Межличностное общение, психология межличностных отношений

Психология делового общения и межличностных отношений в рабочей группе

Деятельность юриста-практика протекает в коллективе, в рамках тех или иных социальных групп. Социальные группы могут быть большие (партия, нация, этническая группа, общество, государство) и малые (контактные). В повседневной практической деятельности юрист может быть включен в различные социальные группы, которые имеют свои внутригрупповые отношения.

Рабочая группа (коллектив) – это социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.

Юрист в своем коллективе (рабочей группе) вступает во взаимоотношения:

-деловые;

-личные.

И те, и другие влияют на его профессиональную деятельность и характеризуют психологию рабочей группы.

Обратите внимание

Психология рабочей группы – совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе формирования и функционирования группы на основе внутренних связей форм и способов взаимного удовлетворения потребностей его членов.

Психология рабочей группы включает психологическую совместимость, психологический климат, способы делового общения, межличностные отношения и др.

Общение состоит во взаимодействии двух или более лиц и сопровождается установлением и развитием контактов между ними.

В процессе общения происходит обмен информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера.

Общение является необходимым условием совместной деятельности людей, поскольку через него происходит ее планирование, координация, а также контроль за ее осуществлением. Такое общение называется деловым.

Деловое общение – взаимодействие двух или более лиц по поводу определенного вида деятельности: производственной, научной, коммерческой и др., направленное на его организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов.

Деловое общение работников юридического труда – взаимодействие двух или более лиц по поводу юридической деятельности, направленное на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных результатов.

В деловом общении работников юридического труда предметом общения является юридическое дело. Основная задача общения заключается в продуктивном сотрудничестве и взаимопонимании в вопросах этого дела.

Умение делового общения предполагает знание психологии общения.

Важно

Психология делового общения предусматривает умение разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотношения с партнером, воздействуя на него.

Психология общения может быть представлена через единство ее трех аспектов:

-восприятие (целостный образ другого человека, который формируется на основе оценки его внешнего вида и поведения);

-коммуникация (обмен информацией, значимой для участников общения);

-взаимодействие (воздействие на партнера, вступление в деловые и иные отношения).

Средства общения:

1.вербальные (словесные) – передача информации при помощи языка;

2.невербальные – передача информации при помощи психического состояния (мимика, поза, взгляд, походка и др.).

Процесс общения выражается в следующих этапах:

установление контакта;

ориентация в ситуации;

обсуждение вопроса;

принятие решения;

выход из контакта.

Установление контакта – важный начальный этап делового общения работника юридического труда, поскольку он заключается в побуждении собеседника к общению и созданию атмосферы для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Нередко для установления контакта юристу приходится преодолевать защитные психологические механизмы, мешающие сразу принять другого человека.

Способность юриста общаться с широкой по диапазону социальной средой называется коммуникабельностью.

Основа коммуникабельности следователя, адвоката, судьи и других работников юридического труда – умение установить психологический контакт. Глубина и продолжительность контакта может быть разной.

Все зависит от лица, с которым устанавливается контакт, и от цели его установления. Одно дело контакт следователя с подозреваемым, другое дело – контакт со свидетелем и т.д.

Этап ориентации заключается в развитии интереса к деловому общению, вовлечения партнера в круг совместных интересов.

Обсуждение вопроса и принятие решения может быть эффективным при подчеркивании единства (сходства) позиций, при умении слушать и убеждать.

Совет

Выход из контакта – не менее важный этап, чем установление контакта, поскольку он влияет на образ, который останется в памяти собеседника, и на будущие деловые отношения. Заповедь выхода из контакта – приветливость. Как важно первое впечатление, так и велика роль последнего впечатления.

Основное назначение рабочей группы – целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации ее интересов. Межличностные отношения связаны с удовлетворением потребностей в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.

Межличностные отношения в рабочей группе – многоуровневый процесс установления и развития контактов, порождаемый потребностью совместной деятельности и состоящий из обмена информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и взаимопонимания.

Любой текст, написанный юристом (проект соглашения, приговор суда и др.), согласовывается, вырабатывается совместно. В процессе межличностных отношений происходят переговоры юриста с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, проводятся расследования преступлений и т.д.

Некоторые элементы межличностных отношений регламентируются законом (напр., порядок рассмотрения юридических дел), воплощаются в статусах должностных лиц и т.п. Другие являются условием эффективного решения взятых на себя задач: сформировать мнение присяжных заседателей (адвокат), достичь компромисса с партнером организации (юрисконсульт) и др.

Уровни межличностных профессиональных отношений в рабочей группе:

субординационные отношения между руководителями и подчиненными;

отношения между членами группы, связанные с координацией совместной деятельности;

отношения в системе “человек-компьютер”.

Наиболее показательны многоуровневые межличностные отношения во время судебного процесса, который развивается как взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп. Здесь важное значение приобретают процессы внутригруппового и межгруппового взаимодействия, внутригрупповой сплоченности (напр.

, адвокат и его подзащитный) и межгруппового антагонизма (между группой истца и группой ответчика).

При урегулировании межличностных отношений значительную роль играет реакция судьи: умение разрабатывать модели различных жизненных ситуаций, поставить себя на место других лиц, избегать поспешных выводов по внешним признакам различных обстоятельств.

Способы межличностных отношений: беседы (в том числе объяснения и допросы), переговоры, участие в коллегиальном обсуждении, выступления (речи) в коллегиях и коллективах, получение указаний и инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов, совместное осуществление определенных видов или направлений юридической деятельности и др.

Обратите внимание

Межличностные отношения зависят от нравственно-психологических особенностей коллег, их темперамента, способностей, характера. Отношения сотрудничества и взаимопонимания, чувство “локтя” – основа успеха коллективной деятельности профессионалов-юристов.

Источник: https://studopedya.ru/1-76034.html

Психология межличностного общения

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Примеры общения: беседа, разговоры, конфликты, ссоры, размолвки, напряжения, разрывы, развлечения, вечеринки, знакомства, совместная работа и отдых, выпивка, прогулки, учеба и другие совместные действия.

Принято выделять следующие функции общения: инструментальные (обслуживание групповой предметно-направленной деятельности, согласование рабочих усилий), психологические (развитие отдельных психических процессов и форм психической деятельности человека), социально-психологические (коммуникация, самоутверждение, развитие отношений, развития групповых процессов, сохранения группового единства), социальные (передача индивидуального и общественного опыта от предшествующих поколений к последующим, организация социального взаимодействия: деловых, правовых, экономических и др. отношений).

Как всякая активность, общение побуждается лежащей в его основе специфической потребностью.

Межличностный контакт – это такая характеристика межличностного общения, которая обозначает степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человек).

Контакт может быть поверхностным (закрытое общение) или глубоким (доверительное общение), частичным (избирательным) или полным (многосторонним).

Средства установления контакта очень разнообразны, но большинство из них строятся на принципе поиска (создания) сходства, подобия, совместности.

Межличностное взаимодействие в общении – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Важно

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность – связь между людьми.

Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование.

Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел – то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование – воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.

) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача – выбор “каналов связи” (речь, письмо, жесты, интонации …), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка – понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь – сообщение о том, как было понято сообщение.

Читайте также:  Апатия - причины, симптомы, лечение, как бороться с апатией

Межличностное восприятие – процесс отнесения воспринимаемого человека к тому или иному типу людей.

Можно выделить такие виды общения как личностное и деловое.

Для личностного общения характерно то, что люди вступают в общение как индивидуально своеобразные личности, удовлетворяя при этом свою потребность в общении – желание вступать в межличностные контакты и поддерживать их, чувствовать единство и общность, свою необходимость для других людей именно в качестве неповторимого существа. Деловое общение характеризуется тем, что партнеры выступают в некой ролевой позиции, предполагающей взаимозаменяемость находящихся в ней людей: врач, подчиненный, жалобщик, учитель, продавец, кладовщик и т.п.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Наиболее частой причиной деформации в общении является отношение к партнеру как средству достижения собственных целей, игнорирование права другого человека иметь собственное отношение, свои желания, иные намерения и т.д.

Конструктивность общения – такая его характеристика, которая указывает, что общение обеспечивает для партнеров удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость.

Источник: https://www.i-po.ru/shpory/psyhologia1/psyhologia182.html

Межличностные отношения

В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.

По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.

Г. Олпорт считает, что «личность – это нечто, и она что-то делает. Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».

Замечание

Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.

Совет

Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.

Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 1

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Замечание 1

Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение.

Именно с помощью него идет стремительное развитие психики.

Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.

Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.

  1. Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
  2. Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
  3. Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.

Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:

  1. Производственные межличностные отношения.

  2. Бытовые межличностные отношения.

  3. Формальные межличностные отношения.

  4. Неформальные межличностные отношения.

Компоненты межличностных отношений

Межличностные отношения включают:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;

  2. межличностная привлекательность;

  3. взаимодействие и поведение.

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы:

• ощущения,

• восприятие,

• представление,

• память,

• мышление,

• воображение.

Характеристики взаимопонимания:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

Обратите внимание

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность;

в) эмпатия;

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Рисунок 1. Классификация межличностных отношений

Замечание 2

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Общение

Межличностные отношения базируются на общении. Структура общения состоит из трех, связанных друг с другом сторон:

  1. перцептивная сторона общения;

  2. коммуникативная сторона общения;

  3. интерактивная сторона общения.

Выделятся ряд основных функций общения.

  1. Информационная функция общения состоит в приеме и передачи информации.

  2. Контактная функция общения предполагает установление коннекции.

  3. Интерактивная функция общения предусматривает не только передачу информации между людьми и само их взаимодействие, но также и определенное влияние на других людей.

  4. Побудительная функция общения выступает как стимуляция активности.

  5. Координационная функция общения предполагает согласованность действий участников общения.

  6. Понимание как функция общения предполагает не только восприятие информации, но и ее сознательный анализ.

  7. Амотивная функция общения выступает способом стимулирования эмоциональны реакций собеседника; в целом, выступает как обмен эмоциями.

  8. Установление отношений как функция общения предполагает определение собственного социального статуса и социальной роли в конкретной ситуации.

  9. Манипулятивная функция общения выступает как средство изменения установок оппонента в целях удовлетворения собственных потребностей.

Основные виды общения

  1. Вербальная коммуникация. В вербальной коммуникации, как известно, главная роль принадлежит высказываниям, то есть речи. Так, данный вид коммуникации осуществляется с помощью знаковых систем.
  2. Невербальная коммуникация. Данный вид коммуникации также осуществляется при помощи знаковых систем, которыми здесь являются различные жесты, мимика и др.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/mezhlichnostnye_otnosheniya/

Психология межличностных отношений

Межличностные отношения –  это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент –  включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения и восприятие, представление, память, мышление, воображение.

Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми.

Характеристиками взаимопонимания являются: а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

Обратите внимание

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент –  включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: а) симпатии или антипатии; б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент  – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений: 1) производственные отношения –  складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др.

проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу.

Разделяются на отношения: а) по вертикали – между руководителями и подчиненными; б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус; в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения  – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения –  нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения  – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Важно

Этапы развития межличностных отношений: 1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними; 2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

Читайте также:  Интеллигентность - что это такое, как стать интеллигентным человеком

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Источник: https://psyera.ru/2811/psihologiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy

Психология общения и межличностных отношений

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение — связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством— различные формы самовыражения личности.

Контакты, между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

В последние годы в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В научных, публикациях можно встретить различное понимание отношения понятий «коммуникация» и «общение». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними.

Коммуникация — более широкое по объему понятие, коммуникация — связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Например, две электронно-вычислительные машины соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе.

Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация. Танец пчелы, Сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация. Пилот управляет самолетом. Возникает коммуникация «человек-—машина». По приборам пилот определяет режим работы, исправность основных узлов, условия полета.

На основе этих данных производится управление. Однако во всех рассмотренных примерах нет связи между людьми, влияния одной личности на другую. В силу этого в них не отражена специфика общения.

Общение—обмен информацией между людьми. Человек может общаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства — это также акты общения. С.

Совет

Образцов писал: «Встреча с бизоном испанской пещеры потому взывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с человеком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетия. И встреча эта всегда личная.

Всегда встреча двух».

Таким образом, понятие общения более узкое по сравнен: с понятием коммуникации. В социальной психологии можно встретить иное понимание отношения между людьми (трудовое, экономическое и т.д.), а коммуникацию рассматривают как частный случай общения, связанный с обменом информации

Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б.Ф. Ломов пишет: «Когда мы, изучав образ жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем и как он общается…».

Содержание общения

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона.

Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечественной войн, они вместе посещают ветеранов Октябрьской революции.

То, что они находят и узнают, то взаимодействие, которое при этом возникает и осуществляется,— есть содержание общения.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Учитель труда рассказывает и показывает, как пользоваться слесарным инструментом, как обрабатывать им металл. На уроке физкультуры учитель формирует у школьников двигательные навыки и таким образом учит их владеть своим телом.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом».

Обратите внимание

В этой связи показателен эпизод из телефильма «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц (советский разведчик) встретился с женой в небольшом кафе на территории «нейтральной» страны, кишащей гитлеровскими шпионами.

Они смотрели друг на друга, не проронив ни слова, не подав вида, что знакомы, что они близкие люди. При этом ими владела сложнейшая гамма чувств, они испытывали огромное желание броситься друг к другу, многое сказать, спросить.

Их взаимное восприятие, невысказанные, невыявленные мысли и чувства при данных обстоятельствах все-таки были содержанием общения.

Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, деятельность. Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успе­ваемости в выпускном классе. Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных, тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

Средства общения

Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.

Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска — господствующее выражение лица — формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений.

Важно

Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции. Можно отметить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие физиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, профессиональной принадлежности.

Не случайно в средневековых городах четко регламентировалась форма одежды, которую могли носить те или иные сословия. Нарушение этого регламента строго каралось. И сейчас форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности.

Веселость человека в траурной одежде нам кажется странной. В манере держаться усматривается воспитанность человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается.

Для установления контактов между людьми для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.

Внешний облик и физиогномическая маска – статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика — динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест — социально отработанное движение, передающее психические состояния.

И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Так, в физиологических исследованиях подмечено, что при восприятии предметов, вызывают удовольствия, зрачок расширяется.

Положительное отношен к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах. Вспомните образное выражение «Встретить с распростертыми объятиями».

С другой стороны, социальная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположное значение. Например, широко открытые глаза для японца — признак гнева, для европейца — приветливости и удивления.

Совет

К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая друг другу предметы, люди тем самым, устанавливают контакты.

Этот способ общения берет свое начало в далеком прошлом, когда на заре человеческого общества обмен продуктами, орудиями труда был едва ли не единственным способом общения между племенами. В наши дни этот способ приобрел особый смысл.

Современный человек немыслим вне материальной деятельности, он должен осуществлять взаимодействие, используя предметы, вещи. В бригаде, работают; на сборке станка, общение осуществляется при помощи речи: вырабатывается план, последовательность работы, распределяются обязанности каждого.

Когда же начинается работа, то многие операции совершаются без речевого сопровождения: приемка — вручение деталей, инструментов. Другой пример, празднование новоселья сопровождается вручением подарков: как правило, предметов, необходимых в новой квартире. Это акт общения при помощи вещи.

В прошлом веке был широко распространен обычай преподносить букет цветов со значением. Была разработана система правил, согласно которой вид цветов, их расположение в букете имели определенный смысл. Цветы дарят и в наши дни, тем самым выражая отношение, но смысловая нагрузка построения букета утратилась.

Средством общения, также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение; мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него — вот пределы такого рода общения.

Читайте также:  Депрессия после расставания - как пережить данное состояние

Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов (борцов, боксеров и др.).

При помощи тактильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему.

Обратите внимание

Тактильно-мышечная чувствительность позволяет человеку определять меру физического воздействия на другого человека, характер и меру взаимодействия с ним. Тактильно-мышечная чувствительность — основной канал получения ин­формации из внешнего мира и главное средство общения у людей, лишенных слуха и зрения, и таким образом лишенных возможности естественным путем овладевать звуковой речью.

В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и на роль в успехе общения расположения партнеров. В американской психологии общения появилось даже название для этого направления исследований — проксемика..

Выделены четыре дистанции между общающимися: интимная, личная, социальная, публичная. Первые две дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет место между чужими людьми.

Изменяя расстояние, учитель может добиваться дополнительного воздействия на ученика, так как этим изменяется характер отношений между партнерами. Не меньшее значение в общении имеет размещение партнеров.

Например, общение между людьми, вступающими впервые в контакт, проходит легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика.

Изображения — фотографии, картинки, фильм, рисунок — также являются средствами общения, но это уже не прямые средства контакта, а их распространение связано с техникой: изобретением книгопечатания, кино, телевидения.

Рассмотренные неречевые средства общения обычно сопровождают речевое общение, создают его подтекст, который легко считывается даже детьми. Мама говорит сердитые слова, но не сердится. «У нее нет сердиток», — замечает ребенок.

Балет, искусство мима и немое кино целиком построены на неречевом общении.

В драматической постановке игра актеров немыслима без этих неречевых средств общения, и создание образа для актера психологически означает умение слить воедино речь и неречевые средства коммуникации: облик, мимику и пантомиму, жесты, дистанцию с партнерами.

Важно

Достижение единства речевых и неречевых средств коммуникации является также задачей учителя, работающего с детьми. Организуя в соответствии с педагогическими задачами свои переживания, отношения, мысли, учитель должен находить их адекватное выражение в неречевых средствах воздействия.

Исходя из содержания и условий целесообразно рассматривать уровни общения.

Уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения. Первый уровень (макроуровень).

В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры.

Все это обусловлено общественными отношениями, социальны­ми условиями жизни личности. Кроме того, рассматривая этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиций, принятых норм Придерживается личность, общаясь с другими. Временной интервал для такого рассмотрения общения — вся предшествующая и будущая жизнь личности.

Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает контакты на определенную тему.

Причем реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения.

Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует последовательно или параллельно. И в том и в другом случае партнерами по общению могут быть отдельные личности и группы.

Общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.

Совет

Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос — ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд — мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых складывается вся система общения личности в оп­ределенный период ее жизни.

Источник: https://works.doklad.ru/view/K_rdt7UgApY.html

Психология общения и межличностных отношений

Рубрики: Отношения, ОбщаяПравообладателям

Скачать:  fb2    rtf   Читать

Для этой высокопрофессиональной книги характерна подлинная «многоаспектность» изложения материала, что выгодно отличает ее от аналогичных изданий, которые на ее фоне заметно проигрывают.

К бесспорным достоинствам книги следует отнести колоссальную проработку отечественной и зарубежной литературы, а также широчайший охват вопросов.

Это настоящая энциклопедия теоретической и практической психологии общения.

Издание предназначено для психологов, педагогов, руководителей и многих других специалистов, для которых знакомство с этой книгой станет залогом успешной профессиональной деятельности.

  • Предисловие
  • ВВЕДЕНИЕ. Краткая история изучения психологами проблемы общения
  • РАЗДЕЛ I. Психология общения
    • ГЛАВА 1. Характеристика общения 
    • ГЛАВА 2. Средства общения
    • ГЛАВА 3. Факторы, обусловливающие эффективность общения
    • ГЛАВА 4. Свойства личности, влияющие на эффективность общения
    • ГЛАВА 5. Формы воздействия (влияния) на партнеров общения
    • ГЛАВА 6. Манипуляция 
    • ГЛАВА 7. Личностные факторы, обусловливающие эффективность воздействий
    • ГЛАВА 8. Коммуникативные эмоциональные состояния
    • ГЛАВА 9. Возрастные особенности общения 
    • ГЛАВА 10. Особенности общения, связанные с полом
  • РАЗДЕЛ II. Межличностные отношения и взаимопонимание 
  • РАЗДЕЛ III. Практические аспекты общения 
  • ПРИЛОЖЕНИЯ 
    • Методика «Потребность в общении»[2]
    • Методика «Мотивация аффилиации»
    • Диагностика состояний и намерений людей по позе и жестам в процессе общения
    • Методика «Поведенческие признаки коммуникативной толерантности»[3]
    • Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов[4]
    • Тест оценки коммуникативных умений собеседника[5]
    • Методика «Склонность к одиночеству»[6]
    • Тест-опросник Г. Айзенка для диaгнocтики экстраверсии—интроверсии и нейротизма (EPQ, форма А)
    • Oпросник Г. Дйзенка (пoдpocткoвый) для выявления выраженности экстраверсии—интроверсии и нейротизма
    • Опросник В. Ф. Ряховского для определения уровня общительности[7]
    • Методика «Конфликтная личность»[8]
    • Оценка способов реагирования в конфликте (К. Н. Томас)[9]
    • Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению»
    • Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»[10]
    • Методика Г. Айзенка «Диагностика ригидности»
    • Опросник для выявления выраженности макиавеллизма (склонности к манипулированию другими людьми)[11]
    • Методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect (TOSCA) Дж. П. Тангней (1989))
    • «Опросник вины» (Guilt Inventory)[12]
    • Тест «Ревнивы ли вы?»[13]
    • Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова
    • Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»
    • Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)
    • Методика изучения застенчивости[14]
    • Стенфордский опросник застенчивости[15]
    • Методика «Робость, стеснительность»
    • Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»
    • Тест «Умеете ли вы слушать?» (1)[16]
    • Тест «Умеете ли вы слушать?» (2)
    • Анкета «Учитель – ученик»[17]
    • Тест «Трансактный анализ общения»[18]
    • Методика «Самооценка стиля управления»[19]
    • Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства»
    • Тест «Стиль управления»[20]
    • Методика Е. П. Ильина «Склонность к определенному стилю руководства»
    • Методика оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам[21]
    • Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании»[22]
    • Тест на оценку самоконтроля в общении (Марион Снайдер)[23]
    • Шкала оценки психологического климата в коллективе[24]
    • Тест «Восприятие индивидом группы»[25]
    • Тест «Любят ли вас люди?»[26]
    • Программа изучения профессионально-педагогической общительности[27]
    • Опросник «Взаимоотношения со своими детьми»[29]
    • Тест «Хороший ли отец ваш супруг?»[30]
    • Тест «PARI» – «Родительско-детские отношения»
    • Тест «Родители глазами ребенка»[31]
    • Стимульный материал к методике Рене Жиля
    • Тест «Подростки о родителях»[32]
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Очерк психологии личностиЛеонтьев Дмитрий

О чем этот очеркНа философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек — существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные…

Очерк истории психоанализаФрейд Сигизмунд

2Впрочем, все это только еще в зародыше, мало разработано, большей частью только начинания, а иногда даже одни лишь намерения. Правильно говоря, здесь нет никаких оснований для упреков. Перед громадной массой заданий стоит только небольшое число работников, большая часть которых работает, главным…

Источник: https://bookap.info/othosheniy/ilin_psihologiya_obshcheniya_i_mezhlichnostnyh_otnosheniy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector