Нравственность в жизни человека – правила и воспитание

Нравственное воспитание личности

Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда.

Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.

Что такое нравственность

О ней всегда любили поговорить. Ей уделяли внимание педагоги, психологи, религиозные деятели. Нравственные нормы были и есть основой цивилизации, общества. Это единство душевного и духовного в человеке, то, что обеспечивает его поведения в обществе, его отношение с миром. Наиболее распространенный синоним нравственности – мораль.

Что это для личности? Это ее желание оценивать свои сознательные действия (состояния) на основании принятых им норм поведения. Измерителем собственной нравственности для нас является совесть.

Это та самая шкала, которая определяет баланс плохого и хорошего в нашем поведении.

Обратите внимание

Каждый из нас имеет шкалу для измерения нравственности, свои критерии, свои правила, которые он получает с воспитанием в семье, школе, с религиозным учением и во взаимоотношениях с окружающим его обществом.

Если этимологически разобрать этот термин, то сразу выявляется корень «нрав» — характер. Впервые понятие «нравственность» было введено в 1789 году и опубликовано «Словаре Академии Российской».

Нравственное воспитание – от колыбели до седин

Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо.

«Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» — это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был.

Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.

Формирование личности — процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.

Нравственное воспитание включает:

  1. Формирование чувства нравственности;
  2. Культура личности и культура поведения;
  3. Осознанная связь с обществом;
  4. Создание нравственных понятий (принципов);
  5. Формирование поведенческих норм.

Читайте еще:  Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина

Три пути воспитания морали

По определению М. Хоффмана (1080) нравственное развитие личности осуществляется тремя путями.

  • Первый путь – сдерживание, основанное на страхе и тревоге. То, с чем мы частенько сталкиваемся не только в семьях, но и в учебных заведениях. Соблюдение установленных правил под страхом наказания. Ребенок проводит параллель между неприемлемым поведением и наказанием, понимая, что первое приводит ко второму. Постепенно страх наказания проходит, а привычка следовать определённым нормам остается.
  • Второй путь – эмпатия, забота о ближнем. Этот путь представляет собой разделение боли и переживаний других людей, пропуская через себя их чувства, их эмоции. Представляя себе, что может испытывать другой, ребенок понимает, как можно помочь, чтобы изменить эмоциональное состояния страдающего.
  • Третий путь – развитие мышления на уровне формальных операций. В процессе этого развития дети учатся, приобретают опыт проверки различных гипотез, переосмысливают информацию, формулируют свои понятия. Все на этом этапе зависит от личности ребенка – все индивидуально.

Взрослый человек имеет все эти три типа развития, но у детей все по-другому. У маленького человека каждый из трех типов может меняться в зависимости от окружающих его событий.

К примеру, эмпатия может значительно притупиться в результате пережитого негативного опыта, а моральный уровень может возрасти, укрепляясь от общения с педагогами, прочтения классической литературы или от увиденного лично яркого позитивного примера взрослого.

Нравственный человек – продукт воспитания моралью

Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность.

Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики.

Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.

Читайте еще:  Нравственное воспитание младших школьников

Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности.

Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо.

Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога.

А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».

Источник: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/lichnosti

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи



В статье рассматриваются нравственное воспитание и его понятие, сущность и задачи. Данная тема статьи актуальна в связи с тем, что нравственное воспитание необходимо для развития полноценной личности человека.

Ключевые слова: нравственное воспитание, личность человека, нравственность.

Огромная роль нравственности в развитии и формировании полноценной личности признавалась во все времена. «Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239].

Всё чаще в выступлениях разнообразных общественных деятелей звучит мысль о нарастающем духовном и нравственном кризисе. В современном мире отмечается упадок культуры и переоценка системы ценностей, которые не сопровождаются закладкой нового нравственного базиса.

Важно

В результате множества негативных факторов современные дети оказались в условиях нравственного и духовного хаоса. Именно поэтому в системе современного воспитания проблема нравственности стоит превыше всего.

Что же под собой подразумевает нравственное воспитание? Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизни и деятельности индивидуума.

Процесс нравственного воспитания состоит в двустороннем взаимодействии педагога с воспитанниками и в усвоении ими определенных нравственных и этических норм, и в последующем формировании морального сознания личности, развитии нравственных чувств и выработке навыков и привычек нравственного поведения.

Из определения Педагогической энциклопедии, приведённого выше, становится понятно, что нравственность может рассматриваться только как сложная, многоуровневая система, сочетающая в себе такие качества как разум, воля, чувства.

Создание стойкой системы моральных убеждений, благодаря которой человек может самостоятельно понимать границу между нравственным и безнравственным, определяется единством и гармонией нравственного сознания, выраженные в устойчивых нравственных привычках. Эта система убеждений сообщает нам о моральной зрелости человека. Это немаловажный признак соответствия между процессом воспитания и развитием нравственности в воспитуемом.

Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.

Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления:

– нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним);

– нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим);

– нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим);

– нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).

Под нравственностью нужно понимать внутреннюю потребность каждого человека следовать моральным принципам и этическим нормам, принятым в обществе, на протяжении всей своей жизни и касательно всех своих поступков.

Совет

Нравственность — это система моральных убеждений, принятых в обществе, и усвоенная каждым человеком. Л. А.

Григорович определил нравственность как: «Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [1, с. 104].

Деятельность каждого человека определяется содержанием его поступков в адрес окружающих его людей — нас судят, исходя из наших действий.

В процессе своего взросления, ребёнок узнаёт о принятых в обществе нравственных нормах и правилах, и усваивает стойкую систему ценностей, убеждений и принципов.

Чем раньше начнется влияние родителей и близких людей на нравственный облик ребёнка, тем глубже этические нормы укоренятся в подрастающем поколении.

Человека только тогда можно считать истинно нравственным, когда все его поступки, желания и действия подчинены нормам морали, принятым в обществе, и выступают как его собственные взгляды и убеждения, далекие от слепого подчинения. Истинно нравственный человек будет вести себя одинаково благородно в любой ситуации и в любом окружении. Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм.

Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у детей понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения.

Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности детей — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности.

Обратите внимание

Формирование личности, соединяющей в себе этику, мораль, чувство долга и совесть, а также поддерживающей общественные ценности — и есть результат правильно организованного педагогического процесса развития нравственности.

Процесс воспитания нравственности включает в себя:

– возникновение осознания своей взаимозависимости с обществом, важности согласования своих поступков с ценностями и интересами общества;

– освоение и принятие нравственных идеалов и принципов общества, доказательство их здравости и законности;

– создание системы нравственных убеждений посредством ознакомления с нравственными знаниями, и последующим их принятием;

– выработка стойких нравственных чувств, воспитание в детях понимания того, что этика — главное составляющее взаимоуважения между людьми;

– формирование устойчивых нравственных привычек.

Формирование нравственного сознания — многоуровневый и долговременный процесс, начинающийся с ознакомления с простейшими представлениями о культуре и этикете, и постепенно усложняющийся до системы нравственных убеждений, в основе которой лежат усвоенные знания.

Процесс формирования системы устойчивых нравственных убеждений особенно труден, когда речь идет о детях с нарушениями интеллекта. Этот процесс включает в себя развитие понимания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений, учит верно давать характеристику явлениям окружающего мира, прививает знания об этических нормах, и помогает закреплять их на практике.

Одной из важнейших задач воспитания в ребёнке нравственности является формирование у него нравственных чувств, которые подразумевают под собой осмысление личностью своего отношения к общественным требованиям, а также к нравственным поступкам.

Инертность волевой и интеллектуальной регуляции, вялость переживаний и склонность к эгоцентризму значительно усложняют формирование главнейших нравственных чувств у детей с умственной отсталостью.

Это приводит к тому, что развитие высших чувств происходит со значительными задержками и с помощью вдумчивого и напряженного педагогического труда, и ставит прогресс этих детей в чрезвычайно зависимое от любых негативных впечатлений положение.

Любое отрицательное впечатление может спровоцировать агрессию со стороны ребенка с нарушениями, и закрепиться как повседневный способ реагирования.

Таким образом, дети со слабой волевой регуляцией находятся в большой зависимости от ошибочных действий, которые со временем могут стать источником возникновения других дурных привычек. И именно поэтому формирование нравственных привычек и навыков общественного поведения требует к себе большого внимания, а также специальных методик и организованных программ.

Читайте также:  Как стать успешным

Нравственное воспитание — многоуровневый и хорошо организованный процесс, результатом которого является нравственная воспитанность. Она становится видна по взаимоотношениям и деятельности каждой личности, и проявляется в уважении к ценностям и идеалам общества.

Важно

Нравственная воспитанность человека определяется через способность рассуждать о жизненных процессах с позиции морали и нравственности, давать им верную оценку и соответствующе этому себя вести.

О ней говорит также способность к сопереживанию и сочувствию, глубина таких нравственных чувств как гуманность, сильная воля, единство слова и дела.

Иными словами, нравственная воспитанность человека проявляется не в механическом послушании установленным в обществе нормам и правилам, в устойчивости положительных привычек, проявляющейся в стойкости системы убеждений, включающей в себя общественные нормы, принятые человеком как собственные принципы и взгляды.

«Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку» [2, с. 104].

Как, правило, идеалы и ценности общества обобщаются в систему взглядов и убеждений, выражающей отношение человека в окружающей его действительности и социальной среде, и влияющей на его взаимоотношения с другими людьми. Гуманность можно рассматривать как главнейшее средство нравственно-этического воспитания.

Именно поэтому использование примеров нравственного поведения, созданных в разные этапы исторического развития морали, так важно в воспитании

В процесс воспитания в ребенке нравственности входит также развитие культуры поведения и дисциплинированности. Дисциплина подразумевает под собой соответствие образа жизни и деятельности человека принципам, установленным в обществе, умение определять границы нравственного и безнравственного в тяжелых жизненных обстоятельствах и готовность поддерживать общественные установки.

Этика — это дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность. Этика изучает проблемы нравственного и безнравственного, нормы и правила, порожденные совместным общежитием, такие нравственные чувства как совесть, самопожертвование, солидарность, дружба, милосердие и т. д.

Совет

Очень важно, чтобы процесс ознакомления ребенка с нравственными нормами и ценностями общества происходил последовательно и был желаемым и приятным поиском откровений на вопросы о себе и окружающем мире.

Этическое воспитание должно быть процессом, благодаря которому ребенок сможет вести постоянный диалог с миром, он должен быть наполнен радостной, живой и творческой познавательной деятельностью.

Нравственное и этическое воспитание ребенка с умственными отклонениями определяется совокупностью его привычек и навыков общественного поведения. Моральные нормы и правила могут только тогда считаться характеристиками человека, когда они проявляются в ежедневном уважении общественных ценностей.

Общечеловеческие ценности — это такие простые нравственные нормы человеческой жизнедеятельности. В это понятие входят представления человека о достоинстве личности, о смысле и значении жизни, о понятиях добра, зла, счастья, справедливости и любви, о том, что является наиболее значительным и значимым в жизни.

Это то, что позволяет личности видеть верные ориентиры в жизни. Стремление проникнуть в основы человеческой морали, лежащее в основе этих ценностей, требует известной силы воли, это непростой нравственный выбор.

Дать верные ответы на вечные вопросы, постигнуть смысл человеческой жизни крайне важно для растущего и взрослеющего ребенка.

Неукоснительное соблюдение норм морали и нравственности, а также правил общественности, облагораживает все поступки человека и его жизнь в целом.

Воспитание морали в подрастающем поколении должно быть тесно связано со всеми сферами жизни нынешних детей — охватывать и их обучение, и взаимоотношения с другими людьми, культурное и этическое развитие, физическое и трудовое воспитание. Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам.

Обратите внимание

Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать ребенка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у детей развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.

Литература:

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003–287 с.
  2. Марьенко И. С. Нравственное становление личности. — М.: Педагогика, 1985–368 с.
  3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — 397. с. — (Высшее педагогическое образование).

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, норма, формирование, убеждение, ребенок, общество, нравственность, нравственное поведение, чувство, нравственное сознание.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28290/

Нравственное воспитание: кто, как, зачем? – Психологос

Нравственное воспитание – формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: “воспитание нравов”, отсюда и название.

С точки зрения практической психологии, за словами “воспитание нравственности” стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности.

Традиционно существуют различия в мужском и женском подходе в воспитании нравственности: женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалость и другие ценности гуманистического подхода (подход В.А. Сухомлинского), в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга: требовательность, порядок и ответственность (подход А.С. Макаренко).

Конкретное содержание нравственного воспитания во многом зависит от конкретной страны, конкретного общества, конкретной школы и даже конкретной семьи, где происходит воспитание этой самой нравственности.

В религиозном обществе в нравственном воспитании будут в первую очередь заботиться о соблюдении религиозных заповедей, уважении к религиозным текстам и религиозным иерархам, в светском обществе воспитывают уважение к закону, полиции и в целом – ко взрослым людям, поддерживающим в обществе принятые нормы и порядки.

Можно спорить, рождаются люди изначально добрыми или нет (скорее всего, люди рождаются разными), история показывает, что, если нравы специально не воспитывать, люди только портятся. Жить нравственной жизнью, как порядочные люди, это некоторое напряжение, а обычным людям всегда хочется жить полегче и попроще. И когда от них отстают, они свою жизнь делают попроще. Нравы – снижаются.

Мужчины перестают бриться, женщины перестают причесываться, все начинают ругаться и считать, что во всех бедах виноват кто-то другой…

Важно

Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом.

Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России – Серафим Саровский, Лев Толстой… В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь.

Государство чисто экономически заинтересовано в том, чтобы лучше соблюдались законы и уменьшался криминалитет; кроме того, воспитание патриотизма, традиционно являющегося частью нравственного воспитания, укрепляет мощь государства и способствует успеху его внешней политики.

Церковь обязана заниматься вопросами нравственности по своему уставу, хотя в большей степени заботиться не о нравственности вообще, а конкретно о воцерковлении прихожан.

Религиозная жизнь Израиля наглядно показывает, что между религиозными фанатиками иудаизма и сторонниками добропорядочной, нравственной жизни взаимопонимания нет.

Если вы думаете, что мужчинам и женщинам можно быть рядом в общественном месте, или если вы в субботу решите поработать, пусть и на благо людей, у вас могут быть крупные неприятности.

Вас будут избивать камнями, потому что религия и нравственность – не одно и то же.

В современной России почти единственной серьезной силой светского нравственного воспитания является, как ни странно, бизнес.

Совет

В ситуации, когда нравственным воспитанием не занимается ни семья, ни школа, бизнесу приходится брать это на себя: из приходящих на работу непонятных мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, которым можно поручать проекты и которые могут цивилизованно взаимодействовать с другими цивилизованными людьми: могут договариваться и выполнять договоренности, умеют предотвращать конфликты с трудными людьми и встречать клиентов с искренней доброжелательностью.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennoe-vospitanie-dvoe-zn–ktozpt-kakzpt-zachem-vop-zn-

Основы нравственного воспитания

Нравственное воспитание ребенка начинается с семьи. Ничто не влияет на ребенка так сильно, как его родители, модель их поведения, слова. Чем меньше ребенок, тем более он впечатлителен. Больше всего на внутренний мир и убеждения оказывают влияние отношения с родителями.

Семья как основа

Важность семьи еще и потому так велика, что ребенок получает в ней первый свой опыт, который стремится реализовать в последующей жизни. Поведение отца и матери для ребенка — это первый образец для подражания.

Дитя неосознанно начинает перенимать интонации, манеру разговора, строение предложений, походку и даже дефекты речи. Также малыш начинает внимательно наблюдать, какие складываются отношения родителей с другими людьми и окружающей средой.

Забота о близких, уважение чужих интересов, способность контролировать свои чувства и поведение — все идет из семьи.

Нравственность и ее важность

Под нравственностью понимается комплекс убеждений, чувств и поведения. Нравственное воспитание детей в семье начинается с формирования поведения, затем чувств, а потом и убеждений.

Нравственность в первую очередь проявляется в форме отзывчивости и сочувствия. Чуткость ребенка к чужим переживаниям и эмоциям заложена природой. Важно развивать ее таким образом, чтобы ребенок начинал постепенно замечать и уважать не только свои собственные чувства, но и своих близких.

Со временем малыш повзрослеет, и ему придется заботиться о своих родителях, родственниках и детях.

Если с детства он будет сосредоточен только на своих потребностях, то он, повзрослев, не научится заботиться и сотрудничать, не сможет эффективно жить среди людей и получать от этого удовольствие.

Со временем малыш вместе с поступками сможет переживать и нравственные чувства. Например, получать удовольствие от того, что помог, поделился, поддержал и пр. Эти переживания являются основой установки на добро, которое необходимо прививать ребенку.

Мир теми или иными способами постоянно испытывает детей на прочность, заставляя их принимать сложные решения в пользу сиюминутной выгоды или длительных отношений, в пользу жадности или щедрости, в пользу трусости или смелости и др.

Размышляя вместе с ребенком о добре и зле можно помочь ему определиться с базовыми принципами своего поведения, вдохновить его на поступки, которые доставят удовольствие не только ему, но и окружающим.

Воспитание малышей

Переоценить роль семьи в нравственном воспитании невозможно. Заниматься в этом отношении с детьми нужно с раннего возраста, только так можно получить плоды своего воспитания. Моральные вопросы и дилеммы начинают появляться у малышей с началом первых контактом с людьми. Ребенок, играя со своими сверстниками, переживает множество новых чувств, одно из которых — здоровая агрессия.

Малыш конкурирует, отстаивает свои права и вещи, и в ссорах до определенной черты поступает здраво, пока у него не начинают складываться привычки и модели поведения, которые делают его ограниченным в контактах. Например, чтобы не делиться с другими, он играет в одиночестве или дерется так часто, что его никто не принимает в игры.

Нравственное воспитание должно помочь выработать у малыша определенные манеры поведения, которые помогут ему социализироваться и адаптироваться в обществе, а не мешать другим. Взрослый при этом играет самую важную роль.

Обратите внимание

В младшем возрасте разговоры с крохами не помогут, работает только сила примера, который показывают родители в общении друг с другом и ребенком.

Читайте также:  Как привлечь мужчину в свою жизнь - психология

Дети могут учиться до определенного возраста, только в играх они попробуют свое новое поведение как будто понарошку.

Несмотря на то что игра — занятие не серьезное, чувства, которые переживаются в них, сильные и настоящие.

В играх, где по условиям нужно делиться, вести себя сдержанно, внимательно и аккуратно, малыш сможет отточить свои навыки поведения и заложить основу для своего нравственного воспитания.

Мама и ее роль в нравственном воспитании

Мама обязана воспитывать своего ребенка. Важное нравственное достижение для малыша — это научиться понимать слова «нельзя» и «можно». Это должны быть первые шаги на пути к освоению мира и других людей. Если ребенок не освоит такие правила, он будет обращаться с другими нереалистично, как будто в мире есть только одни его интересы и он сам.

«Можно» и «нельзя» лучше усваиваются из уст матери, имеющей с ребенком тесный эмоциональный контакт, через который нравственные идеи передаются быстрее всего. Мама обязана контролировать поведение малыша в этом возрасте методом оценки.

Есть такие родители, которые выступают против оценки и не стремятся ее давать, но на самом деле ее отсутствие ребенок интерпретирует по-своему, и часто в положительную сторону. Молчание, как правило, означает «можно». Безусловно, травмировать дитя постоянными нравственными убеждениями не стоит.

К ним нужно прибегать в тех случаях, когда обойтись без них нельзя — в случае серьезного проступка.

Детский дошкольный коллектив

Детский коллектив — это вторая модель общества после семьи, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь нравственные правила проверяются и оттачиваются. Ребенок попадает в большое количество ситуаций и нуждается на первых порах в постоянном присутствии взрослого.

Никакие нравственные доводы не помогут, если малыш не будет поддержан, утешен и услышан. Детям нужно давать возможность жаловаться и плакать и только после этого делать нравственные разборы их поведения.

Школьники, подростки и нравственность

Воспитанность — важное качество, которое прививается ребенку с малых лет. Школьный возраст в отношении развития нравственности самый сложный, поскольку в современном мире царит очень много соблазнов и жестокости.

Хрупкая и чуткая психика ребенка может достойно пройти через моральный и этический конфликт только при хорошем воспитании в первые годы жизни. В противном случае школьные годы могут сделать детей черствыми, равнодушными и отстраненными.

Мораль и этика в этом возрасте должны становиться предметами дискуссий и регулярных разборов, но для того чтобы в них участвовать, у школьника должна быть база в виде усвоенного поведения и эмоциональной зрелости.

Школьник, не умеющий откладывать свои желания, не признающий интересы других, с низким уровнем воспитанности, в этом возрасте не будет способен постигать моральные и этические нормы, так как в них не нуждается.

Моральные нормы и этические ценности закладываются только на основе уважения чужих взглядов, представления о мире как о месте, где живут миллионы таких же личностей.

Нравственное воспитание в этом возрасте — это развитие понятий «общество», «Родина», «ответственность», «долг», «обязанности» и пр. Школьникам в силу их повышенной эмоциональности нужные яркие примеры, истории и образы, которые могли бы привлечь их воображение.

Со временем у школьников появляется критическое отношение к моральным и нравственным ценностям, но это часто возникает не из-за желания противостоять нормам, как постичь их от обратного.

Важно

Подросток критикует нравственные ценности, пытаясь проверить их на прочность и нуждаясь в победе взрослого.

Семейный круг не менее важен в этом возрасте. Школьники и подростки вступают в столкновения с родителями, проверяя их убеждения и их поведение. И если родители смогут в критических обстоятельствах остаться верны своим словам, то для нравственного развития подростка это будет важное достижение.

Духовно нравственное воспитание детей и молодежи прочно связано с разбором отношений между ними. В этом смысле важно рассмотрение понятий «товарищество», «дружба», «любовь», «счастье» и пр.

Источник: https://roditeliz.ru/family/nravstvennoe-vospitanie-detey-v-seme.html

Нравственное воспитание

Проблема нравственного воспитания является одной из наиболее острых в современном обществе. Сейчас, когда весь мир пребывает в духовном упадке, очень важно уделять этому особую роль.

Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование морального сознания, а также комплекс мер по развитию нравственных чувств, а также привычек нравственного поведения.

Роль нравственного воспитания сложно приуменьшить – ведь именно оно позволяет видеть нравственно здоровую нацию.

Основы нравственного воспитания

Рассмотрим, что включает в себя концепция нравственного воспитания, какие стороны и качества она должна затрагивать:

  1. Воспитание нравственных чувств: ответственности, гражданственности, долга, совести, веры, патриотизма.
  2. Воспитание нравственного облика: милосердия, кротости, терпения, сочувствия, незлобивости.
  3. Воспитание нравственной позиции: умение различать добро и зло, хорошее и плохое, способность к проявлению любви, готовность к жизненным испытаниям.
  4. Воспитание нравственного поведения: проявления духовной рассудительности, готовности служения обществу и Отечеству, добрая воля.

Нравственное воспитание личности в семье – процесс отнюдь не однобокий. Здесь важно не только то, что говорит воспитатель, родитель, но и ответные действия воспитанника, которые должны быть способны применить воспринятые навыки в жизни.

Стоит понимать, что нравственные понятия не сразу становятся руководством к действию, а только тогда, когда человек глубоко осмыслил их и принял как собственные моральные убеждения.

Говорить о хорошем социально-нравственном воспитании можно только в том случае, если была достигнута конечная цель, а не просто приняты меры к воспитанию.

Самое главное, что нужно понять родителям – дети учатся у жизни, а жизнь в раннем детстве для них – это семья. Вы можете прочитать ребенку сотню книжек о том, что нужно быть дружелюбным, но если в вашей семье постоянно царят скандалы и упреки, ребенок научится агрессии, а не нравственности. Поэтому начинать такое воспитание нужно, прежде всего, со своих отношений с супругом.

Именно ваши личный пример и не что иное позволит ребенку наиболее точно и правильно воспринять все моральные принципы. Ребенок в детстве просто воспринимает, и все, что он видит вокруг себя, кажется ему нормальным и обоснованным. Модели поведения, свойственные его родителям, непременно воплотятся и в его жизни.

Поэтому, если вы хотите развить у ребенка терпение – никогда ни на кого не кричите, относитесь ко всем и всему снисходительно. Если вы хотите, чтобы ребенок был дружелюбным, общительным и гостеприимным – приглашайте в гости его друзей.

Для того, чтобы ребенок умел сопереживать, нужно не шарахаться от больных людей и животных, а уметь сочувствовать, бескорыстнопомогать, пожалеть.

Совет

Не нужно говорить ребенку, что ему делать, ведь это «неживая» информация, и ее ребенок не воспримет. Нужно просто самим поступать так, как бы вы хотели, чтобы поступал он.

Если ребенок с детства видит отца, сидящего с пивом на диване, и загнанную мать, которая постоянно кричит на него – о каком развитии нравственности может идти речь? Выросший ребенок займет или позицию матери, или отца, но вряд ли что-то из этого принесет ему счастье.

Именно поэтому так важно гармонизировать свои отношения в семье, соблюдать дружелюбную атмосферу, чутко относиться к людям и животным, уметь проявить сочувствие и найти компромисс в сложной ситуации, а не закатить скандал. Нравственное воспитание возможно только в той семье, которая сама живет по таким принципам.

Источник: https://womanadvice.ru/nravstvennoe-vospitanie

Нравственность в воспитании детей

Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым!

Нравственное воспитание детей – серьезная и ответственная задача, которая ложится на плечи родителей. Нравственность – это своего рода фундамент сложной конструкции, называемой духовным миром человека.

От того, насколько наполнен этот мир принципами добра, справедливости, честности, зависят поступки ребенка в его дальнейшей жизни, а также собственное отношение к миру.

Поэтому воспитание нравственности в маленьком человеке не должно отходить на второй план, мало того, заниматься этим нужно как можно раньше.

Воспитание нравственности на личном примере

Первое знакомство ребенка с принципами нравственности происходит в семье. Не имея своего жизненного опыта, малыш подражает взрослым, копирует их действия, перенимает способы общения и отношение к различным ситуациям.

Наставления же, которые пытаются дать родители своему чаду, обычно остаются незамеченными. Поэтому бесполезно запрещать ребенку делать то, что для вас самих является нормой поведения.

 Наблюдая за жизнью внутри семьи, дети делают для себя первое определение хорошего и плохого, допустимого и невозможного ни при каких обстоятельствах.

В подростковом возрасте ситуация немного меняется. Становясь старше, дети активнее включаются в процесс познания жизни, в результате чего у них формируется свое мнение об окружающей действительности.

Будет ли оно совпадать с мнением родителей, зависит только от того, насколько велик их авторитет для ребенка. Чтобы заслужить авторитет, необходимо иметь четкую жизненную позицию, в которой вы сами будете чувствовать себя комфортно, и неуклонно следовать ей.

В таком случае ребенок попытается понять ваши принципы и в дальнейшем будет равняться на них.

Какие нравственные принципы нужно привить ребенку?

Прежде всего ребенка надо научить быть отзывчивым. Родители собственным примером должны показать малышу, что значит сострадать, сопереживать человеку, попавшему в неприятную ситуацию, демонстрировать желание помочь ему.

В семье дети получают первый опыт заботы о ближних.

Не ограничивайте общение ребенка с больными родственниками, не отстраняйте его от пусть не всегда приятных реалий жизни – это поможет ему вырасти чистосердечным, чутким, ответственным человеком с развитым чувством долга.

Еще одним важным нравственным принципом, который необходимо привить ребенку, является умение дарить добро. Оно может заключаться в преподнесении подарков близким людям или эмоциональной отдаче.

Развить эту способность можно опять-таки на родительском примере.

Ребенку нужно демонстрировать и пояснять, что делиться чем-либо, материальная ли это вещь или доброе слово, – радость не только для окружающих, но и для себя.

Формирование нравственности у детей невозможно без воспитания в них честности, чувства преданности, желания быть максимально полезным для общества, уважения к старшим, к труду.

Важно отметить, что строгость – не помощник в процессе прививания духовных качеств ребенку. В отношении к подрастающей личности нужно проявлять любовь, внимание и чуткость – только в этих условиях возможно формирование достойного человека.

Трудно переоценить значение воспитания нравственности в детях, ведь от того, какие принципы были заложены в них в детстве, зависит не только их дальнейшая жизнь, но и жизнь всего общества.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/nravstvennost-v-vospitanii-detejj/

Особенности нравственного воспитания в связи с совершенствованием образа жизни

Дальнейшее укрепление, развитие социалистического образа жизни выдвигает перед системой нравственного воспитания множество проблем. Среди них на первом плане — формирование разумных потребностей. Партия, как подчеркивается в документах XXV съезда КПСС, будет и дальше последовательно решать задачу повышения материального благосостояния советского народа.

Вместе с тем указывается на то, «чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной психологии» Здесь, как видим, возникает сложная проблема в сфере нравственного воспитания.

Попытаемся выяснить, каково отношение личности к материальным и духовным потребностям.

Внутренний, духовный мир личности составляют: образ мыслей, потребности, чувства, стремления. Подчеркивая исключительное значение потребности в жизнедеятельности людей, основоположники научного коммунизма писали: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей…».

Потребности всегда имеют исторический и социальный характер, они детерминируются совокупностью условий существования людей, зависят и от уровня развития личности. Совокупность экономических, социальных, интеллектуальных и т. д. потребностей является выражением содержания образа жизни.

Образ жизни в силу этого характеризуется и определенным соотношением материальных и духовных потребностей. Он охватывает значительно более широкий спектр ценностей, чем перечень материальных благ, создаваемых материальным производством.

Читайте также:  Личное пространство – место, где я есть, и я могу позволить себе все

Отсюда неправомерна любая попытка свести образ жизни лишь к материальным благам, ибо при одном и том же количестве материальных благ в обществе могут сосуществовать различные по своему содержанию и жизненной ориентации образы жизни.

Обратите внимание

Подчеркивая это обстоятельство, нельзя также забывать о том, что материальные блага, находящиеся в распоряжении общества, в зависимости от господствующих общественных отношений детерминируют те или иные возможности для образа жизни народа. Материальные блага, их достаток создают вещественную основу, на которой зиждется образ жизни.

Однако потребности в материальных благах имеют свои границы. Индивид не в состоянии потреблять больше того, что необходимо по научно обоснованным нормам, за исключением, конечно, крайних случаев, обусловленных болезненным состоянием или другими причинами.

Выход потребления за пределы научно обоснованных медицинских норм не способствует развитию личности, Экстенсивный характер потребления не возвышает образ жизни человека, не делает его более содержательным и возвышенным по сравнению с предшествующим этапом развития, равно как по этому критерию нельзя определить, насколько совершеннее один образ жизни другого образа жизни.

Наряду с материальными потребностями и на их основе у человека возникают потребности более высокого порядка — духовно-нравственные. Они обусловлены развитием общества и индивида, социалистической культурой.

Наука, образование, искусство, средства массовой информации (печать, радио, телевидение) — направлены на удовлетворение духовных потребностей людей и их совершенствование.

Особенностью духовных потребностей является то, что они не имеют пределов, более подвижны и весьма чувствительны к воздействию нравственного воспитания.

Социалистическое общество активно влияет на характер потребностей, устраняет одностороннюю ориентацию на материальное потребление.

И хотя еще не все вопросы в этом плане решены на этапе зрелого социализма, тем не менее стремление к разумному сочетанию материальных и духовных потребностей выступает в качестве ведущей тенденции в совершенствовании социалистического образа жизни.

Важно

Ориентация общества на потребности более высокого порядка — потребности личности в творческом содержательном труде, общественной деятельности, потребности познавательные, эстетические и т. д. — отражают общую направленность социализма в совершенствовании образа жизни.

Социальная политика партии заключается в том, чтобы внести более рациональные моменты в потребление и ограничить возможности нерационального, престижного потребления. Объектом организованного регулирования выступают и такие категории потребления, которые считаются вредными с медицинской и культурной точек зрения (например, табачные изделия).

И такое вмешательство общества вполне оправданно, ибо оно направлено на укрепление здоровья людей. Социализм располагает и соответствующими экономическими рычагами для воздействия на характер потребления, шкалу ценностей, которой руководствуется личность в своем образе жизни. Однако одного экономического воздействия на формирование потребностей недостаточно, если оно не подкрепляется нравственным воспитанием.

Сейчас уже нет сомнений в том, что повышение уровня материальной и культурной жизни оказывает свое влияние на поведение личности, ее ценностную ориентацию.

В практике воспитательной работы все большее внимание уделяется поиску способов и средств ограничения потребительских тенденций, нежелательных для общества и личности.

Нельзя также не учитывать и того факта, что наши идейные противники возлагают надежды на перерождение советского человека в обывателя, «раба вещей», потребителя. Поэтому вопрос о потребительстве далеко не праздный.

В условиях повышения благосостояния трудящихся не исключена возможность и временного оживления потребительской психологии, хотя такая психология не вытекает из природы социалистического строя, господствующих в нем социалистических общественных отношений, мировоззрения, духовной культуры и нравственных установок.

В. И. Ленин придавал большое значение борьбе с мелкобуржуазной психологией, мещанством, которое тесно связано с потребительством. В его произведениях содержится характеристика мещанства как социально-психологического явления. Мещане — это люди, «забитые не теорией, а предрассудком, обычаем, рутиной, люди равнодушные, то, что называется обыватели…».

Совет

Мещанство же не имманентно присуще человеку, оно не вытекает из его природы, а существует в качестве пережитка прошлого, преодоление которого требует длительного времени. Так, дефицит на некоторые товары способен породить не только престижное потребление, но и создавать почву для личного обогащения отдельных граждан.

Против такого явления направлены, например, многие статьи новой Конституции СССР, где прямо указывается, что «основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы… Имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества».

Наряду с организационными мероприятиями, препятствующими распространению мещанской, мелкобуржуазной психологии, большое значение имеют деятельность социальных институтов по эстетическому и правовому просвещению населения, подъему их нравственной, правовой культуры, пропаганда разумных потребностей, воспитание на положительном примере, на лучших нравственных образцах.

Эффективность нравственного воспитания связана со степенью теоретической разработанности самой проблемы разумных потребностей. Состоявшаяся в 1975 г. в Минске теоретическая конференция «Проблема формирования потребностей в условиях развитого социализма» со всей очевидностью показала необходимость разработки критерия «разумных потребностей».

Изучение этой проблемы Белорусской партийной организацией подтвердило актуальность ее теоретической разработки. Возможности для разработки этой проблемы в научном и практическом отношениях все время расширяются. Как в нашей стране, так и в странах социалистического содружества имеются научно обоснованные нормы потребления продуктов питания.

Есть соответствующие данные о потреблении одежды и обуви.

Нравственное воспитание имеет все возможности сосредоточить свои усилия на формировании разумных потребностей. При этом новый образ жизни должен выступать не в виде «потребительского рая», а быть основанным на исключительном разнообразии потребностей, вкусов и наклонностей личности.

Нельзя в нравственном воспитании противопоставлять материальное и духовное, ценности материального и духовного порядка. «Вещная болезнь» начинается с бездуховности, с однобокой ориентации на материальное благополучие и заканчивается нравственным разрушением личности.

Социалистическому же образу жизни свойственно гармоническое развитие, ибо он основан на богатстве духовного мира индивида.

Обратите внимание

Процесс нравственного воспитания по укреплению, развитию и совершенствованию социалистического образа жизни сложен. На человека оказывает свое влияние семья, ориентация родителей на ценности жизни и культуры, от них прежде всего зависит пробуждение потребности и в духовном развитии.

С этого и начинает складываться будущая модель образа жизни подрастающего поколения. Попадая в трудовой, производственный, научный или учебный коллектив, человек приносит туда и сформировавшиеся в семье, школе, высшем учебном заведении представления о ценностях жизни.

И если эти представления были неправильными, то социалистическому трудовому коллективу приходится уже не воспитывать, а перевоспитывать человека. А дело это чрезвычайно трудное, ибо сложившиеся стандарты и образцы жизни, на которые ориентируется личность, обладают инерционностью.

Это особенно видно на примерах преодоления устаревших традиций, пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Пережитки прошлого не присущи природе социализма. Вместе с тем они существуют, и с ними нельзя не считаться. Вот почему так остро был поставлен на XXV съезде партии вопрос о борьбе с отклонениями от норм коммунистической нравственности.

На практике причины отклоняющегося поведения могут быть весьма разнообразными, отражая всю сложность нравственных отношений между людьми и функционирования самих норм морали.

Стяжательство, например, в его современном виде — это не только взяточничество, но и использование служебного положения, это и спекуляция. Короче говоря, стяжательство многолико.

Отклонения от норм общественной морали становятся все более нетерпимыми с точки зрения как интересов общества, так и самой личности.

Важно

И процесс преодоления таких отклонений в образе жизни людей является наиболее трудным, ибо эти отклонения связаны с многочисленными традициями, навыками, психологией людей, которая преобразуется значительно медленнее, чем материальные условия существования. Не случайно В. И. Ленин обращал внимание коммунистов на то, что преодоление старого наследия может занять целые десятилетия. Следует также иметь в виду неравномерность распространения отклоняющегося поведения но различным сферам жизнедеятельности людей.

Партийные и общественные организации накапливают все больший опыт в работе среди населения по местожительству, ориентируя трудовые коллективы на более эффективное нравственное воспитание трудящихся. Такая работа строится дифференцированно среди различных категорий населения.

В результате обогащается содержание культурно-воспитательной работы на местах, укрепляются связи коллектива с местными Советами народных депутатов. В некоторых городах страны уменьшилось количество правонарушений среди подростков в результате правового и нравственного воспитания.

В работе среди населения партийные и общественные организации ориентируются на рациональное использование свободного времени, на развитие социальных, интеллектуальных, познавательных и эстетических потребностей личности.

Для практики нравственного воспитания имеет большое значение такая проблема, как удовлетворенность или неудовлетворенность индивида своим личным образом жизни. Это обусловливает необходимость усиления индивидуальной работы среди населения, более полного учета факторов, влияющих на степень удовлетворения личной жизнью,

Неудовлетворенность индивида личным образом жизни порождается многими причинами, в том числе возросшими требованиями к творческому содержанию труда. В практике нравственного воспитания не может не учитываться изменение мотивировки у подрастающего поколения в отношении к физическому труду.

Однако нельзя также и ориентировать молодое поколение лишь на профессии творческого труда, необходимо подчеркивать мысль, что в каждом виде трудовой деятельности можно выявить творческое содержание, если относиться к труду добросовестно, отдавать себе отчет в общественной полезности и необходимости данного вида труда для общества.

Проблема удовлетворенности личным образом жизни имеет множество граней. Она включает в себя множество показателей, которые создают Известную морально-психологическую атмосферу, своеобразную комфортность образа жизни коллектива и личности.

Совет

Укрепление моральной атмосферы, повышение удовлетворенности личности своим образом жизни составляет насущную задачу нравственного воспитания.

Преимущества того или иного образа жизни рельефно выявляются в его нацеленности на перспективу. Чем шире такая перспектива, тем оптимистичнее данный образ жизни, тем большими возможностями воздействия он обладает на образ мыслей людей, их социальную активность.

Нравственное воспитание станет более эффективным, если оно будет воспитывать в людях коммунистическую устремленность — важнейшее духовное качество, которое позволяет человеку в каждом деле видеть большой общественный смысл, жить интересами общества, бороться за их реализацию, осознавать интересы общества как свои собственные.

В такой устремленности к высоким общественным целям проявляется высокая сознательность советского человека, его умение и готовность бороться за коммунистические идеалы.

Социалистический образ жизни предоставляет все более широкие возможности человеку для воплощения целеустремленности к высоким общественным целям в сфере трудовой и общественно-политической деятельности, в познании и освоении духовно-нравственных ценностей коммунизма, в воспитании подрастающего поколения, в борьбе с пережитками прошлого в сознании и поведении людей, с буржуазной идеологией и моралью. В процессе такой практической деятельности формируются лучшие нравственные качества советского человека, развивается его сознательность, высоконравственным становится его поведение. Опираясь на все более расширяющуюся практику, жизнедеятельность личности, нравственное воспитание в состоянии повысить и эффективность своего влияния на личность, ориентируя ее на лучшие образцы жизни и эталоны поведения. Коммунистическая устремленность к общественным целям, таким образом, может быть тесно связана с преобразованиями в самом образе жизни людей.

Особенность нравственного воспитания в сфере совершенствования социалистического образа жизни, следовательно, состоит в выборе высоконравственных целей, путей и средств их достижения.

Формирование социалистического образа жизни и активной жизненной позиции личности составляет одну из важнейших особенностей нравственного воспитания в современный период.

Она обусловлена тем, что зрелый социализм характеризуется новым образом жизни и предъявляет к нравственной личности всевозрастающие требования.

Обратите внимание

Личность становится в полном смысле слова нравственной тогда, когда ее деятельность проникнута коммунистической идейностью, когда она руководствуется в своем поведении сознанием и чувством общественного долга и гражданской ответственности.

Нравственное воспитание осуществляется в постоянно меняющихся условиях: научно-техническая революция, воздействующая на характер труда человека, его образ жизни и нравственный мир, развивающиеся потребности и запросы социальных групп, рост их общественной активности, образованности и информированности и др.

Все это не может не накладывать свой отпечаток на нравственное воспитание трудящихся в современных условиях, на деятельность социальных институтов по воспитанию.

Эффективность его осуществления все больше становится в зависимость от связи с наукой о воспитании, от отношения к нему как к искусству формирования духовного мира личности.

Источник: https://pro-psixology.ru/nravstvennoe-vospitanie/170-osobennosti-nravstvennogo-vospitaniya-v-svyazi-s.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector