Мотивация поведения, деятельности и развития личности

Мотивы, их виды. Мотивация поведения человека

Мотив – вызванное удовлетворение потребностей, побуждение к деятельности.

Различают реализованные и нереализованные мотивы. Человек может иметь мотивы для выполнения какого-либо действия, но это не означает, что он всегда их реализует. Например, наличие потребности в музыке еще совсем не означает, что человек что-нибудь предпримет для ее удовлетворения. Может быть и так, что предмет потребности не вызывает никакой направленности личности.

Мотивы классифицируются по различным основаниям. Самая простая классификация по отношению к деятельности.

Мотивы, побуждающие деятельность, не связанные с ней, называют внешними, а мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, внутренними. Например, мотив ученья может быть связан с желанием получить хорошую оценку и похвалу, а может быть с желанием познать. В первом случае можем говорить о внешнем мотиве, во втором – о внутреннем.

Обратите внимание

Осознанные мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

Чем выше степень осознанности мотива, тем более активно действует личность. Осознанные мотивы определяют жизненные цели, которые направляют деятельность личности в течение длительного периода его жизни.

К ним относятся интересы, убеждения, мировоззрение личности.

Интересы представляют собой эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления.

В интересах проявляется эмоциональная направленность личности (человек интересуется тем, что вызывает у него удовлетворение); познавательная (проявляющаяся в стремлении познать), волевая (связанная с необходимостью преодоления возникающих на пути к достижению целей трудностей).

Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Наряду с понятием «мотив» употребляется термин «мотивация поведения». Под мотивацией обычно понимают совокупность мотивов, которые определяют поведение человека в целом.

На основе одной и той же потребности могут возникнуть мотивы к различной деятельности. И одна и та же деятельность может вызываться разными мотивами. Таким образом, мотив отвечает на вопрос: ради чего человек выполняет данную деятельность. Поэтому, раскрывая личность, характеризуя отдельные действия и поступки, требуется учитывать мотивы, которые привели человека к тем или иным действиям.

14. Уровень притязаний и самооценка личности. Их виды, значение в жизни и профессиональной деятельности, методы определения.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

. С ее помощью происходит регуляция поведения личности. Самооценка определяет доволен человек собой или нет. Экспериментальные исследования показали, что многое зависит от его индивидуальных особенностей –в частности, от реакции на неуспех.

Было обнаружено, что личность более озабочена бывает не столько тем, чтобы добиться успеха, тем, чтобы избежать неудач. И если приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, то человек выбирает либо самые легкие задания, либо самые трудные.

Важно

Одни – потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален), другие потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи. Уязвления «образа-Я» не будет.

Роль самооценки в развитии личности очень велика. Она порождает самоутверждение и регулирует всю деятельность и поведение. Возникает самооценка в процессе жизни по мере усвоения моральных принципов данного общества, в процессе общения с другими людьми.

Оценка окружающих – важный источник возникновения оценки собственной личности. Однако по мере накопления опыта ее роль со стороны окружающих снижается. И все большее значение в поведении человека начинают приобретать оценки результатов собственной деятельности.

Возникает личностное отношение к собственным возможностям, поступкам при непрерывной сверке с оценками окружающих.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной и заниженной).

Адекватная самооценка позволяет человеку соизмерять свои силы с поставленными задачами, относиться к себе критически, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Тем самым обеспечивается благоприятное эмоциональное состояние, уверенность личности в себе.

При неадекватной завышенной самооценке человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Часто берется за то, что ему явно не по силам.

Такой человек часто руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих, в результате у него часто утрачиваются нужные межличностные контакты.

Чрезмерно завышенная самооценка может привести к формированию таких черт личности, как самоутверждение, высокомерие, зазнайство и пр., а в некоторых случаях и к патологическим отклонениям психики.

Постоянное занижение оценки деятельности личности со стороны окружающих и самой личности формирует заниженную самооценку. Неадекватная заниженная самооценка приводит к недооценке себя, что может привести к повышенной тревожности, ранимости, болезненному мнению о себе, в результате чего могут нарушиться контакты с окружающими.

Совет

Многие проблемы для людей с заниженной самооценкой кажутся неразрешимыми. Такой человек остро реагирует на критику, чувствителен к одобрению, часто страдает от одиночества, у него, как правило, понижена активность, инициатива, отсутствует вера в успех.

В результате чего он делается недоверчивым, а иногда и недоброжелательным к окружающим.

Чрезмерно низкая самооценка может способствовать появлению комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, замкнутости и других тормозящих развитие личности качеств. На личность большое влияние оказывает оценка, которую дают ей окружающие, и оценка результатов своей деятельности самой личностью.

Понятие уровня притязаний было введено немецким психологом К. Левином. Было показано, что уровень притязаний в экспериментальных условиях формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, при неуспехе – соответственно снижается.

Однако решающим фактором в его становлении является не сам по себе объективный успех или неуспех, а переживание субъектом своих достижений, как успешных, так и неуспешных, т.е. формирование внутреннего, относительно устойчивого стремления к успехам в различных видах деятельности. В психологии такое состояние личности рассматривается как мотив достижения.

Знание уровня притязаний позволяет лучше понять мотивацию поведения ученика. Уровень притязаний личности может быть адекватным возможностям и неадекватным (заниженным, завышенным).

Завышенные притязания могут способствовать возникновению устойчивого отрицательного эмоционального состояния, получившего название «аффект неадекватности».

Это состояние возникает чаще всего в связи с неуспехом в деятельности и характеризуется либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником.

Обратите внимание

В педагогическом процессе важно учитывать особенности уровня притязаний учащихся. Соответствие притязаний возможностям – одно из условий гармоничного развития личности.

А несоответствие – источник возникновения разных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к различным отклонениям в развитии личности.

Самооценка и притязания формируют определенные поведенческие реакции на те действия, которые могут быть вызваны «образом-Я». Это в значительной степени определяет и ожидания человека, т.е. его представление о том, что должно произойти.

15. Личность – это индивидум каждого человека. “Личностью не рождаются, личностью становятся”.

Личность – это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Личность – это роли и функции, выполняемые человеком в обществе.

Личность – это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность

Личность – это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума

Личность – совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях

Личность – это сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного.

Личность – это индивид, как субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Личность – человек, морально связанный с обществом, и отделяющийся от него индивидуальным складом психики, характера, ума. Человек прогрессирующий, умеющий использовать свободу выбора, достигающий цели.

Стартовой базой для развития и формирования личности выступает семья, в которой ребенок постигает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Дальше эстафета переходит к детским садам, школам, вузам.

Большое значение имеют секции и кружки, группы по интересам, занятия с репетировали. Вырастая, принимая себя как взрослого человека, личность учится новым ролям, в том числе и роли супруга/супруги, родителей, специалистов.

В этом значении на личность влияют не только воспитание и среда общения, а и средства массовой информации, Интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы.

Следует заметит, что через социализацию личность развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает жизнь современного для себя общества, становится человеком своего времени.

16=33 ага



Источник: https://infopedia.su/4×1001.html

ЛИЧНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Организмсистема, замкнутая по структуре, иерархически организованная, неравновесная, самоорганизующаяся, открытая по обменам веществ и энергией.

Человек – существо, которое представляет собой высшую степень развития жизни, детерминированное общественно-трудовы​ми процессами. Каждый человек является индивидом, личностью, индивидуальностью.

Индивид– это человек как единичное природное существо, представитель рода Homo sapiens.

Личность – социальная надстройка и сознатель​ная деятельность человека как субъекта человеческих взаимоотноше​ний.

Понятие «личность» характеризует человека как объект реального мира.

Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования.

Теории личности это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе.

Общие положения в отношении понятия «личность»:

1.В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности,

или индивидуальных различий.

2. В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-

ской структуры или организации, личность — абстракция, основанная на

выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

3. В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лично-

сти в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами

развития.

4. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками,

которые «отвечают» за устойчивые формы поведения.

Таким образом, «личность»строится на основе индивида и включает в себя социальные харак​теристики.

Личность рассматривается в науке в различных аспектах:

1.Биологический аспект развития личности.Здесь формирова​ние лично-

сти связывается с биологическими, физиологическими свойствами, функ-

циями, особенностями организма человека.

2.Социальный аспект развития личности.Данный подходпредполагает

связь человека с обществен​ными взаимодействиями, изучает структуру об-

щества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими.

Важно

3.Двухфакторная концепция. Согласно этой концепции, психическое разви-

тие – это саморазвитие имеющихся у человека задатков, которое направля-

ется и определяется той средой, в которой он живет.

4.Концепция марксистской психологии. В данной теории речь идёт о де-

терминиро​ванности развития личности человека характером ее деятель​

ности, материальными средствами для удовлетворения потребностей, зна-

ниями, умениями.

Таким образом, человек это биосоциальное существо, наделенное созна​нием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно це​лое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Читайте также:  Романтик - значение слова, как стать романтиком

Индивидуальность это совокупность психических, физиологических и соци​альных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, свое​образия и неповторимости.

Индивидуальность уникальный набор личностных качеств и свойств человека, которые отличают его от всех других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индиви​дуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер.

Человек один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Деятельность–специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования [3].

Поведение система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающей средой.

Интериоризация . Экстериоризация

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут​ренние компоненты.

К внутренним компонентам относятся анатомо – физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

К внешним компонентам относятся разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации.

Деятельность человека имеет следующие основные характе​ристики:

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/31692.html

Мотивация поведения личности

Мотивация с психофизиологической точки зрения — обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации).

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, т.к. то к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. Мотивационные состояния человека существенно отличаются от мотивационных состояний животных. Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний.

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Совет

Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес — это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей.

Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов.

Желание — мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Желания подразделяются на три группы — естественные и необходимые; естественные но, не необходимые; желания ни естественные, ни необходимые — желания, связанные с честолюбием, славой, властью, превосходством над другими людьми и т.д. Желание связано со стремлением — повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть — очень стойкое эффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека. Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения и может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценностей конкретного человека.

Влечение — состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Естественные органические влечения это, во-первых, ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение),

Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания — способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение — сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

Обратите внимание

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения.

Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Мотив — это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом, как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

При этом следует отличать термин мотивировка — оправдательные высказывания по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

Деятельность человека обычно побуждается иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (бессознательный мотив).

Установка — состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Это нейродинамическая закодированная модель поведения. Установка — постоянная, устойчивая основа поведения человека.

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.

Важно

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Таким образом, мотивационный механизм (побудительный и целеобразующий) состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются рассмотренные нами понятия. Сознательным компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности.

Направленность личности в значительной мере определяет ее характер и способности. Способность — это совокупность врожденных и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психофизиологические возможности индивида в различных видах деятельности.

Источник: http://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/motivaciya-povedeniya-lichnosti.html

Мотивация личности (Psyarticles.ru)

В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.

Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).

Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков.

Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

Совет

В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.

«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.

По мнению В. И. Ковалева процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом.

Возникновение потребности – осознание потребности – встреча потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив – осознание мотива.

В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие – менее значимое положение.

А. Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность.

Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешними условиями) с установками личности (внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.

Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.

1 стадия – это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.

Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.

Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

2 стадия – это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадаете незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией он вынужден заняться поиском реального объекта во внешней среде («что подвернется, то и съем»).

Обратите внимание

Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии – в определении субъективной вероятности достижения успеха.

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата.

Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура – это процедура выбора.

Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности потребностью достижения или избегания неудачи.

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.

Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое – мотивация – это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры – сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие – множественность, структурность, иерархичность.

Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности безопасности, потребности и любви, самоуважения и завершается потребностями самоактуализации.

Важно

Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал С. Л.

Читайте также:  Помрачение сознания - причины, симптомы, лечение

Рубинштейн, «проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и задачами». Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях.

Именно направленность определяет психологический облик личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения.

Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни.

Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности.

В них то и проявляется направленность личности.

Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь.

В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности.

Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям – ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.

Совет

Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=478

Мотивация поведения личности

Поиск Лекций

Потребности личности

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности:

1) потребности, связанные струдом, – потребности познания и созидания;

2) потребности, связанные сразвитием, – потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальнымобщением, социальной идентификацией, – нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называютсясоциогенными.

Кроме этого, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называютсябиогенными (витальными, от лат. vita – жизнь).

К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода .

Рис.. Иерархия (пирамида) потребностей человека (по А. X. Маслоу).

Обратите внимание

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности (“Мотивация и личность”, 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организует психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.

Мотивация поведения личности

Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма. (Так, например, могут возникнуть пищевая, половая, познавательная, защитная и другие виды мотивации.)

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных чувственных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула зависит не только от его объективных качеств, но и от мотивационного состояния организма. (Сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу.

) Внешние раздражители становятся стимулами, т. е. сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма. Мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом.

Эти схемы – программы поведения – могут быть или врожденными, инстинктивными, или основанными на индивидуальном опыте.

Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена. То, к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует.

При этом одни эмоции выполняют стратегическую функцию – являются индикатором потребностей, значимости определенного класса объектов, другие связаны с определением значимости отдельных условий, обеспечивающих достижение объекта потребности.

Важно

Являясь непосредственным “определителем” значимости, полезности или вредности тех или иных явлений, эмоции обеспечивают соответствующую энергетическую мобилизацию организма на соответствующее взаимодействие индивида с этими объектами.

К мотивационным состояниям человека относятсяинтересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest – имеет значение). Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основным психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. Интересы асоциальной личности отличаются, как правило, узостью, эгоистической направленностью, меркантилизмом, утилитарностью. Характеристика личности включает в себя определение круга интересов данного человека. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий.

Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха и т. п.), 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания), 3) желания ни естественные, ни необходимые.

Перечень этой, третьей, группы желаний необъятен: желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, власти, лидерства, первенства, превосходства над другими людьми и т. п.

Однако и первые две группы желаний человека не безупречны – они могут быть гипертрофированными, непомерно интенсивными, не знающими границ своего удовлетворения. Желание связано состремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Совет

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п.). “Полное отсутствие страстей, если таковое могло быть достигнуто, привело бы к полному отуплению, и человек тем ближе к этому состоянию, чем он беспристрастнее.

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов называетсявлечением. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях.

Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере могут регулироваться сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания.

“Влечение ставит задачи интеллекту для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом.

Оно давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход”.

В ряду инстинктивных, органических влечений установлена следующая последовательность в порядке возрастания силы их напряженности: 1) ориентировочные реакции, 2) сексуальное влечение, 3) голод (пищевое влечение), 4) жажда, 5) влечение материнства.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных отличаются социальной обусловленностью. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения.

Ослабление психики, психическая деградация ведут к усилению инстинктивных побуждений.

(Так, в структуре преступности значительное место занимают необузданные сексуальные влечения, удовлетворяемые преступным, насильственным способом.)

Обратите внимание

Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Для этого индивид должен подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, произвести выбор между ними. Этот выбор осуществляется иерархически организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением.Намерение (в юридической терминологии – “умысел”) –это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения.Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Термин “мотив” в переводе с латинского означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются.Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе и малоосознанные и подсознательные), то мотив – сознательно сформированные, понятийно оформленные побуждения.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами – иерархией мотивов При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение.

Ведущие мотивы придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение –смысл.

Мотивы могут вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или его изменение – изыскание новых, социально допустимых целей деятельности.

(Мотивы следует отличать от мотивировки – оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

Читайте также:  Тщеславие - что это такое, признаки, как от него избавиться

) Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (ошибочно иногда трактуемой как “бессознательные мотивы”).

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – наиболее константная, устойчивая основа поведения человека.

Важно

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различаются смысловые, целевые и операционные установки.

Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде. В напряженных ситуациях установки начинают доминировать.

Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения.

Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения сознательные его компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно стереотипными компонентами.

Итак, побудительный и целеобразующий механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности

Направленность личности в значительной мере определяет ее способности и характер.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s48035t8.html

Мотивация деятельности: виды и значимость в жизни человека

Каждый день любой человек преодолевает множество препятствий на пути к своим целям, планирует и продумывает пути решения тех или иных проблем и задач. Активная жизненная позиция, стремление к всестороннему развитию и личностному росту не в одинаковой степени выражены в людях и ключевым моментом для понимания этого различия является мотивация.

Не каждый человек знает, что значит мотивировать себя и других и как правильно работать над развитием мотивации. Ресурс BrainApps поможет усовершенствовать собственную личность с помощью полезных статей и разработанных профессионалами игр.

В данном случае мотивацией станет фиксирование достижений, чтобы человек смог наглядно увидеть улучшения памяти, мышления, внимательности.

Мотивация считается процессом, регулирующим поведение, тем, что побуждает человека к деятельности. Ведь за любым поступком или бездействием скрывается мотив, пусть даже и не всегда осознанный. Впервые о мотивации упомянул известный немецкий мыслитель А. Шопенгауэр.

Мотивация относится к сложным психологическим феноменам, изучением которого занимались многие ученые и вокруг которого образовалось множество теорий.

Чтобы научиться лучше управлять своим временем и прийти к пониманию того, как добиваться поставленных целей, необходимо разобраться, какие существуют виды мотивации и как их успешно применять.

Мотивация деятельности человека: основные составляющие

Если человек не до конца понимает, что значит мотивация, то объяснить что это такое простыми словами достаточно легко. Для начала необходимо выяснить происхождение этого слова и его значение.

Термин «мотивация» произошел от слова «movere», которое с латыни переводится как «двигать».

Узнав происхождение термина уже можно заключить, что мотивация движет поступками личности, толкает ее на совершение определенных действий или, наоборот – к бездействию.

Совет

Мотивация является одной из способностей человека, которая помогает ему добиться желаемого. Разработанные теории мотивации показывают человеку ее огромное влияние на способ его жизни, степень активности и организованности.

То есть чем больше мотивирована личность, тем большие усилия она прилагает для достижения своих целей.

Некоторые ученые понимают мотивацию человека как процесс регуляции деятельности, тогда как другие специалисты подразумевают под этим термином определенный набор мотивов.

Мотив в психологии – это то, что помогает направлять активные действия человека в определенное русло, является обобщенным образом того, чего человек хочет достигнуть в ходе своей деятельности.

Он может проявляться в виде положительных эмоций от достижения цели или отрицательных эмоций в тех случаях, когда цели достигнуть не удалось. Мотив – это не одно и то же, что потребность или цель.

В теориях мотивации для человека потребность – это неосознанное желание устранить физический или психологический дискомфорт, тогда как цель устанавливают осознанно в процессе работы над своими желаниями и поступающей извне информацией.

Мотивы формируются на основе различных потребностей и являются стимулом к достижению поставленной цели. Подробно они рассматриваются в теориях мотивации, разработанных для человека.

Виды мотивации и их особенности

Мотивацию человека можно разделить на положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую. Также бывает внешняя и внутренняя мотивация, имеющая свои особенности.

Положительная мотивация для любого человека должна подкрепляться приятными эмоциями, тогда как отрицательная мотивация направлена на избегание негативных переживаний.

Устойчивая мотивация распространяется на базовые физиологические потребности человека и является постоянной, а неустойчивая мотивация зависит от потребностей конкретного человека (например, борьба с вредными привычками).

Обратите внимание

Дополнительно выделяют индивидуальную, групповую и познавательную мотивацию. Индивидуальный вид мотивации для каждого человека заключается в поддержании физиологического состояния организма, а групповая мотивация напрямую связана с построением социальных связей. Познавательная мотивация направлена на изучение нового и проявляется в виде игр, исследовательской деятельности.

Из всего, что побуждало человека к деятельности, также были выбраны наиболее распространенные мотивы. Чаще всего в своих поступках люди руководствуются мотивами власти, самоутверждения, идентификации, присоединения, саморазвития, а также внешними и общественно значимыми мотивами.

Другие мотивы также могут быть составляющими основной мотивации для человека. Вас могут мотивировать самые разнообразные вещи и процессы, это зависит от вашего характера, образа жизни и среды профессиональной деятельности.

Значение каждой из разновидностей мотивации подробно отображено в теориях мотивации, разработанных ведущими специалистами в сфере психологии.

Внешняя и внутренняя мотивация в жизни человека

Важную роль в повседневной жизни человека играет как внешняя, так и внутренняя мотивация.

Внешняя мотивация характеризуется поступлением стимула извне, то есть человек в первую очередь занимается какой-либо работой, чтобы получить вознаграждение, похвалу или признание в обществе.

Ярким примером внешней мотивации работающего человека является заработная плата при условии, что сама по себе работа не вызывает у него интереса и не приносит особого удовольствия.

Согласно теориям человеческой мотивации, ее внутренний вид никак не связан с внешними обстоятельствами и человек выбирает определенную деятельность в первую очередь потому, что она приносит ему удовольствие.

Например, рисует не для того чтобы выиграть конкурс, а чтобы получить позитивные эмоции.

Эти два вида мотивации в жизни обычного человека тесно связаны между собой и нередко одна и та же деятельность подкреплена несколькими мотивами.

Разнообразие теорий мотивации человека

Теории мотивации изучаются в психологии для того, чтобы лучше понять, что побуждает человека к действию и как формируется его поведение. Над теориями мотивации трудились такие известные психологи, как Маслоу, Альдерфер, Герцберг, Адамс, Врум и многие другие. Детальный анализ потребностей человека позволил выделить два основных направления в сфере теорий мотивации:

  1. Процессуальные;
  2. Содержательные;

Каждая из этих теорий мотивации привлекла к себе многих сторонников. Изучив основные теории можно лучше понять виды мотивации личности, проанализировать характер действий человека в разных жизненных ситуациях.

Теория мотивации: особенности содержательного направления

Упор в этом направлении мотивации для человека делается на анализе потребностей человека и методах их систематизации. Изучается влияние внутренних эмоционально-волевых импульсов на формирование особенностей поведения личности. Таких принципов теории мотивации придерживались Маслоу, Герцберг, МакКлелланд, Альдерфер.

  1. Теория Маслоу. Самым важным в этой теории мотивации для любого человека является то, что потребности формируются в группы, между которыми соблюдается строгая иерархия. Проиллюстрировать эту теорию человеческой мотивации можно при помощи пирамиды, в основании которой находятся базовые физиологические потребности, а вершина пирамиды – достижение самоактуализации.
  2. Теория ERG Альдерфера. Согласно этой теории мотивации человека все потребности можно отнести к одной из 3 групп (существование, связи и рост) Разницей между этой теорией мотивации человека от теории Маслоу состоит в том, что Маслоу признавал только однонаправленное движение от низших к высшим потребностям;
  3. Теория МакКлелланда. Если изучить эту теорию мотивации, то можно увидеть что на протяжении жизни человек может приобретать потребности достижения, соучастия и властвования и одна из них имеет сильное влияние на его характер и поведение;
  4. Теория Герцберга. В этой теории рассмотрено влияние материальных и нематериальных факторов на становления личности и ее деятельность. Эта теория мотивации человека широко используется руководителями фирм и предприятий для оптимизации работы сотрудников;

Мотивация человека: процессуальное направление

Следующие теории мотивации человека анализируют не только потребности, а еще и усилия, характер деятельности, направленные на достижение желаемой цели. К наиболее известным процессуальным теориям относятся:

  1. Теория ожиданий Врума. Уровень мотивации для конкретного человека зависит не только от наличия потребностей, но и от того, как сильно он готов стараться, чтобы эти потребности удовлетворить. Нужно быть твердо уверенным, что выбранный вами подход будет результативным и поможет достичь цели;
  2. Теория равенства Адамса. Суть этой теории мотивации для человека состоит в том, что он склонен сравнивать результат определенных действий с результатом других людей, которые попали в похожие жизненные обстоятельства. Поскольку эта теория человеческой мотивации является субъективной, то кроме справедливой оценки человек может недооценить или переоценить полученный другими результат;
  3. Модель Портера-Лоулера. Эта теория человеческой мотивации сочетает элементы работ Врума и Адамса;

Методы развития

Теории мотивации играют для человека не последнюю роль, ведь понимая, как формируется мотивация, можно использовать эту информацию для достижения своих целей.

Успешный человек должен успешно пользоваться разными видами полезной мотивации и уметь при необходимости мотивировать других.

Важно

Изучив теоретический материал можно выбрать для себя наиболее полезный подход и придерживаться его в повседневной жизни.

Однако не каждый знает, что значит мотивировать себя и окружающих. Разные методы мотивации применяются специалистами для работников и учащихся. Также существуют методы самомотивации, к которым можно отнести:

  • Чтение и повторение аффирмаций;
  • Самовнушение;
  • Изучение жизненного пути великих людей;
  • Визуализация;

Изучение теорий мотивации для человека помогает лучше разобраться в собственном поведении и поведении других людей, разработать план для повышения продуктивности. Как только вы определитесь, что значит мотивировать себя к действию, решение многих задач со временем перестанет быть для вас проблемой.

Достижение успеха в жизни обуславливается не только мотивацией, но и некоторыми другими навыками, например, нестандартными подходами к решению задач. Необходимые функции мозга позволяют развивать индивидуально составленные тренировки на ресурсе BrainApps, которые учитывает сильные и слабые стороны мозга.

Источник: https://brainapps.ru/blog/2017/04/motivaciya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector