспитывающих ситуаций [15, с.18]

проверочная, которая направлена на диагностику определенных качеств у ученика;

воспитывающая, направленная на воспитание нравственных убеждений;

-контролирующая и закрепляющая, которая направлена на закрепление положительных воздействий поведения.

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что метод воспитывающих ситуаций весьма необходим для формирования нравственных и личностных качеств учащихся, позволяющий регулировать деятельность и поведение младших школьников.

Формированию адекватной самооценки также будут способствовать приемы самооценивания и взаимооценивания.

Сочетание приемов самооценивания и взаимооценивания в учебной деятельности позволяет младшему школьнику проводить анализ результатов собственной деятельности и оценку своих качеств, способностей в совокупности с приемом взаимооценивания, который имеет интерактивный характер и позволяет учащимся оценивать сильные и слабые стороны работ своих товарищей, следовательно, младшие школьники анализируют продвижение в результатах собственной деятельности. Взаимооценивание позволяет рассмотреть ученику свои ошибки и при возможности корректировать их, в результате чего учащийся начинает осознавать важность и необходимость процесса оценивания и оценки. Однако учителю заранее необходимо выдвинуть определенные критерии, по которым ученики будут проводить оценивание работ друг друга. Кроме этого, во избежание конфликтных ситуаций, необходимо донести до учащихся, что важно оценивать работы и результаты друг друга, а не личность самого ученика, в совокупности с личной симпатией или антипатией к нему.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что на формирование адекватного уровня самооценки младших школьников влияет ряд определенных факторов. Для того, чтобы факторы, влияющие на самооценку, играли положительную роль, необходимо соблюдать определенные условия, такие как:

-использование демократического стиля домашнего воспитания и педагогического общения между педагогом и учеником, основанный на уважении к личности ребенка;

-формирование на достаточном уровне навыков учебной деятельности;

-использование методов создания воспитывающих ситуаций и ситуаций успеха при обеспечении дифференцированного подхода, влияющие на формирование адекватного уровня самооценки.

Все это в конечном итоге позволит воспитать личность способную адекватно оценивать свои возможности и достижения, тем самым защищая себя от поражения и чрезмерной переоценки своих заслуг, уверенную, стремящуюся достижению реально поставленных целей, способную к самореализации.

Выводы по первой главе

В результате вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что самооценка является неотъемлемой частью развития личности человека, определяющая уровень его притязаний и отношение к самому себе.

Адекватная самооценка позволяет объективно соотносить свои способности и возможности в соответствии с ситуацией, воспринимать адекватную критику окружающих и сопоставлять ее со своей внутренней оценкой, ставить достижимые цели и задачи в соответствии со своими возможностями, а также предвидеть общественную реакцию на результат собственной деятельности.

Обратите внимание

При неадекватной самооценке отсутствует объективное представление о своих возможностях, при которой человек сталкивается с препятствиями как в профессиональной, так и в личностной сферах; искажается восприятие окружающего мира, при котором отсутствует адекватное оценивание ситуаций и в большей степени присутствует эмоциональный компонент. Нормальный уровень самооценки выражается в объективном оценивании личности своих реальных возможностей или невозможностей чего-либо. Завышенная самооценка выражается в искаженном и переоцененном представлении личности о своих достоинствах и возможностях. Заниженная самооценка проявляется в неадекватном занижении потенциала и необъективной оценке личностных качеств субъекта. На формирование самооценки также влияют различные факторы, к которым относятся: стиль домашнего воспитания и непосредственное мнение родителей о ребенке, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка учителя, взаимоотношения в коллективе и собственный жизненный опыт.

Исходя из этих факторов выделяются условия, влияющие на становление адекватной самооценки, такие как: демонстрация учителем демократического стиля общения и стиля взаимодействия с учащимися и всеми участниками образовательного процесса, сформированность на достаточном уровне навыков учебной деятельности младших школьников, использование учителем эффективных методов таких как: метод воспитывающих ситуаций, метод создания ситуации успеха, а также использование приемов самооценивания и взаимооценивания, самоконтроля и взаимоконтроля в учебной деятельности.



Источник: https://infopedia.su/9x3b37.html

Как формируется самооценка ребенка

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя.

Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку.

В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее – поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков.

Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка.

Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную.

Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости.

Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

Важно

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами.

Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

 

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида.

У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку.

Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует».

Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности.

Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Совет

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается.

Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он.

Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить.

Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально.

Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость.

Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание.

Обратите внимание

Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой.

Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут.

Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле.

Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями.

Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха 

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха.

Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка.

Важно

Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену. 

Читайте также:  Свойства темперамента - основные, психологические, психические

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу.

Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы.

Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается. 

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_kak-formiruetsya-samoocenka-rebenka

Формирование адекватной самооценки

Психология про Формирование адекватной самооценки, а также бесплатные онлайн вопросы психологам в Психологической помощи Дома Солнца.

Почему кто-то из нас может быть подавлен небольшим стрессом, а кто-то легко справится с более сложной ситуацией? Конечно, важен и опыт, и ресурсы, и установки, с которыми мы «идем в бой» со сложными ситуациями.

Но часто решающую роль играет именно то, насколько адекватно мы оцениваем себя и свои действия, то есть – наша самооценка. Как формируется самооценка?

Важный этап формирования самооценки происходит в раннем детстве, в дошкольном возрасте.

Отношение родителей и близкого окружения…

“Самооценка, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важнейшим регулятором её поведения. От С.

Совет

зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Узнайте уровень вашей самооценки с помощью теста на самооценку. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е.

степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение…

Чтобы быть счастливым, надо себя уважать и любить, верить в свои силы. Но зачастую родители, воспитывая ребёнка, внушают ему, что надо думать в первую очередь о пользе для окружающих, ориентироваться на их мнение.

Вот и живём мы с “оглядкой на других”, не доверяя себе, сомневаясь в возможности достичь желаемого, критикуя и порицая себя за ошибки.

В процессе работы с клиентами, обсуждая с ними темы самооценки, уверенности в себе, освобождения от зависимости от мнения окружающих, постепенно…

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен.

Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и…

Как часто, не добиваясь того, чего бы вы хотели, вы обнаруживаете, что просто немного не хватило уверенности, потерялись, на вас напало какое-то странное оцепенение. Протестируйте уровень вашей самооценки с помощью не сложного теста.

Это всё — синдромы пониженной самооценки. В своем максимуме — это комплекс «маленького человека». Каждый из нас говорил или хотя бы думал примерно так: «Я человек маленький, от меня ничего не зависит».

Думая, а следовательно, и действуя с таким настроем, человек…

Обратите внимание

Людей издавна интересовал вопрос о том, как человек думает. Что такое мышление? Как происходит этот процесс? Почему одним людям не составляет труда мысленно представить себе план здания, например, и проводить с ним всяческие операции.

Или произвести в уме сложные математические вычисления, а другим этот недоступно, зато они прекрасно могут представить себе красочную картину, а затем изобразить ее, подобрать по слуху мелодию или предсказать какое-либо событие, доверяясь исключительно своей…

Знаменитый социолог Эрвин Гоффманн сказал, что имидж – это искусство 'управлять впечатлением'. Трудно с этим не согласиться, однако, по-моему, это искусство все более становится наукой.

Имидж профессионала, или Как быть востребованным в своей профессии

Сколько на свете людей, столько и имиджей, но нас интересует, насколько имидж соответствует характеру той работы, которую выполняет конкретный работник.

имидже каждого человека есть элементы, доставшиеся ему от рождения или, если сказать точнее…

Она бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова.

Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов.

Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой — скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение…

Я периодически страдаю от заниженной самооценки. А раньше, в детстве и юности, страдала от завышенной. Удивительно, но по сути это одно и то же, и то и другое — элементарное отсутствие самоуважения.

Узнайте уровень вашей самооценки с помощью теста на самооценку. Казалось бы, такая естественная вещь, но как мало людей ею обладает в полной мере. Когда человек себя уважает, это формирует и отношение к нему окружающих.

Если выразиться короче: уважаешь себя — тебя уважают другие. Относитесь к себе…

Приветствую вас, милые женщины! Сегодня поговорим об отношении нас к самим себе и о формирующемся в связи с этим восприятии нас представителями мужской половины человечества.

Как часто женщины сталкиваются с неуважением со стороны мужчин?!

Мы сетуем на то, что они нас низко ценят, мало любят, недостаточно о нас заботятся. К сожалению, так и будет продолжаться, пока мы сами не научимся себя высоко ЦЕНИТЬ и УВАЖАТЬ.

Но многие из нас в попытках удержать мужчину, наладить отношения, заслужить…

Источник: https://www.SunHome.ru/psychology/formirovanie-adekvatnoi-samoocenki

Самооценка и уровень притязаний личности. Способы формирования адекватной самооценки личности. – Ответы для сдачи экзамена по Социальной психологии

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

                    В структуре самооценки выделяют два компонента:                        – когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;                                       – эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.

)Американский психолог У. Джеймс (1842 — 1910) предложил формулу для самооценки:                                                 Самооценка = Успех / Уровень притязаний                            Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих                                                                    уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

                  Адекватность самооценки определяется соотношением двух противоположных психических процессов в человеке:                                                                                                    – познавательного, способствующего адекватности;                              – защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

                                                           Самооценка связана также с самоуважением.

Проблема устойчивости и изменчивости личности. Конформизм и конформность.

Важно

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

С первых проявлений самостоятельности в раннем детстве и фактически до конца активной жизни человека потребность в самореализации является одной из наиболее важных и существенных движущих сил его развития, формирования его личности.

                                                                   Неустойчивость личности означает чрезмерную податливость человека обстоятельствам, ситуации, влиянию других людей.                                                          КОНФОРМИЗМ, морально-политич.

термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции, беспринципное и некритич. следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Наряду с понятием “конформизм” в социальной психологии есть категория “конформность”, под которой понимается либо универсальный механизм согласования мнений и поведения индивида с мнением и поведением группы или ее большинства, условие и проявление социализации личности, либо один из аспектов взаимоотношений индивида и группы, наряду с нонконформностью (негативизмом) и активным самоопределением в группе на основе осмысленного отношения к ее целям, ценностям и нормам.          Конформизм и конформность связаны с такими процессами, как внушение (усвоение психических состояний и образований — идей, представлений, установок и т. д., одного субъекта другим без должного сознательного контроля, осмысления и рационально-критического отношения к ним), психическое заражение (распространение эмоционального состояния одного субъекта на другого как в связи с передачей значений и смыслов, так и независимо от нее) и подражание, которые обеспечивают схожесть или единообразие в поведении людей.   

Психологическая характеристика личности, склонной к успешному поведению.

Согласно И. Шумпетеру, главное в личности успешного человека — это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

                                                                Следующее важнейшее качество, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм.А.

Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений успешный человек в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет.

К числу личностных черт относятся:                                                                          – адекватность самооценки;                                                                               – спокойное отношение к недостаткам;                                                  – способность быстро принимать неожиданные решения;                – умение рисковать;                                                                              – коммуникативные преимущества;                                                               – агрессивность характера;                                                                            – интуитивные способности                                                                                – умение работать с людьми;                                                                – страстность;                                                                                      – устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;                                                                         – амбициозность;                                                                                 – эгоизм.                                                                                   1. Успешный человек обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.2. Необходимая черта успешного человека — творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.3. Успешный человек обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.    

Совет

Факторы формирования потребности в достижении.                                                                 Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личнос . Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей.

Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла, Г. Мюррея и Д. Макклелланда .Выделен даже такой особый вид потребностей, как потребность в достижениях.

                                                                  По данным Макклелланда, люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми.

Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха.

Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.

                                                Макклелланд обнаружил, что на формирование у ребенка потребности в достижении влияют установки родителей. Обычно родители с высокой потребностью в достижениях требуют от своих детей большей самостоятельности. Их дети в уже относительно раннем возрасте учатся полагаться на собственные силы.

В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и собственные достижения приносят им радость.Родители с низкой потребностью в достижениях, как правило, чрезмерно опекают своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела. Таким детям предоставляется меньше свободы, и у них, обычно, формируется слабая потребность в достижениях.

Источник: https://students-library.com/library/read/59405-samoocenka-i-uroven-pritazanij-licnosti-sposoby-formirovania-adekvatnoj-samoocenki-licnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector