Понятие личности в психологии, в философии, в социологии

Понятие личности в психологии, социологии и философии

Кто такая личность? Человек часто использует данное понятие, особенно не задаваясь вопросом, а что же он имеет в виду. Говоря о личности, он обычно на что-то указывает.

В психологии, социологии и философии личность тоже обладает определенными характеристиками. Речь идет о том, что люди не рождаются личностями, а становятся ими.

Как это происходит, какие факторы на это влияют и на прочие вопросы ответит интернет-журнал psytheater.com.

Обратите внимание

Все люди разные. Об этом можно судить как по внешности, которая у каждого человека отличается, так и по характеру, моделям поведения и даже рассуждениям о том, в каком мире люди живут. Даже близнецы являются разными личностями, несмотря на то, что внешне могут быть похожи. Что же отличает людей друг от друга:

  1. Их физиологические особенности, которые заложены согласно индивидуальному генетическому коду.
  2. Их воспитание, через которое каждый прошел индивидуально.
  3. Их условия проживания, в которых каждый человек рос и развивался.
  4. Их опыт, который состоит из исключительно личных историй, размышлений, сделанных выводов и совершенных поступков.

Личность – это совокупность качеств, мыслей, поступков, историй, страхов, комплексов и опыта, который обретается человеком. Такой набор индивидуален, что и выделяет человека на фоне остальных людей.

Что такое понятие личности?

Личностью человек становится с годами. Вначале он рождается просто индивидом, принадлежащим человеческому роду. Лишь со временем он начинает набираться различных качеств и повадок, ролей и знаний, которые и формируют его личность. Что же подразумевает под собой понятие личности? Это набор:

  1. Волевых качеств.
  2. Черт характера.
  3. Социальных и личностных ролей.

Личность – это его сильные и слабые качества, опыт, знания, поступки и результаты, которых он сам достиг. Также личность – это та социальная роль, которую он постоянно отыгрывает. Причем этих ролей в одном человеке может быть очень много, и он постоянно их меняет, в зависимости от обстановки, оставленных целей и требований, выдвигаемых к нему.

Понятие «личность» часто путают с терминами «индивид» и «индивидуальность». Все это разные понятия:

  • Индивид – это представитель человечества. Индивидом является новорожденный ребенок, который пока не обладает никакими качествами, опытом, достижениями. Из индивида получается личность. Однако это не всегда случается.
  • Индивидуальность – это уникальный набор качеств, который наблюдается в одном человеке. Это черты характера, темперамент, способности, стиль общения, психические процессы. Этот набор уникален для одного человека и абсолютно не присущ, является другим у другого индивида.

Несмотря на разницу между понятиями, все они являются составляющими человека, которые определяют его как уникальную особь. Как эти понятия связаны между собой?

Сначала человек рождается индивидом. Он принадлежит человеческому роду, которому присущи определенные физиологические структуры с их поэтапностью развития.

Затем ребенок начинает контактировать с людьми, из-за чего у него формируются определенные качества и привычки, что делает его индивидуальностью.

По мере своей жизни человек сталкивается с различными ситуациями, он обучается принимать решения и выходить из сложностей, контролировать эмоции, отвечать за последствия собственных поступков. Это в итоге формирует личность.

Каждый человек проходит через определенные этапы своего развития. Это биологический процесс, заложенный природой. И если бы не такое развитие, то люди бы так и оставались младенцами. Если в начале своей жизни все люди нуждаются в полной опеке своих родителей, то по мере взросления данная необходимость пропадает. И теперь бывшие дети могут сами рожать и оберегать своих малышей.

Если в младенческом возрасте вы решали, что ребенок будет кушать и как одеваться, то уже начиная с подросткового возраста, вам необходимо оставить это право за своим чадом.

Но поскольку не все родители об этом задумываются, они попадают в различные конфликтные ситуации со своими детьми. Многие родители продолжают указывать и воспитывать детей, когда те уже стали подростками или даже взрослыми людьми.

Важно

Но, извините, если это действовало тогда, когда ваше чадо было маленьким, то сейчас это не будет действовать. И это закон природы, а не чья-либо прихоть.

Этапность развития личности позволяет человеку становиться взрослым, самостоятельным и независимым. Если бы этого не было, то человечество бы вымерло и не было бы никакого прогресса. Только благодаря тому, что с каждым годом ребенок все меньше нуждается в опеке своих родителей, позволяет человечеству существовать. И сами родители должны это понимать.

Если вашему ребенку до 3 лет, то вы можете применять те инструменты, которые абсолютно не подойдут, когда ему будет 7 или даже 15 лет. Какие именно инструменты нужны на том или ином этапе развития вашего ребенка, описано в книгах по психологии детей.

Изучайте и привыкайте к мысли о том, что чем старше становится ваш ребенок, тем меньше воспитания и контроля от вас требуется по отношению к нему. Наступает момент, когда ребенок вообще перестает вас слушаться.

И это закон природы, который является единственно правильным!

Однако психологи отмечают, что не каждый индивид становится взрослой и самостоятельной личностью. Многие люди застревают на одном из этапов своего развития, уже к 45 и даже 60 годам не будучи способными отвечать за свои поступки или контролировать эмоции.

  • Индивиды часто не становятся личностями, если подвергаются чрезмерной опеке и заботе со стороны родителей, которые все за них стараются сделать.
  • Личностями часто становятся дети, которые лишены родительской опеки, любви и внимания. Они вынуждены сталкиваться с реалиями жизни и учиться в них жить.

Каждый развивается в своем темпе, что определяется не только генетикой и эволюцией, но и условиями жизни.

перейти наверх

Понятие личности в психологии

Личностью в психологии является индивид, который проявляет себя в предметной деятельности и социальных отношениях. Он проявляет свое видение мира, что и выражает его индивидуальные особенности. Также важным становится то, какие взаимоотношения выстраиваются у человека с окружающими.

Отношение к определенному предмету у человека выражается через тот опыт, которым уже обладает, и знания, которые имеются у индивида. Они-то и формируют ту реакцию, которая проявляется человеком в отношении данного предмета.

Есть два фактора, которые человек забывает учитывать, когда проживает свою жизнь, принимает жизненно важные решения, выбирает для себя того или иного партнера для брака, работы. Человек на самом деле является хозяином своей судьбы.

Даже если он не осознает этого, подчиняется чужой воле, зависим от мнения окружающих людей, пытается кому-то понравиться, все равно отвечает за то, какой жизнью живет.

Совет

Это был его выбор стать безвольным и подчиняемым человеком, даже если не помнит того момента, когда принял данное решение.

Есть два фактора, которые человек упускает в решении любого вопроса:

  1. Он в ответе за свою жизнь. А значит, если ему не нравится тот путь, по которому он идет, и ничего не делает для того, чтобы пойти другим путем, это тоже лежит на его совести.
  2. Он в ответе за то, является он личностью или нет. Трудно назвать человека личностью, когда он от кого-то зависит, поддается чужому влиянию, не думает своей головой и постоянно нуждается в помощи. Конечно, все люди являются личностями. Но такого человека можно назвать «пустой личностью», то есть отсутствующей, сонной, недоразвитой.

Вы проживаете свою жизнь. Поймите, что никто не сможет прожить вашу жизнь. Это вы болеете, чувствуете, проходите через все события. Никто вместо вас не проживет все это.

Соответственно, вы в большей степени подвластны над своей жизнью. На вас могут влиять, запугивать, подавлять и т. д. Но только вам решать, как именно на это реагировать. Есть много путей решения одного и того же вопроса.

И то решение, которое принимаете вы, влияет на вашу дальнейшую судьбу.

Идите своим путем и будьте личностью. Несомненно, вы живете в обществе, где есть правила и законы, которым вы должны подчиняться. Но это еще не мешает вам самим решать свою судьбу и быть тем человеком, который был бы достоин вашего собственного уважения.

перейти наверх

Понятие личности в социологии и философии

В социологии личность рассматривается как часть социальных связей:

  1. Личность – социальный статус, который занимает человек, что определяет его обязанности и права. Таких статусов у человека может быть много, в зависимости от наличия родственников, друзей, работы, деятельности и пр.
  2. Личность – это структура:
  • Иррациональное (Оно) – инстинкты, желания, страсти.
  • Рациональное (Я) – сознание.
  • Супер-Эго – чувство вины, совесть, нравственный контроль.

В личности должно гармонично сочетаться все три компонента: Оно должно контролироваться, как и Я. Все контролируется Супер-Эго.

В философии под личностью понимается индивид, который осознает собственную сущность, смысл жизни и предназначение. Личностью человек становится, когда осознает свой приход в жизнь, предназначение, конечную цель. Личность способна свободно самовыражаться и контролировать собственные мотивы.

перейти наверх

Понятие личности преступника в криминологии

В криминологии также важно знать психологию личности. Чтобы вести следствие и находить преступников, следует понимать их сущность и внутренние побуждения. Наблюдая за поведением преступников, можно сделать следующее:

  1. Предупредить будущие преступления, выведя новые законы и правила.
  2. Найти преступника, зная его психологический портрет, особенности поведения и мотивы.

Одни полагают, что человек приобретает «личность преступника» с момента совершения преступления. Другие считают, что преступником человек становится еще до того, как совершит неподобающее действие. В любом случае человек теряет свою личность, как только совершает преступление, в то время как сохраняет ее, если раскаивается в содеянном.

перейти наверх

Итог

Личность – это человек, который уже обрел свое лицо и чем-то отличается от остальных представителей человеческого рода. В итоге все люди становятся личностями. Остальное уже следует списывать на моральные предубеждения, когда люди говорят о потере человеческих качеств при совершении неподобающих поступков.

Источник: http://PsyTheater.com/ponyatie-lichnosti-v-psihologii-sociologii-i-filosofii.html

Понятие личности в философии, социологии и психологии

Так же можно  встретить утверждение что: ':в  практике современной экзистенциальной психологии используются многие достижения психоанализа'.

Здесь тоже не понятно о чем идет речь, поскольку психоанализ акцентирует базисный конфликт между подавленными инстинктивными устремлениями с интернализованными значимыми взрослыми, в то время как экзистенциальная психология усматривает конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования, под которыми понимаются:

  • Смерть, как наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность.
  • Свобода, как первичный принцип, порождающий ужас, поскольку отсутствует 'почва под ногами' – это отсутствие внешней структуры.
  • Изоляция, как фундаментальная изоляция – и от других созданий, и от мира, – скрывающаяся за всяким чувством изоляции.
  • Бессмысленность, как экзистенциальный динамический конфликт порожденный дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.
Читайте также:  Романтик - значение слова, как стать романтиком

Эти базовые, первичные проблемы далеки от поля зрения психоанализа настолько, насколько сам психоанализ далек от экзистенциальной психотерапии.

Психоанализ занимается 'раскопками самых ранних событий жизни индивида', в то время как ':истина находится к нам ближе кончика собственного носа (Дзен)'. Отсюда проблема: 'экзистенциальная психотерапия, подобно бездомному бродяге, ничему не принадлежит.

У нее нет ни законного места жительства, ни формального образования, ни собственной организации. Академические соседи не признают ее за свою.

Она не породила ни официальное сообщество, ни стабильный журнал (немногочисленные хилые чада скончались во младенчестве), не имеет ни стабильной семьи, ни определенного главы семейства' (И. Ялом). Именно простота и неприкрытость постулатов и делают это направление столь не популярным.

По сути, экзистенциальная психология – это направление современной психологии, в котором синтезированы различные учения и теории, посвященные психологическим проблемам человеческого существования. В состав современной экзистенциальной психологии чаще всего включают экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра и Л. Бинсвангера, логотеорию и логотерапию В.

Франкла, аналитическую экзистенциальную психологию М. Босса, экзистенциальную антипсихиатрию Р. Лэнга, экзистенциальную персонологию С. Мадди, экзистенциально-аналитическую теорию Дж. Бьюдженталя и, в первую очередь, психотеологию Р. Мэйя. Идейными источниками экзистенциальной психологии явились 'философия жизни', экзистенциализм и феноменология.

В общих чертах экзистенциализм можно определить, как стремление понять человека, не раскалывая его на субъект и объект. Западная мысль и наука терзались этим расколом со времен Ренессанса.

Бинсвангер назвал этот раскол 'раковой опухолью всей психологии… раковой опухолью доктрины о расколе мира на субъект и объект'.

Обратите внимание

Экзистенциализм это: 'настойчивая попытка понять человека, расширив область его изучения далее той черты, по которой проходит трещина между субъектом и объектом' (Р. Мэй).

Эта психология может быть названа экзистенциальной, потому что ее основная концепция состоит в том, что человек существует, выступает из реальности, активно и свободно действуя в мире.

Этот термин подчеркивает противоположность тем теориям, которые воспринимают человека как высоко структурированный предмет или ящик, переполненный либидозными инстинктами, который бы реагировал на соответствующий стимул всегда одной и той же закономерной реакцией (Адриана ван Каам).

Это идея о том, что существование (existence) предшествует сущности (essence). Где существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться.

Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность.

Таким образом, экзистенциализм постулирует первичность  духовной субстанции, а личность для нее – субъект-объект. Такое глубокое понимание сущности подразумевает отсутствие общепринятого смысла понятий: внутри, снаружи, вокруг и т.д., переводя их в категорию разговорных терминов, не имеющих 'объективной' подоплеки.

Единственное с чем можно сравнить такой подход это – психоанализ второй ступени, который говорит, что: 'Войти в состояние парапсихоанализа, можно только уже хорошо осознавая, что есть страх, боль, смерть и вечное.

Оказывается, единственное знание, без которого мы точно никак не обойдемся, вознамерившись открыть двери в запредельное, и что прежде просто обязаны будем вспомнить, это то, что мы и Космос есть нечто единое.

Важно

Исходную позицию парапсихоанализа следует трактовать как осознанный отказ личности, вознамерившейся искать любые мыслимые способы произвольного вхождения в ирреальное пространство Духа, от защиты, льгот и бремени эгрегора, намоленного человеками'.

В этой короткой формулировке скрыты основные данности экзистенциональной психологии, которых нет, а точнее, которых избегают, другие направления психологического толка.

И если мы говорим о психологии, как науке о душе, то экзистенциальная психология и психоанализ второй ступени – это наука о Духе, не имеющая ничего общего с психоанализом З. Фрейда и бихевиоризмом, предназначенных для базового понимания природы человека в рамках механистической концепции.

Исходя из этого, стоило бы перевести эти дисциплины из разряда психологии в разряд высшей психологии. Может быть, тогда на них обратят внимание, и они займут достойное место в науке.

Но почему же экзистенциальная психология не принимается  академической психологией и  психотерапией? Суть в том, что академическая психология признает в этом плане только эмпирическое исследование.

Однако это не помешало открыть двери психодинамической теории, не смотря на то, что: 'После смерти Фрейда персонологи почти полностью игнорировали объективную и систематическую верификацию центральных теоретических положений Фрейда.

Беглый просмотр истории психоанализа как метода лечения достаточно хорошо объясняет причину этого. Во времена Фрейда аналитики вообще не были заинтересованы в использовании методов научного исследования для обоснования теории.

Сам Фрейд тоже не акцентировал внимание на проблеме эмпирической валидизации, основанной на контролируемом, систематическом изучении феноменов в лаборатории, как делают сегодня большинство психологов'.

Совет

Если же и  были, некоторые исследования то о них можно сказать, что 'Приведенные работы представляют огромный интерес с точки зрения определения научной валидности психоаналитических гипотез.

Однако при внимательном рассмотрении этих исследований становится очевидным, что многие из них не обеспечивают прямого, недвусмысленного подтверждения валидности предположений Фрейда о поведении человека.

По этой причине, вероятно, будет благоразумным сделать вывод о том, что большинство из них не получили убедительного эмпирического подтверждения', и все же заняли почетное место в психологической науке.

Человек в экзистенциальном понимании не разложим на сумму каких-либо частей (таких, например, как отдельно эмоции, воля, мышление). Человек больше всех своих составных частей. Отсюда, говоря о личности, следует сказать, что в экзистенциальной психологии ее нет и быть не может. Избегается само понятие 'личность', а используется, в основном, понятие 'человек'.

Есть также понятие 'самости', которая в здесь понимается как открытость человека миру. Мир человека характеризуется в экзистенциальной психологии четырьмя измерениями, между которыми нет иерархии: физическое, социальное, психологическое и духовное. Экзистенциальная психология противостоит взглядам на человека как на вещь.

Человек свободен и один ответственен за свое существование. 

Как уже говорилось выше, в рамках экзистенциальной психологии выделяются четыре конечные данности, существования: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Также можно выделить такие экзистенциальные характеристики как тревога, вина, время, чувство бытия. На этих принципах и строится рассмотрение природы человека и его движущих сил.

И действительно, если мы, исходя из свободы, каждое мгновение делаем выбор в направлении быть или не быть, то зачем инстинкты, объясняющие движущие механизмы? По сути, я бы выделил только две базовые данности – смерть и свобода, из которых вытекают все остальные. Смерть нас заставляет искать смысл жизни, а свобода, способна уничтожить его.

Не смотря на то, что экзистенциальная психология не рассматривает личность, как таковую, все же в ней есть место некоторым типам личности, из которых можно выделить индивидуалиста и конформиста.

Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллектуальной жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение, обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви.

Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности. В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий, прежде всего свои биологические потребности.

Обратите внимание

Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.

Не смотря на то, что эти типы и названы 'типами личности', я бы назвал их 'тип человека', исходя из терминологии экзистенциальной психологии.

Здесь же следует сказать, что полный смысл экзистенциальной психологии и ее взгляд на природу человека, не был раскрыт, но лишь краткая характеристика данного направления и ее отношение к понятию личности.

Это обусловлено тем, что внутри самого экзистенциализма нет единого мнения на данный вопрос. Да его (мнения) и не должно быть. А чем рассматривать все имеющиеся на сегодняшний день, проще и полезней иметь свое.

58. Учение  Б.Г. Ананьева о человеке

Приступая к  изложению этой темы этой темы, хотелось бы подчеркнуть, что выдающейся заслугой Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972) стала его идея о единстве естественного и общественного в структуре человеческого развития.

Иными словами психология – это наука о человеке, где психика предстает как интеграция филогенеза, онтогенеза, социализации и истории человечества. Такое понимание предмета психологии позволяет максимально полно реализовать принцип единства биологического и социального в человеке, в ходе его индивидуального развития.

Это означает, что в человеке имеются структуры относящиеся в большей мере либо к биологическому либо к социальному началу.

По мнению Б. Г. Ананьева единство биологического и социального в человека обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является главным образом индивид.

Важно

Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.

Человека как индивида и его развитие в онтогенезе изучают – общая, дифференциальная, возрастная психологии, психофизиология, онтопсихофизиология.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе индивидуальной жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидных структур.

Каждый человек  как личность проходит свой жизненный  путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется  его социальная зрелость.

Человек как личность представляет собой  совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают – общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек  – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений.

Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда.

Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения.

Совет

Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают– психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для  каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности.

Читайте также:  Женская психология в отношениях - особенности, проблемы

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам.

Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия.

С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Источник: http://freepapers.ru/18/ponyatie-lichnosti-v-filosofii-sociologii/252546.1682893.list14.html

Понятие личности в философии, социологии и психологии

Понятие личности в философии, социологии и психологии.

Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.

Обратите внимание

О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида».

При этом соц. психология изучает статус и соц.

роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

Совет

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

Различные подходы к пониманию личности.

Психология личности изучает личность, в первую очередь, как соц. сущность ч-ка. Однако существуют разные подходы к её пониманию, поскольку проблема личности имеет междисциплинарный статус.

Современные концепции темперамента.

Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу.

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении ч-ка к условиям жизни и д-ти. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я.Стреляу считает следующие:

реактивность – сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

– активность – интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я.Стреляу: существуют относительно стабильные индивид.различия по отношению к формальным характеристикам поведения – интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

Темперамент характеризует по качествам интенсивности и времени не только людей, но и в целом млекопитающих. Темпераментальные характеристики есть рез-т биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, к-ая и определяет их индивид.проявления.

Важно

Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я.Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии.

Я – концепция (понятие, структура, функции).

«Я-концепция» — это динамическая система представлений ч-ка о самом себе, в к-ую входит осознание ч-ком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Структура «Я-концепции»

“Я-концепция'' включает в себя т3 компонента:

1) когнитивный компонент – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего х-ра и т. д.;

2) эмоционально-оценочный компонент – переживание ч=ком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

3) поведенческий компонент – действия, к-ые предпринимает ч-к, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих.

Возможность развивать систему представлений о себе (“Я-концепцию'') у ч-ка возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Функции Я-концепции.

Функция интеграции знаний о самом себе, средство обеспечения их внутренней согласованности. Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения.Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

Функция интерпретации опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивид.субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место – женщина может оценить как знак вежливости, как оскорбление, как знак симпатии и желание познакомиться).

Функция предвосхищения. Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий.

Понятие личности в философии, социологии и психологии.

Личность в философии выступает как сов-ть всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.

Личность в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством д-ти и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и ч-ка.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

Разработка проблемы личности в общей психологии необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах.

Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации ч-ка, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Т.

Обратите внимание

О, личность в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие др.людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида».

При этом соц. психология изучает статус и соц.

роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной д-ти.

Совет

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других.

Как отмечал Э.Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности ч-ка. «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э.Штерн.

Источник: https://cyberpedia.su/12x2e3d.html

Личность в философии социологии и психологии психология личности

ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ ПП-14 САБЛУКОВА. С. Н.

ЛИЧНОСТЬ • Это одно из ключевых понятий философии, социологии и психологии. Этот термин часто встречается не только в научных исследованиях и трактатах, но и в нашем обиходе.

ЛИЧНОСТЬ В ФИЛОСОФИИ • Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе. Личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

• В философии «личность» ( «человек» ) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как: • 1) произведение; • 2) творец; • 3) деятель.

ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ • Это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.

• В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

• Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

• Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

• Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

• Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

• Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие» . • Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

СИСТЕМНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ Строится на следующих принципах: 1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; 2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий; 3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует; 4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

ЛИЧНОСТЬ В ПСИХОЛОГИИ • Изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.

• В психологии «личность» ( «индивид» ) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ • Это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Обратите внимание

ЗАДАЧА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ • Состоит в том, чтобы «понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида» .

При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Читайте также:  О чем говорить с девушкой - темы для разговора

Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят: • педагогическая, • возрастная, • этническая, • психология труда, • психология развития и ряд других.

• Как отмечал Э. Штерн психология личности как наука возникла в ответ на кризис традиционной вундтовской психологии, ставший результатом исчерпавшего себя атомистического (элементного) подхода к объяснению личности человека. • «Психология элементов оказалась беспомощной при рассмотрении человеческой личности» – писал Э. Штерн.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • Ковалёв А. Г. «Психология личности» М. ; «Просвещение» , 1989. – 391 с. • Лебедева С. О. «Социология: учебное пособие. » Волгоград: Политехник, 2006. – 248 с. • Плеканов Г. В.

«К вопросу о роли личности в истории» // Избранные философские произведения. – М. , 1956. т Т. 2. • Фрейджер Р. , Фейдимен Д. «Личность: теории, эксперименты, упражнения» // Психологическая энциклопедия. – Спб.

: прайм – Еврознак, 2001.

Источник: https://present5.com/lichnost-v-filosofii-sociologii-i-psixologii-psixologiya-lichnosti/

Личность в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Замечание 1

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.

  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия.

    Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью.

Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью.

Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества.

Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве.

По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Французская философия персонализма

Замечание 2

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/lichnost_v_filosofii/

Общая психология

Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего времени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали единого, общепринятого определения того, что же такое личность.

В философии уже в конце античного периода появилось это понятие. Тогда оно обозначалось словом «персона» (от лат. persona – «маска, личина»). Этот термин возник как дополнение к понятию «индивид». Понятие индивида подразумевало природные, врожденные данные человека. Но ведь нельзя свести представление о человеке только к его биологическим свойствам.

Человек – значительно более сложная система. Он, как минимум, является еще субъектом и объектом отношений с другими людьми, он обучается, он меняется в зависимости от социального окружения, ситуации развития и т. п.

Важно

Все это было понятно уже древним философам, поэтому все качества, не относящиеся к природным, они называли персональными (в современном понимании – личностными).

Наиболее близким психологии являются понятия о личности в философии и социологии. В современной философии личность рассматривается прежде всего в этическом аспекте. Она трактуется философами как некий центр, являющийся единством содержания внутреннего мира человека с совокупностью его действий, направленных на другие личности.

В социологии личность рассматривается как субъект общественных отношений, как единица, составляющая основу социума. Данный подход близок социальной психологии Общая же психология рассматривает личность значительно шире, не только как субъект и объект социальных действий.

Совокупность различных аспектов, рассматриваемых общей психологией, позволяет говорить о личности как о субъекте преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.

Таким образом, если все-таки попробовать составить единое представление, то понятие личности подразумевает конкретного человека, являющегося носителем сознания, общественное существо, субъект активного отражения и преобразования мира и одновременно объект, сам преобразующийся под воздействием окружающего мира.

Психология сформировалась позднее философии, социологии и других наук, составивших какое-либо мнение о понятии личности. Поэтому она до определенной степени приняла представления о личности, сложившиеся в этих науках. Однако, обладая собственной спецификой подхода к предмету, психология дает и собственное определение.

Личность имеет динамическую функциональную структуру. В эту структуру входит очень большое количество элементов, называемых чертами личности. Для удобства исследования личности психологи выделили ряд подструктур.

Это условное деление, поскольку в действительности все эти подструктуры являются взаимопроникающими и взаимообусловливающими. Однако их все же можно считать относительно самостоятельными образованиями.

Традиционно выделяют четыре подструктуры.

Источник: https://bookap.info/genpsy/dmitrieva_obshchaya_psihologiya/gl51.shtm

Понятие личности в философии, социологии, психологии. Психология личности как наука

Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представление о личности, сложившееся в этих пограничных дисциплинах.

В философии личность человека как таковая не рассматривается, ею надо стать. Личность – одно из центральных понятий социологии.

Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Совет

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет, прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е.

они отмечают в людях социально типическое). Таким образом, можно сказать, что как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая своё) может использовать любой из этих терминов.

Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.

В философии «личность» (читай: человек) в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как:

1) произведение (Природы, Бога или Общества), продукт условий существования, который может лишь познать себя и не должен пытаться изменить (человек адаптирующийся, приспосабливающийся);

2) творец, беспредельно активный, либо медитирующий, изменяющий свои собственные условия, либо управляющий своим воображением об условиях своей жизни и о себе (человек, создающий себя сам, самопроизводящийся);

3)деятель, преобразующий сам себя посредством инструментальной, предметной активности, связывающей его развитие с внешним миром (человек, производящий новые предметы и передающий в предметах свой опыт).

В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого.

Обратите внимание

Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны.

Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальным актером (действующей единицей) некой группы или общности.

И философия, и психология оказывают существенное влияние на развитие социологических представлений о личности, однако их особый взгляд на сей предмет и специфическая терминология используются только на уровне специальных теорий.

Итак, социологи, как правило, оперируют понятиями «социальный субъект» и «личность» для описания социальной сути и социальные качеств человека.

В современной социологии личность, как субъект (который, напомним, может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально – исторический тип способности к деятельности.

Считается, что личность как социально типическая характеристика людей пережила определенную эмоцию вместе с ходом исторического прогресса.

Первобытный человек характеризовался деятельностью адаптивной, приспособительной, в то время как современный имеет значительно более богатый функциональный репертуар и в целом играет активную преобразующую роль в природе и обществе.

Можно сказать, что личность все полнее проявлялась, формировалась и заполняла человека, вырывая его из мира естества (желаний и страстей) и приводя в мир творчества, осмысления и понимания знаков «другого». В этом смысле личность как социальное качество человека становилась все более концентрированной субстанцией его особой (общественной) природы.

Источник: https://students-library.com/library/read/65683-ponatie-licnosti-v-filosofii-sociologii-psihologii-psihologia-licnosti-kak-nauka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector